По спартански это как

По спартански это как

Спартанская система воспитания

Полноправные спартанцы считались равными между собой, их образ жизни от рождения до смерти жестко регламентировался. Младенец после рождения осматривала специальная комиссия. Если оно имело явные физические недостатки, было инвалидом, то подлежало отрицательных ном умерщвления.

С 7 лет мальчики воспитывались в гимнасиях, под наблюдением наставников-педагогов. Они содержались в суровых условиях, чтобы из них выросли выносливые воины, умеющие безоговорочно подчиняется-ваться. Дети спали на непокрытых сухом очеретник, ходили босые, купались в холодных ручьях. Ночью юноши устраивали засид-ки на дорогах и «охотились» на илотов. Так их приучали к войов-ничости и жестокости. Девушки же регулярно занимались гимнастич-ными упражнениями, чтобы стать здоровыми матерями.

Обучению грамоте и другим наукам не оказывалось большое значение. Вместе с детьми спартанцев в агелах воспитывались выход-цы из низших слоев общества, в частности мофакы — дети от из-смешанных браков (между спартанцем и илоткою). Главная цель обуче-ния и воспитания — подготовка будущего воина. Достигнув 14-лет-него возраста, подростки подвергались испытаниям (агонам) — жор-сток избиению перед алтарем Артемиды.

Совместное воспитание мальчиков с девочками имело своим результатом ранние браки. Жених, следуя древних обычаев, воровал невесту. Впрочем, это делалось по взаимному согласию своих и ее родите-лей. Спрятав невесту в своих знакомых, будущий муж секретности но посещал ее, пострижен и одетую в мужское платье. Когда он снимал с нее пояс — символ целомудрия, невеста становилась де-факто его женой, но вступала в дом мужа после ве-солью. Невесты приносили жертвы Зевсу и его жене. Приданое невесте не принадлежал. При заключении брака, кроме воли родителей, учитывалась и мнение должностных лиц.

С 20 до 60 лет спартанец считался военнообязанным и должен был систематически, почти ежедневно совершенствовать свои атлетические и боевые навыки. К ЗО лет он не имел политических прав, ему надлежало во всем следовать советам своего опекуна, наставника.

Спартанцы носили одинаковую одежду, пользовались одинаковой домашней утварью, соблюдали стандартную, общепринятую форму бороды и усы. К ЗО лет спартанец должен был женит-ся, иначе он ежегодно во время религиозного праздника подлежал побит-ю со стороны женщин. Тем, кто имел трех, четырех сыновей, оказывалось особое уважение, им предоставлялись различные льготы.

Социальный статус женщин в Спарте был сравнительно высоким. Они не знгалы многих забот по хозяйству, илоты доставляли им продукты, детей воспитывало государство. Мужчины часто погибали в воен-нах. Жены и вдовы из знатных семей имели значительное материальное обеспечение. В их руках в IV в. до н. е. сосредоточилось около двух пятых, а в III в. до н. н.э. — более половины богатств С: парты.

Единство спартанцев обеспечивалось совместными трапезами (сис-сети), во время которых простые граждане и. цари ели за общим столом и занимались групповыми атлетическими упражнениями. Каждый вносил ежемесячно натуральный взнос в общину. Тот, кто не мог этого сделать, считался «таким, опустившийся», и лишался по-литических прав. Любая роскошь осуждалась. Свой дом спарта-нец мог строить только при помощи топора, пилы и молотка.

По словам древнегреческого мыслителя Аристотеля, воспитание спартанцев имело преимущественно целью подготовить членов военного сообщества. По утверждению Плутарха, новорожденных спартанцев осматривали старейшины (эфоры). Судьба нездоровых новорожденных неизвестна. Плутарх говорит, будто их казнили. Во всяком случае, такие дети росли вне системы военного воспитания. До семи лет спартанцы воспитывались в семье под присмотром нянь, которые славились своим умением на всю Элладу.

Затем наступало время, когда полис брал на себя воспитание и обучение подрастающих спартанцев. Такое воспитание было довольно длинным во времени и делилось на три этапа: с 7 до 15 лет, с 15 до 20 лет, с 20 до 30 лет.

На первом этапе дети попадали к воспитателю пайдонома. Они вместе жили, учились, приобретали минимальные навыки чтения и письма, без которых, по словам Плутарха, никак нельзя было обойтись. Зато физическая подготовка, закаливание были очень насыщенными. Воспитанники всегда ходили босиком, спали на тонком соломенном настиле.

В 12-летнем возрасте воспитания становилось еще более жестоким. Во все времена года верхней одеждой подростков был легкий плащ. Их приучали к короткосливья. Произвольное намек на красноречие преследовался. Применимы были и наказания, но они носили, скорее, символический характер. Например, того, кто провинившегося кусали за большой палец.

Мальчиков 14-летнего возраста посвящали в эйрены — члены общины, которые имели некоторые гражданские права. При инициации подростка жестоко испытывали. Эйрены были помощниками пайдонома в физической и военной муштре остальных подростков. В течение года эйрены проходили испытания в военных отрядах спартанцев. На втором этапе испытания до минимального обучения грамоте добавляли музыку и пение, которые преподавались более углубленно.

Приемы воспитания становились еще более жестокими. Подростки и юноши должны были, например, сами добывать еду. Тот, кто вловився на краже, очень били, но не за то, что украл, а за то, что попался.

В 20 лет эйрены получал военное снаряжение и затем еще в течение десяти лет постепенно приобретал статус полноправного члена военной общины. Все это время не прекращалась военная подготовка. К запреты не относили, например, никак и ни в чем не ограниченную половую жизнь. Но резко осуждалось и преследовалось пьянство. Легендарный законодатель Ликург, чтобы уберечь спартиатов от пьянства, устраивал своеобразные «уроки трезвости», когда рабов заставляли напиваться, чтобы спартанцы могли воочию убедиться, насколько непригляден и отвратителен пьяница.

Воспитание девочек-спартанок мало отличалось от мужского. Оно состояло преимущественно из физических и военных упражнений с диском, копьем, дротиком, мечом. В таком же малом объеме давалась общеобразовательная подготовка. Таким же свободным, как и у юношей, было сексуальное поведение.

На древе человеческой цивилизации спартанские культура и воспитание были малоплодовитою ветвью. Не случайно Спарта не дала ни одного сколько-нибудь крупного и яркого мыслителя или художника. А вообще, не весь педагогический опыт Спарты забыл.

Традиции физического воспитания, закаливания подрастающего поколения стали наследоваться и в другие эпохи.

Жизнь граждан Спарты от рождения и до смерти полностью контролировало государство, поэтому и воспитание в Спарте находился целиком в компетенции государства. По Плутарху, автором системы спартанского воспитания царь Ликург, которого относят к величайшим греческих законодателей античной эпохи.

Плутарх утверждает, что судьба новорожденных в Спарте зависела от их жизнеспособности: их осматривали старейшины, и жизнь сохраняли только здоровым детям, тех же, кто рождался больным и слабым, относили на гору Тайгетос и сбрасывали в пропасть. Не все современные историки соглашаются с этими данными. Очевидно одно: такие дети были исключены из общей системы воспитания.

В семилетнем возрасте мальчиков забирали из семьи * й и селили укрытых полувоенных заведениях вроде казарм — агелах. Основное внимание при воспитании уделялось физической и идеологической подготовке молодежи. Наук в Спарте учили только поверхностно, ровно настолько, сколько требовала жизненная необходимость: детей учили читать и писать. Уделяли внимание обучению музыки, поскольку считалось, что музыка предназначена збадьорюваты дух и разум человека, помогать ему действовать.

В возрасте двенадцати лет подросток-спартанец получал наставника, который занимался подростком.

Питание молодых спартанцев было чрезвычайно ограниченным. Разрешалось и даже поощрялось стремление прокормиться самостоятельно любыми путями, в том числе и кражами пищи. Если подросток попадался, его жестокая наказывали, но не за то что воровал, а за то, что не был достаточно осторожным и позволил себя поймать.

Ежегодно объявлялся период, когда илоты были вне закона — подростки спартанцы могли убивать рабов. Молодые спартанцы организовывали отряды, и ночами совершали рейды по селам илотов. Так развивались организационные способности и навыки действовать ночью.

Важнейшими качествами спартанцы считали активность и мужество, безоговорочное выполнение военных приказов. Учителя ставили целью привить детям идеалы служения родине и своему народу. По словам Плутарха, Ликург приучал сограждан к тому, чтобы они не хотели и не умели жить отдельно, а находились в неразрывной связи с обществом и полностью принадлежали родине, почти забывая о себе. Идеалы военной достоинства и патриотизм были провозглашены высшими нравственными ценностями. Таким образом, с юного спартанца воспитывали мужественного и выносливого воина, преданного своей стране, сильного духом и лишенного недостатков — страха, пассивности, несдержанности в поведении, неумеренности в желаниях и наклонностях. Воспитатели были изобретательными в достижении этой цели. Среди других человеческих пороков, в Спарте строго осуждалось пьянство, и уже через Ликурга было введено своеобразные «уроки трезвости», когда воспитанникам показывали пьяных рабов, чтобы вызвать у них отвращение и уберечь от этой недопустимой склонности.

Когда речь заходит о воспитании детей, на ум приходит фраза «спартанское воспитание». С какими историческими событиями связано это выражение? Актуальна ли в наши дни такая система воспитания мальчиков?

Словосочетание «воспитание по-спартански» уходит корнями в историю древнегреческого государства, где и зародилась такая методика. Главная задача родителей тогда заключалась в том, чтобы воспитать в сыне выносливость, стремление к победе и терпение.

Воспитательный процесс в Спарте (до 4 в. до н. э.) считался делом государственной значимости. Методика воспитания подчинялась задаче превращения мальчиков в будущих воинов. Важнейшими моральными качествами признавалась решительность, упорство и преданность.

В возрасте с 7 до 20 лет сыновья обычных граждан воспитывались в интернатах военного типа. Занятия включали физические упражнения, закаливания, военные игры, обучение музыке и пению. Особое внимание уделялось выработке навыка четкой и лаконичной речи.

Жесткое воспитание, ориентированное на выносливость, и по сей день именуют спартанским.

Система Агогэ

«Агогэ» в переводе с греческого означает «унесение». Это методика военного воспитания в 8-9 вв. до н. э., которая применялась лишь к сыновьям полноправных граждан. Для детей из других сословий прохождение через данную процедуру считалась привилегией, дающей возможность получить в дальнейшем полное гражданство.

Система Агогэ. Старейшины осматривают новорожденного ребёнка

При рождении мальчика забирали и уносили на край пропасти, где производили тщательный осмотр. Больных и слабых детей скидывали в пропасть, оставшихся в живых подвергали различного рода испытаниям. Колыбели были грубыми и жесткими. Уже в семь лет мальчиков отдавали на воспитание в военный интернат, где их учили выживать. Спали воспитанники на соломе, одежду они начинали носить только с 12 лет. Для согревания в подстилку клали крапиву. Мальчики обучались искусству владения мечом, выполняли физические упражнения, метали копье. Еду они себе добывали сами.

Храм Артемиды

По достижении 17-летия спартанцы возвращались домой, но перед этим им нужно было пройти испытание – попасть в храм Артемиды, находящийся высоко в горах. В храме спартанец делал «жертвоприношение». Жрецы привязывали его над большим жертвенным чаном и хлестали мокрыми розгами до первой крови. Юноша должен был сохранять полное молчание, в противном случае его били еще сильнее. Такая процедура позволяла оставить самых сильных.

Основной упор спартанцы делали на развитие силы, смелости и выносливости. Физически крепкие и ловкие юноши ценились в Спарте очень высоко. Культурным навыкам уделялось меньше внимания, но читать и писать каждый спартанец должен был уметь. Занятия по выработке военного языка наделяли воспитанников умением говорить четко и ясно. Музыка, танцы и пение также входили в систему обучения. Воинственная музыка поднимала боевой дух, а танцы повторяли отдельные элементы боя.

Спартанские мальчики в отличие от современных детей были лишены внимания и ласки. С каждым годом воспитание становилось все более жестким: мальчиков обривали налысо, заставляли ходить босиком и собирать тростник голыми руками.

Воспитание по-спартански, возможно, было актуальным для исторических реалий того времени, но в современном мире все происходит по-другому. Не нужно совершать открытые экспансии на чужие территории или постоянно защищать стены города от врагов. Некоторые родители упоминают крепкое физическое развитие и выносливость спартанцев, а также силу духа и терпение. Это действительно имело место быть, но у такой системы воспитания была и другая сторона: жестокость, неуверенность и пассивность.

Воспитание мальчика по-спартански

Чтобы воспитать мальчика в духе Спарты, нужно придерживаться следующих правил:

    • Не пеленать ребенка, исключить создание тепличных условий в помещении. Воспитание по-спартански начиналось с самого младенчества: маленьких детей не купали, а когда они становились старше, их отучали от боязни темноты и одиночества.
    • С первых дней жизни у ребенка нужно формировать правильную осанку. Для этого дитя следует как можно раньше приобщать к физическим упражнениям, следить за тем, чтобы он не пропускал утреннюю зарядку, часто играл в активные игры, рано научился плавать, ровно сидел за столом. Спартанских мальчиков с младенчества воспитывали по-военному. Семья закладывала фундамент основополагающих качеств будущего воина, которые отличали спартанца от других народностей. Приоритетные качества – это сила, выносливость и готовность к преодолению трудностей.
    • Если позволяет здоровье, ребенка следует как можно раньше записать в спортивную секцию, глее опытные тренеры займутся физическим и духовным развитием мальчика. Воспитанием детей военных интернатах Спарты занимались искусные воины, которые отличились мужеством на поле боя и с которых молодежи предполагалось брать пример.
    • Малыша нужно закаливать с ранних лет. Основные помощники в этом – вода, свежий воздух и солнце. Закаливания нужно проводить не тогда, когда ребенок начал часто заболевать, а с раннего возраста. После первых процедур закаливания должны стать регулярными.
    • Нужно прислушиваться к советам старшего поколения в вопросах воспитания. Воспитательный процесс являлся делом всей спартанской общины. Военачальники и высокопоставленные деятели часто вели с мальчиками беседы на тему политики, присутствовали на спортивных состязаниях.

Соблюдая хотя бы некоторые из этих советов, ваш ребенок будет расти сильным и здоровым

  • Позвольте ребенку заниматься музыкой и танцами, если ему хочется. Только искусство спартанцам нужно было не для развития творческих способностей. Танцы с оружием напоминали боевые упражнения. Элементами танца были атака, прыжки, оборона и молниеносные удары – все, что требовалось воину в бою.
  • В ребенке нужно воспитывать желание беспрестанно повышать свой интеллектуальный, физический и культурный уровень. Образовательный процесс в Спарте заканчивался только после 30 лет, так как этот возраст отождествлялся с полным физическим и нравственным формированием человека.

Интересно, что воспитание по-спартански для девочек мало отличалось от воспитания юношей. Девушки воспитывались в домашних условиях, но приоритетным направлением для них была также физическая и военная подготовка. По достижении определенного возраста они могли наравне с мужчинами принимать участие в военных акциях.

Образование Спартанского государства. Социальная и политическая структура спартанского общества.

Возникновение спартанского государства. В истории Греции конца V – начала IV в. до Р. Х. большую роль сыграла Спарта. Спартанское государство формируется к концу II тысячелетия до Р. Х., после того как на Пелопоннесе в XI в. до Р. Х. появились дорийцы, расселившиеся в юго-восточной части полуострова, Лаконике (отсюда второе название Спарты – Лакедемон), в долине реки Эврот. Пришельцы подчинили и частью изгнали местных жителей ахейцев. Спарта представляла собой не город, а объединение пяти деревень, об. Нехватка земли привела к активной спартанской экспансии на запад, в Мессению, где обитали племена, сходные с ахейскими, говорившие на дорийском диалекте. Спартанцы их покорили в результате нескольких мессенских войн (VIII–VII вв. до Р. Х.).

До VI в. до Р. Х. Спарта развивалась так же, как и остальные греческие полисы. Но к VI (или даже VII) в. до Р. Х. происходит окончательный поворот к формированию замкнутого самодовлеющего общества, что нашло отражение в легендарном законодательстве Ликурга, которое официально зафиксировало созданное в Спарте государственное устройство.

Государственное устройство Спарты. Во главе спартанского общества стояли два царя, басилея. В военное время они являлись военачальниками, кроме того, выполняли жреческие функции и частично – судебные. На деле цари были лишены верховной власти, так как входили в совет старейшин, второй важный государственный орган, иначе называвшийся герусией. В него включалось тридцать человек: два царя и двадцать восемь старейшин. Старейшинами (геронтами) становились люди после 60-летнего возраста, то есть уже умудренные опытом. Герусия в своем роде выполняла функции афинского совета пятисот, являясь рабочим органом спартанского государства: старейшины разрабатывали ряд вопросов, выносившихся на обсуждение народного собрания (апеллы).

Формально народное собрание представляло собой высший государственный институт: в нем участвовали лишь полноправные граждане (мужчины, достигшие 30 лет), однако в отличие от афинского собрания ни один спартанец не мог выступить в апелле по своей инициативе. Граждане только отвергали или утверждали выдвигавшийся герусией закон. С древних времен сохранился обычай при голосовании большинство голосов определять криком. На такие выборы легко было воздействовать в интересах аристократического меньшинства.

Следующий государственный орган, возникший несколько позднее, – коллегия пяти эфоров, представлявших пять об, – изначально обладал функциями контроля за царями и герусией. Со временем эфоры становятся в Спарте основной властью. Они избирались сроком на один год и получали право привлекать к ответственности и судить рядовых спартанцев, геронтов и царей. Эфоры следили за соблюдением спартанского образа жизни, руководили внутренней и внешней политикой.

Воспитание и общественная жизнь. Спартанское общество характеризовалось предельной регламентацией всех сторон жизни, достигавшейся с помощью особой системы воспитания, которая получила большую известность.

Если ребенок рождался хилым, его сбрасывали с самой высокой горы в Спарте, поскольку жить дозволялось только физически крепким.

Мальчики, достигавшие семилетнего возраста, объединялись в особые отряды – агелы и начинали заниматься физическими упражнениями. Поощрялись воровство и драки, в которых проявлялись ловкость и сила. Кроме того, дети обучались письму, счету и азам музыкального искусства.

Вероятно, в силу ограниченности интеллектуального воспитания спартанцы были немногословными. Отсюда происходит слово «лаконизм», означающее краткость в выражении мыслей. Спартанцы умели излагать их емко и красочно.

Аналогичным образом воспитывались и девочки, для того чтобы у них вырастали здоровые дети. Матери презирали сыновей, проявлявших трусость в бою. Известное изречение «со щитом или на щите» принадлежало спартанке, вручавшей щит сыну перед боем: с щитом в руках возвращались победители, а на щите приносили убитых.

По мере взросления мальчики переходили в другие возрастные группы, пока не достигали тридцати лет – той грани, с которой в Спарте начиналось совершеннолетие (в Афинах юноша считался совершеннолетним с двадцатилетнего возраста). Физическое воспитание завершалось особым «экзаменом» – торжественной и жестокой поркой на алтаре Артемиды. Жрица, наблюдавшая за данной процедурой, держала в руках статуэтку богини, то наклоняя, то поднимая ее, и удары либо усиливались, либо ослаблялись. Продолжение экзамена состояло в проведении такого варварского мероприятия, как криптии, когда молодые люди вооружались и раз в год убивали наиболее здоровых и сильных илотов (покоренное население Мессении и Лаконики).

Регламентация личной жизни спартанцев осуществлялась посредством общественных трапез (сисситий), устраивавшихся вскладчину. В них участвовал каждый полноправный гражданин, но тот, кто не мог сделать взнос, исключался из этого общества. Сисситии для лакедемонян являлись своего рода имущественным цензом и символом гражданского равноправия, поскольку на них устанавливалось одинаковое потребление пищи. Формализация и регламентация жизни могла доходить до нелепостей, когда от спартанцев требовались единообразный покрой одежды и определенная форма бороды и усов.

Такое консервативное и замкнутое устройство спартанского общества было обусловлено, в первую очередь, необходимостью объединения перед илотами, представлявшими собой значительную опасность. Большое число мессенцев было невозможно удержать в повиновении, если бы спартанская община не была военизированной. Консерватизм поддерживался и искусственно, когда Спарта перестала активно развиваться экономически, поскольку в ней не было денег, вместо которых вводились выдержанные в уксусе хрупкие железные пруты. С ними было невозможно вести внешнюю политику и торговлю.

Спартанское общество не анахронизм или ненормальный пережиток ранней древности, но четко выверенная, сознательно созданная конструкция, совершенствование которой несомненно вело к военному усилению Спарты: вплоть до IV в. до Р. Х. образ спартанца – образ мужественного и непобедимого воина. В Лакедемоне большое внимание уделялось воспитанию патриотизма, его граждане создали свою систему моральных ценностей, не были ограниченными вояками и не чуждались изящных искусств, считая своим покровителем Аполлона – бога гармонии, музыки и пения. С другой стороны, полная милитаризация общества имела своим следствием небогатое духовное наследие. Истории практически неизвестны спартанские драматурги, поэты и философы. Такое общество было обречено на постепенное угасание без дальнейшей преемственности последующими цивилизациями. Римский и христианский мир возникли и формировались под влиянием греческой традиции, которую представляли Афины и аналогичные по духовному и политическому устройству греческие полисы, но не Спарта.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *