Подход

Подход

Что называют подходом и чем подход отличается от метода?

  1. Технология программирования — совокупность методов и средств, используемых в процессе разработки программного обеспечения. как любая другая технология, технология программирования представляет собой набор технологических инструкций, включающих:
    • указание последовательности выполнения технологических операций;
    • перечисление условий, при которых выполняется та или иная операция;
    • описания самих операций, где для каждой операции определены исходные данные, результаты, а также инструкции, нормативы, стандарты, критерии и методы оценки и т.п.

  1. Что называют подходом и чем подход отличается от метода?

Выделяют следующие этапы развития технологий программирования: «стихийное» программирование, структурный подход, объектный подход к программированию, компонентный подход и CASE-технологии.
Программные системы обычно являются иерархическими, что позволяет применять блочно-иерархический подход к их исследованию или созданию. Этот подход предполагает сначала создавать части таких объектов (блоки, модули), а затем собирать из них сам объект. CASE-технологии представляют собой совокупность методологий анализа, проектирования, разработки и сопровождения сложных программных систем, основанных как на структурном, так и на объектном подходах, которые поддерживаются комплексом взаимосвязанных средств автоматизации.

  1. ^ Назовите основные периоды истории развития технологии программирования. Чем характеризуются эти периоды? Как изменялись основные подходы и используемые средства?

  1. ^ Первый этап — «стихийное» программирование. Этот этап охватывает период от момента появления первых вычислительных машин (1946 г.) до середины 60-х годов XX в.

В этот период практически отсутствовали сформулированные технологии, и программирование фактически было искусством. Первые программы имели простейшую структуру. Они состояли из собственно программы на машинном языке и обрабатываемых ею данных. Сложность программ в машинных кодах ограничивалась способностью программиста одновременно мысленно отслеживать последовательность выполняемых операций и местонахождение данных при программировании. Появление ассемблеров позволило вместо двоичных или 16-ричных кодов использовать символические имена данных и мнемоники кодов операций. В результате программы стали более «читаемыми».

  1. ^ Второй этап – структурный подход к программированию (60-70-е годы XX в.).

Структурный подход к программированию представляет собой совокупность рекомендуемых технологических приемов, охватывающих выполнение всех этапов разработки программного обеспечения. В основе структурного подхода лежит декомпозиция (разбиение на части) сложных систем с целью последующей реализации в виде отдельных небольших (до 40 — 50 операторов) подпрограмм. С появлением других принципов декомпозиции (объектного, логического и т.д.) данный способ получил название процедурной декомпозиции.В отличие от используемого ранее процедурного подхода к декомпозиции, структурный подход требовал представления задачи в виде иерархии подзадач простейшей структуры. Проектирование, таким образом, осуществлялось «сверху-вниз» и подразумевало реализацию общей идеи, обеспечивая проработку интерфейсов подпрограмм. Одновременно вводились ограничения на конструкции алгоритмов, рекомендовались формальные модели их описания, а также специальный метод проектирования алгоритмов — метод пошаговой детализации.

  1. ^ Третий этап – объектный подход к программированию (с середины 80-х до конца 90-х годов XX в.).

Объектно-ориентированное программирование определяется как технология создания сложного программного обеспечения, основанная на представлении программы в виде совокупности объектов, каждый из которых является экземпляром определенного типа (класса), а классы образуют иерархию с наследованием свойств. Взаимодействие программных объектов в такой системе осуществляется путем передачи сообщений. Объектная структура программы впервые была использована в языке имитационного моделирования сложных систем Simula, появившемся в 60-х годах XX в. Естественный для языков моделирования способ представления программы получил развитие в другом специализированном языке моделирования — языке Smalltalk (70-е годы XX в.), а затем был использован в новых версиях универсальных языков программирования, таких, как Pascal, C++, Modula, Java.

  1. Четвертый этап – компонентный подход и CASE-технологии (с середины 90-х годов XX в. до нашего времени).

Компонентный подход предполагает построение программного обеспечения из отдельных компонентов физически отдельно существующих частей программного обеспечения, которые взаимодействуют между собой через стандартизованные двоичные интерфейсы. В отличие от обычных объектов объекты-компоненты можно собрать в динамически вызываемые библиотеки или исполняемые файлы, распространять в двоичном виде (без исходных текстов) и использовать в любом языке программирования, поддерживающем соответствующую технологию. Это позволяет программистам создавать продукты, хотя бы частично состоящие из повторно использованных частей, т.е. использовать технологию, хорошо зарекомендовавшую себя в области проектирования аппаратуры.

  1. Дайте определение понятию «сложная иерархическая система». Какой подход используют при разработке таких систем? На каких характеристиках этих систем он основан? В чем особенность данного подхода при разработке программного обеспечения?

Практика показывает, что подавляющее большинство сложных систем как в природе, так и в технике имеет иерархическую внутреннюю структуру. Это связано с тем, что обычно связи элементов сложных систем различны как по типу, так и по силе, что и позволяет рассматривать эти системы как некоторую совокупность взаимозависимых подсистем. Внутренние связи элементов таких подсистем сильнее, чем связи между подсистемами. Например, компьютер состоит из процессора, памяти и внешних устройств. В свою очередь, используя то же различие связей, можно каждую подсистему разделить на подсистемы и т.д. до самого нижнего «элементарного» уровня, причем выбор уровня, компоненты которого следует считать элементарными, остается за исследователем. На элементарном уровне система, как правило, состоит из немногих типов подсистем, по-разному скомбинированных и организованных. Иерархии такого типа получили название «целое-часть». Итак, в основе блочно-иерархического подхода лежат декомпозиция и иерархическое упорядочение. Важную роль играют также следующие принципы:

  • непротиворечивость — контроль согласованности элементов между собой;
  • полнота — контроль на присутствие лишних элементов;
  • формализация — строгость методического подхода;
  • повторяемость — необходимость выделения одинаковых блоков для удешевления и ускорения разработки;
  • локальная оптимизация — оптимизация в пределах уровня иерархии.

Совокупность языков моделей, постановок задач, методов описаний некоторого иерархического уровня принято называть уровнем проектирования.
Каждый объект в процессе проектирования, как правило, приходится рассматривать с нескольких сторон. Различные взгляды на объект проектирования принято называть аспектами проектирования.
Помимо того, что использование блочно-иерархического подхода делает возможным создание сложных систем, он также:

  • упрощает проверку работоспособности, как системы в целом, так и отдельных блоков;
  • обеспечивает возможность модернизации систем, например, замены ненадежных блоков с сохранением их интерфейсов.
  • Необходимо отметить, что использование блочно-иерархического подхода применительно к программным системам стало возможным только после конкретизации общих положений подхода и внесения некоторых изменений в процесс проектирования. При этом структурный подход учитывает только свойства иерархии «целое-часть», а объектный — использует еще и свойства иерархии «простое-сложное».

  1. Какие технологии называют CASE — технологиями? Почему? Назовите основные составляющие любой CASE — технологии.

CASE-технологии представляют собой совокупность методологий анализа, проектирования, разработки и сопровождения сложных программных систем, основанных как на структурном, так и на объектном подходах, которые поддерживаются комплексом взаимосвязанных средств автоматизации. В основе любой CASE-технологии лежит парадигма методология/метод/нотация/средство.
Методология строится на базе некоторого подхода и определяет шаги работы, их последовательность, а также правила распределения и назначения методов.
^ Метод определяет способ достижения той или иной цели – выполнение шага работы.
Нотацией называют систему обозначений, используемых для описания некоторого класса моделей. Нотации бывают графические (предоставление моделей в виде графов, диаграмм, таблиц, схем и т.п.) и текстовые (описания моделей на формальных и естественных языках). В CASE-технологиях нотации используют для описания структуры проектируемой системы, элементов данных, этапов обработки и т.п.
Средства – инструментарий для поддержки методов: средства создания и редактирования графического проекта, организации проекта в виде иерархии уровней абстракции, а также проверки соответствия компонентов разных уровней.
Различают:

  • CASE-средства анализа требований, проектирования спецификаций и структуры, редактирования интерфейсов (первое поколение CASE-I);
  • CASE-средства генерации исходных текстов и реализации интегрированного окружения поддержки полного жизненного цикла разработки программного обеспечения (второе поколение CASE-II).

^ CASE-I в основном включают средства для поддержки графических моделей, проектирования спецификаций, экранных редакторов и словарей данных. CASE-II отличается существенно большими возможностями, обеспечивая: контроль, анализ и связывание системной информации и информации по управлению процессом проектирования, построение прототипов и моделей системы, тестирование, верификацию и анализ сгенерированных программ.

Автоматизируя трудоемкие операции, современные CASE-средства существенно повышают производительность труда программистов и улучшают качество создаваемого программного обеспечения. Они:

  • обеспечивают автоматизированный контроль совместимости спецификаций проекта;
  • уменьшают время создания прототипа системы;
  • ускоряют процесс проектирования и разработки;
  • автоматизируют формирование проектной документации для всех этапов жизненного цикла в соответствии с современными стандартами;
  • частично генерируют коды программ для различных платформ разработки;
  • поддерживают технологии повторного использования компонентов системы;
  • обеспечивают возможность восстановления проектной документации по имеющимся исходным кодам.

Появление CASE-технологий изменило все этапы жизненного цикла программного обеспечения, при этом наибольшие изменения касаются анализа и проектирования, которые предполагают строгое и наглядное описание разрабатываемого программного обеспечения.

  1. Перечислите основные положения технологии RAD? Какие программные системы нельзя разрабатывать с использованием этой технологии?

RAD (Rapid Application Development — Быстрая разработка приложений), которая ориентирована на максимально быстрое получение первых версий разрабатываемого программного обеспечения. Она предусматривает выполнение следующих условий:

  • ведение разработки небольшими группами разработчиков (3-7 человек), каждая из которых проектирует и реализует отдельные подсистемы проекта — позволяет улучшить управляемость проекта;
  • использование итерационного подхода способствует уменьшению времени получения работоспособного прототипа;
  • наличие четко проработанного графика цикла, рассчитанного не более чем на три месяца, существенно увеличивает эффективность работы.

Однако эта технология не применима для построения сложных расчетных программ, операционных систем или программ управления сложными объектами в реальном масштабе времени, т.е. программ с большим процентом уникального кода. Не годится она и в случае создания приложений, от которых зависит безопасность людей, например, систем управления самолетами или атомными электростанциями, так как технология RAD предполагает, что первые несколько версий не будут полностью работоспособны, что в данном случае полностью исключается.

  1. ^ Что понимают под технологичностью программного обеспечения

Под технологичностью понимают качество проекта программного продукта, от которого зависят трудовые и материальные затраты на его реализацию и последующие модификации. Хороший проект сравнительно быстро и легко кодируется, тестируется, отлаживается и модифицируется. Из опыта нескольких поколений разработчиков программного обеспече­ния известно, что технологичность программного обеспечения определяется:

  • проработанностью его моделей,
  • уровнем независимости модулей,
  • стилем программирования и степенью повторного использования кодов.

Чем лучше проработана модель разрабатываемого программного обеспечения, тем четче определены подзадачи и структуры данных, хранящие входную, промежуточную и выходную информацию, тем проще их проектирование и реализация и меньше вероятность ошибок, для исправления которых потребуется существенно изменять программу.

  1. Дайте определения модуля….

Модулем называют автономно компилируемую программную единицу. Термин «модуль» традиционно используется в двух смыслах. Первоначально, когда размер программ был сравнительно невелик, и все подпрограммы компилировались отдельно, под модулем понималась подпрограмма, т. е. последовательность связанных фрагментов программы, обращение к которой выполняется по имени. Со временем, когда размер программ значительно вырос, и появилась возможность создавать библиотеки ресурсов: констант, переменных, описаний типов, классов и подпрограмм, термин «модуль» стал использоваться и в смысле автономно компилируемый набор программных ресурсов.
Данные модуль может получать и/или возвращать через общие области памяти или параметры.
Первоначально к модулям (еще понимаемым как подпрограммы) предъявлялись следующие требования:

  • отдельная компиляция;
  • одна точка входа;
  • одна точка выхода;
  • соответствие принципу вертикального управления;
  • возможность вызова других модулей;
  • небольшой размер (до 50-60 операторов языка);
  • независимость от истории вызовов;
  • выполнение одной функции.

  1. Что понимают под связностью и сцеплением модулей…

Связность модулей. Связность — мера прочности соединения функциональных и информационных объектов внутри одного модуля. Если сцепление характеризует качество отделения модулей, то связность характеризует степень взаимосвязи элементов, реализуемых одним модулем. Размещение сильно связанных элементов в одном модуле уменьшает межмодульные связи и, соответственно, взаимовлияние модулей. В то же время помещение сильно связанных элементов в разные модули не только усиливает межмодульные связи, но и усложняет понимание их взаимодействия. Объединение слабо связанных элементов также уменьшает технологичность модулей, так как такими элементами сложнее мысленно манипулировать.
Различают следующие виды связности (в порядке убывания уровня):

  • функциональную;
  • последовательную;
  • информационную (коммуникативную);
  • процедурную;
  • временную;
  • логическую;
  • случайную.

Сцепление является мерой взаимозависимости модулей, которая определяет, насколько хорошо модули отделены друг от друга.
Модули независимы, если каждый из них не содержит о другом никакой информации. Чем больше информации о других модулях хранит модуль, тем больше он с ними сцеплен.
Различают пять типов сцепления модулей:

  • по данным;
  • по образцу;
  • по управлению;
  • по общей области данных;
  • по содержимому.

Восходящий подход. При использовании восходящего подхода сначала проектируют и реализуют компоненты нижнего уровня, затем предыдущего и т. д. По мере завершения тестирования и отладки компонентов осуществ­ляют их сборку, причем компоненты нижнего уровня при таком подходе часто помещают в библиотеки компонентов.
Для тестирования и отладки компонентов проектируют и реализуют специальные тестирующие программы.
Подход имеет следующие недостатки:

  • увеличение вероятности несогласованности компонентов вследствие неполноты спецификаций;
  • наличие издержек на проектирование и реализацию тестирующих программ, которые нельзя преобразовать в компоненты;
  • позднее проектирование интерфейса, а соответственно невозможность продемонстрировать его заказчику для уточнения спецификаций и т. д.

Исторически восходящий подход появился раньше, что связано с особенностью мышления программистов, которые в процессе обучения привыкают при написании небольших программ сначала детализировать компоненты нижних уровней (подпрограммы, классы). Это позволяет им лучше осознавать процессы верхних уровней. При промышленном изготовлении программного обеспечения восходящий подход в настоящее время практически не используют.
^ Нисходящий подход. Нисходящий подход предполагает, что проектиро­вание и последующая реализация компонентов выполняется «сверху-вниз», т. е. вначале проектируют компоненты верхних уровней иерархии, затем следующих и так далее до самых нижних уровней. В той же последовательности выполняют и реализацию компонентов. При этом в процессе программирования компоненты нижних, еще не реализованных уровней заменяют спе­циально разработанными отладочными модулями — «заглушками», что позволяет тестировать и отлаживать уже реализованную часть.
При использовании нисходящего подхода применяют иерархический, операционный и комбинированный методы определения последовательности проектирования и реализации компонентов.
Иерархический метод предполагает выполнение разработки строго по уровням. Исключения допускаются при наличии зависимости по данным, т. е. если обнаруживается, что некоторый модуль использует результаты другого, то его рекомендуется программировать после этого модуля.
Основной проблемой данного метода является большое количество достаточно сложных заглушек. Кроме того, при использовании данного метода основная масса модулей разрабатывается и реализуется в конце работы над проектом, что затрудняет распределение человеческих ресурсов.
Операционный метод связывает последовательность разработки модулей с порядком их выполнения при запуске программы. Применение метода усложняется тем, что порядок выполнения модулей может зависеть от данных. Кроме того, модули вывода результатов, несмотря на то, что они вызываются последними, должны разрабатываться одними из первых, чтобы не проектировать сложную заглушку, обеспечивающую вывод результатов при тестировании. С точки зрения распределения человеческих ресурсов сложным является начало работ, пока не закончены все модули, находящиеся на так называемом критическом пути.
Комбинированный метод учитывает следующие факторы, влияющие на последовательность разработки:

  • достижимость модуля — наличие всех модулей в цепочке вызова данного модуля;
  • зависимость по данным — модули, формирующие некоторые данные, должны создаваться раньше обрабатывающих;
  • обеспечение возможности выдачи результатов — модули вывода результатов должны создаваться раньше обрабатывающих;
  • готовность вспомогательных модулей — вспомогательные модули, например, модули закрытия файлов, завершения программы, должны создаваться раньше обрабатывающих;
  • наличие необходимых ресурсов.

Кроме того, при прочих равных условиях сложные модули должны разрабатываться прежде простых, так как при их проектировании могут выявиться неточности в спецификациях, а чем раньше это произойдет, тем лучше.
Нисходящий подход допускает нарушение нисходящей последовательности разработки компонентов в специально оговоренных случаях.
Так, если некоторый компонент нижнего уровня используется многими компонентами более высоких уровней, то его рекомендуют проектировать и разрабатывать раньше, чем вызывающие его компоненты.
И, наконец, в первую очередь проектируют и реализуют компоненты, обеспечивающие обработку правильных данных, оставляя компоненты обработки неправильных данных напоследок.
Нисходящий подход обычно используют и при объектно-ориентирован­ном программировании.
В соответствии с рекомендациями подхода вначале проектируют и реализуют пользовательский интерфейс программного обеспечения, затем разрабатывают классы некоторых базовых объектов предметной области, а уже потом, используя эти объекты, проектируют и реализуют остальные компоненты.
^ Нисходящий подход обеспечивает:

  • максимально полное определение спецификаций проектируемого компонента и согласованность компонентов между собой;
  • раннее определение интерфейса пользователя, демонстрация которого заказчику позволяет уточнить требования к создаваемому программному обеспечению;
  • возможность нисходящего тестирования и комплексной отладки.

Нет ответов на вопросы 5, 7, 8, 9.
5. Структурное программирование – один из способов обеспечения высокого уровня технологичности ПО. Существует три базовых конструкции, к ним относятся:

  • следование — последовательное выполнение действий
  • ветвление — соответствует выбору одного из двух вариантов действий
  • цикл-пока — определяет повторение действий, пока не будет нарушено некоторое условие, выполнение которого проверяется в начале цикла.

Дополнительные структуры, которые можно составить из базовых:

  • выбор — обозначает выбор одного варианта из нескольких в зависимости от значения некоторой величины
  • цикл-do — обозначает повторение нескольких действий до выполнения заданного условия, проверка которого осуществляется после выполнения действий в цикле.
  • цикл с заданным числом повторений – обозначает повторение некоторых действий указанное количество раз.

Перечисленные шесть конструкций были положены в основу структурного программирования.
^ 7. Хороший стиль оформления программ включает в себя:

  • правила именования объектов программы
  • правила оформления модулей
  • стиль оформления текстов модулей

^ 8. Программирование с защитой от ошибок позволяет убедиться в правильности понимания спецификаций и проанализировать достоинства и недостатки концептуальных решений, закладываемых в проект.
Исключения. Поскольку полный контроль данных на входе и в процессе вычислений, как правило, невозможен, следует предусматривать перехват обработки аварийных ситуаций. Для этого предусмотрены средства обработки исключений. Их использование позволяет не допустить выдачи пользователю сообщения об аварийном завершении программы, ничего ему не говорящего. Вместо этого программист получает возможность предусмотреть действия, позволяющие исправить ошибку или возможность выдать пользователю сообщение с точным описанием ситуации и продолжить работу.

9. Сквозной структурный контроль — совокупность технологических операций контроля, позволяющих обеспечить как можно более раннее обнаружение ошибок в процессе разработки. Термин «сквозной» отражает выполнение контроля на всех этапах разработки. А структурность заключается в наличии четких рекомендаций по выполнению контролирующих операций на каждом этапе.

Чем отличаются методы и подходы научного исследования?

У аспирантов нередко возникает общая проблема. На консультациях, на предзащите или даже на защите ученый совет может обвинить аспиранта в том, что он путает понятия — методы и подходы исследования. В действительности не всегда профессора объективны: два эти понятия очень близки между собой, и их использование строго зависит от контекста.

Формулировка «научный подход к исследованию» может использоваться в нескольких значениях. Прежде всего, можно использовать этот термин, чтобы обозначить строгое следование правилам научной методологии в исследовательской работе. Речь идет об основных характеристиках научного познания: комплексности, объективности, систематичности и так далее. Таким образом, правильное использование методов научного познания в работе автоматически подразумевает научный подход.

В другом значении термин «научный подход» используется, чтобы обозначить общее направление деятельности, фундамент, на котором базируется исследователь в попытке достичь поставленных им целей. Так называется система взглядов, точек зрения, от которых отталкивается ученый. Главное, в чем отличается метод от подхода при такой трактовке терминов, — это масштабность. Подход объединяет несколько методов, включает в себя основные принципы исследования, направляет вектор работы. Метод — это исключительно инструмент достижения цели в поставленных рамках.

Как научный подход, так и методы исследования могут быть общенаучными. Это значит, что их теоретически можно применять в исследованиях по любым направлениям. Также существуют узкоспецифические подходы. Например, в социологии возможно использование феноменологического, социокультурного, конфликтологического, структурно-функционального подходов. Из них только структурно-функциональный подход применяется в других дисциплинах, к примеру, в менеджменте, наряду с проектным и процессным подходами. Наиболее распространены системный и структурно-функциональный подходы.

Системный подход — это принцип, который требует рассматривать явления как единое целое. В рамках изучаемого объекта все аспекты и характеристики являются взаимосвязанными и неделимыми. Свойства целого предмета нельзя уравнять сумме тех эффектов, которые по отдельности осуществляет каждый из его компонентов. Взаимодействуя, они влияют друг на друга, поэтому изучать их можно только во время их комплексной, совместной работы. Любая система презюмируется как динамическая и постоянно изменяющаяся, следовательно, никакие данные нельзя считать достоверными в течение длительного времени.

Структурно-функциональный подход — это направление, при котором каждому компоненту системы присущи свои особенности. При этом подходе исследователь должен сосредоточиться не на взаимодействии составляющих системы, а на особенностях этих составных компонентов.

Далее, исследовательский подход может использоваться, чтобы отобразить две противоположные точки зрения. Например, эволюционистский и креационистский подходы, качественный и количественный, логический и исторический и так далее. В близком значении употребляют слово «парадигма». Структурно-функциональный и системный подходы могут использоваться и в этом случае как пример двух противоположных по значению парадигм.

>Часть 3

КОММУНИКАТИВНО-КОГНИТИВНЫЙ

ПОДХОД К ПРОЦЕССУ ОБУЧЕНИЯ

ВТОРОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ:

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

1. Метод и методический подход.

Коммуникативно-когнитивный подход как новый

этап развития коммуникативной методики

  • Чем метод отличается от методического подхода?

  • Как методический подход соотносится с принципами обучения?

  • Что такое коммуникативно-когнитивный подход к обу­чению языкам?

Под методом понимают, теоретически обоснованную си­стему приемов обучения, направленную на реализацию целей обучения. В области иноязычного образования «метод», кроме того, характеризует исторически сложившееся генеральное на­правление обучения: прямой, грамматико-переводный, созна­тельно-сопоставительный. Из-за двойственности толкования за понятием «метод обучения иностранным языкам» закрепилось его понимание как алгоритма обучающей деятельности учите­ля и познавательной деятельности ученика, достаточно жестко­го, предопределенного до начала обучения и мало вариативного в его процессе. Метод сегодня ассоциируется с закрытой мето­дической системой, основанной на ряде сильных теоретических позиций. Примером таких методов являются интенсивный ме­тод Г.А. Китайгородской и коммуникативно-деятельностный метод Е.И. Пассова.

В отличие от метода, методический подход характеризует­ся большей открытостью, менее жестко заданными параметра­ми обучающей деятельности учителя и учебной деятельности ученика. Методический подход — это единство руководящих идей, объединенных единой концепцией обучения, методиче­ская основа построения и реализации системы обучения.

Современная методика обучения иностранным языкам предпочитает оперировать понятием «методический подход», а не «метод». В образовании начинает доминировать индиви­дуалистическая философия, ставящая все на службу решению индивидуальных задач и удовлетворению индивидуальных потребностей. Фундаментом педагогической и дидактической науки выступает личностно-ориентированная образовательная парадигма. Личностно-ориентированное образование направ­лено на всестороннее развитие личности ученика, выявление и учет его индивидуальных возможностей, наклонностей и ин­тересов, оказание ему помощи в самоопределении и самореа­лизации.

Метод, изначально определяющий деятельность ученика и учителя, не может соответствовать многообразию образователь­ных ситуаций, задач, потребностей. Определенный педагогиче­ский контекст диктует необходимость применения различных методических приемов. Подход как методическая основа обуче­ния позволяет более гибко реагировать на запросы конкретной аудитории, строить вариативные обучающие модели.

Ведущим подходом к обучению иностранным языкам в со­временных условиях является коммуникативно-когнитивный подход. Он развивается на основе коммуникативной методики, занимающей с середины прошлого века лидирующие позиции в обучении иностранным языкам. Коммуникативная методи­ка признает целью и средством обучения иностранному языку умение реально общаться на этом языке. В конце XX в. с разви­тием психолингвистики и когнитивной психологии было усиле­но внимание к внутренним ментальным процессам овладения языком. Признано, что язык строится на основе когнитивной активности самого учащегося в процессе языковой практики. Практика необходима для развития речевых умений, а без по­знавательной активности ученика невозможно формирование адекватного представления о лингвистических явлениях, о си­стеме языка, невозможно лингвистическое развитие личности. Две стороны процесса обучения неразрывны и отражают суть коммуникативной компетенции как знания, представления о языке и способности к речевым действиям, умениям в речевой сфере.

Новые научные данные способствовали пересмотру пред­ставлений о роли ученика в процессе обучения, потребовали обновления приемов предъявления лингвистического знания, привели к обновлению коммуникативной методики в целом. Коммуникативно-когнитивный подход к обучению — это лич ностно-ориентированная концепция, методическая основа системы обучения, постулирующая необходимость равного внимания к формированию у обучаемых адекватного пред­ставления о системе изучаемого языка и способности к рече­вым действиям, умениям в речевой сфере.

Методический подход конкретизируется принципами обучения. В теории обучения принципы рассматриваются как система требований, которую следует учитывать при плани­ровании и осуществлении всех сторон учебного процесса: при определении целей, задач, содержания и приемов обучения. Принципы, определяющие учебный процесс, подразделяются на дидактические, вскрывающие наиболее общие положения, которые распространяются на преподавание всех учебных пред­метов, и методические, учитывающие особенности обучения определенному предмету. Дидактические принципы выступа­ют как обоснование методических принципов. Методические принципы определяют закономерности организации учебного процесса по определенному предмету и сами обусловлены его особенностями. Например, необходимость сопоставительного принципа при обучении вторым иностранным языкам продик­тована тем, что сравнение языков присуще данному учебному процессу и значительно повышает его эффективность.

Необходимость того или иного принципа проистекает из особенностей субъекта обучения — носителя психических механизмов, определяющих усвоение предмета, и предмета обучения. На основе принципов обучения строится система обучения — структурно организованное единство объектов: целей, содержания, приемов и технологий обучения. Основ­ное условие успешности системы — ее внутренняя целостность, научность и непротиворечивость, опора на объективные зако­номерности образовательного процесса. Знание и учет этих за­кономерностей обеспечивает адекватность обучающей системы при вариативности ее моделей.

Коммуникативно-когнитивный подход, как современное направление коммуникативной методики, применяется при обучении и первому, и второму иностранным языкам. Посколь­ку методика обучения второму иностранному языку имеет свои особенности (акцентуация сопоставлений, необходимость ин­тенсификации учебного процесса и др.), в области обучения второму иностранному языку выделяется особая конфигура­ция, структура методических принципов.

Совокупность присущих коммуникативно-когнитивному подходу принципов условно подразделяется на четыре группы.

Первые три применимы как для обучения первому иностранно­му языку, так и для обучения ИЯ2. Это принципы, характери­зующие сферы коммуникативного (овладение), когнитивного (осознание) в изучении иностранного языка и характеризую­щие коммуникативно-когнитивный подход в целом. При обу­чении второму иностранному языку они реализуются особым образом или увеличивают свою значимость по сравнению со сферой ИЯ1 (например, сопоставительный принцип).

Четвертая группа принципов применима только для систе­мы обучения второму иностранному языку. В обучении ИЯ1 они действуют частично. В графическом исполнении коммуни­кативно-когнитивный подход к обучению ИЯ2 выглядит следу­ющим образом (схема 13).

Схема 13

Системно-структурная организация

коммуникативно-когнитивного подхода

к обучению второму иностранному языку

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРАДИГМА

(реализуемая в дидактических принципах

индивидуализации и развивающего обучения)

КОММУНИКАТИВНО-КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД (ИЯ2)

Принципы для ИЯ2

Принципы, общие для ИЯ1 и ИЯ2

Сфера когнитивного Сфера коммуникативного

Интенсификации

Деятельностный

Самостоятельности

Интеркультурный

Когнитивный

Коммуникативный

Сопоставительный

Функциональный I

Сознательности

Спиралевидной прогрессии

Аутентичности

Комплексности

Верхняя часть схемы представляет педагогическую и ди­дактическую основу, на которой базируется любой современ­ный подход в области частных методик — личностно-ориенти-рованное обучение. Личностно-ориентированное образование направлено на всестороннее развитие личности и реализуется через осуществление своих основных функций: гуманитарной (обретение нравственных ценностей), культуросозидательной и социализации.

Личностно-ориентированная образовательная парадигма включает в себя ряд педагогических и дидактических требо­ваний, два из которых являются общедидактической основой коммуникативно-когнитивного подхода.

Во-первых, это педагогический и дидактический принцип индивидуализации обучения. Он призывает педагога учиты­вать мировоззрение, жизненный опыт, психические характери­стики обучаемого, его интересы и склонности, эмоции и чувства, другие свойства личности ученика, а также статус личности в коллективе и прочее.

Во-вторых, это дидактический принцип развивающего обучения. Важнейшим качеством школьного обучения яв­ляется его способность продвигать вперед развитие ученика. Развивающий потенциал обучения иностранным языкам за­ключается в обогащении личности ребенка иными способами выражения мысли, следовательно, пониманием иного видения мира; в осознании учеником закономерностей функционирова­ния языка как средства общения; в развитии интеллектуаль­ных способностей учащегося. Признание ценности обучения для личностного развития ученика — один из основных посту­латов коммуникативно-когнитивного подхода. Дидактические принципы индивидуализации и развивающего обучения нахо­дят свое воплощение в методических принципах организации учебного процесса по второму иностранному языку.

ШШЯШШЖ выводы ШШШШ

При обучении иностранным языкам принято применять при­емы обучения, технологии, образовательные модели, организо­ванные в рамках определенной концепции обучения или подхода.

Ведущим современным подходом в методике иноязычного обучения яв­ляется коммуникативно-когнитивный подход, базирующийся на посту­лате о неразрывном единстве функций, свойственных человеческому языку. Язык является инструментом общения с одной стороны и инстру­ментом познания с другой. В овладении иностранным языком важна правильная организация не только коммуникативной практики, но познавательной активности ученика. Коммуникативно-когнитивный подход реализуется через систему принципов обучения.

Контрольные вопросы и задания

  1. Покажите разницу между понятиями «метод» и «мето­дический подход». Почему в современной методичес­кой науке принято оперировать вторым понятием, а не первым?

  2. Как между собой соотносятся «методический подход», «принципы обучения», «система обучения» и «модель об­учения»?

  3. Что такое дидактические и методические принципы обучения? Каковы взаимоотношения между ними? .

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *