Паттерны

Паттерны

Как работают поведенческие паттерны

Людям в принципе свойственна стереотипизация поведения: мы вырабатываем определенные способы взаимодействия с окружающим миром. Это объясняется принципом рациональности — вместо того чтобы каждый раз придумывать новые

способы реагирования на то или иное явление, проще воспользоваться готовой моделью. Это касается всех паттернов – и мышления, и словесных, и поведенческих, и многих других.

Паттерны поведения формируются в процессе обучения, воспитания, а также наблюдения за окружающими. Этот процесс запускается с самого детства и в детстве же наиболее активен. Мы смотрим, какие модели применяют другие люди в различных ситуациях, и перенимаем (или не перенимаем) эти шаблоны. Этот достаточно удобный и эффективный способ обучения и социализации достался нам в наследство от предков, для которых был одним из средств выживания (надо заметить, что копирование поведения используется не только людьми и весьма распространено в мире животных, однако эта область лежит за пределами нашей статьи).

Возвращаясь к человеку современному, заметим, что детстве шаблоны зачастую просто копируются практически в неизменном виде (именно поэтому говорят, что лучшее воспитание ребенка – демонстрация ему тех или иных особенностей поведения на собственном примере). Когда мы становимся старше и наши модели поведения усложняются, паттерны заимствуются не так явно и не так активно. Кроме того, они, как правило, берутся не в исходном виде, а модифицируются, чтобы «вписаться» в наш характер, другие модели поведения и т.д. Пожалуй, лучшим отражением всего процесса станет поговорка: «С кем поведешься, от того и наберешься». И здесь мы говорим далеко не только об отрицательных качествах – «набраться» можно и положительных моделей.

Что паттерны поведения могут о нас рассказать и как их использовать

Отдельный интерес представляет следующее положение: зная, как определенный человек вел себя в тех или иных ситуациях, какие у него имеются паттерны поведения, вы сможете определить его действия и поступки в схожих ситуациях. Правда, прежде чем делать выводы, надо хорошо изучить саму личность и ее поведенческие паттерны. Самый простой пример — если ваш друг с легкостью раздает обещания направо и налево, но еще ни одно не выполнил (или по крайней мере мало какие), каков шанс, что он сделает то, что пообещает вам? То же касается вечно занимающих и не возвращающих долги знакомых.

Выработанные в детстве паттерны если и меняются, то с трудом. Именно поэтому девушке, выбирающей жениха, стоит обратить внимание на его отношение к матери. Дело в том, что через несколько лет после брака, когда пройдет стадия влюбленности, у мужчин зачастую (но не всегда) проявляются такие же поведенческие алгоритмы к супруге, которые от выработал по отношению к матери.

Важно и то, что, как правило, для близкого общения мы выбираем людей со схожими паттернами поведения. Поэтому про некоторых девушек говорят, что у них, например, талант к поиску подлецов. На самом деле такие представительницы прекрасного пола просто ищут человека, подходящего под реализацию их паттерна. И, видимо, в данном случае мы имеем дело с моделью поведения, при которой мужчина должен обманывать женщину, не уважать ее, он король — она никто и так далее. Точно так же не мужчине «везет» на чрезмерно ветреных подруг, а он подсознательно ищет девушек-изменниц. И когда его бросит одна из них, он будет искать другую – с таким же поведением, подходящим под его психологический паттерн. Хотя на уровне сознания ему может казаться, что больше он не попадется и следующая дама сердца будет совсем другой.

Почему важно обращать внимание на свои и чужие паттерны

Как правило, на сознательном уровне такие паттерны могут показаться иррациональными даже своему владельцу, однако на подсознательном личность может снова и снова повторять один и тот же путь – потому что это зона его комфорта. Именно поэтому анализ паттернов поможет вам понять, как вести себя с тем или иным человеком и как он будет действовать в различных ситуациях. Причем данный анализ (если он качественно проведен) будет показательнее слов и даже намерений, потому что на словах человек может отрицать (в том числе просто не признавать) за собой таких особенностей и даже вроде бы пытаться действовать по-другому, однако если этот паттерн для него комфортен психологически, никаких активных изменений на самом деле не последует. Один из красноречивых примеров – модель поведения вечной жертвы.

Впрочем, такие шаблоны поведения могут применяться не только для анализа других. У использования паттернов в психологии есть и еще одна сторона, к которой порой прибегают в НЛП, школах успеха и др. Зная модель поведения, при которой несколько людей добились успеха, вы можете повторить ее, чтобы добиться успеха самому. Вы можно скопировать некоторые кажущиеся вам положительными шаблоны, которые, на ваш взгляд, улучшат ваш характер, сделают личность более сильной и гармоничной, позволят добиться тех или иных целей и т.д. Однако помните, что зачастую поменять модель – не так просто, так как некоторые из подобных шаблонов буквально являются продолжением вашей личности.

Что такое паттерн поведения?

Паттерн поведения – это привычка действовать определенным образом в определенной ситуации. По сути все наше поведение можно свести к набору паттернов. Какие-то из них могут быть продуктивными, какие-то деструктивными. Продуктивные паттерны проявляются в адекватных отношениях между людьми, деструктивные — провоцируют конфликты и мешают человеку воплощать себя и реализоваться в мире.

Как формируется паттерн поведения? Паттерн поведения может быть сформирован еще в детстве и тогда за ним может стоять множество глубинных установок и убеждений личности, «раскопать» которые – отдельная и довольно трудная работа. Однако паттерны, сформированные при жизни любой человек может обнаружить самостоятельно, проанализировав собственный опыт.

Что нужно знать о паттернах?

  • Все деструктивные паттерны поведения изначально были сформированы как продуктивные, однако наше окружение меняется и меняемся мы сами.
  • Один и тот же паттерн проявляется в схожих ситуациях с любыми участниками.
  • Нельзя «выличить», избавится от паттерна. Когда паттерн обнаружен его надо постоянно отслеживать в своем поведении и усилием воли контролировать, а это тяжелый труд.
  • Я расскажу вам один из путей с помощью которого можно обнаружить свой паттерн поведения:

    Шаг 1: Напишите (как можно более подробно!) ситуацию ЛЮБОГО конфликта. Попробуйте представить, что пишите главу книги, со всеми диалогами и описанием значимых событий

    Например: я подошла к начальнице и сказала, что мне нужно уйти пораньше, мои руки дрожали как и мой голос, я посмотрела на нее, она так подняла брови и сверлила меня глазами, я поняла, что ничего мне не светит, сказала «извините», убежала в свой кабинет и еще пол часа сидела и чувствовала себя дурой.

    Шаг 2: Отвлекитесь и спустя время перечитайте свою историю. Разложите ее по пунктам: что думала чувствовала и хотела каждая сторона конфликта.

    Я

    На мой взгляд начальница

    Поведение

    Подошла попросить. Извинилась. Ушла

    Сверлит глазами, поднимает брови

    Мысли

    «Мне ничего не светит»

    «Как она смеет от меня что-то требовать!»

    Чувства

    унижение

    Раздражена, ненавидит меня

    Желания

    Хочу уйти пораньше

    Хочет чтобы я больше работала

    Шаг 3: Самый сложный!! Попробуйте описать что именно произошло в той ситуации. Опирайтесь на составленную ранее таблицу и задайте себе вопрос, когда в моей жизни уже было что-то подобное?

    В данном примере:

    Терапевт: были ли еще случаи, когда Вы подходили к человеку попросить то, что вам хочется и, еще не получив полноценного ответа, интерпретировали эту ситуацию как неуспешную для Вас и действовали так, как будто бы действительно получили отказ?

    Клиент: да, знаете была ситуация с моим ребенком, он сейчас подросток и я хочу проводить с ним больше времени вместе: я подошла к нему и хотела предложить сходить со мной в магазин, но когда я посмотрела на него, то решила, что он не согласится, ведь ему скучно со мной и поэтому я просто пошла в магазин одна, даже не спросив его.

    Очень важно: вспомнить как можно больше случаев, которые были у вас в жизни, ведь чем больше случаев, тем конкретнее и четче будет сформулирован паттерн!! (в данном примере мы можем дополнить паттерн тем, что у клиентки имеются доля самоуничижения, она заведомо предполагает самый худший вариант). В примере мы ограничимся двумя ситуациями и то не проанализировав вторую подробно, но если вы действительно хотите разобраться в себе не упускайте деталей, ищите как можно больше ситуаций, ищите что их объединяет и чем они отличаются.

    Шаг 4: Поиск ресурса. Если мы находим паттерн, но нам очень важны ситуации, в которых он НЕ срабатывает. Это поможет нам понять на что человек может опереться в своей работе, чтобы действовать в дальнейшем вопреки паттерну.

    В нашем примере мы сформулируем вопрос клиентке следующим образом: постарайтесь вспомнить ситуацию, когда вы просили другого человека о чем-то, что вам хочется и дожидались его ответа (как согласия, так и не согласия) и действовали в соответствии с этим ответом.

    Клиент: да и часто, по работе, например, когда я звоню клиенту и предлагаю услуги: если соглашаются, я сообщаю информацию, если нет, то прощаюсь с человеком, говорю «всего доброго» и все. Никаких эмоций.

    Терапевт: в чем разница между этими ситуациями? Что помогает вам в ситуации с клиентами?

    В процессе этого этапа анализа ситуации выясняется, что клиента переживает именно из-за того, что затрагивает ее идентичность (как хорошей матери или хорошей сотрудницы) и так мы вышли на ценности, которые клиентка защищает.

    Последний шаг 5: описать паттерн полностью и обдумать как его можно было бы переформировать.

    На этом шаге, как психолог-консультант, я предпочитаю написать небольшую притчу, которая позволит клиенту посмотреть на ситуацию со стороны. В этом случае если с клиентом сложились доверительные отношения, можно рассказать притчу о девочке, которая так боялась, что в магазине не будет сладостей, что решила не ходить в магазин.

    Этот случай – пример того, как привычка определенным образом защищать свои ценности, мешает человеку действительно их защищать. Если клиент может сам увидеть, насколько энергозатратно и нерационально его поведение, он сможет выстроить новый, более эффективный способ взаимодействия с другими людьми.

    Я надеюсь, что описанный выше путь и приведенный пример помогут вам найти причину ваших трудностей и негативных переживаний.

    Паттерн

    плитка — пример использования паттернов в дизайне помещений У этого термина существуют и другие значения, см. Паттерн (значения).

    Па́ттерн (англ. pattern «образец, шаблон; форма, модель; схема, диаграмма») — схема-образ, действующая как посредствующее представление, или чувственное понятие, благодаря которому в режиме одновременности восприятия и мышления выявляются закономерности, как они существуют в природе и обществе.

    Паттерн понимается в этом плане как повторяющийся шаблон или образец. Элементы паттерна повторяются предсказуемо. Так, из графических паттернов складываются красивые узоры.

    Каждый из органов восприятия (чувств) воспринимает паттерны в соответствии со своими особенностями.

    В науке, в том числе в математике и языкознании, паттерны выявляются путём исследования.

    Прямое наблюдение может выявлять визуальные паттерны, как они формируются в природе и в искусстве.
    Визуальные паттерны в природе часто хаотичны. Они не копируют друг друга и часто являются фрактальными.

    Паттерны в природе включают спирали, меандры, волны, пену, трещины, а также паттерны, созданные благодаря симметрии поворота и отражения. Все подобные паттерны имеют математически описываемую структуру, которая может быть выражена формулами, тем не менее математика сама по себе является поиском регулярностей, и любой конечный продукт применения функций является математическим паттерном.

    Когда научные теории исследуют и предсказывают синхронно существующие регулярности в природе и обществе, то это и есть выявление паттернов.
    В искусстве и архитектуре для получения определенного устойчивого воздействия декорации и различные визуальные элементы могут комбинироваться и повторяться, образуя паттерны.
    В компьютерных науках шаблоны проектирования являются широко используемым решением большого класса проблем программирования.

    Под паттерном в медицине понимают устойчивую комбинацию результатов исследований или других признаков (например, симптомов) при сходных жалобах пациента или у больных одной нозологии. Понятие «паттерн» включает несколько признаков (симптомов). Синдром включает один или несколько паттернов. Болезнь включает один или несколько синдромов.

    Паттерны в природе

    рисунки морских животных Эрнста Геккеля, демонстрирующие различные виды симметрии

    Ранние греческие философы, такие как Платон, Пифагор, Эмпедокл, исследовали паттерны, пытаясь объяснить порядок в природе. Современное понимание визуальных паттернов формировалось постепенно с развитием наук.

    В XIX веке бельгийский физик Жозеф Плато, изучая мыльные пузыри, сформулировал концепцию минимальной поверхности. Немецкий биолог и художник Эрнст Геккель нарисовал сотни морских организмов, подчёркивая их симметрию. Шотландский биолог Дарси Томпсон первым начал изучение паттернов роста как растений, так и животных, показав, что спиральный рост можно описать простыми уравнениями. В XX веке британский математик Алан Тьюринг предсказал механизмы морфогенеза, которые ответственны за образование пятен и полос. Венгерский биолог Аристид Линденмайер и французско-американский математик Бенуа́ Мандельбро́т показали, как математика фракталов может объяснить паттерны роста растений.

    Математика, физика и химия объясняют паттерны в природе на различных уровнях. Паттерны в живых организмах могут быть объяснены биологическими процессами естественного и полового отбора. Изучение формирования паттернов использует компьютерное моделирование для симуляции широкого спектра паттернов.

    Виды паттернов в природе

    Симметрия

    Основные статьи: Симметрия, Симметрия (биология), Кристаллическая структураСнежинка, пример шестилучевой симметрии

    Симметрия для живых организмов является практически всеобщей. У большинства животных наблюдается зеркальная, или билатеральная, симметрия, она также присутствует в листьях растений и некоторых цветах, например орхидеях. Растения часто имеют круговую, или вращательную, симметрию, как у многих цветов и некоторых животных, например у медуз. Пятилучевая симметрия встречается у иглокожих, таких как морские звёзды, морские ежи и морские лилии.

    В неживой природе снежинка имеет красивую шестилучевую симметрию, каждая снежинка уникальна, но один и тот же паттерн повторяется на всех шести её лучах. Кристаллы обычно имеют разные виды симметрии и габитусы, они могут быть кубическими, шестигранными, восьмигранными, но настоящие кристаллы никогда не имеют пятилучевую симметрию (чего нельзя сказать о квазикристаллах). Вращательная симметрия встречается в различных явлениях неживой природы, например при всплеске, когда капля падает в водоём, а также в сферических формах и кольцах планет, таких как Сатурн.

    Деревья, фракталы

    Основная статья: Фракталсамоподобие фрактального листа

    Фракталы бесконечно самоподобны. Бесконечные повторения в природе невозможны, поэтому ‘фрактальные’ паттерны фрактальны лишь приблизительно. Например, листья папоротников и зонтичных (Apiaceae) самоподобны на 2-м, 3-м или 4-м уровне. Схожие с папоротником паттерны самоподобия встречаются также у животных, включая мшанки, кораллы, гидроидные, а также в неживой природе, преимущественно в электрических разрядах.

    Фракталоподобные паттерны широко встречаются в природе, в таких распространённых феноменах, как облака, речные сети, геологические разломы, горы, береговые линии, окрас животных, снежинки, кристаллы, разветвления кровеносных сосудов и морские волны.

    Спирали

    Ракушка Наутилуса — логарифмическая спираль

    Спирали часто встречаются у растений и некоторых животных, преимущественно моллюсков. Например у наутилусов, головоногих моллюсков, каждая камера его раковины является приблизительной копией предыдущей камеры, увеличенной на определённый коэффициент и представленной в виде логарифмической спирали. Исходя из современного понимания фракталов, растущая спираль является частным случаем самоподобия.

    Среди растений спирали образуют некоторые виды алоэ, спиралевидным является распределение листьев на стебле, а также других частей у иных растений, например: соцветья астровых, семянные головки подсолнечника или фрукты вроде ананаса:337 и салака, а также паттерн на шишках, где многочисленные спирали располагаются как по часовой, так и против часовой стрелки.

    Спираль произрастания листьев может быть выведена из последовательности чисел Фибоначчи: 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13… (каждое следующее число является суммой двух предыдущих). Например, при росте листьев из ствола, один поворот спирали равен двум листьям, поэтому паттерн или соотношение равно 1/2. У орешника соотношение 1/3; у абрикоса 2/5; у груши 3/8; у миндаля оно составляет 5/13.

    Хаос, потоки, меандры

    хаос в окраске ракушкиВид на Николаев из космоса. Синусоидальный паттерн, образованный реками — пример меандра

    В математике динамическая система является хаотической, если она слишком чувствительна к начальным условиям (так называемый эффект бабочки).

    Теория хаоса считается одним из самых важных факторов, влияющих на возникновение паттернов в природе. Существует связь между хаосом и фракталами — странные аттракторы в хаотических системах имеют фрактальную размерность.

    Турбулентность в газах и жидкостях при преодолении твердого препятствия образует характерные паттерны кручения.

    Меандры — это синусообразные изгибы в реках и других каналах, формируемые жидкостью, обычно водой, текущей вдоль изгибов. Если русло не является ровным, размеры и неровность изгибов увеличивается за счёт того, что течение переносит твёрдый материал, обычно песок и гальку к внутренней стороне изгиба. Внешняя часть изгиба остаётся незащищённой, поэтому эрозия усиливается, увеличивая темпы меандрирования.

    Волны, дюны

    Основные статьи: Волны на поверхности жидкости, Ветровые волны, Дюна

    Волна

    Под влиянием ветра на поверхности воды и песка в природе образовываются схожие по строению хаотические паттерны, оставляющие рябь, называемые волнами на воде и дюнами на песке. Под действием ветра происходит неравномерное распределение, возвышенные участки чередуются с понижениями уровня.

    Частным случаем дюн являются барханы.

    Пузыри, пена

    Основные статьи: Пена, Мыльный пузырьМыльные пузыри образуют пену

    Замощение

    Основная статья: Замощение

    Замощение — разбиение без каких-либо накладок и без пробелов. Наиболее известным примером замощения в природе являются пчелиные соты, где шестиугольный паттерн многократно дублируется, заполняя всё пространство улья.

    Трещины

    Основная статья: Трещина

    Пятна и полосы

    Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного или нескольких участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
    Вы можете помочь проекту, написав этот раздел. Эта отметка установлена 31 января 2017 года.

    Примечания

    1. Stewart, Ian. 2001. Pages 48-49.
    2. Stewart, Ian. 2001. Pages 64-65.
    3. Stewart, Ian. 2001. Page 52.
    4. Stewart, Ian. 2001. Pages 82-84.
    5. Stewart, Ian. 2001. Page 60.
    6. Stewart, Ian. 2001. Page 71.
    7. Mandelbrot, Benoît B. The fractal geometry of nature. — Macmillan, 1983.
    8. Falconer, Kenneth. Fractal Geometry: Mathematical Foundations and Applications. — John Wiley, 2003.
    9. Briggs, John. Fractals:The Patterns of Chaos. — Thames and Hudson, 1992. — P. 148.
    10. Batty, Michael (1985-04-04). “Fractals – Geometry Between Dimensions”. New Scientist. Holborn Publishing Group. 105 (1450): 31.
    11. Meyer, Yves; Roques, Sylvie. Progress in wavelet analysis and applications: proceedings of the International Conference «Wavelets and Applications,» Toulouse, France – June 1992. — Atlantica Séguier Frontières, 1993. — P. 25.
    12. Carbone, Alessandra; Gromov, Mikhael; Prusinkiewicz, Przemyslaw. Pattern formation in biology, vision and dynamics. — World Scientific, 2000. — P. 78. — ISBN 9789810237929.
    13. Hahn, Horst K.; Georg,Manfred; Peitgen, Heinz-Otto. Fractal aspects of three-dimensional vascular constructive optimization // Fractals in biology and medicine / Losa, Gabriele A.; Nonnenmacher, Theo F.. — Springer, 2005. — P. 55–66.>
    14. Addison, Paul S. Fractals and chaos: an illustrated course. — CRC Press, 1997. — P. 44–46.
    15. Maor, Eli. e: The Story of a Number. Princeton University Press, 2009. Page 135.
    16. Ball, 2009. Shapes pp 29-32.
    17. Kappraff, Jay (2004). “Growth in Plants: A Study in Number” (PDF). Forma. 19: 335—354.
    18. Coxeter, H. S. M. Introduction to geometry. — Wiley, 1961. — P. 169.
    19. Lorenz, Edward N. (March 1963). “Deterministic Nonperiodic Flow”. Journal of the Atmospheric Sciences. 20 (2): 130—141. Bibcode:1963JAtS…20..130L. DOI:10.1175/1520-0469(1963)020<0130:DNF>2.0.CO;2. ISSN 1520-0469. Дата обращения 3 June 2010. Используется устаревший параметр |month= (справка)
    20. Ruelle, David. Chance and Chaos. Princeton University Press, 1991.
    21. Lewalle, Jacques. Flow Separation and Secondary Flow: Section 9.1 // Lecture Notes in Incompressible Fluid Dynamics: Phenomenology, Concepts and Analytical Tools. — Syracuse, NY : Syracuse University, 2006. Архивная копия от 29 сентября 2011 на Wayback Machine.
    22. Информация из справочника интерьерных идей 4living.ru (недоступная ссылка). Дата обращения 4 апреля 2013. Архивировано 3 декабря 2012 года.
    23. Ciaccio E. J., Dunn S.M., Akay M. Biosignal pattern recognition and interpretation systems. Part 4 of 4: Review of applications // IEEE Engineering in Medicine and Biology Magazine. — 1994. — Vol. 13, 2006, Issue 2. — P. 269—273.
    24. Гапонова О .В. Электроэнцефалографические паттерны синдрома Веста // Медицинский совет. — 2008.- № 1-2.
    25. Малая меди цинская энциклопедия. — М.: Медицинская энциклопедия. 1991-96 гг.
    26. Небожин А. И., Ситель А. Б. Паттерны боли при биомеханических нарушениях шейного отдела позвоночника // Мануальная терапия. — 2007. — № 1 (25). — С. 2-8.
    27. Паттерны двигательных и чувствительных расстройств при патологии нервных структур в дистальных отделах верхней конечности // Медицинский портал для врачей и студентов doctorspb.ru. 2010. Источник в Интернет: http://doctorspb.ru/articles.php?article_id=1477

    Теоретическое обоснование темы

    Перед изучением методики прогнозирования Pattern поразмыслим, как применить такие сложные категории в проектной практике. Представьте себе, что вы являетесь членом управляющей команды солидной компании. Стратегический анализ вами выполнен, выводы прогнозирования приняты. В развитие стратегии издан документ «Перечень стратегических инициатив». В нем состав мероприятий настолько большой, что вы осознаете: все из написанного выполнить не удастся.

    Что делать? Какую тактику применить? На выручку приходит классическая модель оптимизации: расставить приоритеты по цепочке «важность – проблемность – решаемость». В современной науке есть дисциплина «Управленческие исследования». Ее цель – формировать и развивать концепции, которые позволяют принимать лучшие управленческие решения. Применение этой теории основано на системном подходе к управлению.

    Оказывается, исследования нужны далеко не всегда. В управлении в основном нужны оценки, анализ и результаты прогнозирования на их основе. В то же время в ходе исследования требуется обнаружить проблему. Если ее осознать, тогда и последующие проектные события принесут лучший результат, иначе смысла в многочисленных проектах окажется не так много.

    Место управленческих исследований в системе человеческих знаний

    В бизнес-логике обосновано применение двух подходов к мышлению управленца: задачного и проблемного. Мы неоднократно устанавливали, что в проектном управлении превалирует задачное мышление, ему соответствует парадигма управления от задач. Также определяли проект, как уникальную задачу, решаемую в условиях определенного содержания, ограничений и рисков.

    Решение задач предполагает применение знаний об очевидных закономерностях. Эти закономерности используются с опорой на реальные факты. На их основе обнаруживаются недостающие элементы системы, а также связи между ними. Закономерности, в свою очередь, возникают не на пустом месте. Их предваряют общепринятые концепции, формулы, модели, которые наработаны практиками и учеными.

    Приведем обычный пример о мотивации в проектной команде, которая вдруг дает сбой, и проект «спотыкается». РМ понимает, что ситуация подчиняется каким-то закономерностям. А где их найти? Какой метод применить? Коллеги советуют: пройди тренинг, найми консультанта, почитай умную книгу, сходи на форум… Однако практические события показывают, что применение задачного подхода «в лоб» часто не получается.

    Система управления как объект исследования

    Проблемно-ориентированное мышление в управлении

    В практике часто возникает ситуация, когда техники прогнозирования дают сбой. Вольно или невольно приходится разбираться с более глубокими категориями управления. Этому помогает осмысление проблемно-ориентированного мышления, которое не менее важно, чем задачное.

    Смысл проблемного мышления заключается в отказе от поиска ситуаций, фактов, которые подлежат описанию через разработанные ранее, общепринятые концепции и теории. Метод проблематизации предлагает нахождение нового «водораздела» между традиционным и новым в практике, обнаружение зоны недостаточности принятых концепций, например, управления бизнесом (процессами и проектами).

    И наоборот, метод депроблематизации в управлении предполагает работу по ситуации, когда концепция достаточно быстро видоизменятся. В результате бывшая проблема в одночасье становится задачей, под которую уже готов уникальный кейс решения и «за дано» удается пройти «без проблем». Инструменты прогнозирования снова актуализируются. Обозначим несколько тезисов исследовательской методологии.

    1. Проблемы – суть источника обновления компании.
    2. В силу субъективности суждения управленца проблемы управления носят относительный характер.
    3. Все проблемы компании, как правило, сосредотачиваются в головах лиц, принимающих решения.

    Развертывание всей методологии управленческих исследований является предметом отдельной статьи. Тем не менее, современные теория и практика позволяют технологично вычленять проблемы любого уровня управления, в том числе уровня конкретного проекта. В этой методологии инструментальные средства локализации проблемной области играют важную роль. Такими средствами выступают так называемые методы экспертной оценки:

    • метод «Дерева проблем»;
    • диаграмма Исикавы;
    • метод контрольных вопросов;
    • метод мозгового штурма;
    • метод Делфи;
    • метод системного анализа и прогнозирования Pattern.

    Логическое содержание методики Pattern

    Что могут получить аналитики на выходе метода Pattern в проекте национального масштаба? Во-первых, глубоко эшелонированный перечень целей проекта. Во-вторых, синтезированные веса целей, которые характеризуют политическую, научную, техническую значимость результатов.

    Метод предполагает, что веса по совокупности для каждого уровня архитектуры декомпозиции составляют предельное значение – 1,0. Исследователи получают логическую базу для выделения бюджетов и других ресурсов на элементы «Дерева целей», исходя из оцененных и рассчитанных весовых значений. У метода Паттерн есть устоявшаяся логическая структура, которая состоит из четырнадцати элементов.

    1. Определение объекта исследования.
    2. Выдвижение, обоснование и применение рабочих гипотез по концепции связей и внутриобъектным закономерностям.
    3. Разработка сценарного плана.
    4. Определение формулировки задачи исследования и прогнозного отчета.
    5. Анализ архитектуры декомпозиции.
    6. Формулирование целей.
    7. Согласование и утверждение архитектуры с внутренними («Дерева целей») и внешними связями (совокупность локальных параметров).
    8. Применение анкетирования.
    9. Статистический анализ результатов анкетирования.
    10. Количественная оценка архитектуры иерархии.
    11. Подтверждение гипотезы исследования по специальной методике.
    12. Детализация процедур разделения ответственности по ресурсам.
    13. Привязка ответственных ресурсов к «Дереву целей».
    14. Применение экспертных процедур оценки распределения ответственности.

    При такой многоплановой работе организаторы мегапроекта ориентируются на правила и принципы структурного формирования. Метод предполагает равномерность структуризации и соразмерность оснований для декомпозиции. Здесь вполне уместно применение логики здравого смысла, но не только.

    Помимо названного выше, методика прогнозирования Паттерн обеспечивает в пределах одного иерархического уровня единообразие структурного признака. Также требуется отсутствие фактов «вырождения ветвей архитектуры». Вся система должна быть охвачена полностью без потерь ее элементов. При исследовании структур целей функционирования (СЦФ) и развития компании или проекта методика Pattern предписывает учитывать:

    • уровень воспроизводства управленческой системы;
    • масштаб проекта (стратегических преобразований) и степень радикальности планируемых изменений;
    • бюджет времени на разработку СЦФ;
    • квалификацию исследователей-аналитиков.

    Иерархическая модель в системе Pattern

    Все элементы системы Паттерн, входящие в «Дерево целей», подлежат тщательной оценке их относительной важности. Ее применение происходит сверху вниз по иерархии согласно принятому сценарию. Выделенные группы экспертов, детально разбирая уровни архитектуры, проходят их один за другим. При этом отслеживается соблюдение условия декомпозиции, чтобы нижестоящие элементы обеспечивали структурную позицию вышестоящего. Pattern применяется последовательно, по описанной схеме заполняются все восемь уровней «дерева».

    Восемь уровней «Дерева целей» системы Pattern

    Семантически такая иерархия выстроена если и не безупречно, то, во всяком случае, вполне логично. Действительно, если посмотреть на таблицу уровней, то заметно, что сверху вниз растет конкретика и по масштабу, и по привязке к временной шкале от настоящего момента. Методика Pattern предлагает осуществлять визуализацию иерархии элементов по следующему типу.

    Вид «Дерева целей»

    Помимо логико-экспертной работы над «Деревом целей» метод предписывает еще и серьезные процедуры количественной оценки. Экспертные группы, состоящие примерно из 10 участников, присваивают всем элементам «дерева» веса, позволяющие применить оценку их относительной важности. Результаты оценки ранжируются и принимаются на основании голосования внутри групп, которое происходит в среднем в течение трех туров.

    Результатом экспертизы и оценки Паттерн является заполнение специальных матриц, в которых устанавливается соответствие найденным критериям элементов «дерева» для каждого из уровней. Форма матрицы и формула расчета коэффициентов относительной важности системы Pattern представлены далее.

    Форма матрицы соответствия и формула коэффициентов относительной важности

    Какую бы социальную систему мы ни взяли: государство, компанию или даже ее внутренний проект, в любом случае риск одного противоречия достаточно велик. Имеется в виду разрыв между стратегией (вернее планом стратегических мероприятий) и механизмами их ресурсного, материально-технического и процессуального обеспечения.

    Методика прогнозирования Паттерн позволяет справляться с данной проблемой благодаря исследовательским технологиям, экспертным оценкам и компьютеризированной обработке полученных данных. Причем успех достигается независимо от масштаба объекта управления. Чем же полезен метод для решения задач уровня компании?

    Применение Pattern на корпоративном уровне

    Как правило, когда стратегия только разрабатывается, применить результаты прогнозирования Паттерн не представляется сложным. Когда же приближается фаза воплощения замыслов, тут и возникают основные затруднения, способные остановить самые перспективные начинания.

    Корпоративный уровень, с одной стороны, упрощает вопрос отмеченного выше разрыва, с другой стороны – несколько меняет подходы методики Паттерн, которая как раз призвана урегулировать конфликтную ситуацию. Когда применяется метод, и строится «Дерево целей», параллельно разрабатывается также «Дерево свойств ресурсов». Разработка этого «дерева» в Pattern основывается на декомпозиции ресурсов по аспектам качества ряда направлений, в числе которых:

    • техническое;
    • технологическое;
    • пространственно-ориентационное;
    • системно-управленческое;
    • информационное;
    • кадровое.

    Эти компоненты также подвергаются экспертизе, в ходе которой производится более глубокая декомпозиция и применение Паттерн-оценки элементов системы и самих направлений. Используются формальные методы либо там, где есть возможность, привлекаются технические средства, а также метрологические формы измерения.

    Перед началом реализации стратегии в любой компании встает вопрос об эффективном распределении ресурсов под стратегические инициативы. От этого зависит, перейдут инициативы в форму проектной реализации или так и останутся «облачными» планами. Сам метод, а также «Дерево целей» и «Дерево свойств ресурсов» позволяют вычленить инициативы с максимальной важностью и проблемностью. Они помогают найти решение по нахождению ресурсной базы для реализации проекта. Вашему вниманию представлена универсальная визуальная модель метода Паттерн.

    Универсальная визуальная модель Паттерн

    В настоящей статье достаточно схематично обрисованы основные моменты методики Паттерн. Данный метод прогнозирования – технология, далеко не исчерпавшая возможности для бизнеса в его проектной составляющей. Для руководства компании применение системы имеет перспективы более точного фокусирования на самом главном в реализации стратегии. Увеличиваются шансы не распыляться в ресурсах и усилиях. Метод интересен и для PM. Исследование ситуации с затруднениями проекта дает возможность вовремя диагностировать проблему и добиться результата, несмотря на ограничения.

    Восемь паттернов ограниченного мышления

    1. Фильтрация (избирательное абстрагирование). Осо­бенностью этого паттерна является резко суженное поле зрения — фокусирование внимания на каких-то одних деталях ситуации и игнорирование всех остальных ее осо­бенностей. Одна деталь определяет отношение ко всей ситуации или событию. Например, специалиста по ком­пьютерному черчению, который плохо переносит критику, похвалили за качество его последних детальных чертежей и попросили выполнить следующее задание немного бы­стрее. Он вернулся домой расстроенный, решив, что на­чальник считает его медлительным. Как видите, работник абсолютно не обратил внимания на похвалу и сосредото­чился только на критике.

    Каждый человек смотрит на мир сквозь призму соб­ственного восприятия. Депрессивные личности сверхчув­ствительны к потерям и не замечают положительных мо­ментов. Для людей, склонных к тревожности, возможность малейшей опасности превращает вполне безобидную ситуа­цию в экстремальную. Те, кто легко раздражается, первым делом ищут во всем несправедливость и совсем не замечают проявлений честности и искренности. Память тоже порой очень избирательна. Вы можете помнить только определен­ные события из всей своей предыдущей жизни. Фильтруя свои воспоминания, вы часто обходите вниманием позитив­ный опыт и задерживаетесь только на тех обстоятельствах, которые вызвали у вас раздражение, тревогу или уныние.

    Фильтрация нагнетает отрицательные мысли, преуве­личивая значение негативных событий в вашей жизни и игнорируя весь позитивный опыт. Вы придаете непомер­ное значение своим страхам, неудачам и недовольствам, поскольку они вытесняют из вашего сознания все прочее. Ключевыми словами этого паттерна являются «ужасный», «страшный», «отвратительный», «жуткий», «пугающий» и тому подобные. Ключевая фраза — «Я этого не вынесу».

    2. Поляризованное (или «черно-белое») мышление. «Черно-белое» мышление и никакого смешения цветов. Вы рассматриваете только два варианта — «или/или» — воспринимаете только крайности, не оставляя места для компромисса. Люди и вещи для вас только плохие или хорошие, прекрасные или отвратительные, очарователь­ные или невыносимые. Поскольку вы воспринимаете все в черно-белом свете, эмоциональные реакции у вас тоже полярны — на смену отчаянию приходит бурная радость, затем гнев, экстаз или ужас.

    Самой главной опасностью поляризованного мышления является его воздействие на ваше отношение к самому себе. Вы можете считать, что раз вы человек несовершенный и невыдающийся, значит, — неудачник и болван. Нет места ошибкам и посредственности. К примеру, водитель рейсового автобуса, свернув не на ту дорогу и сделав крюк в три километра, называет себя настоящим неудачником. Мать-одиночку, воспитывающую троих детей, все считают сильным человеком. Но когда она устает или нервничает, то начинает чувствовать себя слабой и критиковать в раз­говорах с друзьями.

    3. Сверхобобщение. Для этого паттерна характерна тен­денция делать глубокие умозаключения, основанные на единственном событии или факте. Одна спущенная петля заставляет вас думать: «Я никогда не научусь вязать». От­каз на танцплощадке звучит как приговор: «Никто никогда не захочет танцевать со мной».

    Из-за этого паттерна в вашей жизни появляется множе­ство ограничений. Однажды заболев в поезде, вы решаете никогда больше не ездить этим видом транспорта. Испытав головокружение на балконе седьмого этажа, вы никогда не выйдете на него снова. Если вы сильно переживали, ког­да собирали мужа в командировку, то каждый его отъезд будет для вас катастрофой. Иными словами, испытанные вами отрицательные эмоции любую аналогичную ситуацию в будущем превратят в негативную.

    Сверхобобщения часто принимают форму безусловных утверждений, неких аксиом, которые определяют и огра­ничивают ваши шансы на счастье. Среди ключевых слов, которые могут свидетельствовать о вашей склонности к сверхобобщениям, — «все», «каждый», «никто», «никогда», «всегда». К примеру, вы делаете глубокий вывод, безапел­ляционно утверждая: «Никто меня не любит», «Я больше не смогу никому доверять», «Мне всегда будет грустно», «У меня всегда будет дурацкая работа», «Никто не захочет дружить со мной, как только узнает меня по-настоящему».

    Еще одним признаком сверхобобщения служат ярлыки, которыми вы награждаете людей, вещи, места, вызываю­щие неприязнь. Человек, который отказался подбросить вас до дома, становится для вас «полным ничтожеством». Молчаливый парень на свидании — «скучным тупицей».

    Демократы «всегда одинаково реагируют на либералов». Нью-Йорк — «ад кромешный». Телевидение «разлагает». Вы «глупы» и «ведете совершенно бессмысленное суще­ствование».

    Каждый из этих ярлыков может содержать в себе долю истины, но эта доля определяет общий вывод. Такие ярлы­ки не признают никаких опровергающих доводов, и ваше мировосприятие становится шаблонным и одномерным.

    4. «Чтение мыслей». При «чтении мыслей» вы делаете ско­ропалительные выводы об окружающих. Вы полагаете, что вам известны их чувства и мотивы поступков: «Он так себя ведет потому, что ревнует», «Ее интересуют только деньги», «Он боится показать, что его это беспокоит».

    Допустим, ваш брат уже третий раз за неделю встреча­ется с появившейся недавно в его жизни женщиной. Вы можете прийти к выводу, что он: а) влюбился; б) рассержен на свою старую подружку и надеется, что она узнает о его встречах; в) подавлен и отвергнут; г) боится снова остаться один. «Чтение мыслей» делает один из выводов настолько очевидным и правильным, что вы начинаете действовать в соответствии с этим мнением и часто оказываетесь в не­ловком положении.

    Подобным же образом вы предполагаете, что люди ду­мают о вас. Вы можете, например, домысливать за вашего партнера: «Находясь так близко, он увидит, насколько я непривлекательна». Если он тоже склонен к «чтению мыслей», возможно, он скажет себе: «Она думает, что я не­зрелый человек». Случайно столкнувшись на работе с на­чальником, вы можете прийти к выводу: «Они уже готовы меня уволить». Такие умозаключения основаны на инту­иции, подозрениях, неясных предчувствиях и случайном опыте прошлого. Они ничем не подтверждены, но, тем не менее, вы в них верите.

    Чтение мыслей основано на процессе под названием проецирование. Вы полагаете, что окружающие чувствуют то же, что и вы, и реагируют на происходящее так же. По­этому вы не стараетесь наблюдать и слушать достаточно внимательно, чтобы заметить, какие на самом деле люди разные. Если вас раздражают опоздания, вы считаете, что и другим не нравится такое поведение. Если вы болезнен­но воспринимаете отказы, то ожидаете такой же реакции от большинства людей. Если вы осуждаете определенные привычки и черты характера, то верите, что и другие раз­деляют ваше мнение.

    5. Катастрофизация. Если вы склонны к катастрофизации, то малейшая течь в лодке означает, что судно обязательно утонет. Подрядчик, клиент которого настаивает на более низких расценках, чем указано в смете, думает, что никог­да не получит хорошей прибыли.

    Катастрофические мысли часто начинаются со слов «А что, если…». Читая о какой-либо трагедии или услышав о несчастье, которое произошло с кем-то из знакомых, вы начинаете думать: «А что, если бы это произошло со мной? Что, если бы я сломала ногу, катаясь на лыжах? А что, если мой самолет захватят террористы? А что, если я заболею и потеряю дееспособность? Что, если мой сын начнет при­нимать наркотики?» Этот список можно продолжать до бес­конечности. Люди, склонные к катастрофизации, обладают поистине богатым воображением.

    6. Преувеличение. Преувеличивая, вы придаете вещам сверхзначение. Небольшие ошибки становятся трагически­ми просчетами. Простой совет воспринимается как резкая критика. Легкая боль в спине превращается в смещение позвоночного диска. Мелкая неудача вызывает отчаяние. Незначительные препятствия трансформируются в непре­одолимые барьеры.

    «Огромный», «невероятный», «непомерный» — это тер­мины преувеличения. Для этого паттерна характерны ощущение фатальности и выраженный пессимизм.

    Оборотной стороной преувеличения служит преумень­шение. Раздувая масштабы своей проблемы, вы как будто смотрите на все негативное и сложное в своей жизни через увеличивающую линзу некоего телескопа. Но на все свои ценные качества, такие как способность преодолевать труд­ности и находить решения проблем, вы глядите словно бы через другой конец телескопа, делающий все объекты мелкими.

    7. Персонализация. Есть два вида персонализации. Пер­вый — непосредственное сравнение себя с другими людьми: «Он играет на пианино гораздо лучше меня», «Я недоста­точно умен, чтобы общаться с этой компанией», «Я работаю медленнее всех». Иногда сравнение оказывается в вашу пользу: «Он тупой (я умный»), «Я выгляжу гораздо луч­ше нее». Поводов для сравнения бесконечное множество. И даже когда вы выигрываете в сравнении, в самой ос­нове этого действия заложено ваше сомнение в собствен­ной значимости. Получается, вам необходимо постоянно убеждаться в своей ценности, сравнивая себя с другими. Если сравнение в вашу пользу, вы испытываете временное облегчение. Если оказываетесь хуже, то чувствуете себя униженными.

    В начале этой главы приведен пример персонализации другого рода. Речь идет о тенденции воспринимать все на свой счет. Склонная к депрессии мать чувствует себя виноватой каждый раз, когда замечает малейшую грусть в глазах своих детей. Бизнесмен видит в жалобах своего партнера на усталость намек на себя. Мужчина, чья супру­га недовольна ростом цен, слышит в ее словах обвинения в неспособности быть кормильцем семьи.

    8. Долженствования. В рамках этого паттерна вы действу­ете исходя из свода жестких правил о том, как должны поступать сами и окружающие вас люди. Ваши правила верны и бесспорны. Любое отступление от них недопустимо. Как следствие, вы часто осуждаете и критикуете других. Люди вас раздражают своими неправильными поступками и мыслями. Вы не можете выносить не подходящие под ваши стандарты черты их характера, привычки, мнения. Вы считаете, что им следовало бы уважать ваши ценности и соблюдать ваши правила.

    Одна женщина считала, что ее муж должен по собствен­ной инициативе устраивать ей загородные поездки по воскресеньям. Для нее поездки на природу и пикники в живописных местах являлись доказательством заботы и любви. Тот факт, что ее мужу было не особенно интересно такое времяпровождение, означал, что «он думает только о себе». Ключевыми словами восьмого паттерна являются «должен», «обязан», «следует». Альберт Эллис (Ellis and Harper, 1961) назвал этот паттерн мышления «установками обязательного долженствования».

    Ваши долженствования утомительны для вас так же, как и для других людей. Вы вынуждены демонстрировать определенное поведение, но никогда не задумывались, имеет ли это на самом деле смысл. Психиатр Карен Хорни назвала это «тиранией долженствования».

    Ниже приведен список самых распространенных и не­разумных долженствований:

    • Я должен быть безупречным любовником, другом, роди­телем, учителем, студентом или супругом.

    • Я должен хладнокровно выносить любые трудности.

    • Я должен уметь быстро находить решения любой про­блемы.

    • Я не имею права испытывать боль, я всегда должен быть счастливым и спокойным.

    • Я должен все знать, понимать и предвидеть.

    • Я всегда должен выглядеть непринужденным, но при этом полностью контролировать свои чувства.

    • Я никогда не должен испытывать такие отрицательные эмоции, как гнев и ревность.

    • Я должен любить всех своих детей одинаково.

    • Я никогда не должен ошибаться.

    • Мои чувства должны быть постоянными. Если я люблю, я должен любить всегда.

    • Я должен быть абсолютно уверен в себе.

    • Я должен отстаивать свои интересы и убеждения, но при этом не должен никому причинять боль.

    • Я не имею права уставать или болеть.

    • Я всегда должен делать все максимально эффективно.

    Поделитесь на страничке

    Следующая глава >

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *