Мнемонические приемы

Мнемонические приемы

Мнемоника (мнемотехника) – эффективный метод запоминания информации

МНЕМОТЕХНИКА (или мнемоника) – от греческого mnemonikon — искусство запоминания, означает совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих.

Существует множество методик, позволяющих развить и укрепить память. К наиболее эффективным способам запоминания относится мнемоника или, другими словами, мнемотехника. Впервые я с ней познакомилась, когда еще была студенткой, она мне очень помогла при изучении английского. Тогда все еще удивлялись откуда у меня такая феноменальная память!!! Принцип действия этой методики основан на способности нашей памяти фиксировать яркие зрительные и слуховые образы гораздо быстрее, чем абстрактные понятия.

Что такое мнемоника

Благодаря мнемонике человек может легко запомнить цифры, слова, таблицы и другие сложные для запоминания вещи с помощью ассоциативных связей. С помощью ярких образов гораздо легче учить иностранный язык и запоминать новые слова, учить химию, математику, физику и другие учебные дисциплины.

Метод такого запоминания информации был хорошо известен людям более тысячи лет назад. Именно с помощью мнемотехники древние жрецы и шаманы хранили в своей памяти огромный объем различных знаний. В наши дни мы также часто пользуемся приемами мнемоники в качестве «народных» методов для запоминания: рисуем на руке крестик, учим стихи про биссектрису и цвета радуги, рисуем в воображении образы литературных персонажей.

Техника быстрого запоминания: как работает мнемоника?

Чтобы понять, как лучше научится запоминать любую информацию с помощью мнемоники необходимо рассмотреть основные приёмы этого метода.

Мнемотехника предусматривает следующие основные приемы:

Рифмизация

Необходимая для запоминания информация интерпретируется в стихотворную форму. Например, знаменитый стишок о теореме Пифагора.

Образование смысловых фраз из заглавных букв

Образование смысловых фраз из заглавных букв — необходимой для запоминания информации. Яркий пример – фраза «Каждый охотник желает знать…» с помощью, которой легко выучить цвета радуги.

Метод зацепок

При использовании этого приема цифры заменяют на похожие по форме предметы. Например, цифра 0 – бублик, 1 – карандаш, 2 – лебедь и так далее. Для запоминания нескольких цифр на помощь призываем свое воображение и представляете ассоциативную картинку.

Допустим, вам нужно запомнить № 407, представляем, что цифра 4 – это стул, цифра 0 – арбуз, а цифра 7 – топор. Вырисовывается следующая картинка: на стуле лежал большой арбуз, который разрезали топором.

Метод связки

В этом приеме информацию связывают с ярким образом или картинкой. Предметы, которые необходимо запомнить становятся главными героями каких — либо действий.

Метод Цицерона

Предметы, которые необходимо запомнить мысленно располагают в знакомой для вас обстановке на определенных местах. Для восстановления в памяти информации достаточно вспомнить помещение с расположенными в нем предметами.

Следует отметить, что мнемотехника – это целая наука со своей совокупностью приемов для запоминания. Поэтому для достижения большего эффекта чаще всего используют несколько приемов одновременно.

Как выучить иностранные слова с помощью приемов мнемоники?

Мнемоника — техника быстрого запоминания

Всем изучающим иностранный язык в процессе учебы необходимо запомнить не одну тысячу новых слов. Применение мнемотехники поможет сделать процесс изучения иностранного языка более быстрым и качественным. Как быстро запомнить иностранные слова при помощи метода мнемонических ассоциаций?

Для этого выполняют следующую последовательность действий:

  • К иностранному слову придумывают звуковую ассоциацию на русском языке;
  • Придумывают сюжет, фразу или историю, в которой используется ассоциация и правильный перевод;
  • Запомнить сюжет или историю;
  • Повторять в течение нескольких дней цепочку из иностранного слова, звуковой ассоциации, придуманной истории и перевода.

Примерные истории к словам для запоминания

half – – половина. Вышел мальчик на улицу с мороженым, а другой мальчик говорит: «Дай укусить!», а сам хааф (half), и половины нет.

knife – – нож. Почему стал храбрым Наф-Наф? Потому, что держит в руках найф (knife).

eye – – глаз. Когда в глаз что-то попадает, человек кричит «Ай».

Теперь вы понимаете, что техника Мнемоника — прием эффективного запоминания, который действует моментально!

Придумайте собственные ассоциации и истории – это поможет лучше запомнить изучаемое слово

style=»text-align: center;»>Презентация: Что такое Мнемоника самопознание

Мнемоника

  • Очи Запавшие, Грудь Богатырская, Темя Опущено, Локоны Серые — Я Буду Делать Портрет — названий черепных нервов по-русски: (обонятельный, зрительный, глазодвигательный, блоковый, тройничный, отводящий (глаз), лицевой, слуховой, языкоглоточный, блуждающий, добавочный, подъязычный). Также: «Орёл зоркий глаз бежал тайком от лисы — пипец, я буду дома поздно». И вариант — О, Зиночка! Голубка Белокрылая, Тебя Одну Лишь Вижу Я, Бедная Девочка Печальная (только «слуховой» нерв в этой поговорке называется «вестибуло-кохлеарный»). И ещё вариант — «Нюхай, Зри, Глазами двигай, Блок Тройничный Отводи; Лицо, Слух, Язык и глотку понапрасну не Блуди. Добавляй Под язык»
  • Для запоминания названий и расположения костей запястья (кости перечисляются по кругу):
  • В ладье (ладьевидная) при луне (полулунная) Трое (трёхгранная) ели горох (гороховидная) Да снимали с крючка (крючковидная) Рыбьи головы (головчатая). Торопились, увидя (трапециевидная) трапецию (трапеция).

    • супинация и пронация (направления движения кисти руки): при супинации и пронации обычно используют аналогию с фразой «Суп несла — пролила». Руку нужно вытянуть вперед ладонью вверх (вперед при висящей конечности) и представить, что на руке — тарелка супа — «Суп несла» — супинация. Поворот руки ладонью вниз (назад при свободно-висящей конечности) — «пролила» — пронация.
    • Однобуквенные обозначения Альфа-аминокислоты белков
    • Десять незаменимых аминокислот: Лиза Метнула Фен в Трибуну, Трезвый Лейтенант Валялся в Изоляторе с Аргентинским Гитаристом (лизин, метионин, фенилаланин, триптофан, треонин, лейцин, валин, изолейцин, аргинин, гистидин).
    • Для запоминания последовательности семи основных таксономических категорий: Царский (Царство) Терем (Тип) Кто (Класс) Откроет (Отряд) Сразу (Семейство) Рыцарем (Род) Вернется (Вид)
    • Для запоминания Черепно-мозговых нервов используется стихотворение:

    Он обонял и зрил и глазом двигал,

    и блок тройничный отводил.

    Лицом и слухом, и языкоглоткой,

    блуждая, шел добавочной походкой,

    под языком все нервы находил.

    • Для запоминания желудочков мозга:

    Связь желудочков в мозгу

    Вам запомнить помогу.

    При фронтальном рассечении

    Повторить имей терпение:

    Третий связан с боковым.

    Как? Давайте поглядим:

    Ликвор в третьего нутро,

    Сквозь отверстия Монро

    Попадает, и не шутки,

    Больше чем пол-литра в сутки.

    Как четвёртый с третьим связан

    Даже слесарь знать обязан.

    Из четвёртого желудка

    В бок идут протоки Люшка.

    Из него же позади

    Вход в foramen Magendie.

    Геохронология

    • Геологические периоды: Кембрийский, Ордовикский, Силурийский, Девонский, Каменноугольный, Пермский, Триасовый, Юрский, Меловой, Палеогеновый, Неогеновый, Четвертичный:
    • Каждый отличный студент должен курить папиросы; ты, Юра, мал — пей ночью чай
    • Каждый опытный студент должен курить папиросы, ты, Юра, мал, подрасти на четверть
    • Каждый отличный студент должен курить папиросы; ты, Юра, мал, подрасти немного чуть-чуть
    • Каждый отличный студент должен курить папиросы; ты, Юра, мал — пойди, найди чинарик
    • Каждый отличный студент должен курить папиросу; ты, Юра, молодой, принеси нам чебурек
    • Каждый отличный студент должен курить папиросы; ты, Юра, молодец — принёс нам четвертинку
    • Каждый отличный студент должен курить папиросы; ты, Юра, мал — погоди немного, а? (другое название четвертичного периода — антропоген)
    • Каждый Образованный Студент Должен Курить Папиросы. Три Юных Мамонта Паслось На Чердаке
    • «Каждый Образованный Студент Должен Курить Папиросы. Ты, Юра, мал принеси нам чемодан.
    • КОСил ДеКаП ТрЮМ ПаНеЧ
      • Протерозой: Сидерийский, Риасский, Орозирский, Статерский, Калимский, Эктазийский, Тонийский, Криогеновый, Эдиакарский
    • Сидор рискнул оросить стакан каплями экстракта, стекавшими с тонкой кроны эдельвейса

    Химия

    Таблица химических элементов Менделеева

    Для облегчения запоминания придумывается история, в которой элементы таблицы Менделеева становятся как бы героями, либо используются в практических целях, например:

    «Воду родную (Водород) смешали с Гелем (Гелий), чтобы Лить (Литий). Да, Бери и лей (Бериллий) в сосновый Бор (Бор), где из-под Угла родного (Углерод) выглядывает Азиат (Азот), причём с такой Кислой рожей (Кислород), что Вторично (Фтор) не хотелось смотреть. Но Не он (Неон) был нам нужен, поэтому мы отошли На три (Натрий) метра и попали в Магнолию (Магний), где Алю в мини (Алюминий) юбке намазали Кремом (Кремний) с содержанием Фосфора (Фосфор), чтобы она перестала быть Серой (Сера). После этого Аля взяла Хлорку (Хлор) и помыла корабль Аргонавтов (Аргон)».

    Чтобы запомнить расположение химического элемента в таблице Менделеева, его семейство, порядковый номер и молярную массу, ему дают имя, которое показывает всё это, обозначая определённым кодом s-элементы, p-элементы, d-элементы, f-элементы. Например, по КДЧ (Код дробных чисел):

    Процессы окисления-восстановления

    Для запоминания процессов окисления-восстановления, а также свойств окислителей и восстановителей:

    • Отдать — Окислиться, Взять — Восстановиться (слова начинаются с одинаковых букв; может ассоциироваться с «кислым», опущенным выражением лица жадины, у которого что-то забирают, при получении же — воспрявшее, восстановленное).
    • Окислитель — это грабитель (в процессе окислительно-восстановительной реакции окислитель присоединяет электроны). Восстановитель — это тот, кто электроны отдаёт. Отдаёт грабителю, злодею-окислителю.

    Смешивание кислоты и воды

    В случаях приготовления растворов сильных кислот согласно правилам техники безопасности кислоту нужно лить в воду, но ни в коем случае не наоборот. Для запоминания этого лабораторного приёма существует несколько мнемонических правил:

    Лей кислоту поверх воды,
    А то недолго до беды!

    Лила воду в кислоту — потеряла красоту.

    Сначала вода,
    Потом кислота,
    Иначе случится
    Большая беда

    Коль не хочешь стать уродом,
    Добавляй кислоты в воду.

    По-английски:

    The water should be in before, you add the H2SO4.

    Или по-немецки:

    Erst das Wasser, dann die Säure, sonst gescheht das Ungeheure.

    Не плюй в кислоту! Не то в обратную плюнет!

    Чай с лимоном (здесь нужно представить, как в чай вы кладёте дольку лимона).

    Химик, запомни как оду — льют кислоту в воду.

    Валентность

    Для запоминания валентности некоторых химических элементов существуют следующие мнемоническое стихотворение:

    Железо, алюминий, хром — их валентность равна трём. Магний, кальций, цинк и барий — их валентность равна паре. Натрий, калий, серебро — одновалентное добро. Натрий, калий, серебро с водородом за одно. Натрий, калий и аргентум — навсегда одновалентны.

    Молярность — Нормальность

    Зачастую у школьников вызывают путаницу понятия молярная и нормальная концентрация растворённого вещества в растворе. При этом очевидно, что они кратны друг другу и отличаются в число эквивалентов. Так например для соляной кислоты они совпадают, так как она содержит один эквивалент протонов. Серная же кислота содержит два протона, а ортофосфорная — три, следовательно для них молярность и нормальность отличаются в соответственно два и три раза. Для окислительно-восстановительных реакции отличаются в число передающихся электронов. Таким образом, важно запомнить, какая из двух концентраций больше. Для этого можно просто сравнить положения букв М(Молярность) и Н(Нормальность) в русском алфавите — Н позже М, и нормальность всегда больше или равна молярности.

    Альдогексозы — изомеры глюкозы

    • All Altruists Gladly Make Gum In Gallon Tanks — аллоза, альтроза, глюкоза, манноза, гулоза, идоза, галактоза, талоза

    Фракции нефти

    • Бабушка Любит, Когда Готовит Мама — бензин, лигроин, керосин, газойль, мазут

    Биохимия

    • Цикл трикарбоновых кислот#Мнемонические правила
    • CHNOPS

    Музыка

    Если вилка вот такая > (Diminuendo) — Ты играешь затихая! Повернулась вилка вдруг < (Crescendo) — Надо здесь усилить звук! (Наталья Кончаловская. «Нотная азбука»)

    Аналогичное правило можно использовать и для лунных фаз в южном полушарии.

    «Фа, До, Соль, Ре, Ля, Ми, Си —

    Знаки в памяти носи.

    Никогда не забывай,

    И по чаще повторяй

    Си, Ми, Ля, Ре, Соль, До, Фа —

    Вот бемольная строфа.»

    Для запоминания порядка нот на струнах гитары в англоязычном варианте EADGBE можно воспользоваться следующей фразой: Eddie Ate Dynamite GoodBye Eddie (Эдди съел динамит, прощай, Эдди).

    Правила дорожного движения

    • Две железки, две воды, хулиганы и рабы — для запоминания дорожных знаков, повторяющихся вне населённых пунктов: железнодорожный переезд без шлагбаума, железнодорожный переезд со шлагбаумом («две железки»); выезд на набережную, разводной мост («две воды»); осторожно дети («хулиганы»); дорожные работы («рабы»).
    • Знаки регулировщика и разрешённые направления движения:

    Из рукава в рукав и правее — описывает все возможные положения регулировщика относительно водителя и все разрешенные направления движения. Если палка смотрит в рот, делай правый поворот. Если палка смотрит влево, проезжай как королева. Если палка смотрит вправо, ехать не имеешь права. Если мент к тебе спиной, то не рыпайся и стой. — ещё один вариант. Трамвай ходит по рукаву — описывает передвижение трамвая по сигналам регулировщика.

    • Помеха справа — прав тот, кто справа.
    • Для запоминания правил использования противотуманных фар: в тёмное время суток — только вместе с ближним или дальним светом фар, а в условиях недостаточной видимости — не важно — как отдельно, так и с ближним или дальним светом фар:

    Тёмное Время суток — Только Вместе Недостаточная Видимость — Не Важно

    Военное дело

    Для поражения противника с первого выстрела (очереди) необходимо быстро определять и учитывать поправки на боковой ветер и движение цели. В руководствах и наставлениях по стрелковому делу даются величины поправок: для средних условий стрельбы при умеренном ветре — 4 м/с, дующем под углом 90° к плоскости стрельбы; для скорости цели 3 м/с по бегущим фигурам и по мотоцелям. Запомнить значения табличных поправок на все дальности стрельбы невозможно, да и нет необходимости. В реальных условиях на поле боя скорость и направление ветра, как и скорость движения цели, определяются приближённо, на глаз. Поэтому поправки можно учитывать по так называемым мнемоническим правилам, удобным для запоминания и дающим достаточную для практики точность подготовки исходных данных для стрельбы. Поправки на боковой ветер для стрелкового оружия удобно определять и учитывать в фигурах цели. Расчёт обычно делают в величинах наиболее типичной цели — фигурах человека (шириной 0,5 м). Результат легко пересчитывать в фигурах других целей. При боковом умеренном ветре, дующем под углом 90° к плоскости стрельбы, мнемонические правила следующие:

    • Для стрелкового оружия под патроны обр. 1943г: Ветер пулю так относит, как от прицела два отбросить
    • Для стрелкового оружия под винтовочный патрон и патрон калибра 5,45 мм: Ветер пулю так относит, как от прицела два отбросить и разделить на два

    Иностранные слова

    Использование мнемотехнических приёмов для запоминания иностранных слов. Обычно это слова, которые «выпадают» из памяти.

    • Pastime (времяпрепровождение). Примерное произношение (фонетическая ассоциация) — «пастайм»

    Мнемоническая модель: Если нескольким людям нечего делать, то они так время (time — тайм) проводят — пасуют его туда-сюда, туда-сюда. Вот и получается времяпрепровождение. Таким образом, времяпрепровождение — это ПАСТАЙМ. Пас тайм — вот и времяпрепровождение (пасовать «тайм» друг другу)

    • puddle (лужа). Примерное произношение (фонетическая ассоциация) — «падл»

    Мнемоническая модель: я всё падал и падал в лужу.

    Существует множество межъязыковых омонимов, однако применять здесь их следует осмотрительно.

    Мнемоническое запоминание номеров телефонов

    Чтобы клиентам было проще запомнить номера телефонов компании, предприниматели приобретают номера, в которых цифры заменяются буквами, соответствующими набору символов на клавиатуре мобильных телефонов. Ниже представлена таблица, в которой описано это соответствие (цифры 0 и 1 не используются, так как на них не размещены какие-либо буквы).

    Цифра Буквы
    2 A B C
    3 D E F
    4 G H I
    5 J K L
    6 M N O
    7 P Q R S
    8 T U V
    9 W X Y Z

    В качестве примера можно привести телефонный номер Яндекса — 8-800-333-96-39, для запоминания предложен текстовый вариант номера: 8-800-333-YNDX.

    Транспорт

    • Чтобы запомнить цвета бортовых навигационных огней самолётов и кораблей, можно воспользоваться правилами:
      • Красный там, где сердце, а зелёный там, где печень, которое указывает, что красный огонь расположен слева, а, соответственно, зелёный находится справа.
      • Слева красный командир, а справа второй пилот — молодой и зелёный.
      • В гражданской авиации когда курсы двух самолётов пересекаются, самолёт, летящий справа имеет приоритет и ему надо уступить. Пилот видит красный огонь когда ему нужно уступить и зелёный — когда он сам имеет приоритет.
      • Использовать инверсию и импликацию для слов, начинающихся с одной буквы: Right ≠ Red → Красный слева, зелёный справа.

    Английский язык

    Методы для запоминания грамматических особенностей английского языка

    Правило OPSHACOM

    Используется для запоминания каноничного порядка расположения нескольких прилагательных перед описываемым ими существительным.

    • OP (OPinion) — общее (абстрактное) мнение о предмете: lovely (милый), excellent (великолепный)
    • SH (SHape) — геометрическое описание предмета: big (большой), round (круглый)
    • A (Age) — указание на возраст: young (молодой), ancient (древний)
    • C (Colour) — цвет предмета: yellow (желтый), blue (синий)
    • O (Origin) — происхождение предмета: British (британский), Chinese (китайский)
    • M (Material) — материал, из которого предмет изготовлен: steel (стальной), liquid (жидкий)

    Пример: Nice big new black Italian leather jacket (букв. «Отличная большая новая чёрная итальянская кожаная куртка»).

    Примечания

    1. HTTP errors.
    2. Авшарян Г. Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника Архивная копия от 29 апреля 2010 на Wayback Machine. — Изд-во АСТ прайм-Еврознак АСТ Москва ВКТ, 2008. — Раздел: Мнемотехника 1. Запоминаем не связанные друг с другом слова.
    3. Урок русского языка по системе Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова. 4-й класс.
    4. Разработка урока по русскому языку для 6 класса по теме: «Правила правописания безударных личных окончаний глаголов»
    5. Окончания слов (недоступная ссылка). Дата обращения 4 октября 2010. Архивировано 13 февраля 2009 года.
    6. Спряжение глаголов
    7. Авшарян Г. Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника Архивная копия от 29 апреля 2010 на Wayback Machine. — Изд-во АСТ прайм-Еврознак АСТ Москва ВКТ, 2008. — Раздел: География во всей красе.
    8. Метод Авшаряна для запоминания страны вместе со столицей
    9. Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника. Раздел «География во всей красе» (недоступная ссылка). Дата обращения 11 сентября 2013. Архивировано 29 апреля 2010 года.
    10. 1 2 Михаил Круглов. Мои запоминалки (недоступная ссылка). Дата обращения 25 ноября 2009. Архивировано 24 декабря 2010 года.
    11. Авшарян Г. Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника Архивная копия от 29 апреля 2010 на Wayback Machine. — Изд-во АСТ прайм-Еврознак АСТ Москва ВКТ, 2008. — Раздел: Таблица Менделеева
    12. Грамота.ру. Запоминалки
    13. Запоминалки для английских слов
    14. Офис в Москве (Яндекс и Яндекс. Деньги) — Компания Яндекс
    15. Матвеев, Станислав, 2013, с. 137.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *