Принципы терапии органического эмоционально

Принципы терапии органического эмоционально

Эмоционально-образная терапия: там где эмоции становятся зримыми, и вы можете все изменить

Эмоционально-образная терапия – метод, разработанный Николаем Дмитриевичем Линде, моим учителем. Это практика, которой я посвятила 7 лет . Статья написана специально для психологов и психотерапевтов. Я верю, что ЭОТ изменит вашу жизнь и поднимет вашу практику на новый уровень.

В практике любого терапевта приходит понимание того, что осознание проблемы ее не решает.

Клиенты ходят к терапевту годами, разбирают по косточкам свое прошлое и настоящее, с надеждой заглядывают в будущее, однако жизнь их от этого не меняется или меняется очень мало, медленно. В итоге создается ощущение того, что лечит клиентов время.

Судьба с годами расставляет все по своим местам и остается только найти в своих неудачах глубинный смысл и жить дальше.

Сколько к вам приходило клиентов, которые вам говорили: «Я все понимаю головой, все осознаю, но мне по-прежнему больно»?

Ко мне – много. Думаю, что и к вам достаточно. И с этим надо было что-то делать . Надо действовать. Где и как?

Ответ мне дала эмоционально-образная терапия (ЭОТ), которая родилась в 90-х годах прошлого столетия, когда ее автору Николаю Дмитриевичу Линде стало очевидно, что осознание проблемы ее не решает.

Эмоционально-образная терапия возникла, конечно, не на пустом месте. Она имеет глубокие научные корни и вобрала в себя все лучшие достижения, которые были накоплены в психотерапевтическом поле:

  1. психоанализ З. Фрейда,
  2. индивидуальная психология А. Адлера,
  3. транзактный анализ Э. Берна,
  4. гештальттерапия Ф. Перлза,
  5. символдрама Х. Лернера
  6. психология нового решения М. и Р. Гулдингов

Но создателю ЭОТ удалось, условно встать на плечи своих предшественников, заглянуть чуть дальше и найти тот элемент психотерапевтического процесса, который сделает его оптимально быстрым, сохраняя при этом его глубину. Этот элемент – ДЕЙСТВИЕ.

Что это значит? Давайте разберемся.

Очевидно, что решение проблемы лежит глубже, чем сознание клиента , иначе он бы сам ее давно решил. Решение лежит в эмоциональной сфере, в зоне бессознательного.

Зона сознания в психике человек очень невелика. Это всего лишь небольшое пятно, освященное лучом вашего внимания. Все наши ограничения, установки, родовые послания, вся эмоциональная сфера находятся в зоне бессознательного. Сейчас вы читаете мою статью, луч вашего внимания освещает этот процесс, но работа бессознательного продолжается: там дозревают новые решения, довариваются ранее брошенные мысли.

Произведено уже тысячи исследований, говорящие нам о том , что человек принимает решение до того, как его осознает. Задача сознания – объяснить то, что уже решил ваш мозг, ваше бессознательное. Бессознательное рулит нашей жизнью. И, как мы видим, не всегда удачно. Значит, изменения должны затрагивать именно эту зону. Действия должны быть произведены именно в бессознательном.

Но как попасть туда, где нет луча внимания, где одни потемки? Оказывается, мы уже почти там. Бессознательное рядом, у него своя логика, свои законы, но с ним можно договориться, если знаешь его язык. А говорит оно с нами языком образов.

Это открытие принадлежит Зигмунду Фрейду. Он много занимался анализом сновидений и считал, что сны – это королевская дорога в бессознательное, они обнаруживают подавленные желания клиента, его скрытые мотивы. Но, во-первых, сны полны образов, а во-вторых, чтобы встретиться с бессознательным необязательно спать.

Существует зона свободного воображения: там ваши эмоциональные состояния становятся зримыми образами, и вы можете все изменить.

Итак, королевская дорога в бессознательное – это образы, спонтанно продуцируемы клиентом во время сессии . Однако, для начала, вам надо научиться их читать.

Чтобы было понятно, приведу пример

Представьте, вы приходите ко мне на прием и рассказываете о том, что у вас давно болит сердце, словно на нем лежит тяжелый камень. Вы сказали только это, а мне уже понятно, что речь пойдет о застарелой обиде ( камень на душе, как правило, символизирует подавленную обиду).

Мы принимаем язык бессознательного и подберемся к обиде через образы, минуя зону рационального. В нашем случае образ уже есть, бессознательное проговорилось – это камень, который лежит на сердце. Я предлагаю вам войти в зону свободного воображения и представить этот камень отдельно от вас, рассмотреть его во всех подробностях, а затем разрешить ему выразить все чувства, которые в нем находятся.

Да, да, прямо так и говорю: «Скажите камню, что разрешаете ему выразить все чувства, которые в нем заключены «. Звучит странно, но я вас предупреждала, что у бессознательного своя логика, и мы будем говорить с ним на его языке.

Скорее всего, воображаемый камень расколется, и из него потечет вода. Возможно, осколки камня превратятся в бабочку, капли росы, траву ( сколько людей, столько и образов). И в этот же момент боль в сердце вас отпустит, а вместе с ней уйдет обида, вы ощутите легкость. Вы, скорее всего, заплачете, но обида перестанет сжимать ваше сердце и управлять вами. Вы по-новому посмотрите на свою проблему и точно увидите новые решения.

Так работает эмоционально-образная терапия: она высвобождает подавленные чувства и возвращает человеку возможность свободно дышать, жить и радоваться.

Итак, основная идея ЭОТ состоит в следующем:

Любое эмоциональное состояние клиента можно представить в виде образа. Анализ образа и воздействие на него приводит к трансформации не только образа, но что намного важнее ,ведет к изменению эмоционального состояния клиента на глубоком уровне.

Для того , чтобы вы лучше понимали суть эмоционально-образной терапии, я раскрою вам три принципа ЭОТ, которые я считаю самыми важными для себя:

Эмоционально-образная терапия, принцип 1, “Эмоции – наше всё”

От вашего эмоционального состояния зависит ваш стиль жизни, ваша судьба, ваше благосостояние, а никак не наоборот.

Согласитесь, когда вы удручены, обижены, зависимы или подавлены, вы принимаете одни решения, а когда счастливы и свободны – совсем другие. Меняется эмоциональное состояние – меняются ваши решения, и, как следствие, меняется ваша жизнь.

В моем примере – негативное состояние – это обида. Вы представляете его виде образа (камень). Затем вы воздействуете на образ, трансформируя его в зоне свободного воображения ,например, разрешаете образу выразить свои чувства) в результате, мы получаем новый образ (вода, бабочка, трава, капли росы). Со стороны может показаться, что мы работаем с образом, но образ только проводник, на самом деле, вы воздействуете на свои чувства, и одновременно с образами меняется ваше эмоциональное состояние.

Говоря на языке бессознательного, гораздо легче и веселее жить с бабочкой на сердце, чем таскать на нем тяжелый камень.

Эмоционально-образная терапия, принцип 2, “Внутреннему миру – мир”

Этот принцип касается внутренних конфликтов. Они часто нами не осознаются, запрятаны в бессознательное, но съедают много энергии, буквально не дают нам хода.

Простой пример: Произошло расставание, тяжелейший стресс. Одна ваша часть из последних сил стремится к жизни и радости, другая хочет лечь и умереть от тоски, третья кричит о вашей полной никчемности, а четвертая хочет мстить. Примерно, как в басне Крылова » Лебедь, рак и щука». Такое вот расщепление. И это не шизофрения. Это эмоциональная зависимость в острой фазе. Наша задача разобраться со всеми этими частями, примирить их между собой и запустить механизм самоподдержки и самопомощи.

Как в этом поможет эмоционально-образная терапия?

Все конфликтующие части своей личности клиент может представить в виде образов в зоне своего свободного воображения. В виде образов могут быть представлены не только отдельные эмоции, как в случае с обидой, но и целые эго – состояния клиента.

Как известно, их три. Их выделил гениальный Эрик Берн, основатель транзактного анализа: родитель, взрослый, ребенок.

На сессию к вам приходит взрослый. Он принимает решение обратиться за помощью, он же расплачивается по окончании сеанса.

Все остальное время приходится иметь дело или с внутренним ребенком, или с внутренним родителем, или с обоими сразу, разрешая внутренний конфликт между ними.

Внутренний родитель может быть разный : критикующий, наказывающий, контролирующий. Это его голос звучит в голове словами уничижения, самокритики.

Во время сессии клиенты, как правило, представляют образы своих реальных родителей, значимых взрослых из их детства, но бывают и фантазийные образы. В любом случае, наша задача научить внутреннего родителя быть любящим и принимающим по отношению к внутреннему ребенку.

Внутренний ребенок тоже может быть разным: несчастным, одиноким, забитым, мятежным ( на зло маме уши отморожу). Наша задача сделать его свободным.

Чтобы воздействие на образ было точным, ему должен предшествовать анализ.

Основное средство анализа – идентификация с образом.

Я предлагаю клиенту сесть на тот стул, где до этого ему представлялся образ и войти в его состояние, почувствовать его.

Поясню на примере из практики.

Тамара 42 года. После развода с мужем прошло шесть месяцев.

– Почему вы не выходите из дома?

– Мне стыдно, мне кажется, все знают, что меня бросил муж и осуждают меня.

– Как вы думаете, что они говорят?

– Я думаю, они считают , что я неудачница, ничего не умею, сама испортила себе жизнь, сама во всем виновата.

– Что вы чувствуете, когда эти слова крутятся у вас в голове?

– Я чувствую себя грязной , старой, хочу исчезнуть, чтобы этого никто не видел.

– Вот перед вами два пустых стула. На одном представьте того кто вас обвиняет, на другом – себя, виноватую. Кто ваш обвинитель? Первое что приходит в голову, то и правильно.

-Это образ моей матери. Она всегда была недовольна, я никак не могла ей угодить. Мой отец ушел от нас, когда мне было 6 лет, мне кажется, она во всем винила меня.

На другом стуле я – неухоженная, некрасивая девочка, которая опять что-то сделала не так.

– Сядьте на стул, где представляете образ матери. Войдите в это состояние, что вы чувствуете? ( анализ)

– Я чувствую страх и стыд. Я хочу спрятать, защитить дочку и не выпускать ее из дома, ведь все будут ее осуждать.

– Посмотрите внимательно на образ матери и дайте ей такой ответ: «Мама, я не буду тебя обвинять, я принимаю тебя такой, какая ты есть. Я не буду тебя стыдиться. Спасибо , что защищала меня столько времени, но теперь я большая девочка и сама справлюсь». ( Действие- разговор с образом)

Тамара сильно удивилась моему предложению, и мне пришлось ей объяснить, что этот обвинитель, (с ним связан образ матери) – это часть ее личности и сейчас она работает против нее, обвиняя и критикуя, в то время как ей нужна поддержка. Тамара вспомнила, что мать ее всегда была скована стыдом, и развод Тамары переживала как свой очередной личный провал.

– «Мама! Я не буду тебя обвинять, критиковать, -сказала Тамара, обращаясь к образу матери. Я разрешаю тебе быть спонтанной, веселой, я не буду тебя стыдиться».( действие- парадоксальное разрешение образу)

После этих ее слов образ матери изменился и превратился в веселую девушку, какой она была на старых фотографиях ( трансформация в результате действия).

– Марина, посмотрите на девочку. Она все такая же понурая?

– Нет, она просто встревоженная и серьезная.

– Скажите ей: «Тома, прости меня, я больше не буду тебя наказывать, я разрешаю тебе не быть виноватой. Ты ни в чем не виновата. Раз и навсегда. Я выпускаю тебя из тюрьмы. Разрешаю жить и радоваться». (Действие- контрпредписание- «не быть виноватой», против родительского предписания «ты во всем виновата»)

Тамара с чувством и слезами облегчения повторяет мои слова, и я спрашиваю ее о том, как изменился образ девочки.

– Девочка улыбается, и перебирается к матери на колени, она ее обнимает. «Она по ней соскучилась,-говорит Тамара. У меня словно гора свалилась с плеч, хочется выпрямиться, я всю жизнь сутулилась.»

– Ты можешь принять их часть своего внутреннего мира. Прямо сейчас, на вдохе.

Эта сессия требует прояснения.

Вы помните, что один из главных принципов терапии звучит так:

внутреннему миру – мир.

Клиенту необходимо прекратить войну внутри себя и научиться принимать себя поддерживать. У Тамары это получилось.

В ходе сессии было решено три задачи:

Первая: нейтрализовать внутреннего обвинителя (образ матери). Достигнуть этого можно через парадоксальное разрешение, доброе слово, обращенное к обвиняющей части.

Вторая: остановить самонаказание, разрешив образу девочки не быть виноватой раз и навсегда.

Третья: был создан механизм самоподдержки и самопомощи: любящий родитель, принимающий внутреннего ребенка. Тот момент, когда ты сам себе становишься не врагом, а другом. В этой сессии любящий родитель – образ матери, это тоже часть личности Тамары, ее эго состояния внутренний родитель.

В процессе эмоционально-образной терапии все эмоциональные состояния клиента становятся зримыми и понятными для психотерапевта, и главное они становятся очевидными для клиента.

Он, направляемый психотерапевтом, сам меняет свое состояние, получая опыт управления своими эмоциями. Он сам наводит порядок в своем внутреннем доме, получая опыт чувственного переживания.

Образ – ключ к разгадке не только причины душевного страдания клиента, но и его тайных мотивов, вторичных выгод.

Приведу пример.

На приеме Олеся 38 лет. Жалуется на хроническую усталость, апатию, скованность мышц плечевого пояса.

– Олеся, что вы чувствуете?

– Что меня все достало, я выбиваюсь из сил, у меня все время тяжесть на плечах. Я еле переставляю ноги.

– Представь эту тяжесть отдельно от себя. Что это?

– Это тяжелый мешок, который я тащу на себе?

– Представь его перед собой на стуле. Какой он?

– Большой, холщовый.

– Сядьте на его место. Представьте, что вы и есть этот мешок. Я сейчас буду говорить с этой частью личности.

– Мешок, ты Олесе зачем?

– Чтобы жизнь медом не казалась.

– Ты у Олеси давно?

– От бабушки. По наследству. Я придаю ей вес и гордость. Ей есть чем гордиться. Они все у нее в кулаке.

Как видите, из этого разговора с образом быстро выясняются вторичные выгоды симптома. Олеся надрывается, заботится обо всех, но это дает ей возможность чувствовать власть. Насколько она готова от нее оказаться? Выбор клиента.

Эмоционально-образная терапия, третий принцип, “доброта важнее истины”

Мне близка экологичность и гуманизм ЭОТ, проще говоря – доброта, заложенная в самую суть этого метода. В чем это проявляется:

Работа с образами позволяет оптимально быстро производить анализ состояния клиента и его трансформацию. Вы уже на первой встрече сможете облегчить его душевную боль.

Эмоционально-образная терапия не оставляет клиента в осознании и прочувствовании негативного состояния: исходя из анализа образов сразу намечается стратегия выхода.

– Да, я все понимаю: мой мир ужасен. Дальше что?

– Дальше будем действовать.

Приемы , применяемые в ЭОТ не связаны с причинением клиенту дополнительных душевных страданий даже из лучших побуждений: никаких экстремальных воздействий и провокаций. Воздействие всегда мягкое, точное и бережное.

Эмоционально-образная терапия – это возможность прикоснуться к внутреннему миру человека, – большая честь и ответственность. Когда вы работаете методом ЭОТ, внутренний мир клиента уже с первой сессии открыт, он у вас на ладони. Образы не лгут. Поэтому от терапевта требуется особенная бережность и в тоже время решительность и точность. Приходится совмещать на первый взгляд несовмещаемое.

Органическое эмоционально лабильное расстройство

Органическое эмоционально лабильное расстройство — это психическое расстройство, которое возникает после осложнений беременности или родов, тяжелой инфекции или органической болезни головного мозга (травмы, опухоли, инсульта). Характерны выраженная эмоциональная несдержанность и лабильность (неустойчивость, быстрая смена) настроения человека.

Диагностикой и лечением этого расстройства должны совместно заниматься врач-психиатр (или психотерапевт) и невролог.

Расстройство еще называют астеническим (от греческого asthenia — слабость, бессилие). Помимо постоянных и сильных перепадов настроения для пациентов характерны общая слабость, быстрая утомляемость, головная боль, головокружение. Человек может уставать после 2–3 часов работы, не выдерживать полный рабочий день, несколько раз в день появляется необходимость прилечь отдохнуть.

Согласно международной классификации болезней МКБ-10 кодируется как F06.68 — «Органическое эмоционально лабильное астеническое расстройство в связи со смешанными заболеваниями». К его наиболее частым причинам относят:

  • травму головы
  • беременность и роды матери, которые протекали с осложнениями (токсикоз, угроза невынашивания, эклампсия)
  • тяжелое состояние ребенка после рождения (например, малышу делали ИВЛ), тяжелые болезни/инфекции раннего детства
  • сосудистые заболевания головного мозга (атеросклероз, гипертоническая болезнь, нарушения мозгового кровообращения — инсульты)
  • эпилепсию
  • опухоли головного мозга
  • ВИЧ-инфекцию
  • нейросифилис и другие нейроинфекции, энцефалит (воспаление в головном мозгу)
  • интоксикацию наркотическими веществами, алкоголем
  • последствия наркоза

Симптоматика органического астенического расстройства

Для людей с расстройством характерны плаксивость, эмоциональная вспыльчивость, частые и выраженные перепады настроения, буря эмоций часто по незначительному поводу. Все реакции спонтанны (возникают без серьезной причины, оснований) и неуправляемы.

Человек болезненно реагирует даже на незначительные события, эмоции, как правило, носят негативный характер (гнев, раздражение, обида).

Неприятности воспринимает как «конец света», постоянно вспышки гнева и раздражительности на близких, окружающих людей.

Диагностика органического эмоционально лабильного расстройства — обследование у психиатра и невролога. Дополнительно лечащий врач может назначить патопсихологическое исследование, анализы крови и инструментальные методы (ЭЭГ, КТ, МРТ).

Человек жалуется на регулярную и сильную головную боль, головокружение, снижение или нарушение зрения, повышение артериального давления, шум в ушах. Эти жалобы свидетельствуют о болезни головного мозга, которая привела к органическому эмоционально лабильному расстройству. Они мешают человеку жить и работать, из-за них он идет к врачу.

Характерна гиперчувствительность — болевая чувствительность в ответ на слабое прикосновение к коже, чрезмерная слуховая или светочувствительность, когда обычные по силе звуки воспринимаются как очень громкие (вплоть до развития болевого синдрома), а солнечный свет вызывает сильное слезотечение и резь в глазах.

Важно

Общая слабость, быстрая утомляемость, снижение работоспособности, чувство бессилия — всё это неотъемлемые спутники органического астенического расстройства.

Органическое эмоционально лабильное астеническое расстройство у детей возникает из-за тяжелой беременности матери (токсикоз, угроза выкидыша, эклампсия), осложнений в родах или тяжелых заболеваний раннего детства.

Опытный психиатр может поставить диагноз уже при первом осмотре. К основным проявлениям астенического расстройства относят чрезмерную капризность, частую плаксивость, непослушность, раздражительность, невозможность долго сосредоточиться. У таких детей может появиться внезапная вялость, безынициативность. Нужно дифференцировать эмоционально лабильное расстройство от особенностей характера и возрастных изменений.

Прогноз у взрослых и детей благоприятный при соблюдении рекомендаций лечащего врача.

Лечение органического эмоционально лабильного расстройства личности

Лечение должно быть комплексным и строго индивидуальным. При верном диагнозе и адекватном лечении симптомы астенического расстройства могут ослабнуть или уйти полностью.

Органическое эмоционально лабильное астеническое расстройство лечат медикаментозными и немедикаментозными методами. К медикаментозным относят следующие группы фармпрепаратов:

  • вазо-вегетотропные — нормализуют работу вегетативной нервной системы
  • ноотропы — улучшают обменные процессы в ткани головного мозга
  • седативные средства — обладают успокаивающим действием за счет балансировки процессов возбуждения и торможения нервной системы
  • нейролептики — снимают возбуждение
  • антидепрессанты — убирают тревожность, нормализуют настроение

К немедикаментозным методам относят:

  1. Индивидуальную психотерапию — психиатр-психотерапевт учит человека контролировать поведение, расслабляться. Помогает выстроить приоритеты (добиться успеха на работе, жить в любви и согласии с близкими) и придерживаться их.
  2. БОС-терапию — современный метод лечения психических расстройств. Специалист с помощью датчиков и компьютера замеряет физиологические показатели — частоту дыхания, сердцебиения, уровень артериального давления. Как только человеку удалось привести эти показатели в норму (выполнив инструкции специалиста), компьютер сообщает об успехе. Пациент запоминает навыки релаксации и может затем использовать их в эмоционально напряженных ситуациях, чтобы взять себя в руки.

Диагноз F06.6 Органическое эмоционально лабильное астеническое расстройство часто остается без лечения — окружающие и сам человек считают, что у него «тяжелый характер». Но это неправильно. От симптомов расстройства можно избавиться с помощью современных препаратов и немедикаментозных методов и вернуться к полноценной жизни.

Лечение и профилактика психопатий — Лечение должно быть дифференцированным в зависимости от типа психопатии и включать в себя комплекс мероприятий: психотерапевтических, медикаментозных, реабилитационных. Ведущая роль должна принадлежать психотерапии, главной целью которой является … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Лечение ожирения (obesity treatments) — Ожирение наличие избыточной жировой ткани представляет собой проблему для миллионов людей. В США, напр., по данным страховой компании Метрополитен Лайф, ожирением страдают 30% мужчин и 40% женщин в возрасте от 19 до 40 лет. Проблема не… … Психологическая энциклопедия


Лечение — (cura) совокупность всех действий, предпринимаемых для улучшения состояния больного. Наука, изучающая меры помощью искусственных пособий приводить каждый случай заболевания к возможно более благоприятному исходу в возможно более короткое время и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Стопа — I Стопа (pes) дистальный отдел нижней конечности, границей которого является линия, проведенная через верхушки лодыжек. Основой С. служит ее скелет, состоящий из 26 костей (рис. 1 3). Различают задний, средний и передний отделы С., а также… … Медицинская энциклопедия

Туберкулёз о́рганов дыха́ния — Туберкулез органов дыхания. Органы дыхания при туберкулезе (Туберкулёз органов дыхания) поражаются наиболее часто. В соответствии с принятой в нашей стране клинической классификацией туберкулеза различают следующие формы Т. о. д.: первичный… … Медицинская энциклопедия

МАТКА — (uterus), орган, являющийся источником менструальной крови (см. Менструация) и местом развития плодного яйца (см. Беременность, Роды), занимает центральное положение в половом аппарате женщины и в тазовой полости; лежит в геометрическом центре… … Большая медицинская энциклопедия

Медицина — от латинского слова medicari назначать лечебное средство. Но М. заботится не только о восстановлении нарушенного здоровья, а также и о предупреждении расстройств. Полное определение М. с современной точки зрения: М. есть наука, изучающая болезни … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Пневмония — I Пневмония (pneumonia; греч. pneumon легкое) инфекционное воспаление легочной ткани, поражающее все структуры легких с обязательным вовлечением альвеол. Неинфекционные воспалительные процессы в легочной ткани, возникающие под влиянием вредных… … Медицинская энциклопедия

История медицины — История науки … Википедия

Бесплодие — I Бесплодие (sterilitas) неспособность лиц детородного возраста к воспроизводству потомства вследствие нарушения оплодотворения или имплантации оплодотворенной яйцеклетки. Брак считают бесплодным, если беременность у женщины не наступает в… … Медицинская энциклопедия

ЯИЧКО — ЯИЧКО, семенник (testis, testiculus), мужская половая яселеза животных, в к рой происходит образование мужских половых клеток сперматозоидов. У бсзпозвоночных она имеет иногда трубчатое или мешкообразное строение и обладает своими собственными… … Большая медицинская энциклопедия

В случаях, когда дермографизм белый, надо предписать абсолютный покой, но без снотерапии, фруктово-овощную диету, грелку на печень после еды, пузырь со льдом на затылок два раза в день по 20 мин, ванны с настоем трав.


Если дермографизм выражен очень ярко — фруктово-овощная диета, нормализация деятельности почек, ванны с настоем листьев грецкого ореха. Во всяком случае необходимо восстановить дыхание, циркуляцию крови, усвоение пищи и элиминацию метаболитов.

Помимо общей усталости существуют различные формы локализованной усталости: дыхательное переутомление, циркуляторная усталость пищеварительного тракта (печени, кишечника), усталость почек, мозговая усталость. Каждое локализованное утомление неизбежно порождает общую усталость. Надо вовремя побеждать различные формы усталости.

Медицина Ассирии две тысячи лет до нашей эры была одновременно как магической, так и рационалистической. Древние ассирийцы считали, что болезнь – это проникновение в тело человека злых духов, но одновременно ее причиной считался и плохой воздух.

Современная народная медицина Ассирии восходит к временам глубочайшей древности. С незначительными изменениями ее основные формулы и законы сохранились и по сегодняшний день. В своей книге о традициях церкви Ассирии исследовательница традиций и обрядов этой державы Сурьма Маршимун писала, что современные медицинские формулы и магическое искусство ассирийцев практически идентичны соответствующим им записям на клинописных глиняных табличках из библиотеки древнего ассирийского царя Ассурбанипала.

Чтобы понять, что же собой представляет современная народная медицина Ассирии, необходимо рассмотреть примеры методов лечения и предупреждения болезней.

Обереги

Дабы уберечься от «плохого глаза», ассирийцы с самого раннего детства носят на теле талисманы и обереги с выписками из Священного Писания, пришедшие на смену древним ассирийским талисманам. Обычно они представляют собой лазурные бусинки на прочной нити.

У ассирийцев буквы алфавита, помимо их прямого предназначения, имеют еще мистическое и числовое значение, связанное с заболеваниями человека и длительностью его жизни. Дабы побороть болезнь или предупредить ее, используются буквы, из которых состоит имя человека.


Магический метод лечения радикулита

Еще одним удивительным магическим приемом является метод лечения острого радикулита. Если больному не помогают никакие другие способы, то он ожидает, когда где-нибудь поблизости родится двойня. Он направляется в тот дом и ложится возле порога. Мать двойняшек должна голыми ступнями наступить на больное место и немного потоптаться. После больной должен удалиться и никому об этом не говорить.

Удивительный метод!

Рациональные методы лечения

Народная медицина Ассирии заключается не только в магических приемах. Многие методы лечения являются достаточно естественными и рациональными.

• Как известно, табак сужает сосуды, поэтому при сильном кровотечении из носа в Ассирии больному дают его курить.

• Также для остановки кровотечения из носа применяется холодная вода, которую льют на шейные позвонки (второй и третий).

• При головных болях эти же шейные позвонки поливают горячей водой, которая расширяет сосуды.

• Если у человека повышается кровяное давление, то народная медицина советует аккуратно расцарапать в носу небольшой кровеносный сосуд – метод кровопускания.

• Для лечения золотухи ассирийцы используют медный купорос, который толкут в мелкий горошек и смешивают с простоквашей. После этой смесью обмазывают голову и оставляют на трое суток. Подсохшую массу отделяют от кожи вместе с волосами.


• Нарыв на коже ассирийцы лечат смесью воска с медом. Приготовленную смесь накладывают на пораженный участок кожи, перевязывают и оставляют на несколько дней. Нарыв прорывается или исчезает полностью.

Массаж

В ассирийской народной медицине широко используется метод лечения легким касанием рук или бесконтактным массажем.

В древние времена в Ассирии существовала целая группа целителей, которые лечили людей лишь этим способом. Эти лекари даже имели свою покровительницу богиню Бау.

Древние методы лечения ассирийской народной медицины передавались из поколения в поколение, дойдя и до наших дней. Если столько времени как рациональные, так и магические методы остаются для ассирийцев актуальными, то, наверное, они действительно являются действенными.

Рациональное лечение следствий усталости

В случаях, когда дермографизм белый, надо предписать абсолютный покой, но без снотерапии, фруктово-овощную диету, грелку на печень после еды, пузырь со льдом на затылок два раза в день по 20 мин, ванны с настоем трав.

Если дермографизм выражен очень ярко — фруктово-овощная диета, нормализация деятельности почек, ванны с настоем листьев грецкого ореха. Во всяком случае необходимо восстановить дыхание, циркуляцию крови, усвоение пищи и элиминацию метаболитов.

Помимо общей усталости существуют различные формы локализованной усталости: дыхательное переутомление, циркуляторная усталость пищеварительного тракта (печени, кишечника), усталость почек, мозговая усталость. Каждое локализованное утомление неизбежно порождает общую усталость. Надо вовремя побеждать различные формы усталости.

Следующая глава >


Глава 12.

ПОДХОД № 7: РЕШЕНИЕ РЕАЛЬНЫХ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

Несмотря на обвинения в поверхностности, РЭТ является всеохватывающей терапией. Ошибочно предполагать за методом отсутствие глубины только на том основании, что его основы просты и легко доступны для понимания каждого. В этом РЭТ превосходит все прочие методы лечения, так как рассматривает каждого человека — в том числе и вас — как личность, влияющую на окружающих людей и среду и, в свою очередь, также подвергающуюся влиянию с их стороны.

Вы живете в окружении людей — домочадцев, друзей, коллег по работе, знакомых и незнакомых. В какой-то степени вы влияете на них; в какой-то степени и они влияют на вас.

Вы живете в конкретной окружающей среде — с определенным воздухом, определенными растениями, дорогами, зданиями, погодными условиями, механизмами и машинами и т. д. Все это оказывает влияние на вас. Ну а вы в свою очередь также оказываете влияние на окружающий вас мир.

Наконец, вы «живете» в своем собственном теле — с вашим скелетом, кровью, внутренними органами, кожей, нервами и прочими тканями, которые, безусловно, существенно влияют на вас. Ну и такие ваши действия, как прием пищи, утоление жажды, физические упражнения, мысли и ощущения, — также оказывают влияние на состояние вашего организма.

Живя в столь сложном окружении, вы располагаете (как уже было ранее указано в этой книге) определенными целями (G), которые приводят к активизации определенных событий вашей жизни. Но на пути к намеченным целям барьерами встает множество практических проблем, требующих решения.

Например:

· Как мне получить хорошее образование?

· Что мне следует сделать, чтобы найти хорошего супруга?

· Какую профессию выбрать и как преуспеть в ней?

· Какой вид отдыха доставит мне радость и будет стоить затраченного времени и усилий?

Распознав эти реальные проблемы, вы можете либо постараться решить их, либо, что весьма глупо, расстроиться из-за них. Если вы расстраиваетесь, то получаете проблему из-за проблемы — эмоциональную проблему или невроз, связанные с вашей реальной проблемой (как жить и радоваться жизни).

РЭТ по сравнению с другими видами терапии более систематизированна, поскольку она поощряет вас решать проблемы, вызванные исходными практическими трудностями, и одновременно связанные с ними эмоциональные проблемы. Хотя и необязательно решать их одновременно — чаще при наличии невроза РЭТ поощряет вас сначала поработать над решением эмоциональных проблем — и лишь потом заняться решением практических вопросов.

Почему так? Вот несколько причин:

1. Когда вы встревожены или подавлены из-за необходимости принятия решения — например, такого: «Продолжать ли мне отношения с партнером или порвать с ним?» — то часто не можете понять, которое из ваших желаний (уйти или остаться) является более сильным. Ваше чувство вины из-за желания разрыва может помешать вам увидеть, что по-настоящему вы хотите уйти. Или раздражение против партнера может подавить ваше естественное желание остаться.

2. Вы можете потратить столько сил и времени на переживания, что у вас не останется ни того, ни другого для решения ваших практических проблем. Например, вы можете так усиленно страдать и хныкать из-за невозможности принять решение (уйти или остаться), что так никогда и не доберетесь до момента принятия обдуманного решения.

3. Вы можете так переживать из-за того, что у вас возникла практическая проблема, что окажетесь просто неспособным собраться с мыслями, чтобы решить эту проблему, — особенно зная, что легкого решения не существует.

Таким образом, РЭТ поощряет вас сначала разобраться со своими эмоциональными расстройствами (то есть с проблемами из-за проблем), а затем тщательно обдумать практические решения.

Итак, мы вплотную приблизились к подходу РЭТ № 7: Когда вы предпринимаете попытку решить какую-нибудь практическую жизненную проблему, осмотритесь в поисках эмоциональных проблем — например, тревоги или депрессии, связанных с практическими вопросами. Если такие эмоциональные проблемы существуют, ищите и активно оспаривайте свои догматические представления о должном, которые ведут к возникновению эмоциональных затруднений. Поработав над устранением невротических чувств, вернитесь к решению практического вопроса, по-прежнему не забывая использовать эффективные методы управления собой.

Джоанн страстно хотела закончить колледж, но у нее было слишком мало денег, а дорога была длинной — не менее пятидесяти миль. Трудно каждый раз преодолевать этот путь! Но она сделала его еще труднее, твердя себе: «Я должна закончить колледж, и как можно скорее! Это значит, что я должна много работать, заниматься и еще тратить время и силы на дорогу. Но ведь это несправедливо. Нельзя, чтобы жизнь обходилась со мной столь безжалостно. И потом, отец все время повторяет, что у меня нет способностей, чтобы хорошо учиться и успешно закончить курс. Наверное, он прав. Если так, это просто ужасно и мне никогда не получить того, что я хочу от жизни. Ненавижу своего папашу!»

Имея столь сильные иррациональные представления, Джоанн ухватилась за свои исходные практические проблемы и с их помощью впала в состояние тревоги, депрессии, гнева и ненависти к себе. Естественно, что ее расстроенные чувства в значительной степени помешали решению практических вопросов (деньги, школа, работа, дорога — не говоря уже о напряженных взаимоотношениях с отцом).

Для начала мы с Джоанн поработали над изменением ее догматических представлений об отце, о ней самой, о ситуации в школе. Затем, шаг за шагом, я помог ей развить навыки решения практических проблем и найти альтернативные решения, которых она не замечала, потому что расстроенные чувства блокировали восприятие (например, можно взять денег в долг и поселиться поближе к колледжу и месту работы). Я помог ей приобрести навыки общения (чтобы наладить контакт с отцом) и организации работы и учебы (что позволило быстрее справляться с заданиями).

Вы тоже можете в первую очередь изменить свои иррациональные представления и избавиться от тех эмоциональных последствий, к которым они приводят. Затем вы можете вернуться к активизирующим событиям своей жизни и использовать приобретенные навыки решения проблем для того, чтобы сделать свои решения более практичными, ну и более приятными.

Вы можете использовать РЭТ для приобретения навыков самоутверждения, изучения методов распределения времени и организации работы и прочих, не менее полезных знаний и навыков, способных сделать вашу жизнь более наполненной и счастливой. Поскольку РЭТ имеет дело с мышлением и поведением и поскольку включает корректирующее обучение, она лидирует в той области терапии, которая касается решения проблем и обучения различным навыкам.

И это еще раз показывает, насколько всеохватывающей терапией является РЭТ! Это некая «теория системы» человеческого поведения — другими словами, истинно систематическое учение. Помогая вам осознавать свои разрушительные чувства (С), связанные с событиями жизни (А), и изменять идеи (В), которые порождают эти чувства, РЭТ дает возможность работать над реорганизацией всех ваших А, В и С — а также видеть, распознавать и менять их сложные взаимосвязи.

РЭТ-упражнение № 11

Подумайте о какой-нибудь проблеме, которую вам нужно решить. Ну, например:

· Как получить хорошую работу.

· Как произнести хорошую речь.

· Как выиграть партию в гольф.

· Как написать курсовую работу.

· Как проехать по незнакомому городу.

· Как общаться с людьми.

· Как получать больше радости от секса.

· Какой телевизор купить,

· Какой дом купить.

· Кого выбрать партнером по игре.

· Какой курс прослушать в школе.

· Какое платье надеть на вечер.

· Какую карьеру выбрать в жизни.

· Какой комплекс физических упражнений выбрать.

Посмотрите, не связаны ли с этими практическими задачами какие-либо эмоциональные или поведенческие проблемы, например:

· Тревожит ли вас то, найдете ли вы хорошую работу и удержитесь ли на ней?

· Будет ли вам стыдно, если вы плохо выступите?

· Будете ли вы подавлены, если плохо сыграете в гольф?

· Продолжаете ли вы оттягивать написание курсовой работы?

· Раздражаетесь ли вы во время езды по незнакомому городу?

· Боитесь ли вы общаться с людьми?

· Осуждаете ли вы себя из-за ваших сексуальных проблем?

· Не стараетесь ли вы лихорадочно собрать как можно больше информации обо всех марках телевизоров, прежде чем принять решение и купить только один?

· Боитесь ли вы, что купленный вами дом рухнет или сгорит?

· He осуждаете ли вы себя со всей строгостью за то, что выбрали не того партнера для игры?

· He меняете ли вы курсы в школе, несмотря на то что семестр уже начался?

· Страдаете ли вы по поводу выбора платья для вечера?

· Что вы делаете для выбора карьеры? Быть может, ничего?

· Не слишком ли часто вы меняете комплекс упражнений, не успев получить никакого результата?

Если вы встревожены, подавлены, страдаете от стыда, переживаете гнев из-за возникших практических проблем или если вы нерешительны, трусливы или импульсивны, то ищите догматические требования (должен, обязан, ужасно, не могу этого вынести и т. п.), которые сопровождают ваши рассуждения. Например:

«Я должен получить хорошую работу, а получив, обязан сохранить ее».

«Моя речь должна быть блестящей! Будет ужасно стыдно, если кто-нибудь засмеется».

«Я должен был играть лучше. Я просто никудышный спортсмен».

«Почему этот чертов курсовик такой трудный? Он же должен быть проще! Я не могу вынести этого. Напишу-ка я его потом».

«Улицы этого захудалого городишки должны быть вымощены получше. И дорожные знаки должны быть более понятными. Просто ужасно, что меня вынуждают так нервничать».

«Я должен купить за свои деньги самый лучший телевизор. Я не переживу, если он окажется не самым-самым!»

«Только представьте себе: я куплю дом, а после этого с ним случится нечто страшное! Я должен получить твердую гарантию, что с домом никогда и ничего не случится».

«He прощу себе, если выберу не того партнера для игры. С моей стороны это будет полным идиотизмом».

«Я должен прослушать самый лучший курс у самого лучшего преподавателя. Если я зря потрачу время, это будет просто ужасно. Если я не смогу добиться того, чтобы перейти на другой курс посреди семестра,— хотя это против правил, — значит, я просто тряпка!»

«Если я надену на вечер неподходящее платье и надо мной будут смеяться, я покончу с собой!»

«Какую работу ни выбери — всюду слишком много беспокойства. Это не для меня. Я не могу вынести столько переживаний».

«Я не обязан тренироваться, но я обязан быть сильным и здоровым даже без этого!»

Активно оспаривайте свои представления о должном, ужасном, невыносимом. Например:

Дискуссионный вопрос: «Почему я должен получить хорошую работу? Где написано, что я обязан сохранить ее, если получу?» Ответ: «Я не должен получить хорошую работу, но я очень хотел бы этого. А потому я буду стараться».

Дискуссионный вопрос: «Где сказано, что моя речь должна быть превосходной? Почему мне должно быть стыдно, если кто-то станет смеяться?» Ответ: «Нигде этого не сказано — за исключением тех глупых сценариев, которые я сам для себя сочиняю. Если кто-то станет смеяться — да, это будет очень неприятно. Но это означает только то, что моя речь получилась плохой, но сам я от этого не становлюсь ни плохим, ни некомпетентным, ни опозоренным».

Дискуссионный вопрос: «По какой причине я обязан играть в гольф лучше? Почему я должен считаться безнадежно плохим спортсменом, если плохо играю в гольф?» Ответ: «Нет такой причины. И все-таки если бы я играл лучше, это было бы здорово! Моя плохая игра означает только одно — что в этот раз мне не повезло. Но это не значит, что я никогда не смогу играть лучше или преуспеть в другом виде спорта!»

Дискуссионный вопрос: «Докажите, что курсовая работа обязана быть простой. И что это означает — невозможно вынести?» Ответ: «Курсовая работа должна быть именно такой трудной. Потому что именно так обстоят дела с курсовыми работами на данном этапе. Мне не нравится вся та суета, которая связана с выполнением курсовой работы. Но это еще семечки по сравнению с тем, что последует, если я ее не сделаю вовсе. А потому — марш к кульману!»

Дискуссионный вопрос: «Докажите, что улицы должны быть лучше вымощены, а дорожные знаки обязаны быть понятными. Действительно ли это так ужасно, что мне приходится из-за этого нервничать?» Ответ: «Я могу доказать только то, что хорошо вымощенные улицы и понятные дорожные указатели — гораздо лучше, чем плохие. Но я не могу доказать, что это просто обязано быть так, и только так, потому что в таком случае улицы обязательно были бы устроены таким образом, чтобы мне было удобно. Похоже на то, что отцы города не заботятся о нем так, как мне бы того хотелось. Это скверно. Но дорогу я все-таки найду».

Дискуссионный вопрос: «А что, я действительно обязан получить за свои деньги самый-самый лучший телевизор? Я действительно не переживу, если меня надуют?» Ответ: «Нет, это не входит в условия. Вполне может случиться так, что мне подсунут посредственный телевизор. Но, в конце концов, и от посредственного телевизора я получу удовольствие. Посредственный телевизор — это не идеальный вариант, но все-таки в этом больше хорошего, чем плохого. Если я не рискну и не куплю ни одного из тех, которые есть в продаже, я могу и вовсе остаться без телевизора. Надо все-таки решиться и что-то выбрать».

Дискуссионный вопрос: «Действительно ли мне нужна твердая гарантия того, что с любым домом, который я куплю, все и всегда будет в порядке? И если с моим домом случится что-то плохое, то неужели это повлечет за собой конец света?» Ответ: «Конечно, если бы я получил такую гарантию, это было бы замечательно. Но таких гарантий попросту не существуют. Единственное, на что я могу рассчитывать, — это на более или менее высокую степень вероятности того, что купленный мною дом простоит достаточно долго вопреки всем тем неприятностям, которые в принципе могут с ним приключиться. Но даже если мой дом рухнет, то я все равно буду продолжать жить и радоваться жизни».

Дискуссионный вопрос: «Неужели я никогда не смогу простить себе, что неудачно выбрал партнера для игры, в результате чего мы проиграли? Неужели выбор неподходящего партнера на самом деле делает меня идиотом?» Ответ: «Разумеется, я прощу себе неудачный выбор партнера. Это было неразумно с моей стороны, но, весьма сомнительно, что я стал от этого полным тупицей. Я имею право ошибаться, я могу сделать неудачный выбор. Но не всегда же так будет! Я не заслуживаю порицаний или проклятий за это. Я могу принимать себя таким, каков я есть, хотя и сам не одобряю дурацких решений. Но зато я извлеку из происшедшего урок и в будущем стану подходить к выбору более ответственно».

Дискуссионный вопрос: «Действительно ли я должен прослушать самый лучший курс у самого лучшего преподавателя? И если я не смогу нарушить школьные правила и перейти на другой курс посреди семестра, то неужели из-за этого меня можно назвать тряпкой?» Ответ: «Нет, прослушать самый лучший курс у самого лучшего преподавателя совершенно не обязательно, но весьма желательно. Если я не смогу заставить администрацию школы перевести меня к другому преподавателю, то это не значит, что я безвольный человек, я всего лишь подчиняюсь общим правилам. И даже если я проявляю слабость, то это вовсе не означает, что я вообще слабая или безвольная личность».

Дискуссионный вопрос: «Почему любая работа, которую я выбираю, требует от меня таких усилий? И где написано, что я не смогу справиться с работой, требующей от меня этих усилий?» Ответ: «В любой работе есть свои неприятные стороны, но нельзя сказать, что их слишком много. Преодоление трудностей — неотъемлемая часть любой карьеры. Это плохо. Но если я буду бояться трудностей, то могу вовсе не сделать карьеры. А это еще хуже. Мне могут не нравиться те трудности, которые связаны с выбранной мною карьерой, но, определенно, я могу с этим справиться. И я наверняка так и сделаю — если хочу преуспеть!»

Отыскав у себя иррациональные представления (iBs), которые мешают решению практических проблем и принятию правильных решений, вам следует вернуться к исходным проблемам и постараться решить их. При этом вы можете использовать следующие навыки решения проблем:

Во-первых, надо как можно более четко сформулировать задачу. Например:

Что мне нужно сделать, чтобы получить хорошую работу? Каким должен быть мой первый шаг?

Какие шаги следует предпринять потом?

С кем я могу проконсультироваться по вопросу получения хорошей работы?

Кто из моих друзей может мне помочь?

Какое резюме следует написать?

Кто может мне помочь в написании резюме?

Стоит ли давать знать моим прежним нанимателям, что я ищу работу, чтобы получить хорошие рекомендации?

Что надо сделать, чтобы успешно пройти собеседование? И так далее.

Запишите как можно больше вопросов, связанных с решением ваших практических проблем — вроде тех, которые приведены выше. Затем обдумайте — а еще лучше запишите на бумаге — возможные ответы. Составьте план действий, направленный на реализацию ваших идей. И начинайте работать — заставляйте себя действовать по плану.

Если все у вас идет хорошо, то это просто прекрасно. Продолжайте решать свои практические задачи. Если вы не можете выполнить намеченное, или выполняете его плохо, или чересчур расстраиваетесь из-за незначительности результатов, то, скорее всего, у вас возникнут определенные эмоциональные затруднения, вызванные практическими проблемами.

Если это случится, вернитесь к основам РЭТ, чтобы распознать возникшие эмоциональные затруднения и разобраться с ними. Вам придется — подобно челноку — переходить от практических проблем к эмоциональным и обратно к практическим.

Не следует ожидать рождения безупречного или блестящего решения. Ведь такие наивные ожидания только умножат ваши эмоциональные дилеммы и ухудшат положение!

РЭТ-упражнение № 12

Совсем не рискуя, невозможно успешно решать практические проблемы или принимать удачные решения. Вот, к примеру, чем вы рискуете в подобных случаях:

Потратить слишком много времени на поиск или принятие решения.

Потратить слишком много сил и энергии на поиск или принятие решения.

Решить проблему слишком поспешно, неправильно спланировав свои действия.

Принять неверное решение, которое повлечет за собой определенные последствия.

Сначала решать практические проблемы довольно успешно, а затем терпеть неудачи.

Найти вполне приемлемое решение — но все-таки не то, к которому вы стремились.

Если у вас есть склонность к чрезмерному беспокойству при решения проблем, если вы тратите на это слишком много времени и сил, то вам следует признать за собой право на риск при планировании и при быстром принятии решений. Например, ограничьте время, которое вы должны потратить на подготовку резюме, составление списка людей, которым надо это резюме разослать, на рассылку писем и на то, чтобы подготовиться к собеседованиям. Не нужно готовиться слишком тщательно. Допустите возможность того, что можно выступить неудачно. Докажите себе, что можно учиться на своих ошибках, — в таком случае в следующий раз вы сделаете все намного лучше.

Если вы запланировали сделать нечто важное или быстро принять ответственное решение, но впоследствии отказались от этого — и теперь переживаете из-за того, что полученное решение оказалось не самым лучшим, попробуйте заполнить приведенную на следующей странице анкету самопомощи:

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Сайт саморазвития, самопознания, личностного роста и духовного совершенствования. Станислав Милевич

Практики

  • Состояния ума
  • Прекращаем ходить по граблям!
  • Магия тишины
  • Самадхи
  • Десять самых распространённых ошибок на пути искателя
  • Что такое логика
  • Убеждения человека. Как выбраться из власти убеждений?
  • Кто ты на самом деле? Высшее сознание
  • Расширение границ восприятия
  • Взлом ограничений ума
  • Суть магии
  • Путь к безмолвию. Орбиты сознания
  • Формирование социальных норм поведения
  • Загадки Вселенной
  • Калейдоскоп
  • Судьба
  • Что такое я? Включение ума
  • Беспристрастность
  • Проблем не существует
  • Устранение проблем
  • Возникновение проблемы
  • Невнимательность
  • Качества ума
  • Привычки людей. Вредные привычки человека. Формирование привычек
  • Переживания человека
  • Природа чувств и эмоций. Причины гнева и раздражительности
  • «Кто я?» Самоисследование
  • В поисках просветления. Почему не наступает просветление?
  • Иллюзии восприятия. Восприятие мира – только ловушка ума
  • Правильные вопросы и ложные ответы
  • Концентрация внимания. Практика управления фокусом внимания
  • Постижение истины. Фокус внимания в постижении своей истинной природы
  • Как научиться определять фокус своего внимания?
  • Осторожно, ловушки!
  • Система эмоционального руководства
  • Решение эмоциональных проблем
  • Ловушки ума
  • Напряжение в теле. Снятие внутреннего напряжения и расслабление тела
  • Внутреннее внимание
  • В поисках идеального гуру
  • Практика отрицания себя – путь к свободе от влияния ума
  • Свобода от страданий или свобода от желаний?
  • Дисциплина ума. Как укротить свой ум и обуздать свои желания
  • Основы самопознания: Калибровка ума. Эталоны для мировосприятия
  • 10 заповедей постижения истины
  • Законы восприятия и познания истины
  • Игры разума
  • Как обрести себя? Как управлять собой?
  • Основа учения — практика
  • Занимаясь духовными практиками, держите всегда свой ум свободным
  • Как избавиться от беспокойств и переживаний
  • Переживание или переживающий?
  • Эмоциональное и ментальное очищение — путь к свободе от страданий
  • Достижения в духовном развитии и прочие заблуждения
  • Проблема ума. Как обыграть свой ум?
  • Причина большинства проблем и переживаний – неправильный фокус внимания
  • Наблюдение за мыслями
  • Фокус внимания
  • Как остановить свои мысли
  • Познай себя. Практика отрицания
  • Неофитство на пути духовного развития
  • Проблемы воспитания детей. Человек будущего
  • Тайные знания
  • Что такое панацея?
  • Кто и зачем нами манипулирует и как избежать зомбирования?
  • Как предотвратить конфликт
  • Зачем мы ходим на работу?
  • Как найти любовь и единство взглядов на всю жизнь
  • Причины одиночества
  • Не родись красивой, а будь счастливой!
  • Что вызывает стресс? Как избавиться от стресса и как снять напряжение?
  • Как сохранить хорошие отношения?
  • А вы любите цветы?
  • Для чего нужны деньги? И являются ли деньги причиной обмана?
  • Будет ли конец света?
  • Я что, хуже других? Обратная сторона престижа или что делает людей потребителями
  • VIP – Откуда появляются Особо Важные Персоны
  • Я верю в чудо. Где существуют чудеса?
  • Принадлежит ли Земля человеку?
  • Что делать, если не нравится работа?
  • Как избавиться от страха
  • Воздействие музыки на человека. Какую музыку лучше слушать?
  • Путь единства. Как избежать одиночества
  • А Вы сами знаете, чего Вы хотите?
  • Хочу жить долго и качественно
  • Противоречия и конфликты
  • Почему у меня так много дел и так мало возможностей?
  • Процесс формирования личности. Проблемы воспитания и образования. Обусловливание
  • Как попасть в рай?
  • Любовь и ревность. Как избавиться от ревности?
  • Здоровья, счастья, любви!
  • Зачем нужно уединение? Возможно ли саморазвитие в коллективе?
  • Духовные учения и их смысл
  • Какой путь выбрать?
  • Три пути развития
  • Источник счастья, любви и благополучия
  • Чем опасна слепая вера
  • Настоящее
  • Иллюзии
  • Как успокоить свой ум
  • Как не потерять себя?
  • Наша жизнь — это сон или реальность?
  • Есть ли у нас выбор или всё предначертано судьбой?
  • Как жить без переживаний? Как жить счастливо?
  • Источник мироздания
  • Просветление
  • Выход за пределы разума — это реальность
  • Как достичь стабильности в жизни или путь к равновесию
  • Управление умом, управление мыслями, управление эмоциями
  • Ваш ум — это не вы
  • Осознанное взаимодействие
  • Выбор пути
  • За пределами разума
  • Притчи и сказки
  • Абсолютное и относительное знание
  • Цена за удовольствие
  • Путь к совершенству
  • Высшая форма сознания
  • В этом мире всё происходит само
  • Душа человека, бесконечное сознание и виртуальный мир
  • Воображаемый мир. Особенности восприятия человека
  • В чём смысл жизни? Спектакль под названием «жизнь»
  • Цель человеческой жизни. Проблема цели
  • «Я – человек» — программа жизни человека
  • Игры сознания или иллюзорный мир
  • Что такое эго человека? Ложное эго
  • Значение эго. Изменение мышления. Управление восприятием
  • От действия к мысли. Программирование жизни
  • Зеркальный мир
  • Стремление к совершенству
  • Природа сознания
  • Исследование своего Я. Изменение восприятия
  • Невовлеченность. Манипулирование сознанием. Как научиться говорить «Нет»
  • Ум человека. Где ум?
  • Алгоритмы сознания и восприятия
  • Причины страданий
  • Тибетское воспитание детей

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *