Предрассудки

Предрассудки

Предрассудок

Смотреть что такое «Предрассудок» в других словарях:

  • ПРЕДРАССУДОК — В современном русском языке нет прямой семантической связи между словами рассудок и предрассудок. Предрассудок это ложный, но укоренившийся в сознании взгляд на что нибудь. Например: «Самый страшный враг прогресса предрассудок: он тормозит, он… … История слов

  • предрассудок — см. предубеждение. Краткий психологический словарь. Ростов на Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998. предрассудок … Большая психологическая энциклопедия

  • предрассудок — Заблуждение, поверье, суеверие, мнительность. Ср. суеверие… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. предрассудок заблуждение, поверье, суеверие, мнительность, недоверие;… … Словарь синонимов

  • ПРЕДРАССУДОК — ПРЕДРАССУДОК, предрассудка, муж. Ложный взгляд на что нибудь, превратившийся в привычку. Буржуазный предрассудок. Бороться с религиозными предрассудками. «Дома новы, да предрассудки стары,… не истребят ни годы их, ни моды, ни пожары.» Грибоедов.… … Толковый словарь Ушакова

  • ПРЕДРАССУДОК — мнение, казавшееся когда то самоочевидным, разделявшееся всеми и сохраняющееся в дальнейшем, после обнаружения его ошибочности, по инерции или привычке. Мышления беспредпосылочного, ничего не предполагающего и никаким горизонтом не ограниченного … Философская энциклопедия

  • Предрассудок — Предрассудок ♦ Préjugé Оценка, вынесенная заранее, то есть до того. До чего именно? До настоящего и взвешенного обдумывания. Предрассудок – классический уничижительный синоним предвзятого мнения (именно в этом смысле его употребляет Декарт) … Философский словарь Спонвиля

  • ПРЕДРАССУДОК — ПРЕДРАССУДОК, буквально мнение, предшествующее рассудку, усвоенное некритически, без размышления; иррациональные компоненты общественного и индивидуального сознания суеверия, предубеждения; неблагоприятная социальная установка к какому либо… … Современная энциклопедия

  • ПРЕДРАССУДОК — буквально мнение, предшествующее рассудку, усвоенное некритически, без размышления; иррациональные компоненты общественного и индивидуального сознания суеверия, предубеждения; неблагоприятная социальная установка к какому либо явлению; не… … Большой Энциклопедический словарь

  • ПРЕДРАССУДОК — ПРЕДРАССУДОК, дка, муж. Ставший привычным ложный, суеверный взгляд на что н. Укоренившийся п. Дома новы, но предрассудки стары (книжн.). | прил. предрассудочный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

  • ПРЕДРАССУДОК — англ. prejudice; нем. Vorurteil. Устойчивое предубеждение по поводу к. л. аспекта реальности, отдельных индивидов, как представителей отдельных соц. групп, или соц. групп в целом. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

суеверие

Примеры предложений со словом суеверие

  • Стоит только немного изменить точку зрения, и мы будем иметь право назвать суеверием не только религии дикарей, но и более возвышенные религиозные представления, по крайней мере отчасти.
  • Для покоя или, по крайней мере, для доброго имени первых христиан эти представители властей иногда проявляли в своих поступках больше спокойствия и умеренности, чем обычно бывает у тех, кто полон религиозного пыла, и в результате тщательного расследования беспристрастно докладывали, что сектанты, отказавшиеся чтить признанных государством богов, кажутся им искренними в своих заявлениях и безупречными с точки зрения нравственности, хотя и могут быть наказаны согласно закону за свое нелепое, доходящее до крайности суеверие.
  • Тот же самый эластичный и удобный эпитет «суеверие» будет еще раз использован для того, чтобы объяснить, почему до сих пор никогда не было признанного гения – того или иного рода – без определенного вмешательства судьбы, фантастического и часто сверхъестественного, без историй и легенд, связанных со столь уникальным характером, следующих за ним и переживающих его.

Все предложения со словом суеверие

Виды предрассудков

Половые – это предрассудки, относящиеся к людям, различных по половому признаку, они имеют наиболее распространенный характер. Часто от мужчин можно услышать оправдание подобным предрассудкам, они просто давно привыкли называть это — «здравым смыслом». К этому варианту относится утверждение, что мужчины лучше водят машину, или то, что женщина не может успешно работать в бизнесе. Хотя социологические опросы опровергают эти стереотипы, но они имеют место быть.

Возрастные – проблема восприятия человека с точки зрения стереотипов. Часто пожилые люди считают, что современная молодежь безответственна, ленива, а молодые люди, удивляются, увидев бодро бегущего в парке человека пенсионного возраста, считая активность и старость несовместимыми понятиями.

Бытовые – относятся к тому, как воспринимает человек сам себя, в результате появляются комплексы. Также к этому относится вера в приметы, суеверия, отношение к определенной пище и многое другое.

Национальные – это искаженное отношение к представителям той или иной расы. Основной причиной возникновения этого явления является этноцентризм, или убежденность нации в своем превосходстве перед другими народами. Это явление помогает сохранять расстояние между представителями разных национальностей.

Давно подмечено, что человек, будь то мужчина или женщина, который не имеет предрассудков, выглядит более адекватной и приятной личностью. Ведь человек, опираясь только на чужое мнение и не имея собственных разумных доводов, часто выглядит нелепо и смешно.

Существует несколько способов очистки сознания и избавления от предрассудков:

  • Развивайте синкретическое мышление, характерное для детей 7-8 лет. Ищите связи между разнородными явлениями. Гармоничное восприятие мира.
  • Учитесь мыслить творчески, отделяйте мелочи от важного, старайтесь, чтобы разум и чувства были единым целым.
  • Не нужно категорически судить людей или события, ведь мир так многолик, что не может делиться только на черное и белое.
  • Смотрите на реальные события, происходящие в вашей жизни, как на предоставленную возможность развития собственных способностей.
  • Работайте над развитием гибкости мышления. Мир совершенен, каким бы он ни был.
  • Даже в негативных событиях находите пользу.
  • Научитесь трансформировать критичность в самокритичность. Вскоре вы сможете видеть реальный мир во всех красках, находя доселе неизвестные методы решения возникающих проблем.
  • Игнорируйте навязываемые чужие мысли и желания, они могут, как вирусы заражать мозг, волю, менять истинные чувства на ложные.
  • Работайте над развитием интуиции, постарайтесь услышать и понять свой внутренний голос, свое «Я».

И так, делаем вывод:

Избавляясь от предрассудков, человек становится уникальной личностью, свободной, интересной. Вас не интересуют подробности, такие как возраст, социальное положение, политические взгляды, семейные ценности посторонних людей. Вы не станете делить их на своих и чужих. Каждый индивид становится интересен Вам просто как отдельная единица. Жизнь станет насыщенной яркими красками и событиями. Вы достигните новой ступени своего развития.

тэги: популярная психология, развитие личности

Предрассудки — что это?

Определения, которые дают этому понятию специалисты-психологи, могут быть совершенно разными, но суть их одна – это мешает человеку реально и нормально воспринимать окружающий мир. Предрассудки — это суждения человека о других людях или событиях, вещах, часто они являются необоснованным и практически всегда имеют негативную окраску. Причем, фактами такие предрассудки не подтверждены, а используются они без доказательств. Когда же человек встречает реальное опровержение предрассудков, он искренне считает, что это исключение из правил. Вот малая часть самых распространенных:

  • мужчины хотят только одного;
  • все блондинки глупые;
  • шеф и молодая секретарша обязательно спят вместе;
  • женщине не место за рулем;
  • все русские сильно пьют.

Предрассудки и их психологические источники

Источники возникновения подобного типа мышления уходят своими корнями в те времена, когда общество только начинало появляться. Главным фактором того, что предрассудки возникли, явилось различное неравенство в социальных, культурных, экономических особенностях жизни. Предрассудок возник, как неправильное представление о чем-либо, из-за неполной или искаженной информации, часто полученной не на своем опыте, а на опыте других людей.

Можно подытожить, что предрассудок — это в психологии понятие предвзятое отношение к человеку, ситуации, вещи, которых можно было бы отнести в конкретную категорию или группу. Доказать человеку их безосновательность и привести доводы, которые бы убедили его в обратном, практически невозможно. Свобода от предрассудков возможна лишь тогда, когда мышление выходит за рамки стереотипов.

Какие бывают предрассудки?

Безоговорочная вера в чужие суждения сложилась очень давно, еще задолго до нашего рождения. Это мнение, чаще ошибочное и поверхностное, дало ростки предрассудкам, различным стереотипам и предубеждениям. Если говорить буквально, то предрассудок — это то мнение, которое стоит впереди рассудка, в нем исключено рассуждение и сделано оно, без логических размышлений.

Предрассудки бывают в разных областях жизни, их существует множество видов, каждый из них, так или иначе, затрагивает каждого человека живущего в обществе. Вера в предрассудки — это личное дело каждого, но порой стоит включить логику и отойти от стереотипов, когда-то и кем-то навязанных, возможно даже не специально. Думать в рамках созданных кем-то, по меньшей мере, не интересно.

Практика показывает, что основа всех социальных убеждений — это те наблюдения, которые действительно были основаны на реальных ситуациях и фактах, которые человек мог увидеть в собственной жизни. Предрассудок, как вид социальной установки, прочно вошел в головы масс, переубедить в обратном, таких людей практически нельзя, так как очень часто в жизни они скорее встречают подтверждения своим предрассудкам и стереотипам. К примеру:

  • если нет «блата», нельзя устроиться на хорошую работу и сделать карьеру;
  • чтобы стать успешным человеком надо обязательно закончить только престижное учебное заведение;
  • все бухгалтеры — зануды в очках;
  • мужчинам от женщин нужно только «это»;
  • ребенок обязательно должен слушаться;
  • самые качественные машины – немецкие;
  • все евреи — хитрые люди.

Гендерные предрассудки

Роль, которую исполняют мужчина и женщина в обществе, тоже покрыта предубеждениями. Гендерные стереотипы предрассудки относительно, какими должны быть они в обществе, на работе, в семье определяется особенностями культуры. Это уже вошло в традицию и стало нормой, до сих пор во многих странах мира себя не изжив.

  • все женщины – дуры;
  • лучшие повара — мужчины;
  • женщина должна сидеть дома и хранить семейный очаг;
  • мужчина должен зарабатывать много денег;
  • женщина должна обязательно родить хоть одного ребенка;
  • мужчине без женщины не прожить;
  • одинокой женщине сложно в этом мире.

Расовые предрассудки

Речь идет о недоброжелательном отношении к человеку той или иной расы, порой такое отношение враждебное и доходит чуть ли не до абсурда. Вырабатывают такие предрассудки неприязнь к другим людям, которые отличаются расовыми признаками. На сегодняшний день обвинение в расовых предрассудках, или даже расизме, несет только отрицательный и негативный смысл. Обвиняя человека в этом, общество дает понять, что он мыслит устарело.

  • бледнолицые — всегда убийцы;
  • негры — воры и обманщики.

Национальные предрассудки

Сотрудничество между разными представителями народов играет очень важную роль в достижении мира. Национальные стереотипы и предрассудки вырабатывались на протяжении столетий, и складывались из представлений о народе, о нации в целом. Особенности поведения народов другой культуры, их привычки и жизнь изучаются и описываются в разных исследованиях. Это позволяет лучше узнавать многонациональный народ планеты, помогает налаживать с ними контакт. Большинство же суждений, очень стереотипны, на грани обычных предрассудков.

  • в России живут самые пьющие люди;
  • в России по улицам ходят медведи;
  • француженки — самые утонченные;
  • французы — лучшие любовники;
  • Америка — нация фаст-фуда и людей с ожирением;
  • оружие есть у каждого американца;
  • англичане по расписанию пьют чай;
  • у англичан странный юмор и уходят они, не прощаясь.

Бытовые предрассудки

Суждения, навязанные обществом по отношению к собственному поведению или внешности, к различным приметам или суевериям, продуктам питания прочно вошли в головы людей. Бытовой предрассудок — это негативное отношение к собственной личности. Само по себе негативно окрашено представление, это еще не предрассудок, но оно станет таковым, если убедительные доказательства и позитивные факты не смогут переубедить человека.

  • хорошая фигура — это 90-60-90;
  • для того, чтобы быть красивой надо иметь правильные черты лица;
  • мужчинам нравится только большая грудь;
  • там хорошо, где нас нет;
  • до 30 лет надо выйти замуж и родить.

Возрастные предрассудки

Каждый возраст человека, начиная с рождения и заканчивая глубокой старостью, связан с определенными стереотипами, которые навязаны обществом, или кем-то кто решил, что так быть не должно. Барьер предрассудков может быть разрушен только путем толерантности. Особенности личности человека в том или ином возрасте не должны восприниматься, как неполноценность.

  1. У взрослых есть предрассудки, что дети это неразумные существа, потому что верят в сказки.
  2. Пожилые люди считают, что молодёжь совершенно безответственна.
  3. Молодые юноши и девушки считают, что пожилые люди, не могут вести активный образ жизни. Заниматься спортом, к примеру.

Сексуальные предрассудки

В результате подобных стереотипов лежат все неоправданные ожидания, связанные с интимной жизнью. Хорошее половое воспитание подростка, совершенно не оградит его от подобных предубеждений. Предрассудки по отношению к сексу часто подтверждаются различной информацией и только закрепляются еще прочнее, особенно у неопытных молодых людей и девушек. В большинстве своем суеверия влияют не только на отношение к сексу, но формируют такое понятие, как сексуальная норма.

  • секс — это что-то постыдное, о нем нельзя разговаривать;
  • половое воздержание вредно для здоровья;
  • замуж надо выходить девственницей;
  • презерватив снижает потенцию;
  • мужчины любят опытных женщин;
  • нельзя целоваться на первом свидании — это предрассудки.

Политические предрассудки

Во многих частях одной страны существуют разные мнения людей. Порой одной половине их предрассудки и предубеждения не дают понять другую группу людей. Их мышление скованно стереотипами и происходит смещение агрессии. Она направляют всю свою враждебность порой против тех, кто не является реально опасным объектом. В борьбе с таким предрассудками разрушаются памятники архитектуры, культуры, религиозные ценности.

Культурные предрассудки

Жесты, эмоции — все это универсальный язык для людей, чьи культура и обычаи схожи, но вот у других народов, культура которых отличается, это все принимает совершенно другую окраску, и приобретает порой противоположное значение. Предрассудки и стереотипы в межкультурной коммуникации оставляют свой отпечаток при общении с людьми других культур и нравов. Для того, чтобы не попасть впросак и не быть неверно понятым, отправляясь путешествовать по миру, лучше изучить культуру тех стран, которые намечается посетить.

Дискриминация, предрассудки и социальные стереотипы

Дискриминацией называют негативные социальные действия, предпринимаемые в отношении определенных людей или представителей социальных групп другими людьми или группами. Дискриминация может проявляться в ограничении прав соответствующих людей, в наложении на них дополнительных обязанностей, в неоправданно частых наказаниях или незаслуженно редких поощрениях соответствующих людей и в других подобных действиях. Дискриминации нередко подвергаются национальные меньшинства (национализм, фашизм), люди с другим цветом кожи (расизм), люди, придерживающиеся иной веры (дискриминация по религиозному признаку), индивиды, ведущие необычный образ жизни, имеющие нетрадиционную сексуальную ориентацию, и т. п. Наличие социальной дискриминации обычно свидетельствует о низком уровне развития соответствующего общества и составляющих его людей, об их невысокой культуре.

Предрассудки — это необоснованно отрицательное отношение, устойчивая социальная установка человека или групп людей по отношению к другим людям или социальным группам. Предрассудок — это прежде всего когнитивное образование или то, что относится к сфере знаний, размышлений, рассуждений, убеждений о соответствующем объекте. На это указывает вторая составляющая термина — «рассудок». Что касается его первой составляющей, то она свидетельствует о том, что у человека, имеющего предрассудки, заранее существует вполне определенная, в данном случае — негативная, система знаний и представлений, исходя из которой он подходит к общению и взаимодействию с соответствующим объектом, не ставя перед собой задачу узнать его как следует. Предрассудок предполагает уверенность человека в том, что он хорошо знает соответствующий объект, что его знания, безусловно, являются правильными. Предрассудки — это вынесение суждения о ком-либо или чем-либо без предварительного размышления или последующего обоснования данного суждения.

Предрассудки — это примерно то же самое, что и предубеждения. Разница между ними заключается лишь в том, что предубеждения — это предварительно сформированные или уже имеющиеся убеждения, а предрассудки — это когнитивные установки, исходя из которых человек рассуждает о соответствующем объекте, оценивает его. Предубеждения, кроме того, не предполагают определенных действий человека в отношении соответствующего объекта, в то время как предрассудки не только предполагают, но и реально управляют соответствующими действиями.

Как устойчивая социальная установка предрассудок характеризуется отрицательными знаниями об объекте, исключительно негативными эмоциями, которые вызывает соответствующий объект, готовностью действовать в его отношении недружелюбно или враждебно. Человеку, находящемуся под влиянием предрассудка, всегда не нравится определенная категория людей, как правило тех, кто не похож на него или на представителей той социальной группы, к которой принадлежит он сам.

Социальный стереотип — это одновременно и когнитивное, и поведенческое образование. Он включает так называемое стереотипное, негибкое мышление и стереотипные (негибкие, автоматизированные) практические действия. Стереотип, кроме того, представляет собой неоправданное обобщение и значительное упрощение реальности. Примеры стереотипов: «кавказцы — плохие», «русские — хорошие», «богатые — воры, грабители», «бедные — порядочные люди».

Стереотипы, в отличие от предубеждений и предрассудков, не всегда являются исключительно отрицательными. Социальные установки, входящие в их состав, могут более или менее правильно отражать реальную действительность и особенности тех или иных групп людей. Однако и в этом случае социальные стереотипы нельзя воспринимать и оценивать как положительное явление, так как они выступают как негибкие и, следовательно, не полностью соответствующие той реальности, которую они отражают.

Социально-психологическую почву для предрассудков создает неравный социальный статус людей. Занимая разное положение в обществе, люди формируют определенные предубеждения относительно тех, кто им не равен по статусу. Многие хозяева, к примеру, считают своих рабочих ленивыми и безответственными. Предрассудки позволяют людям, незаслуженно имеющим высокий социальный статус в обществе, оправдывать свое социальное превосходство. Такими предрассудками нередко характеризуются те, кто обладает богатством и властью.

Иногда социально-психологической почвой для возникновения, существования и распространения предрассудков становится религия. У верующих нередко наблюдается больше разнообразных предрассудков, чем у неверующих, особенно если их вера принадлежит к разряду религий, где традиционно и давно культивируется неприязнь и нетерпимость к иноверцам. В свое время такое отношение к иноверцам распространяли, например, представители христианской католической религии, оправдывая тем самым свои крестовые походы. Некоторые ученые высказывают предположение, что, возможно, и сами предрассудки являются причиной обращения людей к религии, основанием создания и утверждения таких религиозных идей, которые поддерживали бы соответствующие предрассудки. Однако вопрос о связи предрассудков с религиозной верой является тем не менее до конца не решенным, поскольку, во-первых, опытным путем не подтверждается тезис о том, что среди верующих больше людей, имеющих предрассудки, чем среди неверующих, во-вторых, в современном мире существуют такие религиозные учения — и их большинство, — которые, напротив, призывают к терпимости и одинаковому уважению ко всем без исключения людям, как верующим, так и неверующим, как к тем, кто придерживается данной веры, так и к тем, кто следует другим религиозным учениям. .Очевидно, что односторонние обобщения в данном случае неуместны, что влияние религии на предрассудки появляется только в тех вероучениях, которые проповедует исключительную верность своего учения и избранность тех, кто его придерживается. По известному выражению американского психолога Г. Оллпорта, «роль религии парадоксальна: она создает предрассудки и сама же борется против них; она их порождает и одновременно уничтожает».

Предрассудки связаны также с известным социально-психологическим явлением, которое носит название «внутригрупповой фаворитизм». Напомним, что этот феномен проявляется в том, что человек, принадлежащий к определенной социальной группе, выделяет ее (в положительном смысле) среди других социальных групп и во всех случаях выбора отдает безусловное предпочтение членам своей социальной группы. Так, например, члены семьи в первую очередь заботятся о своих родственниках, а потом уже о членах других семей. Если им предстоит сделать выбор в своих предпочтениях или при распределении какого-либо блага (привилегии), то они в первую очередь сделают это для своих родных, а затем уже для чужих людей. То есть свои рассматриваются ими как более достойные и в большей степени заслуживающие поддержки, чем чужие.

Человек, пришедший к власти, также прежде всего старается поделиться полученными привилегиями со своими, окружает себя близкими ему людьми. Так поступали люди всегда, везде и во все времена, так действует власть и в наши дни. Внутригрупповой фаворитизм характерен для многих существующих в современном обществе социальных групп и организаций, и поэтому межгрупповые предубеждения и предрассудки, связанные с данным явлением, трудноустранимы.

Стереотипное мышление и поведение в отношении других людей проявляются в тех случаях, когда люди остро ощущают свою социальную принадлежность, единство со своей социальной группой и ее отличие от чужих социальных групп. Доказано, что исключительная приверженность людей к собственной нации, стране, религии, культуре и т. п. — всему тому, что можно назвать ложно (неадекватно) понимаемым патриотизмом, нередко предрасполагает человека недооценивать людей, живущих в иной стране, относящихся к другой национальности, придерживающихся иной веры и т. д.

Парадоксально, но факт: современная демократия, основанная на так называемой индивидуалистической культуре, в большей степени способствует распространению внутригруппового фаворитизма, чем общества, принадлежащие к культуре коллективистической. К примеру, в бывшем Советском Союзе, который, безусловно, представлял собой разновидность именно коллективистической культуры, внутригрупповой фаворитизм был распространен в меньшей степени, чем в современной России, отношения в которой стали строиться на основе культуры индивидуалистической.

Интересные данные были получены в исследованиях, где изучалась связь, существующая между приверженностью социальным нормам и предрассудками. Оказалось, что люди, которые не придерживаются социальных норм, в меньшей степени страдают предрассудками, чем те, кто строго придерживается установленных норм. К примеру, в фашистской Германии законопослушность немцев вполне сочеталась с тем, что они разделяли фашистскую идеологию. Примерно то же самое можно сказать о сталинском режиме в бывшем Советском Союзе. Здесь мы встречаемся с некоторого рода социальным парадоксом. С одной стороны, социальные нормы и следование им со стороны людей необходимы для самосохранения и стабилизации общества, с другой стороны, это же создает почву для распространения и укрепления предрассудков, в частности такого: те, кто придерживается установленных норм, — хорошие люди, а те, кто их нарушает, — плохие люди.

Заметим, что существование предрассудков и их проявление в реальном поведении людей — разные вещи. Для того чтобы имеющиеся предрассудки проявились в социальном поведении и породили острые социальные конфликты, необходим ряд условий. Одним из таких условий является наличие или отсутствие социальной напряженности в обществе. Если ситуация в обществе относительно спокойная, то существующие в нем предрассудки проявляются в реальных отношениях людей в минимальной степени. Если же ситуация обостряется, то и предрассудки начинают проявляться в большей степени. Второе условие — наличие или отсутствие конкуренции между социальными группами. При обострении конкуренции создается благоприятная почва для проявления предрассудков. «Предрассудки с особой силой дают о себе знать тогда, когда группы состязаются за дефицитные ресурсы».

Отсюда следует, что общество, к построению которого в свое время в России стремились оказавшиеся у власти вместе с Б. Н. Ельциным экономисты, с социально-психологической точки зрения является далеко не лучшим: оно умножает и усиливает, а не ослабляет предрассудки. Об этом свидетельствует социально-психологическая обстановка сложившаяся в современной России.

До сих пор мы обсуждали в основном социальные или социально-психологические причины предрассудков. Однако в научной и учебной литературе содержатся указания на то, что в качестве предпосылок существования предрассудков может выступать и личность человека, в частности такое его качество, как авторитарность. Многие ученые полагают, что у авторитарной личности имеются склонности, способствующие формированию предрассудков, например стремление к власти. Оно внутренне поддерживается убеждением авторитарной личности в собственном превосходстве над другими людьми и уверенностью в том, что ими нужно руководить, что их необходимо постоянно контролировать. Авторитарные личности обычно являются этноцентрическими, то есть особо выделяют ту расу, нацию или этнос, к которым сами же принадлежат.

Авторитарным личностям присущи такие тенденции, как нетерпимость к слабым, установка на наказания за малейшие нарушения порядка, безусловное почитание авторитетов и власти. Они смиренно относятся к наказаниям «сверху» и действуют точно так же по отношению к тем, кто находится «снизу». У таких людей чувство морального превосходства над теми, кого они считают ниже себя, может сочетаться с жестокостью по отношению к ним.

В связи с развитием когнитивной психологии во второй половине XX века ученые обратились к изучению когнитивных предпосылок социальных стереотипов, предубеждений и предрассудков. Сторонники когнитивной психологии считают, что стереотипные убеждения и установки, связанные с предрассудками, существуют не только потому, что они порождаются социальными условиями (так в основном думают социологи и социальные психологи), но и законами мышления как такового: оно само обладает такими особенностями, которые способствуют возникновению и поддержанию предрассудков. В этом смысле многие предрассудки похожи на иллюзии восприятия и также являются побочным продуктом соответствующего когнитивного процесса, в данном случае — мышления. В когнитивной психологии, косвенно связанной с социальными предубеждениями и предрассудками, удалось обнаружить немало интересного.

Одним из когнитивных феноменов, который, по-видимому, способствует возникновению предрассудков, является категоризация, то есть стремление мышления людей к обобщениям и подведению многих вещей под единое понятие — категорию. Считается, что классификация людей по типам и отнесение их к определенной категории облегчает понимание соответствующих людей. В процессе категоризации индивидуальные особенности людей, не позволяющие их отнести к той или иной категории, игнорируются, не принимаются в расчет; напротив, то, что объединяет людей, подчеркивается и выводится на первый план. Вариантом подобной категоризация и является то, что называют социальным стереотипом. Показано, что социальная стереотипизация или категоризация чаще всего происходят в следующих случаях:

  • • когда у человека имеется дефицит времени для познания окружающих людей;
  • • когда он чрезвычайно занят другими делами;
  • • когда он устал;
  • • когда он эмоционально возбужден.

Все это характерно для многих людей, живущих в современном мире, который создает благоприятную почву для возникновения стереотипного, категориального мышления.

Кроме категоризации мышления, существует тенденция видеть объекты, объединенные в группу путем категоризации, более единообразными, чем они есть на самом деле. Если, к примеру, людей объединили в группу по какому-либо одному признаку, то проявляется склонность видеть в них единство и по другим признакам — таким, которые на самом деле у них не оценивались. Само деление людей на группы может породить то, что социальные психологи называют эффектом внутригрупповой гомогенности, который представляет собой ощущение того, что люди, принадлежащие к определенной социальной группе, кажутся более похожими друг на друга, чем на самом деле. В результате действия такого когнитивного эффекта люди, принадлежащие к разным группам, могут отличаться друг от друга в большей степени, чем люди, находящиеся внутри этих групп.

Еще одним когнитивным феноменом, способным повлиять на социальные стереотипы, является известная в психологии восприятия и понимания людьми друг друга имплицитная теория личности. Она сама по себе задает ограниченный, стереотипный взгляд на людей, так как вполне определенным и однозначным способом связывает между собой внешность, психологию и поведение человека, то есть приписывает людям с теми или иными внешними особенностями вполне определенные психологические свойства. На самом деле столь однозначной зависимости между внешностью и психологией человека не существует.

Многие психологи отмечают, что плохое или хорошее настроение человека может соответственно усиливать или ослаблять видение в другом человеке тех или иных особенностей. Например, находясь в хорошем состоянии духа, люди склонны замечать положительное в окружающих; пребывая в плохом настроении — отрицательное. Это в свое время хорошо подметил известный российский актер А. Райкин в одной из своих интермедий. Находясь в хорошем настроении, он напевал: «А кругом вдут прохожие, все на ангелов похожие». Однако когда у актера по исполняемой им роли менялось настроение, то и содержание куплета претерпевало соответствующие изменения. Теперь вокруг шли прохожие, «все на дьяволов похожие».

Еще одно явление из области когнитивной психологии, весьма похожее на соответствующий феномен из области зрительного восприятия, может оказывать влияние на социальные стереотипы. Если, например, мы рассматриваем некоторый объект с большого расстояния, то на его поверхности можем не различать многие детали: с большого расстояния он нам кажется более однородным, чем есть на самом деле. Однако если тот же объект мы будем рассматривать с близкого расстояния, то почти наверняка заметим в нем многие детали, не воспринимаемые издалека, и, следовательно, сделаем вывод о том, что данный объект неоднородный.

Точно так же мы воспринимаем и людей, входящих в свою и чужую группу. К своим мы ближе, и их мы знаем лучше, чем чужих, поэтому между своими усматриваем значительные индивидуальные различия. Чужих людей мы, напротив, знаем хуже, они находятся от нас на большей социально-психологической дистанции и поэтому кажутся более похожими друг на друга, чем свои. Отсюда — возможность формирования социальных стереотипов в отношении других людей и их отсутствия по отношению к своим людям. К примеру, являясь россиянами и хорошо зная своих соотечественников, мы их четко различаем даже но внешности. Однако нам намного труднее различать по той же внешности, например, жителей зарубежного Дальнего Востока: китайцев, вьетнамцев или японцев, поскольку их мы знаем намного хуже.

Свой вклад в формирование социальных стереотипов вносит и фундаментальная ошибка атрибуции, согласно которой мы, наблюдая за поведением людей, склонны искать его причины в их психологии, а не в не зависящих от них обстоятельствах. Все описанные в одной из предыдущих глав феномены, связанные с явлением каузальной атрибуции, также имеют отношение и к формированию и сохранению стереотипного мышления, и наличие этих феноменов следует рассматривать как когнитивную предпосылку (составляющую) социальной стереотипизации.

Социальные предрассудки

Нижегородский государственный педагогический университет

Реферат по дисциплине «Социальная психология»

Тема: Предрассудки

Нижний Новгород

Введение

1. Сущность понятия «предрассудок»

2. Социальные проявления предрассудков

2.1 Дискриминирующее поведение

2.2 Этнические предубеждения

3. Пути преодоления предрассудков

Заключение

Список литературы

Введение

«Когда рыцарь Ланцелот прибыл в город, порабощенный жестоким Драконом, то, к своему удивлению, услышал о доброте Дракона. Во-первых, во время эпидемии холеры Дракон, дохнув на озеро и вскипятил в нем воду. Во-вторых, он избавил город от цыган. «Но цыгане — очень милые люди», — удивился Ланцелот. «Что вы! Какой ужас!» — воскликнул архивариус Шарлемань. — Я, правда, в жизни своей не видал ни одного цыгана, но еще в школе проходил, что это люди страшные. Это бродяги по природе, по крови. Они враги любой государственной системы, иначе они обосновались бы где-нибудь, а не бродили бы туда-сюда. Их песни лишены мужественности, а идеи разрушительны. Они воруют детей. Они проникают всюду».

Обратите внимание: Шарлемань сам не видел цыган, но их плохие качества не вызывают у него никаких сомнений. Даже реальный Дракон лучше мифических цыган. Кстати, источником информации о «цыганской угрозе» был не кто иной, как сам господин Дракон…Антифашистская сказка Е. Шварца очень точно фиксирует связь между политическим деспотизмом и расовой дискриминацией. Предубеждения против «чужаков», укоренившиеся в обществе, разделяют людей, отвлекают их внимание от коренных социальных проблем и тем самым помогают господствующим классам удерживать свою власть над людьми.

Итак, прежде чем приступать к вопросу о рассмотрении проявления или демонстрации социальных стереотипов, следует рассмотреть то, насколько актуальна данная проблема в современном обществе.

К сожалению, в сегодняшнем постоянно меняющемся мире достаточно много проявлений нетерпимости или интолерантности. Связано это, прежде всего, с тем, что мы называем предрассудками. Конечно, эта связь не носит строгого причинно-следственного характера, но, тем не менее, определенная взаимосвязь имеется. Социальные стереотипы и предрассудки вольно или невольно руководят действиями людей, лежат в основе дискриминирующего поведения людей.

В обществе, наполненном разными интересами, просто необходимо каким-то образом сохранять равновесие и устанавливать гармонию. Изучение внешнего проявления социальных стереотипов или демонстрация социальных стереотипов — чрезвычайно важная общественная задача во все времена.

Рассмотрим что же такое представляют из себя социальные предрассудки и стереотипы в общем и целом (определим понятия), а затем такие проявления предрассудков и стереотипов, как дискриминирующее поведение (расизм, сексизм, эйджизм) и этнические предубеждения.

1. Сущность понятия «предрассудок»

Люди часто думают, что их восприятия и представления о вещах совпадают, и если два человека воспринимают один и тот же предмет по-разному, то один из них определенно ошибается. Однако психологическая наука отвергает это предположение. Восприятие даже простейшего объекта — не изолированный акт, а часть сложного процесса. Оно зависит, прежде всего, от той системы, в которой предмет рассматривается, а также от предшествующего опыта, интересов и практических целей субъекта. Там, где незнающий человек видит просто металлическую конструкцию, инженер видит вполне определенную деталь известной ему машины. Одна и та же книга совершенно по-разному воспринимается читателем, книгопродавцем и человеком, коллекционирующим переплеты.

С точки зрения семантики понятие предрассудок имеет различные синонимы, наиболее часто употребляемые в современной речи.

В обычном употреблении понятие предрассудок имеет значение слишком узкое. Предрассудком называют, например, веру в то, что нехорошо вставать с постели левой ноги и т.п. Предрассудок — это ложный, но укоренившийся в сознании взгляд на что-либо. По данным словарей синонимами предрассудка являются такие понятия, как стереотип и предрассуждение.

Стереотип — неотъемлемый элемент обыденного сознания. Ни один человек не в состоянии самостоятельно, творчески реагировать на все встречающиеся ему в жизни ситуации. Стереотип, аккумулирующий некий стандартизованный коллективный опыт и внушенный индивиду в процессе обучения и общения с другими, помогает ему ориентироваться в жизни и определенным образом направляет его поведение. Стереотип может быть истинным и ложным. Он может вызывать и положительные эмоции, и отрицательные. Его суть в том, что он выражает отношение, установку данной социальной группы к определенному явлению. Так, образы попа, купца или работника из народных сказок четко выражают отношение трудящихся к этим социальным типам. Естественно, что у враждебных классов стереотипы одного и того же явления совершенно разные.

Стереотипы и предрассудки помимо некоего эмоционального и когнитивного аспектов содержат в себе и поведенческий аспект. То есть, если мы чувствуем, мыслим определенным образом, то и действуем мы в таком случае совершенно определенным, предсказуемым на основании наших мыслей и чувств, образом. То есть, если стереотип и предрассудок — это негативные чувства и мысли, то последний, третий аспект этих явлений — поведение — является ни чем иным, как дискриминацией. Если использовать определение Д.Майерса, дискриминация — неоправданно негативное поведение по отношению к группе и ее отдельным членам.

Дискриминация многолика и может принимать различные обличья, в зависимости от предмета, на который она направлена. Стереотипы и предрассудки, а вслед за ними и дискриминирующее поведение может возникать по отношению к определенным группам или их членам в связи с расой, половой принадлежностью или, например, в связи с принадлежностью к определенной возрастной группе. По крайней мере, дискриминация по этим признакам является, пожалуй, наиболее распространенной. Именно поэтому следует остановиться на данных видах дискриминирующего поведения поподробнее.

2. Социальные проявления предрассудков

2.1 Дискриминирующее поведение

Расизм — совокупность антинаучных концепций, основу которых составляют положения о физической и психической неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру человеческого общества. Для всех разновидностей рассизма характерны ложные человеконенавистнические идеи об исконном разделении людей на высшие и низшие расы, из которых первые являются единственными создателями цивилизации, призванными к господству, а вторые, напротив, не способны к созданию и даже усвоению высокой культуры и обречены быть объектами эксплуатации.

Расовые предрассудки, будучи достаточно часто акцентировано критикуемыми, в нашем обществе несколько вытиснились из сознания. В цивилизованном обществе считается неприличным активно показывать свои расовые предрассудки и открыто дискриминировать представителей другой расы. Более того, если спросить испытуемых об их расовых предубеждениях, большинство не согласиться с тем, что расовые предрассудки у них существуют. Тем не менее, истинные чувства опрашиваемых по отношению к представителям другой расы могут быть несколько иными.

Надо заметить, что жесткие формы расового неприятия, с течением времени слабеют, однако не исчезают полностью. То есть дискриминация как бы смягчается, но может проявиться, когда вопрос касается каких-то интимных сфер жизни личности.

Сексизм — это идеология, которая утверждает неравное положение и разные права мужчин и женщин. Если управляют мужчины — это патриархат, а если женщины — матриархат. В настоящее время все известные общества в мире — патриархальные, следовательно, сексистские.

Сексизм — это вид дискриминации, соответствующий фашизму и расизму, только при фашистском или расистском режиме люди разделены на разные категории по расе, а при сексизме — по половому признаку. Разница также в том, что, в отличие от расизма и фашизма, сексизм никогда не вызывал людей на массовый кровавый бой, вооруженный конфликт и т. п. Сексизм существует на более личном уровне. Например, изнасилование считается наказуемым преступлением, а изнасилование жены мужем считается личным семейным делом, которое других не касается. Часто на сексизм не обращают внимание, пренебрегают его значением.

Сексизм так глубоко укоренен в нашей культуре, в нашем обществе, в нашем сознании, что мы его часто просто не замечаем. Нас всех воспитывают в духе сексизма с раннего детства. Если не родители, то, по крайней мере, окружающая среда, общество и традиции приучают мальчиков играть с машинками, а девочек — в куклы. Далее, юноши должны быть сильными и смелыми, а девушки женственными и нежными, и, наконец, мужчины должны содержать семью экономически, а женщины — следить за порядком в доме.

В языке стойко сохраняются и воспроизводятся культурные стереотипы о «женских» и «мужских» видах деятельности. Ярко выражена гендерная предвзятость слов, обозначающих различные виды профессиональной деятельности. Это довольно четко проявляется в объявлениях о найме на работу (требуется столяр, управляющий, менеджер, брокер, пилот и т.д.). В официальном, публицистическом и научном языковых стилях доминируют «мужские» названия, в то время как «женские» названия профессий и должностей почти отсутствуют, а если и есть, то «статус» их незначителен. Так профессии лифтерша, уборщица, кухарка, няня, продавщица, крановщица по статусу крайне низки в сравнении со статусом «мужских» профессий и должностей: президент, министр, директор, завуч, управляющий, главный врач, летчик, ректор, депутат. То есть сами названия как бы предполагают задействованность лиц мужского рода.

Подобно расизму, сексизм предполагает превосходство в физических и интеллектуальных проявлениях, хотя не приводится убедительных аргументов в пользу того, что мужчины лучше, чем женщины — либо наоборот. Традиционные доводы — такие как указание на ограниченность женщин в плане обучения, ссылки на пресловутую женскую логику или же психологическую неустойчивость продолжают жить в общественном сознании.

Языковые сексизмы как выражение безотчетных стандартов поведения играют негативную роль в ситуациях, где нужна полная информация и объективная оценка. Иногда они способствуют возникновению и закреплению предубеждений, неприязни к новому. На сегодняшний день все феминистки сходятся во мнении, что с сексизмом необходимо бороться — назрели глубокие изменения в общественном сознании и межличностных отношениях.

Эйджизм можно определить, как дискриминирующее поведение по отношению к определенной группе людей или конкретному человеку на основании его принадлежности той или иной возрастной группе.

Чаще всего эйджизм, как негативный стереотип, проявляется в отношении людей пожилого возраста.

Проявления эйджизма весьма разнообразны. Во многом негативное отношение к людям пожилого возраста проистекает из убеждения, что пожилые люди — бесполезный пласт общества. В развитых странах Европы, дискриминирующее поведение по отношению к лицам пожилого возраста во многом вызвано предрассудком о том, что пожилые люди, которые живут на социальные пособия, являются лишними членами общества, иначе говоря, бесполезными.

Дискриминирующее поведение может быть разнообразным. Дело в том, что с пожилыми людьми сложнее общаться, чем с людьми молодыми по ряду физиологически обусловленных причин: пожилые люди медленнее молодых воспринимают информацию, они медленнее двигаются, часто они уже имеют определенные проблемы с памятью и им тяжело учиться. Все эти и другие причины создают в конечном итоге благодатную почву для убеждения в том, что «старики ни на что не годятся», и «пожилой человек — обуза для семьи» и, в конечном итоге, для общества в целом.

Таким образом, становится вполне очевидно, как может происходить дискриминация людей пожилого возраста. Прежде всего, следует отметить тот факт, что на многие должности берут претендентов не старше определенного возраста. Если кандидат старше, то, даже несмотря на его опыт и прочие несомненные достоинства, он может быть дискриминируем исключительно по возрастному признаку — то есть, не быть принятым на ту должность, которой он вполне заслуживал. Также пожилые люди могут быть дискриминируемы в своей семье — скажем, более молодые родственники могут не прислушиваться к их мнению, игнорировать.

Как ни прискорбно, но вполне оправданной является сентенция В.Д. Шадрикова о том, что «Наши старики — это забытые дети общества». Имеется в виду, что права детей мы каким-то образом пытаемся соблюдать и отстаивать, а вот права пожилых людей почему-то не столь занимают наши мысли, при том, что в условиях смертности, превышающей рождаемость, наше общество стремительно стареет.

2.2 Этнические предубеждения

Любой этнической группе на заре цивилизации было свойственно ставить себя выше других, и отношения между разными народностями были неодинаковы. Это отражалось в различных стереотипах. Представитель господствующей нации (группы) воспринимал зависимую народность прежде всего сквозь призму своего главенствующего положения. Порабощенные народы рассматривались как низшие, неполноценные, нуждающиеся в опеке и руководстве. Противоположный стереотип складывается там, где меньшинство предстает как соперник и конкурент в экономической и социальной областях. Чем опаснее конкурент, тем большую враждебность он вызывает. Если порабощенная и пассивная группа наделяется чертами наивности, интеллектуальной неполноценности и моральной безответственности, то стереотип группы-конкурента наделяется такими качествами, как агрессивность, безжалостность, эгоизм, жестокость, хитрость, лицемерие, бесчеловечность, алчность.

В национальной психологии существуют стереотипы, когда каждая этническая группа (племя, народность, нация и др.) обладает своим групповым самосознанием, которое фиксирует ее действительные и воображаемые специфические черты. Любая нация интуитивно ассоциируется с тем или иным образом. Часто говорят: «Японцам свойственны такие-то и такие-то черты» и оценивают одни из них положительно, другие отрицательно. Студенты Принстонского колледжа дважды (в 1933 и 1951 годах) должны были охарактеризовать несколько разных этнических групп при помощи восьмидесяти четырех слов-характеристик («умный», «смелый», «хитрый» и т. п.) и затем выбрать из этих характеристик пять черт, которые кажутся им наиболее типичными для данной группы. Получилась следующая картина: американцы -предприимчивы, способны, материалистичны, честолюбивы, прогрессивны; англичане — спортивны, способны, соблюдают условности, любят традиции, консервативны; евреи — умны, корыстолюбивы, предприимчивы, скупы, способны; итальянцы — артистичны, импульсивны, страстны, вспыльчивы, музыкальны; ирландцы — драчливы, вспыльчивы, остроумны, честны, очень религиозны и т. д. Уже в этом простом перечне приписываемых той или иной, группе черт явственно сквозит определенный эмоциональный тон, проступает отношение к оцениваемой группе. Но достоверны ли эти черты, почему выбраны именно эти, а не другие? В целом этот опрос, конечно, дает представление лишь о стереотипе, существующем у принстонских студентов.

Интересно также отметить, что те же отрицательные черты, которые в Европе и Америке приписывались евреям, в других частях света ассоциируются с совершенно другими этническими группами, которые символизировались в качестве торговцев. В Закавказье это относилось к армянам, во многих странах Юго-Восточной Азии — к китайцам, которых король Таиланда Рама VI прямо назвал «евреями Востока». Но ведь народы эти столь различны по своей культуре и обычаям. Пример этот лишний раз доказывает, что этнический стереотип — не обобщение действительных черт той или иной нации, а продукт и симптом соответствующей социальной ситуации.

Еще труднее оценивать национальные обычаи и нравы. Оценка их всегда зависит от того, кто оценивает и с какой точки зрения. Здесь требуется особая осторожность. У народов, как и у отдельных индивидуумов, недостатки — суть, продолжение достоинств. Это те же самые качества, только взятые в иной пропорции или в другом отношении. Хотят того люди или нет, они неизбежно воспринимают и оценивают чужие обычаи, традиции, формы поведения, прежде всего, сквозь призму своих собственных обычаев, тех традиций, в которых они сами воспитаны. Такая склонность рассматривать явления и факты чужой культуры, на языке социальной психологии называется этноцентризмом.

То, что каждому человеку обычаи, нравы и формы поведения, в которых он воспитан и к которым привык, ближе, чем другие, вполне нормально и естественно. Темпераментному итальянцу медлительный финн может казаться вялым и холодным, а тому в свою очередь может не нравиться южная горячность. Чужие обычаи иногда кажутся не только странными, нелепыми, но и неприемлемыми. Это так же естественно, как естественны сами различия между этническими группами и их культурами, формировавшимися в самых разных исторических и природных условиях.

Проблема возникает лишь тогда, когда эти действительные или воображаемые различия возводятся в главное качество и превращаются во враждебную психологическую установку по отношению к какой-то этнической группе, установку, которая разобщает народы и психологически, а затем и теоретически, обосновывает политику дискриминации. Это и есть этническое предубеждение.

Итак, можно выделить основные особенности этнических предубеждений:

· это обобщенная установка, ориентированная на враждебное отношение ко всем членам определенной этнической группы, независимо от их индивидуальности;

· эта установка имеет характер стереотипа, стандартного эмоционально окрашенного образа, что подчеркивается самой этимологией слов предрассудок, предубеждение, то есть нечто, предшествующее рассудку и сознательному убеждению;

· эта установка обладает большой устойчивостью и очень плохо поддается изменению под влиянием рациональных доводов.

Как можно исследовать сами предубеждения?

Существуют два пути исследования предубеждений:

Первый: у предубеждения как психологического феномена есть свои конкретные носители. Поэтому, чтобы понять истоки и механизм предубеждения, нужно исследовать психику предубежденных людей.

Второй: предубеждение — это социальный фактор, общественное явление. Отдельный индивид усваивает свои этнические взгляды из общественного сознания. Следовательно, чтобы понять природу этнических предубеждений, нужно изучать не столько предубежденного человека, сколько порождающее его общество. Первым путем идет психиатрия и отчасти психология. Второй путь — путь социологии.

3. Пути преодоления предрассудков

Дискриминация даже в сравнительно «мягких» формах отрицательно влияет на психическое состояние и личные качества подвергающихся ей меньшинств. По данным американских психиатров, среди таких людей выше процент невротических реакции. Сознание того, что они бессильны изменить свое неравноправное положение, вызывает у одних повышенную раздражительность и агрессивность, у других — пониженную самооценку, чувство собственной неполноценности, готовность довольствоваться низшим положением. А это в свою очередь закрепляет ходячее предубеждение. Негр, например, не учится потому, что, во-первых, не имеет для того материальной возможности и, во-вторых, его к этому психологически не поощряют («знай свое место!»); образованному человеку еще труднее сносить дискриминацию. А потом низкий образовательный уровень, «невежество» негритянского населения используются для несправедливого убеждения в его интеллектуальной неполноценности. Однако, многочисленные сравнительные исследования умственных способностей белых и негров не обнаружили никаких врожденных или генетических различий в интеллекте между расами.

Большую роль в смягчении и преодолении враждебных установок играют неформальные личные контакты между представителями разных этнических групп. Совместный труд и непосредственное общение ослабляют стереотипную установку, в принципе позволяя увидеть в человеке другой расы или национальности не частный случай «этнического типа», а конкретного человека. Однако и это бывает далеко не всегда. Известный психолог Гордон Оллпорт, обобщая большой материал наблюдений и специальных экспериментов, говорит, что межгрупповой контакт способствует ослаблению предубеждения, если обе группы обладают равным статусом, стремятся к общим целям, положительно сотрудничают и взаимозависят друг от друга, если их взаимодействие пользуется активной поддержкой властей, законов или обычая. Если таких условий нет, контакты не дают положительных результатов, а то даже и усиливают старые предрассудки. Также огромное влияние на искоренение предрассудков оказывает общий идеологический и социальный климат. Так, например, по данным одного эксперимента, домашние хозяйки, поселенные там, где в одном доме или микрорайоне живут и белые и негры, обнаружили существенный сдвиг в своем отношении к неграм. В Каултауне 59 % опрошенных женщин признали благоприятные изменения, 38% — никаких изменений, 3% — неблагоприятные изменения. Таким образом, более интенсивные личные контакты сыграли свою положительную роль. Но характерно, что улучшение отношений к неграм-соседям оказалось значительно большим, чем к неграм вообще. Это подтверждается и другими исследованиями. Например, белые шахтеры, работающие вместе с неграми, сравнительно легко, если не возникает конфликтов, вырабатывают благоприятную установку к совместной работе с неграми. Но те же самые рабочие считают нежелательным жить в одном, доме с неграми. Их положительный личный опыт не вписывается в существующий в общественном сознании отрицательный стереотип. Поэтому личные контакты сами по себе проблемы межнациональных отношений не решают..

Итак, борьба с предрассудками — сложный и противоречивый процесс. Он включает в себя множество разнородных компонентов:

· сближение, полное слияние культур,

· усвоение национальными меньшинствами общего языка, широкое распространение смешанных (межнациональных) браков,

· преодоление традиционной обособленности и расширение сферы общения людей независимо от их этнической принадлежности,

· коренные сдвиги в этническом самосознании и т. д.

Все это делает социально непригодными старые этнические стереотипы как «большинства», так и «меньшинства».

Заключение

Ни для кого не секрет, что то, как мы мыслим, в конечном итоге влияет на то, как мы поступаем в жизни. Наши чувства, эмоции, убеждения и поведение чрезвычайно взаимосвязаны. Дискриминирующее поведение во многом связано с такими явлениями, как стереотип и предубеждение. Основная опасность стереотипа и предубеждения заключается в том, что то негативное отношение, которое возникает в отношении группы или отдельного ее члена, в конечном итоге может не основываться на реальных фактах. Более того, такие явления, как социальные предрассудки и стереотипы в определенные моменты могут оказаться очень опасными. Например, с помощью национальной розни достигается совпадение интересов групп, осуществляющих власть и частных лиц в части мощного источника эмоций. Там, где негативные эмоции могли бы быть направлены на конкретных людей и группы интересов, создается канал для «выпускания пара», куда уходит значительная часть энергии и который дает возможность проявить сильные эмоции.

Таким образом, изучение таких явлений, как стереотипы, предрассудки и демонстрация их в виде дискриминирующего поведения, является очень важным в современном мире. Полностью преодолеть дискриминацию, возможно, и не удастся, но сделать определенные шаги в сторону ее сдерживания и регулирования вполне реально.

Список литературы

1. Кон И. Психология предрассудка//Психология национальной нетерпимости. 1998, — № 14

2. Майерс Д. Социальная психология. Спб, 2003

3. Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1998

4. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. М., 2003

5. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., 1998

>Расовые предрассудки

Расовые предрассудки в новой и новейшей истории человечества

Начиная со времен великих географических открытий происходит интенсивное расселение европейцев по земной поверхности, т. е. значительно увеличивается ареал европеоидной расы.

Ее представители сталкиваются с негроидами и монголоидами, стихийно идет во многих районах мира процесс расовой метисации; в настоящее время десятки миллионов людей на земле представляют собой в антропологическом отношении продукт такого смешения. В процессе этого смешения преодолеваются не только национальные, но и расовые предрассудки, которые часто бывают распространены в гетерогенной этнической среде.

Такие расовые предрассудки и борьба с ними — проблема в первую очередь не антропологическая, а социальная, но данные исторической антропологии могут быть широко и многосторонне использованы при рассмотрении и решении этой проблемы: мобилизация исторического опыта народов, показ того, что межрасовые смешения имели место на протяжении всей истории человечества и в настоящее время нет «чистых» в расовом отношении народов, каждый из них антропологически неоднороден — все это убедительные аргументы против расовых предрассудков в любой форме.

Процесс межрасового смешения, особенно интенсивный на протяжении истории человечества, продолжает усиливаться в настоящее время, по-видимому, будет усиливаться и в будущем, поэтому преодоление расовых пережитков остается теоретически актуальной и практически важной задачей в жизни современного общества. Полное искоренение расовых пережитков зависит кроме прочих причин и от активности использования с этой целью материалов и наблюдений, которые предоставляет в наше распоряжение историческая антропология.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *