Проблемы с учебой

Проблемы с учебой

Проблемы с учебой (подросток)

Проблемы с учебой имеют три главных корня: ребенок НЕ МОЖЕТ, ребенок НЕ ХОЧЕТ и ребенок В ПЛОХОМ КОНТАКТЕ С РОДИТЕЛЯМИ.

НЕ МОЖЕТ — чаще всего начинается с того, что родители в первых классах не научили ребенка учиться. Надеялись на самостоятельность, пустили на самотек — и это была ошибка. Хорошо, как бы ни было это трудно, лучше поздно, чем никогда: догоняем материал и учим учиться. Как в первом классе!

НЕ ХОЧЕТ — или запустил учебу, или ветер в голове. Запустил учебу — нужно подтянуть, а если ветер в голове — голову прочистить и перевести в режим контроля. Обычно мамы с этим не справляются, уговоры не помогают, тут нужен отец. Не ремень, а отец. Если нет — ищите психолога, но хорошего психолога найти трудно.

ПЛОХОЙ КОНТАКТ С РОДИТЕЛЯМИ — боюсь, сами с этим вопросом не справитесь. Чаще всего на консультациях мне приходится выслушивать обе стороны, родители высказывают свои претензии к подростку, подросток свои к родителям. Справедливые претензии к родителям бывают, с них и начинаем: договариваемся, что родители будут вести себя более адекватно (тут конкретные формулировки), в обмен на это будущего молодого человека ожидается то-то и то-то. Любопытно, в большинстве случаев договариваться удается.

Бывают и другие причины, хотя бы их назовем.

  1. Конфликты с педагогами. Главное – не понижать авторитет преподавателя в глазах ребёнка, быть осторожным при осуждении его действий. Ещё сильнее «опустив» педагога в глазах ребёнка, вы рискуете тем, что у него ваш сын или дочь уже совсем ничему не научится. Более того, ребёнок может привыкнуть списывать свои собственные неудачи на учителей и в дальнейшем.
  2. Конфликты с товарищами по учёбе, с ребятами во дворе и т. д. Ребёнок захвачен конфликтом, и он отнимает большую часть его ресурсов, которые могли бы быть потрачены на обучение. Чем дольше это продолжается, тем больше школьник изматывается. Для начала попытайтесь поговорить с ребёнком. В качестве профилактики обучите его приёмам бесконфликтного общения.
  3. Неумение организовать свою домашнюю работу. Попробуйте помочь ребёнку распределять время и силы. Пусть сначала он выполняет то задание, которое вызывает у него наибольшие трудности.
  4. Отвлекающие факторы. Компьютер, телевизор и прочие развлечения должны знать своё место. Не позволяйте их электронным душам слишком долго находиться в центре внимания ребёнка, если он только не использует их для обучения.
  5. Проблемы с развитием внимания и памяти. Начать исправлять можно уже сегодня. Надеюсь, легко найдёте подходящие способы. Затрудняетесь? Почему бы не посоветоваться со школьным психологом?
  6. Личные проблемы. «Какие там такие проблемы могут быть в его-то возрасте. Одни фантазии!». Если вы можете согласиться с этим высказыванием, то, скорее всего, вашему ребёнку сильно не повезло – ему трудно будет поделиться с вами проблемой, ведь она для вас просто пустяк, а для него беда.
  7. Ребёнок не был подготовлен к школьному обучению. Лечиться. Возможные лекарства: – мастерство педагогов (дефицитное средство, в аптеках не продаётся, да и не в каждой школе имеется достаточное количество этого чудодейственного препарата); – вы сами займётесь ребёнком (очень эффективно, но требует временных и эмоциональных затрат).
  8. Ребёнок часто болеет. Постарайтесь укрепить его иммунитет и не давайте тратить драгоценное время впустую.

Основные психологические проблемы подростков в школе

Когда ребенок переходит из начальной школы в среднюю, многое в его жизни меняется. В младших классах было равновесие, все уже успели привыкнуть к тому, как к ним относится учитель. В средней школе все начинается сначала. Учителей становится больше, и у каждого свое отношение к ученикам и свои требования. И нередки случаи, что вчерашние отличники становятся троечниками. Порой именно в это время меняются и классы, то есть подростку приходится снова устанавливать отношения со сверстниками. Для того, чтобы адаптация к новым условиям проходила более или менее спокойно, родителям необходимо учесть несколько моментов.

Первая проблема, с которой сталкивается человек в подростковом возрасте, касается его собственного тела. В это время ребенок начинает резко расти и развиваться. Привыкнуть к новой «оболочке» ему сложно. Его начинает очень заботить, как же он выглядит в глазах окружающих. Подросток еще не понимает, что внешность является отражением внутреннего мира, его интересует «внешность вообще».

Даже для младшего подросткового возраста характерны резкие перепады настроения и не очень обычные для человека типы реакций. Странные даже на взгляд самого подростка реакции только усугубляют ситуацию. Подростку кажется, что его не понимают, что он хуже всех и что ему не с кем даже поговорить о жизни. И зачастую это бывает правдой, поскольку именно в это время человек начинает воспринимать себя отдельно от близких. Для него гораздо важнее, как к нему относятся сверстники, нежели мнение взрослых, в том числе и родителей.

Именно этими психологическими особенностями зачастую обусловлено возникновение проблем с успеваемостью, столь частых в этом возрасте. Для учителя подросток — прежде всего ученик, которого надо во что бы то ни стало научить. Кроме того, в средней школе меняется тип учебной деятельности. Он требует от подростка большей самостоятельности. Уже пятиклассник должен уметь самостоятельно ставить перед собой задачи и находить приемы их решения. Если ребенку с самых ранних лет предоставляли достаточно возможностей для проявления самостоятельности, адаптация к средней школе пройдет значительно легче.

Меняются и отношения с учителем. Если в младших классах педагог был для учеников непререкаемым авторитетом и вел себя соответственно, то в средней школе обстановка становится более демократичной, а отношения между учителем и учениками — более свободными. И это не всеми подростками воспринимается адекватно. Некоторые начинают считать предоставленную свободу как слабость учителя. Особенно это характерно для подростков, воспитанных в авторитарной семье.

Ситуация значительно усугубляется, если подросток плохо владеет учебными навыками, а также если у него слабо развита мотивация к учебе. Кроме того, уровень образования родителей зачастую не позволяет им помогать выросшему ребенку. Не все могут даже контролировать учебную деятельность. Получается, что подросток действительно остается наедине со своими проблемами, и от этого они только нарастают.

Возникшее отставание в учебе во многом способствует появлению отрицательных черт характера. Замечено, что отстающие в учебе дети становятся более агрессивными и грубыми. Это понятно, поскольку человеку надо как-то утвердиться в среде сверстников, вот он и находит доступные для него способы.

От родителей младших подростков требуется особое внимание. Если ваш ребенок не сумеет адаптироваться в пятом-шестом классах и начнет отставать в учебе, догнать сверстников ему вряд ли удастся. В это время особенно важно сохранить доверительные отношения с подростком.

Постарайтесь поддерживать постоянный контакт с классным руководителем и другими учителями. Вы должны всегда быть в курсе школьных дел и относиться к ним серьезно. Однако в этом возрасте ребенка интересует не только школа. Школьная успеваемость становится дополнительным способом для самоутверждения, но никак не основным. Внимательно отнеситесь к тому, в каком кругу находится ваш ребенок, с кем он дружит, каковы его интересы и интересы его сверстников. Контроль нужен, но он не должен превращаться в слежку и мелочную опеку. Помните о том, что перед вами уже почти самостоятельный человек со своими жизненными целями и устремлениями, о которых заботливым родителям полезно знать.

Дом для подростка должен быть крепостью, где он всегда может найти поддержку и защиту. Несмотря на то, что в это время человек чувствует себя независимым от родителей, без семьи ему пока что не обойтись, и от того, каковы будут отношения в семье, во значительной степени зависит его дальнейшая жизнь. Решение школьных проблем тоже во многом зависит от родителей. Если родители понимают ценность образования, если сумели выработать у ребенка стойкий интерес к учебе, который не могут погасить даже изменившиеся обстоятельства — все будет в полном порядке.

Для родителей школьников.

Приветствую вас на моём блоге!

Сегодня мы будем говорить о школьных проблемах подростков и о том, как родители могут помочь своим детям в решении проблем, связанных со школьной жизнью.

Известно, что семилетние дети с удовольствием идут в школу и легко впитывают новые знания. Поэтому в начальной школе трудности возникают обычно на фоне недостаточной умственной и эмоциональной готовности ребёнка к обучению в школе. Проблемы в семье также влияют на эмоциональный фон ребёнка и,как следствие, отражаются на его оценках.

В начальной школе познавательная деятельность является ведущей, что совпадает с задачами школьного обучения.

С наступлением подросткового возраста прилежно учившийся ребёнок неожиданно теряет интерес к учёбе. Когда на школьных педсоветах подводят итоги успеваемости за период, то видно, как от класса к классу уменьшается количество «хорошистов» и «отличников».

Что происходит с ребёнком в подростковом возрасте?

Подросток теперь старается побыстрее кое-как сделать домашние задания (а часто просто списывает на перемене у одноклассника). Учебный материал не отрабатывается, незнание растёт как снежный ком. К концу периода под давлением родителей и учителей подросток пытается решить проблемы с учёбой и с помощью нарисованных учителями «троек» переползает в следующий класс. Фактически он совершенно не готов учиться в следующем классе, поэтому прошлогодняя ситуации повторяется. У подростка опускаются руки, наступает апатия и нежелание учиться, потому что урок для него — дремучий лес, из которого неизвестно, как выбраться. В таком положении одни подростки сидят на уроке, погрузившись в свои мысли, другие начинают нарушать дисциплину и срывать уроки, третьи — просто прогуливают все школьные занятия или только отдельные особо нелюбимые предметы.

Психологи установили, что массовой причиной плохой успеваемости подростков является отсутствие адекватной мотивации учёбы. Ребёнок просто не желает учиться, попытки родителей оказать давление не повышают мотивацию, или под воздействием страха подросток на недолгое время берётся за учёбу.

Подросткам непонятно, зачем обучаться тем вещам, которые им в ближайшей жизни не пригодятся. Грозные заявления родителей, что учиться надо, для подростка пустой звук. Не факт, что с хорошим образованием можно получить желаемую работу и достойную зарплату. Подростки осознают, что многие «крутые» дяди отнюдь не блистали в учёбе.

В подростковом возрасте особенно значимым компонентом становится отношения со сверстниками. Для него важно утвердиться в глазах одноклассников. Если не получается реализовать себя и добиться успеха в учёбе, идут в ход нарушения дисциплины и прогулы.

Что можно порекомендовать родителям, чтобы пробудить мотивацию подростка?

Вспомните, когда у подростка угас интерес к учёбе. Что происходило в то время в семье, как складывались отношения с одноклассниками.

Поговорите с подростком о его проблемах. Предложите свою помощь. Вы как родители должны помочь подростку найти реальный выход из сложившейся ситуации. Но такой разговор возможен только при условии, что между родителями и подростком установились доверительные отношения. Если подросток знает, что от родителей можно услышать угрозы наказания, душу раскрывать он вам не будет. Он найдёт на стороне, с кем можно поделиться своими проблемами.

Чтобы повысить мотивацию, подростка надо заинтересовать. У подростка должна появиться жизненно важная цель. Тогда появится и воля для преодоления препятствий.

При доверительном разговоре с подростком скажите, что он волен выбирать: учиться ему или не учиться. Но обязательно объясните подростку, какие будут последствия в результате его выбора. Это сейчас ему кажется, что в школе дают мало полезного, что может ему пригодиться в дальнейшей жизни. Жизнь длинная, и как знать, что может пригодиться, а что нет.

Объясните подростку, что в жизни важно быть успешным человеком, уметь выстраивать отношения с разными людьми, ладить с ними. Пока годы молодые, не нужно бороться за выживание. Можно и учёбу забросить. Но пройдёт несколько лет, и подростку нужно будет самому брать ответственность за свою жизнь, самому всего добиваться.

Если есть возможность, пусть подросток во время каникул устроиться на какую -нибудь физическую работу и почувствует всю «прелесть» неквалифицированного труда. Пусть убедится на собственной шкуре, что работодатели предпочитают брать на работу людей с высшим или специальным образованием.

Также советую обратить внимание на наклонности подростка, обсудите перспективы обучения по данному направлению.

Объясните ребёнку, что для работы руками тоже нужно получить необходимый минимум знаний в школе.

Если у подростка появится цель, то будет и мотивация. Как следствие, он станет учиться без контроля со стороны родителей.

Не спешите оказывать помощь в учёбе, если подросток об этом вас не просит. Инициатива должна исходить от него.

Если учёба была запущена, то не ждите мгновенных результатов: могут быть как шаги вперёд, так и откаты назад. Родителям важно поддержать даже незначительный успех своего чада. Рано или поздно ваши усилия принесут плоды. При решении школьных проблем подростков важно сохранить в семье взаимоуважение и поддержку, а пробелы в учёбе постепенно можно ликвидировать.

«Трудный подросток: проблемы обучения и воспитания»

«Трудный подросток: проблемы обучения и воспитания».

( из опыта работы)

Суханова Галина Николаевна

педагог-психолог МБОУ Кубинская СОШ №1

Одинцовского района Московской области

Хрупкое и чуткое существо входит в этот мир, делает свои робкие, неуверенные шаги, складывает из забавных сочетаний звуков первые слова.… Сколько неожиданностей и неприятных событий ожидает его уже в начале пути, сколько неблагоприятных сил обрушивается на него, воздействие которых подчас сильно деформирует слабый «росток», наносит ущерб, и подчас непоправимый, его организму, заставляет развиваться в нежелательном направлении его психику, подавляет сознание, затормаживает физический и интеллектуальный рост. Какою болью отзываются в нас слова: трудные дети, дефективный ребенок, аномальный малыш. Как известно, многим детям свойственны временные отклонения в поведении. Как правило, они легко преодолеваются усилиями родителей, учителей, воспитателей. Но поведение какой-то части детей выходит за рамки допустимых шалостей и проступков, и воспитательная работа с ними, протекая с затруднениями, не приносит желаемого успеха. Таких детей относят к категории «трудных». В последнее время о трудных школьниках пишется и говориться немало. Как правило, так называют неуспевающих, недисциплинированных школьников, дезорганизаторов, то есть не поддающихся обучению и воспитанию учеников. «Трудный» подросток, «трудный» школьник стали модными словами. Считается, что большинство несовершеннолетних правонарушителей являлись в прошлом трудными учениками. Когда говорят о трудных детях, обычно имеют в виду педагогическую трудность. При этом чаще всего берется за основу одна сторона явления – трудность работы с этими детьми и не рассматривается вторая – трудность жизни этих детей, трудность их взаимоотношений с родителями ( а порой и их отсутствие), учителями, товарищами, сверстниками, взрослыми. Трудные дети часто не столько не хотят, сколько не могут хорошо учиться и вести себя должным образом. Состав трудных детей далеко неоднороден, и причины этой трудности неодинаковы. Трудность школьников обуславливается тремя основными факторами:

1) педагогической запущенностью

2) социальной запущенностью

3) отклонениями в состоянии здоровья.

В одних случаях педагогическая трудность является следствием преобладания одного из этих факторов, в других – их сочетания, комплекса. В тех случаях, когда эту трудность преодолеть не могут, появляется «трудный», «неисправимый» ребенок. В разряд «трудных» и «неисправимых» нередко заносятся и те педагогически и социально запущенные дети, к которым педагог не сумел найти правильного подхода. Мы часто употребляем термин «трудный подросток» не очень задумываясь о его значении. Еще реже думаем о причинах такого поведения ребят. Если родители пьют, ссорятся или много работают и не замечают своего ребенка (побои и ругань, не проявление внимания), то агрессивное поведение, неуспеваемость в школе и уходы из дома весьма логичны. Эти дети зачастую обладают творческими способностями и большим потенциалом , но не могут себя реализовать в тех условиях, в которых они растут дома и которые им предлагает существующая система образования. Встречая непонимание в семье и негативное отношение учителей в школе, ребята замыкаются в себе, начинают уходить из дома, ища поддержки и понимания на улице, и в итоге могут стать «уличными детьми» оказавшись либо жертвами преступления, либо преступниками. В связи с этим, встают вопросы: «Что мы знаем о «трудных» детях? Почему они становятся «трудными» для нас?» Очевидно, что мы, взрослые, не понимаем или не хотим их понять. Мы привыкли действовать стереотипно, подгоняя жизненные ситуации под привычный стандарт. Мы пытаемся воздействовать на них, а они постоянно воздействуют на нас, заставляя думать, подбирать нешаблонные решения и применять индивидуальный подход. Нередко эти встречные влияния приобретают конфликтный характер, и вопрос решается так: «кто-кого». Приходится признать, что часто родители, педагоги и воспитатели, желая выиграть эту битву, пользуются силовыми методами (наказаниями, или административными взысканиями) и удаляют детей от себя, исключают или отталкивают. Оттолкнув же, вздыхают с облегчением, чувствуя себя «победителями», но, безусловно, проигрывают детям и подросткам в духовно-нравственном и психологическом отношении. Существует ли какой-то иной путь работы и общения с «трудными» детьми? Чтобы найти другой способ духовного и психолого-педагогического взаимодействия с ними, прежде всего, надо понять, что «трудные» дети — это не просто дети, с которыми нам, взрослым, трудно, а это дети, которым трудно. Им очень трудно жить среди нас, так как их душа «обкрадена» любовью и добром со стороны взрослых, чаще всего родителей. Лишенная отцовской и материнской ласки, родительской поддержки и понимания, детская душа не может развиваться нормально, она ослабевает, болеет, озлобляется и деформируется в греховном направлении. «Трудный» ребенок — это, как правило, ребенок, в душе которого затаилось чувство сиротства и отверженности родителями. Ощущение своей беззащитности и оставленности формирует в сознании такого ребенка болезненный «комплекс неполноценности», который требует выработки компенсирующих, защитных психологических реакций, направленных на самоутверждение. В свою очередь, стремление к самоутверждению разрушает гармоничность общения с окружающим миром: ребенок становится вынужденным эгоцентристом, у него развивается повышенная чувствительность к мнению окружающих людей, болезненная ранимость, склонность к обидчивости, амбициозности, упрямству и демонстративности (браваде), корысти и лукавству. В этом состоянии человеческой души свойственна ярко выраженная «раздвоенность»: с одной стороны, склонность к развитию побуждений и стремление вызвать на себя возмущение и раздражение окружающих людей, а, с другой, — особенно острая потребность в понимании, любви и сострадании с их стороны.

Постоянно претендуя на проявление «особого внимания к себе», «трудные» дети сами оказывают на взрослых своеобразное психологические давление, навязывая им определенный способ общения и взаимодействия. «Трудные» дети всегда являются для взрослых некой загадкой: то невпопад рассмеются, то неожиданно заплачут и впадут в истерику, то вдруг нагрубят в ответ на заботу и доброту, то сделаются апатичными и бесчувственными, то шокируют окружающих вызывающим внешним видом. Они постоянно стремятся обратить на себя внимание, а затем, добившись своего, доводят взрослых до раздражения или отвращения к себе.

Странности в поведении «трудных» детей вызывают у педагогов, воспитателей и родителей страх, что они могут с ними не справиться. Для того, чтобы действительно помочь «трудным» детям, требуется совсем иной педагогический подход, для общения с «трудными детьми и подростками» требуются особое отношение — сострадание, понимание, терпение. Не случайно Святитель Василий Великий говорил: «Если хочешь воспитывать других, — воспитай сначала самого себя». Не педагогическим назиданием о том, как нужно себя вести, а любовью и терпением воспитателя будут преодолеваться болезненные изломы их души.

Задачи.

-Развитие самостоятельности и творческих способностей.

-Вовлечение «трудных подростков» в общественно значимые дела.

— Воспитание подростков на уроках и во внеурочное время

-Совершенствование навыков и умений в практической деятельности.

-Воспитание нравственности и формирование интереса к систематическим занятиям творческой деятельностью.

-Расширение активной позиции подростков, формирование и развитие коммуникативных качеств и организаторских способностей;

-Создание атмосферы для духовного роста личности и осознания своего места в жизни.

-Психологическая поддержка молодых людей и содействие их социальной адаптации к современным условиям;

-Повышение интереса детей к различным отраслям знаний, содействие современному определению жизненных позиций.

-Приобщение подрастающего поколения к здоровому образу жизни.

-Осуществление научно-исследовательской деятельности по социально – значимым проектам.

-Повышение самооценки, веры в себя и свои силы.

Формы работы с «трудными подростками»:

Групповая.

Индивидуальная.

-анкетирование, диагностики;

-беседы, лекции;

-практические занятия, тренинги;

-коллективные творческие дела и акции;

-игры и игровые программы;

-коллективные воспитательные мероприятия;

-тематические недели;

-акции;

-фестивали;

-конференции;

-смотры-конкурсы;

-конкурсы творческих работ;

-конкурсы исследовательских работ и т.д.

Ценностные ориентиры воспитательной системы при работе с «трудными» детьми:

-Нравственно-культурная ориентация (ценности: добро, духовность, патриотизм, творчество).

-Социальная ориентация (ценности: Отечество, гражданская ответственность, общественная активность).

-Рационально-образовательная ориентация (ценности: знания, наука, самообразование).

-Индивидуально-личностная ориентация (ценности: достоинство, индивидуальность, самовоспитание).

Ожидаемые результаты.

-Самопознание и самореализация.

-Формирование навыков и умений в работе.

-Создание доброжелательной и творческой атмосферы в коллективе.

-Создание творческих работ и участие в выставках различного уровня.

-Участие в социально значимых акциях.

-Умение строить отношения в разновозрастном коллективе.

-Заботиться о младших, помогать тому, кто рядом в данный момент.

-Становление нравственной, духовной личности, гражданина-патриота, гуманиста, труженика-творца.

-Повышение общественной активности, гражданского самосознания, престижа творческих личностей.

-Привлечение общественности, родителей к патриотическому и гражданскому воспитанию школьников.

Духовные и психолого-педагогические аспекты работы с «трудными» детьми.

«Трудные дети» — сложившееся понятие педагогики и детской психологии. Под ним обычно понимаются дети, которые потеряли социальные и нравственные ориентиры и находят реализацию своих сил через конфликт с общепринятыми социальными и моральными нормами. Причинами, в результате которых дети попадают в такое состояние, являются негативный социально-психологический опыт взаимоотношений с окружающими, невротизация в семье (запечатление неуравновешенных разрушительных эмоций), недостаток либо отсутствие положительного эмоционального опыта: ласки, понимания, признания, дружелюбия — тех переживаний, которые закладывают в раннем детстве здоровое, трезвое восприятие жизни и самого себя. Душа «трудного» ребенка по особому, неведомому нам попущению имеет недостачу добра в «особо крупных размерах», а потому — озлоблена. Но даже у таких детей с «озлобленной» душой неистребимо сильна жажда правды: они знают о необходимости правды в жизни, ценят ее высоко и следуют ей на свой лад, — это вообще характерно для детей. А вот совесть у «трудных» детей ослаблена, искажена, и тем больше, чем больше зла, жестокости претерпел ребенок. Это проявляется в подсознательной лживости, вызванной страхами, как бы в механическом самооправдании (в любых ситуациях), в обостренном чувстве эгоистической справедливости («как мне плохо — так пусть и будет остальным», «как другим хорошо — так и мне»), в повышенной требовательности к окружающим. Ребенок, таким образом, оперирует не самой правдой, а её подобием. Именно эта особенность душевной жизни детей часто вызывает у взрослых неприятие и раздражение.

Для того, чтобы помочь ребенку преодолеть возникшие в его жизни трудности, взрослым важно, прежде всего правильно выстроить отношения с ним. Это, в свою очередь, требует понимания духовных и психологических механизмов формирования личности ребенка и факторов, влияющих на его развитие. В раннем детстве первенствующее значение для формирования здоровой душевной структуры имеет восприятие, запечатление чувств. Чувства любви и принятия ребенка человеческим сообществом сразу по его рождении имеет огромный смысл, поскольку родительская любовь в своем простом выражении открывает ребенку восприятие духовных основ мироздания. Эти глубоко подсознательные впечатления в дальнейшей жизни выполняют функцию ориентировки ребёнка в процессе освоения им социального мира, задают ему пространство нравственной интуиции и творческих устремлений. Часто в обычных, благополучных, на первый взгляд, семьях, родители не замечают своих педагогических ошибок вплоть до подросткового возраста, когда «унывающее» до поры чадо не начнет уже открытый конфликт со взрослыми. Неожиданным и горьким открытием приходит понимание, что корень проблемы кроется в них самих, ведь отношения с ребенком незаметно закладываются с самого рождения, и от родителей зависит, каким эмоциональным опытом они его «напитают». Через сердечное общение душ не одними только словами, но прежде всего — в совместном деле; увлечь детей серьёзностью цели и поделится с ними жизненным и духовным опытом. При таких условиях любые ремесла, общественно-полезный труд, даже детские игры (речевые и подвижные), активный досуг (походы, экскурсии и прочее), художественная самодеятельность и общественное самоуправление, в общем, всё доступное разнообразие и богатство жизненных дел станут той благой деятельностью, с помощью которой «трудные» дети смогут пустить в оборот данные им таланты и тем самым реализовать свои творческие способности, научатся любить свою Родину и окружающий мир.

Нравственное воспитание
Процесс нравственного воспитания и перевоспитания трудных подростков на уроках и во внеурочное время даёт положительный эффект только в том случае, если в работе будут использоваться разнообразные средства педагогического воздействия, влияющие на их нравственную сферу.
Средства нравственного воздействия условно разделены на четыре группы: побуждающие, подготовительные, организующие, контролирующие и оценивающие.
Побуждающие средства — беседы, убеждения с целью вовлечения учащихся в систематические занятия на уроках и объединениях; формирование интереса к творческой деятельности; постановка перспективы; выполнение поручений педагога; оказание доверия подростку со стороны учителя; благодарность, награждение; соблюдение дисциплины в процессе учебной и творческой деятельности.
Подготовительные средства — беседы, убеждения, имеющие цель подготовить подростков к активной деятельности (трудовой, учебной); приучение к дисциплинированности, соблюдению общественного порядка, умению контролировать своё поведение и поведение товарищей; воспитание положительного отношения к труду; уважение учителей, родителей, старших, своих сверстников и младших по возрасту и т.п.
Организующие средства — выполнение поручений учителя, педагога; участие в выставках и творческих конкурсах; участие в работе объединений; самостоятельное преодоление трудностей в процессе выполнения творческой работы.
Контролирующие и оценивающие средства. Контроль со стороны учителя, педагога за деятельностью подростка; вынесение благодарности, награждения; ходатайство о снятии подростка с учёта в органах милиции; контроль за успеваемостью; оказание помощи товарищам; работа в активе объединения.
Воспитание нравственности проходит параллельно с формированием интереса к систематическим занятиям на уроках и кружках во внеурочное время.

«Ребенок больше всего нуждается в нашей любви тогда, когда он меньше всего ее заслуживает»

Эрма Борбек.

Литература:

  1. Кривцова Е.В., Мухаматулина Е.А. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками.- М., 2004.

  2. Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии. Под редакцией Н.Е. Щурковой.- М.,1998

  3. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба.- М.,1991

Современные условия развития нашего общества заставляют общеобразовательную муниципальную школу искать новые подходы при создании учебной и развивающей среды для детей с трудностями в обучении. Школа, в которой учится очень неоднородный контингент детей, проживающих по ближайшему микрорайону, вынуждена пересматривать научно-методические аспекты содержания учебно-воспитательного процесса. Важнейшей образовательной целью является создание оптимальных условий на всех этапах обучения, которые будут способствовать индивидуальному развитию ребенка. Без этого невозможна его успешная интеграция в социальную среду. В этой связи необходимо предусмотреть решение целого ряда задач.

Трудности в усвоении школьной программы зачастую связаны с проблемами здоровья учащихся (наличие хронических заболеваний, часто повторяющиеся простудные и вирусные заболевания). Приведем пример. Так, в одной из общеобразовательных школе г. Санкт-Петербурга в 1–9 классах обучается 1084 ученика (табл. 1).

Собранные сведения о состоянии здоровья учащихся показали, что соматически ослабленных детей обучается в начальных классах 15,3%. В 5–9-ых классах их число увеличивается почти вдвое – 26,6% от общего числа школьников. Такого рода сведения должны собираться к началу каждого учебного года, обсуждаться на педагогическом совете. Каждый учитель должен быть проинформирован родителями о заболевания ученика, так как причиной имеющихся трудностей в обучении зачастую может являться именно соматическая ослабленность.

Таблица №1

Показатели состояния здоровья учащихся 1–9 классов

Характер заболеваний
Начальная школа
(1–4 классы)
541 человек
Средняя школа
(5–9 классы)
543 человека
Часто болеющие простудными, вирусными заболеваниями 9,2% (50 чел.) 13,1%(71 чел.)
Хронические заболевания, включая врожденные пороки сердца 6,1% (33 чел.) 13,1% (71 чел.)
Нарушения зрения 7,9% (43 чел.) 13,6% (74 чел.)
Комплексные хронические заболевания —- 0,4% (2 чел.)

Низкая успешность обучения может быть соматогенного происхождения. Болезненные дети с первых школьных дней должны быть под наблюдением психолога, который совместно с педагогом и родителями определяет для них содержание индивидуального подхода и оптимальный режим дня.

Другой причиной значительной неоднородности состава учащихся является социальное положение их семей, дисгармоничные внутрисемейные отношения. В указанной выше петербургской школе (табл. 2).

Таблица № 2

Социальный состав семей учащихся и характер внутрисемейных взаимоотношений (1996/97 уч. год)

Характер семей и внутрисемейных отношений
Начальная школа
(1–4 классы)
541 человек
Средняя школа
(5–9 классы)
543 человека
Неполные семьи 23,7% (128 чел.) 22,3% (121 чел.)
Многодетные семьи 9,1% (49 чел.) 13,1% (71 чел.)
Пьющие родители 4,8% (26 чел.) 5,0% (27 чел.)
Сложные отношения с родителями 4,3% (23 чел.) 5,3% (29 чел.)
Постоянно уклоняющиеся от школьного обучения 2,6% (14 чел.) 4,4% (24 чел.)

К сожалению, к трудностям в обучении приводят, как правило, несколько причин в различных их сочетаниях. Это вызывает необходимость поиска как индивидуальных, так и общих концептуальных психолого-педагогических подходов к детям с трудностями в обучении в ходе образовательного процесса.

При создании наиболее адекватных условий для обучения и воспитания детей с трудностями в усвоении школьной программы невозможно ограничиться развитием у них только одних познавательных процессов посредством специальной организованного обучения. В плане предупреждения школьной дезадаптации этих детей и последующей успешной социализации необходимо развивать их коммуникативную деятельность.

Формирование навыков общения у учащихся с трудностями в обучении является важной задачей, т.к. у большинства из них имеются сложности не только в учебной, но и коммуникативной деятельности. Среди них – отсутствие навыков общения с окружающими людьми, сложности личностного определения модели адекватного поведения в различных ситуациях. Поэтому правомерной является постановка задач своевременного выявления имеющихся трудностей в общении, особенностей эмоционально-личностных качеств учащихся с последующим определением необходимых подходов в работе с учащимися при коррекционно-развивающей работе. Дополнительно уточняются сведения о состоянии здоровья учащихся, характере взаимоотношений у них в семье, ведется наблюдение за их поведением.

Учитель совместно с психологом разрабатывает методические рекомендации к проведению уроков в классах, где учатся дети с трудностями в обучении. Можно обозначить некоторые из них.

  1. Создать в классе доброжелательную, спокойную обстановку. Учащихся нельзя постоянно упрекать за несобранность, невыполненное домашнее задание. Детям необходимо каждый раз объяснять последствия тех или иных допущенных ими недочетов.
  2. Учащимся выставляется такая оценка, которая является объективной для их индивидуальных возможностей усвоения школьной программы. Дается по каждой оценке разъяснение. В некоторых случаях положительная оценка может выставляться как поощрение.
  3. Продумать наиболее рациональные способы подачи учебного материала с учетом специфики состава учащихся в классе. Предусмотреть сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм работы.
  4. Обеспечить доступность изучаемого материала:
    • показывать учащиеся постоянно практическую значимость изучаемого материала;
    • увеличить количество часов на изучение тем, наиболее интересных для учащихся;
    • усилить внутрипредметные и межпредметные связи;
    • продумать форму проведения самостоятельной работы учащихся на уроках;
    • правильно оформить наглядный материал и целенаправленно его проанализировать с детьми.
  5. Осуществлять контроль за усвоением программного материала (в конце каждой четверти, учебного года в сравнении с цензовым уровнем образовательной программы).
  6. Ученик должен выступать в качестве активного участника учебного процесса. Учитель с этой целью моделирует различные ситуации на уроке.
  7. Большое значение придается развитию способов и приемов овладения любым видом деятельности в ходе обучения (понять или определить цель задания, определить последовательность совершаемых действий, уметь контролировать свои действия, оценивать полученные результаты).
  8. Учитель должен создавать условия, которые будут способствовать формированию адекватной самооценки, самоуважения каждого ученика.

В классах, где учатся дети с трудностями в усвоении школьной программы, проводится текущая диагностика личностной и познавательной сфер учащихся В соответствии с полученными результатами осуществляется, с одной стороны, коррекция программного материала. С другой стороны, определяется индивидуальный маршрут ученика с трудностями в обучении с учетом требований ФГОС.

Для развития личности учащихся и с целью профилактики школьной дезадаптации учителю наряду с образовательными задачами приходится большое внимание уделять воспитанию стойкого положительного отношения к процессу обучения, школьному коллективу. Среди них:

  • формирование позитивной мотивации к учебной деятельности;
  • развитие творческого мышления у учащихся, основанного на желании добиваться поставленных учебных задач, решаемых на доступном, представляющим интерес для детей материале;
  • обучение учащихся индивидуальным приемам психологической адаптации, приемам психологической самозащиты;
  • коррекция личностных нарушений, негативных черт характера;
  • выявление и развитие резервных возможностей и творческих способностей учащихся.

Большое значение в школе уделяется работе, направленной на социально-психологическую адаптацию, а именно:

  • формирование адекватного, доброжелательного восприятия коллектива одноклассников;
  • формирование умения избегать конфликтных ситуаций с ближайшим социальным окружением (с учителем, одноклассниками, друзьями вне школы, в том числе, самой семьей);
  • работа по снижению негативизма в отношениях с людьми;
  • работа, направленная на овладение учащимися необходимыми средствами педагогической коммуникации и пр.

Практика показывает, что в процессе учебной деятельности важным является усвоение школьниками правил общественного поведения, воспитания активности и самостоятельности, обучения средствам и видам вербального и невербального общения, необходимых для успешной адаптации учащихся, их последующей интеграции в социальную среду. Формирование навыков общения и развитие личности учащихся, безусловно, осуществляется не только на уроках, но и на протяжении всего времени пребывания ребенка в школе. Должны учитываться складывающиеся в ходе обучения в школе концентры общения – «учитель – ученик», «ученик – ученики», «ученик – родители». На основании этого разрабатываются также рекомендации для родителей.

Общение родителей со своим ребенком:

  1. Родители в процессе обсуждения трудностей в обучении искренне выражает интерес к школьным проблемам сына или дочери, к их мыслям и чувствам.
  2. Родитель использует навыки самопрезентации. Старается заинтересовать ребенка обучением, конкретным учебным материалом по разным предметам.
  3. Родители стремятся наладить с ребенком теплый, дружеский контакт, поощрять инициативу и постоянно не упрекать его в школьных проблемах.
  4. Родитель спокойно реагирует на поступки, ленивое отношение ребенка к систематической учёбе, на ошибки детей. Ошибка может рассматриваться как новая проблемная ситуация, которую можно и нужно обсудить в семейном кругу.
  5. Родитель стремится поддерживать двусторонний диалог со своим ребенком, своевременно передать его необходимую инициативу.
  6. Родитель организовывает необходимую меру помощи (стимулирующую, направляющую, обучающую) своему ребенку, чтобы он имел шанс на успехи и индивидуальные достижения.
  7. Родители помогает создать в семье атмосферу взаимопонимания, взаимной поддержки и одобрения инициативы ученика, учитывая его поведение и отношение к трудностям в обучении.
  8. Родитель создает и поддерживает у ребенка чувство уверенности в своих силах, в понимании и принятии его другими учениками класса и учителями.

Общение учащихся друг с другом.

  1. Под руководством учителя дети учатся вступать в конструктивный диалог друг с другом: корректно высказывать свое мнение, правильно выслушивать и реагировать на замечания, уметь понять и принять точку зрения собеседника.
  2. Дети вместе с учителем учатся вербально и невербальною проявлять интерес к мыслям и суждениям другого.
  3. Учатся овладевать диалогической и монологической формами общения друг с другом в игровых и при решении проблемных ситуаций.
  4. Учащиеся учатся понимать состояние другого, дружелюбны, поддерживают в классе эмоционально насыщенный, положительный фон.
  5. Учащиеся учатся оказывать помощь друг другу при выполнении творческих заданий на уроке (игры, инсценировки, эмоциональные паузы).
  6. При выполнении коллективных (групповых) заданий учатся распределять между собой роли, задания.
  7. На уроках учатся активно овладевать мимикой, устанавливать зрительный контакт с одноклассниками, учителем, передавая с помощью невербальных средств общения свои чувства.

Проблема развития личности ученика с трудностями в обучении, формирования его навыков общения с родителями и сверстниками, позволит успешнее решать вопросы по улучшению школьной успеваемости.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *