Петухов лекция 9

Петухов лекция 9

Образец оформления плана-конспекта лекции

«УТВЕРЖДАЮ»

Преподаватель__________

(Ф.И.О.)

«…»______________200_г.

План-конспект лекции

по учебной дисциплине «Методика преподавания психологии»

На тему «ВУЗОВСКАЯ ЛЕКЦИЯ»

Дата проведения занятия 10. V. 2010 г Оценка: ______

Ф. И. О. студента _____ курса Подпись преподавателя__________

Цель: Сформировать у студентов знания о методике проведения лекционных занятий по психологии.

Тип:лекция-объяснение.

Время:2 часа.

П Л А Н

1. ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ И ЦЕЛИ ВУЗОВСКОЙ ЛЕКЦИИ

2. ТРЕБОВАНИЯ К ЛЕКЦИИ

3. ТИПЫ ЛЕКЦИЙ

4. ПЛАН-КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ

5. МЕТОДИКА ЧТЕНИЯ ЛЕКЦИИ

ЛИТЕРАТУРА:

1. Буланова –Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы. – Ростов-на-Дону: Феникс. — 1998

2. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. – М.: Владос, 1999.

3. Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии. – СПб., Питер, 2005.

4. Штокман Л.А. Вузовская лекция. – СПб.: Питер, 2001.

  1. ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ И ЦЕЛИ ВУЗОВСКОЙ ЛЕКЦИИ

Слово «лекция» имеет латинский корень, от латинского » Lection» — чтение. Лекция появилась в Древней Греции, получила свое дальнейшее развитие в Древнем Риме и в средние века.

Яркие страницы в историю развития лекционной формы обучения вписал основатель первого в России университета М.В. Ломоносов, по достоинству ценивший живое слово преподавателей, равно как и его знаменитые последователи М.В. Остроградский, В.О. Ключевской, Т.Н. Грановский. Их лекции были столь блестящи, что отодвинули на второй план учебник.

Основная цель лекции: формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала.

Задачи ЛЗ:

— формирование новых знаний и закрепление предыдущего материала;

— расширение кругозора по изучаемому предмету;

— актуализация опорных знаний и жизненного опыта;

— мотивация к учению и пробуждение интереса к предмету;

— формирование у студентов способностей учиться.

Роль лекционной формы занятий

А р г у м е н т ы п р о т и в:

1) Лекция приучает к пассивному восприятию чужих мнений, тормозит самостоятельное мышление. Чем лучше лекция, тем эта вероятность больше;

2) Лекция отбивает вкус к самостоятельным занятиям;

3) Лекции нужны лишь тогда, когда нет учебников или их мало;

4) Одни студенты успевают осмыслить, другие – только механически записать слова лектора;

5) Слабая обратная связь со студентами в виду моно логичности лекции.

А р г у м е н т ы з а:

1) Лекция – это творческое общение лектора с аудиторией, сотворчество, эмоциональное взаимодействие (расстановка акцентов, рассуждение, объяснение). Эмоциональная окраска лекции, сочетаясь с глубоким научным содержанием, создает гармонию мысл, слова и восприятия слушателями.

2) Лекция – весьма экономный способ получения в общем виде основ знаний за счет сконцентрированной подачи материала, построенного на основе переработки множества учебников, монографий, статей, практического опыта и других источников;

3) Лекция активизирует мыслительную деятельность, если хорошо понята и внимательно прослушана;

4) Лекция мотивирует студента к самостоятельному познанию, расширению своих знаний по предмету;

5) В учебном процессе складывается ряд ситуаций, когда лекционная форма обучения не может быть заменена никакой другой:

— при отсутствии учебников по новым складывающимся курсам лекция основной источник информации;

— новый учебный материал по конкретной теме не нашел еще отражения в существующих учебниках или некоторые его разделы устарели;

— отдельные темы учебной дисциплины особенно трудны для самостоятельного изучения и требуют методической переработки лектором;

— по основным проблемам курса существуют разноречивые концепции. Лекция необходима для их объективного освещения;

— лекция ничем не заменима в тех случаях, где особенно важно личное эмоциональное воздействие лектора на студентов с целью повлиять на формирование их взглядов.

  1. ТРЕБОВАНИЯ К ЛЕКЦИИ

  • Нравственная глубина содержания лекции и нравственная позиция преподавателя;

  • Научность и информативность (современный научный уровень);

  • Доказательность и аргументированность;

  • Наличие достаточного количества ярких, убедительных примеров, фактов, обоснований, документов и научных доказательств;

  • Эмоциональность формы изложения;

  • Активизация мышления слушателей;

  • Постановка проблемных вопросов для размышления;

  • Четкая структура и логика раскрытия последовательно излагаемых вопросов;

  • Методическая обработка – выведение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках;

  • Доступный и ясный язык;

  • Разъяснение вновь вводимых терминов и названий;

  • Использование по возможности и необходимости (целесообразности) аудиовизуальных дидактических материалов, а также наглядности (раздаточный материал, записи или схемы на доске или флипчарте, плакаты).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *