Осознание того что

Осознание того что

Что такое осознание?

Итак, что такое осознание? Определение сильно зависит от того, в каком контексте оно употребляется. Мы выше привели его трактовку в чистом психологическом смысле. В бытовом чаще всего эта языковая единица употребляется, как синоним слову «понимание». Например: «я рада, что ты наконец-то все осознал». Осознание может рассматриваться и как синоним слова «инсайт». То есть, человек осознал свое предназначение и пошел проповедовать (ну или заниматься любой другой деятельностью, просто слово проповедовать в этом контексте имеет особый колорит). Осознание может рассматриваться как появление идеи в голове, только в глобальной трактовке.

С психологической точки зрения осознание, как мы уже поняли – процесс и результат перевода информации из бессознательного в сознание – особую структуру, которая опосредует любую произвольную деятельность человека. Она тесно связана с силой воли. Поэтому человек, осознающий свои импульсы, с большей вероятностью сможет удержаться от печеньки и меньше риск впасть в зависимость.

Рефлексия – способ осознания, при котором человек может смотреть на себя со стороны. Если убеждения, эмоции, желания находятся в глубинах подсознания, мы просто действуем, не особо задумываясь. И это хорошо в определенной степени. Именно благодаря куче процессов осуществляемых в бессознательном, мы можем водить машину и параллельно говорить по телефону (но настоятельно не рекомендуем этого делать). Да и в экстренной ситуации именно бессознательные действия дают нам возможность выжить. Например, во время угрозы ДТП вам не нужно три часа анализировать дорожную ситуацию и еще искать педали, чтобы затормозить. Подсознание все сделает за вас.

Автоматизация хороша ровно до тех пор, пока она помогает нам жить. Но в некоторых случаях нужно вырабатывать в себе новые привычки или не допускать появления вредных. В этом случае нужно осознавать то, что происходит в глубинах подсознания. Большинство людей резко для себя обнаруживают, что стали алкоголиками, в то время как это было уже очевидно большинству людей в течение нескольких лет. Но точно не им. Почему? Потому что человек не рефлексировал, не смотрел на себя со стороны.

Именно поэтому алкоголиками становятся незаметно. Их привычки формировались мимо сознания. Именно поэтому говорят: «признание себя алкоголиком – первый шаг к излечению».

Качество личности и навык, который характеризуется способностью человека осознавать свои действия, мотивы и цели, называется осознанностью. Именно она является необходимым условием для любого самоконтроля. Итак, давайте немного подытожим всю эту информацию. Сознание и осознание, отличия этих понятий выражаются в том, что первое является процессом, в то время как второе является некой психической структурой. А осознание и понимание: в чем отличие? Все зависит от контекста. Когда человек осознает, что он алкоголик, то он одновременно и понимает это. Если же человек понимает учебник по психологии, то он его не осознает за исключением того, если он натолкнул читателя на рефлексию.

Таким образом, осознание реальности (внутрипсихической) может быть тождественно пониманию и отличаться от него в зависимости от источника информации. Если он чисто внешний, то это простое понимание. Осознанием оно становится, когда оно приводит к переводу из подсознания в сознание и в дальнейшем влияет на действия человека. Осознание – это понимание самого себя.

Как достичь осознания?

Как пройти к осознанию? Осознание – продукт самоанализа. Например, если вы страдаете алкогольной зависимостью и сорвались, но при этом искренне хотите бросить пить, то нужно тщательно обдумать причины, почему произошел запой. При этом нужно анализировать не только сами причины, но и то, как именно вы анализируете (простите за тавтологию, но это очень важный момент, на него обратите особое внимание).

Дело в том, что многие алкоголики ищут причины срыва. Но не реальные, а фантомные. В психологии они называются мифологемами. Их цель – просто оправдать свое поведение. Например, частая мифологема зависимых «жена плохая». На самом деле, ему и не хочется бросать пить, просто надо найти козла отпущения.

Как мы уже поняли, осознание тесно связано с источником информации, который должен быть внутренним. В результате анализа причин срыва (можно и другой пример, проваленного проекта из-за прокрастинации) причина должна быть в вас. Только не надо после ее обнаружения сразу бросаться в петлю. Процесс осознания может быть довольно неприятным. Но зато у вас будет реальный материал, с которым можно работать.

Если вы причину устранили, но при этом продолжили пить, значит, это была мифологема. Беда отмазок в том, что невозможно их отличить от реальных причин зависимости, пока не осуществить действие, направленное на их устранение. Оно также поможет глубже осознать мотивы своего поведения.

Кто владеет информацией – тот владеет миром. А чтобы владеть собой, нужно познавать себя.

Еще один способ помочь себе развить осознанность – медитация. Она непосредственно влияет на волевые качества человека как раз за счет того, что регулярно практикующему это упражнение значительно проще отслеживать свои мысли, эмоции и действия в режиме реального времени. Поэтому легче остановиться, чтобы не выпить или не съесть печеньку. Мы столько говорим о силе воли, потому что именно в способности личности брать себя в руки и выражается осознанность. Между принятием решения человеком и непосредственными действиями проходит всего-ничего, 0,3 секунды. И за это время у нас есть возможность остановиться и подумать, а нужно ли это делать. Поэтому порой так тяжело себя сдерживать. И медитация позволяет научиться замечать искру до того, как она превратится в пожар. Медитировать для тренировки осознанности очень просто:

  1. Сядьте или лягте в удобную позу.
  2. Начните наблюдать за дыханием, пассивно сосредотачиваясь на нем.
  3. Если отвлеклись – просто спокойно возвращаетесь к исходной точке наблюдения (то бишь, к дыханию).

В момент, когда вы замечаете, что отвлеклись, и происходит осознание этого факта. Через некоторое время вы научитесь отслеживать в режиме реального времени все процессы, которые протекают у вас в психике. Но это придет с опытом. Специалисты говорят, что требуется около полугода каждодневной медитации, чтобы начать чувствовать какой-то реальный эффект. Но он того стоит. Как часто медитировать? По мере ваших возможностей. Если тяжело себя дисциплинировать, лучше начинать с 5 минут, но каждый день. Но вообще, в идеале надо начинать с двух раз утром и вечером по 20 минут. В этом случае положительные эффекты от осознанности будут ощутимы максимально быстро.

Впрочем, вы можете начать с 5 минут в день и постепенно выйти на уровень 2 раза в день по 20 минут. Поиск оптимального способа медитации – это тоже своеобразный поиск себя. Кто-то способен включиться сразу, а кто-то нет. И в этом нет ничего страшного. Также можно попытаться определиться с ситуациями, в которых медитация наиболее комфортна. Например, это можно делать сразу после пробуждения или же по пути на учебу или работу. В общем, смотрите сами.

История Править

Считается, что «О-Сознание» было основано в Чернобыльской зоне отчуждения вскоре после катастрофы 1986 года. Безлюдная местность и мощный источник энергии (работающая ЧАЭС) позволяли тайно проводить крупномасштабные секретные эксперименты. Учёные «О-Сознания» построили в зоне сеть лабораторий серии «X».

Судя по всему, во всех лабораториях осуществлялись различного рода опыты над людьми и животными. По весьма распространённой версии значительная часть существ Зоны является результатом этих экспериментов, чему имеются документальные, хоть и весьма расплывчатые подтверждения в оригинальной трилогии. Подземная лаборатория Х18 была основной в исследовании мутантов с неординарными способностями, именно там на мутировавших подопытных испытывали влияние пси-излучения различных модуляций. В некоторых помещениях можно найти облучающую аппаратуру и клетки для подопытных, автоклавы неизвестного назначения. Профилем лаборатории было исследование мутаций и генетические эксперименты с целью создания мутантов, обладающих необычными физическими возможностями. Судя по всему, в лаборатории работала часть «группы» — учёных «О-Сознания». После успешного завершения экспериментов часть результатов вместе с оборудованием передали в лабораторию X16, исследовавшую пси-поле и возможность создания искусственного излучателя этого поля. Уже после этого, а также создания опытного излучателя Кайманова в лаборатории Х16 и улучшенной установки на Радаре, по-видимому, начался эксперимент с ноосферой, в итоге образовавший Зону, вследствие чего лаборатория Х18 была повреждена, и многие ее сотрудники погибли, а часть подопытных вырвалась на волю. Это подтверждает версию об искусственном возникновении мутантов.

Главной же задачей «О-Сознания» была проверка гипотезы о существовании ноосферы — информационной оболочки Земли. Проводимые эксперименты дали потрясающие результаты, подтвердив двустороннюю связь ноосферы со всеми живыми организмами планеты через так называемое пси-поле. Сотрудники «О-Сознания» решили подключиться к ноосфере напрямую, объединив свои разумы в один в особом комплексе рядом с ЧАЭС. Однако 12 апреля 2006 года (в ЗП названа дата 10 июня), в 14:33, эксперимент вышел из под контроля, и аномальная энергия ноосферы хлынула на поверхность планеты, изменив большую часть территории ЧЗО, которая теперь стала называться Зоной. «О-Сознание» пыталось исправить ошибку (во всяком случае, они рассказали об этом Стрелку), а до поры до времени перекрыли доступ к ЧАЭС и Припяти — центру Зоны — с помощью «Выжигателя мозгов», созданного на базе бывшей загоризонтной РЛС «Дуга». Также, для обеспечения собственной безопасности, учёные связались с лидером группировки «Монолит», верящей в некий кристалл, образовавший Зону, и привели ее под «Выжигатель», зомбировав и превратив в свою охрану. В саркофаге четвёртого энергоблока ЧАЭС был установлен пси-излучатель — Монолит, идею которого, судя по всему, и подсказали ранее зомбированные члены группировки с одноимённым названием. Также известно, что часть учёных откололась от «О-Сознания» и основала клан «Чистое небо» на периферии, исследуя результаты возникновения Зоны.

После проникновения членов группы Стрелка в 2011 году в центр Зоны стабильность в Зоне была нарушена. Возможно, из-за их неожиданного вторжения в недоступные области учёные «О-Сознания», связанные с ноосферой, пытались Выбросами и всплесками аномальной и мутагенной активности убить нежеланных свидетелей, однако несмотря на это потрёпанные члены группы вместе с раненым Стрелком всё-таки дошли до Болотного Доктора. Зона уже была нестабильна. «О-Сознание» получило неожиданную помощь от «Чистого неба» и наёмника Шрама, выяснивших виновников этих катаклизмов и стремящихся устранить Стрелка и его группу во избежание новых всплесков активности Зоны. Шраму и «Чистому небу» удалось серьезно расстроить планы группы, убив Клыка, догнав Стрелка на ЧАЭС и повредив его пси-шлем. Но после очередного мощного возмущения и Сверхвыброса вся группировка была зазомбирована и пополнила ряды монолитовцев и агентов «О-Сознания».

Лебедев и Каланча своими знаниями значительно усилили защиту центра Зоны. Благодаря им «О-Сознание» узнало, кто был главным виновником нестабильности, и зомбировало множество агентов на уничтожение Стрелка, в том числе, по неведению, и его самого. Лебедев был ведущим специалистом по проектированию «Изделия №62» — гаусс-пушки, и его знания помогли наладить производство и вооружить бойцов «Монолита» этим оружием. По версии самого Стрелка, «Монолит» был создан «О-Сознанием» для отвода от них самих тех сталкеров, которые, несмотря на мощную защиту, сумеют прорваться к ЧАЭС, а также для вербовки новых сотрудников «О-Сознания» и проекта S.T.A.L.K.E.R, агентов «О-Сознания» со стёртой памятью — как это произошло со Стрелком.

В 2012 году Стрелок сумел разгадать тайну ЧАЭС, отключил пси-установку Монолит и проник в центральную лабораторию «О-Сознания», уничтожив учёных в автоклавах. Однако к исчезновению (равно как и к увеличению) Зоны это не привело, а лишь ослабило пси-излучение на некоторых участках Зоны и вывело отдельные отряды монолитовцев из-под контроля. Остальным же пришлось сооружать подобия антенн, чтобы «ловить» указания. Это можно объяснить тем, что Стрелок уничтожил не всех учёных «О-Сознания»: какая-то небольшая часть их была в другой лаборатории, или же некоторые неизвестные установки продолжали держать монолитовцев под контролем. Возможно также, нет нужды держать группировку под постоянным контролем, а достаточно единожды «промыть мозги».

Дальнейшая судьба «О-Сознания» неизвестна.

Известные представители Править

  • Лебедев Н. А. — куратор лаборатории Х8 и проекта «Изделие №62». После возникновения Зоны откололся от «О-Сознания» и возглавил группу исследователей, образовавшую клан «Чистое небо». В 2011 вместе с большей частью группировки дошёл до ЧАЭС, в момент противодействия попытке Стрелка проникнуть в Саркофаг начался мощный выброс. Дальнейшая судьба Лебедева и штурмовой группы неизвестна.
  • Каланча Е. Ф. вместе с Лебедевым состоял в «Чистом небе», занимался исследованиями нейронных полей и пси-модуляций. Дошёл до ЧАЭС, где был перекодирован и, скорее всего, реализовал идею монолитовцев, создав очередной барьер — пси-установку «Монолит».
  • Чубко В. М. — по-видимому, куратор лаборатории X18, переведённый в другую лабораторию после удачно завершившихся экспериментов для лаборатории X16. Вероятно, переведён туда или же принял участие в эксперименте с ноосферой, а на его место был назначен заместитель Калугин.
  • Калугин П. И. — заведующий лаборатории X18, в которой проводились исследования и эксперименты по мутациям и пси-облучением подопытных. Погиб в лаборатории вскоре после первого катаклизма, образовавшего Зону, вероятно его убили подопытные, вырвавшиеся из клеток.
  • Стриж П. Д. — куратор НИИ «Агропром» и лаборатории, находящейся под НИИ. Занимался фабрикованием отсылаемых документов и отчетов, прикрывая действительную деятельность и эксперименты «О-Сознания». Также обеспечивал доставку многих материалов и оборудования, необходимых для исследований. Скорее всего, был принят в «группу».
  • Представитель «О-Сознания» — голограмма, по-видимому, находящегося в автоклаве члена «О-Сознания». Беседует со сталкером Стрелком, отвечая на его вопросы и предлагая присоединиться.
  • Суслов В. И. — единственный из оставшихся вне проекта участник «О-Сознания». Работал вместе с Лебедевым и Каланчой, но профиль его работы неизвестен. Имел звание доцента, однако в отличие от Лебедева и Каланчи, научно-исследовательской деятельностью в «Чистом небе» не занимался. Остался на Болотах с остатками группировки, его дальнейшая судьба неизвестна.
  • Кардан — работник завода «Юпитер», принимавший участие в проекте «Изделие №62». После закрытия проекта подался в сталкеры.
  • Учёный из Х18 — занимался обслуживанием резервуаров.
  • Святой — персонаж, планировавшийся ещё на стадии разработки S.T.A.L.K.E.R.: Oblivion Lost. Был изгнан из группы, после чего жил в Рыжем лесу, желая отомстить бывшим коллегам.

Перспективы развития личности и сознания

Цель статьи – обозначить перспективы развития. Предполагается, что после прочтения статьи, Ваше желание развиваться – станет сильней, потому что увеличится отчетливость осознания причин, по которым это следует делать. В этой статье я достаточно подробно описываю эти причины, как основные перспективы развития, мотивирующие стимулы, направленные на развитие личности и сознания.

В статье “Исполнение желаний” я уже говорил о том, что главный способ начать действовать — это мотивация. Что подразумевает собой мотивация? Почему она так эффективна? Мотивация — это осознание причины, по которой Вы должны делать то, или иное дело. Чем ясней осознание причины, тем сильней мотивирующий импульс. В данном ключе в роли мотивирующих импульсов выступают перспективы развития. Основной посыл progressman.ru — это мотивация развития личности и духовного роста. Итак, каковы основные мотивирующие перспективы развития?
Первая перспектива развития – избавление от страданий. Это, по моему субъективному мнению, самый главный стимул любого действия вообще. Избавление от страданий означает освобождение от отрицательных эмоций, дисгармонии, дискомфорта и т.п. Отрицательные переживания возникают как следствие слабого осознания и понимания жизни. Чем сильней Ваш разум и чем глубже осознанность, тем ясней Вы осознаете взаимодействие “механизмов” сознания, тем более утонченной, филигранной будет Ваша настройка на работу с текущим моментом жизни.

Вторая перспектива развития – повышение уровня (upgrade, level up) персонажа, от лица которого Вы проявляетесь в человеческой жизни. Из общения с игроками, я знаю, что самая большая радость, которую они испытывают во время игры – это момент, когда на экране появляются флаги, информирующие о повышении уровня. После этого игроки распределяют очки способностей. В жизни все немного сложней. Очки способностей и переход на новый уровень происходят не мгновенно (как в игре), а постепенно, по мере опыта. Поэтому оценить разницу с предыдущим уровнем сложней. Но, если Вы вспомните, каким был Ваш персонаж два-три года назад, повышение уровня будет, как говорится, налицо.

Третья перспектива развития – обретение истинного блага. Человек стремится к материальному обогащению. Обогащение интеллектуальное и духовное для него, чаще всего, является лишь способом (иногда побочным эффектом) обретения материальных благ. При покупке квартиры, или машины обыватель радуется так, словно он обретает что-то истинное, словно он сам и его жизнь как таковая стали лучше. Трезвый человек знает, что мирские блага – преходящи. Квартира и машина спустя годы обесценятся. Когда видишь это, привязываться просто не получается. Все материальное – тленно. Истинные ценности заключаются в перспективах развития – в опыте и знании.

Здесь приведу цитату из нашей статьи «Начало бизнеса»: «Роберт Киосаки достигал состояния миллионера шесть раз и шесть раз терял его. Это дало ему огромный, бесценный опыт. И сейчас он – миллиардер. Не стоит убивать все свое время за играми, фильмами, алкоголем и т.п. Все это ведет к слабости и старению, и не дает удовлетворения. Стоит вкладывать свое время в чтение обучающей литературы, прохождение семинаров, прослушивание курсов и лекций, общение с людьми, которым с Вами по пути. С кем поведешься, от того и наберешься – это, как я считаю, простая, но великая мудрость». Знание важней материальных благ. Однако тело смертно, поэтому, если Вы человек верующий, знание духовного уровня является еще более глубинным аспектом развития. Перспективы Вашего развития – это истинное благо. Ваш опыт – единственная ценность, все остальное приходит и уходит.

Четвертая перспектива развития – познание тайны жизни. Речь идет как о мирских идеалах, так и о духовных. Можно прожить обыденную жизнь, вложить свои силы в то, что до Вас проделали миллиарды других людей. Обыденность имеет свои оттенки, но остается обыденностью. Интерес, страсть или даже азарт к познанию сокровенных тайн и достижению великих целей разжигают огонь, которым горит душа искателя истины. Этот огонь дает энергию, силы и стимулы к тому, чтобы двигаться в направлении к заветной цели. Это придает жизни смысл. Это дано не каждому. Большинство людей устраивает тихая жизнь, в которой они не задумываются о том, что все могло бы быть иначе. Наш выбор обусловлен опытом. Иногда достижение великих целей может сочетаться и с мирской жизнью.

Пятая перспектива развития – интересное “увлечение”. Можно рассматривать саморазвитие, как развлечение, интересное и полезное времяпровождение, или если угодно, как модное хобби, которое способствует нахождению общества людей Вашего уровня развития (вибрации). Если Вы устали от мирских развлечений, тема развития личности – глубочайшая, даже бездонная тема, которая обнажает все более глубокие и тонкие уровни истинному искателю.

Итак, в статье речь шла о перспективах развития. Если стимулирование перспективами прошло успешно, появляется вопрос: а как именно развиваться? Какие методы существуют? Самое лучшее – пребывание в компании тех, кто преуспел в той сфере, в которой Вы развиваетесь. Если в данный момент доступ к сфере закрыт, используйте доступные методы. Один из лучших на начальном этапе – чтение. Знания начального уровня, как правило, носят теоретический характер. Ознакомившись с теорией, Вы можете самостоятельно, или под присмотром более опытного человека делать свои первые шаги.

Если Вы заинтересованы перспективами развития личности и сознания, здесь я беру смелость посоветовать Вам статьи Стива Павлины, метод «повышения эффективности личности», практику осознанности, и как дополнение — комплекс физических упражнений «Сурья намаскар». Чтобы Вы ни выбрали, помните, что в любом начинании, повышение уровня и заметный результат, как правило, проявляются не раньше, чем через два-три месяца каждодневных, целенаправленных действий.

Возможно, у Вас есть опыт развития под воздействием иных стимулов и перспектив. Оставляйте комментарии, ваш опыт может оказаться полезным для других!

ХОТИТЕ УЗНАТЬ ОБ ЭТОМ ЕЩЕ БОЛЬШЕ?

Тогда прочитайте БЕСПЛАТНУЮ книгу

Особенности формирования профессионального самосознания в период профессионального обучения

Библиографическое описание:

Эннс Е. А. Особенности формирования профессионального самосознания в период профессионального обучения // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 124-127. — URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/81/3499/ (дата обращения: 30.05.2019).

Формирование и развитие профессионального самосознания является одним из центральных моментов становления личности профессионала. Профессиональное самосознание представляет собой самосознание человека, активно участвующего в производительном труде, и использующего этот труд в качестве главного средства реализации себя и своего достоинства. Профессиональное самосознание — это сложное личностное образование, выступающее как связующее звено между личностью и деятельностью, позволяющее в процессе своего формирования достигать оптимального результата, как в личностном росте, так и в профессиональной деятельности.

С. В. Васьковская, трактует профессиональное самосознание как особый феномен человеческой психики, обусловливающий саморегуляцию личностью своих действий в профессиональной сфере на основе познания профессиональных требований, своих профессиональных возможностей и эмоционального отношения к себе как к субъекту профессиональной деятельности.

А. К. Маркова определяет профессиональное самосознание как «комплекс представлений человека о себе как профессионале, это целостный образ себя как профессионала, система отношений и установок к себе как к профессионалу». .

О. Ю. Демченко выделяет основные особенности рассматриваемого феномена: профессиональное самосознание является частью самосознания личности; областью профессионального самосознания выступает осознание специалистом себя как субъекта профессиональной деятельности и осознание особенностей своей профессиональной деятельности; важнейшим компонентом профессионального самосознания является целостная оценка себя как профессионала; профессиональное самосознание осуществляет регулирующую функцию в процессе осуществления профессиональной деятельности. .

Е. А. Климов рассматривает профессиональное самосознание как компонент «Я-образа». При этом «центральное место среди…представлений профессионала о себе и своей ценности занимает знание об объективном вкладе его и его товарищей по работе в общенародное дело». . Структуру профессионального самосознания автор представляет следующим образом:

  1. Сознание своей принадлежности к определенной профессиональной общности.

  2. Знание, мнение о степени своего соответствия профессиональным эталонам, о своем месте в системе профессиональных «ролей», на «шкале» общественных положений.

  3. Знание человека о степени его признания в профессиональной группе.

  4. Знание о своих сильных и слабых сторонах, путях самосовершенствования, вероятных зонах успехов и неудач, знание своих индивидуальных способов успешного действия, своего наиболее успешного «почерка», стиля в работе.

  5. Представления о себе и своей работе в будущем.

По мнению А. К. Марковой профессиональное самосознание включает:

  • Осознание человеком норм, правил, моделей своей профессии, как эталонов для осознания своих качеств.

  • Осознание этих качеств у других людей, сравнение себя с неким абстрактом или конкретным коллегой.

  • Учет оценки себя как профессионала со стороны коллег.

  • Самооценивание человеком своих отдельных сторон — понимание себя, своего профессионального поведения, а также эмоциональное отношение и оценивание себя. Профессиональное самосознание опирается здесь на профессиональную самооценку — ретроспективную, актуальную, потенциальную, идеальную.

  • Положительное оценивание себя в целом, определение своих положительных качеств, перспектив, что приводит к формированию позитивной «Я-концепции».

А. В. Поддубная представляет структуру профессионального самосознания по аналогии со структурой общего самосознания таким образом:

  1. Осознание профессиональной морали (активизирует или тормозит выполнение социальных ролей в коллективе. Проявляется в гуманистическом отношении к людям труда, заботе о повышении производительности труда, благе общества и коллектива).

  2. Осознание профессиональной нравственности (характеризуется действенностью морального понимания, моральных принципов в деятельности. Проявляется в выборе подходящих способов и средств для выполнения профессиональной деятельности в соответствии с нормами общества).

  3. Осознание себя как субъекта профессиональной деятельности (означает осознание своей ответственности и своей роли в постановке задач, в формировании целей, в выборе средств выполнения деятельности, в получении конечного продукта, в осознании своей индивидуальности в выполнении деятельности; осознание своих профессионально-важных качеств).

  4. Осознание и оценка отношений (осознание и оценка себя как специалиста, отношения к коллегам по профессии, отношения к своей профессиональной деятельности,.отношения других к себе).

5. Осознание собственного развития во временной связи (развитие человека по таким признакам, как рост профессионального мастерства, продвижение по службе, повышение авторитета, упрочение социального статуса, постановка целей и контроль за их осуществлением. .

Большинство отечественных психологов (И. С. Кон, М. И. Лисина, В. В. Столин, И. И. Чеснокова и др.) под самосознанием понимают сложный, интегральный процесс, в структуре которого содержатся взаимодействующие и взаимопроникающие друг в друга процессы: самопознание, самоотношение и саморегуляция. Е. М. Васильева, В. Н. Козиев, Л. М. Митина и некоторые зарубежные психологи (Т. Макклапаред, М. Кун) предполагают, что профессиональное самосознание — это установка на себя в профессионально-трудовой сфере. И как любая установка, самосознание имеет когнитивную, аффективную и поведенческую подструктуру (Я-понимание, Я-отношение, Я-поведение). Следовательно, ключевыми компонентами структуры профессионального самосознания являются компоненты, которые характеризуют когнитивный, аффективный, поведенческий уровни и процессы профессиональной идентификации, как ключевые механизмы интеграции «профессионального Я».

Охарактеризуем эти компоненты:

  1. Когнитивный компонент — знание о себе как о субъекте профессиональной деятельности.

  2. Эмоционально-ценностный компонент — отношение к себе как к профессионалу и оценка профессионального Я.

  3. Регулятивный или поведенческий компонент — тенденция действовать по отношению к себе как к профессионалу и реальные действия, связанные с его профессиональной позицией, знанием себя как субъекта профессиональной деятельности и отношением к себе как к профессионалу.

А. А. Деркач выделяет следующие компоненты профессионального самосознания:

  1. Когнитивный (самопознание, познание других и соотнесение этого знания с собой. В качестве критериев рассматриваются моральные установки личности).

  2. Эмоциональный (самопонимание, самоотношение, самоприятие, самоуважение, общее эмоциональное отношение к себе и собственно оценочное отношение).

  3. Мотивационно-целевой (самоактуализация, реализация жизненного потенциала, самосовершенствование, саморазвитие. В профессиональном самосознании рассматривается как аналог личностной зрелости — творческая зрелость личности).

  4. Операциональный (саморегуляция, способность к управлению собой).

Матвеева Л. Г., учитывая функцию профессионального самосознания как средства саморегуляции профессиональной деятельности, структурное строение профессионального самосознания представляет следующий компонентный состав: осознание профессиональной морали; осознание профессиональной нравственности; осознание себя как субъекта профессиональной деятельности; осознание и оценка отношений; осознание собственного развития во временной связи. . Важным компонентом самосознания, является осознание человеком себя как субъекта своей деятельности. Он выбирает средства, учитывает условия выполнения деятельности, при этом хорошо зная конечный продукт своего труда. Осознание себя как субъекта профессиональной деятельности означает осознание своей ответственности и своей роли в постановке задач, в формировании целей, в выборе средств выполнения деятельности, в получении конечного продукта. Не менее важным является и осознание своей индивидуальности в выполнении деятельности. Традиционно важным в структуре самосознания считается осознание особенностей личности. В профессиональном самосознании содержится понимание именно тех свойств и качеств, которые необходимы для успешного выполнения профессиональной деятельности, т. е. профессионально важных качеств. Для разных профессий эти качества будут разными, но степень их осознания оказывает заметное влияние на выбор задач, на ход выполнения деятельности, на уверенность в себе. В структуру профессионального самосознания, как и самосознания в целом, входит осознание и оценка отношений. Включение человека на длительный срок в состав референтной группы обусловливает развитие этих отношений. Именно в этих условиях формируется отношение человека к самому себе как к специалисту, отношение к коллегам по профессии, отношение к своей профессиональной деятельности. Процесс вхождения молодого человека в избранную им профессию — не только приобретение соответствующих трудовых навыков и умений, но и активное личностное становление, принятие профессии, вживание в нее. Развитие личности связано со становлением и развитием ее отношений к людям, к миру, к своей деятельности, к самому себе и, в итоге, к собственной жизни. Превращение этих отношений в устойчивые, сознательно выстраиваемые, знаменует становление человека как субъекта своей жизнедеятельности. Становление человека субъектом собственной жизни означает его самоопределение не только по отношению к отдельным событиям, но и к жизни в целом .

Рассмотренные структуры профессионального самосознания имеют много общего. Следует отметить, что такое компонентное деление может быть принято только условно, т. к. все компоненты между собой связаны. Эти компоненты могут быть реализованы на двух планах — объективном и субъективном. В первом случае их показателем будет выступать профессиональное мастерство, во втором профессиональная Я-концепция.

Существующие теории рассматривают становление профессионального самосознания как длительный и непрерывный процесс.

Д. Н. Завалишиной была разработана обобщенная модель развития субъекта профессиональной деятельности, постулирующая многовариативность развития, обусловленную мерой и характером активности личности, способом включения ею профессионального труда в свою жизнь. Модель включает три стадии: 1) адаптация человека к выполняемому труду; 2) идентификация себя с профессией (специализация); 3) самоопределение субъекта относительно профессионального труда и самоорганизация в нем.

Основная задача субъекта, по ее мнению — освоение и принятие ценностей, традиций и т. д. своей профессии, в результате чего человек более или менее глубоко и эмоционально отождествляет себя со своим профессиональным сообществом. Главное противоречие, которое разрешается в процессе развития: «ценности, факторы, традиции профессионального мира — способы их активного опосредствования субъектом». Только на третьей стадии человек реализует избранный стиль собственного развития, осуществляя одновременно и свое жизненное самоопределение. Он приобретает новое качество, позволяющее определить специалиста как «субъекта профессиональной идентичности».

По мнению Н. Г. Рукавишниковой, расширение профессионального самосознания выражается в возрастании числа признаков профессиональной деятельности, отражающихся в сознании специалиста, в преодолении стереотипов образа профессионала, в целостном видении себя в контексте всей профессиональной деятельности.

И. В. Вачков предлагает собственное представление о развитии профессионального самосознания. Человек, сталкиваясь в повседневной практической деятельности с ситуациями, требующими постоянного поиска и новых эффективных способов преодоления трудностей, так или иначе анализирует эти способы и оценивает результаты своего труда. На основе этого анализа, опирающегося на систему мотивационно-ценностных ориентации, человек формирует когнитивный «образ Я» как профессионала, испытывает эмоциональные переживания в процессе самооценивания, индуцируемые в некоторое самоотношение. Когнитивная и аффективная подструктуры профессионального самосознания, в свою очередь, определяют поведенческую подструктуру.

А. Д. Барсукова, учитывая то, что профессиональное самосознание на этапе подготовки в вузе в общих чертах соответствует структуре самосознания личности и то, что сформированность профессионального самосознания находит свое отражение в уровне сформированности каждого компонента, предлагает систему критериев и показателей его сформированности, которая включает:

  • профессиональное мировоззрение, выраженное через осознание содержания и структуры будущей профессиональной деятельности (осознание целей, предмета, средств труда, общее представление о системе прав и обязанностей, а также условий труда) как эталонов для осознания своих качеств. Уровень сформированности профессионального самосознания по данному критерию также определяется степенью его раздробленности (внимание специалистов к отдельным личностным качествам, слабая структурированность) или целостности.

  • отношение к учебной деятельности как к средству достижения определенного уровня профессионального развития, которое определяется через ценностные ориентации, смысловые установки. Согласно Д. Б. Эльконину, «учебная деятельность — это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий,…такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами. Ими могут быть… мотивы приобретения обобщенных способов действий, или, проще говоря, мотивы собственного роста, собственного совершенствования. Если удастся сформировать такие мотивы у учащихся, то тем самым поддерживаются, наполняясь новым содержанием,…общие мотивы деятельности» . Уровень сформированности профессионального самосознания по этому критерию определяется через позицию учащегося по отношению к учебной деятельности;

  • актуализация себя как профессионала, выраженная посредством определения места профессии в общем жизненном контексте человека и наличия в структуре «Я-концепции» специалиста аспектов жизни, связанных с различными сторонами профессиональной деятельности и осмысленных с помощью разнообразных характеристик образа «Я-профессионал»;

  • согласованность «Я-концепции» личности, которая определяется степенью согласованности образа «Я-профессионал» с различными аспектами Я (физическим, социальным, гендерным и т. д.).

Эталоном, меркой профессионального самосознания выступает профессиональный типаж-стереотип как персонифицированный образ самой профессии или обобщенный образ типичного профессионала, который развивается в ходе обучения и развития индивида, и от отдельных изолированных эталонов-типажей поднимается до уровня системно организованной «имплицитной теории личности».

В процессе профессионализации профессиональное самосознание расширяется, меняются сами критерии оценивания своих профессиональных возможностей. Это происходит за счет включения новых признаков осваиваемой профессии, и заставляет человека предъявлять новые требования к себе как к профессионалу. Расширение профессионального самосознания выражается и в возрастании числа признаков профессиональной деятельности, отражающихся в сознании специалиста, в преодолении стереотипов образа профессионала, в целостном видении себя в контексте образа своей профессиональной деятельности. Зачастую профессиональное самосознание складывается стихийно, но профессиональное самосознание требует специальной работы по его развитию и формированию, что тесно связано с успешностью овладения человеком профессией и профессиональной деятельностью.

Все это делает не только возможной, но и необходимой специальную работу по управлению процессом формирования профессионального самосознания. Наиболее сензитивным периодом в этом смысле, по мнению большинства ранее рассмотренных авторов, будет являться период обучения в ВУЗе.

Литература:

  1. Барсукова А. Д. Особенности формирования профессионального самосознания студенчества. Монография. — М.: Издательство АСВ, 2009- 168 с.

  2. Вачков И. В. Структура профессионального самосознания учителя. Дис. канд. психол. наук. М., 1995.

  3. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учебное пособие.- 3-е изд., переработанное и доп. — М.: Издательство «Ось-89», 2005.

  4. Демченко О. Ю. Динамика профессионального самосознания курсантов государственной противопожарной службы МЧС Росии. Дис…. канд. психол. наук. -Екатеринбург., 2009.

  5. Деркач А. А. Социально-психологические основы совершенствования деятельности воспитателя: Дис…. докт. психол. наук. -Л., 1981.

  6. Ефремов Е. Г. Особенности формирования профессионального самосознания на различных стадиях профессионального обучения: дис. … канд. психол. наук. Томск, 2000.

  7. Завалишиная Д. Н. Психологический журнал. 2003, том 24,1, С. 29–46.

  8. Климов Е. А. Психология профессионала. — М.: ИПП, 1996. — 400 с

  9. Маркова А. К. Психология профессионализма. — М., 1996. — 309 с.

  10. Матвеева Л. Г. Становление профессионального самосознания клинических психологов: дис. … канд. психол. наук. Челябинск, 2004.

  11. Поддубная Т. К. Динамика когнитивных компонентов профессионального самосознания студентов-психологов в процессе обучения: Дис…. канд. психол. наук. -М., 1998.

  12. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. — М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 360 с.

Осознанность : взгляд современной психологии

В западной парадигме психологической науки существует отождествление рационального, критически относящегося в жизни и рефлексирующего ума с осознанностью, что совершенно не верно. Там господствует убеждение, что любой взрослый человек, получивший образование и способный грамотно вербализовать свои желания и мысли, может считаться образцом осознанности.
Иногда понятие «осознанности», особенно если оно применяется в контексте духовных исканий человека, современная психологическая наука с удовольствием отдает религиям и религиозно-философским системам. Действительно религиозные системы Востока и Запада весьма подробно проработали тему осознанности человека как в сфере духовного поиска, так и в жизни в целом. И с этой точки зрения современным исследователям, особенно если они далеки от духовно-психологических практик было бы полезно освоить этот опыт религий и сакральных эзотерических знаний.
Что же понимается под осознанностью на Духовном Востоке и Сакральном Западе? Конечно, восточные и западные мудрецы не отождествляют способность человека осознанно относиться к себе и миру с его рационально-критическим мышлением. Под осознанностью понимается способность человека не просто генерировать мыслеобразы и некие суждения о человеке и мире, но и наблюдать за собой, причем делать это непрерывно, особым образом распределяя внимание между внешним и внутренним миром. Человек с высоким уровнем осознанности, просветленный мудрец или святой постоянно наблюдает за всеми своими мыслями, чувствами и действиями как бы со стороны, не отождествляясь с ними и пропуская их через фильтр морально-этических представлений о мире. Человек, развивающий свою способность осознавать себя, старается постоянно присутствовать своим сознанием в любом акте мышления, переживания и действия. В отличие от обычного человека, психика которого устроена рефлекторно и который привык выдавать импульсивные реакции на любой внешний раздражитель, слово или действие другого, человек, пробудивший в себе осознанность прежде думает, а потом уже действует. Он сознательно работает над тем, чтобы удлинить время между внешним стимулом и рефлекторным ответом человека на грубое слово, негативный раздражитель, неожиданный выпад. Он стремится уменьшить количество непродуманных реакций, которые чаще всего превращаются в ошибку и проявлять себя сознательно.
На первый взгляд может показаться, что человек, культивирующий в себе осознанность, на самом деле замедляет свои психологические реакции и говоря слэнговым языком превращается в некоего тормоза» в общении и действиях. На самом деле такое представление является ложным. Замедляя свою реакцию на несколько секунд, или даже доле секунд человек, культивирующий осознанность, повышает скорость нахождения правильного ответа на любой внешний раздражитель. Он приобретает способность отвечать на внешние раздражители и действовать с гораздо большей точностью, нежели человек, говорящий со скоростью пулемета или привыкший вносить бурные эмоции в любую свою реакцию.
Способность видеть несколько альтернатив своего поведения сразу дает такому человеку огромное ощущение свободы и помогает ему избежать многочисленных ошибок, которые допускаются в общении и в жизни в целом слишком быстрый на реакции импульсивный человек. Как сказал один американский психолог: у вас есть несколько секунд между стимулом и реакцией, заполните их правильно. В этом случае шансы на правильный выбор нужного решения и действия увеличиваются во много раз.
Человек, культивирующий в себе осознанность, повышает в себе энергетический потенциал, растворяет все ошибки и программы и постепенно приобретает свойство владения собой. Чем чаще мы начинаем наблюдать за собой со стороны и подходить к этому процессу вдумчиво и сознательно, тем меньше мы совершаем ошибочных действий в нашей жизни.
Психология и житейский опыт показывают, что умение наблюдать за собой стороны – очень полезно во всех отношениях. Наша способность смотреть за своими эмоциональными реакциями и мысленными решениями со стороны приводит к удивительному результату: под мудрым взглядом нашего пробужденного сознания все негативные реакции растворяются, а позитивные мысли чувства и решения наоборот укрепляются внутри нас и помогают нам действовать эффективно и счастливо.
Правильно проводимая психологическая консультация всегда помогает человеку, пришедшему к психологу пробудить эту способность сознательно наблюдать за собой и также сознательно проживать свои психологические проблемы. Это убыстряет освобождение человека, обратившегося к психологу от происходящих в нем негативных психологических переживаний. Все случаи спонтанного постижения истины, видения своих ошибок, обнаружения правильных путей в жизни предполагают включения этого механизма спонтанной осознанности, которая особенно возрастает в экстремальных ситуациях.
Что значит быть осознанным по отношению к себе и миру? Это значит присутствовать в самом себе по возможности всегда или как можно чаще и дольше. Это значит сознательно наблюдать за собой со стороны и все время тренироваться во все более полном и объемном видении себя, своего внешнего поведения и внутреннего мира со стороны. Это означает также постоянное увеличение собственной внимательности к своей жизни и самому себе.
Вы должны буквально увеличить количество внутреннего времени, проведенного в созерцании самого себя. Причем наиболее ценным будет то созерцание, которое Вы осуществляете в потоке жизни, дел и общения, а вовсе не то, которое предполагает уход от жизни в некий внутренний, и тем более внешний монастырь. Вам необходимо повысить тонкость и глубину внутреннего видения , что практически проявляется как знание самого себя и собственных психологических особенностей и глубин.
Чем больше умных, сознательных взглядов на самого себя вы будете делать, тем больше внутри вас будет накапливаться субстанция мудрости или энергия ясности, способности понимать себя очень точно, в «таковости»( как говорят буддисты), не строя ненужных иллюзий и фантазий по поводу себя.
Чтобы не дожидаться проблем и каких-либо негативных событий лучше стараться действовать с опережением и относиться к миру, себе и жизни проактивно, как говорят представители современной западной психологии. Человек, мыслящий и поступающий проактивно относится к событиям и вызовам жизни продуманно, осознанно, с опережением нацеливаясь в будущее, заранее учитывая самые разнообразные вызовы и возможные угрозы жизни. Причем подобная стратегия отношения к настоящему и будущему своей жизни не имеет ничего общего с чисто интеллектуальным просчетом всех вариантов, как это делают аналитики. В результате у него не остается времени на принятие правильного решения.
Совсем по-иному ведет себя тот, кого принято считать мудрым человеком. У него иное видение проблем жизни, иной горизонт планирования. Скорее это некое панорамное видение перспективы собственной жизни. Согласно подобной жизненной философии такой человек, достигший определенной ступени мудрости и совершенства, реализует по отношению к тенденциям, которые он чувствует и видит как в себе, так и в мире. Если сравнивать его с персонажем известной крыловской басни, то конечно, он действует как муравей, в то время как его оппоненты привыкшие действовать импульсивно, могут быть уподоблены стрекозе, не любящей задумываться о своем будущем.
Чем более проактивно действует человек, тем он глубже видит причины своих прежних неудач, точнее понимает суть происходящих изменений в настоящем и лучше видит какой вариант своих действий ему избрать для будущего.
К пониманию природы осознанности современная психологическая наука подступает только сейчас. Между тем об осознанности говорил «Новый Завет» и буддийские сутры, исламские суфии и китайские даосы, православные старцы и духовные мастера западных герметических школ. Об осознанности ярко писали Гурджиев, Успенский, Ауробиндо Гхош, Рерихи, Кастанеда, Кришнамурти и самые разные духовные подвижники Востока и Запада. Весьма подробно путь к развитию осознанности описан в системах гештальт-терапии, транзактного анализа, ноэтической психологии.
Если вы хотите самостоятельно освобождаться от психологических проблем, пребывать в состоянии гармонии и действовать эффективно, вам необходимо непрерывно работать над повышением собственной осознанности. Игра стоит свеч. Продвинувшись в этом направлении, вы избавитесь от многих ошибок и проблем и обретете мастерство действия.

Осознанность с точки зрения психологии

Реальное переживание лежит за пределами слов и вне символов.

«Осознанность» (Mindfulness) – это перевод палийского слова «сати». «Сати» – это когнитивный процесс. Какой именно? Точного ответа быть не может, по крайней мере, на словах. Слова придуманы на символическом уровне ума и описывают ту реальность, с которой имеет дело символическое мышление. Осознанность – до символов. Она не связана с логикой. Тем не менее пережить внимательность можно (это довольно легко), можно ее и описать, если помнить, что слова – это всего лишь пальцы, указывающие на Луну. Слова – не сама вещь. Реальное переживание лежит за пределами слов и вне символов.

Для начала, мы предлагаем вам определение осознанности, принятое в современной когнитивной психологии.

«Осознанность» — это способность сфокусировать и удерживать внимание намеренно, в настоящий момент и безоценочно (без реакции влечения и отвращения), на любых предметах, явлениях или деятельности (внешних или внутренних), возникающих в поле сознания.
Теперь, перейдем к классическому пониманию осознанности, принятому в традиционных созерцательных школах.

Осознанность – тонкий процесс, в который вы включаетесь в этот самый момент. Тот факт, что данный процесс вне слов, что он лежит за их пределами, отнюдь не делает его нереальным, совсем напротив. Осознанность – это реальность, которая порождает слова, а следующие за ней слова – просто бледные тени реальности. Поэтому важно понять: все, что будет здесь сказано, – это аналогия. Сказанное не обязательно должно обладать совершенным смыслом. Оно всегда будет вне словесной логики. Но вы можете пережить все, что сказано, на собственном опыте. Медитативная техника, называемая Випассаной (прозрением), которая была открыта Буддой примерно двадцать пять столетий назад, представляет собой комплекс методов психической деятельности, нацеленной исключительно на переживание состояния непрерывной осознанности. Практикуя медитацию на определенных объектах, вы развиваете в своем мозге умение направлять и удерживать внимание. Это успокаивает поверхностную ментальную активность и позволяет проявиться осознанности.

Мягкое течение мгновения чистого переживания

Когда вы впервые начинаете что-то осознавать, возникает мимолетное мгновение чистого осознания – как раз до того, как вы облечете этот факт в понятия, до того как вы дадите ему определение. Это – стадия внимательности. Как правило, эта стадия весьма кратковременна. Это та мелькающая доля секунды, тот миг, когда вы только устремляете внимание на объект, когда вы еще не дали ему названия, не закрепили его в уме и не отделили от всего остального. Такое состояние бывает до того, как вы начинаете думать об объекте, до того, как ваш ум говорит: «Это собака!» Этот текучий момент мягко сосредоточенного чистого осознания и есть внимательность. В этот краткий миг, возникающий в уме подобно вспышке, вы переживаете какой-то объект как не-объект. Вы переживаете мягкое течение мгновения чистого переживания, переплетающееся с остальной реальностью и не отделенное от нее.

Внимательность очень похожа на свет лампы, в противоположность жесткому фокусу луча фонарика. Мы развили привычку перемещать внимание на все остальные стадии восприятия; мы сосредоточиваемся на восприятии, осознаем его, наклеиваем ярлык и в большинстве случаев оказываемся вовлечены в долгий процесс символического размышления о нем. Это первоначальное мгновение внимательности быстро проходит. Цель медитации осознанности состоит в том, чтобы научить нас продлевать это мгновение осознания. Когда эта осознанность становится более длительной благодаря применению правильной техники, вы замечаете, что переживание становится глубоким и полностью меняет ваш взгляд на Вселенную. Однако надо учиться тому, как обрести это состояние восприятия, а для этого требуется постоянная практика. Как только вы освоите технику, вы обнаружите, что у внимательности есть много интересных аспектов.

Характеристики осознанности

Внимательность – зеркальный ум. Она отражает только то, что происходит именно сейчас и в точности так, как это происходит. В ней нет двойственности. В ней нет переживающего и переживаемого. Переживаемое, переживание и переживаемое в действительности есть одно.

Внимательность – это наблюдение без вынесения оценки. Это способность ума наблюдать, не подвергая критике. Благодаря такой способности мы смотрим на вещи, ничего не осуждая и не давая оценок. Мы сохраняем равновесие ума, не реагируя отвращением на неприятное и влечением на приятное. Нас ничто не удивляет. Мы уравновешенны и просто проявляем интерес к вещам таким, какие они в их естественном состоянии. Мы не выбираем и не осуждаем. Мы просто наблюдаем. Психологически для нас невозможно наблюдать то, что происходит внутри нас, если мы одновременно не принимаем того, что происходит с различными состояниями нашего ума. В особенности это касается его неприятных состояний. Для того чтобы наблюдать собственный страх, мы должны признать, что боимся. Мы не можем исследовать собственную подавленность, если полностью не принимаем ее. Мы наблюдаем страх, но не боимся страха. Мы наблюдаем свою грусть, но не грустим из-за того, что нам грустно. То же самое можно сказать о возбуждении и раздражении, разочаровании и всех прочих неприятных эмоциональных состояниях. Вы не можете изучить какое-то явление в полной мере, если заняты тем, что отвергаете само его существование. Какое бы переживание у вас ни было, внимательность просто принимает его. Это всего лишь еще одно жизненное явление, подлежащее осознаванию. Никакой гордости, никакого стыда, ничто личное не ставится на карту – что существует, то и существует.

Осознанность – беспристрастная наблюдательность. Она не принимает ничью сторону, не привязывается к тому, что воспринимает. Она просто постигает. Внимательность не ослеплена приятными состояниями ума. Она не пытается обойти неприятные состояния ума. Нет привязанности к приятному, нет бегства от неприятного.

Осознанность воспринимает все переживания одинаково, все мысли одинаково, все чувства одинаково. Она ничего не подавляет, ничего не сдерживает. Осознанность не заводит любимчиков.

Осознанность – это осознание вне понятий. Другой английский перевод слова «сати» – «обнаженное внимание» (bare attention). Это не мышление. В нем не участвуют мысли и понятия. Осознание не связано с идеями, мнениями или понятиями. Оно просто смотрит. Внимательность регистрирует переживания, но не сравнивает их. Она не наклеивает на них ярлыков, не распределяет по категориям. Она просто наблюдает все, как если бы это происходило в первый раз. Это не анализ, основанный на размышлении и вспоминании. Скорее здесь прямое и непосредственное переживание всего происходящего без помощи мышления. Такое переживание приходит в процессе восприятия до появления в нем мыслей.

Внимательность – осознание настоящего момента. Она имеет место здесь и сейчас. Это наблюдение того, что происходит именно сейчас, в настоящий момент. Она всегда остается в настоящем времени, постоянно колеблется на гребне волны преходящего времени. Если вы вспоминаете школьного учителя, это память. Если же затем вы осознаете, что вспоминаете школьного учителя, это будет осознанность. Если вы затем облекаете этот процесс в понятия и говорите себе: «О, я вспоминаю…», – это будет мышлением.

Осознанность – это бдительность без эгоизма. Она имеет место безотносительно к «я». С помощью внимательности мы видим все явления вне связи с такими понятиями, как «я», «мой» или «мое». Предположим, к примеру, что вы чувствуете боль в левой ноге. Обычно сознание говорит: «У меня болит…» Но используя внимательность, мы просто отметили бы ощущение как ощущение. Мы не стали бы привязываться к этому дополнительному понятию «я». Внимательность не позволяет нам что-то к восприятию прибавлять или что-то убавлять. Мы ничего не усиливаем, ничего не подчеркиваем. Мы просто наблюдаем только то, что существует, – наблюдаем без искажения.

Внимательность – это осознание, не имеющее цели. В состоянии внимательности мы не гонимся за результатами. Мы не стараемся чего-то достичь. Когда мы внимательны, мы переживаем реальность настоящего момента, какую бы форму она не принимала. Нет ничего, чего нужно добиваться. Есть только наблюдение.

Внимательность – это осознание изменений, это наблюдение текущего потока переживаний. Быть внимательными – значит видеть, как все меняется, наблюдать стадии рождения, роста и зрелости. Это значит наблюдать стадии распада и затухания. Осознанность – постоянное, непрерывное наблюдение явлений (физических, умственных и эмоциональных), всего, что в настоящий момент происходит в уме. Мы просто сидим и наблюдаем за происходящим. Внимательность – это согласие с глубинной природой каждого преходящего явления. Это наблюдение за возникновением и исчезновением. Мы видим, какое это у нас вызывает чувство и как мы реагируем. Это наблюдение за тем, как оно воздействует на других. В состоянии осознанности практикующий выступает как беспристрастный наблюдатель, единственная задача которого состоит в том, чтобы следить за постоянно происходящими изменениями во внутренней вселенной. Пожалуйста, обратите внимание на этот последний пункт. В состоянии внимательности мы наблюдаем вселенную внутри себя. Практик медитации, развивающий внимательность, не занимается внешней Вселенной. Она существует, но во время медитации объектом нашего исследования становится собственное переживание. Во время медитации мы пребываем в собственной лаборатории. Во вселенной внутри нас имеется огромный источник информации, в котором содержится отражение внешнего мира и нечто гораздо большее. Изучение этого материала ведет к полной свободе.

Осознанность – это наблюдение с участием. Медитирующий – это одновременно и участник, и наблюдатель. Если практикующий наблюдает свои эмоции или физические ощущения, он в тот же самый момент чувствует их. Внимательность – это не интеллектуальное осознание. Это просто осознание. Здесь уже непригодна метафора зеркального;. Внимательность объективна, но это не значит, что она холодна, лишена чувств. Это пробужденное переживание жизни, бдительное соучастие в текучем процессе жизни.

Дать определение понятию внимательность на уровне слов чрезвычайно трудно, но не потому, что оно сложно, а потому, что слишком просто и открыто. Та же самая проблема неожиданно возникает в любой сфере человеческого переживания. Самое сущностное понятие труднее всего точно определить. Заглянув в словарь, вы найдете ясное тому подтверждение. Длинные слова, как правило, имеют краткие определения, тогда как определения кратких основных слов, таких как артикли или глагольные связки, могут занимать целые страницы. То же самое и в физике: наиболее трудны для описания функции, связанные с фундаментальнейшими реальностями квантовой механики. Осознанность – досимволическая функция. Вы можете целый день напролет играть со словесными символами, но не дать точного определения внимательности. Мы никогда не сможем в полной мере выразить, что это такое. Однако мы можем сказать, что она делает.

История

«Мы — „О-Сознание“, группа исследователей, которые поставили перед собой цель изменить мир. Известно, что Землю окружает особое информационное поле — ноосфера. Она тесно связана со всеми разумными существами на планете и хранит все их мысленные образы. Мы решили подключиться к ноосфере и внести в неё изменения: убрав всё тёмное, что породило человечество, сделать мир идеальным. Ни один человеческий разум не обладает достаточной мощью, чтобы взаимодействовать с ноосферой, поэтому мы объединили наши сознания»…

Голограмма представителя «О-Сознания»

Доподлинно неизвестно, кем были люди, впоследствии ставшее членами проекта «О-Сознание». Информация, извлекаемая из дизайнерских документов с наполнением старого сюжета, разнится от документа к документу. Игра в этом вопросе не вносит ясности.

По одной из версий, это были учёные, работавшие на территории Чернобыльской АЭС ещё до катастрофы 1986 года. Они принимали участие в экспериментах в рамках секретных военных программ СССР, в том числе испытании психотропного оружия и изучения ноосферы.

Авария на Чернобыльской АЭС не привела к завершению исследований в секретных лабораториях. Их выполнение стало еще проще в зоне отчуждения, покинутой людьми. После распада СССР лаборатории стали работать в два раза активнее, а правительство ослабленной Украины, только что обретшей независимость, потеряло контроль над исследованиями.

По другой версии, членами «О-Сознания» являлась группа независимых исследователей, появившихся на территории зоны отчуждения после первой чернобыльской катастрофы. Финансируемая извне или обходящаяся своими ресурсами, она не была связана с правительством.

Третья версия говорит о том, что членами «О-Сознания» были подопытные в эксперименте с одноименным названием — бывшие заключенные со стёртой памятью.

Как бы то ни было группа ученых, изучавших ноосферу, сделали огромный прогресс и начали исследование в области пси-воздействия на глобальном уровне через ноосферу. Ими двигали добрые намерения, они считали, что используя одно пси-воздействие, они будут в состоянии остановить войны, разрешать конфликты мирным путем и устранять несправедливость, которая разрывала на части современный мир (по крайней мере, это был предлог).

Вторая катастрофа на Чернобыльской АЭС произошла в 2006 году. 12 апреля (в «Зове Припяти» названа дата 10 июня) в 14:33 эксперимент вышел из-под контроля. Произошёл так называемый «пробой», аномальная энергия ноосферы хлынула на поверхность планеты. Из-за этого определённая область на Земле перенесла изменение физических законов, топографии, появились странные явления, необъяснимые современной наукой. Впоследствии территория стала известна как Зона.

Учёные, чей эксперимент привёл к катастрофе, не погибли. Споры, касающихся ликвидации последствий неконтролируемого эксперимента, привели к расколу. Часть учёных отправились в Зону, и организовали группировку «Чистое небо». «Чистое небо» решило, что устранить пробой возможно, и решение можно найти путём изучения самой Зоны.

Другая часть ученых остались в центральной лаборатории, где объединились в общее сознание, впоследствии названное «О-Сознанием». «О-Сознание» видело решение проблемы в изучении ноосферы и подавлении её энергии, которая низвергалась на Землю. «О-Сознание» научилось контролировать поток энергии, идущей от ноосферы, однако эта энергия была настолько огромной, что возникла необходимость сбрасывать его избыток, что привело к Выбросам в Зоне. Во время Выброса, круговые волны энергии ноосферы разбегаются от центра Зоны к её окраине, что приводит к различным физическим и психическим последствиям.

Понимая, что им нужно время для поиска решения участники эксперимента выстраивают систему защиты, с целью исключения возможности проникновения кого бы то ни было непосредственно к «О-Сознанию». Основным уровнем защиты стали пси-антенны. Самая известная из них была названа сталкерами «Выжигателем мозгов». Вторым уровнем защиты стал иллюзорный «Монолит», который, согласно легенде сталкеров, мог исполнить любое желание.

Чтобы хоть как-то контролировать создавшуюся ситуацию, «О-Сознание» пытается манипулировать информацией «вытекающей» из зоны, фабрикуя, взамен истинной — необходимую, с целью предотвращения массированных, с использованием армии, атак на центр Зоны, что может привести к разрушению генераторов, которые все-таки дают шанс вернуть все на круги своя. Плюс к этому, пытаясь использовать ими же открытый информационный канал, они стараются формировать соответствующие представление о ходе дел в Зоне у представителей властных структур всячески препятствовать проникновению людей в Зону (военные сталкеры, кордоны и т. д.). Осуществлять более глобальный контроль и управления людскими массами им пока не удается.

Исключение составляют, попавшие под воздействие нового излучения люди — зомбированные в той или иной степени. Из людей, у которых процесс зомбирования произошел лишь частично и хорошо поддающихся управлению — формируют специальные отряды зомби-защитников, отправляя самых выносливых для устранения нежелательных людей, как в Зоне, так и за ее пределами. Эта процедура зомбирования имеет кодовое название «S.T.A.L.K.E.R.»

Помимо этого, позже в распоряжении «О-Сознания» появляются и другой человеческий ресурс: группировка «Монолит», призванная устранять тех, кто преодолел предыдущие препятствия на пути к разгадке.

Однако этого оказалось недостаточно: в 2012 году сталкер Стрелок сумел разгадать тайну Монолита и проник в центральную лабораторию «О-Сознания», уничтожив её. Однако к исчезновению (равно как и к увеличению) Зоны это не привело.

Исследовательская деятельность

Как таковых, прямых упоминаний о проектах, разрабатываемых на территории Зоны отчуждения нет. Но, продвигаясь дальше по сюжету игры, можно составить представление об экспериментах, проводимых в секретных лабораториях:

  • исследовательские работы в области магнитно-гравитационных полей (Генераторы);
  • психотропные технологии («Выжигатель мозгов»);
  • исследования в области парапсихологии;
  • создание биооружия («Универсальный солдат»);
  • разработка энергетического оружия (Изделие №62);
  • исследование новых видов энергии.

Учёные имели в своём распоряжении сеть лабораторий с индексом «X», завод «Юпитер» и другие ресурсы для проведения экспериментов и прочих исследований:

  • X-7 работала с ноосферой, была штабом организации после Второй Катастрофы;
  • X-8 в центральной лаборатории Припяти занималась разработкой конструкции Радара и теоретическими изысканиями, была первым штабом учёных;
  • X-10 в Мёртвом лесу непосредственно обслуживала находящийся там же «Выжигатель»;
  • X-16 в районе озера Янтарного осуществляла окончательную сборку и испытания блока;
  • X-18 к юго-востоку от Радара производила основные компоненты устройства и опыты проекта «Универсальный солдат»;
  • X-19 под Радаром проектировала и тестировала «Выжигатель»;
  • Бункер Управления Монолитом обслуживал пси установку, расположенную внутри объекта «Укрытие»;
  • Завод «Юпитер» осуществлял изготовление Изделия № 62;
  • Испытательный цех на подстанции на Затоне производил испытания Изделия № 62.

Старый сюжет и нереализованные идеи

Первоначально вместо Представителя игрок вёл диалог с Невидимой сущностью, служащей учёным и ненавидящей своих создателей. После она была заменена Представителем. Представитель проекта «О-сознание» в отличие от финальной версии появлялся не в виде голограммы, а воплоти и являлся финальным боссом игры. Он был довольно серьёзным противником: владел телекинезом и телепатией, использовал огнестрельное оружие и был способен насылать на игрока иллюзорных существ — фантомов.

Глобальной целью «О-Сознания» того времени было объединение сознания всего человечества. Помимо этого, они желали распространения Зоны на всю Землю.

Штаб «О-Сознания» располагался не на территории Чернобыльской АЭС. После отключения пси-установки «Монолит» активировалось аварийное переключение его управления на некую лабораторию «Центр». Скорее всего, она располагалась на территории локации Генераторы.

Часть дизайнерских документов повествует о неком Чернобыльском Научно Исследовательском Институте Парапсихологии (ЧНИИП). Основные цели института — изучение и развитие паранормальных способностей человека. Приоритет — проработка новой концепции отношений человека и государства. Создание нового социума, основанного на общем сознании трудовых масс. Коллективизм нового уровня — полноценный коллективный разум, охватывающий все области человеческой деятельности и включающий всех граждан стран союзников. На момент действия игры все сотрудники института были мертвы. По мере разработки игры от сюжета, сильно отличающегося от финального релиза, с участием ЧНИИП отказались.

Примечания

  1. Сокращение от «Объединённое Сознание».
  2. Во время разговора со Стрелком.

Стрелок • Призрак • Клык • Доктор • Проводник • Волк • Отец Валерьян • Борода • Бес • Крот • Сидорович • Бармен • Глухарь

Генерал • Майор Кузнецов • Майор Халецкий • Полковник Ковальский

Боров • Валет • Йога • Султан • Шишак

Ара • Волкодав • Крюк • Тесак • Хребет • Чёрный • Шрам

Майор Дегтярёв • Прапор

Профессор Сахаров • Профессор Озёрский • Профессор Герман • Профессор Круглов • Доцент Васильев

Генерал Воронин • Генерал Крылов • Генерал Таченко • Подполковник Шульга

Локи • Лукаш • Миклуха • Флинт • Чехов • Щукин (он же Комендант)

Бродяга • Харон

Иван Тропник • Каланча • Лебедев • Суслов • Холод

Группировка представляет из себя серую массу низко павших личностей и уникальных представителей не имеет.

Представитель «О-Сознания»

Стрелок • Клык • Призрак • Доктор • Проводник (частично)

Подразумевается группировка из дорелизной концепции «Тень Чернобыля», данные утеряны.

Группировка представляет из себя серую массу низко павших личностей и уникальных представителей не имеет.

Группировка представляет из себя серую массу низко павших и зомбированных личностей и уникальных представителей не имеет.

Данные утеряны.

Данные утеряны.

п·о·р Группировки Зоны и их известнейшие представители.
Существующие Одиночки Военные Бандиты Наёмники Военные сталкеры Учёные «Долг» «Свобода» «Монолит»
Бывшие «Чистое небо» «Ренегаты» «О-Сознание» Группа Стрелка
Вырезанные «Чистое небо» «Чёрные слизни» «Мертвецы» «Последний день» «Грех»

п·о·р О-Сознание

Проект «X»

X-7 • X-8 • X-10 • X-16 • Военная лаборатория (X-17) • X-18 • Секретная лаборатория • Управление Монолитом (X-20)

Сооружения

Подавитель агрессии «Радуга» • Генераторы • Монолит • Лиманск • Мёртвый город

Эксперименты

Мутанты • Проект «S.T.A.L.K.E.R.» • Вторая Катастрофа • Пси-излучение • Ноосфера • Телекинез • Группировка «Монолит» • Изделие № 62 • Мозг-колба • Универсальный солдат • Сверхоружие

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *