Общение как потребность

Общение как потребность

Потребность в общении

Смотреть что такое «Потребность в общении» в других словарях:

  • Потребность в общении — потребность человека, принимающая формы: потребности ребенка в контакте с матерью; потребности подростка в понимании; потребности юноши в уважении; потребности пожилого человека в почтении и др. См. также: Социальные потребности Человеческое… … Финансовый словарь

  • потребность в общении — сущ., кол во синонимов: 1 • аффилиация (7) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

  • Потребность — Потребность, нужда внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего либо, проявляется в зависимости от ситуационных факторов. Ярким примером может служить жажда острое чувство потребности в… … Википедия

  • ПОТРЕБНОСТЬ В ДЕТЯХ — ПОТРЕБНОСТЬ В ДЕТЯХ, одна из социальных потребностей личности, определяющая специфику репродуктивного поведения. В качестве социально психол. свойства человека характеризует стремление социализир. индивида, вступившего в брак, обзаводиться тем… … Демографический энциклопедический словарь

  • ПОТРЕБНОСТЬ — (NEED) Это понятие используется в двух смыслах. (1) В рамках теории индивидуальной мотивации действия людей объясняются их потребностями. Хотя можно признать существование определенных базовых физиологических потребностей в пище, сне, крове,… … Социологический словарь

  • ПОТРЕБНОСТЬ — состояние недостатка в ч. л., состояние, стимулирующее деятельность, направленную на восполнение этого недостатка, одна из отличительных черт всякой жизнедеятельности. П. могут испытывать организмы, индивиды, соц. группы, организации, предприятия … Российская социологическая энциклопедия

  • Аффилиативная потребность — потребность в общении, в эмоциональных контактах, стремление быть среди других людей … Психология человека: словарь терминов

  • Речь человека в общении — Использование речи в устном или письменном О. открывает перед людьми широкие возможности. Они реализуются в передаче разнообразной информации, налаживании межчеловеческих отношений, раскрытии личностных способностей, качеств и потребностей… … Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Уединение в общении — добровольное пребывание вне О. с кем либо. У. как феномен социальной жизни человека, тесно связанный с О., фиксировалось в трудах многих мыслителей (М. Бахтина, И. Канта, Б. Рассела, Ж. Ж. Руссо и др.), исследователей (И. С. Кона, Н. Д. Левитова … Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Гендерные различия в общении — Различия между мужчиной и женщиной интеллектуальные, эмоциональные существуют, но они скорее носят качественный, а не количественный характер. Мужчины и женщины по разному воспринимают окружающую действительность, по разному ее оценивают.… … Психология общения. Энциклопедический словарь

  • •Часть I. Теория сестринского лела
  • •Раздел I
  • •Правовая и юридическая база сестринского дела
  • •Роль сестринского персонала в системе первичной медико-санитарной помощи населению
  • •Основные направления деятельности средних медицинских работников в различных отделениях лпу
  • •Оценка качества работы медицинской сестры
  • •Значение проведения научных изысканий и перспективы развития сестринского дела в России
  • •2.1. Философия сестринского дела
  • •2.3. Биоэтика
  • •2.4. Общение в сестринском деле
  • •Средства общения
  • •Основные стили общения
  • •2.5. Потребности человека в здоровье и болезни
  • •Понятие потребностей
  • •Основные теории и классификации потребностей. Сущность потребностно- информационной теории
  • •Роль медицинской сестры в восстановлении и поддержании независимости пациента в удовлетворении потребностей
  • •Роль медицинской сестры в оздоровлении образа жизни пациента и его семьи
  • •Врачебная модель
  • •Модель д. Джонсон
  • •Основные положения модели
  • •Адаптационная модель сестринского дела к. Рой
  • •Модель в. Хендерсон
  • •Взаимосвязь основных потребностей человека по а. Маслоу и видов повседневной деятельности по Вирджинии Хендерсон
  • •Понятие о потребности
  • •Раздел III
  • •3.1. Сестринский процесс. Понятие об этапах сестринского процесса
  • •3.2. Первый этап сестринского процесса-, субъективное сестринское обследование Сбор информации
  • •Артериальное давление
  • •Оценка результатов
  • •3.4. Второй этап сестринского процесса — сестринская диагностика, или определение проблем пациента
  • •3.5. TpemuQ этап сестринского процесса — определение целей сестринского вмешательства
  • •3 Б Четвертый этап: планирование объема сестринских вмешательств
  • •3.7. Реализация объема
  • •Раздел IV обучение
  • •Сферы обучения
  • •Настроение
  • •Чувства
  • •Часть II. Практика сестринского дЕла
  • •Раздел V
  • •5.1. Инфекционный Контроль. Инфекционная безопасность
  • •Возбудители вби
  • •Механизмы передачи вби
  • •Основные требования
  • •7. Вращательное трение
  • •6. Вращательное трение больших пальцев
  • •5. Тыльная сторона пальцев к ладони другой руки
  • •4.Ладонь к ладони. Пальцы одной руки в межпальцевых промежутках другой
  • •Виды дезинфекции
  • •Методы дезинфекции
  • •Уровни дезинфекции
  • •Форма выпуска.
  • •Общее вре­мя обезза­раживания (мин)
  • •Требования к выбору дезинфицирующих средств, применяемых в лечебно-профилактических учреждениях (лпу) различного профиля
  • •Общие требования
  • •Дезинфекция предметов ухода за пациентом способом полного погружения (судно, мочеприемник, клеенка)
  • •Профилактика профессионального заражения инфекциями, передающимися парентеральным путем, в том числе вич-инфекцией
  • •Правила пользования полиэтиленовым пакетом (по) для сбора и хранения одноразовых медицинских отходов
  • •Правила пользования емкостью-контейнером для сбора острого одноразового инструментария (ек-01)
  • •Правила пользования емкостью-контейнером для сбора ваты, бинтов и прочих мокнущих расходных материалов
  • •Утилизация отходов лпу
  • •Методы стерилизации
  • •Стерилизация газами
  • •Контроль стерильности
  • •5.2. Безопасная среда для пациента и персонала
  • •Способы перекладывания тяжелобольных пациентов
  • •Удерживание пациента методом «захват при поднятом локте»
  • •Раздел VI
  • •Антропометрия
  • •Профилактика пролежней
  • •Уход за полостью рта
  • •Уход за глазами
  • •Уход за носом
  • •Уход за ушами
  • •6.3. Фармакотерапия
  • •(Форма 60-ап)
  • •Наружный путь введения лекарственных средств: через кожные покровы, слизистые оболочки и дыхательные пути
  • •Закапывание капель в глаза
  • •Введение мази в нос
  • •Введение порошка в нос
  • •Ингаляторное введение лекарственных средств
  • •V поясничный позвонок
  • •Помощь при инфильтрате
  • •Подготовка к процедуре
  • •Поломка иглы
  • •Медикаментозная эмболия
  • •Выполнение процедурь
  • •Окончание процедуры
  • •Воздушная эмболия
  • •Оказание помощи при ошибочном введении лекарственного препарата и образовании некроза тканей
  • •Тромбофлебит
  • •Помощь при тромбофлебите
  • •Анафилактический шок
  • •Аллергические реакции
  • •Выполнение процедуры
  • •Крапивница
  • •Отек Квинке
  • •6.4. Методы простейшей физиотерапии
  • •Постановка банок
  • •Компресс на кожу
  • •Применение грелки
  • •6.5. Термометрия Понятия и термины
  • •6.6. Питание и кормление пациента
  • •Режим питания
  • •Порционное требование
  • •Раздача пищи
  • •Планирование необходимой помощи пациенту при возникновении проблем, связанных с кормлением
  • •Контроль за санитарным состоянием тумбочек, холодильников, сроком хранения пищевых продуктов
  • •6.7. Клизмы. Газоотводная трубка
  • •6.9. Манипуляции,
  • •Обработка послеоперационной раны в области трахеотомической трубки. Смена внутренней трахеотомической канюли
  • •6.10. Зондовые манипуляции
  • •Промывание желудка
  • •Ацидометрия
  • •Уход при рвоте
  • •Пациент в сознании
  • •6.П. Лабораторные методы исследования
  • •Исследования крови
  • •Приме1 Исследование мокроты
  • •Исследования мочи
  • •Исследования кала
  • •Окончание процедуры
  • •Обучение пациента сбору кала на скрытую кровь
  • •Внутривенная (экскреторная) пиелография (рентгенологическое исследование почек и мочевыводящих путей)
  • •Выполнение процедуры
  • •Окончание процедуры
  • •Фиброгастродуоденоскопия
  • •Узи органов брюшной полости (ультразвуковое исследование печени, желчного пузыря, поджелудочной железы, селезенки) и почек
  • •6.13. Сердечно-легочная реанимация
  • •6.14. Потери, смерть, горе
  • •Уход за умершим
  • •Виды боли
  • •Часть I. Общие положения
  • •Часть II. Медицинская сестра и пациент
  • •Часть III. Медицинская сестра и ее профессия
  • •Часть IV. Медицинская сестра и общество
  • •Часть V. Действие этического кодекса
  • •Медицинской сестры россии,
  • •Ответственность за его нарушение
  • •И порядок его пересмотра
  • •(Действия медицинской сестры)
  • •(Действия медицинской сестры)
  • •(Действия медицинской сестры)
  • •(Действия медицинской сестры)
  • •Потребность в общении

Лекция по ПМ04. МДК04.01. Потребность пациента в общении

Первичная оценка

Каждый человек проявляет индивидуальные особенности общения, которые следует учитывать при сестринском уходе. Проводя оценку потребности в общении, следует учитывать некоторые факторы, влияющие на этот процесс.

1. Возраст человека:

  • внутриутробный период — движение плода, крик при рождении;

  • младенчество и детство — развитие навыков общения и формирование взаимоотношений;

  • юность — расширение навыков общения и взаимоотношений;

  • зрелый возраст — разнообразные формы общения;

  • пожилой возраст и старость — утрата активности, угасание навыков общения, распад взаимоотношений.

2. Зависимое или независимое состояние при физической активности и физиологических оправлениях.

3. Биологические (анатомо-физиологические) особенности:

  • неповреждённые органы и сохраненные функции;

  • особенности (тембр) речи;

  • особенности слуха (способность слышать м слушать);

  • особенности зрения (сужение полей зрения, помутнение хрусталика);

  • умение и возможность читать;

  • умение и возможность жестикулировать.

4. Психологические факторы:

  • интеллект (диапазон словарного запаса);

  • уверенность в себе;

  • чувство собственного достоинства;

  • преобладающее настроение;

  • настойчивость;

  • взаимоотношения с другими.

5.Социокультурные факторы:

  • родной язык;

  • диалект и акцент;

  • этическое происхождение и расовая дискриминация;

  • внешний вид (одежда);

  • привычные жесты;

  • убеждения.

6. Окружающая среда.

  • температура, чистота воздуха в помещении;

  • свет, шум;

  • площадь помещения;

  • обстановка, уют

7. Политико-экономические факторы.

  • доход;

  • профессия;

  • используемые средства массовой информации;

  • использование компьютера.

Учитывая перечисленные фактора, медсестре следует обратить внимание на следующее:

  • какой способ общения использует человек;

  • каким образом факторы, влияющие на общение, изменяют всю повседневную жизнедеятельность человека;

  • как человек относится к общению;

  • имеются ли у человека постоянные трудности с общением и как он с ними справляется;

  • какие проблемы с общением имеются в настоящий момент или могут возникнуть.

Ответы на эти вопросы медсестра получает из беседы с пациентом, его семьёй, а также наблюдая за его поведением.

Проблемы пациента

Обсуждая с пациентом результаты первичной оценки, можно выяснить, каким образом проблемы с общением влияют на удовлетворение остальных фундаментальных потребностей.

Общение для пациента важно не зависимо от того где он находится (дома или в ЛПУ). Особое значение оно имеет для детей, людей, имеющих трудности с обучением, проблемы в психическом здоровье.

В стационаре общение — единственное средство получения информации о своём состоянии, коммуникации с другими пациентами. Среди факторов, способствующих возникновению проблем в общении — проблема зависимости, которая может возникнуть в любом возрасте (в том числе вследствие врождённого заболевания) внезапно (травма спинного мозга, инсульт) или постепенно (потеря близких, друзей). Все эти затруднения могут быть частичными или полными, обратимыми и необратимыми. Медсестра, работая с другими специалистами и соц. работниками должна помочь пациенту максимально реализовать его потенциальные возможности общения.

Обследуя пациента, медсестре необходимо знать факторы риска, влияющие на потребность общаться:

  • возраст;

  • недостаточное зрение, слух, качество речи;

  • отсутствие отдыха в течение дня;

  • одиночество;

  • плохие семейные отношения;

  • душный воздух;

  • несвоевременность медицинской помощи, ее низкое качество;

  • громкая музыка;

  • стрессовые ситуации;

  • профессия, доход;

  • использование компьютера и т. п.

Пациент будет высказывать пожелания встретиться или нежелание общаться с окружающими его людьми или родственниками. Возможно, он будет настаивать на создании тишины, одиночества и т.п. При объективном обследовании медсестра обратит внимание:

  • на внешний вид пациента (утомленность, усталость);

  • выражение лица (жалкая мимика, потухший взгляд);

  • нарушение слуха;

  • нарушение зрения;

  • нарушение речи;

  • нарушение двигательной активности;

  • интеллекта и т.п.;

  • оценит психическое состояние пациента, его поведение, сделает вывод об эмоциональном статусе пациента: замкнут или общителен, снижена ли познавательная способность или нет, отстает ли в развитии и т.п.

Психологическая диагностика тесно связана с социальным статусом пациента. От социальных факторов зависит и психологическое, и духовное состояние пациента, которое может явиться причиной нарушения потребности общаться.

<< Общие принципы умения эффективно слушать

  1. Перестаньте говорить, сосредоточьте внимание на пациенте, не прерывайте его.

  2. Устраните отвлекающие факторы: отвлекать могут телефонные звонки, другие люди, шум.

  3. Смотрите на говорящего. Дайте человеку понять, что вас интересует то, что он говорит. Будьте максимально внимательны и проявляйте участие.

  4. Старайтесь уловить основную идею. Уловите тему беседы, а не ее детали.

  5. Вслушивайтесь, как подается суть. Обратите внимание и на то, как говорится. Оцените эмоциональные реакции

  6. и чувства. Спросите себя, как этот человек воспринимает ситуацию.

  7. Отделяйте человека от идеи. Мы более положительно реагируем на мысли людей, которых любим, чем тех, к кому равнодушны. Старайтесь правильно воспринимать то, что говорится.

  8. Уловите то, о чем пациент избегает говорить. Спросите себя, не опустил ли этот пациент в своем рассказе какую-нибудь существенную часть, скрывает ли пациент свои чувства или человека, который играет важную роль в его жизни.

  9. Отделите эмоции от реакции. Избегайте гнева и печали, сильных эмоций, которые могут мешать внимательно слушать и понимать.

  10. Будьте осторожны с интерпретациями. Не судите и не предполагайте поспешно. Старайтесь уловить факты.

  11. Уважайте пациента как человека. Проявляйте искреннее уважение, интерес и заботу.

  12. Сопереживайте. Поставьте себя на место другого человека, чтобы понять его поступки. Это поможет вам увидеть мир таким, каким его видит он.

Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения.
М.: Педагогика, 1986. С.31–57 (с сокращ.)

Изучение потребностей — одна из труднейших проблем психологии, потому что увидеть их непосредственно нельзя и судить об их наличии у человека, об уровне их развития и особенностях содержания приходится на основании косвенных данных. Большинство психологов утверждают, что у человека существует особая потребность в общении. Но природу этой потребности они либо не определяют, либо формулируют тавтологически, как «стремление к общению», «желание быть вместе». При этом остается невыясненным, почему люди стремятся друг к другу и зачем им нужно быть вместе.

Не решен и вопрос о происхождении потребности в общении. Лишь немногие считают ее целиком врожденной. Гораздо чаще выдвигается иная точка зрения, состоящая в утверждении того, что потребность в общении складывается прижизненно, в ходе реальной практики общения человека с окружающими людьми.

По сути дела остается открытым и вопрос о специфике потребности в общении — о ее качественном своеобразии и несводимости к любым другим потребностям. На словах ее часто признают, но на практике коммуникативную потребность нередко сводят к другим потребностям—во впечатлениях , в безопасности , в комфорте от соприкосновения с мягким теплым телом или в совокупности всех благ .

Как же и когда появляется потребность в общении у детей? В поисках ответа на этот вопрос мы провели систематическое наблюдение за детьми начиная с 16-го дня жизни.

Результаты наших наблюдений свидетельствуют о том, что сразу после рождения ребенок никак не общается с взрослым: он не отвечает на обращения старших и, конечно, сам к ним не адресуется. А после 2 мес. младенцы вступают во взаимодействие с взрослыми, которое можно считать общением; они развивают особую активность, объектом которой является взрослый, и стремятся привлечь внимание взрослого, чтобы самим стать объектом такой же активности с его стороны. Но как точнее определить, есть ли уже у младенца коммуникативная потребность, а если нет – то на каком этапе становления она находится?

Отправляясь от нашего определения общения, от понимания его предмета и природы коммуникативной потребности, мы выделили 4 критерия, одновременное наличие которых служит свидетельством того, что у ребенка уже есть потребность в общении.

Первым критерием служит для нас внимание и интерес ребенка к взрослому; в этом критерии обнаруживается направленность ребенка на познание взрослого и тот факт, что взрослый стал объектом особой активности детей. Вторым критерием мы считаем эмоциональные проявления ребенка в адрес взрослого; в них обнаруживается оценка взрослого ребенком, наличие у ребенка отношения к взрослому, которое неразрывно связано со знанием о нем. Третий критерий состоит в инициативных действиях ребенка, направленных на то, чтобы привлечь интерес взрослого, проявить себя перед старшим партнером; в этом поведении обнаруживается стремление ребенка познакомить взрослого с собою и самому как бы еще раз увидеть свои возможности через реакцию другого человека. Наконец, четвертым критерием служит для нас чувствительность ребенка к отношению взрослого, в которой обнаруживается восприятие детьми той оценки, что дает им взрослый, и их самооценки.

Проявления детей, соответствующие 4 критериям, возникают в поведении детей не сразу, а один за другим в указанной последовательности. Взятые в совокупности, они, по нашему мнению, дают возможность, во-первых, ответить на вопрос, есть ли у данного ребенка потребность в общении с взрослыми, и, во-вторых, охарактеризовать уровень сформированности этой потребности. Применение указанных критериев позволяет сделать вывод о том, что у детей в первые месяцы жизни происходит постепенное оформление потребности в общении, разделяющееся на 4 этапа по мере появления 4 критериев и завершающееся к 2 мес.

Не означает ли это, что указанная потребность унаследована и лишь «проявляется» после рождения ребенка? Мы отвечаем на этот вопрос отрицательно. Наша точка зрения состоит в утверждении целиком прижизненного формирования потребности детей в общении с окружающими людьми. Доказательство выдвигаемого тезиса мы находим в некоторых работах по госпитализму. Так, например, М. Ю. Кистяковская наблюдала, что в условиях госпитализма дети не проявляют к взрослым ни внимания, ни интереса даже по истечении 2—3 лет жизни. Но стоило педагогу наладить взаимодействие с ребенком, как в течение короткого времени детей удавалось далеко продвинуть по пути развития, сформировать у них активное отношение к людям и окружающему миру. При этом педагог практически проводил ребенка через те этапы, которые были выделены и описаны выше как этапы развития потребности ребенка в общении с взрослыми. Дело начиналось с пробуждения у ребенка познавательного интереса к взрослому. Чуть позднее у ребенка появлялось аффективное отношение к людям и предметам. И в заключение у детей формировалось инициативное поведение, направленное на самовыявление и на получение оценки от окружающих людей.

Откуда берется у ребенка потребность в общении, если при рождении она отсутствует и сама собой (например, при госпитализме) не возникает? Мы полагаем, что она может быть построена только на основе других потребностей, которые начинают функционировать ранее. По-видимому, первоначально некоторые элементы будущей деятельности общения выполняются в составе иных видов активности, побуждаемых другими потребностями. Ведь любая деятельность всегда многограннее, чем предусматривается предварительной задачей. И лишь потом постепенно эти элементы выделяются, объединяются и составляют новый вид деятельности. При этом деятельность общения и потребность в общении конституируются почти одновременно, и исходным пунктом в обоих случаях служит выделение взрослого в качестве объекта особой активности ребенка.

Но наше рассуждение немедленно выдвигает два новых вопроса: 1) на основе каких потребностей формируется потребность ребенка в общении с взрослыми и 2) какие факторы обеспечивают приобретение ею специфических черт, отличающих ее от тех потребностей, на базе которых она возникает, и необходимых длятого, чтобы ее можно было считать истинно новой потребностью?

Мы считаем основой коммуникативной потребности органические жизненные нужды ребенка (в пище, тепле) и многие, многие другие, которые с такой полнотой перечислила в свое время М. Риббл . Будучи беспомощным и не умея удовлетворить их самостоятельно, младенец сигнализирует о дискомфортных состояниях и тем добивается их устранения. Но его беспокойство и крики являются сигналами, и очень точными , только объективно. Субъективно он никому их не адресует, и это дало повод авторитетным психологам утверждать, что в первые дни и недели жизни младенец либо вовсе не подозревает о существовании близких взрослых, ухаживающих за ним, либо ощущает их присутствие крайне смутно, толком не отделяя родителей ни от себя, ни от остального мира .

Однако жизненная практика в конце концов помогает ребенку открыть существование взрослого как единого источника поступления к нему всех благ, а интересы эффективного «управления» таким источником создают нужду ребенка в том, чтобы его выделить и исследовать

Но органические потребности не единственная основа потребности в общении. Мы придаем также великое значение изначальному стремлению ребенка к новым впечатлениям . Взрослый человек — самый богатый информацией объект в мире младенца.

Однако нужда ребенка в удовлетворении органических потребностей и его стремление к информации — лишь та основа, которая заставляет младенца первоначально выделить взрослого в окружающем мире, обратить на него особое внимание. Это еще не общение: решающее значение для возникновения последнего имеет поведение взрослого, его позиция в отношении к ребенку. Дело в том, что взрослый с самого начала относится к младенцу как к субъекту и ведет себя с ним как партнер по общению. Более того, взрослый нередко «играет» и за ребенка как за второго участника общения, авансом наделяя его действия смыслом и значением, которого они еще не имеют.

Такое поведение взрослого в ходе практического взаимодействия с младенцем создает дополнительную необходимость и возможность для выделения его ребенком как объекта, но оно позволяет ему со временем воспринять взрослого также и как субъекта, а постепенно с его помощью открыть новые — субъектные — качества и в самом себе. Специфика коммуникативной потребности состоит, как говорилось выше,в устремленности ребенка на понимание и оценку себя и других людей — тех, с которыми он общается. Возникшая у ребенка с открытия фундаментального свойства — субъектности, «личностности» взрослого и самого себя, потребность в общении и дальше постоянно побуждает детей к выявлению все новых и новых качеств у себя и у окружающих людей, их возможностей и способностей, важных для успеха совместной деятельности.

Рождение новой потребности не сводится к надстройке новых сигналов над прежней потребностью, когда вид взрослого, звук его голоса и прикосновение напоминают ребенку о предстоящем насыщении или смене мокрого белья на сухое. Это в корне отличает наше понимание рождения коммуникативной потребности от концепции «социального научения». В рамках указанной концепции потребность в общении — это вторичная потребность, не только основанная на нужде в помощи взрослого, но и сводящаяся к ней . Мы же утверждаем, что в первые недели жизни у ребенка появляется именно новая, отсутствовавшая ранее потребность в общении — для понимания себя и других, равно одаренных активностью, но бесконечно разнообразных субъектов, контакты с которыми приносят ребенку совершенно особое, ни с чем не сравнимое удовлетворение.

Выше мы говорили о рождении потребности ребенка в общении с взрослыми. Но в последующие годы у детей появляется также стремление общаться друг с другом. Как рождается эта новая коммуникативная потребность?

На наш взгляд, потребность в общении имеет единую природу независимо от того, каков возраст партнера: главное — это узнать о себе и оценить себя через другого и с его помощью. А кто является тем зеркалом, в которое ты смотришься, определяется только тем, как именно можно использовать партнера для целей самопознания и самооценки.

ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ОБЩЕНИЯ

Прежде чем перейти к вопросу о возникновении мотивов общения, необходимо коротко остановиться на том, как мы понимаем, что такое «мотив» вообще.

Как известно, термин «мотив» толкуется разными психологами весьма неодинаково. В той концепции деятельности, которую мы взяли за основу при интерпретации общения, понятие мотива тесно связано с понятием потребности. А. Н. Леонтьев пишет об этом так: «В самом потребностном состоянии субъекта предмет, который способен удовлетворить потребность, жестко не записан. До своего первого удовлетворения потребность «не знает» своего предмета, он еще должен быть обнаружен. Только в результате такого обнаружения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет — свою побудительную и направляющую деятельность функцию, т. е. становится мотивом» . Таким образом, мотив деятельности совпадает с ее предметом. Следовательно, для каждого участника взаимодействия мотивом общения служит другой человек, его партнер по общению. В случае коммуникации с взрослым мотивом общения, побуждающим ребенка обратиться к взрослому, совершив инициативный акт общения, или ответить ему, совершив реактивное действие, является сам взрослый человек. При коммуникациях со сверстником мотивом общения является другой ребенок.

Но и ровесник, и взрослый очень сложны и разнообразны. Кроме того, они постоянно изменяются под влиянием различных событий и обстоятельств. В разные периоды детства ребенок способен увидеть в своем партнере лишь часть его действительных качеств. Взрослея, ребенок постигает других людей в их все более существенных и глубоких свойствах. Параллельно изменяется и то в партнере, что мотивирует социальные акты детей на различных ступенях дошкольного детства. Так возникают разные категории мотивов общения и происходит развитие каждой из них.

Очень важно учитывать тот факт, что в процессе общения активны все участники взаимодействия. Следовательно, если между ребенком и взрослым разворачивается общение, то не только взрослый оказывается мотивом социального поведения ребенка: ребенок тоже обязательно становится объектом — а значит, и мотивом — деятельности общения у взрослого человека. Эти два мотива принадлежат разным людям: один — ребенку, а другой — его партнеру, но они функционируют в едином взаимодействии этих людей и поэтому взаимно обусловливают друг друга. Изучая мотивы общения детей с взрослыми и сверстниками, мы столкнулись с переплетением их встречных мотивов, настолько тесным, что в большинстве случаев разделить их можно только путем сложного анализа. Мы постоянно вынуждены говорить не только о том, что привлекает ребенка в партнере, но и о том, что он получает от него, становясь мотивом (объектом) активной коммуникативной деятельности последнего

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *