Прикладная наука

Прикладная наука

Аргументируйте положение о том, что фундаментальные исследования создают основы современных технологий и определяют качество образования. Докажите, что высокие технологии являются ЛОКОМОТИВОМ ПРОМЫШЛЕННОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ.

Фундаментальные научные исследования — это глубокое и всестороннее исследование предмета с целью получения новых основополагающих знаний, а также с целью выяснения закономерностей выясняемых явлений, результаты которых не предполагаются для непосредственного промышленного использования. Термин фундаментальность (на латыни fundare — «основывать») отражает направленность этих наук на исследование первопричинных, основных законов природы.» То есть фундаментальные исследования того или иного предмета дают задуматься человеку о более легкой его эксплуатации тем самым и дают развитие современным технологиям (например, создание того же компьютера, человек хотел где то хранить и обрабатывать большой объем информации, думал он думал, фундаментально исследовал все возможные способы и нашел наиболее приемлемый, за тем он захотел обмениваться ей, так появился интернет и т.д..) То же происходит и с образованием. По мере исследования той или иной науки человек познает что то новое, вносит какие то изменения или дополнения, соответственно растет и уровень образования(например, наши предки считали, что земля плоская и стоит на черепахе трех китах и т.д. но чем больше они познавали окружающий мир, тем больше убеждались в том, что она имеет круглую форму и т.д) Безусловно являются. Ведь чем выше технологии страны, тем быстрее она развивается в той или иной отрасли, и, следовательно, занимает высокое положение, относительно данной отрасли, на мировом уровне.

Фундаментальные научные исследования — это глубокое и всестороннее исследование предмета с целью получения новых основополагающих знаний, а также с целью выяснения закономерностей выясняемых явлений, результаты которых не предполагаются для непосредственного промышленного использования. Термин фундаментальность (на латыни fundare — «основывать») отражает направленность этих наук на исследование первопричинных, основных законов природы.»
То есть фундаментальные исследования того или иного предмета дают задуматься человеку о более легкой его эксплуатации тем самым и дают развитие современным технологиям (например, создание того же компьютера, человек хотел где то хранить и обрабатывать большой объем информации, думал он думал, фундаментально исследовал все возможные способы и нашел наиболее приемлемый, за тем он захотел обмениваться ей, так появился интернет и т.д..) То же происходит и с образованием. По мере исследования той или иной науки человек познает что то новое, вносит какие то изменения или дополнения, соответственно растет и уровень образования(например, наши предки считали, что земля плоская и стоит на черепахе трех китах и т.д. но чем больше они познавали окружающий мир, тем больше убеждались в том, что она имеет круглую форму и т.д)
Безусловно являются. Ведь чем выше технологии страны, тем быстрее она развивается в той или иной отрасли, и, следовательно, занимает высокое положение, относительно данной отрасли, на мировом уровне.

Практические науки: этика и политика

Вторая группа наук — науки практические, в которых изучается «практика», т.е. отношения людей друг к другу. В рамках этих же наук определяются цели человека как индивида и как члена сообщества. Цели индивидуальной жизни подлежат изучению этики, цели чело­века как члена сообщества политики.

Аристотель полагает, что можно сформулировать цель жизни че­ловека, относительно которой согласны все. Эта последняя цель, или «высшее благо», есть счастье. Мыслитель определяет три наиболее распространенных понимания счастья, одновременно выдвигая свои соображения относительно каждого из них. Во-первых, для многих счастье — это чувственные удовольствия и наслаждения. Но жизнь,

растраченная на удовольствия, по Стагириту, — рабская жизнь, дос­тойная лишь животного. Во-вторых, счастье многими понимается как почести и слава. Однако почести и слава суть нечто внешнее, завися­щее от тех, кто их оказывает. В-третьих, для кого-то счастье состоит в умножении богатства. Но эта цель несостоятельна, ибо богатство есть средство для чего-то другого, а само по себе смысла не имеет. Отвер­гая названные цели жизни в качестве высшей, Аристотель в то же время оценивает их с чувством реализма, признавая и чувственные удовольствия, и успех в виде почестей, и материальный достаток по­лезными и необходимыми. Их наличие само по себе не дает еще сча­стья, но без них постановка вопроса о высшем благе становится про­блематической. Однако высшее благо жизни, или счастье, он связы­вает о активностью души, «согласной с добродетелью». Высшей же из добродетелей является справедливость.

Справедливость Аристотель связывает с разумной мерой. Душа че­ловека — это главным образом разум, но не только. Вегетативная часть души никак не влияет на разум. Что же касается чувственно-двига­тельной части, то она воздействует на разумную в различных направ­лениях, поскольку от нее исходят желания, или вожделения. После­дние склоняют к крайностям. Этические добродетели состоят поэтому в нахождении точной меры, среднего пути между крайностями. Путь правды и правоты — средний путь. Но, для того чтобы уметь находить середину во всем, следует обладать к тому способностью. Эта способ­ность существует. Она и является наивысшей добродетелью, доброде­телью как таковой или способностью к добродетели. Это дианоэтичес-кая добродетель, или справедливость. Она двухсоставная (о чем гово­рит ее название: «диа» — два, «ноэсис» — умный, или умственный): включает в себя «фронесис», т.е. рассудительность, и «софию», т.е. мудрость. Фронесис — это практическая мудрость, софия — скорее теоретическая, т.е. способность прежде всего к метафизическому по­знанию. Фронесис определяет, что идет во благо, а что во вред чело­веку. Например, именно рассудительность (т.е. фронесис) определя­ет, какие привычки полезны, а какие — вредны. Вообще Аристотель полагает, что через привычку мы сами создаем себя; Стагирит вполне согласился бы с изречением «посеешь привычку — пожнешь харак­тер». Но рассудительность как мысль, направленная по преимуществу на человека, должна быть дополнена познанием той реальности, ко­торая лежит по ту сторону человека, выше него. Такое познание предпо­лагает особую способность — «софию», т.е. мудрость — вторую состав­ную часть дианоэтической добродетели.

Совершенствуя себя в теоретически познавательной деятельнос­ти, человек способен достичь высшего счастья, «прикоснуться» умом к миру сверхчувственному, т.е. божественному. «Человек есть мера всех вещей», — сказал один из предшественников Аристотеля, софист Протагор. Стагирит не оспаривает мысль Протагора, но не останавли-

вается на ней. Чтобы быть справедливой, она должна быть дополнена другой: «божественное есть мера человеческого». Из того что мы смер­тны и конечны, нельзя делать вывод, что следует ограничиваться в своих помыслах конечным, т.е. соразмерным человеку. Напротив, следу­ет измерять себя тем, что бессмертно. Человеку недоступно постоянное блаженство, как оно доступно божеству. Но человек может достичь бла­женства в той мере, в какой он способен активно мыслить, «софийно» познавать сверхчувственный мир. Насколько простирается активность человеческого ума, настолько простирается счастье человека.

«Умственность» философской системы Аристотеля проявляется во всех ее частях, в том числе в этике. Однако надо заметить, что Стаги-рит делает попытку преодолеть этический интеллектуализм, идущий от Сократа и закрепленный Платоном. У Аристотеля вообще художе­ственность мироощущения выражена ярче, а главное — понимается им богаче, чем предшественниками. Аристотелевский Ум есть в том числе художественное удовольствие, получаемое от умственной дея­тельности. Тем не менее он остается умом, интеллектом и как таковой находит собственные основания только в себе самом. Приобщение к высшему возможно исключительно через умственную активность, а не совокупной активностью всех душевных сил. Следовательно, по Аристотелю, добродетельным может быть только умный человек, по­этому добродетельный — всегда умный. Заведомо ясно, что тот, у кого не развит интеллект, не способен делать добро, а ученый-мета­физик — очевидно добродетелен. Легко заметить, что основы сокра­товского этического интеллектуализма остаются непоколеблемы и в этом смысле Аристотель не продвигается слишком далеко по сравне­нию с предшественниками. Откуда же проистекает зло? Оно возника­ет случайно, в силу непредсказуемых обстоятельств. Для человека зло происходит как бы «нечаянно». Так, в силу неведомых для себя обсто­ятельств Эдип убивает отца и женится на матери, втягиваясь помимо своей воли в череду трагических событий. Аристотелевская этика не возлагает на человека всей полноты ответственности, но и не предо­ставляет ему всей полноты свободы. Поскольку зло совершается по­мимо воли, постольку совершивший злой поступок заслуживает со­чувствия и сострадания, но отнюдь не обязан стремиться к осмысле­нию собственной вины и покаянию. Естественно, что понятие покаяния в этике Аристотеля является лишним. Но тогда приходится допустить необратимость нравственной порчи: попавший в плен обстоятельств не может совершить нравственное возрождение. Следовательно, жизнь потенциально трагична; ее трагизм определяется не характерами лю­дей, а самой структурой бытия. Гарантированного пути преодоления трагизма не существует, но есть возможность взглянуть на него со спокойствием и достоинством мужественного Ума.

Следуя традиции древнегреческого мышления, Аристотель не вы­водит человека за пределы природного миропорядка: человек остает-

ся лишь элементом структуры мира, одним из многих и наряду с дру­гими. Наличие ума (интеллекта) — единственное, что отличает чело­века от иных существ. На поверку выясняется, что этого недостаточно, чтобы человек мог бы преодолеть путы судьбы и обстоятельств. Аристо­телевская этика не предполагает действительной свободы человека и, как следствие, не рассматривает его в качестве подлинно самоопреде­ляющейся личности. Этот же, по сути безличностный, подход прово­дится Стагиритом и при рассмотрении вопросов политики.

Аристотель рассматривает индивида под углом интересов государ­ства, а не государство под углом интересов индивида. В этом он не отличается от своих предшественников, прежде всего Платона. Став­шее широко известным аристотелевское определение человека как «политического (общественного) животного» лежит в русле гречес­кой традиции приоритета общества над индивидом. Характерны здесь как первый, так и второй термины. Полис — основа жизни греческого общества; именно в рамках полиса, т.е. города-государства, протекала общественная жизнь грека. Своим определением Аристотель подчер­кивает необходимость для индивида участия в общей жизни полиса. Но этого оказывается достаточно, чтобы возвысится над животным существованием. Самоопределяемость духа, самобытность внутренне­го мира и его нерушимость уходят далеко на второй план. При всей подробности разработки Аристотелем понятия души собственно че­ловеческое занимает в ней не столь значительное место и целиком сведено к уму. Максимум, чего удается добиться при постановке про­блемы соотношения индивида и общества на данной основе, — прак­тическое отождествление внутреннего мира индивида с социально­стью. Аристотель не допускает того, что внутренний мир отдельной личности может превосходить по своему богатству выявляемый в ак­туальных общественных отношениях уровень духовности.

Аристотелевская трактовка отношения общества и индивида яв­ляется классической в том, что она ярко демонстрирует превосход­ство над варварством, при котором индивид не считается с обще­ством, с одной стороны, и с другой — недостаточность в сравнении с культурой, в которой личность полагается не только сверхприродной, но сверхсоциальной и поэтому самоценной. Подход и решение Арис­тотеля лежат в русле цивилизации, притом дохристианской, т.е. язы­ческой цивилизации. Они, в частности, настраивают на безоговороч­ное подчинение личности обществу.

В классификации форм государства Аристотель в основном следу­ет за Платоном. Власть может исходить: а) от одного человека; б) от немногих; в) от большинства. Отсюда получаются три правильные и три неправильные формы. Правильные: монархия, аристократия, поли-тия. Неправильные: тирания, олигархия, демократия, В правильных формах государства власть осуществляется в соответствии с общим благом, в неправильных — с собственным интересом. Можно вспом-

нить, что у Платона третьей в первом ряду была демократия (вместо аристотелевской политии), а то, что у Аристотеля названо «демокра­тией», в платоновской терминологии — «демагогия». Впрочем, отнеся демократию к неправильным формам правления, Стагирит фактичес­ки признает, что она неминуемо становится демагогией, поскольку равенство в свободе заменено в ней равенством во всем. Лучшей из всех форм мыслитель считает политию. Она есть средний путь между олигархией и демократией, т.е. фактически является демократией уме­ренной. В ней сохраняются достоинства аристократии и устранены от­рицательные крайности демократии. Отметим, что в выборе лучшей формы Аристотель, верный своему излюбленному принципу середи­ны, идет по пути смешения или комбинирования нескольких начал.

Благо государства мыслится Аристотелем как общее благо граждан. Такое понимание цели государства естественно для античности, и Ста­гирит не выходит за его пределы. Оно основано на уподоблении госу­дарственной заботы о гражданах отеческой опеке над детьми. Вполне оправданную озабоченность увеличением и укреплением нравственнос­ти мыслитель целиком возлагает на плечи государства. С этой точки зре­ния, именно государственный аппарат, т.е. чиновники, должны оли­цетворять ценности справедливости, разумности, добродетельности. Им же поручается забота о добродетельности граждан.

Идеал совершенного государства — обеспечение мирной жизни и познавательно-теоретической деятельности. Мир и наука суть высшие ценности. Но высшее по своей природе таково, что вбирает в себя все стоящее на более низких уровнях ценностной шкалы. Человек и обще­ство должны ставить перед собой наивысшие цели, браться за реше­ние максимально трудных задач. Тогда более легкие окажутся решен­ными автоматически. Ставя цель обеспечения мира, государство наи­лучшим образом готовится к войне; обеспечивая развитие «непрактической», т.е. теоретической, науки, обеспечивает решение практических задач; создавая прекрасное и развивая искусство, раз­вивает нравственность и способствует добродетельности граждан.

ЛИТЕРАТУРА

Диоген Лаэртскш. О жизни, учениях и изречениях знаменитых фило­софов. М., 1979.

Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. М., 1993.

Платон. Апология Сократа//Платон. Собрание сочинений: В 4 т. М., 1990. Т. 1.

Платон. Пир//Платон. Собрание сочинений: В 4 т. М., 1990. Т. 2.

Богомолов А. С. Античная философия. М., 1985.

Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М. 1993.

Лосев А. Ф. Жизненный и творческий путь Платона//Платон. Собрание сочинений: В 4-х т. Т. 1. М., 1990. Вступительная статья.

Лосев А.Ф. Античный космос и современная наука. М., 1993.

Различие «фундаментальной» и «прикладной» науки

Представленная здесь картина относится к «фундаментальной» («академической») науке. Кроме того, мы отнесем к фундаментальной науке отдельные задачи и целые подразделы физики, которые возникают на основе этих разделов физики вне зависимости от решения технических задач. Выделенная таким образом фундаментальная наука развивается в ходе решения возникающих внутри нее проблем.

Действительно, если мы обратимся к истории физики XIX—XX вв., то увидим, что существенное прямое влияние техники на формирование нового раздела физики имеет место только в случае термодинамики, где такие фундаментальные для нее элементы, как второй закон термодинамики, цикл Карно и следующее из них понятие энтропии, вызваны развитием паровых машин в ходе промышленной революции XIX в. Но это исключение. Электродинамика, статистическая физика, специальная и общая теории относительности, квантовая механика рождаются из решения проблем, возникающих внутри «академической» и «университетской» физики, не испытывая прямого воздействия со стороны развития техники. Военно-промышленный интерес в Германии к спектроскопическим исследованиям, конечно, дал богатый материал для становления квантовой механики, но его нельзя рассматривать как принципиальное прямое влияние. Проблемы спектра излучения черного тела, фотоэффекта, неустойчивости электромагнитной версии планетарной модели атома — три из четырех главных проблем, из решения которых возникает старая квантовая теория, — рождаются внутри фундаментальной физики. Внутри фундаментальной физики используется и материал спектроскопических исследований. Не из технических задач возникают и «Математические начала натуральной философии» Ньютона и теория падения тел Галилея. (Галилей решал задачу, поставленную еще Аристотелем, Ньютон строил теорию, объясняющую законы движения планет Кеплера.)

Возникающие в ней первичные идеальные объекты и некоторые вторичные идеальные объекты вовлекаются в «прикладные исследования», образующиеся вокруг соответствующих «технических» задач в инженерной практике. Эти прикладные исследования могут организоваться в «прикладную науку» (пример такого процесса дает формирование «физики магнитных жидкостей».

Этот процесс типичен для эпохи научно-технической революции, где плотность прикладных исследований резко возрастает. Возможен и другой путь формирования прикладной науки, когда некоторый подраздел фундаментальной науки находит техническое применение (возможно, что такой пример дает упоминавшаяся выше магнитная гидродинамика, возникшая в 1940-х гг. как результат пересечения гидродинамики и электродинамики, а позже ставшая основой теории плазмы в рамках проекта разработки управляемой термоядерной реакции).

Е.И. Пружинин указывает, что формирование прикладных наук — «событие достаточно недавнее», характерное для середины XX в. «Чем дальше в прошлое от середины столетия, тем более дробным и личностным становится проявление… дихотомии» фундаментальная/прикладная наука.

Главное отличие прикладных наук от фундаментальных состоит в том, что первые формируются вокруг технических задач, для решения которых используют достижения фундаментальной науки, а вторые формируются вокруг собственных проблем. Процессы, происходящие в технике, как и социально-политические процессы, воздействуют на развитие фундаментальной науки, но не определяют ее развития. Яркими примерами такого воздействия являются «атомный проект» и политические репрессии сталинского периода в СССР. Политические репрессии Сталина почти уничтожили отечественную школу генетики, бывшей в 1920-х гг. одной из ведущих в мире. Атомный проект не только спас от подобного разгрома физику, но и дал ей мощный импульс развития. Но все это с точки зрения развития физики лишь воздействие внешних косвенных факторов. Да, в результате последствий Второй мировой войны и гонки вооружений, в центре которой стоял атомный проект, центры фундаментальных физических исследований сместились из Западной Европы в США и СССР, но ни к каким революциям в физике, сравнимым с таковыми в начале XX в., это не привело. Другой пример — влияние на создание квантовой механики военно-промышленного заказа в Германии на прикладные спектроскопические исследования. Порожденные этими достаточно дорогостоящими для того времени опытами данные дали важный материал для постановки фундаментальных проблем, решение которых стало одной из важных составляющих в создании квантовой механики. Но это был все-таки лишь материал, который был вовлечен в развитие фундаментальной науки. То есть здесь мы имеем пример сильного влияния внешнего фактора, пожалуй, более сильного, чем в предыдущем примере, но все-таки этот фактор не был системообразующим для развития фундаментальной («академической») физики.

Научно-техническая революция — это главным образом вовлечение науки в процесс развития техники. Обратное воздействие через рост финансирования и престижа, рост числа ученых и эмпирического материала велико, но не является определяющим.

Взаимодействие техники (инженерии) с наукой-натурфилософией в XVI—XVII вв. породило физику и естественную науку Нового времени, ставшую особым развивающимся целым. Наличие в этой науке инженерной составляющей сделало возможным использование этой науки в технике, привело к научно-технической революции. Крупные проекты типа атомного способны непосредственно породить новые прикладные науки, но не новые разделы фундаментальной науки. Анализ развития физики показывает, что физика как фундаментальная наука, созданная в XVII в., развивается исходя из своих внутренних проблем.

Люди и институты, составляющие сообщество фундаментальной науки, часто включены и в другие типы деятельности и структуры, относящиеся к прикладной науке и к технике. Но независимо от того, занимаются ли они фундаментальной наукой в основное рабочее время и какой вклад эта деятельность вносит в их доход, сообщество ученых, занимающихся фундаментальной наукой, существует, и суть фундаментальной науки осталась прежней (хотя формы существования стали более коллективными, сегодня это, как правило, лаборатории, а не индивиды). Социокультурный фактор в виде падения престижа науки и роста престижа денег, конечно, сказывается на самочувствии фундаментальной науки, но слухи о ее смерти явно преувеличены.

В 1934 г. в одном из своих писем Э. Резерфорд заметил: «У нас вечно путают чистую науку с прикладной… Разница прикладной научной работой и чисто научной методах оценки… Чисто научная деятельность оценивается куда труднее, и доступна более узкому кругу людей» (цит. по: ).

Фундаментальная наука, как и искусство, как и другие сферы культуры, развивается в ходе решения собственных проблем. Это естественный процесс с непредсказуемым ходом развития. Поэтому попытки оценки ее «эффективности» наталкиваются на принципиальные проблемы. Оценка эффективности прикладных исследований (и наук) тоже сталкивается со значительными трудностями, поскольку здесь часто идет речь о непредсказуемых нововведениях — инновациях. Эти проблемы трудно, а может быть, и невозможно решить теоретически, но они решаются практически путем образования инновационных венчурных фирм, финансирующих соответствующие научно-технические проекты. Стимулировать развитие фундаментальных наук подобным образом не получится. Фундаментальные науки (сюда следует включать и их содержание и соответствующее сообщество) — это сфера культуры. Они, как и искусство, подобны живым организмам, они требуют питания и подвержены внешним влияниям и внутренним болезням (с которыми организм может справиться, а может и погибнуть). Фундаментальные науки — это важный орган общества, который включает и идеи, и «людей, стремящихся исключительно к познанию природы» (А. Пуанкаре). Этот орган плохо поддается калькуляции. Соотношение подобных органов (отраженных в распределении строчек бюджета на армию, социальную поддержку, медицину, культуру, фундаментальную науку и др.) во многом определяет лицо общества.

При этом, правда, следует помнить, что до естественной науки была натурфилософия, и в принципе при кардинальной культурной трансформации, уровня той, что произошла при переходе к Новому времени, место естественной науки может занять нечто принципиально новое. Но вряд ли причиной этого сдвига будет развитие техники — «второй» природы, предполагающей «первую».

В этом отношении весьма современно звучит мысль А. Пуанкаре, высказанная около века назад: «Для чего нужна математика?.. Люди практические требуют от нас только способов наживы денег. Эти люди не заслуживают ответа. Скорее следовало бы их спросить, для чего накапливают они богатства и нужно ли тратить время на их приобретение и пренебрегать искусством и наукой, которые только и делают наш дух способным наслаждаться, и ради сохранения жизни утратить ее смысл. К тому же наука, созданная в прикладных целях, невозможна; истины плодотворны только тогда, когда между ними есть внутренняя связь. Если ищешь только тех истин, от которых можно ждать непосредственных Результатов, то связующие звенья ускользают и цепь распадается».

В заключение перечислим выявляемые «объектным теоретико-операциональным подходом» основные моменты структуры физического знания в «теоретической физике». В рефлексии предшествовавшей ей «эмпирической физики» главенствовала бэконовская идея выявления законов из эмпирических фактов, поставляемых экспериментаторами. К этому добавлялось основанное на механике Ньютона представление о единстве природы, выраженное Лапласом. В формирующейся в XIX в. «теоретической физике» лидерство переходит от экспериментатора к теоретику, который работает с идеальными объектами. При этом «законы природы» низводятся до характеристик этих объектов. Последние, как и в геометрии, делятся на «первичные» (ПИО) и строящиеся из них «вторичные» (ВИО) идеальные объекты. Это приводит к двум типам работы в физике и двум типам физического эксперимента. При этом переход к более сложным «первичным идеальным объектам» сопровождается переходом к «неявному» типу определения, осуществляемому с помощью особой системы постулатов, названной «ядром раздела науки». В соответствии с этим теоретическая физика разбивается на весьма независимые целостные единицы — «разделы физики». Каждый из них имеет свое ядром раздела науки и свои первичные идеальные объекты. В результате прежнее, основанное на механике Ньютона единство природы, выраженное Лапласом, сменяется рассмотрением явлений природы сквозь призму дополняющих друг друга ПИО, принадлежащих разным разделам физики (например, к ПИО механики добавляются ПИО электродинамики, подобно тому как добавляются различные качества (светлый, соленый…) при описании вещей обыденной жизни). Основания (в гильбертовском смысле) физики представляются как совокупность ядер раздела науки — оснований разделов физики, каждый из которых состоит из «теоретической» и «операциональной» частей. «Теоретическая» часть содержит модель физической системы и ее математическое описание. Построение модели физической системы — центральный продукт физической теории физического явления или объекта, без которого нельзя говорить о понимании последних. «Мысленный эксперимент» — одна из форм этой деятельности. Модель физической системы, с одной стороны, имеет математическое описание, а с другой — возможность реализации в эмпирические объекты (материализацию) посредством «операциональной» части. «Операциональная» часть состоит из операций «приготовления» (физической системы в некотором состоянии) и «измерения» (суть которого составляет сравнение с соответствующим эталоном). При этом операциональная часть состоит из операций и процедур, относимых к продуктам деятельности человека, а не явлениям природы. Наличие «операциональной» части отличает естественную науку от умозрительной натурфилософии, обеспечивает «реальность» ПИО и ВИО и онтологический характер физических моделей. При этом функции построения онтологических картин природных явлений («первой» природы) переходят от натурфилософии к естественной науке, которая дальше развивается параллельно развитию техники и техническим наукам. То есть после включения в естественную науку операциональных технических элементов (приготовления и измерения) пути науки и техники не сливаются, хотя технические науки используют понятия естественных наук, а естественно-научный эксперимент использует достижения техники.

Прикладные научные исследования

⇐ Предыдущая123

Прикладные научные исследования — это исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач, в том числе имеющих коммерческое значение. На данном этапе проверяется техническая осуществимость идеи, анализируются масштабы потребностей рынка, а также потенциальные возможности предприятия по разработке и производству нового продукта. Выполнение работ на данном этапе связано с высокой вероятностью получения отрицательных результатов, возникает риск потерь при вложении средств в проведение прикладных научных исследований. Финансирование прикладных научно-исследовательских работ ведётся, во-первых, из государственного бюджета, во-вторых, за счёт отдельных заказчиков в лице крупных промышленных фирм, акционерных обществ, коммерческих фондов и венчурных фирм.

Формирование прикладных исследований как организационно специфичной сферы ведения научной деятельности, целенаправленное систематическое развитие которой приходит на смену утилизации случайных единичных изобретений, относится к кон. 19 в. и обычно связывается с созданием и деятельностью лаборатории Ю. Либиха в Германии. Перед 1-й мировой войной прикладные исследования как основа для разработки новых видов техники (прежде всего военной) становятся неотъемлемой частью общего научно-технического развития. К сер. 20 в. они постепенно превращаются в ключевой элемент научно-технического обеспечения всех отраслей народного хозяйства и управления.

Хотя в конечном счете социальная функция прикладных исследований направлена на снабжение инновациями научно-технического и социально-экономического прогресса в целом, непосредственная задача любой исследовательской группы и организации состоит в обеспечении конкурентного преимущества той организационной структуры (фирмы, корпорации, отрасли, отдельного государства), в рамках которой осуществляются исследования. Эта задача определяет приоритеты в деятельности исследователей и в работе по организации знания: выбор проблематики, состав исследовательских групп (как правило, междисциплинарных), ограничение внешних коммуникаций, засекречивание промежуточных результатов и юридическая защита конечных интеллектуальных продуктов исследовательской и инженерной деятельности (патенты, лицензии и т п.).

Ориентация прикладных исследований на внешние приоритеты и ограничение коммуникаций внутри исследовательского сообщества резко снижают эффективность внутренних информационных процессов (в частности, научной критики как основного двигателя научного познания).

Поиск целей исследований опирается на систему научно-технического прогнозирования, которая дает информацию о раз витии рынка, формировании потребностей, а тем самым и о перспективности тех или иных инноваций. Система научнотехнической информации снабжает прикладные исследования сведениями как о достижениях в различных областях фундаментальной науки, так и о новейших прикладных разработках, уже достигших лицензионного уровня.

Знание, полученное в прикладных исследованиях (за исключением временно засекреченных сведений о промежуточных результатах), организуется в универсальной для науки форме научных дисциплин (технические, медицинские, сельскохозяйственные и др. науки) и в этом стандартном виде используется для подготовки специалистов и поиска базовых закономерностей. Единство науки не разрушается наличием различных типов исследований, а приобретает новую форму, соответствующую современной ступени социально-экономического развития.

⇐ Предыдущая123

Дата добавления: 2016-12-29; просмотров: 946 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Классификация научных исследований

Классификация научных исследований

Формой существования и развития науки- является научное исследование. В Федеральном законе закона РФ от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» научно-исследовательская деятельность определена как деятельность, направленная на получение и применение новых знаний.

Научное исследование — процесс изучения, эксперимента, концептуализации и проверки теории, связанный с получением научных знаний. Не всякое знание можно рассматривать как научное. Нельзя признать научными те знания, которые получает человек лишь на основе простого наблюдения. Эти знания играют в жизни людей важную роль, но они не раскрывают сущности явлений, взаимосвязи между ними, которая позволила бы объяснить, почему данное явление протекает так или иначе, и предсказать дальнейшее его развитие. Правильность научного знания определяется не только логикой, но, прежде всего обязательной проверкой его на практике. Научные знания принципиально отличаются от слепой веры, от беспрекословного признания истинным того или иного положения, без какого-либо логического его обоснования и практической проверки. Раскрывая закономерные связи действительности, наука выражает их в абстрактных понятиях и схемах, строго соответствующих этой действительности.

Объектом научного исследования- являются материальная или идеальная системы

Предметом научного исследования- структура системы, взаимодействие ее элементов, различные свойства, закономерности развития.

Цель научного исследования — определение конкретного объекта и всестороннее, достоверное изучение его структуры, характеристик, связей на основе разработанных в науке принципов и методов познания, а также получение полезных для деятельности человека результатов, внедрение в производство с дальнейшим эффектом.

Результаты научных исследований оцениваются тем выше, чем выше научность сделанных выводов и обобщений, чем достовернее они и эффективнее. Они должны создавать основу для новых научных разработок.

Одним из важнейших требований, предъявляемых к научному исследованию, является научное обобщение,- которое позволит установить зависимость и связь между изучаемыми явлениями и процессами и сделать научные выводы. Чем глубже выводы, тем выше научный уровень исследования.

Сущность и классификация научных исследований

Целью науки является постижение истины, а способом постижения истины является научное исследование.

Научное исследование – процесс изучения, экспериментирования, концептуализации и проверки теории, связанный с получением научных знаний.

Познание – это сложный процесс движения человеческого сознания, человеческой мысли от незнания к знанию, от неполных или неточных знаний к более полным и точным знаниям, которое осуществляется с помощью исследований.

Научное исследование, как процесс включает в себя три основных компонента (составляющих):1.целесообразную деятельность человека, т.е. собственно сам научный труд;2.предмет научного труда;3.средства научного труда.

В результате целесообразная научная деятельность человека, опирающая на совокупность конкретных методов познания, необходимая для достижения новых или уточнённых знаний об объекте исследования (предмет труда), использует соответствующее научное оборудование (измерительное, вычислительное и др.), т.е. средства труда.

Научные исследования в зависимости от своего целевого назначения, степени связи с природой или промышленным производством, глубины и характера научной работы подразделяются на несколько основных типов:

1.фундаментальные, 2.прикладные,3.разработки.

Фундаментальные исследования — получение принципиально новых знаний и дальнейшее развитие системы уже накопленных знаний. Цель фундаментальных исследований — открытие новых законов природы, вскрытие связей между явлениями и создание новых теорий. На их основе решаются многие прикладные задачи применительно к потребностям конкретных отраслей науки, техники и производства. Фундаментальные исследования связаны со значительным риском и неопределённостью с точки зрения получения конкретного положительного результата, вероятность которого не превышает 10%.Несмотря на это, именно фундаментальные исследования составляют основу развития как самой науки, так и общественного производства.

Прикладные исследования представляют собой поиск и решение практических задач развития отдельных отраслей производства на основе результатов фундаментальных исследований. Они связаны с созданием новых, либо совершенствованием существующих технологий, средств производства, предметов потребления и т.п. Например, прикладные исследования в области техники не имеют, как правило, непосредственного дела с природой. Объектом исследования в них обычно являются машины, технология или организационная структура, т.е. «искусственная» природа. Практическая ориентация (направленность) и отчетливое целевое назначение прикладных исследований делает вероятность получения ожидаемых от них результатов весьма значительной, не менее 80-90%.

Разработки- использование результатов прикладных исследований для создания и отработки опытных моделей техники (машин, продуктов), технологии производства, а также усовершенствование существующей техники. На этапе разработки результаты, продукты научных исследований принимают такую форму, которая позволяет использовать их в других отраслях общественного производства.

Научные исследования классифицируются по различным основаниям: по методам решения поставленных задач, сфере применения результатов исследования, видам исследуемого объекта и другим факторам исследования могут быть теоретическими, теоретико-экспериментальными и экспериментальными. Отнесение исследования к одному из этих видов зависит от применяемых методов и средств научного исследования.

Теоретические исследования базируются на применении математических и логических методов познания объекта. Результатом теоретического исследования является установление новых зависимостей, свойств и закономерностей происходящих явлений. Результаты теоретических исследований должны быть подтверждены практикой.

Теоретико-экспериментальные исследования предусматривают последнюю экспериментальную проверку результатов теоретических исследований на натурных образцах или моделях.

Экспериментальные исследования осуществляются на натурных образцах или моделях в лабораторных условиях, при которых устанавливаются новые свойства, зависимости и закономерности, а также служат для подтверждения выдвинутых теоретических предположений.

По составу исследуемых свойств объекта исследования подразделяются на комплексные и дифференцированные.

Комплексные исследования представляют собой изучение разнородных свойств одного объекта, каждое из которых может предусматривать применение различных методов и средств исследования. Выполняются они в различное время и в различных местах. Примером комплексного исследования может служить оценка надежности нового автомобиля. Надежность автомобиля является интегральным свойством и обусловливается такими его отдельными свойствами, как безотказность, ремонтопригодность, сохраняемость и долговечность деталей и т.д.

Дифференцированным исследованием называется такое исследование, в котором познается одно из свойств или группа однородных свойств. В рассмотренном примере исследование каждого в отдельности свойства надежности автомобиля является дифференцированным.

По признаку места их проведения исследования; именуются лабораторными или производственными. Исследуемый объект может быть натурным или представлять его модель. В каждом случае выбор вида исследуемого объекта подлежит обоснованию.

По стадиям выполнения исследования подразделяются ; поисковые,научно-исследовательские и опытно-промышленные разработки.

При разработке крупной научно-технической проблемы .Первой стадией является поисковое исследование, в результате которого устанавливаются принципиальные основы, пути и методы решения поставленной задачи. Вторая стадияпредставляет собой научно-исследовательские разработки, целью которых является установление необходимых зависимостей, свойств и закономерностей, создающих предпосылки для дальнейших инженерных решений. Третья стадия — опытно-промышленная разработка, главная задача которой состоит в доведении исследования до практической реализации, т.е. его апробации в условиях производства. На основе результатов опытно-производственной проверки вносятся коррективы в техническую документацию для широкого внедрения разработки в производство.

Каждое научное исследование можно отнести к определенному научному направлению. Под научным направлением понимается наука или комплекс наук, в области которых ведутся исследования. В связи с этим различают техническое, биологическое, физико-техническое, историческое и другие направления с возможной их последующей детализацией.

Структурными единицами научного направления являются комплексные проблемы, проблемы, темы и научные вопросы.

Выбор направления, проблемы, темы научного исследования и постановка научных вопросов являются весьма ответственной задачей. Так, в частности актуальные направления и комплексные проблемы исследований стратегического масштаба формулируются в директивных документах правительства страны. В научном учреждении направление исследования часто предопределяется спецификой этого научного учреждения или отраслью науки, в которых работает тот или иной исследователь.

Выбранное направление исследований часто становится стратегией научного работника или научного коллектива на длительный период. Однако необходимо иметь в виду, что в процессе научных разработок возможны и некоторые изменения в тематике по предложению заказчика.

Научное исследование основывается на ряде постулатов (допущений):

1.Упорядоченности социальной природы мира, более того – многие социальные феномены находятся между собой в системных отношениях и отдельные события следуют друг за другом в упорядоченной последовательности, которая может быть подвергнута наблюдению, описана и предсказана;

2.Все события имеют некую причину, в соответствии с принципом детерминизма;

3.Экономии доводов, который важен для проведения обобщений о более высоких уровнях человеческого поведения – он позволяет ученым экстраполировать от конкретных данных к общим положениям;

4.В основе поведения и мышления лежит некая базовая реальность, которую можно исследовать путем научного анализа.

Так, например, в основе психологического исследования лежит постулат, утверждающий, что человек по природе своей система очень сложная, но все же система, которая может быть понята и объяснена посредством научного экспериментирования и рационального анализа проведенных экспериментов.

Для успеха научного исследования его необходимо правильно организовать, спланировать и выполнять в определенной последовательности.

В структурном в себя отношении научное исследование включает 5 этапов:

1-появление проблемы, 2-выдвижение первоначальной гипотезы,3- проведение теоретических исследований,4-проверка полученных в ходе теоретических исследований на практике – проведение эксперимента,5- формулирование выводов и рекомендаций.

Таким образом, формой осуществления и развития науки является научное исследование, т.е. изучение явления с помощью научных методов явлений и процессов, анализ влияния на него различных факторов, а также изучение взаимодействия между различными явлениями с целью получить убедительно доказанные и полезные для науки и практики решения с максимальным эффектом.

Научные исследования классифицируют

1. По виду практической деятельности: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, экономика, наука, литература и искусство, другие отрасли практической деятельности общества;

2. По области науки: естественная, гуманитарная, техническая;

3. По цели исследования: глобальные, отраслевые, локальные, квалификационные;

4. По административно территориальным границам исследования: исследования в рамках международных и национальных программ, исследования по планам министерств и ведомств, исследования по планам предприятий (вузов, НИУ);

5. По значимости для развития науки и практики: фундаментальные, прикладные, теоретические, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР);

Целью фундаментальных исследований является получение новых законов, вскрытие связей между явлениями, создание новых теорий. Они составляют основу развития науки. Вероятность получения положительного результата – 10 %.

Целью прикладных исследований является привязка результатов фундаментальных исследований к конкретным условиям проектирования, производства. Объектом их исследования являются технические системы и новые технологии. Вероятность получения положительного результата – 20-90 %.

Целью НИОКР является создание на базе результатов прикладных исследований опытных образцов техники, новых технологических процессов.

6. По способу реализации: теоретические, экспериментальные;

В ходе теоретического исследования определяются методы и критерии исследования, задаются необходимые ограничения, описываются связи и т.д.

В ходе экспериментального исследования создается модель исследуемого объекта, снимаются и обрабатываются необходимые данные и т.д., т.е. проводится проверка теоретических исследований и их дальнейшее развитие и уточнение.

7. По длительности разработки: долгосрочные (срок исполнения более 5-ти лет), среднесрочные (1-5 лет), краткосрочные (до 1-го года);

8. По степени закрытости информации: открытые, закрытые, секретные, для служебного пользования;

9. По источнику финансирования: госбюджетные, хоздоговорные, инициативные (нефинансируемые из внешних источников).

Ссылки на статью:

Скачать полностью статью «Анализ и классификация научных исследований в психологии» можно в правом верхнем углу перейдя по нижеуказанной ссылке:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *