Младший и старший брат

Младший и старший брат

Содержание

Старшие и младшие дети

Когда же становится легче? По моим личным наблюдениям и по опыту моих клиентов, с двумя детками (особенно с небольшой разницей в возрасте) становится легче примерно в 2,5-3 года младшего. В этом возрасте он уже может играть в ролевые игры со старшим ребенком, поддерживать игру, слушать указания брата/сестры. Им становится интереснее друг с другом.

И мама может облегченно выдохнуть. Появляется время для других дел, ведь дети уже могут заниматься вместе довольно продолжительное время.

У нас именно так и произошло. Вот уже примерно с год (с 2,5 лет младшего) дети стали намного охотнее вместе играть и мое участие в их играх не было столь необходимым. Наконец-то я стала пожинать очевидные плоды своих вложений в отношения между детьми.

Я могла начать с ними игру, подкинуть идею, помочь что-то подготовить к игре и всё, дети заняты 30-60 минут, а иногда и дольше. Только иногда прибегают что-то спросить или рассказать.

Но вот родилась младшая дочь. И мне приходится вспоминать все то, что я рассказывала на семинарах про первые месяцы жизни вместе, переслушивать собственные записи… 🙂 Ведь какие-то вещи забываются и надо освежить их в памяти.

Например, мои старшие хотят поиграть с малышкой, но ведь она еще не может ответить им тем же) Сын (3 года 5 мес) берет погремушки и трясет рядом с Дашей, кладет их на нее, громко напевая песню. И всё бы ничего, да только он начинает это делать, когда Даша спит))) И от таких громких звуков она просыпается, плачет. И вот надо, с одной стороны, объяснить Арсению, что сейчас не самый подходящий момент для подобных игр, а с другой стороны, надо сделать это так, чтобы не отбить желание играть с Дашей. То есть надо не кричать «Что ты делаешь?? Она же спит!», а отреагировать спокойно. И это бывает непросто) Мне помогает остановить себя от замечаний и промолчать осознание, что Арсений делает это с добрыми намерениями, а это очень важно.

Добрые намерения детей

Когда старший ребенок делает что-то в отношении младшего совсем не так, как надо, не спешите его ругать. Подумайте, с какими намерениями он это делает? Скорее всего, он не хочет ничего плохого, а совсем наоборот. В этот момент важно выразить свое одобрение, и показать, объяснить, как лучше всего сделать, каким способом ребенок может проявить свою любовь и заботу младшему братику или сестре.

В примере с Арсением я быстро подошла к нему, взяла его ручки в свои (чтобы не тряс игрушки), и сказала ему: «Арсений, послушай меня. Арсений, посмотри на меня».

Он перестал петь громкие песни: «А? Да, мама?».

«Арсений, я очень рада, что ты хочешь поиграть с Дашей, это здорово!». Обняла его. «Но Даша сейчас спит. И такие громкие звуки ее разбудят. Давай пойдем в детскую, и я достану тебе железную дорогу? Вместе что-нибудь построим, давай? А когда Даша проснется, мы вместе с ней поиграем». При этом я смотрю ему в глаза, приобнимаю. Арсений соглашается, и мы уходим играть в железную дорогу. А Даша продолжает спать (она еще не успела проснуться от песен брата 🙂 ).

Очень важно поощрять добрые намерения у старшего ребенка, когда он хочет позаботиться о младшем. Да, бывает это непросто заметить. Главное – начните, обратите на это внимание.

Маленькие дети ничего не делают назло. Они могут чего-то не знать, не учесть, не просчитать последствия своих действий. Могут не подумать, что если так сильно сжать ручку, то малышу будет больно. Старший просто тоже еще маленький, не забывайте. Он хочет нам помочь, что-то принести, подать, поиграть с младшим, но по незнанию или по неумению у ребенка это получается с нашей точки зрения плохо, неправильно. Например, он больно заденет, что-то уронит, сильно схватит за ручку, рассыплет, сломает, толкнет. Это происходит случайно, без злого умысла, в порыве заботы или желания поиграть, пообщаться.

Главное, что внутри у него есть желание позаботиться, поиграть, пообщаться. Это фундамент зарождающейся дружбы между детьми. Если он есть, то на его основе мы можем научить старшего ребенка проявлять свою заботу о младшем так, как надо. Показать, как лучше обнимать, как играть, что говорить, как не надо выкручивать ручки 🙂

Например, обычно после рождения младшего ребенка, мамам ежедневно приходится объяснять старшему, что так сильно прижимать братика/сестричку нельзя, ему так будет больно. Но старший же привык, что родителей он может обнимать так крепко, как может, и ему кажется, что чем сильнее любишь, тем крепче надо обнимать. А с братиком/сестричкой надо быть аккуратней и ему приходится рассчитывать силу.

Если же родители не замечают добрых намерений, проявлений заботы, а начинают ругать старшего ребенка, ограждать от младшего, запрещать его трогать, то, в конце концов, старший просто перестанет предпринимать попытки подружиться, поиграть, позаботиться. У него будет ощущение, что он делает все не так, неправильно, делает младшему только хуже, а мама ругается и ругается… Он будет бояться что-то сделать в отношении младшего, будет бояться, что мама заругает.

Получается, что вместо того, чтобы укреплять фундамент дружбы между детьми и выстраивать на нем крепкие, хорошие отношения, родители этот фундамент разрушают. Каждым окриком выбивают по кирпичику…

Давайте же не будем этого делать. Давайте укреплять отношения между детьми. 🙂

Мы говорили только о старшем ребенке и новорожденном младшем, но когда дети подрастут, то важно замечать добрые намерения и у младшего ребенка.

Как-то раз вечером, во время укладывания спать, Мирослава попросила попить. Я еще не успела встать, как Арсений подскочил и убежал на кухню (ему было около 2х лет). Так он сам достал пластиковый детский стакан, взял графин с водой, налил полный стакан и понес в комнату. По пути он много пролил. Из кухни в комнату получилась водяная дорожка. При этом он очень старался нести аккуратно. Когда он вошел в комнату, я не сразу догадалась, что все это он сделал для Мирославы. Первое желание было сказать: «Арсений, дай стакан! Ты же проливаешь! Отпей, чтобы не выливалось!» и т.д. Но я промолчала, оценивая ситуацию. Потом я поняла, что именно хотел сделать Арсений. И обрадовалась. Сказала: «Арсений, ты принес Мирославе воды! Ты услышал, что она хочет пить, побежал на кухню, сам налил воды и принес в комнату, для сестрички! Спасибо, Арсений!». Мирослава повторила за мной: «Спасибо, Арсений!».

А Арсений был очень доволен собой, что все сделал сам! 🙂

Старший ребенок при появлении младшего ребенка

Но наступает момент, когда вдруг жизнь старшего ребенка в семье круто меняется, все вокруг говорят о новом члене семьи и, хотя его пока даже нет и не видно, внимание к старшему ребенку ослабевает. И мысли родителей уже не принадлежат только ему.

Взрослые выпытывают у старшего ребенка, кого он больше хочет – сестренку или братика, как он хотел бы назвать младшего члена семьи. А пока еще единственный ребенок в семье недоумевает, что происходит вокруг и почему вдруг все озабочены и говорят о каком-то еще ребенке.

Затем мама на несколько дней пропадает, а папа в это время все время куда-то озабоченный бегает. И наступает тот самый час, когда домой приносят того, о котором говорили на протяжении последних месяцев. Теперь ни у кого не остается на старшего ребенка время, все умиляются и восхищаются непонятным существом, который еще даже не умеет ни говорить, ни ходить.

Старший ребенок недоумевает, что случилось? Почему некогда принадлежавшие только ему родители вдруг игнорируют его, а если даже находятся рядом, в основном говорят и думают о новом члене семьи? Неужели родители перестали любить?

Поведенческие особенности младшего ребенка

И не, потому что старший в этом возрасте был умнее или делал лучше. А потому что они просто забывают, что и первый ребенок был когда-то в таком возрасте, им кажется, что старший сразу был таким взрослым и ответственным.

Отсюда у младших детей зачастую заниженная самооценка, что в дальнейшем им мешает в жизни. Неуверенность в собственных силах, неумение проявлять себя – это оттого, что рядом всю их сознательную жизнь были люди, которые лучше него знали, как и что делать. Нередко младшие дети в уже взрослом возрасте не знают, что хотят.

Однако они, как никто другой умеют приспосабливаться к обстоятельствам, людям и условиям. Кроме того, они с легкостью манипулируют людьми так, что люди даже не замечая этого, покровительствуют ему, поддерживают его и дают нужные советы.

Но и здесь, многое определяет, и характер человека, и условия в котором воспитывался ребенок. Младший при сильной опеке в детстве может вырасти эгоистом, которому все дозволено и ничего за это не будет. И такое поведение приводит к сложнейшим ударам судьбы, от которых порой очень сложно отправиться.

В заключение

Сколько бы детей в семье ни было, кто бы из детей ни был старшим или младшим, главное, что должны уяснить родители – каждый ребенок – это личность со своими переживаниями и потребностями. Старший ребенок в силу возраста при рождении младшего не становится в сию минуту взрослым, а младший не может оставаться маленьким всю жизнь.

Умейте находить взаимопонимание со своими детьми вне зависимости от их возраста и тогда они станут счастливыми членами семьи и общества.

ЗАДАНИЯ ЧАСТИ A

При выполнении заданий этой части (А1-А30) снизу в клеточку впишите номер вашего варианта и нажмите «проверить»

В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

Укажите пример с ошибкой в образовании формы множественного числа.

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Сделав Ириша Хулигана персонажем множества пародий и рисунков,

Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

Прочитайте текст и выполните задания А7-А12

1)… (2)А сегодня изучено уже более полутора тысяч звёзд в окрестностях Солнца и рядом с сотней из них обнаружено в общей сложности 120 планет. (3)Но об этих планетах мы почти ничего не знаем. (4)Собственно говоря, мы их до сих пор даже не видели! (5)… открытие планет у других звёзд происходит путём наблюдения самой звезды: её слабое покачивание, вызванное притяжением планеты, выдаёт присутствие самой планеты, но ничего важного о ней не сообщает. (6)В данное время астрономы надеются создать специальные «многоглазые» телескопы на околоземной орбите, анализ данных которых поможет выяснить, есть ли у далёких планет атмосфера.

Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в пятом предложении?

Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

Укажите верную характеристику шестого (6) предложения текста.

Укажите правильную морфологическую характеристику слова ОБНАРУЖЕНО из второго (2) предложения текста.

Укажите значение слова СПЕЦИАЛЬНЫЕ в предложении 6.

td>
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
В ю(1)ом возрасте мой брат изрезал перочи(2)ым ножиком стол так глубоко, что стаканы и чаши то и дело дружно подскакивали, как будто так было задума(3)о столяром.

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква У?

В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?
А. затм..вать
Б. талантл..вый
В. помещ..ний
Г. корн..вой

В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
В каждой из шести последних комедий Мольера герой обуреваем какой-то страстью () и вследствие этого теряет присущий его сословию здравый смысл.

В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Археологи (1) находя остатки мастерских (2) принадлежавших древнерусским умельцам золотого и серебряного дела (3) извлекали из-под земли (4) необходимые для ювелирного ремесла (5) принадлежности.

В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Создавая свой знаменитый памятник Петру I, Фальконе (1) скорее всего (2) не думал ни об индоевропейской, ни о славянской (3) в частности (4) мифологии.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Во время правления императора Юстиниана Византия переживает эпоху грандиозного строительства: возводятся военные укрепления, строятся города, дворцы и храмы.

В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Первым опомнился старый матрос (1) морское детство (2) которого (3) прошло на китобойных судах (4) и бросился к рулевому колесу.

В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Зеленоватый свет зари проникал в комнату (1) и (2) когда Анна улыбнулась (3) то показалась в этом свете такой бледной (4) что офицер хотел сразу послать за врачом.

Прочитайте текст.
Нужно раз и навсегда запомнить твёрдое правило языкознания: никогда не путайте две совсем разные вещи — букву и звук. Верно: они связаны друг с другом. Но связь эта не так проста и не так пряма, как мы обычно думаем. Именно поэтому люди и не могут писать так, как они говорят и слышат. Именно поэтому и нужны нам уроки правописания.
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

Прочитайте текст и выполните задания А28-А30; В1-В8; С1.

(1)Однажды, находясь в творческой командировке в Италии, я познакомился на одном из многочисленных приёмов с итальянцем-миллионером. (2)Первые часы общения с ним никак не изменили традиционный образ буржуазного миллионера, сформировавшийся ещё в школьные годы: напыщенный, холодный взгляд, дорогая обувь и чёрный смокинг, весомые, как пачки долларов, слова, которые произносились с некоторыми паузами. (3)В конце вечера нас совершенно неожиданно пригласили посетить его дом. (4)А дома за кофе он подсел ко мне и спросил по-немецки с грустно-доверительной интонацией:
— (5)Вы любите поэзию?
— (6)0чень!
— (7)Вы правду говорите?
— (8)Конечно, — меня удивило, что он придаёт этому значение. — (9)Я люблю поэзию больше прозы.
— (10)А знаете, — сказал он застенчиво, — я пишу стихи.
— (11)И печатаетесь?
— (12)3ачем?.. (13)Но для друзей я издал небольшой сборник. (14)Всего сто экземпляров, впрочем, и это куда больше, чем нужно. (15)Разве бывает у человека сто друзей? (16)Даже если причислить к друзьям всех бедных родственников.
(17)Он вышел из комнаты и вернулся с папкой в руках. (18)Стихи не были сброшюрованы: отпечатанные на отдельных листах изумительной, плотной и нежной, как сафьян, будто дышащей бумаги не типографскими литерами, а рисованными буквами, они были вложены в строго оформленную папку. (19)Меня трудно удивить полиграфическими чудесами, я видел старинные издания Библии, молитвенники королей, монографию о Босхе семнадцатого века в переплёте из свиной кожи, с золотыми застёжками, и всё же я был потрясён. (20)Расточительная щедрость издания обуздана безукоризненным вкусом.
(21)Он писал маленькие стихотворения — четверостишия и восьмистишия, каждое напечатано на отдельном листе.
— (22)Великолепно! — восхитился я от души.
— (23)Подарить вам?
— (24)Спасибо. (25)Жаль, я не читаю по-итальянски.
— (26) Хотите послушать коротенькое стихотворение по-немецки? (27)Оно сложилось, пока мы ужинали.
(28)Как разительно меняет человека прикосновенность к проклятому и благословенному делу литературы! (29)Куда девался пресыщенный, равнодушный хозяин жизни? (ЗО)Из-за очков струился мягкий, молящий свет коричневых беспомощных глаз. (31)А что ему до меня — случайного человека, которого он больше не увидит, к тому же глухого к итальянскому звучанию стихов? (32)Но мы принадлежим к одному братству боли, и сейчас я был важнее для него всех друзей и всех бедных родственников.
(ЗЗ)Он прочел коротенькое стихотворение, набросанное на бумажной салфетке:
Слова, слова, Всего-то
лишь слова… Но — высшая вам честь!
Всё тлен и суета,
Вы — есть.
— (34)И это стихи?
— (35)Переводить я не умею, стихи получились сами собой.
— (Зб)Да-да, смысл есть… (37)Очень неожиданный для владельца фабрики.
— (38)Как она мне надоела! (39)Вот единственное, для чего стоит жить.
(40)Он что-то размашисто написал на титульном листе своего сборника и подвинул папку ко мне.
— (41)Я несчастен, видит Бог…
(42)Беспомощный взгляд коричневых глаз за очками приметно потвердел:
— (43)Но без фабрики я был бы еще несчастнее!
(По Ю. Нагибину*)
*Юрий Маркович Нагибин (1920—1994) — русский писатель, журналист, сценарист.

Какое высказывание не соответствует содержанию текста?

Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

Укажите предложение, в котором использованы антонимы.

При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в в окошко под заданием. Пишите слова с маленькой буквы, в строчном регистре. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. После запятой обязателен пробел (например, «при, из, в»).
Ответы к заданиям В1-ВЗ запишите словами маленькими буквами (например, «суффиксальный»)

ЗАДАНИЯ ЧАСТИ В

Укажите способ образования слова ПРИКОСНОВЕННОСТЬ (предложение 28).

Из предложений 35—43 выпишите прилагательное, употреблённое в роли существительного.

Из предложений 10—13 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Ответы к заданиям В4-В7 запишите цифрами. (например, «21»)

Среди предложений 1—9 найдите простое односоставное неопределённо-личное. Напишите номер этого предложения.

Среди предложений 27—33 найдите предложение, в котором есть обособленное приложение. Напишите номер этого предложения.

Среди предложений 19—29 найдите сложное предложение, в состав которого входит придаточное времени. Напишите номер этого сложного предложения.

Среди предложений 29—39 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи только союза и личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28-А30, В1-В7.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.
Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, записывайте в окошечко ниже.
Цифры при перечислении ничем не разделяйте (например, «5631»)

«Эмоционально описывая встречу с миллионером, Ю. Нагибин сочетает такие синтаксические средства выразительности, как ______ (предложения 18, 19) и ______ (предложения 29, 31), с лексическими приёмами — ______ (предложение 20), ______ («грустно-доверительной интонацией», «нежной… бумаги»)».
Список терминов:
1) вопросительные предложения
2) ряды однородных членов
3) развёрнутая метафора
4) гипербола
5) эпитеты
6) сравнительный оборот
7) риторический вопрос
8) противопоставление
9) инверсия

teoria_chasti_A

Построение сложноподчиненного предложения.

Правило.

Косвенная речь – это способ передачи чужой речи в виде придаточного предложения. В косвенной речи меняется форма местоимения.

Пушкин писал: «В свой жестокий век восславил я свободу» – Пушкин писал, что «в жестокий век восславил» он свободу.

Алгоритм действий.

1) Последовательно посмотри варианты ответа все возможные ошибки.

2) Проверь: — все слова стоят в правильном падеже; — согласуются ли в роде, числе и падеже подлежащее и сказуемое; — согласуются ли причастные обороты со словом, от которого они зависят; — правильно ли переведена прямая речь в косвенную и т.д.

Разбор задания.

Укажите предложение без грамматической ошибки (без нарушения синтаксической нормы). 1) Следует уделять большое внимание на развитие образного мышления. 2) Успех в соревновании зависит не только от сноровки, а от знания технологии. 3) Когда мать спросила у сына, зачем он читает запрещенные книги, Павел ответил, что хочет все знать. 4) Он уважает и заботится о своих фронтовых товарищах. Вариант № 1. В этом предложении нарушены нормы управления: вместо уделять большое внимание (чему?) развитию используется уделять большое внимание на развитие. Вариант № 2. Нарушены правила употребления двойного союза: вместо не только…но и употребляется не только… а Вариант № 3. Предложение построено с учетом всех грамматических правил. Вариант №4. Нарушены нормы при употреблении однородных членов предложения: глагол уважает требует зависимое слово в винительном падеже (кого? что?), а глагол заботится – в предложном (о ком? о чем?). При этом у них одно общее дополнение свои фронтовые товарищи. Таким образом, правильный ответ – вариант № 3.

Потренируйся.

1. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). 1) Большинство зданий, определяющих исторический центр города, было построено еще в 17 веке. 2) Те, кто регулярно занимается различными видами спорта, редко болеют простудными заболеваниями. 3) Встречи с выдающимися деятелями искусства и литературы стали традиционными на канале «Культуре». 4) Изменение климата на планете прогнозируют крупнейшие ученые-физики как в нашей стране, так и в странах Европы и Америки.

2. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). 1) Благодаря современных технологий ученые исследовали глубины озера Самотлор и нашли под илистым дном богатейшие залежи нефти. 2) В один из осенних дней, освеженных холодным воздухом, лес как будто помолодел, заблистал золотом и красноватой сетью березовых ветвей. 3) О жизни и творчестве художника, о его загубленном таланте можно прочитать в повести К.Паустовского «Орест Кипренский». 4) Многие, кто бывал в Переяславле-Залесском, знают, что этот город моложе Ростова, но его история тоже уходит корнями в далекое прошлое.

3.Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). 1) Она ничего не знала о том, что произошло на даче. 2) Жители города ожидали и надеялись на мирное разрешение конфликта. 3) Шаляпин был гениален не только на драматической, но и на оперной сцене. 4) Вследствие использования минеральных удобрений удалось собрать рекордный урожай.

Ответы: 3, 1, 2.

А6-7. Текст. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте.

Чтобы справиться с этим заданием, необходимо знать способы изложения материала, другими словами, видеть способы связи мыслей.

Примеры способов изложения материала:

Индуктивный метод.

Известный ученый Лев Николаевич Гумилев в книге «Этногенез и биосфера Земли» привел серию любопытных примеров. Так, древний афинянин, побывав в Ольвии, с негодованием рассказывал, что скифы не имеют домов, а во время своих праздников напиваются до бесчувствия. Скифы ж, наблюдая вакханалии греков, чувствовали такое омерзение, что, однажды увидев своего царя, гостившего в Ольвии, в венке и с тирсом в руках в составе процессии ликующих эллинов, убили его. Рыцари, захватившие Палестину, возмущались арабским обычаем многоженства, а арабы считали бесстыдством незакрытые лица французским дам и т.д. Традиции одного народа (этноса) воспринимались другими как чудачества. Причину этого Л.Н. Гумилев видел в существовании этнического стереотипа поведения. Дедуктивный метод.

Известный ученый Лев Николаевич Гумилев в книге «Этногенез и биосфера Земли», давая определение этнического стереотипа поведения, писал, что когда челны одно этноса вступают в контакт с членами другого этноса, то первое, что их удивляет, а иногда и шокирует, – это нормы отношений, принятые в другом этносе. Примеров тому множество. Так, древний афинянин, побывав в Ольвии, с негодованием рассказывал, что скифы не имеют домов, а во время своих праздников напиваются до бесчувствия. Скифы ж, наблюдая вакханалии греков, чувствовали такое омерзение, что, однажды увидев своего царя, гостившего в Ольвии, в венке и с тирсом в руках в составе процессии ликующих эллинов, убили его. Рыцари, захватившие Палестину, возмущались арабским обычаем многоженства, а арабы считали бесстыдством незакрытые лица французским дам и т.д. Метод аналогии. По внешнему виду, а также по физическим и химическим свойствам калий похож на натрий, но обладает еще большей активностью. Подобно натрию, он имеет серебристо-белый цвет. быстро окисляется на воздухе и бурно реагирует с водой с выделением водорода. Соли калия очень сходны с солями натрия, но обычно выделяются из растворов без кристаллизации воды.

Ступенчатый способ.

В Средние века в Христианском мире единственным абсолютно авторитетным источником научной информации были книги: Библия и сочинения Аристотеля. Наука сводилась к комментированию цитат, которые нужно было приводить точно, потому что, безграмотные ересиархи часто выдумывали якобы цитируемые изречения пророков, Христа и Аристотеля. Отсюда возникла система ссылок на текст, удержавшаяся до нашего времени. Эта ступень науки называлась схоластикой, и к XV веку она перестала удовлетворять ученых. Тогда был расширен круг источников – привлекались сочинения других древних авторов, тексты которых нуждались в проверке. Так возникла гуманитарная (т.е. человеческая, а не божественная) наука – филология, отличающаяся от схоластики критическим подходом. Исторический метод.

Ростовщичество как основа для рождения банков появилось в VIII-VII до н.э. Первые ссуды давались натурой (зерном, скотом) и возвращались в большем количестве. Ссуды давались обычно под залог (имущество, земля) или под доверие личности. Первый банк как кредитное учреждение появился в Венеции в XII веке. Его функциями были прием вкладов на хранение и производство трансфертов и переводов. Потом появились банки в Барселоне, Генуе, Амстердаме, Гамбурге.

Концентрический способ.

Почему южный конец магнитной стрелки красный, а северный – черный? Не исключено, что здесь мы следуем древнекитайской традиции. Китайцы всегда окрашивали южный конец стрелки в красный цвет. А может быть, красный цвет южного конца стрелки – дань древней ассирийской традиции? В древнем ассирийском календаре времен Александра Македонского север называется черной страной, юг – красной, восток – зеленой и запад – белой.

Особое внимание следует обратить на средства выражения логических связей между отдельными смысловыми частями текста. Средствами выражения логических связей прежде всего являются лексические средства, указывающие на:

  1. последовательность мыслей вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых,

  2. иногда одновременность существования нескольких явлений или фактов вместе с тем, все равно, само собой, только

  3. факты, заслуживающие меньшего внимания всего лишь, так сказать

  4. факты, подтверждающие точку зрения же, именно, только, конечно, очевидно, разумеется, естественно

  5. неуверенность в достоверности или убедительности приводимых фактов наверное, видимо, возможно, пожалуй, по-видимому, надо полагать

  6. иллюстрация к рассуждениям, примеры к примеру, например, иногда, так

  7. мнение автора к сожалению, надеемся

  8. на противоречивые отношения между тем, однако, тем не менее, вопреки этому, наоборот, напротив

  9. на причинно-следственные отношения поэтому, кроме того, следовательно, ведь

  10. условие, вопреки которому совершается действие ведь, хотя, несмотря на (то что) итог, вывод, законченность перечисления фактов таким образом, итак, значит, в заключение, отметим, наконец, одним словом, иными словами, так сказать

Ловушка!

Иногда в задании А7 встречаются такие варианты ответов, как: если…, как…, поскольку, не только… Не забывай, что вышеперечисленные слова – это часть двойного союза, и вторая часть его идет в середине указанного предложения, поэтому они выражают связь не столько одного предложения с другим, сколько одной грамматической основы с другой в сложном предложении.

Запомни эти союзы: если…то когда…то как… так и поскольку…постольку не только… но и

Подсказка.

1) Обрати внимание на время глаголов. В твоем предложении они обычно совпадает.

2) Обрати внимание на предложения, окружающие место пропуска. Личные местоимения (он, она, оно, они) подскажут тебе, в каком роде и числе должно быть существительное в твоем предложении (местоимения служат для указания на другие части речи). Указательные местоимения обычно стоят рядом с тем словом, которое повторяется в двух и более предложениях. Значит, это слово тоже повторяется в твоем предложении.

Алгоритм выполнения.

1. Прочитай внимательно текст.

2. Подумай, как ведется изложение материала: от частного к общему, от общего к частному, последовательно и т.д.

3. Выяви смысловые связи между предложения, подумай, какое средство связи можно вставить между предложениями.

4. Обрати внимание на окружение того предложения, которое необходимо вставить.

Разбор задания.

  1. Люди враждуют друг с другом, хотя война чаще всего им представляется нехорошим делом, но, чтобы обмануть себя, заглушить в себе совесть, они придумывают оправдания своей враждебности. (2) Одно из таких оправданий – это то, что я лучше других людей, а они не понимают этого, потому я и не могу сходиться с ними; другое оправдание – это то, что моя семья лучше других семей; третье – что мое сословие лучше других сословий. (3) И наконец, четвертое оправдание – это то, что мой народ самый замечательный в мире. (4) … (5) Много есть гордому человеку наказаний. (6) …

Какое из приведенных ниже предложений должно быть четвертым в этом тексте?

1) Человек прав, если верит тому, что нет на свете ни одного человека выше его; но он очень ошибается, если думает, что есть на свете хоть один человек ниже его.

2) И как ни вредна гордость отдельных людей, гордость народная еще во много раз вреднее: от нее гибнут миллионы и миллионы.

3) Нельзя превозноситься одному человеку над другими, потому что самое драгоценное в человеке – это душа, а цену человеческой души никто не знает, кроме Бога.

4) Ничто наиболее часто так не разъединяет людей, как гордость, и личная, и семейная, и сословная, и народная.

В предложениях 2-3 говорится о видах оправдания, а в 5 о гордом человеке. Возможно, текст построен по индуктивному методу (от частного к общему). Делаем вывод, в предложении, которое необходимо вставить, должно повторяться слово «гордость» или однокоренные с ним слова, и оно должно содержать некий вывод. Подходят варианты 2 и 4, но во втором варианте о гордости говорится так, как будто это слово уже есть в предыдущем материале. Читаем предложения 2 и 3: в них используется слово «оправдание».

Таким образом, подходит вариант №4, в котором обобщается материал.

Какое из приведенных ниже слов должно быть шестым предложении текста? 1) Таким образом, главное и очень тяжелое наказание то, что, какие бы ни были у него достоинства, люди не любят его.

2) Но главное и очень тяжелое то, что, какие бы ни были у гордеца достоинства, люди не любят его.

3) Главное и очень тяжелое то, что их люди не любят.

4) Наконец, главное и очень тяжелое то, что их люди не любят.

В этом задании анализируем связи, которые представлены в вариантах. Таким образом и наконец – вывод, конец перечислений. Но – противопоставляем предыдущее предложение следующему. Вариант № 3 не содержит слова-связки. Предложение «Много есть гордому человеку наказаний» подразумевает, что в следующем предложении идет либо перечисление этих наказаний, либо выделяется наиболее главное из них. Варианты № 1 и №3 не подходят, так как подразумевают перечисление фактов в предыдущем предложении. Предложение № 3 включает местоимение «их», но в предыдущем предложении нет ни одного слова во множественном числе. Исключаем этот вариант. Остается вариант № 2 со связкой «но», указывающей на сопоставительные отношения, который выделяет главное из наказаний для гордого человека. Таким образом, правильный ответ – вариант №2.

А8. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.

Грамматическую основу предложения образуют главные члены предложения (подлежащее и сказуемое). То есть, грамматическая основа предложения (предикативная основа, ядро) — это основная часть предложения, которая состоит из его главных членов: подлежащего и сказуемого.

Подлежащее.

Помни!

Подлежащее может быть выражено не только именем существительным или местоимением в именительном падеже, но и:

1) числительным, прилагательным и причастием в И.П. в роли существительного; Семеро (числит.) одного не ждут. Все прошлое (прил. в роли сущ.) мне только снилось.

2) конструкциями:

— числительное / несколько, множество, часть, большинство, меньшинство + существительное в Р.П.; У князя в сакле собралось множество народа. Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперед по площадке.

— кое-кто, каждый, многое / прилагательное + из + существительное в Р.П.; Лучший из учеников быстро решил эту задачу.

— кто-то, что-то + прилагательное, причастие в роли существительного; Что-то такое ничтожное завязано в платке.

— существительное / местоимение + с + существительное / местоимение в Тв.П. (но только в том случае, если сказуемое выражено глаголом во множественном числе!). Мы с Ваней пошли по лесной дороге(сказуемое во множ.ч.). Анна с дочкой на руках вошла в комнату(сказуемое в ед.ч.).

3) инфинитивом, который называет не протекающее во времени действие. Прожить по-барски – это дворянское дело

Сказуемое.

В русском языке выделяют три типа сказуемых. Следующий алгоритм действий поможет Вам определить, какой тип представлен в вашем предложении.

Различай!

Если в предложении встречаются однородные сказуемые, то каждое из них следует рассматривать отдельно.

Подсказка.

  1. Чаще всего сомнения вызывает определение простого глагольного сказуемого, выраженного больше, чем одним словом: Я буду принимать участие в выставке.

В данном примере буду принимать участие – сложная форма будущего времени, которая определяется в синтаксисе как простое сказуемое. А сочетание принимать участие является фразеологическим единством, которое можно заменить словом участвую. Поэтому перед нами простое глагольное сказуемое.

Ловушка!

Нередко ошибаются, называя простыми глагольными сказуемыми следующую конструкцию: Все в Москве пропитано стихами, рифмами проколото. Такая ошибка связана с двумя факторами.

Во-первых, следует отличать краткое страдательное причастие от формы глагола прошедшего времени.

Помни!

Краткое причастие имеет суффиксы -Т-, -Н-, а глагол -Л-. Значит, пропитаНо, проколоТо – это краткие страдательные причастия.

Во-вторых, перед нами сказуемое, которое выражено всего одним словом, но какое оно – простое или составное (смотрите Морфологический анализ слова с примерами)? Попробуйте добавить в предложение какое-либо обстоятельство времени, например, в начале ХХ века, и посмотрите, как поведут себя эти формы. В начале ХХ века все в Москве было пропитано стихами, рифмами было проколото. Появляется связка было и сказуемое уже явно становится составным. Русскому языку несвойственны конструкции в настоящем времени со связкой быть. Согласитесь, звучит явно по-иностранному, если мы произнесем: Все в Москве есть пропитано стихами, рифмами есть проколото.

Таким образом, если в предложении вы сталкиваетесь со сказуемыми, выраженными краткими страдательными причастиями, то вы имеете дело с составным именным сказуемым.

Помни!

Слова нельзя, можно, необходимо, нужно входят в составные сказуемые. Мне необходимо сойти на этой остановке.

Ловушка!

Будьте осторожны со словами быть, казаться, являться, так как, выделив только их, вы можете пропустить еще один компонент сказуемого. Она показалась мне смешной. Неверно!

Если вы выделяете только слова показалась, то смысл предложения полностью меняется (показалась = привиделась, приснились, померещилась). Верно: Она показалась мне смешной

Неверно: Учитель был строгим (был = существовал, жил).

Верно: Учитель был строгим.

Ловушка!

В этом задании предлагаются достаточно сложные предложения для анализа и варианты ответа очень часто похожи друг на друга.

Какие «ловушки» вас могут здесь ожидать?

  1. Предложения могут быть составлены по разным моделям: подлежащее + сказуемое; только сказуемое или подлежащее (односоставные предложения); подлежащее + однородные сказуемые; однородные подлежащие + сказуемое. В варианте ответа может быть пропущено подлежащее, сказуемое или одно из однородных подлежащих или сказуемых.

Помни! В грамматическую основу входят ВСЕ главнее члены предложения, поэтому пропуск одного из них – явная ошибка.

2) В варианте ответа могут сочетать подлежащее и сказуемое разных грамматических основ.

3) Подлежащее может быть только в И.П.! Варианты ответа с существительными, местоимениями не в И.П. заведомо неверные (кроме тех случаев, когда они входят в состав сказуемого и без них меняется весь смысл предложения).

4) Вариант ответа может содержать причастный или деепричастный оборот, которые никогда не входят в грамматическую основу.

Различай!

Следует отличать конструкции глагол + существительное в В.П. и существительное + страдательное причастие.

Рассчитывали координаты. ? Координаты рассчитаны.

В первом случае координаты – это существительное в форме винительного падежа, которое зависит от глагола (то есть дополнение), а во втором – это форма именительного падежа, которая согласуется с причастием прошедшего времени (то есть подлежащее). Если изменить каждую из конструкций, будут видны отличия. Поставим сказуемые в каждом из предложений в форму единственного числа: Рассчитывал координаты. Координата рассчитана. Подлежащее и сказуемое всегда согласуются друг с другом, а дополнением останется неизменным.

5) Иногда слова который, какой в сложных предложениях являются подлежащими. , (какие бывают на окнах во время дождя).(какие = капельки).

Разбор задания.

1. Какое из сочетаний слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения? (1) Так в чем же кроется разница между восприятием человека и животного? (2) Для животного существуют лишь конкретные вещи, его восприятие является неотделимым от той реальной среды, в которой оно живет и действует. (3) Так, например, «телевизионный вариант» собаки для кошки ничего не значит. (4) Человек же в процессе эволюции приобрел уникальную способность создавать в своем воображении идеальные образы реальной действительности, но они уже не представляются как бы прямым слепком с конкретной вещи. (5) Благодаря развитию познавательной деятельности, в частности, процессов абстрагирования и обобщения, человек может какие-либо отдельные признаки изучаемого объекта вычленять, отвлекаясь от всех прочих, несущественных деталей. (6) Таким образом, человек обладает способностью формирования обобщенного образа реальной вещи, который позволяет видеть и распознавать общие признаки и качества различных явлений действительности.

1) восприятие является (предложение 2)

2) приобрел способность (предложение 4)

3) они не представляются слепком (предложение 4)

4) который позволяет видеть (предложение 6)

Вариант №1 не является грамматической основой, так как здесь сказуемое представлено не полностью, что искажает смысл всего предложения (восприятие является = в значении «приходит, прибывает куда-либо по какой-либо причине»). См. пункт 3 в разделе «Сказуемое». Вариант №2 тоже неверный, так как в нем отсутствует подлежащее. Кто приобрел способность? В предложении 4 подлежащим является слово человек. Вариант №3 верный, хотя на первый взгляд кажется неправильным. Авторы задания намеренно пытаются запутать нас. Хотя слово слепком не стоит в форме И.П., но оно входит в состав сказуемого, так как без него теряется логика повествования. Они не представляются = Образы не называют своим имен?! Вариант №4 неверный. Подлежащее выделено правильно. Слово который, как мы уже говорили, может быть подлежащим. В придаточной части оно заменяется слово образ и выполняет те же функции, то есть является подлежащим. Но сказуемое представлено не полностью. В предложении оно – позволяет видеть и распознавать.

Таким образом, прав будет тот ученик, который выберет вариант 3.

2. Какие слова являются грамматической основой в шестом (6) предложении текста?

(1)… (2) Они объединены одним желанием – знать. (3) И возраст у них разный, и профессии самые разные, и совсем разный уровень знаний, но каждый стремился знать больше, чем уже знает. (4) В этом выражалась потребность миллионов и миллионов людей, жадно вбиравших в себя все тайны мира, все накопленные человечеством познания и умения. (5) Посетители библиотеки либо где-то учились, либо мечтали учиться. (6) Им всем нужны были книги, но, приходя в библиотеку, они терялись в книжном океане. (7) … (По К. Чуковскому).

1) книги нужны были, они терялись

2) им нужны были, они терялись

3) книги нужны были, приходя сюда, они терялись

4) книги нужны были, они терялись в океане Правильным является

Вариант 1, так как в остальных вариантах вторы включили в основу второстепенные члены предложения: во втором лишним является слово им (дополнение, стоит в Д.П.), в третьем присутствует деепричастный оборот, не входящий в основу предложения, а в четвертом есть обстоятельство в океане.

3. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений (или его части)?

(1)… (2) Она издохнет с голоду, если ворота крепки и никто не отворит их, но не догадается отойти от ворот и потянуть их на себя. (3) Только человек понимает, что надо потерпеть, потрудиться и сделать не то, что хочется, для того чтобы вышло то, чего желаешь. (4) Человек может сдерживаться, не есть, не пить, не спать только оттого, что знает, что хорошо и должно делать и что дурно и не должно делать, а научает этому человека его способность мыслить. (5) Одни люди ее увеличивают в себе, другие нет. (6)…

1) она издохнет (предложение 2)

2) что хочется (предложение 3)

3) что хорошо и должно делать (предложение 4)

4) научает способность (предложение 4)

Это задание повышенной сложности. Вариант №1 неправильный, так как не все сказуемые указаны авторами. Предложение имеет достаточно трудную структуру для анализа. Оно сложное с придаточным условия, которое вклинивается между двумя однородными сказуемыми. Поэтому вы можете не заметить, что в основу она издохнет необходимо включить также сказуемое не догадается отойти и потянуть. Вариант №2 тоже исключается. Глагол хочется является безличным и при нем не может быть подлежащего. Вариант №3 похож на предыдущий. Это предложение также безличное. Слово должно в словарях определяется как категория состояния, которая употребляется в предложениях без подлежащего. Верным является Вариант 4.

Старший и младший: 5 запрещенных приемов в воспитании

Старший и младший

Наверняка многие выросшие старшие дети помнят, как их под угрозой наказания оставляли присматривать за младшим братом или сестрой, ругали, если те падали и набивали шишки, пресекали справедливые жалобы и возмущения словами «Он же маленький! Уступи ему!».

В то же время, младшие могут «предъявить», что донашивали вещи старших, сидели дома, когда те ходили на вечеринки и в клубы, и постоянно были объектом сравнения с ними. И горе младшим, если они были в чем-то на них не похожи в «отрицательную» сторону – хуже учились, больше баловались и меньше слушались родителей.

Хорошо, если такие обиды вспоминаются с улыбкой или легкой грустью. Но часто подобные «приветы» из детства достаточно сильно отравляют жизнь уже взрослым людям. Мужчина каждый месяц покупает себе новые брюки, потому что был четвертым ребенком в семье. Старшая сестра всю жизнь буквально пашет для младших, забывая о себе, несмотря на то, что «младшим» уже по 35 лет. Кто-то помнит, как ему не купили роликовые коньки, потратив отложенные деньги на игрушку для младшего брата, а другой как ненавидел старшего брат только за то, что того постоянно ставили в пример, как более умелого и самостоятельного среди них.

Воспитывать в одинаковых условиях старшего и младшего ребенка не просто сложно, это невозможно потому, что старший навсегда останется страшим, а младший младшим. В психологии много написано про то, как воспринимается детьми их порядок рождения в семье, как зависит от этого восприятие мира и самого себя, как происходит становление личности ребенка.

Но если от психологии никуда не денешься, и изменить порядок рождения каждого ребенка родители не могут, то им вполне по силам сделать так, чтобы описанных выше ситуаций было как можно меньше. Для этого нужно стараться избегать следующих родительских приемов воспитания.

1. Покупать младшему ребенку как можно меньше новой одежды.

Конечно, если от старшего осталось много вещей, выкидывать или отдавать их жалко, тем более, если дети одного пола и младший до них пока не дорос. Для семейного бюджета эта хорошая экономия денежных средств, а вот для младшего ребенка отрицание его права на самобытность, отдельность от старшего ребенка.

Исключением может быть та ситуация, когда младший сам хочет что-то такое, как у старшего.

2. Водить младшего на те же занятия, что и старшего: все рано идут в одну сторону, так хоть будет под присмотром.

В этой ситуации точно так же отрицается право младшего ребенка на отдельность. На другие интересы, занятия и увлечения. Конечно, удобно, когда два ребенка идут в одну секцию и приглядывают друг за другом, но не всегда это полезно для развития самих детей.

3. Сравнивать старшего с младшим, нагружая его обязанностью «быть как старший брат».

Это, пожалуй, самое сложное, но самое важное. Разумеется, имея опыт воспитания одного ребенка, сложно удержаться от сравнения его с другим. В таком случае, сравнивайте детей хотя бы про себя. Младшему вовсе не обязательно знать, что старший в его возрасте уже сам прибирал игрушки, красиво рисовал солнышко или даже ходил в магазин за хлебом.

Олеся Гаранина

педагог-психолог

Сравнивая детей между собой вы, особенно если это сравнение не в пользу одного из детей, делаете две ошибки – загоняете сравниваемого в угол, развивая ненависть к брату/сестре, и лишаете себя возможности приобрести новый опыт воспитания. Кто сказал, что так, как было со страшим – правильно и верно?

Сравнивать нужно, чтобы похвалить одного, не принижая другого и не формируя в нем чувство зависти и неполноценности.

Например: «Смотри, как Володя нарисовал! Молодец у нас старший братик?!», «Как здорово Оксана танцевала, да, Коля? Какая сестренка у тебя умница», вместо фраз — «Смотри, как Володя нарисовал, не то, что ты», «Как здорово, Оксана танцевала. Может, ты тоже так будешь/хочешь?!»

4. «Взрослеть» старшего, обесценивая его чувства и желания: «Ты старше, будь умней; уступи ему, он же маленький и вообще, хоть ты веди себя нормально».

5. Нагружать ответственностью за младшего: «Если с ним что-то случится, ты виноват».

Старший ребенок, будь ему 3 года или 8 на момент рождения младшего, не перестал быть вашим ребенком тоже. И продолжает нуждаться в вашей любви, а вовсе не в том, чтобы резко стать еще одним «родителем» для малыша. В такой ситуации чувство любви, скорее уступит место раздражению и злости. Лучше посильно привлекайте его к уходу за младенцем, рассказывайте и показывайте какой тот маленький и беспомощный. А младшего приучайте к тому, что старшего брата или сестру нужно уважать и слушаться, не мешать ему заниматься, и не брать без спроса карандаши с его стола.

Помните, что два ребенка – это не два противоположных лагеря, которые нужно привести к общему знаменателю, а два источника любви и радости для родителей, две личности, каждую из которых нужно отправить в жизнь своей дорогой!

Старшие и младшие дети. Секреты эффективного воспитания

В психологии выделяют особенности в развитии детей в зависимости от их порядка рождения, которые необходимо знать каждому любящему родителю.

Начнем со старшего ребенка. Известный австрийский психолог, психоаналитик Альфред Адлер называл его «низложенным монархом». До рождения младшего, он получает безграничную любовь, поддержку и внимание взрослых. Однако, с появлением второго ребенка родители вынуждены делить все ресурсы, включая внимание, время, материальные блага уже между двумя. Старший часто воспринимает такие перемены очень болезненно, он думает, что родители больше его не любят. В эти моменты он может испытывать ревность, чувствовать себя покинутым и одиноким. Для того, чтобы вернуть любовь взрослых, ребенок может пробовать разные способы.

Одни дети начинают капризничать и не слушаться, нарушать правила, чтобы почувствовать себя в центре внимания. Другие начинают чаще болеть, потому что только тогда родители переключаются с младшего на него и снова начинают заботиться и баловать, а он вновь чувствует себя любимым и нужным. Но чаще всего старшие дети начинают стремиться к совершенству и успеху, берут на себя взрослые функции и роли (например, ухаживание за младшим), потому что кажется, что если они достигнут высот, будут хорошими и послушными, мама с папой снова их полюбят и оценят. Несмотря на то, что эти стремления способствуют развитию таких важных качеств, как ответственность, целеустремленность, трудолюбие, они могут привести к негативным последствиям. Это способствует развитию тревожности, завышенных требований к себе и другим. Кроме того, у ребенка формируются представления об условной любви, условном принятии, которое заключается в убеждение о том, что его можно любить только за что-то. За определенное поведение, проявление качеств, достижение каких-то результатов. Однако для развития гармоничной, здоровой, а главное, счастливой личности, необходимо транслировать идею безусловной любви и принятия, чтобы ребенок знал, что его любят и ценят просто за то, что он есть.

Младший ребенок, в отличие от старшего, не испытывает шока от лишения трона. О нем Альфред Адлер говорил как о «борющемся» ребенке. Он с момента рождения оказывается в амбивалентной среде.

С одной стороны, он окружен всеобщей заботой и вниманием не только родителей, но и старших братьев и сестер. Благодаря этому он хорошо умеет принимать помощь и поддержку от окружающих, получает богатый опыт построения отношений с людьми. Однако, окруженные заботой, они не учатся оценивать опасности, подстерегающие их на каждом шагу. Зная, что их в любой момент подстрахуют, подхватят, младшие начинают искать для себя экстремальные способы получения эмоций.

С другой стороны, эта среда изначально является конкурентной. Ему с самого раннего возраста приходится соревноваться с другими детьми за внимание. Он стремится соответствовать брату или сестре, поэтому иногда младшие дети быстрее развиваются. Они учатся налаживать отношения с друзьями и знакомыми старшего, пробуют приобщаться к его увлечениям. К сожалению, родители часто приводят в пример достижения старшего в учебе и других сферах жизни, не учитывая индивидуальные особенности ребенка. Например, старший брат учится в престижном лицее на одни пятерки, а младший никак не может выучить таблицу умножения. Родители автоматически начинают сравнивать детей и такое сравнение чаще всего демотивирует малыша. Он не выдерживает неравной конкуренции и отступает, теряет всякое желание пробовать вновь и вновь.

Средние дети часто испытывают самые серьезные трудности. Представьте, до появления третьего малыша, он был младшим любимым ребенком, боролся за внимание со старшим, отстаивая свое место под солнцем. Преодолевая трудности положения младшего ребенка, он все же имел и его преимущества: заботу, внимание. Однако, с появлением брата или сестры, он практически полностью их утрачивает, сталкиваясь с ответственностью и обязанностями старшего ребенка. В этой позиции малыш нуждается в особом внимании и заботе взрослых.

Как мы видим, каждый ребенок сталкивается с уникальными, иногда неразрешимыми для него проблемами. Они, в свою очередь, становятся причиной охлаждения отношений в семье, трудностей в адаптации к социуму, неуспеваемости в школе.

9 секретов воспитания старших и младших детей в семье

  1. Подготовьте старших детей к рождению малыша

Ожидая появления на свет малыша, родители усиленно готовятся, продумывают все до мелочей: от покупки коляски до организации ухода за ребенком. Но по каким-то причинам не многие уделяют внимание подготовке к этому знаменательному событию старшего ребенка. Однако это является важным этапом для его адаптации к новым условиям жизни. Рождения братика или сестрички для многих становится поворотным моментом. Расскажите ему о том, как и когда это произойдет (конечно, учитывая возраст ребенка). Опишите, что будет происходить в ближайшие месяцы: когда малыш начнет ползать, когда и как можно будет с ним играть.

Во многом от успешности прохождения этого этапа зависит дальнейшее отношение ребенка к младшему. Видя, как Вы ждете родов, он может начать испытывать ревность, страх быть разлюбленным родителями. Эти чувства естественны и закономерны. Поэтому бывает полезно рассказать ему, как сильно Вы ждали его рождения, как радовались его первой улыбке, первому шагу. Важно подарить уверенность в том, что Вы его любите и эта любовь останется несмотря на появление брата (сестры).

  1. Помните, старший ребенок остается ребенком

Частой ошибкой в воспитании старшего ребенка бывает возложение на него взрослых функций и обязанностей. Естественно приобщать его к домашним делам: приготовлению пищи, уборке, походам за покупками. Можно просить его посидеть с малышом, помочь в прогулке или кормлении. Однако он не должен стать няней для младшего.

Старшие дети часто берут на себя родительские функции и ответственность для того, чтобы заслужить, вернуть любовь мамы и папы. Здесь важно придерживаться золотой середины. Просите его о помощи по мере необходимости, обязательно благодарите за нее и уважайте право старшего отказаться от каких-либо обязанностей. Позвольте ребенку быть прежде всего ребенком.

  1. Поддерживайте самостоятельность младшего ребенка

В окружении заботы многочисленных взрослых, малыш часто лишается необходимой для развития свободы действий и выбора. С одной стороны, его часто балуют, но с другой – он чувствует, что его старшим братьям и сестрам позволено намного больше. Поэтому он может больше капризничать, сопротивляться и отстаивать свои права. Позволяйте ему брать на себя больше ответственности, поощряйте самостоятельность.

  1. Не сравнивайте детей

Не стоит сравнивать детей по способностям и качествам. Помните, что каждый ребенок уникален и одарен по своему. Один хорошо танцует, другой – решает задачи; один может быть твердым и целеустремленным, а другой – мягким и заботливым. Подчеркивайте их индивидуальные достижения, каждый талант может быть развит.

  1. Старайтесь распределять ресурсы равномерно

Этот пункт довольно сложный для выполнения. Несмотря на разницу возраста, пола, индивидуальных особенностей детей, важно равномерно распределять внимание, время, подарки. Дело в том, что эти ресурсы часто воспринимаются детьми как знаки и доказательства любви родителей. Поэтому, в случае если один получает больше или меньше других, возникает почва для ревности и конкуренции между детьми. Если равномерное распределение невозможно, следует поговорить об этом с ребенком, объяснить причины и обязательно сказать, что Вы его любите.

  1. Организуйте личное пространство для каждого

В многодетной семье часто возникают сложности с организацией личного пространства. Если нет возможности предоставить комнату для каждого ребенка, необходимо выделить хотя бы небольшое пространство, которое будет принадлежать только одному человеку. Так дети учатся отстаивать свои границы и уважать чужие.

  1. Прививайте семейные ценности

На собственном примере учите поддерживать друг друга в трудной ситуации, радоваться достижениям другого и сочувствовать в случае неудачи. Транслируйте те ценности, которые важны для Вас.

Важно, чтобы эти ценности были согласованы между мамой и папой. Они не должны противоречить друг другу, иначе детям будет сложно на них ориентироваться. В таком случае ребенок предпочитает ту позицию, которая более выгодна. Однако позиции родителей могут и должны дополнять друг друга, создавая целостную непротиворечивую картину.

  1. Научитесь и научите детей принимать те чувства, которые они испытывают

Все мы хотим, чтобы в семье царили мир и спокойствие. Но между старшим и младшим ребенком неизбежно возникают конфликты – скрытые или открытые. Братья и сестры не обязаны любить друг друга, учитывая особенности их положения в семье, о которых мы уже поговорили, у них возникает целый спектр неприятных эмоций по отношению друг к другу: ревность, зависть, злость, обида и другие. Дайте детям возможность и право им испытывать эти чувства и научите грамотно их выражать.

  1. Уделяйте время себе

Часто родители настолько стараются сделать все возможное для счастья семьи, что забывают про себя, свои мечты и стремления и посвящают свою жизнь воспитанию и заботе о детях. Однако такая самоотверженность не может быть полезна ни для Вас, ни для супружеских отношений, ни, тем более, для самих детей. Для них будет важно знать, что у Вас есть свои увлечения, представления о жизни, грандиозные планы, которые вскоре будут претворены в жизнь. Многому в этой жизни дети учатся на примерах, а главный пример для ребенка – его любимые и любящие родители.

Текст выложен на сайте Центра тренинга и консультирования «12 коллегий»

Старшие и младшие дети в семье: как способствовать хорошим отношениям?..

Всем читающим эти строки — доброго времени суток!.. Сегодня хотела поднять тему, навеянную уже давно, и поделиться информацией про отношения между детьми в семье.

Хотя опыт нахождения в семье с двумя детками у меня не слишком большой — на данный момент чуть меньше 8 месяцев, но вполне могу назвать его позитивным. И в связи с тем, что довольно часто как клиенты, так и просто знакомые, рассказывают о сильных проявлениях ревности именно на начальном этапе отношений между детьми при появлении младшего — возможно, кому-то мои наблюдения по этому поводу покажутся полезными.

Скажу честно — я готовилась к очень разным чувствам со стороны старшего перед​ появлением малыша и затем, сразу после. Я считала (и продолжаю считать) ревность, грусть и любые другие чувства по этому поводу нормальными проявлениями и планировала, как буду помогать своему сыну их проживать, как буду обсуждать их с ним и таким образом вместе мы постепенно будем адаптироваться к новой ситуации, в которой он стал не единственным малышом в семье. Но в итоге, по крайней мере до сих пор, ничего из этого даже не потребовалось. Дети дружат и так, старший расстраивается, если младший ещё спит перед его уходом в детский сад и они не успевают поиграть; каждый раз, видясь после перерыва, они весело смеются друг другу — и для меня всё это невероятно ценно.

Да, конечно, на 100% никто не скажет, что именно таким отношениям поспособствовало. Однако, есть вещи, которые я делала осознанно, чтобы адаптация была более мягкой. Вот ими и хочу поделиться, тем более, что воочию наблюдаю множество примеров, когда люди поступают по-другому — и после обращаются с вопросами по поводу конфликтующих детей.

Мне понравилось раскладывать своё изложение материала на «списочки с циферками», нумерация — хороший способ структурирования в данном случае, так что, пожалуй, продолжу в том же духе и сегодня.
1. Ну для начала — я с ранних сроков беременности (недель с 8 примерно) разговаривала со старшим ребёнком о малыше. В первой беседе я сообщила, что у меня в животике живёт маленький секрет — и рассказала о том, что там развивается малыш. Потом мы вместе смотрели каждую неделю в приложении «Календарь беременности» в смартфоне картинки и читали информацию о том, как он меняется, постепенно обретая человеческие очертания и все больше умея. Инициатором подобных разговоров в-основном выступал уже старший сын, и вообще он регулярно интересовался, как там поживает малыш, что делает, и т.д. Честно — вообще не понимаю мотивацию рассказов детям о капусте, аистах и всем подобном… Ради чего им слушать это враньё?! А вот ещё один «великолепный» пример — только на днях наткнулась в сети: практически до окончания беременности старшим детям говорилось, что в животе у мамы растёт арбуз, т.к.она съела косточку летом. А потом — та-да-ам — сюрприз! — любимая мама исчезает непонятно куда на 3 дня, и возвращается со странным пищащим созданием, которого называют братом или сестрёнкой. Вместо арбуза) Если у старшего совсем не было времени психологически подготовиться, если ему не рассказывали, какими бывают малыши и как всё будет происходить — у него просто наступает шок — и это нормально. Как следствие чего-то значительного, нового и неожиданного. И тогда понятно, что в шоковом состоянии он может реагировать на это откуда ни возьмись появившееся создание очень по-разному.

2. Затем — на мой взгляд (и не только мой, это широко известное мнение психологов), у ребенка не должно быть дополнительных изменений в жизни, связанных с рождением следующего малыша. Например: он не должен идти в это время впервые в детский сад; не должен переставать кормиться грудью из-за беременности мамы или рождения младшего; не должен после родов переходить в другую комнату или свою кроватку… В-общем, все изменения, которые Вам кажутся необходимыми в укладе жизни старшего, важно осуществить заранее и не связывать их мотивацию для ребёнка с грядущим или уже случившимся пополнением в семействе. Как это выглядело у нас: во-первых, я кормила Егора грудью довольно долго, затем, когда мы завершили этот период — прошло несколько месяцев до запланированной беременности (в случае совсем маленькой разницы в возрасте между детками знаю как примеры успешного продолжения ГВ уже с обоими, так и отлучения — но тогда важно это делать до того, как Вы расскажете о своей беременности, и без привязки к будущему малышу). После того, как мы завершили грудное вскармливание, ребёнок перешёл спать из нашей кровати в свою, тогда ещё детскую, кроватку. И, наконец, за пару месяцев до рождения малыша мы приобрели старшему мебель детской уже с кроватью, более подходящей ему вплоть до окончания школьного возраста — и он постепенно переехал спать туда, чтобы появление брата не было связано для него с какими-то дополнительными изменениями. Что я часто слышу? Например, «ребёнок спал с нами, родился младший — и теперь старшему надо идти спать к себе, т.к.мы все не помещаемся. А он не хочет и закатывает истерики». Дорогие друзья! А Вам бы самим очень понравилось, если бы у дорогих Вам людей, с которыми Вы привыкли находиться много вместе, в т.ч.спать, вдруг появился другой — и потому Вас отправляли бы спать отдельно? Думаю, в связи с этим почти каждый из нас испытал бы чувства одиночества, ненужности и брошенности. Так почему дети должны чувствовать себя иначе? То же касается перехода в другую комнату и прочих важных изменений — лучше организовать их заранее и не связывать в сознании ребёнка со скорым появлением младшего.

3. Продолжая тему про чувство ненужности. Ещё одно часто наблюдаемое мной явление, на которое не могу смотреть без боли. Заключается оно в следующем: малыш рождается, сердобольные бабушки переживают, что маме тяжело с двумя/тремя и выше детьми и предлагают на время забрать старшего пожить к себе. Мамы же, которые ставят в приоритет не жизненно важные чувства старшего ребёнка, но собственное удобство и комфорт — на это соглашаются. Я не беру сейчас ситуацию, когда старший и так по каким-то причинам постоянно проживал с бабушкой — это не совсем здорово, но если он жил с не, понятно, что для него будет привычным продолжать жить с ней и сейчас. Но речь о классике — ребёнок проживал с мамой и папой, бывая у бабушки лишь иногда, и после рождения младшего его отдали туда именно пожить, на некоторое время. Ох, сколько же клиентов рассказывали о подобном травматичном опыте, случившемся с ними в детстве, приходя на тренинги и в терапию во взрослом возрасте… Обращаясь к родителям, которые считают, что это нормально — а Вы прямо ни капельки не почувствовали бы в такой ситуации, что тот, с кем родители предпочли остаться, для них важнее и любимее?.. А если почувствовали — насколько бы Вас обрадовала такая новость, и как бы Вы стали относиться к «объекту», сделавшему Вас в глазах родителей менее значимым? По-моему, ответ на поверхности, и те из детей, кто в подобной ситуации совсем не проявляет чувств ревности, злости или печали, вероятнее всего, либо боятся их показать, если чувства в семье не принято считать нормальными, либо уже научились подавлять их, «складируя» внутри себя. О последствиях такого подавления я уже рассказывала — например, в статьях про эмоциональное здоровье и про метод Мюррей. Если же Вам на самом деле непросто с появлением в семье ещё одного ребёнка, а бабушка или другие родственники предлагают помочь — почему бы не приглашать их иногда в этих целях к себе, или всем вместе не ходить к ним в гости? Причём часть того времени, в которое бабушка помогает, хорошо бы использовать для Вашего общения наедине со старшим — и здесь я плавно перехожу ко следующему пункту.

4. А следующий пункт как раз и заключается — в общении со старшим ребёнком или каждым из нескольких старших детей наедине. Понятно, что с рождением малыша по объективным причинам большую часть времени приходится проводить с ним. Но я считаю важным (и стараюсь регулярно это делать) выбирать ежедневно хотя бы 15-30 минут, чтобы провести их вдвоём со старшим. Это может быть и беседа о том, как прошёл его день, и прогулка, и какие-то интересные совместные занятия. Чтобы он знал, что по-прежнему есть время, когда мама (хотя к папам это тоже имеет прямое отношение) полностью с ним, когда, не отвлекаясь ни на кого и ни на что, может выслушать что-то важное или заняться вместе чем-то, для НЕГО важным. Это помогает ему почувствовать собственную значимость для близких взрослых, а это фундаментально важное чувство для формирования личности и жизненной стратегии ребёнка в будущем, поверьте моему опыту. При этом многие не делают такого (время наедине, проведенное согласно запросу и потребностям ребёнка) даже тогда, когда малыш в семье ещё один. У таких взрослых регулярно находится нечто более важное: дела по хозяйству/работе или какие-то занятия с ребёнком по выбору самого взрослого, за которыми, как они считают, время провести актуальнее. Я же (и не только лично я) хочу обратить внимание на важность времени вместе, вдвоём, проведенного выбранным ребёнком образом, для формирования близости с ним и доверительных отношений. Но об этом стоит поговорить отдельно.

5. Когда в семье появляется малыш, многие взрослые начинают считать, что старший становится много чего «должен». Например, носить памперсы, вешать ползунки, присматривать за младшим, гулять с ним, сидеть тихо — можно привести и много других примеров, в зависимости от разницы в возрасте. Но почему он все это обязан делать??? Разве это он принимал решение завести ещё одного ребёнка? Разве он за него в ответе, как юридически, так и просто по-здоровому рассудив? А если не он — так для чего Вы перекладываете на его детские плечи эту взрослую ношу? Чтобы облегчить жизнь себе? — так зачем потом удивляться, что некоторые дети из-за этого бунтуют… Это ещё одна травмирующая ситуация, которую потом часто рассказывают в терапии и болезненно проживают, отпуская этот опыт внутри себя. Причём внешне реакция старшего ребенка на это может быть совсем разной, от открытых попыток сопротивления и неподчинения до покорного принятия со взятием на себя роли ещё одного (часто самого близкого) родителя для появившегося малыша. И, какой бы ни была видимая реакция — это НЕ здорово. Дети должны сами оставаться Вашими детьми, а не отвечать за (Вашего же, заметьте) другого ребёнка. При этом я не говорю о том, что он вообще никогда не должен помогать. Во-первых, если его не принуждать — вполне вероятно, что ему и самому будет интересно иногда присматривать за малышом. Как происходит и у нашего старшего сына Егора — он периодически предлагает мне пойти сделать то или иное, говоря при этом: «А я послежу за Тимошей». Во-вторых, когда Вам с крохой нужна помощь, а второй ребёнок при этом не занят — будет нормально обратиться к нему с вопросом — а мог бы ты мне помочь принести вот это или сделать вот это? Только обратиться с вопросом — это значит принимать любой ответ, и если старший говорит про то, что сейчас занят или не хочет этого делать — Вы оставляете за ним это право. Егор иногда так нам и отвечает — но бывают и другие разы, когда он свободен и помогает с желанием и удовольствием (а часто и предлагает помощь сам). Для меня разница между просьбой помочь — и возложением этой помощи на ребёнка в качестве обязанности — колоссальна.
Есть вещи, за которые дети должны отвечать, и по мере взросления их становится больше. Например, укладывать аккуратно свои вещи, убирать за собой игрушки или учить уроки. Но по-здоровому ни при каких обстоятельствах ребёнок не должен нести ответственность за другого ребенка. И все ответы про деревни, где «семеро по лавкам смотрят друг за другом, а родители трудятся в поле» — всего лишь попытки взрослых себя оправдать. Смотреть-то смотрят, но какова цена и последствия (причем как для одних, так и для других)? Мне по роду деятельности известно слишком хорошо. А потому выбирайте, что вам важнее — собственное удобство и комфорт, или психологическое здоровье детей вкупе с отношениями между ними?..

6. Ну и разного рода часто используемые фразы типа «Ну ты же старший» или «Ну он же маленький» тоже, на мой взгляд, не слишком способствуют здоровому принятию детьми друг друга. Попробуйте искать способы разрешать возникающие между ними конфликты без привязки к возрасту. Ведь старший ребёнок, хотя и действительно взрослее, всё равно остаётся ребёнком… Важно об этом помнить.

7. А ещё мы всегда старались позволять старшему при его желании проявлять активность в общении с маленьким, с самых первых дней. Он трогал его за ручки, ножки, танцевал ими, делал нечто вроде гимнастики, показывал погремушки и другие игрушки, и пр.-разумеется, под нашим наблюдением. И останавливала я его только тогда, когда он в самом деле несколько перегибал палку, чем мог по незнанию навредить малышу. Тоже нередко наблюдаю, как мамочки боятся доверить кроху даже папе, не то что подпустить к нему старшего ребёнка: «Ты что, он же такой маленький, вдруг ты ему что-нибудь сломаешь!».. Проявив несколько раз инициативу к общению с братиком/сестрёнкой и получив такой ответ, ребёнок со временем может просто потерять интерес — и тогда странно потом удивляться, что когда малыш подрастает, близости между ним и старшими детьми не складывается. По-моему, это тоже логично.

Пожалуй, на этом это всё из основного, чем я хотела бы поделиться по данной теме. Безусловно, также важна и доброжелательная обстановка дома в целом, и совместное активное и интересное время, проводимое всей семьёй — об этом я уже писала. Ведь если засесть с малышом в четырёх стенах и никуда не выходить кроме ближайшей детской площадки (я сейчас про здоровых деток) — это грозит не только послеродовой депрессией маме, но и напряженной атмосферой во всей семье.

Поэтому — будьте заботливы, бережны и доброжелательны друг к другу, и пусть каждый новый малыш становится новым витком радости и света в вашей семье!

Лазерная облитерация вен

Вы так устали от своего младшего брата, который раздражает своей избалованностью и всегда получает то, что хочет? Ну, подождите, не много, прочитайте это, и вы не пожалеете.
Игнорируйте его
1. Займите позицию полного игнорирования. Чем больше вы спорите со своим братом, тем больше он будет донимать вас. Вместо этого, игнорировать его, насколько это возможно, и он может просто устать надоедать вам.
2. Просто попробуйте, с ним не разговаривать. Будьте все время чем-то занятой и в конце концов он потеряет интерес к попыткам докучать вам.
3. Будьте заняты. Используйте любые способы чтобы развлечь себя:
• играйте на IPod, iPhone, компьютере и т.д.
• Читайте книги или журналы.
• Играйте в игры даже на ходу.
• В худшем случае, «в случае если я застряла со своим братом дома» обложитесь всеми возможными гаджетами и тогда вы будете заняты в течение нескольких часов.
Будьте вежливы и проводите время с ним
1. Постарайтесь быть с ним милой. Он может быть удивлен изменением ситуации. Если вы, проводите время со своим братом будьте с ним приветливы, разговаривайте с ним вежливо, и, возможно, попытайтесь поиграть с ним, он может стать добрее. Может быть, причина, его злости в том что вы сами ссоритесь с ним, и он пытается держать свои чувства в себе.
2. Найти что-то, что вам обоим нравиться делайте вместе, например, играйте на улице, дома в видео игры, или просто бездельничайте. Ваш брат поймет, что вы не настолько плохая, как, возможно он о вас думал.
Расскажите о его поведении
1. Рассказать обо всем это в крайнем случае. Если у вас благие намерения, расскажите родителям о его поведении. Может быть он начал ссориться, когда вы просто предложили провести весело время, а он вдруг начал выходить из себя. Или если он сделал то, о чем не должен говорить родителям.
Предупреждения
• Не переусердствуйте, игнорируя его до такой степени чтобы совсем с ним не разговаривать. Вы можете продолжать проводить мало времени с братом, он ваш брат, и вы не можете его изменить.
• Не пересказывайте родителям все ваши перебранки до единой. В конце концов им надоест разбираться в ваших распрях. Ваш брат может ябедничать на вас, но он в какой-то момент сам может попросить о помощи

Исламская линия доверия: «Как заставить младшего брата уважать родителей?»

Как заставить младшего брата уважать родителей?

Добрый день! Мой младший брат и его жена непочтительно относятся к нашей матери, нас он не слушает, во всем поддерживает свою жену. Мы не знаем, что делать и как на него воздействовать. При этом он читает пятикратный намаз, ходит в мечеть.

Ответ:

Хвала Аллаху, Милостивому и Милосердному! Да благословит Аллах и приветствует пророка Мухаммада, его род, его семью, его сподвижников и его последователей вплоть до Судного Дня! Аминь.

Если ваш младший брат выстаивает обязательные намазы и регулярно ходит в мечеть, слушает пятничную проповедь, то он, иншаАллах, со временем изменится в лучшую сторону. Нужно способствовать и поддерживать исполнение им религиозных обязанностей и общение с праведными людьми.

Если вы видите, что ваш брат плохо относится к матери, то нужно тактично остановить его. И поговорить с ним без свидетелей. Нужно указать на его ошибки без грубости и унижений. Очень хорошо будет, если при этом вы процитируете речь Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Можно привести в пример жизнь праведных сподвижников, аулия и ученых, да будет доволен ими всеми Аллах, которые являются достойным примером обращения к матери. Известны истории, где праведные сыны, имеющие высокое положение в обществе и пользующиеся уважением, являлись домой по одному зову матери, чтобы подмести двор и помочь ей по хозяйству. Они шепотом отвечали матери в знак ее особого положения в исламе. И не важно кем была мать: верующей или многобожницей. Она всегда должна пользоваться почтением.

Есть также много историй о женах и их влиянии на своих мужей. Даже пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, прислушивался к своим женам, да будет доволен ими всеми Аллах. Но эти женщины были матерями правоверных и являются примером для всех нас по сей день. Поэтому не помешает знать эти истории и рассказывать о них, воспитывая в человеке самые достойные качества. Из них брат должен узнать, как ему вести себя с матерью и женой. Что ему делать, когда жена не покорна и как вести себя его жене, чтобы заслужить довольство Аллаха.

И если вы не знаете всех этих аятов, хадисов, историй и притч, воспитывающих в человеке лучшие нравы из наследия ислама, лучше обратиться к знающему человеку, пользующемуся уважением, чтобы он время от времени стал для вас напоминанием. Его можно звать в гости или самим приходить к нему. Лучше, конечно, делать это когда вы все вместе собраны за одним столом. Например, во время одного из вечеров чтения Корана или других традиций вашей семьи.

На человеческую психику еще воздействует мнение большинства значащих для него людей. И если поведение брата будет оставаться по отношеию к матери непочтительным, то вы можете собраться все вместе (дети матери) и в тактичной форме высказать свое недовольство. Это, пусть непродолжительно, но должно отразиться на поведении вашего брата.

Женщинам вашего семейства можно поговорить с женой брата, но это будет наименее эффективно и может вызвать лишь фитну. Лучше разговаривать и исправлять поступки того, кто отвественен за ее — то есть, ее мужа.

Вы, как старшие дети общей матери должны стать примером для своего братишки, как необходимо относиться к маме. И исправляйте его в тактичной форме каждый раз, как он ошибется. Увидев такое отношение к матери, ваш брат, да и его жена, задумаются и если не исправят свое истинное отношение к матери, то по крайнем мере, оно будет более осторожным и продуманным, хорошим во внешнем его проявлении. ИншаАллах.

Не забывайте, что желая исправить кого-то, вы сами должны начать с себя. Это наиболее действенно и является ежедневным напоминанием для всех вас.

Я желаю вам блага в обоих мирах. И хвала Аллаху, Господу миров!

Эльвира Садрутдинова

Была ли информация в этой статье вам полезной? Если да, сделайте репост!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *