Почему ребенок ябедничает?

Почему ребенок ябедничает?

Ябеда, сделавший карьеру

Другие ответы на вопросы

  • Какой химический элемент, незаменим для изготовления химической аппаратуры? 6 букв
  • Какая рыба может уплыть от каймана безнаказанно благодаря своему заряду. 5 букв
  • Какое животное убивает свою жертву не укусом, а составом в слюне? 5 букв
  • В районе Ольгино под Петербургом когда-то давным давно у дачников неизменной популярностью пользовался ресторан, где посетителям подавали только … что? 6 букв
  • Из какого материала были изготовлены паруса колумбовой шхуне Санта-Мария? 5 букв
  • Какое существо по-латыни называется мантис религиоза? 7 букв
  • Что по македонскому поверью нельзя сделать с козой? 8 букв
  • В начале 10 века Русь заключила с Византией договор о торговом союзе, там было отдельно указано требование предоставлять русским купцам, не только еду, питье и ночлег, но и … причем сколько угодно. О чем речь? 4 буквы
  • Петр Негош, правивший этой страной в начале 19 века, канонизирован православной церквью как Петр Цетинский. 10 букв
  • 21 марта в день Сорока Мучеников Севастийских на Руси полагалось выпекать из разной муки такое обрядовое печенье. 9 букв

>ябедничество

Русский

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. я́бедничество я́бедничества
Р. я́бедничества я́бедничеств
Д. я́бедничеству я́бедничествам
В. я́бедничество я́бедничества
Тв. я́бедничеством я́бедничествами
Пр. я́бедничестве я́бедничествах

я́·бед-ни-че-ство

Существительное, неодушевлённое, средний род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -ябед-; суффиксы: -нич-еств; окончание: -о .

Произношение

  • МФА: (файл)

Семантические свойства

Значение

  1. наушничество, фискальство, оговаривание кого-либо ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  2. сутяжничество ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Синонимы

  1. доносительство
  2. кляузничество

Антонимы

Гиперонимы

Гипонимы

Родственные слова

Список всех слов с корнем «-ябед-»

  • существительные: ябеда, ябеда-корябеда, ябедник, ябедница, ябедничание, ябедничанье, ябедничество
  • прилагательные: ябедливый, ябедный, ябеднический
  • глаголы: ябедничать, изъябедничаться, наябедничать, наябедничаться, поябедничать, съябедничать
  • причастия: ябедничавший, ябедничающий, наябедничавший
  • наречия: ябеднически

Этимология

Происходит от др.-русск. ябедникъ, ѧбетникъ «должностное лицо, судья» (Новгор. I летоп., Синод. сп., под 1218 г.), в ХVI в. также «клеветник». Др.-русск. заимств. (откуда русск. ябеда, ябедник, укр. я́беда, ябе́дник) — из др.-сканд. embǽtti, ambǽtti ср. р. «служба, должность», родственно готск. andbahti, др.-в.-нем. ambahti «должность», которые происходят из галльск. ambactus «гонец». Образование ябетьникъ соответствует др.-исл. embǽttis-maðr «прислужник». Согласный -д- в русск. слове может быть объяснен влиянием слова беда́. Принимая во внимание др.-русск. форму на -т- и др.-русск. знач. «должностное лицо» для слова ябетьникъ, следует отвергнуть толкование слова ябеда как сложения приставки я- и слова бѣда, против чего говорит и укр. е (а не i из ѣ). Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Перевод

    Список переводов

    • Украинскийuk: ябедництво
    • Хорватскийhr: dostavljanje, tužakanje

    Библиография

    • Ябедничество. // Словарь русского языка в 4-х томах (МАС)
    • Резниченко И. Л. ябедничество // Словарь ударений русского языка: Произношение. Ударение: около 25 000 слов. — М. : АСТ-Пресс, 2003. — 1183 с. — ISBN 5-271-06540-5.
    Для улучшения этой статьи желательно:

    • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
    • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
    • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

    Ябеда и ябедничество. Что с этим делать?

    Внимание: стоит учесть, что «ябеда» — понятие славянского менталитета и за рубежом подобного не существует. В России, если ты не помог приятелю, попавшему в беду (на экзамене) и не помог ему (не дал списать), ты предатель. Ты предатель вдвойне, если о списывании сообщил преподавателю. Ты ябеда, ты — предатель.

    В Камеруне о факте списывания на ЕГЭ того или иного ученика сообщают по телевидению, позоря такого ученика и его родственников на всю страну.

    Ребенок ябедничает или просит помочь?

    ​​​​​​​За рубежом вгляд на это иной. За рубежом каждый взрослый, заметив нарушение со стороны не только прохожего, но и соседа, считает себя обязанным сообщить об этом в полицию. Дружба дружбой, а соблюдение законов и порядке важнее всего. Аналогично, в школах между детьми категорически не принято давать списывать и, напротив, считается нормой сообщить учителю о списывании. Списывание в цивилизованных странах приравнивается к воровству, отнимающему у способных и старательных шанс получить достойное образование. Там не ябед позорят, а тех, кто списывает. В США, Англии, Голландии и Израиле 99% студентов даже и помыслить не могут, чтобы украсть чужую цитату, подсмотреть результат на экзамене, а если увидят — доложат руководству вуза сразу. В этих странах за списывание мгновенно студентов исключают из вузов (и того, кто списал, и того, кто дал списать), а в Камеруне о факте списывания того или иного ученика сообщают по телевидению, позоря такого ученика и его родственников на всю страну.

    Итого: в некоторых случаев надо не «ябед» стыдить, а защищать детей, которые за честность, от детей, для которых честность менее важна, чем отношения с друзьями. Тем не менее, противные ябеды действительно есть, неприглядный феномен ябедничества существует, и наши дети ябедами быть не должны. Только определим понятия:

    Настоящие ябеды — это дети, получающие удовольствие от того, что их слова стали причиной для наказания другого ребенка. Мотив их действий — не забота о порядке, а недоброжелательность к другим или прямая месть.

    И что с этим делать?

    Внимание: всерьез о ябедничестве можно говорить только с возраста 5 лет.

    • Если ребенку нет еще 3 лет, то вы не должны быть озабочены проблемой ябедничества. Рано еще, до ябедничества в этом возрасте дети еще не доросли.

    У трехлетнего ребенка сознание находится в стадии формирования. Оценить поступок малыш может, только глядя на реакцию взрослых. Когда он сообщает родителям или воспитателю: «Коля столкнул меня с качелей, а была моя очередь», то на самом деле пытается выразить две мысли — сообщить о несправедливости и узнать, действительно ли то, что сделал Коля, плохо. т. к. малыш пока не может предсказать последствия своих поступков. В этом возрасте, если вы заподозрили проявления ябедничества, просто переключите внимание ребенка: «Толя смотрит мультик? А ты что делаешь? В машинки играешь? Построй гараж, а потом мне покажешь!» А вот если вы тут же пойдете наказывать старшего, то тем самым заложите первый кирпичик истинного ябедничества. Или типичная ситуация, когда ребенок бежит к взрослому с сообщением, что кто-то отнял у него игрушку. Это тоже не ябедничество. Просто пока ребенок больше надеется на помощь взрослого, чем на собственные силы.

    • Если вашему малышу от 3 до 5 лет, то чаще всего он не ябедничает, а делится информацией и хочет, чтобы взрослый оценил ситуацию, потому что самому ему это пока трудно сделать. В этом возрасте ребенок может реалистично оценить только поведение других детей, но не самого себя, поэтому вы часто будете слышать о проказах других.

    С 3 лет ребенок вступает в дошкольный возраст. На первый план выступает ее величество Игра, причем игра совместная, требующая умения общаться с другими детьми. Наступает «социальный» период развития. Время великих «почемучек» вступает в свои права, ребенок хочет, чтобы ему объяснили «как», «что» и «почему». Он видит разные образцы поведения от мамы, папы, бабушки, воспитательницы и пробует их применять. И ему так важно получить объяснения взрослого о том, «что такое хорошо и что такое плохо»!

    Родителям, чьи дети находятся в возрасте 3-5 лет, нужно понимать, что ребенок, сообщая вам о чем-то или о ком-то, зачастую не преследует никаких «низких» целей. Он просто делится информацией! Ведь в семье вы тоже рассказываете своему мужу, что «натворил» ребенок или что сказала вам свекровь. Если кто-то скажет, что вы ябедничаете, то вы возмутитесь, мол, нет, я просто делюсь впечатлениями, эмоциями, фактами! Ребенок наблюдает это и не видит в жалобах ничего предосудительного. Ему тоже необходимо поделиться и впечатлениями, и эмоциями, и фактами. А ваша задача — обсудить с ним, правильно или нет вели себя другие дети, он сам и как лучше вести себя в следующий раз. Будет еще лучше, если вы инсценируете рассказываемые малышом ситуации с помощью игрушек.

    Ребенок по дороге домой рассказывает, как воспитательница ругала мальчишек и даже поставила их в угол. Как мальчик куклу отнимал, как девочка назвала ее «черепахой»… Ябедничество ли это? Скорее всего — нет. Кажущийся парадокс в поведении ребенка, не достигшего 5 лет, заключается в том, что он может реалистично оценить только чужое поведение. Это тот самый период, когда «в чужом глазу соринку видишь, а в своем бревна не замечаешь», но именно так развивается психика. Это необходимый этап, чтобы затем научиться оценивать и свои поступки, но это происходит позже, в 5-7 лет. Именно поэтому дети рассказывают о чужих проступках. Им важно, что думает мама по этому поводу. Именно через мнение мамы они изучают социальные нормы общения и учатся оценивать также и свое поведение.

    Что будет, если мама прервет ребенка категоричным «не жалуйся» и «не ябедничай»? Дитя, несколько раз получив такую реакцию, замкнется в себе и не станет рассказывать маме о жизни в саду. Ребенок не получит ответы на волнующие его вопросы, его «информационный голод» не будет удовлетворен. Хорошо, если рядом окажутся понимающая и готовая поговорить бабушка, тетя или воспитательница. А если нет? Да, сиюминутная проблема решена, ребенок перестанет «ябедничать», но отдаленная перспектива совсем не радужная — отсутствие доверительных отношений с мамой, проблемы в общении со сверстниками, о которых не с кем посоветоваться. С 3 до 5 лет продолжается период «проб и ошибок», и очень важно, чтобы рядом с ребенком были понимающие родители, готовые всегда прийти на помощь.

    • Если вашему ребенку от 5 до 7 лет, научитесь отделять настоящее ябедничество (из мести, зависти, обиды) от ненастоящего, когда ребенок просит помощи взрослого, сообщает об опасности, хочет избежать незаслуженного наказания или исполняет навязанную роль «ябеды».

    ​​​​​​​Что работает плохо — прямой запрет ябедничать.

    Сколько бы лет ни было ребенку, самым неэффективным способом борьбы с ябедничеством является прямое запрещение не ябедничать и не жаловаться, хотя именно на этот способ родители возлагают самые большие надежды. Прямое запрещение блокирует доверительное общение между ребенком и взрослым. Внешне проблема кажется решенной — вы перестаете слышать от ребенка жалобы. Но на самом деле ситуация усугубляется тем, что теперь ребенку еще и не с кем посоветоваться.

    Всегда полезно — разобраться, что стоит за ябедой: что за ситуация и что за ребенок. Бывает, что за склонностью ябедничать стоит стоит какая-то другая проблема. Это не всегда, но бывает, и задуматься об этом стоит.

    Зачастую дети, желающие заслужить уважение посредством ябедничества, — неудавшиеся лидеры. Им необходимо чувство собственной значимости в своих глазах и глазах других детей. Но как сделать это правильно, как завоевать истинный авторитет, они еще не знают. Им кажется, что таким образом они могут заставить других детей уважать себя и считаться с их мнением. Если это физически сильные дети, то их тихо ненавидят, предпочитая «не связываться». Если физически слабые, то их могут бить и обижать, вызывая новый поток ябедничества.

    Если ваш ребенок стремится к лидерству, но выбрал неверный путь, помогите ему проявить себя. Покажите его сильные стороны, за которые он может уважать себя и получить уважение других (например, у него может быть богатая фантазия, и он способен придумать интересную игру). Такому ребенку надо сказать, что ябедничать плохо, что таким образом он потеряет всех друзей и уважение к себе.

    Также дети могут ябедничать из чувства мести или обиды по отношению к другим. Например, если вовремя не погасить конфликт между детьми, он может перерасти в противостояние, где обиженная сторона постарается восстановить «статус-кво» через ябедничество, рассказывая, а иногда выдумывая про обидчика то, за что он будет наказан. Не надо путать эту ситуацию с просьбой о помощи к взрослому. Когда ребенок просит помощи, он не настаивает на наказании обидчика, а хочет понять, как ему действовать самому. В случае с ябедничеством из мести он направляет карающую руку взрослого на противника и с удовлетворением наблюдает за его наказанием. Иного пути, как помочь детям решить их конфликт, в этой ситуации не существует.

    Ябедничество может спровоцировать и чувство зависти. Ребенок, не имеющий хороших игрушек, одежды, развлечений, внимания окружающих, может отчаянно завидовать тому, у которого это все есть, и через ябедничество пытаться восстановить некую понятную только ему «справедливость». Это может происходить в семьях, где одному ребенку уделяется гораздо больше внимания, чем другому. Своим ябедничеством ребенок как бы подчеркивает: «Посмотрите, он плохо себя ведет! Почему вы любите его больше меня?» В этом случае ябедничество — только симптом более глубокой проблемы — ревности.

    Как отучить ребенка ябедничать?

    Вопрос: Наша шестилетняя дочь постоянно ябедничает на своего младшего брата Борю, которому только четыре года. Похоже, что она только и ждет, когда Боря сделает что-то не так, чтобы сказать об этом мне. Я думала, что это пройдет, но вижу, что такое поведение превращается в хобби. Как мне остановить его?

    Ответ: Установите правило: «Мы рассказываем о близких только хорошее или то, что может им помочь». Если же ребенок рассказывает ситуацию, которую можно понять и как ябеду, и как желание помочь — мы громко и уверенно понимаем сказанное ребенком как его желание помочь (прием позитивный переводчик).

    Вот пример возможной беседы.

    Дочь: Хочешь, расскажу, что делает Боря?

    Мама: Вспомни, чему я тебя учила: мы рассказываем о близких только хорошее или то, что может им помочь. Ты хочешь рассказать о Боре что-то хорошее? Или он делает что-то опасное, и ему нужно помочь?

    Дочь: Ну, Боря может ушибиться.

    Мама: Насколько серьезная опасность? Ему действительно нужно помочь?

    Дочь: Боря взбирается на шкаф, чтобы взять чашку. Он может упасть.

    Мама: Действительно, это опасно. Ты подумала, что ты можешь сделать сама, чтобы он не упал?

    Дочь: Я могу забраться на шкаф сам и достать ему чашку. Или можно дать ему другую чашку!

    Мама: Отлично! Мне нравятся оба варианта. А какой вариант больше нравится тебе? Какой у тебя план?

    Дочь: Я дам ему другую чашку.

    Мама: Какая же ты внимательная и заботливая! Ты уже умеешь справляться с трудными ситуациями сама. Иди, сделай, что решила!

    >«РЕШУ ОГЭ»: русский язык. ОГЭ 2019: задания, ответы, решения. Обучающая система Дмитрия Гущина.

    Транскрипт

    1 Решения Задание тип 2 В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему герой не предложил кандидатуру Мити на общественный пост?» 1) Все общественные посты были уже заняты. 2) Митя не умел организовать одноклассников. 3) Рассказчик посчитал это нетактичным. 4) Рассказчик сделал это от обиды на друга 3) Рассказчик посчитал это нетактичным. О т в е т : 3 Ваш ответ: нет ответа. Правильный ответ: 3 Задание тип 3 Укажите предложение, в котором средством выразительности является фразеологизм. 1) Наша драгоценная дружба едва не рухнула в первый же школьный день. 2) А затем со слезами Митя требовал вернуть ему былое доверие ради святой дружбы, что «больше нас самих», и пытался влепить мне иудин поцелуй. 3) Митина вздорность, перепады настроений, чувствительные разговоры, всегдашняя готовность к ссоре, проявляющаяся при первой же возможности, стали казаться мне непременной 1/8

    2 4) Чуть ли не на другой день Митя полез мириться. В предложении 2 иудин поцелуй выделенные слова являются фразеологизмом. О т в е т : 2 Ваш ответ: нет ответа. Правильный ответ: 2 Задание тип 4 Из предложений 1 5 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости звонкости последующего согласного. Условию задания соответствуют приставки, которые оканчиваются на буквы З или С. Их написание подчиняется правилу: если после приставки следует буква, обозначающая звонкий звук, то в приставке пишем З; если же после приставки следует буква, обозначающая глухой звук, то в приставке пишем С. В предложении 5 слово «бесшумным» отвечает требованию задания. В слове «роскошным» нет приставки. О т в е т : бесшумным Ваш ответ: нет ответа. Правильный ответ: бесшумным 2/8

    3 Задание тип 5 Из предложений выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательном, образованном от существительного с помощью суффикса -ЕНН, пишется НН». Условию задания соответствует слово общественные : это полное прилагательное (имеет окончание); образовано от сущ. общество+ ЕНН+ый. Слово драгоценный не подходит: оно образовано от слова цена+ н+ый= ценный; ценный +драг+о= драго цен ный Слово непременный не подходит, существительного непрем не существует. О т в е т : общественные Ваш ответ: нет ответа. Правильный ответ: общественные Задание тип 6 Замените разговорное слово «продул» в предложении 23 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним Слово ПРОДУЛ можно заменить стилистически нейтральным синонимом ПРОИГРАЛ. Слова «лупить и колотить» не подходит, оно также разговорное О т в е т : проиграл 3/8

    4 Ваш ответ: нет ответа. Правильный ответ: проиграл Задание тип 7 Замените словосочетание «школьный день» (предложение 16), построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. С точки зрения грамматики словосочетание «школьный день», построенное на основе согласования, можно заменить словосочетанием «день школы» со связью «управление» (по аналогии с такими словосочетаниями, как «день техникума», «день института», если речь идёт, например, о каком-то массовом мероприятии, где каждому учебному заведению выделяют день для презентации). Однако мы не советуем использовать словосочетание «день школы», т.к. с точки зрения стилистики оно звучит некорректно. Словосочетание «день школы», используемое для ответа на это задание, было не засчитано в качестве верного на экзамене в одном из регионов в 2018 году. Поэтому заменить словосочетание «школьный день» целесообразно синонимичным «день в школе». О т в е т : деньвшколе Ваш ответ: нет ответа. Правильный ответ: деньвшколе Задание тип 8 Выпишите грамматическую основу предложения 21. (21)Ко всему ещё он оказался ябедой. 4/8

    5 Это составное именное сказуемое. Он не просто оказался (никак не очутился) Сравните: он оказался на острове. Она оказалась в больнице. Значение: очутиться, попасть. О т в е т : он оказался ябедой Ваш ответ: нет ответа. Правильный ответ: оноказалсяябедой Задание тип 9 Среди предложений 8 15 найдите предложение с обособленным распространённым определением. Напишите номер этого предложения. В предложении (15)Митина вздорность, перепады настроений, чувствительные разговоры, принадлежностью дружбы есть причастный оборот. О т в е т : 15. Ваш ответ: нет ответа. Правильный ответ: 15 Задание тип 10 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. У меня был закадычный друг,(1) чернявый,(2) густоволосый,(3) подстриженный под 5/8

    6 девочку Митя Гребенников. Наша с ним дружба началась,(4) кажется,(5) ещё в возрасте четырёх лет. Запятые под номерами 4 и 5 выделяют вводное слово «кажется». О т в е т : 45 Ваш ответ: нет ответа. Правильный ответ: 45 Задание тип 11 Укажите количество грамматических основ в предложении 20. Ответ запишите цифрой. В предложении 20 две основы: {Ничего заманчивого в этой должности не было}, но {у Мити словно помутился разум от зависти}. О т в е т : 2. Ваш ответ: нет ответа. Правильный ответ: 2 Задание тип 12 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью. 6/8

    7 Митя не выказал ни малейшей обиды,(1) но его благодушие рухнуло в ту минуту,(2) когда большинством голосов я был выбран санитаром. Сочинительная связь предполагает во-первых, наличие сочинительного союза, а во-вторых, хотя бы двух простых предложений в одном сложном. {Митя не выказал ни малейшей обиды}, (1) но , (2) (когда большинством голосов я был выбран санитаром.) О т в е т : 1 Ваш ответ: нет ответа. Правильный ответ: 1 Задание тип 13 Среди предложений найдите сложные предложения с последовательным подчинением придаточных. Напишите номера этих предложений. Сложное предложение с последовательным подчинением придаточных должно быть во-первых, сложноподчинённым, то есть иметь подчинительные союзы; во-вторых, нужно, чтобы придаточные цеплялись друг за друга, то есть от первого будет зависеть второе предложение, от второго третье и так далее; в третьих, основ должно быть минимум три. Всем этим условиям соответствует предложение 26. , (что он оговорил меня для моей же пользы, боясь), (как бы дурные наклонности вновь не пробудились во мне). Последовательность: /8

    8 (28)Всё это выглядело фальшиво, скверно, непорядочно, , (пока вдруг не понял), (что у настоящей дружбы совсем иной адрес). Последовательность: О т в е т : 2628 Ваш ответ: нет ответа. Правильный ответ: 2628 Задание тип 14 Среди предложений найдите сложное предложение с бессоюзной связью между частями. Напишите номер этого предложения. В предложении 14 нет союзов между простыми предложениями. (14)»Наша дружба больше нас самих, мы не имеем права терять её» вот какие фразы умел он загибать. Некорректное задание. Очень похоже на прямую речь, но нет запятой после цитаты. Других бессоюзных предложений в указанном промежутке нет. В 10 есть союз И (и на него рука не поднималась) О т в е т : 14 Ваш ответ: нет ответа. Правильный ответ: /8

    9 Задание С1 Изложение, начинающееся словами «Что такое дружба?» Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком. Нажмите кнопку 9516.mp3, чтобы прослушать запись. Микротемы к тексту «Что такое дружба?» 1. Как становятся друзьями? Дружить могут люди разных профессий. 2. Дружба основывается на сходстве, а проявляется в различии, противоречиях, несходствах. В дружбе один даёт, другой получает. 3. Друг это тот, кто ценит за хорошее и разоблачает за плохое. Критерий K1 Содержание изложения K2 Сжатие исходного текста K3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения Задание С2 Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста М.В. Панова: «В художественное произведение могут входить такие слова, которые находятся за пределами литературного языка». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами М.В. Панова Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Всё это выглядело фальшиво, скверно, непорядочно, тем не менее я ещё года два участвовал в недостойном фарсе, пока вдруг не понял, что у настоящей дружбы совсем иной адрес». Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое дружба», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. 1/4

    10 2/4

    11 15.1 Приведем пример сочинения-рассуждения в публицистическом стиле. От того, как человек говорит, зависит его восприятие окружающими: какое впечатление он произведет, как будут восприниматься его слова, добьется ли он преследуемых целей. Наша речь это показатель нашей культуры или бескультурья, нашей духовности или бездуховности, нашего внутреннего богатства или нищеты. Литература есть отражение жизни во всей её многогранности. Вот почему «В художественное произведение могут входить такие слова, которые находятся за пределами литературного языка». Об этом говорил известный лингвист Панов. В предложении 9 в тексте Юрия Нагибина используется далеко не литературное слово «морду». Слово уместно в тексте, так как несёт дополнительную экспрессивную нагрузку: в нём сосредоточено огромное возмущение героя поведением Мити. Для этой же цели используется автором и просторечие «всыпал» в предложении 11: «И всё-таки я ему всыпал». Не побил, не ударил, а именно всыпал, как шкодливому ребёнку, не до конца осознающему, что он творит. Приведённые примеры подтверждают справедливость замечания М.В. Панова о допустимости использования в художественном тексте нелитературной лексики В приведённом фрагменте текста: «Всё это выглядело фальшиво, скверно, непорядочно, тем не менее я ещё года два участвовал в недостойном фарсе, пока вдруг не понял, что у настоящей дружбы совсем иной адрес» есть интересная метафора: у дружбы другой адрес. Да, далеко не всегда человек, которого считаешь своим другом, подтверждает это высокое звание, а бывает, поддержку находишь там, откуда её совсем и не ждёшь. О случайных людях, которых мы ошибочно считаем своими друзьями, говорят: «Друг на час». Такая «дружба» может рассыпаться без видимых причин. Митя, герой текста Юрия Нагибина, это как раз друг на час. Настоящий друг будет радоваться победам друга, а не завидовать, как Митя: «Ничего заманчивого в этой должности не было, но у Мити словно помутился разум от зависти» (предложение 20). А в предложениях находим подтверждение того, что от Митиной дружбы веет гнилью, ведь нельзя сначала предать, а потом пытаться ещё и выгородить себя: «Важно заметить, что он оговорил меня для моей же пользы, боясь, как бы дурные наклонности вновь не пробудились во мне. А затем со пытался влепить мне иудин поцелуй». Неслучайно рассказчик называет Митин поцелуй «иудиным». О какой дружбе можно говорить, если речь заходит о предательстве? Хорошо, что рассказчик понял, что Митя не друг вовсе. Приведённые примеры подтверждают, что дружба великий дар и награда судьбы. Хорошо бы, чтобы каждому в жизни встретился настоящий друг Дружба это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Кто, как не друг, поддержит или поможет; кто, как не подруга, разделит с тобой тайну и сохранит её; кто, как не друзья, станет за тебя горой и не даст бросить школу из-за проблем дома…невозможно перечислить всё, что могут друзья. Вот почему желание иметь друга и дружить так естественно и так необходимо человеку. Герой рассказа Юрия Нагибина постепенно осознаёт, что ошибся в выборе друга. Их детская дружба, начавшаяся с детского сада, не выдерживает испытаний. Всё чаще возникают мысли о том, что настоящая дружба должна быть по «иному адресу». Как и любое чувство, дружба тоже проходит испытание. И если человек предаёт тебя, не поддерживает, настроен агрессивно это уже не дружба, а просто привычка. Настоящие друзья должны быть другими… Я помню, как тяжело переживала предательство подруги (иначе я это не называла!). Мы жили рядом, мы учились в одном классе, мы дружили до восьмого класса. А в девятом пришла новенькая. И как говорят, вцепилась в мою Наташу мёртвой хваткой. И домой к ней, и за парту с ней, и даже на свидание с парнем Наташи тоже…я не могла больше ни поговорить с подругой, ни даже просто подойти: новенькая всё время крутилась рядом. Это было очень больно…со временем выяснилось, что Наташа ей была не нужна, а был нужен общий знакомый, и она использовала мою подругу, чтобы подобраться к нему. Но я смогла простить свою подругу. Когда она выходила замуж, угадайте, кто был подругой невесты. Обрести настоящих друзей очень непросто. Берегите своих друзей, и сами будьте настоящими друзьями для них. Критерий K1 Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос K2 Наличие примеров-аргументов 3/4

    12 K3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения K4 Композиционная стройность работы K5 Соблюдение орфографических норм (изложение и сочинение) K6 Соблюдение пунктуационных норм (изложение и сочинение) K7 Соблюдение грамматических норм (изложение и сочинение) K8 Соблюдение речевых норм (изложение и сочинение) K9 Фактическая точность письменной речи (изложение и сочинение) 4/4

    Ко всему еще он оказался ябедой. Однажды классная руководительница велела мне остаться после занятий и учинила грандиозный разнос за игру в деньги. Лишь раз в жизни, в дошкольные времена, играл я в расшибалку, быстро продул семь копеек наличными и еще рубль в долг. Поверив чистосердечному раскаянию, дед помог мне вернуть долг чести, на том и кончилось мое знакомство с азартными играми.

    Прижатый в угол, Митя сознался в доносе. Он оговорил меня для моей же пользы, боясь, что дурные наклонности вновь пробудятся во мне и погубят мою столь счастливо начавшуюся карьеру — он имел в виду пост санитара. А затем со слезами в глазах Митя требовал вернуть ему былое доверие ради святой дружбы, что «больше нас самих», и пытался влепить мне иудин поцелуй. Все это выглядело фальшиво, скверно, непорядочно, тем не менее я еще года два, если не больше, участвовал в недостойном фарсе, пока вдруг не понял, что у настоящей дружбы совсем иной адрес. Митя все же был привязан ко мне и тяжело переживал разрыв…

    И вот пришел в мою жизнь Павлик. И у дворовых и у школьных ребят навсегда засело в памяти, что в нашей паре я был ведущим, а Павлик ведомым. Недоброжелатели считали, что Павлик — какой-то принудительный ассортимент ко мне. Это осталось с той поры, когда я «вводил Павлика в свет» — сперва во дворе, потом в школе, — он перешел в наш класс и вновь оказался в положении чужака. И тут действительно дело было поставлено строго: меня нельзя было пригласить на день рождения, Новый год или другой праздник, не пригласив Павлика. Я покинул футбольную дворовую команду, где считался лучшим бомбардиром, когда Павлика отказались взять хотя бы запасным, и вернулся лишь вместе с ним… Так возникла иллюзия нашего неравенства, которую не могла рассеять вся последующая жизнь. Общественное мнение не склонно к перемене даже перед лицом очевидности.

    На самом деле ни один из нас не зависел от другого, но душевное превосходство было на стороне Павлика. Его нравственный кодекс был строже и чище моего. Долгое приятельство с Митей не могло пройти бесследно, я привык к известному моральному соглашательству. Прощение предательства немногим отличается от самого предательства. Павлик не понимал сделок с совестью, тут он становился беспощаден. Нам было лет по четырнадцати, когда я на своей шкуре испытал, каким непримиримым может быть мягкий, покладистый Павлик.

    На уроках немецкого я чувствовал себя принцем. Мать не зря надрывалась над пишущей машинкой, выколачивая рубли для оплаты уроков фрейлейн Шульц, омрачившей мои детские годы. Понятно, что все наши часто менявшиеся школьные немки души во мне не чаяли. И задержавшаяся дольше других Елена Францевна не являла собой исключения, хотя я никак не соответствовал ее идеалу ученика.

    Она требовала в классе не просто тишины и внимания, а молитвенной сосредоточенности, как в храме. Худущая, изжелта-серая, напоминающая лемура громадными темными подглазьями на изможденном, в кулачок, личике, Елена Францевна казалась умирающей от какой-то страшной болезни. Но она была совершенно здорова, никогда не пропускала уроков, даже во время эпидемий гриппа, валивших всех учителей подряд. Она могла наорать на ученика за рассеянный взгляд или случайную улыбку. Куда хуже крика были ее въедливые нотации, она словно кусала тебя обидными словами. Конечно, за глаза ее звали Крысой, — в каждой школе есть своя Крыса, — а худая, востренькая, злая Елена Францевна казалась специально созданной для этой клички. Была ли она на самом деле такой злой? У ребят не существовало двух мнений на этот счет. Мне же она представлялась несчастным, издерганным человеком. Но я-то был принцем! Она вызывала меня читать вслух, и маленькое, некрасивое ее лицо молодо розовело, когда я выдавал свое «истинно берлинское произношение».

    Но настал и мой черед. Елена Францевна никогда не спрашивала у меня уроков. Мы и так разговаривали с ней по-немецки, чего же еще надо? Вдруг, ни с того ни с сего, она вызвала меня к доске, будто самого рядового ученика. Как раз перед этим я пропустил несколько дней — то ли болел, то ли прогуливал — и понятия не имел о домашнем задании. Наверное, она все-таки была злючкой и вызвала меня нарочно, чтоб подловить. Но поначалу все шло хорошо. Я проспрягал какой-то глагол, отбарабанил предлоги, требующие дательного падежа, прочел по учебнику тошнотворную назидательную историйку и пересказал содержание.

    — Прекрасно, — поджала узкие, бледные губы Елена Францевна. — Теперь стихотворение.

    — Какое стихотворение?

    — То, которое задано! — отчеканила она ледяным тоном.

    — А вы разве задавали?

    — Привык на уроках ворон считать! — Удивительно, как легко она заводилась — с пол-оборота. — Здоровенный парень, а дисциплина!..

    — Да я же не был в школе! Я болел.

    Она уставилась на меня окольцованными синевой, лемурьими глазами и стала листать классный журнал, пальцы ее дрожали.

    — Совершенно верно, ты отсутствовал. А спросить у товарищей, что задано, мозгов не хватило?

    Взял бы да и сказал — не хватило. Ну что она могла мне сделать? Поставить «неуд»? Едва ли. И тут я нашел другой выход. О домашних заданиях я спрашивал у Павлика, а он ни словом не обмолвился о стихотворении. Забыл, наверное. Я так и сказал Елене Францевне с легкой усмешкой, призывая и ее отнестись к случившемуся юмористически.

    — Встань! — приказала Павлику немка. — Это правда?

    Он молча наклонил голову. И я тут же понял, что это неправда. Как раз о немецком я его не спрашивал. О математике, русском, истории, биологии спрашивал, а готовить немецкие уроки я считал ниже своего достоинства — принц все-таки!

    Елена Францевна перенесла свой гнев на Павлика. Он слушал ее, по обыкновению, молча, не оправдываясь и не огрызаясь, словно все это нисколько его не касалось. Спустив пары́, немка угомонилась и предложила мне прочесть любое стихотворение на выбор. Я рванул шиллеровскую «Перчатку» и заработал жирное «отлично».

    Вот так все и обошлось. Ан не обошлось. Когда, довольный и счастливый, я вернулся на свое место, Павлика не оказалось рядом. Исчезли его учебники, тетрадки, вставочка с пером «рондо». Я оглянулся: он сидел за пустой партой, через проход, позади меня.

    — Ты чего это?..

    Он не ответил. У него были какие-то странные глаза: красные и налитые влагой. Я никогда не видел Павлика плачущим. Даже после жестоких, неравных и неудачных драк, когда и самые сильные ребята плачут — не от боли, а от обиды, — он не плакал. Он и сейчас умудрялся держать слезы в глазах, не давая им пролиться, но внутри себя он плакал.

    — Брось! — сказал я. — Стоит ли из-за Крысы?..

    Он молчал и глядел своими остекленевшими глазами мимо меня. Какое ему дело до Крысы, он и думать о ней забыл! Его предал друг. Спокойно, обыденно и публично, средь бела дня, ради грошовой выгоды предал человек, за которого он, не раздумывая, пошел бы в огонь и в воду.

    Никому не хочется признаваться в собственной низости. Я стал уговаривать себя, что поступил правильно. Как ни крути, он все-таки подвел меня, пусть и невольно, и мне пришлось защищаться. Ну, покричала на него немка, подумаешь, несчастье, она на всех кричит. Стоит ли вообще придавать значение подобной чепухе?.. А вот окажись Павлик на моем месте, назвал бы он меня? Нет! Он скорее проглотил бы собственный язык. И вдруг я понял, что это не пустые слова. Недавно я прочел книжку про Джордано Бруно «Псы господни». Из всех людей, каких я знал, только Павлик мог бы, как Джордано Бруно… Ради своей правды… А ведь так оно и сталось: подобно Джордано, Павлик кончил жизнь в огне. Он мог спастись, для этого ему достаточно было всего лишь поднять руки…

    Почти год держал он меня в отчуждении. Все мои попытки помириться так, «между прочим», успеха не имели. А возможности были, мы учились в одном классе, жили в одном подъезде, наши пути все время пересекались. Надо отдать должное чуткости ребят: они деликатно охраняли нашу разобщенность, помогая избегать ложных положений, разных неловкостей. Учителя и другие взрослые люди, не ведавшие о нашем разрыве, то и дело совершали невольные промахи, по привычке считая нас с Павликом неразлучными. Будь то опыты на уроке химии, занятия в физическом кружке, воскресники, дежурства в учительской или пионерские поручения, нас обязательно зачисляли в одну группу, звено или пару. Ребята неприметно помогали нам разъединиться.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *