Научно популярные тексты

Научно популярные тексты

Содержание

Научно популярная статья, особенности написания

В табличке ниже объясняется разница между научными текстами и материалами, написанными в научно-популярном стиле.

Научный (академический) стиль

Важная функция — предоставление информативных сведений и доказательств их истинности. Языковая выразительность направлена на информирование, познание, влияния на аудиторию.

Особенности стиля:

  • монологичность,
  • нейтральность тона,
  • предварительное обдумывание,
  • тщательный выбор языковых средств,
  • нормированная речь, принятая в узком кругу.

Языковая выразительность:

  • сложная научная терминология и фразеология, стойкие терминологические словосочетания;
  • дословное приведение важных цитат с множеством сносок, примечаний, ссылок на первоисточники;
  • отсутствие эмоционально-экспрессивной лексики;
  • чёткая структура текста: разделы, главы, части, параграфы, пункты, подпункты, абзацы; строгая нумерация;
  • преобладание фраз-клише — стандартных общеизвестных выражений;
  • длинные, сложные предложения, размером с абзац; большое число причастных/деепричастных оборотов и их сочетаний;
  • моносемичность — применение слов в единственном значении, поэтому их частый повтор;
  • графическое подтверждение: формулы, пронумерованные схемы, таблицы, графики, диаграммы, карты, специальные знаки и значки.

Черты, присущие стилю:

  • высокая интеллектуальность,
  • логичность,
  • подчёркнутость повествования,
  • предельная ясность, точность, лаконичность,
  • подтверждённая объективность,
  • некая абстрактность,
  • сжатость изложения.
  • отвлечённая обобщённость.

Именно такой стиль принят в научных кругах.

Научные вопросы освещаются регулярно; достоверно оглашаются результаты наблюдений, экспериментов; приводятся доказательства верности/ложности теорий, концепций. Текстам присущи: чёткая аргументация и убедительность утверждений, пояснение связей причины и следствия, подробные выводы.

Главные адресаты

  1. научного стиля — учёные и с ними сотрудничающие специалисты;
  2. научно-учебного — студенты, аспиранты;
  3. научно-популярного — все лица, интересующиеся наукой.

Научно-популярный текст — это материал, которому присущи свои особенности

Близок к публицистическому стилю. Практикуется повествовательное изложение. План научно-популярной статьи также содержит введение, основную часть и подытоживающее заключение. Чтобы увлечь читателей, часто предлагаются интригующие, занимательные, недоказанные гипотезы. В тексте допустимо использовать не совсем точные цитаты, без ссылок на первоисточник. Его цель — дать общее представление.

Задача научно-популярных статей иная: предоставить научные знания в упрощённой форме, понятной любому читателю. Тексты отличаются от научных статей сбором и отбором необходимых материалов, способами приведения доказательств, стилистикой изложения, языком повествования.

В них намного меньше терминов, отпугивающих читательскую аудиторию. Допустимы эмоциональность, авторский стиль, субъективное повествование.

Читать научно-популярные статьи проще и приятней. Язык изложения намного ближе к общелитературному. Терминология используется общеизвестная, всеми употребляемая в обиходе, а не узкоспециальная, известная только небольшому кругу специалистов. Сложные научные понятия замещаются упрощёнными дефинициями. Или понятно разъясняются, дополняются примерами и наглядными сравнениями.

План научно-популярной статьи зависит от целей и основных задач текста. Составляется после изучения материала и чёткого представления, что именно будет отражено в статье. Его задача обычна: облегчить написание, помочь глубоко раскрыть тему.

Как писать статьи научно-популярного стиля: практические советы

  • помимо подробного изложения научных сведений читателю нужно их «разжевывать» — преподнести так, чтобы не было желания прервать чтение;
  • дать всем общим положениям определённые примеры, привести уместные сравнения;
  • подчёркивать ход авторских мыслей выразительными речевыми средствами;
  • не «осыпать» читателя заумными терминами; если довелось употребить, следует сразу расшифровать значение;
  • не «грузить» читателей научными фактами и подробными исследованиями; чаще проводить сравнительные параллели, делать «вставки» ненаучного характера;
  • применять разнообразные приёмы, чтобы внимание читателя не ослабевало, а интерес не угасал;
  • стремиться к оригинальности, авторскому самовыражению, нешаблонности изложения темы.

Работа над научно-популярными статьями более сложна, ответственна, напряжённа. Копирайтерам приходится заниматься научно-рекламной деятельностью, описывая выгоды товаров, новые технические достижения во всех научных сферах. Их привлекают к созданию научно-справочной литературы (поступают заказы на разработку словарей, справочников, руководств, инструкций), где нужно точно и лаконично предоставить информацию для пользователей.

Другие варианты создания контента для сайтов описаны на проекте «Работа копирайтером»:

  • Тексты о косметике
  • Статьи для фотографов
  • Жанр — аналитическая статья
  • Статьи на юридическую тематику
  • White Paper — инструмент контент маркетинга
  • Переведенные статьи с английского на русский

Продолжим серию заметок о правильном написании научных текстов. В этот раз поговорим о том, как сделать текст научным, т.е. написать его в научном стиле, а не в газетном или того хуже.

Итак, сначала несколько принципов (примеры — ниже):

  1. Следует писать в безличной форме.
  2. Следует избегать «повседневных примеров».
  3. Следует избегать «беседы с читателем».
  4. Следует использовать общепринятую терминологию предметной области, избегая жаргонизмов.
  5. Следует помнить о ссылках на первоисточники и вспомогательном материале (формулах, таблицах, рисунках и т.п.)
  6. Следует оформлять рисунки в строгом стиле.
  7. Следует структурировать текст, выделяя основные логические блоки: утверждения, предположения, выводы и т.п.
  8. Следует избегать как слишком коротких, так и слишком длинных лингвистических конструкций. Однако, если выхода нет, предпочтение следует отдавать длинным конструкциям.
  9. Железное правило: если в названии какого бы то ни было структурного блока текста (раздела, главы, параграфа и т.п.) встречается слово «анализ», где-то ниже по тексту ОБЯЗАТЕЛЬНО должен быть ВЫВОД.
  10. Текст должен быть структурирован, т.е. иметь вводную часть, основные положения (идеи), пояснение (подтверждение) идей, выводы, заключение.

Теперь — подробнее и с примерами.

1. Следует писать в безличной форме.

BAD: Частой ошибкой начинающих авторов является использование выражение «я сделал», «я рассмотрел», «автор предлагает», «автор выполнил». Так писать НЕЛЬЗЯ.

GOOD: Следует писать «в докладе рассмотрено», «в статье предлагается», «было обнаружено», «исследование показало, что» и т.п.

2. Следует избегать «повседневных примеров».

Примеры в научных текстах — материя тонкая. Их задача — не «пояснять глупому читателю, о чём идёт речь», а расширять описание, дополняя его полезной информаций.

BAD: «Данный алгоритм работает так же, как работал бы секретарь, составляя отчёт», «предлагаемый подход похож на использование стандартного набора инструментальных средств», «использование разработанного ПС для конечного пользователя — не сложнее работы в MS-Word».

GOOD: «В основу предлагаемого метода положен модифицированный алгоритм определения дистанции Левенштейна», «сложность применения предлагаемого программного средства сопоставима со сложностью использования офисных приложений», «упрощёнными аналогами предлагаемого подхода являются алгоритмы…», «в предельном случае данная задача сводится к частным упрощённым решениям, а именно…»

3. Следует избегать «беседы с читателем».

Здесь всё просто.

BAD: «Как известно», «задумывались ли вы», «многие думают», «Что такое Интернет?»

GOOD: Таких выражений просто не должно быть.

4. Следует использовать общепринятую терминологию предметной области, избегая жаргонизмов.

И здесь тоже всё просто. У каждого (КАЖДОГО!) жаргонизма есть научный вариант. Он либо и так общеизвестен, и нужно просто вспомнить его, либо его можно «синтезировать» на основе понимания сути жаргонизма (того объекта или явления, которое он описывает).

BAD: «Админка», «движок», «залогиниться».

GOOD: «Интерфейс администратора», «ядро приложения», «пройти авторизацию».

5. Следует помнить о ссылках на первоисточники и вспомогательном материале (формулах, таблицах, рисунках и т.п.)

Даже самый прекрасный текст без вспомогательного материала смотрится как минимум немного странно, а как максимум — вызывает подозрения в недостоверности и прочих грехах.

BAD: «Проводимый на протяжении семи месяцев эксперимент показал…»

GOOD: «Результаты эксперимента (таблица 1), полученные в течение семи месяцев, позволяют прийти к выводу…»

BAD: «Схема взаимодействия модулей приложения является избыточной в некоторых ситуациях».

GOOD: «Существуют ситуации (рисунки 1, 2, 3), в которых существующая схема взаимодействия модулей приложения может оказаться избыточной (коэффициент избыточности рассчитывается по формуле (1)), что позволяет упростить её до вида, представленного на рисунке 4».

Помните о ссылках на первоисточники.

BAD: «По мнению экспертов…» — звучит голословно.

GOOD: «По мнению экспертов …» — звучит намного убедительнее.

6. Следует оформлять рисунки в строгом стиле.

Если вы готовите «бизнес-презентацию» — да, вы можете использовать любые рисунки, картинки, видеоролики и т.п. С любым содержанием.

Но в научной статье:

BAD:

GOOD:

7. Следует структурировать текст, выделяя основные логические блоки: утверждения, предположения, выводы и т.п.

BAD: «Предлагаемый подход заключается в…»

GOOD: «Алгоритм-1: в основу алгоритма положено…»

BAD: «Итак, исследование показало…»

GOOD: «Результат исследования. Основным результатом исследования является…»

8. Следует избегать как слишком коротких, так и слишком длинных лингвистических конструкций. Однако, если выхода нет, предпочтение следует отдавать длинным конструкциям.

BAD: «Рассмотрим предложенный алгоритм. Алгоритм является простым. Простота определяется малым количеством действий.»

GOOD: «В сравнении с конкурирующими аналогами предложенный алгоритм оказывается значительно более простым в силу двукратного сокращения количества операций на стадии выполнения основных вычислений.»

BAD: «Автоматическая проверка подлинности электронной подписи клиента осуществляется в случае оформления заказа, передачи заказа на обработку другому оператору, отложенной оплаты заказа и доставки заказа в область, не являющуюся областью по умолчанию, для клиентов данной категории, не прошедших дополнительную авторизацию».

GOOD: Такое предложение должно быть разбито на несколько отдельных или, что даже лучше, представлено в виде списка.

«Автоматическая проверка подлинности электронной подписи клиента осуществляется в следующих случаях:
а) при оформлении заказа;
б) при передаче заказа на обработку другому оператору;
…»

9. Железное правило: если в названии какого бы то ни было структурного блока текста (раздела, главы, параграфа и т.п.) встречается слово «анализ», где-то ниже по тексту ОБЯЗАТЕЛЬНО должен быть ВЫВОД.

BAD: Самой частой ошибкой является именование структурного раздела с использованием слова «анализ», после чего идёт большой блок текста и: всё. Начинается новый структурный раздел. Для чего тогда был весь этот анализ? Что он дал?

GOOD: В конце структурного блока есть чётко сформулированные результаты анализа, выводы и, возможно, какие-то рассуждения или рекомендации.

10. Текст должен быть структурирован, т.е. иметь вводную часть, описание основных положений (идей), пояснение (подтверждение) идей, выводы, заключение.

BAD: Просто текст. Могила информации. Монолит данных.

GOOD: Разделы, главы, параграфы, «поименованные абзацы» (в начале абзаца пишется его заглавие, выделенное жирным). Текст носит законченный характер: заход на тему, тема, плавный вывод (выход).

P.S. См. также:
Пример научного текста (научной статьи)
Как писать научные статьи и тексты

Научный текст и научная статья в копирайтинге отличаются особым стилем, который имеет четкие требования к написанию. В этом материале будут рассмотрены ключевые моменты оформления научных текстов с примерами и пояснениями. К концу прочтения этой статьи Вы будете сами в состоянии создавать собственные примеры научного текста.

Если Вам нужен наглядный пример научной статьи, то его можно найти на этой странице.

Любому копирайтеру рано или поздно приходится столкнуться с задачей написания научного текста. Цели таких текстов могут быть различными, например, создание материала с подробным техническим обоснованием или просто выполнение заказа на написание научной статьи. Однако в отличие от продающих текстов, традиционных веб-публикаций или записей в блоге, научный текст требует к себе особого подхода. Проявляется этот подход в строгом стиле и жестких рамках. Рассмотрим подробнее на примерах.

1. Структура научного текста

Для научных текстов не актуален принцип «перевернутой пирамиды». Вместо этого используется четкая последовательная структура. Научный текст должен обязательно быть логичным и последовательным.

Как правило, заключение дается в конце текста, в то время как для классического копирайтинга и веб-публицистики характерно ставить выводы в начале.

Если в научных текстах предлагается анализ, то следом за анализом обязательно должен идти вывод.

Пример научного текста №1:

Неверно: Принцип перевернутой пирамиды определяет местоположение вывода в начале текста. Эксперименты показывают, что люди не всегда просматривают веб-страницу целиком. Многие читатели сканируют текст и пропускают самую важную информацию.

В этом примере научного текста нет структуры. Вывод идет в начале текста и вызывает сразу ряд вопросов: «Почему?», «Откуда?». Несмотря на то, что вопросы могут раскрываться далее по тексту, структура уже нарушена.

Верно: Исходя из результатов экспериментов, которые свидетельствуют о том, что люди сканируют текст и не всегда просматривают веб-страницу целиком, целесообразно воспользоваться принципом перевернутой пирамиды и поместить вывод в начало текста.

2. Манера изложения научного текста

Научные тексты и научные статьи отличаются двумя ярко выраженными особенностями в плане манеры изложения автора:

  • Научный текст пишется всегда в безличной форме.
  • В научном тексте отсутствует диалог с читателем.

В плане манеры изложения научный текст прямо противоположен записи в блоге. Для него неприемлем разговорный стиль. Все пишется жестко и официально.

Пример научного текста №2:

Неверно: Я с гордостью рад представить Вам новую программу. Вы когда-нибудь задумывались о том, сколько времени Вы тратите на пустые действия в своей повседневной жизни? Забудьте об этом! Новая программа P организует Ваш день, освободив Вам до 70% свободного времени!

Верно: Программное обеспечение P позволяет рационально организовать распорядок дня и освободить до 70% времени.

3. Лексика научного текста

Научный текст всегда пишется с использованием слов (лексики), которые характерны для той или иной области знаний. В любой отрасли, будь то юриспруденция, биология, молекулярная физика или любая другая, есть термины, которые знающим читателям известны и не требуют расшифровки. Кроме того, существует общепринятая лексика научных текстов, для которой характерны такие слова как:

  • характерно
  • соответственно
  • исходя из
  • следовательно
  • применительно
  • относительно
  • предполагает использование и т.д.

Пример научного текста №3:

Неверно: Большие емкости для перевозки жидкостей: нефти и продуктов её переработки часто используются в виде вагонов поездов.

Верно: Включение цистерн в состав локомотива характерно для современной транспортной промышленности.

4. Примеры в научном тексте

В отличие от традиционного копирайтинга, где самые лучшие примеры – примеры из повседневной жизни, научные тексты требуют использования научных аргументированных выкладок.

Пример научного текста №4:

Неверно: Очередной пример борьбы с воровством: вчера тетя Глаша «запалила» маленького Яшу, бесстыдно тырящего у нее в саду яблоки, достала ружье и начала палить солью с таким энтузиазмом, что на следующий день сесть не могли не только Яша, но и три голубя, две вороны, а также бывший разведчик, ныне пенсионер, дядя Ваня, который, на свою беду, в то время сидел на соседней яблоне с биноклем.

Верно: Проблема воровства требует соответствующих адекватных мероприятий со стороны субъекта хозяйствования, в частности, использование вспомогательных орудий труда для ликвидации потенциальной угрозы со стороны злоумышленника.

5. Сложность научной статьи

Для традиционного копирайтинга чем проще текст – тем он лучше и доступнее. Научный текст доступность в приоритет не ставит. Для научного стиля простота предложений не характерна, вот почему рекомендуется использовать предложения средней сложности.

Кроме того, в научных текстах, как правило, никогда не «разжевываются» прописные истины. Научный текст пишется для узкого круга компетентных людей, а не для широкой аудитории.

Пример научного текста №5:

Неверно: Простота – залог успеха. Эксперимент это доказал.

Верно: Исходя из результатов эксперимента, можно сделать вывод, что простота – залог успеха.

6. Сленг и жаргон в научном стиле

Сленг и жаргон не используются в научном стиле. Даже те слова, которые пользуются популярностью в кругу специалистов, в тексте заменяются характерной лексикой. Любое сленговое выражение можно заменить научным аналогом.

Пример научного текста №6:

Неверно: Кривой грызун спохабил все результаты эксперимента.

Верно: результаты эксперимента были недостоверны из-за неисправности манипулятора.

7. Ссылки и авторские права

Как правило, все новые научные знания базируются на открытиях, совершенных ранее. Новые диссертации, например, пишутся на основе уже существующей литературы с внесением собственного вклада автора. При использовании чужих публикаций и работ в научном тексте, автор текста обязательно должен сделать ссылку. Ссылки могут также указывать на приложения, рисунки и таблицы.

Самым наглядным примером использования ссылок является всемирно известная Википедия.

В конце научного текста, как правило, указывается список литературы и прочих источников, на которые в самом тексте делается ссылка.

Пример научного текста №7:

Неверно: В результате проведенных экспериментов было доказано, что психика североафриканских ежей крайне чувствительна и уязвима.

Верно: На основании результатов экспериментов, данные о которых представлены в работе и отображены на Рис. 5, можно сделать вывод, что североафриканские ежи ранимы в психическом аспекте.

1. Ежов Е.Е. Психология североафриканских ежей, М.: Издательство, 2010 г.

8. Требования нормативных документов

В большинстве случаев оформление научных текстов регламентируется тем или иным общепринятым стандартом (например, ГОСТом). Вот почему в зависимости от типа публикации могут предъявляться различные требования к оформлению рисунков, таблиц, абзацев и прочего.

Такие требования, как правило, не актуальны для публикации текстов в сети Интернет.

9. Полнота научного текста

В идеале научный текст в копирайтинге должен соответствовать одному важному правилу, которое уже было затронуто в статье «Оптимальный размер статьи в копирайтинге»: он «должен быть как шар». Иными словами, Ваш текст должен раскрывать тему настолько полно, чтобы не оставлять никаких лишних вопросов.

10. Разнообразие научных текстов

Научные тексты бывают трех видов:

  • Научный
  • Научно-учебный
  • Научно-популярный

У каждого из них свой адресат и для каждого существуют свои требования. Самый строгий вид научного текста – научный. Используется специалистами для специалистов.

Научно-учебный текст обладает средней сложностью, используется для создания учебных и методических пособий, учебников и т.д.

Наконец, научно-популярный текст связывает науку с широкими массами. К нему не предъявляются строгие требования, он не содержит массу терминов, а если и содержит, то все они подробно объясняются.

Резюме: умение писать научные тексты и статьи позволяет копирайтеру существенно поднимать цену своего труда. А знание основ научного стиля и изучение готовых научных текстов позволит развить это умение. Как результат, копирайтер может зарабатывать больше.

Научно-познавательные тексты

ЧТЕНИЕ ОЧЕРКОВ И НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ТЕКСТОВ

Чтение очерков

Очерк относится к эпическому повествовательному жанру. Его отличие от других жанров условно. С художественным рассказом очерк сближает стремление очеркиста отобрать интересные события и факты из жизни известных и неизвестных людей и окрасить их своим отношением. Но факты, изображаемые очеркистом, должны быть достоверны, правдивы, документальны.

В очерке используется не язык голых фактов, терминов, понятий, как в научно-популярной статье, а художественный язык, свойственный данному писателю. (Почти каждый русский и современный автор писал очерки.) Тематика очерков широка. Это и социальные очерки о Родине, жизни людей, важных событиях, и очерки о литературных произведениях, о писателях, произведениях искусства, очерки-воспоминания, очерки-портреты, документальные очерки и т.д.

Практическое знакомство с очерком происходит в третьем классе. В четвертом вводится понятие об очерке и его литературных приметах, рассматривается отличие очерка от научно-познавательной статьи, вводятся способы действия с этим необычным произведением.

Обобщая сказанное, ученики должны усвоить следующее:

О Ч Е Р К

1. Отражает действительные, реальные события, факты, он достоверен.

2. События и факты изображаются художественно. Язык образен.

3. Очеркист всегда выражает свое отношение к событиям, героям и отбирает те факты, которые ему интересны.

Изучая очерк необходимо обратить внимание детей на его структуру: абзацы, которые его составляют, важные слова, которые подчеркивают значимость события или героя. Нужно определить вместе с учащимися тему того или иного очерка и его главную мысль, чувства писателя, его отношение к описываемым событиям или героям.

Последовательность работы над очерком можно представить таким образом:

Определение темы

Ориентирование в общем содержании

Выделение темы, опорных слов

Прикидка основных смысловых частей текста

Определение связей между частями текста

(причинных, временных, следственных)

Составление графической модели текста

Формулирование пунктов плана

Вычленение основной мысли

Умозаключение, выводы, резюме

Краткий пересказ

Такая последовательность действий поможет ученику сориентироваться в любом очерке. Вводится эта последовательность постепенно. Задания учебника регламентируют этот процесс. Желательно схему поместить в «Уголке чтения», чтобы она учащимися использовалась в качестве справки.

Научно-познавательные тексты

В отличие от художественной литературы в научно-популярных статьях другой предмет познания — не образы, а понятия, и цель чтения меняется это усвоение связей и основных признаков понятия, явления (исторического, природоведческого содержания), усвоение элементов понятия, обобщенных выводов, составление умозаключения по поводу основной мысли статьи. Отличаются научно-популярные тексты от художественных построением, логикой изложения и особым, точным, лаконичным языком. Чтобы освоить статью, необходимы логическое мышление, опора на наглядные схемы, графемы, выделения в тексте, зарисовки детали объекта.

Учащийся, приступая к чтению статьи, должен четко представить последовательность своих действий, знать конечный результат, продукт своей деятельности и уметь контролировать себя. Последовательность действий в работе с научно-популярной статьей такая же, как и при работе с очерком.

Зная особенности работы с художественным и научно-популярным текстом, ученик прежде всего должен увидеть их различия. Наиболее рациональным приемом формирования этого умения является сопоставление двух видов текстов: научно-познавательного и художественного.

Если в научно-познавательной статье описывается один факт, явление и

Необходимо , чтобы учащиеся определили главное, что говорится об этом факте, то ученики должны выполнить ряд последовательных, связанных между собой действий :

— прочитать заглавие статьи, определить ее тему;

— прочитать всю статью, определив ее абзацы;

— найти внешнее описание предмета, факта;

— определить по тексту, какими признаками обладает предмет;

— определить, как он связан с окружающими его другими предметами или явлениями;

— установить причины событий (почему это произошло);

— определить, какое значение факт, событие имеет для окружающих;

— дать свою оценку факту, событию ( выразить свое отношение к нему);

— решить , зачем автор сообщил нам эти сведения, какие выводы из статьи нужно сделать.

Последовательность действий определяется учащимися под руководством учителя устно, и это повторяется перед каждым занятием, на котором проводится формирование данного умения, до тех пор, пока дети не овладеют последовательностью выполнения действий и их содержательной стороной. Таким образом дети учатся планировать предстоящую деятельность, выполнять задание осознанно и контролировать себя в процессе работы.

В процессе обучения дети осваивают, как отвечать на вопросы, составлять план текста, вычленять главное, подробно, кратко и выборочно пересказывать текст. Для работы же над художественным текстом формируются умения отбирать яркие слова для описания событий, воссоздавать с помощью «словесной картины» прочитанное, составлять выборочно рассказ о персонаже, событии. В результате фиксируется определенная последовательность действий, приведенная ниже (это необходимо учащемуся для самостоятельной работы).

К а к о т в е ч а т ь на в о п р о с ы :

— прочитать вопросы и задания к тексту, чтобы знать их заранее и читать текст целенаправленно;

— перечитать текст, подмечая те его части, которые понадобятся для ответа на вопросы;

— еще раз прочитать текст и найти ответы на вопросы, пометив их в тексте;

— проконтролировать себя: закрыть книгу и ответить на все вопросы своими словами.

К а к с о с т а в и т ь п л а н т е к с т а :

— прочитать текст целиком, обращая внимание на то, как он построен: о чем говорится вначале, какие события описаны дальше, чем заканчивается текст;

— разделить текст на смысловые части (одна часть отличается от другой новым содержанием);

— определить главное в каждой части , отметив в тексте основные предложения;

— перечитать их. Выразить своими словами, что является главным в данной части. Подобрать к ней заголовок;

— записать свой заголовок к каждой части;

— проверить себя по книге, определить, отражает ли заголовок главное, не повторяются ли названия, не пропущено ли что-либо важное.

К а к к р а т к о п е р е с к а з ы в а т ь п р о ч и т а н н о е:

— перечитать текст, выделяя в нем основное содержание и запоминая его последовательность;

— выделить основные смысловые части текста;

— отметить в каждой части главное;

— составить план (каждое предложение-заголовок должно отражать основное содержание части), записать его;

— перечитать весь текст, держа план перед собой;

— пересказать текст в закрытой книгой по плану своими словами тек, чтобы на каждый пункт плана ответить одним-тремя предложениями.

(СТУДЕНТ,внимание!Далее по этой же теме дан материал из другогоисточника, можно его добавить к этому материалу или в переработанном виде использовать всю информацию).

(Краткий вариант ответа)

Научно-познавательная литература подразделяется на научно-популярную и научно-художественную, каждая из которых решает свои задачи.

Научно-популярная литература

прямо сообщает определенные знания, в ней сильнее логический элемент.

Н.-п. статьям свойственен свой языковой характер: простота и строгость синтаксических конструкций, точность и однозначность словоупотребления,

использование специальных терминов.

В статье обычно излагается новый для учащихся материал, поэтому перед чтением обязательна подготовка учащихся к восприятию.

На этапе подготовки решаются параллельно две задачи:

— возбудить интерес к предмету чтения, облегчить первичное восприятие статьи;

— дать детям значительную часть знаний о предмете чтения до первичного восприятия статьи.

Основными приемами подготовительной работы являются

рассказ учителя, беседа, показ кино-, видео- или диафильма, экскурсия.

Первичное чтение н.-п. статьи обычно проводится самими учащимися. Чтобы дети читали сознательно, им дается несложное задание.

На этапе анализа используются такие приемы работы:

— деление текста на части;

— чтение по частям;

— выделение основной мысли в каждой части;

— рассматривание доказательства;

— сравнение излагаемого материала с тем, что было известно ранее;

— формулировка вывода, решение проблемы.

Уроки чтения научно-познавательных статей строятся сообразно познавательной цели, определяемой содержанием статьи, и с учетом особенностей построения и языка данного произведения.

Научно-художественная литература

основывается на образно-повествовательном элементе, ей свойственна увлекательность; произведения этого жанра имеют сюжетную линию, конкретных героев. Обычно сюда относят очерки об известном человеке, истории из жизни писателей и поэтов и т.п. Язык лишен специальных терминов, зато используются сравнения, метафоры, средства языковой выразительности, нет строгости синтаксических конструкций.

Что такое научно-познавательный текст

научно-познавательные издания занимают промежуточное положение и выполняют несколько функций: c одной cтороны, обеспечивают читателя необходимыми знаниями о мире и упорядочивают эти знания, c другой cтороны, делают в это в доступной форме, облегчая понимание сложных явлений и закономерностей. Такая литература прежде всего развивает логическое мышление юного читателя, помогает ему осознать связи между предметами и cобытиями. Кроме того, подобные издания содержат в себе не только теоретические сведения, но и описания всевозможных опытов и экспериментов, cтимулируя тем самым активное познание действительности. Безусловно, научно-познавательная литература не обращена к чувствам ребёнка, однако и она выполняет педагогическую функцию, а именно воспитывает образ мысли, учит читателя ставить перед собой определённые задачи и решать их.
В зависимости от конкретных целей, которые cтавит перед cобой то или иное научно-познавательное издание, их можно разделить на научно-популярные и справочно-энциклопедические.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *