Мужская школа читать

Мужская школа читать

О писателе

Альберт Анатольевич Лиханов – писатель, журналист, председатель Российского детского фонда, президент Международной ассоциации детских фондов, директор научно-исследовательского института детства, академик нескольких академий, почетный гражданин г.Кирова и Кировской области.

Альберт Анатольевич Лиханов родился 13 сентября 1935 г. в городе Кирове. Отец его был слесарем, мама работала мед. лаборантом в больнице, а в годы войны – в госпитале. В 1953 г. поступил в Уральский государственный университет в г. Свердловске на отделении журналистики. В 1958 г. после окончания университета Альберт Лиханов возвращается в Киров, где работает литературным сотрудником газеты «Кировская правда», а с 1961 г. возглавляет редакцию газеты «Комсомольское племя».

В Кирове в 1959 г. выходит его первая книга «О благородной королеве, золотых зернах и горячих сердцах». В 1963 г. вышла в свет книга, с которой писатель ведет свой творческий отсчет. «Да будет солнце!» — это повесть об итальянском художнике XIX века Эльвиро Андриолли. Потом он уезжает в Западную Сибирь, где два года работает собственным корреспондентом газеты «Комсомольская правда», затем его переводят в аппарат ЦК ВЛКСМ.

С 1975 г. он главный редактор журнала «Смена» (20 лет проработал в этом журнале, из них 13 лет в качестве главного редактора). Работа в молодежной печати обогатила писателя необходимым опытом, познакомила с проблемами, заставила «влезть в гущу событий», которыми живут молодежь и подростки в нашей стране. Обратившись однажды к этой теме, Лиханов остается верен ей на протяжении всей своей творческой жизни. «Своей главной темой и аудиторией, — говорит писатель, — я считаю подростков. Этот формирующийся человек требует глубокого осмысления. О нем и для него надо писать».

Период созревания таланта Лиханова можно условно обозначить как 1967-1976 гг. В это время он создает такие значительные произведения, как роман «Лабиринт», повести «Чистые камушки», «Обман», «Солнечное затмение» и др. Тема становления подрастающего поколения становится основной в его творчестве. Особое внимание писатель уделяет роли семьи и школы в воспитании ребенка, в формировании его характера.

А. Лиханов написал ряд замечательных произведений о военном детстве. Военная тема в творчестве писателя приобретает особую значимость и органичность, потому что воплотила в себе его представления о жизненных ценностях, о чести, долге, подвиге, о человеческом достоинстве. Произведения о военном детстве созданы писателем на жизненной основе – памяти о своем детстве. В них автор передает ощущение пережитого в годы Великой Отечественной войны. Публицистичность, увлеченность, правдивость – характерные черты лихановского стиля во всех литературных жанрах.

Одно из наиболее драматических произведений о военном детстве – повесть «Последние холода» (1984). Эта повесть, а также повести «Магазин ненаглядных пособий» и «Детская библиотека» и другие повести этого цикла, а также роман «Мужская школа», составляют своеобразную дилогию о военном детстве. Военную тему Лиханов затрагивает и в повести «Воинский эшелон» и романе «Мой генерал». В книгах писателя чувствуется личность автора, она проявляется прежде всего в пафосе его творчества, в том, как он относится к нравственным поискам героев, к их неудержимому желанию найти самих себя, открыть в себе все самое лучшее.

1970-1990 гг. – период активной писательской деятельности Лиханова. Он публикует произведения различных жанров, обращенный к разным по возрасту читателям. Из размышлений над письмами читателей родился замысел книги о современном воспитании «Драматическая педагогика: очерки конфликтных ситуаций» (1983), которая переведена на многие языки. За эту книгу А.А. Лиханов был удостоен Международной премии им. Януша Корчака в 1987г. Творчество Лиханов успешно сочетает с активной общественной деятельностью в защиту детей.

В 1987 г. Альберт Лиханов организовал Детский фонд с отделениями во всех республиках, краях и областях СССР, а теперь – России и СНГ, и все они работают в настоящее время. Вот лишь некоторые из проектов, по которым постоянно работает организация: «Теплый дом», «Детская библиотека», «Дар жизни», «Детский диабет», «Детский церебральный паралич», «Глухие дети». Ему же принадлежит идея создания семейных детских домов.

Альберт Лиханов занимает активную гражданскую позицию защитника нравственных ценностей и традиций своего Отечества, поэтому борется словом писателя и делами Детского фонда за сохранение счастья в жизни каждого ребенка, за понимание взрослыми проблем молодого поколения.
Сейчас А. Лиханов – председатель правления Российского Детского фонда, президент Международной ассоциации детских фондов, академик Российской академии образования, директор научно-исследовательского института детства. Его книги изданы тиражом более 30 млн. экземпляров.
Творческая и общественно-педагогическая деятельность Альберта Лиханова удостоена многочисленных наград: Государственная премия России, премия Ленинского комсомола, Международная премия имени М. Горького, Международная премия имени Януша Корчака, Международная культурная премия имени Виктора Гюго, премии – имени Н. Островского, имени Б. Полевого, Большая литературная премия России, премия Президента РФ в области образования.

Лиханов, Альберт Анатольевич

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Лиханов.

Альберт Анатольевич Лиханов
Дата рождения 13 сентября 1935 (83 года)
Место рождения Киров, РСФСР, СССР
Гражданство СССР СССР → Россия Россия
Род деятельности прозаик, учёный, педагог, общественный деятель
Годы творчества 1953 год — по настоящее время
Направление критический реализм, реализм
Язык произведений Русский
Премии
Награды

Файлы на Викискладе

Альбе́рт Анато́льевич Лиха́нов (род. 13 сентября 1935) — русский писатель, общественный деятель; член Союза писателей СССР. Президент Международной ассоциации детских фондов, председатель Российского детского фонда, директор Научно-исследовательского института детства.

Академик Российской академии образования (2001), действительный член РАЕН (1993); почётный профессор Вятского государственного педагогического университета (1995; ныне Вятский государственный гуманитарный университет), Белгородского государственного университета и Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена (2015). Член Русского интеллектуального клуба.

Биография

Родился 13 сентября 1935 года в Кирове. Отец, Анатолий Николаевич, рабочий-слесарь, мать, Милица Алексеевна — медицинский лаборант. Прадед по отцовской линии, Михаил Иванович, происходил из потомственных дворян Санкт-Петербургской губернии, дослужился до полковника Малоярославского полка, вышел в отставку и поселился в Вятке.

Альберт (в православном крещении — Глеб) родился в Кирове, там окончил школу, уехал в Свердловск, где в 1958 году окончил отделение журналистики Уральского государственного университета. Вернувшись в Киров, работает литсотрудником газеты «Кировская правда». В 1960 году он становится не только свидетелем, но и участником истории, которая легла в основу повести «Благие намерения». Главный редактор газеты «Комсомольское племя» в Кирове (1961—1964). На два года уезжает в Западную Сибирь, где работает собственным корреспондентом газеты «Комсомольская правда» в Новосибирске (1964—1966), что в дальнейшем нашло отражение в повести «Паводок».

Ещё в Кирове он пробует себя в литературе, первый рассказ «Шагреневая кожа» (1962) был опубликован в журнале «Юность». Почти одновременно он становится участником IV Всесоюзного совещания молодых писателей в семинаре классика детской литературы Льва Кассиля.

Позже Альберта Лиханова приглашают на работу в Москву. Потом он становится многолетним сотрудником популярного молодёжного журнала «Смена» — сначала ответственным секретарём, а затем, тринадцать с лишним лет — главным редактором.

В эти годы к нему приходит литературная известность. Одну за другой «Юность» печатает его повести.

Издательство «Молодая гвардия» публикует «Избранное» в 2 томах (1976), а потом — первое собрание сочинений в 4 томах (1986—1987).

Все годы своего литературного становления А. А. Лиханов сопрягает с общественной деятельностью — избирается секретарём Союза писателей Москвы, членом Правлений Союзов писателей СССР и РСФСР, президентом Ассоциации деятелей литературы и искусства для детей и юношества Союза советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами (ССОД).

После писем Лиханова властям в 1985 и 1987 годах были приняты Постановления Правительства СССР о помощи детям-сиротам. В 1987 году по его инициативе создан Советский детский фонд имени В. И. Ленина, который в 1992 году преобразован в Международную ассоциацию детских фондов, а в 1991 году учреждён Российский детский фонд. Обе эти общественные организации и возглавляет писатель А. А. Лиханов.

В 1989 году писателя избирают Народным депутатом СССР и членом Верховного Совета СССР. Ему предоставляется возможность от имени СССР выразить отношение к проекту Всемирной Конвенции о правах ребёнка, выступить в Третьем Главном комитете ООН при окончательном рассмотрении этого проекта и участвовать затем в торжественной сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых наций при подписании этой Конвенции в качестве заместителя главы советской делегации (главой был Министр иностранных дел СССР Э. А. Шеварднадзе).

Вернувшись в Москву, Лиханов проводит большую работу по подготовке этого важного документа к ратификации. Верховный Совет СССР ратифицировал Конвенцию, и она вступила в силу с 13 июня 1990 года. Позже все республики, входившие в СССР, получив статус самостоятельных государств, подтвердили законность действия Конвенции о правах ребёнка на своих территориях.

Также Лиханов учредил и возглавил Научно-исследовательский институт детства, создал литературный клуб «Молодость» для начинающих авторов, создал издательство «Дом», журналы «Мы» для подростков и «Трамвай» для малышей, а впоследствии — журналы «Путеводная звезда. Школьное чтение», «Божий мир», «Дитя человеческое», «Зарубежный роман». Открыл издательский, образовательный и культурный центр «Детство. Отрочество. Юность». По его инициативе в Подмосковье создан реабилитационный детский центр Международной Ассоциации детских фондов. В Белгородской области существует детский дом в райцентре Ровеньки, построенный с финансовым участием Российского детского фонда и также получивший его имя. В Кирове есть библиотека для детей и юношества имени Альберта Лиханова. Детская библиотека имени Альберта Лиханова работает в городе Крымске Краснодарского края, а Белгородской областной детской библитотеке присвоен статус «Библиотека А. А. Лиханова».

Его произведения опубликованы в России 30-миллионным тиражом. Ещё в 1979 году издательство «Молодая гвардия» выпустило «Избранное» в 2-х томах. В 1986—1987 годах это же издательство тиражом в 150 тысяч экземпляров выпускает собрание сочинений в 4 томах. В 2000 году издательство «Терра» издаёт собрание сочинений в 6 томах. В 2005 году вышла «Библиотека «Люби и помни» в 20 книгах. А в 2010 году «Терра» издаёт новое собрание сочинений в 7 томах. В этом же, 2010 году, издательский, образовательный и культурный центр «Детство. Отрочество. Юность» выпустил собрание сочинений для детей и юношества Альберта Лиханова в 15 томах с цветными иллюстрациями и крупным шрифтом. В 2014—2015 годах то же издательство выпустило роман «Русские мальчики» в виде цикла из 11 широкоформатных и качественно иллюстрированных книг. В 2015 издательство «Книговек» выпустило собрание сочинений в 10 томах

В Белгородской области (с 2000 года) и в Кировской области (с 2001 года) проводятся ежегодные лихановские общественно-литературные и литературно-педагогические чтения, в которых принимает участие множество детей, родители, педагоги, творческая интеллигенция, общественность. В Кировской области учреждена премия имени Альберта Лиханова для библиотекарей школьных, детских и сельских библиотек. Для учителей начальной школы он учредил премию имени своей первой учительницы А. Н. Тепляшиной, учившей его в годы войны и удостоенной двух орденов Ленина. По инициативе писателя ей установлена мемориальная доска. За границей России на 34 языках выпущено 126 книг писателя.

Член-корреспондент АПН СССР (1990), академик РАО (2001).

Почётный гражданин города Кирова, почётный гражданин Кировской области.

Творчество

В 1962 году опубликовал в «Юности» первый рассказ «Шагреневая кожа», в 1963 выпустил историческую повесть «Да будет солнце!». Главная тема творчества Лиханова — становление характера подростка, формирование его мировоззрения, взаимоотношения с миром взрослых: повести «Звёзды в сентябре» (1967), «Тёплый дождь» (1968), трилогия «Семейные обстоятельства» (роман «Лабиринт», 1970, повести «Чистые камушки», 1967, «Обман», 1973), роман для детей младшего возраста «Мой генерал» (1975), повести «Голгофа», «Благие намерения», «Высшая мера» (1982), книга «Драматическая педагогика» (1983), дилогия романов в повестях «Русские мальчики» и «Мужская школа», повести последнего времени «Никто», «Сломанная кукла», «Слётки» и «парный портрет» трагического детства — повести «Мальчик, которому не больно» и «Девочка, которой всё равно» (2009).

Первое собрание сочинений в 4 томах вышло в 1986-87 гг.(«Молодая гвардия»). В 2000 г. — в 6 томах («Терра», Москва). В 2005 г. — «Библиотека Альберта Лиханова «Люби и помни», включившая в себя 20 нестандартно оформленных книг («Детство. Отрочество. Юность»). В 2010 году — собрание сочинений для детей и юношества в 15 томах («Детство. Отрочество. Юность») и собрание сочинений в 7 томах («Книговек») в качестве приложения к журналу «Огонёк».

Период созревания таланта Лиханова можно условно обозначить как 1967—1976 гг. В это время он создаёт такие значительные произведения, как роман «Лабиринт», повести «Чистые камушки», «Обман», «Солнечное затмение» и другие. Тема становления подрастающего поколения становится основной в его творчестве. Особое внимание писатель уделяет роли семьи и школы в воспитании ребёнка, в формировании его характера.

Лиханов написал ряд замечательных произведений о военном детстве. Военная тема в творчестве писателя приобретает особую значимость и органичность, потому что воплотила в себе его представления о жизненных ценностях, о чести, долге, подвиге, о человеческом достоинстве. Произведения о военном детстве созданы писателем на жизненной основе — памяти о своём детстве. В них автор передаёт ощущение пережитого в годы Великой Отечественной войны. Публицистичность, увлечённость, правдивость — характерные черты лихановского стиля во всех литературных жанрах. Одно из наиболее драматических произведений о военном детстве — повесть «Последние холода» (1984). Эта повесть, повести «Магазин ненаглядных пособий» и «Детская библиотека», роман «Мужская школа», составляют своеобразный литературный цикл о военном детстве. Военную тему Лиханов затрагивает и в повести «Воинский эшелон», и в романе «Мой генерал». В книгах писателя чувствуется личность автора, она проявляется прежде всего в пафосе его творчества, в том, как он относится к нравственным поискам героев, к их неудержимому желанию найти самих себя, открыть в себе всё самое лучшее.

1970—1990 гг. — период активной писательской деятельности Лиханова. Он публикует произведения различных жанров, обращённые к разным по возрасту читателям. Из размышлений над письмами читателей родился замысел книги о современном воспитании «Драматическая педагогика: очерки конфликтных ситуаций» (1983), которая переведена на многие языки. За эту книгу в 1987 году А. А. Лиханов был удостоен Международной премии им. Януша Корчака. Проблемам воспитания детей-сирот посвящена книга для учителей «Дети без родителей» (1987). Творчество Лиханов успешно сочетает с активной общественной деятельностью в защиту детей.

Альберт Лиханов занимает активную гражданскую позицию и борется словом писателя и делами Детского фонда за сохранение счастья в жизни каждого ребёнка, за понимание взрослыми проблем молодого поколения.

В предисловии к книге «За малых сих» Лиханов утверждает:

Не обязательно соединенные хоть в какую-либо общность — государство, клуб, семью — каждый человек, каждая отдельно взятая совесть не просто могут быть, а должны быть растворены, как окна доброго жилища, к чужой, особенно детской беде. Растворены, обращены должны мы быть к бедам чужим, и наша совесть, незримая миру энергия, именно должна быть направлена к этим бедам, чтобы выстроить незримый, но реальный мир взаимной помощи, без которой, как без чувства совести и действенного сострадания чужой беде, все мы — просто тварный мир, ничуть не отличимый от мира животного.

Награды

Вручение Ордена Почёта,
10 марта 2016 года

  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (2005 год)
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2000 год) — за заслуги перед государством и многолетнюю активную общественную деятельность
  • Орден Почёта (2016 год)
  • Орден Дружбы (2010 год) — за многолетнюю активную общественную деятельность и развитие гуманитарного сотрудничества
  • Орден Трудового Красного Знамени (1984)
  • Орден «Знак Почёта» (1979)
  • Медаль «В память 850-летия Москвы»
  • Медаль «За трудовую доблесть»
  • Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
  • Медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали»
  • Медаль «Ветеран труда»
  • Медали СССР, Армении и Белоруссии
  • Орден Чести (Грузия, 1996)
  • Орден «За заслуги» III степени (Украина, 2006)
  • Орден «Святые Кирилл и Мефодий» I степени (Болгария, 2007)
  • Орден Франциска Скорины (Белоруссия, 2015)
  • Орден Дружбы (Южная Осетия, 2010)
  • Орден Почёта (Южная Осетия, 2015)
  • Премия Президента Российской Федерации в области образования (2003) — за создание семейных детских домов
  • Премия Правительства Российской Федерации в области культуры (2009) — за дилогию «Русские мальчики» и «Мужская школа»
  • Государственная премия РСФСР имени Н. К. Крупской (1980) — за роман «Мой генерал» и повести «Обман» и «Солнечное затмение»
  • Премия Ленинского комсомола (1976) — за книги для детей «Музыка», «Семейные обстоятельства», «Мой генерал»
  • Медаль Н. К. Крупской (1985) — Министерства просвещения СССР;
  • Международная премия имени Я. Корчака (1987) — за книгу «Драматическая педагогика» (Премия была передана писателем в Польский фонд Я. Корчака);
  • Медаль К. Д. Ушинского (1995) — Министерства образования РФ;
  • Международная медаль «Ecce Homo — Gloria Homini» («Вот Человек — Слава Человеку»), вручена 4.03.2013 в Польше в Варшавском Королевском дворце выдающейся польской актрисой Беатой Тышкевич и известным общественным деятелем Станиславом Ковальским, Президентом фонда «Поспеши с помощью». Награда имеет № 2, первую медаль немалое время тому назад была вручена Министру здравоохранения Польши, известному врачу Збигневу Релига.
  • Российская премия Людвига Нобеля (2014) вручена 30.03.2014 в резиденции Президента РФ — Константиновском дворце в Стрельне.

Конфессиональные награды

Русская Православная Церковь:

  • Орден святого благоверного князя Даниила Московского III степени (1995 год)
  • Орден преподобного Сергия Радонежского II степени (1999 год)
  • Орден святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского III степени (2002 год)
  • Орден святого преподобного Серафима Саровского II степени (2005 год)
  • орден святого благоверного князя Даниила Московского II степени (2007 год)
  • орден преподобного Андрея Иконописца l степени (2015 год).

Армянская Апостольская Святая Церковь:

  • орден Святого Саака — Святого Месропа (2015 год).

Мусульманские:

  • орден «Аль-Фахр» II степени (2003 год)
  • орден «Аль-Фахр» I степени (2005 год)

Другие

Международные премии имени Максима Горького, Международная премия имени Януша Корчака, французско-японская культурная премия имени В. Гюго (1996), премия имени Кирилла и Мефодия (Болгария, 2000), премия «Сакура» (Япония,2001), премия «Оливер» (США,2005). Премии имени Николая Островского (1982), имени Бориса Полевого (1984), имени Александра Грина (2000, первый удостоенный), «Прохоровское поле» (2003), «Большая литературная премия России» СПР и кампании «Алмазы России» (2002) за роман «Никто» и повесть «Сломанная кукла», премия имени Д. Мамина-Сибиряка (2005), имени Владислава Крапивина (2006), имени Н. А. Островского (2007). Специальная премия имени И. А. Бунина «за выдающийся вклад в русскую литературу для детей и юношества» (2008).

Международная литературная премия им. Фёдора Достоевского (2011), Таллин; Российская литературная премия им. А. И. Герцена (2012) за том социальной публицистики «За малых сих (Письма в защиту детства)», 5-е издание — материальную часть премии писатель передал Библиотеке для детей и юношества на улице Орловской в Кирове для увековечения памяти А. И. Герцена, В. Жуковского, М. Е. Салтыкова-Щедрина и других замечательных людей, бывавших там.27 сентября 2013 года в республиканском драматическом театре Республики Башкортостан Альберту Лиханову по Указу Президента Башкортостана Р. Хамитова вручена Российская литературная Аксаковская премия. В декабре 2013 года присвоена премия «Золотой витязь» — «за выдающийся вклад в детскую литературу». В июле 2015 года присуждена Всероссийская премия «Русский путь» имени Ф. И. Тютчева. 22 февраля 2016 года решением Международного Астрономического Союза — International Astronomical Union (IAU) малой планете N 73638 присвоено имя Лиханов (Likhanov)http://www.detfond.org/ru/news/2016/04/27/malaya-planeta-za-velikie-dela/ 1 сентября 2016 года в академической библиотеке Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов Альберту Лиханову, как почётному доктору этого вуза, установлен бюст (автор — академик Российской академии художеств Г.Ястребенецкий).

В 2005, 2007,2010, 2015 и 2017 годах он удостоен звания «Человек года» по версии «Российского биографического института».

Ссылки

  • Лиханов, Альберт Анатольевич в Публичной библиотеке Вадима Ершова
  • Биография А. А. Лиханова на сайте Русского интеллектуального клуба

Кумуткан — это неопытный детёныш байкальской нерпы, которому отовсюду грозит опасность. И главный герой повести, тринадцатилетний Максим, похож на кумуткана, когда мама, оставив его, уезжает на буддийские учения. В то же время сводная сестра Аюна называет себя потомственной чёрной шаманкой, а родной дедушка, бывший полярник, судя по всему, нарочно ловит нерп для каких-то страшных опытов…Повесть Евгения Рудашевского насыщена контрастами, она рассказывает о жизни современных иркутских подростков, о многонациональном колорите сибирских дворов — и захватывает читателя так, что вынырнуть из неё удается, лишь перевернув последнюю страницу. Детство как время приключений, двор как поле битвы, экзотика, ставшая для героев обыденностью, — всё это знакомо по советской классике, будь то «Детство Чика» или «Бронзовая птица». Только искандеровские хулиганы никогда не назовут свой шалаш «Минас Моргулом», а рыбаковские пионеры не будут копаться в собственных чувствах, искать в интернете адрес исчезнувшего отца.Молодой писатель Евгений Рудашевский (родился в 1987 году), лауреат «Книгуру» и других премий, по-журналистски скрупулёзен: если в книге «Здравствуй, брат мой Бзоу!» бережно вырисован абхазский быт, то в повести «Куда уходит кумуткан» с большим вниманием к деталям описаны бурятский фольклор и повадки байкальских нерп. Автор сам несколько лет работал в иркутском нерпинарии и пишет об этих удивительных животных с любовью и знанием дела. Но важнее редких фактов — богатый, живой язык: продолжая лучшие традиции подростковой прозы, текст Евгения Рудашевского вбирает в себя многие современные реалии, превращая обильный поп-культурный сор в литературу, имеющую право на долгую жизнь. А экспрессивные иллюстрации Петра Захарова делают книгу изданием, достойным пополнить библиотеку самого требовательного читателя.

Приглашение к чтению

Дорогой друг!

Книгу, которую ты держишь в руках, написал известный писатель, наш современник Альберт Анатольевич Лиханов. Им немало создано для тебя за 50 лет творческой жизни — и повестей, и даже романов.

В каждой книге всегда присутствует тайна, загадка. И тайна это жизнь героя, о которой поведал нам автор.

У Лиханова не простые книги. Так и эта. Будешь читать её и не раз улыбнёшься, даже рассмеёшься вслух, а порой и взгрустнёшь, запечалишься, — ведь не всё в жизни гладко, и попадают его герои в чрезвычайные жизненные обстоятельства.

Наверное, и с тобой, или с твоими друзьями, это случалось или может случиться.

Жизнь это ведь не только розовые облака и не всегда голубое небо, бывает, и гроза соберётся и ударит над головой.

Надо ли быть готовым к этому?

Писатель считает: надо.

Больше того, он полагает, что маленький человек, подрастая, должен научиться постоять за себя.

Конечно, это трудно сделать, если тебя не понимают или чего-то важного ты не можешь понять. Писатель считает, что его книги должны прочесть и вы, дети, и взрослые, которые рядом с вами. Он считает, что мосты должны не только через реки строиться, но и через непонимание. Он верит, что занимается строительством мостов от младших к старшим и наоборот.

Дети по предназначению своему на Земле изначально созданы для добра — они должны научиться защищать, отстаивать это добро и побеждать зло.

А ещё каждый человек создан для любви. И за любовь свою тоже надо уметь сражаться.

Читайте и набирайтесь мудрости и сил.

Издательство

МУЖСКАЯ ШКОЛА

Роман

Рисунки С. Острова

Часть первая

ДРЯННЫЕ МАЛЬЧИШКИ

Как кончается детство? Как и когда, в какой день и в какой миг оно отлетает от нас?

Вот ведь смешно кого и сколько об этом я ни спрашивал, никто ничего толком не помнит. Одни говорят, это случилось в седьмом классе, другие вспоминают ремеслуху. Мой старый знакомый, когда я стал тянуть из него жилы, ответил, нахмурясь и отворачивая взгляд: «Когда мать померла», — и мне стало неловко от того, что своими разговорами заставил его снова вернуться туда, где было ему горько и одиноко, хотя сейчас он вполне благополучный человек.

И вот что я ещё установил. Мало кто точно называет это мгновение — когда кончилось его детство, но все замечают, что кончилось оно, столкнувшись если и не с бедой, то с чем-то очень трудным.

Правда, одна пожилая женщина, засмеявшись, сказала мне, что лично у неё детство не кончилось и никогда не кончится.

Что же, — спрашивал я её снова и снова, — так и не повзрослела?

Повзрослела! говорила она. И неприятности были! И беды! А детство не кончилось, нет!

Она звонко смеялась — ну совсем как девчонка, на самом деле! — а я ей не верил. Нет, она прикидывается.

Или ей очень повезло.

Моё детство кончилось не сразу, не оборвалось в один миг. Какая-то незримая сила отнимала его не то чтобы по частям, а рывками. Впрочем, вполне может быть, что и по частям и рывками сразу.

Отчётливо помню эту почти физически прочерченную черту: и уход отца на фронт, и добрая моя учительница Анна Николаевна, и первая книга из детской библиотеки, и «шакалы» из восьмой столовки, и лучший дружбан Вовка Крошкин, и мир, слившийся у реки в одно сплошное звёздное небо, и даже Победа, и даже возвращение отца всё это вдруг оказалось где-то за плечами, в прошлом, хотя какое может быть прошлое у человека двенадцати лет от роду? И всё же в прошлом, потому что я ничего не мог сообразить о будущем, кроме, разве, примитивного знания, что раньше нас по всем предметам учила одна учительница, а теперь их будет много, и что учебников, начиная с пятого класса, — целая куча, зато прошлое тянуло меня к себе назад своими краткими и тёплыми мгновениями, из которых сладких и ярких вспышек — складывается цепочка приятных воспоминаний: вот я говорю с учительницей о чём-то совершенно не обязательном, и уж совершенно не об уроках, а поэтому совсем не боюсь её, не трепещу перед ней, не трясусь за отметку просто мы говорим, пусть и не равные во всём, но в чём-то равные, потому что мы люди, а раз ничего меня не угнетает, мне хорошо, и вот это спокойствие, вот эта моя уверенность очень приятны для детских и не только детских воспоминаний. Вот Нинка Правдина — ей теперь совсем в другую сторону, а Вовка Крошкин тоже исчезает с моего горизонта, потому что новая школа, куда берут его, есть поближе к его дому, и так получается, что я оказываюсь совсем один!

Ну не один — ясно же! Мама рядом и отец, он вернулся с войны, кончились наконец все эти войны, но всё дело в том, что в школу, когда тебе двенадцать, ведь с родителями не попрёшься, да и у них свои дела, а у тебя свои, и все вокруг называют тебя взрослым человеком.

В общем, в начальной школе, до конца четвёртого класса, мы учились все вместе — мальчишки и девчонки, и это обстоятельство, эти четыре года, проведённые вместе, нас крепко испортили. Не знаю, как девчонки, а я к пятому классу, к переходу в мужскую школу, оказался ну совершенно не приготовлен. Ни на капельку.

Все были виноваты и учительница наша распрекрасная, и мама, и сами, конечно, мы. Но нам-то откуда было знать как придётся жить дальше.

А пришлось.

Девчонки пошли учиться в женскую школу, а мы — в мужскую.

Короткое прошлое рухнуло, и я, чем дальше жил, тем отчётливее понимал: моё доброе детство мне не помощник.

Наоборот, о нём надо забыть, и как можно скорее.

Мужская школа была липкая и клейкая.

До начала занятий мы были там с мамой не раз и не два — сначала приносили заявление, но оказалось, мама забыла свой паспорт, а без родительского паспорта все эти хлопоты по переводу из одной школы в другую были недействительными, и мы приходили ещё раз, а потом пришлось покупать учебники, и я выстоял не очень большую очередь к двери в раздевалку, только дверь эта была перегорожена столом со счётами, и недовольная тетка раздражённо щёлкала костяшками, подсчитывая, почём стопка учебников то для седьмого, то для десятого, то для пятого, оказалось, тоже вовсе не мало требуется книг.

Я сейчас совершенно не могу вспомнить, в чём была эта тётка — в каком платье, или, может, в кофте, или ещё в чем там, — но хорошо помню её недовольство и раздражённость. Ничего плохого ни ей, ни кому другому я сделать ещё не успел, да, честно говоря, и не собирался, а она уже только что не шипела на меня.

Ну это, конечно, мелочи, правда, мелочи очень часто важны, потому что как бы нагнетают настроение, создают фон, что-то такое предсказывают. Ничего мне тётка не сказала, только сумму назвала, зато щёлкала на счётах так неприязненно, сухо и раздражённо, что я вышел из новой своей школы в совершенно угнетённом состоянии и даже новые учебники, от которых приятно потягивало свежей типографской краской, меня не радовали.

Понятное дело, я уговорил себя, что тётка такая вообще, я тут ни при чём, таким же макаром она щёлкала на счётах для всех — ведь я же в очереди постоял, но это тёткино неудовольствие глубоко в меня залезло.

Накануне первого сентября мама прилетела с работы радостно запыхавшаяся и велела срочно идти с ней в школу — она сейчас заскочила туда по дороге, познакомилась с классной руководительницей и договорилась с ней, что мы тотчас же придём вдвоём и учительница заранее покажет класс, где я буду учиться, и, может быть, даже мою парту.

Всю дорогу мама была радостно оживлена, говорила мне всяческие фразы не то чтобы утешительного или назидательного, а скорее уверительного, если можно так выразиться, свойства. Она как бы уверяла меня. Ты, мол, не переживай: то ты учился в начальной, а теперь в средней школе, но есть ведь ещё и семилетки, это слава Богу, что без всяких на то препятствий мы сразу устроились в среднюю. Ну а то, что она мужская, так это же хорошо, будь уверен, да и других школ во всей стране не существует; настаёт возраст, когда мальчики и девочки должны учиться отдельно. На это я, понятное дело, выразительно фыркнул — о чём, мол, речь, кто этого не знает, в начальной — и то неловко было вместе, пацаны из других школ встанут, бывало, возле нашего подъезда и орут: «Тили-тили тесто, жених и невеста!»

Мужская школа (А.А. Лиханов)

В самом начале войны, когда я поступил в первый класс начальной русской школы, обучение там велось смешанное: мальчики и девочки учились вместе. В это же самое время по указу Сталина были образованы мужские и женские школы, где дети воспитывались раздельно. Такая двухсистемность, я думаю, не по одному мне ударила. Но по мне — уж точно. Итак, я проучился первых четыре года вместе с девочками. И учительница у нас была совершенно замечательная. Её звали Аполлинария Николаевна Тепляшина. Ей уже тогда было очень много лет. Она начинала работать в нашей школе ещё до революции. Тогда школа называлась церковно-приходской и принадлежала церкви.

После революции школа стала государственной, пришлось, наверное, и нашей учительнице меняться самой и менять если не взгляды, то учебные программы. Но главное все-таки изменить она не могла, да и не хотела: своё отношение к детям. Дело в том, что очень многие учителя в России, следуя народническим заветам, служили детям идейно, и среди этих идей была идея самоотречения: свою семью и своих детей иметь не следовало, чтобы полностью раствориться в учениках.

Вот такой учительницей была и наша Аполлинария Николаевна. Она преподавала все предметы: литературу и арифметику, географию и чистописание. Но главное, она научила нас — добросердечию, уважению к другим людям, таким же, как ты, любви к книге, а ещё — чистоте. Грязная жизнь за окном — жизнь военной поры с голодом и спекуляцией, жестокостью и грубыми нравами — каким-то образом не проникала за стены нашей небольшой школы.

Мы до конца четвёртого класса стыдились материться, не умели грубить и не знали, что в этой жизни надо от кого-то защищаться. И вдруг разом всё рухнуло — я перешёл после начальной школы в мужскую, среднюю и оказался в совершенно иной среде. То, что ещё вчера было хорошо, стало плохо. Достоинства обернулись недостатками. Я, например, не умел материться — ругаться нецензурными словами, потому что от меня этого раньше никто не требовал, — напротив, это грозило наказанием. Теперь же меня за моё неумение высмеивали новые одноклассники. Раньше учиться хорошо — было достоинством, теперь хороший ответ у доски высмеивался, слово «отличник» имело в новой школе ругательный смысл. Я совершенно не умел драться, это тотчас каким-то неуловимым образом определила новая среда моего обитания, и меня спровоцировали на драку после уроков, «косалку», как это называлось (драка один на один, бой двух несмышлёных гладиаторов под улюлюканье и комментарии зрителей). Наконец, я столкнулся с ситуацией, когда, сказав правду, стал предателем, ощутив, что такое коллективная, корпоративная дисциплина и истина, столь далекая от правды естественной. Я стал изгоем. Со мной разговаривали только в шутейно-издевательском тоне, я постепенно оказывался жертвой.

Любое обращение за защитой к взрослым — маме или учительнице оказывалось чудовищным грехом перед правдой толпы, а отец был на фронте.

Итак, в чем-то я был явно депривированной личностью. Например, не умел драться, не мог как следует дать сдачи, защитить себя кулаком, и в этом была моя депривированность. Далее, я не умел ругаться, по-русски — материться. Конечно, я знал часть этого словаря, он есть в сознании каждого ребёнка, хоть раз услышавшего бранное слово, но это пассивный запас — запас, которым человек не пользуется. Остальные — мои новые товарищи — пользовались дурным словарем почти ежесекундно, обмениваясь впечатлениями на этом народном сленге, запрещённом официально. И вот тут нелегко ответить на вопрос — кто же был депривирован — я или мои одноклассники. Нормативного языка культурному человеку вполне достаточно, но вряд ли и я, и мои новые «кореша» думали о культурности как достоинстве. Скорее, напротив. Чем некультурнее, «шпанистее» твоя речь, тем ты более свойский парень, приспособленный не только к своей среде, но и к взрослому, а, значит, бесцензурному, миру. То есть — ты более совершенный, «свой в доску», «нашенский», а пропуск в этот «нашенский» мир — свободный бесцензурный язык. Русский мат.

Получалось, что, с точки зрения этих требований, я испытывал явную языковую недостаточность, языковую депривацию. Однако с точки зрения иных, далеких от моих друзей, но цивилизованных норм, — отсутствие ограничения, в том числе и языкового, неумение обходиться без нецензурных выражений — тоже своего рода психическая депривация (в данном случае точнее говорить о социальной депривации. Прим. ред.), и ею страдали на сей раз мои шальные оппоненты.

Жизнь заставила меня, вопреки уже сознаваемым культурным нормам, освоить до совершенства лексику уличной шпаны, и правда жизни состоит в том, что хотя и не полностью, но частично она открыла мне вход в новое общество.

Не раз и не два в свои трудные двенадцать-тринадцать-четыр-надцать лет я вынужден был опуститься, чтобы подняться! Последовать за всеми, чтобы отстоять право на самого себя! А подняться было так нелегко.

Я хорошо учился в начальной школе, но вынужден был «научиться» не выставляться, «ползти на тройках» рядом со всеми. Но как я понял позже, если вся моя новая мужская школа шла к подъёму из каких-то неведомых мне низин, и динамика этого подъёма к старшим классам была последовательно плавной, — то я, пришедший из хорошей школы, был вынужден совершить некоторый пируэт, сначала опустившись со своих высот до уровня моих новых товарищей, смешавшись с ними, а потом воспрянуть снова.

А вот уж воспарение шло никак не коллективно, причём очень невидимо. Устрашившись к восьмому классу своей неопределённой будущности, многие мои сверстники втихомолку, без огласки, чуть угомонившись по части внешних проявлений мужских свобод, прагматично уселись за алгебру, геометрию, физику, выбрав, видимо, приличную для будущего мужчины профессию инженера-технаря, насели на эти дисциплины. А я, не очень любивший точные науки, да к тому же в последнее время привыкший не напрягаться, вынужден был догонять.

В издательстве Детство, Отрочество , Юность вышла целая серия книг романов Альберта Лиханова. Книги проиллюстрированы Светозаром Островым и Пинкисевич Марией
Начало войны глазами малыша, первые тревоги — за отца и за маму, за страдающую Родину, недетские картины наступившей беды. И в то же время — детский мир во всём светлом многообразии, поиск ценностей, никогда не преходящих…
Для среднего и старшего школьного возраста.
Лиханов Альберт Анатольевич
Художник: Остров Светозар Александрович
Издательство: Детство. Отрочество. Юность, 2015 г.
Серия: Русские мальчики. Роман в повестях
ISBN: 978-5-9639-0135-9
Страниц: 120 (Офсет)
В лабиринте
Альберт Лиханов: Крёсна
Лирическая повесть известного писателя рассказывает о детстве ребятишек, которые пошли в школу в трудное и скудное военное время. Их пожилая учительница, крёстная очень многих своих бывших учеников, как может оберегает своих маленьких питомцев, скрашивает их существование, отдаёт им тепло своего сердца. Этот урок доброты они запоминают на всю оставшуюся жизнь. Учительница как бы становится крёстной всему классу. Для среднего и старшего школьного возраста.
Лиханов Альберт Анатольевич
Художник: Пинкисевич Мария
ISBN: 978-5-9639-0140-3
Страниц: 112 (Офсет)
В лабиринте
Альберт Лиханов: Детская библиотека
Лиханов Альберт Анатольевич
Художник: Остров Светозар Александрович
Издательство: Детство. Отрочество. Юность, 2014 г.
Серия: Русские мальчики. Роман в повестях
Цена для всех
ISBN: 978-5-9639-0134-2
Страниц: 120 (Офсет)
В мире, где много недетских испытаний, малая душа всегда ищет путеводную нить, которая ведет к истине, к свету. И нить эта соткана бывает из слов, а слова эти — всегда книги. Первое прикосновение к слову, это великое открытие мира, царствие книг, собранных вместе, в библиотеку, особенно, детскую, — великая ступень в жизни человека. Особенно, если человек невелик, а на дворе — война.
Для среднего и старшего школьного возраста.
В лабиринте
Альберт Лиханов: Кикимора
Лиханов Альберт Анатольевич
Художник: Остров Светозар Александрович
Издательство: Детство. Отрочество. Юность, 2014 г.
ISBN: 978-5-9636-0138-0
Страниц: 96 (Офсет)
В провинциальном городке после войны жизнь мальчика переплетается с историей живущего рядом конюха Мирона и его лошади Машки.
Для среднего и старшего школьного возраста.
В лабиринте
Альберт Лиханов: Мальчик, которому не больно. Девочка, которой все равно
Лиханов Альберт Анатольевич
Художник: Пинкисевич Мария
Издательство: Детство. Отрочество. Юность, 2014 г.
Серия: Русские мальчики. Роман в повестях
ISBN: 978-5-9636-0143-4
Девочка, которой все равно.
Нелегкие испытания выпали на долю маленькой девочки-детдомовки Насти, пережившей жуткое потрясение в детстве. Как сложится ее жизнь, сумеет ли она противостоять судьбе? Это зависит от взрослых. И как это славно, что на ее жизненном пути встречается неравнодушный человек — университетская студентка Оля.
Мальчик, которому не больно.
Повесть, принадлежащая перу известного писателя и общественного деятеля Альберта Анатольевича Лиханова, посвящена судьбе от рождения больного мальчика, на долю которого, кроме неизлечимой болезни, выпадают тяжкие, истинно взрослые испытания.
Русская литература еще не знала такого трудного и пронзительного повествования о силе духа, обращенного к детям.
В лабиринте
Альберт Лиханов: Магазин ненаглядных пособий
Лиханов Альберт Анатольевич
Художник: Остров Светозар Александрович
Издательство: Детство. Отрочество. Юность, 2014 г.
ISBN: 978-5-9636-0139-7
Повесть из романа в повестях «Русские мальчики», рассказывающая о первых опытах раннего детства, о чудесном магазине, в котором продаются разные интересные вещи для школы и о первом понимании чести и дружбы. О величии мироздания, которое всё это в себя включает.
Для среднего и старшего школьного возраста.
В лабиринте
Альберт Лиханов: Деревянные кони
Лиханов Альберт Анатольевич
Художник: Остров Светозар Александрович
Издательство: Детство. Отрочество. Юность, 2014 г.
ISBN: 978-5-9636-0137-3
Окончилась война, но отец мальчика, героя повести, всё никак не вернётся домой. Но это поправимо. А вот у его друга Васьки, который учится в городе на счетовода, отец не вернётся никогда. Горе целой деревни постигает мальчика.
Для среднего и старшего школьного возраста.
В лабиринте
Альберт Лиханов: Те, кто до нас
Лиханов Альберт Анатольевич
Художник: Остров Светозар Александрович
Издательство: Детство. Отрочество. Юность, 2014 г.
ISBN: 978-5-9636-0141-0
Детство всегда устремлено вперёд, и поэтому не всегда внимательно к взрослому миру, который рядом с ним и позади него. Не правда ли, мы часто спохватываемся, что забыли узнать у старших про то и про это, и кусаем локти, браня себя и за торопливость начала своей жизни, и за её нетерпеливость: ах, почему не спросил (не спросила)? Но жизнь повернулась и старшие ушли. И некого спросить, как всё было. Вот почему и названа эта повесть из романа в повестях «Русские мальчики» именно так: «Те, кто до нас».
Для среднего и старшего школьного возраста.
В лабиринте
Альберт Лиханов: Цирковые циркачи
Лиханов Альберт Анатольевич
Художник: Пинкисевич Мария
Издательство: Детство. Отрочество. Юность, 2014 г.
ISBN: 978-5-9636-0136-6
Повесть об артистах цирка в последние дни Великой Отечественной, о необычности цирковой жизни, о надеждах и испытаниях детства той поры.
Для среднего и старшего школьного возраста.
В лабиринте

Альберт Лиханов «Русские мальчики. Роман в повестях»


После «Последних холодов», которые произвели на меня огромное впечатление, решил прочитать и другие книги цикла «Русские мальчики». Не встречал я ещё подобного цикла произведений, так живо, правдиво, подробно описывающего жизнь мальчишки маленького тылового городка в военное и послевоенное время. Очень рекомендую почитать всем, чтобы знать из первых уст о том времени. А ещё не менее настойчиво рекомендую почитать мамам сыновей, настолько тут хорошо описаны чувства мальчишки, его интересы и стремления, порой далёкие от родителей, особенно от мам. Ведь папы раньше были мальчишками, им легче.
Сколько я не искал, в какой последовательности читать цикл «Русские мальчики», так и не нашёл ничего однозначного. В итоге на основе прочитанного я составил свой список, разместив книги по внутреннему хронологическому порядку. В повестях встречается и отступление в прошлое, и краткий рассказ о том, что было дальше, но я ориентировался на основное время событий.
1. «Крутые горы» (1971). Осень — зима 1942 года, 1 класс. Начало войны, начало учёбы.
2. «Детская библиотека» (1985, 1995). Осень 1943 года — весна 1944 года, 2 класс. Открытие мира книг.
3. «Те, кто до нас» (2005). Зима — лето 1944 года, 2 класс. Старый доктор.
4. «Лежачих не бьют» (2005). Лето 1944 года. Пленные немцы.
5. «» (2009). Осень 1944 года — зима 1945 года, 3 класс. Кинотеатр.
6. «Кикимора» (1983). Осень — зима 1944 года, 3 класс. Злой конюх.
7. «Последние холода» (1984). Весна 1945 года, 3 класс. Столовая. Голод. День Победы.
8. «Магазин ненаглядных пособий» (1983). Весна — лето 1945 года, 3 класс. Дружба.
10. «Деревянные кони» (1972). Осень 1945 года — лето 1946 года, 4 класс. Послевоенная жизнь. Отец ещё не вернулся.
11. «Музыка» (1968). Весна 1946 года, 4 класс. Уроки музыки.
12. «Крёсна» (2005). Книга о любимой учительнице, настоящей героине. Эпилог цикла.
9. «» (2014). Лето — осень 1945 года, 4 класс. Цирковые артисты. Возвращение отца.
13. «» (2015). Осень 1947 года, 6 класс — весна 1949 года. Хулиган Лёнька.
Повести «Джордж из Динки джаза» и «Цирковые циркачи» пока прочитать не удалось.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *