Отношения это в психологии

Отношения это в психологии

(4.1) Как было сказано ранее, ЛС Д/с — это отношения, основанные на полной передаче сабом прав в отношении себя — Доминанту. Существует много близких к ЛС форм, которые иногда относят к ЛС Д/с, однако они, зачастую, таковыми не являются. Классифицировать межличностные взаимоотношения очень непросто, ведь каждый конкретный случай — по сути, уникален. Такой критерий, как «полная передача прав», часто не имеет визуально заметных проявлений и, наоборот, иногда видимое подчинение — не означает факта передачи прав (порой, даже частичной). Единственным достоверным критерием, поэтому, становится отношение самих партнеров к друг другу и к происходящему между ними.
(4.2) Вторым критерием для классификации ДС отношений, зачастую используют факт соблюдения (или несоблюдения) партнерами Кодекса. Коротко, Кодекс можно охарактеризовать как набор правил, обязательных к исполнению в ЛС Д/с отношениях. Общий Кодекс состоит из двух частей — «Кодекс Мастера» и «Кодекс раба». Хочу особо подчеркнуть, что это не два разных Кодекса, а две части одного и обе они являются обязательными к исполнению партнерами (каждым — своей части). Каждое правило имеет за собой достаточно серьезные причины, чтобы быть внесенным в Кодекс, а не является капризом отдельных людей. Все вместе они обеспечивают максимальную безопасность отношений, а также помогают сохранять и поддерживать на высоком уровне состояние близости между партнерами. В разных БДСМ-Школах формулировки и сам набор правил могут несколько отличаться, но в целом они очень похожи. Когда (и если) в России появятся БДСМ-Клубы, думаю, появится и Кодекс «Русской Школы БДСМ». Поэтому, проводить детальный анализ западных вариантов Кодекса мне кажется излишним, достаточно знать общие принципы его построения и значение его соблюдения в целом.
(4.3) Пожалуй, единственным визуальным символом отношений ЛС Д/с является ошейник, который Господин надевает на своего раба в момент окончательного согласия принять последнего под свою ответственность. Таким образом, ошейник является как бы аналогом обручального кольца в «обычных» отношениях и с использованием ошейника, как символа, в ЛС Д/с существует множество ритуальных и практических действий. Подробнее о значении ошейника и некоторых других ритуалов в ЛС Д/с — пойдет речь в следующей главе.
(4.4) Отдельно, в виду особой важности этого момента, хочу отметить, что за партнерами всегда остается право прекратить эти отношения на любом их этапе. Даже при полном отказе сабом от своих прав — право прекратить эти отношения у него есть всегда, даже если это его единственное право. Этим обеспечивается соблюдение основного принципа БДСМ — добровольности. Однако, следует помнить, что решение вступить в ЛС отношения — шаг очень серьезный и ответственный. Поэтому, чтобы еще раз подчеркнуть важность этого шага (и еще по ряду причин), в Кодексе существует пункт о том, что воспользоваться «правом на уход» саб может только однажды. Это не способ избегать наказаний и не метод давления на партнера — это только возможность прекратить сами отношения окончательно и без возможности вернуться к этому партнеру. В каждой, сколь-либо спорной ситуации, партнеры выбирают не между «делать или не делать что-то», а между «сохранятся ли эти отношения или прекратятся навсегда».
(4.5) Как ни странно, при видимом бесправии саба в отношениях ЛС Д/с — т.н. «рабы» являются, по сути, самой защищенной группой в вопросах соблюдения принципов CSS. Отношения «Господин-раб» — чуть ли не единственная форма БДСМ-отношений, в которых забота о безопасности и благополучии bottom является не просто желательной, а вменяется Top-у в обязанность. Принимая саба под свою ответственность, Доминант должен помнить, что принимает в свою собственность другую личность, а не предмет обстановки или игрушку для развлечений. Никакие права, полученные Доминантом от саба, не отменяют общечеловеческих норм Этики и порядочности, а только добавляют к ним еще ряд требований. Саб добровольно отказался обеспечивать безопасность и разумность отношений самостоятельно и эта обязанность целиком ложится на Доминанта за них обоих. Поскольку права, которыми саб наделяет Доминанта в этих отношениях, никак не ограничены «снизу», единственное, что может гарантировать безопасность саба — это правильный выбор своего Господина. Поэтому, требования к специальной подготовке, навыкам в БДСМ-практике, ответственности за свои поступки, Этике и просто к порядочности Доминанта — в ЛС Д/с очень высоки. В сообществах, где есть БДСМ-Клубы, есть некоторая ощутимая гарантия, что все члены этого Клуба прошли специальную подготовку, психически и физически здоровы и понятие «честь Мастера» для них не пустой звук. Кроме того, у БДСМ-Клубов есть некоторые механизмы контроля за соблюдением необходимых норм в отношении людей, в этот Клуб входящими.
(4.6) Следует помнить, что даже отказавшись от своих прав на существование в социуме без стороннего руководства — саб остается индивидуальностью, со своим характером, привычками, желаниями и возможностями. В отношениях «Господин-раб» на Доминанта ложится ответственность не только за свои действия в отношении своего саба, но и за поступки их обоих в отношении общества, в котором они живут. Этим фактом, а также полученным от саба правом на разумную корректировку своей личности по усмотрению Доминанта, обусловленно право последнего на воспитательные мероприятия в отношении саба. Используемый иногда термин «дрессировка» лично мне кажется не слишком удачным, поскольку визуально как бы низводит саба до положения пусть и любимого, но животного. Термины «воспитание» и «обучение», на мой взгляд, более точно отражают суть и смысл подобных действий и методов.
(4.7) В рамках воспитательных действий у Господина есть также право на «наказание» своего раба, если в таковом возникла необходимость. Еще раз хочу подчеркнуть, что в ЛС Д/с наказание не является способом получения удовольствия партнерами и уж тем более не является целью самих отношений. Это только воспитательная мера, реакция Господина на нарушение рабом каких-либо принятых в ЛС Д/с (и общечеловеческих) норм и целью наказания в ЛС Д/с является недопущение подобных проступков в будущем. На начальном этапе отношений, возможно, наказание будет применяться довольно часто, но по мере узнавания и сближения партнеров — оно может и полностью исчезнуть из их жизни, оставаясь лишь «потенциальной возможностью в крайнем случае», а не повседневной практикой. При выборе способа наказания Доминант должен помнить о разумном соответствии тяжести проступка и воспитательного воздействия в связи с ним. Широко известный принцип — «прощение возможно только после наказания» — в ЛС Д/с говорит еще и о том, что ни один сколь-либо серьезный проступок раба не может быть оставлен Господином без соответствующей реакции. Наказание — не только право Господина в отношении своего раба, но и, зачастую, его обязанность перед социумом. Господин несет ответственность за поступки своего раба в отношении других людей и обязан принять меры к социально-адекватному поведению своего раба. Как дурно воспитанный ребенок становится позором для своих родителей, так и плохо воспитанный раб становится позором для своего Господина. В связи с осознанием обоими партнерами такого положения вещей, часто встречающееся утверждение — «провинившийся раб сам хочет быть наказанным» — означает не то, что раб совершает какой-то проступок ради получения наказания, а то, что он осознал неправомерность своего поступка и готов за него отвечать, т.е. своего рода покаяние и искупление. Кроме того сам факт, что Господин недоволен, сам по себе часто является достаточным наказанием для раба. Нежелание расстраивать своего Господина, как правило, является достаточным фактором для неповторения данного проступка в будущем.
(4.8) Вопросы адекватного определения границ допустимого воздействия на партнера в ЛС Д/с, на мой взгляд, являются одними из важнейших. Принимая ошейник, саб, по сути, отказывается от самостоятельного определения этих границ в отношении себя и решение этих вопросов становится целиком проблемой его Господина. При этом не стоит забывать, что саб принял ошейник этого конкретного Доминанта еще и потому, что всецело ему доверяет, т.е. (в числе прочего) готов выполнить любой приказ без обсуждения и не требуя обоснований. Дополнительным осложняющим фактором является и то, что в определенные моменты их отношений саб не будет иметь и физической возможности предотвратить какое-либо действие Господина в отношении себя (например, в состоянии subspace). Поэтому, несмотря на то, что раб передает своему Господину все права в отношении себя — это ни в коем случае не говорит о том, что Господин имеет право воспользоваться любым из полученных полномочий. Хотя при выборе Господина саб и стремится сократить вероятность недопустимого воздействия в отношении себя, полностью исключить этот риск он не сможет и факт передачи прав рабом Господину — означает и акт доверия, что Господин не нарушит границ разумности, безопасности и этики.
(4.9) Поскольку все мы живем в определенном социуме, со своими принципами, нормами и законами, порой возникают проблемы сосуществования социальных меньшинств (и БДСМ сообщества) с остальной частью этого социума. Поиск решения этих проблем, сохранение социального, делового и семейного статуса партнеров также всецело является обязанностью Доминанта. В каждом конкретном случае Господин обязан найти компромисс между личными требованиями (и нормами БДСМ) и требованиями, предъявлямыми партнерам обществом, в котором они живут. Поскольку довольно часто конфликт между этими требованиями происходит не из каких-то действительно существующих противоречий, а из-за недостаточной информированности окружающих о БДСМ-отношениях — предоставление заинтересованным сторонам объективной и точной информации также становится обязанностью Доминанта. Кроме того, соблюдение им самим общечеловеческих норм, принципов CSS и Этики является хорошим наглядным примером и порой лучше любых слов устраняет проблемы непонимания и неприятия обществом как БДСМ вообще, так и конкретных отношений данной пары.
(4.10) Помимо Кодекса, регламентирующего общие принципы жизни для ЛС пары, существует еще «Протокол», т.е. свод правил поведения в ситуациях, часто возникающих в ЛС Д/с (и в жизни вообще). В отличие от Кодекса, Протокол не является обязательным к выполнению целиком. Из огромного числа предлагаемых пунктов каждая пара может отобрать те, которые подходят в их конкретном случае или дополнить свой личный Протокол новыми. Каждый пункт общего Протокола (как и Кодекса) — это обобщение многолетнего, если не многовекового, опыта других людей, и, по сути своей, Протокол является скорее советом, предлагаемым решением той или иной проблемы, чем приказом или законом.
(4.11) Особенности образа жизни людей, склонных к ЛС Д/с отношениям, как бы выделяют их в особую группу социального меньшинства. Помимо того, что человек всегда стремится к обществу себе подобных, подобными сообществами проще и быстрее решать многие проблемы отдельных людей, в него входящих, чем в одиночку. В условиях, когда государственные, общественные и другие структуры не могут помочь (а порой и мешают) решению каких-то проблем, связанных с ЛС Д/с, БДСМ-Клубы могут решать многие из таких проблемы самостоятельно, внутри данного БДСМ-сообщества. Более подробно о принципах и нормах существования в таких сообществах речь пойдет в одной из следующих глав.

Глава 5. Ошейник

Что такое отношения, современные отношения, виды, суть

Что такое отношения? Это когда нас захлёстывает романтика, эмоции, счастье. Мы словно окунаемся в водопад позитивной энергии, чувствуем жизнь во всех её проявлениях. Впереди видятся только светлые перспективы. Влюблённые искрятся счастьем, оно переполняет их. Весь мир кажется ярче, добрее. Вопросы и проблемы решаются волшебным образом. Жизнь удалась. Хочется, чтобы так продолжалось всегда, каждый день, каждый миг. Кажется, это — суть отношений.

Мне интересно как это у Вас?(напишите в комментариях)
Что такое отношения между двумя людьми спустя 5-10 лет? Совсем другой коленкор. Уходит яркость, уходит насыщенность. Быт, недопонимание, накопленные мелкие обиды, усталость. «Пропал кайф». Пропадает желание — его затмевают бытовые дела, секс кажется бессмысленным, ненужным занятием. Знакомо? Еще вчера вы строили радужные мечты о будущем вместе, а сегодня они не вызывают прежнего интереса. Когда отношениям 5-10 лет, мы начинаем думать, что ухватили суть отношений. Потом – спустя 20 лет, 40… Отношения становятся все более плоскими, неинтересными и это устраивает.

Хотите исправить?

Тогда чудесные новости — отношения не изменились, все можно исправить. Просто человек внёс ложку дёгтя в отношения, много ложек. Главное – ваше желание и терпение. Часто люди держатся на единственном ресурсе: воспоминаниях. Они помнят, как было прекрасно, акцентируют внимание на негативных моментах настоящего, пытаясь вернуть прежние ощущения. Я предлагаю более мудрое решение.

Мне интересно, что Вы думаете по этому поводу?(напишите в комментариях)

Виды отношений

Нас никто никогда не учил строить прочные отношения, не объяснял основные виды отношений, различия. Знания большинства мужчин и женщин почерпнуты из обрывков рассказов друзей, влияния родителей. Сильное впечатление производят образы из книг, фильмов. Мечты добавляют своё – картинка «идеальных отношений» готова. Главная проблема в том, что все имеют разное представление о сути отношений, поэтому существуют разнообразные виды отношений.
Откуда взялась картинка «идеальных отношений»?

Почему привлекает именно такой вид отношений?

Мало кто может ответить. Кажется, так сложились звезды. На самом деле, все глубже, сложнее.
Нередко автор отношений начинает замечать, что у него все точно так же, как у родителей. Складываются такие же сцены, как между родителями времён его детства. Приходит якобы «понимание»: «Папа был прав, «воспитывая» Маму!», «Мама оказалась права, устраивая головомойку Папе!». Дети перенимают виды отношений от родителей. Это их выбор, личный ответ на вопросы «что такое отношения», «что такое суть отношений». Но правильный ли он?
В итоге человек живёт, как заведённый, ходит по вытоптанной круговой дорожке «дом-работа-дома». Плюс небольшие поправочки: новое жильё, крутая машина, редкие поездки на отдых. В современном мире это называется «Жизнь удалась». А глубоко внутри растёт ощущение бессмысленности.

Почему?

Сейчас узнаете.

Современные отношения

Самое интересное, эта «картинка» — якобы сути отношений — может существовать не одно поколение семьи. Современные отношения между мужчиной и женщиной мало чем отличаются от тех, что были несколько веков назад. Картинка «идеальных отношений» может передаваться по наследству: от матери к дочери, от отца к сыну. Многие принимают её, как факт, не осмысливая, не подвергая сомнениям: «Так делали мои родители, так делаю я». Если вас задело определение, остановитесь. Спросите внутреннего себя, что такое отношения именно для вас? Искренний ответ может удивить.
Самый мой любимый смак. Главная проблема, почему не получается выйти из бесконечного бессмысленного круга – мыслевирус «Хочу получить результат быстро». Он особенно ярко прослеживается в современных отношениях, в эпоху интернета, соцсетей, твиттера. Мыслевирус работает так:

Человек начинает действия по изменению отношений -> Возникает ожидание быстрого результата -> Не получает результат быстро(получает не запланированный результат) -> Срыв.

И через некоторое время опять по новой.

Человек начинает действия по изменению отношений -> Возникает ожидание быстрого результата -> Не получает результат быстро(получает не запланированный результат) -> Срыв.

И так всю жизнь, по кругу.

Стратегия «Хочу получить результат быстро» рушит все начинания на корню, делает любые движения изначально бессмысленными. Психологически не удаётся покинуть привычный круговорот серых будней. Что делать?
Всю ситуацию можно описать цитатой В. Пелевина: «у вас в голове пятьсот маркетологов срали десять лет, а вы хотите, чтобы я там убрал за пять минут…».
Выход есть — простой и элегантный. Всего три ступени:

1. Поймите: Вы не получите результат быстро. Произнесите фразу громко вслух. Готовы ждать? Тогда второе.

2. Запомните: первый достоверный результат будет спустя несколько месяцев.

3. Самое главное: поставьте себе цель на следующий год, 10 лет вперед. И каждый день выполняйте действия по достижению цели.

Всё. Весь секрет – ежедневное выполнение маленьких шагов, приближающих к заветной цели. Действия дают бесценный опыт, вы изнутри поймёте, что такое отношения, уясните суть. Приведённая стратегия работает для построения идеальных отношений, получения желаемой работы, в целом жизни.

Мне интересно как вы считаете по этому поводу? (напишите в комментариях)
Остались вопросы, недопонимание? Пишите, пожалуйста, в комментариях. Вы можете записаться на консультацию (ссылка), это поможет вам лучше понять свою жизнь и станет толчком к позитивным изменениям в отношениях с любимыми, друзьями, Вселенной.

Мой скайп OlegVZobnin
Мой телефон 8 800 505-02-36 Звонок по России бесплатный.

См. также

отношение в Викисловаре

  • Двойное отношение,
  • Отношение направленных отрезков.
.
Если вы попали сюда из текста другой статьи Википедии, пожалуйста, вернитесь и так, чтобы она указывала на нужную статью.

Полные индивидуальные отношения

Индивидуальные отношения это не какая-то фиксированная данность, которую можно положить в карман и время от времени извлекать оттуда по собственному усмотрению для удовлетворения духовных нужд. Индивидуальные отношения – нечто куда более значительное: сам факт способности человека вступать в эти отношения свидетельствует о высоком уровне развития его личности. По большому счету, они – способ бытия личности, вышедшей на уровень так называемых «вторичных моделей», описанных нами в книге «Развитие личности»47.

Индивидуальные отношения преображают человека, изменяют его мировоззрение и мировосприятие, определяют приоритеты, ценности, направленность его активности и деятельность, соответственно. Под формами проявления индивидуальных отношений мы понимаем степень, если так можно выразиться, вовлеченности человека в реальность индивидуальных отношений. Это позволяет выделить две основные группы (формы) индивидуальных отношений, а именно – полные и неполные индивидуальные отношения. Но также говорить и о транзиторных индивидуальных отношениях, которые может пережить любой человек вне зависимости от уровня развития его личности, но которые не влекут за собой длительных и значимых изменений в его личностной организации.

Под полными индивидуальными отношениями следует понимать такие индивидуальные отношения, которые в полной мере соответствуют всем приведенным выше критериям индивидуальных отношений – изменение способа существования, специфическое гештальтирование, аннигиляция структур личности, адаптивность. Достижение же этих изменений – дело непростое и встречается нечасто, ведь очевидно, что если отношения соответствуют всем этим критериям, то мы имеем дело с особенным существованием, которое, например, в буддийской традиции, получило название «просветления», «прекращения страдания», хотя, вероятно, здесь применимы и другие аналогии. В любом случае это говорит о высочайшем уровне развития личности, перерождении сущности человека, переходе ее в новое качество.

Критерием, позволяющим отличить полные индивидуальные отношения от неполных, является одновременно переживаемая человеком генерализованная и недифференцируемая общность его индивидуальных отношений с миром, другими и самим собой. В тот момент, когда теряется эта граница, разделяющая индивидуальные отношения человека с самим собой, с другими людьми и с миром, его окружающим, он достигает полных индивидуальных отношений.

Притягательность конкретной индивидуальности, с которой мы находимся в индивидуальных отношениях, очень сильна и потому приоритетна, благодаря чему чаще всего мы находимся в каком-то одном виде индивидуальных отношений – то ли с другим человеком, то ли с миром, то ли с самим собой – и отмечаем индивидуальность отношений с конкретной индивидуальностью. В реальности полных индивидуальных отношений сущностность человека раскрывается максимально широко и границы «вещей» исчезают. Все в сущем одномоментно ощущается одинаково значимым и индивидуальным, сама же личность приобретает своеобразную внешнюю неизменность. «Лишь тот человек действительно велик, – пишет С. Вивекананда в своей “Философии йога”, – чей характер велик и неизменен во всех обстоятельствах жизни»48. Когда речь идет об индивидуальных отношениях с другим человеком – это всегда именно пара, двое, но не трое и не пятеро. Если в пространстве отношений появляется кто-то третий, они в значительной степени искажаются, но при полных индивидуальных отношениях это уже не имеет значения – хоть два, хоть три, хоть пятнадцать. Человек, достигший способности к полным индивидуальным отношениям, видит единство окружающих его сущностей через их сродство, общий признак – индивидуальность каждой из них.

Реальность полных индивидуальных отношений – это совершенно новый и иной взгляд на жизнь, в ней нет тех различий, которые определяют структуру содержательных отношений. Она воспринимается такой, какая она и есть на самом деле, – целостной. Общая, полная, непрерывная, взаимопроникающая взаимосвязанность всего в мире – вот то, что осознаёт и действительно ощущает человек в реальности полных индивидуальных отношений. Не случайно именно Гаутама Будда формулирует широко известный закон причинности, который в переложении С. Радхакришнана звучит следующим образом: «Природа – это постоянное вибрирование, бесконечный рост, связанный железной цепью причинности. Это – постоянное целое, единое и неделимое. Все происходящее посылает пульсацию через весь круг существования, а это только другое название для бесконечного изменения. Даже в простом механизме бездушной вселенной буддизм видит вечный космический закон или упорядоченный процесс. Это – “огромный лабиринт, но не без плана”. Колесо космического порядка движется “без создателя, без известного начала и будет существовать вечно в силу природы сцепления причины и следствия”»49.

Хотя приведенная цитата из монографии по индийской философии доктора Сарвепалли Радхакришнана и содержит основную мысль закона причинности, а иначе мировоззрения, дарованного реальностью полных индивидуальных отношений, понять ее истинность чисто интеллектуально не представляется возможным. Только тогда, когда эта мысль-осознание пронизывает все существо человека, она становиться истинной и наполняется действительным смыслом. Но чтобы сделать эту мысль ближе, для того чтобы приблизиться к пониманию того, что же такое в действительности реальность полных индивидуальных отношений, попробуем обратиться к собственному воображению…

Если попытаться найти аналогию этому буддийскому закону причинности, то ближе всего к нашему мировосприятию будет выражение «совпадение случайностей» или нечто в этом роде. Итак, всё в мире определяет всё. Если мы дадим эту формулировку с использованием оси времени, то ее можно будет сказать и так: все, что случилось до данного момента времени, определило данный момент времени. Это соответствует даже формальной логике, так что, по идее, мы должны с этим согласиться. Хотя, если мы будем пытаться понять, как рождение младенца, произошедшее только что в одном из племен, населяющих долину Амазонки, повлияло на то, что сейчас вы держите в руках эту книгу, логика явно нам откажет. Но все же надо думать, что повлияло. Возьмем более реалистичный пример: посмотрите на свой письменный или кухонный стол – на нем стоит несколько предметов, повлиял ли один предмет на то, что другой стоит именно там, где он стоит? Вероятно, да, поскольку если бы стол был пуст, то мы бы расположили этот один предмет как-то иначе.

Заметим попутно, что стереотипное западное мышление, склонное к расчленению (анализу), предпочитает находить одну-единственную причину и ее непосредственное следствие, в контексте же закона причинности о следствии говорить даже как-то неудобно. Причинно-следственность очень физиологична (мы определяем ее как гносеологическую особенность субсубъекта), это структура устройства рефлекторной дуги – «стимул-реакция». Но это не только не опровергает, а, напротив, доказывает, что данный феномен носит лишь приспособительный характер – особи действительно необходимо выделить главное, непосредственное воздействие, но эта ее избирательность не отражает сути единого мирового процесса. Впрочем, даже животные способны корректировать свою деятельность, полагаясь на явления, которые не могут быть осмыслены как «причины»: как птицы заранее чувствуют приближение холода? как рыба определяет направление к месту, где совершит нерест? и т. д. Человек же пошел куда дальше: он прогнозирует количество снега по погоде в определенный день осени, а свою судьбу сопоставляет с движением небесных светил. Ощущение того, что все взаимосвязано, заложено уже в нашем подсознании.

Теперь представьте, что все происходящее в мире – единый процесс. На первый взгляд это кажется допущением, но если мы приглядимся повнимательней, то заметим, что представить обратное куда сложнее. Несметное количество событий происходит в каждый момент времени, само существование чего-то – уже является событием. Всякое событие можно рассмотреть в роли эпицентра происходящего, понятно, что чем дальше (в широком смысле этого слова) другое событие, от принятого нами за точку отсчета, тем меньше влияние на него того события, которое мы рассматриваем в качестве основного, пусть оно опосредованно и не раз, но оно оказано. Осознавая это, и, видимо, под впечатлением этого осознания, Будда говорил даже о неком общем законе, некой общей идее, общем плане происходящего, что нашло свое отражение как в конкретных высказываниях по этому вопросу, так в и концепции кармы. Все в мире взаимосвязано, так гласит, в упрощенном понимании, принцип отношений, а это и есть закон причинности.

Впрочем, осознаём ли мы это? Кто-то скажет, что, только пытаясь представить себе это наглядно, «и с ума сойти недолго», что уж говорить об осознании. Но в реальности полных индивидуальных отношений это возможно. Более того – так и происходит, только форма этого понимания-ощущения несколько иная. Посмотрим на закон причинности с другой стороны: если все происходящее влияет на то, что есть, значит, иного «есть» быть не могло, хоть оно и «относительно» случайно, это единственно возможная случайность. В результате всякое событие может быть осознано и как результат творения Вселенной, и как причинность этой самой Вселенной, а также как ничтожное событие, ничего собой не представляющее, раз оно столь жестко детерминировано. Такое «одновременное» ощущение и абсолютной ценности, и совершенной проходящности единичного явления может быть достигнуто только в реальности полных индивидуальных отношений с миром.

Самый главный вопрос, который встает в этой связи, – это вопрос о «свободной воле», который пытались разрешить и Артур Шопенгауэр, и Будда, и множество других философов. С точки зрения формальной логики, закон причинности противоречит закону кармы, поскольку если все продиктовано причинностью, то и то, что мы делаем, от нас зависеть не может. Но коли так, то о какой карме и о каком возмездии за наши «неблагочестивые» деяния может идти речь? Чтобы как-то нивелировать это противоречие, буддизмом постулируется наличие этой самой «свободной воли», чем на каждого возлагается ответственность за то, что он делает, а судьей и палачом назначается сама карма. Все это плод допущений и идеалистических конструктов, необходимых в чисто прагматических целях, а закон причинности все-таки является довлеющим в любом случае. Но оставим это здесь…

Итак, мы в общих чертах уяснили систему восприятия мира в реальности полных индивидуальных отношений, теперь коснемся того, как человек, будучи в ней, ощущает других людей. Есть такое расхожее словосочетание: «видеть насквозь». Обычно под ним понимают способность понимать суть потребностей того или иного человека: то ли он лжет, то ли просит, то ли справляется со смущением и неловкостью. Мы же предлагаем представить его значение несколько по-другому, а именно, как видение сущности другого человека, видение сущности сквозь сложные системы внешних контуров личности. Будучи в реальности полных индивидуальных отношений, вся содержательная шелуха отпадает, и перед нами предстает беззащитная, часто даже несчастная человеческая сущность, движимая множеством содержательных причин, которые как раз и вынуждают человека лгать, просить, смущаться и сдерживать смущение.

Таким образом, осознаётся наносность и незначительность всего того, чем нам обычно представляется конкретный человек, все, кроме его истинной сущности, представляется нам проходящим, пустым и не имеющим никакого значения. Только она постоянна и ценна, все остальное – случайно. Здесь рождается сострадание ко всякому человеку, поскольку сущность всякой личности измучена содержательностью, одинока и несчастна. Владыка мира и последний из нищих – всякий страдает. Имеет ли значение содержательная сторона этого страдания? Для простой личности – да, для человека, пребывающего в реальности полных индивидуальных отношений, – нет. Всякий человек для него – истинная красота, исковерканная содержательностью жизни. Именно это видит просветленный человек, а иного для него и не существует. Неслучайно, согласно легенде, именно увиденное наследным принцем Сиддхартхой Гаутамой человеческое страдание пробудило в нем потребность искать истину и, в конечном итоге, стать Буддой.

Как же ощущает сама себя такая просветленная личность? Вышеизложенное должно приводить нас к мысли о том, что он ощущает себя сопричастным всему, хотя, на самом деле, это не совсем так. Он ощущает себя во всем, причем, именно благодаря полному и истинному отношению с собственной сущностью. Весь мир для него – это движение сущности такой же, как и его собственная, а значит, и движение его собственной души – это движение мира и других людей. Такой человек синхронизирует процесс своей сущности со всеми процессами, составляющими мир, и поскольку его собственный, внутренний процесс гармонизирован, такая синхронизация с прочими процессами оказывается целительной для них. Он вряд ли бы стал это говорить, но, скорее всего, это прозвучало бы так: «Я вижу суть вещей. Я ощущаю свою сопричастность всему. В мире нет качества, нет постоянства формы и содержания – и именно это ценно, другая же истинная ценность в том, что создает возможность этой проходящности».

Семантическая слабость языка, к сожалению, не позволяет нам четко определить и представить переживания полных индивидуальных отношений. На аналогичные трудности наталкиваются и попытки определить Нирвану. С. Радхакришнан говорит, что, какие бы эпитеты превосходной степени ни использовались для определения состояния Нирваны, мы не достигнем искомого. Гаутама Будда давал лишь отрицательное определение Нирване: «Не становленное, Не рожденное, Не производимое, Не имеющее формы», посредством чего «избавляются от того, что Становится, Рождается, Производится и Принимает форму». Лама Анагарика Говинда добавляет: «Радость растворяется в том возвышенном состоянии ясности и безмятежности, которое, как мы видим, сохраняется даже в наивысших состояниях внутреннего самососредоточения, возникающих после преодоления чувств удовольствия и боли и любых других эмоций. В этом наивысшем состоянии все оттенки мышления и чувств, рассудка и души сглажены. Теперь их место занимает то блаженное сознание единства, тождественности, неизменяемости и согласия, которое может быть описано только в отрицательных терминах»50. Полные индивидуальные отношения – это нечто близкое Нирване.

Там, где прерывается череда рождений и смерти и, согласно воззрениям буддистов, заканчивается страдание, там, где человек обретает божественную святость и возносится в царствие небесное, как об этом говорят христианские мистики, там, где человек, согласно мифологическому мышлению, поднимается на небесный свод, по которому кружат боги в своих колесницах, – там восстанавливается истинная целостность, там она становится действенной и нерушимой, там полностью являет себя в конкретном человеке принцип целостности. Это «там» – реальность полных индивидуальных отношений.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *