Последствия травли в школе

Последствия травли в школе

Дети-изгои – последствия травли

Стремление стать своим в коллективе, завоевать расположение одноклассников может толкнуть ребенка на неблаговидные поступки. Я уже говорила о добровольно принимаемой роли шута, о том, что ребенок превращается в бездумного последователя агрессора. Приведу еще один пример.

Пятиклассник Саша очень страдал от того, что у него не было в классе друзей, часто становился объектом насмешек со стороны одноклассников; сначала он дрался с обидчиками, затем стал специально дурачиться на уроках, чтобы повеселить остальных. Когда в класс пришел Вася, Саша сначала пытался с ним подружится. Но у Васи не сложились отношения с лидерами — Мишей и Филиппом. И тогда те стали подговаривать Сашу делать Васе разные неприятные вещи (прятать его портфель, обзывать обидными словами, подбросить ему огрызок на парту). Саша охотно подчинялся ребятам, потому что считал, что таким образом завоевывает их дружбу (естественно, ни Миша, ни Филипп не воспринимали Сашу всерьез). Вася же часто дрался с Сашей, считая его виноватым во всех своих неприятностях. Понятно, что такая ситуация способствует развитию весьма неприятных черт характера всех ее участников. Саша превращается в безвольного исполнителя, в шестерку. Вася перестает доверять окружающим, озлобляется, а Миша и Филипп упиваются собственной безнаказанностью, получают удовольствие, управляя людьми, стравливая двух одноклассников.

В 1981 году американские психологи Ахенбах и Эдельброк провели исследование, результаты которого показали, что «уверенность ребенка в своем положении может способствовать развитию у него навыков жизни в коллективе, а неприятие сверстниками влечет за собой развитие замкнутости, но не приводит к ослаблению тех черт, которыми оно вызвано». Кроме того, появившаяся в детстве затрудненность отношений со сверстниками часто бывает предвестницей эмоционального неблагополучия в будущем.

В ряде работ отечественных и зарубежных психологов отмечается, что неблагоприятные отношения в коллективе способствует возникновению у ребенка устойчивых отрицательных переживаний, исчезновению уверенности в себе и уменьшению способности и желания учиться. Они нередко являются причиной преждевременного ухода из школы. Дефицит социального признания и общения компенсируется поисками внешкольного круга сверстников, который характеризуется противоправным поведением. Плохие отношения в классе приводят и к другим негативным последствиям.

Ложь и хвастовство

Неуверенность в себе, потребность привлечь к себе внимание, стремление повысить свою значимость заставляют ребенка лгать. С помощью вранья и утаивания он надеется если не улучшить, то хотя бы не испортить окончательно впечатление о себе. Всеми осуждаемые хвастунишки — это обычно непопулярные у других детей ребята или дети с какими-то изъянами в развитии. Не находя в реальном мире того, что может повысить их ценность, они придумывают нечто, способное произвести на окружающих выгодное впечатление.

Отвергаемый сверстниками ребенок способен придумать что угодно, лишь бы привлечь к себе их внимание. Он хвастается несуществующими родственниками, обладающими чем-то, что считается престижным в данной кампании. Это может быть, например, какая-нибудь шикарная машина или редкая порода собаки. Ребенок рассказывает, как здорово было прокатиться на этой «супермашине» или как его любит эта «суперсобака». Часто дети придумывают свое родство с каким-нибудь известным человеком, и это, несомненно, способно повысить их статус. В большинстве случаев окружающие требуют доказательств, и ребенок начинает «выкручиваться», ему приходится врать все больше, и в конце концов он запутывается окончательно. А когда все раскрывается, он делается еще менее привлекательным для окружающих.

В детской художественной литературе описано множество подобных случаев. Приведу пример из собственной практики.

Как-то одна мама во время консультации с удивлением рассказала, что ее сын-третьеклассник, недавно переведенный в нашу школу, уже целую неделю носит в класс фотографии из папиных заграничных командировок. Он говорил, что взял их, чтобы показать ребятам. Мама не понимала, почему ребят могут интересовать эти фотографии. Надо сказать, что я давно наблюдала за этим классом, и у меня сложилось впечатление, что с некоторых пор значимыми для ребят стали не личные качества и достижения сверстников, а их «крутость» (это слово они сами употребляли, отвечая на мой вопрос о качествах идеального друга). Под «крутостью» подразумевалось наличие у родителей машины-иномарки, регулярное посещение «Макдоналдса», обладание дорогими игрушками и вещами, а также поездки во время каникул за границу. Только тому, кто мог похвастать хоть чем-нибудь из этого списка, удавалось почувствовать себя своим в классе. Мальчик, о котором я рассказываю, очень хотел быть принятым в новый коллектив, но, видимо, ничем таким похвастаться не мог, поэтому он и принес в школу папины фотографии, рассказав, будто бы он сам побывал в Оксфорде. Это произошло как раз в то время, когда интерес к загранпоездкам был в разгаре. (Я не раз наблюдала, как ребята оживленно рассматривали чьи-нибудь фотографии, интересовавшие их, к сожалению, только с точки зрения «крутости»).

Воровство

Отвергаемый сверстниками ребенок способен на отчаянные поступки: может украсть дома деньги, накупить на них конфет и раздать их другим детям, чтобы таким образом купить их любовь, дружбу, хорошее отношение. Ребенок повышает собственную значимость или пытается обратить на себя внимание окружающих единственно возможным, по его мнению, способом. В другом случае воровство становится средством мести окружающим за свои беды. Об одном таком случае мне рассказала учительница.

В классе у ребят стали пропадать учебные принадлежности (ручки, пеналы, учебники), и отыскивались они в портфеле мальчика, среди учителей имевшего репутацию хулигана из-за своего плохого поведения, но популярного среди одноклассников. Самое интересное, что он сам обнаруживал пропавшие вещи у себя в ранце и с неподдельным удивлением сообщал о находке окружающим. На все расспросы он отвечал с искренним недоумением, не понимая, как эти вещи оказались у него. Учительница не знала, что и подумать. Зачем было этому мальчику воровать у ребят вещи, а потом притворяться удивленным, обнаружив их у себя?

Однажды, когда все ребята были на физкультуре, учительница заглянула в пустой класс и увидела следующую картину. Освобожденная от физкультуры девочка собирала с парт разные вещи и прятала их в портфель к этому мальчику. Девочка, самая младшая в классе, поступила в школу как вундеркинд, но уже в начале первого класса стала испытывать большие трудности в учебе. Родители заняли позицию «учеба — не самое главное» и считали, что учителя излишне придирчивы к их дочке. Отношения в классе у девочки тоже не сложились, она претендовала на главные роли, но авторитета у одноклассников не имела, часто ссорилась с ними. Учителей боялась и говорила им, что забыла тетрадку или дневник, когда ей грозила плохая оценка. О мотивах подобного воровства можно только догадываться. Возможно, не имея статуса в классе, девочка пыталась самоутвердиться таким образом. Правду об этих загадочных пропажах знала лишь она, и эта тайна делала ее более значимой в собственных глазах. Кроме того, заодно она мстила тому мальчику, который, несмотря на хромающую дисциплину и проблемы с учителями, был успешен в учебе и в дружбе. «Подставляя» его, она, видимо, надеялась опорочить его в глазах окружающих.

Плохие отношения с одноклассниками могут стать причиной низкой успеваемости. У ребенка пропадает желание ходить в школу, у него могут развиться различные невротические и даже психические расстройства. Самое страшное, что регулярные издевательства способны спровоцировать попытку самоубийства или покушение на кого-то из преследователей. Однажды тихий и забитый восьмиклассник Паша принес в школу перочинный нож, которым ранил постоянно пристающего к нему Егора.

Травля наносит непоправимый ущерб не только психике жертвы. Не менее вредна ситуация травли для преследователей и наблюдателей. Они рискуют так и остаться безвольными пешками в руках более сильных и предприимчивых. А решение, принятое под влиянием большинства, вопреки голосу совести, и постоянный страх оказаться на месте жертвы способствуют снижению самооценки, потере уважения к себе. Зачинщиков же развращает безнаказанность, они усваивают, что подобными методами можно управлять окружающими.

​​​​​​​О классе, в котором происходит травля, нельзя говорить как о коллективе. Объединение произошло не благодаря взаимной симпатии или общим интересам, а по необходимости — детям просто некуда деться. В такой группе нет динамики, отношения не развиваются, а застывают, приняв уродливую форму. Тем более велика вероятность, что, если уйдет тот, кого травят, в классе появится новый изгой, так как это единственно возможный способ построения взаимоотношений, усвоенный ребятами.

Наверное, каждый, а может и не каждый, переживал травлю в школе. Такой была и я — с 1 по 9 классы я находилась в постоянном душевном и моральном напряжении, что в последствии сослужило не очень хорошую службу.
Я хочу немного с вами поговорить о том, что не стоит отчаиваться и ставить на себе крест!
Наш разговор я поделила на несколько пунктов, о каждом я расскажу намного больше:

1.Куда смотрят учителя?
2. Влияние травли на самооценку 3. Как бороться с обидчиками? 4. Как стать в себе уверенным.
Эта тема очень тяжелая. Морально тяжелая, но раз я начала — должна и закончить! Просматривая информацию в интернете, читая на форумах крики о помощи, я с ужасом содрогаюсь и не могу понять, на сколько деградировало наше общество, что воспитанием детей не занимаются родители (я имею в виду родителей агрессивных и неуравновешенных детей), а учителя на внутришкольные проблемы стараются не обращать внимания — что жопу лишний раз рвать, простите за грубость!
Моя история
Я слава Богу, не подвергалась избиению со стороны бывших одноклассников, или каких еще физических действие — хотя, один раз было: одна девочка, сделав меня виноватой вместе с друзьями, перед всем классом просто из-за ничего ударила меня по лицу. Но я отчетливо помню ее потную и дрожащую ладошку у себя на щеке, и испуганный взгляд, хотя она и старалась храбрится. Думаю, тогда жертвой была не я, а она! Потом еще была маленькая послеистория, но в целом, меня никогда в школе не били.
На то месть, я подвергалась психологическому террору. В младших классах у нас была учительница, которая имела своих нескольких любимчиков, а остальные, попавшие под ее немилость (те, кто подарки не носил, одно место ей не лизал, еще раз извиняюсь за неинтелигентность:D) — автоматом становились изгоями!
Я безумно жалею, что не перешла в другую школу!
Жалею, что не могла за себя постоять. Но на тот момент мама была в подвешенном финансовом положении, потом пошла на тяжелую работу, да и со здоровьем у нее были всегда проблемы. Я ей конечно рассказывала про некоторые обиды, но большей частью она сама все понимала. Я просила ее не вмешиваться, оставить все как есть. Благо, что меня спасала музыка: в то время я ходила на скрипку, и хотя я ее не очень любила, я теперь поняла, что если не музыка — меня бы окончательно сломали.
Я всегда была очень тихой и незаметной в школе. Потом я подружилась с одной девочкой, таким же изгоем из моего класса, и последние года, держась вместе, мы смогли выстоять перед трудностями.
Я не люблю вспоминать о 9-тых классах. Но даже если и вспоминаю, то свою директрису — замечательного человека, которая помогла мне поверить в себя! Она всегда меня поддерживала, помогала. Всегда находились слова утешения и ободрения. Может для нее эти слова ничего не значили, но именно благодаря ей я понемногу стала вылезать из своей раковины. Спасибо вам, Любовь Михайловна Юдина!
Потом я закончила 9 класс.Я настолько была рада выпуску, что даже не пришла на последний звонок и выпускной! Я сразу же бросилась на поиски продолжения обучения — начала искать колледж или школу. Я всегда хотела научится рисовать, и потому, абсолютно случайно, слава Богу!, я наткнулась на свой любимый Таврический (Херсонский) лицей искусств. Поступив, я провела лучшие два года после 9-тых классов. Конечно, и там, в лицее, были трудности — но! Благодаря добрым учителям, хорошим одноклассникам, которые через год приняли меня, я смогла раскрепостится, заняться творчеством, поверить в себя и стать тем, кем я сейчас являюсь — добрым, веселым человеком, который верит в свои силы!

Теперь мы опять вернемся на 5 лет назад. Я все таки хочу поблагодарить Бога, что в моей жизни был такой жизненный опыт. Хочу поблагодарить, что я не разуверилась в людях и не потеряла жизнелюбие!
Было всякое, все трудности нанесли след на мой характер, восприятие мира — но если бы мне бы предложили стереть эти воспоминания, я бы не согласилась ни за какие шиши! Потому, что именно эти воспоминания постоянно напоминают мне, каким человеком нужно быть, что не нужно бояться, и если страшно- обращаться за помощью.
Теперь мы поговорим непосредственно по нашим пунктам. Сейчас я буду говорить не только о своем случае, но и о картине в целом. Думаю, вы найдете много похожего, такого, с чем сталкивались либо вы, либо ваши друзья!
Причины травли:
— ты не такой как все,
— детям не нравится твоя внешность
— ты хорошо учишься,
и еще миллион причин.
Куда смотрят учителя.
Они смотрят в потолок.
Или в окно, ну, или в крайнем случае в классный журнал. Им все равно. Им все равно, что происходит в классе, их задача — дать ученикам материал и закончить урок — их даже не заботит, понял ли ученик материал или нет. Их не заботят отношения в классе и атмосфера в целом. Это не их проблема — лучше с другими учителями чайку в кабинете попить, а дети пусть сами разбираются!
Такое наплевательское отношение со стороны педагога — не редкость в странах Украины, России и т.д. В основном, перед ними не стоит задача вырастить достойных членов общества, в основном, все сопровождается эпичными словами: «…что бы эти дебилы поскорей выпустились!».
Я не права? Права!
Иногда учителя сами становятся инициаторами травли над ребенком, либо даже обидчиком и агрессором.
Не все такие учителя бесхозные — среди таких вот дилетантов встречаются действительно стоящие экземпляры, но таких мало! Образ учителя, который до 21 века был символом мудрости, честности и порядочности изрядно поблек. Точней, окончательно выцвел. Сейчас учитель может оскорблять, унижать, в некоторых случаях применять физическую силу — и он безнаказан! А все почему? Да потому, что мы все те же дебилы!Мы не можем за себя постоять! Мы не хотим за себя постоять. Мы боимся! А чего собственно!?
Хватит! Я вам запрещаю! Не позволяйте собой пользоваться и самоутверждаться за ваш счет! Берите за ручку родителей, идите в директору, обещайте им радужные горы, с которых спускаются инспектора и проверки, а если не поможет — бегите от этого гиблого места! Переводитесь, уходите в другую школу — не засиживайтесь в гиблом болоте!
Влияние травли на самооценку.
Я не буду зачитывать умные психологические понятия, думаю, тут все предельно ясно:
— вы боитесь окружающий мир,
— вы боитесь обидчиков,
— вы боитесь повторения этой истории снова и снова,
— вы боитесь за себя постоять,
— вы чувствуете себя маленьким и серым мышонком,
— вы не хотите по утрам вставать,
— вы не хотите учится,
— вам наплевать на свою внешность и на себя в целом,
— вам хочется забиться в тихий уголок и сидеть там до Второго пришествия,
Но!
— вы верите, что все это когда-то кончится,
— обидчики будут наказаны,

— это с вами никогда не случится,
— вы им еще всем покажите!…
Так я думала, все те прошедшие года (почти 9 лет жизни!) и тупо топталась на месте (следующем пункте, я расскажу, как можно все таки сдвинуться с места).
Я сдвинулась с мертвой точки только тогда, когда перешла в другую школу. До этого, я не могла ничего изменить — и если даже и хотела, была настолько в себе неуверенна, что заранее была уверенна в неудаче! Но все поправимо, поверьте!
Сейчас я иду в колледж, который уже заочно очень люблю, и хотя мне страшно (жутко страшно!), как ко мне отнесутся дети- иностранцы, как у нас сложится, теперь я намного в себе уверенней, и сразу же буду подавать себя по другому. Теперь я буду себя защищать и не позволю каким-то детям унижать меня!
Я научилась многому, и теперь я горда собой: я много добилась, теперь я личность! А не запуганная мышка.
Как бороться с обидчиками.
Какой же я раньше была глупой! Я так жалею, что позволяла над собой издеваться! Сейчас, анализируя свои поступки и действия, я поняла, что мне не хватало боевого духа!
С сентября я собираюсь ходить на вин-чун (китайское боевое искусство), что и вам советую!Я не призываю вас избивать любого, кто на вас посмотрит не так, нет. Я призываю вас воспитывать свой дух и тело. От сильного человека исходит особая энергетика, с которой не могут справится подлые трусы, такие, как школьные обидчики, да и вообще все обидчики!

Поменять коллектив. Самый простой способ. В среде, которой вы обучаетесь (работаете), вам должно быть комфортно, и не важно — какой уровень образования. Выучится можно всегда, и можно учится хоть всю жизнь, но исправить душевные раны и перебороть страхи и неуверенность — намного сложней!
Я становлюсь счастливей, когда занимаюсь любимым делом. Найдите себе хобби. Это поможет отвлекаться, вращаться в кругу адекватных людей. Ведь люди, которые чем-то увлечены, всегда интересны, и не позволяют себе унижать других. Займитесь литературой, шитьем и вязанием, сбором открыток и самолетиков. Найдя единомышленников, вы постепенно раскроетесь, станете смелей, и перестанете обращать внимание на школьные обиды.А потом и вовсе распрощаетесь с этими дурачками-недорослями!
Идите к родителям, опекунам или просто старшим людям. Расскажите им о своих проблемах, попросите о помощи! Не бойтесь их расстроить, не бойтесь быть непонятым — со всем человек может справится, кроме смерти! Так что пока вы живы, боритесь.Не обращайте внимания на слова обидчиков, которые обещают с вами поквитаться — зовите старших, милицию в случае побоев — делайте все с размахом, покажите, что не боитесь. Не бойтесь расплаты, ведь в целом такие люди — глубоко несчастные, и их нужно только пожалеть! Припугнуть их — как пить дать, только нужно делать это с умом, что бы самим не стать как они!
В любом случае, я желаю вам удачи: справляйтесь со всеми трудностями, будьте сильными.
Как стать в себе уверенным.
Во-первых, перестать общаться с деградирующими особями — по другому таких не назовешь!Полностью удалите их из своей жизни, как сорняки из огорода! Если надо — смените место жительства, город, страну. Нет, это будет не побег, нет! Это вы наконец делаете шаги навстречу успеху, а не упадка.

Во-вторых, окружите себя успешными людьми. Ходите на всяческие тренинги, встречи и акции. Даже если сначала вам будет страшно с кем-то заговорить, ничего. Со временем любопытство пересилит страхи, и вы наконец-то решитесь заговорить с кем-то, познакомится.
Найдите интересную работу, подработку с хорошим коллективом (можно стать волонтером, и приносить не только радость другим, но и осознание того, что ты можешь быть полезен!). Так вы и заработать сможете, и найти много полезных людей, обрести связи. При том, осознание финансовой независимости очень повышает самооценку.
Как я говорила ранее, найдите хобби. Заведите блог, коллекционируйте книги и письма — не важно, главное, что бы вам было интересно и вы могли с пользой проводить свободное время.
Пятый способ. Добейтесь поставленной цели. Выучите язык иностранный, научитесь рисовать, кататься на коньках, или наконец прочитайте «Войну и мир»! Это просто колоссальный заряд энергии, когда ты понимаешь, что исполнил свою мечту, или сделал все, что бы добиться поставленной цели. В своих глазах твоя самооценка взлетает просто до небес, но во всем нужно знать меру, хихихи:)
На этот раз пост получился очень большим и объемным, главное информативным и исчерпывающим — сегодняшней работой я очень довольна, так что, еще один плюсик к самооценке*) Я желаю вам всем удачи, любви и вдохновения, и пусть в вашей жизни случается только хорошее! С любовью, ваша Моника Ф.

Как забыть травлю в школе?

Вопрос психологу:

Здравствуйте. Моя проблема в том,что я не могу забыть школьную травлю 10-летней давности. Я с детства была очень тихим и застенчивым ребенком. Больше любила проводить время дома с книгой, чем на улице. В подростковом возрасте я стала очень замкнутой. Одноклассники стали травить меня в средней школе, а я не могла за себя постоять. В девятом классе у меня кончилось терпение, и я сменила школу, но и там издевательства повторились. Я постоянно слушала о себе какая я страшная, тупая, ничего не умею и т.д. Единственным моим ответом на это были прогулы. И эта привычка убегать от проблем и уединяться в последствии осталась. Закончив школу, я поступила в колледж. У меня был дикий страх, что все может повториться. Неприятие со стороны некоторых одногруппниц и вправду было, хоть и не в таких масштабах, но меня стали преследовать мысли о самоубийстве. После колледжа я не работала год. Просто не могла никуда пойти по причине неуверенности в себе. Был страх, как меня примут. Позже я все-таки пошла на курсы, потом устроилась на работу. И там меня поджидала еще одна проблема, которая мне в начале такой не показалась. У меня начался роман с женатым коллегой. Это были мои первые отношения. Раньше отношения с парнями длились от одного до нескольких дней и больше не складывались. Все из-за моей, опять-таки, зажатости и неуверенности в себе. В результате я очень привязалась к этому человеку и зациклилась на нем почти на четыре года, но он не захотел дальше продолжать отношения из-за моей сильнейшей привязанности и страха, что я разрушу его семью. Потом была другая работа, опять через год из-за тех же проблем. Там я познакомилась со свободным парнем, но он оказался через чур свободным и к тому же страдал по предыдущей девушке. Отношения Опять не сложились. И снова не доступный человек в моей жизни, с которым мы редко виделись и почти не общались. Потом были 2 парня, которые состояли в гражданском браке. Так же редкие встречи, а потом все заканчивалось и я оставалась один на один со своей привязанностью и мыслями о человеке. Друзей у меня нет. Подруги были в детстве, но я разочаровалась в женской дружбе еще тогда из-за предательства подружки. Теперь женщин я вообще не терплю, не доверяю им. Хотела дружить с мужчинами, даже с бывшими, но и это не получается. Я тяжело схожусь и расстаюсь с людьми. Очень не уверена в себе, замкнута, простейшее общение дается мне с трудом. В коллективам меня не любят, особенно в женском. С мужчинами как-то проще. В результате все время провожу в одиночестве, не терплю нахождения рядом с людьми. Но понимаю, что так дальше продолжаться не может. Я не могу всю жизнь прожить с мамой. У меня должны быть друзья и семья в будущем. Я все равно нуждаюсь в людях, в каком либо минимальном общении и во второй половине. Очень прошу вас помочь мне.

Автор вопроса: Ирина Возраст: 25

Издевательства в школе

Проблема травли ребенка в школе существовала во все времена, но в последнее десятилетие она становится особенно актуальной. Сюжеты в телевизионных новостях, публицистические передачи полны фактов, свидетельствующих об издевательствах в школе. Причем тенденция сегодняшнего дня: запечатлеть на сотовый телефон, как происходит процесс унижения человека, чтобы в последствие выставить ролик в интернет и таким образом удовлетворить свою потребность в самоутверждении.

До 10 лет проблемы в общении ребенка существуют, но они носят непостоянный характер. В конце младшего школьного возраста складывается коллектив со своими моральными ориентирами, принципами общения и лидерами. Если в классе преобладают негативные моральные установки, а лидерство достигается через агрессию, то один или несколько членов детского коллектива становятся изгоями. Над ребенком издеваются в школе: оскорбляют, угрожают, игнорируют или наносят физический ущерб, портя имущество и избивая. Это явление в психологии называется буллинг. Издевательства над учениками в школе носят массовый характер. По результатам опроса, проведенного порталом Kidspoll, буллингу подвергались 48% детей и подростков, а сами занимались им 42% опрошенных.

Кто рискует подвергнуться гонениям?

Объектом преследования обычно становятся одинокие, робкие, эмоционально восприимчивые и физически слабые дети. В зоне риска находятся ребята:

  • с физическими недостатками, часто болеющие;
  • излишне опекаемые взрослыми, не имеющие навыков взаимодействия со сверстниками;
  • не усваивающие учебную программу;
  • неадекватно себя оценивающие (слишком высокая или заниженная самооценка);
  • не выполняющие правила и не соблюдающие иерархию в данном коллективе.

Взрослым может показаться странным, но одаренные дети также нередко подвергаются гонениям.

Последствия травли в школе

Издевательства над детьми в школе редко заканчиваются без последствий. Только самые волевые дети с устойчивой психикой, оканчивая школу, забывают о травле, которой они подвергались. Чаще всего постоянные преследования оказывают негативное влияние на развитие личности: вырастает неуверенный в себе, замкнутый человек. Самый драматичный вариант – ребенок, не видя выхода из создавшейся ситуации, решается на суицид.

Травля в школе: что делать?

Проблема, как остановить травлю в школе, может быть решена только общими усилиями родителей, педагогов и школьного психолога. Школа, где дети проводят значительную часть времени, ответственна в случае, если в детском коллективе устанавливаются нездоровые отношения. Внимательный и чуткий учитель обязательно заметит, что в классе ненормальная обстановка. Позиция педагога крайне важна, ведь он может психологически поддерживать ребенка, организовать группу поддержки для обижаемого, пресекать попытки задеть его, способствовать созданию ситуации успеха.

Родители должны видеть происходящее с ребенком, поддерживать с ним доверительные отношения. В противном случае, отсутствие поддержки со стороны взрослых, может привести к печальным последствиям, когда ребенок предпринимает попытки самоубийства или физической расправы с обидчиками.

Значительную поддержку может оказать психолог, причем это может быть как школьный специалист, так и профессионал со стороны. С его помощью ребенок осваивает приемы, помогающие выстраивать отношения со сверстниками, методы самозащиты.

Хорошо зарекомендовала себя стратегия No Blame Approach, основанная на способности психики перерабатывать ситуацию, находя оптимальное решение. Ситуация разбирается и анализируется с привлечением всех участников конфликта, учителей. Важно, что никакого наказания после разбора не следует.

В самых тяжелых случаях проблема травли в школе решается переводом в другое учебное заведение или даже с помощью переезда.

Неврологи давно доказали, что добрые поступки меняют наш мозг. Есть простые и легкие в исполнении техники, при помощи которых ребенок может остановить насилие в школе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *