Негативизм у ребенка

Негативизм у ребенка

5 советов родителям в борьбе с негативизмом

На протяжении жизни человек проживает кризисные периоды, во время которых меняется поведение и появляются неадекватные протестные реакции. Большинство сложных проявлений и бурных эмоциональных реакций приходится на детство. Негативизм у детей наиболее ярко выражен в трехлетнем и подростковом периоде.

Что такое негативизм

Чтобы справиться с ситуацией, необходимо иметь представление о характеристике данного явления. Негативизм – это деструктивное поведение, направленное на отрицание рекомендаций, инструкций, просьб и пожеланий взрослых людей (в основном родителей и педагогов). Зачастую такое поведение не отвечает интересам ребенка и его потребностям. Любое отрицание правил и общественных норм является примером методологического негативизма.

Негативизм в психологии расценивается как проявление возрастного кризиса, которое приводит к конфликтным ситуациям в семье и школе.

В психологии выделяют пассивный и активный негативизм.

Пассивный тип отрицания отличается невыполнением требований и просьб окружающих. Иногда создается впечатление, что ребенок не слышит обращенной к нему речи. Негативизм может проявляться и в совершенно противоположных действиях ребенка в ответ на требования.

Проявления активного негативизма сопряжены с агрессией в отношениях к окружающим. В некоторых случаях возможны самоповреждения как проявление аутоагрессии. У девочек преобладают вербальные поведенческие реакции, проявляющиеся в грубости к родным, сверстникам и учителям. Мальчики более агрессивны по своей природе, поэтому они являются зачинщиками драк и физического насилия.

Дети с негативизмом отличатся тем, что любое внешнее воздействие вызывает у них реакцию сопротивления.

Причины негативизма

Основными причинами негативизма являются кризисные периоды жизни, основное количество которых приходится на детский возраст. Данную часть жизни человека можно расценивать как адаптацию к окружающему миру, а этот процесс в большинстве случаев протекает болезненно.

Кризис негативизма трех лет проявляется как бурное стремление к самостоятельности и желании обозначить границы собственной личности. Поведение ребенка в этом возрасте – это капризность, которая обычно носит неосознанный характер, так как малыш не в состоянии логически объяснить причины своего поведения. Отрицая, малыш начинает осознавать свою личность и ее ценность. Кризисные проявления возраста постепенно сглаживаются, если предоставить ребенку возможность проявить волевые качества своего характера.

Кризис негативизма проявляется с особой остротой и непримиримостью в подростковом возрасте в активной и пассивной форме. Период физиологического взросления (бурный рост опорно-двигательного аппарата, формирование гормонального фона) сопровождается психологическими проблемами, появляющимися в виде режима отторжения. После минования подросткового периода при благоприятной обстановке в семье детский негативизм редуцируется. Ошибки в воспитании могут привести к трансформации временного явления в отрицательные черты характера. Негативизм, который стал чертой личности, у взрослых практически не поддается коррекции.

К детскому негативизму приводят частые ошибки, которые допускают родители:

  • пробел воспитания в виде гиперопеки (приводит к отсутствию инициативы и самостоятельности, ребенок способен самоутвердится только с помощью негативизма);
  • недостаток внимания и любви вызывает агрессию и желание привлечь к себе внимание с помощью деструктивного поведения.

Чуткое и внимательное отношение взрослых способно преобразовать такой отрицательный опыт как негативизм в позитивизм.

Признаки негативизма

Психология личности выделяет следующие проявления признаков негативизма, на которые родители должны обратить внимание как можно раньше: строптивость, упрямство, протест, бунт. Эти качества характера под чутким руководством взрослых предстоит преобразовать в упорство и настойчивость, в подростковом возрасте они помогут в достижении высоких результатов в учебе, спорте, общественной жизни.

Симптомами кризиса также являются:

  • сниженное настроение, иногда переходящее в депрессию;
  • отсутствие интереса к учебе
  • неустойчивый эмоциональный фон;
  • изменение аппетита (снижение или повышение);
  • возникновение ситуаций с социальной дезадаптацией, когда ребенок избегает коллектива.

Родители должны внимательно следить за изменением состояния, так как ранняя диагностика способствует успешной коррекции негативных симптомов.

Психологическая коррекция детского негативизма

Родители, внимательно относящиеся к своим обязанностям, способны существенно сгладить поведенческие особенности своего ребенка. Для того, чтобы пережить трудности переходных периодов придется запастись терпением и работать не только с недостатками ребенка, но и со своими собственными.

1 совет

Первое, что необходимо усвоить взрослым людям – в любой ситуации следует сохранять спокойствие. Даже при постоянной конфронтации потребуется уравновешенность. Чем агрессивнее ведут себя родители и педагоги, тем сильнее заостряется проблема поведения ребенка. В самых неблагоприятных ситуациях можно ожидать суицидных действий или открытой агрессии, направленной на окружающих.

Как бы трудно не было, нужно продолжать любить свое дитя. Только то, что противоположно негативизму, может дать положительный результат. Деструктивный тип поведения взрослого человека способен только усугубить сложившуюся ситуацию, что приведет к неминуемой десоциализации ребенка.

Следует категорически исключить любые способы насилия над личностью ребенка. Физическое и психологическое подавление негативизма еще более ухудшают ситуацию. Даже если на время удалось сломить сопротивление воле родителей и педагогов, в дальнейшем ситуация неминуемо повториться и произойдут глубинные изменения личности.

2 совет

Для того чтобы сгладить негативные проявления кризисных периодов в жизни ребенка, родителям придется проводить со своим малышом достаточно времени, чтобы наладить дружеские отношения и взаимопонимание. Острые конфликтные ситуации возникают на фоне отчужденности, которая порой развивается из-за занятости взрослых людей своими проблемами.

Чтобы ребенок чувствовал психологическую поддержку и присутствие родных людей, с малышами нужно читать сказки, обсуждая при этом действия и поступки любимых героев. Так можно сформировать положительные стереотипы поведения, которые не позволят в сложные периоды жизни совершать неблаговидные поступки. Положительный результат принесет совместное посещение концертов, театральных постановок, а также прогулки, туристические поездки.

Родители должны с детства уметь разговаривать с ребенком на волнующие его темы, чтобы он не чувствовал себя одиноким перед лицом жизненных трудностей.

3 совет

Недостатки конфликтов и проблем необходимо научиться преобразовывать в позитив. Для этого нужно вместе с ребенком разбирать ошибки в поведении и извлекать уроки, даже из самых неприятных ситуаций. Для того чтобы пришло осознание своей неправоты, следует учить ребенка представлять себя на месте того, кого он обидел.

Очень важно научить свое дитя не чувствовать себя жертвой ситуации, а брать ответственность за свои поступки и их последствия.

4 совет

Чтобы справиться с проявлениями негативизма, родителям придется проявить максимум изобретательности. Для того чтобы добиться желаемого действия, бесполезно давить на ребенка и принуждать. Необходимо создать такую ситуацию, чтобы инициатива исходила от него самого. В данном случае останется на высоте его самооценка, проявится самостоятельность.

Часто возникает ситуация, когда малыш или подросток не хочет одеваться по погоде, это может быть ежедневным источником конфликтов. Чтобы бесплодно не дискутировать по этому поводу, стоит позволить один раз замерзнуть и переболеть. Таким образом, придет опыт через неприятную ситуацию, который вряд ли захочется пережить еще раз.

Следует избегать ситуаций, когда ребенку с помощью родительского авторитета навязывается своя точка зрения и модель поведения. Неразрешенный кризис трехлетнего возраста обязательно проявится остро и непримиримо в подростковом периоде, поэтому работать над проблемами ребенка нужно постоянно в процессе воспитания, а не только в момент взрывной ситуации.

В сложных случаях, когда не получается договориться, нужно переключиться и отвлечь внимание. Следует принять истину, что в споре необязательно кому-то стать победителем. Иногда лучше обходить острые углы и сохранять мир и спокойствие. Возможно, что через некоторое время спорный вопрос разрешится без обострения обстановки.

5 совет

Сложные конфликты, которые не удается разрешить в домашних условиях, потребуют обращения за помощью к профильному специалисту – психологу или психотерапевту. Бывают ситуации, когда пожелания и рекомендации для преодоления негативизма воспринимаются, если они исходят от постороннего человека с высоким уровнем квалификации. Не стоит бояться вмешательства в свою жизнь постороннего человека, так как замалчивание проблемы только обостряет ее.

Ребенок портит и ломает игрушки, что делать?

Этот вопрос интересует добрую половину родителей. Причины такого поведения детей различны. Прежде всего, игрушки нужно приобретать в соответствии возраста Вашего малыша, так как дети более раннего возраста еще плохо контролируют свою силу и могут ломать сильно хрупкие игрушки, предназначенные для детей постарше. В этом случае вины ребенка нет – он это делает не специально. Но в большинстве случаев ребенок это делает специально и родителям нужно разобрать в причинах такого поведения. Возможно, что такое поведение несет «скрытое» послание ребенка родителям. Если ребенок уже не маленький — старше 4 лет, то, возможно ему просто некуда деть энергию и он это делает от безделья. В таком случае ребенка следуетчем-либо занять: найти занятие, отдать на детские курсы, в кружок и так далее.

Рассмотрим наиболее частые причины такого поведения.

Игрушка является цельной и ее нельзя разобрать, а очень хочется!

В данном случае ребенком движет желание понять как устроена игрушка: он начинает отрывать колеса, наклейки, выдавливать стекла и. т.д.

Ребенок ее пытается разобрать из любопытства и потом собрать обратно. Решением здесь может быть покупка конструкторов. Сейчас большой выбор конструкторов, как для девочек, так и для мальчиков, для разных возрастов – от самых простых до сложных. Сборка разобранного предмета – это очень важный психологический момент, формирующий в ребенке системы жизненных ценностей. Собирая предмет, он поймет что восстанавливать (или собирать) намного сложнее, чем ломать.

Неловкость ребенка.

Есть категория родителей, которые растят грудных детей без игрушек совсем, считая, что дети все равно не умеют в них играть, а только раскидывают, в результате чего погремушки ломаются. Результатом этого становиться задержка формирования навыков обращения с предметами – двигательная неловкость. В следствие этого, происходит задержка развития ребенка: развитие мелкой моторики рук, восприятие окружающей среды.

Подрастая, малыш при данном методе воспитания, будет ломать игрушки, только получая их.

В данном случае помочь ребенку может только специалист – невропатолог. Если этого не сделать, то не исключена возможность того, что возникнут трудности при обучении письму, вырезанию, лепке, рисованию.

Ребенка с самых первых дней жизни нужно приучать к погремушкам, кубикам: чем больше ребенок берет в руки предметы, тем быстрее происходит его развитие, как в физическом, так и в умственном плане – быстрее происходит развитие кругозора малыша.

Внутренняя агрессия.

Когда ребенок обижен или расстроен чем то, то он начинает бить или раскидывать игрушки. В такой ситуации нужно как можно сроке успокоить ребенка, узнать у него причину такой агрессии.

В такой ситуации ребенку можно предложить подвижную игру, отвести его на прогулку, либо посещать занятия в бассейне.

Игрушка не нравиться или вызывает страх.

Часто дети пытаются расправиться с теми игрушками, которые им не по душе или которых они подсознательно или сознательно бояться. Например: отрицательные персонажи сказок, или какие-либо роботы. Уничтожая такие игрушки, ребенок избавляется от страха перед темными или злыми силами. Такие игрушки могут стать предметом ночных кошмаров Ваших деток! Соответственно, таким игрушкам не место в Вашем доме.

Качество игрушек.

В наших магазинах сейчас продается множество игрушек сомнительного качества, которые изготовлены из некачественного материала, который буквально рассыпается в руках, либо качество изготовления таково, что находясь еще на прилавке, у игрушки уже отсутствует какая либо деталь (глаз, волосы, колесо и т. д.). Естественно, что такие игрушки, когда попадают детям в руки, сразу же ломаются.

Также есть игрушки качественные, но повышенной хрупкости, например фарфоровые куклы, коллекционные машинки и т. д. Такие игрушки следует давать детям в руки под присмотром взрослых.

«Чешутся руки».

Часто это происходит, когда ребенок волнуется, либо не находя другого занятия. Например; если ребенок нервничает и у него в руках находиться игрушка, то сам того не замечая, может разобрать ее на «винтики». В таком случае ребенка нужно попытаться успокоить, или дать в руки игрушку из конструктора, либо придумать ему другое занятие: попрыгать через скакалку, поиграть в мяч.

Если ребенок не находит другого занятия, то он начитает, например, обкусывать кукле руки, ноги. В таком случае нужно найти альтернативу, например: дать яблоко, морковь или другой фрукт.

В любом случае, родители должны интересоваться внутренним миром своих детей, тогда им будет легче выяснить и понять причину того или иного поведения ребенка.

Покупайте своим детям игрушки по возрасту и те, которые приходятся по душе Вашему малышу, с которыми он чувствует себя комфортною. Не стоит ребенка задаривать игрушками, чтобы поднять ему настроение – он начнет уставать от них и ломать просто так, потому что они потеряли для него ценность. Некоторые родители задаривают своих детей игрушками, чтобы порадовать, но вместо этого получается одно расстройство. Но и недостатка в игрушках не должно быть! Также игрушки не должны быть однотипными (например: одни машинки или куклы). Идеально, если будут и развивающие игрушки и игрушки «для души». Развивающие игрушки — не значит что они скучные и не интересные. Сейчас большое количество развивающих игрушек, которые дети желают видеть у себя дома: конструкторы, красочные кубики с буквами и животными, фигурки животных издающих звуки, мозаики и. т. д.

>Как работает неваляшка

Ваньки-встаньки

Кто не знает, что такое неваляшка (он же Ванька-встанька)? Простенькая пластмассовая кукла с шарообразным телом. Качнешь ее в сторону, а она упрямо возвращается в вертикальное положение. Оказывается, существуют уже, наверное, сотни модификаций неваляшек. С руками и ногами, умеющие совершать чудные танцевальные па. Есть неваляшки, которые можно уложить спать или, например, умеющие стоять на голове. И великое множество устройств, которые используют «принцип Ваньки-встаньки» в практических целях.

Самая простейшая неваляшка устроена незамысловато. Полое округлое тело, в котором центр тяжести максимально опущен вниз. Таким образом, что при наклоне корпуса груз приподнимается и стремится вернуть куклу в вертикальное положение. Привлекает внимание эта игрушка тем, что повседневный опыт говорит нам о том, что такая конструкция должна вроде как падать при малейшем усилии. А она наоборот, упрямо вскакивает. Обычный шар имеет центр тяжести, равноудаленный от любой точки поверхности. Поэтому он обладает «безразличным равновесием» — как его не положи на плоскость, от так и будет лежать. Прикрути к нему «голову» — центр тяжести сместится вверх и будет игрушку опрокидывать. А вот полый шар со смещенным центром тяжести будет всегда стремиться развернуться грузом вниз, занимая устойчивое положение равновесия.

Ваньки-встаньки: «продвинутые варианты»


Заставить Ваньку усложнить колебательные движения можно, сделав положение центра тяжести изменяемым. Вот в этой модели, груз закреплен на гибком штыре. Колеблясь на своей частоте, он вносит дополнительную гармонику в раскачивание неваляшки.
А здесь дополнительный груз закреплен на жестком штыре, но имеющем шарнирное крепление. Он заставит куклу совершать дополнительные вращательные движения.
Попроще конструкция этой модели. Здесь шар свободно перекатывается в нижней части куклы. А вот в медведе, изображенном ниже, шарики скатываются вниз по спиральной траектории, заставляя его раскачиваться и при этом поворачиваться вокруг своей оси в противоположную сторону.

А вот Ванька, который умеет балансировать руками:


При наклоне груз, соединенный упругой нитью с руками, заставляет неваляшку поднимать руку, противоположную наклону вверх. Создается впечатление, что игрушка балансирует руками, пытаясь сохранить равновесие. Но раз могут быть руки, то почему бы не приделать и ноги? Вот такой Ванька может уже даже немножко передвигаться :).
Очень необычные движения совершают куклы на «жидком топливе». Здесь грузом является ферромагнитная жидкость перетекающая под действием не только силы тяжести, но и подвешенного магнита. Плавности движений такого танцора подивится даже хореограф.

Для чего нужен плач

Поговорим о плаче. Именно от него нужно отучать ребенка в первую очередь. Плач оправдан в раннем возрасте, как единственное средство коммуникации и защиты. Хочется есть, что-то болит, малышу дискомфортно – младенец призывает к помощи плачем.

Но как только он научился говорить, рефлекс слез для получения желаемого поощрять не стоит.

Дети – прирожденные манипуляторы. Как только он поймет, что плачем может добиваться своего, появление «ужасного ребенка» обеспечено. Стоит ему один раз «выплакать» в магазине шоколадку, и он будет использовать этот способ снова и снова.

А при маминой попытке возразить ребенок добавит к слезам еще и крик.

Это не значит, что на детские слезы не нужно обращать внимание. Обида, боль – к сожалению, у детей бывают причины для слез, и тогда они нуждаются в утешении.

Просто ребенок должен понимать, что желание что-то получить следует выражать словами, а не воплями. И отказ в просьбе – это тоже не повод для слез.

Любопытное явление – адресный плач. Помните, у Чуковского – «Я не тебе плачу, а тете Симе!»? Присмотритесь, и вы наверняка заметите, как легко дети определяют, кому имеет смысл плакать, а на кого слезу тратить не стоит.

Истерика у детей разного возраста

Не бывает образцово-показательных детей, проблемы возникают у всех родителей, только по-разному и в разном возрасте.

Важно выработать правильную тактику, и не менее важно придерживаться ее сообща. Если мама разрешает то, что запретил папа, а бабушка разрешит буквально все, то ребенок очень быстро усвоит, как добиваться своего: стоит только поплакать.

1.5-2 года

Самое оптимальное время для отучения малыша от манипулирования. Он осваивает коммуникацию с помощью слов и жестов, у него уже нет необходимости плакать, чтобы привлечь внимание. Именно сейчас малыш должен понять, что плач не поможет ему управлять родителями.

Популярный педиатр Комаровский советует при капризном плаче малыша просто выходить из комнаты. Конечно, ребенок должен быть в безопасности – в кроватке или в манежике. При этом можно разговаривать с малышом, но не показываться.

Когда ребенок успокоится, мама вернется в комнату. Малышу понадобится 2-3 дня, чтобы понять – мама рядом, если он не капризничает.

Конечно, малыш в это время должен быть здоровым, накормленным и сухим. Маме непросто не кинуться на обиженный плач крохи, но чем старше становится ребенок, тем сложнее отучить его от «слезного шантажа». Поэтому лучше проявить твердость сейчас.

2.5 года

Ребенок учится работать на публику, ему нужен зритель, причем сочувствующий. И тратить силы и слезы на бесчувственного папу, который спокойно смотрит футбол, он не станет.

А если ребенок уже усвоил, что и мама останется равнодушна к слезам, он подождет бабушку. Или не станет устраивать истерику вообще. Если, конечно, у него нет опыта успешных манипуляций с помощью крика.

Истерика в общественных местах

Это самое тяжелое испытание для родителей. Ребенок уже достаточно большой, и его берут с собой в магазины и другие общественные места. И маленький тиран запросто может устроить истерику, не получив желаемую игрушку, конфету или что там еще ему захотелось.

Что делать

Прежде всего – не уступать. Сейчас у вас еще есть возможность противостоять требованиям. С подростком, привыкшему к успешному шантажу, вам вряд ли удастся справиться. Поэтому – никакой игрушки!

Не бить. Физическая расправа – не метод. Ребенок, бьющийся в истерике, не лучший объект для воспитания, да еще таким способом.

Не уходить, даже понарошку. Конечно, есть соблазн напугать маленького деспота тем, что вы исчезли, но реакция может быть неадекватной.

Будьте настойчивы в своем отказе. Попробуйте отвести его куда-нибудь в сторонку, чтобы лишить публики. Не кричите, сохраняйте спокойствие, как бы трудно это ни было. Дайте ребенку попить, умойте его. Когда зареванное чудовище успокоится, обнимите и поговорите с ним – спокойно и ласково.

Реакция зрителей

И отдельно – об общественном мнении. Вам наверняка неловко и неприятно, но отнеситесь к ситуации философски. Как правило, в публике находятся особо сочувствующие, которые попытаются пожалеть несчастного малыша. Или те, кого очень раздражает невыносимый ребенок.

Вежливо поблагодарите первых, извинитесь перед вторыми, и всем очень вежливо посоветуйте не вмешиваться не в свое дело. Или еще проще – проигнорируйте.

3 года

Ближе к 3 годам у большинства детей истерики выходят на максимум. Родители не могут понять, почему ребенок истерит без причины по несколько раз на дню. А у ребенка – возрастной кризис.

Психологи дали этому периоду специальный термин – «кризис 3 лет». Ребенок впервые осознает себя как личность. Появляется самостоятельность, упрямство, желание настоять на своем. А если что не по нем – истерика. Она может быть не только требованием чего-либо, но и выплеском накопившихся эмоций.

Лучший выход – предугадывать истерики и вовремя переключать малыша. Дать интересную книжку, включить любимый мультик, поиграть с ребенком.

Если же предотвратить бедствие не удалось, остается только его переждать. А когда уставшее чадо утихнет, ни в коем случае не наказывайте его. Спокойно поговорите о причине слез, помогите ребенку осознать ситуацию. И еще раз скажите, как вы его любите.

4 года

К сожалению, истерики в этом возрасте чаще всего – следствие ошибок родителей. И исправлять их очень сложно, но необходимо. Если истерики часты и серьезны, если проявляется агрессия, необходима консультация невропатолога, чтобы исключить заболевание.

Если ребенок здоров, то корректировать его поведение лучше с помощью детского психолога. Если у ребенка уже есть длительный опыт успешного применения истеричного шантажа, отучить его будет очень сложно.

6-7 лет

Причиной истерик в этом возрасте становится взросление ребенка. Начало школьного периода может быть стрессом, и ребенок в истериках выплескивает накопившееся напряжение. Будьте внимательны и терпеливы с маленьким школьником.

Если же процесс адаптации затянулся, лучше обратиться за помощью к детскому психологу, который поможет найти и устранить причину дискомфорта.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *