Не условный рефлекс

Не условный рефлекс

БЕЗУСЛОВНЫЕ И УСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ

Высшая нервная деятельность носит рефлекторный характер. Высшим животным и человеку присущи безусловные и условные рефлексы. Их специфика состоит в следующем.

Безусловные рефлексы, обеспечивающие поддержание жизнедеятельности в относительно постоянных условиях среды, присущи человеку с рождения. К ним относятся пищевые (сосание, глотание, слюноотделение и др.), оборонительные (кашель, мигание, отдергивание руки и т. д.), размножения (выкармливание и уход за потомством), дыхательные и т. д.

Условные рефлексы вырабатываются на базе безусловных при воздействии условного раздражителя. Они обеспечивают более совершенное приспособление организма к меняющимся условиям внешней среды. Они помогают находить пищу по запаху, уходить от опасности, ориентироваться и др.

Значение слова. У человека условные рефлексы могут образовываться не только как у животных, на основе первой сигнальной системы, когда условными раздражителями являются непосредственно предметы внешнего мира, но и на основе второй (речевой) сигнальной системы, когда условными раздражителями являются слова, выражающие понятия о предметах и явлениях. Условные рефлексы являются физиологической основой технических процессов, основой мышления. Слово является своеобразным раздражителем для многих условных рефлексов. Например, только разговор о пище или ее описание может вызвать у человека отделение слюны.

Особенности условных и безусловных рефлексов

Безусловные рефлексы Условные рефлексы (временные связи)
Врожденные, наследственно передающиеся рефлекторные реакции данного вида Приобретенные в процессе индивидуального развития на основе безусловных рефлексов
Центры рефлексов расположены в подкорковых ядрах, стволе мозга и спинном мозге Центры рефлексов расположены в коре больших полушарий
Стойки. Сохраняются в течение всей жизни. Количество их ограничено Изменчивы. Новые рефлексы возникают, а старые угасают при изменении условий среды. Количество неограничено
Осуществляют взаимосвязь частей организма, рефлекторную саморегуляцию и поддержание постоянства внутренней среды Осуществляют рефлекторную реакцию организма на раздражитель (условный), сигнализирующий о предстоящем действии безусловного раздражителя

Сознание людей связано с деятельностью коры головного мозга. Это убедительно доказано многочисленными экспериментами И. П. Павлова, а также изучением заболеваний и нарушений функций головного мозга.

Учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности человека убедительно доказали несостоятельность и антинаучность религиозных представлений о «душе».

Торможение условных рефлексов. При изменении условий среды ранее выработанные условные рефлексы угасают, образуются новые. И. П. Павлов различал два вида торможения условных рефлексов.

Внешнее торможение возникает при воздействии на организм раздражителя, более сильного, чем прежний. При этом, в коре головного мозга образуется новый очаг возбуждения. Например, у собаки условный слюноотделительный рефлекс, выработанный на свет (см. «Пищеварение»), тормозится в условиях опыта более сильным раздражителем — звуком звонка. Последний вызывает в слуховой зоне коры мозга сильное возбуждение. Вначале оно порождает торможение соседних участков, а затем распространяется на зрительную зону. Поэтому возбуждение через расположенные в ней нейроны проводиться не может и дуга прежнего условного рефлекса прерывается.

Внутреннее торможение возникает в дуге условного рефлекса тогда, когда условный раздражитель перестает получать подкрепление безусловного раздражителя и образовавшиеся в коре временные связи постепенно затормаживаются. Когда условные рефлексы повторяются в одной и той же последовательности — образуются динамичные стереотипы, которые составляют привычки и навыки.

Гигиена физического и умственного труда. Деятельность организма зависит от состояния центральной нервной системы. Ее переутомление ведет к расстройству жизненно важных функций организма, снижает восприятие, внимание, память и работоспособность.

При однообразном физическом труде работает только одна группа мышц и в возбуждении находится только один участок центральной нервной системы, что приводит к его утомлению.

Чтобы избежать переутомления, полезно во время перерывов проводить производственную гимнастику, в которой участвуют другие мышцы. Это, в свою очередь, ведет к возбуждению новых участков коры головного мозга, торможению ранее работавших участков, их отдыху и восстановлению работоспособности.

Умственный труд также вызывает утомление центральной нервной системы. Лучшим отдыхом при этом является гимнастика или другая физическая нагрузка.

Большое значение в образовании условных рефлексов имеет режим дня. При его соблюдении у человека образуется много важных условных рефлексов, стимулирующих лучшее функционирование различных систем органов и предотвращающих их переутомление.

Чередование физического и умственного труда, рационализация труда, соблюдение режима дня, активный отдых имеют первостепенное значение для защиты центральной нервной системы от переутомления.

Сон дает наиболее полный отдых центральной нервной системе. Чередование сна и бодрствования — необходимое условие существования человека. И.П. Павлов опытным путем доказал, что сон — это торможение, охватывающее кору больших полушарий и другие отделы мозга. Во время сна снижаются обмен веществ, слух, обоняние, интенсивность деятельности ряда систем органов, уменьшается тонус мышц, выключается мышление. Сон — это защитное приспособление от переутомления нервной системы. Грудные дети спят 20-22 ч, школьники — 9-11 ч, взрослые люди — 7-8 ч. При недосыпании человек теряет работоспособность. Чтобы во время сна организм получал наиболее полный отдых, необходимо ложиться спать в одно и то же время, устранить яркий свет, шум, проветрить комнату и т. д.

Алкоголь и никотин поражают нервную систему. Движения пьяных неточные, их речь бессмысленна, мыслительные процессы нарушены. У курильщиков слабеет память, дрожат руки, появляются спазмы сосудов головного мозга.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Просмотров: 2 666 Поделитесь информацией с друзьями

Исторические сведения

Предположение о рефлекторном характере деятельности высших отделов головного мозга впервые было развито ученым-физиологом И. М. Сеченовым. До него физиологи и неврологи не решались поставить вопрос о возможности физиологического анализа психических процессов, которые предоставлялось решать психологии.

Далее идеи И. М. Сеченова получили развитие в трудах И. П. Павлова, который открыл пути объективного экспериментального исследования функций коры, разработал метод выработки условных рефлексов и создал учение о высшей нервной деятельности. Павлов в своих трудах ввел деление рефлексов на безусловные, которые осуществляются врожденными, наследственно закрепленными нервными путями, и условные, которые, согласно взглядам Павлова, осуществляются посредством нервных связей, формирующихся в процессе индивидуальной жизни человека или животного.

Большой вклад в формирование учения о рефлексах внёс Чарлз С. Шеррингтон (Нобелевская премия по физиологии и медицине, 1932). Он открыл координацию, взаимное ингибирование и облегчение рефлексов.

Значение учения о рефлексах

Учение о рефлексах дало очень многое для понимания самой сущности нервной деятельности. Однако сам рефлекторный принцип не мог объяснить многие формы целенаправленного поведения. В настоящее время понятие о рефлекторных механизмах дополнено представлением о роли потребностей в организации поведения, стало общепринятым представление о том, что поведение животных организмов, в том числе и человека, носит активный характер и определяется не столько возникающими раздражениями, сколько планами и намерениями, возникающими под влиянием определённых потребностей. Эти новые представления получили своё выражение в физиологических концепциях «функциональной системы» П. К. Анохина или «физиологической активности» Н. А. Бернштейна. Сущность этих концепций сводится к тому, что мозг может не только адекватно отвечать на внешние раздражения, но и предвидеть будущее, активно строить планы своего поведения и реализовать их в действии. Представления об «акцепторе действия», или «модели потребного будущего», позволяют говорить об «опережении действительности».

Классический условный рефлекс

Смотреть что такое «Классический условный рефлекс» в других словарях:

  • подкрепление — в учении о высшей нервной деятельности (см. Павлов Иван Петрович) безусловный раздражитель, вызывающий биологически значимую реакцию, при сочетании которой с предваряющим ее действием индифферентного стимула … Большая психологическая энциклопедия

  • Подотряд Бесплавниковые или Настоящие, осьминоги(Apteroti или lncirrata) — Этот подотряд составляют обычные прибрежные осьминоги, которых объединяют, кроме сходного образа жизни, еще и некоторые общие им всем анатомические черты: у них нет плавников и присоски всегда без усиков (у осьминогов следующего отряда… … Биологическая энциклопедия

  • Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия

  • Поведение — Поведение способность животных изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов, характерная черта животного типа организации. Поведение имеет огромное приспособительное значение, позволяя животным избегать негативных … Википедия

  • ГОЛОВНОЙ МОЗГ — ГОЛОВНОЙ МОЗГ. Содержание: Методы изучения головного мозга ….. . . 485 Филогенетическое и онтогенетическое развитие головного мозга…………. 489 Bee головного мозга…………..502 Анатомия головного мозга Макроскопическое и… … Большая медицинская энциклопедия

  • НАУЧЕНИЕ — изменение поведения, происходящее в результате приобретения опыта. В том частном случае, когда приобретение опыта знаний, навыков, умений определяется познавательными мотивами и целями, говорят об учении (и соответственно об обучении как процессе … Энциклопедия Кольера

  • ИНСТИНКТЫ — (лат. i nsti nctum от i nsti ngue re, instigare побуждать), понятие, служащее для обозначения нек рых типов поведения животных и человека, до сих пор еще не имеющее единого толкования. Вообще говоря, инстинктом называют обычно сумму биологических … Большая медицинская энциклопедия

  • Усло́вные рефле́ксы — реакции организму (рефлексы), вырабатываемые при определенных условиях в течение жизни человека или животного на базе врожденных безусловных рефлексов. Термин «условные рефлексы» введен И.П. Павловым. В отличие от безусловных рефлексов… … Медицинская энциклопедия

  • ИММУНИТЕТ — ИММУНИТЕТ. Содержание: История и современ. состояние учения об И. . 267 И. как явление приспособления…….. 283 И. местный……………….. 285 И. к животным ядам………….. 289 И. при протозойн. и спирохета, инфекциях . 291 И. к… … Большая медицинская энциклопедия

Рефлекс — Reflexus — Reflex!

Рефлекс. Термин и понятие рефлекс.

Рефлекс, по латыни «reflexus», означает отражение, отраженный.

Рефлекс это реакция живого организма, обеспечивающая возникновение, изменение или прекращение функциональной активности органов, тканей или целостного организма, осуществляемая при участии центральной нервной системы в ответ на раздражение нервных рецепторов организма.

Рефлекс — это четкий стабильный ответ (реакция живого организма) на какой-то внешний раздражитель.

Рефлексы существуют у многоклеточных живых организмов, обладающих нервной системой, и осуществляются посредством рефлекторной дуги. Рефлексы и рефлекторные взаимодействия являются основой в сложно-составной деятельности нервной системы.

Рефлекс является базовой элементарной единицей нервного действия. В естественных условиях рефлексы осуществляются не изолированно, а объединяются (интегрируются) в сложные рефлекторные акты, имеющие определенную биологическую направленность. Биологическое значение рефлекторных механизмов заключается в регуляции работы органов и координации их функционального взаимодействия с целью обеспечения постоянства внутренней среды организма (гомеостаз), сохранение его целостности и возможности приспособления к постоянно меняющимся условиям окружающей среды.

Рефлекс, как явление и свойство, проявляется в том, что в ответ на привычные обстоятельства животное отвечает привычной реакцией, врожденной или приобретенной.

Рефлекс — Reflexus — Reflex!

Рефлекс. История и предистория изучения рефлексов.

Начальное понятие о рефлексах живых организмов впервые возникло еще в физике Декарта. Декарт развивал общую механическую картину мира и хотел включить в нее также и поведение живых существ.

Концепция Декарта была создана в эпоху, когда многие ученые формировали материалистические объяснения феноменам, происходящим в живой природе. Например, медик Уильям Гарвей открыл и описал систему кровообращения. По его мнению, система крообращения функционировала как простой механизм с известными к тому времени человечеству элементами — насосом, «трубами» и т. п.

Теория Декарта еще более укрепляла принцип материалистического детерминизма, так как Гарвей рассматривал в качестве механизма только внутреннее устройство тела животного, а Декарт перенес этот принцип также и на взаимодействие организмов с внешним миром, то есть, по сути, на психическую деятельность.

Декарт считал, что взаимодействие организмов с окружающими телами опосредовано нервной машиной, в которой мозг выполняет роль центра, а от него расходятся «нервные трубки». Согласно его схеме, внешние факторы действуют на концы расположенных в теле нервных «нитей», которые, натягиваясь, открывают клапаны отверстий, ведущих из мозга в нервы. По этим открытым каналам «животные духи» (выражение Декарта) устремляются в соответствующие мышцы, которые в результате «надуваются».

Таким образом Декарт утверждал, что причина двигательного акта не является чистым продуктом мозга или души, а находится извне, снаружи организма. Хотя сам термин «рефлекс» у Декарта отсутствует, ему удалось наметить контуры этого понятия вполне отчетливо.

Рефлекс — Reflexus — Reflex!

Рефлексы! Формирование науки о рефлексах!

Предположение о полностью рефлекторном характере деятельности высших отделов головного мозга впервые было развито ученым-физиологом И. М. Сеченовым.

До И. М. Сеченова врачи, ученые физиологи, и неврологи не решались поставить вопрос о возможности физиологического анализа психических процессов, которые предоставлялось решать психологии.

Новаторские идеи И. М. Сеченова получили развитие в трудах другого известного русского ученого И. П. Павлова.

И.П. Павлов открыл пути объективного экспериментального исследования функций коры головного мозга, разработал метод выработки условных рефлексов и создал учение о высшей нервной деятельности.

Рефлекс — Reflexus — Reflex!

Рефлексы. Безусловные рефлексы. Условные рефлексы.

И.П. Павлов впервые в своих трудах ввел деление рефлексов на безусловные, которые осуществляются врожденными, наследственно закрепленными нервными путями, и условные, которые, согласно взглядам Павлова, осуществляются посредством нервных связей, формирующихся в процессе индивидуальной жизни человека или животного.

Можно отметить большой вклад Чарлза С. Шеррингтона в формирование учения о рефлексах. Чарлз С. Шеррингтон открыл координацию, взаимное ингибирование и облегчение рефлексов. В 1932 году Чарлз С. Шеррингтон получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине.

Рефлекс — Reflexus — Reflex!

Рефлексы. Практическое значение учения о рефлексах.

Учение о рефлексах дало очень многое для понимания самой сущности и основ нервной деятельности. Однако сам только рефлекторный принцип не мог объяснить многие присущие животным формы целенаправленного поведения.

В настоящее время теория о рефлекторных механизмах дополненая представлением о роли потребностей в организации поведения, стала общепринятым представление о том, что поведение животных организмов, в том числе и человека, носит активный характер и определяется не столько возникающими раздражениями, сколько планами и намерениями, возникающими под влиянием определённых потребностей живого организма.

Эти новые представления получили своё выражение в физиологических концепциях «функциональной системы» (П. К. Анохин) или «физиологической активности» (Н. А. Бернштейн). Сущность этих концепций сводится к тому, что мозг может не только адекватно отвечать на внешние раздражения, но и предвидеть будущее, может активно строить планы своего опережающего поведения и реализовать их в действии.

Представления об «акцепторе действия», или «модели потребного будущего», действительно позволяют говорить об «опережении действительности». Данные способности, по-мнению современных ученых, так же заложены в эволюционных принципах самосохранения, выживания и саморегулирования.

Рефлекс — Reflexus — Reflex!

Классификация рефлексов.

Принципы классификации рефлексов с современной науке о рефлексах.

По ряду признаков рефлексы могут быть разделены на группы.

По типу и основам образования:

— условные;

— безусловные рефлексы.

По видам рецепторов:

— экстероцептивные (кожные, зрительные, слуховые, обонятельные);

— интероцептивные (с рецепторов внутренних органов);

— проприоцептивные (с рецепторов мышц, сухожилий, суставов).

По эффекторам: соматические, или двигательные (рефлексы скелетных мышц), например флексорные, экстензорные, локомоторные, статокинетические и др.; вегетативные внутренних органов — пищеварительные, сердечно-сосудистые, выделительные, секреторные и др.

По биологической значимости: оборонительные, или защитные, пищеварительные, половые, ориентировочные.

По способу вызывания: рефлекс растяжения, рефлекс укалывания и другие, По характеру ответной реакции:сгибательный, мигательный, рвотный и другие.

По исполнительному органу: коленный, локтевой, ахиллов, зрачковый.

По характеру влияний на деятельность эффектора: возбудительные — вызывающими и усиливающими (облегчающими) его деятельность, тормозные — ослабляющими и подавляющими её (например, рефлекторное учащение сердечного ритма симпатическим нервом и урежение его или остановка сердца — блуждающим).

По степени сложности нейронной организации рефлекторных дуг различают моносинаптические, дуги которых состоят из афферентного и эфферентного нейронов (например, коленный), и полисинаптические, дуги которых содержат также 1 или несколько промежуточных нейронов и имеют 2 или несколько синаптических переключений (например, флексорный).

По анатомическому расположению центральной части рефлекторных дуг различают спинальные рефлексы и рефлексы головного мозга.

Спинальные рефлексы. В осуществлении спинальных рефлексов участвуют нейроны, расположенные в спинном мозге. Пример простейшего спинального рефлекса — отдергивание руки от острой булавки.

Рефлексы головного мозга. Рефлексы головного мозга осуществляются при участии нейронов головного мозга. Среди рефлексов головного мозга различают:

— бульбарные, осуществляемые при участии нейронов продолговатого мозга; — мезэнцефальные, осуществляемые с участием нейронов среднего мозга;

— кортикальные, осуществляемые с участием нейронов коры больших полушарий головного мозга.

Рефлексы. Безусловные рефлексы.

Безусловные рефлексы — это наследственно передаваемые (врожденные) неизменные реакции реакции организма, присущие всему виду, на определённые воздействия внешней или внутренней среды, независимо от условий возникновения и протекания реакций.

Безусловные рефлексы выполняют защитную функцию, а также функцию поддержания гомеостаза (постоянства внутренней среды организма).

Безусловные рефлексы обеспечивают приспособление организма к определенным характерным условиям среды. Основные типы безусловных рефлексов: пищевые, защитные, ориентировочные, половые.

Примером защитного рефлекса является рефлекторное отдергивание руки от горячего утюга или чайника.

Гомеостаз поддерживается, например, рефлекторным учащением дыхания при избытке углекислого газа в крови. Практически каждая часть тела и каждый орган участвует в рефлекторных реакциях.

Простейшие нейронные сети, или дуги (по мнению Шеррингтона), участвующие в безусловных рефлексах, замыкаются в сегментарном аппарате спинного мозга, но могут замыкаться и выше (например, в подкорковых ганглиях или в коре). Другие отделы нервной системы также участвуют в рефлексах: ствол мозга, мозжечок, кора больших полушарий.

Дуги безусловных рефлексов формируются к моменту рождения и сохраняются в течение всей жизни. Однако они могут изменяться под влиянием болезни. Многие безусловные рефлексы проявляются лишь в определенном возрасте. Например, свойственный новорожденным хватательный рефлекс исчезает в возрасте 3-4 месяцев.

Различают моносинаптические (включающие передачу импульсов к командному нейрону через одну синаптическую передачу) и полисинаптические (включающие передачу импульсов через цепочки нейронов) рефлексы.

В природе, чистых моносинаптических рефлексов не существует. Даже коленный рефлекс, являющийся классическим примером моносинаптического рефлекса, является полисинаптическим, так как чувствительный нейрон не только переключается на мотонейрон мышцы-разгибателя, но и отдает аксонную коллатераль, переключающуюся на вставочный тормозной нейрон мышцы-антагониста, сгибателя.

Рефлексы. Условные рефлексы.

Условные рефлексы возникают в ходе индивидуального развития и накопления новых навыков. Выработка новых временных связей между нейронами зависит от условий внешней среды. Условные рефлексы формируются на базе безусловных при участии высших отделов мозга.

Рефлексы. Условные рефлексы. Учение об условных рефлексах.

Разработка основных положений учения об условных рефлексах связана в первую очередь с именем И. П. Павлова.

И. П. Павлов показал, что новый стимул может начать рефлекторную реакцию, если он некоторое время предъявляется вместе с безусловным стимулом. Например, если собаке дать понюхать мясо, то у неё выделяется желудочный сок (это безусловный рефлекс). Если же одновременно с мясом звенеть звоночком, то нервная система собаки ассоциирует этот звук с пищей, и желудочный сок будет выделяться в ответ на звоночек, даже если мясо не предъявлено.

Условные рефлексы лежат в основе приобретенного познания и поведения. Это наиболее простые программы. Окружающий мир постоянно меняется, поэтому в нём могут успешно жить лишь те, кто быстро и целесообразно отвечает на эти изменения. По мере приобретения жизненного опыта в коре полушарий складывается система условнорефлекторных связей. Такую систему называют динамическим стереотипом.

Условный рефлекс и его основной компонент динамический стереотип лежат в основе многих привычек и навыков. Например, научившись кататься на коньках, лыжах, самокате, велосипеде, мы впоследствии уже не думаем о том, как нам двигаться, чтобы не упасть.

Условный рефлекс в отличие от безусловного может переформировываться в зависимости от изменяющихся условий внешней среды и ее факторов.

Рефлексы. Аксон-рефлексы.

Аксон-рефлекс осуществляется по разветвлениям аксона без участия тела нейрона. Рефлекторная дуга аксон-рефлекса не содержит синапсов и тел нейронов. С помощью аксон-рефлексов регуляция деятельности внутренних органов и сосудов может осуществляться (относительно) независимо от центральной нервной системы.

Рефлексы. Патологические рефлексы.

Патологические рефлексы — это неврологический термин, обозначающий необычные для здорового взрослого человека рефлекторные реакции, которые отличаются от нормальных (физиологических) рефлекторных реакций. В ряде случаев свойственны более ранним стадиям фило- или онтогенеза.

Исследование нормальных и патологических рефлексов является важной частью неврологического осмотра, который проводится врачом неврологом. Эти исследования позволяют оценить сохранность тех или иных структур нервной системы. При этом исследуют глубокие (сухожильные и периостальные) и поверхностные (кожные) рефлексы.

При поражении периферических нервных структур (например, нервов, сплетений, корешков) рефлексы снижаются (гипорефлексия) или выпадают (арефлексия).

При поражении кортико-спинальных (пирамидных) путей наблюдается оживление глубоких рефлексов (гиперрефлексия), выпадение поверхностных рефлексов (напр., брюшных), появление патологических рефлексов.

Рефлексы. Использование рефлексорных свойств центральной нервной системы в медицине.

В медицине широко используются методы лечения использующие рефлекторные свойства центральной и перефирийной нервной системы. С помощью рефлексов, используя их реальное участие в функциях саморегулирования организма, осуществляется лечебное воздействие физиотерапии, рефлексотерапии, некоторых лекарственных

Рефлексы. Управление рефлексами.

Когда рефлекс начинает осознаваться и тем более сдерживаться пониманием «можно» или «нельзя», он получает звание «импульс» или «влечение».

Рефлексы. Практическое использование рефлексов.

Современная наука дала возможности для понимания многих процессов происходящих в организме человека, и в частости в его цетральной нервной системе. Эти знания позволяют глубже заглянуть в суть происходящих явлений, а так же использовать эти знания во благо человека. На основе современных знаний о функционировании живых организмов, об инстинктах, рефлексах, особенностях формирования личности, наука дает новые возможности в лечении сложных заболеваний, в том числе связанных с психическими недостатками развития индивида.

Наука о рефлексах, рефлексы, рефлексы человека, условные рефлексы, безусловные рефлексы, другие рефлексы, рефлекторная дуга, рефлексия, инстинкт, рефлексия бесплатно, бесплатно рефлекс, рефлекторная дуга, рефлекторная остановка дыхания, рвотный рефлекс, рефлекс онлайн, дуги рефлексов, слушать рефлекс онлайн, дуга рефлексов, рефлексы мозга, рефлекс рефлекторная дуга, рефлекс онлайн бесплатно, рефлексия, инстинкт, рефлекторная дуга, рефлексы новорожденных, текст рефлекс слушать, инстинкт, рефлексия, рефлексы человека, рефлекторная дуга, рефлекс люблю, рефлекс любви, рефлекс измены, торможение рефлексов, рефлексы у детей, коленный рефлекс, условные и безусловные рефлексы, рефлекторная дуга, рефлекс сойти, рефлекс сойти с ума, рефлекс центр, виды рефлексов, торможение условных рефлексов, рефлексы человека.

Учение о рефлексах развивается о пополняется новыми знаниями. Практическое использование учения о рефлексах способно расширить уже известные нам горизонты и рамки современной медицины..

Рефлексы. Использование рефлексов.

Среди исследователей существует мнение, что психическая зависимость от чего-либо так же вызывается формированием в организме условного рефлекса. Например, психическая зависимость от наркотиков связана с тем, что приём определённого вещества связывается с приятным состоянием, которое фиксируется центральной нервной системой (формируется устойчивый условный рефлекс, который сохраняется в течение почти всей жизни).

Рефлекс. Привычка. Импульс. Влечение.

В повседневной обычной жизни люди вне науки вместо слова «рефлексы» чаще употребляют слова «привычка», «импульс», «движение души», «влечение», …

Условные и безусловные рефлексы

Рефлекс – это ответная реакция организма на раздражение рецепторов, осуществляемая нервной системой. Путь, по которому нервный импульс проходит при осуществлении рефлекса, называется рефлекторной дугой.

Понятие «рефлекс» ввел Сеченов, он считал, что «рефлексы составляют основу нервной деятельности человека и животных». Павлов разделил рефлексы на условные и безусловные.

Сравнение условных и безусловных рефлексов

безусловные условные
имеются с рождения приобретаются в течение жизни
в течение жизни не изменяются и не исчезают могут изменяться или исчезать в течение жизни
одинаковые у всех организмов одного вида у каждого организма свои собственные, индивидуальные
приспосабливают организм к постоянным условиям приспосабливают организм к изменяющимся условиям
рефлекторная дуга проходит через спинной мозг или ствол головного временная связь образуется в коре больших полушарий
Примеры
выделение слюны при попадании лимона в рот выделение слюны при виде лимона
сосательный рефлекс новорожденного реакция 6-месячного ребенка на бутылочку с молоком
чихание, кашель, отдергивание руки от горячего чайника реакция кошки/собаки на кличку

Выработка условного рефлекса

Условный (безразличный) раздражитель должен предшествовать безусловному (вызывающему безусловный рефлекс). Например: зажигается лампа, через 10 секунд собаке даётся мясо.

Торможение условных рефлексов

Условное (неподкрепление): лампа зажигается, но мяса собаке не дают. Постепенно слюноотделение на включенную лампу прекращается (происходит угасание условного рефлекса).

Безусловное: во время действия условного раздражителя возникает мощный безусловный. Например, во время включения лампы громко звенит звонок. Слюна не выделяется.

Еще можно почитать

БОЛЬШЕ ИНФОРМАЦИИ: Рефлекс, рефлекторная дуга, условные и безусловные рефлексы, Выработка и торможение условных рефлексов
ЗАДАНИЯ ЧАСТИ 2: Рефлексы

Тесты и задания

Выберите один, наиболее правильный вариант. Центры условных рефлексов, в отличие от безусловных, расположены у человека в
1) коре больших полушарий
2) продолговатом мозге
3) мозжечке
4) среднем мозге

Ответ

Выберите один, наиболее правильный вариант. Слюноотделение у человека при виде лимона – рефлекс
1) условный
2) безусловный
3) защитный
4) ориентировочный

Ответ

Выберите три варианта. Особенность безусловных рефлексов заключается в том, что они
1) возникают в результате многократного повторения
2) являются признаком, характерным для отдельной особи вида
3) являются генетически запрограммированными
4) характерны для всех особей вида
5) являются врожденными
6) не передаются по наследству

Ответ

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Безусловные рефлексы, обеспечивающие жизнедеятельность организма человека,
1) вырабатываются в процессе индивидуального развития
2) сформировались в процессе исторического развития
3) имеются у всех особей вида
4) строго индивидуальны
5) сформировались в относительно постоянных условиях среды
6) не являются врождёнными

Ответ

Выберите один, наиболее правильный вариант. Каковы особенности спинномозговых рефлексов у человека и млекопитающих животных
1) приобретаются в течение жизни
2) передаются по наследству
3) различны у разных особей
4) позволяют организму выжить в изменяющихся условиях среды

Ответ

Выберите один, наиболее правильный вариант. Угасание условного рефлекса при неподкреплении его безусловным раздражителем – это
1) безусловное торможение
2) условное торможение
3) рассудочное действие
4) осознанный поступок

Ответ

Выберите один, наиболее правильный вариант. Условные рефлексы человека и животных обеспечивают
1) приспособление организма к постоянным условиям среды
2) приспособление организма к меняющемуся внешнему миру
3) освоение организмом новых двигательных умений
4) различение животными команд дрессировщика

Ответ

Выберите один, наиболее правильный вариант. Реакция ребенка на бутылочку с молоком — это рефлекс, который
1) передается по наследству
2) формируется без участия коры больших полушарий
3) приобретаются в течение жизни
4) сохраняется в течение всей жизни

Ответ

Выберите один, наиболее правильный вариант. При выработке условного рефлекса условный раздражитель должен
1) действовать через 2 часа после безусловного
2) следовать сразу после безусловного
3) предшествовать безусловному
4) постепенно ослабляться

Ответ

1. Установите соответствие между значением рефлекса и его видом: 1) безусловный, 2) условный. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) обеспечивает инстинктивное поведение
Б) обеспечивает приспособление организма к условиям окружающей среды, в которых обитали многие поколения данного вида
В) позволяет приобрести новый опыт
Г) определяет поведение организма в изменившихся условиях

Ответ

2. Установите соответствие между видами рефлексов и их характеристиками: 1) условные, 2) безусловные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) являются врожденными
Б) приспособления к новым появляющимся факторам
В) рефлекторные дуги формируются в процессе жизнедеятельности
Г) одинаковы у всех представителей одного вида
Д) лежат в основе обучения
Е) постоянны, практически не затухают в течение жизни

Ответ

Выберите один, наиболее правильный вариант. Условное (внутреннее) торможение
1) зависит от типа высшей нервной деятельности
2) появляется при возникновении более сильного раздражителя
3) вызывает формирование безусловных рефлексов
4) наступает при угасании условного рефлекса

Ответ

Выберите один, наиболее правильный вариант. Основу нервной деятельности человека и животных составляет
1) мышление
2) инстинкт
3) возбуждение
4) рефлекс

Ответ

1. Установите соответствие между примерами и типами рефлексов: 1) безусловные, 2) условные. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) отдергивание руки от огня горящей спички
Б) плач ребенка при виде человека в белом халате
В) протягивание руки пятилетнего ребенка к увиденным сладостям
Г) глотание кусочков торта после их пережевывания
Д) выделение слюны на вид красиво сервированного стола
Е) катание на лыжах с горки

Ответ

2. Установите соответствие между примерами и типами рефлексов, которые они иллюстрируют: 1) безусловный, 2) условный. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) сосательные движения ребёнка в ответ на прикосновение к его губам
Б) сужение зрачка, освещённого ярким солнцем
В) выполнение гигиенических процедур перед сном
Г) чихание при попадании пыли в носовую полость
Д) выделение слюны на звон посуды при сервировке стола
Е) катание на роликовых коньках

Ответ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *