Поощрения и наказания

Поощрения и наказания

Поощрение и наказание в процессе воспитания ребёнка

Поощрение и наказание в процессе воспитания ребёнка

Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей — каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало развитию гармоничной личности.

Поощрение — сильный регулятор поведения, с его помощью научение происходит быстрее. Но не всякое поощрение может приносить пользу, как и наказание не всегда вредно – в воспитании нет плохих или хороших приемов, а есть уместные или неуместные.

Поощрение и наказание могут осуществляться в двух формах: материальной и психологической (духовной). Современное общество предпочитает материальную форму поощрения и наказания, т.е. «Куплю конфету – не куплю конфету». Это характерно и для семьи, и для школы. Редко используется психологическая форма, т.е. такие особенности взаимодействий и взаимоотношений людей, в которых проявляется одобрение (внимание к ребенку, сопереживание ему, поддержка, вера и т.д.) и наказание (огорчение, обида, показное равнодушие, сердитость, в крайних вариантах гнев).

Правила поощрения

По своему действию похвала похожа на наркотик, т.е. привыкший к похвале будет всегда в ней нуждаться.

Передозировка похвалы вредна!

• не хвалить ребенка за то, что достигнуто ребенком не своим трудом (красота, ум, сила, здоровье и т.д.);

• не хвалить больше двух раз за одно и то же;

• не хвалить из жалости;

• не хвалить из желания понравиться.

Человеку в день нужно не менее 8 «поглаживаний», желательно, разных по способу и степени проявления.

Индивидуальные требования к норме похвалы

Особенно в похвале нуждаются следующие категории детей:

=> дети с комплексом неполноценности, основанным на их действительных недостатках. Без похвалы такие дети страдают. Эта похвала – пособие и подарок для неимущих;

=> дети с обоснованным комплексом «сверх полноценности» (действительно талантливые дети). Для них похвала – гормон роста, они знают о своих преимуществах, но нуждаются в признании окружающих. Если детей не хвалить, они не завянут, но и не расцветут;

=> самолюбивые дети с повышенной чувствительностью к оценке. Им похвала в принципе вредна, но без нее они не могут обходиться. Выход: не хвалить открыто, но сообщать ребенку безоценочные сведения о его реальных достоинствах, избегая сравнений с другими детьми.

Типы похвалы

1. «Компенсация». Используется для тех детей, у которых чего-то серьезно не хватает (физический недостаток, плохой характер, неудачи в жизни). Их надо хвалить за то, что есть у них хорошего, не обязательно достигнутое ими самостоятельно (лучше не злоупотреблять такой похвалой, ибо такие дети могут превратиться в избалованных деспотов).

2. «Аванс» – это похвала за то, что будет, опережающий тип. Он внушает человеку веру в себя. Наша вера превращает возможность в действительность. Похвала за то, чего нет – это далеко не всегда то же самое, что говорить неправду.

Надо обязательно хвалить утром и на ночь. Хвалить за малейшую попытку совершенствования себя.

Можно выделить следующие типы аванса:

а) утверждать, что ребенок что-то делает лучше, независимо от реальности;

b) одобрять за малейшие попытки преодолеть себя и не ругать, если не получается;

с) не замечать дурных проявлений, если они находятся на одном и том же уровне, а когда дело стало лучше, то заметить и похвалить.

Используя аванс как тип похвалы, следует не переступать черту возможного и не вводить ребенка в заблуждение.

3. «Подъемная» похвала. Если мы собираемся повышать требования к ребенку, то начинать их надо с похвалы, как вдохновения на новые подвиги.

4. Косвенное одобрение. Похвала, при которой вроде бы не хвалят, т.е. попросить помощи, совета и т.п. В разговоре с другим человеком как бы между прочим сказать добрые слова о ребенке, но так, чтобы он слышал их. Эти слова должны быть на уровне констатации достоинств ребенка, но нельзя задевать при этом его отрицательные качества.

5. «Взрыв любви» (скорая психологическая помощь). Используется в крайних случаях, когда у ребенка кризисное состояние.

НАКАЗАНИЕ

Большинство родителей считают, что для прекращения непослушания ребенка больше подходят немедленные наказания, а не профилактические меры. Следует помнить, что любой метод наказания действует тем лучше, чем реже он применяется. При частом применении наказаний дети становятся лживыми, изворотливыми, у них появляются страхи, агрессия.

Наказание обладает внушающим воздействием, если оно соответствует проступку и применяется редко.

Рекомендуемые формы наказания:

— вынужденное безделье – сидит в специальном кресле, в углу и т.п.;

— лишение поощрений и привилегий;

— осуждение поведения.

Никогда нельзя использовать как наказание физическую или умственную работу.

Правила наказания:

1) Наказывая, подумай: Зачем? Для чего?

2) Наказание никогда не должно вредить здоровью.

3)Если есть сомнения, наказывать или нет — не наказывать! Никаких наказаний не должно быть «на всякий случай», даже если кажется, что вы слишком добрая (ый) и мягкая (ий).

4) За один раз можно наказать только за один проступок. «Салат» из наказаний не для детей.

5) Запоздало не наказывать – за давностью все списывается.

6) Наказан значит прощен, страницу жизни перевернул – никаких напоминаний.

7) Любое наказание не должно сопровождаться унижением, не должно рассматриваться как торжество силы взрослого над слабостью ребенка.

8) Ребенок не может не огорчать – это нормально, поэтому относиться к этому нужно соответственно. Не стремиться переделывать ребенка, а также не допускать, чтобы он жил в страхе перед наказанием.

Нельзя наказывать лишением любви!

Золотые правила наказания и поощрения детей.

Золотые правила наказания и поощрения детей.

Поощрение и наказание – это две стороны одной медали, имя которой «воспитание». И чтобы эта медаль оказалась золотой, необходимо знать основные правила поощрения и наказания.

Поощрения и наказания — важные рычаги воспитания. Формируясь как личность, ребенок совершает выбор, а с этим — судьбу. Посеешь поступок — пожнешь судьбу. И он выбирает сам, выбирает похвалу или наказания. Он выбирает поощряемый или осуждаемый путь. Выбирает очень рано, еще неосознанно. И это — самое важное. Ребенок, сам того не ведая, своими поступками, своим отношением к поощрениям и наказаниям делает первые шаги на пути формирования характера. Родители, поощряя и наказывая, формируют характер ребенка. А каков характер, такова во многом судьба человека.

Учить ребёнка добру взрослым следует прежде всего на своём личном примере. А что касается плохого, то опять же ребёнок должен видеть, как относятся к этому плохому взрослые.

Можно иногда за что-то похвалить, но не надо хвалить часто. Надо чтобы ребёнок ценил похвалу.

Наказывать надо редко, только за плохие или опасные вещи. Только если простых объяснений недостаточно.

Смотря какой ребёнок. Для одного и строгий взгляд уже наказание, а на другого повлияешь разве что тем что в угол поставишь или посидишь на стул, подумать над своим поведением.

Методы поощрения и наказания могут быть как дополнительными методами воздействия.

Основной метод – это, личный пример. Кто хочет что-то от ребёнка тот пусть прежде всего начинает требовать с себя.

Словесный метод и игровой метод тоже важны. С детьми надо общаться, играть, заниматься творческой деятельностью и тому подобное.

НАКАЗАНИЕ.

Справедливым можно назвать такое наказание, которое ребенок получает, нарушая те правила, которые были обдуманы и обсуждены родителями, и которые известны ребенку. При несправедливом наказании ребенок чувствует искреннюю обиду и непонимание смысла наказания, а родители – чувство вины. В этом разделе я уделю внимание тем ситуациям, в которых ребенок получает либо незаслуженное, либо наказание «непонятно за что».

1. Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психическому.

2. Если есть сомнение: наказывать или не наказывать – не наказывайте. Никакой “профилактики”, никаких наказаний на всякий случай.

3. Наказание имеет тройное значение. Во-первых, оно должно исправить вред, причиненный дурным поведением. Во-вторых, наказание способствует тому, чтобы такие действия не повторялись. Третье значение заключается в снятие вины с ребенка.

4. Не унижайте ребенка. Какой бы была его вина, наказание не должно восприниматься им как торжество вашей силы над его слабостью и как унижение человеческого достоинства. Если ребенок особо самолюбив или считает, что именно в данном случае он прав, а вы несправедливы, наказание не принесет ему пользы.

5. Если ребенок наказан, значит, он уже прощен. О прежних его проступках – больше ни слова. Не вспоминайте больше о проступке, ибо за него уже расплатился.

6.Наказание достигает цели только тогда, когда оно порождает раскаяние, а не обиду, унижение или ожесточенность. Ребенка наказывает только тот, кто его любит. Наказание не должно быть судом скорым и потому несправедливым. Если ребенок ляжет спать ненаказанным, то новый день он начнет, чувствуя себя прощенным. Наказывать необходимо сразу после совершения проступка, иначе ребенок просто забудет о том, что он сделал и не поймет, за что Вы его наказываете. Наказание должно быть последовательным. Плохо, если за один и тот же проступок сегодня наказали, а завтра — нет. Плохо, если за один и тот же поступок отец хвалит, а мать наказывает. Это дезориентирует ребенка.

ПООЩРЕНИЕ.

Нельзя хвалить за посредственное, поскольку это трижды опасно: ребенок принимает посредственное за отличное; привыкает поступать, действовать посредственно, а думать поверхностно; похвала обесценивается и перестает воздействовать.

Нельзя хвалить из жалости. Похвала из жалости оскорбляет.

1. Поощрить ребенка так, чтобы это было действительно на пользу его воспитанию и развитию, очень непросто. Потому что истинные потребности детей состоят не в получении все новых и новых удовольствий, а в настоящем внимании к их внутреннему миру, в заинтересованном общении с ними, в уважении их достоинства и доверии к ним, в совместных с ними трудовых делах, в поддержке всего доброго, к чему ребята порой неосознанно тянутся.

2. Похвала должна быть направлена на поступок ребенка, а не на его личность. Важным элементом воспитания ребенка является не только наказание, но и поощрение. А хвалить надо уметь. Если вы по любому поводу и без него будете хвалить ребенка — этот способ со временем утратит свою эффективность. Родителям стоит знать об этом.

В первую очередь ребенка необходимо поощрять за его работу, за те полезные действия, которые он выполнил. Конечно же стоит ему говорить и о том, что он самых хороший, любимый и умный — но не часто.

4. Однозначно исключите метод поощрения – конфеткой и шоколадкой. Дети, конечно очень любят полакомиться, но создавать культ из еды и воспитывать чрезмерный интерес к ней не стоит. Конечно, проще купить ребенку конфету, чем заняться с малышом. Проще, но далеко не лучше.

5. Поощрение должно следовать за хорошим поступком, а не обещаться заранее: «Сделай это, тогда получишь вот это…» Ваш ребенок должен научиться получать удовлетворение от самого труда, а не стараться ради награды. Ведь в жизни не за каждым добрым дело следует награда, и не надо приучать малыша всегда ожидать ее.

6. Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок. Если вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность, это может привести к серьезным нравственным проблемам.

Главный вывод: Поощрение и наказание должны стать средством морального воздействия. Тогда в поощрении ребенок начинает больше всего ценить наше одобрение, доверие, уважение, а наказанный, учится правильно понимать, что и почему мы не одобряем и осуждаем.

Консультация для родителей: Поощрять или наказывать

Консультация для родителей «СИСТЕМА ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ В ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С РЕБЁНКОМ» Консультация для родителей «Система поощрения и наказания во взаимодействии с ребёнком для родителей будет полезна классным руководителям, педагогам – психологам образовательных учреждений.
Цель проведения консультации: профилактика жестокого обращения с детьми, формирование конструктивного взаимодействия родителей и детей, гармонизация детско – родительских отношений.
Консультация для родителей
СИСТЕМА ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ В ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С РЕБЁНКОМ
Наказания… Чем менее нуждается школа
или семья в этих, иногда необходимых, но
всегда лекарственных и поэтому ядовитых
средствах, тем лучше.
К.Д. Ушинский
Трудно себе представить семью, где царило бы полное безразличие к хорошим или плохим поступкам детей. Как, правило, мы следим за деятельностью детей, даём оценку их поведению. Делаем это с помощью поощрения или наказания, соревнования.
Поощрение – выражение положительного отношения к поведению детей – имеет большое значение.
— Что вы чувствуете, когда вас поощряют, хвалят? (радость, гордость).
Поощрение вызывает чувство удовлетворения, радости, гордости, желания вести себя ещё лучше, повышает авторитет в глазах окружающих, способствует развитию чувства собственного достоинства.
Наказание — метод воспитания, направленный на преодоление у детей неверных поступков, вредных привычек поведения
А.С. Макаренко писал: «Разумная система взысканий, не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их».
— А как вы считаете, нужно ли наказывать ребёнка? За что, и каким должно быть наказание?
Как часто пытаются люди воспитывать детей наказанием… Но ведь наказанный ребёнок, это страдающий ребёнок. Ребёнку надо помочь намного раньше, то есть до наказания, чтобы он мог избежать его. Печальные результаты наказания, если воспитатель ставит перед собой задачу застращать или запугать ребёнка, особенно это касается порки.
Дети, которых воспитывают физическими наказаниями становятся неуправляемыми. Физическое наказание не только обидно и унизительно, но и учит, что насилие является приемлемым выражением своего гнева.
Постоянно объясняйте подростку, за что вы хотите его наказать, старайтесь вести при этом себя тактично и спокойно, без криков и агрессии.
Сильный вред взаимопониманию между взрослыми и детьми наносит несдержанность, где взрослые следуют своему настроению. Отсюда стычки, ругань. Крик и грубость вызывают у детей чаще всего ответную реакцию.
И такое поведение он начинает воспринимать как естественное, и соответствующим образом ведёт себя в школе, и в обществе. Так создаются основы для более широкого конфликта подрастающего поколения с окружающими. Большой вред взаимопониманию детей и взрослых наносит то, что можно назвать злопамятностью: затяжные обсуждение проступков, частые напоминания о прошлых грехах. Когда к нынешнему проступку «прицепляют» все предыдущие, то пользы не будет. Устраивая многочисленные обсуждения конфликтов, взрослые создают вокруг ребёнка атмосферу недоверия.
Правила воспитательных мер
1. Возьмите за правило никогда не оставлять безнаказанными нарушение детьми ваших установок и ограничений. Если он почувствует, что в каких – то случаях ему это может сойти с рук, он будет часто вести себя недозволенным образом.
2. Не грозите ему определённым наказанием за провинность, если не сможете исполнить свою угрозу – он просто перестанет воспринимать вас всерьёз.
3. Не проявляйте излишнего внимания к плохому поведению ребёнка, т.к. это только раззадоривает его. Важно сказать в этом случае какое наказание уместно за проступок.
— Какие наказания используете вы?
(осуждение, ограничение, лишение, возмещение)
Важно установить разумные ограничения:
1. Чёткая формулировка ограничений. Ограничения будут действовать более эффективно, если они имеют конкретный характер и выдержаны в позитивном, а не негативном тоне. Например, фраза «Не клади одежду на диван» оставляет возможность ребёнку бросить одежду в другом месте. Гораздо яснее будет «Разденься и отнеси одежду в свою комнату».
2. Соответствие ограничений возрасту.
По мере взросления ребёнка, правила и ограничения нужно пересматривать.
Правила должны учитывать и опыт ребёнка.
3. Ограничения не должны ущемлять достоинства
Ограничения не должны поселить в детях чувство безнадёжности и отчаяния, ненависти к взрослому человеку.
4. Ограничения должны быть выполнимыми.
Прежде чем сформулировать общее правило, подумайте, каким образом вы сможете контролировать его выполнение и что предпримите, если запрет будет нарушен. Когда вы придумываете правила, выполнение которых не сможете или не будете контролировать, вы даёте детям возможность не обращать на эти правила никакого внимания.
Если запрет будет нарушен, то существуют два основных типа мер воздействия:
• Лишение. Запретите ребёнку на короткое время делать то, в чём он перешёл всякие границы (смотреть телевизор, общаться с друзьями, ходить гулять).
• Возмещение. Если нанесён какой – то урон, он должен быть возмещён или сведён к минимуму.
Правила к бесконфликтной дисциплине ребёнка
Есть несколько правил, которые помогают наладить и поддерживать в семье бесконфликтную дисциплину.
Правило 1 Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в семье каждого ребёнка.
Это особенно полезно помнить тем взрослым, которые стремятся как можно меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ними. В результате они начинают идти на поводу у собственного ребёнка. Это попустительский стиль воспитания.
Правило 2 Правил (ограничений, требований, запретов) не должно быть слишком много.
Это правило предполагает особое чувство меры, особую мудрость взрослого в решении вопросов о «можно», «следует», и «нельзя».
Правило 3 Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно – разъяснительным, чем повелительным.
Любой запрет желаемого для ребёнка труден, а если он произносится властным, агрессивным тоном, то становится трудным вдвойне. Так на вопрос «Почему нельзя?», не стоит отвечать: «Я так велю», «Нельзя и всё!» Нужно коротко пояснить: «Уже поздно», «Это опасно». Объяснение должно быть коротким, и повторяться один раз.
Правило 4 Наказывать ребёнка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое.
Лучше ограничить его в чём – то, нежели физически наказывать.
Правило 5 Требования взрослых не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребёнка.
Например, взрослым часто досаждает «чрезмерная» активность детей: много прыгают, открывают, разбирают, танцуют, слушают музыку.
Всё это проявления естественных потребностей детей в движении, познании, упражнении. Им гораздо больше, чем нам взрослым надо бегать, двигаться, пробовать свои силы. Запрещать такие действия всё равно, что перегородить полноводную реку. Лучше позаботиться о том, чтобы направить её течение в удобное и безопасное русло.
ПООЩРЕНИЕ ХОРОШЕГО ПОВЕДЕНИЯ
Умение хвалить и поощрять детей важно. Независимо от того, насколько легко поддаётся воспитанию ребёнок, непременно нужно замечать, когда ведёт он себя хорошо, и выражать ему за это признательность и высказывать похвалу. Замечайте в ребёнке преимущественно хорошие черты, и ваши отношения станут более позитивными и доверительными. Для того, чтобы поощрения были эффективны, прибегайте к ним чаще, чем к жёстким воспитательным мерам. Хвалите детей в 5-10 раз чаще, чем вам приходится их ругать. Старайтесь всегда описывать достойные поступки своего ребёнка с позитивной точки зрения, заостряя внимание на его правильных действиях. К сожалению, легче замечают плохое поведение. Некоторые взрослые совершают большую ошибку, часто применяя к ребёнку нелестные эпитеты, называя его тупицей, жадиной, хулиганом. Постоянное использование негативных ярлыков формирует у ребёнка низкую самооценку.
— А какие поощрения используете вы? Как часто вы к ним прибегаете?
Простейшей формой поощрения является похвала.
1. Похвала должна быть конкретной (мне нравится, что ты убрал свою комнату, что ты убрал мусор);
2. Действенная похвала должна незамедлительной;
3. Действенная похвала должна быть искренней (Большинство детей чувствуют фальш); Похвала будет эффективной, если звучит не слишком часто – нельзя «захваливать» ребёнка.
Как не следует хвалить
• Не хвалить за то, что не достигнуто не своим трудом – физическим, умственным или душевным. Не подлежат похвале: красота, сила, ловкость, здоровье, смекалка, сообразительность – всё это природные способности, а хвалить за отвагу, смелость и т. д.
• Больше двух раз за одно и тоже;
• Из жалости, из желания понравиться.
В похвалах нуждается каждый человек, каждый ребёнок. Но у каждого своя норма похвалы, своя степень потребности в одобрении.
Памятка о наказании
Наказывая необходимо помнить:
-наказание не должно вредить здоровью ни физическому, ни психическому.
-если есть сомнение: наказывать или не наказывать; не наказывайте.
-за один проступок – одно наказание. Если проступков совершено сразу много, наказание может быть суровым, но только одно, за все проступки сразу.
Предупреждение: Что бы не случилось, не лишайте ребёнка заслуженной похвалы и награды. Ни когда не отнимайте подаренного.
-недопустимо запоздалое наказание. Уже сам факт обнаружения проступка, в большинстве случаев, достаточное наказание.
-ребёнок не должен бояться наказания. Он должен знать, что в определённых случаях, наказание неотвратимо. Не наказания он должен бояться, а огорчения взрослых.
-не унижайте ребёнка.
-если ребёнок наказан, значит он уже прощён. О прежних проступках больше не слова.
Когда наказание безрезультатно:
-бессистемно (то наказывают, то нет за одно и тоже);
-если ребёнок более сильный или упрямый;
-неожиданно, до этого не наказывали;
-если мягко – не доходит.Практикум для родителей Определение действенных ограничений
Прочтите описание каждой ситуации. Определите, в чём ошибка, выберите вариант более действенного высказывания.
«Обед готов! Когда ты наконец собираешься накрывать на стол?»
Другой вариант_____________________________________________________
Родители говорят ребёнку, который обычно первым приходит из школы домой: «Как только ты приходишь домой, немедленно выноси мусор!
Другой вариант_____________________________________________________
Подростку: «Я хочу, чтобы через две минуты твоя комната была убрана, развёл бардак!»
Другой вариант_____________________________________________________
«Нет, я не разрешаю тебе кататься на лыжах с другом. Ты сломаешь себе ногу или столкнёшься с кем – нибудь»
Другой вариант_____________________________________________________
«Тебе нельзя идти на улицу, пока не уберёшь свои вещи»
Другой вариант_____________________________________________________Определение действенных ограничений Варианты ответов
1. Не надо задавать вопрос, необходимо поставить задачу.
Лучше: «Обед почти готов. Иди накрывать на стол» .
2.Не надо требовать выполнения задания сразу же, как только ребёнок приходит домой.
Лучше: «Вынеси мусор до моего возвращения с работы»
3.Слишком большой объём работы за короткое время.
Лучше: «К нам приходят гости, убери пожалуйста свою комнату».
4. Слишком критично предполагает неудачу.
Лучше: «Ты можешь пойти кататься на лыжах с друзьями, когда научишься на лыжах как следует».
5. Неясно, какую работу нужно сделать.
Лучше: «После того как ты уберёшь кровать, повесишь в шкаф одежду и подметёшь пол, можешь идти гулять с друзьями».

Рекомендуем посмотреть:

Памятка для родителей школьниковКак помочь ребенку выполнять домашнее задание. Памятка для родителейДеловая игра для родителей школьников. Решение конфликтов в семьеКонсультация для родителей в школе. Трезвость в семье>поощрить

Русский

Морфологические и синтаксические свойства

будущ. прош. повелит.
Я поощрю́ поощри́л
поощри́ла
Ты поощри́шь поощри́л
поощри́ла
поощри́
Он
Она
Оно
поощри́т поощри́л
поощри́ла
поощри́ло
Мы поощри́м поощри́ли
Вы поощри́те поощри́ли поощри́те
Они поощря́т поощри́ли
Пр. действ. прош. поощри́вший
Деепр. прош. поощри́в, поощри́вши
Пр. страд. прош. поощрённый

по-ощ-ри́ть

Глагол, совершенный вид, переходный, тип спряжения по классификации А. Зализняка — 4b. Соответствующий глагол несовершенного вида — поощрять.

Корень: -поощр-; суффикс: -и; глагольное окончание: -ть .

Произношение

  • МФА: (файл)

Семантические свойства

Значение

  1. сочувствием, поддержкой, одобрением, наградой побудить кого-либо к чему-либо, поддержать кого-либо в чём-либо ◆ Молодость была счастливее: там, где нравственность не последнее дело, робость юноши принимается за добрый знак, и все стараются поощрить его. Ф. Ф. Вигель, «Записки», 1850-1860 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Тимонина улыбкой поощрила врача начинать разговор по существу. А. Б. Троицкий, «Удар из прошлого», 2000 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  2. содействовать появлению, проявлению, развитию чего-либо ◆ Туристы скупают всё ― в сувенирных киосках тот же товар стоит немногим дешевле, так почему бы не поощрить трудовой энтузиазм. Наталья Барановская, «Служи, Гаврила, почтальоном», 2002 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  3. наградить за что-либо ◆ ― Мельгунову я сказала ― есть возможность поощрить увольняющихся через схему залога акций. Семен Данилюк, «Рублёвая зона», 2004 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

Синонимы

Антонимы

Гиперонимы

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

  • существительные: поощрение
  • прилагательные: поощрительный
  • глаголы: поощрять, поощряться
  • наречия: поощрительно

Этимология

Происходит от церк.-слав., ср. острить, острый. Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Перевод

    сочувствием, поддержкой, одобрением, наградой побудить кого-либо к чему-либо

    • Английскийen: cherish

    содействовать появлению, проявлению, развитию чего-либо

    наградить за что-либо

    Библиография

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
      • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
      • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

      Санкциями называются не только наказания, но и поощрения, способствующие соблюдению социальных норм

      Социальные предписания – это запрет или разрешение что-либо делать, обращенные к индивиду или группе и выраженные в любой форме (устной или письменной, формальной или неформальной).

      Санкции – средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.

      Нормы – предписание того, как надо правильно себя вести в обществе.

      Вопрос 3. Социальный контроль.

      Наша повседневная жизнь протекает под пристальным контролем окружающих людей. Даже тогда, когда они явно не показывают его, он все равно присутствует в их словах, взглядах, оценках, поступках, реакциях. В семье нас контролируют родители, школе – учителя, на работе – начальство. Одни заняты формальным контролем – по долгу службы. А другие делают это добровольно, по собственной воле. Такой контроль называется неформальным. Но оба они подходят под определение социального контроля.

      Лица, выполняющие функции формального и неформального контроля, называются агентами социального контроля. Они контролируют правильность усвоенных образцов поведения.

      Если контроль осуществляется отдельным человеком, то он носит индивидуальный характер, а если целым коллективом (семьей, группой друзей, учреждением или институтом), то приобретает общественный характер. Контроль – средство социальной регуляции поведения людей.

      Элементы социального контроля.

      Социальный контроль– особый механизм социальной регуляции поведения и поддержания общественного порядка. Он включает два главных элемента – нормы и санкции.

      На язык предписаний переводится все, что так или иначе особенно ценится и охраняется обществом (человеческая жизнь, достоинство, коллективные символы, религиозные обряды, законы государства). Ценности имеют две формы – внутреннюю и внешнюю. Первая получила в социологии специальное название – ценностные ориентации, вторая сохранила общее название – ценности.

      Социальный контроль выполняет функцию милиционера на улице. Он «штрафует» тех, кто неправильно «переходит улицу». Если бы не было социального контроля, люди могли бы делать все, что им заблагорассудится, и таким способом, какой им больше нравится. Неизбежно возникли бы конфликты, столкновения, ссоры и, как следствие, общественный хаос.

      Социальный контроль – фундамент стабильности в обществе. Его отсутствие или ослабление ведет к аномии, беспорядкам, смуте и социальному раздору.

      Социальный контроль по отношению к обществу выполняет охранительную и стабилизирующую функции.

      Социальные нормы

      Социальные нормы – это предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения.Нормы – это некие идеальные образцы (шаблоны), предписывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях. Они различаются масштабом.

      Нормы первого типа возникают и существуют только в малых группах (молодежных тусовках, компании друзей, семье, рабочих бригадах, спортивных командах). Они называются групповыми привычками.

      Например, американский социолог Элтон Мэйо, в 1927-1932гг. проводивший знаменитые Хоторнские эксперименты, выявил нормы, которые применяли по отношению к новичкам, принятым в производственную бригаду, старшие товарищи:

      — не держись со «своими» официально;

      — не говори начальству то, что может навредить членам группы;

      — не общайся с начальством чаще, чем со «своими»;

      — не изготовляй изделий больше, чем твои товарищи.

      Нормы второго типа возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом. Они называются общими правилами: это обычаи, традиции (общенациональные), нравы, законы, этикет (светский), манеры поведения (молодежи). Для каждой социальной группы они свои.

      Все социальные нормы можно классифицировать в зависимости от того, насколько строго соблюдается их исполнение:

      — за нарушение одних норм следует мягкое наказание – неодобрение, ухмылка, недоброжелательный взгляд;

      — за нарушение других норм – жесткие санкции – тюремное заключение, даже смертная казнь.

      Определенная степень неподчинения нормам существует в любом обществе и в любой группе. Нарушение дворцового этикета, ритуала дипломатической беседы или бракосочетания вызывает неловкость, ставит человека в затруднительное положение, но не влечет за собой жестокого наказания.

      В других ситуациях санкции более ощутимы. В некоторых обществах малейшие отступления от традиций, не говоря уже о серьезных проступках, сурово карались. Все находилось под контролем: длина волос, форма одежды, манеры поведения. Так поступали правители древней Спарты в v в. до н. э. и советские партийные органы в XX в.

      Если расположить все нормы в нарастающем порядке в зависимости от меры наказания, то получим такую последовательность (рис. 3):

      Рис. 3. Шкала социальных норм.

      Соблюдение норм регулируется обществом с различной степенью строгости. Строже всего караются нарушения табу и юридических законов, мягче всего – нарушение привычек.

      Однако существуют групповые привычки, которые ценятся очень высоко и строго наказываются. Например, в тех же Хоторнских экспериментах новичков, нарушивших правила поведения, ждало суровое наказание: с ними могут не разговаривать, приклеить обидный ярлык («выскочка», «подсадная утка», «предатель»), вокруг них создать нетерпимую обстановку и заставить уволиться, к ним могли применить даже физическое насилие. Такого рода привычки получили название неформальных групповых норм. Они рождаются в малых, а не в больших социальных группах. Механизм, который контролирует соблюдение подобных норм, называется групповым давлением.

      Социальные нормы выполняют в обществе очень важные функции:

      — регулируют общий ход социализации;

      — интегрируют индивидов в группы, а группы – в общество;

      — контролируют отклоняющееся поведение;

      — служат образцами, эталонами поведения.

      Нормы выполняют свои функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют:

      — как стандарты поведения (обязанности, правила) или

      — как ожидание поведения (реакция других людей).

      Например, защита чести и достоинства членов семьи для мужчины – стандарт должного поведения. Ему соответствует ожидание – надеются на то, что их честь и достоинство будут защищены.

      Почему люди стремятся соблюдать нормы, а сообщество строго следит за этим?

      Нормы – стражи и хранители ценностей. Честь и достоинство семьи – одна из важнейших ценностей человеческого сообщества с древнейших времен. А обществом ценится то, что способствует его стабильности и процветанию. Семья – основная ячейка общества, и забота о ней – его первейшая обязанность.

      Различие между нормой и ценностью состоит в том, что:

      — нормы – правила поведения;

      — ценности – абстрактные понятия о том, что такое добро и зло, правильное и неправильное, должное и недолжное.

      Социальные санкции.

      Санкции – охранники норм. Наряду с ценностями они ответственны за то, почему люди стремятся выполнять нормы. Нормы защищены с двух сторон – со стороны ценностей и со стороны санкций.

      Социальные санкции – это разветвленная система вознаграждений за выполнение норм, т.е. за конформизм, за согласие с ними и наказаний за отклонение от них, т.е. за девиантность.

      Конформизм –(от лат. сonformis) приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, господствующих мнений, отсутствие собственной позиции.

      Конформизм представляет собой внешнее согласие с общепринятым, потому что внутренне индивид может сохранять в себе несогласие, но никому не говорить о том. Конформизм – цель социального контроля.

      Девиантность (от лат. deviatio – отклонение) – в социальных науках поведение, нарушающее общепринятые в данном обществе нормы и правила.

      Выделяют четыре типа санкций: позитивные и негативные, формальные и неформальные. Они дают четыре типа сочетаний, которые можно изобразить в виде логического квадрата (рис. 4).

      Рис. 4. Типология социальных норм.

      Формальные позитивные санкции (Ф+)– публичное одобрение со стороны официальных организаций (правительства, учреждения, творческого союза): правительственные награды, государственные премии и стипендии, пожалованные титулы, ученые степени и звания, сооружение памятника, вручение почетных грамот, допуск к высоким должностям и почетным функциям (например, избрание председателем правления).

      Неформальные позитивные санкции (Н+) – публичное одобрение не исходящее от официальных организаций: дружеская похвала, комплименты, молчаливое признание, доброжелательное расположение, аплодисменты, слава, почет, лестные отзывы, знание лидерских или экспертных качеств, улыбка.

      Формальные негативные санкции (Ф-) – наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями, предписаниями, распоряжениями: лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, конфискация имущества, депремирование, понижение в должности, разжалование, низвержение с престола, смертная казнь, отлучение от церкви.

      Неформальные негативные санкции (Н-) – наказания, не предусмотренные официальными инстанциями: порицание, замечание, насмешка, издевка, злая шутка, нелестная кличка, пренебрежение, отказ подать руку или поддержать отношения, распускание слуха, клевета, недоброжелательный отзыв, жалоба, сочинение памфлета или фельетона, разоблачительная статья.

      Итак, социальные санкции выполняют ключевую роль в системе социального контроля. Сами по себе нормы не контролируют. Поведение людей контролируют другие люди на основе норм, которые как ожидается, будут соблюдаться всеми.

      Соблюдение социальных норм «Поощрения или наказания»

      Тесты

      1. Средствами поощрения или наказания, стимулирующими людей соблюдать социальные нормы, являются:

      а) санкции,

      б) совесть,

      в) правоохранительные органы,

      г) религиозные убеждения.

      2. Неформальными негативными санкциями являются:

      а) правительственные награды,

      б) дружеская похвала,

      в) насмешка,

      г) конфискация имущества.

      3. К мировым религиям относятся:

      а) иудаизм,

      б) ислам,

      в) анимизм,

      г) буддизм.

      4. Группа заговорщиков, незаконно захватывающих власть и правящих диктаторскими методами, называется:

      а) олигархия,

      б) хунта,

      в) каста,

      г) партия.

      5. К базовым социальным институтам общества относятся:

      а) брак,

      б) родительство,

      в) материнство,

      г) семья.

      6. Причинами групповой мобильности служат следующие факторы:

      а) выгодный брак,

      б) получение образования,

      в) смена политического режима,

      г) распад государства.

      7. Образование как социальный институт выполняет следующие функции:

      а) репродуктивную,

      б) досуговую,

      в) социализации,

      г) сублимации агрессии.

      8. Какие из данных статусов являются приписываемыми?

      а) крестный отец,

      б) кум,

      в) дедушка,

      г) брат.

      9. Каналами социальной мобильности являются:

      а) образование,

      в) транспорт,

      г) СМИ,

      д) армия.

      10. Какие типы семьи преобладают в современном российском обществе?

      а) полигамные семьи,

      б) моногамные семьи,

      в) гомогенные семьи,

      г) гетерогенные семьи.

      11. Система социального взаимодействия не включает в себя:

      а) социальное действие,

      б) мотивы,

      в) ожидания,

      г) социальные санкции.

      12. Проявлением внутреннего социального контроля является:

      а) честь,

      б) совесть,

      в) память,

      г) знание норм морали.

      13. Делинквентыми формами поведения являются:

      а) воровство,

      б) алкоголизм,

      в) самоубийство,

      г) убийство другого человека.

      14. Неинституализированная сплоченная социальная группа, объединенная на добровольных началах верой в избранное учение, называется:

      а) партия,

      б) каста.

      в) секта,

      г) церковь.

      15. Положение, которое человек занимает в малой, или первичной, группе, в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам, называется:

      а) личный статус,

      б) социальный статус,

      в) главный статус,

      г) формальный статус.

      16. Совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом, называется:

      а) социальная роль,

      б) имидж,

      в) ролевые ожидания,

      г) статусный маркер.

      17. Обособленная общественная группа, члены которой связаны происхождением или правовым положением, принадлежность к которой является наследственной, называется:

      а) сословие,

      б) клан,

      в) род,

      г) каста.

      18. Номадизм – это:

      а) философское учение,

      б) религиозная секта,

      в) кочевничество,

      г) политическая партия.

      19. Быстро разбогатевший человек, который пытается пробиться в высшие слои общества лишь на основе своего богатства:

      а) люмпен,

      б) адепт,

      в) капиталист,

      г) нувориш.

      20. Кинструментам мягкого и косвенного социального контроля относятся:

      а) политические репрессии,

      б) цензура,

      в) средства массовой информации,

      г) общественное мнение.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *