Особенности поведения ребенка

Особенности поведения ребенка

Как выбрать правильное наказание для ребенка, почему дети придумывают себе вымышленных друзей и когда не стоит идти на поводу у ребенка? Обо всем этом «Летидор» поговорил с Татьяной Горячевой, кандидатом психологических наук, руководителем Центра психодиагностики и психокоррекции при ИБП, доцентом кафедры клинической психологии факультета клинической психологии и социальной работы РНИМУ им. Н.И.Пирогова, и доцентом кафедры нейро- и патопсихологии факультета клинической и специальной психологии МГППУ.
фото Горячева.jpg– Часто приходится слышать от родителей, что дети в возрасте от двух до четырёх лет становятся неуправляемыми, непослушными. С чем это связано? Это возрастное?
– Конечно, это возрастное. Это связано с «кризисом трёх лет». У кого-то он наступает чуть раньше, у кого-то чуть позже. Причём в последнее время всё чаще этот кризис смещается к четырём – пяти годам. «Кризис трёх лет» – это первый этап самостоятельности ребёнка. Это время, когда становится, формируется собственное «Я», когда ребёнок заявляет о себе, и здесь появляется позиция «я хочу, я могу что-то сделать самостоятельно». В первую очередь без родителей. И если родители хотят по иному – вот тут-то и начинается конфликт (интересов) и непослушание.
– Почему перемена детского поведения носит такой резкий характер? Ещё вчера ребёнок был послушным и вёл себя подобающим образом, адекватно, и вдруг – «как подменили»?
– Как и все кризисы, они наступают внезапно, когда родители могут быть не совсем готовы к этому. Я не думаю что это так внезапно, это для родителей выглядит неожиданно. Допустим, вчера ребёнок был послушным, вёл себя так, как от него хотели родители, а сегодня ведёт себя иначе – то это и выглядит, что ребёнка «как будто подменили». Его самостоятельность начинает проявляться везде. С мамой, с папой, с бабушкой, с дедушкой, в детском саду – ребёнок начинает заявлять о себе, что он уже – личность.
– Существует мнение, что такие изменения в поведении ребёнка могут быть последствием, к примеру, вирусной инфекции (ОРВИ). Насколько данная точка зрения имеет место быть обоснованной?
– Любое вирусное заболевание охватывает системно весь организм. Мы почему-то всегда пропускаем этап выздоровления, такое сложилось мнение – проболели три дня, сопли прошли – и всё, ребёнок здоров. На самом деле, даже взрослые болеют далеко не три дня, а тем более дети – иногда на фоне этого выздоровления ребёнка уже выписывают в детский сад, считая, что заболевание прошло – ведь нет ярко выраженных симптомов. Хотя, как правило, есть остаточный кашель. Этот период (выздоровления) тянется достаточно долго. В период выздоровления у детей, как и у взрослых, наблюдается астенизация, только выражается она по-другому – взрослые после болезни ослабленные, организм быстро устаёт, и взрослый человек осознаёт это. Ребёнок же не знает, как выразить свои ощущения такого рода, и потому выражает их в капризах. Ему всё не так, потому что он ещё недостаточно здоров. Это независимо от того, чем он болел, абсолютно любое заболевание будет с периодом такого выздоровления.
– Однажды наблюдал ситуацию – девочка больно ударила маму. «Ты зачем ударила маму? – Это мне Черкиз (игрушка, большой плюшевый медведь) сказал». Родители насторожились – их ребёнок разговаривает с медведем. В какой момент такой вымышленный друг – норма, а когда стоит обратить на это повышенное внимание?
– Это наблюдается сплошь и рядом, это вполне естественно. Очень часто факт существования этих вымышленных друзей может говорить о том, что ребенку немного не хватает внимания. Дети совершенно разные – одному надо больше внимания, другому – меньше. Если внимания не хватает, то они будут сочинять всякие небылицы, вымышленных друзей, говорить о контакте с вымышленными друзьями.
– Как в приведённом примере про Черкиза – возможно, это отвлечение внимания, перекладывание ответственности?
– Через вымышленных друзей и вымышленных двойников дети как раз и уясняют, что такое хорошо, а что такое плохо. Например, ты хороший мальчик, а Миша (хулиганистое и непослушное «Я» ребёнка) – плохой мальчик. Вот я сейчас плохой мальчик – я Миша, а потом я опять становлюсь собой – я хороший мальчик. Еще я заметила на собственном сыне и на других детях – это очень характерно для детей с двойными именами. То есть, например, Саша – Шура. Саша – хороший, Шура – плохой, или наоборот.
У нас была похожая ситуация, мы поиграли в плохую девочку, что иногда она приходит. Когда балуемся – приходит плохая девочка, потом мы вроде бы забыли эту историю и остались сами по себе как есть – непослушные, непоседливые и вредные. Никто же вам не говорит, что с уходом этой фантазии ребенок и правда станет хорошим. Процесс воспитания и общения между родителями и ребёнком продолжается дальше.
– Как вы и современная психологическая наука относятся к телесному наказанию – шлепку по мягкому месту?
– Временами это полезно. Что касается наказания ребенка, за серьезные провинности ребенок должен быть наказан, но для каждого ребенка индивидуальный выбор наказания. Кого-то можно шлепнуть. А для кого-то, шлепок – это никак. Есть определенные механизмы воздействия – кому-то шлепок, кому-то строгий взгляд, на некоторых детей даже это действует, а кому-то – это лишение каких-то удовольствий, лишение конфет, компьютерных игр, смотреть мультики.
Все сталкиваются с подобной ситуацией, когда ребёнок совершает опасные для жизни и здоровья действия, к примеру, прыжки по канализационным люкам. Родители говорят – «не прыгай по люкам, это опасно!», объясняют последствия. Понятно, из сказанного выше, что это означает, что ребенок обозначает собственную территорию свободы – «я хочу делать то, что я хочу», будет делать наперекор сказанному и продолжает прыгать по люкам дальше. Мама с папой раз сказала, два…
Тогда шлепок оправдан. Это болевое отрицательное подкрепление. Оно (болевое отрицательное подкрепление) применимо в общении и с совсем маленьким детям, которые еще не говорят. Они, например, кусаются или щипаются, в ответ его можно ущипнуть или шлепнуть, чтобы он почувствовал сам на себе эту боль – это и есть отрицательное подкрепление. Это не значит, что ребенка надо избивать, иногда достаточно одного раза, иногда несколько раз, чтобы это болевое ощущение было.
– И всё же, часто ребёнок совершает действия наперекор мнению взрослых, вступает в полемику, например – «ты, бабушка, принеси, ты подай, ты сама сделай, ну и что, что старенькая – потихонечку ножками «топ-топ». Понятно – что это процесс становления личности. Как быть в таких случаях?
– На самом деле, у каждого из нас есть собственные личностные границы – ваша свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека. Ребенок пока этого не знает, и вы должны ему четко показать, что его свобода закончилась ровно там, где началась ваша свобода. И ваше мнение тоже играет роль.
– Конкретно в вышеописанной ситуации – стоит ли идти у него на поводу, либо нужно стоять до конца? Ведь потом начинаются слезы, истерики – отстаивание этой личностной границы.
– Иногда ребенок провоцирует на какой-то скандал, когда он устал. Так часто бывает, потому что слезы и истерики – это некий энергетически выход, после которого наступает сон. Если это единичные случаи, то это указывает на переутомление. Очень часто при перевозбуждении – ребенок никак не может остановиться и нужно, чтобы его кто-то остановил, а сам он этого сделать не может. Его, так сказать, «понесло». Но, если это через день, каждый день – я бы посоветовала обратиться к врачу или к психологу. Это может говорить о недостаточном функционировании нервной системы – это могут быть признаки функциональной недостаточности нервной системы или каких-то заболеваний. Чтобы это исключить, необходимо сходить к врачу.
– Воровство, ложь, драки – антисоциальные вещи, которые оставлять без внимания нельзя. Как родителям реагировать в таком случае?
– По поводу воровства я уже неоднократно повторяла: очень часто воровство ребенка – это крик – «обратите на меня внимание». Если он действительно продумывает воровство – вы никогда этого не заметите, не узнаете и не поймаете. Но очень часто ребёнок совершает какие-то очевидные вещи, когда это воровство все замечают. Это крик – ребенка не понимают, возможно, есть трудности с пониманием ребенка в семье. Возможно, не принимают его таким, какой он есть, не уделяют ему достаточно внимания. Или, к примеру, какие-то сложные ситуации. В моей практике был случай. За помощью обратились молодые родители – вроде благополучная в материальном плане семья, но – ребенок 9 лет подряд крал деньги у дедушки. Дедушка достаточно жесткий, авторитарный, плюс ко всему сложные взаимоотношения между родителями были – отец уходил из семьи, потом возвращался, но развода как такового не было. Ребенок переживает, ничего другого не мог придумать, как только воровать у деда. Куда он тратил эти деньги? Поскольку ребенок находится в неустойчивой жизненной позиции, а при такой обстановке внутри семьи обычно бывают еще и трудности с социальной адаптацией, он на украденные деньги покупал леденцы, жвачки своим приятелям, для того, чтобы они с ним дружили.
– Может ли такое поведение ребёнка быть некоторым веянием времени? Очень часто родители говорят, что «вот мы такими не были»?
– Это не правда. На самом деле, это было во все времена. Все примеры описаны в психологической литературе уже очень давно. Возможно, сами родители никогда и не были в такой ситуации, в которой находится их ребенок, но воровство, какие-то противоправные действия всегда совершались детьми. Это как проверка на прочность своих родственников. Это вопрос «А что мне за это будет?». Проверка границ, если хотите – где можно, а где нельзя. Дети очень хорошо знают эту границу, когда уже нельзя, когда у родителей наступает предел, и дальше уже идут такие мощные санкции, которых ребенок не хочет получать. А если идет некое потакание ребенку – «ну ладно, ну оступился, нам жалко, мы прощаем» – эта граница раздвигается и раздвигается, вплоть до социально неприемлемых действий не только в семье, но и по отношению к окружающим. Кто, как ни родители, ставят эти границы, ведь если жестко, правильно и своевременно поставить, ребенок это все обязательно поймет.
– Когда ребёнок, с расширенными границами собственной свободы, начинает социализироваться, когда вокруг него дети, такие же, как и он сам – чувство «вседозволенности» только усилится?
– Это гораздо проблематичнее, потому что когда попадается один ребенок «без границ» в детском саду или школьном классе – его очень быстро поставят на место. А когда для половины класса характерно такое поведение – это уже большие проблемы. Хотя, на самом деле – очень большие проблемы у современных родителей. Я уже лет 20 работаю в практике и в консультации. Последние 3 – 5 лет у меня попадаются настолько инфантильные родители, что я не перестаю удивляться. Инфантильные родители сами «без границ», сами под опекой собственных родителей, и они не могут дать ребенку того, что ему нужно – вот эти самые рамки социализации. Ребенок оказывается социально неадаптированным. Благополучная семья – это некий иммунитет к социуму. То есть ребенок в благополучной семье социально адаптирован, хорошо контактируемый и внутри очень динамичный. Он очень легко адаптируется и вливается в социум и там находится. Если семья дисгармонична, дисфункциональна, то у ребенка, как правило, и возникают, проблемы с социумом.
– Что посоветуете родителям, которые сталкиваются с такого рода проблемами?
– С одной стороны, внимательнее относиться к своим детям, потому что они очень разные. Сейчас, к сожалению, очень много семей с единственным ребенком. Когда имеешь единственного ребенка – не видишь, какие разные бывают дети. К каждому нужен свой подход. И второе пожелание – заниматься самим собой, собственным психологическим, личностным ростом. Потому что у родителей, которые личностно зрелые, нет особых проблем с детьми.

Проблемы поведения ребенка

Цикл консультативного материала из серии «Проблемы поведения детей дошкольного возраста», или «Уроки психологического здоровья», или «Как сохранить психологическое здоровье детей дошкольного возраста» с разработкой практических рекомендаций педагога – психолога Киселевой И.П.;

ПЛАН:

Нарушения поведения: норма и патология. (признаки, свидетельствующие о том, что у ребенка есть поражения ЦНС; признаки, свидетельствующие о наличии у ребенка гипердинамического синдрома (СДВГ); признаки, свидетельствующие наличие у ребенка гипокинестического синдрома( синдрома гипоактивности)

Как помочь детям с нарушениями поведения:

невропатолог назначает препараты. Улучшающие мозговое кровообращение;

массаж ребенку;

лечение у квалифицированного остеопата;

физиотерапия;

лечебная физкультура (ЛФК);

занятия в бассейне;

поведенческая терапия; это такая организация режима дня и занятий с ребенком, при которой гиперактивный ребенок будет постепенно (очень медленно) учиться контролировать себя, а гипоактивные ребенок станет активнее и инициативнее. Подбор индивидуальных приемов поведенческой терапии, которые будут наиболее действенны для конкретного малыша осуществляет только психолог на индивидуальной консультации. К нему (педагогу – психологу) следует обратиться сразу после консультации с невропатологом;

Материал из книги:

Фурманов И.А. Психология депривированного ребенка: пособие для психологов и педагогов/ И.А. Фурманов, Н.В. Фурманова. – М. Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 319 с. (Библиотека психолога).

Аннотация: в пособии представлены материалы, раскрывающие психологическую природу депривации, особенности психического развития и состояния депривированного ребенка, даны педагогические рекомендации по коррекции личностных и поведенческих проблем. Пособие адресовано психологам, педагогам, социальным работникам.

Материал из книги:

Хухлаевой О.В.

Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников: Учеб. Пособие для студ. Выш. Пед. Учеб. Заведений. – М.:Издательский центр «Академия», 2003 – 176 с.: 8 л. ил.: ил.

Раскрывается содержание индивидуальной коррекционной работы психолога дошкольного образовательного учреждения и средней общеобразовательной школы с детьми, имеющих отклонения в психологическом здоровье. При этом дается определение понятия «психологическое здоровья», классификация его нарушений, показаны особенности диагностики, характеризуются методы коррекции. Представлена программа практической работы с детьми, проиллюстрированная примерами из опыта работы автора и рисунками детей. Полезно учителям, родителям, школьным психологам, воспитателям, психологам ДОУ;

Для выяснения глубинных механизмов нарушениях поведения необходимо:

Знать особенности возраста ребенка!

Иметь терпение и такт в выяснении причины конфликта («плохого» поведения ) ребенка.

Уметь правильно отреагировать на отрицательные реакции ребенка ( на «плохое» поведение ребенка);

С младшего дошкольного возраста учит детей осознавать элементарные нормы поведения, используя для этого разнообразные методы и приемы, при этом четко зная особенности соматического и психического состояние ребенка.

Видеоматериал Центра практической психологии «Катарсис»

«Как научить ребенка контролировать свои эмоции» (элементы телесной терапии

на занятиях и в повседневной жизни);

«Как помочь детям с эмоциональными проблемами (тревогой, страхом, агрессией.

Игры и упражнения для психологов, педагогов, родителей.

эмоциональное развитие детей.

  • Детская релаксация.

Коррекционная работа по эмоциональным нарушениям детей дошкольного возраста в темной сенсорной комнате посредством релаксационного оборудования, с использованием в комплексе музыку, ароматерапию и цветотерапию.

Коррекционная работа по эмоциональным нарушениям посредством игр с водой,

песком; (аквацентр).

Коррекционная работа по эмоциональным нарушениям детей дошкольного возраста посредством игротерапии;

Программы коррекции поведения детей (разных эмоциональных нарушений;

Составить библиографию ( литература по проблемам поведения детей дошкольного возраста);

Составить картотеку игр и игровых пособий по коррекции поведения детей дошкольного возраста;

Выступление педагога – психолога Киселевой И.П.

для родителей при ПМСС Центра «Дар» по теме

«Проблемы поведения детей раннего возраста»

от 22.12.2011 года

ЦЕЛЬ:

1.Оказать помощь родителям в воспитании детей раннего возраста.

Задачи:

1.1 Сообщение знаний об особенностях психического развития детей раннего возраста, (о разных причинах проблемного поведения детей раннего возраста ; дать понятия «норма» и «патология» в поведении ребенка раннего возраста: кризис 3-х лет );

1.2 Способствовать повышению их компетентности в правильном выборе воспитательных средств, приемов и методов при воздействии на ребенка раннего возраста в ситуациях его проблемного поведения : кризис 3-х лет);

1.3 Разработать практические рекомендации для родителей в периоды проблемного поведения ребенка раннего возраста.

1.4 Оформить папки – передвижки по проблемам поведения ребенка раннего возраста;

При правильном воспитании у ребенка раннего возраста преобладает бодрое активное состояние. В таком эмоционально – положительном состоянии они правильно реагируют на просьбы взрослых, охотно едят, спокойно идут спать, Они очень эмоциональны, часто улыбаются, смеются, очень подвижны, деятельны и ласковы.

Такое поведение свидетельствует о состоянии оптимальной возбудимости нервной системы ребенка, эмоциональном комфорте ребенка со взрослыми. Однако, психологи анализируя поведение ребенка в течении первых 3-х лет, отмечают крайнюю неустойчивость состояния возбудимости (поведения, разных эмоциональных состояний).Иногда от незначительной причины

( пример, небольшого изменения режима сна) ребенок приходит в состояние повышенной возбудимости, при котором возникают различные нарушения поведения, или проблемы в поведении: это упрямство, негативизм, агрессия, отказ от еды. сна, вспышки раздражения, истерики, чрезмерная активность, ребенок может укусить, драться и др.

Изучение проблемного поведения детей раннего возраста началось еще в начале 20 – го века. Проблемами поведения детей раннего возраста серьезно изучались учеными: Н.М.Аксариной, Л.Ф. Островской, Н.М. Щеловановой.

Они установили основные причины проблем поведения детей раннего возраста , а также их коррекция (исправление)

  1. Причина проблемного поведения — заболевание.

Каждое , даже незначительное заболевание влечет за собой какие – либо

изменения в состоянии нервной системе (падает работоспособность,

ребенок становится или слишком раздражительным, либо вялым в

зависимости от тяжести заболевания, изменяется его обычное поведение

(капризы, истерики, отказ от пищи и др.) Отсюда – правильные действия

родителей, терпимость по отношению к больному ребенку!

  1. Причина проблемного поведения — недостаточное удовлетворении органических потребностей ребенка (например, голод). Даже незначительное нарушение в удовлетворении физиологических потребностей организма ребенка ведет к изменению

его поведения: небольшое запаздывание с обедом, несвоевременное

укладывание спать, неудобная одежда, мешающая двигаться на улице и

др.

Правильные действия взрослого — ,для предупреждения нежелательного

поведения родители должны обеспечить ребенку правильное и

полноценное питание, точное выполнение режима, активные игры,

поддерживать самостоятельность.

  1. Причина проблемного поведения — отсутствие условий для активной деятельности, в частности для движений.(недостаток физических упражнений, накопившиеся неизрасходованная энергия) является одной из часто встречающейся причиной конфликта взрослого и ребенка (представьте , вы пришли усталые с работы, а ребенок со своими потребностями тут как тут и посыпались многочисленные просьбы «поиграй со мной. Давай погуляем и др., и чаще всего ваша реакция – я устала…, подожди.. или еще хуже: окрики «отойди..», правильная реакция взрослого – это уделить любимому чадо время, уметь их занять, поиграть в подвижные игры.

4. Причина проблемного поведения — недостаточное общение со взрослым. Не получая удовлетворения этой потребности ребенок становится или вялым или раздражительным, или замыкается в себе. По этой же причине появляются разные невротические вредные привычки: сосание пальцев, кусание ногтей, выдергивание волос и др. В рисунках детей этот дефицит общения очень ярко проявляется!

5. Наиболее главной причиной в наш 21 век проблемного поведения ребенка до 3 – х лет — неправильные подходы взрослых к воспитанию детей раннего возраста:

  • Чаще всего в семье , где нет единых требований со стороны взрослых к ребенку возникают чаще истерики , капризы, плач, агрессия и др. негативные проявления в поведении ( мама с папой требуют , а бабушка разрешает; или папа жестко держит и воспитывает сына , а мама жалеет).
  • Использование в воспитании ребенка раннего возраста частых запретов, ограничений также вызывают негативные действия ребенка. Нужно помнить, что ребенок в этом возрасте не умеет контролировать свои действия, для него познание мира предметов на первом плане: есть такой мудрый прием: если что – то запрещаешь ребенку раннего возраста, то обязательно придумай а что можно.. (пример, пылесос тебе нельзя трогать, а вот веник возьми, и мы с тобой наведем чистоту! Правильная , последовательные и согласованные требования к малышу со стороны всех взрослых в семье, установление единых правил, запретов, ограничений, порицаний.
  • Причина проблемного поведения ребенка раннего возраста — детско – родительские отношения: стиль общения ребенка и родителей (авторитарный стиль воспитания: жесткие правила и требования, дети замкнуты, боязливы, угрюмы, агрессивные; либеральный или попустительский : родители совсем не контролируют поведение детей, полная свобода действий; отвергающий стиль общения: открыто демонстрируют неприятие ребенка; эгоцентричный стиль общения: ребенок «кумир» » смысл жизни «родителей, вседозволенность, маленький тиран взрослых; демократически или авторитетный), В Выбор взрослыми неправильного стиля общения могут быть и негативные воспоминания о детстве (чрезмерно строгие родители – также начинают воспитывать своих детей)
  • Причина проблемного поведения детей раннего возраста — незнания специфики и развития нервной системы ребенка в ранний период, его особенности восприятия окружающего мира. Хочу напомнить эти особенности развития детей раннего возраста: излишняя ранимость, эгоцентризм ( я воспринимаю мир через собственные ощущения из – за маленького жизненного опыта), малая выносливость и быстрая утомляемость , неуравновешанность — эмоции возникают спонтанно и ребенок ведет себя импульсивно , неустойчивость настроения: улыбка моментально может смениться слезами , быстрая смена настроения: малыш легко переходит от плача к смеху и наоборот, поэтому его легко успокоить, недостаточная подвижность нервных процессов: быстро возбуждаемость и долго успокаиваются, эмоциональная заражаемость ( стоит одному заплакать, другие начинают плакать). Поведение ребенка раннего возраста целиком зависит от внешних обстоятельств. Чувства ребенка побуждают к поступкам, и в поступках они закрепляются. У этих детей рано проявляется способность к сопереживанию, они научаются уже оценивать поступки свои и чужие. Но сознательно управлять своим поведением ребенку не удается, для этого ему нужен взрослый, который помогал ему не делать то, что нельзя.. Ведь ребенку очень трудно в таком возрасте выполнять непривлекательные действия: убирать игрушки, тяжело удержаться от немедленного удовлетворения возникшего желания — сьесть немедленно конфетку.
  • Одной из причин нежелательного агрессивного поведения ребенка раннего возраста является – ревность к другим детям в семье. Чаще всего – это рождение второго ребенка в семье . Поэтому надо заранее готовить ребенка к появлению братика или сестрички.

6. Проблемы в поведении у ребенка могут быть и наследственного характера – они чаще всего возникают в семьях, где родители , страдают депрессией, шизофренией, родителей с патологическими чертами личности: аффективность, тревожность, эгоцентричность и др.

7. Также очень часто проблемы в поведении у детей в раннем возрасте встречаются в семьях, где наблюдается дисгармония супружеских отношений (развод родителей, конфликты между родителями , ведь ребенок в этом возрасте очень чувствителен к настроению родителей, особенно , матери: мать тревожная, ребенок – тоже.)

8. Проблемы в поведении ребенка раннего возраста могут быть

связаны и кризисными периодами. Эти кризисы закономерны,

неизбежны.

Важнейшим новообразованием раннего детства является к обозначению

себя личным местоимением «Я сам», отделение себя от мира взрослых.

К 3-м годам у ребенка появляются желания. Не совпадающие с

желаниями взрослого, нарастает тенденция к самостоятельности,

стремление отделить свое «Я» от взрослого, а для этого надо стараться

делать все самому!

Это приводит к проблемам в общении ребенка со взрослым

С 3-х лет ребенок перестает себя называть в третьем лице, а называет

себя по имени, обозначает себя местоимением «Я». В этот период,

отделившись от взрослого , ребенок начинает стремиться к достижению

результата любой доступной деятельности, желает продемонстрировать

свои успехи взрослому, получить одобрение, у него появляется

обостренное чувство собственного достоинства, которое проявляется в

повышенной обидчивости и эмоциональной чувствительности.

Л.С. Выготский описывает 7 характеристик кризиса (папка);

9. Темперамент и поведение ребенка.

Ребенок «сильного типа» — сангвиник: свойственна активность,

любопытство в достижении цели. Преобладает хорошее настроение,

«заводила», аппетит и сон хороший. Его нельзя грубо наказывать,

запугивать, обижать. Воспитывать такого ребенка легко!

Неугомонный «холерик»: упрямство, настаивание на своем,

целеустремленный. Бесстрашный., эмоциональный, сон чуткий.

Для воспитания нужно терпение, выдержка со стороны взрослых!

«Невозмутимый» флегматик – тихий, медленный в действиях. мыслях,

трудолюбивый, осторожный, рассудительный, тихий, покладистый,

спокойный.

«Чувствительные» меланхолики – очень впечатлительные, приветливые,

отзывчивые.

Подавление же врожденного темперамента может вызвать невротические реакции! Постарайтесь воспитывать своего ребенка в соответствии с его индивидуальностью!

Проблемы в поведении у детей – явление обычное и преодолимое. Все нежелательные поступки , действия и слова ребенка всегда имеют свои причины. И мудрость родителей, матери, правильно определить причину такого поведения, и тем самым предотвратить последующие вспышки детской раздражительности. В раннем детстве нельзя принуждать ребенка к чему – то, иначе можно добиться обратного эффекта. Необходимо старательно и терпеливо обьяснять ребенку, что от него требуется, приучать с детства к дисциплине, знакомит с элементарными правилами поведения в обществе, прививать культуру поведения. Родителям необходимо знать потребности и чувства своего ребенка.

НЕКОТОРЫЕ ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ ДЕТЕЙ ДО 5-ти ЛЕТ:

Застенчивость; причина: неуверенность в себе.

Страхи: они всегда присутствуют у детей,так как у ребенка мал жизненный опыт; но существуют нормы страхов (по Захарову). Страх уколов, сказочных героев, высоты, пожара и др. Страхи появляются в течении всей жизни человека и их происхождение зависит от опыта самого человека. У наших детей чаще всего страхи создают сами взрослые: мультфильмы о всяких нечеловеческих существах: человек – паук и др.

Ревность: второй ребенок; тревожность, нервозность, плохой сон, аппетит и др.

Упрямство: пик упрямства 2,5 года. Защитная реакция, настойчивость. немотивированное упрямство.

Поиск внимания к себе:

Вспышки раздражительности:

Чрезмерная активность: гиперактивность или темперамент, или ограничение ребенка в двигательной активности и др.

Агрессивность – кусание и драчливость:

Различают физическую, вербальную, направленную на себя (причинение боли себе) Ребенок дерется. (учить социально приемлимым способам разрешения конфликтных ситуаций. Драки между старшим и младшим ребенком в семье – явление обычное и закономерное, если еще разница в возрасте небольшая. Ребенок портит вещи: продолжается с 1 года до 2 –х лет. Причина? зависть, самоутверждение, желание творить. Бранные слова: пример родителям или киногероям. (вербальная агрессия).Ребенок причиняет себе боль (самоагрессия, аутоагрессия): неуверенность в себе, недостаток любви, ласки, понимания со стороны взрослых, но это может быть и признак психического заболевания. Научиться разряжаться!

Учить приемлемым способам для выражения гнева: музыка. Бег и др.

Причина агрессивности — может быть и неудачные роды, беременность.

Ребенок кусается в норме до 3-х лет: причины: неуверенность, ревность, агрессия.

Неприличные слова: ребенок их не понимает, но это подражание родителям.

Ложь: (выдумывание историй): до 5 лет ребенок не говорит правду – это норма, но после 5 лет стоит обратиться к психологу;

Эгоизм: дети раннего возраста эгоцентричны, они не имеют понятия, что надо считаться с другими людьми, это приходит постепенно. В них развития или присутствует нормальная склонность добиваться и получать все, что им хочется, (очень маленький жизненный опыт).Постепенно путем обьяснений и игр с детьми – эти понятия у них воспитываются.

Плач:- это особый язык ребенка; причина плача: или голод, мамы нет и др. Беспричинный плач.

Проблемы со сном: проблемы со сном: ребенок кричит во сне; ребенок не хочет спать, ребенок ложиться к родителям.. Тишина и распорядок!

После болезни, развод родителей и др.

Плохой аппетит и отказ от пищи:

Вредные привычки: сосание пальцев, кусание ногтей и другие навязчивые движения. Причина: самоуспокоение, недостаток тепла, ласки, признак нервозности.

22.12.2011 Педагог-психолог МДОУ № 50 «Родничок»: Киселева И.П.

ВАШИ ДЕЙСТВИЯ ПРИ ЛЮБОМ НЕЖЕЛАТЕЛЬНОМ

ПОВЕДЕНИИ РЕБЕНКА:

  1. Любое проявление характера у ребенка в раннем возрасте обязательно имеет свои причины ! Отсюда, главная цель родителей при разрешении любого нежелательного поведения ребенка – это устранить причину такого нежелательного поведения ребенка, а не подавлять его.
  2. При выборе каких – либо методов воздействия на ребенка надо знать

особенности нервной системы детей раннего возраста:

малая выносливость, быстрая утомляемость, неуравновешанность и недостаточная подвижность нервные процессов: возбуждения и торможения (быстро возбуждаются, трудно успокаиваются), эмоциональная заражаемость (если один заплачет, другие начинают также плакать), эгоцентризм ( весь мир для него), такие понятия, как «хорошо» и «плохо» имеет для ребенка особое понимание: «хорошо» для ребенка – это то, что интересно и завлекательно. Это соединение понятий «хорошо» и «приятно» характерно только для детей раннего возраста! Постепенно ребенок приобретает опыт, и позднее он считает, что «хорошо» — это то , за что хвалят!

  1. Сотрудничать с ребенком , а не руководить им. Приказы, резкие

запреты могут спровоцировать агрессивную вспышку.

  1. Использовать в общении краткие и четкие понятные малышу инструкции.
  2. Постарайтесь, чтобы вашему ребенку было уютно, безопасно с вами.
  3. Чаще говорите ребенку, что вы его любите.
  4. Быть терпеливым не допускать чрезмерных вспышек в ответ на его нежелательное поведение.
  5. Учите элементарным правилам этикета.
  6. Создайте для ребенка развивающую среду и обеспечьте ему достаточную самостоятельность и свободу действий (под вашим контролем)
  7. При любом нежелательном поведении вспоминайте свое детство: когда я была маленькой…..; рассказывайте разные небылицы о непослушных детях, говорите от лица любимых игрушек и др.
  8. Дети с 3-х лет вполне способны понять логические обьяснения взрослых: почему надо поступать так, а не иначе…
  9. Во время истерик, плача и других выраженных негативных проявлениях не пытайтесь что – либо внушить детям, в таком состоянии они не слышат вас, но оставайтесь рядом, не уходите.

( рекомендации педагога – психолога МДОУ № 50 Киселевой И.П.)

Семинар для родителей при консультативном Центре ПМСС Центра «Дар» был проведен 22 декабря 2012 года.

Тема: «Проблемы поведения детей раннего возраста»

Присутствовало 9 – 10 родителей ?

Начало 18.00 часов, закончился в 19.30

План выступления:

  1. Начало: мини – лекция «Проблемы поведения детей раннего возраста»; с 18.00 – 18.40 часов
  2. Обмен мнениями; ответы на вопросы родителей по теме: с 18.40 – 19.20
  3. Папка – передвижка с практическими рекомендациями : «Кризис 3-х лет»; «Если ребенок много капризничает и плачет», «Если ребенок сосет палец», «Ох, как хочется побаловать».
  4. Практические рекомендации для родителей: «Ваши действия при любом нежелательном поведении вашего ребенка»

Атмосфера была очень доброжелательной и доверительной. Родители проявили большой интерес к данной теме, было очень много предложено ситуаций психологу, на которые родители получили ответ ( глазами психолога); Родители с большим желаниям делились своим опытом, грамотно рассуждали;

Цель:

Оказать психологическую помощь родителям в воспитании ребенка раннего возраста, особенно в кризис 3-х лет.

Задачи:

  1. Дать элементарные знания родителям об особенностях психического развития ребенка раннего возраста; (о разных причинах проблемного поведения детей раннего возраста, показать и разьединить норму и патологию в поведении: кризис 3-х лет));
  2. Способствовать повышению компетентности родителей в правильном подборе воспитательных средств, приемов и методов при воздействии на ребенка раннего возраста в ситуациях его проблемного поведения р ( поведение родителей в период кризиса).
  3. Разработать практические рекомендации для родителей «Ваши действия при любом нежелательном поведении ребенка.
  4. Оформить папки – передвижки по проблемам поведения детей раннего возраста.

Поведение дошкольников — проблемы и коррекция

Поведение детей дошкольников, как правило, ситуативно. Немалое влияние на ожидания родителей видеть своего ребенка адекватным оказывает их собственная модель поведения, их особенности воспитания ребенка и многие другие факторы. Поведение дошкольников — проблемы и коррекция в нашем материале.

В раннем возрасте малыши ориентируются на взрослых, то есть следуют полученным указаниям; в своих рассуждениях отталкиваются от принятых в семье установок, ценностей и морально-этических норм.

Следовательно, влияние сверстников на поведение ребенка дошкольника на данный момент минимально. У близких людей сохраняется прекрасная возможность скорректировать, искоренить неправильные поступки дошкольника, так как для них они продолжают обладать непререкаемым авторитетом.

Объясняйте ребенку как принято себя вести, не ругайте его, если он в чем-то провинился, иначе вы можете потерять его доверие и расположение. Часто детки не понимают чем именно вызвано недовольство взрослого. Постарайтесь спокойно, доходчиво передать малышу свое эмоциональное состояние, расскажите, почему нельзя так поступать и попробуйте достичь взаимопонимания.

Безусловно, когда человек разгневан, расстроен, ему сложно совладать с собой, найти подходящие слова, грамотно выстроить свою речь, но это самый эффективный способ разрешения сложившегося противоречия.

Если вы будете только ругать дошкольника, то он вскоре привыкнет к подобной реакции, перестанет вас слушать и делать нужные выводы.

Кроме того, многочисленные запреты накладывают дополнительную нагрузку на детскую не полностью сформированную нервную систему, так как его организм прилагает усилия, чтобы процесс возбуждения сменился процессом торможения. Проявляйте терпение, уважение к мыслям маленького человечка, показывайте свою любовь в повседневной жизни.

Дошкольник не всегда может подвергнуть рациональному анализу свои поступки, просьбы. Часто его желания оказываются сильнее любых разумных доводов взрослых, то есть он не воспринимает аргументированную речь.

Полезно иногда пойти у него на поводу, чтобы он сам убедился в абсурдности своего желания, тогда он станет больше прислушиваться к близким людям.

Поведение дошкольников легко корректировать. Используйте разнообразные воспитательные техники, методики. При необходимости со специалистом разработайте, составьте собственную модель поведения в ситуациях, когда дошкольник поступил неправильно, но не все поведенческие проблемы требуют подобного вмешательства (например, малыш не поделился игрушкой).

Маленькие детки весьма эгоистичны, поэтому не понимают, почему им необходимо делиться вещами, игрушками со своими сверстниками. Малыши 2 — 3 лет еще не настроены на продуктивное взаимодействие с ними. Способность делиться они приобретают лишь с течением времени.

Иногда взрослые сами провоцируют дошкольника, вынуждая его совершить неприемлемый поступок. Нельзя забывать, что он тоже имеет право высказаться, защитить свое мнение, ведь он личность. Представьте, что с вашей точкой зрения никто не желает считаться, вряд ли вы захотите постоянно подчиняться чужим решениям. Однажды внутренний протест вырвется наружу и выразится в конфликте, противостоянии интересов.

Поведение детей 3-х лет

Поведение дошкольников

Для детей 3 – лет упрямство достаточно типично, оно является одним из симптомов возрастного кризиса. Если родители смогут научиться принимать, учитывать позицию ребенка, то он закончится гораздо быстрее, продуктивнее.

Малыш складывается как личность. Он пытается сформировать собственную внутреннюю позицию, но пока еще не в состоянии искать альтернативные, рациональные способы поведения, поэтому просто поступает противоположным образом.

Например, мальчик катался на велосипеде, ему надоело, и он решил вернуться домой, но тут слышит, что мама зовет его кушать. Малыш хочет завершить прогулку, но не может этого сделать, потому что пытается показать, что с ним уже надо считаться. Возникает противоречие, если взрослые не станут оспаривать его решения, скорее всего, минут через десять он сам зайдет.

У некоторых мамочек возникает беспокойство по поводу того, что маленький ребенок иногда врет (дошкольник младше 5 лет). Здесь нет ничего катастрофичного. У него активно развивается мышление, воображение и так далее, поэтому он склонен фантазировать.

Проблемы с поведением ребенка могут быть связаны с его стремлением к разрушению. Это не означает, что он поступает так преднамеренно, возможно, он еще не научился обращаться с некоторыми предметами, поэтому ведет себя неуклюже и раскидывает их по комнатам. Уберите хрупкие, опасные вещи из поля досягаемости малыша. В наказание взрослые могут лишить его на некоторое время любимой игрушки. Он хорошо запомнит этот урок.

Предлагайте ему интересные игры, чтобы фокус его внимания сместился на более полезную деятельность.

Поведенческие проблемы дошкольников 5 – лет

Страхи. Это явление вполне характерно для малыша 5 лет. Не заостряйте свое внимание на этом, так вы можете закрепить его страх. В некоторых случаях он сам проходит, когда дошкольник приобретает новые знания, опыт.

Иногда взрослые неосознанно порождают страхи у ребенка, например, если маме ночью приснился кошмар, и она весь день об этом с ужасом говорит, то у крохи может сформироваться боязнь ложиться спать. Можно постараться разрешить проблему косвенным путем, то есть использовать упражнения позволяющие вскрыть первопричину страха, но для этого нужно посоветоваться с психологом.

Застенчивость. Обычно причина этой проблемы кроется в неуверенности ребенка. Помогите ему наладить контакт с ровесниками, для этого чаще организовывайте игровые мероприятия, позволяющие малышу раскрыться и ощутить себя частью коллектива.

Не акцентируйте внимание на его застенчивости, то есть старайтесь обсуждать эту тему без него. Чаще хвалите свое чадо, подчеркивайте его уникальность, важность для вас. Найдите вид деятельности, в котором он сможет преуспеть.

Ревность. Это достаточно распространенная поведенческая проблема. Нередко возникает после рождения второго карапуза, дошкольник боится утратить родительскую любовь, расположение.

Она проявляется крайне разнообразно: агрессивность, заикание, эгоистичность, регрессия поведения (внешне развитие малыша словно поворачивается назад и он начинает подражать младенцу, то есть сосет из бутылочки, принимает позу эмбриона) и так далее.

Это говорит о том, что родителям необходимо уделять больше времени малютке (играть, разговаривать), постараться сохранить или восстановить прежний образ жизни, которому придерживались, скажем, до появления второй крохи.

Существуют и другие разновидности проблемного поведения детей.

Привлечение внимания к себе, ребенок в возрасте от девяти до тридцати шести – сорока восьми месяцев нередко намеренно устраивает суматоху в доме. Ему нравится беспокойство и тревога родителей, поэтому он демонстративно отказывается кушать, плачет.

Если потом взрослые начинают его успокаивать, брать на руки, то подобная модель поведения закрепляется, повторяясь снова и снова. В таких ситуациях родителям стоит сохранять спокойствие, оставлять такие поступки без особого внимания или отвлекать его чем-то более интересным. Постепенно он перестанет играть на нервах близких людей подобным образом.

Агрессивность. Обычно двухлетние дети прибегают к подобной стратегии поведения в ситуации дискомфорта. Позвольте ребенку поиграть, сделать выбор, но четко оговорите, что такое отношение к окружающим недопустимо.

Раздражительность. Дети от восемнадцати до тридцати шести месяцев начинают игнорировать указания близких людей. Обычно это поведение вызвано дискомфортом (голод, ревность). Нельзя отвечать на такие действия бурной эмоциональной реакцией, добившись подобным путем желаемого однажды, малыш будет использовать его всегда.

Итак, мы рассмотрели поведение дошкольников и некоторые разновидности детских поведенческих проблем, которые при своевременном вмешательстве не приводят к серьезным последствиям, но обычно проблемы с поведением обусловлены возрастными особенностями малыша.

Относитесь к своему чаду с пониманием, любовью, уважением, но не забывайте отстаивать собственные интересы. В этом случае ваш ребенок станет заботливым, порядочным, разумным и самостоятельным человеком.

Помните агрессия, жесткие меры наказания, ругань – худшие союзники на пути исправления детского поведения. Психика ребенка очень уязвима и ранима, поэтому старайтесь вести с ним диалог, а не монолог. Агрессия порождает агрессию…. Помните об этом!

Обычно — поведение дошкольников — это зеркало семьи, хотя бывают случаи из ряда вон выходящих выпадов у детей в семьях, которые очень ответственно и внимательно рассматривают воспитание детей. Особенно ярко это заметно, когда один малыш вполне адекватен, а второй — просто маленький вулкан!

Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях:

Статья «Основные проблемы и трудности поведения дошкольников»

Основные проблемы и трудности поведения дошкольников

Многие проблемы дошкольников в дальнейшем могут привести к трудностям в обучении и способностях приобретения новых знаний и навыков. Кроме того, трудности в поведении, расстройства речи и другие проблемы дошкольников являются основными причинами отказа детей от общения со своими сверстниками и негативно сказываются на их самооценке и чувстве собственного достоинства.

Одной из трудностей поведения детей является чрезмерная застенчивость. Дети в возрасте двух лет зависимы от своих родителей и по отношению к другим могут проявлять застенчивость, но большинство из них легко общаются со сверстниками и заводят друзей. Проблемы дошкольников появляются в том случае, если ребенок имеет слишком сильный страх расставания с мамой и цепляется за нее даже во время пребывания в детском саду и не проявляет активности в общении с другими. Есть еще одна причина этой проблемы, которая заключается в характере темперамента, из-за которого ребенок довольно медленно устанавливает контакт и вступает в общение с другими. Такие проблемы дошкольников могут перерасти в одну из серьезных форм социальной фобии.

В настоящее время довольной частыми явлениями стали такие проблемы дошкольников, как агрессивно поведение и гиперактивность. Некоторые дети от природы более энергичны и агрессивны, чем другие. Если ребенок психически здоров и имеет любящее окружение, то такая агрессия со временем пройдет. Проблемы дошкольников имеются в том случае, если дети длительное время кусаются, пинаются, дерутся, ссорятся, ломают игрушки, жестоко обращаются с животными и ругаются. Некоторые дети могут сдерживаться, но через промежуток времени агрессивное поведение усиливается.
Нередко встречаются такие проблемы дошкольников, как гиперактивность и расстройства внимания. Эти нарушения психики серьезно мешают процессам обучения и получению знаний при начале школьного периода. Кроме того, эти проблемы дошкольников влияют на дисциплину детей. Они не могут долго сидеть на одном месте и сосредотачивать свое внимание на чем-то одном длительное время. Это вызывает трудности с выполнением домашних заданий.

Проблемы дошкольников, связанные с гиперактивностью и расстройством внимания можно диагностировать уже в трехлетнем возрасте. Для коррекции таких отклонений в физическом развитии, равно как и в случае агрессивного поведения, необходимо обратиться за помощью к специалистам. Грамотная психотерапия поможет справиться с такими проблемами. Для этого необходим индивидуальный подход и комплексное лечение, а также консультации родителей у психотерапевта, который подскажет им, как вести себя с такими детьми.

Наиболее распространенными проблемами дошкольного возраста являются следующие:

1. Тревога. Когда тревога регулярна, она превращается в тревожность и становится свойством детской личности. Главной причиной возникновения этой проблемы являются неблагополучные отношения с родителями и неправильное воспитание, в частности необоснованно высокие требования к ребенку. У таких детей наблюдается низкая самооценка и слишком высокий уровень притязаний.

2. Депрессии. В дошкольном возрасте распознать депрессию достаточно сложно. К её характерным признакам можно отнести пассивность, расстройство моторики, страх, тоскливость, беспричинный плач, агрессию и тревожность.

3. Агрессия. Причинами агрессии обычно являются воспитательные просчеты. Когда в общении с ребенком родители позволяют себе определенную резкость, это приводит к формированию у него агрессивности, подозрительности, эгоизма и даже жестокости. Если же в общении проявляется мягкость, внимание и забота, ничего подобного у ребенка не наблюдается. Развитию агрессивности способствует также тот факт, что многие родители закрывают на нее глаза или же со своей стороны пресекают её излишне агрессивно. Тогда агрессия со стороны ребенка принимает защитный характер.

4. Неадекватная самооценка. Низкая самооценка является следствием приспособительного воспитания — когда ребенка приучают подстраиваться под чужие интересы и за счет этого достигать своих целей. Проявляется это в чрезмерном послушании и бесконфликтности. Завышенная самооценка также является следствием воспитания, которое основывается на авторитете, дисциплине и ответственности. Такие дети ставят перед собой большие цели, они самостоятельны, независимы, коммуникабельны и убеждены в успехе всех своих начинаний. Искаженная самооценка в любых проявлениях – это свидетельство межличностного конфликта, который негативно влияет на психическое развитие дошкольника. Ведь гармоничная социальная адаптация будущего гражданина немыслима без адекватного представления о себе.

Типичные психологические проблемы в развитии детей

Ольга Сигаева
Типичные психологические проблемы в развитии детей

Причинами возникновения психологических проблем ребенка являются осложнения его психического развития. Они требуют незамедлительного вмешательства, поскольку оказывают негативное влияние на психологическую адаптацию дошкольника обществе. В качестве общего перечня психологических проблемы дошкольного возраста рассмотрим классификацию детского психолога А. Л. Венгера:

• Проблемы, связанные с интеллектуальным развитием (плохая память, неуспеваемость, трудности в освоении учебных материалов, нарушения внимания);

• Проблемы, связанные с поведением (грубость, неуправляемость, агрессивность, лживость);

• Эмоциональные проблемы (высокая возбудимость, переменчивое настроение, раздражительность, страхи, тревога);

• Проблемы, связанные с общением (нездоровое стремление к лидерству, замкнутость, обидчивость);

• Проблемы неврологического характера (навязчивые движения, тики, высокая утомляемость, головные боли, плохой сон).

Агрессивные дети.

Агрессивное поведение – одно из распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.

Проблема агрессии и агрессивности в теоритическом плане изучена достаточно глубоко и многогранно. Необходимо знать три главных понятия:

1. Что такое агрессия / агрессивность

2. Каковы возможные причины её выявления;

3. Как её корректировать

Необходимо научиться различать понятия «агрессия» и «агрессивность».

Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым и неодушевленным, приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Агрессивность – это свойство личности, выражающееся, по мнению А. А. Реан, в готовности к агрессии.

Факторы влияющие на поведение ребёнка:

1. Стиль воспитания в семье (гипер – и гипоопека);

2. Повсеместная демонстрация сцен насилия;

3. Нестабильная социально – экономическая обстановка;

4. Индивидуальные особенности человека;

5. Социально – культурный статус семьи.

Агрессивность может быть и формой протеста против ограничения каких — нибудь естественных желаний и потребностей ребёнка, например, потребности в движении, активной деятельности.

Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены. Как правило, такие дети не могут сами оценить свою агрессивность: они ненавидят и боятся окружающих, не замечая, что сами же вселяют и страх, и беспокойство. Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограничено. Чаще всего это защитные реакции.

Агрессивность ребенка дошкольного возраста может быть различных видов: физическая, вербальная, защитная, агрессивность в виде угроз и др. Разнообразие проявлений агрессии у детей может проявляться в отношениях с другими людьми, в расстройствах поведения и эмоций как деструктивность, жестокость, притеснение, конфликтность, враждебность, вспыльчивость и гневливость, мстительность и другое.

Задачи в работе с агрессивными детьми:

Развитие умения понимать состояние другого человека;

Развитие умения выражать свои эмоции в социально приемлемой форме;

Обучение ауторелаксации;

Обучение способам снятия напряжения;

Развитие навыков общения;

Формирование позитивного самовосприятия на основе личностных достижений.

В работе с детьми дошкольного возраста, а особенно, с агрессивными детьми показывает высокую эффективность использование элементов изотерапии. Детям нравиться играть с водой, глиной. С детьми необходимо использовать различные способы рисования: пальцами, ладошками и т. д.

С целью корректирования агрессии можно ставить с детьми спектакли, в которых проблемным агрессивным детям необходимо давать роли с позитивной силовой характеристикой (богатыри, рыцари и т. д.)

Развитию контроля над собственными импульсивными действиями способствуют занятия пальчиковой гимнастикой.

Взрослым, окружающим агрессивного ребёнка, важно помнить, что их страх перед его выпадами способствует повышению агрессивности. Этому же способствует и навешивание ярлыков: «Ах, раз я такой плохой, я вам покажу!». Часто взрослые обращают внимание на негативные действия детей и воспринимают как само собой разумеющее хорошее поведение. Для детей важно создавать «ситуации успеха», развивающие у них позитивную самооценку, уверенность в своих силах.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *