Основателем индивидуальной психологии является

Основателем индивидуальной психологии является

Описание

В отличие от классического психоанализа, индивидуальная психология считает основой характера врожденное «социальное чувство», нуждающееся в воспитании. Главную роль в структуре и динамике поведения личности играет не бессознательное, а сознание человека, не биологические, а социальные мотивы. Люди как личности не являются беспомощными существами, жертвами или пассивными носителями своего прошлого опыта. Они активны и сами могут творить своё настоящее, а также относительно произвольно выбирать своё будущее. Важную роль в этом процессе играют интеллект и осознание человеком собственных ценностей и идеалов. В отличие от фрейдовского либидо, основной движущей силой социальной активности человека, в индивидуальной психологии, являются его стремление к власти и комплекс неполноценности, глубоко укоренившийся в подсознании человека. Главными человеческими пороками, проистекающими из этого комплекса, выступают тщеславие и честолюбие, а добродетелями,- мужество и стремление к сотрудничеству. Индивидуальная психология была популярна в странах Западной Европы и США в 20—40-х годах XX века и оказала значительное влияние на зарождение неофрейдизма.

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 27 февраля 2019 года.

История создания

А. Адлер родился в предместье Вены в еврейской семье. В детстве он испытывал чувство соперничества по отношению к своему брату, часто и тяжело болел, а в возрасте пяти лет чуть не умер от пневмонии. Это повлияло на его выбор профессии врача. Окончив медицинский факультет Венского университета, он практиковал как врач — офтальмолог. Однако, вследствие его растущего интереса к деятельности нервной системы область занятий Адлера стала смещаться в сторону психиатрии и неврологии.

В 1902 году, увлечённый книгой Фрейда о толковании сновидений, он стал стремиться к научному сотрудничеству с ним. Вскоре Адлер примкнул к кружку Фрейда, который был создан для развития и распространения психоаналитических идей. Собрания проводились каждую среду у Фрейда дома, вплоть до 1908 года. Данный кружок быстро набирал популярность и расширялся, и к 1908 году было создано общество под названием «Венское психоаналитическое объединение». В 1910 году по предложению Фрейда Адлер его возглавил. Однако вскоре Адлер начал развивать идеи, противоречившие некоторым основным положениям Фрейда. В 1911 году на очередном собрании Фрейд подверг резкой критике взгляды Адлера, и тот отказался от поста президента общества и вскоре покинул его. В октябре того же года Адлер со своими сторонниками организовал свой собственный кружок — «Общество свободных психоаналитических исследований», в дальнейшем получивший название «Ассоциация индивидуальной психологии».

В 1912 году Адлер опубликовал работу «О нервном характере», обобщавшую основные концепции индивидуальной психологии; и основал «Журнал индивидуальной психологии», выпуск которого вскоре был прерван Первой мировой войной.

После Первой мировой войны он заинтересовался вопросами педагогики и попытался внедрить свои идеи из области психологии в практическую сферу. В 1919 году Адлер основал первую воспитательную клинику в рамках венской системы школьного образования, а затем и экспериментальную школу, реализующую его идеи. Через несколько лет в Вене было около 30 таких центров. Вскоре подобные клиники стали появляться в Голландии, Германии и США.

С конца 20-х годов он часто бывал в США, где выступал с научными докладами и лекциями, развивая свои идеи в области индивидуальной психологии. В 1935 году он переехал в США, где продолжал работать в качестве психиатра, одновременно занимая пост профессора медицинской психологии. Индивидуальная психология Адлера оказалась в центре внимания психологов в 50-е годы, значительно повлияв на формирование гуманистической психологии и нового подхода к проблеме личности.

Адлер стал основателем нового, социально-психологического подхода к исследованию психики человека. Именно в развитии новых идей своей концепции он и разошелся с Фрейдом. Его теория представляет собой совершенно новое направление, очень мало связанное с классическим психоанализом.

> Сторонники

  • Альфред Адлер
  • Рудольф Дрейкурс
  • Отто Рюле
  • Алиса Рюле-Герштель

> См. также

  • Социальная психология

Ссылки

  • ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ // Большой Энциклопедический словарь. — 2000.
  • Адлера индивидуальная психология // Медицинская энциклопедия
  • ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ // Психотерапевтическая энциклопедия. — С.-Пб. : Питер : Б. Д. Карвасарский. — 2000.

Индивидуальная психология – теория личности и терапевтическая система, разработанная Альфредом Адлером, – рассматривает личность холи-стически как наделенную творчеством, ответственностью, стремящуюся к воображаемым целям в пределах своей области феноменологического опыта. Индивидуальная психология постулирует, что иногда из-за чувства неполноценности стиль жизни бывает саморазрушительным. Индивид с «психопатологией» скорее утратил уверенность в себе, а не болен, и терапевтическая задача состоит в том, чтобы приободрить такого человека, активизировать его социальные интересы и посредством взаимоотношений, анализа и методов действий развить новый стиль жизни.

Главные положения индивидуальной психологии Адлера могут быть выражены следующим образом (Г. Мосак, 2000):

1. Любое поведение происходит в социальном контексте (человек рождается в некотором окружении и вступает в обоюдные отношения с ним).

2. Индивидуальная психология есть межличностная психология, где первостепенным является то, каким образом индивиды взаимодействуют с другими, деля с ними «земную кору». Адлер придавал важное значение развитию восприятия себя частью большего социального целого, чувства социальной вовлеченности, желания внести свой вклад в общественную жизнь на общее благо.

3. Отказ от редукционизма (упрощения) в пользу холизма (целостного восприятия). Последователи адлеровской системы акцентируют внимание на изучении личности в целом, на образ ее действий на протяжении жизни и гораздо меньшее значение придают частичным функциям. Все частичные функции представляют собой функции, подчиненные целям и стилю жизни индивида.

4. Сознательное и бессознательное служат индивиду для осуществления его личных целей. Адлер избегает материализации понятия бессознательного, воспринимая его скорее как прилагательное, чем как существительное.

5. Ключ к пониманию человека – его убеждения и стиль жизни. Развитие личности начинается на ранних этапах жизни, чтобы помочь ему организовать опыт, а также понимать, предсказывать и контролировать собственные переживания. Убеждения – это выводы, полученные в результате восприятий. Именно они в последующем определяют предпочтительный способ восприятия. Соответственно, стиль жизни не является ни правильным, ни неправильным, нормальным или аномальным, а просто «очками», через которые личность видит свою жизнь.

6. Стиль жизни остается относительно постоянным на протяжении жизни, убеждения же под влияние психотерапии могут измениться. Поведение может меняться на протяжении всей жизни человека в соответствии как с непосредственными требованиями ситуации, так и с долгосрочными целями, присущими его стилю жизни.

7. Человека определяют не наследственность и окружение, а те цели, которые он сам выбрал, которые дают ему место в мире, обеспечивают безопасность и позволяют сохранять самоуважение. Жизнь является динамичным стремлением, а жизнь человеческой души есть не «существование», а «становление».

8. Центральными стремлениями человека могут стать: завершенность, совершенство, превосходство, самореализация, самоактуализация, компетентность и власть. Если данные стремления направлены на увеличение торжества личности, то они социально бесполезные и являются проявлением психических проблем. А если они направлены на преодоление жизненных проблем, то они приобретают социальный интерес.

9. Всю жизнь человек сталкивается с альтернативами. Он способен принимать творческие, избирательные и самостоятельные решения, а также выбирать те цели, которых он хочет добиться. Он может выбрать цели полезные, несущие вклад в общество, а может посвятить себя бесполезной стороне жизни, т.е. заботиться о себе и о своем превосходстве, оберегая себя, свое чувство личной значимости от угроз.

10. Социальный интерес – это врожденное (или потенциальное) свойство человека. Люди обладают способностью к сосуществованию и взаимодействию с другими. Даже при тяжелой психопатологии не происходит полного исчезновения социальной интереса. Даже психотик сохраняет некоторую общность «нормальными» людьми.

11. Чувства невротика проистекает из убеждения, что жизнь и люди враждебны, а он неполноценен. Он отстраняется от прямого решения проблем и пытается достичь личного превосходства при помощи средств, защищающих его самооценку: сверхкомпенсации, надевания маски, путем отказа, стремления браться только за те задачи, где исход обещает быть успешным.

12. Поскольку любое поведение целенаправленно, то психогенный симптом будет иметь психологическую цель, а органический симптом будет иметь соматическую цель. Так как последователей Адлера интересует скорее процесс, диагностической терминологии уделяется мало внимания.

13. Жизнь бросает человеку вызов в виде жизненных задач. Первоначальными тремя задачами были задачи, связанные с обществом, полом и работой. Первую мы уже упоминали. Вторая: определить наши половые роли, частично на основе культурных определений и стереотипов, и приучить себя к общению с другим, а не противоположным, полом. И третья: поскольку каждый человек зависим от труда других людей, работа становится необходимой для человеческого выживания.

14. Поскольку жизнь постоянно создает проблемы, чтобы ее прожить, требуется мужество – готовность подвергнуться рискованным действиям, когда последствия или неизвестны, или могут оказаться неблагоприятными. Вопрос, на который каждый из нас должен ответить, состоит именно в том, есть ли у нас мужество жить, несмотря на знание о нашем несовершенстве.

15. Жизнь не имеет изначально присущего смысла. Человек сам придает смысл жизни, каждый из нас на свой собственный манер. Поведение человека определяется тем значением, которое он приписывает жизни. Оптимисты будут иметь жизнь возможностей и надежд, использовать свои шансы и не будут обескуражены неудачей или неблагоприятным исходом. Пессимисты будут избегать любых рисков, которые несет с собой жизнь, а если они все же решатся, то будут саботировать свои усилия и скорее всего лишь подтвердят сложившиеся ранее пессимистические предчувствия.

Поскольку, как было отмечено, ключом к пониманию человека являются его убеждения, представляет интерес выделение их основных групп (H.H. Mosak, 1973):

1. Я-концепция (убеждения о том, кто я такой).

2. Я-идеал (убеждения о том, каким мне следует быть, чтобы занять свое место).

3. «Картина мира» (убеждения о том, что не является мной (мир, люди, природа) и о том, что мир требует от меня).

4. Этические убеждения (персональный свод законов «правильно-неправильно»).

Если есть несоответствие между Я-концепцией и Я-идеалом («Я глупый, а должен быть умным», «Я толстая и некрасивая, а должна быть стройной и красивой» и т.п.), то возникает чувство неполноценности. К чувству неполноценности приводит также недостаточность соответствия между Я-концепцией и «Картиной мира» («Я слаб и беспомощен, а жизнь опасна»), а также несоответствие между Я-концепцией и этическими убеждениями («следует всегда говорить правду, а я лгу»), которое приводит к чувству неполноценности в моральной области.

Таким образом, то, что в медицинском случае назвали бы «патологией» и что Адлер называет утратой веры в себя или комплексом неполноценности, что само по себе не является «ненормальным». С точки зрения Адлера, жить – значит чувствовать неполноценность. Комплекс неполноценности отражает утрату веры в себя ограниченной части нашего общества и обычно «ненормально». Психологически здоровый или нормальный индивидуум – тот, который развил у себя социальный интерес, кто хочет посвятить себя жизни и жизненным задачам. Он использует свою энергию на то, чтобы быть членом общества, с уверенностью и оптимизмом справляющимся с жизненными проблемами. У него есть свое место, у него адекватная самооценка. Он ощущает чувство принадлежности и сотрудничества и обладает «мужеством быть несовершенным». Он твердо знает, что, несмотря на его несовершенство, он может быть востребован другими.

Психотерапия, по Адлеру, есть образовательное предприятие терапевта и пациента, главная цель которого – развитие социального интереса пациента за счет изменения ложных социальных ценностей. Суть переобучения состоит в изменении стиля жизни и убеждений.

Процесс психотерапии имеет четыре главных цели:

1. Отношения (создание и поддержание «хороших» отношений т.е. дружественных отношений между равными). Терапевт и пациент садятся лицом к другу, их стулья находятся на одном уровне, стол отсутствует. Терапевт не играет роль всемогущего, всеведущего и таинственного героя, а пациент не подыгрывает ему. Пациент информируется о том, что творческий человек сам играет роль в создании своих проблем, что всякий ответственен за свои действия и что проблемы каждого основаны на неправильном восприятии, на неадекватном или неправильном обучении, одним словом, на ложных ценностях. Данные идеи позволяют принять ответственность за изменения. То, чему научились «плохо», может быть заменено лучшим обучением при условии активного сотрудничества пациента в терапии, совпадении целей пациента и терапевта. Тем не менее, пациент часто провоцирует терапевта на тот вид реакции, который, как он привык с детства, должны давать люди, что даст ему право почувствовать себя непонятым, думать, что его лечат не тем или что его не любят. Поэтому терапевт должен быть внимательным к данным «знакам» и не подтверждать ожидания пациента.

2. Анализ (изучение динамики стиля жизни пациента, его целей, а также того, как они влияют на ход его жизни). Изучение стиля жизни начинается с исследования семейной ситуации пациента, чтобы выяснить условия, в которых сформировались те убеждения, которые стали основой его стиля жизни. (положение, которое имел ребенок в семье, какой путь он прошел, добиваясь своего места в семье, в школе и среди их сверстников. Вторая часть диагностики состоит из интерпретации ранних воспоминаний пациента. Ранние воспоминания относятся к периоду, предшествующему периоду непрерывной памяти, и поэтому могут быть неточными или даже абсолютно выдуманными. Однако понять ранние воспоминания означает понять и «историю жизни» пациента, поскольку люди избирательно вспоминают события своего прошлого в соответствии со своим стилем жизни. Кроме того, история жизни пациента дает возможность установить происхождение «базисных ошибок» пациента. Стиль жизни есть личная мифология человека, который ведет себя так, как если бы миф был правдой, потому что он для него и есть правда. В мифах есть «истины» или «частичные истины», но есть и мифы, которые человек путает с истиной. А это и есть базисная ошибка. Чаще всего базисными ошибками являются:

· ложные ценности («Быть первым, даже если тебе придется карабкаться по головам других»);

· ложные или недостижимые цели «безопасности» («Один неверный шаг и я – покойник», «Я должен быть приятным для всех»);

· сверхобобщения («Люди враждебны», «Жизнь опасна»);

· неправильные восприятия жизни и ее требований («Жизнь никогда не даст мне никакой передышки», «Жизнь так тяжела»);

· преуменьшение или отрицание своих достоинств («Я никчемный человек», «Я мелкая сошка», «Я всего лишь домработница»).

3. Интерпретация полученных данных (в том числе сновидений), кульминацией которой является инсайт (озарение, внутреннее прозрение). В отличие от Фрейда, Адлер воспринимал сновидения как деятельность, направленную на решение проблем с ориентацией на будущее. Сновидение – это некая предварительная репетиция возможных действий. Если мы хотим отложить действие, то мы забываем сон. Если мы хотим оговорить себя от некоторых действий, то мы пугаем себя ночными кошмарами. Интерпретация сновидения не заканчивается с анализом содержания, а должна включать в себя целевую функцию. Сновидения играют важную роль в лечении, они выносят проблему на поверхность и указывают направление действий пациента. Однако еще более значение имеет инсайт, который должен предшествовать изменению поведения. Пациент освобождает себя от ответственности за свою жизнь до тех пор, пока он не достигнет инсайта. Задача терапевта и состоит в том, чтобы содействовать инсайту при помощи интерпретации.

4. Переориентация (начинается с предварительного, мягкого или энергичного убеждения пациента, что изменение необходимо в его же интересах, что нынешний образ жизни пациента обеспечивает ему «безопасность», но не счастье).

Введение ……………………………………………… 2

Понятие индивидуальной психологии ………………….. 3

Основатель индивидуальной психологии ……………3

Теория личности Адлера: чувство неполноценности …4

Стиль жизни ……………………………………………. 8

Социальный интерес ………………. ………………5

Творческое Я ……………………………………………5

Фикционный финализм ………………………………… 6

Виды компенсации ……………………………………… 9

Индивидуум как творческое и самоопределяющееся целое 11

Социальная принадлежность индивидуума ………………… 12

Индивидуальная субъективность ………………………………12

Терапия Адлера ………………………………………………………… 13

Техники терапии ………………………………………………… 17

Заключение ………………………………………………………… 19

Список литературы ………………………………………………… 20

ВВЕДЕНИЕ

Индивидуальная психология – одно из направлений глубинной психологии, основанное на учении австрийского психолога А. Адлера. Исходит из концепции Адлера о наличии у индивида комплекса неполноценности и стремления к его преодолению как главного источника Мотивации. Чувство неполноценности, возникающее в раннем детстве, определяет специфический для человека «жизненный стиль». В отличие от психоанализа, индивидуальная психология считает, что в основе социального характера лежит врождённое социальное чувство, нуждающееся, однако, в воспитании для своего полного развития. У невротиков и асоциальных элементов (наркоманов и т. п.) это чувство отсутствует, заменяясь стремлением к неосознанным фиктивным целям.

Цель терапии индивидуальной психологии видит в выявлении связанных с этим искажений в жизненном стиле пациента. Сам Адлер, принадлежавший к австрийской социал-демократии, видел реформистскую программу достижения гармонии в человеке и обществе. Индивидуальная психология обращалась также к изучению творчества, исходя из своего учения о компенсаторной деятельности как преодолении биологической и социальной неполноценности, занималась психологией групп с выраженным чувством социальной неполноценности (преступники и т. п.).

Теория личности Адлера представляет собой хорошо структури­рованную систему и отражается на нескольких основных положениях, объясняющих многочисленные варианты и пути развития лично­сти: 1) фиктивный финализм, 2) стремление к превосходству, 3) чув­ство неполноценности и компенсации, 4) общественный интерес, 5) стиль жизни, 6) творческое «Я».

Теория Адлера стала своеобразной антитезой фрейдовской кон­цепции человека. Она оказала огромное влияние на гуманистиче­скую психологию, психотерапию и психологию личности.

Индивидуальная психология — направление глубинной психологии, основанное А. Адлером. В названии этого направления, производного от латинского „individuum“, что означает неделимый, выражается его кредо — исследовать целостность личности без членения ее на сознательное и бессознательное. Во всех проявлениях личности ведущим является такое качество, как реализация жизненной цели или смысла жизни, которая начинается у ребенка уже в первые 3 – 5 лет и в которой складывается особый жизненный стиль. Как цель, так и стиль жизни личности тесно связаны с условиями семейного воспитания. На ранних этапах формирования этого психологического направления в качестве движущих сил развития личности рассматривалась стремление к компенсации врожденного чувства неполноценности за счет достижения атрибутов власти и могущества. В дальнейшем движущей силой развития стал рассматриваться социальный интерес как стремление сотрудничать с другими людьми для достижения общих целей. При его недоразвитии возможны проявления преступности, наркомании, психопатологических отклонений.

Адлер стал основателем нового, социально-психологического подхода к исследованию психики человека. Его тео­рия представляет собой совершенно новое направление, очень мало связанное с классическим психоана­лизом и составляющее целостную систему развития личности.

Главная идея Адлера заключалась в том, что он отрицал поло­жения Фрейда и Юнга о доминировании бессознательных влечений в личности и поведении человека, влечений, которые противопо­ставляют человека обществу. Не врожденные влечения, не врож­денные архетипы, но чувство общности с другими людьми, стимулирующее социальные контакты и ориентацию на других людей вот та главная сила, которая определяет поведение и жизнь человека, считал Адлер. Однако есть и нечто общее, объединяющее концепции этих трех психологов: все они предполагали, что человек имеет некоторую внутреннюю, присущую ему одному природу, которая оказывает влияние на формирование личности. При этом Фрейд придавал решающее значение сексуальным факторам, Юнг -первичным типам мышления, а Адлер подчеркивал роль общест­венных интересов.

В то же время Адлер был единственным, кто считал важнейшей тенденцией в развитии личности человека стремление сохранить в целостности свою индивидуальность, осознавать и развивать ее. Мысль о целостности и уникальности личности является неоценимым вкладом Адлера в психологию.

Не менее важна и введенная им идея о творческом «Я». «Я» Адлера представляет собой субъектив­ную и индивидуализированную систему, которая может менять на­правление развития личности, интерпретируя жизненный опыт че­ловека и придавая ему различный смысл. Более того, это «Я» само предпринимает поиски такого опыта, который может облегчить конкретному человеку, создать его собственный, уникальный стиль жизни.

Теория личности Адлера представляет собой хорошо структури­рованную систему и покоится на нескольких основных положениях, объясняющих многочисленные варианты и пути развития лично­сти: 1) фиктивный финализм, 2) стремление к превосходству, 3) чув­ство неполноценности и компенсации, 4) общественный интерес, 5) стиль жизни, 6) творческое «Я».

Чувство неполноценности. У каждого индивидуума какие-то органы слабее других, что делает его более восприимчивым к болезням и поражениям именно этих органов. У каждого человека происходит заболевание именно того органа, который был менее развит, менее успешно функционировал и, в целом, был “неполноценным” от рождения. Организм пытается компенсировать свою слабость. Этот процесс имеет место в психологической сфере: у людей появляется субъективное чувство неполноценности, которое развивается из ощущения особенного психологического или социального бессилия. Чувство неполноценности берет истоки в детстве: ребенок переживает очень длительный период зависимости, этот опыт вызывает глубокие переживания неполноценности по сравнению с другими людьми в семейном окружении. Появление этого ощущения обозначает начало длительной борьбы за достижение превосходства над окружающими, что становится мотивационной силой в жизни человека. Чувство неполноценности может стать чрезмерным – комплекс неполноценности. Возникают три вида страдания: неполноценность органов, чрезмерная опека и отвержение со стороны родителей.

В качестве гиперкомпенсации появляется комплекс превосходства, выражающийся в тенденции преувеличивать свои физические, интеллектуальные или социальные способности. Комплекс превосходства – единый, фундаментальный мотив; это стремление является общим для всех и в норме и в патологии; как цель может принимать и негативное (слабая способность к адаптации) и позитивное (высокая способность к адаптации) направление. Стремление к превосходству связано с большими энергетическими затратами – уровень напряжения растет; это стремление проявляется как на уровне индивидуума, так и на уровне общества — человек стремится совершенствовать саму культуру общества.

Стиль жизни – жизненный план или путеводный образ. Он включает в себя уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, которые в совокупности определяют неповторимую картину существования индивидуума. Стиль жизни основан на усилиях, направляемых на преодоление чувства неполноценности и, благодаря этому, упрочивающих чувство превосходства; он закрепляется в возрасте 4-5 лет. Истинная форма стиля жизни может быть распознана только при условии знания, какие пути и способы используются для решения жизненных проблем: глобальные проблемы – работа, дружба и любовь, они взаимосвязаны.

Установки, обусловленные стилями жизни:

Управляющий тип – самоуверенность и напористость, незначительный социальный интерес; люди активны, но не в социальном плане, установка превосходства над внешним миром, задачи решаются во враждебной, антисоциальной манере;

Берущий тип – паразитическое отношение к внешнему миру, удовлетворение большей части своих потребностей за счет других, такие люди обладают низкой активностью;

Избегающий тип – нет ни достаточного социального интереса, ни активности, такие люди больше опасаются неудач, чем стремятся к успеху;

Социально-полезный тип – “воплощение зрелости”, высокая степень социального интереса и высокий уровень активности, проявление истинной заботы о других, глобальные проблемы воспринимаются как основные жизненные задачи.

Социальный интерес. Необходимо рассматривать социально-культурный контекст жизни человека. Люди подчиняют свои личные потребности делу социальной пользы. Предпосылки социального интереса врожденные, требует развития и развивается в социальном окружении. Многие установки, сформированные в процессе материнского воспитания могут подавлять у ребенка чувство социального интереса. У отца должна быть позитивная установка по отношению к жене, работе и обществу, его сформированный социальный интерес должен проявляться в отношениях с детьми; он должен избегать социальной отгороженности и родительского авторитаризма. Жизнь человека ценна в той степени, в которой он способствует повышению ценности жизни других людей.

Творческое Я – стиль жизни формируется под влиянием творческих способностей личности, творческая сила отвечает за цель жизни, методы достижения цели, способствует развитию социального интереса, влияет на восприятие, память, фантазии и сны. Она делает каждого человека свободным, самоопределяющимся индивидуумом. Творческая сила – результат эволюции.

Порядок рождения – имеет решающее значение, особенно важно восприятие ситуации, что сопутствует определенной позиции. То есть от того, какое значение придаст ребенок сложившейся ситуации, зависит, как повлияет порядок его рождения на стиль жизни.

Первенец – он получает безграничную любовь и поддержку со стороны родителей, но после рождения второго ребенка может испытать сильное потрясение “монарха лишенного трона”. Он, скорее всего, консервативен, стремится к власти и предрасположен к лидерству.

Единственный ребенок – эта позиция может привести к сильному соперничеству с отцом. У него могут возникнуть трудности в общении и занятии социальной позиции, когда он окажется без поддержки со стороны семьи.

Второй (средний) ребенок – ему темп задается со стороны старших братьев или сестер. Вырастает соперничающим и честолюбивым, стремиться доказать, что он лучше, для чего использует как прямые, так и окольные методы; он ставит перед собой непомерные цели, что увеличивает возможность неудач.

Последний ребенок (самый младший) – не испытывает шока повержения с трона, окружен вниманием и заботой. Но у него большой стимул выделиться среди прочих братьев и сестер, в связи, с чем такой ребенок может показать очень высокие результаты в отдельных видах деятельности.

Фикционный финализм. Поведение индивидуума подчиненно им же самим намеченным целям в отношении будущего. Основные цели – фикционные цели, их соотнесенность с реальностью невозможно ни проверить, ни подтвердить. Стремление к превосходству управляется выбранной фиктивной целью. Превосходство как фиктивная цель является результатом самостоятельно принятого решения, сформирована собственной творческой силой, что делает ее индивидуально-уникальной. Таким образом, здесь стремление к превосходству является субъективно понимаемым идеалом, и когда фикционная цель ясна, то все последующие действия наполняются смыслом.

Идея фиктивного финализма была заимствована Адлером у из­вестного немецкого философа Ганса Файгингера, писавшего, что все люди ориентируются в жизни посредством конструкций или фикций, которые организуют и систематизируют реальность, де­терминируя наше поведение. У Файгингера Адлер также почерпнул идею о том, что мотивы человеческих поступков определяются в большей степени надеждами на будущее, а не опытом прошлого. Эта конечная цель может быть фикцией, идеалом, который нельзя реализовать, но, тем не менее, оказывается вполне реальным стиму­лом, определяющим устремления человека. Адлер также подчерки­вал, что здоровый человек в принципе может освободиться от влия­ния фиктивных надежд и увидеть жизнь и будущее такими, какие они есть на самом деле. В то же время для невротиков это невы­полнимо, и разрыв между реальностью и фикцией еще больше усиливает их напряжение.

Адлер считал, что большое значение в формировании структуры личности человека имеют его семья, люди, которые его окружают в первые годы жизни. Значение социального окружения особенно подчеркивалось Адлером (одним из первых в психоанализе), так как он считал, что ребенок рождается не с готовыми структурами личности, а лишь с их прообразами, которые формируются на про­тяжении жизни. Наиболее важной структурой он называл стиль жизни.

Развивая идею о стиле жизни, формирующем поведение чело­века, Адлер исходил из того, что это та детерминанта, которая оп­ределяет и систематизирует опыт человека. Стиль жизни тесно свя­зан с чувством общности, одним из трех врожденных бессозна­тельных чувств, составляющих структуру «Я». Чувство общности, или общественный интерес, представляет собой своеобразный стержень, который держит всю конструкцию стиля жизни, опре­деляет ее содержание и направление. Чувство общности хотя и является врожденным, но может остаться неразвитым. Эта нераз­витость чувства общности становится основой асоциального сти­ля жизни, причиной неврозов и конфликтов человека. Развитие чувства общности связано с близкими взрослыми, окружающими ребенка с детства, прежде всего с матерью. У отверженных детей, растущих с холодными, отгороженными от них матерями, чувство общности не развивается. Не развивается оно и у избалованных детей, так как чувство общности с матерью не переносится на дру­гих людей, остающихся для ребенка чужими. Уровень развития чувства общности определяет систему представлений о себе и мире, которая создается каждым человеком. Неадекватность этой систе­мы создает препятствия для личностного роста, провоцирует разви­тие неврозов.

Формируя свой жизненный стиль, человек фактически сам явля­ется творцом своей личности, которую он создает из сырого мате­риала наследственности и опыта. Творческое «Я», о котором пишет Адлер, представляет собой своеобразный фермент, который воз­действует на факты окружающей действительности и трансформи­рует эти факты в личность человека, «личность субъективную, ди­намичную, единую, индивидуальную и обладающую уникальным стилем». Творческое «Я», с точки зрения Адлера, сообщает жизни человека смысл, оно творит как саму цель жизни, так и средства. Для ее достижения. Таким образом, Адлер рассматривал процессы формирования жизненной цели, стиля жизни по сути как акты творчества, которые придают человеческой личности уникаль­ность, сознательность и возможность управления своей судьбой. В противовес Фрейду он подчеркивал, что люди — это не пешки в руках внешних сил, но сознательные целостности, самостоятельно и творчески создающие свою жизнь.

Если чувство общности определяет направление жизни, ее стиль то два других врожденных и бессознательных чувства — неполно­ценности и стремления к превосходству — представляют собой ис­точники энергии личности, необходимой для ее развития. Оба эти чувства являются позитивными, это стимулы для личностного роста, самосовершенствования. Если чувство неполноценности воз­действует на человека, вызывая в нем желание, преодолеть свой не­достаток, то стремление к превосходству вызывает желание быть лучше всех, не только преодолеть недостаток, но и стать самым умелым и знающим. Эти чувства, с точки зрения Адлера, стимули­руют не только индивидуальное развитие, но и развитие общества в целом благодаря самосовершенствованию и открытиям, сделан­ным отдельными людьми. Существует и специальный механизм, помогающий развитию этих чувств, — компенсация.

Адлер выделил четыре основных вида компенсации — неполную компенсацию, полную компенсацию, сверхкомпенсацию и мнимую компенсацию, или уход в болезнь. Соединение определенных видов компенсации с жизненным стилем и уровнем развития чувства общности дало ему возможность создать одну из первых типологий развития личности.

Он считал, что развитое чувство общности, определяя социаль­ный стиль жизни, позволяет ребенку создать достаточно адекват­ную схему апперцепции. При этом дети с неполной компенсацией меньше чувствуют свою ущербность, так как они могут компен­сироваться при помощи других людей, сверстников, от которых они не чувствуют отгороженности. Это особенно важно при физи­ческих дефектах, которые часто не дают возможности полной их компенсации и тем самым могут послужить причиной изоляции ребенка от сверстников, остановить его личностный рост и совер­шенствование.

В случае сверхкомпенсации такие люди стараются обратить свои знания и умения на пользу людям, их стремление к превосход­ству не превращается в агрессию против людей. Примером такой сверхкомпенсации превосходства при социальном жизненном стиле для Адлера служили Демосфен, преодолевший свое заикание, Ф. Рузвельт, преодолевший свою физическую слабость, многие дру­гие замечательные люди, не обязательно широко известные, но приносящие пользу окружающим.

В то же время при неразвитом чувстве общности у ребенка на­чинают уже в раннем детстве формироваться различные невроти­ческие комплексы, которые приводят к отклонениям в развитии его личности. Так, неполная компенсация способствует возникно­вению комплекса неполноценности, который делает неадекватной схему апперцепции, изменяет жизненный стиль, делая ребенка тревожным, неуверенным в себе, завистливым, конформным и напря­женным. Невозможность преодолеть свои дефекты, в особенности физические, часто приводит и к мнимой компенсации, и ребенок, так же как позднее уже взрослый человек, начинает спекулировать своим недостатком, стараясь извлечь привилегии из внимания и сочувствия, которыми его окружают. Однако такой вид компенса­ции несовершенен, так как он останавливает личностный рост и формирует неадекватную, завистливую, эгоистическую личность.

В случае сверхкомпенсации у детей с неразвитым чувством общ­ности стремление к самосовершенствованию трансформируется в невротический комплекс власти, доминирования и господства. Такие люди используют свои знания для приобретения власти над людьми, для порабощения их, думая не о пользе для общества, а о своих выгодах. При этом также формируется неадекватная схема апперцепции, изменяющая стиль жизни. Подобные люди — тира­ны и агрессоры, они подозревают окружающих в желании отнять у них власть и потому становятся подозрительными, жестокими, мстительными, не щадят даже своих близких. Для Адлера приме­рами такого стиля жизни были Нерон, Наполеон, Гитлер и другие авторитарные правители и тираны, не обязательно в масштабах страны, но и в рамках своей семьи, близких. При этом, с точки зрения Адлера, наиболее авторитарными и жестокими становятся дети избалованные, в то время как отверженным детям в большей степени присущи комплексы вины и неполноценности.

Таким образом, одним из главных качеств личности, которое помогает ей устоять в жизненных невзгодах, преодолеть трудности и достичь совершенства, является умение сотрудничать с другими. Только в сотрудничестве человек может преодолеть свое чувство неполноценности, привнести ценный вклад в развитие общества. Адлер писал, что, если человек умеет сотрудничать с другими, он никогда не станет невротиком, в то время как недостаток коопера­ции есть корень невротических и плохо приспособленных стилей жизни.

Хотя не все теоретические положения Адлера, главным образом связанные с типологией личности детей, очередностью их рожде­ния, нашли свое подтверждение в дальнейших экспериментальных исследованиях. Сама идея о роли чувства общности и индивидуаль­ного стиля жизни в формировании личности ребенка, особенно мысль о компенсации как основном механизме психического раз­вития и коррекции поведения, стала неоценимым вкладом в пси­хологию.

Необходимо отметить и вклад Адлера в психотерапию, так как он одним из первых исследовал роль игры в преодолении невро­зов и закомплексованности. Он считал, что именно игра позволяет Детям преодолеть их комплекс неполноценности, который они ис­пытывают в мире окружающих их взрослых. При этом спонтанная игра детей уже является хорошим психотерапевтическим средством. В том же случае, когда требуются преодоление более серьезных комплексов и решение специальных проблем, развитие игры долж­но осуществляться и направляться взрослым.

Теория Адлера стала своеобразной антитезой фрейдовской кон­цепции человека. Она оказала огромное влияние на гуманистиче­скую психологию, психотерапию и психологию личности.

Адлера часто представляют как ученика основателя психоанализа Зигмунда Фрейда, взбунтовавшегося в конце концов против своего учителя и начавшего создавать свои собственные концепции психологии и психотерапии. Однако внимательное знакомство с его жизнью и творчеством показывает, что на самом деле он был коллегой Фрейда, и ни в коем случае не следует воспринимать его как «неофрейдиста». В его ранних работах, где угадываются ростки будущих теорий, он весьма критично характеризует период сотрудничества с Фрейдом. Более того, Адлер никогда не учился под руководством Фрейда и никогда не подвергался психоанализу сам, что является необходимым условием для получения права стать практикующим психоаналитиком. К сожалению, Адлер и Фрейд не примирились после разрыва их отношений в 1911 году, и Фрейд оставался враждебно настроенным к Адлеру в течение всей жизни. Как покажет обсуждение основных концепций Адлера, большинство положений его индивидуальной психологии и психотерапии развивались как антитезисы теории Фрейда.

Рассмотрение человека как органичной целостности требует единого психодинамического принципа. Адлер вывел его из самой жизни, а именно из того обстоятельства, что жизнь невозможно представить себе без непрерывного движения в направлении роста и развития. Только в движении по направлению к личностно значимым целям индивидуум может быть воспринят как единое и самосогласующееся целое.

Утверждая, что человек стремится к совершенству, Адлер, как психолог, исходил из соображения, что люди не отталкиваются от внутренних или внешних причин, а скорее, тянутся вперед – они всегда находятся в движении к личностно значимым жизненным целям. Цели, которые люди ставят перед собой, а также индивидуальные пути их достижения дают ключ к пониманию того, какое значение они придают своей жизни. По мнению Адлера, эти жизненные цели в значительной степени выбираются индивидуально, а следовательно, в постоянном стремлении к совершенству люди способны планировать свои действия и определять собственную судьбу. Достигая намеченных целей, они не только повышают самооценку, но также находят свое место в жизни.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Индивидуальная психология А. Адлера

Альфред Адлер — основоположник индивидуальной психологии, которая стремится к углублению знания о человеке, которое можно получить, лишь выяснив отношение индивида к своим социально установленным задачам. Она дает нам также представление о характере, вдохновении, о телесном и духовном желании человека. К основным идеям и принципам Адлера в первую очередь следует отнести: принцип целостности, или холизм; единство индивидуального стиля жизни; социальный интерес, или общественное чувство; направленность поведения на достижение цели.

Индивидуальная психология исходит из того, что структура личности (индивидуальность) ребенка закладывается в раннем детстве (до5 лет) в виде особого «стиля жизни», который предопределяет все последующее психическое развитие. «Ребенок из-за неразвитости своих телесных органов испытывает чувство неполноценности, в попытках преодолеть которое и самоутвердиться складываются его цели. Когда эти цели реалистичны, личность развивается нормально, а когда фиктивны — становится невротичной и асоциальной» . В раннем возрасте возникает конфликт между прирожденным социальным чувством и чувством неполноценности, которое вводит в действие механизмы компенсации и сверхкомпенсации, что порождает стремление к личной власти, превосходству над другими и отклонение от социально ценных норм поведения.

Задача психотерапии — помочь невротическому субъекту осознать, что его мотивы и цели неадекватны реальности, с тем, чтобы его стремление компенсировать свою неполноценность получило выход в творческих актах.

Основные принципы индивидуальной психологии — целостность психической жизни личности, стремление к превосходству как основная мотивационная сила в жизни личности, а также социальная принадлежность человека. адлер психология социальный

Как считал Адлер, люди стараются компенсировать чувство собственной недостаточности, вырабатывая свой уникальный стиль жизни, в рамках которого они стремятся к достижению фиктивных целей, ориентированных на превосходство или совершенство.

Стиль жизни личности складывается у ребенка в первые четыре-пять лет жизни и наиболее ярко проявляется в ее установках и поведении, направленном на решение трех основных жизненных задач: профессиональной, сотрудничества и любви. Неблагоприятные ситуации детства, среди которых Адлер особо выделяет неполноценность органов, чрезмерную опеку и отвержение со стороны родителей, способствуют перерастанию чувства недостаточности в комплекс неполноценности — преувеличение собственной слабости и несостоятельности.

Второй движущей силой развития личности является социальный интерес, определяемый Адлером как стремление к сотрудничеству с другими людьми для достижения общих целей. Социальный интерес имеет врожденные задатки, но окончательно формируется в ходе воспитания. С точки зрения Адлера, «степень выраженности социального интереса является показателем психического здоровья» , его недоразвитие может стать причиной неврозов, наркомании, преступности и других социальных и психопатологических отклонений.

Опираясь на оценку выраженности социального интереса и степень активности личности при решении главных жизненных задач, Адлер выделяет четыре типа установок, сопутствующих стилю жизни: управляющий, получающий, избегающий и социально полезный.

Возникновение неврозов, по Адлеру, связано с ошибочным стилем жизни и недостаточным развитием социального интереса. В связи с этим психотерапия должна быть направлена на коррекцию ошибочного стиля жизни, устранение ложных целей и формирование новых жизненных целей, которые помогут реализовать жизненный потенциал. Достигаются эти терапевтические цели через понимание пациента, повышение его уровня понимания себя и развитие социального интереса.

Основные методы индивидуальной психологии — интервью и анализ ранних детских воспоминаний.

Таким образом, индивидуальная психология Альфреда Адлера имеет свою психологическо-терапевтическую систему; она исходит из гипотезы, что все человеческое поведение может быть понято из стремления к власти и влиянию.

Уже в первые годы жизни ребенок сознает размеры своих способностей, и, если только он не может отстоять свою индивидуальность, особенно перед превосходством взрослых, которые насмешкой или строгостью подавляют ее, им овладевает чувство сознания своей неполноценности. Позже это же чувство неполноценности («комплексы») может быть порождено несовершенствами в смысле социального положения человека или положения его внутри общностей. Так возникает либо стремление к возвеличению, которое направлено к достижению чувства превосходства над природой и людьми, либо уход от проблемы путем «бегства в болезнь» , злоупотребления беспомощностью и т. д., что приводит или может привести, так же как и тенденция к самовозвеличению, к нервному заболеванию и социальной неполноценности.

Задача индивидуальной психологии заключается в том, чтобы найти направляющую жизненную линию «нервозного характера» и исцелить его методом ободрения, т. е. методом глубинной психологии.

Идея Адлера о важности чувства безопасности в развитии ребенка — одна из главных идей целого ряда современных психотерапевтических направлений, базирующихся на психоанализе и гуманистической психологии.

Необходимо отметить и вклад Адлера в психотерапию, так как он одним из первых исследовал роль игры в преодолении неврозов и закомплексованности. Он считал, что именно игра позволяет детям преодолеть их комплекс неполноценности, который они испытывают в мире окружающих их взрослых. При этом спонтанная игра детей уже является хорошим психотерапевтическим средством. В том же случае. Когда требуются преодоление более серьезных комплексов и решение специальных проблем, развитие игры должно осуществляться и направляться взрослым.

Принцип холизма (целостности), предписывает постоянно помнить о том, что отдельные мысли и поступки какими бы случайными они не казались, обязательно объединены в уникальный для каждого человека жизненный стиль. Признавая роль бессознательного, Адлер в то же время признавал решающую роль осознанного активного и творческого начала в каждой личности.

Адлер не разделял резко биологическое и социальное в человеке. Социальные потребности человека он считал во многом врождёнными. Признаком социального здоровья является одновременное чувство стремления ко взаимодействию и самоутверждению, а не невротическая зависимость (стадность) от других в силу индивидуальной слабости, с одной стороны, или взаимодействие с другими с целью их подавления и самоутверждения за их счёт, с другой стороны.

Список использованной литературы

1.Адлер А. Очерки по индивидуальной психологии. — М., 2002

2. Асмолов А.С. Психология личности. — М., 2003

3.Соколов Э. В. Введение в психоанализ. — СПб., 2002

Размещено на Allbest.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *