Определения в психологии

Определения в психологии

ПОНЯТИЕ

Значения в других словарях

  1. ПОНЯТИЕ — ПОНЯТИЕ – мысль, которая выделяет из некоторой предметной области и собирает в класс (обобщает) объекты посредством указания на их общий и отличительный признак. Напр. Новая философская энциклопедия
  2. ПОНЯТИЕ — ПОНЯТИЕ — англ. notion/concept/ conception; нем. Begriff. 1. В философии — форма мышления, выражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Социологический словарь
  3. ПОНЯТИЕ — (англ. concept) — форма знания, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. П. выступает и как форма отражения материального объекта, и как средство его мысленного воспроизведения, построения, т. Большой психологический словарь
  4. Понятие — Форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений в их противоречии и развитии; мысль или система мыслей, обобщающая… Большая советская энциклопедия
  5. понятие — ПОНЯТИЕ -я; ср. 1. Логически оформленная общая мысль о классе предметов, явлений, идея чего-л. П. времени. П. качества. Понятия науки. Отражение понятий в словах. 2. только ед. Представление о чём-л., осведомлённость в чём-л.; знание, понимание чего-л. Толковый словарь Кузнецова
  6. понятие — сущ., кол-во синонимов… Словарь синонимов русского языка
  7. понятие — ПОНЯТИЕ, я, ср. 1. Логически оформленная общая мысль о классе предметов, явлений; идея чего-н. П. времени. П. качества. Понятия науки. 2. Представление, сведения о чёмн. Иметь, получить п. о чёмн. 3. обычно мн. Способ, уровень понимания чего-н. Толковый словарь Ожегова
  8. понятие — понятие ср. 1. Логически оформленная мысль об общих существенных свойствах, связях и отношениях предметов или явлений объективной действительности. 2. Представление о чём-либо, осведомленность в чём-либо; знание, понимание чего-либо. 3. разг. Толковый словарь Ефремовой
  9. понятие — Понятие, понятия, понятия, понятий, понятию, понятиям, понятие, понятия, понятием, понятиями, понятии, понятиях Грамматический словарь Зализняка
  10. понятие — ПОН’ЯТИЕ, понятия, ср. 1. Логически расчлененная общая мысль о предмете, включающая ряд взаимносвязанных признаков (научн.). Определение понятия. Понятие квадрата. Понятие прибавочной стоимости. Содержание понятия. Противоречащие друг другу понятия. Толковый словарь Ушакова
  11. понятие — ПОНЯТИЕ, понятный, понять и пр. см. понимать. Также см. понимать Толковый словарь Даля
  12. Понятие — Логический термин, обозначающий известную ступень в развитии интеллектуальной деятельности человека. Память воспроизводит представление объекта в том виде, в каком объект был воспринят сознанием; рефлективная деятельность ума… Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  13. понятие — орф. понятие, -я Орфографический словарь Лопатина
  14. понятие — -я, ср. 1. филос. Форма мышления, отражающая общие и существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений… Малый академический словарь
  15. ПОНЯТИЕ — ПОНЯТИЕ — форма мысли, обобщенно отражающая предметы и явления посредством фиксации их существенных свойств. Первые П. относились к чувственно воспринимаемым предметам и имели наглядно-образный характер. Новейший философский словарь

>Доклад на тему «Как понять понятие»

Введение

Понятие – одна из основных форм научного познания.

Формируя понятие, наука отражает в них изучаемые ею предметы, явления, процессы. Например, экономическая теория сформировала такие понятия, как «товар», «капитал», «стоимость»; правовые науки – понятия «преступление», «наказание», «вина», «умысел», «правоспособность» и др.

Логика (от греческого слова logos – «мысль», «слово», «разум», «закономерность») – наука о мышлении. Но в отличие от других наук, изучающих мышление человека, например, физиологии высшей нервной деятельности или психологии, логика изучает мышление как средство познания.

Одной из форм мышления является понятие. Понятия являются формой идеального отображения внешнего мира, т.е. объективной реальности в человеческом мышлении, и под правовым понятием понимают правовое значение или правовой смысл определённого выражения.

Тема понятия является особенно актуальной в наши дни, так как, во-первых, постоянно появляются новые науки и, соответственно, новые термины. Во-вторых, человек, использующий в своей речи различные термины, должен четко их определять, чтобы иметь полное представление о том, что говорит он или другие. Управленческая деятельность подразумевает под собой четкую, понятную речь. Это возможно, если человек образован, грамотен. Применение понятий в мышлении необходимо всегда, когда к мышлению предъявляются требования определенности, точности и особенно доказательности. Специфика этой формы мышления состоит в том, что она, прежде всего, представляет собой результат мысленного, а значит и словесно-языкового выделения предметов некоторого класса.

  1. Понятие как форма мысли

Понятие — это форма мысли, отражающая предметы в их существенных признаках. Признаком предмета называют то, в чем предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются. Любые свойства, черты, состояния предмета, которые, так или иначе, характеризуют, выделяют его, помогают распознать среди других предметов, составляют его признаки. Признаками могут быть не только свойства, принадлежащие предмету; отсутствующее свойство (черта, состояние) также рассматривается как его признак. 1

Обобщение предметов в понятии происходит по таким их признакам, которые в совокупности являются отличительными для данных предметов. Благодаря этому и происходит мысленное выделение соответствующего множества предметов, составляющих объем данного понятия. Так, признаки «быть хищением чужого имущества» и «быть тайным (деянием)» в совокупности являются достаточными (а каждый отдельный – необходимым), чтобы отграничить кражу от иных неблаговидных «деяний» (например, от разбоя). Нетрудно заметить, что то, что составляет содержание понятия, является одновременно и смыслом того общего имени, с которым связано (ассоциируется) данное понятие. Одни признаки характеризуют отдельный предмет, являются единичными, другие принадлежат определенной группе предметов и являются общими.

Признаки, которые необходимо принадлежат предмету, выражают его внутреннюю природу, его сущность, называют существенными. Существенные признаки имеют решающее значение для формирования понятий. Понятие отражает предметы в существенных признаках, которые могут быть и общими, и единичными. Понятия, отражающие множество предметов, включают общие существенные признаки. Например, общий существенный признак человека — способность создавать орудия труда.

Понятие, отражающее один предмет (например, «Аристотель»), наряду с общими существенными признаками (человек, древнегреческий философ) включает единичные существенные признаки (основатель логики, автор «Органона»), без которых отличить Аристотеля от других людей и философов Древней Греции невозможно. Признаки, которые могут принадлежать, но могут и не принадлежать предмету и которые не выражают его сущности, называют несущественными. Несущественные признаки делятся на собственные и случайные.2 Собственными называются такие признаки, которые свойственны всем предметам данного рода и выражают какую-либо характерную и важную черту этих предметов. Поскольку они обусловлены существенными признаками и органически вытекают из них, то в содержание понятия собственные признаки обычно не включаются. Отражая предметы в существенных признаках, понятие качественно отличается от форм чувственного познания: восприятий и представлений, существующих в сознании человека в виде наглядных образов отдельных предметов. Понятие лишено наглядности, оно — результат обобщения множества однородных предметов на основании их существенных признаков. Таким образом, если изменить несущественные свойства, предмет будет относиться по-прежнему к тому же понятию, а если изменить существенное свойство, предмет становится другим.

Понятие содержит три группы признаков: первая группа признаков характеризует вид, вторая — характеризует род, к которому относится понятие, третья — выделяет отличие от других понятий, соположенных с данным понятием. Понятие представляет собой отражение единой мысли существенных признаков предмета. Оно может распространяться на один, несколько групп (класс) однородных предметов и явлений, обладающих одинаковыми признаками. Исходя из этого, в логической структуре каждого понятия нужно разделять две стороны: содержание и объем. 3

Содержанием понятия называется совокупность существенных признаков, свойств предмета, которая мыслится в данном понятии. Объемом понятия называется совокупность (класс) предметов, которая мыслится в данном понятии. Содержание и объем понятия тесно связаны друг с другом. Эта связь выражается в законе обратного отношения между объемом и содержанием понятия, который устанавливает, что увеличение содержания понятия ведет к образованию понятия с меньшим объемом, и наоборот.

Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия лежит в основе ряда логических операций. 4

1) ОБОБЩЕНИЕ ПОНЯТИЙ. Обобщить понятие — значит, перейти от понятия с меньшим объемом, но с большим содержанием к понятию с большим объемом, но с меньшим содержанием. Например, обобщая понятие «Министерство юстиции Российской Федерации», мы переходим к понятию «министерство юстиции». Объем нового (общего) понятия шире исходного (единичного) понятия; первое относится ко второму как индивид к виду. Содержание понятия, образованного в результате операции обобщения, уменьшилось, так как мы исключили его индивидуальные признаки. Обобщение понятия не может быть беспредельным. Наиболее общими являются понятия с предельно широким объемом — категории, например, «материя», «сознание», «движение», «свойство», «отношение» и др. Категории не имеют родового понятия, обобщить их нельзя.

2) ОГРАНИЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ. Ограничение понятий представляет собой операцию, противоположную операции обобщения. Ограничить понятие — значит перейти от понятия с большим объемом, но меньшим содержанием к понятию с меньшим объемом, но большим содержанием, иначе говоря, чтобы ограничить понятие, нужно перейти от рода к виду: увеличить его содержание путем прибавления видовых признаков.

3) ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ. Определение позволяет раскрыть содержание понятий, которые употребляются в рассуждениях. Содержание понятия представляет собой, как известно, совокупность существенных признаков предмета, поэтому раскрыть содержание какого-либо понятия — значит, указать его существенные признаки. Поэтому логическая операция, раскрывающая содержание понятия, называется определением, или дефиницией. Понятие, содержание которого требуется раскрыть, называется определяемым; понятие, раскрывающее содержание определяемого понятия, — определяющим.5

Определения необходимы:

— для подытоживания главного в познании сущности предмета.

— когда употребляются такие понятия, содержание которых слушателю неизвестно.

— если вводится в обиход новое слово или известное слово употребляется в новом значение.

4
) ДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ. Деление понятий — это операция разбиения объема понятия на взаимно не пересекающиеся и непустые подклассы, объединение которых составляет исходное множество. В операции деления следует различать делимое понятие, т. е. понятие, объем которого требуется раскрыть, члены деления — соподчиненные виды, на которые делится понятие, и основание деления — признак, по которому производится деление. Различают правильное и неправильное деление. В зависимости от содержания и объема все понятия делятся на конкретные виды (рис. 1.).6

Рис. 1. Виды понятий

1) Понятия делятся на единичные и общие в зависимости от того, мыслится ли в них один элемент или множество элементов. Понятие, в котором мыслится один элемент, называется. Понятие, в котором мыслится множество элементов, называется общим (например, «город», «университет»). В них мыслится множество элементов, имеющих общие существенные признаки.

Нулевыми (пустыми) называются понятия, объемы которых представляют собой классы реально не существующих предметов и существование которых в принципе невозможно. В одних случаях пустота объема понятия обусловлена особенностью, природой самих признаков, входящих в его содержание: наличие таких признаков противоречит законам природы. В других случаях пустота объема обусловлена наличием в содержании понятия противоречивых (взаимоисключающих) признаков. Такие понятия называют логически пустыми. Общие понятия могут быть регистрирующими и нерегистрирующими. Регистрирующими называются понятия, в которых множество мыслимых в них элементов поддается учету, регистрируется (во всяком случае, в принципе). Регистрирующие понятия имеют конечный объем. Общее понятие, относящееся к неопределенному числу предметов, называется нерегистрирующим. Нерегистрирующие понятия имеют бесконечный объем. В особую группу выделяются собирательные понятия, в которых мыслятся признаки совокупности элементов, составляющих единое целое. Эти понятия, так же, как и общие, отражают множество элементов (членов коллектива, студентов группы, звезд), однако, как и в единичных понятиях, это множество мыслится как единое целое. Понятие, в котором мыслятся признаки, относящиеся к каждому его элементу, называется несобирательным. Если высказывание относится к каждому элементу класса, то такое употребление понятия будет разделительным; если же высказывание относится ко всем элементам, взятым в единстве, и неприложимо к каждому элементу в отдельности, то такое употребление понятия называется собирательным.

2) Понятия делятся на конкретные и абстрактные в зависимости от того, что они отражают: предмет (класс предметов) или его свойство (отношение между предметами). Понятие, в котором мыслится предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее, называется конкретным; понятие, в котором мыслится свойство предмета или отношение между предметами, называется абстрактным. Различие между конкретными и абстрактными понятиями основано на различии между предметом, который мыслится как целое, и свойством предмета, отвлеченным от последнего и отдельно от него не существующим. Абстрактные понятия образуются в результате отвлечения, абстрагирования определенного признака предмета; эти признаки мыслятся как самостоятельные объекты мысли. Не следует смешивать конкретные понятия с единичными, а абстрактные с общими. Общие понятия могут быть и конкретными, и абстрактными (например, понятие посредник — общее, конкретное; понятие посредничество — общее, абстрактное).

3) Понятия делятся на положительные и отрицательные в зависимости от того, составляют ли их содержание свойства, присущие предмету, или свойства, отсутствующие у него. Понятия, содержание которых составляют свойства, присущие предмету, называются положительными. Понятия, в содержании которых указывается на отсутствие у предмета определенных свойств, называются отрицательными.

4) Понятия делятся на безотносительные и соотносительные в зависимости от того, мыслятся ли в них предметы, существующие раздельно или в отношении с другими предметами. Безотносительные понятия отражают предметы, существующие раздельно и поэтому мыслящиеся сами по себе, вне связи с другими предметами. Особую систему соотносительных понятий образуют терминологические понятия.

По отношению друг к другу понятия делятся на сравнимые и несравнимые. Сравнимыми называются понятия, имеющие некоторые общие (интегральные) признаки, позволяющие сравнивать эти понятия друг с другом. Несравнимыми называют понятия, не имеющие общих признаков, поэтому и сравнивать эти понятия невозможно. Они относятся к разным, весьма отдаленным друг от друга областям действительности и не имеют признаков, на основании которых их можно было бы сравнивать друг с другом. В логических отношениях могут находиться только сравнимые понятия, которые делятся на совместимые и несовместимые (рис. 2.).

Р
ис. 2. Отношения между сравнимыми понятиями

Понятия, объемы которых полностью или частично совпадают, называются совместимыми. Существуют три вида отношений совместимости:

a) равнозначные. В отношении равнозначности находятся понятия, в которых мыслится один и тот же предмет. Объемы этих понятий полностью совпадают (хотя содержание различно).

b) пересечение (перекрещивание). В отношении пересечения (перекрещивания) находятся понятия, объем одного из которых частично входит в объем другого. Содержание этих понятий различно.

с) подчинение (субординация). В отношении подчинения (субординации) находятся понятия, объем одного из которых полностью входит в объем другого, составляя его часть.

Понятия, объемы которых не совпадают ни полностью, ни частично, называются несовместимыми (или внеположными). Эти понятия содержат признаки, исключающие совпадение их объемов.

Существуют три вида отношений несовместимости:

a) соподчинение. В отношении соподчинения находятся два или больше неперекрещивающихся понятий, подчиненных общему для них понятию.

b) противоположность. В отношении противоположности находятся понятия, одно из которых содержит некоторые признаки, а другое — признаки, не совместимые с ними. Объемы двух противоположных понятий составляют в своей сумме лишь часть объема общего для них родового понятия, видами которого они являются и которому они соподчинены.

c) противоречие. В отношении противоречия находятся понятия, одно из которых содержит некоторые признаки, а другое эти же признаки исключает. Объемы двух противоречащих понятий составляют весь объем рода, видами которого они являются и которому они соподчинены.7

  1. Значение понятийной формы мышления

Венцом эволюционного и исторического развития познавательных процессов человека является его способность мыслить. Благодаря понятийному мышлению человек беспредельно раздвинул границы своего бытия, очерченные возможностями познавательных процессов более «низкого» уровня – ощущения, восприятия, представления. Чувственные образы, создаваемые с помощью этих процессов, обладая качеством надежной достоверности, то есть высокой степени соответствия объектам и ситуациям реального мира, дают возможность вовремя реагировать на происходящие изменения и эффективно строить свое поведение в ответ на эти наличные, непосредственно воспринимаемые события. 8

Придавая движениям определенное направление в пространстве, и регулируя их силу и скорость, чувственные образы в то же время, будучи жестко «привязанными» к объекту, его форме, свойствам, местоположению и скорости его продвижения, создают и определенные ограничения в познании окружающего мира. В этих образах окружающий мир предстает, так сказать, в нетронутом виде. Для того, чтобы проникнуть в суть вещей и явлений, понять скрытые от непосредственного взора связи и отношения внутри них и между ними, необходимо активно в них вмешаться, произвести с ними некие физические или мысленные манипуляции, в результате которых эти скрытые связи и отношения становятся явными.

Такое постижение этих связей раздвигает границы наличной ситуации не только в том смысле, что мы знаем, что воспринимаемые здесь и сейчас объекты и события являются лишь ничтожной частью всего сущего в безграничном пространстве и времени; но и в том, что мы своим умственным взором можем «увидеть» то, то не дано невооруженному мыслью глазу, уху, обонянию и т.д. Такой умственный образ окружающего мира, сплетаясь с его чувственным образом, максимально отражает окружающий мир, хотя в то же время может порождать и химеры. С помощью мышления человек познает окружающий мир во всем многообразии, свойствах и отношениях. С помощью мышления человек познает не только сущее, действительное, но и возможное, он не только познает, но и создает его.

Наивысшим уровнем мышления является мышление, при котором в качестве элементов, над которыми производятся перечисленные и иные операции, служат понятия, представленные словом, — понятийное или словесно-логическое мышление.

Наиболее развито у человека понятийное мышление, где элементами, над которыми производятся мыслительные операции, являются понятия. Предметы и явления окружающего мира представлены человеку не только в их чувственных образах, но и в форме понятий — обобщенных внечувственных, умственных образах (репрезентациях) этих объектов и явлений.

Формирование понятия — процесс социальный, содержание понятий зависит от той культуры, в рамках которой он осуществляется. Культура группы или сообщества определяет существенность или несущественность признаков, составляющих данное понятие, связываемое с данным именем. Вследствие различий между культурами в каждой группе или сообществе имеются понятия, не представленные в других культурах.

Но в силу сходства основных потребностей и относительной независимости их от конкретной культуры, а также сходства в физическом и физиологическом устройстве людей, во всех культурах имеются понятия, в которых представлены одни и те же явления. В общем, можно сказать, что во всех человеческих сообществах имеются тождественные понятия, в которых сходным образом отражены части тела, потребности в пище, воде, крове, типичные человеческие чувства, глобальные пространственные и временные отношения, а также наиболее общие свойства объектов, отражение которых обусловлено общим для всех строением органов чувств человека.

Понятия, связанные с изменчивыми природными условиями существования, своеобразием хозяйственной деятельности, изменчивой формой удовлетворения потребностей и проявления чувств, понятия, в которых фиксированы единицы измерения пространства, времени, и иных свойств объектов, основанные на взаимной договоренности, могут существенно различаться от культуры к культуре. 9

Учение о понятии было одним из наиболее фундаментальных разделов в традиционной логике. Однако после создания математической логики данная проблематика на долгое время отошла на второй план, что объяснялось как доминированием номиналистической установки в современной логике, так и недостаточной разработанностью самого учения о понятии, которое в своем традиционном виде не отвечало новым логическим критериям строгости, содержало массу пробелов и внутренних несоответствий.

Современный вариант логической теории понятия был создан усилиями Е.К.Войшвилло, которому удалось вписать учение о понятии в контекст символической логики, применив к анализу понятий такие ее средства, как формализованные языки, точные методы семантического анализа, современные дедуктивные системы. В результате, в частности, была уточнена специфика понятия как особого типа мысли, его логическая структура, введено различение логических и фактических объемов и содержаний, что позволило эксплицировать смысл закона обратного отношения, выделены точные критерии для типологизации понятий, построен особый приближенный к естественному формализованный язык, выражения которого образуются с использованием понятийных конструкций.

В последнее время наблюдается рост интереса к теории понятия в связи с проблемой представления знаний, разрабатываемой в рамках программы искусственного интеллекта. В русле указанного направления науки рядом исследователей (Е.Орловской, З.Павляком, П.Матерной и др.) предложены оригинальные экспликации понятийной формы.

Понятия играют важную роль как в науке, так и в повседневной практике. Рациональное познание отличается от чувственного, в частности, тем, что на данной ступени познаются не только отдельные предметы, но и выделяется то общее, что есть у различных предметов, то есть формируются понятия, с помощью которых формулируются утверждения общего характера, научные законы. Абстрактное мышление представляет собой процесс оперирования понятиями. Особое внимание во многих сферах человеческой деятельности (в науке, в различных областях права, в медицине и т.д.) обращается на точность используемой терминологии. Для достижения этой цели четко фиксируются смыслы употребляемых терминов, т.е. понятия о предметах, репрезентируемых (представляемых) данными терминами. Адекватное понимание различных контекстов языка предполагает точное знание того, о каких типах объектов в них идет речь, т.е. знание понятий, связываемых с языковыми выражениями в этих контекстах.

Список использованных источников

  1. Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики. — М.: ИНФРА-М, 2002. — 296 с.

  2. Брюшинкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев. — М., 1994. -180с.

  3. Войшвилло Е.К., Дегтярёв М.Г. Логика: учеб. для студ. высш. учеб. завед. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.- 223с.

  4. Гетманова А. Д. Логика. — М.: Изд-во „ Омега-Л “, 2007. – 323с.

  5. Гусев Д. Краткий курс логики: глоссарий. — М., 2003.-120с.

  6. Демидов И.В. Логика: Учебник – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2005.-400с.

  7. Ерина Е.Б. Логика: Учеб. пособие. — М.: Издательство РИОР, 2005. -112 с.

  8. Ивин А.А. Логика. Учебное пособие// Издание 2-е — М.: Знание, 1998.- 230с.

  9. Ивлев Ю.В. Логика для юристов. — М., 2000. – 276с.

  10. Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии. — М.,2000.- 320с.

  11. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учебник для юридических вузов. -М.: Юрист, 2003. — 256 с.

  12. Курбатов В. И. Логика: Учебное пособие для студентов вузов. — Ростов на/Д.: Феникс, 1996. – 346с.

  13. Стрелкова Н.В. Логика в задачах и упражнениях: Учебное пособие. – М.: Изд-во «Щит-М», 2004. — 98с.

  14. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1998. — 288 с.

1 В.И. Кириллов, А.А. Старченко Логика: Учебник для юридических факультетов и институтов. — М.: Юристъ, 2003. – С. 34-56.

2 Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1998. С. 88.

3 Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики. — М.: ИНФРА-М, 2002. — С. 169-189.

4 Брюшинкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев. — М., 1994. — С. 37-123.

5 Гетманова А. Д. Логика. — М.: Изд-во „ Омега-Л “, 2007. С. 123-134.

6 Гусев Д. Краткий курс логики: глоссарий. — М., 2003.

7 Войшвилло Е.К., Дегтярёв М.Г. Логика: учеб. для студ. высш. учеб. завед. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. С. 22-78

8 Ивин А.А. Логика. Учебное пособие// Издание 2-е — М.: Знание, 1998.С. 56.

9 Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии. — М.,2000.

и объём понятия

Выделяют содержание и объём понятия. Содержанием понятия называется совокупность существенных признаков класса предметов, подпадающих под это понятие. Например, содержание понятия «ромб» образуют следующие два признака: родовой — «быть параллелограммом» и специфический (видовой) — «иметь равные стороны». Объёмом понятия называется совокупность самих предметов (или классов предметов), подпадающих под это понятие. Например, объём понятия «дерево» составляет множество всех деревьев (которые существовали, существуют или будут существовать; реальных и воображаемых), или множество всех разновидностей деревьев.

Между содержанием и объёмом понятия существует обратная зависимость: чем больше содержание понятия, тем меньше его объём. Иными словами, чем больше признаков входит в понятие, тем меньше предметов это понятие охватывает (и наоборот). Например, понятие «лиственное дерево» больше по содержанию, то есть содержит больше признаков, чем понятие «дерево», соответственно объём первого понятия оказывается меньше (у́же), чем объём второго, поскольку лиственные деревья — это часть (или подкласс) всех деревьев (деревьев вообще).

Виды понятий

По объёму

По объёму понятия можно разделить на единичные, общие и пустые. В объём единичного понятия входит один-единственный объект (одноэлементный класс) — например, «русский писатель Антон Павлович Чехов», «столица Дании». В объём общего понятия входит более одного объекта (например, «дерево», «химический элемент»). Объём пустого понятия представляет собой пустое множество (например, «вечный двигатель», «круглый квадрат»). Объем общего понятия может быть конечным или бесконечным. Так, понятие «простое число» имеет бесконечный объем, а «простое число, меньше 20» — конечный объем (2, 3, 5, 7, 11, 13, 17, 19). Кроме того, уменьшая объем общего понятия, мы можем прийти к понятию единичному (х – простое число, 35<х<40; получим единичное понятие – число 37).

По содержанию

По содержанию понятия делят на положительные и отрицательные; относительные и безотносительные; собирательные и несобирательные (разделительные); конкретные и абстрактные; эмпирические и теоретические.

1. Положительные понятия фиксируют наличие у предмета какого-либо признака (например, «опрятный человек»), отрицательные указывают на отсутствие этого признака у предмета («неопрятный человек»). Если отрицание «не» или «без» («бес») стало частью слова и без него это слово не употребляется («неряха»), такое понятие также считается положительным.

2. Относительное понятие обозначает предмет, существование которого подразумевает существование некоторого другого предмета («ученик» — «учитель»). Безотносительное понятие обозначает предмет, существующий вне подобной зависимости («человек», «дерево»).

3. Собирательным называется понятие, обозначающее множество однородных предметов, которое мыслится как единое целое («стая», «флот»). Собирательные понятия могут быть общими («лес») или единичными («Созвездие Волопаса»). В отличие от собирательного, несобирательное (разделительное) понятие указывает не на группу, а на отдельный предмет («дерево», «звезда»).

4. Понятие называется конкретным, если оно относится к предмету или классу предметов (например, «дом»), и абстрактным, если оно отражает свойства, признаки предмета, взятые отдельно от него самого (например, «белизна», «доброта»), или отношения между предметами (например, «равенство»).

5. Эмпирические понятия есть понятия о наблюдаемых объектах и их свойствах, а теоретические — о ненаблюдаемых объектах. Если эмпирические понятия вырабатываются на основе непосредственного сравнения общих свойств некоторого класса наличествующих (доступных для изучения) объектов или явлений, то теоретические — на основе опосредованного анализа некоторого класса объектов или явлений при помощи ранее выработанных понятий, концепций и формализмов.

Название любого материального предмета является конкретным эмпирическим понятием, а его непосредственно наблюдаемые свойства выражаются абстрактными эмпирическими понятиями. К конкретным теоретическим понятиям относится, в частности, ряд понятий теоретической физики, например «электрон»; абстрактным теоретическим понятием является, например, «спин».

Сравнимые и несравнимые понятия

Кроме того, разные понятия могут быть сравнимыми или несравнимыми. Сравнимыми считаются такие понятия, в содержании которых имеются общие признаки. Несравнимыми принято называть такие понятия, которые по своему содержанию значительно далеки друг от друга. Сравнимыми являются два понятия, которые различаются по содержанию, но совпадают полностью или частично по объему. Тождественными (равнозначными) являются понятия, объемы которых совпадают. В качестве примера мы можем рассмотреть квадрат и правильный четырехугольник или куб и правильный шестигранник; чётные числа и числа, кратные двум. Пересекающиеся – понятия, объемы которых совпадают только частично, или пересекаются. Например, прямоугольник и ромб или число, кратное 2, и число, кратное 3; месяцы третьего квартала года и летние месяцы. Одно из понятий может быть подчинено другому. Например: действительные и рациональные числа; правильный многоугольник и квадрат; тождественные преобразования и сокращение дроби; линейная функция и константа.

Понятия, пересечение объёмов которых пусто или равно нулю, называют несовместимыми понятиями. Для таких понятий характерно наличие общего рода.

> Происхождение понятий Основная статья: Формирование понятий

Понятие в истории философии

Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

В русских философских словарях XVIII века (см. Антиох Кантемир и Григорий Теплов) термин «понятие» сближался с «идеей».

Определение понятия у Канта

Под понятием Кант разумел любое общее представление, поскольку последнее фиксировано термином. Отсюда и его определение: «Понятие… есть общее представление или представление того, что обще многим объектам, следовательно — представление, имеющее возможность содержаться в различных объектах»

Определение понятия у Гегеля

Понятие для Гегеля — «прежде всего синоним действительного понимания существа дела, а не просто выражение любого общего, любой одинаковости объектов созерцания. В понятии раскрывается подлинная природа вещи, а не её сходство с другими вещами, и в нём должна поэтому находить своё выражение не только абстрактная общность (это лишь один момент понятия, роднящий его с представлением), а и особенность его объекта. Вот почему формой понятия оказывается диалектическое единство всеобщности и особенности, которое и раскрывается через разнообразные формы суждения и заключения, а в суждении выступает наружу. Неудивительно, что любое суждение ломает форму абстрактного тождества, представляет собою её самоочевиднейшее отрицание. Его форма — А есть В (то есть не‑A)».

Всеобщее понятие выражает не простую абстрактную общность, одинаковость единичных представителей данного класса, но «действительный закон возникновения, развития и исчезновения единичных вещей».

У Энгельса

Понятия суть «сокращения, в которых мы охватываем, сообразно их общим свойствам, множество различных чувственно воспринимаемых вещей» (Ф. Энгельс).

Понятие в теории решения задач

Теория решения задач — теоретический раздел исследований по искусственному интеллекту — предлагает достаточно математически строгую и в то же время наглядную трактовку термина «понятие». Полное математически строгое описание можно найти в монографии Бенерджи.

Можно дать менее строгое, но более лаконичное описание таким образом:

  1. Понятия образуются на основании свойств.
  2. Существует два основных класса свойств — внутренние и внешние. Внешние свойства выявляются непосредственно, их существование постулируется, вопрос об их происхождении не ставится. Внутренние свойства являются ненаблюдаемой непосредственно логической функцией внешних свойств.
  3. При решении задач используются преимущественно внутренние свойства. Использование это состоит в том, что в зависимости от значения свойства выбирается та или иная операция, ведущая к решению задачи.
  4. Понятие в традиционном его понимании — это особый вид внутренних свойств, получаемых в результате логической конъюнкции (логическое И) внешних свойств.
  5. Любое внутреннее свойство можно представить в виде дизъюнкции (логическое ИЛИ) понятий.

В такой трактовке закон обратного отношения действительно оказывается тривиальным следствием определения и одного из законов поглощения A&B->A. Стоит заметить, что закон обратного отношения не имеет места для произвольного свойства.

Бенерджи рассматривает модель задач, в которой задано некоторое множество ситуаций и множество преобразований (операций) одной ситуации в другую. Выделено также подмножество ситуаций, являющихся целью решения. «При этом мы стремимся перевести данную ситуацию в другую допустимую ситуацию, применяя последовательность преобразований, чтобы в конце прийти к целевой ситуации». Понятия в модели Бенерджи применяются для описания как целевого подмножества, так и стратегии выбора преобразований.

Понятия по Бенерджи логично было бы называть «протопонятиями», так как в общенаучном смысле понятия выделяются и фиксируются с помощью термина в ходе решения широкого класса однородных задач, в которых их применение оказалось полезным.

Понятие в психологии

Психология позволяет подойти к изучению понятий эмпирически, исследуя существующие в сознании отношения между понятиями (семантические кластеры, группы, сети), в том числе с помощью математических методов (кластерного и факторного анализа); процессы формирования понятий, в том числе с помощью метода формирования искусственных понятий; возрастное развитие понятий и т. п.

Методы исследования понятий

Основная статья: Методы исследования понятий

В психологии разработано множество методов исследования понятий, таких как ассоциативный эксперимент, метод классификации, метод субъективного шкалирования, семантический дифференциал, метод формирования искусственных понятий.

В некоторых случаях, как, например, в методе семантического радикала, используются также физиологические измерения.

Возрастное развитие понятий

Психологические исследования позволили установить, что понятия не являются неизменными по своей природе сущностями, не зависящими от возраста оперирующего ими субъекта. Овладение понятиями происходит постепенно, и понятия, которыми пользуется ребёнок, отличаются от понятий взрослого человека. Были выявлены различные типы понятий, соответствующие различным возрастным стадиям.

Предпонятия

Основная статья: Предпонятие

Ж. Пиаже обнаружил, что на дооперациональной стадии когнитивного развития (2—7 лет) понятия ребёнка представляют собой ещё не истинные понятия, но предпонятия. Предпонятия образны и конкретны, не относятся ни к индивидуальным объектам, ни к классам вещей и связываются друг с другом посредством трансдуктивного рассуждения, представляющего собой переход от частного к частному.

Исследование Выготского — Сахарова

Л. С. Выготский и Л. С. Сахаров в своём классическом исследовании, пользуясь собственной методикой, представляющей собой модификацию методики Н. Аха, установили типы (они же — возрастные стадии развития) понятий.

Житейские и научные понятия

Основная статья: Житейские и научные понятия

Л. С. Выготский, исследуя развитие понятий в детском возрасте, писал о житейских (спонтанных) и научных понятиях. Житейские понятия — приобретаемые и используемые в быту, в повседневном общении слова вроде «стол», «кошка», «дом». Научные понятия — это слова, которые ребёнок узнаёт в школе, термины, встроенные в систему знаний, связанные с другими терминами.

При использовании житейских понятий ребёнок долгое время (до 11-12 лет) осознаёт только предмет, на который они указывают, но не сами понятия, не их значение. Лишь постепенно ребёнок овладевает значением понятий. Согласно взглядам Выготского, развитие спонтанных и научных понятий идёт в противоположных направлениях: спонтанных — к постепенному осознанию их значения, научных — в обратном направлении.

Приходящее с возрастом осознание значений связано с рождающейся систематичностью понятий, то есть с установлением логических отношений между ними. А поскольку научные понятия, которые ребёнок усваивает в процессе обучения, принципиально отличаются от житейских понятий именно тем, что по самой своей природе они должны быть организованы в систему, то — полагает Выготский — их значения и осознаются первыми. Осознанность же значений научных понятий постепенно распространяется и на житейские.

Виды понятий

11. Виды понятий

В современной логике принято делить понятия на: ясные и размытые; единичные и общие; собирательные и несобирательные; конкретные и абстрактные; положительные и отрицательные; безотносительные и соотносительные.

Четкость отражения значительно выше у ясных понятий, размытые же нередко отражают предмет с недостаточной полнотой. Например, ясное понятие «инфляция» содержит в своих характеристиках достаточно четкое указание на степень экономической дестабилизации в стране.

В разных отраслях науки (в основном гуманитарных) используются понятия с размытым содержанием (перестройка, гласность), что зачастую носит негативный характер.

Единичные и общие понятия. Понятия, в которых подразумевается лишь один элемент, называются единичными (например, «Венеция», «Дж. Лондон»). Понятия же, в которых мыслится несколько элементов, называются общими (например, «страна», «писатель»).

Общие понятия могут быть регистрирующими и не-регистрирующими. Отличаются они тем, что в регистрирующих понятиях множество подразумеваемых элементов поддается учету, может быть зафиксировано. Нерегистрирующие понятия характеризуются тем, что множество их элементов не поддается учету, они имеют бесконечный объем.

Понятия собирательные и несобирательные. Понятия, содержащие признаки некоторой совокупности элементов, входящих в один комплекс, принято называть собирательными. В качестве примера собирательных понятий можно привести понятия «команда», «стая», «отряд».

Понятия, содержащие признаки не целой совокупности, а отдельных элементов, называются несобирательными. Если употребление в речи такого понятия относится к каждому из элементов, составляющих его объем, такое выражение именуют разделительным. Если же упоминаются все элементы в комплексе (совокупности) и безотносительно к каждому из элементов, взятому в отдельности, такое выражение называют собирательным.

Конкретные и абстрактные понятия. Соответственно понятие, содержание которого составляет информация о признаке предмета или отношение между предметами, именуется абстрактным понятием. Напротив, понятие о предмете или совокупности предметов называется конкретным.

Положительные и отрицательные понятия. Понятие именуется положительным, если в нем содержится указание на наличие свойств, присущих предмету. В противоположность положительным выступают отрицательные понятия, которые подразумевают отсутствие таких свойств. Так, положительным понятием будет «сильный», а отрицательным — «слабый»; положительным — «спокойный», отрицательным — «беспокойный».

Безотносительные и соотносительные понятия. Таким образом, безотносительными будут понятия, существующие отдельно друг от друга и не оказывающие на существование каждого из них существенного влияния. Такими понятиями, например, могут быть «гвоздь» и «луковица». Каждый из этих предметов существует отдельно и независимо от другого.

Виды понятий

Классификация понятий по видам допускает различные подходы и основания. С учетом количества объектов, обозначаемых понятием, выделяют единичные, собирательные, общие понятия, понятия-категории, пустые понятия. Единичные и собирательные понятия имеют объем, состоящий из одного предмета (г. Ярославль, команда «Шинник»). Общие понятия имеют объем, состоящий более чем из одного предмета («дерево», «улица»). Категории отражают всеобщие свойства и отношения окружающего мира, часто это либо философские, либо наиболее общие понятия науки. Пустые понятия — понятия с нулевым объемом («скатерть самобранка», «сапоги-скороходы») .

По уровню абстрагирования выделяют понятия конкретные, представляющие целостный образ предмета, и абстрактные, фиксирующие какое-то свойство предмета или отношение («доброта», «красота»).

Можно также выделить понятия, значение которых рождается в оппозиции («маленький» — «большой», «быстрый» — «медленный»). Такие понятия называются относительными. Предметы, которые имеют самостоятельное значение, называются абсолютными («картина», «книга»).

Процесс освоения понятия ребенком означает, что он узнает понятия и начинает им пользоваться для решения вопроса о включении нового объекта в данное понятие. Этот процесс называется подведением под понятие . Различают два вида понятий по содержанию: конъюнктивное и дизъюнктивное. При конъюнктивной структуре признаков в процессе подведения под понятие необходимо рассмотреть весь набор признаков, характерный для данного понятия. Если объект не обладает хотя бы одним из признаков — он не может быть отнесен к этому понятию. При дизъюнктивной структуре признаков для отнесения к понятию достаточно, чтобы объект обладал хотя бы одним существенным признаком. Например, для решения вопроса об определении частей речи дети должны рассмотреть все признаки, характерные для определяемой части речи. Так, для определения прилагательного ребенок должен решить, обозначает ли рассматриваемое слово признак какого-либо объекта и отвечает ли при этом на вопросы: «Какой?», «Какая?», «Какое», «Какие?» Недоучет последнего признака нередко приводит к тому, что слова «кокарда», «погоны» дети неверно называют прилагательным, так как это признаки, отличающие военного человека от гражданского. Вместе с тем определение лингвистического понятия «одушевленность» может быть осуществлено на основе только лишь одного признака: соотнесения окончаний родительного и винительного падежей рассматриваемого слова во множественном числе. Если окончания совпадают — это одушевленный предмет, если не совпадают — неодушевленный. Нередко у детей определение одушевленности таких слов, как «кукла», «береза», по смыслу вызывает затруднение. Кукла, согласно житейской логике, это неживой объект: она не дышит, не ест, ничего не чувствует. Напротив, береза — живая, она растет, дышит, питается. Проверка же по грамматическому признаку показывает, что у слова «береза» окончания родительного и винительного падежа различаются: нет чего? — берез (р. п.), вижу что? — березы (в. п.). Вывод: слово «береза» неодушевленное. Проверка слова «кукла», напротив, показывает, что различий в окончаниях нет: нет кого? — кукол (р. п.), вижу кого? — кукол (в. п.). Вывод: слово «кукла» одушевленное.

Различные виды понятий можно также выделить на основе признака: путь формирования понятий. Л. С. Выготский выделил на основе этого признака два вида понятий: житейские и научные (см.: ). При формировании житейских понятий ребенок сначала сталкивается с конкретными объектами и узнает название этих объектов, затем по мере расширения объема понятия, знакомясь с новыми представителями данного понятия, повышает степень абстрактности значений — терминов, постепенно отказываясь от несущественных признаков, оставляя только общие — существенные. Такой путь формирования Л. С. Выготский назвал «снизу вверх». При формировании научных понятий ребенок проходит обратный процесс — «сверху вниз»: от абстрактных значений и наиболее общих закономерностей, узнаваемых от учителя, ребенок переходит к конкретному содержанию понятия — насыщает его фактическим материалом.

По мнению Л. С. Выготского, формирование научных понятий невозможно, пока житейские понятия не достигнут известного уровня развития. В связи с этим Л. С. Выготский рассматривает несколько уровней развития житейских понятий:

А. Понятия-синкреты, когда ребенок объединяет предметы на основе сходства впечатлений между объединяемыми предметами (все мягкое, теплое, приятное — киска). Эти понятия обычно характерны для самого раннего уровня развития мышления ребенка.

Б. Понятия-комплексы, когда объекты объединяются уже не на основе субъективных впечатлений, а на основе реальных связей между предметами. Поскольку основу комплекса составляют связи объектов, обнаруживаемые в непосредственном опыте, они часто не имеют существенного характера и фиксируют внешнюю схожесть объектов. Л. С. Выготский различает ассоциативный комплекс, комплекс-коллекцию, цепной комплекс, диффузный комплекс.

Ассоциативный комплекс строится на основе какого-то одного предмета, который становиться ядром этого комплекса. Все предметы, которые в каком-то отношении похожи на него, становятся участниками этого комплекса. Так, один предмет может походить на ядерный предмет по размеру, другой — по цвету, третий — по форме. Например, словом «игрушка» ребенок может начать называть все то, что ему напоминает в каком-то отношении его любимую куклу.

Комплекс-коллекция образуется на основе взаимного дополнения предметов. Поэтому предметы, объединенные в этот комплекс, разнородны, но вместе составляют единство. Например, понятие «столовые приборы» — это типичный коллекционный комплекс, он состоит из тарелки, чашки, ложки, вилки, ножа, блюдца.

Цепной комплекс составляется ребенком путем прибавления к комплексу нового предмета, сходного в каком-то отношении с предыдущим предметом. Затем сравнивается уже вновь присоединенный предмет с новым предметом и выявляется уже новая связь, служащая основой для присоединения к комплексу уже и этого предмета. Таким образом, в цепном комплексе могут постепенно оказаться предметы (первый и третий), не имеющие между собой ничего общего.

Основой диффузного комплекса являются нечеткие, размытые наглядные признаки объединяемых предметов. Так, к треугольникам ребенок может присоединить трапецию, так как она ему напоминает треугольник с усеченной вершиной. При образовании диффузных комплексов дети оперируют очень обширными, универсальными связями, что часто не позволяет им отличать одно понятие от другого.

В. Псевдопонятия, когда ребенок объединяет объекты на основе одного, четко им осознаваемого, но наглядного признака. Эти понятия во многих отношениях похожи на научные, и только некоторые ситуации использования этого понятия открывают его несовершенство и ненаучный характер. Так, ребенок, понимающий под понятием «угол» край геометрический фигуры, имеющий острие, не ошибется, называя утлом и острый, и тупой углы, однако при предъявлении ему развернутого угла он не сможет опознать в нем угол, так как там «нет острия». Псевдопонятия — это наиболее часто встречающийся тип обобщений у старших дошкольников.

При формировании научного понятия задача школы — дать ребенку сразу правильное, существенно важное отношение между признаками понятия. Обычно это отношение имеет предельно общий, абстрактный характер и фиксируется в модельной форме (рисуночной или знаковой) . Затем учащиеся ищут его на конкретном фактическом материале, в различных практических ситуациях. Именно такой путь формирования научных понятий предусматривается в развивающей системе обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова. В. В. Давыдов предлагает три критерия, позволяющих определить у школьников наличие теоретических понятий: предметная отнесенность, системность и обобщенность.

Предметная отнесенность характеризует понимание школьниками существенных отношений изучаемого материала.

Системность знаний — умение учащихся преобразовывать имеющийся общий способ действия, приспосабливать его к решению новой задачи.

Обобщенность знаний — умение учащихся применять понятие (общий способ действия) для решения всего многообразия задач данного класса (см.: ).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *