Методики диагностики страхов

Методики диагностики страхов

Происхождение страхов у дошкольников

По различным причинам дети дошкольного возраста становятся наиболее подверженными воздействию неблагоприятных факторов. Число детей с признаками эмоционального неблагополучия возрастает. Они становятся легковозбудимыми, тревожными или агрессивными.

Происхождение страхов может иметь различный характер. Часть из них наблюдается из-за проблем и трудностей взаимоотношений дошкольника с родителями или же с ровесниками. Другие могут быть связаны с личностными переживаниями. Психологи считают, что формирование фобических расстройств имеет 2 основные теории происхождения, которые объединяют все причины возникновения.

Первая теория – травматический фактор, вторая же – следствие угрозы повторения этого фактора. Особенности психического развития детей зависят от реальности угрозы после пережитых стрессовых ситуаций, результатом которых стало формирование боязни определенного раздражителя. Аффективно-заостренное восприятие опасности является частью защитного механизма. Те дети, которые страдают от страхов, меняют собственное поведение и по-другому эмоционально реагируют.

Иммунитет к страхам, то есть отсутствие воздействия на психику, наблюдается очень редко. Психологи уверены, что для нормального развития детей это неестественно. Подобные проблемы могут указывать на проблемы с выражением эмоций, чрезмерную возбудимость и даже слабые инстинкты самосохранения.

Особенности страхов у дошкольников

Зарождение страхов напрямую связано с патогенезом развития неврозов у детей и подростков. Важно разобраться в особенностях их диагностирования. Оценка действий раздражающих факторов, а также влияние этих процессов на формирование личности, помогут привести психику в норму. Без знаний о возрастной динамике таких проблем коррекция страхов не будет эффективной. Важно и то, что появление фобических расстройств по-разному характеризуется у мальчиков и девочек.

Психолог А.И Захаров в своих трудах указал на такие особенности развития тревожности у детей дошкольного возраста:

  1. Страхи возникают чаще у девочек, чем у мальчиков в возрасте от 3 до 15 лет.
  2. У девочек и мальчиков встречается разный характер и направленность страхов.
  3. Мальчики больше скрывают собственную тревожность к страхам, чем девочки.

Благоприятное отношение к детям со стороны родителей и социальной группы и другие признаки нормализации жизненных обстоятельств, могут привести к тому, что они самостоятельно преодолевают страхи. С возрастом проблемы исчезают, но не всегда. Некоторые подвергаются сложностям личностного развития, испытывают сложности в адаптации или подвергаются невротическим расстройствам.

А.Захаров предложил систему распределения страхов по полу и годам, заключив их в определенные характеристики. Всего в труде ученого описывалось 28 вариантов фобий. Для дошкольников выделено более половины из них.

Возрастные этапы формирования страхов

Учеными доказано, что возникновение страхов зависит от возраста детей, а также уровня психического развития. Появление отклонений в особенностях развития, является следствием эмоциональной чувствительности и мнительности детей. Свое влияние оказывают и родители, которые могут с беспокойством и чрезмерной опекой вызвать страх перед воображаемыми или реальными раздражителями. Особенно это касается девочек.

С рождения страх проявляется на уровне инстинктов. Под действием окружающего мира он может трансформироваться с восприятием «своего» и «чужого», «плохого» и «злого» и т.д. Взрослея, дети становятся менее зависимыми от инстинктов, и их страхи становятся более реальными, имеющими под собой определенную основу.

Страхи у новорожденных

У новорожденных определение страхов затруднено особенностями развития. Ученные уверены, что выявлять определенные признаки можно только с семимесячного возраста. Сами же разновидности тревожности чаще связаны с защитным механизмом, проявляющимся на инстинктивном уровне:

  • страх приближения большого предмета;
  • страх громких звуков;
  • боязнь яркого света.

В течение первого года жизни эти страхи исчезают. У ребенка развивается чувство привязанности к матери, и он уже боится ее упускать из виду. Такое явление является следствием зарождения эмоциональной привязанности к матери. При нормальном течении жизни новорожденный постепенно перерастает такую проблему, все чаще отпуская близкого человека от себя.

Ребенок боится чужих людей

С 8 месяцев развивается боязнь незнакомых людей. Она связана с пониманием принципов «свое» и «чужое». Замечая незнакомцев, ребенок находит признаки отличия их от матери или отца. Признаками появившихся проблем могут являться:

  • плохой сон;
  • капризность;
  • легковозбудимость;
  • беспокойство;
  • неустойчивость настроения.

Это влияет на формирование личностных качеств, адаптивные функции и установление характера. Важно устроить ребенку максимально благоприятные условия жизни, избавить его от стрессов, длительных поездок, переездов и т.д.

2-3 год жизни

Со второго года дети меньше испытывают неосознанную боязнь. Они начинают активно познавать мир, получая первый жизненный опыт. Появление страхов может являться следствием этих процессов. Дети в этом возрасте могут бояться:

  • резких звуков;
  • боли;
  • высоты;
  • остаться в одиночестве.

На третьем году жизни дети начинают активнее воспринимать информацию от родителей. У них развивается чувство ответственности за собственные поступки. У трехлеток появляется боязнь наказания.

Нередко влияют и случаи агрессии со стороны животных, которые также могут стать причиной расстройств. Особенно это касается собак. В этот период важно, чтобы дети научились выражать свои мысли, делиться переживаниями со своими родителями. Задача же взрослых связана с оказанием своевременной помощи своему, даже если некоторые страхи имеют воображаемый характер.

3-5 год жизни

Начиная с трех лет количество страхов у детей начинает увеличиваться. Жизнь в современном мире имеет свои преимущества и недостатки, трезво оценивать которые мозговая деятельность детей не в состоянии. В период с 3 до 5 лет зарождение страхов напрямую связано с окружающим миром и действиями родителей, которые бывают излишне обеспокоены или же принципиальны. Чаще всего дети этого возраста боятся:

  • боли;
  • воды;
  • замкнутого пространства;
  • одиночества;
  • транспорта;
  • персонажей из книг, фильмов и т.д.

С 5-6 лет ребенок начинает понимать, что он взрослеет, как и окружающие его близкие люди. Он может бояться как собственной смерти, так и потери своих близких. Осознание пространства и времени и необратимости последствий этих процессов может стать причиной появления страха смерти.

Страхи у старших дошкольников

Возникновение страхов у детей старшего дошкольного возраста часто питает силы из-за осознания социальной роли под действием ситуации в семье. Различные конфликты, болезни, вынужденная смена детского сада и др., усиливают ощущение страха, делают его более острым и непредсказуемым.

Старшие дошкольники также могут ощущать первые «плоды» от определения роли в обществе. Первые налаживания контактов со сверстниками, эмоциональная привязанность и чувства отвращения к агрессивным детям, формируют восприятие мира. Некоторые родители не контролируют свободное время своих детей, разрешая им играть в компьютерные игры, смотреть фильмы со сценами насилия и т.д. Это также может стать причиной зарождения страхов.

Основные методики диагностики страхов

Диагностика страхов основывается на различных методиках взаимодействия с ребенком. Часто используются беседы о страхах, а также методы арт-терапии и исследования в форме игр. Исследование у младших дошкольников проводится при помощи рисования. Задача ребенка – изобразить собственный страх.

Сегодня психологи используют более 20 различных методов выявления страхов. Наиболее распространенные из них:

  • «Страхи в домиках»;
  • «Страх, когда я сплю и бодрствую»;
  • «Мои страхи»;
  • «Рисунок семьи».

Также эффективна и куклотерапия. Такая методика выявления детских страхов основывается на наблюдении за детьми, которые в одиночестве проводят время с игрушками. Обычное наблюдение за ребенком постепенно переходит к вмешательству специалиста, который в игровой манере должен провести диагностический сеанс.

Особенно помогает такая методика при знании предмета, которого боится ребенок. Среди подобранных заранее игрушек должны быть те, которые олицетворяют собой страх юного пациента. Важно придумать сюжет, в котором, играя, ребенок сможет побороть собственную боязнь. Главное, чтобы дошкольник осознал, что он сильнее и могущественнее объекта собственного страха.

Страхи в домиках

Эта методика разработана психологом М.Панфиловой. Ее особенность в том, что процесс диагностики напоминает детям игру. Дошкольнику выдается два листа бумаги и карандаши. На бумаге он должен нарисовать 2 дома разных цветов, в которые он должен «поселить» собственные страхи. В один домик дошкольник должен поместить все нестрашное, а в другой страшное.

После того как все «страшные» страхи будут помещены в один из домов, ребенку дается задание нарисовать на его двери замок, ключи от которых были потеряны. Такие действия помогут дошкольнику осознать, что его боязнь надежно закрыта и не навредит ему.

Страх, когда я сплю и бодрствую

Эта методика создана психологом Захаровой. Она также основана на рисовании страхов. Задача психолога дать четкие инструкции дошкольнику. Пациент должен изобразить свой страх, а позже его вербализовать.

Задание нарисовать свой страх

Такая диагностика эффективна при налаживании контакта с детьми, которые страдают от повышенной тревожности. Рассказывая про свой рисунок, дошкольник знакомит специалиста со своими страхами. Такой метод обладает важными свойствами психокоррекции. Обсуждение рисунка в игровой форме позволяет трансформировать внутренние ресурсы, их направление и характер с защиты на личностные изменения конструктивной формы.

Мои страхи

Эта популярная методика также основана на рисовании. Первоочередной задачей психолога является ознакомительная беседа. Специалист налаживает контакт с ребенком, узнает от него, чего он боится. Следующий шаг – рисование без заданной темы.

Такая методика эффективна в диагностике страхов у детей как младшего, так и старшего дошкольного возраста. Ее особенность в том, что психолог может детально проанализировать рисунок, уделяя внимание форме изображенного предмета, его отдельных частей и цвета.

Рисунок семьи

Такая методика часто используется при подозрении на проблематичные отношения с матерью и отцом. Проблемы в семье оставляют серьезный отпечаток на психике ребенка, из-за чего он может менять свое отношение к близким, занимать определенное место и т.д. Сама методика строится на 2 этапах. Первый — изображение семьи на бумаге. Второй — опрос пациента.

Как рисунок будет готов, психолог принимается за опрос, который проводится в игровой форме. Задаются такие вопросы:

  1. Чья семья нарисована? (Семья пациента, друга или какого-то вымышленного героя).
  2. Где находятся нарисованные люди, и чем они занимаются?
  3. Кто в семье имеет какую роль?
  4. Кто из персонажей симпатизирует дошкольнику?
  5. Кто из персонажей самый грустный?
  6. Кого и как из нарисованных детей наказывают родители?

Также можно использовать вымышленную историю о том, что семья собралась на прогулку, но места в их машине не хватает для одного человека. Дошкольнику следует задать вопрос о том, кого бы семья оставила дома.

Из полученных ответов психолог получает достаточное количество информации о страхах пациента. Перед специалистом открывается достаточная картина для того, чтобы правильно подобрать метод коррекции расстройства.

Как определить у дошкольника страх разлуки

Обследование у младших школьников, а также у дошкольников об их адаптивности в социальной группе часто показывает наличие у детей страха разлуки с родителями. Основная особенность такой тревожности в том, что ребенок преодолевает чувство собственной привязанности к близким, что благоприятно сказывается на его личностном развитии. Для самого ребенка это мучительно.

Психологи П. Бейкер и М.Алворд создали эффективную методику выявления детей, страдающих от страха разлуки с близкими. Учеными были установлены признаки, по которым каждый детский психолог может определить страдающего:

  1. Постоянные расстройства ребенка, его печаль после ухода родителей.
  2. Беспокойство о взрослом.
  3. Постоянное беспокойство о том, что родные не заберут его домой.
  4. Систематический отказ идти в детсад.
  5. Систематически возникающий страх оставаться в одиночестве.
  6. Страх засыпать одному и ночные кошмары.

Также следует учитывать и наличие жалоб у детей по их состоянию здоровья. Страх расставания, воздействия на психику дошкольника могут вызвать признаки наличия различных болезней. Важно своевременно выявлять их и фиксировать.

Методики диагностики страхов у дошкольников имеют свои особенности. Психика детей в этом возрасте постоянно подвергается внешнему пагубному воздействию. Приступать же к методам взрослой диагностики и коррекции сложно из-за особенностей умственного, психического и поведенческого развития.

Сегодня психологам известны более 20 различных методик психодиагностики. Наиболее распространенные из них связаны с рисованием и играми. Находясь в психологически привычной обстановке, дошкольнику легче передать свои чувства и рассказать о том, чего он боится.

Методики для диагностики возрастных страхов у детей дошкольного возраста

Методика №1″Страхи в домиках» М.А. Панфилова

Цель: выявить какой именно страх испытывает ребенок. Тест «Страхи в домиках» проводится с одним ребенком или с группой детей.

Инструкция: » В красный и черный дом надо расселить 29 страхов. В каком доме (красном или черном) будут жить страшные страхи, а в каком нестрашные? Я буду перечислять страхи, а ты показывай соответствующий дом».

После выполнения задания детям предлагается закрыть страшный дом на замок, который они сами рисуют, а ключ выбросить или потерять. Страхи в черном доме подсчитываются и соотносятся с возрастными нормами.

Страхи:

1. Когда останешься дома один;

2. Нападения, бандитов;

3. Заболеть, заразиться;

4. Умереть;

5. Того, что умрут твои родители;

6. Каких – то людей;

7. Маму или папу;

8. Того, что они тебя накажут;

9. Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ;

10. Опоздать в детский сад;

11. Перед тем как заснуть;

12. Страшных снов;

13. Темноты;

14. Волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);

15. Машин, поездов, самолетов; (страхи транспорта);

16. Бурана, урагана, грозы, наводнения, землетрясения (страхи стихии);

17. Когда очень высоко (страхи высоты);

18. Когда очень глубоко (страх глубины);

19. В маленькой тесной комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страхи замкнутого пространства);

20.Воды;

21. Огня;

22.Пожара;

23. Войны;

24. Больших улиц, площадей;

25. Врачей (кроме зубных);

26. Крови ( когда идет кровь);

27.Уколов;

28. Боли (когда больно);

29. Неожиданных, резких звуков, когда что – то внезапно упадет, стукнет.

Возрастные нормы (по А.И. Захарову).

Среднее число страхов у детей (по полу и возрасту)

Таблица 1.

Таблица 2

п/п

Фамилия, имя ребенка

Страхи «черного домика»

Страхи «красного домика»

Всего страхов

В черном домике

В красном домике

Методика №2 » Нарисуй свой страх» А.И. Захаров

Цель: выявление страхов у детей.

Ход: перед каждым ребенком кладется лист бумаги и цветные карандаши.

После предварительной беседы, актуализирующей воспоминания ребенка о том, что его пугает, ему предлагают лист бумаги и цветные карандаши. В процессе анализа обращается внимание на то, что ребенок нарисовал, а также на цвета, использовавшиеся им в процессе рисования. По окончании рисования ребенка просят рассказать о том, что он изобразил, т. е. вербализовать свой страх. Ребенок может спросить у взрослого, как нарисовать страх. Подсказать можно, но в самых общих чертах — так, чтобы на визуальное воплощение детской фантазии не повлиял субъективизм взрослого. К примеру, если ребенок спрашивает, как нарисовать Бабу Ягу, следует ответить: «Нарисуй ее так, как ты видишь!» «А как я ее вижу? — может спросить ребенок. — Какое у нее лицо, нос?» Отвечайте приблизительно так: «Нарисуй большой нос крючком и большие зубы». Взрослый, таким образом, не навязывает ребенку свое представление, а только подталкивает его к тому, чтобы его собственное представление образа более четко отразилось в сознании.

Детям предлагается инструкция: » Давайте нарисуем то, чего вы больше всего боитесь».

Оценка уровня выраженности страха осуществлялась по следующим показателям: что ребенок нарисовал, какие цвета преобладают в изображениях ( черный, красный, синий либо розовый, желтый, голубой ), яркость рисунков, четкость или расплывчатость контуров, нажим карандаш.

Высокий уровень страха предполагает неуверенность в себе, нерешительность, низкую самооценку, недоверчивость к окружающим, присутствие агрессия и подозрительности.

Средний уровень страха — общительность, адекватная самооценка, уверенность в себе.

Низкий уровень страха — достаточная уверенность в себе, общительность, преобладание повышенного настроения.

Тест №3 «Сказка» Л. Дюсс

Цель: определить эмоциональные проявления, сферу тревоги ребенка; исследовать межличностные отношения между детьми и родителями в семье.

Сказка «Птенец».

Цель: выявить степень зависимости ребенка от одного или обоих родителей.

В гнездышке на дереве спят птички: папа, мама и маленький птенец. Вдруг налетел сильный ветер, ветка ломается, гнездышко падает вниз: все оказываются на земле. Папа летит и садится на одну ветку, мама – на другую.

Что делать птенцу?

Птенец тоже полетит и сядет на какую – нибудь ветку.

Полетит к маме, потому что испугался.

Полетит к папе, потому что он сильней.

Останется на земле, потому что не умеет летать, но будет звать

На помощь, и папа (или мама)

прилетит и заберет его.

  • Не умеет летать, потому останется на земле.

  • Попытается лететь, но не сумеет.

  • Умрет во время падения.

  • Умрет от голода, дождя, холода.

  • О нем все забудут, и кто – нибудь на него наступит.

Сказка «Страх»

Цель: определить наличие страха, тревоги.

Один мальчик говорит себе тихо – тихо: «Как страшно!» Чего он боится?

Нормальные ответы

Настораживающие ответы

  • Вел себя плохо и теперь боится наказания.

  • Пропустил уроки в школе, поэтому боится, что мама будет ругать.

  • Боится темноты.

  • Боится какого – то животного.

  • Ничего не боится, просто пошутил. На все эти ответы нужно попросить ребенка дать более детальные объяснения и уточнения, используя наводящие вопросы.

  • Боится, что его украдут.

  • Чудовище хочет украсть его и съесть.

  • Боится остаться один.

  • Боится, что какой – нибудь зверь залезет в кровать.

  • Боится, что придет вор и ударит его ножом.

  • Боится, что умрет папа, мама.

Подобные патологические идеи выражают скрытую агрессивность по отношению к родителям, следовательно, вызывают у ребенка чувство вины и склонность к самобичиванию.

Сказка «Новость»

Цель: выявление у ребенка чувства неоправданной тревожности или страха, наличие невысказанных желаний и ожиданий.

Один мальчик возвращается с прогулки (из школы, со двора, где он играл в футбол), и мама ему говорит: «Наконец – то ты пришел. Я должна сообщить тебе одну новость». Какую новость хочет сообщить ему мама?

К обеду придет гость.

Придут гости.

Кто – то позвонил и сообщил приятную новость (приглашение в гости, выздоровление).

Мама хочет, чтобы мальчик сел заниматься. Мама узнала что – то важное.

  • Кто – то в семье умер.

  • Мама хочет отругать мальчика, который не должен был выходить на улицу в этот день.

  • Мама хочет что – то запретить мальчику.

  • Мама сердится, потому что мальчик опоздал, и хочет сказать ему, что больше не выпустит его на улицу.

Материал на тему: Методики выявления страхов у детей дошкольного возраста

Проективная методика А. И. Захарова «Мои страхи»

Цель. Выявление страхов у детей.

Детям предлагается рисовать цветными карандашами. Для активизации интереса к рисованию дома за месяц до этого детей просят принести свои рисунки. На первых двух подготовительных занятиях детям предлагают выбрать темы для рисования. После подготовительных занятий можно приступать к тематическому рисованию. Такие занятия проводятся два раза в неделю и затрагивают одну или две темы.

Рисование страхов детьми не приводит к его усилению, а наоборот, снижает напряжение от тревожного ожидания его реакции. В рисунках страх уже во многом реализован как нечто уже происшедшее, фактически случившееся; остается меньше недосказанного, неясного, неопределенного. Вместе все это снимает аффективно-травмирующее звучание страха в психике ребенка. Важно, во-первых, то, что задание дает педагог или психолог, которому ребенок доверяет. Во-вторых, само рисование происходит в жизнерадостной атмосфере общения со сверстниками, обеспечивая поддержку с их стороны, не говоря уже об одобрении самого педагога.

Вначале проводится индивидуальная беседа, в которой выясняется, боится ли ребенок одиночества, нападения (бандитов), заболеть, умереть, смерти родителей, некоторых людей, наказания, сказочных персонажей, темноты, животных, транспорта, стихии, высоты, глубины, воды, огня, врачей, крови. Составив список страхов каждого ребенка, педагог дает задание нарисовать их.

Перед детьми ставится цель отобразить наиболее яркий страх. Какой именно, детям не объясняется, каждый ребенок должен выбрать его сам.

Ход. После предварительной беседы, актуализирующей воспоминания ребенка о том, что его пугает, ему предлагают лист бумаги и цветные карандаши. В процессе анализа обращается внимание на то, что ребенок нарисовал, а также на цвета, использовавшиеся им в процессе рисования. По окончании рисования ребенка просят рассказать о том, что он изобразил, т. е. вербализовать свой страх. Ребенок может спросить у взрослого, как нарисовать страх. Подсказать можно, но в самых общих чертах – так, чтобы на визуальное воплощение детской фантазии не повлиял субъективизм взрослого. К примеру, если ребенок спрашивает, как нарисовать Бабу-ягу, следует ответить: «Нарисуй ее так, как ты видишь». – «А как я ее вижу?» – может спросить ребенок. «Какое у нее лицо, нос?» Отвечайте приблизительно так: «Нарисуй большой нос крючком и большие зубы». Взрослый, таким образом, не навязывает ребенку свое представление, а только подталкивает его к тому, чтобы его собственное представление образа более четко отразилось в сознании.

Инструкция. «Давайте нарисуем то, чего вы больше всего боитесь». Оценка уровня выраженности страха осуществляется по следующим показателям: что ребенок нарисовал, какие цвета преобладают в изображениях (черный, красный, синий либо розовый, желтый, голубой), яркость рисунков, четкость или расплывчатость контуров, нажим карандаша.

Высокий уровень страха предполагает неуверенность в себе, нерешительность, низкую самооценку, недоверчивость к окружающим, присутствие агрессии и подозрительности.

Средний уровень страха – общительность, адекватная самооценка, уверенность в себе.

Низкий уровень страха – достаточная уверенность в себе, общительность, преобладание повышенного настроения.

Опросник А. И. Захарова «Подверженность ребенка страхам»

Цель. Определение страхов, присущих среднему дошкольному возрасту.

Методика проводится в виде индивидуальной беседы с детьми, в процессе которой им задаются 29 вопросов.

Ты боишься или не боишься:

1) когда остаешься один дома;

2) нападения;

3) заболеть;

4) умереть;

5) смерти близких;

6) чужих людей;

7) потеряться;

8) мамы, папы;

9) наказания;

10) сказочных героев (Бабы-яги, Кощея, Бармалея…);

11) опоздания в детский сад (школу);

12) страшных снов;

13) темноты;

14) животных (волка, змей…);

15) насекомых;

16) транспорта (самолетов, машин…);

17) высоты;

18) глубины;

19) тесных маленьких помещений;

20) воды;

21) огня;

22) войны;

23) стихий (наводнения, урагана, грозы);

24) больших помещений, улиц;

25) врачей;

26) уколов;

27) боли;

28) крови;

29) резких, громких звуков (когда внезапно что-то упадет, стукнет)?

Беседа проводится неторопливо и обстоятельно. Экспериментатор перечисляет страхи и ждет ответа от детей «да» – «нет» или «боюсь» – «не боюсь». Вопрос, боится или не боится ребенок, повторяется время от времени, чтобы избежать наводки страхов, их непроизвольного внушения. При стереотипном отрицании всех страхов детей экспериментатор просит давать развернутые ответы типа «не боюсь темноты», а не «нет» или «да». Взрослый, задающий вопросы, сидит рядом, а не напротив ребенка, периодически подбадривает его и хвалит за то, что он говорит все как есть.

Подсчитывается количество указанных ребенком страхов: 0-12 – низкий уровень подверженности страхам; 13–15 – средний уровень подверженности страхам; 16–29 – высокий уровень подверженности страхам.

Так, высокий уровень подверженности страхам предполагает наличие у ребенка таких особенностей, как неадекватная самооценка, тревожность, напряженность, пугливость, низкая общительность, подозрительность и недоверчивость к окружающим.

Средний уровень подверженности страхам предполагает достаточную общительность, ненапряженность, быстроту ответов на вопросы.

Низкий уровень подверженности страхам характеризуется наименьшей тревожностью, ненапряженностью, уверенностью в себе, общительностью, налаженностью отношений с окружающими, преобладанием повышенного настроения, быстротой ответов на вопросы.

Тест «Страхи в домиках» М. А. Панфиловой

Из книги: Шамилова Г. А.Психодиагностика эмоциональной сферы личности: Практическое пособие. М., 2006.

Назначение методики.Диагностика наличия страхов.

Автором произведен своеобразный синтез двух известных методик: модифицированной беседы А. И. Захарова и теста «Красный дом, черный дом». Модифицированная беседа о страхах А. И. Захарова предполагает выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.). Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, каким конкретно страхам они подвержены. Выяснить весь спектр страхов можно специальным опросом при условии эмоционального контакта с ребенком, доверительных отношений и отсутствия конфликта. О страхах следует расспрашивать кому-нибудь из знакомых взрослых или специалистов при совместной игре или дружеской беседе. Впоследствии самим родителям уточнить, чего именно и насколько боится ребенок.

Беседа представляется как условие для избавления от страхов посредством их проигрывания и рисования. Начать спрашивать о страхах по предлагаемому списку имеет смысл у детей не раньше 3 лет, вопросы должны быть доступными для понимания в этом возрасте. Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа «да» – «нет» или «боюсь» – «не боюсь». Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только время от времени. Тем самым избегается наводка страхов, их непроизвольное внушение. При стереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутые ответы типа «не боюсь темноты», а не «нет» или «да». Взрослый, задающий вопросы, сидит рядом, а не напротив ребенка, не забывая его периодически подбадривать и хвалить за то, что он говорит все как есть. Лучше, чтобы взрослый перечислял страхи по памяти, только иногда заглядывая в список, а не зачитывая его.

Совокупные ответы ребенка объединяются в несколько групп по видам страхов, которые были сформулированы А. И. Захаровым. Если ребенок в трех случаях из четырех-пяти дает утвердительный ответ, то этот вид страха диагностируется как имеющийся в наличии. Проведение этой методики является достаточно простым и не требующим специальной подготовки.

Ребенку предлагается нарисовать два дома – красный и черный (возможен вариант предъявления ребенку листа с уже нарисованными домами). В эти дома либо самостоятельно (если это младшие школьники и более старшие дети), либо с помощью экспериментатора (если это дошкольники) детям предлагается расселить страхи: в красный дом – «нестрашные», в черный – «страшные» страхи. После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ выбросить или потерять. Автор предполагает, что данный акт успокаивает актуализированные страхи. Анализ полученных результатов заключается в том, что экспериментатор подсчитывает страхи в черном доме и сравнивает их с возрастными нормами. А. И. Захаров предлагает возрастные нормы страхов и их распределение (по полу и возрасту). Из 29 страхов, выделенных автором, у детей наблюдаются от 6 до 15. У городских детей возможное количество страхов доходит до 15.

Стимульный материал. Лист формата A4 с изображениями домиков, карандаши.

Инструкция. Психолог обращается к ребенку: «В черном домике живут страшные страхи, а в красном – нестрашные. Помоги мне расселить страхи из списка».

Ты боишься или не боишься:

1) когда остаешься один дома;

2)нападения;

3)заболеть;

4) умереть;

5) смерти близких;

6) чужих людей;

7) потеряться;

8) мамы, папы;

9) наказания;

10) сказочных героев (Бабы-яги, Кощея, Бармалея…);

11) опоздания в детский сад (школу);

12) страшных снов;

13) темноты;

14) животных (волка, змей…);

15) насекомых;

16) транспорта (самолетов, машин…);

17) высоты;

18) глубины;

19) тесных маленьких помещений;

20) воды;

21) огня;

22) войны;

23) стихий (наводнения, урагана, грозы);

24) больших помещений, улиц;

25) врачей;

26) уколов;

27) боли;

28) крови;

29) резких, громких звуков (когда внезапно что-то упадет, стукнет)?

Обработка и регистрируемые показатели. На основе полученных данных делается вывод о наличии страхов у ребенка. Большое число страхов у ребенка – это важный показатель предневротического состояния. Такого ребенка следует причислить к группе риска и проводить с ним специальную коррекционную работу.

Все перечисленные страхи у детей делят на следующие группы:

• «медицинские» страхи (боль, уколы, врачи, болезнь);

• страхи с причинением физического ущерба (неожиданные звуки, транспорт, огонь, пожар, стихия, война);

• страхи смерти (своей);

• страхи животных и сказочных персонажей;

• страхи кошмарных снов и темноты;

• социально-опосредованные страхи (людей, детей, наказания, опоздания, одиночества);

• пространственные страхи (высоты, воды, замкнутых пространств).

Уровневые значения. Все результаты оцениваются в баллах. Низкий уровень страха – от 0 до 7 баллов; средний уровень страха – от 8 до 15 баллов; высокий уровень страха – от 16 и выше.

Методика диагностики детских страхов А. И. Захарова

Цель. Выявление количества и группы детских страхов.

Инструкция. «Скажи, пожалуйста, ты боишься или нет…»

1) остаться один;

2) заболеть;

3) умереть;

4) каких-то детей;

5) воспитателей;

6) того, что они тебя накажут;

7) Бабу-ягу, Кощея, Бармалея;

8) страшных снов;

9) темноты;

10) волка, медведя, пауков, змей;

11) машины, поездов, самолетов;

12) бури, грозы, наводнения;

13) высоты;

14) быть в маленькой темной комнате, туалете;

15) воды;

16) огня, пожара;

17) войны;

18) врачей, кроме зубных;

19) крови;

20) уколов;

21) боли;

22) резких звуков (внезапно что-то упадет, стукнет).

Обработка результатов. На основе ответов о количестве страхов у детей, наличие большого количества разнообразных страхов – это важный показатель преневротического показателя, таких детей следует относить к группе риска и проводить специальную работу, может быть показана консультация у детского психоневролога.

Эти страхи можно разделить на несколько групп.

1. Медицинские (боль, уколы, врачи, болезни, кровь).

2. Физические ущербы (транспорт, огонь, стихии, война, звуки).

3. Страх смерти (умереть).

4. Животных и сказочных персонажей.

5. Кошмарных снов, темноты.

6. Социальные страхи (люди, одиночество, опоздания, дети, наказания).

7. Пространственные (высота, вода, замкнутое пространство).

При выявлении преобладающих страхов и того, что с ними связано, интенсивности переживания проводится следующая беседа – глубокое интервью в рамках рассматриваемой методики (для выяснения того, почему ребенок боится).

Проективная методика исследования личности ребенка. Этот тест был составлен детским психологом доктором Луизой Дюсс.

Он может быть использован в работе с детьми даже самого раннего возраста, которые пользуются крайне простым языком для выражения своих чувств.

Правила проведения теста

Вы рассказываете ребенку сказки, где фигурирует персонаж, с которым ребенок будет идентифицировать себя. Каждая из сказок заканчивается вопросом, обращенным к ребенку.

Провести этот тест не очень сложно, поскольку все дети любят слушать сказки.

Советы по проведению теста

Важно обратить внимание на тон голоса ребенка, на то, насколько быстро (медленно) он реагирует, не дает ли поспешных ответов. Наблюдайте за его поведением, телесными реакциями, мимикой и жестами. Обратите внимание, в какой мере его поведение во время проведения теста отличается от обычного, повседневного поведения. Согласно Дюсс, такие нетипичные реакции ребенка и особенности поведения, как:

  • просьба прервать рассказ;
  • стремление перебить рассказчика;
  • предложение необычных, неожиданных окончаний историй;
  • торопливые и поспешные ответы;
  • изменение тона голоса;
  • признаки волнения на лице (излишнее покраснение или бледность, потливость, небольшие тики);
  • отказ отвечать на вопрос;
  • возникновение настойчивого желания опередить события или начать сказку сначала,

— все это признаки патологической реакции на тест и сигналы какого-то психического расстройства.

Необходимо иметь в виду следующее

Детям свойственно, слушая, пересказывая или придумывая истории и сказки, искренне выражать свои чувства, в том числе и негативные (агрессия). Но лишь при условии, что это не носит навязчивого характера. Также, если ребенок постоянно выказывает нежелание слушать рассказы, содержащие элементы, вызывающие тревогу и беспокойство – на это следует обратить внимание. Избегание сложных ситуаций в жизни – это всегда признак неуверенности и страха.

Тесты

  • Сказка-тест «Птенец». Позволяет выявить степень зависимости от одного из родителей или от обоих вместе.
  • Сказка-тест «Ягненок». Сказка позволяет узнать, как ребенок перенес отнятие от груди.
  • Сказка-тест «Годовщина свадьбы родителей». Помогает выяснить, как ребенок видит свое положение в семье.
  • Сказка-тест «Страх». Выявить наличие страхов у своего ребенка.
  • Сказка-тест «Слоненок». Позволяет определить, не возникает ли у ребенка проблем в связи с развитием сексуальности.
  • Сказка-тест «Прогулка». Позволяет выявить, какой степени ребенок привязан к родителю противоположного пола и враждебен к родителю одного с ним пола.
  • Сказка-тест «Новость». Попытаться выявить у ребенка наличие тревожного состояния, невысказанного беспокойства.
  • Сказка-тест «Дурной сон». Можно получить более объективную картину детских проблем, переживаний и т.д.

> Опытно-педагогическая работа по профилактике возрастных страхов у детей старшего возраста

Диагностика уровня и видов страхов у детей старшего дошкольного возраста

На сегодня проблема особенностей страхов в поведение детей старшего дошкольного возраста является актуальной как в теоретическом, так и в практическом плане.

Не смотря на существование достаточного количества экспериментальных работ и теоретических обобщений, до сих пор ещё нет целостного представления о данной проблеме.

Для решения данной проблемы, нами было проведено исследование на базе муниципального дошкольного учреждения №14 г. Тихорецка Краснодарского края, в котором были задействованы 20 детей старшего дошкольного возраста.

Организация и ход экспериментальной работы включали в себя три этапа:

Ш констатирующий;

Ш формирующий.

Учитывая это, мы следовали при изучении возрастных страхов ряду правил:

1. использовать разноплановые методики;

2. предложенные в методиках ситуации должны быть максимально знакомыми и понятными и детям;

3. получаемые результаты должны быть очевидными и содержательными.

На первом этапе работы нами были изучены диагностические методики отечественных и зарубежных авторов и составлена диагностическая программа.

Она включала: М.А. Панфиловой «Страхи в домиках» и методику выявления детских страхов А.И. Захарова, проективный тест «Сказка» (Сказка «Страх») Луизы Дюсс, методику «Нарисуй свой страх» А.И. Захарова.

Нами была проведена методик «Страхи в домиках» М.А. Панфиловой, с целью выявления видов и уровней страха.

Ребенку предлагается нарисовать два дома — красный и черный (возможен вариант предъявления ребенку листа с уже нарисованными домами).

В эти дома либо самостоятельно (если это младшие школьники и более старшие дети), либо с помощью экспериментатора (если это дошкольники) детям предлагается расселить страхи: в красный дом — «нестрашные», в черный — «страшные страхи». После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ — выбросить или потерять. Автор предполагает, что данный акт успокаивает актуализированные страхи. Анализ полученных результатов заключается в том, что экспериментатор подсчитывает страхи в черном доме и сравнивает их с возрастными нормами. А.И. Захаров предлагает возрастные нормы страхов и их распределение (по полу и возрасту). Из 29 страхов, выделенных автором, у детей наблюдаются от 6 до 15. По инструкции в красный и черный дом надо расселить 29 страхов. В черном будут жить страшные страхи, а в красном — нестрашные. Взрослый перечисляет страхи и записывает их номера внутри дома.

Ты боишься:

1) когда остаешься один;

2) нападения бандитов;

3) заболеть, заразиться;

4) умереть;

5) того, что умрут твои родители;

6) каких-то людей;

7) потерять маму или папу;

8) того, что они тебя накажут;

9) Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ 10) опоздать в детский сад, школу;

11) перед тем как заснуть;

12) страшных снов;

13) темноты;

14) волка, медведя, собак, пауков, змей (страх животных);

15) машин, поездов, самолетов (страх транспорта);

16) бури, урагана, грозы, наводнения, землетрясения (страх стихии);

17) когда очень высоко (страх высоты);

18) когда очень глубоко (страх глубины);

19) оставаться в маленькой, тесной комнате, помещении, в туалете (страх замкнутого пространства);

20) воды;

21) огня;

22) пожара;

23) войны;

24) больших площадей;

25) врачей (кроме зубных);

26) крови;

27) уколов;

28) боли;

29) неожиданных, резких звуков (когда внезапно что-то упадет, стукнет).

А.И. Захаров предлагает возрастные нормы страхов и их распределение (по полу и возрасту). Из 29 страхов, выделенных автором, у детей наблюдаются от 6 до 15. (См.таблица 1.)

Таблица 1. Среднее количество страхов по А.М. Захарову

Возраст (лет)

Мальчики

Девочки

7 (дошкольники)

7 (школьники)

И так в ходе анализа по методике «Страхи в домиках» М.А. Панфиловой, мы получили результаты, предложенные в таблице 2. Индивидуальные результаты предложены в приложение 4.

Таблица 2. Количество страхов, которым подвержен ребёнок по методике «Страхи в домиках от 12 до 19 страхов» М.А. Панфиловой

№ п/п

Ф.И. ребенка

Количество страхов

Норма по А.М. Захарову

Соня У.

Сверх нормы

Таня М.

Сверх нормы

Катя П.

Сверх нормы

Руслан Ф

Сверх нормы

Роман Р.

Сверх нормы

Оля П.

Сверх нормы

Катя И.

Сверх нормы

Лиза Ч.

Сверх нормы

Соня Р.

Сверх нормы

Даша К.

Сверх нормы

Леша К.

Сверх нормы

Максим П.

Сверх нормы

Катя З.

норма

Игнат К.

норма

Наташа К.

Сверх нормы

Катя Ш.

Сверх нормы

Вика З.

Сверх нормы

Дима К.

Сверх нормы

Аня Л.

Сверх нормы

Андрей Ш.

Сверх нормы

На основе количественного анализа таблицы, что в группе детей количество страхов сверх нормы выявлено у 18 человек, а это 90% и лишь у 2 детей количество страхов соответствует норме.

На основе полученных данных построена диаграмма 1.

Диаграмма 1. Количество страхов, которым подвержен ребёнок по методике «Страхи в домиках» М.А. Панфиловой

Далее проанализируем результаты, полученные по методики «Нарисуй свой страх» А.И. Захарова.

Цель методики: выявить виды и уровни страхов у старших дошкольников.

Детям предлагалось после предварительной беседы, актуализирующей воспоминания ребенка о том, что его пугает, лист бумаги и цветные карандаши. В процессе анализа обращается внимание на то, что ребенок нарисовал, а также на цвета, использовавшиеся им в процессе рисования.

По окончании рисования ребенка просили рассказать о том, что он изобразил, т.е. вербализовать свой страх. Далее сравнивались с нормами проявления возрастных страхов по А.И. Захарову (См. Таблицу 3).

Таблица 3. Таблица страхов детей дошкольного возраста по А.М. Захарову

Название страха

мальчики

девочки

7 (дошк)

7 (дошк)

1. Остаться дома в одиночестве

*

*

*

*

2. Нападения

*

*

*

*

3. Заболеть, заразиться

*

*

4. Умереть

*

*

*

*

5. Смерть родителей

6. Чужих людей

*

*

*

*

*

7. Потеряться

*

*

*

*

8. Мамы и папы

*

*

*

9. Наказания

*

10. Баба-яги, Кощея бессмертного, Бармалея и т.д.

*

*

*

*

*

11. Страшных снов

*

*

*

*

*

12. Темноты

*

*

*

*

*

*

13. Животных

*

*

*

14. Транспорта

*

*

15. Стихийных бедствий

*

*

*

*

16. Высоты

*

*

*

*

17. Глубины

*

*

*

18. Маленьких тесных помещений

*

*

*

19. Воды

*

*

*

20. Огня

*

*

*

*

21. Пожара

*

*

*

22. Войны

*

*

23. Больших помещений, улиц

*

24. Врачей

*

*

*

*

25. Уколов

*

*

*

*

*

26. Боли

*

*

*

Звездочкой (*) отмечены страхи, которые, обычно испытывают дети соответствующего возраста.

В ходе анализа рисунков нами были получены результаты, представленные в таблице 4.

Таблица 4. «Нарисуй свой страх» А.И. Захарова

№ п/п

И.Ф.

ребенка

Животные

Сказочные герои

Чужих людей

Темноты

Огонь

Пожар

Стихийные бедствия

Маленькое пространство

Соня У.

*

Таня М.

*

Катя П.

*

Руслан Ф

*

Роман Р.

*

Оля П.

*

Катя И.

*

Лиза Ч.

*

Соня Р.

*

Даша К.

*

Леша К.

*

Максим П.

*

Катя З.

*

Игнат К.

*

Наташа К.

*

Катя Ш.

*

Вика З.

*

Дима К.

*

Аня Л.

*

Андрей Ш.

*

Обший%

20%

10%

30%

10%

5%

5%

15%

5%

Где * — присутствие данного страха

Из анализа таблицы мы видим, что большинство детей нарисовали чужих людей (Роман Р., Соня Р., Даша К., Максим П., Катя З., Аня Л.), что составило 30% от общего числа детей, 20% детей нарисовали животных (собак) это Соня У., Катя И., Лиза Ч., Катя Ш., у 15% детей — составили рисунки стихийных бедствий (Катя П., Оля П., Дима К.), у 10% детей был нарисован страх «Сказочных героев» (чудище и домовой) и «Темноты». Руслан Ф нарисовал «Пожар» (5%), Андрей Ш. нарисовал «Огонь» (5%), Наташа К. нарисовала «маленькое пространство» (5%).

Наглядно это представлено на диаграмме 2.

Диаграмма 2. Страхи, которым подвержен ребёнок по методике «Нарисуй свой страх» А.И. Захарова

Условные обозначения:

% — количество детей, которые подвержены страхам.

Страх, которым подвержен ребенок:

1. Животные; 2. Сказочные герои; 3. Чужих людей; 4. Темноты; 5. Огонь; 6. Пожар; 7. Стихийные бедствия; 8. Маленькое пространство.

Так же из анализа рисунков у некоторых детей в рисунках прослеживается симптомокомплекс тревожности, т.е. тёмные тона, штриховка, прерывистые линии, сильный нажим, стирания, очень крупные глаза, либо глаза зачерченные. Некоторые дети изображали себя очень маленькими на листе бумаги, либо отсутствующими. Дети изображали персонаж или предмет с усиленным нажимом карандаша, либо сильно заштрихованным, либо контур, обведённый несколько раз или же очень тоненькой дрожащей линией, как бы не решаясь человека изобразить.

Приведем примеры рисунков и ответов детей в ходе проведения исследования:

Андрей С. Нарисовал огонь, после рисования мы попросили рассказать о том, что он изобразил: «Я был на улице, а потом зашел домой а там все горит в огне» на рисунке у мальчика все большое, это говорит о тревожности, беспокойстве.

Леша К. нарисовал домового. Рисовать яркими красками. Широкий размах рук — стремление действовать. Домового нарисовал коричневым — чувство отвращения. В ответе на вопрос, что это Леша ответил: «Это домовой, он злой и страшный и грязный, он живет в шкафу и приходит ночью пугать меня».

Лиза Ч. рисовала старательно, изобразила «чужую тетю». Для изображения использовала различные карандаши и мелкие детали. Тщательно рисовал лицо. Глаза — точечки — что выражает потребность и зависимость. Вот что она рассказала о своем рисунке «Боюсь чужую тетю, вдруг она меня заберет от мамы и папы, возьмет и украдет».

Таблица 5. Исследование страхов с помощью методики «Нарисуй свой страх» А.И. Захарова

Не нарисовали

Нарисовали

страх

страх

10%

90%

Далле нами была проведена диагностика по тесту «Сказка» Луизы Дюсс.

Тест «Сказка» является методом выявления и снятие агрессии у детей. В предложенных ею сказках есть персонаж, которому приходиться делать выбор. С ним ребенок и будет стараться идентифицировать себя. В зависимости от своего состояния он будет реагировать на ситуацию, изложенную в сказке, спокойно или тревожно, и такое состояние, которое он захочет приписывать действию сказки, и будет сохраняться у ребенка. Все сказки заканчиваются вопросом, ответ на который должен дать ребенок.

Цель этого теста выявить уровень проявления страхов у детей.

Нами была использована сказка про «Страх».

В ходе исследования детям предлагалось послушать сказку: «Один мальчик говорит себе тихо-тихо: «Как страшно!» Чего он боится?»

Типичные нормальные ответы: «Вел себя плохо и теперь боится наказания», «Пропускал занятия в школе, поэтому боится, что мама будет его ругать», «Боится темноты», «Боится какого-то животного», «Ничего не боится, просто пошутил» и т.д.

Типичные тревожащие ответы: «Боится, что его украдут», «Чудовище хочет его украсть и съесть», «Боится оставаться один», «Боится дьявола», «Боится, что какой-нибудь зверь залезет в кровать», «Боится, что придет вор и ударит его ножом», «Боится, что умрет мама (папа)» и т.д.

Результаты исследования представлены в таблице 6.

Таблица 6. Ответы по методике «Сказка» Луизы Дюсс

№ п/п

Ф.И. ребенка

Типичные тревожащие ответы

Соня У.

*

Таня М.

Катя П.

*

Руслан Ф

*

Роман Р.

*

Оля П.

Катя И.

*

Лиза Ч.

*

Соня Р.

*

Даша К.

*

Леша К.

*

Максим П.

*

Катя З.

Игнат К.

Наташа К.

*

Катя Ш.

*

Вика З.

*

Дима К.

*

Аня Л.

*

Андрей Ш.

Общий%

75%

Где * — присутствие данного параметра

И так в ходе анализа по методике «Сказка» Луизы Дюсс, мы получили следующие результаты: так «Типичные нормальные ответы» выявлены у 5 (25%) испытуемых, а именно Таня М., Оля П., Катя З., Игнат К., Андрей Ш. их ответы звучали следующим образом «Боится, что мама поругает», «Боится темноты», «Собаку увидел и боится».

«Типичные тревожащие ответы» выявлены 15 детей а, это 75%.

У этих детей звучали ответы следующим образом, «Боится оставаться один», «Боится, что собака залезет в кровать», «Цыганка хочет его украсть» и т.д.

На основе полученных данных построена диаграмма 3.

Диаграмма 3. Распределение ответов по методике «Сказка» Луизы Дюсс

Для более детального рассмотрения результатов диагностической программы нами была составлена сводная таблица результатов по всем методикам. Полученные результаты занесены в таблицу 7.

Таблица 7. Сводная таблица результатов диагностической программы по выявлению возрастных страхов у дошкольников

«Страхи в домиках»

«Нарисуй свой страх»

«Сказка»

Количество детей

%

Количество детей

%

Количество детей

%

Присутствие страха

Отсутствие страха

Всего

И так, проведенная диагностическая программа позволила выявить, что в данной группе у 90% детей выявлен высокий уровень страхов.

Однако следует помнить, что в дошкольном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они пока больше обусловлены эмоциями, чем характером, и во многом носят возрастной переходящий характер. Если в этом возрасте не будет сформировано умение оценивать свои поступки с точки зрения социальных предписаний, то в дальнейшем это будет весьма трудно сделать, так как упущено благоприятное время для формирования чувства ответственности.

Диагностика страхов у детей старшего дошкольного возраста

Под понятием «страх» понимается самая сильная отрицательная эмоциональная реакция, возникающая в ситуации реальной или воображаемой опасности. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, характеризуется депрессивными психическими состояниями, беспокойством, нервозностью, стремлением выйти из неприятной ситуации. Проблемой страха занимались такие известные ученые и исследователи как Ч. Спилбергер, Э. Фромм, Ф. Риман, К. Э. Изард, А. П. Захаров и др.

Теоретически все страхи разделяют на три основные группы (Шишова Т.Л. Страхи – это серьезно. – СПб.: Речь, 2007. – 254 с.). Страхи первой группы обращены к человеку как к биологическому существу, несут угрозу телу. Этот страх можно назвать «быть ничем», то есть не жить, не существовать, быть мертвым. Отправная точка развития страха «быть ничем» – страх смерти. Сюда же относятся страхи нападения, стихии, войны, боли, глубины, высоты, животных. Вторая группа страхов отражает угрозу отношений – лишения общества людей. Этот страх может быть назван «быть ни с кем» (страх темноты, одиночества, наказания, открытого пространства страх при засыпании, страх потеряться). Страхи третьей группы характеризуют человека как социальное существо и связаны с причинением ущерба социальному или психологическому статусу личности. Эти страхи можно условно назвать страхами «быть никем» или «быть не тем», то есть это страх несоответствия Я-идеальному (страх опоздать, не оправдать надежды, не ответить на вопрос, получить плохую оценку, страх незнакомых людей, страх разочаровать родителей, страх перед контрольной).

Целью настоящей работы стало исследование видов страхов у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования – страхи, объект – виды страхов детей шестилетнего возраста.

Для достижения поставленной цели нами был использован тест тревожности Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки и опросник А. И. Захарова «Выявление страхов» (Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб.: Изд-во СОЮЗ, 2004. – 252 с.). В исследовании приняло участие 30 детей шестилетнего возраста.

Применение теста Тэммпл-Амен-Дорки показало, что у большинства детей (87%) тревожность выражена на среднем уровне, а у 13% — на высоком. Результаты диагностики по методике А. И. Захарова приведены в таблице 1.

Ведущим страхом у детей старшего дошкольного возраста является страх смерти, как родителей (86,6%), так и своей (83,3%). Причём, у девочек страх смерти встречается чаще, чем у мальчиков (соответственно 64% и 36%), что можно объяснить тем, что у девочек более развит инстинкт жизни и самосохранения. Незначительное количество детей (6,6%) испытывают страх перед тем, как заснуть и страх больших улиц. В основном этот страх испытывают девочки. У девочек 6 лет также наиболее ярко по сравнению с мальчиками этого же возраста представлены страхи первой группы (страхи крови, уколов, боли, войны, нападения, воды, врачей, высоты, болезней, пожаров, животных). Из страхов второй группы девочкам наиболее свойственны страхи одиночества, темноты, а из страхов третьей группы – страх родителей, опоздания в школу, наказания. У мальчиков по сравнению с девочками в большей мере выражены следующие страхи: страх глубины (50%), некоторых людей (46,7%), огня (42,9%), замкнутого пространства (40%). Таким образом, страхи детей 6 лет своеобразны и им присущи гендерные отличия.

Таблица 1. Распределение детей 6-го года жизни по видам страхов (в %)

Опубликовано:

  • Бруннер Е. Ю., Филиппова Е. Ю. Диагностика страхов детей старшего дошкольного возраста // Альманах КГУ: Сб. науч. работ проф.-преп. состава и студентов: Сер. Психология. Физическое воспитание. Материалы науч.-практич. конф. Крымского гуманитарного ун-та “X Неделя науки” 23, 26 марта 2009: Вып. 10. – Ялта: РИО КГУ, 2009.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *