Особенности работы психолога

Особенности работы психолога

Содержание

Специфика профессиональной деятельности психолога Текст научной статьи по специальности «Психология»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№11/2015

ISSN 2410-700Х

рисование — 5-6 минут. Чтобы усложнить задание, одному из игроков можно завязать глаза, тогда «зрячий» игрок должен руководить движениями «незрячего». На первых этапах игры временные ограничения можно снять, чтобы игроки могли получить опыт взаимодействия в паре без посторонних помех. В процессе игры взрослый может сопровождать действия участников комментариями по поводу необходимости договора в паре для достижения лучшего результата. После игры с детьми проводится беседа об их ощущениях, возникших в процессе рисования, было ли им комфортно, что им мешало, а что помогало .

Таким образом, психолого-педагогическая организация образовательного процесса для ребенка с СДВГ может создавать условия для снижения проявлений основного симптомокомплекса этого симптома и оптимизировать его школьную и личностную успешность. Список использованной литературы:

1.Романчук О.И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей /пер. с украинского. — М.: Генезис, 2010.С. 8

2.Семина М.В.,Чинчикова А.И. Основные вопросы теории и практики педагогики и психологии // Исследование внимание у детей СДВГ: сб. статей. — Омск, 2015. С. 188-190.

3.Семина М.В.,Чинчикова А.И. Сопровождение ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности // Отечественная наука в эпоху изменений: постулаты прошлого и теории нового времени: ежемесячный журнал Национальной ассоциации ученых (НАУ). — Екатеринбург. №2(7), 2015, ч.8. С.144-146.

4.Широкова Г.А., Жадько Е.Г Практикум для детского психолога. — Ростов н/Д: Феникс, 2011. С. 168-179.

© Семина М.В., Чинчикова А.И., 2015

УДК 159.9

Черникова Кристина Сергеевна

Магистрант 2 курса Центра Магистерской Подготовки Программа «Дошкольное образование» Омский государственный педагогический университет Г. Омск, Российская Федерация, E-mail: gymanistka@mail.ru

СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА

Аннотация

В статье рассматривается важность профессиональной деятельности психолога, ее специфика, особенности, а также виды психологической помощи, такие как консультирование, психологическая реабилитация, коррекция, психотерапия, обучение, просвещение и профилактика.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова Деятельность психолога, психологическая помощь, ее виды

От качества работы психолога зависят изменения в жизни людей. Психолог может оказать как большую помощь, так и нанести огромный вред. Успешная работа психолога зависит от его профессиональных навыков. В отечественной и зарубежной психологии исследованием профессиональной деятельности психолога занимались такие ученые, как Б.П. Бархаев, Ф.Е. Василюк, И.В. Дубровина, А.К. Маркова, Р.В. Овчарова, и др .

Профессиональная деятельность психолога — это весьма сложная и ответственная область деятельности. Эта деятельность требует соответствующего образования, определенного профессионального

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_

мастерства. Успешность деятельности психолога зависит также от его личностно-профессиональных качеств. Профессиональная деятельность психолога подразумевает взаимодействие с людьми, соответствующее влияние на них, определенное изменение их судьбы, и важную роль в эффективности этого взаимодействия играет эмпатия. Эмпатия позволяет эффективно исследовать личностные особенности людей, их внутренние переживания.

На психологах лежит огромная ответственность за жизни людей, поэтому к ним предъявляется ряд социально-этических и профессиональных требований. Степень соответствия требованиям профессии отражается в профессиональной квалификации. Профессиональная квалификация является составной частью профессионализма специалиста-психолога. Соблюдение всех требований позволяет специалисту-психологу продуктивно осуществлять свою профессиональную деятельность. Основной род профессиональной деятельности — это оказание психологической помощи своим клиентам. Под психологической помощью подразумевается система мероприятий, которые проводятся психологом и направлены на предупреждение, смягчение или преодоление различного рода психологических затруднений, возникающих у человека или группы людей, посредством практической психологии. Для того чтобы понять суть психологической помощи, нужно подробнее остановится на ее видах. К основным видам психологической помощи относятся: психологическое консультирование, психологическая реабилитация, психологическая коррекция, психотерапия, психологическое обучение, психологическое просвещение и психологическая профилактика. Данные виды психологической помощи объединены в общую систему, они не являются разрозненными, их цель — дополнять друг друга и составлять некую целостность .

Психологическое консультирование подразумевает индивидуальную работу с психологическими трудностями клиента. Во время психологического консультирования психолог решает психологические трудности клиента, повышает его компетентность не только в жизненных вопросах, но и в вопросах личностного функционирования. Психологическая реабилитация — это вид деятельности, направленный на восстановление психических сил и личностного статуса клиента, нарушенных вследствие каких-либо психологических травм или негативных событий.

Психопрофилактика — это деятельность психолога, направленная на сохранение здоровья психики, создание благоприятных условий для дальнейшей жизни, а также предупреждению появления психологических трудностей. В рамках психопрофилактики проводится психологическая разгрузка, психологическая экспертиза жилого и рабочего пространства, обучение техники саморегуляции. Психологическое обучение и просвещение — это комплекс мероприятий по формированию представлений о закономерностях функционирования человеческой психики, развитию новых социально-психологических навыков, построению эффективных взаимоотношений с другими людьми и т.д. Психотерапия и психокоррекция — деятельность, направленная на реконструкцию психологических образований человека, его личностный рост, воссоздание гармоничных отношений с окружающей средой, ослабление действия психотравмирующих факторов, оптимизацию психологического климата в коллективе. Психореабилитация

— это деятельность, направленная на восстановление психических функций и личностного статуса человека, нарушенных вследствие психотравмирующих факторов .

Успешность психолога определяется знанием всех перечисленных видов психологической помощи и умением в нужный момент использовать определенные техники и методы для наилучшей помощи человеку в трудной жизненной ситуации.

Список использованной литературы:

1. Роднина А.М. Мастерство психологического консультирования / Под ред. А. А. Бадхена, А. М. Родиной.

— СПб.: Речь, 2007. — 240 с.

2. Шапарь В.Б.Практическая психология.Психодиагностика групп и коллективов:уч.пособие/ В.Б.Шапарь. -Ростов н/Д.:Феникс,2006.-448с.

> Содержание выбора профессии

Специфика деятельности психолога

Для рассмотрения специфики деятельности психолога, а также его личностных характеристик, представляется важным дать определение профессии психолог. Становление психологии как науки произошло в 1879 году, когда В. Вундт основал первую лабораторию экспериментальной психологии, именно к этому периоду можно отнести зарождение профессии психолог. Существует значительное количество определений понятия «психология», одно из них звучит следующим образом: Психология — наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей. Предметом психологии является изучение психики человека. Из такого определения следует, что психологом можно назвать специалиста, занимающегося изучением проявлений, способов и форм организации психических явлений личности в различных областях человеческой деятельности для решения научно-исследовательских и прикладных задач, а также с целью оказания психологической помощи. При рассмотрении специфики деятельности и личности психолога, отталкиваясь от концепции С.Л. Рубинштейна, в данной работе психолог будет рассматриваться «как личность и как субъект профессиональной деятельности, характеризующийся своей направленностью, мотивационно-потребностной сферой, ценностями, установками, своим характером и способностями».

Профессия психолога относится к группе социономических профессий, к профессиям типа «человек-человек». Важной характеристикой профессий «человек — человек» является профессиональное общение. При этом, следует отметить, что человек или группа людей выступают не как социальная среда, условие деятельности, а рассматриваются в качестве объекта и предмета деятельности психолога. В качестве предмета профессиональной деятельности психолога специалистами зачастую выделяется субъектность. Отношение психолога к клиенту можно отнести к категории профессиональных межличностных отношении?, в которых психолог выступает субъектом, а клиент объектом отношения.

Деятельность психолога, как и любая другая, имеет специфические цели, функции и способы оказания помощи. Для начала, необходимо определить функции деятельности психолога как субъекта психологической работы, представляющие собой объективные и наиболее характерные совокупности профессиональных задач. Деятельность психолога может носить очень разнообразный характер, она крайне разнопланово и полифункциональна по своему характеру, классификация, предложенная Зеер Э.Ф., включает в себя следующие функции:

1. диагностическая, подразумевающая психологическое изучение и регистрацию особенностей личности, коллектива на основе наиболее существенных параметров, а также диагностирование возможных отклонений от нормы, выявление и оценивание основных факторов, оказывающих влияние на успешности деятельности и психологического состояния людей;

2. исследовательская функция психолога заключается в изучении последних как научных, так и практических достижений в психологии, адаптация новых методик и расширение научно-методических знаний;

3. прогностическая функция подразумевает прогнозирование направленность развития и предсказание возможного состояния основных психологических характеристик изучаемого объекта;

4. информационная функция включает в себя сообщение клиентам сведений об их психологическом состоянии, повышение уровня их социально-психологической компетентности;

5. конструктивно-проектировочная функция означает отбор и структурирование материала, формирование и комплектование коллективов, групп, проектирование оптимальных условий состояния объекта и условий его деятельности;

6. учебно-методическая функция подразумевает обучение использованию на практике знаний психологии, разработку методических документов;

7. экспертная функция включает в себя оценку возможных вариантов решения проблем с точки зрения психологии, а также заключение о психологическом состоянии оцениваемого;

8. консультативная функция подразумевает оказание помощи людям, дача рекомендаций по нахождению наиболее оптимального варианта действий в сложных психологических ситуациях;

9. коррекционно-развивающая функция заключается в оказании помощи в изменениях, способствующих личностному самовыражению и развитию, а также успешному решению различных задач;

10. коммуникативная функция нацелена на установление контакта с партнером, обмен сообщениями, эмоциональным состоянием, раскрытие внутреннего мира собеседника, отслеживание его невербальных реакций, а также оказание взаимного влияния на поведение и мысли партнера по общению.

Становится очевидно, что каждая из функций деятельности профессионального психолога обладает отличается собственными задачами, особенным предметным содержанием, отсюда появляется необходимость в специфических методологических и практико-методических средств, профессиональной компетентности специалиста и культуры. Деятельность психолога — профессионала имеет ряд своих особенностей, к которым относятся:

1. Наличие у специалистов теоретической базы, в которой собраны систематизированные, обобщенные представления о психике и психологии;

2. Опора специалистами на метод научного познания, дающий возможность ориентироваться в многообразии научных проблем. Метод научного познания применителен специалистами как к самим себе, так и к своей научно-практической деятельности, что является основой их профессиональной рефлексии, другими словами, основой методологической базы психолога.

3. Применение специалистами специализированных методик для достижения научных, диагностических или формирующих целей. Данные методики представляют собой научно обоснованные и верифицируемые конкретные способы деятельности.

4. Необходимость постепенного формирования чувства ответственности у консультируемых клиентов.

5. Обязательный обмен опытом, повышение квалификации.

6. Обладание особым профессиональным тактом и следование профессионально-этическим нормам.

7. Способность к постоянному профессиональному развитию и саморазвитию психолога-профессионала.

Важность соблюдения психологом всех вышеупомянутых условий обусловлена тем фактом, что психологическую деятельность можно отнести к помогающей, направленной на поддержание личности в критические для нее моменты жизнедеятельности, на активизацию в ней внутреннего психического потенциала. В основе выбора профессии психолога, как правило, лежит выраженная гуманитарная ориентация личности. Гуманитарные науки изучают нечто специфическое именно для человека, то, что трудно поддается принципам познания и объяснения, принятым в науках о природе. Понимание человека как особого явления требует особого подхода к его изучению, поскольку носит принципиально иной характер. Данная профессия подразумевает ориентацию на социальный интерес, интерес к личности, к взаимодействию между людьми. Субъект помогающей деятельности не просто осуществляет целенаправленный акт помощи, но и использует специальные навыки, знания при реализации акта помощи. В то же время, исследователи отмечают тот факт, что успешность профессиональной деятельности психолога в значительной степени зависит не просто от уровня владения психологическими знаниями, но и от особенностей развития его личности. Специалисты отмечают, что своеобразие помогающих профессий заключается в том, что сам субъект деятельности несет в себе первичный «инструмент» работы. Реализация помощи, в первую очередь, заключается в способности психолога устанавливать помогающие отношения. Психолог по роду своей деятельности постоянно взаимодействует с людьми, несет значительную ответственность, а также испытывает эмоциональную нагрузку. Развивающий и оздоравливающий эффект в ходе терапии возникает именно благодаря созданию уникальной атмосферы эмпатии, установлению искренних и теплых взаимоотношений между психологом и клиентом, способствующих самораскрытию. По этой причине к специалистам предъявляется ряд личностных требований. Как уже было сказано, основным инструментом, средством воздействия психолога на других людей является он сам, его воля, чувства, сознание, речь, поступки, его личность в целом. Б.С. Братусь в статье «К проблеме человека в психологии» задался вопросом, в чем же конкретно заключается специфика личности в качестве основного психологического инструмента. Согласно автору, «человек — единственный из всех живых существ, кто не принадлежит своему виду, роду по факту рождения», по этой причине ему необходимо присвоить человеческую сущность. Способность человека к формированию и самостроительству в самом себе человека предполагает существование своего рода психологического орудия или органа, отвечающего за руководство этим ни с чем не сравнимым процессом. Этот орган и есть сама личность человека. Таким образом, нельзя говорить о том, чтов самой личности заложен конечный смысл, напротив, этот смысл образуется благодаря ее складывающимся отношениям, связям с содержательными характеристиками бытия человека. При изучении человеческой сущности авторы сходятся во мнении, что смыслообразующая, наиболее значимая характеристика человека заключается в его отношении к другому человеку. Наиболее ярко эта мысль была выражена С.Л. Рубинштейном:». первейшее из первых условий жизни человека — это другой человек. Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину. «Сердце» человека все соткано из его человеческих отношений к другим людям; то, чего оно стоит, целиком определяется тем, к каким человеческим отношениям человек стремится, какие отношения к людям, к другому человеку он способен устанавливать. Психологический анализ человеческой жизни, направленный на раскрытие отношений человека к другим людям, составляет ядро подлинно жизненной психологии. Здесь вместе с тем область «стыка» психологии с этикой». Нормальное развитие личности возможно только при условии отношения к другому как к самоценности, способности реализовать это отношение посредством любви и самоотдачи, к свободному проявлению воли. Таким образом, если рассматривать личность как способ или инструмент достижения человеком своего понятия, своей сущности и развития, мы можем оценивать психолога по тому, как он служит этому назначению, содействует приобщению личности к ее сущности. Но это не представляется возможным без постоянного развития личности самого специалиста, из чего можно говорить о еще одной специфики профессиональной деятельности психолога, которая заключается в значимость именно личностного развития в развитии профессионализма психолога. В ходе изучения динамики профессионального самосознания психологами-практиками, В.М. Просенковой было показано, что смысл данной профессии заключается в личностном росте, развитии субъективности и определенных личностных характеристик, к которым можно отнести осознание себя как профессионала, а также принятие силы и слабости Я. Возможно, профессия психолога сама по себе является источником постоянного развития, роста личности. Рост психолога в данном случае понимается в контексте его личностно-профессионального развития, что подразумевает непрерывный процесс как личностных, так и деятельностных, социокультурных изменений, происходящих в течение времени под влиянием соответствующего обучения, воспитания и самосовершенствования. Выбор «быть психологом» — это своего рода вызов, поскольку делает неизбежным постоянную работу личности над собой, познание самого себя, столкновение с собой. Поскольку психологи обращены к другим людям собой, очень важна способность честно отвечать на вопросы о том, каковы мои сильные и уязвимые стороны, чего я боюсь. Специфика данной деятельности подразумевает осознанное отношение личности к собственным потребностям, переживаниям, мыслям, влечениям, мотивам поведения, другими словами, развитого самосознания. Это подразумевает эмоционально-смысловую оценку собственных возможностей при основании выбора действий, соответствующих целям. Сознательность отношения к своему бытию благоприятствует образованию «образа Я», который лежит в основе акта целеполагание как в профессиональной деятельности, так и в жизни в целом.

Одна из особенностей деятельности психолога заключается в том, что это деятельность, требующая значительной эмоциональной вовлеченности личности, высокий уровень нравственности, личной ответственности за последствия профессиональной деятельности, поскольку требует от психолога участия в принятии ответственных решений, связанных с безопасностью человека. Так, нравственность и психология являются тесно связанными категориями, поскольку, будучи системным свойством, нравственность очерчивает мотивационно — смысловую сферу личности психолога, является неотъемлемой частью его профессиональной деятельности. Говоря же об ответственности психолога за последствия собственных действий, Э.Ф. Зеер акцентирует внимание на социально-профессиональной ответственности как стремлении и умении оценивать собственное поведение с точки зрения пользы или вреда для общества, профессионального коллектива или отдельной личности. Ответственность подразумевает осознание долга и социальных мер в ответ на социально важные, значимые поступки. Подобное взаимодействие становится фактом сознания, а в последствии приобретает смысл в профессиональном поведении.

В процессе выбора профессии человек постоянно сталкивается с влиянием самых различных факторов, что порой приводит к ошибочному решению, совершенному под давлением. Основная трудность заключается в том, что выбирающему профессию необходимо разобраться в огромном разнообразии профессий, понять их содержание, требования, которые они предъявляют человеку, кроме того, оценить адекватно собственные возможности, способности и интересы. Не следует также забывать о важности одобрения выбора направления деятельности значимого Взрослого. Именно по этим причинам возникает противоречие между существенной неопределенностью представлений и знаний учащихся о принципах, рациональных основаниях, лежащих в основе выбора профессии и достижении успеха в трудовой сфере, и настоятельной необходимостью и потребностью выбрать какой-то конкретный путь среди множества возможных вариантов, в связи с наступлением определенного возраста. По мнению специалистов, если бы выбор профессии совершался личностью на основании того, в какой степени личность по своим индивидуально-психологическим качествам соответствует требованиям профессии, определенного разочарования можно было бы избежать. Для понимания того, какими личностными качествами должна обладать личность, Р.Б. Кеттелл и его сотрудники (1979) впервые сделали попытку вывести типовой профиль личности психолога, который включает в себя развитые интеллектуальные способности, эрудированность, эмоциональную устойчивость, независимость, упорство и настойчивость, уверенность в себе, находчивость и оригинальность, способность к самоконтролю, высокий уровень сенситивности, стремление к самостоятельному анализу и пониманию фактов, событий, критичность мышления, а также терпимость, стремление к самопознанию. В психологическом портрете психолога ученый отметил выраженность трех шкал: А — готовностьк контактам, В-общая интеллектуальность, N — способность к поддержанию контакта. Однако было отмечено, что роль данных факторов различна у психологов-практиков и психологов-теоретиков. Так, практики имеют большую готовность к контактам (фактор А), им в большей степени свойственна не насыщаемость контактами с другими людьми, социальная смелость, в то время как у теоретиков более выражен фактор В, то есть общая интеллектуальность. Отечественные психологи также осуществили попытку выделить качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности психологов, таким образом, ко всем вышеперечисленным качествам можно добавить безоценочное отношение к людям, развитая интуиция, умение прогнозировать события и творческое начало. Осознание собственных индивидуальных характеристик способствует успешному установлению взаимоотношений с другими людьми, построению партнерских отношений, что является важной способностью для будущего специалиста-психолога. Исходя из результатов изучения Т.А. Верняевой индивидуально-психологических свойств студентов психологических факультетов, можно предположить, что будущие психологи обладают определенным набором качеств, к которым можно отнести интуитивность, чувствительность, экстравертированность, а также способность к планированию. Специалисты убеждены, что концептуальные рамки и методы, используемые без связи с интуицией и чувствами, могут привести к ригидному стилю ведения терапии. По этой причине, стоит отметить, что в профессиональной деятельности психолога очень важную роль играет творческое отношение личности к выполняемой работе, что подразумевает создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей и открытий в противовес слепому использованию техник.

Одним из наиболее важных результатов профессионального труда специалиста-психолога является развитие его личности, что невозможно без развития ценностно-смысловой сферы личности. В основе профессионального развития психолога лежит изменение «Я-концепции», перестройка иерархии жизненных и профессиональных ценностей. Так, А.К. Маркова отметила, что для достижения «уровня суперпрофессионализма» специалист обязан пройти этап творческого самопроектирования себя как личности профессионала. Профессионализм психолога подразумевает системную организацию сознания и психики человека, не следует также забывать о еще одной немаловажной составляющей профессиональной культуры психолога, выделяемой Е.А. Климовым — психологическом мышлении. Согласно К.К. Платонову, являвшемуся новатором в исследованиях в области психологии труда, сущность профессионализма заключается в проявлении профессионального мастерства. Мастерством же для психолога является свойство личности, приобретаемое с опытом путем достижения высшего уровня профессиональных умений на основе гибких навыков и творческого подхода. Для психолога крайне важно формирование своего, индивидуального стиля профессиональной деятельности, который складывается в результате возникновения собственного видения общей идеи работы, что дает возможность некоторого отступления от нормативно-одобряемых образцов работы, иначе, можно сказать, для специалиста-психолога крайне важно обретение смысловой картины мира, в котором он живет. Профессиональное самоопределение психолога продолжается на протяжении всей его трудовой жизни, поскольку он постоянно все более раскрывает смыслы и ценности собственной профессиональной деятельности в соотнесении со смыслами своей жизни в целом.

Способности являются одними из важнейших качеств личности профессионала, позволяющих успешно овладевать необходимыми в профессии знаниями и умениями, а также обеспечивают развитие социально-профессиональной компетентности. Исследуя проблему способностей, С.Л. Рубинштейн в качестве одного из определений данного понятия говорил следующее: «способности — это комплекс психических свойств, делающих человека пригодным к определенному, исторически сложившемуся виду общественно полезной деятельности». Важной особенностью способностей, по мнению Б.М. Теплова, является то, что она не может существовать сама по себе, а только в конкретной деятельности человека. В контексте психологии деятельности способности часто сводятся к профессионально важным качества (ПВК) субъекта деятельности, которые влияют на эффективность деятельность и успешность ее освоения. Какими же профессиональными способностями должен обладать специалист-психолог? Данный вопрос еще не до конца изучен специалистами, наиболее полной представляется классификация способностей, предложенная Б.М. Тепловым, который относит к профессиональным способностям психолога следующие способности: межличностные или коммуникационные, творческие, а также теоретические и практические. Межличностные способности подразумевают речевые способности, при которых речь выступает средством профессионального общения, способность слушать других людей, устанавливать и поддерживать контакт с другими людьми, способность воздействовать на людей, оказывать на них влияние. Теоретические и практические же способности вместе встречаются редко, поэтому большинство людей, по мнению ученого, обладают лишь одним из данного вида способностей. К теоретическим способностям относятся способности к абстрактно-теоретическим размышлениям, интеллектуальные способности, прогностические, способности к переработке, анализу, обобщению и критической оценке полученной информации, а также способность к профессиональной рефлексии. Говоря о профессиональной рефлексии, представляется важным раскрыть значение рефлексии в контексте деятельности психолога. Рассмотрением значения рефлексии в профессиональной деятельности психолога занималось значительное количество ученых, в том числе и отечественных. Для рассмотрения рефлективного — Я в рамках одного из частных исследований с помощью методик М. Куна и Т. Макпартленда «Кто Я?» было выявлено, что «Я-концепция» будущих психологов является системным образованием, ядром которого составляет «рефлексивное Я», позволяющее анализировать как собственные психологические качества и поведения в целом, так и особенности других людей. В самоописаниях «рефлексивного Я» можно увидеть следующие ответы-характеристики: «Я человек», «Я личность», «Я целый мир», «Я интроверт», «Я человек с сильным характером». Профессиональная деятельность психолога предполагает обязательную рефлексию на содержание своего предмета. Способность к профессиональной рефлексии предполагает осознание меры собственной ответственности, осознание границ своей компетенции, профессиональное самопознание и самооценку, самовосприятие и оценка себя как психолога в любой ситуации. Формирование чёткой рефлексивной позиции, связанной с самоактуализацией и восприятием себя как ведущего субъекта эффективной профессиональной деятельности является важным фактором в процессе профессионального развития. Почему же развитое «рефлексивное Я» так важно в профессии психолога? Профессия психолога подразумевает обращенность субъекта к собственному внутреннему миру, способность анализировать собственные индивидуальные особенности, что является важным профессиональным качеством, дающим возможность сознательно анализировать поведение, как собственные психологические качества, так и других. Рефлексия деятельности дает возможность индивиду осознавать, что личность делает сейчас, где находится и куда ей необходимо двигаться, чтобы продолжать собственное развитие. Таковыми являются теоретические способности специалиста-психолога. На общем уровне, к практическим способностям можно отнести как способность брать личную ответственность за собственные действия, высокую работоспособность, так и организаторские, управленческие способности, другими словами, коммуникативные способности по сути являются практическими способностями психолога. Однако деятельность психолога, как и любая другая, подразумевает наличие основной специальной способности, в качестве которой можно выделить талант общения. Способность к общению подразумевает умение максимально полно и правильно воспринимать человека, что осуществляется благодаря наблюдательности, быстрой ориентации в ситуации, умению проникать в духовный мир другого человека, раскрытие его внутренних свойств и особенностей, интуиции, способности к переживанию, которая невозможна без эмпатии, сочувствия, доброты и уважения к человеку, готовности помогать, а также способность к рефлексии, самоконтроль.

На этом я хотела бы завершить рассмотрение специфики деятельности психолога и перейти к выделению и изучению основных направлений его деятельности.

Историческая справка

Психолог – профессия относительно «молодая», но упоминания о попытках работать с духовной и эмоциональной сторонами жизни человека были найдены в трудах таких древних философов, как Платон, Аристотель. Технический прогресс в 18-19 веках послужил толчком к развитию ряда гуманитарных наук. В 1879 году в немецком Лейпциге была открыта первая экспериментальная лаборатория по этому профилю. Тогда же появились профессии, тесно связанные с психологией. В нашей стране изучением и продвижением направления активно занимались С.Л. Рубинштейн, И.М. Сеченов, И.П. Павлов.

Сегодня выделяют ряд сфер, в которых может работать психолог. В основном его действия направлены на оценку жизни конкретного человека, взгляд на ситуацию с учетом его эмоций и психического состояния. Специалист обладает особыми навыками, которые позволяют ему выделять ведущие черты характера клиента, его сильные или слабые стороны, уровень интеллекта, степень социальной адаптации. В услугах психологов нуждаются государственные учреждения и компании. К профессионалам все чаще обращаются частные лица, неспособные самостоятельно решить какие-то личные вопросы или проблемы.

Психолог, психотерапевт, психиатр, психоаналитик – в чем разница

Человек, желающий выучиться на психолога, должен ориентироваться в специфике профессии. В частности, следует разобраться, какие бывают специальности, созвучные с этой, и чем все они отличаются.

Перед тем, как поступить в профильный ВУЗ, следует запомнить, что:

  • психологи работают с людьми без психических отклонений. Они изучают поведение индивидуумов, особенности их характера, помогают разобраться в себе. Специалист пытается помочь клиенту без применения лекарств и других лечебных методик. Чтобы работать психологом не нужно получать медицинское образование;
  • психиатры являются квалифицированными врачами. Они занимаются лечением людей с психическими отклонениями. В ходе лечения такие медработники применяют не только общение, но и сильнодействующие препараты, электросудорожную терапию, радикальные подходы;
  • психотерапевты – представители особой специализации врачей-психиатров. Они общаются с людьми, которые психически здоровы, но имеют серьезные расстройства эмоциональной сферы. Терапия основывается на вербальных техниках и подкрепляется лекарственными препаратами.

Особняком в этой группе стоит психоаналитик. Это человек, получивший образование психолога и освоивший ряд дополнительных навыков. Он способен работать с такими людьми, которые даже не подозревают о наличии у них проблем. Профессионал действует на уровне подсознания клиента.

Направления специальности психология

Работу в сфере психологии условно делят на два обширных направления – теоретическое и практическое. Первое больше подойдет людям, которые нацелены на научную деятельность, собираются преподавать, писать статьи или научные труды. Эти профессионалы изучают науку в целом, разрабатывают новые техники и методики, доносят информацию до общественности. Практическая психология предназначена для тех, кто хочет работать непосредственно с людьми. Такой эксперт нацелен на решение проблем конкретных клиентов в ходе личного общения.

Чем конкретно занимается психология и ее представитель, зависит от специализации профессионала:

  • базовый специалист – оценивает особенности поведения человека в зависимости от условий среды и специфики ситуации;
  • клинический – для получения специальности необходимо иметь медицинское образование. Такой врач способен работать как со здоровыми клиентами, так и людьми с некоторыми отклонениями;
  • дошкольный – профильный педагог, который помогает решать проблемы детей с психическими отклонениями и без;
  • консультант – консультирует людей по самым разным вопросам личного характера с целью решения внутренних их проблем;
  • конфликтолог – работа психолога с этим образованием направлена на изучение отношений между людьми и решение возникающих на этом фоне проблем.

Перечисленные направления тесно связаны между собой, но все же у каждого есть свои нюансы. Можно поступить на психолога общего профиля и в дальнейшем выбрать специализацию. Если же специфика направления изначально влияет на поступление в выбранный ВУЗ, профориентация поможет принять правильное решение.

Методы работы специалиста

Чтобы получить более детальное описание профессии, необходимо изучить практические техники специалистов. Список это длинный и его содержание зависит от специфики ситуации. Есть три основных метода работы, о которых должен знать каждый психолог. Тестирование направлено на диагностику особенностей личности человека, определение его эмоционального фона, интеллектуальных способностей. Консультирование – возможность получить о человеке максимальную информацию во время прямого контакта, чтобы подсказать ему, что нужно делать с его проблемой. Тренинги предназначены для людей, которые не могут самостоятельно решить куда пойти учиться или работать, чем заняться в жизни, не знают, как избавиться от слабых сторон характера или навязчивы страхов.

Как стать профессиональным психологом

Разобравшись, какие бывают специальности в направлении, рано приступать к выбору ВУЗа. Сначала стоит оценить свои сильные и слабые стороны, цели, особенности характера. Люди, которых привлекает только потенциально высокая зарплата психолога, редко добиваются успеха и получают удовольствие от работы. Важно помнить, что основная цель специалиста – помощь людям в решении их проблем.

Характеристика человека, способного стать хорошим психологом:

  • высокий уровень толерантности к чужим недостаткам, особенностям, причудам;
  • умение слушать людей, не осуждая их поступки;
  • способность оценивать ситуацию в жизни собеседника, сопереживая, но не зацикливаясь на чужих проблемах;
  • стремление постоянно учиться, повышать уровень интеллекта и профессиональный уровень;
  • тактичность, терпение, красивая и понятная речь;
  • наблюдательность, уверенность в себе, умение спокойно реагировать на нестандартные ситуации;
  • приятная внешность, располагающие к себе манеры;
  • хорошая память, способность быстро анализировать информацию.

Выбирая между самообразованием и классической формой обучения, выбор рекомендуется делать в пользу последнего. Люди, поступающие в профильные ВУЗы, имеют возможность получить базовые теоретические знания в полном объеме и приобрести необходимые для работы практические навыки. Одной только теории для эффективной работы в области недостаточно.

Плюсы и минусы профессии психолог

Принимая решение о получении образования по профилю «психология», следует основываться не только на собственном отношении к профессии. Важно оценить, востребована ли она в конкретном регионе, сколько зарабатывают молодые и опытные специалисты, есть ли перспективы профессионального развития. Бывают случаи, когда разумнее получить диплом в другой области, а затем пройти укороченную программу обучения на психолога по принципам второго высшего.

Положительные моменты

Даже если отучиться по профилю, но потом никогда не работать по специальности, полученные знания все равно пригодятся. Они особенно полезны тем, кто планирует вести деловые переговоры, работать в общественных службах, детских учреждениях, на государственных постах.

Есть у направления еще ряд существенных плюсов:

  • зарплата психолога в России с каждым годом повышается пропорционально росту интереса к таким специалистам;
  • возможность помогать людям, в том числе, своим близким;
  • знания, которые получает психолог, можно применять не только в работе, но и в повседневной жизни;
  • постоянное личностное и профессиональное развитие, разнообразие сфер и вариантов применения навыков.

Все направления психологии тесно связаны между собой. Не обязательно сразу определяться, кем работать в будущем. Сначала достаточно получить базовые знания и навыки. Затем можно выбрать конкретную специализацию и достичь нужного уровня профессионализма с помощью профильных семинаров, курсов, лекций.

Отрицательные стороны

Минусы профессии психолога субъективны и в основном люди сами их себе создают. Проблемы могут возникнуть у человека, не умеющего отделять работу от личной жизни. Переживая за каждого клиента на глубоком уровне сознания, сотрудник рискует получить нервный срыв или эмоциональное истощение. Отрицательным моментом считается размер оклада у начинающего эксперта. Чтобы заработать авторитет в области, придется потратить несколько лет. Еще один минус в том, что в нашей стране психологи пока не так «раскручены» в коммерческом плане, как на Западе.

Где может работать психолог

Еще 10-15 лет назад в ВУЗах по направлению «Психология» отмечался систематический недобор абитуриентов. Причиной такой ситуации были проблемы с трудоустройством молодых специалистов. Чаще всего после окончания учебы выпускники устраивались в специализированные клиники или вынуждены были получать еще одно образование. Сегодня ситуация кардинальным образом поменялась.

Психолог может работать по одному из таких направлений:

  • детское – оценивает уровень развития и интеллект ребенка, его тип личности и особенности характера, устанавливает своевременность перехода малыша в новую группу детского сада или школу;
  • школьное – помощь в адаптации детей, работа с трудными личностями, тестирование выпускников;
  • семейное – консультирование семейных пар с детьми и без в периоды кризисов, сложных жизненных ситуаций;
  • корпоративное – проверка и оценка новых сотрудников, решение конфликтов внутри коллектива;
  • спортивное – работа с самооценкой, помощь в снятии напряжения, борьба с эмоциональным истощением спортсмена;
  • социальное – сотрудники тюрем, клиник, реабилитационных центров, которые помогают людям с зависимостью или судимостью вернуться к нормальной жизни;
  • клиническое – работники психиатрических больниц, диспансеров, поликлиник. Ведут самостоятельный прием людей или помогают психиатру.

Каждая из перечисленных сфер имеет свою специфику. Она определяет то, какая будет зарплата у психолога, устанавливает перечень обязанностей специалиста, разделяет первоочередные и вспомогательные задачи.

Кому не стоит поступать на психолога

Хорошего специалиста не получится из человека, который выбирает профессию по принципу «где больше платят». Никакие учебные программы не научат сопереживать клиентам, но не переживать за них. Психология – это призвание. У представителей направления нет права на нерешительность, эмоциональность, агрессивность. Не стоит рассматривать этот вариант карьеры людям с низким уровнем интеллекта, ограниченностью мышления, пессимистам и интровертам.

Как стать психологом

Начало профессиональной деятельности возможно лишь после получения диплома ВУЗа. Варианты с прохождением профильных курсов уместны лишь для тех людей, которые имеют медицинское образование или специальность, тесно связанную с психологией. Вопреки распространенному мнению, самостоятельно научиться здесь не получится. В ходе освоения материала учащиеся должны практиковать полученные навыки, что возможно лишь в профильном образовательном учреждении.

Где учиться на психолога

Решая, куда поступать, необходимо четко понимать свои цели и задачи. Среди передовых ВУЗов сферы выделяют: МГУ, НИУ ВШУ, Первый Медицинский, РГГУ. Во многих учреждениях слушателей готовят по многопрофильным международным программам. В качестве вступительных испытаний и профильных предметов чаще всего на первый план выходят русский язык, биология, обществознание, математика и иностранные языки.

Сколько лет учиться на психолога

Если начинать с нуля, то на получение образования уйдет не менее 4 лет. Для человека, уже получавшего высшее образование в прошлом, эти сроки могут быть сокращены до 2-3 лет. Когда ситуация позволяет обойтись профессиональными курсами, на получение сертификата уйдет 3-6 месяцев. Дипломированный сотрудник в любой момент может повысить свою квалификацию или расширить область специализации.

Сколько получают психологи в России

Зарплата выпускника профильного ВУЗа на старте карьеры составляет от 10-12 тыс. в регионах, от 20-25 тыс. в Москве и других крупных городах. Такие показатели характерны для муниципальных учреждений, общественных организаций. Со временем уровень оклада повышается до 30-40 тыс. в регионах, до 50-55 тыс. в Москве и областных центрах. Сколько зарабатывают сотрудники частных клиник зависит от типа их занятости, профессионализма, формы работы. В среднем они получают от 70-80 тыс. рублей. Частная практика в России пока не очень распространена, услуга только набирает популярность. Сколько получает такой психолог напрямую зависит от его деловой хватки, опыта, знаний, навыков.

Статистические исследования доказали пользу работы психологов и потребность современного общества в их услугах. Количество профильных клиник стремительно растет, повышается профессионализм представителей области. ВУЗы готовят сотрудников разного профиля и уровня квалификации. Соискателю профессии достаточно выявить свои сильные и слабые стороны, определить интересующее направление и можно приступать к построению перспективной карьеры.

Психолог на сегодняшний день считается одной из самых популярных. Работа психолога заключается во взаимоотношении с людьми, умении понять, выслушать и оказать помощь в различных жизненных ситуациях.

В современном обществе в кризисных ситуациях все чаще люди предпочитают воспользоваться помощью квалифицированного специалиста. Поэтому данная профессия становится востребованной.

Интересная и творческая профессия психолога требует постоянного развития и самосовершенствования. Работа психолога требует огромных душевных затрат и вложений. Он помогает справиться людям в семейных конфликтах и кризисных ситуациях.
Психолог- это призвание помогать людям.

Особенность профессии заключается в том, что психолог должен разобраться во внутреннем мире человека и исследовать его душевное состояние. Но не стоит думать, что освоив все тонкости, специалист сможет видеть человека насквозь.

Психолог- знаток души человека. Поэтому не все желающие могут стать хорошими специалистами в данной области.

Нужно любить и уважать людей, уметь понимать любую неординарную личность.

Еще одним важным качеством является толерантность. Особенно если вы выбрали профессию семейный психолог. Это умение принимать разные человеческие проявления без раздражения и агрессии. Такое качество в себе можно развить, если оно уже есть будет намного проще работать.

Профессионал должен легко приспосабливаться к новым условиям, признавать свои ошибки и быстро изменять сове поведение.

Умение чувствовать настроение другого человека, ощущать боль и радость, догадываться о потребностях- качества, которые также играют важную роль в данной профессии.

Что нужно для профессии психолог. Нужно понимать, что высококвалифицированный психолог не является учителем или советчиком. Он просто помогает разрешить возникшие трудности. Задача специалиста – научить человека справляться с жизненными трудностями, быть устойчивым к стрессам.

Но самая главная обязанность психолога заключается в том, что он должен научить человека поверить в себя, воспринимать жизнь только с положительной стороны и добиваться успеха во всех начинаниях.

В наши дни образовательные учреждения, здравоохранительные организации, также частные компании имеют в штате психолога. Поэтому после окончания профильного обучения специалист не останется без работы.

Многих привлекает в данной профессии высокая заработная плата. Но это зависит от работодателя и уровня профессионализма специалиста.

профессия психолог картинки

Плюсы и минусы профессии психолога:

1)Самый главный плюс- это востребованность профессии и перспективы. После получения определенного опыта и наращивания клиентской базы, специалисты могут заниматься частной практикой и рассчитывать на высокую оплату труда.

2)Вторым плюсом стоит отметить, что профессия предусматривает общение с разными людьми. В процессе чего можно завязать полезные знакомства.

3)Если человеку нравится общаться с людьми, то работа будет приносить только удовольствие. Наблюдая за пациентами, которые преображаются день за днем, психолог будет испытывать чувство гордости и удовлетворенности.

Но если по каким-то причинам, после получения образования по данной специальности, человек не захочет работать по профессии, то полученные знания помогут в повседневной жизни больше понимать окружающих, видеть искренность и ложь.

Минусы профессии:

1)Самый главный минус- это риск эмоционального выгорания. Психолог пропускает через себя все проблемы клиентов. Поэтому нужно научиться не воспринимать все близко к сердцу.

2)Вторым минусом можно отметить, что находясь в окружении друзей и близких, человек начинает чувствовать себя обязанным помочь при возникновении любой сложной ситуации.

3)Еще одним минусом можно считать ситуацию, когда специалист постоянно думая о проблемах клиентов на работе и дома, перестает жить своей полноценной жизнью.

Опросы психологов показали, что у каждого сове мнение по поводу плюсов и минусов профессии.
Выбирать или нет данную профессию, дело самого человека.

Так же предлагаем вашему вниманию статьи с описанием профессий учителя, логопедаи ветеринара.

Ближе с профессией, можно посмотрев видео:

История профессии психолога

Психология как наука существует уже тысячи лет, и считается довольно древней. Но многие психологи уверенны, что настоящий пик развития данной науки произойдёт в будущем.

Своей историей данная профессия уходит во времена античности. Ещё тогда некоторые мудрецы начинали описывать душу и разум человека как систему, даже не подозревая, что это стало зарождением психологии.

Прошло много времени, до того как психология стала наукой. В 1590 году Гоклениус первый раз обозначил психологию как науку о душе. Но учение о данной науке, таком её виде, как люди её воспринимают в современное время, психология получила от учёного О. Касмана.

Профессиональный праздник

  • В России днём психолога принять считать 22 ноября. Данный праздник считается не официальным, но именно в этот день впервые произошёл съезд психологов.
  • На Украине данный праздник отмечается 23 апреля. Известный психолог Жан Пиаже предсказывал, что именно в двадцать первом веке психология будет ведущей наукой. Как мы можем наблюдать, его предсказание уже сбывается.

Разновидности профессии

Профессия включает в себя множество разделов и разновидностей. Разберем подробнее…

Первый раздел – социальная работа психологов и работа в системе образования:

  • Школьные психологи
  • Практические психологи в детских учреждениях
  • Психологметодисты
  • Психологпрофконсультанты в школе
  • Преподаватель психологии в вузе
  • Социальные психологи
  • Психологи психологических центров
  • Семейные психологи-консультанты

Второй раздел – психологи в здравоохранении:

  • Клинические нейропсихологи
  • Психологи в психиатрической клинике
  • Детские нейропсихологи
  • Психологи-консультанты службы экстренной психологической помощи
  • Психоаналитики
  • Психологи-игротерапевты

Третий раздел – психологи в производственных организациях:

  • Психологи в гражданской авиации
  • Эргономисты
  • Военные психологи
  • Кадровые консультанты
  • Психологи-эксперты
  • Психодиагносты в управлении персоналом
  • Организационные психологи

Плюсы и минусы профессии

Профессии присущи такие плюсы:

  • творческое направление работы;
  • принятие участия в решении проблем человека;
  • помощь многим людям и искренняя благодарность от них;
  • личностный рост и саморазвитие;
  • использование профессиональных навыков в повседневной жизни;
  • возможность познать и изменить себя, и своё отношение к внешним обстоятельствам;
  • хороший заработок;
  • своя клиентура;
  • возможность работать не только на работодателя, но и самостоятельно.

Однако, как и у любой другой есть и минусы:

  • возможно эмоциональное выгорание, ведь психолог постоянно выслушивает проблемы других людей, пропуская их через себя;
  • утомляет однообразие – сидячая работа, вечные жалобы на жизнь;
  • достаточно большая конкуренция..

Требования к профессии

Стать действительно хорошим психологом могут совсем не все, ведь – это очень тонкая наука о человеческой душе. Поэтому в данной профессии главное требование – это искренняя любовь и уважение к людям. Нужно понимать и принимать характер каждого отдельного человека.

Профессионал не должен быть строгим учителем, а наоборот хорошим помощником и другом, даже в самых затруднительных ситуациях. Основная задача – это научить человека справляться с трудностями и сделать устойчивым к любому стрессу.

Психолог должен сделать всё, чтобы человек начал верить в себя, доверять себе, и увидел жизнь в светлых тонах.

Должностные обязанности

Основные обязательства психолога:

  • планирование и проведение тестов для различных характеристик;
  • оценка и интерпретация результатов консультаций;
  • консультации и терапевтические беседы;
  • поддержка связи с родными и близкими клиентов, либо их руководителями и работодателями для советов и рекомендаций;
  • подготовка научно-практической информации и отчётов;
  • участие в мероприятиях, которые касаются адаптации сотрудников.

Работник должен своевременно консультировать и ставить в известность руководителей, на предприятии которых они работают, о возможных проблемах и конфликтах, социальном развитии коллектива.

Ответственность

Ответственность психологов заключается в:

  • невыполнении своих обязанностей;
  • нарушении трудовой дисциплины;
  • несоблюдении приказа, инструкции и распоряжения.

Полномочия психолога

Психолог имеет право на:

  • ознакомление с решениями руководства;
  • внесение предложений администрации, которые затрагивают тему совершенствования качества обслуживания и улучшения организации труда;
  • сообщать руководству о недостатках в процессе работы и предлагать методы их устранения;
  • принятие участия в работе конференций и других мероприятий, относящихся к данной сфере;
  • просить от руководителей помощи при исполнении им его профессиональных прав и обязанностей.

Особенности профессии

Профессия психолога, в наше время, является престижной и популярной. Психология – это искусство общения, понимания, поддержки и помощи.

К помощи психолога прибегает всё большее количество людей, ведь в современном мире достаточно сложно избегать стресса и кризиса. Поэтому люди ищут поддержки и понимание у специалистов.

  1. Профессионал должен уметь выслушать, понять позицию человека, его чувства и намерения. Историю клиента он должен пропустить через себя, чтобы понять все нюансы и особенности ситуации. Только после этого можно сделать вывод, каким образом целесообразнее и эффективнее помочь человеку. Помощь выражается в том, что он помогает увидеть ситуацию как бы со стороны, помогает заглянуть внутрь себя и найти ресурсы для восстановления сил и выхода из проблемной ситуации.
  2. Психолог не может принимать решения за клиента, он может его только направить, помочь осознать собственные потребности и желания. Также специалист может помочь нормализовать эмоциональное состояние, и привнести в жизнь долгожданную гармонию. А это немаловажно. Ведь только в спокойном, адекватном и наполненном состоянии человек может принимать наиболее верные решения.

Профессия интересная и творческая, но требует постоянного развития и совершенствования. Только искреннее желание помогать людям, желание развиваться на благо себе и другим, помогает и специалистам достичь хороших результатов.

Профессиональные навыки и умения

Психолог должен знать:

  • возрастные и типологические особенности людей;
  • динамику развития личности в онтогенезе;
  • грамотное соотношение воспитания, обучения и развития;
  • особенности взаимодействия обучаемости и обученности;
  • психологические процессы и явления в отношении, развитии, поведении.

Специалистам необходимо владеть следующими навыками:

  • проведение индивидуальных и групповых консультаций;
  • проведение психологических тестирований и их анализ;
  • составление психологического портрета клиента;
  • работа со взрослыми и подростками;
  • способность выслушать до конца проблему клиента, осознать её, почувствовать и помочь справиться с ней ему;
  • участие в тренингах, помощь в их разработке;
  • самоанализ и самоконтроль.

Работник должен разбираться в семейной психологии, научиться прогнозировать варианты развития событий, производить индивидуальное, возрастное или семейное консультирование, соблюдать деловую этику.

Личные качества психолога

Наличие и количество необходимых качеств – не основной критерий эффективной работы. Самое главное – это профессиональные навыки. Сами специалисты пришли к мнению, что настоящему профессионалу необходимы:

  1. Неподдельный интерес и уважение к человеку как к личности.
  2. Они должны искренне интересоваться строением внутреннего мира человека.
  3. Иметь желание постигнуть все сложности человеческой психики.

Вопрос о том, как же устроен человек, должен стоять на первом месте. Но интерес не развивается: он либо существует уже, либо его просто нет.

Прежде чем стать психологом, вы должны ответить себе честно на следующие вопросы:

  • Любите ли вы людей?
  • Общительны ли вы?
  • Готовы ли вы слушать целыми днями проблемы людей?
  • Готовы ли вы им помогать?
  • Выдержите ли вы?

Следующим важным качеством для психологов является толерантность. Оно основывается на терпимости к другим, принятии разнообразных человеческих проявлений без агрессии и раздражения. Данное качество немного больше реально можно развить, однако если оно уже присуще, то будет проще во много раз.

Быть гибким и открытым для изменений – довольно важно для данных специалистов. Лёгкая адаптация к разным условиям, умение признавать свои ошибки, быстрая смена поведения – это основные признаки настоящих профессионалов.

Без наличия чувствительности, специалист не сможет вникнуть в проблему клиента в полной мере. Он не сможет почувствовать его боль, переживание, настроение и понять его потребности. Поэтому данное качество необходимо стараться развивать в себе любому психологу.

Также данные специалисты должны уметь ясно выражать свои мысли, уметь слышать и понимать другого, и, конечно же, справляться с собственными эмоциями.

Пригодятся психологу непременно: наблюдательность, терпимость, ответственность, креативность и оптимизм.

Карьера психотерапевта

Карьерный рост специалиста зависит от его самоконтроля и постоянного самосовершенствования. Просто окончив высшее учреждение, психолог ещё не может считаться настоящим профессионалам. Лишь посредством постоянных практик, тренингов, семинаров, методов повышения квалификации специалист добиться профессиональных успехов.

Когда специалист будет иметь драгоценный опыт за плечами, будет владеть многими современными практиками, то он станет довольно популярным среди клиентов. А этот факт даст ему возможность отрыть свой собственный бизнес и заниматься частной практикой психологии.

Успешных психотерапевтов часто приглашают на работу или просто выступить на телевидение, на радио, в крупные издательства, тем самым поднимая их уровень значимости в глазах аудитории. А это способствует ещё большему продвижению по карьерной лестнице, в итоге они оказываются на пике карьере.

Места работы

Психоаналитики востребованы во многих учреждениях. На работу приглашают:

  • школы;
  • дошкольные учреждения;
  • училища;
  • поликлиники, больницы;
  • образовательные учреждения;
  • частные компании;
  • профилактории, детские центры.

На работу можно устроиться в кадровую службу: там помощь будет очень кстати. Именно от работы психолога, который тесно контактирует и подбирает сотрудников, зависит процесс и эффективность работы предприятия.

  • Знания психолога также помогут и в рекламном бизнесе, в политике, юриспруденции.
  • Сам специалист может заняться научным и прикладным исследованием в своей области.

Психолог, который накопил опыт и имеет достаточное количество клиентов, может попробовать заняться частной практикой: может открыть свой кабинет, либо заниматься частной практикой на дому, и использовать её, как дополнительный заработок.

Заработок

Работа профессионального психолога часто высокооплачиваемая. Заработная плата зависит от того где работает специалист и какие обязанности он выполняет.

  • Диапазон зарплаты данных специалистов в основном варьируется от 100 до 700 долларов.
  • В крупных городах и столицах их заработок может начинаться от 200 долларов до 1000 долларов.

Дополнительный заработок психолог может получить посредством онлайн–сеансов, онлайн-консультаций, создания сайтов, полезных тренингов и форумов.

Самый высокий заработок у психологов, которые занимаются частной практикой. В этом случае их заработная плата зависит от количества потока клиентов и времени проводимых консультаций.

Профессиональная деятельность психолога

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Психологическая помощь как основной род деятельности психолога

2. Этический кодекс профессионального психолога

3. Квалификационные требования к психологам

Заключение

Список литературы

Ведение

Профессиональная деятельность психолога — это весьма сложная и ответственная область профессиональной деятельности. Она требует соответствующего образования, профессионального мастерства и может затрагивать судьбы людей.

Профессиональная деятельность психолога связана с познанием сугубо индивидуальных личностных особенностей людей, их глубоких внутренних переживаний и состояний. В процессе работы психолог оперирует информацией, небрежное использование которой может нанести непоправимый вред отдельным людям, семьям, коллективам, авторитету самой психологии. В то же время психолог должен вырабатывать предложения и рекомендации должностным лицам, предоставлять им необходимые данные о работниках в интересах принятия управленческих решений, обеспечения учебной и воспитательной работы с ними, самостоятельно осуществлять целенаправленное вмешательство в их мысли, чувства, мировоззрение, поведение.

В этой связи к психологам предъявляется ряд социально — этических и профессиональных требований, соблюдение которых позволяет специалисту сохранять доверие людей, правильно ориентироваться в ситуациях конфликта между нормами субординации и нравственности, потребностями и интересами отдельных людей и различных групп.

В данном реферате освещаются вопросы специфики профессиональной деятельности, а также рассматриваются этические и квалификационные требования к практическому психологу.

1. Психологическая помощь как основной род деятельности психолога

Под психологической помощью понимается система мероприятий, проводимых психологом и направленных на предупреждение, смягчение или преодоление различного рода психологических затруднений, возникающих у отдельного человека или группы людей, средствами практической психологии. Основными видами психологической помощи являются психотерапия, психологическая коррекция, психологическая реабилитация, психологическое консультирование, психологическое обучение и просвещение, а также психопрофилактика и психогигиена. Эти виды помощи невозможно представить без осуществления психодиагностики.

Психопрофилактика способствует предупреждению возникновения психологических трудностей, направлена на сохранение психического здоровья, создание нормальных условий их жизнедеятельности. В рамках психопрофилактики организуется работа комнат психологической разгрузки, проводится психологическая экспертиза жилой и рабочей среды, обучение приемам саморегуляции. Психологическое консультирование заключается в индивидуальной работе с психологическими трудностями клиента. В рамках консультирования допускается разъяснение клиенту его психологических трудностей, повышение его компетентности в жизненных вопросах, в вопросах личностного функционирования. Психологическое обучение и просвещение — это комплекс мероприятий по формированию представлений о закономерностях функционирования человеческой психики, развитию новых социально-психологических навыков, построению эффективных взаимоотношений с другими людьми и т.д. Психотерапия и психокоррекция — деятельность, направленная на реконструкцию психологических образований человека, его личностный рост, воссоздание гармоничных отношений с окружающей средой, ослабление действия психотравмирующих факторов, оптимизацию психологического климата в коллективе. Психореабилитация — это деятельность, направленная на восстановление психических функций и личностного статуса человека, нарушенных вследствие психотравмирующих факторов.

Перечисленные виды психологической помощи на практике объединены в целостную систему.

Отправной точкой деятельности практического психолога является понятие нормы. При этом используются различные понимания нормы:

1) психическая норма (отсутствие психических заболеваний, медицинское психиатрическое понимание);

2) психологическая норма как проявление статистических закономерностей (социально-психологическая норма). В этом понимании нормой является то, чем владеет большинство;

3) психологическая норма как выражение наивысшего развития, как идеальное. С этой точки зрения нормой будет стремление человека к духовному и личностному росту, высочайшие проявления духовности, нравственности, гуманизма.

психолог деятельность профессиональный

2. Этический кодекс профессионального психолога

Предметом деятельности практических психологов является психическая реальность людей, а также факторы, воздействующие на нее. Причем, если в академической психологии психическая реальность оказывается как бы поделенной на отдельные понятия и категории, мыслимые в рамках тех или иных объяснительных схем, научных теорий и направлений, то особенностью психологической практики является то, что человек в ней предстает целостно, в единстве своих специфических процессов, качеств, способностей. Поэтому психолог — практик вынужден использовать совокупность различных методов, сложившихся в разных школах и направлениях психотерапевтической практики. Логика психолога — практика — это логика действия, направленного на использование результатов научного исследования в интересах тех, кто обратился к ним за помощью. Это означает, что практик работает с теми, кто сам обращается к нему за определенным видом услуг. Психолог работает с «клиентами» — лицами, нуждающимися в психологической помощи. Психолог — практик всегда опирается на выявленную в ходе научных исследований норму. Он знаком со всеми пониманиями нормы в современной психологии. Практик переводит затруднения клиента на язык психологической науки, осмысливает их в терминах общей психологической теории и описывает в психологическом диагнозе. Психолог -практик применяет профессиональные специальные навыки и умения, помогающие корректировать отклонения от нормы у клиентов. Общую логику работы психолога — практика можно описывать через возврат состояния клиента к норме.

В своей работе психолог — практик обязан руководствоваться профессионально — этическими нормами, выражающимися в этических принципах:

1) Принцип соблюдения тайны.

Деятельности практического психолога, как и многим другим видам деятельности свойственна профессиональная тайна — следование правилу, согласно которому определенная информация может быть известна только узкому кругу специалистов. Этого требуют интересы клиента, а также самого психолога. Это задача не простая. Позиция и статус психолога в системе профессиональной коммуникации таковы, что он обязан предоставлять определенную психологическую информацию. Под этим видом могут предъявляться требования и относительно персональной информации. Профессиональный долг психолога не позволяет ему предоставлять информацию о клиенте большинству должностных лиц.

Прежде всего, психолог отстаивает права своего клиента, и конфиденциальность является их существенной частью. Соблюдение профессиональной тайны отражает принцип конфиденциальности, который разделяют все психологи мира. В то же время профессиональная тайна и конфиденциальность имеют свои границы. Если клиент сообщил какую-либо информацию о возможной опасности для своей жизни, здоровья, благополучия или жизни других людей, то психолог примет меры для ее предотвращения. А это может потребовать вмешательства других людей и разглашения информации. Например, психолог не может оставить без внимания сообщение о задуманном самоубийстве, преступлении или побеге ребенка из дома. О возможности обсуждать проблему клиента с коллегами, также сообщается на начальной стадии работы. В группе психолог прикладывает усилия к формированию таких групповых норм, которые создают атмосферу конфиденциальности;

2) Принцип не нанесения ущерба.

Принцип не нанесения ущерба — один из основных принципов деятельности практических психологов, предполагающий, что результаты, полученные в ходе взаимодействия с клиентом, ни в коем случае не должны причинить ему вред. Этот принцип имеет медицинское происхождение. Он призывает психолога к сдержанности и даже известному консерватизму во всем, что затрагивает здоровье, социальное положение и способность человека решать свои проблемы. Клиент может быть травмирован в процессе общения с психологом в результате получения ошеломляющей его информации о себе, своем поведении, с которым он не знает, что делать. Он может укрепиться в мысли о невозможности найти нужную ему помощь. Неправильные действия психолога могут сформировать зависимость и пассивность клиента. Вред может быть нанесен неосторожным поведением психолога с людьми, которые имеют власть над клиентом, и могут употребить во зло все, что они узнали из общения с психологом. Психолог должен применять только апробированные методики, отвечающие современным научным стандартам. Всю свою работу психолог строит на основе безусловного уважения достоинства и неприкосновенности личности клиента. Он уважает основополагающие человеческие права, определенные всеобщей Декларацией прав человека;

3) Принцип научной обоснованности используемых психологических методик и объективности выводов;

4) Принцип комплексной диагностики и психологической помощи. Он предполагает сочетание различных методических приемов при диагностике одного и того же психического свойства, а также сочетание методик, направленных на родственные психические свойства, для повышения достоверности исследования;

5) Принцип безоценочного отношения к клиенту и уважения его личности. Психолог создает условия, чтобы обратившийся за помощью человек чувствовал себя спокойно и комфортно во время приема. Психолог проявляет доброжелательное отношение, умение слушать, понимать, осмысливать, относиться серьезно к неприятностям и проблемам клиента;

6) Принцип эффективности предлагаемых рекомендаций предполагает, что такие рекомендации должны быть обязательно полезны для того, кому даются;

7) Принцип профессиональной компетентности и рефлексии профессиональных ограничений предполагает, что психолог должен отвечать за последствия своей профессиональной деятельности. Он должен четко представлять границы своих профессиональных возможностей, применять только проверенные методы работы.

3. Квалификационные требования к психологам

Профессиональная квалификация, отражая степень соответствия специалиста требованиям профессии на определенном этапе профессионализации, является составной частью его профессионализма. Свое непосредственное выражение профессионализм практического психолога находит в мотивационной и операциональной сферах.

Мотивационная сфера характеризуется совокупностью внешних и внутренних элементов, побуждающих, регулирующих и направляющих деятельность, обеспечивающих ориентировку в целях и нормах профессиональной деятельности. Мотивационная сфера профессионала включает профессиональное призвание, профессиональные намерения, ценностные ориентации, мотивы профессиональной деятельности, профессиональные притязания, профессиональные ожидания. Профессиональные мотивы должны быть устойчивыми, интенсивными, с яркой эмоциональной окраской.

Операциональная сфера психики профессионала обеспечивает исполнительскую часть профессиональной деятельности. Операциональная сфера -это совокупность средств (знания, умения, навыки) и психологических ресурсов личности, которые психолог использует для выполнения профессиональных обязанностей. Развитие операциональной сферы обеспечивает соответствие процессуальной стороны профессиональной деятельности нормативным требованиям. Среди важнейших операциональных показателей развития профессионала — профессиональные способности, позволяющие личности как можно более полно отвечать требованиям профессии. Некоторые исследователи (А.А.Борисова) выделяют как важное структурное качество профессиональную проницательность, социальный интеллект (Н.А.Аминов), способность психолога решать задачи на общение (Н.В.Бачманова).

Кроме этих требований существует требование опыта практической работы. В соответствующих нормативных документах многих стран содержатся указания на то, что полноценным психологом-консультантом или психологом-психотерапевтом можно стать после прохождения практики (500-600 часов) под руководством профессионала, а также по достижении определенного возраста (27-29 лет).

Зарубежный опыт показывает, что оценка уровня квалификации — это важнейших элемент регуляции их деятельности. Так в США и многих Европейских странах лицензирование и сертификация психолога является необходимым условием начала его профессиональной деятельности. Правом наделять полномочиями и регулировать практическую деятельность психолога пользуются специальные комиссии, состоящие не только из чиновников, но по большей части из представителей университетских кафедр, клиник, центров реабилитации и др. Осуществляется комплексная проверка кандидатов на получение лицензии, состоящая из профессионального экзамена и анализа опыта их самостоятельной практики.

В нашей стране целостной комплексной системы проверки соответствия квалификационным требованиям психологов на разных этапах их профессиональной деятельности пока нет. Исключение составляют многочисленные курсы повышения квалификации для работников образования, медицинских работников и др., позволяющие подтвердить или повысить свою профессиональную категорию. Качество обучения на таких курсах, как правило, оставляет желать лучшего.

Предполагается, что в будущем в нашей стране сертификация психологов будет осуществляться на основе экспертного оценивания деятельности профессионала, его знаний теории. По отдельным узким специализациям практикующих психологов предполагается ввести разные квалификационные требования.

Заключение

Современную жизнь трудно представить без психологии. Профессия психолога очень прочно вошла в различные отрасли народного хозяйства, медицины и образования. Психологи работают в медицинской сфере, на производстве, в образовании, в учреждениях социальной защиты. Проблем, с которыми работает конкретный психолог очень актуальные: девиантное поведение, психические расстройства, повышение эффективности трудовой деятельности, обучение новым навыкам и т.д.

Появление профессии психолога связано, прежде всего, с возникновением социального заказа на осуществление психологических форм научно обоснованного воздействия на человека и группы людей. В качестве предпосылки к выделению самостоятельных отраслей практической психологии могут быть рассмотрены такие отрасли практической деятельности, как медицина дифференциальная и социальная психология, давшие начало развитию психотерапии и психологическому консультированию. Теоретической базой при этом выступила психология личности, представленная в таких психологических школах, как психоанализ, гештальтпсихология, гуманистическая, когнитивная психология и др. С другой стороны, экономические интересы, задачи оптимального задействования трудовых ресурсов на производстве, в сфере управления и образования и т.п., а также имеющиеся к этому времени определенные традиции и опыт в психодиагностике привели к появлению самостоятельных отраслей практической психологии.

Понимание психологии как психологического обеспечения различных социальных сфер является наиболее распространенным. Так понимаемая практическая психология представлена совокупностью отраслей психологии, получивших свое наименование в соответствии с той сферой, в которую они включены: военная, медицинская, педагогическая, инженерная, спортивная, юридическая и т.д. психология.

С появлением самостоятельных психологических служб, собственно психологической практики принципиально меняется социальная позиция психолога. Теперь он сам формирует цели и ценности своей профессиональной деятельности, сам осуществляет необходимые воздействия на обратившегося за помощью человека, сам несет ответственность за результаты своей работы.

Это резко изменяет и его отношение к людям, которых он обслуживает, и его отношение к самому себе и участвующим в работе специалистам другого профиля, а главное, изменяются стиль и тип его профессионального видения реальности.

Список литературы

1. Бархаев. Б.П. Введение в профессию психолога. — М., 1999, с. 192.

2. Иванова. Е. М. Основы психологического изучения профессий. — М., 1979, с. 208.

3. Климов. Е.А. психолого-педагогические проблемы профконсультации. — М., 1983, с. 95.

4. Маркова А.К. Психология профессионализма. — М., 1996, с. 312.

5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. — М., 1998, с. 528.

Размещено на Allbest.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *