Оратор ораторское искусство

Оратор ораторское искусство

Основы ораторского искусства

Аристотель в «Риторике» писал: «Речь слагается из трёх элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому обращается с речью». Слово «оратор» (от лат. оrаrе — «говорить») появилось в русском языке в начале XVIII столетия, а более широкое распространение получило в первой трети XIX века. Близкие по значению слова к термину «оратор» — это вития, краснослов, трибун, красноречивый человек, ритор, лектор. Все они подчеркивают, что оратор — это человек, умеющий говорить красиво, образно, выразительно.

В современном русском литературном языке слово «оратор» является многозначным. Так, толковые словари отмечают следующие значения: 1. Лицо, профессионально занимающееся искусством красноречия (у античных народов); 2. Лицо, произносящее речь, выступающее, говорящее в собрании; 3. Человек красноречивый, обладающий даром произносить речи.

В теории ораторского искусства слово «оратор» используется как термин, имеющий значение «человек, произносящий публичную речь». По правилам классической риторики оратор должен показать себя человеком, достойным доверия и способным вызвать уважение аудитории

Термин образ ритора (оратора, говорящего) ввел в русскую науку В.В.Виноградов в работе 1930 года «О художественной прозе». В.В.Виноградов отмечает, что построение образа оратора похоже на создание актером определенной «маски», а подготовка речи и ее исполнение, несмотря на всю страстность и вдохновение, с которыми выступают иные ораторы, – процесс сознательный, требующий искусства создания образа ритора.

К основным аспектам проявления образа оратора в слове относятся этос, логос, пафос.

В наше время вопросы риторического этоса занимают ведущее место в организации речевых отношений в обществе, поскольку этическая составляющая образа ритора оказывается определяющей (А.А. Волков). Категория этоса описывает критерий искренности оратора; апеллирует к нормам человеческого поведения. Этика оратора – это совокупность нравственных норм, ценностных ориентаций, правил поведения, определяющих его отношение к своим обязанностям, к целям своей работы, к своим слушателям. Цицерон справедливо полагал, что, не зная этики, «оратор не сумеет расположить к себе слушателей и не добьётся успеха». Ораторские нравы определяются А.А. Волковым как «этические требования, предъявляемые обществом любому ритору независимо от его убеждений и дающие в этом качестве принципиальное право на речь» (см. подробно Волков А.А. Курс русской риторики. М., 2001). Нравственные качества говорящего, его честность по отношению к слушателям с древности считаются основополагающими в триаде оратора.

Категория логоса описывает критерий истинности высказываемого; апеллирует к разуму аудитории. Логос требует, помимо воплощения замысла, использовать такие словесные средства, которые были бы доступны получателю речи. Согласно этому критерию оратор должен быть интеллектуальной личностью. Знание предмета, владение логикой и искусством аргументации – всё это также соответствует понятию «логос».

Категория пафоса описывает критерий релевантного речевого поведения; апеллирует к чувствам аудитории. Взволнованность оратора, неравнодушие к предмету речи и в то же время умение эмоционально воздействовать на слушателей соотносится с понятием «пафос». Использование интонационных средств (пауза, смена темпа, тембр и др.) и ряда риторических фигур придают яркость и выразительность выступлению.

Таким образом, хороший оратор – это человек, который не наносит морального ущерба аудитории, способствует формированию ее интеллектуального уровня, пробуждает добрые чувства, утверждает идеалы морали, нравственности и права. Речь оратора должна представлять собой последовательное развертывание этоса, логоса и пафоса. Образ оратора оценивается по трём параметрам личности: нравственный ли человек? знающий ли человек (интеллект, образованность)? привлекательный ли человек (эстетическая выразительность)? – иначе «нравится» ли человек?

Д. Карнеги подчёркивал: «Самое драгоценное для оратора – его индивидуальность, лелейте её и берегите». Каждый выступающий имеет свои индивидуальные особенности, которые влияют на стиль речи, проявляются в манере выступления. Речи оратора должны быть направлены на достижение нравственных целей, вызывать у слушателей добрые чувства и намерения.

Оратор должен быть человеком эрудированным, т. е. начитанным, осведомленным в области науки и техники, литературы и искусства, разбираться в политике и экономике, уметь анализировать события, происходящие в стране и за рубежом, и т. п. Он обязан хорошо знать предмет своей речи. Только в том случае, если оратор разбирается в теме выступления, если он сумеет рассказать слушателям много интересного и привести новые, неизвестные аудитории, факты, если ему удастся ответить на возникающие вопросы, он может рассчитывать на внимание и уважение слушателей.

Чтобы выступать публично, оратор должен обладать рядом специальных навыков и умений. По определению психологов, навык — это способность осуществлять ту или иную операцию наилучшим образом. К основным навыкам оратора относятся следующие: навык отбора литературы; изучения отобранной литературы; навык составления плана; написания текста речи; навык самообладания перед аудиторией; ориентации во времени.

Из приобретенных навыков складываются умения оратора. Он должен уметь: самостоятельно подготовить выступление; доходчиво и убедительно излагать материал; отвечать на вопросы слушателей; устанавливать и поддерживать контакт с аудиторией; применять технические средства, наглядные пособия.

Если какие-либо навыки и умения будут отсутствовать, выступление может оказаться неэффективным. Таким образом, мастерство выступающего зависит от его индивидуальных особенностей, складывается из многих знаний, навыков, умений. Чтобы приобрести их, нужно много работать над собой, изучать опыт выдающихся ораторов, образцы ораторского искусства и стараться как можно чаще выступать.

Произнесение речи. Все пособия по риторике советуют до выхода к слушателям провести небольшую репетицию. Выступить можно перед родными, друзьями, просто перед пустыми стульями, воображая, что на них сидят. Репетиционный период покажет, насколько хорошо оратор владеете материалом, какие места выступления оказались слишком длинными либо слишком короткими, каких не хватает фактов, цитат; интересно ли начало и хорош ли финал речи.

Чтобы говорить перед аудиторией, нужно обладать важным качеством — умение публично мыслить. Не надо пытаться говорить «по памяти»: заново творите свое выступление, не боясь оформлять мысли разными языковыми средствами. Если не облекать мысль в живую фразу, рождающуюся в процессе речи, контакта с аудиторией не будет.

Зная структуру публичного выступления, овладев методикой подготовки речи, любой человек сможет выдержать экзамен перед аудиторией. Главное — поверить в себя и свои силы.

П. Сопер полагал, что «хорошая речь на добрую четверть воспринимается чисто зрительным путём». Сегодня речевая коммуникация рассматривается как цепочка состояний, в которой производство, передача и приём вербального (от лат. слова verbalis – устный, словесный) сообщения являются лишь частью общего процесса общения. Коммуникативный акт оказывается неполным, если мы отвлекаемся от невербальных средств.

Систему невербальных средств составляют:

1) паралингвистические (греч. para — возле, при, вне; лат lingua — язык) компоненты: голос и его качества (тембр, темп, диапазон, тональность);

2) экстралингвистические (лат. extra – сверх) средства: включение в речь пауз, смеха, покашливания, особенностей дыхания и т.д.;

3) кинесические (греч. kinetikos – относящийся к движению) единицы: жесты, мимика, позы, взгляд;

4) проксемические (лат. proximus – близкий, ближайший) элементы: организация пространства, расстояние между людьми при общении.

Несмотря на такое совершенное средство коммуникации, каким является вербальный язык, в межличностном общении, по данным учёных, невербальные компоненты передают 65% всей информации. Столь активное их использование объясняется рядом причин:

1) невербальные сигналы, развившиеся как средства коммуникации раньше, чем вербальные (исследователями доказано, что НВКК онтогенетически старше речи на языке), оказались устойчивыми в своих первоначальных функциях и часто употребляются неосознанно;

2) невербальные средства воспринимаются визуально и поэтому сильнее воздействуют, несмотря на свою кратковременность (позволяют сделать коммуникативный акт более эффективным и точным);

3) НВКК передают тончайшие оттенки отношений, оценки, эмоций (эмоциональные возможности жеста позволяют ему выступать в качестве носителя коннотативных значений);

4) невербальные компоненты могут передавать информацию, которую трудно или по каким-то причинам неудобно выразить словом (в определённых ситуациях оказываются самодостаточными и не нуждаются в вербальном сопровождении).

В организации восприятия речи оратора слушателями чрезвычайно важно то, как звучит голос выступающего. Голос – это совокупность разнообразных по высоте, силе и тембру звуков, возникающих в результате колебания голосовых связок и служащих целям устной речи. Голос составляет звуковой облик человека, является важным средством звуковой коммуникации, позволяющим устанавливать и поддерживать контакт с адресатом речи. Первая функция голоса состоит в том, чтобы обеспечить «слышимость» (З.В. Савкова) звучащего слова: голос должен звучать свободно, мягко, доверительно, на низких тонах (низкие тона голоса воспринимаются более благоприятно, они собирают внимание слушающих, настраивают их на восприятие содержания). Если оратор будет заботиться о том, чтобы его речь легко осознавалась слушателями, он обязательно разовьёт голосовую гибкость, подвижность, способность голоса «рисовать мысль». То есть возродит вторую функцию голоса – быть выразителем мысли. Дело в том, что мы понимаем речь говорящего по хранящемуся в нашей памяти «запасу интонационных моделей». Мы помним мелодические рисунки повествовательных, вопросительных, восклицательных и других предложений, слышим мелодическое выделение логических центров фраз, интонирование знаков препинания и т.д.

И, наконец, если оратор захочет, чтобы его речь вызвала не только «сомыслие» (З.В. Савкова), но и сопереживание у слушателей, он непременно будет развивать средства речевой выразительности. Ибо третья функция голоса – быть проводником чувств. Ведь именно по интонациям (повышению или понижению голоса, увеличению или уменьшению силы звука, возникновению и характеру пауз, изменению темпо-ритма речи и тембральной окраски голоса) слушатель угадывает чувство, через интонации он приходит в соприкосновение с тем, что живёт в душе говорящего.

Оратор должен уметь регулировать своё поведение, управлять интонациями речи в процессе словесного взаимодействия с аудиторией.

К.С. Станиславский писал: «…Каждый должен обладать превосходной дикцией, произношением…должен чувствовать не только фразы, слова , но и каждый слог, каждую букву… Если человек не чувствует души буквы, он не почувствует и души слова, не ощутит и души фразы, мысли». Красиво должен звучать не только голос оратора, но и его речь. Благозвучие, мелодичность речи разрушается дефектами произношения (шепелявость, картавость, свистящие С, З и другие недостатки), небрежностью в выговаривании, особенно согласных звуков. Недопустимо переносить в публичную речь искажённые в быту словесные комплексы (например, «мобыть» вместо «может быть»). Это делает речь неразборчивой, неэстетичной, невыразительной. Следует знать, что разборчивость речи падает при высоких тонах голоса, усилении звука, быстром темпе (наступает скованность артикуляционного аппарата), а также при тихом звучании и низких тонах голоса. Необходимо учитывать акустические условия публичного выступления, знать, что расстояние, существующее между оратором и аудиторией, «затушёвывает» согласные, а «звуковой поток» поглощает их, «размывает», они доходят до слушателей в значительно ослабленном виде.

Изучение многочисленных и многообразных выразительных движений, применяемых в человеческом общении, невозможно без их систематизации. В настоящее время нет единой типологии невербальных компонентов. Рассмотрим некоторые классификации жестов, построенные по различным основаниям.

Роль жестов в коммуникативном акте – такой критерий положен в основу типологии жестов, предложенной Л.А. Капанадзе и Е.В. Красильниковой. Все жесты учёные подразделяют на:

1) ЗНАКОВЫЕ (обладающие как планом выражения, так и планом содержания)

  • указательные (дейктические) жесты (выделяют, отмечают какую-то часть пространства вокруг говорящего (указать можно взглядом, кивком головы, рукой и т.д.); полностью понимаются лишь в языковом контексте, поэтому сопровождаются часто указательными местоимениями (тут, вот, здесь и т.д.);

  • изобразительные (иконические) жесты (изображают различные действия человека, форму, положение в пространстве и движение различных предметов);

  • жесты-символы (имеют абстрактное содержание; понимаются в рамках одного национального коллектива: жесты приветствия, прощания, отрицания, утверждения и т.д.).

2) НЕЗНАКОВЫЕ

  • ритмические жесты (подчёркивают ритмический рисунок высказывания, отчасти дублируют интонацию (ритможесты): скандирование ладонью (ребром её); движение руки, сжатой в кулак и т.д.);

  • эмоциональные жесты (выступают в роли дублёров соответствующих интонационных структур, подчёркивают недоумение, огорчение, досаду, восторг, радость; «читаются» в соответствии с мимикой лица и интонацией речи).

С точки зрения использования кинесических знаков с целью усиления воздействия как на сознательный, так и на подсознательный уровень реципиента, воспринимающего устное высказывание, специалист в области риторики Поль Сопер создал свою типологию жестов. Он предлагает применять выразительные жесты для сопровождения самых сильных, кульминационных мест речи, описательными жестами показывать размеры и формы объектов, о которых говорит оратор, использовать указующие жесты для указания местоположения или направления. Автор предлагает для создания артистического эффекта и оживления речевого высказывания использовать подражательную жестикуляцию.

Профессор РГГУ Г.Е. Крейдлин выделяет два основных семантических типа жестов: коммуникативные и симптоматические.

1) КОММУНИКАТИВНЫЕ ЖЕСТЫ – невербальные единицы, несущие информацию, которую жестикулирующий в коммуникативном акте намеренно передает адресату. Это чисто диалогические жесты. Характерным признаком коммуникативных жестов является их привязанность к конкретным актуальным ситуациям. Все коммуникативные жесты делятся на три подкласса:

  • указательные (дейктические) – содержат в своей семантике указание на участников актуальной ситуации общения, на объект, место или время, релевантные для этой ситуации. Являются самыми древними в жестовой системе любого языка;

  • этикетные жесты – исполняются в конкретных, строго фиксированных ситуациях в качестве элемента, передающего либо информацию о структуре коллектива, в который включен жестикулирующий, либо информацию о типе разворачивающейся ситуации (жесты приветствия, прощания, застольные, дипломатические и т.д.);

  • общекоммуникативные (ситуативно нейтральные) жесты.

2) СИМПТОМАТИЧЕСКИЕ ЖЕСТЫ свидетельствуют об эмоциональном состоянии говорящего. Занимают промежуточное положение между физиологическими движениями и коммуникативными жестами.

Интересна точка зрения И.М. Юсупова, который наряду с традиционными группами жестов (коммуникативные, изобразительно-описательные, модальные) рассматривает и четвертую – жесты-сорняки, которые не несут никакой смысловой нагрузки (заламывание рук, пальцев, кистей; одергивание одежды, притоптывание ногой и т.д.).

А.И. Галичев вводит понятие «инвективных жестов». Это грубые, бранные жесты, вводимые в речь с целью, прежде всего, оскорбить партнёра по коммуникации. Смысл их употребления – нанесение морального ущерба собеседнику.

При жестикуляции пользуйтесь следующими правилами:

а) жесты должны быть непроизвольны; прибегайте к жесту по мере ощущения потребности в нем;

б) жестикуляция не должна быть непрерывной: не жестикулируйте руками на протяжении всей речи, поскольку не каждая фраза нуждается в подчеркивании жестом;

в) управляйте жестами: не старайтесь походить на ветряную мельницу, придержите силы в запасе; помните, что жестикуляция – элемент равновесия всей позы; никогда жест не должен отставать от подкрепляемого им слова;

г) вносите разнообразие в жестикуляцию: не пользуйтесь без разбора одним и тем же жестом во всех случаях, когда нужно придать словам выразительность;

д ) жесты должны отвечать своему назначению; их количество и интенсивность должны соответствовать характеру речи и аудитории, например, взрослые в противоположность детям предпочитают умеренную жестикуляцию.

К.С. Станиславский указывал, что взгляд – «это прямое, непосредственное общение в чистом виде, из души – в душу…». Взгляд сопряжён с выражением лица и другими элементами экспрессии, поэтому он может быть описан как показатель основных состояний человека: радостный взгляд, удивлённый, испуганный, страдающий, внимательный, презрительный, восхищённый.

Считается, что выражение глаз сообщает об истинных переживаниях человека. Учёными установлено, что участники коммуникации легко устанавливают добрые отношения, когда их взгляды встречаются на протяжении 60 — 70% времени общения. Если человек что-то скрывает, то его глаза встречаются с глазами адресата менее 1/3 времени общения. В том случае, если взгляды участников разговора встречаются более, чем 2/3 времени общения, то беседа удалась или собеседник готов к установлению дружеских отношений. Быстрые, короткие, повторяющиеся взгляды – сигнал к установлению контакта.

Для оратора важно наладить зрительный контакт с аудиторией. Умение правильно направить взгляд – важное умение оратора. Не следует смотреть в сторону, в пол, себе под ноги, на потолок, в пространство, на одного из присутствующих в первых рядах. Говорящий в подобных ситуациях не может следить за реакцией слушающих на свою речь, нет связи со слушателями, внимание слушателей рассеивается, оратор не вызывает интереса. Рекомендуется смотреть на слушателей, переводя взгляд с одного на другого (но чтоб глаза «не бегали»), чтобы ощутить контакт со слушателями (см. подробно Стернин И.А. Практическая риторика: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – С. 39 — 55, 123 — 128; Григорьева С.А., Григорьев Н.В., Крейдлин Г.Е. Словарь языка русских жестов. – Москва — Вена: Языки русской культуры, 2001; Русский язык и культура речи/Под ред. А. Г. Антипова. Учебно-методический комплекс для вузов. – Кемерово, 2002. – С. 256 — 267).

Педагогическая риторика — тесты для Педкампус

1. Как называются в педагогической риторике качества оратора, которые позволяют ему установить психологический контакт с аудиторией?
• проксемические
• дружелюбие
• объективные
• искренние
2. Небольшие отрезки времени, которые имеет смысл выделять в пространных речах для частного сюжета или отдельного тезиса имеют название:
• смысловые минутки
• смысловые кванты
• смысловая разгрузка
• смысловые паузы
3. Как называется метод составления структурно-смыслового плана речи, при котором осуществляет поиск оптимального графа?
• метод дискуссионного графа
• метод короткого графа
• метод сокращенного графа
• метод дискурсивного графа
4. Вид парадокса, при котором происходит соединение эмоционально насыщенных антонимов, имеет название:
• перифраза
• оксиморон
• ирония
• литота
5. Использование в речи закономерности, выражаемой в том, что лучше запоминаются начало и конец любого информационного блока, выражает следующий прием риторики:
• речевые модуляции
• следование закону края
• обратная связь с аудиторией
• смысловые кванты
6. Честность в изложении чужой позиции, недопущение вольных или невольных искажений информации называется:
• искренность
• уверенность
• объективность
• заинтересованность предметом речи
7. Речевое поведение включает:
• пространственное поведение
• форма речи
• жесты и мимика
• содержание речи
8. Как называют в риторике употребление слова или выражения в переносном значении?
• речевая конструкция
• троп
• оборот
• синтаксис
9. Перенос названия одного предмета на другой не по сходству, а по смежности называется:
• метонимия
• сравнение
• метафора
• аллегория
10. Умение играть по правилам, принятым в данной среде, называется:
• уверенность
• артистизм
• дружелюбие
• обаяние
11. Единый или сходный конец нескольких фраз имеет название:
• эпифора
• анафора
• градация
• повтор
12. Узловые точки речевого маршрута в модели речевого дискурсивного графа называются:
• поинтами
• кризисами
• топами
• поинтерами
13. Как называется вид троп, при котором название части предмета обозначает весь предмет?
• метонимия
• синекдоха
• аллегория
• олицетворение
14. Набор тем, с которыми оратор обращается к аудитории называется:
• пассивный тематический фонд
• общий тематический фонд
• открытый тематический фонд
• активный тематический фонд
15. Потребление имен собственных в значении нарицательных называется:
• гипербола
• антономасия
• аллегория
• олицетворение
16. Образное завышение размеров или силы предмета или действия — это:
• аллегория
• антономасия
• гипербола
• метонимия
17. Укажите, что из нижеперечисленного представляет собой речевое событие?
• диалог
• междометие
• монолог
• отдельная фраза
• диспут
18. Риторический канон включает в себя:
• изобретение содержания речи
• словесное оформление
• расположение изобретенного речевого материала
• произнесение
• репетиция
19. Укажите основные речевые цели:
• проинформировать
• выразить негативные эмоции
• сагитировать
• дать оценку
• проигнорировать
• убедить
20. Как называется момент в эволюции системы, когда она не может далее действовать по прежним законам и должна либо прекратить существование, либо радикально измениться, дабы продолжить свою жизнь в новых условиях?
• катарсис
• перезагрузка
• реапарция
• кризис

Сопер Л. Основы искуства речи

Поль Л. Сопер. Основы искусства речи
Поль Л. Сопер.
ОСНОВЫ ИСКУССТВА РЕЧИ
Глава: ПРЕДИСЛОВИЕ
РЕДАКТОРОВ
Вряд ли можно сомневаться в том, что знание основ ораторского искусства необходимо
каждому, кто участвует в общественной жизни нашей страны. Уже в средней школе
советские юноши и девушки выступают с речами и докладами на комсомольских
собраниях, в кружках и т. п. Очень полезно, когда умение выступать публично
развивается в юношеские годы. В свое время А. П. Чехов писал:
«В сущности, ведь для интеллигентного человека дурно говорить можно бы считать таким
же неприличием, как не уметь читать и писать, и в деле образования и воспитания —
обучение красноречию следовало бы считать неизбежным». У нас мало людей, которым
не приходится говорить публично. Деятельность человека, профессия которого связана с
постоянным произнесением речей, чтением лекций и докладов, просто немыслима без
основательных знаний принципов и правил ораторского искусства. К числу таких людей
относятся профессора, преподаватели, агитаторы, пропагандисты, прокуроры, адвокаты и
др. Для них публичная речь — главнейшее оружие. Немыслимо, чтобы проповедник
коммунистических идей не был в то же время увлекательным оратором. К сожалению,
еще до сих пор приходится слышать мнение, что форма речи — нечто второстепенное и
маловажное, что публичное выступление ценится не за форму, а за содержание. Нет
спора, что речь прежде всего требует мыслей и мыслей. Но бесспорно и другое: самая
содержательная и интересная речь не будет иметь успеха и не про наведет сильного
впечатления, если она произнесена серым языком, да еще вяло и скучно. Что говорить —
оратору укажет логика на основе точного знания предмета, о котором идет речь. Как
говорить — этому учит искусство речи.
Настоящий оратор обязан уметь не только правильно говорить, — он должен владеть
мастерством публичных выступлений, то есть знать наиболее совершенные методы
построения речи, постичь искусство произнесения ее, уметь говорить сжато,
впечатляюще, образно. Речь идет не о том, чтобы уметь убогое содержание прикрывать
красивым изложением. Яркая, интересная мысль должна высказываться в хорошей форме.
Это достигается постоянным совершенствованием ораторского мастерства, изучением
лучших образцов ораторского искусства и литературы в этой области знаний. Не все
ораторы это понимают, и, вероятно, поэтому иные выступления, будучи нередко
безупречными по содержанию, страдают бедностью языка, отсутствием образов, а
следовательно, слушаются без интереса и зачастую просто усыпляют. Нужна большая
взыскательность к своим речам.
Ораторство является одним из сильнейших рычагов культуры.
Теоретические вопросы ораторского искусства, являющегося одним из средств
человеческого познания, разработаны мало. Кстати, и в пособии Сопера этим проблемам
уделено очень немного внимания. Человеческое познание проявляется в разных формах.
Существуют две разновидности человеческой способности познания: научная и
художественная; есть две формы человеческого мышления: логическая и образная.
Наука и искусство, как две формы познания, взаимно дополняют друг друга.
Школа ораторского искусства Вячеслава Юркина www.master-slova.narod.ru
1
Поль Л. Сопер. Основы искусства речи
Публичная речь может рассматриваться как своеобразное произведение искусства,
которое воздействует одновременно и на чувство, и на сознание. Если речь действует
только на способность логического восприятия и оценки явлений, не затрагивая
чувственной сферы человека, она не способна производить сильного впечатления.
Мастерство публичной речи состоит в умелом использовании обеих форм человеческого
мышления: логической и образной. Истинный оратор должен быть вооружен знаниями
принципов и методов, присущих искусству. Искусство есть мышление образами — этот
закон искусства может быть применим и к ораторскому искусству.
Искусство есть одна из сторон духовной, познавательной деятельности человека,
основанной на способности воспроизводить явления жизни в их конкретно-чувственном
индивидуальном облике.
Голые логические построения не могут эмоционально воздействовать на человека. Идея
речи, содержание ее доходят до сознания через эмоциональную сферу.
Задача оратора состоит в том, чтобы воздействовать на чувства слушателей. Сильное
чувство, переживания человека всегда затрагивают и разум, оставляя неизгладимое
впечатление.
Рассудочная и эмоциональная сфера восприятия органически взаимосвязаны. Настоящая
публичная речь должна волновать и возбуждать не только мысли, но и чувства.
Важнейшим условием ораторского искусства является умение пользоваться образами и
картинами. Без этого речь всегда бледна и скучна, а главное — неспособна воздействовать
на чувства и через них на разум.
Речь, состоящая из одних рассуждений, не может удержаться в голове людей, она
исчезает быстро из памяти. Но если в ней были картины и образы, этого случиться не
может. Только краски и образы могут создать живую речь, такую, которая способна
произвести впечатление на слушателей. Живое изображение действительности есть душа
подлинно ораторского искусства. Эта мысль ярко выражена в книге английского автора Р.
Гарриса:»Впечатление, сохраняющееся в представлении слушателей после настоящей
ораторской речи, есть ряд образов. Люди не столько слушают большую речь, сколько
видят и чувствуют ее. Вследствие этого слова, не вызывающие образов, утомляют их.
Ребенок, перелистывающий книгу без картинок,— это совершенно то же, что слушатель
перед человеком, способным только к словоизвержению».
Для нашего советского оратора мало говорить просто, так как недостаточно, чтобы
слушатели понимали его речь: надо, чтобы она подчинила их себе. На пути к этой цели
лежат три задачи: пленить, доказать, убедить.
Нетрудно понять, как много требуется для того, чтобы стать настоящим оратором.
В дореволюционной России ораторское искусство находилось на самом низком уровне. В
1893 году А. П. Чехов с грустью отметил, что… «у нас совсем нет людей, умеющих
выражать свои мысли ясно, коротко и просто. В обеих столицах насчитывают всегонавсего настоящих ораторов пять-шесть, а о провинциальных златоустах что-то не
слыхать». Публичное обсуждение, дискуссии, диспуты, съезды, конференции, собрания в
царской России были явлениями весьма редкими. Из этого не следует, что в те времена не
было прекрасных, блестящих ораторов среди революционеров и прогрессивных
Школа ораторского искусства Вячеслава Юркина www.master-slova.narod.ru
2
Поль Л. Сопер. Основы искусства речи
профессоров. Мы могли бы назвать немало имен, но речь идет не о них, а об общем
состоянии ораторского искусства в те времена.
Известный русский судебный оратор и ученый юрист А. Ф. Кони, характеризуя состояние
ораторского искусства в России, писал:
«Для живого слава в нашей жизни было отмежевано весьма малое место, да и в тех узких
пределах, где оно могло раздаваться, слушатели должны были обладать особым правом на
присутствие» («На жизненном пути», т. III, изд. «Библиофил», стр. 435).
Немного было тогда и литературы, посвященной ораторскому искусству. А то, что было
издано в России
в XVIII и XIX столетиях, не представляет практического интереса и не может служить
пособием по ораторскому искусству. Некоторые из этих книг имеют библиографическую
ценность. К числу таких книг относятся: изданное в 1744 году, написанное Ломоносовым
«Краткое руководство по риторике на пользу любителей сладкоречия»; книга Феофилакта
Малиновского «Основания красноречия», изданная в 1815 году, и его же «Правила
красноречия, в систематический порядок науки приведенныя и Сократовым способом
расположенныя», вышедшая в 1816 году; Мерзлякова — «Об истинных качествах поэта и
оратора», изданная в 1824 году; Петра Побе-доносцева — «О существенных обязанностях
витии и о способах к приобретению успеха в красноречии», изданная в 1831 году, и,
наконец, вышедшая в 1844 году работа Сперанского «Правила высшего красноречия».
В нашей стране созданы условия для самого широкого расцвета ораторского искусства.
Десятки тысяч людей каждодневно выступают с лекциями, докладами, речами в самых
разнообразных аудиториях. Естественна поэтому потребность в практическом пособии
для ораторов. У нас напечатано немало книг, брошюр, статей об ораторском искусстве.
Некоторые из них мы назовем.
В 1927 году была издана небольшая книга Адонарова И. «Ораторское искусство»
(практическое пособие для молодежи); в 1932 году издана книга Гофмана В. «Слово
оратора»; представляет интерес работа Корсаковой Е. А. «Мастерство речи», изд. 1939 г.
Можно на-звать ряд других работ: «Лектор и аудитория» Петрова А. А. (1924 г.);
«Практика ораторской речи» — сборник статей, изданных в 1931 г.; «Мастерство речи»
Пряничникова А. В. (1940 г.); «Краткие сведения об ораторском искусстве» Рубинштейна
А. Л. (1942 г.); «Искусство ораторской речи» Голубкова В. В. (1943 г.); интересны советы
агитаторам Емельяна Ярославского, изданные в 1942 году.
Интересны труды профессора А. И. Ефимова «О культуре речи агитатора и
пропагандиста», издано в 1947 году; его же «О языке пропагандиста» (1952 г.) и «О
культуре речи лектора» (1951 г.). Имеются две книги И. Я. Блинова:
«Выразительное чтение и культура устной речи», изд. 1946 г. и «О языке агитатора», изд.
1948 г. Ряд брошюр был издан в первые годы революции: Яров А., «Ораторское
искусство», изд. 1917 г.; Щегольков А., «Об ораторском искусстве»—1917 г.; Херсонская
Е. П., «Об ораторском искусстве»— 1922 г.; Сереж-ников В. И., «Техника речи», «Музыка
слова»—1924 г. и Много других.
Изданы сборники речей советских прокуроров и адвокатов. Однако сколько-нибудь
полных пособий, к сожалению, еще нет. Крайне необходимы серьезные, солидные книги
Школа ораторского искусства Вячеслава Юркина www.master-slova.narod.ru
3
Поль Л. Сопер. Основы искусства речи
по ораторскому искусству, как, впрочем, и практические пособия для начинающих
ораторов.
Огромную пользу советским ораторам принесло бы издание больших сборников речей
выдающихся ораторов прошлого и настоящего. Эти сборники нужно было бы снабдить
солидными примечаниями и комментариями. Замечательную мысль по этому поводу
высказал В. Г. Белинский: «если вы хотите… людям, которые хотят быть ораторами, дать
средство к изучению красноречия, — то не пишите риторики, а переберите речи
известных ораторов всех народов и всех веков, снабдите их подробною биографией
каждого оратора, необходимыми историческими примечаниями, — и вы окажете этою
книгою великую услугу и ораторам и не ораторам».
Может ли книга П. Сопера заменить отсутствующие у нас пособия? Может ли она стать
настольной книгой советского оратора? Конечно, нет!
Она рассчитана на американского читателя и поучает opaтopoв, которые выступают в
аудиториях, отличных от наших, да и задачи тех ораторов иные.
Наш читатель сам разберется в том, что в этой книге ценно и полезно для советского
человека, желающего совершенствовать свое ораторское мастерство. Он сразу же увидит,
какие советы и поучения Сопера неприемлемы для него. Тем не менее надо совершенно
определенно сказать: книга эта содержит в себе многое, что следует знать и нашим
ораторам.
Книга читается легко, с большим интересом. Она написана своеобразным языком,
местами афористически.
Значительное место отводит автор такой важной и интересной теме, как необходимость
учиться правильному, упорядоченному мышлению. Обращаясь к читателю, автор говорит:
«Научиться правильно мыслить —самый ценный урок, который вы извлечете из этого
курса». В другом месте, где говорится о приемах построения речи, автор предупреждает
оратора: «Организовать идеи — немалый труд. Пока нет предварительного наброска, речь
не имеет формы». При этом он остроумно замечает: «Красноречие есть мастерство, а
мастерство не слетает к читателю прямо с печатных страниц…» Главное в подготовке
должен проделать сам оратор.
Интересна обстоятельно изложенная глава «Доводы агитационной речи». Автор
рекомендует различные способы воздействия на аудиторию. Что Может оказать влияние
на слушателей, какие чувства можно пробудить в них?
«Великодушие, сострадание к слабым, чувство долга и другие благородные побуждения,
вызванные к жизни во всей их мощи, обладают способностью так же неодолимо влиять на
людей, как и личный интерес. Стоит только по-настоящему пробудить чувство
справедливости каким-нибудь примером физического или нравственного насилия или
примером гонения невинных людей, жестокого обращения с животными, как слушатели
будут настаивать на действиях, направленных к подавлению зла. Известно, как
возмущается публика на спектакле, в котором злодей недостаточно наказан. Многие
славные имена — напоминание нам, что люди даже отдают жизнь за то, что они считают
правым делом».
В этой же главе дается много советов, которые могут быть использованы нашими
агитаторами, судебными ораторами, преподавателями, лекторами.
Школа ораторского искусства Вячеслава Юркина www.master-slova.narod.ru
4
Поль Л. Сопер. Основы искусства речи
Одна из глав книги посвящена теме о языке. Слово — это то, при помощи чего оратор
передает мысли и чувства. Оратору нужны не только большой запас слов, «о и умение
пользоваться им, то есть владеть языком.
Автор пишет о различии между языком литературного произведения и языком
публичного выступления. В литературе он должен быть удобочитаемым, в речи важно
звучание языка.
В нашей литературе об искусстве публичных выступлений очень мало внимания
уделялось самому про изнесению речи. В книге Сопера даются советы, как должен
держать себя оратор на трибуне и как произносить речь. При этом он правильно
утверждает:
«Подлинно движущая и направляющая сила внешних данных и приемов оратора
заключается в его глубоком переживании взаимного общения с аудиторией.
Настоятельная внутренняя потребность выполнить свой долг перед слушателями даст для
правильного внешнего поведения гораздо больше, чем нарочитые технические приемы.
Всякие ухищрения в осанке, манерах, жестах никогда не создадут настоящего облика
оратора, воодушевленного мощной идеей и желанием поделиться ею с аудиторией».
Не менее интересен раздел о контакте оратора со слушателями. Аудитория не только
слушает, но и наблюдает за оратором; между ними устанавливается зрительный контакт.
Автор называет это зрительно воспринимаемыми элементами речи, к числу которых он
отно-сит внешность оратора, манеры, позу, жесты.
Начинающий оратор найдет в книге полезные советы относительно преодоления страха
перед выступлением и о том, как развить уверенность в себе. «Выступая перед
аудиторией, вы должны,— говорит автор,— ничего не бояться, кроме самого страха».
Книга П. Сопера представляет систематизированный курс лекций для студентов
американского колледжа, изучающих основы ораторского искусства. Как видно из
содержания книги и из предисловия к ее второму изданию, цель автора — изложить
основные начала искусства публичной речи. Он исходит из мысли, что его пособие
является лишь подготовительной ступенью к занятиям на курсах повышенного типа. В
соответствии с поставленной целью автор ограничивается лишь задачей выработки у
учащегося первичных навыков и преодоления укоренившихся или укореняющихся
недостатков речи, что, несомненно, повышает методическую ценность
пособия. Он исходит из совершенно правильного положения, что публичная речь не
представляет чего-то коренным образом отличающегося от обычной беседы. По его
мнению, способность интересно и убедительно выступить перед аудиторией свойственна
каждому и не представляет чего-либо исключительного, дарованного лишь некоторым
избранным. «Публичная речь должна обладать качествами хорошего собеседования», но
только требует «некоторых поправок в отношении голоса, манер и темы для полного
соответствия с обстановкой выступления». Главное, что автор кладет в основу
предлагаемых им методов овладения искусством |речи,— это развитие в начинающем
ораторе чувства взаимообщения со слушателями, характерного для обычной беседы. Но
такое про-стое на первый взгляд требование Сопер развивает в стройную и связанную в
неразрывное целое систему методических правил и советов, которые облегчают задачи,
стоящие перед новичком-оратором. Внимание и интерес аудитории к выступлению
оратора, готовность воспринять, что он говорит, желание согласиться с ним и последовать
Школа ораторского искусства Вячеслава Юркина www.master-slova.narod.ru
5
Поль Л. Сопер. Основы искусства речи
его предложениям автор понимает не как заранее обеспеченное и неизменно
сопутствующее выступлению, а как нечто такое, за что оратор с первого до последнего
слова должен бороться, непрестанно поддерживая психологический контакт со
слушателями, непрерывно возбуждая и заостряя интерес, добиваясь их расположения,
преодолевая безразличие, критические или просто недоброжелательные установки
аудитории и, в конечном счете, развлекая, удовлетворяя любознательность, воодушевляя,
убеждая и призывая к действию — в зависимости от мотивов выступления. Цель речи
(или, пользуясь терминологией автора, общая цель в противоположность конкретному
тематическому заданию, относящемуся к самому содержанию речи) является основным
конструктивным элементом, положенным в основу деления речей на развлекательные,
информационные, воодушевляющие, убеждающие, склоняющие к действию. В связи с
указанными предпосылками автор уделяет в своей работе более чем достаточное
внимание вопросам психологии внимания и психологии слушателя вообще. В этом
отношении проводимые им по ходу изложения деловые замечания и соображения вполне
укладываются в рамках целеустремленной практической методики и не заводят ни самого
автора, ни читателя в дебри произвольных, антинаучных и реакционных учений о так
называемой «психологии масс», учений, исказивших и обесценивших сравнительно
недавно вышедшую за рубежом солидную работу М. Веллера (М. W е 11 ег, Das Buch der
Redekunst, Бсоп. Dusaeldorf, II Ausg., Juni 1955) (Экон. Дюссельдорф, изд. II, 1955).
В свете указанных принци

Ораторское искусство

или искусство красноречия — уменье говорить связно, логически и художественно, чтобы привлечь внимание, а вместе с тем и сочувствие слушателей к какому-нибудь делу. Еще в древности призванием оратора считалось поучать, нравиться и трогать (dicet, ut probet, ut delectet, ut flectat — Цицерон, «De Oratore»). По целям своим, О. речь может служить интересам государства (политическое красноречие), обвинению или защите (судебное красноречие), религии (духовное или церковное красноречие): это три главнейшие, получившие наибольшее развитие отрасли О. искусства. Кроме того, различают еще военное красноречие (см.), похвальные речи (панегирики, см.), школьные или академические речи (актовые речи в университетах и т. п.) и другие, менее важные виды О. искусства. Так как речь должна быть не только составлена, но и произнесена публично, то в О. искусстве различаются две стороны: сочинительская и декламаторская. И та, и другая сторона в известной мере может быть развита путем обучения; поэтому в древности составилось убеждение, что О. искусство не составляет врожденного таланта (погов. fiunt oratores, nascuntur pœtæ). Искусство устного произнесения преподавалось практически, а о способах сочинения речей составлялись трактаты, получившие, потом, название риторик и часто касавшиеся искусства сочинения вообще. Риторика, как учебный предмет сохранившаяся в средних учебных заведениях и до наших дней, выработала целый ряд правил для определения состава речи. В основе речи должно лежать скрытое умозаключение. Делится речь на следующие части: приступ, объясняющий повод или причину речи и долженствующий привлечь внимание слушателей; предложение, излагающее главное содержание речи; разделение, указывающее на главные фазисы развития мысли; повествование, дающее обстоятельства дела; доводы, имеющие целью убеждение слушателей; патетическая часть, которая должна была тронуть сердце слушателей, и, наконец, заключение. Смотря по слушателям или по характеру говорящего может разнообразиться самый стиль речи, причем различаются: стиль низкий или дружеский (фамильярный), возвышенный или патетический и средний. В О. речи часто пользуются поэтическим языком, с его тропами и фигурами. Ср. вообще по теории О. искусства: Ernesti, «Initia rhetorica» (Лпц., 1750 и чаще); Blair, «Lectures on rhetoric and belles lettres» (1783); Maas, «Grundriss der allgemeinen und besonderen reinen Rhetorik» (Лпц., 1835); Schott, «Theorie der Beredsamkeit» (Лпц., 1828—49): Falkmann «Praktische Rhetorik» (Ганнов., 1835—30); Ortloff, «Lehrbuch der gerichtlichen Redekunst» (Нейв., 1886—87); Глаголев, «De methodo inveniendi, disponendi et enuntiandi» (M., 1823; маг. дисс.); H. Токарев, «Об искусстве красноречия» («Период. сочин. о успех. Народ. просв.», № 25); M. Сперанский, «Правила высшего красноречия» (1844); К. Фойт, «Истинное содержание Риторики» («Журн. Мин. Нар. Просв.». 1856, 3 и там же, 7, статья В. Стоюнина). История О. искусства начинается с Греции, так как о красноречии древних народов Востока не имеется данных. И в Греции далеко не везде имелась почва для развития О. искусства: лишь в одной Аттике условия жизни и свободный образ управления вызвали появление ряда недюжинных ораторов, особенно с V в. до Р. Хр., когда конституция Афин окончательно приняла демократический характер. К этому времени относится деятельность Перикла, влияние которого главным образом зависело от его красноречия; Фукидид, в вольном пересказе, сохранил нам образчики его речей. Блестящим временем О. искусства в Греции было время с конца V до конца IV в., когда действовали знаменитые десять ораторов (см. Греческая литература), в том числе величайший оратор древности, Демосфен (см.). К О. искусству у греков рано стал примешиваться ремесленный характер; судебные речи писались на заказ для не умевших или не желавших сочинять их; к опытным ораторам стали поступать на обучение новички, писавшие речи на заданные темы. Впоследствии были основаны даже ораторские школы — в Афинах, позже в Родосе и др. местах. Из этих школ О. искусство было перенесено и в Рим. Не раньше сближения с Грецией, особенно со II в. до Р. Хр., стали появляться римские ораторы, среди которых выдались суровый Катон Цензор, Сципион и Гракхи. Следующий век завершил расцвет римского красноречия, давшего в особенности превосходные образцы судебного красноречия в защитительных и обвинительных речах по политическим процессам. Гортензий, прекрасный импровизатор речей, введший в них азиатскую пышность, и М. Туллий Цицерон, один из величайших ораторов мира, отмечают собой высшую точку римского О. искусства. В период римской империи для ораторов прежнего типа, если не считать панегиристов, не остается места; возникает новое красноречие, примеры которого подали христианские проповедники, со своими вдохновенными речами обходившие все страны; таким оратором явился прежде всех ап. Павел, выступавший и в Афинах, и в Риме. Расцвет духовного красноречия в IV в. по Р. Хр. знаменуется деятельностью Иоанна Златоуста. В средние века и эта отрасль красноречия подвергается порче; наряду с немногими вдохновенными ораторами (Франциск, Фома Аквинский, Абеляр, Бернард Клервоский, Бертольд Регенсбургский) выступают проповедники, говорящие грубо, неизящно, на неудобопонятной смеси народного языка с латинским. Реформация внесла живую струю и в красноречие; громадным ораторским талантом отличались Лютер, Меланхтон, Цвингли, Кальвин и многие другие деятели реформатской эпохи. В XVII в. выдаются французские католические проповедники — Боссюэт, Массильон, Бурдалу и др. Для политического красноречия цветущая пора начинается в Англии еще в XVII в., во Франции — в конце XVIII ст., в эпоху великой революции, в Германии — со времени введения южно-германских конституций и в особенности с 1848 г. Наиболее выдающихся судебных ораторов дала Франция. В России О. искусство не имело возможности развиться всесторонне: для политического красноречия не представляет простора форма правления, а судебное получило возможность применения лишь в самое последнее время, после судебной реформы. Издавна процветало у нас только духовное красноречие. См. Политическое, Судебное, Церковное красноречие.

Ораторское искусство – навык, необходимый каждому современному человеку. В современном обществе люди постоянно пользуются красноречием: в переговорах на работе, публично выступают перед сотрудниками или слушателями, ведут прямые трансляции в социальных сетях. Современное общество построено на основах риторики: дикторы, начальники, журналисты, друзья постоянно пытаются в чем-то убедить, маркетологи убеждают в необходимости приобрести товар или услугу. Для убедительности речи все используют факты, доводы, аргументы и причины.

Понятие ораторского мастерства

Ораторское мастерство характеризуется умением оратора публично подавать свою речь, грамотно излагать мысль, увлекая слушателя, защищая свою точку зрения. Ораторское искусство включает в себя сочетание психологии, риторики и актерского мастерства.

Цель ораторской практики – изложить свою позицию перед слушателем (оппонентом), с помощью подготовки устной речи и отработанных техник риторики. Ораторское искусство, как социальное явление, появилось вместе с необходимостью публичного обсуждения проблем и решения общественных вопросов.

Риторика – это наука, которая занимается изучением красноречия и мастерства публичных выступлений. Ораторская речь – необходимый навык, который можно развить, натренировать и постоянно совершенствовать. Умение красиво и правильно доносить свою мысль может пригодиться в любой ситуации. Настоящие ораторы могут рассуждать на любые темы и аудитория готова слушать их часами.

Понятие об ораторском искусстве имеет три определения:

  • достижение высокой степени мастерства публичных выступлений, качественной речи и владения живым словом;
  • ораторское искусство, также понимают, как науку и учебную дисциплину о красоте слова;
  • ораторство – это сложная смесь навыков, которая выливается в творчество публичной речи.

Отечественная риторика выделяет несколько направлений красноречия:

  1. социально-политическое направление (выступления на политические, экономические темы);
  2. духовное (религиозные публичные выступления, проповеди);
  3. академическое (выступления лектора в учебных заведениях);
  4. социально-бытовое (повседневные, застольные, поминальные речи);
  5. судебное (речи, произнесенные участниками судебного процесса).

Современная риторика занимает прочное место среди программы гуманитарного обучения.

Секреты ораторского искусства

Преподносить речь так, чтобы аудитория не только ее запомнила, но и приятно провела время и стремилась после выступления передать слова оратора всем вокруг. Ораторское мастерство и искусство речи не имеют четких правил, которые необходимо заучивать, для публичной речи важно соблюдать последовательность.

Необходимая последовательная структура ораторской речи:

  1. введение (здесь важно найти внимание слушателя, привлечь его интерес);
  2. главная идея выступления;
  3. центральная часть речи (здесь открываются главные тезисы и пункты);
  4. заключение (вывод речи, подведение итогов).

Искусство оратора, главным образом, состоит в том, чтобы найти контакт с аудиторией. Основы красноречия, некоторые эффективные приемы, лучше всего перенимать у ораторов, имеющих большой опыт в выступлениях.

Публичное выступление требует не только знания правильного построения речи, но и других ценных качеств лектора:

  • знания и умения – прежде всего, оратор должен быть развит интеллектуально, иметь широкий кругозор и уметь поддерживать множество тем для разговора, уметь грамотно отвечать на вопросы;
  • важным пунктом в умении красиво говорить является практика;
  • психологическая подготовленность оратора (он не должен бояться провала или неудачного выступления, должен обладать собой и не выводиться на провокации публики);
  • важно понимать психотип своей аудитории, чтобы уметь сразу произвести на нее впечатление. Все должно быть уместным и подходящим к теме выступления.

Для того чтобы публика не потеряла интерес, можно применять некоторые секреты:

  1. постоянно менять темп речи, уместным будет замедлять ее при подходе к какой-то ключевой идее;
  2. делать паузы (известный всем прием привлечения внимания);
  3. менять интонацию речи и тон.

Нельзя читать предложения с бумаги, слушатель может сделать вывод, что лектор не компетентен и не знает того, о чем пытается им рассказать.

Тренировка для усовершенствования ораторского мастерства

Для усовершенствования мастерства красноречия важна практика и тренировки, в домашних условиях можно выполнять следующие несложные упражнения:

  • работа со словарем – каждый день необходимо запоминать по 10 новых слов и их значений, при этом записывая в свой карманный маленький словарик. При выполнении данного упражнения развивается лексикон, память и интеллект, что очень важно для успешности публичных выступлений;
  • пересказ – простые пересказы газетных статей или страниц из книг, с каждым разом нужно увеличивать объем текста и его сложность;
  • на развитие дикции существует множество упражнений, например, выговаривать скороговорки с забитым орехами ртом до тех пор, пока дикция не станет четкой и понятной всем окружающим;
  • важно часто выполнять различные упражнения на дыхание – они помогут справиться с силой голоса, понять правильность тембра, научат понимать себя и свою внутреннюю силу.

Необходимо пробовать произносить тексты дома перед зеркалом, искать свою удобную, но не вызывающую позу, учиться красиво держать руки, а не засовывать их в карман или теребить края рубашки. К тому же, такие «зеркальные» тренировки помогут раскрепоститься и закрепить навык управления своей мимикой.

Самые свежие новости в нашей группе: Школа ораторского искусства Владимира Подопригора

Пафосность в речи оратора.

Другие ответы на вопросы

  • Один из популярных танцев у инков, созданный на основе длинной печальной песни? 5 букв
  • Советский теннисист, имеющий звание заслуженный мастер спорта, в данный момент является тренером в Германии? 4 буквы
  • Назовите регион Франции, который является самым старым и исторически важным для страны. 7 букв
  • Название одного из самых знаменитых музыкальных инструментов культуры манде (разновидность ксилофона),корпус которого выполнен из бамбука, связанного ремешками. 4 буквы
  • Этот материал используют для защиты от дождя и ветра, а также от взрывозащиты электронных предметов. 8 букв
  • Какие из видов животных часто нападают на аквалангистов в океане? Эти существа также боятся дневного света. 7 букв
  • Назовите фамилию русского литературоведа, который получил премию Ломоносова в 1875 году? 7 букв
  • Какая столица союзной советской республики была разрушена землетрясением в 1948 году? 7 букв
  • На монете какой страны изображен утконос? 9 букв
  • На гербе Сахалинского поселка Ноглики лист папоротника означает богатую растительность, рыба рыболовство, капли именно его. 5 букв

Примеры ораторского искусства в художественных произведениях

Под текстом понимается соединение предложений в строгой логической последовательности, закрепленной грамматическими средствами. Поэтому независимо от своего вида и характера текст должен представлять собой стройное целое, соединенное содержанием и формой.

Изобразительно-выразительные средства языка можно разделить на стилистические фигуры и на тропы.

Стилистические фигуры призваны усилить выразительность высказывания особой организацией языкового материала, в первую очередь синтаксисом. Эти средства можно назвать выразительными.

Тропы помогают ярко изобразить предметы и явления действительности и ассоциативно связаны с ощущениями, которые мы получаем при помощи наших чувств. Эти средства можно назвать изобразительными. Наиболее распространенные виды тропов — это эпитет, сравнение, метафора, ирония.

Эпитет — это слово, образно определяющее предмет, явление. Например, в предложении,, Быстро мелькают золотые дни беспечного весёлого детства” Д. Григорович прилагательные служат средством художественного изображения и выступают в роли эпитетов. Такую же роль играет наречие гордо:,, Между тучами и морем гордо реет Буревестник” М. Горький или существительное волшебница в предложении:,, И вот сама идёт волшебница зима” А. Пушкин.

Сравнение — это сопоставление двух предметов, с целью пояснить один из них при помощи других. Стилистическая функция сравнения — создание художественной образности. Например, в предложении: ,, Могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы” И.Тургенев дерево сравнивается с живым существом и создаётся художественный образ. А в предложении: ,, Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория” М.Шолохов образное восприятие мрачной, выжженной степи переносится на внутреннее состояние героя романа.

Сравнения выражаются различными способами:

1. Оборотами с союзами:

,, Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка” М. Лермонтов;

,, Он бежал быстрее, чем лошадь” А. Пушкин.

2. Формой сравнительной степени прилагательного или наречия:

,, И является она у дверей иль у окна ранней звездочки светлее,

розы утренней свежее” А.Пушкин.

3. Существительным в форме творительного падежа:

,, В груди её птицею пела радость” М. Горький.

4. Лексически:

,, На глаза осторожной кошки похожи твои глаза” А. Ахматова.

Наряду с простыми сравнениями используются сравнения развёрнутые, в которых сопоставляются многие схожие черты:

,,Чичиков всё ещё стоял не подвижно на одном и том же месте, как человек, который весело вышел на улицу с тем, чтобы прогуляться, с глазами, расположенными глядеть на всё, и вдруг не подвижно остановился, вспомнив, что он позабыл что-то, и уж тогда глупее ничего не может быть такого человека: беззаботное выражение слетает с лица его; он силится припомнить, что позабыл он, не платок ли, но платок в кармане, не деньги ли, но деньги тоже в кармане; всё, кажется, при нём, а между тем какой-то неведомый дух шепчет ему в уши, что он позабыл что-то”. Н.Гоголь Метафора — это слово или выражение, которое употребляется в переносном смысле для обозначения какого-либо предмета или явления. Метафора — один из наиболее распространенных тропов. Она может быть построена на различных ассоциациях по сходству: ,, Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаха в дикой злобе на утёсы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады” М. Горький.

Ирония — это троп, состоящий в употреблении слова или выражения в смысле, обратном буквальному, прямому, что создаёт тонкую насмешку:

,, Отколе, умная, бредёшь ты, голова?” И. Крылов (в обращении к ослу).

Высшей степенью иронии является сарказм, т.е. злая насмешка:

,, За всё, за всё тебя благодарю я;

За тайные мучения страстей,

За горечь слёз, отраву поцелуя,

За месть врагов, и клевету друзей,

За жар души, растраченный в пустыне,

За всё, чем я обманут в жизни был…” М.Лермонтов

Выше были рассмотрены самые распространенные виды тропа.

Большими выразительными возможностями обладают особые синтаксические построения, так называемые стилистические или риторические фигуры. К ним относятся: анафора, эпифора, параллелизм.

Анафора — это повторение слов или оборотов в начале отдельных высказываний:

,, Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди…

Жди, когда наводят грусть

Жёлтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придёт…” К. Симонов

Эпифора (концовка) — это повторение слов или выражений в конце смежных отрывков:

,, Милый друг, и в этом тихом доме

Лихорадка бьёт меня.

Не найти мне места в тихом доме

Возле мирного огня!” А. Блок

Параллелизм — это одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи:

,, Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почёт”. В. Лебедев-Кумач

Примером параллелизма может служить известное стихотворение М.Ю.Лермонтова ,, Когда волнуется желтеющая нива” :

,, Когда волнуется желтеющая нива

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

Когда, росой обрызганной душистой,

Румяным вечером иль утра в час златой,

Когда студёный ключ играет по оврагу

И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

Тогда смиряется души моей тревога…”

Стилистические фигуры могут совмещаться (например, анафора, эпифора и параллелизм):

,, Я не знаю, где граница

Между Севером и Югом,

Я не знаю, где граница

Меж товарищем и другом…

… Я не знаю, где граница

Между пламенем и дымом,

Я не знаю, где граница

Меж подругой и любимой”. М. Светлов

Как показывают примеры, названные выше стилистические фигуры используются преимущественно в стихотворной речи. Это объясняется своеобразием стихотворного текста — членением на строфы, на отдельные строчки. Но есть стилистические фигуры, присущие не только поэтической речи, но и прозаической. Они встречаются в текстах художественной литературы, где важную роль играет эмоциональность и экспрессивность речи.

Познакомившись с изобразительно-выразительными средствами языка мы смогли убедиться в богатстве и разнообразии стилистических ресурсов русского языка, его образных средств. Но надо разумно пользоваться своим достоянием.

Главная отличительная черта языка художественной литературы состоит в том, что он выполняет большую эстетическую функцию.

Ораторская речь часто содержит элементы разных книжных стилей. В зависимости от рода и вида речи в ней используются элементы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *