Позитивизм

Позитивизм

Позитивизм — негативизм  

Позитивное или негативное узнавание окружающей действительности

Позитивисты

ИЛЭ, ЭСЭ, ЛСИ, ИЭИ, СЭЭ, ЛИЭ, ЭИИ, СЛИ

Негативисты

СЭИ, ЛИИ, ЭИЭ, СЛЭ, ИЛИ, ЭСИ, ЛСЭ, ИЭЭ

Что легче, что сложнее

  • Позитивистам легче, негативистам сложнее: находить в ситуации, объекте и явлении позитивные стороны, видеть желаемые перспективы, избегать сомнений, выражать похвалу и оптимизм
  • Негативистам легче, позитивистам сложнее: находить в ситуации, объекте и явлении негативные стороны, формировать взвешенный подход, выражать отрицания, сомнения, критику и пессимизм.

Смысл признака

О позитивном мышлении в наше время не говорит только ленивый. «Мыслите позитивно, говорите позитивно»… Что в результате? Одним этот позитив дается на автомате, другие пытаются его искоренить, а воз и ныне там. Отрицания, сомнения…
Причина проста. Половина людей — позитивисты, половина — негативисты. От рождения и на всю жизнь. О чем проповедники позитивного мышления не догадываются. А современная соционика давно знает. Хотите узнать больше? Оставьте Email и получите PDF «Соционика 2.0. Вы и ваш тип»! Позитивисты озвучивают то, что они видят. Без всякой достройки в сознании. С редкими отрицаниями — там, где без них не обойтись.
Даже критикуют они так, что почти обходятся без них — предпочитают утвердительные обороты и на этот случай.
Само собой разумеется, и оптимизма в их речи больше. Им для этого не надо переучиваться. Конечно, изучив объекты и явления ближе, позитивисты наверняка поймут, чего же все-таки не хватает по сравнению с тем, что им изначально так понравилось. Поэтому не стоит без оглядки заряжаться их оптимизмом на 100% — просто они еще не разглядели подводных камней в том, о чем говорят.
В рамках модели А неочевидно, почему одни типы — позитивисты, другие — негативисты. Этот признак, как и квестимность — деклатимность, находится на теневой стороне ее пространства. И при этом легко опознается в речи, особенно письменной!
Когда вы знаете, что вы позитивист, а ваша пара — негативист, вы будете по-другому относиться к ее словам.
Позитивизм — негативизм — один из самых удобных в диагностике. По нему не нужно задавать вопросов; достаточно изучить любой текст, послушать запись или поговорить с человеком. Чем больше объем, тем заметнее тенденция и вернее ответ. При этом любые сомнения надо проверять на фрагменте большего бъема — тогда будет понятнее, где тенденция, а где временное отклонение.

Примеры речи позитивистов

Время — самый подлый убийца. Он ранит исподтишка и ждет, пока из добычи не вытечет вся кровь. Старость похожа на коварную рану — она не болит, только тело отчего-то тяжелеет и засыпает. Туман застилает глаза, исчезают желания, воля гаснет… — ИЭИ
Футболист и тренер Сергей Юран (ИЛЭ): «Сложно было с Томиславом Ивичем. К тренировочному процессу вопросов нет, но отношения не сложились. Видел во мне «второго Стоичкова», глядя на приличную дистанционную скорость, требовал, чтоб я играл крайнего полузащитника, а я не мог. Понимал, что результатом будет свист на трибунах. Проще было купить самого Стоичкова.»

Долгосрочные цели ставлю на сроки до 30 лет. У меня их около 25. Почему «около», потому что некоторые из них периодически теряют свою актуальность и заменяются другими. Ориентироваться в жизни, наверное, помогают. Хотя пока что я не строю всю свою жизнь исходя их них. — СЛИ

Примеры речи негативистов

«Откровенно говоря, особо похвастать нечем пока. Надеюсь, основные мои достижения впереди. Ну а так, что: вылечил Маму, когда она умирала. Но это просто потому, что за меня этого бы никто не сделал. Основное мое достижение, то, что я еще живу, и не стал скотиной.» — СЛЭ
«Веселье — это смысл всех событий. Точнее не само веселье, как таковое, а положительные эмоции, которые это веселье продуцирует. Польза от веселья колоссальнейшая. Даже задумываться странно над этим вопросом…Если отрешиться от своей сущности и брать глобально, то, конечно, событие или компания, которые, кроме веселья, не принесли никаких других благ, бесполезны. Но у меня не так! Я во всем пытаюсь найти что-то положительное, а уж если есть веселье, то это положительное и искать не надо. Весело должно быть как можно чаще, если и не на выходе, так хоть в душе.» — СЭИ
Недавно был в Киеве и испугался идти в пещеры. Там темно, с собой есть только свечка, которая тут же погасла. Самое главное — проход очень узкий. На одного человека. Под землей надо идти долго, минут 30. Я испугался и подумал, зачем мне это надо? В случае чего, я не смогу вернуться назад, так как там люди вереницей идут. Не смогу пробиться вперед — там тоже много людей. Так что я вошел внутрь, прошел минуты 2, а потом пробился назад. — ЛИИ

Что не следует принимать за позитивизм

Незначительное количество прямых отрицаний на коротком фрагменте текста. Отвечая или высказываясь в рамках темы, негативист может непроизвольно уменьшить их количество, но в его свободной речи число отрицаний неизбежно возрастет. К тому же, негативное узнавание может проявляться косвенно, например, негативист озвучивает оба возможных исхода события.

Что не следует принимать за негативизм

Относительно большое количество прямых отрицаний на коротком фрагменте текста. По ситуации позитивисты не могут этого избежать. Как правило, эти отрицания сменяются утверждениями в рамках этого же фрагмента, либо стоит посмтреть фрагмент большего объема, прежде чем делать выводы.
На основе книги «Соционика 2.0. Тип личности — каким вы его не знали».

Новое на сайте:

– Так важен или не важен тип? Поделитесь своим мнением! (21.05.2019)
– Кокорин и Мамаев. Какая там дружба? Ревизия же… (15.05.2019)
– Чем рискуют эксперты? (06.05.2019)
– Кнут и пряник. С кого все начиналось? (23.04.2019)
– Владимир Зеленский. Кнута и пряника на всех не хватит (22.04.2019)

История возникновения позитивизма

Данное направление получило свое начало в XIX веке, в период распада натурфилософии. Его возникновение было обусловлено прежде всего кризисом так называемой спекулятивной философии, в том числе немецкого классического идеализма (И. Кант, Ф. Гегель, И. Фихте, Ф. Шеллинг и др.). Позитивизм — это своеобразный ответ на несостоятельность философской мысли того времени. Философия перестала удовлетворять запросы общества и должна была быть кардинально пересмотрена. Между тем теория позитивизма опиралась на идею неспособности спекулятивной философии решать проблемы, возникающие перед обществом в процессе научных открытий в области биологии, математики, физики, химии, астрономии и др. Наука приобретала все большую популярность и значимость, оказывая влияние на общественное сознание. Также следует отметить, что в данный период происходит выделение науки в качестве нового специфического социального института. После освобождения из-под церковной опеки ее идеи приобретают более смелый и обширный характер, что также не могло не сказаться на повышении общественного интереса к научным открытиям.

В свою очередь, Огюст Конт выступает за перевод мышления из метафизической стадии в научную. Таким образом, позитивизм был направлен на поиск нового обоснования философии по аналогии с естественнонаучными методами. Однако позитивистское направление само по себе также не избежало участи спекулятивной философии. Его собственные положения относительно отрицания умозрения, феноменалистические идеи и другое не имели эмпирической проверки, а, следовательно, также приобрели характер метафизики.

Основные идеи

Если говорить про позитивизм кратко, то среди его основных мировоззренческих идей можно выделит следующие:

  • устранение (элиминация) традиционных неразрешимых проблем философии (в виду ограниченности человеческого разума);
  • сведение деятельности науки к описательной функции, а не к объясняющей (дескриптивизм);
  • направленность на эмпирическую проверку теоретического знания (методологический эмпиризм);
  • поиск универсального метода для получения объективного знания и универсального научного языка;
  • сведение научных знаний к совокупности чувствительных данных и полное устранение «ненаблюдаемого» из науки (гносеологический феноменализм).

Объективное развитие позитивизма должно было привести к глобальной трансформации науки. Свою основную задачу, как уже упоминалось, учение видело в «очищении» научного знания от метафизического.

В историческом контексте принято выделять следующие этапы развития позитивизма:

  • Первый позитивизм.
  • Эмпириокритицизм (махизм).
  • Логический позитивизм (логический эмпиризм, неопозитивизм).

В некоторых источниках их также называют первым, вторым и третьим. При этом с точки зрения основополагающих идей этапы позитивизма выделены достаточно условно. Например, второй в отличие от первого отличался большим психологизмом. В свою очередь, третий этап представил собственный взгляд на роль таких дисциплин, как математика и логика, предлагая рассматривать их отдельно от эмпирической науки.

Первый позитивизм. Представители

Относится к первой половине XIX в. Его принято связывать с именами Огюста Конта (1798-1857), Джона Стюарта Милля (1806-1878), Герберта Спенсера (1820-1903) и др.

На данном этапе Конт формулирует идею о трех исторических стадиях развития знания и трех общих мировоззренческих системах (закон двойственной эволюции). Так, первая стадия (теологическая) характеризуется стремлением человека интерпретировать все явления окружающей среды с позиции контроля сверхъестественных (божественных) сил. При этом данные силы представляются человеку по аналогии с ним самим – боги, ангелы, духи, души и герои. То есть наделяются определенными человеческими признаками.

Вторая, метафизическая, стадия характеризуется похожим методом мышления: пытаясь объяснить окружающий мир за счет различных придуманных первосущностей и первопричин, которые якобы находятся позади мира явлений, позади того, что воспринимается в опыте.

В свою очередь, третья, позитивная, стадия, по мнению Конта, должна быть направлена на описание внешней стороны объектов, умозрение больше не рассматривается в качестве средства получения знания, а метафизика – в качестве учения о сущности.

Соответственно наука выступает как индикатор объективных факторов и эмпирических законов. Основной проблемой на данном этапе становится изучение индуктивно-логической и психологической процедуры опытного познания. Процесс развития науки рассматривается Контом в качестве накопления приобретенных знаний (в первую очередь законов). Знания, таким образом, предстают как описательные характеристики и противопоставляются тенденции объяснения.

Развитие логического позитивизма (логического эмпиризма, неопозитивизма)

Неопозитивизм — это третий этап в развитии позитивистского направления (20-е гг. XX в.). Он основан преимущественно на частных логико-методологических исследованиях, а также на анализе языка науки. Также определяется как философский позитивизм. Представители – Мориц Шпик (1882-1936), Ганс Райхенбах (1891-1953), Рудольф Карнап (1891-1970).

Неопозитивизм (логический позитивизм) в основе имеет идеи Дэвида Юма, в том числе идея отказа от познания научным путем таких метафизических вещей, как бессмертие души, существование Бога и т. д. Представители логического позитивизма приходят к мнению, что философия в принципе не может иметь предмета исследования, так как она не является содержательной наукой относительно какой-либо реальности. Собственно философия рассматривается ими как особый способ теоретизирования или род деятельности, но не более.

Можно выделить следующие ключевые идеи, на которые опирается неопозитивизм. Это:

  • натурализм — социально-политические явления подчиняются законам, общим как для природной, так и для социально-исторической действительности;
  • методы социального исследования должны соответствовать критериям точности и объективности, как и естественнонаучные методы;
  • бихевиоризм — субъективные аспекты человеческого поведения исследуются непосредственно через его открытое поведение;
  • истинность научных понятий устанавливается на основе эмпирических методов;
  • все социальные явления должны описываться количественно;
  • социология как наука должна быть освобождена от связи с идеологией.

Ключевые идеи неопозитивизма, несмотря на научный кризис (60-е годы XX в.), стали выступать в качестве основной социологической базы в западной научной школе. С конца же 1980-х гг. неопозитивизм приобретает свою популярность и на Востоке.

Методы познания

Как уже упоминалось, основной задачей позитивистского направления было дифференцирование утверждений, имеющих смысл, от тех, которые его лишены с научной точки зрения (так называемые псевдовопросы). Соответствующую специфику имели и методы позитивизма. Так, с целью выяснения научного смысла того или иного утверждения в позитивизме использовался такой метод, как верификация (лат. verificatio – «подтверждение», «доказательство»). Верификация подразумевает установление истинности научного утверждения путем его эмпирической проверки. Таким образом, истина выступает в качестве совпадения научного знания и непосредственного опыта человека.

В свою очередь, продолжатель идей Конта Стюарт Милль в качестве основного метода позитивизма предлагает использовать индукцию. Индукция (лат. inductio — «наведение») является умозаключением, при котором на основе единичных или частных посылок формулируется общее суждение. В самой индукции Милль выделяет четыре вида:

  • метод согласия (сходства);
  • метод остатков;
  • метод различия;
  • метод сопутствующих изменений.

Метод остатков

Данный метод заключается в установлении причины, которая вызывает определенную часть сложного действия при условии, что уже выявлены причины, вызывающие другие части этого действия.

Например, пусть АВС являются планетами, влияющими совместно на процесс отклонения орбиты движения Урана от расчетной орбиты. А определяет неизвестную планету (Нептун); ВС определяют известные планеты; в свою очередь, abc – это фактические отклонения орбиты Урана от расчетной орбиты. Предположим, что у нас есть точные данные, в соответствии с которыми планета В является причиной наблюдаемого отклонения b, тогда как планета С является причиной наблюдаемого отклонения с. Что в данном случае будет являться причиной отклонения а, не объясняемого расчетами? Нам необходимо будет вычесть из сложной связи АВС→abc известные из опыта простые причинно-следственные связи В→b и С→с. Соответственно, то, что будет в остатке, окажется ответом. В остатке же у нас получается: А→а.

Таким образом, мы получаем умозаключение следующего вида: если планеты АВС вместе являются причиной отклонения abc Урана от расчетной орбиты, при этом доподлинно известно, что В является причиной отклонения b, а С — причиной отклонения с, то в этом случае планета А становится причиной отклонения а. Правомерной является следующая индукция: планета А (Нептун) является причиной отклонения а орбиты Урана.

Метод различия

Используется при сравнении двух случаев, в одном из которых имеет место наступление исследуемого явления, а в другом, соответственно, не имеет. При этом оба случая имеют сходные обстоятельства, за исключением одного. Данный метод может использоваться как в рамках наблюдения, так и в процессе лабораторного (производственного) эксперимента. Например, он использовался в химических опытах, в процессе открытия таких веществ, как ускорители реакций (катализаторы).

В сельском хозяйстве при помощи метода различий проводится проверка эффективности всевозможных удобрений; в медицине – проверка воздействия на организм различных лекарственных средств. Данная процедура происходит за счет выделения контрольной и экспериментальной (опытной) групп – растений, животных или людей. Обе группы до определенного момента находятся в одинаковых условиях, после чего в опытной вводится изучаемый фактор (переменная М). Затем проводится сравнение между опытной и контрольной группами. Если различия между ними являются статистически значимыми, то возникновение нового качества d у контрольной группы рассматривается как следствие воздействия переменной М.

Критика позитивистских идей Огюста Конта

С точки зрения Л. Гумпловича, суть позитивизма как истинной научности начинается тогда, когда «мы побеждаем наше стремление узнать начало вещей и удовлетворяемся плодами их развития». Это особая форма социального развития, когда мы принимаем идею ограниченности нашего сознания в познании первопричины тех или иных вещей. Вместо единичного подхода к фактам и явлениям мы можем наблюдать их общий процесс развития, характерный для различных временных отрезков и географического пространства. Например, в ситуации с древним обычаем заключения брака путем похищения жен мы имеем дело с целостным процессом, связанным с организацией господства, правом на частную собственность и т. д., который характеризует человечество в целом. В связи с этим мы можем наблюдать отдельные пережитки данного обычая и в современном обществе.

Гумплович доказывает ошибочность идей Конта относительно развития человечества и выдвигает собственную теорию круговоротного течения социального развития. Речь идет о развитии, начинающемся в том случае, когда имеют место соответствующие социальные условия. Пока данные условия существуют, социальное развитие закономерно проходит все соответствующие этапы. Как только условия заканчиваются (либо становятся недостаточными), развитие заканчивается (достигает своего конечного пункта). В качестве примера автор приводит ряд социально развитых государств Азии, Африки и Америки, которые являются пустынными и необитаемыми в настоящий момент, но которые были источниками возникновения и развития колоссальных культур. Вместе с тем мы не можем отрицать тот факт, что при возникновении необходимых условий, таких, например, как новая колонизация, возможен новый виток социального развития.

Дифференциация и преемственность идей позитивизма

В современном наукознании позитивизм получил широкое распространение и дифференциацию. Так, например, отдельное направление представляет юридический позитивизм. Его основная идея заключается в отрицании внегосударственного происхождения прав человека. Право представляется как нечто самоценное, независимое от социально-экономических предпосылок. Юридический позитивизм определяет государство в качестве источника и гаранта права. При этом право и закон рассматриваются как синонимичные понятия. Личностные права не могут быть выше государственных. Также они могут меняться в соответствии с государственными возможностями.

В свою очередь, социологический позитивизм ориентирован прежде всего на взаимодействие общества и права, на процесс реализации норм и др. Он является одним из главных течений в мировом социологическом знании. Развитие социологии как науки непосредственно связано с эволюцией этого направления. В данном контексте следует отметить вклад в развитие социологического позитивизма Герберта Спенсера (1820-1903). Разделяя идеи Конта о социальной статике и динамике, Спенсер проводит аналогию между обществом и человеческим организмом. Так, общество включает в себя такие социальные «органы», как право, семья, религия и др., точно так же, как организм – сердце, легкие, почки и т. д. Соответственно, каждый из перечисленных элементов выполняет особую функцию и поэтому незаменим. Также Спенсер вводит понятия военного (принудительное объединение субъектов) и индустриального (в основе создания – идея равенства) обществ.

Отдельный вопрос представляет значимость исследований, на которые опирается позитивизм в философии. Этот вопрос на данный момент остается открытым. Есть разные мнения на сей счет. С точки зрения одних представителей научной мысли, философский позитивизм, как уже упоминалось выше, является одной из наиболее прогрессивных форм общественного знания. В других же работах высказывается иная мысль. В соответствии с ними позитивизм в философии – это мировоззренческая позиция, которая потеряла свою ведущую роль и питается притязанием науки на истинность. Как бы то ни было, роль позитивистского направления в развитии философской мысли оценивается современными исследователями чрезвычайно высоко.

Образовательный блог — всё для учебы

Позитивизм
Одним из наиболее влиятельных направлений буржуазного философского мышления является позитивизм. Как самостоятельное течение позитивизм оформился в 30-е годы ХIХв. Основателем позитивизма считается Огюст Конт (1798-1857). Свои идеи он выразил в работе: «Курс позитивной философии». В центре внимания позитивистов неизменно находился вопрос — взаимоотношении философии и науки. Главный тезис позитивизма состоит в том, что все подлинное, положительное («позитивное») знание в действительности может быть получено лишь в виде результатов отдельных специальных наук или их «синтетического» объединения и что философия как особая наука, претендующая на содержательное исследование особой сферы реальности, не имеет права на существование.

Позитивизм объявил единственным источником истинного знания конкретные, частные науки и выступил против философии как метафизики, но за философию как особую науку. Под метафизикой он понимал умозрительную философию бытия (онтологию, гносеологию).

Позитивизм — философия позитивного знания, отвергающая теоретические спекуляции и умозрения как средства получения знания. Он утверждает, что только совокупность наук дает право говорить о мире в целом. Т. о., если философия научна, то она должна распрощаться с попыткой судить о мире в целом.

Общенаучные методы познания
Они нашли применение во всех или почти во всех науках. Их своеобразие и отличие от всеобщих (философских) методов в том, что они находят применение не на всех, а лишь на определенных этапах процесса познания. Например, индукция играет ведущую роль на эмпирическом, а дедукция — на теоретическом уровне познания, анализ преобладает на начальной стадии исследования, а синтез — на заключительной и т. д.

Характеристика некоторых общенаучных методов исследования. На эмпирическом уровне находят применение следующие методы научного познания: наблюдение и эксперимент. Наблюдение — это преднамеренное и целенаправленное восприятие явлений и процессов без прямого вмешательства в их течение, подчиненное задачам научного исследования.

Основные требования к научному наблюдению следующие:
1) однозначность цели, замысла;
2) системность в методах наблюдения;
3) объективность;
4) возможность контроля либо путем повторного наблюдения, либо с помощью эксперимента.

Наблюдение используется, как правило, там, где вмешательство в исследуемый процесс нежелательно либо невозможно. Эксперимент в отличие от наблюдения — это метод познания, при котором явления изучаются в контролируемых и управляемых условиях. Эксперимент, как правило, осуществляется на основе теории или гипотезы, определяющих постановку задачи и интерпретацию результатов.

Методами обработки и систематизации знаний эмпирического уровня являются анализ и синтез. Анализ — процесс мысленного, а нередко и реального расчленения предмета, явления на части (признаки, свойства, отношения). Процедурой, обратной анализу, является синтез. Синтез — это соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое.

Значительная роль в обобщении результатов наблюдения и экспериментов принадлежит индукции, особому виду обобщения данных опыта. При индукции мысль исследователя движется от частного (частных факторов) к общему. Противоположностью индукции является дедукция, движение мысли от общего к частному. В отличие от индукции, с которой дедукция тесно связана, она в основном используется на теоретическом уровне познания.

В процессе познания используется и такой прием, как аналогия — умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде иных отношений. С этим приемом связан метод моделирования, получивший особое распространение в современных условиях. Моделирование используется в тех случаях, когда сам объект либо труднодоступен, либо его прямое изучение экономически невыгодно и т. д.

Существенное место в современной науке занимает системный метод исследования или (как часто говорят) системный подход. Системный подход — это способ теоретического представления и воспроизведения объектов как систем.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *