Неустойчивый характер

Неустойчивый характер

Е. Kraepelin (1915) назвал представителей этого типа «haltlos», т. е. безудержные, неустойчивые. К. Schneider (1923) более подчеркнул у них недостаток воли («безвольные»). При сходстве названий «лабильный» (labile) и «неустойчивый» (instable) следует указать на то, что первое относится к эмоциональной сфере, а второе — к поведению. Именно в формировании социально приемлемых норм поведения выявляется наибольшая недостаточность данного типа. Их безволие отчетливо проявляется, когда дело касается учебы, труда, исполнения обязанностей и долга, достижения целей, которые ставят перед ними родные, старшие, общество. Однако в поиске развлечений представители этого типа также не обнаруживают большой напористости, а скорее плывут по течению, примыкают к более активным подросткам.

В детстве они отличаются непослушанием, часто непоседливостью, всюду и во все лезут, но при этом трусливы, боятся наказаний, легко подчиняются другим детям. Элементарные правила поведения усваиваются ими с трудом. За ними все время приходится следить. У части из них встречаются такие симптомы невропатии, как заикание, ночной энурез и т. п.

С первых классов школы нет желания учиться. Только при непрестанном и строгом контроле, нехотя подчиняясь, они выполняют задания, но всегда ищут случай отлынивать от занятий.

Вместе с тем рано обнаруживается повышенная тяга к развлечениям, удовольствиям, праздности, безделью. Они убегают с уроков в кино или просто погулять по улице, днями, ничего не делая, торчат в местах, где обычно собираются подростки. Подстрекаемые более энергичными сверстниками могут сбежать из дому.

Все дурное словно липнет к ним. Склонность к имитации у неустойчивых подростков отличается избирательностью. Образцами для подражания служат лишь те модели поведения, которые сулят немедленные наслаждения, смену легких впечатлений, развлечения. Еще детьми они начинают курить. Легко идут на мелкие кражи, тянутся к уличным компаниям. Когда же они становятся подростками, то прежние развлечения вроде кино их уже не удовлетворяют. В ход идут более сильные и острые ощущения — хулиганские поступки, алкоголь и другие дурманящие средства.

Еще Е. Kraepelin (1915) упоминал о нецелеустремленной криминальности неустойчивых. Делинквентность этих подростков — это прежде всего желание поразвлечься, особенно в компаниях.

Выпивки начинаются рано — иногда с 12—14 лет и всегда в компаниях асоциальных подростков. Поиск необычных впечатлений легко толкает на знакомство с другими дурманящими средствами. О возникающих при их действии необычных ощущениях и иллюзорных переживаниях делятся с приятелями с тем же упоением, как в детстве рассказывали о детективных фильмах.

С наступлением пубертатного периода такие подростки стремятся высвободиться из-под родительской опеки. Реакция эмансипации у неустойчивых тесно сопряжена все с теми же желаниями удовольствия и развлечения. Истинной любви к родителям они никогда не питают. К бедам и заботам семьи относятся с равнодушием и безразличием. Родные для них — лишь источник средств для наслаждений.

Неспособные сами занять себя, они очень плохо переносят одиночество и рано тянутся к уличным подростковым группам. Трусость и недостаточная инициативность не позволяют им занять здесь положение лидера. Обычно они становятся послушным орудием этих групп. В групповых правонарушениях им приходится «таскать каштаны из огня», а плоды пожинают лидер и более стеничные члены группы.

Их увлечения целиком ограничиваются информативно-коммуникативным типом хобби да азартными играми. К спорту они испытывают отвращение. Только автомашина и мотоцикл сохраняют дли них заманчивость как источник почти гедонического наслаждения бешеной скоростью с рулем в руках. Но упорные занятия и здесь отталкивают их. Зато угон автомашин и мотоциклов с целью покататься составляет существенную часть их делинквентности. Художественная самодеятельность их не привлекает, даже модные эстрадные ансамбли им быстро «приедаются». Все виды хобби, требующие хоть какого-то труда, для них непостижимы.

Сексуальное влечение не отличается силой. Среди неустойчивых нередки случаи психофизического инфантилизма и задержанного сексуального созревания . Однако раннее вовлечение в асоциальные группы ведет к сексуальному опыту, включая знакомство с развратом и извращениями. Сексуальная жизнь становится для неустойчивых подростков таким же источником развлечений, как постоянные выпивки и похождения.

Романтическая влюбленность проходит мимо них, для них просто непостижимо, как можно в кого-то влюбиться, на искреннюю любовь они неспособны, как и на преданную дружбу. Компания для развлечений для них всегда предпочтительнее настоящего друга.

Учеба легко забрасывается. Никакой труд не становится привлекательным. Работают они только при крайней необходимости. Поражает их равнодушие к своему будущему, они не строят планов, не мечтают о какой-либо профессии или о каком-либо положении для себя. Они целиком живут настоящим, желая извлечь из него максимум развлечений и удовольствий. Трудности, испытания, любые неприятности, угроза наказаний — все это вызывает одинаковую реакцию — убежать подальше.

Побеги из дому и интернатов — нередкий поступок неустойчивых подростков. Во время побегов они ищут асоциальные компании, подходящего спутника, под влияние которого легко подпадают. Первые побеги служат примитивным способом избежать неприятностей или по крайней мере отсрочить наказание (импунитивные побеги). Повторные побеги нередко обусловлены уже поиском развлечений, желанием избавиться от всякого труда, тягой к «свободной жизни» (эмансипационные побеги).

Суицидальная активность, по нашим наблюдениям, неустойчивым подросткам несвойственна. Лишь среди конформно-неустойчивых встречаются аффективные суицидные попытки.

Существует ряд различных точек зрения на сущность неустойчивого типа — неустойчивость эмоций, слабость воли, нарушение влечений, патологическая подвижность нервных процессов, невозможность выработать стойкий жизненный стереотип (обзор был дан А. И. Коротенко, 1971). Слабоволие является, видимо, одной из основных черт неустойчивых. Именно слабоволие позволяет удержать их в обстановке сурового и жестко регламентированного режима. Когда за ними непрерывно следят, не позволяют уклоняться от работы, когда безделье грозит суровым наказанием, а ускользнуть некуда и убежать невозможно, да и вокруг все работают,— они на время смиряются. Но как только контроль ослабевает, они немедленно устремляются в ближайшую «подходящую компанию».

Слабое место неустойчивых — безнадзорность, обстановка попустительства, открывающая просторы для праздности и безделья.

Самооценка неустойчивых подростков нередко отличается тем, что они приписывают себе либо конформные, либо гипертимные черты.

Среди госпитализированных в психиатрическую клинику подростков мужского пола тип неустойчивых в равной степени был представлен как психопатиями, так и акцентуациями характера (см. табл. 3).

Как правило, в случаях психопатий нарушения поведения начинаются с детства.

Александр Б., 14 лет. Единственный сын из вполне благополучной семьи. В детстве эпизодически отмечалось легкое заикание, в дошкольные годы — ночной энурез. Нарушения поведения начались с первых классов школы. Несмотря на вполне удовлетворительные способности, учиться не хотел. Боясь наказаний за плохие отметки, невыученные уроки, шалости, убегал из дому и прогуливал школьные занятия. Ходил в кино, играл на улице, воровал лакомства и мелкие деньги. Сперва к ночи возвращался домой. Затем стал ночевать в парадных и подвалах.

С 11 —12 лет стал часто прогуливать занятия в школе, но благодаря неплохим способностям все же не оставался на второй год. С 13 лет стал убегать из дому «из интереса». Ночевал неизвестно где, воровал в школьных гардеробах куртки, перепродавал их. Слонялся около гостиниц, выпрашивал мелочи у иностранных туристов.

По просьбе родителей был помещен на обследование в детскую психиатрическую больницу. Обнаружил крайнее легкомыслие, безответственность, трусость, лживость. Учиться и принимать участие в труде не хотел. После выписки совсем бросил школу, все дни проводил в уличных компаниях асоциальных подростков, неоднократно не приходил ночевать домой, с кем-то пытался уехать в Москву — был задержан милицией.

В подростковой психиатрической клинике тянулся к асоциальным подросткам, от работы уклонялся, озорничал. Сведения о себе давать избегал, при расспросах был скрытен и лжив. Признался, что раз курил «какую-то дурь». Вино пьет только сладкое и в небольшом количестве. Любит кино и всякие зрелища. Планов на будущее никаких не строит Сексуальные контакты отрицает, избегает говорить на эту тему. При общении со сверстниками обнаружил хорошую осведомленность в сексуальных вопросах, включая определенный гомосексуальный опыт В клинике никакой сексуальной активности не проявил.

От обследования с помощью ПДО уклонился.

Диагноз. Психопатия неустойчивого типа тяжелой степени.

Катамнез. После выписки снова убежал из дому, был пойман на воровстве, осужден и отправлен в колонию.

Поведение, сходное с описанным,— «синдром неустойчивого поведения», может наблюдаться при разных типах психопатий и акцентуаций характера Черты этого типа могут наслаиваться на гипертимное, истероидное конформное, эпилептоидное и даже на лабильное и шизоидное ядро . Особенности таких психопатий уже описаны. О конформно-неустойчивом варианте речь пойдет ниже.

Неустойчивая психопатия может быть конституциональной. Такие случаи особенно поражают окружающих когда в хороших гармоничных семьях вырастают подростки, наделенные всеми отрицательными чертами поведения неустойчивых, как это видно в приведенном примере Однако чаще эта психопатия является следствием психопатического развития на базе акцентуации того же типа или конформной акцентуации в условиях гипопротекции и безнадзорности.

При явной акцентуации по неустойчивому типу первые классы школы при строгом надзоре родителей дети проходят без серьезных нарушений поведения, но с подросткового возраста обычно развертывается делинквентность

Олег К., 16 лет Родители в разводе. Отец страдает хроническим алкоголизмом, контакта с семьей не поддерживает Воспитывался матерью, рос здоровым. В детстве отличался капризностью, но нарушений поведения не было. В школу пошел неохотно, стремился отлынивать or занятий, дублировал 5-й класс. Но, несмотря на прогулы, окончил 8 классов Посту пил в ПТУ, но вскоре бросил ходить на занятия — все время стал проводить в уличных компаниях подростков, часами сидел с приятелями в подъездах, болтал, слушал игру на гитаре, начал выпивать. Домой стал возвращаться поздно. По наущению своих приятелей неоднократно угонял автомашины («покататься») и бросал их где попало. По настоянию матери поступил в подростковую психиатрическою клинику.

В клинике сразу попал под влияние стеничного асоциального подростка. Во время беседы сдержан, старается сказать о себе поменьше. Сознался, что работать ему нигде не хочется. Предпочел бы все время проводить с ребятами, в веселых компаниях. Но раз надо обязательно работать, то ему все равно где и кем, лишь бы недалеко от дома. Неохотно признался, что выпивал, предпочитает вина — «от водки горько во рту». Раз напился до бесчувствия — с тех пор избегает большого количества вина Несколько раз курнул «дурь» в компаниях подростков, но ощущения описывает очень скупо. Подтверждает, что автомашины угонял «для развлечения», чтобы «покатать ребят». Сказал, что «дружит» с одной девочкой, но говорил об этом безразличным тоном. Половую жизнь отрицает К матери отношение равнодушное. Не навещал ее, когда та лежала в больнице. В асоциальных компаниях быстро и легко осваивается.

Физически развит по возрасту. При неврологическом осмотре и на ЭЭГ — без отклонений.

Обследование с помощью ПДО. По шкале объективной оценки, несмотря на установленную склонность к диссимуляции, диагностирован выраженный неустойчивый тип, но с чертами эпилептоидности. Конформность высокая, реакция эмансипации умеренная, психологическая склонность к алкоголизации сильно выражена По шкале субъективной оценки самооценка правильная: выступили неустойчивые и конформные черты, достоверно отвергаются черты меланхолические, сенситивные и шизоидные.

Диагноз. Психически здоров. Делинквентное поведение на фоне явной акцентуации по неустойчивому типу.

Катамнез через 2 года. Осужден за соучастие в ограблении.

Кроме явной акцентуации по неустойчивому типу, когда все особенности поведения и характера налицо, приходится сталкиваться со скрытой акцентуацией. В этих случаях нарушения поведения, свойственные типу неустойчивых, выявляются внезапно на фоне предшествующего благополучия. Обнаруживаются они при сочетании двух факторов — неожиданного для подростка положения относительной бесконтрольности со стороны старших и пагубного влияния приятелей.

Конформно-неустойчивый тип. Этот тип отличается от обычной неустойчивой психопатии только преморбидными особенностями — до наступления подросткового возраста не наблюдалось никаких неустойчивых черт. Гипопротекция и безнадзорность, с одной стороны, и случайное попадание в компанию асоциальных подростков ведут к наслоению черт неустойчивости на конформное ядро. Вживание в асоциальную среду происходит постепенно, но ее манеры поведения и интересы усваиваются прочно. В конце концов поведение становится неотличимым от поведения собственно неустойчивых, и только тщательный анамнез позволяет выявить конформный преморбид. Но такие подростки навсегда сохраняют конформность как главную черту характера, хотя конформными они становятся в отношении асоциальных подростковых групп. Из черт конформного типа особенно выступают неприязнь к чужакам, подозрительность ко всему незнакомому и непривычному. Для собственно неустойчивых чужаки скорее служат предметом для мимолетного любопытства или развлекающих злых забав.

Сергей О., 15 лет. Вырос без отца. Живет вдвоем с матерью, которая работает экскурсоводом на междугородных автобусах, подолгу не бывает дома, последние годы стала часто выпивать, заводит ел) чайные связи. Сына то берет с собой в дальние рейсы, отрывая от школы, то оставляет дома без надзора, то, приведя сожителя, выставляет его из дому. До 11 лет, несмотря на отсутствие надзора и нерегулярности занятий, учился удовлетворительно, был дисциплинирован. Затем случайно попал в компанию асоциальных подростков. Стал прогуливать школу, остался на второй год в 5-м классе, начал курить и выпивать с приятелями. Хотя от вина никакого удовольствия не получал, но пил, чтобы «не нарушать компанию», хотелось, чтобы его «признали своим». Последние месяцы часто напивался допьяна. Дома в отсутствие матери устраивал с приятелями пьянки и картежные игры.

По настоянию матери был помещен на обследование в подростковую психиатрическую клинику. Госпитализацией был недоволен, бранил мать, в пьянках не видел ничего особенного — «все пьют». В клинике тянулся к асоциальным подросткам, но режима не нарушал, на лидерство среди них не претендовал, был пассивным участником их компании. Упросил мать взять его домой, обещая хорошо себя вести.

Физическое развитие по возрасту. При неврологическом осмотре — без отклонений.

Обследование с помощью ПДО. По шкале объективной оценки диагностирован неустойчивый тип. Имеются признаки, указывающие на возможность психопатии. Конформность умеренная, реакция эмансипации выраженная. Определение неустойчивого типа свидетельствует о наличии склонности к делинквентности. Выявлена психологическая склонность к алкоголизации. По шкале субъективной оценки самооценка удовлетворительная: достоверно выделяются черты неустойчивого типа, отвергаются меланхолические черты.

Диагноз. Психопатическое развитие по неустойчивому типу на фоне конформной акцентуации.

Неустойчивый тип психопатий и акцентуаций — один из частых среди подростков мужского пола, попадающих под наблюдение психиатра (11 % среди госпитализированных подростков без психоза). У взрослых этот тип психопатии диагностируется гораздо реже. Лишь менее 1 % среди нескольких сотен случаев психопатий, прошедших судебно-психиатрическую экспертизу, т. е. в популяции, где можно было бы ожидать представителей этого типа особенно часто, было оценено как неустойчивые . Можно предположить, что значительная часть неустойчивых подростков, став взрослыми, пополняют ряды алкоголиков. Диагноз «хронический алкоголизм» заслоняет их психопатическое прошлое — психопатию или акцентуацию неустойчивого типа.

Среди подростков мужского пола, особенно учащихся ПТУ, к сожалению, неустойчивый тип акцентуации является одним из самых распространенных (см. табл. 3). Естественно, всюду, где требуется напряженный труд, где учеба сложна, неустойчивые подростки не встречаются (например, в математической и английской школе). Их мало также там, где требуется высокая дисциплина (например, в арктическом морском училище) . Зато неустойчивый тип весьма распространен среди делинквентных подростков , но значительно менее среди подростков с криминальным поведением — представители этого типа в подростковом возрасте, очевидно, еще не совершают серьезных правонарушений.

Неустойчивый тип

Основная черта представителей этого типа – патологическая слабость воли. Их безволие прежде всего проявляется, когда дело касается учебы, труда, исполнения обязанностей, долга, достижения целей, которые ставят перед ними родные, старшие, общество. Однако и в развлечениях неустойчивые подростки не обнаруживают особой напористости, скорее плывут по течению, примыкая к более активным, инициативным сверстникам.

С этим связаны отсутствие, сложной мотивации поступков, недостаточная способность тормозить свои влечения, удержаться от удовлетворения внезапно возникшего желания (если его осуществление не связано с какими-либо трудностями).

Кроме безвольности, отмечается повышенная внушаемость неустойчивых личностей, их нецелеустремленная криминальность.

Отмечается, что социальное поведение неустойчивых больше зависит от влияния окружающей среды, чем от них самих. Имеется в виду, с одной стороны, их повышенная внушаемость и импульсивность, с другой – незрелость высших форм волевой деятельности, неспособность к выработке устойчивого социально одобряемого жизненного стереотипа, и, как следствие, неорганизованность, отсутствие стремления к преодолению трудностей, склонность идти по пути наименьшего сопротивления, невыработанность собственных запретов, подверженность отрицательным влияниям. Психическая неустойчивость (прежде всего волевая) является почвой, на которой нередко формируются различные варианты невротических расстройств, алкоголизм, наркомания.

Неустойчивая акцентуация проявляется часто уже в первых классах школы. У ребенка полностью отсутствует желание учиться. Только при непрестанном контроле, нехотя, подчиняясь давлению взрослых, они выполняют полученные задания, но постоянно стараются отлынивать от занятий. Первые нарушения поведения в детстве, связанные с эмоционально-волевой незрелостью, усиливаются в подростковом возрасте.

Все дурное начинает как будто притягиваться к этим подросткам. Образцом для подражания служат лишь те модели поведения, которые сулят немедленные наслаждения, смену легких впечатлений, развлечения.

Для коррекции поведения таких детей чрезвычайно важен полный контроль за их поведением и деятельностью (прежде всего учебной), система разумно организованных требований. Это должна быть целая система контрольных мер в школьных занятиях, в семье (проверка результативности учебы, совместный труд со взрослыми), наполнение досуга неустойчивого подростка кружковыми занятиями и т.д.).

Очень важно, чтобы ужесточение режимных моментов сочеталось с искренней заинтересованностью взрослых (педагогов, родителей) в успехах учащегося, происходило на фоне положительных эмоциональных контактов. Важно (хотя в этом случае и сложно) пробудить у подростка интерес, уважение к своей личности, собственным положительным качествам, своему будущему. В таких условиях (с которыми, кстати, неустойчивые легко смиряются) подросток может длительное время не допускать нарушений в поведении, весьма неплохо учиться. Но как только контроль ослабевает, неустойчивый подросток начинает стремиться в «подходящую компанию». Особенно опасно для неустойчивых подростков такое изменение жизненной ситуации, которое ведет к безнадзорности, обстановке попустительства, открывающих простор для праздности и безделья.

Вконтакте Facebook Twitter Одноклассники

Похожие материалы в разделе Психологический практикум:

  • Психопатологические симптомы и симптомокомплексы нарушений у детей раннего возраста по Г.В. Скобло
  • Методика «Времена года»
  • Методы определения ведущего глаза
  • Вводная лекция по дисциплине «Психодиагностика»
  • Методика «Определение типа памяти» у младших школьников
  • Методы социально-психологической диагностики проблем семьи
  • Тест Уровень сотрудничества в детском коллективе
  • Игра «Составление предложений»
  • Анкета «Демотивирующие факторы в организации»
  • Тест на алкоголизм Университета штата Мичиган (MAST)

Неустойчивый тип

Крап един назвал представителей этого типа — безудержные, неустойчивые. Шнейдер более подчеркнул в своих названиях недостаток воли («безвольные», «слабовольные»). Их безволие отчетливо выступает, когда дело касается учебы, труда, исполнения обязанностей и долга, достижения целей, которые ставят перед ними родные, старшие, общество. Однако в поиске развлечений представители этого типа также не обнаруживают напористости, а скорее плывут по течению.

В детстве они отличаются непослушанием, непоседливостью, всюду и во все лезут, но при этом трусливы, боятся наказаний, легко подчиняются другим детям. Элементарные правила поведения усваиваются с трудом. За ними все время приходится следить. У части из них встречаются симптомы невропатии (заикание, ночной энурез и т.д.).

С первых классов школы нет желания учиться. Только при непрестанном и строгом контроле, нехотя подчиняясь, они выполняют задания, всегда ищут случаи отлынивать от занятий. Вместе с тем рано обнаруживается повышенная тяга к развлечениям, удовольствиям, праздности, безделью. Они убегают с уроков в кино или просто погулять по улице. Подстрекаемые более стеничными сверстниками, могут ради компании сбежать из дома. Все дурное словно липнет к ним. Склонность к имитации у неустойчивых подростков отличается избирательностью: образами для подражания служат лишь те модели поведения, которые сулят немедленные наслаждения, смену легких впечатлений, развлечения. Еще детьми они начинают курить. Легко идут на мелкие кражи, готовы все дни проводить в уличных компаниях. Когда же они становятся подростками, то прежние развлечения, вроде кино, их уже не удовлетворяют, и они дополняют их более сильными и острыми ощущениями — в ход идут хулиганские поступки, алкоголизация, наркотики.

Еще Крапелин писал о нецелеустремленной криминальности неустойчивых. Делинквентность этих подростков — это прежде всего желание поразвлечься. Выпивки начинаются рано — иногда с 12-14 лет и всегда в компаниях асоциальных подростков. Поиск необычных впечатлений легко толкает на знакомство с наркотиками, с разного рода их суррогатами. О возникающих при их действии необычных ощущениях и иллюзорных переживаниях делятся с приятелями с тем же упоением, как в детстве рассказывали о детективных фильмах.

С наступлением пубертатного периода такие подростки стремятся высвободиться из-под родительской опеки. Реакция эмансипации у неустойчивых подростков тесно сопряжена все с теми же желаниями удовольствия и развлечения. Истинной любви к родителям они никогда не питают. К бедам и заботам семьи относятся с равнодушием и безразличием. Родные для них — лишь источник средств для наслаждений.

Неспособные сами занять себя, они очень плохо переносят одиночество и рано тянутся к уличным подростковым группам. Трусость и недостаточная инициативность не позволяет им занять в них место лидера. Обычно они становятся орудиями таких групп. В групповых правонарушениях им приходится таскать каштаны из огня, а плоды пожинают лидер и более стеничные члены группы.

Их увлечения целиком ограничиваются информативно-коммуникативным типом хобби, да азартными играми. К спорту они испытывают отвращение. Только автомашина и мотоцикл сохраняют заманчивость как источник почти гедонического наслаждения бешеной скоростью с рулем в руках. Но упорные занятия и здесь отталкивают их. Зато угон автомашин и мотоциклов с целью покататься составляет существенную часть их делинквентности. Художественная самодеятельность их не привлекает, даже модные эстрадные ансамбли им скоро приедаются. Все виды хобби, требующие какого-то труда, для них непостижимы.

Сексуальное влечение не отличается силой, но пребывание в асоциальных группах ведет к раннему сексуальному опыту, включая знакомство с развратом и извращениями. Сексуальная жизнь становится для неустойчивых подростков таким же источником развлечений, как постоянные выпивки и похождения. Романтическая влюбленность проходит мимо них, на искреннюю любовь они не способны, как и на настоящую дружбу. Компания для развлечений всегда предпочтительнее преданного друга.

Учеба легко забрасывается. Никакой труд не становится привлекательным. Работают они только в силу крайней необходимости. Поражает их равнодушие к своему будущему, они не строят планов, не мечтают о какой-либо профессии или о каком-либо положении для себя. Они целиком живут настоящим, желая извлечь из него максимум развлечений и удовольствий. Трудности, испытания, неприятности, угроза наказаний — все это вызывает одинаковую реакцию — убежать подальше.

Побеги из дому и интернатов — нередкий поступок неустойчивых подростков. В побегах они ищут асоциальной компании, подходящего попутчика, под влияние которого легко подпадают. Первые побеги служат примитивным способом избежать неприятностей или, по крайней мере, отсрочить наказание. Повторные побеги нередко обусловлены уже поиском развлечений, тягой к «свободной жизни».

Суицидальная активность, по нашим наблюдениям, не свойственная неустойчивым подросткам. Лишь среди конформно-неустойчивых встречаются аффективные суицидные попытки.

Существует ряд точек зрения насущность неустойчивого типа — неустойчивость эмоций, слабость воли, нарушение влечений, патологическая подвижность нервных процессов, невозможность выработать стойкий жизненный стереотип и др.

Слабоволие является, видимо, одной из основных черт неустойчивых. Именно слабоволие позволяет удержать их в обстановке сурового и жестко регламентированного режима. Когда за ними непрерывно следят, не позволяют отлынивать от работы, когда безделье грозит суровым наказанием, а ускользнуть некуда, да и вокруг все работают — они на время смиряются. Но как только опека начинает ослабевать, они немедленно устремляются в ближайшую «подходящую компанию». Слабое место неустойчивых — безнадзорность, обстановка попустительства, открывающая просторы для праздности и безделья.

Самооценка неустойчивых подростков нередко отличается тем, что они приписывают себе либо гипертимные, либо конформные,черты.

Среди госпитализированных в психиатрическую клинику подростков мужского пола тип неустойчивых в равной степени был представлен как психопатиями, так и акцентуациями. Как правило, в случаях психопатий нарушения поведения начинаются с детства.

Кроме явной акцентуации по неустойчивому типу, когда все особенности поведения и характера налицо, приходится сталкиваться со скрытой акцентуацией. В этих случаях нарушения поведения, свойственные типу неустойчивых, выявляются внезапно, на фоне предшествующего благополучия. Обнаруживаются они при сочетании неожиданного для подростка положения относительной бесконтрольности со стороны старших с пагубным влиянием кого-либо из приятелей.

Сходная с наблюдаемой у представителей типа неустойчивых манера поведения может встречаться в процессе психопатизации при других типах — гипертимном, истероидном, конформном. В этих случаях поведение типа неустойчивых является наслоением на эндогенную характерологическую основу иного типа. Гипертимно-неустойчивые подростки всегда обнаруживают большую активность, стремление к лидерству в подростковых группах, они бывают смелы до отчаянности, не склонны подчиняться строгому дисциплинарному режиму, реагируя на ограничения бурным протестом. Истероидно-неустойчивых с описываемым собственно-неустойчивым типом, кроме внешних проявлении нарушений поведения, прежде всего объединяет лживость. Однако ложь истероидно-неустойчивых является «косметической», предназначена прежде всего для украшения их личности, самовозвеличения, питается желанием произвести впечатление. Они лгут по своей инициативе, когда обстоятельства к этому вовсе не понуждают. Лживость собственно-неустойчивых всегда обусловлена ситуацией. Она более всего служит цели избежать наказания, выпутаться из трудностей, заполучить какие-либо блага.

Особый конформно-неустойчивый вариант встречался как следствие психопатического развития конформного в преморбиде типа. Причиной была безнадзорность, гипоопека и случайное попадание в компанию асоциальных подростков. Далее следовало постепенное «вживание» в эту среду, усвоение ее манер поведения, приобщение к ее интересам и ценностям. По мере развития поведение становится неотличимым от поведения собственно-неустойчивых и только тщательный анамнез позволяет выявить конформный преморбид. Такие подростки сохраняют конформность как главную черту своего характера, но конформными они становятся в отношении асоциальных подростковых групп. Из прежних черт конформного типа прочнее всего держится неприязнь к чужакам, подозрительность ко всему незнакомому. Для собственно-неустойчивых чужаки скорее служат предметом мимолетного любопытства или развлекающих злых забав.

Наконец, необходимо упомянуть еще и о неустойчиво-подобном варианте органической психопатии.

Неустойчивый тип психопатий и акцентуаций — один из самых частых среди подростков мужского пола, попадающих под наблюдение психиатра (11% среди госпитализированных подростков без психоза). У взрослых этот тип психопатии диагностируется гораздо реже. Лишь менее 1% среди нескольких сотен психопатов, проходивших судебно-психиатрическую экспертизу, т.е. в популяции, где можно было ожидать представителей этого типа относительно часто, было оценено как неустойчивые. Можно предположить, что значительная часть неустойчивых подростков, став взрослыми, пополняют ряды алкоголиков и наркоманов. Диагноз «хронический алкоголизм» или «наркомания» заслоняет их прошлое — психопатию или акцентуацию неустойчивого типа. По данным Б.В.Марченко, до 30% страдающих хроническим алкоголизмом может быть отнесено к неустойчивому типу. У 74% взрослых психопатов неустойчивого типа диагностирована токсикомания.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Типы высшей нервной деятельности

Представление о типологических особенностях нервной системы человека и животных является одним из определяющих в учении о высшей нервной деятельности. Тип ВНД – это комплекс индивидуальных особенностей ВНД, обусловленный наследственными факторами и влиянием окружающей среды, характеризующийся силой, подвижностью и уравновешенностью нервных процессов (возбуждения и торможения) и определенным соотношением первой и второй сигнальных систем.

Наиболее важное свойство ВНД – сила нервных процессов. Под силой нервных процессов понимают способность нейронов выдерживать длительное возбуждение без перехода в запредельное торможение при действии сильного раздражителя. По силе нервных процессов всех людей можно разделить на два типа: сильный и слабый.

Второе свойство, положенное в основу классификации типов ВНД, – баланс между процессами возбуждения и торможения. Они могут быть уравновешенны, но могут и преобладать один над другим. У лиц со слабой нервной системой легко развивается охранительное запредельное торможение. Поэтому у них невозможно рассмотреть свойство уравновешенности процессов. Сильный же тип по этому признаку может быть разделён на уравновешенный и неуравновешенный.

Третье свойство нервной системы – подвижность, которая характеризуется быстротой взаимопереходов процессов возбуждения и торможения. В соответствии с этим И.П. Павлов выделил четыре типа ВНД животных и человека (рис. 13.4), которые позволили дать научное объяснение существованию четырех типов темперамента Гиппократа – сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик.

1. Сильный уравновешенный подвижный (живой) тип – процессы возбуждения и торможения хорошо выражены, уравновешенны и легко переходят один в другой. Люди легко преодолевают трудности (сила), умеют быстро ориентироваться в новой обстановке (подвижность), с большим самообладанием (уравновешенность).

2. Сильный уравновешенный инертный (спокойный) тип – человек наделён хорошей силой нервных процессов и уравновешенностью, но малой подвижностью, инертностью нервных процессов. Люди работоспособные (сила), но медлительные, не любят изменять своим привычкам (инертность).

3. Сильный неуравновешенный (безудержный) тип – характеризуется сильным процессом возбуждения, который преобладает над торможением. Люди очень увлекающиеся, которые могут многое сделать (сила), но очень вспыльчивые и непредсказуемые (неуравновешенность).

4. Слабый тип – характеризуется слабыми процессами возбуждения и легко возникающими тормозными реакциями. Люди слабовольные, боятся трудностей, легко подчиняются чужому влиянию, подвержены тоскливому настроению.

Рис. 13.4. Схема типов высшей нервной деятельности (по И.П. Павлову)

Принадлежность к тому или иному типу ВНД отнюдь не означает оценку биологической приспособленности животного или социальной полноценности человека. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что все четыре общих типа нервной системы животных выдержали беспощадную проверку временем в эволюции. Нет оснований считать людей разного типа нервной системы людьми «разного сорта». Каждый нужен и может найти своё место в жизни.

Наблюдая за различными формами поведения, за особенностями мышления и эмоциональной деятельности людей, И.П. Павлов предложил ещё одну классификацию типов ВНД, основанную на взаимодействии I и II сигнальных систем. По мнению Павлова, есть три типа людей: мыслительный, художественный и смешанный.

1. Для людей художественного типа характерно преобладание конкретно-образного мышления, основанного на деятельности более развитой первой сигнальной системы действительности. Эти люди наиболее склонны к синтезу. Представителями людей с ярко выраженным художественным типом И.П. Павлов считал Л.Н. Толстого и И.Е. Репина.

2. Для людей мыслительного типа характерно преобладание второй сигнальной системы действительности. Они более склонны к аналитическому, абстрактному, отвлечённому мышлению. К этому типу ВНД И.П. Павлов относил известного немецкого философа Гегеля, создателя теории происхождения видов английского учёного Ч. Дарвина.

3. Есть категории людей, у которых в равной степени развиты первая и вторая сигнальные системы. Люди с указанным типом склонны как к абстрактному, так и чувственно-образному мышлению. Их И.П. Павлов отнёс к смешанному типу. К этой категории из числа выдающихся деятелей науки и искусства Павлов относил разносторонне одарённого Леонардо да Винчи – гениального художника и математика, анатома и физиолога. Смешанным типом ВНД, по мнению учёного, обладали немецкий поэт и философ Гёте, создатель периодической системы элементов Д.И. Менделеев, выдающийся химик, талантливый русский композитор А.П. Бородин.

Асимметрия мозга

У подавляющего большинства людей двигательная активность рук, ног, левой и правой половины тела, лица неодинаковы. Также неоднозначно восприятие объектов, расположенных слева или справа от средней плоскости тела. Иными словами, человеку присущи моторная и сенсорная асимметрия. Для выполнения трудовых операций в быту большая часть людей пользуется правой рукой, т.е. являются правшами. При этом правая рука превосходит левую в ловкости, силе, скорости реакции, в возможности чёткого выполнения сложнокоординированных действий. Значительно меньшая часть человечества (левши) для тех же целей пользуется левой рукой. Кроме того, существуют люди, в равной степени использующие обе руки, – так называемые амбидекстры. Устойчивое предпочтение одной из рук присуще только человеку, выделяющемуся по этому признаку из других групп живых существ. Доля левшей, по данным различных авторов, колеблется от 1 до 30%. Моторная и сенсорная асимметрии, т.е. доминанта рук (ног) и органов чувств (зрения, слуха, осязания) у каждого индивидуума могут не совпадать.

У новорожденных детей обе руки равноценны. Если в первые годы жизни и возникают предпочтения в их использовании, то они не бывают продолжительными и могут многократно меняться. Только на пятом году жизни правая рука у будущих правшей постепенно начинает брать на себя всю сложную деятельность. Предполагается, что в пожилом возрасте возникает противоположный процесс, и неравноценность рук постепенно сглаживается.

У девочек и женщин асимметрия рук выражена менее отчётливо, а левшей среди них в 1,5 – 2 раза меньше, чем среди представителей «сильного» пола. Совершенствование функций мозга девочек растягивается на более значительный срок и совершается медленно. У мальчиков уже в шесть лет многие функции выполняются раздельно правым и левым полушариями мозга, а у девочек в 2 раза старше специализация мозга часто ещё только намечается.

Особенно интересно, что среди близнецов левши попадаются значительно чаще, чем у родившихся по одиночке, причём оба близнеца редко бывают левшами. Обычно один из двойни всегда становится правшой. Если близнецы разнополы, то левшой чаще становится мальчик. Среди сиамских близнецов, как правило, один бывает правшой, другой – левшой.

У правшей центр речи Брока находится в левом полушарии мозга. В правой части полушария мозга расположена структурно одинаковая область головного мозга, поражение которой, однако, не ведёт к каким-либо последствиям для них. Напротив, в случае выхода из строя левой моторной области речи, у правшей возникает моторная афазия. Во всяком случае, примерно у 3% населения область речи обнаруживает полную функциональную способность в обоих полушариях головного мозга. Примечательно, что не всегда доминирующим центром речи у левши оказывается правая область – у них в большинстве случаев доминирующий центр речи также находится в левой височной доле головного мозга. При длительном нарушении центра речи Брока правое полушарие постепенно может перенять его функции на себя. Если у ребёнка процесс перераспределения функций полушарий головного мозга протекает сравнительно быстро (примерно в течение года), то с возрастом резервная функция всё более и более остаётся за правым полушарием. Локализация области речи Брока в левом полушарии головного мозга является, по-видимому, наиболее характерным примером специализации обоих полушарий. Все другие функции головного мозга не имеют такой ярко выраженной доминанты.

Как известно, между обоими полушариями головного мозга располагается мозолистое тело, в котором миллионы нервных окончаний создают интенсивную поперечную связь. Более выраженное мозолистое тело у женщин является одной из причин меньшей асимметрии полушарий головного мозга у них. Если расчленить это мозолистое тело, то каждое полушарие головного мозга окажется в изоляции, будет предоставлено самому себе. Правое полушарие может по-прежнему управлять движениями левой руки и левой ноги (в спинном мозге происходит перекрещивание нервных волокон так, что нейроны правого полушария попадают по нервным путям в левую часть тела). Например, при ощупывании гвоздя левой рукой полученные впечатления свободно достигают головного мозга и сознания, но назвать этот предмет пациент не в состоянии, так как за вербальное обозначение отвечает расположенный в левом полушарии центр речи Брока, связь с которым в результате расчленения мозолистого тела прервана. При ощупывании предметов правой рукой таких проблем не возникает. Центр речи получает нужную информацию. То же самое получается, если предмет рассматривают только левым полем зрения или воспринимают звук только левым ухом.

Приведённые примеры говорят о том, что левое полушарие головного мозга играет ведущую роль в осуществлении речевой функции. Но это не означает, что правое полушарие является ненужным или второстепенным. Например, в таких областях как ориентация в пространстве, распознавание форм и понимание музыки, интонации голоса оно превосходит левое полушарие.

Специализация обоих полушарий головного мозга позволяет сделать вывод, что мозг человека в определённой степени располагает возможностью «самостоятельного ремонта» при нарушении функций того или иного полушария. При выходе из строя одного полушария, может включиться второе, не достигая полной эффективности доминантного полушария. Этот факт имеет принципиальное значение, например, при поражении (гибели) ткани головного мозга после инсульта; интенсивные длительные упражнения могут привести к значительному восстановлению функций полушария и в определённом объёме восстановить утраченные навыки. Конечно, этот процесс происходит медленно, не всегда приводит к полному функциональному восстановлению, но в большинстве случаев это возможно.

Установлено, что правое полушарие отвечает за гомеостаз, поэтому обеспечивает биологическую адаптацию, а левое полушарие обеспечивает социальную адаптацию. Не случайно, женщины, у которых межполушарная асимметрия выражена меньше, имеют, как правило, более совершенную стратегию адаптации к различным условиям.

Различия между функциями правого и левого полушарий приведены в таблице 13.1.

Таблица 13.1.

Межполушарная асимметрия

Левое полушарие Правое полушарие
ЛУЧШЕ УЗНАЮТ СТИМУЛЫ
Словесные Не словесные
Легкоразличимые Трудноразличимые
Знаковые Незнаковые
ЛУЧШЕ ВЫПОЛНЯЮТСЯ ЗАДАЧИ
На временные отношения На пространственные отношения
Установление сходства Установление различий
Идентичность стимулов по названиям Идентичность стимулов по физическим свойствам
Творческие, где нужна фантазия Не любят творческие задания
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ
Аналитическое восприятие Целостное восприятие
Последовательное восприятие Одновременное восприятие
Обобщённое узнавание Конкретное узнавание
ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ И ПСИХИКИ
Абстрактно-логическое мышление Конкретно-образное мышление
Основано на реальности Основано на фантазии
Восприятие родного языка Восприятие иностранных языков
Имеют хороший подчерк Имеют плохой подчерк
Работу заканчивают вовремя, есть чувство времени Не заканчивают работу во время, нет чувства времени
Ведущее произвольное внимание Долго сохраняется непроизвольное внимание
Хорошая концентрация Большая отвлекаемость

Наша система образования, также как и наша наука, в общем имеет тенденцию игнорировать невербальную форму интеллекта. Таким образом, современное общество дискриминирует правое полушарие. В 1981 г. американский невролог Р. Сперри получил Нобелевскую премию за открытие функциональной асимметрии мозга.

Физиология сна

Сон – периодическое функциональное состояние человека, характеризующееся отсутствием целенаправленной деятельности и активных связей с окружающей средой. Во время сна активность мозга не уменьшается, а перестраивается. Третью часть жизни человек проводит во сне: он спит 25 из 75 лет.

Анализ ряда фактов привел И.П. Павлова к выводу о том, что сон и условное торможение по своей природе являются единым процессом. Различие между ними состоит лишь в том, что условное торможение во время бодрствования охватывает лишь отдельные группы нейронов, в то время как в процессе развития сна торможение иррадиирует по коре полушарий головного мозга, распространяясь и на лежащие ниже отделы головного мозга.

Сон, развивающийся у человека и животных под влиянием условных тормозных раздражителей, И.П. Павлов называл активным, противопоставляя ему пассивный сон, возникающий в случаях прекращения или резкого ограничения притока афферентных сигналов к коре полушарий большого мозга.

Важное значение афферентной сигнализации в поддержании состояния бодрствования было показано ещё И.М. Сеченовым, который приводит известные из клинической практики случаи наступления длительного сна у больных, страдающих распространёнными нарушениями органов чувств.

В клинике наблюдали больного, у которого из всех органов чувств сохранились функции только одного глаза и одного уха. Пока глаз мог видеть, а ухо слышать, человек бодрствовал, но как только врачи закрыли у больного эти единственные пути общения с внешним миром, пациент тотчас засыпал. А.Д. Сперанский и В.С. Галкин перерезали у собаки зрительные и обонятельные нервы и разрушили обе улитки внутреннего уха. После такой операции собака впала в сонное состояние, которое продолжалось свыше 23 ч в сутки. Она просыпалась лишь на короткое время от голода или при переполнении прямой кишки и мочевого пузыря.

Все эти факты получили новое объяснение после того, как было установлено функциональное значение ретикулярной формации и выяснено взаимодействие между ней и корой больших полушарий.

Афферентные сигналы, идущие через ретикулярную формацию среднего мозга и неспецифические ядра таламуса в кору большого мозга, оказывают на неё активирующее влияние и поддерживают деятельное состояние. Устранение этих влияний (при поражении нескольких рецепторных систем либо в результате разрушения ретикулярной формации или выключения её функций при действии некоторых наркотических средств, например, барбитуратов) приводит к наступлению глубокого сна. В свою очередь ретикулярная формация ствола мозга находится под непрерывным тонизирующим влиянием коры больших полушарий.

Рис. 13.6. Схема взаимодействия «центров сна» и «пробуждающих» структур при бодрствовании и наступлении сна (по П.К. Анохину). А. Бодрствование. Корковые влияния (I) тормозят «центры сна» (II) и восходящие активизирующие влияния ретикулярных структур (III) и возбуждения, идущие по лемнисковым путям (IV), свободно достигают коры. Б. Сон. Заторможенные отделы коры (I) перестают оказывать сдерживающее влияние на «центры сна» (II), они блокируют восходящие активизирующие влияния (III), не затрагивая возбуждений по лемнисковым путям (IV) .

Существование двусторонней связи между корой большого мозга и ретикулярной формацией играет важную роль в механизме возникновения сна. Действительно, развитие торможения в участках коры снижает тонус ретикулярной формации, а это ослабляет её восходящее активирующее влияние, что влечёт за собой снижение активности всей коры головного мозга. Таким образом, торможение, первоначально возникшее в ограниченной области коры, может вызвать торможение нейронов всей коры полушарий большого мозга.

Одна из попыток создания единой теории сна была предпринята П.К. Анохиным (рис. 13.6). В своей гипотезе он исходил из того, что гипоталамические «центры сна» находятся под тоническим угнетающим влиянием со стороны коры больших полушарий. При ослаблении этого влияния вследствие снижения рабочего тонуса корковых клеток («активный сон» по И.П. Павлову) гипоталамические структуры как бы «высвобождаются» и определяют всю ту сложную картину перераспределения вегетативных компонентов, которое характерно для состояния сна. При этом гипоталамические центры оказывают угнетающее влияние на восходящую активирующую систему, прекращая доступ в кору всего комплекса активирующих воздействий («пассивный сон» по И.П. Павлову). Эти взаимодействия представляются циклическими, поэтому состояние сна можно вызвать искусственно (или в результате патологического процесса), воздействуя на любую часть цикла.

Стадии сна

За время ночного сна у человека наблюдается 3-5 периодических смен медленного и быстрого сна.

Медленный сон (ортодоксальный) Быстрый сон (парадоксальный)
Физиологическое состояние организма
Наступает после засыпания, длится 60-90 минут. Снижается обмен веществ и активность сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и выделительной систем, мышечный тонус падает, мышцы расслабляются температура понижается. Полагают, что снижение температуры тела может являться одной из причин наступления сна. Пробуждение сопровождается повышением температуры тела. Наступает после медленного сна, длится 10-15 минут. Активизируется деятельность внутренних органов: учащается пульс, дыхание, повышается температура, сокращаются глазодвигательные (глаза быстро двигаются), мимические мышцы тонус скелетной мускулатуры отсутствует.
Психические процессы мозга
Сновидения отражают процессы мышления и пересказ событий прошедшего дня, они абстрактны и познавательны. Может происходить разговор во сне, возникают ночные страхи у детей и снохождение (лунатизм). Возбуждение нейронов затылочных долей. Появление реалистичных эмоциональных сновидений со зрительными, звуковыми и обонятельными образами. Происходит классификация и упорядочение поступившей за день информации, консолидация памяти. Лишение человека этого вида сна приводит к расстройствам памяти и психическим заболеваниям.
Сновидения И.М. Сеченов называл небывалыми комбинациями бывалых впечатлений

На основании электроэнцефалографической картины фазу «медленного сна» в свою очередь подразделяют на несколько стадий.

Стадия I – дремота, процесс погружения в сон. На ЭЭГ преобладают α- и θ-ритмы, в конце стадии возникают К-комплексы (серии высокоамплитудных медленных потенциалов длительностью 3-5 с).

Стадия II – поверхностный сон (стадия сонных веретён). На ЭЭГ имеются К-комплексы и появляются веретена сна (частота примерно 15 Гц, вариант α-ритма). Их появление совпадает с отключением сознания; стадия занимает около 50% времени сна и по длительности нарастает от первого к последнему циклу.

Стадия III – глубокий сон (дельта-сон), характеризуется наличием ∆-ритма частотой 3,0-3, 5 Гц, который занимает до 30% ЭЭГ.

Стадия IV – стадия «быстрого» или «парадоксального сна», характеризуется наличием δ-ритма частотой примерно 1 Гц, который занимает до 30% ЭЭГ. III и IV стадии имеются в первых циклах сна и отсутствуют в последних (перед пробуждением).

Ночной сон обычно состоит из 4-5 циклов, каждый из которых начинается с первых стадий «медленного» сна и завершается «быстрым» сном. Длительность цикла у здорового взрослого человека относительно стабильна и составляет 90-100 минут. В первых двух циклах преобладает «медленный» сон, в последних – «быстрый», а «дельта»-сон резко сокращён и даже может отсутствовать.

Продолжительность «медленного» сна составляет 75-85%, а «парадоксального» – 15-25% от общей продолжительности ночного сна.

Физиологическая роль сна.

· Восстановительная функция – преобладание процессов анаболизма.

· Антистрессорная функция – сон служит одним из механизмов психической защиты личности.

· Адаптивная функция – синхронизация с циклом смены дня и ночи обеспечивает оптимальное взаимодействие организма со средой, подготовку организма к деятельности во время бодрствования.

· Роль в переработке информации – осуществление процесса консолидации памяти: перевод информации из кратковременной в долговременную память.

Виды сна.

1. периодический ежесуточный сон;

2. периодический сезонный сон (зимняя или летняя спячка животных);

3. наркотический сон, вызываемый различными химическими или физическими агентами;

4. гипнотический сон;

5. патологический сон.

Первые два вида являются разновидностями физиологического сна, последние три вида – следствие особых нефизиологических воздействий на организм.

Нарушение сна. Нарушения сна очень распространены среди населения цивилизованных стран. Бессонница – хроническое заболевание, связанное с нарушением синхронизации биологических часов с суточными ритмами. Расстройства сна отмечены у 45% городского населения. Среди сельских жителей бессонница встречается значительно реже.

Расстройства сна подразделяются на три основные формы:

1. Затруднённое засыпание. Оно встречается наиболее часто. Человек, страдающий этим видом бессонницы, долго не может заснуть: сну мешают тревожные воспоминания и мысли, которые беспрерывно нагромождаются друг на друга. Всякие старания и мучительные попытки заснуть ни к чему не приводят. Сама тревога за сон, напряжённое ожидание его, страх перед предстоящей бессонной ночью, беспокойство за тяжёлый день после бессонной ночи ещё больше усугубляют бессонницу. Страдающий бессонницей человек не может долго находиться в одном положении, постоянно поворачивается в постели в поисках наиболее удобного положения и длительное время не может уснуть.

2. Поверхностный, беспокойный сон с частыми пробуждениями. Такие люди обычно просыпаются через 1-2 ч после погружения в сон. Продолжительность засыпания после пробуждения среди ночи колеблется от нескольких минут до нескольких часов. Однако, бывает и так, что проснувшись один раз, человек не засыпает до самого утра, и лишь тогда наступает поверхностный сон. Обычно люди, часто просыпающиеся, жалуются на поверхностный сон, не приносящий удовлетворения и бодрости.

3. Раннее окончательное пробуждение. Такое расстройство сна встречается реже. После него не наступает никаких признаков дремоты, и человек бодрствует. Раннее пробуждение похоже на пробуждение среди ночи, но отличается лишь тем, что за ним не следует засыпание и что оно происходит из дремотного состояния и поверхностного сна (первое пробуждение происходит после глубокого сна). Преждевременно пробуждаются люди, у которых повышенная возбудимость нервной системы.

Сокращение длительности сна – один из постоянных признаков бессонницы – сравнительно редко бывает выраженным. При частичной бессоннице периоды бодрствования имеются в начале, в середине и в конце ночи. При тотальной бессоннице преобладает бодрствование, лишь изредка прерывающееся дремотой. Этот вид бессонницы встречается значительно реже.

К расстройствам сна можно отнести и повышенную сонливость, так называемую гиперсомнию. Наблюдать сонливость можно у людей со слабой нервной системой: в этом случае её можно рассматривать как защитную реакцию, предохраняющую нервные клетки от перенапряжения.

В противоположность бессоннице повышенная патологическая сонливость приводит к длительному сну, которое часто является следствием воспалительных заболеваний головного мозга, например, при вирусном энцефалите. В этих случаях сон может длиться неделю и месяцы, и даже, в редких случаях, годы. Такой сон называется летаргическим.

Патологическая сонливость чаще всего возникает у людей, перенёсших тяжёлые инфекционные заболевания, – сыпной тиф, менингит, грипп. Возникает сонливость при малокровии и функциональных нарушениях нервной системы.

В отличие от бессонницы повышенная сонливость встречается реже.

Последние исследования по выяснению необходимой длительности сна показали, что потребность сна у молодёжи в среднем составляет 8,5 ч за ночь. Продолжительность ночного сна в 7,2-7,4 ч недостаточна, а сон менее 6,5 ч в течение длительного времени может подорвать здоровье.

Эффект «накопления нехватки сна» полностью исчезает уже после первого 10 ч периода «восстановительного» сна. Поэтому хроническое недосыпание по рабочим дням и пересыпание по утрам в выходные – явления взаимосвязанные.

Искусственное лишение человека сна – тяжёлое испытание. Эксперименты с депривацией сна показали, что у добровольцев возникает эмоциональная неуравновешенность, повышенная утомляемость, бредовые идеи, нарушение сна, вестибулярные дисфункции, через 90 ч лишения сна появляются галлюцинации, к 170 ч – деперсонализация, к 200-му часу испытуемый проявляет психические и психомоторные расстройства. В ходе этих экспериментов было установлено, что организм особенно нуждается в медленном (дельта) сне и быстром сне. После длительной депривации сна основным эффектом является увеличение дельта-сна. Так, после 200-часового непрерывного бодрствования процент дельта-сна в первые 9 ч регистрации восстановительного сна увеличивается в два раза по сравнению с нормой, а длительность быстрого сна увеличивается на 57%.

В целях изучения роли отдельных фаз сна разработаны способы, позволяющие избирательно предотвращать их появление. При подавлении дельта-сна у испытуемых появляется чувство разбитости, усталости, ухудшается память и снижается внимание. Чувство разбитости и повышенной утомляемости, особенно нарастающее ко второй половине дне, у больных неврозом обусловлено хроническим дефицитом дельта-сна (В.С. Ротенберг, 1984).

Депривация быстрого сна меняет настроение, ухудшает работоспособность, влияет на память.

Гигиена сна. Полноценный сон может быть обеспечен выполнением определённых правил. Перед сном необходимо исключить возбуждающие игры, умственную работу. Время после ужина должно протекать в спокойной обстановке, исключающей сильное возбуждение. Рекомендуется перед сном прогулка 20-30 мин в тихую погоду. Ужин должен быть лёгким за 1,5-2 ч до сна. Шоколад, кофе и крепкий чай на ночь не рекомендуются.

Свежий, прохладный воздух в спальной комнате способствует более быстрому засыпанию и глубокому сну. Оптимальная температура в комнате для сна – 15-16 ºС.

Все мы по-разному ведем себя в сложных ситуациях, работаем в разном темпе, реагируем на критику. Во многом эти различия обусловлены типом нервной системы. Тип нервной системы может быть сильный или слабый, инертный или подвижный, уравновешенный и неуравновешенный.

Особенностями нервной системы обусловлены известные типы темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.

По И.П.Павлову сила нервной системы — это врожденный показатель. Он используется для обозначения выносливости и работоспособности нервных клеток.

Сила нервной системы «отражает способность нервных клеток выдерживать, не переходя в тормозное состояние, либо очень сильное, либо длительное, хотя и не сильное, возбуждение».

Была установлена обратная связь силы нервной системы и чувствительности. Индивиды, обладающие сильной нервной системой, характеризуются низким уровнем чувствительности анализаторов. А более слабая система нервная более чувствительна, то есть способна реагировать на стимулы более низкой интенсивности, чем сильная

Сильный тип нервной системы

Сильная нервная система выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая.

Высокая работоспособность. Для человека с сильной нервной системой характерна высокая работоспособность, малая подверженность утомлению.

Многозадачность. Также наблюдается способность в течение длительного промежутка времени помнить и заботиться о выполнении нескольких видов заданий одновременно, то есть хорошо распределять свое внимание.

Умение держать удар. Отличительное свойство сильной нервной системы — способность переносить сверхсильные раздражители, сохранять спокойствие и хладнокровие в стрессовых ситуациях.
Аврал, контрольная — такие ситуации мобилизуют людей с сильной нервной системой.

Мобилизация и запас прочности. В ситуациях напряженной деятельности, повышенной ответственности наблюдается улучшение эффективности деятельности. Могут работать в шумной обстановке. Лучших своих результатов они добиваются, как правило, в условиях повышенной мотивации.

Рутина угнетает. Но в условиях обычной, повседневной деятельности, при выполнении монотонной работы у них развивается состояние скуки, снижается эффективность, поэтому лучших своих результатов они добиваются, как правило, в условиях повышенной мотивации.

Игнорирует слабые сигналы. Чувствительность определяется минимальной величиной раздражителя, вызывающего реакцию возбуждения. Людям с сильной нервной системой для этого требуется более сильный сигнал.

Слабый тип нервной системы

Быстрая утомляемость. Для человека со слабой нервной системой характерна быстрая утомляемость, необходимость в дополнительных перерывах для отдыха, резкое снижение продуктивности работы на фоне отвлекающих факторов и помех.

Наблюдается неспособность распределить внимание между несколькими делами одновременно.

Плохо справляется со стрессом. В ситуациях напряженной деятельности снижается эффективность работы, возникает тревога, неуверенность. Слабая нервная система не способна переносить сверхсильные раздражители. Она либо сразу выключается (тормозной процесс преобладает над возбуждением), либо ее «уносит» без всяких тормозов, с непредсказуемыми последствиями (торможение не успевает справиться с возбуждением).

Систематизация и контроль. Для слабой нервной системы характерна высокая устойчивость к монотонии, поэтому представители слабого типа добиваются лучших результатов в условиях повседневной, привычной деятельности. Успешно работают по алгоритму. Есть способность к планированию деятельности, систематизации, тщательному контролю за проделанной работой.

Повышенная чувствительность. Слабая нервная система обладает способностью реагировать на сверхслабые сигналы, различать сходные раздражители. Именно высокой чувствительностью определяется то, что некоторые люди способны подмечать тонкости оттенков, звуков, запахов, а также высказываний и межчеловеческих отношений.

by Paul Apal’kin

Другие характеристики нервной системы

Подвижность нервной системы

Подвижность — это свойство нервной системы, которое проявляется в быстроте и легкости привыкания человека к новым условиям, в быстроте и легкости перехода его от одного состояния к другому, от покоя к деятельности и обратно. Подвижность нервных процессов оказывает влияние па быстроту мышления, восприятия, запоминания.

Подвижный тип нервной системы

Людям с подвижной нервной системой свойственно легко и быстро усваивать новый материал, но так же быстро его забывать, они легко и быстро привыкают к новым условиям, любят новизну обстановки и новые знакомства.

Инертный тип нервной системы

Люди с инертной нервной системой осваивают новый материал медленно, но зато это освоение более прочное. Они трудно врабатываются, медленнее переходят из состояния покоя к состоянию активности, таких людей нередко обвиняют в медлительности.

«Invasion» by Paul Apalkin

Уравновешенность нервной системы

Уравновешенность — это свойство нервной системы, которое проявляется в балансе процессов возбуждения и торможения.

Неуравновешенный тип нервной системы

Преобладает возбуждение, таким людям легче проявить внешнюю активность, чем сдержаться; они быстро принимают решения и переходят к действиям, иногда даже не успев все обдумать.

Уравновешенный тип нервной системы

Преобладает торможение, что выражается в терпеливости, способности эффективно подавлять неуместные побуждения; возможна и излишняя скованность поведения».

Описание типов акцентуации характера по классификации Личко

Теория акцентуированных личностей Леонгарда быстро доказала свою достоверность и полезность. Однако использование её было ограничено возрастом испытуемых – опросник для определения акцентуации рассчитан на взрослых испытуемых. Дети и подростки, не имея соответствующего жизненного опыта, не могли ответить на ряд вопросов теста, поэтому их акцентуации оказалось затруднительным определить.

Решением этой проблемы занялся отечественный психиатр Андрей Евгеньевич Личко. Он модифицировал тест Леонгарда для определения акцентуаций с целью применения его в детском и подростковом возрасте, переработал описания типов акцентуации, изменил названия для некоторых из них и ввёл новые типы. А. Е. Личко считал более целесообразным изучать акцентуации у подростков, так как большинство из них формируется до подросткового возраста и ярче всего проявляется именно в этот период. Описания акцентуированных характеров он расширил за счёт информации о проявлениях акцентуаций у детей и подростков, изменении этих проявлений по мере взросления. Перу А. Е. Личко принадлежат фундаментальные монографии «Подростковая психиатрия», «Психопатии и акцентуации характера у подростков», «Подростковая наркология».

Акцентуации характера с точки зрения А. Е. Личко

А. Е. Личко первым предложил заменить термин «акцентуации личности» на «акцентуации характера», мотивируя это тем, что нельзя объединять все личностные особенности человека определением только акцентуации. Личность – гораздо более широкое понятие, включающее мировоззрение, особенности воспитания, образованности, реагирования на внешние события. Характер же, являясь внешним отражением типа нервной системы, служит узкой характеристикой особенностей поведения человека.

Акцентуации характера по Личко — временные изменения характера, которые меняются или исчезают в процессе роста и развития ребёнка. При этом многие из них могут переходить в психопатии или сохраняться на всю жизнь. Путь развития акцентуации определяется её выраженностью, социальным окружением и видом (скрытая или явная) акцентуации.

Как и Карл Леонгард, А. Е. Личко считал акцентуации вариантом деформации характера, при которой чрезмерную выраженность приобретают отдельные его черты. Это повышает чувствительность личности к определённым видам влияний и затрудняет адаптацию в некоторых случаях. При этом в целом способность к адаптации сохраняется на высоком уровне, а с некоторыми видами влияний (не задевающими «места наименьшего сопротивления») акцентуированные личности справляются легче обычных.

Акцентуации А. Е. Личко рассматривал как пограничные между нормой и психопатией состояния. Соответственно, их классификация основана на типологии психопатий.

А. Е. Личко выделил следующие типы акцентуаций: гипертимный, циклоидный, сенситивный, шизоидный, истероидный, конморфный, психастенический, паранойяльный, неустойчивый, эмоционально-лабильный, эпилептоидный.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *