Метод самонаблюдения

Метод самонаблюдения

Самонаблюдение как метод психологии

Самонаблюдение, или интроспекция, т. е. наблюдение за собственными внутренними психическими процессами, неотрывно от наблюдения за их внешними

проявлениями. Познание собственной психики самонаблюдением, или интроспекцией, всегда осуществляется в той или иной мере опосредованно через

наблюдение внешней деятельности. Таким образом, совершенно отпадает возможность превращать самонаблюдение — как того хочет радикальный идеализм

— в самодовлеющий, в единственный или основной метод психологического познания. Вместе с тем, так как реальный процесс самонаблюдения в

действительности является лишь одной стороной наблюдения также и внешнего, а не только внутреннего, интроспективного, так что показания

самонаблюдения могут быть проверены данными внешнего наблюдения, — отпадают и все основания для того, чтобы пытаться, как хотела поведенческая

психология, вовсе отрицать самонаблюдение.

В ряде случаев, например при изучении ощущений, восприятия, мышления, так называемое самонаблюдение (посредством которого мы раскрываем

содержание наших психических процессов) и так называемое объективное наблюдение (посредством которого мы познаем явления объективной

действительности, в них отражающиеся) представляют собственно два различных направления в анализе или истолковании одних и тех же исходных данных. В

одном случае мы от показаний нашего сознания, отражающих объективную действительность, идем к раскрытию тех психических процессов, которые привели

к такому, а не к иному ее отражению; в другом — от этих показаний сознания, отражающих объективную действительность, мы переходим к раскрытию

свойств этой действительности.

В единстве внешнего и внутреннего, объективного и субъективного основным, определяющим для нас является объективное. Поэтому, исходя из нашего

понимания сознания, мы не сможем признать самонаблюдение ни единственным, ни основным методом психологии. Основными методами психологического

изучения являются методы объективного исследования.

Признание самонаблюдения основным методом психологии заложено в том понимании психологии, которое установилось со времени Р. Декарта и Дж.

Локка. Имея длинную историю и множество приверженцев, признающих его единственным и специфически психологическим методом, самонаблюдение имело

и много непримиримых противников.

Возражения, которые выдвигались против самонаблюдения, были двоякого порядка одни утверждали невозможность самонаблюдения; другие отмечали

трудности, с которыми оно сопряжено, и его ненадежность.

Первую точку зрения особенно резко сформулировал родоначальник философского позитивизма О. Конт. Он говорил, что попытка превратить

самонаблюдение в метод психологического познания — это «попытка глаза увидеть самого себя» или глупая попытка человека выглянуть в окно, чтобы

посмотреть, как сам он проходит мимо по улице. Человек либо действительно что-либо переживает, либо он наблюдает; в первом случае нечего наблюдать,

поскольку субъект поглощен переживанием; во втором случае нечего наблюдать, поскольку субъект, установившись на наблюдение, ничего не переживает.

Самонаблюдение невозможно, потому что невозможно самораздвоение субъекта на субъект и объект познания.

Как все аргументы, которые доказывают слишком много, и этот довод ничего не доказывает. Он признает несуществующее метафизическое единство

субъекта и пытается отрицать бесспорный факт самонаблюдения, которое, как всякое действительное явление, возникает при известных условиях,

развивается и при определенных условиях исчезает. Мы можем констатировать невозможность интроспекции при некоторых специальных условиях

(например, при сильных аффектах) или слабое ее развитие у маленьких детей, но не отрицать самонаблюдение вовсе. Отрицать существование

самонаблюдения, — значит, доводя мысль до конца, отрицать осознанность переживания и в конечном счете отрицать сознание. Подлежать сомнению может

не существование самонаблюдения, а значение его как метода научного познания.

Мыслители, которые отмечали трудность и ненадежность самонаблюдения, выдвигали главным образом два соображения: 1) самонаблюдение не столько

интроспекция, сколько ретроспекция, не столько непосредственное восприятие, сколько восстановление ранее воспринятого, потому что невозможно

одновременное сосуществование процесса наблюдаемого с процессом его наблюдения; 2) в самонаблюдении объект наблюдения независим от самого

наблюдения: наблюдая явление сознания, мы его изменяем, и поэтому не исключена возможность того, что мы делаем мнимое открытие того, что сами

внесли туда.

Эти трудности реальны, но не непреодолимы. Вопрос о возможности их преодоления при самонаблюдении требует уяснения природы самонаблюдения, или

интроспекции.

Задача интроспекции в понимании интроспективной психологии заключается в том, чтобы посредством специального анализа вычленить из всех связей

предметного внешнего мира явления сознания как непосредственные переживания. Очень распространенная в современной психологии точка зрения,

согласно которой так понятая интроспекция принимается как один из методов психологии, с тем что к ней присоединяется объективное наблюдение, простое

или экспериментальное, которое должно ее дополнить и проверить, — никуда не годный компромисс. Если бы интроспекция относилась к миру внутреннему

вне связи его с внешним миром, а объективное наблюдение — к данным внешнего мира, если бы у них, таким образом, были разнородные и внутренне не

связанные объекты, данные объективного наблюдения не могли бы служить для проверки показаний самонаблюдения. Внешнее объединение двух

принципиально разнородных методов так же неудовлетворительно разрешает проблему метода, как неудовлетворительно разрешает проблему предмета

психологии механическое объединение субъективно-идеалистического понимания сознания с механистическим «объективным» пониманием поведения.

Но отрицание самонаблюдения в понимании идеалистической психологии не означает, что данные самонаблюдения вовсе не могут быть использованы в

психологии и что самое понимание самонаблюдения не может быть перестроено на основе не тожества, а подлинного единства субъективного и

объективного.

Очевидно, что некоторые данные сознания фактически всегда используются в физических науках в каждом исследовании внешнего мира. Показания чувств о

звуке, цвете, теплоте или тяжести предметов служат отправным пунктом для исследования физических свойств вещей. Эти же данные могут послужить и

исходной точкой для заключений о психическом процессе восприятия. Никто не оспаривает использования этих данных в физических и социальных науках.

Без этого отправного пункта чувственного опыта никакое знание и никакая наука не были бы возможны. Равным образом должно быть возможно и

использование показаний сознания о переживаниях субъекта, в которых отражаются свойства внешнего мира (т. е. не только тогда, когда он говорит «этот

предмет теплее того», но и тогда, когда он утверждает, что ему сейчас теплее, чем было раньше). Но в таком случае спрашивается далее: почему показания

сознания могут быть использованы в отношении восприятия человека и не могут быть использованы для познания его представлений, мыслей или чувств?

Сторонники так называемого метода словесного отчета склонны признать правомерность использования показаний сознания в первом случае и

неправомерность их использования во втором. Они исходят при этом из следующего: показания первого типа, поскольку они относятся к предметам внешнего

мира, допускают объективную проверку; вторые, относясь к переживаниям субъекта, такой проверки не допускают. Однако этот довод падает, поскольку

психические процессы не протекают в замкнутом внутреннем мире, к которому принципиально закрыт был бы доступ извне; те же самые психические

процессы могут стать доступными и для объективного исследования, исходящего из данных поведения. В связи с данными объективного исследования

данные самонаблюдения могут быть использованы в научном изучении психики как источник первичной информации, требующий проверки объективными

показателями и допускающий ее. Лишь искусственный, неправомерный отрыв данных «внутреннего опыта» от опыта внешнего, от объективных данных,

превращает показания самонаблюдения в нечто недоступное объективному контролю и делает самонаблюдение вовсе неприемлемым в науке.

В действительности самонаблюдение имеет для психологического познания определенное значение, ввиду того что между сознанием человека и его

деятельностью есть единство, но нет тожества, и внутри единства между ними обычно имеются значительные расхождения и противоречия. Однако сохранить

интроспекцию как метод в психологии можно, только изменив понимание самой сущности его. Основа для такого преобразования метода самонаблюдения

заложена в данном выше понимании сознания.

В показаниях самонаблюдения, которые представляются субъекту непосредственными данными сознания, всегда имеются опосредования, которые в них

лишь не раскрыты. Каждое мое утверждение о собственном переживании заключает в себе соотнесение его с объективным миром. Эта предметная

отнесенность факта осознания вычленяет его из туманности «чистого» переживания и определяет осознание как психологический факт. Объективная

проверка непосредственных данных самонаблюдения совершается через посредство этого отношения к внешнему предметному миру, которое определяет

внутреннюю природу явления сознания. В силу этого не только другие, но и я сам, для того чтобы проверить показания моего самонаблюдения, должен

обратиться к их реализации в объективном акте. Объективное наблюдение поэтому не добавляет извне к самонаблюдению совершенно разнородные данные.

Психология не строится двумя совершенно разнородными методами. Данные внутреннего и внешнего наблюдения взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Подлинное осознание собственного переживания совершается посредством акта, направленного не прямо на него, а на ту или иную задачу, которая

осуществляется исходящим от него действием. Разрешая ее, субъект в соответствующем действии — внешнем или внутреннем — раскрывает себя. В ходе

психологического исследования, желая из показаний испытуемого извлечь данные для решения той или иной психологической проблемы, экспериментатору

надо поэтому направлять своими вопросами испытуемого не на то, чтобы он сообщал, каким ему представляется то, что он делает и переживает, а на то,

чтобы он по заданию экспериментатора совершал соответствующее действие и таким образом обнаруживал сплошь и рядом им самим не осознанные

закономерности, согласно которым в действительности объективно протекают соответствующие процессы.

Короче говоря, если под интроспекцией, или самонаблюдением, разуметь такое погружение во внутреннее, которое вовсе изолировало бы и оторвало

внутреннее, психическое от внешнего, объективного, материального, то самонаблюдение, или интроспекция, в этом смысле не может дать никакого

психологического познания. Она уничтожит самое себя и свой объект. Если же под самонаблюдением разуметь наблюдение самого себя, собственной

психики, то оно само включает единство и взаимосвязь внутреннего и внешнего наблюдения, внутренних и внешних данных. Самонаблюдение может быть

лишь фазой, моментом, стороной исследования, которое при попытке проверить его данные само неизбежно переходит в объективное наблюдение.

Наблюдение, исследование и в психологии должно вестись в основном объективными методами.

Источник: Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии

>Самонаблюдение работы основных мышц роль плечевого пояса в движении руки

Причины, симптомы и лечение плечелопаточного периартрита

Многие годы безуспешно боретесь с БОЛЯМИ в СУСТАВАХ?

Глава Института: «Вы будете поражены, насколько просто можно вылечить суставы принимая каждый день средство за 147 рублей…

Плечелопаточный периартрит диагностируется у 10% пациентов, обратившихся к врачу с жалобами на боли в плече и скованность движений. Для воспалительно-дегенеративной патологии характерно поражение мягких (периартикулярных) тканей, расположенных рядом суставом и принимающих участие в его функционировании. В отличие от артрита, при периартрите не повреждаются синовиальная капсула, ее оболочка, гиалиновые хрящи.

Предположить развитие воспалительной патологии врач может на этапе осмотра пациента и проведения ряда специальных тестов. Подтверждают первичный диагноз результаты инструментальных и лабораторных исследований. Терапия заключается в применении системных и местных средств, иммобилизации сустава, регулярном выполнении упражнений. При неэффективности консервативной терапии функционирование плечевого сустава восстанавливается с помощью хирургического вмешательства.

Причины и провоцирующие факторы

Плечевой сустав состоит из головки кости плеча и впадины лопатки, имеющей форму блюдца. Стабилизируют сочленение глубокие мышцы вращательной манжеты. Они снабжены мощными сухожилиями, предотвращающими неправильное смещение плечевой головки, ее выскальзывание из впадины. Вращательная манжета граничит с акромиально-ключичным суставом, точнее, акромионом — латеральным концом лопаточной кости, соединяющимся с акромиальной суставной поверхностью ключицы.

Для полноценной работы плечевого сустава необходимо достаточное пространство в подакромиальной области. Но под воздействием внутренних или внешних негативных факторов оно сужается, препятствуя свободному скольжению сухожилия. Его волокна повреждаются, что провоцирует развитие воспалительного процесса, еще более травмирующего соединительнотканный тяж.

У относительно здорового человека плечелопаточный периартрит обычно возникает после интенсивных спортивных тренировок или тяжелой физической работы. В группу риска также входят люди, по роду службы выполняющие частые монотонные движения рукой — маляры, штукатуры, столяры, плотники. Среди профессиональных спортсменов заболевание часто выявляется у лыжников, теннисистов, волейболистов, метателей ядра. Плечелопаточный периартрит провоцируют следующие патологии:

  • артроз плечевого сустава;
  • невоспалительное поражение подлопаточного нерва;
  • нарушение целостности волокон сухожилия бицепса;
  • остеохондроз шейного отдела, смещение и выпячивание позвонков, межпозвонковых дисков;
  • шейный спондилез;
  • формирование остеофитов (краевых костных разрастаний) на латеральном конце лопаточной кости;
  • последствия травмирования сустава — неправильное сращение костных отломков на участке больших бугорков, значительное повреждение хрящевых тканей;
  • врожденные аномалии строения акромиона (измененная форма костного отростка лопатки).

Плечелопаточный периартрит, или периартрит плечевого сустава, может быть спровоцирован патологиями, не имеющими отношения к опорно-двигательному аппарату, например, инфарктом миокарда, стенокардией, сахарным диабетом, черепно-мозговой травмой. Причиной его развития становятся системные воспалительные или дегенеративно-дистрофические заболевания (подагра, ревматоидный артрит, остеоартроз). Постоперационный периартрит развивается в результате нарушения микроциркуляции, вызванного хирургическим вмешательством. Повышают вероятность патологии соединительнотканные дисплазии, гипермобильность суставов.

Клиническая картина

Ведущие признаки плечелопаточного периартрита — болевой синдром различной вариабельности и снижение объема движений в суставе. Воспалительный процесс в сухожилии приводит к его отечности и увеличению размера, поэтому при скольжении возникает механическое препятствие. Это провоцирует болезненные ощущения при попытке поднять руку вверх или завести ее за спину. Наиболее сильный дискомфорт доставляет отведение плеча под углом 70-120°. При таких значениях подакромиальное пространство максимально сужается, сдавливая сухожилия. Но при дальнейшем отведении руки самочувствие человека улучшается из-за существенного ослабления боли в плече. Проявляется специфический признак плечелопаточного периартрита — болезненная средняя дуга отведения. Для патологии характерны и другие симптомы:

  • ограничение подвижности плеча и соответственно руки, скованность в суставе в утренние часы;
  • на острой стадии — отечность сустава, покраснение кожных покровов над ним, формирование уплотнения;
  • возникновение ноющих болей в ночное время, провоцирующее расстройство сна, быструю утомляемость, слабость, психоэмоциональную нестабильность.

Движение воспаленного сухожилия сопровождается специфическими щелчками, потрескиванием, хрустом. Если во время диагностирования обнаруживается мышечная слабость при подъеме руки, то это может указывать на серьезное повреждение ротаторной манжеты. При остром воспалении тугоподвижность обычно бывает вынужденной, то есть человек намеренно избегает совершения движений из-за боязни испытать боль. А при хронизации периартрита снижение объема движений происходит в результате развития анкилозирующей патологии, или синдрома «замороженного плеча».

Стадии плечелопаточного периартрита Характерные особенности
Первая Умеренная боль возникает при чрезмерных физических нагрузках. Вращательная манжета отечна, в ее тканях присутствуют точечные кровоизлияния. Для выздоровления обычно достаточно только соблюдения щадящего режима
Вторая Вращательная манжета утолщается из-за постоянного микротравмирования волокон сухожилия. Разрастаются соединительные ткани с формированием рубцов, повышается вероятность развития тендинита.
Третья Патологические изменения провоцируют разрыв ротаторной манжеты и (или) сухожилий двуглавой мышцы плеча. Деструкция коротких ротаторов приводит к утрате стабильности плечевого сустава

Диагностика

Первичный диагноз выставляется на основании жалоб больного, изучения анамнеза и внешнего осмотра пациента. При проведении ряда тестов, позволяющих оценить двигательную активность плечевого сустава, пациент не способен выполнить элементарные движения — поднять руку над головой, прикоснуться к позвоночнику. Наиболее информативны следующие тесты:

  • тест Нира. Врач фиксирует одной рукой лопатку больного, а другой приподнимает его прямую руку под углом, параметры которого соответствуют усредненным значениям переднего сгибания и отведения. Это приводит к пассивному сдавливанию структур, расположенных в передней подакромиальной области. Боль, возникающая при таком движении, указывает на субакромиальный синдром;
  • тест Хоукинса. Врач сгибает руку пациента под углом 90° и производит форсированное давление на нижнюю часть локтевого сустава. Появление боли свидетельствует о развитии плечелопаточного периартрита.

Кроме функционального тестирования, для подтверждения диагноза врач вводит анестетик (Лидокаин, Новокаин) в полость субакромиальной сумки. После процедуры пациент легко справляется с выполнением активных и пассивных движений, не ощущая боли.

Инструментальные исследования плечевого сустава необходимы для оценки состояния его структур, выявления причин снижения его функциональной активности, установления степени возникших повреждений периартикулярных тканей. Обычно пациенту назначаются следующие диагностические мероприятия:

  • компьютерная томография;
  • магнитно-резонансная томография.

Ультразвуковая диагностика наиболее информативна при обнаружении плечелопаточного периартрита на ранних стадиях. А с помощью рентгенографии определяются изменения,возникшие при хронической прогрессирующей патологии. Для поздней стадии характерно отложение мельчайших кристаллов кальция. При анкилозирующем периартрите на рентгенологических снимках хорошо просматриваются сращение суставной щели и наличие признаков остеопороза (изменения плотности костных тканей) головки кости плеча. Артроскопическое обследование внутренней поверхности сустава проводится только при необходимости, так как оно сопряжено с повышенной вероятностью осложнений.

Немедикаментозная терапия

С первых дней лечения больному показано ношение эластичного бандажа в дневные часы. На начальной стадии патологии это позволяет избавиться от боли без анальгетических средств. При сильном воспалении требуется более серьезная фиксация сустава полужесткими или жесткими ортезами, а иногда и гипсовой лангеткой.

Немаловажной частью лечения являются физиотерапевтические процедуры. После проведения 5-10 сеансов у пациента отмечается значительное улучшение самочувствия. Оздоравливающий эффект практически всех физиопроцедур основан на улучшении кровообращения в плечевом суставе. А это приводит к стимуляции регенерации, купированию воспалительного процесса, устранению отека. Какие физиотерапевтические мероприятия наиболее часто рекомендованы больным:

  • магнитотерапия;
  • ударно-волновая терапия;
  • лазеротерапия;
  • электрофорез;
  • фонофорез.

В терапии плечелопаточного периартрита практикуется бальнеолечение грязями и минеральными водами, постановка медицинских пиявок, классический, точечный, баночный массаж. Несмотря на такое многообразие процедур, самый эффективный способ вернуть подвижность суставу — ежедневное выполнение специальных упражнений. Как только боли становятся слабее (примерно на 2-3 день лечения), необходимо приступать к регулярным занятиям. За основу можно взять комплекс упражнений доктора Попова при плечелопаточном периартрите, тренировки по методу Бубновского или известного мануального терапевта Гитта.

Начинать следует с пассивных движений, заключающихся в частом напряжении мышц плечевого пояса. В дальнейшем врач ЛФК пополняет комплекс активными упражнениями.

Фармакологические препараты

Медикаментозная терапия проводится для снижения выраженности симптоматики и купирования воспаления в периартикулярных тканях. Острые боли удается устранить только с помощью гормональных препаратов. Это глюкокортикостероиды Триамцинолон, Дексаметазон, Гидрокортизон, Дипроспан, Флостерон.

Инъекции растворов при периартрите вводятся не в суставную полость, а в воспаленные соединительнотканные структуры. Они часто комбинируются с анестетиками Лидокаином или Новокаином. Так как гормональные средства способны провоцировать местные и системные побочные проявления, то их применяют при острой необходимости. В остальных случаях для снятия боли используются нестероидные противовоспалительные препараты (НПВП):

  • в инъекционных растворах — Диклофенак, Мелоксикам, Кеторолак, Вольтарен, Ортофен;

  • в таблетках — Найз, Кеторол, Ибупрофен, Нурофен, Кетопрофен;

  • в мазях, гелях, кремах — Фастум, Артрозилен, Долгит, Финалгель, Индометацин.

После купирования воспаления лечебные схемы дополняются наружными средствами с разогревающим эффектом.

Пациентам рекомендуется 1-2-кратное нанесение Финалгона, Капсикама, Наятокса, Апизартрона на больное плечо. Это помогает быстро вернуть подвижность суставу за счет стимуляции метаболических процессов.

При отсутствии полного или частичного анкилоза плечелопаточный периартрит хорошо поддается консервативному лечению. Прогноз на полное выздоровление благоприятный. Основными задачами терапии становятся устранение всех клинических проявлений и возвращение прежней подвижности сочленения. Но при развитии хронической патологии возникают необратимые осложнения, которые могут стать причиной инвалидизации человека. В таких случаях не обойтись без хирургической операции.

Лабораторная работа №1 (стр. 2 )

Лабораторная работа №7

Самонаблюдение работы основных мышц. Роль плечевого пояса в движении руки

Ход работы.

1. В положении сидя найдите нижний угол левой лопатки. Отведите левую руку в сторону до горизонтального уровня. Происходит ли смещение лопатки? ­­­____________

2. Продолжите движение руки до верхнего вертикального положения. Происходит ли смещение лопатки? ___________________

3. Положите руку на левую ключицу и повторите движение. В каком случае происходит движение ключицы? ___________________

Вывод: Какова роль плечевого пояса в движении руки?

Лабораторная работа №7

Самонаблюдение работы основных мышц. Роль плечевого пояса в движении руки

Ход работы.

1. В положении сидя найдите нижний угол левой лопатки. Отведите левую руку в сторону до горизонтального уровня. Происходит ли смещение лопатки? ­­­____________

2. Продолжите движение руки до верхнего вертикального положения. Происходит ли смещение лопатки? ___________________

3. Положите руку на левую ключицу и повторите движение. В каком случае происходит движение ключицы? ___________________

Вывод: Какова роль плечевого пояса в движении руки?

Лабораторная работа №7

Самонаблюдение работы основных мышц. Роль плечевого пояса в движении руки

Ход работы.

1. В положении сидя найдите нижний угол левой лопатки. Отведите левую руку в сторону до горизонтального уровня. Происходит ли смещение лопатки? ____________

2. Продолжите движение руки до верхнего вертикального положения. Происходит ли смещение лопатки? ___________________

3. Положите руку на левую ключицу и повторите движение. В каком случае происходит движение ключицы? ___________________

Вывод: Какова роль плечевого пояса в движении руки?

Лабораторная работа №8

Выявление нарушения осанки

Оборудование: сантиметровая лента

Ход работы.

Опыт№1

1.Для выявления сутулости сантиметровой лентой измерьте расстояние между самыми отдаленными точками левого и правого плеча со стороны

А) груди,

Б) спины.

2.Первый результат разделите на второй.

3.Оформите в виде таблицы.

Расстояние между левым и правым плечом со стороны

А/Б

груди (А)

спины (Б)

4.Оцените результаты.

Если получается число, близкое к единице или больше, значит, арушений нет. Получение числа меньше единицы говорит о нарушении осанки.

Вывод: ________________________________________

Опыт№2.

Встаньте спиной к стене так, чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены. Попробуйте между стеной и поясницей просунуть кулак. Если он проходит — нарушение осанки есть. Если проходит только ладонь — осанка нормальная.

Вывод: ____________________________

Лабораторная работа №9

Выявление плоскостопия

Оборудование: таз с водой, лист бумаги, простой карандаш.

Ход работы.

Мокрой ногой встаньте на лист бумаги. Контуры следа обведите простым карандашом. Найдите центр пятки и центр третьего пальца. Соедините две найденные точки прямой линией.

Оцените свои результаты. След в узкой своей части (заходит или не заходит) _____________________________ за линию, соединяющую центр пятки и центр третьего пальца (см. рис. 39 на с.74 учебника).

Вывод: ________________________________________________

Дата: Лабораторная работа №10.

Рассматривание клеток крови человека и лягушки под микроскопом

Оборудование: готовые микропрепараты крови человека и лягушки, микроскоп.

Охрана труда. При работе с микропрепаратами быть осторожным. Аккуратно обращаться с микроскопом. При переводе объектива на большое увеличение осторожно работать с винтом, чтобы не раздавить микропрепарат.

Ход работы

1.Рассмотреть и зарисовать эритроциты крови человека и лягушки (вид сбоку и спереди).

Кровь человека

Кровь лягушки

2.Сравнить эритроциты человека и лягушки: цвет, размеры, наличие ядра, форма, количество (приблизительно) в поле зрения микроскопа.

3.Результаты оформите в таблице.

Признаки

Эритроциты лягушки

Эритроциты человека

Цвет

Размеры

Наличие ядра

Форма

Количество

Вывод.

* Каковы черты сходства и различия в строении эритроцитов человека и лягушки?

Сходство:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Различия: _____________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________ * Объясните связь строения эритроцитов человека и лягушки с выполняемой ими функцией. _____________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________ * Чья кровь — человека или лягушки — переносит больше кислорода. Почему?

* В каком направлении шла эволюция эритроцитов позвоночных животных?

Лабораторная работа №11

Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке.

Пояснение. Если рука опущена, венозные клапаны не дают крови стечь вниз. Клапаны раскрываются лишь после того, как в ниже лежащих сегментах накопится достаточное количество крови, чтобы открыть венозный клапан и пропустить кровь вверх, в следующий сегмент. Поэтому вены, по которым кровь движется против силы тяжести, всегда набухшие.

Ход работы. 1.Поднимите одну руку вверх, а вторую опустите вниз. Спустя минуту положите обе руки на стол. Наблюдения запишите: ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­__________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод.

Почему поднятая рука побледнела, а опущенная – покраснела?

В какой руке венозные клапаны были закрыты?

Лабораторная работа №12

Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение.

Оборудование: аптечное резиновое кольцо или нитки.

Пояснение. Перетяжка конечности затрудняет отток крови по венам и лимфы по лимфатическим сосудам. Расширение кровеносных капилляров и вен приводит к покраснению, а затем к посинению части органа, изолированной перетяжкой. В дальнейшем эта часть органа становится белой из-за выхода плазмы крови в межклеточное пространство. Тканевая жидкость накапливается, сдавливая клетки. Орган становится плотным на ощупь. Начинается кислородное голодание тканей, которое ощущается как «ползание мурашек», покалывание. Работа рецепторов нарушается.

Ход работы. 1.Накрутите на палец резиновое кольцо или перетяните палец ниткой. Обратите внимание на изменение цвета и формы пальца. Наблюдения запишите: ______________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ 2.Дотроньтесь перетянутым пальцем до какого-нибудь предмета. Наблюдения запишите:___________________________________________________________. 3. Снимите перетяжку и помассируйте палец по направлению к сердцу. Что достигается этим приемом? ____________________________________________

____________________________________________________________________ Вывод.

Почему при перетяжке изменялся цвет пальца?

Почему ткани пальца уплотнены?

Как проявляются признаки кислородной недостаточности?

Почему нарушена чувствительность?

*Почему вредно туго затягиваться ремнем, носить тесную одежду?

Лабораторная работа №13

Определение скорости кровотока в капиллярах ногтевого ложа

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6

Метод самонаблюдения

В понимании идеалистической психологии отрицание самонаблюдения вовсе не означает, что его данные не могут быть использованы в психологии, что понимание самонаблюдения не может быть перестроено на основе подлинного единства субъективного и объективного.

Данные самонаблюдения на основании данных объективного исследования могут быть использованы как источник первичной информации в научном изучении психики. Но этот источник требует проверки объективными показателями и допускающий её.

Показания самонаблюдения могут быть недоступны объективному контролю при неправомерном отрыве данных внутреннего опыта от опыта внешнего. В показаниях самонаблюдения всегда имеются опосредования в них нераскрытые.

Таким образом, если под интроспекцией понимать такое погружение во внутреннее, которое изолировало бы внутреннее – психическое от внешнего, объективного, материального, то самонаблюдение в этом смысле не дало бы никакого психологического познания. Оно уничтожило бы себя и свой объект.

Если под самонаблюдением понимать наблюдение самого себя и своей собственной психики, то обязательно будет включено единство и взаимосвязь внутреннего и внешнего наблюдения. Самонаблюдение может быть моментом, фазой, стороной исследования неизбежно переходящее в объективное наблюдение при попытке проверить его данные.

Объективное наблюдение

В психологии новый специфический характер приобретает объективное наблюдение. Оно тоже должно исходить из единства внутреннего и внешнего, субъективного и объективного.

При наблюдении внешнего протекания действий человека, изучается не внешнее поведение само по себе, а внутреннее психическое содержание, которое наблюдение должно раскрыть. Таким образом, внешняя сторона деятельности в объективном наблюдении, является исходным материалом наблюдения. Подлинным же его предметом служит её внутренне психическое содержание.

Объективное, т.е. внешнее наблюдение – это самый простой и распространенный метод исследования из всех объективных методов. Он достаточно широко применяется не только в психологии, но и в других науках.

Основным его требованием является наличие четкой целевой установки. Важность этого состоит в том, что осознанная цель руководит наблюдателем, давая ему правильную установку на предмет наблюдения. Для выполнения цели определяется план наблюдения, который фиксируется в схеме. Плановость и систематичность относятся к существенным чертам объективного наблюдения, как научного метода. От них зависит объективность наблюдения.

Отсутствие плана наблюдения приводит к колеблющимся, изменяющимся установкам, трудно учитываемым.

Наблюдение, исходящее из четко осознанной цели, которая определяет правильную установку на соответствующий предмет наблюдения, должно приобрести избирательный характер. Требование избирательности находится как будто в противоречии с другими требованиями, например, с требованием полноты или фотографичности наблюдения. Но оно кажущееся, потому что только при выполнении первого условия и на его основе можно выполнить второе.

Всякое наблюдение носит избирательный, т.е. выборочный характер. Отбор материала идет не стихийно, а сознательно, значит планово.

Объективное наблюдение в психологии направлено на психологическое содержание реакций, а не на сами реакции, не на внешние действия. При этом надо считаться с тем, что внешний акт и внутренняя операция не тождественны и потому неоднозначно её определяет.

Точка зрения одних психологов, которые считают, что психологическое содержание интуитивно, так же несостоятельна, как и тех, кто считает психологическое содержание недоступным для объективного наблюдения.

Самонаблюдение

Самонаблюдение является одной из основ в психологии. Психические явления изучаются при помощи самонаблюдения. Познание себя при использовании самонаблюдения, в психологии получило название субъективного метода в отличие от объективного метода естествознания. Объективный метод подразумевает познание окружающего при помощи органов чувств. Самонаблюдение также имеет название интроспективного метода, часто его называют интроспекция, это означает «взгляд внутрь». Не стоит буквально понимать это название, ведь это на самом деле только лишь искусственный термин, который принят для того, чтобы обозначить способ познания. Он не похож на тот метод познания, при котором используются органы чувств.

Но, как известно, в большинстве случаев психологические явления являются доступными для одного конкретного лица, который их в итоге и переживает, то, как же об этих переживаниях может узнать кто-либо другой, чтобы они стали предметом наблюдений? Довольно часто можно услышать выражение, что кто-то наблюдает за психической жизнью другого человека, к примеру, ребенка, ведь люди думают, что выражение радости или же проявление печали, это и есть выражение психологического состояния человека. На самом деле это не так, ведь о таком состоянии человека мы можем только умозаключать, а слышать или видеть такое состояние мы не можем.

Методы самонаблюдения в психологии

Чтобы немного это объяснить, проще рассмотреть все это на примере. В вашем присутствии кто-либо плачет, вы, скорее всего, подумаете, что этот человек переживает чувство печали, но ведь вряд ли вместе с ним сможете переживать это чувство печали. Вы в данной ситуации воспринимаете только ряд физических изменений, которые являются составляющим предметом внешнего опыта. Вы ведь видите только слезы и изменения мимики лица, и воспринимаете эти изменения вы при помощи органов чувств, это и есть предметом внешнего опыта. Кроме описанного выше, вы больше ничего не воспринимаете, откуда вы знаете о том, что существует какая либо печаль у этого человека, который плачет? Вы подумали, что у человека есть печаль, посредством умозаключения, ведь когда и вы страдаете, у вас текли слезы, и вы вели себя, так же как и этот человек.

Из приведенного выше примера, можем сделать вывод, что воспринимать психические процессы, которые связаны с переживанием других людей, мы просто не можем, ведь мы можем только лишь догадываться о них. Психическая жизнь всех окружающих для нас вроде как понятна, только благодаря умозаключениям. Если вот опять-таки, к примеру, мы увидим, что собака при виде палки начинает убегать, значит, скорее всего, она испытывает чувство страха, и старается избежать возможных страданий.

Получается, что о психических процессах, которые переживают другие индивидуумы, мы можем только на основании своих переживаний и чувств. Все психические явления для нас понятны, только потому, что мы их переводим на себя, и пользуемся своим опытом, вспоминая, как мы себя чувствовали в той или иной ситуации.

В итоге мы можем сделать вывод, что единственным способ понятия психических процессов, является только лишь самонаблюдение, без него мы бы не имели возможности ничего понимать о жизни других существ.

тэги: популярная психология, развитие личности

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *