Мюнхгаузен как рассказчик

Мюнхгаузен как рассказчик

Литературная викторина к сказке Рудольфа Эриха Распе «Приключения барона Мюнхгаузена».(4 класс)

Среди многих проблем, направленных на совершенствование процесса

обучения, проблема формирования познавательных интересов является

довольно значимой. Она служит отысканию таких путей обучения, кото-

рые привлекали бы к себе учащихся. Интерес приводит в активное состо-

яние как внешние, так и внутренние силы учебного процесса.

В науке выявлено, что сила познавательного интереса состоит в том,что,

являясь глубоко личностным образованием, он обнажает объективные

ценности обучения,придаёт силу, лёгкость, интенсивность и быстроту;

познавательная деятельность благодаря интересу приобретает личност-

ный смысл и становится более продуктивной; снимает с участников дея-

тельности такие негативные состояния как утомление, инертность,равно-

душие. Рядом с развитием интереса идёт становление таких ценных качеств

личности как наблюдательность, старательность, настойчивость,умение пре-

одолевать трудности, стремление к поиску, самостоятельность и др. Под

влиянием интереса сознание принимает личностный смысл. Благодаря по-

знавательному интересу деятельность ученика становится плодотворной.

Интерес к деятельности побуждает человека к дальнейшей деятельности,

Содействует её длительности и продуктивности.

Познавательный интерес – важный фактор учения. В то же время он жиз-

ненно необходимый фактор становления личности. Жизнь, лишённая позна-вательного интереса тускнеет; личность лишена того значимого внутреннего стимула, который постоянно подталкивает её движение, позволяет пережить радость интеллектуального удовлетворения в любой деятельности, какой бы человек не занимался.

Познавательный интерес оказывает существенное влияние на все психические процессы : мышление,память, внимание, воображение.

Для формирования познавательного интереса предлагаю на уроках литературного чтения использовать викторины, составленные мною и прошедшие апробацию.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ведущий:

Немецкий писатель Рудольф Эрих Распе (1737–1794) в 1786 году опубликовал анонимно книгу о приключениях барона Мюнхгаузена. Книга была опубликована в Англии. И в ней, по началу, было 49 страниц.

Слайд 3;

Барон – лукавый, добродушный и бескорыстный выдумщик. Слушатели смеются ему в глаза, а он словно призывает их потешаться над ним. Тем и невдомёк, что над собой они при этом смеются ничуть не меньше.

Кто не припомнит собственные россказни о своей силе, смелости, находчивости. Смеяться над собой правильнее, чем над другими, что смеяться вообще гораздо достойнее, чем пыжиться, себя при этом нечаянно выгораживая.

В основу фантастических приключений барона положены рассказы действительно жившего в 18 в. в Германии барона Мюнхгаузена. Он был военным, некоторое время служил в России и воевал с турками. Вернувшись в своё поместье в Германии, Мюнхгаузен вскоре стал известен как остроумный рассказчик, выдумывающий самые невероятные приключения.

Итак, книга Рудольфа Распе «Рассказы барона Мюнхгаузена о его изумительных путешествиях и кампаниях в России» стала такой популярной, что её перевёл на немецкий язык Готфрид Август Бюргер и издал в Германии – на родине Мюнхгаузена. А затем последовали продолжения, придуманные уже другими авторами.

Когда эти книги попали на глаза нашему герою, он был просто взбешён. Ведь Мюнхгаузен не давал никому права писать о нём. Получалось, что Распе и другие «бумагомараки» представили его, доблестного офицера российской армии, взбалмошным германским бароном, попадающим в невероятные истории.

Но Мюнхгаузен стал любимым героем детей и взрослых. И в его родной город Боденвердер потянулись толпы почитателей.

Первая книжка на русском языке вышла ещё в 1791 году. Называлась она «Не любо – не слушай, а лгать не мешай».

Сегодня мы знаем о бароне Мюнхгаузене по детскому пересказу Корнея Чуковского, который для удобства русских ребятишек чуть-чуть упростил фамилию героя, убрав из неё одну букву. Вот почему в России барона привыкли называть Мюнхгаузен.

Итак, мы начинаем путешествие вместе с бароном Мюнхгаузеном.

1. Барон едет в Россию. Слайд 5; 6;

Что произошло с ним?

Конь на крыше; Слайд 7: 8;

Запряг волка в сани. Слайд 9;

2. На каких животных охотился барон Мюнхгаузен?

  1. каким образом барон смог поймать целую стаю уток?
    (привязал к концу бечёвки кусочек сала и забросил этот конец в озеро, где плавали утки: одна утка проглотила сало, но т.к. оно скользкое, то сразу же вышло сзади…)
    Слайд 10; 11; 12; 13; 14;
  1. как проявилась находчивость барона, когда утки взлетели в воздух и подняли его к облакам?
    (он смастерил руль из сюртука, потом свернул нескольким уткам головы и медленно опустился на землю, а вернее, в трубу собственной кухни)
    Слайд 15;
  1. свинья гуляла по лесу, держась за хвостик своего поросёнка. Почему?
    (она была слепая)
    Слайд 16; 17; 18; 19;
  1. каким способом можно поймать свирепого зверя живым, не истратив ни единого заряда?
    (барон спрятался от кабана за деревом, а кабан налетел на дуб и клыками вонзился в ствол)
    Слайд 20; 21; 22; 23;
  1. как с одного выстрела можно получить и жаркое, и вишнёвый компот?
    (барон выстрелил в оленя вишнёвой косточкой, а через год встретил этого оленя с вишнёвым деревом на голове)
    Слайд 24; 25; 25; 26; 27; 28; 29;
  1. что за ситуация на этой картинке? И как в ней показал себя барон Мюнхгаузен?
    (волк наизнанку)
    Слайд 30;

3. Давайте вспомним — какие собаки были у барона Мюнхгаузена: Слайд 31;

  1. Диана — что рассказывается об этой собаке?
    (14 дней охраняла куропаток и охотилась с фонариком на хвосте)
  2. Борзая стёрла лапки, гоняясь за зайцем, и ставшая таксой.
    А что помогало косому спасаться от погони в течении двух суток?
    (кроме обычных ног были запасные. Четыре ноги – на животе и четыре – на спине)
    Слайд 32;
  3. Султан — поймал лису, проглотившую 13 куропаток.
  1. Собака с ружьём на боку.
  2. в мультфильме — Матильда. Слайд 33;
  3. Мюнхгаузен уверял слушателей, что с успехом охотился без ружья и собаки. Как это ему удавалось? Он упоминает и какой-то чудесный предмет…
    (охотничий жилет с отличными пуговицами. Расскажите о нём.

Из шкуры умершей любимой собаки барон приказал сшить куртку и стал надевать её всякий раз отправляясь на охоту. «Когда я приближаюсь к дичи на расстояние выстрела, от куртки отрывается пуговица и, как пуля, летит прямо в зверя», — рассказывал барон)

4. Где ещё побывал барон Мюнхгаузен?

  1. Африка
    (лев + крокодил) Слайд 34;
  1. Турция Слайд 35; 36;
    Военная кампания Слайд 37;

Каким образом барон выполнил очень сложную задачу?
(сверху осмотреть позиции врага; с помощью летящего ядра) Слайд 38;

Что случилось с конём? Слайд 39;

Как вышел из положения барон Мюнхгаузен?
(прутиками барон сшил половинки коня) Слайд 40;

Из каких веточек выросла беседка?
(лавровые)
Слайд 41;

  1. Встречи с белыми медведями.
    Что такое медвежье рукопожатие?
    (медведи зимой сосут лапу, если медведя держать за лапы, то он умрёт от голода)
    Слайд 43;

Сколько отметин на ружье и что они означают?
(200, за медведей)
Слайд 44;

  1. Луна.
    Зачем барону понадобилось попасть на луну?
    (отгоняя медведя от ульев, Мюнхгаузен бросил в зверя топорик с такой силой, что инструмент залетел на луну)
    Каким образом барон попал на луну? Какой «овощ» ему в этом помог ?
    (бобы)
  1. где ещё побывал барон Мюнхгаузен?
    (Сырный остров, Египет, Англия и т.д.)

5. Положительные черты барона Мюнхгаузена: Слайд 46;

  • Находчивый;
  • Сообразительный;
  • Удачливый;

6. Отрицательные черты:

  • Лгун;
  • Самоуверенный;
  • Хвастливый;
  • Зазнайство;
  • Человек, приписывающий себе те качества, которых у него нет.

Вывод: в жизни нужно всегда уметь найти выход из любой ситуации.

7. Литературный герой — барон Мюнхгаузен полюбился читателям, его помнят, и ставят памятники.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *