Отсутствие мотивации в жизни

Отсутствие мотивации в жизни

Отсутствие мотивации: не могу себя заставить

Чуть ли не каждый второй клиент, приходящий на консультацию, жалуется на то, что ему не хватает мотивации сделать то или иное в жизни. Вроде бы есть желание, и даже планы порой написаны, и осталось только встать и начать делать… но вот это как раз и не получается. Как же сдвинуть себя с мертвой точки?

Для начала нужно определиться, что такое мотивация. Это желание, которое переходит в действие. То есть тут дело не только в желании, но и в исполнении задуманного.

Несмотря на то что чаще всего жалуются на полное отсутствие мотивации, на самом деле она есть у всех психически здоровых людей. Большинству из тех, кто считает, что не может собраться и реализовать планы, совсем не трудно заниматься повседневными делами. Да и для приятных мероприятий находятся время и силы. Тут дело в том, что нет мотивации для определенных занятий.

Человеку кажется, что именно перед этим конкретным делом стоит непреодолимая стена, которую не перешагнешь и не обойдешь. Будто для того, чтобы ее пересечь, нужны необычайные усилия или необходимо знать какой-то секрет.

Виды мотивации

Прежде чем идти через «стену», необходимо знать, что люди совершают усилия по нескольким причинам. Эти причины образуют разные виды мотивации. Всего четыре вида:

  1. Внешняя мотивация. Человек совершает действие, когда получает четкий сигнал извне. Например, доктор или родитель велели что-то сделать. Это и есть причина, по которой человек приступает к действию.
  2. Интроэктивная мотивация. Когда-то человек усвоил, что нужно выполнять определенные действия. Например, каждый раз убирать посуду после еды. Люди делают это автоматически, не задумываясь, потому что кто-то в далеком детстве сказал, что так должно быть. Эта инструкция запомнилась как правило, которое не подлежит обсуждению.
  3. Идентификационная мотивация. Люди делают что-то потому, что это является частью их личности. Другими словами, они отождествляют себя с данной деятельностью. Например, мотивация к спорту: для спортсмена утренняя пробежка — нечто само собой разумеющееся. Потому что «спортсмены занимаются спортом». Если не делать пробежку, ты уже отступаешь от образа, а значит, «ненастоящий» спортсмен.
  4. Внутренняя мотивация. Люди делаю что-то потому, что испытывают от этого удовольствие. Если моют посуду, то потому, что им нравится постоянная чистота на кухне. Если бегают по утрам, то потому, что это дает им чувство бодрости.

Можно с уверенностью сказать, что помогают все виды мотивации. Однако здесь у каждого свои приоритеты и предпочтения. Существует немало людей, которые замечательно действуют, если им прикажет кто-то другой, но без «кнута» им крайне сложно найти в себе силы и интерес сдвинуться с места. Других совершенно бесполезно заставлять, если они не чувствуют, что это «их дело» или не испытывают от этого удовольствия. Так что у всех собственный «код доступа» к внутренним ресурсам.

Сила эмоций

Как источник «вдохновения» может быть различный, так и «топливо» для активных дел бывает разным. Например, людей могут побуждать положительные или отрицательные эмоции. Кого-то будет вести страх: они могут бояться, что если не выполнят задуманного, то их отвергнут. Для других двигателем будет интерес к саморазвитию.

Но, как это ни печально, чаще люди мотивируют себя отрицательными эмоциями. Дела могут делаться как по маслу, а человек не испытывает особого удовольствия от них — только облегчение. Здесь можно посоветовать переориентироваться на позитивные эмоции, связанные с исследованием нового и творчеством: «Я сделаю это, потому что я стану лучше».

Кроме того, способ мотивации «избежать наказания» далеко не всегда эффективен. Постоянный негатив, с которым мы к себе обращаемся, пытаясь подтолкнуть к выполнению, со временем перестает действовать. Зачем стараться, перешагивать через себя, если в конце задания ничего особо хорошего не будет? Положительные эмоции, наоборот, придают сил для новых свершений.

Прокрастинация

Бывают случаи, когда человек, несмотря на важность грядущих дел, не может себя заставить их сделать. Грядет «дедлайн», а еще ничего не сделано, а бывает даже и не начато ничего. Вроде все человек понимает, только сам себе палки в колеса вставляет, медлит, отлынивает.

Прокрастинация — довольно сложное явление, но одну из главных ролей в нем играют неправильно сформированная оценка «затраты — результат». Обычно люди представляют себе предстоящую работу длительной, неприятной, а результат незначительным, особенно если они вышли на работу после отпуска.

Вот, мол, сижу 10 дней без сна и отдыха с проектом, а в конце мне и «спасибо» никто не скажет. Да и не нужно это никому. То, что за невыполненную работу могут уволить, волнует и мотивирует только на первых порах, а потом чем больше человек себя пугает, тем хуже работается.

Как себя замотивировать?

Этот вопрос приходит в голову не только тем, кто обращается за консультациями. У любого человека хотя бы раз в жизни была ситуация, когда приходилось делать что-то через силу. Многие вполне справляются с этим неприятным периодом самостоятельно, но вот несколько советов, облегчающих задачу.

  1. Четко представьте себе разницу между тем, что у вас есть сейчас, и тем, что будет после выполнения необходимого. Желательно, чтобы в конце вы получали преимущества перед текущим положением дел.
    Для создания мотивации нужны не только сильные эмоции. Также важна и перспектива. Мы должны двигаться в определенном направлении, желательно в сторону лучшего положения. Человек должен видеть, что все его усилия вознаградятся. Причем вознаграждение должно быть значительным, ради чего не жалко тратить силы. Без этого довольно сложно заставить себя что-то делать.
  2. Постарайтесь не мотивировать себя негативными мыслями и не давайте себе негативных установок. Мозг будет пытаться избежать негатива путем отказа от работы.
  3. Не ругайте себя за то, что не можете найти мотивации. Самобичевание и в данном случае не лучший мотиватор.
  4. Всегда вознаграждайте себя за действия. Вознаграждение должно быть действительно приятным и важным для вас. Однако если вы постоянно радуете себя одним и тем же, чувство удовольствия может притупиться. Лучше всего — разнообразные подарки, что-то, чего вы давно хотели, но не позволяли себе по разным причинам.
  5. Разбивайте большое задание на маленькие участки. В этом случае вам легче будет отслеживать и регистрировать свой успех и продвижение вперед в сторону окончания дела.

А самое главное — это начать. В большинстве случаев именно первый шаг — встать и начать делать, является самым главным и самым трудным. Дальше всё идет гораздо легче.

Вспомните, ведь большинство повседневных занятий выполняются сами собой. Мы чистим зубы, причесываемся, завариваем кофе или чай, не раздумывая, чем себя таким заинтересовать и как заставить. Когда-то мы обучились этой рутине: проснулся — почистил зубы.Повторяли последовательность день за днем. А потом навык был усвоен, и утро автоматически начинается с чистки зубов без каких бы то ни было волевых усилий.

Поэтому для того, чтобы что-то делать без мучительных колебаний, нужно просто это делать. Просто поверьте, пройдите стадию врабатывания, и результаты не замедлят ждать.

Наталья Стилсон

Проблематика отсутствия мотивации и какой-либо жизненной энергии, которая является двигателем успеха и прогресса в жизни человека встречается очень часто и практически повсеместно. Человек живет, не понимая зачем, не имея смысла, жизненных целей и сил, все это напрямую отражается на отсутствии интереса к жизни, желании жить и каких-либо продвижений и динамики в жизни такого человека.

Проблема «Безотцовщины»


Проблема безотцовщины или слишком формального присутствия отца в жизни подрастающего поколения создает систематическую и обширную ошибку в сознании человека и становлении его как личности. Демотивация усиливается под материнским влиянием, часто используется рукоприкладство и моральное угнетение. Происходит «сминание» личностных установок и на это пустующее место устанавливается новый компонент, который со временем заменяет ребенку его личностную составляющую. И часто это делается абсолютно осознанно. На подсознание ребенка вкладываются такие эмоции, как стыд, страх, жалость и вина. Эти эмоции и разрушают, стирают и уничтожают личностную составляющую человека, о мотивации и постановке целей тут говорить и не приходится. У мальчиков в основном происходит «снос» такой установки, как мужественность.

В результате такого деструктивного процесса происходят следующие явления:

  • Мужчина ощущает себя неполноценным, непохожим на других;
  • Снижается уровень мужских гормонов под влиянием психологической составляющей;
  • Психологическая подавленность личности, разрушение многих психологических установок, свойственных мужчинам, подавление инстинктов.

Последствиями данных процессов являются серьезные нарушения психологического и физического состояния человека, наступает фрустрация, постоянные и затяжные депрессии, что не может не влиять на отсутствие мотивации в жизни человека и убежденности в бесполезности собственной жизни.

Раскрыть и решить эту глубинную подсознательную детскую проблему, восстановить желание жить и мотивационный компонент личности можно и нужно, путем переработки негативных эмоций, которые когда-то поспособствовали стиранию личностной составляющей.

Путь решения данной ситуации и целого списка проблем, которые ей предшествовали, лежит через постоянные психологические тренировки и систематическую работу с человеком. Необходимо разорвать связь приобретения смысла жизни с детской психологической травмой, разобрать по составным компонентам каждую негативную эмоцию.

Как решить проблему отсутствия мотивации?

Здравствуйте, дорогие друзья! Тема сегодняшней статьи довольно интересная и актуальная для многих из нас. Давайте с вами разберемся, что же такое мотивация?

Мотивация — (от лат. movere) — побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Вспомните те моменты жизни, когда вас переполняла энергия и желание достичь поставленной цели. Вы жизнерадостны, уверены в себе, вы движетесь в правильном направлении и с каждым шагом, с каждым вашим действием становитесь ближе к своей цели. Но вдруг в вашей жизни происходит череда неудач или появляются проблемы, которые вы не можете решить, ваш настрой начинает ухудшаться, энергии нет, и желание в достижении цели куда-то пропадает. Вы начинаете что-то делать, но не можете собраться с мыслями или вам не хватает сил завершить начатое, вы опускаете руки, и ждете, пока все наладится или когда вас вновь посетит позитивный настрой и желание действовать.

Если пустить этот процесс на самотек, то вы так и будете постоянно зависеть от внешних факторов и обстоятельств. Пока будет дуть попутный ветер, вы будете двигаться к своим целям, но стоит ветру поменять свое направление, и вы тоже измените свой курс.

Чем же отличаются успешные люди от неудачников? Ответ довольно прост – успешные люди двигаются к своим целям при любых обстоятельствах.

Так как же научиться мотивировать себя самостоятельно в независимости от внешних факторов, погодных условий и настроения?

Чтобы ответить на этот вопрос нужно разобраться в причинах потери мотивации. Их всего три – отсутствие уверенности, отсутствие фокуса (концентрации) и отсутствие плана действий.

Теперь давайте рассмотрим более подробно каждую причину потери мотивации и способы их устранения.

Отсутствие уверенности – первая причина потери мотивации. У каждого из нас есть как сильные, так и слабые стороны. Как только мы начинаем зацикливаться на своих слабых сторонах, на своих неудачах и промахах, мы начинаем терять уверенность в себе, своих силах и веру в достижение своих целей. Мы фокусируемся на том, чего еще не достигли, забывая оглянуться назад и посмотреть на то, что уже удалось сделать. Мы начинаем сравнивать себя и свои достижения со своими соперниками, начинаем оправдывать свои неудачи. Это самобичевание отнимает очень много жизненных сил и энергии. Для того чтобы устранить эту причину есть отличный способ – «Дневник успеха».

Об этом дневнике я узнал в одной из книг Бодо Шефера. Для дневника пойдет любая тетрадь или блокнот. Каждый день необходимо записывать в свой дневник то, что вам удалось сделать, пусть даже самое небольшое достижение. Лучше делать это вечером перед сном, прокрутите в голове весь свой день и вспомните те моменты или те действия, которые вы сделали хорошо, и за что вы можете собой гордиться, а затем записывайте их в свой дневник. А вот когда вы почувствуете, что у вас день не задался или вы погрязли в проблемах, из которых вам сложно выбраться, этот дневник поможет вам настроиться на позитивный лад и поверить в свои силы. Начните просто читать о том, что вам уже удалось сделать. После прочтения нескольких страниц ваших записей весь ваш негативный настрой как рукой снимет. Очень рекомендую вам завести свой дневник успеха.

Идем дальше…

Отсутствие фокуса (концентрации) – вторая причина потери мотивации. Эта причина довольно распространена у большинства людей. Ведь многие на самом деле не осознают, чего же они хотят. Люди фокусируются на том, чего хотят избежать и мыслят категориями страха, вместо того, чтобы фокусироваться на тех вещах, которых они по-настоящему хотят. Если вы не знаете, чего вы хотите, то и мотивации достигать «этого» у вас тоже не будет.

Для того чтобы этого не произошло нужно от неосознанного желания перейти к конкретным действиям. Составьте список целей, определитесь с тем чего вы хотите достичь в этой жизни. Фокусируйте свой разум на достижении позитивных целей. О том, как правильно ставить цели я уже рассказывал в одной из своих статей.

Отсутствие плана действий – третья причина потери мотивации. Как правило, достижение любой цели состоит из промежуточных пунктов (шагов), которые необходимо выполнить для того, чтобы добиться желаемого. Если у вас нет ясной стратегии по достижению своей цели, то результативность ваших действий будет стремиться к нулю. Отсутствие представления о том, что и зачем нужно делать лишает вас стимула двигаться вперед. Вы будете откладывать задуманное на следующий день, а затем наследующий и т.д.

Для того чтобы бороться с этой причиной необходимо составлять план достижения своей цели. Это стратегия, позволяющая вам следовать шаг за шагом к своей цели. Бывают маленькие цели, а бывают большие. Большие цели довольно часто в разных книгах по саморазвитию называют «слонами». Есть на этот счет очень хорошая рекомендация – съешьте слона по кусочкам. Не стоит сразу набрасываться на свою цель, нужно разбить её на промежуточные этапы, а затем каждый этап разбить на подэтапы. После того, как вы «разрежете» своего слона на маленькие кусочки, вам будет проще его съесть. Когда у вас перед глазами будет четкий план того, что вам необходимо сделать, то вам будет сложнее сбиться с правильного пути и потерять мотивацию.

Постарайтесь разобраться в собственных причинах отсутствия мотивации и начните пользоваться данными рекомендациями, тогда никакие внешние факторы, дождь за окном или плохое настроение не смогут помешать вам двигаться вперед навстречу к своим целям!

На этом все, желаю удачи!

P.S.: Буду рад, если вы поделитесь своими мыслями на этот счет или расскажите о своих способах борьбы с отсутствием мотивации.

Проблемы мотивации: работа с «выгоревшими» сотрудниками

Последние шесть лет я делаю проекты в банковском IT, и за это время часто встречался с тем, что основным риском проекта становились «выгоревшие» сотрудники. Проектный ритм и большой поток задач вызывают у таких людей раздражение, поэтому их «распинывание» часто становится одной из главных задач менеджера проекта.
Для понимая того, почему такие люди появляются в организации, рассмотрим модель развития специалиста, построенную на параметрах «навык / мотивация». Основу для неё я взял из модели ситуационного лидерства и немного развил, исходя из практических наблюдений. Эта модель нужна, чтобы понять, на каком этапе «жизненного цикла» могут находиться на нашем проекте, и как это влияет на их мотивацию.
Этап 1 – мало опыта, много энтузиазма (низкий навык, высокая мотивация). Это может быть молодой специалист, получивший первую работу; человек, решивший попробовать себя в новой профессии или профессионал, которого выдвинули на руководящую должность. В общем, любой из вариантов, когда человек только что пришел на новое место, очень хочет добиться успеха, но еще не понимает как это сделать.
На этом этапе обычно находится человек, который только-только записался в спортзал: он точно решил, что будет ходить туда несколько раз в неделю, сбросит лишний вес, нарастит мускулы и уж в этот-то отпуск поедет красивым и подтянутым.
Этап 2 – первое разочарование (низкий навык, низкая мотивация). На этом этапе к нашему специалисту приходит понимание, что всё не так просто, как ему казалось изначально. Он совершает первые ошибки, добиться успеха сразу не удается, а главное – приходит понимание, что путь к вершине весьма долог и совсем не так прост, как казалось сначала.
Возвращаясь к нашей метафоре, это то самое время, когда после недели-другой спортзала понимаешь, что мышцы болят, вес не сбрасываться каждый день, а организм после тяжелого рабочего дня, оказывается, хочет не тренироваться, а расслабиться и попить пивка с друзьями или коллегами.
Этап 3 – естественный рост (навык растет, мотивация – разная). Если специалисту удается преодолеть предыдущий этап, он вступает на путь профессионального роста. Здесь уже понятно, что именно нужно делать для развития, ясно также, что путь к успеху лежит через долгий методичный труд. Этот этап как правило достаточно долгий, со своими черными и белыми полосами, поэтому на нем нет какого-то одного уровня мотивации, единственное, что можно сказать – обычно его хватает для продолжения движения вперед.
У любителей фитнеса на этом этапе устанавливается регулярный график посещения спортзала, поэтому на среднесрочной перспективе начинается регулярный прогресс.
Этап 4 – компетентный специалист (высокий навык, сильная мотивация). На этом этапе специалист выходит на плато компетентности, и может начинать выполнять задачи автономно (в случае с фитнесом – без тренера), постепенно расширяя свою сферу ответственности и помогая начинающим специалистам. В идеале, проработав какое-то время в таком режиме и подготовив себе замену, сотрудник уходит на повышение и возвращается на первый этап, начиная новый виток своей карьерной спирали.
В реальной жизни, к сожалению, зачастую происходит не так. Новые должности не всегда доступны, а обучить себе достойную замену не позволяет отсутствие каких-либо кандидатов на этот пост, поэтому наступает следующий этап.
Этап 5 – чересчур компетентный специалист. То самое состояние, которое хорошо описывается английским словом “overqualified” и означает заметное несоответствие компетенции специалиста и потребностей его должности или организации в принципе. Состояние характеризуется постоянным снижением мотивации, из-за отсутствия положительной связи от выполнения сложных, интересных задач. Через некоторое время снижение мотивации приводит к разочарованию от работы, и смещению приоритета от работы на что-то другое (хобби, семья, сторонние проекты). Типичные внешние признаки: человек начинает работать строго по графику, а при встрече больше говорить не о своей работе, а о чем-то, что заняло её место в системе приоритетов.
Здесь я хочу сделать еще одно важное замечание: человек на этом этапе не обязательно плохо работает. На типовых задачах недостаток мотивации у хорошего специалиста компенсируется высоким уровнем профессионализма. Проблемы начинаются, если появляются сложные задачи, которые требуют выхода из зоны комфорта; в этом случае будет наблюдаться поведение противоположное ожидаемому – вместо трудового энтузиазма наблюдается неприятие или даже сопротивление. Это происходит потому, что решение задач, выходящих за рамки компетенции, требует высокого места в системе приоритетов, а место это уже занято чем-то другим. Ожидания менеджмента начинают расходиться с поведением сотрудника, на сотрудника начинают давить, что демотивирует его еще больше.
Финальным, шестым этапом этого процесса будет профессиональная деградация, и человек из состояния «может, но не хочет» переходит в состояние «не хочет и не может». Таких сотрудников либо сокращают при очередной оптимизации штата, либо они заканчивают свой путь на «бумажных» должностях с низким уровнем ответственности.
По моим наблюдениям, такой цикл занимает от 3 до 10 лет, в зависимости от сложности предметной области.
Давайте теперь обратимся к особенностям рынка труда в банковской сфере (предполагаю, что мои выводы будут справедливы и для ряда других областей). Она обладает несколькими характерными особенностями:

  • Достаточно высока цена ошибки, поэтому есть желание брать специалистов с опытом, причем в той же области.
  • Зарплаты в отрасли достаточно высоки, обычно нет необходимости брать неопытных специалистов и растить их самостоятельно.
  • Есть большое количество мест, компетенция в которых держится на одном человеке – его как правило достаточно, поэтому у него нет подчиненных или <равноценной замены. Уход такого человека приводит к поиску аналогичного специалиста на рынке (вакансию невозможно закрыть внутренними ресурсами).

В этой ситуации типичный менеджер старается найти человека, находящегося на этапе «компетентный специалист», то есть того, кто сможет сразу же эффективно выполнять поставленные задачи. Иногда даже ищут человека с заведомо завышенной квалификацией, чтобы «точно справился».
К сожалению для нанимателей, «компетентные специалисты» сами почти не ищут новую работу. Объясняется это достаточно просто: желание к смене работы обычно наступает тогда, когда мотивация уже понизилась, т.е. когда человек уже находится на пятом этапе.
Еще одна плохая новость: сам по себе эффект новизны вызывает у сотрудника временный рост энтузиазма – обычно его хватает на несколько месяцев, что в российских условиях как раз позволяет пройти испытательный срок. После этого человек понимает, что здесь «те же яйца, только более высокооплачиваемые» и начинает скучать.
Вот и получается, что попытки нанять готового специалиста, обычно заканчиваются появлением нового «выгоревшего» сотрудника в организации. Поэтому хотелось бы дать нанимающим менеджерам такой совет: когда вы берете нового сотрудника, убедитесь, что ему есть, чему учиться.
Что делать менеджеру проекта при столкновении с «выгоревшим» сотрудником?
Во-первых, важно правильно оценить обстановку. Убедитесь, что человек действительно находится на этапе «выгорания». Возможно есть другая причина.
Пример: в одном банке начали проект по внедрению нового функционала для кредитных карт в интернет-банке. Функционал является ноу-хау, прямых аналогов на рынке нет. Подписание спецификации серьезно задерживается – ответственный из отдела развития продукта должен принять ряд ключевых решений, но он постоянно уклоняется от этого, говоря, что ему нужно «сначала всё обсудить с коллегами». У других отделов таких проблем нет, там решения принимаются уполномоченными лицами быстро. Специалист весьма опытный – ему около 45 лет, из которых десять он работает в этом банке, сейчас он занимает должность менеджера по развитию карточного продукта.
«Выгорел» ли этот человек? Вполне возможно. Для того, чтобы точно в этом убедиться, лучше всего лично поговорить с ним и с его начальством. Действовать стоит прямо, но тактично – описать факты («задержка сроков подписания спецификации») и своё видение решения проблемы («нужно быстрее принять решения по конкретным вопросам»). Ответы нужно внимательно выслушать, ни в коем случае не ввязываясь в споры. Наша цель – поставить диагноз, а не убедить человека в том, что он не прав.
В нашем примере оказалось, что этого специалиста всего месяц назад перевели в этот отдел с повышением – до того он пять лет занимал должность менеджера другого, менее сложного продукта в том же департаменте. К сожалению, руководство не смогло выделить более опытного специалиста для параллельного участия во встречах, поэтому нашему герою приходится по вечерам обсуждать детали проекта со своими коллегами, чтобы иметь возможность принимать правильные решения.

Если бы мы не разобрались в ситуации и попытались «давить» на человека, который и без этого хорошо работает, то в итоге вместо повышения производительности мы бы получили испорченные отношения.
Во-вторых, если вы убедились, что человек «выгорел», осветите эту проблему перед спонсорами и попытайтесь добиться его замены. Постарайтесь объяснить, что менее опытный, но более мотивированный человек, будет более полезен для проекта, а более опытного коллегу можно оставить в роли консультанта.
Не нужно пытаться биться с проблемой самостоятельно (да, мотивация – это задача руководителя проекта, но далеко не всех можно мотивировать), тем более не нужно её скрывать. Пользуйтесь теми же приемами управления, что и для других рисков.
В третьих, постарайтесь не делать из проектной проблемы личную. Профессиональное выгорание – это беда человека, а не его злой умысел по отношению к вам. В пылу проекта легко возненавидеть человека, который регулярно ставит вам палки в колеса, но это не улучшит ни ваше состояние, ни мораль команды.
Последнее, попробуйте найти для такого человека альтернативную мотивацию. Это достаточно сложная задача, но бывают случаи, когда её решение стоит затраченных усилий – например, если функция, выполняемая этим специалистом критична для проекта, а шансов на его замену нет.
Такой альтернативой может стать, например, более плотное вовлечение его в команду. Помните, что даже если человеку не очень интересен проект сам по себе (нет внутренней мотивации), но он чувствует себя частью команды и уважает её – он будет стараться соответствовать (появится внешняя мотивация).
И самое главное – следите за собой и старайтесь не выгореть сами. Удачи!

«Отсутствие мотивации — это эмоция»: Что делать, когда не хочется работать

Предпринимательница, сооснователь компании Hello Code и автор блога Buffer Белль Бет Купер написала заметку о том, как работник может мотивировать себя на решение различных задач. Купер исходит из предположения о том, что мотивация — это эмоция, и поступать с ней следует так же, как и с другими эмоциями.

Редакция vc.ru приводит адаптированный перевод заметки.

«Каждую неделю я пишу три новые статьи. И каждую неделю мне приходится искать мотивацию, чтобы приступить к работе. Хуже всего то, что это происходит со мной постоянно. Это довело меня до того, что я гуглю статьи на тему «Как мотивировать себя» и ищу записи на эту тему на Reddit. Конечно, всё это не помогает, а только съедает моё время, оставляя ещё меньше для работы. Работы, к которой я так и не приступил», — пишет автор заметки.

Как отмечает Купер, существует два типа мотивации: внутренняя и внешняя. «Внешняя исходит из факторов вне вас самих — например, когда вы заставляете начальника радоваться вашим успехам, получаете повышение или укладываетесь в обозначенные сроки. Внутренняя — когда вы хотите сделать что-то для себя. Законченная работа приносит вам радость или личную пользу».

Внешняя мотивация, замечает Купер, довольно распространена, но опираться только на неё может быть неэффективно — такие факторы находятся вне зоны контроля работника. «Внутренняя мотивация, напротив, исходит от того, что вы можете контролировать. Это естественная мотивация. Именно она заставляет нас есть, когда мы голодны, ложиться спать, когда мы устали и так далее. Чтобы заставить себя приступить к работе, нам предстоит увеличить внутреннюю мотивацию».

Однако сделать это, отмечает автор, не так просто. «Многие люди неправильно понимают, что собой представляет мотивация, и поэтому у них не получается её увеличить. На самом деле мотивация — это эмоция. Отсутствие мотивации — это негативная эмоция сродни стрессу. Быстро справиться с негативной эмоцией зачастую бывает невозможно. Некоторые специалисты говорят, что стресс — это цикл, который необходимо завершить. Даже если мы отвлекаемся на что-то интересное, в итоге нам всё равно придётся вернуться к стрессовой ситуации и завершить цикл. Возможно, у отсутствия мотивации нет подобного цикла, но это тоже эмоция, и её точно так же нельзя просто «отключить»».

Подходы, которые предлагает Купер, по её словам, помогают не фокусироваться на отсутствии мотивации. «Эти методы помогут вам развить внутреннюю мотивацию и легко начать работу», — говорит девушка.

1. Воспоминания

Воспоминания о положительном опыте из прошлого, пишет Купер, обладают мощными способностями к мотивации. В качестве примера она приводит исследование, проведённое в одном из университетов.

В исследовании принимали участие три группы, каждой из которых надлежало заниматься спортом. При этом в одной из групп студенты должны были вспоминать о чём-то хорошем, связанном с тренировками, вторая группа работала как обычно, а участники третьей группы должны были воскрешать в своей памяти воспоминания о негативном опыте. Более мотивированными к работе оказались студенты не только из первой, но и из третьей группы.

«Вам не обязательно вспоминать о чём-то хорошем. Любые воспоминания о том, как вы выполняли свою работу раньше, могут повысить вашу мотивацию. Конечно, это предположение основано всего лишь на одном исследовании, но вам ничего не стоит хотя бы попробовать, — замечает Купер. — Вспомните, как вы выполняли задачу в прошлый раз: где вы были, что делали, а самое главное, как чувствовали себя до и после выполнения задачи. Возможно, это заставит вас приступить к работе».

2. Приготовьтесь к игре

«Писатель и предприниматель Джеймс Клир много занимался спортом. Но когда дело доходило до бейсбола, он зачастую испытывал проблемы с мотивацией. В сезон ему приходилось играть множество игр, но он не всегда был в настроении. Однако он не мог подвести свою команду, так что ему пришлось придумать способ, как каждый раз готовить себя к матчу», — рассказывает Купер.

Клир, продолжает девушка, создал для себя «предыгровую рутину». Перед каждым матчем он проделывал одни и те же действия, чтобы настроиться на нужный лад. Он брал перчатку и биту, Пробегал по полю, делал небольшую растяжку, ещё раз перебегал поле — и совершал другие действия, в строгом порядке. Сам Клир говорит, что после выполнения всех процедур он чувствовал себя готовым играть хоть до конца своей жизни.

Сейчас, пишет Купер, Клир играет в бейсбол уже не так часто, но он разработал подобные упражнения для всех сфер своей деятельности — для занятий лёгкой атлетикой, для писательства и так далее. «Не важно, насколько он мотивирован, он просто начинает выполнять рутинные действия, зная, что к концу упражнений он будет готов приступить к работе».

Купер приводит несколько рекомендаций по составлению такой «предыгровой рутины»:

  1. «Действия должны быть настолько простыми, чтобы вы не могли отвертеться. Клир начинает подготовку к написанию текстов с того, что наливает себе стакан воды. Это очень просто».
  2. В список действий следует включить какое-то физическое упражнение, даже если речь не идёт о подготовке к спортивной тренировке. «Дело в том, что языки тела мотивированного и немотивированного человека сильно отличаются. Физическое упражнение помогает телу «проснуться» и настроиться на рабочий лад».
  3. Повторять рутинные действия нужно каждый раз перед тем, как приступить к работе, даже если мотивация и так присутствует.

4. Поставьте что-то на карту

Избегание потерь — понятие из области нейроэкономики. Оно описывает тот факт, что человек испытывает больше эмоций от потери, чем от приобретения — даже если они полностью равнозначны. «Если вы найдёте $20, то обрадуетесь. Однако если вы потеряете $20, то расстроитесь — причём горазде сильнее», — объясняет Купер.

«Хорошая новость в том, что мы можем обернуть это в свою пользу. Один профессор провёл эксперимент на своих учениках. Первой группе студентов он предложил решать дополнительные задания, за каждое из которых они могли заработать дополнительный балл. Студент, заработавший 5 баллов, мог не сдавать экзамен. Во второй раз он изменил постановку задачи. Если в первый раз экзамен был обязательным для всех, кто не заработал 5 очков, то во второй раз зарабатывать 5 баллов было необязательно. Однако те, кто вообще не утруждал себя решением дополнительных задач, теряли право не сдавать финальный экзамен».

«Разница в том, что мы ненавидим терять то, что, как нам кажется, нам принадлежит. В первом классе 43% студентов в итоге заработали 5 баллов и получили право не сдавать экзамен. Во втором классе таких студентов оказалось 82%», — рассказывает Купер.

Девушка рекомендует попробовать поставить на карту что-то важное. «Пообещайте себе, что откажетесь от чего-то, если не сможете выполнить работу. Вы удивитесь, насколько вырастет ваша внутренняя мотивация».

#золотойфонд #мотивация #продуктивность #психология #как_увеличить_продуктивность #белль_купер

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *