Мышление и речь

Мышление и речь

Автор

Лев Семенович Выготский (1896–1934) — великий советский ученый, психолог, основатель исследовательской традиции изучения высших психологических функций.

Сложность изложения

4 из 5. Рекомендуется в том числе педагогам.

Целевая аудитория

Все, кому интересны вопросы становления человеческого интеллекта, развития мышления и речи.

Зачем читать

В труде Выготского рассматривается и анализируется проблема мышления и речи в контексте отношения мысли к слову. Автор описывает открытые им феномены, имеющие колоссальное значение для развития человеческой психики и процесса мышления.

Читаем вместе

Основной задачей программы исследования автор ставит выявление проблемы и поиск методов ее решения. Каковы генетические корни мышления и речи, в чем состоит генезис речевого мышления, каков главный путь развития значений слов в детском возрасте и как можно изучить развитие научных и спонтанных понятий ребенка — все это предлагается автором к изучению и анализу.

Проблема мышления и речи является очень древней, но далеко не самой разработанной, так как различные исследователи предлагали только два полюса ее решения: либо допускать полное слияние мысли и слова, либо разъединять их. Автор выбирает метод анализа, позволяющий расчленять целое на единицы, которые дальше неразложимы. Они могут быть обнаружены в значении слова, поскольку эта внутренняя его сторона специально не исследовалась. Слово, лишенное значения, не может принадлежать к царству речи, поэтому само значение рассматривается и как речевое явление, и как относящееся к сфере мышления.

Первоначально речь носит коммуникативную функцию. Для создания речевого сообщения нужны особый подготовительный процесс и определенная внутренняя психологическая деятельность, чтобы понимать это сообщение и адекватно реагировать на него. Здесь автор говорит о внутренней речи как особой сфере психической человеческой реальности. Она отличается от внешней тем, что происходит из речи эгоцентрической («для себя»), а не направленной на подготовку высказываний. Такая речь присуща детям, она же является носителем их развивающих мыслительных процессов. Эта своеобразная речевая реальность, которую можно назвать эгоцентрическим мышлением, представляет собой единственную форму существования мысли ребенка. И уже после всех преобразований мышление может стать умственным процессом, преобразующимся во внутреннюю речь. Она имеет ряд особенностей за счет имеющегося сокращенного характера:

  1. Речь фрагментарна и предикативна.
  2. В ней редуцированы фонетические стороны
  3. Имеется преобладание словесного смысла над его значением.

Наши мысли, таким образом, имеют сложное воплощение во внешней форме речи для других. Ребенок активно использует язык, начиная с одного слова, которое соединяется еще с двумя, переходя к построению фразы и далее к связной речи на основе развернутых предложений. Внутренняя семантическая речь развивается в обратную сторону: ребенок осваивает целое предложение и затем начинает разбирать смысловые единицы, как бы расчленяя мысль на ряд словесных значений.

Выготский рассматривает концепцию Ж. Пиаже, который утверждает, что в развитии мышления ребенка руководящее место отведено удовольствию. В процессе развития ребенок сталкивается с социальной средой, которая приобщает его к способу мышления взрослых. Поэтому ребенок учится расчленять мысли, понимать, что говорят другие, и отвечать им на таком же языке. Такой способ общения Пиаже называет процессом социализации детской мысли. Он показывает соединение в нем черт логики и алогизма: логическое мышление берет начало из социальной жизни ребенка, алогическое — из его первичных детских мыслей.

Другой автор, В. Штерн, говорит о начале восприятия реальности с восприятия отдельных предметов. Ребенок начинает использовать двухсловное предложение с введением сказуемого, потом появляются действие, качество и отношение. Но стадии развития внешней речи по хронологии не совпадают со стадиями детской апперцепции. Именно предметная стадия имеет более длительный характер, а на стадии действия хронологически разрывается связь между внешней стороной речи и смысловой деятельностью ребенка. Но при этом есть логика между продвижением ребенка в овладении как логической структурой речи, так и внешней ее стороной. Перелом в развитии речи происходит тогда, когда ребенок начинает активно пополнять словарный запас и интересоваться каждым новым словом.

Речевое мышление имеет неоднородный характер: речь имеет одновременно вербальную (внешнюю) и семантическую (внутреннюю) стороны. Мы наполняем смыслом все, о чем говорим, и извлекаем его из того, что слышим, видим или о чем читаем. Значения детских слов находятся в постоянном развитии, и этот процесс не заканчивается к пяти годам. В школьном возрасте идет количественный рост детских представлений и уточнение элементов и связей между ними. Построение личности ребенка тесно связано со степенью развития его мышления.

Автор провел ряд экспериментов по проблеме развития понятий. Детям предлагалось несколько геометрических фигур с бессмысленными словами на их обратной стороне. Ребенок должен был подбирать фигуры, вырабатывая попутно понятия и придавая смысл словам. Этот процесс, по сути, завершается лишь к 12-летнему возрасту, когда знак или слово, употребляемые в качестве средства подчинения подростком его личных психологических процессов, направляют его на разрешение задач. Развитие понятий проходит три стадии: синкретизма, образования комплекса и выработки настоящих понятий. В школе обучение детей всегда идет впереди достигнутого ими уровня развития, поэтому педагогу важно выявлять зоны ближайшего развития каждого ученика.

Согласно автору, значение слова выступает феноменом мышления в той степени, в которой мысль связана с ним и воплощена в нем, а феномен речи — в степени связи ее с мыслью.

Лучшая цитата

«Значение слова оказывается одновременно речевым и интеллектуальным феноменом, причем это не означает чисто внешней сопринадлежности его к двум различным областям психической жизни».

Чему учит книга

— В мышлении и речи прослеживается разное генетическое происхождение, их развитие идет независимо друг от друга.

— В развитии интеллекта филогенетически наблюдается доречевая фаза, в развитии речи — доинтеллектуальная.

— Именно ребенок открывает символическую речевую функцию.

От редакции

Как помочь малышу стать более любознательным, более внимательным и более уверенным в себе? Тренер по развитию мышления, педагог Вера Писаренко считает, что заниматься развитием мышления ребенка стоит с первых месяцев жизни. Ее советы читайте в статье: http://psy.systems/post/kak-razvivat-myshlenie-u-detej-do-goda.

Как понять другого человека и найти к нему подход? Ведь у людей с разными способами восприятия действительности одно и то же слово может вызывать разные первоначальные образы. О том, как наши психологические особенности влияют на общение, рассказывает преподаватель риторики Ирина Мухитдинова: https://psy.systems/post/kak-nashi-psixologicheskie-osobennosti-vliyaut-na-obschenie.

Существует мнение, что через перемены в использовании человеком определенных слов и выражений можно изменить ход его мыслей, поведение и настроение. Чем же так сильно слово и как оно влияет на нашу жизнь, разбирается в своей статье психолог Анна Кутявина: https://psy.systems/post/o-sile-slova-kak-to-chto-my-govorim-vliyaet-na-nashu-zhizn.

Что делать, чтобы с возрастом не возникало проблем с мышлением и речью? Эксперт в области эффективных технологий обучения, преподаватель Нина Шевчук объясняет, что наша когнитивная база требует тренировки и укрепления, и предлагает несколько полезных упражнений: https://psy.systems/post/kognitivnaya-baza-chto-eto.

Билет №25

1. Мышление и речь.

Человек отличается от животных прежде всего способностью рассуждать и мыслить, то есть наличием своего внутреннего духовного мира. Только человек может размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о буду­щем, мечтая и строя планы. Мышление — это высшая ступень человеческого по­знания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут быть непосред­ственно восприняты человеком. Благодаря мышлению человек не просто приспосабливается к природе, как животное, но и преобразует окружающий мир. Используя то, что ему дает природа, а также опыт и знания предыдущих поколе­ний, человек создает новые предметы с теми характеристиками, какие ему нужны. Делает он это с помощью разных видов деятельности (интеллектуальной, произ­водственной, художественной и т.д.).

Мышление осуществляется в форме понятий, суждений и умозаключений.

Понятие — это форма мышления, отражающая общие закономерные связи, сто­роны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях. Понятия выра­жаются в языковой форме в виде слов или словосочетаний (например, государство, железо, политический режим и др.).

Суждение — это форма мысли, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо. Оно выражается повествовательным предложением, ко­торое может быть либо истинным, либо ложным. Например: «Все реки впадают в Балтийское море»; «Москва — столица России».

Умозаключение — это форма мысли в виде рассуждения, в ходе которого из од­ного или нескольких суждений, именуемых посылками, выводится новое суждение, которое называется заключением, или следствием.

Логическая деятельность мышления осуществляется в многообразных формах:

  • индукции, то есть перехода от единичных фактов к общим положениям;
  • дедукции, то есть вывода от общего к частному;
  • анализа и синтеза, то есть процессов мысленного разложения целого на со­ставные части и воссоединения целого из частей;
  • в создании гипотез, теорий и т.д.

Речь — это исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка, существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, акку­мулировать их для передачи последующим поколениям.

С древности и до настоящего времени психология обсуждает проблему о связях мысли со словом. В качестве единицы связей между мышлением и речью является слово, представляющее собой единство звука (речь) и значения (мышление).

Первоначальная функция речи — коммуникативная. Исходя из этого, значение слова нужно рассматривать не только как единство мышления и речи, но и как единство мышления и коммуникации.

Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны, восприятие языко­вых конструкций и их понимание. Речь тесно связана со всеми психическими про­цессами человека. Лингвистическая сторона речевого поведения человека изучается психолингвистикой.

В зависимости от формы общения, речевая деятельность делится на устную (подразумевающую говорение и слушание) и письменную (письмо и чтение).

2. В 90-е гг. доход африканских стран, расположенных к югу от Сахары, снизился по сравнению с концом 70-х гг. Об обострении какой глобальной проблемы свидетельствует этот факт? Какие другие глобальные проблемы существуют в мире?

Этот факт свидетельствует об обострении проблемы «Север-Юг» — именно так называют рост экономического отставания стран третьего мира от ведущих го­сударств Запада. Как правило, отставание связано с тяжелой демографической си­туацией в этих странах, а именно быстрым увеличением населения, что резко обо­стряет все проблемы и прежде всего проблему продовольствия.

В истории экономической науки было сформулировано несколько причин сла­бого экономического развития:

1) темпы роста населения выше темпов экономического роста. Эту причину
сформулировал английский экономист Томас Мальтус (1766-1834), но она не­
сколько раз подвергалась критике и не всегда соответствовала действительно­
сти;

2) политическая нестабильность прямо отражается на инвестиционном процессе и
значительно замедляет или даже приостанавливает экономический рост;

3) неверная ошибочная экономическая политика правительства (неразумная нало­
говая политика и др.);

4) географические, исторические и культурные особенности страны (например,
недостаток земель, пригодных для сельскохозяйственного использования.
Глобальными проблемами современности принято считать те проблемы, решение

которых возможно лишь в глобальном, т.е. мировом масштабе. От их решения зависят перспективы развития человечества. К числу глобальных проблем относятся пробле­мы экологии, здравоохранения, войны и мира, международного терроризма, возоб­новляемое™ энергетических ресурсов, продовольственная, сырьевая, демографиче­ская проблемы, преодоление отсталости стран и народов, освоение Космоса и мирового океана, обеспечение достойного будущего человечества и т.д.

3. Вам исполнилось 16 лет, и вы решили устроиться на работу. Каковы ваши дальнейшие действия? Как найти подходящую работу? Какую вы предложите информацию о себе будущему работодателю, чтобы получить же­
лаемое место работы?

Для более успешного поиска работы необходимо правильно составить резюме. Резюме — это характеристика человека, составленная им самим, представляемая в организацию при поиске работы. Единой стандартной формы резюме не сущест­вует. Оно, как правило, составляется на одной странице в произвольной форме и содержит следующую информацию:

1) фамилия, имя, отчество,

2) год рождения,

3) контактные телефоны,

4) на какую работу рассчитываете,

5) образование,

6) есть ли опыт работы,

7) дополнительное образование (курсы, тренинги и др.),

8) какие дополнительные навыки имеются (умение владеть персональным компью­
тером, степень владения иностранными языками и др.),

9) желательно указать несколько своих личностных черт, которые помогают дос­
тигать нужных результатов в работе.

ВОПРОС 3. МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ

Ощущение и восприятие дают нам знание единичного — отдельных предметов и явлений реального мира. Но такая информация не может рассматриваться как достаточная. Для того чтобы человек мог жить и нормально трудиться, ему необ­ходимо предвидеть последствия тех или иных явлений, событий или своих дей­ствий. Знание единичного не является достаточным основанием для предвидения. Например, что будет, если к листу бумагу поднести зажженную спичку? Конечно, он загорится. Но почему мы знаем об этом? Скорее всего, потому, что имели соб­ственный опыт и, исходя из имеющейся у нас информации, сделали логичный вывод. Однако для того, чтобы сделать данный вывод, мы должны были сопоста­вить свойства данного листа бумаги с другой бумагой, выявить то общее, что их характеризует, и только после этого сделать вывод о том, что будет с бумагой, если она соприкоснется с огнем. Следовательно, для того чтобы предвидеть, надо обобщать единичные предметы и факты и исходя из этих обобщений делать вывод от­носительно других единичных предметов и фактов такого же рода.

Этот многоступенчатый переход — от единичного к общему и от общегоопятьк единичному — осуществляется благодаря особому психическому процессу — мышлению.

Мышление — это высший познавательный процесс отражения в сознании человека причинно-следственных связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира.

Мышление тесно связано с другими познавательными процессами и предполагает:

— разрешение проблемной ситуации, конкретной задачи,

— получение нового знания путем формирования и усвоения понятий.

Мышление осуществляется с помощью таких мыслительных операций как:

Анализ — это разложение предмета мышления на составные части. Например, вода состоит из водорода и кислорода.

Синтез — это соединение отдельных элементов мышления в одно целое.

Сравнение — это установление между предметами сходства или различия, равенства или неравенства и т.п.

Абстракция — это мысленное отвлечение от второстепенных, неглавных в данный момент сторон, свойств или связей предмета. Например, в абстрактном термине “человек” не указан его пол, возраст, рост и т.д.

Обобщение — это объединение многих предметов по какому-то общему признаку. Например, пистолет, винтовка и карабин — это оружие.

Конкретизация — это движение мысли от общего к частному. Например, самолет — ТУ -144.

Систематизация — это расположение отдельных предметов, явлений, мыслей в определенном порядке по какому-то признаку. Например, химические элементы в системе Д.Менделеева.

Мышление осуществляется в определенных формах, таких как: понятие, суждение, умозаключение и рассуждение.Понятие — это отражение в сознании человека отличительных особенностей предметов и явлений.

Суждение — это установление связей между понятиями о предметах и явлениях или между их свойствами и признаками.

Умозаключение — это выведение нового суждения из уже известных. Причем они могут быть дедуктивными (выведение частного суждения из более общего положения) или индуктивными (выведение общего суждения на основе частных).

Соответственно выделяются следующие методы мышления: индукция, дедукция и аналогия.

В процессе решения мыслительных задач могут быть использованы различные виды мышления:

— наглядно-действенное мышление — это мышление в процессе непосредственной практической деятельности (смотрю — думаю — делаю). Например, обдумывание порядка сборки лежащих на столе деталей часового механизма.

— образное мышление — это мышление образами предметов, имеющих форму. Например, мысленное определение направления движения подводной лодки при повороте руля глубины вниз.

Понятийное мышление (абстрактное) — это мышление понятиями о явлениях, которые не могут быть представлены образами и имеют только словесное обозначение. Например, мы никогда не видели скорости света, но оперируем таким понятием в процессе мышления. Отличие мышления от других психологических процессов состоит в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана. С физиологическойточки зрения мышление представляет собой аналитико-синтетическую деятельность коры больших полушарий головного мозга.

Уровень развития мышления человека принято определять термином интеллект. В русском языке ему соответствует понятие ум человека.

Существует огромное количество подходов к определению понятия «интеллект». Для большинства психологов в настоящее время это понятие ассоциируется со способностью к обучаемости по прошлому опыту и приспособлению к жизненным условиям и ситуациям (В. Штерн). Эту же идею поддерживают Ж. Годфруа, А. Биш, Д. Векслер, Л. И. Термен, Э. Л. Торндайк.

Для Ж. Пиаже интеллект – общий регулятор поведения. Имеются и более конкретные определения интеллекта. Так, М. Шюрер считает, что интеллект – это «относительно постоянная структура онтогенетически обусловленных способностей индивида постигать и создавать осмысленные или также функциональные связи».

Для С. Л. Рубинштейна интеллект эквивалентен общей одаренности личности и представляет собой совокупность общих умственных способностей.

Согласно Дж. Гилфорду, интеллект – многомерное явление, некоторое сложное свойство, которое можно оценивать по трем измерениям: характеру, продукту и содержанию.

Модель интеллекта Дж. Гилфорда включает 120 различных интеллектуальных процессов – частных способностей. Они образуются как всевозможные сочетания операций, содержаний и мыслительной деятельности.

Для оценивания уровня развития интеллекта обычно применяются тесты интеллекта. Наиболее распространенными являются тесты Стенфорд-Бине и Векслера. Отношение психологов к оценке интеллекта с помощью тестов не определилось до конца.

В зависимости от индивидуально-психологического склада у каждой личности формируются присущие только ей персональные особенности функционирования мышления. Так, например, к индивидуальным особенностям мышления можно отнести самостоятельность, гибкость, быстроту, целеустремленность, критичность.

Для изучения особенностей и уровня развития мышления используются специально разработанные стандартные тесты (задачи и упражнения).

В заключение следует отметить, что, несмотря на достигнутые успехи в изучении проблемы мышления человека, перед современными исследователями стоит целый ряд вопросов, на которые психологическая наука пока не может дать отве­та. Проблема выявления закономерностей возникновения, формирования и раз­вития мышления по-прежнему остается одной из наиболее актуальных в психо­логии.

Одним из основных отличий человека от животного мира, отличием, отражаю­щим закономерности его физиологического, психического и социального разви­тия, является наличие особого психического процесса, называемого речью.

Речь -это процесс использования человеком языка для общения с целью передачи и усвоения общественно-исторического опыта.

Язык — это средство общения;

— это система словесного выражения мыслей.

Язык является важнейшим инструментом взаимодействия между людьми и одним из важнейших средств развития человеческой психики. Язык является сложной системой кодов, которая сформировалась в общественной истории. Основным элементом языка является слово. Слово является средством кодирования человеческого опыта (обозначает вещи, выделяет признаки, действия, отношения) т.е. является компонентом мышления. Вот почему в речи проявляются интеллектуальные особенности человека.

Функции речи.

— сообщение

— выражение

— воздействие

— мышление

— общение

— познание

Еще в 18 веке было выяснено, что за функционирование речи отвечает левое полушарие мозга. Причем задняя треть нижней лобной извилины отвечает за произношение (центр П.Брока), а задняя треть верхней височной извилины — за пониманием слов (центр К.Вернике).

Усвоение речи ребенком происходит только через общение. Первая форма речи, возникающая у ребенка – это диалог, громкая внешняя речь. Затем развивается речь, сопровождающая действие. Это речь для себя, эгоцентрическая, хотя она и является громкой. Эгоцентрическая речь является переходным этапом от внешней речи к внутренней.

Становление речи происходит в течение нескольких периодов:

· фонетический период (до 2-х лет, когда ребенок еще не способен правильно усвоить звуковой облик слова);

· грамматический период (до 3-х лет, когда звуковой облик усвоен, но не усвоены структурные закономерности организации высказывания);

  • семантический период (после 3-х лет, когда происходит усвоение понятийной отнесенности).

В дальнейшем под влиянием школьного обучения речь ребенка получает существенное развитие. Следует отметить, что помимо указанных этапов можно было бы назвать еще один — этап развития речи, который связан с совершенствованием речи после завершения школьного периода. Однако этот

этап является уже строго индивидуальным и характерен не для всех людей. У боль­шей части развитие речи завершается с завершением школьных занятий и после­дующее увеличение словарного запаса и других возможностей речи происходит крайне незначительно.

По современным, более сложным представлениям (П.К.Анохин), физиологической основой речевой деятельности является многоуровневая организация нескольких функциональных систем.

По степени активности речь бывает активная и пассивная.

По форме существования различают внутреннюю и внешнюю речь. В свою очередь внешняя речь бывает видимая (письменная, ручная и т.д.) и устная (произносимая и слышимая).

Характеристики речи:

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ

Среди многих проблем истории первобытного общества эта проблема является едва ли не самой сложной До нас не дошли никакие документальные свидетельства того, каковы были средства коммуникации в стадах австралопитеков, питекантропов и неандертальцев, тем более нет никаких прямых данных о формировании и первых этапов развития подлинно человеческого мышления. Практически вся информация, находящаяся в нашем распоряжении, носит косвенный характер, и с ее помощью мы можем получить лишь более или менее правдоподобную реконструкцию и должны постоянно помнить о ее условности.
Во многих работах К. Маркса и Ф. Энгельса, особенно в их раннем совместном произведении «Немецкая идеология», содержится глубокая трактовка проблемы начала мышления и речи и их совместного дальнейшего развития. Классики марксизма подчеркнули неразрывность подлинно человеческого мышления и его внешнего проявления с помощью языка: без языковой стихии нет мысли, как и не может быть самого языка без мыслительного процесса, который этот мыслительный процесс обслуживает. Это было крупное научное достижение, так как лингвисты пришли к осознанию и аргументации этого положения на несколько десятилетий позже. Но, разумеется, постулирование единства языка и мышления, исключительно важное само по себе с философской точки зрения, и принятие этого положения не проясняют вопроса о конкретных формах речи, которые она имела у древнейших гоминид и принимала на протяжении истории первобытного общества вплоть до появления человека современного вида.
Примерно 60 лет тому назад Николай Яковлевич Марр, замечательный советский лингвист, филолог, историк культуры, даже этнограф и археолог, выдвинул и пытался обосновать идею кинетической речи — языка жестов, который был якобы присущ древнейшему первобытному человечеству и предшествовал звуковому языку. Среди критики, которой подверглись многие теоретические положения Марра в более поздней науке, досталось и его теории кинетической речи: она была признана ненаучной выдумкой и похоронена в архиве истории. Между тем Марр и ряд солидаризировавшихся с ним ученых не были голословны — они ссылались на обширную серию этнографических наблюдений, согласно которым многие используемые в близких к современности и даже современных первобытных коллективах языки имеют кинетическую жестовую природу. Небезосновательно указывалось им и на то, что звуковой материал языка требовал времени для своего развития, а нарождающиеся общественные отношения нужно было обслуживать, в этих условиях жест приобретал смысл, нес какое-то сообщение, сообщение и жест канонизировались, сообщение прикреплялось к жесту, возникла постепенно совокупность жестов с определенными привязанными к ним смыслами, образовавшая дозвуковой этап в развитии речи. Развивая дальше эту гипотезу, можно легко представить себе, как в этих условиях формировались разные жестовые языки в отдельных стадах: разные сообщения в силу случайности или в силу каких-то еще не вскрытых современным знанием глубинных свойств человеческой психики прикреплялись к разным жестам, и, следовательно, системы жесто-вой коммуникации, будучи однотипными по существу, разнились по форме вплоть до взаимного непонимания.
Гипотеза Марра, находясь в забвении многие годы, неожиданно приобрела поддержку в недавних опытах обучения шимпанзе языку глухонемых. Опыты были проведены на нескольких животных и оказались на редкость впечатляющими. Все многочисленные попытки научить шимпанзе звуковой речи окончились неудачей в самом начале из-за неприспособленности их голосового аппарата к произношению человеческих звуков. Но когда эта анатомическая трудность была снята, шимпанзе оказались очень способными учениками: на протяжении года-полутора они овладели словарным запасом, превышающим сотню слов и абсолютно адекватно употребляли их даже в неожиданных для себя не предусмотренных экспериментом обстоятельствах. Любопытно, что овладение языком жестов перестроило поведение антропоидов: при объединении их с «неговорящими» особями они чувствовали свое отчуждение от них и тянулись к экспериментаторам — людям. И еще одно — матери обучали этому языку детенышей.
И все же, как ни блестящи оказались все результаты этих экспериментов, гипотеза кинетической речи имеет один крупный органический недостаток — речь жестов не дистанционна и не пригодна в темноте, этим ее функциональные возможности сразу же резко ограничиваются. Выше говорилось, что древнейшие гоминиды не могли не пугать животных при загонной охоте каким-то шумом, в том числе и голосом. Все обезьяны, включая и человекообразных, — вокализованные животные, произнесение тех или иных звуков для них естественно. Хотя все это и косвенные, но все же достаточно полновесные доказательства вокализации древнейших гоминид и наличия у них очень слабых начальных, но все же вполне ощутимых начатков звуковой коммуникации. Весьма вероятно, что на первых порах она сопровождалась жестовой, но гораздо более богатые потенциальные возможности звуковой коммуникации не могли не оказаться решающими и вытеснить жестовые способы общения, как гораздо более бедные, а главное, функционально ограниченные. Если говорить о непосредственной основе звуковой речи у древнейших гоминид, то она образована вокализацией, типичной для высших приматов и, видимо, очень похожей на нее по своему характеру, но, конечно, не по форме звучания, которая могла быть совсем иной. В этой вокализации выделяются два типа или две основные группы звуков — обычные звуки, выражающие угрозу, ярость, страх и т. д. (их насчитывается от 20 до 30 у разных видов), и так называемые жизненные шумы, которые обезьяны издают постоянно, но которые связаны больше с их эмоциональным состоянием, удовлетворением от еды, например, и не несут информативной нагрузки кроме той, может быть, что все члены стада, пока издаются поочередно эти звуки одним за другими членами стада, чувствуют себя в безопасности. Крупнейший советский антрополог В. В. Бунак, посвятивший два специальных исследования происхождению речи, считал, что жизненные шумы — тот именно материал, на основе которого формируется звуковая речь, но последующее изучение вопроса не принесло подтверждения его правоты: по-видимому, все же звуки, имеющие реальную смысловую нагрузку, у приматов — предков человека послужили истоком для оформления простейшей звуковой человеческой коммуникации.
Выше было бегло сказано, что зарождавшаяся система речи должна была обслуживать формирующиеся общественные отношения. В принципе это верная, но недостаточная формулировка. Речь должна была обслуживать и все функции развившегося мышления, служила для него внешним выражением. Здесь мы пока блуждаем в области догадок. Многие лингвисты полагают, что первым было осознание действия, и, следовательно, в языке раньше всего возникла глагольная номинация. В то же время совершенно очевидно, что не менее, чем обозначение действия, важно обозначение объекта. Таким образом, именная номинация, хотя бы в каких-то ограниченных пределах, должна была сосуществовать с глагольной. Состав лексики трудно восстановить — наверное, это были наименования съедобных растений, объектов охотничьей добычи, частей туши, орудий труда, обозначение ближайших родственных отношений, небольшой набор необходимых глаголов. Пользование этой лексикой могло быть эффективным лишь при осознании местоименных отношений и изобретении служебных слов, прежде всего обозначавших направление действия. Так можем мы сейчас восстановить начальные формы звуковой речи, хотя, конечно, они восстанавливаются гипотетично, и пока мало надежды указать для них конкретные звуковые реалии.
Опубликовано довольно много работ с пространными рассуждениями об этапах развития мышления и речи. Но все они малоубедительны из-за отсутствия конкретных данных, и научное значение их больше в том, что они указывают на какие-то возможности исследования темы, чем в том, что они дают конкретные результаты. Бесспорно можно утверждать, что постепенно росла лексика языка и совершенствовалась его операционная сфера, т. е. та рабочая часть языка, с помощью которой все более тонко выражаются отношения между обозначаемыми языковыми средствами понятиями. Дальше мы узнаем, что в мустьерское время появляются определенные зачатки идеологии, что не могло не повести к дальнейшему обогащению языка. Наконец, в соответствии с общепринятым мнением, с появлением человека современного типа язык достиг того уровня развития, что он по структуре своей стал уже вполне современным, отлился в те формы, которые свойственны с теми или иными модификациями всем изученным языкам мира.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *