Особенности культуры России

Особенности культуры России

Особенности Российской культуры.

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2

Об особенностях российской культуры можно говорить только конкретно, сравнивая ее с культурами известных соседей ближнего и дальнего зарубежья.

К особенностям Российской культуры можно отнести:

· Богатство культурного наследия,

· Связь с православными взглядами и ценностями. Отсюда — тяга к соборности, уважение к правде, воспитание в себе благодарности и любви к окружающим, при этом ощущение своей грешности, негативное отношение к вере в свои силы, негативное отношение к деньгам и богатству, склонность полагаться на волю Божью.

· Постоянный поиск духовности и смысла жизни, при этом черты романтизма. Возвеличивание Человека вообще и принижение конкретного человека в частности.

Частью российской культуры является российский менталитет, которому присущи:

· Определенный негативизм. В связи с этим большинство россиян чаще видят в себе недостатки, а не достоинства.

· Принцип «не высовывайся»

· Протестное отношение к наказаниям. Смотри Российский менталитет

· Лень и любовь к халяве

Вывод

Итак, исследователи так и не сошлись на едином понятии «цивилизации» и на сегодняшний момент времени существует довольно много точек зрения. Например, определений понятия культуры существует около трёхсот, и с так же с понятием “цивилизации”. Каждая точка зрения, по своему, в каком-либо аспекте обсуждаемой проблемы права. Всё-таки у каждого народа есть своя культура, и исследователи данного народа дают оценку цивилизации, следуя законам своей культуры. Но всё же во многих словарях даётся такое определение понятия «цивилизации».
Цивилизация представляет собой внешний по отношению к человеку мир, воздействующий на него и противостоящий ему, в то время как культура является внутренним достоянием человека, раскрывая меру его развития и являясь символом его духовного богатства.
Что же касается отношения России к западному или восточному цивилизационным типам, то можно сказать, что Россия не вписывается полностью ни в западный, ни восточный тип развития. Россия обладает огромной территорией и поэтому Россия — это исторически сложившийся конгломерат народов, относящихся к разным типам развития, объединенных мощным, централизованным государством с великорусским ядром. Россия, геополитически расположенная между двумя мощными центрами цивилизационного влияния — Востоком и Западом, включает в свой состав народы, развивающиеся как по западному, так и восточному варианту.
В итоге Россия с момента своего возникновения вобрала в себя огромное религиозное и культурное многообразие народов, живших на её территории и прилегающих к ней. На протяжении долгого времени на развитие России оказывали влияние государства как так и западного цивилизационных типов. Некоторые ученые выделяют отдельный Российский тип цивилизации. Так что нельзя точно сказать к какому цивилизационному типу относится Россия.
Восточная специфика русской культуры есть результат ее истории. Русская культура, в отличие от западноевропейской, формировалась на иных путях: она росла на земле, по которой не проходили римские легионы, где не высилась готика католических соборов, не пылали костры инквизиции, не было ни эпохи Ренессанса, ни волны религиозного протестантства, ни эры конституционного либерализма. Ее развитие было связано с событиями другого исторического ряда — с отражением набегов азиатских кочевников, принятием восточного, византийского православного христианства, освобождением от монгольских завоевателей, объединением разрозненных русских княжеств в единое самодержавно-деспотическое государство и распространением его власти все дальше к Востоку.

Литература

1. Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке – М., 1990;

2. Ерыгин А.Н. Восток – Запад – Россия: становление цивилизационного подхода в исторических исследованиях – Ростов н/Д., 1993;

3. Конрад Н.Н. Запад и Восток – М., 1972;

4. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992;

5. Философия: Учебник для Вузов / ред. В. П. Кохановский – Ростов н/Д.: Феникс, 1996.

6. Бобров В.В. Введение в философию: Учебное пособие – М.: ИНФРА-М; Новороссийск: Сибирское соглашение, 2000.

Особенности русской культуры.

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Узнать цену Поделись с друзьями

История русской культуры, как и история России в общем, сложна и противоречива, полна событиями, значимость и степень влияния которых на формирование российского культурно-исторического пространства до сих пор вызывает неоднозначные оценки. Историю России и неотрывную от нее историю русской культуры отличает постоянно присутствующая неустойчивость, нестабильность общественной системы, несбалансированность взаимосвязи социальных приоритетов и культурных значений, а в силу этого – своеобразный разрыв культурно-исторической преемственности и непредсказуемость пути ее развития. Выдающийся мыслитель ХХ в. Н.А.Бердяев писал в своей работе «Истоки и смысл русского коммунизма»: «Историческая судьба русского народа была несчастной и страдальческой, и развивался он катастрофическим темпом, через прерывность и изменение типа цивилизации. В русской истории, — продолжал он, — … нельзя найти органического единства».

По существу, вся история России и русской культуры претерпевала многочисленные поворотные пункты, точнее – ломки социально- и культурно-исторического пространства (Крещение Руси, монголо-татарское нашествие, религиозный Раскол и реформы Петра I, крестьянская реформа 1861 г. и Октябрьская революция 1917 г. и т.д.). Моменты изменений были резки и глубоки по содержанию, что дало основание Н.А. Бердяеву говорить о смене типов цивилизаций, однако это заявление не следует понимать буквально. Тип российской цивилизации не менялся, но находился и находится в процессе становления, эволюции, которая, как уже отмечалось выше, подвержена кардинальным модернизациям. Поэтому, для понимания причин и характера происходивших в истории отечественной культуры резких смен социокультурных приоритетов, необходимо в каждом отдельном случае внимательно проанализировать весь спектр причин, движущих культурно-историческое развитие, рассматривая их через призму действовавших на конкретный исторический момент социально-политических и экономических реальностей.

Вообще, прежде чем описывать историю национальной культуры, необходимо представить то общее основание, на котором формируются социокультурные процессы и явления на всем протяжении развития данной нации и ее культуры. Таким общим основанием в каждой национальной культуре является совокупность наиболее значимых условий внеисторического характера, к которым относятся такие факторы как:

1. Природное и географическое положение (среда обитания);

2. Геополитическое положение (место, занимаемое среди других государств и их взаимоотношения);

3. Экономическое устройство (особенности и формы хозяйственной деятельности);

4. Политическая система (форма государственной власти и ее взаимоотношения с обществом);

5. Фундаментальные свойства нации (т.е. формы мироощущения, миросозерцания, проявляющиеся в мифологии, фольклоре, обычаях и обрядах, формах религиозного культа и т.д.).

Совокупность этих факторов формирует менталитет определенной нации, т.е. – внутреннее мировоззрение, своеобразие, характер. Несмотря на то, что национальный характер складывается при наличии устойчивой государственности и внутреннего этнического единства (либо подавляющего численного преобладания одного этноса над другими), сам по себе он не в состоянии обеспечить сохранение внутренней неизменности. История развития нации претерпевает массу различных внутренних и привносимых извне трансформаций (расширение территории с включением в состав единого государства иных наций, изменение общественно-политической и экономической системы и т.д.). Функцию сохранения национального менталитета в условиях относительно быстро меняющейся исторической реальности выполняет культура. Именно национальная культурная традиция, посредством исторически и социально укорененных в сознании и поведении многих поколений людей образов, постоянных и неизменных, объединяет различные исторические эпохи, являясь духовной основой любой нации.

С другой стороны, несмотря на собственную неповторимую оригинальность и специфичность, любая национальная культура подвержена воздействию извне. Контакты с иной культурной традицией неизбежно приводят к заимствованию определенных элементов культур соседних народов (политического и экономического устройства, религии, обычаев, архитектурных стилей, языка и т.д.). Это особенно характерно для русской культуры, которой, в силу своего геополитического положения, приходилось взаимодействовать с Западом и Востоком, испытывая мощное влияние двух разных типов цивилизаций. В этой связи, русскую культуру во многом можно назвать синтезированной, т.е. гармонично впитавшей в себя приемы различных этно-культурных традиций. Но это отнюдь не привело к «размыванию» корней и основ собственно русской культуры. Наоборот, обогатило их и позволило создать универсальное культурное пространство, в котором и сейчас могут сосуществовать культуры множества народностей, населяющих территорию России, без угрозы внутреннего подавления и соперничества.

Основные черты современной культуры

Основные черты современной культуры достаточно трудно поддаются классификации. Очевидно, что для этого нужно время, чтобы «стереть случайные черты» и отобрать непреходящее. Тем не менее, несмотря на трудности классификации и отбора, пусть и субъективного, выделим некоторые признаки, направления и произведения современной культурной жизни.

Прежде всего обращает на себя внимание резко усилившаяся включенность отечественной культуры в мировой западный культурный процесс. Произошла интернационализация культуры. Огромное распространение получил в мире американский кинематограф. Голливудские актеры не сходят с обложек глянцевых журналов всех стран. Любителям спорта стали доступны футбольные, хоккейные, баскетбольные чемпионаты ведущих спортивных стран мира. СМИ, освещающие вопросы культуры, уделяют подчас больше внимания новинкам зарубежного, чем отечественного культурного процесса. Огромное влияние на процессы коммуникации, в том числе культурные, приобрел Интернет.

Тем не менее можно попытаться выделить основные черты отечественной культуры.

В начале века стало заметным направление политического искусства. Выделялось стремление художников документально фиксировать характеры и конфликты современной политики. Например, ряд спектаклей был поставлен по мотивам политтехнологий, пиар-производства и провинциальных выборов. Среди них выделялась постановка А. Гельмана «Профессионалы победы», определенная автором как жанр «комедии трагедии».

На выставке «Арт-Манеж» 2003 г. был представлен художниками Ф. Богдаловым и С. Калининым римейк репинского «Заседания Государственного Совета» 1901 г., изображавший в нарочито реалистической манере ведущих политиков страны в костюмах начала XX в. Вызвали интерес инсталляции Г. Острецова «Новое правительство», «Сонное правительство» (2005 г.).

В 2003 г. вышел один из первых политических романов о современной России – роман В. Пелевина «Dиалектика Переходного Периода (из Nиоткуда в Nикуда)». Он стал самым популярным писателем в Москве по итогам 2003 г.

Проблеме взаимоотношений власти и крупного бизнеса был посвящен кинофильм «Олигарх» П. Лунгина.

Во второй половине первого десятилетия века начала формироваться традиция российского религиозного кино, заложенная фильмами «Остров», «Царь» П. Лунгина, «Поп» В. Хотиненко. Последний стал темой выступления Патриарха Кирилла. Проводились многочисленные православные кинофестивали.

В 2005 г. был определен новый порядок вручения Государственных премий. Если ранее называлось около ста лауреатов, то теперь присуждается по три премии в области науки и технологий и три в сфере литературы и искусства. Материальный размер их значительно увеличился.

Первыми лауреатами Государственных премий, присужденных по новым правилам, стали поэтесса Б. Ахмадулина, певица А. Нетребко, архитекторы-рестовраторы Н. Кузьмина и Л. Красноречьев за возрождение церкви Успения на Волотовом поле под Новгородом (XIV в.).

В 2006–2008 гг. Государственными премиями в области литературы и искусства были награждены певица О. Бородина, балерина С. Захарова, актриса А. Фрейндлих, скульптор А. Ковальчук, руководство Государственного фонда кинофильмов РФ, руководство военно-исторического и природного музея-заповедника «Куликово поле». В области гуманитарной деятельности номинантами этой премии стали А. И. Солженицын (2006 г.), Ж. Ширак (2007 г.), первая женщина-космонавт, общественный деятель В. Терешкова.

В области литературы престижными премиями («Триумф», «Букер», «Русский Букер», Солженицына, «Большая книга», «Поэт» и др.) награждены Т. Толстая, Л. Петрушевская, поэты Ю. Кублановский, О. Седакова, О. Чухонцев, Л. Улицкая за романы «Казус Кукоцкого» и «Даниэль Штайн, переводчик», О. Павлов за роман «Карагандинские девятины, или Повесть последних дней», русскоговорящий испанец Р. Гальего за автобиографическую книгу «Белое на черном», В. Аксенов за роман «Вольтерьянцы и вольтерьянки». Д. Быков за биографию Б. Пастернака, О. Славникова за роман «2017», А. Илличевский за книгу «Матисс», М. Елизаров за роман «Библиотекарь».

При этом следует отметить, что лидерами продаж популярной литературы становились Д. Донцова, А. Маринина, Т. Полякова, Б. Акунин.

Номинанты российских и международных премий в области кинематографа: «Война» А. Балабанова, «Дом дураков» А. Кончаловского, выдвинутый Россией на престижную международную премию «Оскар», «Звезда» Н. Лебедева, «Кукушка» А. Рогожкина, «Возвращение» А. Звягинцева, «Пленный» А. Учителя, «Петя по дороге в царствие небесное» Н. Досталя, «Палата номер шесть» К. Шахназарова, «Анна Каренина» С. Соловьева, «Стиляги» В. Тодоровского, «Как я провел этим летом» А. Попогребского, «Утомленные солнцем-2» Н. Михалкова.

В театральном искусстве зрители и специалисты отметили деятельность актеров Н. Мордюковой, Е. Миронова, Н. Караченцова, О. Янковского, режиссеров Г. Волчек, П. Фоменко, М. Захарова, О. Табакова, К. Райкина, К. Серебрякова. Дискуссии вызвали творчество екатеринбургских драматургов В. и О. Пресняковых, работавших в русле постмодернизма. Лучшим спектаклем, награжденным национальной премией «Золотая маска» 2010 г., стал «Рассказы Шукшина» московского «Театра Наций».

В области классической музыки отмечены творчество дирижера В. Гергиева и композитора С. Губайдуллиной, работа виолончелистки Н. Гутман, скрипача В. Третьякова, организация нового московского театра «Новая опера».

В области популярной и рок-музыки среди множества исполнителей большую популярность завоевали В. Меладзе, Валерия, Ю. Шевчук, «Глюк’Oza», Н. Басков, группы «ВИА Гра», «Звери», «Тату», «Ленинград» и др.

Крупными культурными событиями десятилетия стали телевизионные сериалы, поставленные режиссером В. Бортко по произведениям Ф. М. Достоевского «Идиот», М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», Н. Гоголя «Тарас Бульба».

Крайне разнообразно представлена современная российская живопись. Это и бытописатель современной деревни А. Слепышев, номинанты премий Н. Нестерова, А. Салахова. К самым известным художникам, несмотря на неоднозначность их творчества, критики относят О. Кулика, А. Виноградова, В. Дубасарского, И. Кабакова. Исторический жанр в живописи ярко представлен учеником И. Глазунова П. Рыженко, работающим в стиле классического реализма. Воплощением салонной живописи остается творчество Н. Сафонова. Марксистское направление в современной живописи представлено Д. Гутовым, радикально-государственно-евразийское – А. Беляевым-Гинтовтом, соц-арт – Б. Орловым.

Положение российской науки в первом десятилетии века оставалось крайне тяжелым: продолжалось старение научных кадров, отток ученых за рубеж, их низкая оплата труда, слабая обеспеченность научным оборудованием. Тем не менее в 2003 г. два россиянина – А. Абрикосов, живущий в США, и В. Гинзбург были награждены Нобелевской премией за работы в области сверхпроводимости.

Лауреатами Государственной премии стали ученые из Онкологического центра Российской академии медицинских наук за разработку современных схем лечения злокачественных опухолей, коллективы военных ученых за создание оптико-электронного комплекса контроля космического пространства и за создание и развитие атомных ракетоносцев, археологи-исследователи пазырыкской культуры VI–III вв. до н.э. на горном Алтае, астрономы за открытия в области физики галактик. Главной премией страны были награждены физик Л. Фадеев, медик А. Коновалов, математик В. Арнольд, лингвист А. Зализняк, химик А. Хохлов, биолог И. Атабеков, известный специалист по системам защиты компьютерной информации Е. Касперский, руководители научных институтов и центров.

В 2002 г. крупными российскими корпорациями была учреждена премия «Глобальная энергия», рассматриваемая как российский аналог Нобелевской. Она вручается как награда за выдающиеся теоретические, экспериментальные и прикладные исследования, разработки и открытия в области энергии и энергетики.

Больше внимания по сравнению с предыдущим периодом со стороны государства было уделено образованию. Его работникам неоднократно повышали зарплату. Активно обсуждались общественностью эксперимент по единому государственному экзамену, переход к двухуровневой системе высшего образования, вхождение России в европейское образовательное пространство, проблемы модернизации образования.

Поставленная руководством страны задача перехода от преимущественно сырьевой экономики к инновационному развитию неизбежно повлечет за собой внимание к проблемам науки, образования и культуры, к реформам всей социально-гуманитарной сферы.

Развитие культуры в современной России положительные и отрицательные черты

Положительные черты:
1. Россия — член ВТО.
2. Россия — член таможенного союза.
3. Протекционизм властей (мера двоякая).
Отрицательные черты
1. Высокий уровень коррупции в госорганах, постоянные поборы, как следствие высокие риски ведения бизнеса, невозможность инвестирования в долгосрочные проекты.
2. Высокий процентные ставки по кредитам (больше чем за рубежом) и неразвитость банковской системы, как следствие высокая стоимость заемного капитала и невозможность развивать бизнес с низкой доходностью.
3. Плохая инфраструктура, высокий уровень износа фондов. Налоговое законодательство мешает ускоренному обновлению фондов.
4. Падение уровня уровня образования, отсутствие хороших специалистов на рынке труда.
5. Отсутствие независимых судов, как следствие невозможности справедливо регулировать споры в арбитражных судах, невозможность инвесторам защищать свои интересы.
6. Высокий уровень налогообложения, сложность налоговой системы, а также ее нестабильность.
7. Низкий уровень внутреннего потребления, низкий уровень доходов населения, а следствие зависимость бизнеса от государственных заказов и дотаций.
8. Ограниченный доступ в технологиям, в том числе из-за санкций.
9. Крайне низка диверсификация российской экономики — основой доход от добычи нефти и газа.
10. Низкий уровень переработки продукции и создания добавочной стоимости. Переработка часто невыгодна в нашей стране.
11. Крайне низкое владение иностранными языками ограничивает распространение западной культуры управления в наших компаниях.
12. Недостаток грамотных управленцев.
13. Нестабильность экономики, постоянные негативные колебания курса национальной валюты ведет к сложностям ведения внешнеторговой деятельности.
14. Незащищенность миноритарных акционеров — отпугивает потенциальных инвесторов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *