Петухов в в

Петухов в в

Петухов, Валерий Викторович

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Петухов; Петухов, Валерий.

Валерий Викторович Петухов


Лекция «Общая психология. Раздел 1. Введение в психологию»
в МГУ имени М. В. Ломоносова
(13 ноября 1997 года)

Дата рождения

15 сентября 1950

Место рождения

Болшево (Королёв), Московская область, СССР

Дата смерти

6 сентября 2003 (52 года)

Место смерти

Москва, Россия

Страна

СССР СССР→Россия Россия

Научная сфера

психология

Место работы

МГУ имени М. В. Ломоносова

Альма-матер

Факультет психологии МГУ

Учёная степень

кандидат психологических наук

Научный руководитель

Е. Ю. Артемьева
А. Н. Леонтьев
М. К. Мамардашвили

Известен как

создатель кафедры методологии психологии, разработчик программы курса общей психологии

Награды и премии

Премия имени М. В. Ломоносова
за педагогическую деятельность

Вале́рий Ви́кторович Петухо́в (15 сентября 1950, Болшево, г. Королёв, Московская область, СССР — 6 сентября 2003, Москва, Россия) — советский и российский психолог, кандидат психологических наук, доцент, затем профессор кафедры общей психологии факультета психологии МГУ, получивший почетное звание «Заслуженный преподаватель МГУ», лауреат премии им. М. В. Ломоносова за педагогическую деятельность, автор более 60 научных работ и соавтор 3-х томов книг «Общая психология».

Избранные труды

  • Общая психология: Сб. текстов: / Под общ. ред. В. В. Петухова. — М.: Учеб.-метод. коллектор «Психология», 2000.
  • Общая психология: Тексты: В 3 т.: Для студентов фак. психологии вузов по направлению 521000 – «Психология». – 2-е изд., испр. и доп / Ред.-сост. Ю. Б. Дормашев, С. А. Капустин: Отв. ред. В. В. Петухов. — М.: Психология; Генезис, 2001.
  • Петухов В. В. Природа и культура. — М.: Тривола, 1996. — 134 с. — (Программа «обновление гуманитарного образования в России). — 3000 экз. — ISBN 5-88415-017-2.
  • Петухов В. В. Психологическое описание визуальных способов решения задач: Автореф. дис. на соиск. учен. степени канд. психол. наук. — М., 1978. — 18 с.
  • Петухов В. В. Психология мышления: Учеб.-метод. пособие для студентов фак. психологии гос. ун-тов. — М.: Изд-во МГУ, 1987. — 87 с. — 2000 экз.
  • Петухов В. В., Столин В. В. Психология: Метод. указания для студентов непсихол. фак. гос. ун-тов. — М.: Изд-во МГУ, 1989. — 66 с. — 3500 экз.
  • Психология мышления / Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Ф. Спиридонова, М. В. Фаликман, В. В. Петухова. — 2-е издание, переработанное и дополненное. — Москва: АСТ, 2008. — 672 с. — (Хрестоматия по психологии). — 7000 экз. — ISBN 978-5-17-048613-7.
  • Петухов В. В. Образ мира и психологическое изучение мышления // Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология, 1984, № 4. С. 13-20.
  • Петухов В. В. Проблема осмысленного действия (по решению творческих задач) // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии. Школа А. Н. Леонтьева. М.: Смысл, 1999.
  • Петухов В. В. «Визуальные» решения геометрических задач: проблема адекватного понимания // Психологические исследования интеллектуальной деятельности. М.: МГУ, 1979.
  • Петухов В. В. О психологических единицах описания структуры решения задач // Количественные методы в гуманитарных науках. М.: МГУ, 1981.

> Награды

Лауреат премии им. М. В. Ломоносова за педагогическую деятельность.

Петухов Валерий Викторович
(15 сентября 1950 — 6 сентября 2003)

Родился в 1950 г. Кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии факультета психологии МГУ. Лауреат Ломоносовской премии МГУ. Окончил факультет психологии МГУ в 1973 году, аспирантуру факультета психологии – в 1976 году. В 1978 году защитил кандидатскую диссертацию по теме “Психологическое описание визуальных способов решения задач” под научным руководством Е.Ю. Артемьевой.

Кредо: Общая психология предполагает единство изучения мотивационной (личностной) и познавательной сфер человеческой психики.

ОБЛАСТЬ НАУЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ

Общая психология: психология мышления и сознания, их качественно разных видов и уровней; психология деятельности и различных путей ее развития; психология творческого воображения, роль и характер образных средств в различных видах творчества.

ПРЕПОДАВАНИЕ:

Лекционный курс общей психологии для студентов дневного (4 семестра) и специального (3 семестра) отделений факультета психологии МГУ.

Спецкурс для студентов кафедры общей психологии “Психология творческого воображения”.

Основное содержание спецкурса: проблема определения творческого воображения, характеристика основных подходов к его изучению, возможности и ограничения деятельностного подхода к психологии творческого воображения.

ОБЩАЯ ТЕМА КУРСОВЫХ РАБОТ (для студентов младших курсов):

Роль образных средств в творческом мышлении

Темы конкретизируются в ходе дальнейшей совместной работы.

ТЕМЫ ДИССЕРТАЦИОННЫХ РАБОТ, ЗАЩИЩЕННЫХ ПОД НАУЧНЫМ РУКОВОДСТВОМ В.В. ПЕТУХОВА:

  • В.Ф. Спиридонов. Роль эвристических средств в развитии процессов решения творческой задачи (1992).
  • К.И. Алексеев. Восприятие метафоры и его виды (1998). Институт психологии РАН.
  • Т.В. Зеленкова. Творческое воображение в развитии музыкально-исполнительского мастерства (1999).

ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ:

  1. “Визуальные” решения геометрических задач: проблема адекватного понимания. // Психологические исследования интеллектуальной деятельности. М.: МГУ, 1979.
  2. О психологических единицах описания структуры решения задач. // Количественные методы в гуманитарных науках. М.: МГУ, 1981.
  3. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М.: 1981 г. (ред.-сост.).
  4. Образ мира и психологическое изучение мышления. // Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология. 1984 г. №4.
  5. Психология мышления. М.: 1981 г.
  6. Психология. Методические указания. М.: 1989 г. (совм. с В.В. Столиным).
  7. Природа и культура. М.: 1996 г.
  8. Проблема осмысленного действия (по решению творческих задач). // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии. Школа А.Н. Леонтьева. М.: Смысл, 1999.

См. также:

  • Некролог на В.В. Петухова.
  • Петухов В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления
    Петухов В.В. Типология индивидуальности (на сайте www.psychology.ru)
  • Петухов В.В., Столин В.В. Предмет и задачи психологической науки и практики (на сайте www.psychology.ru)

Оглавление

  • •Оглавление
  • •Тема 1. Общая характеристика психологии как науки Вступление. 1. Из истории «донаучной» психологии (1:14).
  • •Первый вопрос. Из истории донаучной психологии. Психология и философия. Сознание как первый предмет психологии (1:15).
  • •Лекция 2 (12.09.97)(наверх)
  • •Второй вопрос. Сравнительная характеристика научной и житейской психологии. Специфика научно-психологического знания (1:15).
  • •Тема 2. Становление предмета психологии. Вступление.
  • •Лекция 3 (19.09.97)(наверх) Тема 2. Становление предмета психологии Первый вопрос. Проблемы анализа сознания в философии. Декарт (1:18)
  • •Лекция 4 (10.10.97)(наверх)
  • •Третий вопрос. Проблема объективности в психологии. Предмет и задачи психологии поведения.
  • •Лекция 5 (17.10.97) (наверх)
  • •Лекция 6 (24.10.97) (наверх)
  • •3. Предмет и задачи психологии поведения. Общее представление о научении и его видах. Понятие промежуточной переменной и когнитивных карт.(0:59)
  • •Четвертый вопрос. Проблема бессознательного156в психоанализе.
  • •Лекция 7 (31.10.97)(наверх)
  • •Пятый вопрос. Категория деятельности в психологии. Единство сознания и деятельности170(0:34).
  • •Тема 3. Общее представление о личности и ее развитии Первый вопрос. Понятие субъекта, личности, индивидуальности, индивида (1:08)
  • •Лекция 8 (13.11.97)(наверх)
  • •Второй вопрос. Общее представление о развитии личности. Личность в онтогенезе181(1:46)
  • •Лекция 9-10 (21-27.11.97) (наверх) Тема 4 Возникновение и развитие психики191
  • •Второй вопрос. Стадии развития психики и поведения животных (0:50)
  • •Лекция 10 (27.11.97)(наверх)
  • •Тема 4. Возникновение и развитие психики
  • •Лекция 11 (28.11.97)(наверх)
  • •Третий вопрос. Сравнение психики животных и человека. Основные особенности трудовой деятельности и их физиологические предпосылки. Возникновение действий и необходимость сознания (1:08).
  • •Лекция 12 (5.12.97)(наверх) Тема 5. Социокультурная регуляция деятельности Первый вопрос. Краткие сведения из социологии. Социальные позиции, нормы, ожидания. Социальные роли и их присвоение (1:42)
  • •Второй вопрос. Социализация индивида как присвоение культурного опыта, понятиевысшей психической функции(л.С.Выготский) (0:52)
  • •Второй вопрос. Понятие действия. Действие и деятельность: проблемы возникновения новых мотивов (0:44).
  • •Лекция 14 (19.12.97)(наверх) Третий вопрос. Действия и операции. Виды операций. Уровни построения движений (1:23)
  • •Лекция 15 (??.12.97)(наверх) Тема 7. Человек как субъект познания.
  • •Первый вопрос. Познание и психологическая специфика его изучения. Познание и сознание. Познание и мотивация (1:50).
  • •2. Основные определения познавательных процессов (0:36).
  • •Лекция 16 (февраль 97-98?)(наверх) Второй вопрос. Основные определения познавательных процессов (0:59).
  • •Третий вопрос. Понятие образа мира и его роль в исследовании познания (0:28)
  • •Раздел 2. Человек как субъект деятельности или психология личности.
  • •Тема 8. Основные подходы к изучению личности.
  • •Раздел 2. Человек как субъект деятельности или психология личности
  • •Тема 8. Основные подходы к изучению личности Вступление. Основные подходы к изучению индивидуальности (личности)
  • •Первый вопрос. Каковы единицы изучения индивидуальности (личности)?
  • •Второй вопрос. Каково происхождение данных свойств и способов поведения?
  • •Третий вопрос. Каковы способы работы психологов с этими людьми?
  • •Лекция №17(наверх) Основные виды (ступени) психотерапии
  • •Основные разделы психологии личности
  • •16.II.98/4 Лекция №18(наверх)
  • •Тема 9: Индивидуальные особенности человека:способности,темперамент,характер(наверх)
  • •Первый вопрос. Способности, их измерение и развитие
  • •Определение способностей
  • •Способности и задатки
  • •Развитие и изучение способностей – от операций к действиям
  • •Структура интеллекта
  • •23.II.98/6 Лекция №19(наверх)
  • •Интеллект и креативность
  • •Общее представление о развитии способностей
  • •Второй вопрос. Темперамент и примеры его исследования
  • •Третий вопрос. Общее представление о характере и его формировании
  • •Характер и личность
  • •Тема 11: Типология индивидуальности: основные подходы
  • •16.III.98/10 Лекция №20(наверх)
  • •Первый вопрос. Наличие психотелесных соответствий, или строение тела и характер
  • •Второй вопрос. Основные виды психопатий и акцентуаций
  • •Третий вопрос. Построение типологии индивидуальности как терапевтического средства
  • •Тема 12: Психология общения. (наверх)
  • •Первый вопрос. Определение общения и его условия. Общение как деятельность. Потребность в общении и её развитие.
  • •Вопрос второй. Общение и речь. Виды и функции речи. Невербальное общение341.
  • •Третий вопрос. Возможности описания и анализа процесса общения.
  • •Тема 13: Психология эмоций(наверх)
  • •23.III.98/14 Лекция №21(наверх)
  • •Первый вопрос. Определение эмоций и основные аспекты их изучения
  • •Аспект первый: эмоция как психическое явление
  • •Эмоции – как психотелесные состояния
  • •Эмоциональные процессы или эмоция как процесс
  • •Второй вопрос. Функции эмоций
  • •Третий вопрос. Виды эмоций и примеры их исследования. Эмоции и личность
  • •30.III.98/18 Лекция №22(наверх)
  • •Методы диагностики аффективных следов
  • •Эмоции и личность
  • •Тема 14: Психология воли(наверх)
  • •Первый вопрос. Определения воли и ее критерии. Общие ситуации, требующие (или нет) волевой регуляции поведения.
  • •Вундт о волевом процессе
  • •Джемс о волевой регуляции
  • •6.IV.98/22 Лекция №23(наверх)
  • •Общие ситуации, в которых требуется произвольная или волевая регуляция
  • •Второй вопрос. Познавательная сфера личности и принятие решений
  • •Методика Келии и понятие познавательного персонального конструкта
  • •13.IV.98/26 Лекция №24(наверх)
  • •Третий вопрос. Волевая регуляция как преобразование конфликтных ситуаций
  • •Тема 15: Психология мотивации(наверх)
  • •20.IV.98/28 Лекция №25(наверх)
  • •Тема 12. Психология мотивации.
  • •Первый вопрос. Определения и виды мотивов. Функции мотива и продуктивность деятельности
  • •Виды мотивов
  • •Побуждающая функция мотива и эффективность деятельности
  • •Вопрос второй. Проблемы выделения базовой и ситуативной мотивации
  • •27.IV.98/32 Лекция №26(наверх)
  • •Уровень притязаний 377и мотивация достижений
  • •Вопрос третий. Мотивация и личность. Защитные механизмымнимой личности
  • •4.V.98/36 Лекция №27(наверх)
  • •Защитные механизмы в гештальтпсихологии
  • •Тема 17 «Строение личности».(наверх)
  • •Первый вопрос. Представление о личности в классической психологии сознания и поведения.
  • •Второй вопрос. Представление о личности в психоанализе.
  • •Третий вопрос. Представление о личности в гуманистической психологии или в терапии процесса. Личность как целое.
  • •Тема 18. Развитие личности.(наверх)
  • •Тема 19.Самосознание: определение, критерии, уровни развития.
  • •Тема 20. Личностный рост.(наверх)
  • •Тема 21. Личность и познание.
  • •Ограничения познания или что такое духовная психология?
  • •Раздел 3. Человек как субъект познания, или психология познавательных процессов.
  • •Часть первая. Введение в психологию познания. Тема 22. Общая характеристика когнитивной психологии.
  • •Первый вопрос. Теоретические предпосылки когнитивной психологии. Понятие когнитивной схемы.
  • •Второй вопрос. Понятие когнитивной схемы.
  • •Третий вопрос. Основные направления когнитивной психологии.
  • •Тема 23. Виды познавательных процессов и критерии их классификации.(наверх)
  • •Первый вопрос. Основные критерии классификации познавательных (психических) процессов.
  • •Второй вопрос. Видычувствительностиили классификации431.
  • •Третий вопрос. Виды мышления.
  • •Тема 24. Познание и действие.(наверх)
  • •Первый вопрос. Роль двигательной активности в развитии чувствительности. Практические (испольнительные) и познавательные действия.
  • •Второй вопрос. Движение и действие. Понятие задачи. Координация практических действий.
  • •Третий вопрос. Практические действия иразвитие интеллекта. Сенсомоторный интеллект.
  • •Тема 25. Познание и образ.(наверх) Первый вопрос. Виды образных явлений, изучаемые в психологии. Функции образа.
  • •Второй вопрос. Образное представление как переход от действия к мысли.
  • •Третий вопрос. Наглядно-интуитивное мышление как дооперациональная стадия развития интеллекта.
  • •Тема 26. Познание и речь.(наверх) Первый вопрос. Язык и речь461. Виды и функции речи462. Проблема эгоцентрической речи.
  • •Второй вопрос. Стадии развития значений слов. Методики образования искусственных понятий.
  • •Третий вопрос. Проблема соотношения житейских и научных понятий. Значение и смысл слова: особенности внутренней речи (Выготский). Конкретные и формальные операции (Пиаже).
  • •Тема 27-28. Основные подходы к изучению познавательных процессов.(наверх)
  • •Первый вопрос. Объектная ориентация: описание специфики восприятия (отражения стимула) и моделирование механизмов мышления.
  • •Второй вопрос. Субъектная ориентация: выделение специфики мышления и моделирование процесса восприятия.
  • •Третий вопрос. Ориентация на взаимодействие (контакт): экологическая концепция восприятия (д.Гибсон). Гештальт концепция творческого мышления489(к, Дункер).
  • •Часть вторая раздела 3. Экспериментальные исследования познания: ощущение, восприятие, мышление. Тема 29. Основные понятия и проблемы сенсорной психофизики.(наверх)
  • •Первый вопрос. Классическая психофизика: понятие психофизического закона, пороги чувствительности, косвенное и прямое шкалирование ощущений.
  • •Второй вопрос. Современная психофизика: основные понятиятеории обнаружения сигнала501. Общее представление о психофизическом операторе.
  • •Тема 30.Восприятие цвета509.(наверх)
  • •Первый вопрос. Общее представление о теориицветового зрения. Основыцветометрии.
  • •Второй вопрос. Психосемантика цвета.
  • •Тема 31-32. Восприятие пространства513, времени514и движения.(наверх)
  • •Первый вопрос. Восприятие пространства или признаки удаленности в классической психологии восприятия.
  • •Второй вопрос. Восприятие движения. Теории стабильности мира. Иллюзии529движения.
  • •Третий вопрос. Основные иллюзии движения.
  • •Четвертый вопрос. Восприятие времени. Время как система отсчета. Восприятие длительности и восприятие скорости.
  • •Тема 33. Восприятие как процесс.(наверх)
  • •Первый вопрос. Предметность восприятия. Исследование восприятия в искаженных условиях. Второй вопрос. Восприятие речи, т.Е. Осмысленного материала.
  • •Второй вопрос. Восприятие речи537. Фонематический слух. Трансформационная модель порождения и понимания речевых высказываний (Наум Хомский).
  • •Тема 34. Экспериментальные исследования мышления или мышление как процесс.(наверх)
  • •Первый вопрос. Факторы, влияющие на успешность решения задач545.
  • •Второй вопрос. Психологический анализ внутренней структуры процесса решения задач.
  • •Тема 35. Культура и познание.(наверх)
  • •Первый вопрос. Гипотеза лингвистической относительности546: экспериментальные факты и их обсуждение.
  • •Второй вопрос. Межкультурные исследования познания (на примере вербального мышления).
  • •Часть 3. Универсальные психические процессы: память, внимание, воображение. Тема 36. Общая характеристика универсальных познавательных процессов и основные подходы к их изучению.(наверх)
  • •Первый вопрос. Основные метафоры сознания: процессы памяти, свойства внимания549, виды воображения.
  • •Второй вопрос. Основные подходы к изучению универсальных психических процессов.
  • •Тема 37. Психология памяти: основные подходы, факты, закономерности. Классические исследования.(наверх)
  • •Первый вопрос. Выявление первичных мнемических способностей и описание их проявлений. Изучение памяти в классической психологии сознания и поведения.
  • •Второй вопрос. Становление опосредствованного запоминание или конструирование искусственных (внешних) средств для повышения эффективности запоминания.
  • •Третий вопрос. Исследования процессов (механизмов) запоминания и закономерных условий их осуществления.
  • •Тема 38. Исследования памяти в когнитивной психологии.(наверх)
  • •Первый вопрос. Структуры памяти как стадии переработки информации.
  • •Второй вопрос. Теория уровней переработки информации. Общее представление о метапамяти.
  • •Тема 39. Психология внимания: феноменология, закономерности функционирования, пути развития.(наверх)
  • •Первый вопрос. Возможные определения внимания и его основные эффекты.
  • •Второй вопрос. Классические представления о внимании.
  • •Третий вопрос. Внимание и психотехника: измененные состояния сознания (исс).
  • •Тема 40. Исследования внимания в когнитивной психологии.(наверх)
  • •Первый вопрос. Внимание как селекция.
  • •Второй вопрос. Внимание как умственное усилие594(Дэвид Канеман).
  • •Третий вопрос. Общее представление о метавнимании.
  • •Темы 41-42. Психология воображения. Познание, творчество, личность.(наверх)
  • •Первый вопрос. Воображение и его связь с другими психическими процессами. Творческое воображение и основные характеристики его продуктов.
  • •Второй вопрос. Методы стимуляции творчества: их возможности и ограничения.
  • •Предметный указатель.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *