Осознано или осознанно?

Осознано или осознанно?

LiveInternetLiveInternet

В свое время меня очень сильно впечатлили мысли Кови по поводу осознанных реакций. Из внешнего мира к нам постоянно приходят определенные воздействия, на которые мы реагируем. Т.е. речь идет о связке причина-следствие, стимул-реакция. В подавляющем большинстве случаев реакция бессознательна. Все физиологические реакции по определению бессознательны (мы отдергиваем руку от горячей воды из крана намного быстрее, чем поймем в чем дело). Помимо этого, большинство других реакций, которые могли бы быть контролируемы, также бессознательны. Когда нам кто-то грубит, мы автоматически взрываемся в ответ (или наоборот обижаемся). Когда начинает идти дождь, расстраиваемся. Когда из новостей узнаем, что в мире произошло какое-то ЧП, нас обуревает праведный гнев по отношению к политикам.

Все это примеры реактивных реакций. Такие реакции появляются у нас не с рождения, а вырабатываются в процессе. Мы смотрим на родителей, учителей, друзей, все время перенимая те или иные привычки и взгляды. Это социальный опыт. Печально то, что чем больше таких стандартных шаблонов поведения перенимает человек, тем больше он отвыкает думать. Он отключается от всего нового, от всего того, что требует нестандартных решений и тупо плывет по жизни как амеба, реагируя на внешние раздражители.

Секрет в том, что любые реакции можно изменить. Между стимулом и реакцией есть еще осознание. У многих людей этот промежуточный этап бесконечно мал. Но его можно развивать. Реакция может быть осознанной. Более того, этот навык (кови его называет проактивностью) поддается тренировке и все больше и больше решений может оказаться под вашим прямым контролем.

Рассмотрим пару примеров. Например, вы собираетесь пойти погулять по лесу, настроение отличное, вы уже почти собрались и подошли к окну посмотреть, что за погода на улице. И вдруг обнаруживаете, что погода быстро портится, небо заволакивает тучами и вот-вот пойдет дождь. Очевидная реакция — вот блин, этот дождь все планы испортил, теперь нечем заняться, за окном мерзко и противно, грязно и мокро. И вообще упало давление и сейчас разболится голова. Это типичный ход мыслей реактивного человека. Как в этой ситуации может поступить проактивный человек? Во-первых, нужно принять, что внешние обстоятельства поменялись. Поэтому в лес пойти не удастся. Вместо этого можно сделать чашку горячего чая, открыть балкон. Устройтесь поудобнее в кресле с книжкой, почитать которую давно не доходили руки, и, вдыхая свежий озонированный воздух, пить ароматный чай и читать приятную книгу. Чем плохо? Такой вариант развития никак не хуже прогулки в лес. В любом случае, вы в выигрыше. Вы не можете влиять на погоду, но вы можете полностью определять свою реакцию на нее.

Возьмем еще один пример, менее очевидный. Предположим, что вы некоторое время встречаетесь с человеком, которого казалось любили. Вначале был ураган чувств и казалось, что эта идиллия продлиться вечно. Но со временем чувства остывали, начали проявляться какие-то неприятные привычки, которые вы не хотели бы видеть в своей половинке. Еще через некоторое время любовь вообще ушла, осталась одна бытовуха. Нет и следа от тех чувств. Какая реакция реактивного человека? Бежать в кусты, если не поздно. А если поздно, то жаловаться, что жена-змеюка всю жизнь испортила (т.е. я совсем не виноват, это всё они). Как может поступить проактивный человек? Любить. Слово «любить», это не эфемерное чувство, это глагол, действие. Любить можно точно так же, как и ходить, дышать. Т.е. каждый день, каждую минуту, каждую секунду. Любовь как чувство складывается из множества действий: романтического вечера, жаркого секса, совместных прогулок, нежного слова перед сном, поддержки в сложную минуту, радости встречи и многих, многих других «мелочей». Если не будешь любить, естественно, любовь уйдет. Если же вкладывать в любовь, в отношения с любимым человеком время и энергию, то любовь никогда не уйдет, она будет становиться только глубже со временем.

Когда я это осознал — это была бомба, которая взорвалась в моей голове. Я никогда в жизни не получал такого сильного пинка под зад. Но навык проактивности имеет одно неприятное следствие (по крайней мере для меня). Ручной режим управления своими реакциями требует огромных затрат энергии. Попробуйте, например, осознанно управлять своими пальцами, набирая текст на клавиатуре. Сколько времени у вас уйдет на набор одного слова? Сколько вы сможете работать в таком режиме? Я думаю, не много. То же самое с проактивностью. Чем больше над этим думаешь, работаешь, тем меньше твоя продуктивность. Возможно, ты делаешь все правильно, но очень медленно. Появляются пробуксовки. Выход видится в том, чтобы не пытаться изменить все и сразу. Нужно действовать постепенно, закрепляя новые, осознанные реакции, в виде привычек. Иными словами, делая их опять бессознательными! Например, если вернуться к примеру с погодой, то нужно контролировать себя и ловить все негативные мысли, которые возникают из-за погоды, и пресекать их на корню. Буквально заставлять себя радоваться любой погоде. Если солнце — подставлять лицо лучам; если дождь — слушать его шум и вдыхать свежий воздух; если снег — радоваться каждой снежинке; если мороз — отлично, бодрящая погода! Со временем (причем достаточно быстро), это войдет в привычку и негатив полностью уйдет, привычные формулировки вроде «блин, какая мерзкая погода» выйдут из обихода и любая погода будет приносить радость. После этого можно будет отпустить контроль над мыслями о погоде и переключиться на следующую проблемную область. Так, маленькими шагами вы будете изменять себя и поверьте, изменения не останутся без внимания окружающих вас людей.

Удачи!

Неосознаваемые автоматизмы

Неосознаваемые автоматизмы — действия или акты, которые совершаются без участия сознания. Совершая такую работу, люди говорят о «механической работе», «о работе, при которой голова остаётся свободной». Это состояние «свободной головы» и означает отсутствие сознательного контроля.

Процессы, входящие в подкласс неосознаваемых автоматизмов, имеют двоякую природу:

— никогда до этого не осознаваемые (принципиально не осознаваемые),

— когда-то осознаваемые, но в данный момент происходящие автоматом (навыки).

Примеры принципиально не осознаваемых: сосательные движения ребёнка, мигание, конвергенция глаз, схватывание предметов, ходьба и многое другое. Примеры навыков: игра на музыкальных инструментах, письмо, владение иностранным языком и бесконечное количество иных навыков.

Стоит отметить, что психологи в структуре сознания выделяют:

— фокус сознания (самое важное в текущий момент времени),

— периферия сознания (осуществляется слабый контроль сознанием),

— граница сознания (процессы находящиеся здесь могут как выходить из поля сознания человека, так и входить в него),

— бессознательное.

Развитые навыки обычно «балансируют» на границе сознания. Если человек начинает совершать много ошибок (при усталости, например, или при усложнении деятельности), то навык опять попадает в поле сознания, на его периферию или даже в фокус. Навык контролируется, совершенствуется, а потом возвращается опять на границу сознания. Этим и отличаются навыки от принципиально не осознаваемых процессов, тем что они «блуждают».

Разные примеры автоматизмов:

— бегло читая какой-либо текст, мы не задумываемся над начертанием и значением отдельных букв, но «сразу» воспринимаем смысл прочитанного,

— радист, работающий с азбукой Морзе, воспринимая звучание коротких и длинных сигналов, совершенно свободно переводит их в логическое сочетание букв и слов,

— заходя в тёмную комнату, рука «сама» тянется к выключателю.

Неосознаваемое сопровождение сознательных действий

Существует большое количество неосознаваемых процессов, которые сопровождают действие без видимой причины: человек, слушающий музыку, может в такт покачивать головой или ногой; человек, работающий ножницами, одновременно с этим двигает челюстями; если человек проявляет эмпатию, то его лицо приобретает выражение лица другого человека.

К неосознаваемым сопровождениям сознательных действий относится:

— непроизвольные движения,

— тоническое напряжение,

— мимику,

— пантомимику,

— большой класс вегетативных проявлений.

В экспериментальной психологии такого рода проявления рассматриваются как объективные индикаторы состояния человека. А. Р. Лурия, например, установил, что человеку легче контролировать внешние действия (слова, движения) и гораздо труднее — мышечный тонус (позу, мимику, интонацию).

На сегодняшний день разработан большой ряд разного рода устройств, помогающих психологам-экспериментаторам и психофизиологам объективно оценивать состояние человека по таким параметрам, как:

— пульс,

— частота дыхания,

— артериальное давление,

— электрическая активность мозга,

— микродвижения глаз,

— зрачковая реакция.

Существуют аппараты, называемые «детекторами лжи». Поскольку они фиксируют неосознаваемые процессы, поэтому считается, что их довольно сложно обмануть.

Неосознаваемые побудители сознательных действий

Существовала целая психологическая школа, занимавшаяся исследованием проблем установки. Дмитрий Николаевич Узнадзе (1886-1950) создал так называемую грузинскую школу психологии, в которой он со своими учениками исследовал феномены установки. Он определил установку как готовность организма или субъекта деятельности к совершению определённого действия или реагирования в определённом направлении.

Скорость и точность реагирования человека на какой-либо раздражитель зависит от навыка совершать определённые действия, поэтому навык и установка — во многом одно и то же. Однако навык проявляется во время осуществления действия, установка же относится к периоду, предшествующему осуществлению действия.

Виды установки:

— моторная установка (готовность к выполнению конкретного действия),

— умственная установка (готовность решать интеллектуальные задачи с помощью известных и доступных способов),

— перцептивная установка (готовность воспринимать одно и игнорировать другое).

Установка это тоже автоматизм, только автоматизм в мотивационной сфере человека, это предварительная настройка организма к выполнению тех или иных действий. В результате целой серии экспериментов Д. Н. Узнадзе и его сотрудники пришли к выводу о том, что установка действительно неосознаваема.

Проводились интересные эксперименты с формированием у испытуемых установок во время гипнотического сна: им внушалось, например, что они должны спустя какое-то время подойти к вешалке и надеть на свою голову чужую шляпу. Когда испытуемые это делали на самом деле, их спрашивали о мотивах этого «странного» поступка. Испытуемые в ответ придумывали разного рода отговорки.

2. Мотивационная сфера личности

Совокупность потребностей и мотивов образует мотивационную сферу, в которой можно выделить два компонента: содержательный и динамический. Содержательный компонент мотивации определяет предполагаемую направленность поведения, причем не прямо, а опосредованно, через поставленную цель или принятое решение. Динамический компонент выполняет собственно побудительную функцию.

В случаях, когда потребность удовлетворяется, меняется направленность поведения – поведение направляется на удовлетворение другой актуальной потребности. В тех случаях, когда потребность не удовлетворяется, направленность мотивации сохраняется, но начинает расти ее напряженность, что, естественно, отражается на эмоциональном состоянии человека.

Мотивационный процесс. Совокупность всех мотивов к данной деятельности называется мотивацией деятельности данного индивида. Мотивация определяется как процесс, увязывающий воедино личностные и ситуационные параметры на пути регуляции деятельности, направленной на преобразование предметной ситуации для реализации соответствующего мотива, для осуществления определенного предметного отношения личности к окружающей ситуации. Можно говорить не только о мотивации какой-либо деятельности, но и об общей мотивации, характерной для данного человека, имея в виду совокупность стойких мотивов. Одни мотивы, побуждая деятельность, вместе с тем придают ей личностный смысл; эти мотивы называются смыслообразующими. Другие, сосуществующие с ними и выполняющие роль побудительных факторов (положительных или отрицательных) – порой остро эмоциональных, аффективных, – лишены смыслообразующей функции; условно их называют мотивами-стимулами.

Мотивация  совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его направленность и активность.

А. Маслоу выявил следующие принципы мотивации человека:

  • мотивы имеют иерархическую структуру.

  • чем выше уровень мотива, тем менее жизненно необходимы существующие потребности, тем дольше можно задержать их реализацию.

  • пока не удовлетворены низшие потребности, высшие остаются относительно неактуальными. С момента удовлетворения низшие потребности перестают быть потребностями, т.е. теряют мотивирующую силу.

  • с ростом потребностей повышается готовность к активности. Иными словами, возможность к удовлетворению высших потребностей является большим стимулом активности, чем удовлетворение низших.

Появление того или иного стимула создает предвидение возможного удовлетворения, которое запускает и поддерживает последовательность актов, направленных на цель. Такими стимулами могут быть: влечения, аффекты (эмоции), внутренняя потребность в чувствах компетентности и уверенности в себе.

Предвидение возможного удовлетворения заставляет человека ставить себе цели, которые, как он ожидает, приведут к вознаграждению и, таким образом, к удовлетворению, предположение о котором возникло раньше. Цель обеспечивает направление поведения, которое заканчивается при достижении цели. Внутренняя мотивация, по сути, и есть состояние уверенности в достижении цели и удовлетворении потребности.

На внутреннюю мотивацию влияют следующие условия или ситуации: 1) внутренняя мотивация снижается при переходе причин (условий, событий), вызвавших эту мотивацию, от внутренних к внешним; 2) внутренняя мотивация увеличивается с усилением уверенности человека в своих силах; 3) положительная обратная связь (одобрение или похвала) усиливает внутреннюю мотивацию у мужчин и снижает у женщин, ибо контролирующий аспект положительной обратной связи играет для женщин большую роль, чем для мужчин.

Различные предметы и объекты окружающего мира могут иметь как положительную (представлять какой-то личностный смысл или быть эмоционально привлекательными), так и отрицательную (быть субъективно абсолютно бессмысленными и отталкивающими) валентность.

Мотивационная притягательность может обеспечиваться:

  1. удовольствием от самого процесса удовлетворения потребности, т. е. совершением действий, способствующих достижению цели;

  2. самим результатом деятельности (овладением желаемым предметом или объектом);

  3. вознаграждением за деятельность (переживанием удовольствия, получением каких-то благ, преимуществ и т. д.);

  4. избежанием санкций, которые грозят в случае уклонения от деятельности или недобросовестного ее исполнения.

Мотивация «избегания» может возникать, когда: 1) сам по себе процесс деятельности человеку неприятен, тягостен; 2) отталкивает тот результат, к которому должна привести деятельность; 3) вознаграждение предлагается за отказ от деятельности; 4) за данную деятельность грозит наказание или за нее приходится дорого платить самому деятелю.

Полимотивированность. Практика показывает, что поведение человека побуждается не какой-то одной, отдельно взятой потребностью, а несколькими. Эти потребности (назовем их доминирующими), в свою очередь, подкрепляются второстепенными, в целом образуя систему, комплекс побуждений. Поэтому важно иметь представление не только о содержании каждой потребности, но и об иерархии и соподчиненности побуждений внутри всей мотивационно-потребностной сферы

Реальная деятельность всегда бывает полимотивированной. При этом: 1) все мотивы деятельности определенным образом иерархизированы; 2) мотивы проявляют себя не отдельно друг от друга, а взаимодействуют между собой; 3) некоторые мотивы могут выступать в отрицательной форме.

Для того, чтобы деятельность приносила удовлетворение и наслаждение, нужно, чтобы объективное значение деятельности и ее личностный смысл не расходились: если деятельность направлена на созидание определенных ценностей, то именно эти ценности и должны быть основным мотивом деятельности.

Механизмы формирования мотивации. Формирование сознательно-волевого уровня мотивации состоит, во-первых, в образовании иерархической регуляции; во-вторых, в противопоставлении высшего уровня этой регуляции стихийно формирующимся, импульсивным влечениям, потребностям, интересам, которые начинают выступать уже не как внутренние по отношению к личности человека, а скорее как внешние, хотя и принадлежащие ей.

Формирование мотивации имеет два механизма, в рамках которых воздействие может осуществляться следующими путями:

Первый путь – воздействие на эмоционально-познавательную сферу. Основная цель состоит в том, чтобы путем сообщения определенных знаний, формирования убеждений, возбуждения интереса и положительных эмоций подвести человека к переосмыслению своих потребностей, изменению внутриличностной атмосферы, системы ценностей и отношений к действительности.

Второй путь состоит в воздействии на деятельную сферу. Суть его сводится к тому, чтобы через специально организованные условия деятельности хотя бы избирательно удовлетворить те или иные потребности. А затем, через целесообразно оправданное изменение характера деятельности попытаться, укрепив старые, сформировать новые, необходимые потребности.

Полноценное формирование мотивационной системы личности должно включать в себя оба механизма.

Возникшие потребности побуждают личность к активному поиску путей их удовлетворения и становятся внутренними побудителями ее деятельности  мотивами. Мотивы поведения могут быть как неосознаваемыми (инстинкты и влечения), так и осознаваемыми (стремления, желания, хотения). Кроме того, реализация того или иного мотива тесно связана с волевым усилием (произвольность – непроизвольность) и контролем за поведением.

Классификация мотивов личности:

Мотивы

Неосознаваемые

Осознаваемые

Инстинкты

Желания

Влечения

Стремления

Установки

Хотения

Гипнотические внушения

Интересы

Фрустрационные состояния

Идеалы

Склонности

Убеждения

Ценности и ценностные ориентации

Мировоззрение

Инстинкт – это совокупность врожденных действий человека, представляющих собой сложные безусловные рефлексы, необходимые для адаптации и выполнения жизненно важных функций (пищевой, сексуальный и защитный инстинкты, инстинкт самосохранения и т. д.).

Влечение — первичное эмоциональное проявление потребности человека в чем-либо, побуждение, еще не опосредованное сознательным целеполаганием. В отечественной психологии влечение рассматривается как этап формирования мотива поведения, т.е. выступает как преходящее явление: представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается как конкретное желание. Таким образом, влечения обусловливаются не только биологическими, но и социальными факторами. Кроме того, в отечественной науке господствует мнение, что у человека с развитым сознанием влечения как мотивы поведения не играют ведущей роли, а выступают в виде «строительного материала» для осознанных побуждений. С другой стороны, влечение является одним из центральных понятий психоанализа, где ему придается ведущая роль в активности и регуляции поведения человека. Влечение – наиболее характерно для детей очень раннего возраста. Влечение самым тесным образом связано с элементарными чувствами удовольствия и неудовольствия. Всякое чувство удовольствия связано с естественным стремлением к поддержанию и продолжению этого состояния. Это особенно заметно, когда по тем или другим причинам чувственное наслаждение прерывается. В этих случаях ребенок начинает проявлять состояние большего или меньшего беспокойства. С другой стороны, всякое неприятное чувство сопровождается естественным стремлением избавиться от его источника. Так как характерной особенностью влечения, при всей его неосознанности, является его активный характер, оно должно рассматриваться как исходный момент развития воли. Влечения в их чистом виде свойственны младенческому возрасту, когда потребности сильны, а сознание еще слабо и неразвито.

Установка — неосознаваемое личностью состояние готовности к определенному поведению или деятельности, с помощью которых может быть удовлетворена та или иная потребность. Установка чаще всего складывается в результате неоднократного повторения ситуаций, в которых человек реагировал определенным образом. Д.Н.Узнадзе разработал теорию, согласно которой возникающие при встрече потребности и ситуации установки определяют направленность поведения субъекта до тех пор, пока поведение не наталкивается на те или иные препятствия. В этих случаях неосознанное поведение прерывается, и начинают действовать сознательные механизмы объективизации. Возникшие затруднения привлекают внимание и осознаются. После сознательного нахождения нового режима регуляции управление поведением вновь осуществляется подсознательными установками. Эта непрерывная передача управления обеспечивает гармоничное и более экономное взаимодействие сознания и бессознательного.

Желание — одна из форм мотивационного состояния, основанного на осознанной по содержанию потребности, которая еще не выступает в качестве сильного побуждения к действию. Имея побуждающую силу, желание обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана. При невозможности удовлетворить желание возникает состояние фрустрации, которое сопровождается разочарованием, тревогой, раздражением, отчаянием и др. Его характерной особенностью является ясное и определенное представление цели, к которой стремится человек. Желание всегда относится к будущему, к тому, чего еще нет в настоящем, что еще не наступило, но чем мы хотели бы обладать или что хотели бы сделать. При этом пока еще отсутствуют или имеют весьма смутную форму представления о средствах, с помощью которых можно достигнуть отчетливо поставленной цели.

Стремление. По мере развития сознания ребенка его влечения начинают сопровождаться вначале пока еще смутным, а затем все более ясным сознанием переживаемой потребности. Это происходит в тех случаях, когда бессознательное влечение к удовлетворению возникшей потребности наталкивается на препятствие и не может осуществиться. В таких случаях неудовлетворенная потребность начинает осознаваться в виде пока еще смутного стремления к более или менее определенному предмету или объекту, с помощью которого эта потребность может быть удовлетворена.

Хотения являются более высокой стадией в развитии мотивов действий, когда к представлению цели присоединяется представление и о средствах, с помощью которых эта цель может быть достигнута. Это позволяет составить более или менее твердый план для достижения поставленной цели. По сравнению с простым желанием, хотение имеет более активный, деловой характер: в нем выражено намерение осуществить действие, стремление с помощью определенных средств добиться поставленной цели. Само представление цели становится более определенным и конкретным, более реальным, чему в немалой степени содействует выраженное в хотении знание конкретных средств и путей достижения цели.

Интересы  это мотивы, напрямую не связанные с потребностями. Они имеют больше познавательную, а не потребительскую устремленность. Интересы различаются прежде всего по своему содержанию, относясь к различным областям познания и деятельности. Они могут быть устойчивыми и неустойчивыми, глубокими и поверхностными и т.д.

Убеждения  представления, знания, идеи, ставшие мотивами поведения человека и определяющие его отношение к разным сферам действительности. В основе убеждений лежит мировоззрение личности, то есть система взглядов на мир и место в нем человека.

Идеалы  важная цель личных стремлений человека, своеобразный пример, эмоционально окрашенный эталон действия, обычно воплощены в каких-либо образах, которым человек хочет подражать, или в целях, к которым он стремится, понимая, что полностью они никогда достигнуты не будут. Идеал служит для личности путеводной звездой, суперстратегическим ориентиром пове­дения и самосовершенствования.

Интерес — форма проявления познавательной потребности, выражающаяся избирательным отношением личности к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности. Способствуя ориентировке, ознакомлению с чем-то новым, более полному и глубокому отражению действительности, интересы обеспечивают направленность личности на осознание целей деятельности. По содержанию интересы могут быть материальными (к жилищным удобствам, красивой одежде и др.) и духовными (профессиональные, познавательные, эстетические и др.). По объему их можно разделить на широкие и узкие. Они могут быть также глубокими и поверхностными, устойчивыми и неустойчивыми. Оценка интересов, в конечном счете, определяется их содержательностью и значимостью для личности.

Склонность — избирательная направленность субъекта на определенную деятельность. В ее основе лежит глубокая и устойчивая потребность в этой деятельности, стремление в ней совершенствоваться. Склонности обычно являются предпосылкой развития соответствующих способностей, хотя возможны случаи несовпадения склонностей и способностей.

Ценностные ориентации  это интегративные компоненты направленности, которые определяются совокупностью потребностей, интересов, идеалов и убеждений. Ценностные ориентации являются смыслообразующими основами, задающими мотивацию всей человеческой жизни.

Мировоззрение — совокупность устойчивых взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющая отношение к окружающей действительности и характеризующая видение мира в целом и место человека в этом мире ИЛИ Мировоззрение — система взглядов человека на мир и его закономерности. Мировоззрение служит высшим регулятором поведения личности, определяя не только общую направленность личности, но и ее целеустремленность. Идеалы и мировоззрение формируются у человека на основе его интересов и склонностей.

Мотив  это то, ради чего осуществляется деятельность. Мотив — это внутренний побудитель человека к активной деятельности, связанный с удовлетворением его потребностей.

Классификация мотивов Мюррея Классификация мотивов Г.А.Мюррея (от лат. classis разряд + facere делать и moveo двигаю) модель структуры мотивационно-потребностной сферы. Были выделены следующие мотивы: достижения, руководства, порядка, самопредъявления, автономии, общительности, понимания со стороны других, помощи извне, доминантности, зависимости, готовности помочь, ориентации на новое, выдержки, секса, агрессии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *