Метод естественных последствий

Метод естественных последствий

Метод естественных последствий

Главная >> Психология >> Метод естественных последствий

Этот педагогический прием рекомендовал еще великий философ-гуманист Жан-Жак Руссо. Впрочем, многие родители пользуются им интуитивно.
Прежде всего он применим в тех ситуациях, когда ваш «цветок жизни» совершил какой-либо неблаговидный поступок. Как помочь ребенку почувствовать, что он был неправ? Можно, например, повременить с ликвидацией последствий. Если четырехлетний малыш в который раз опрокинул на себя чашку с питьем, не кидайтесь сразу его переодевать. Дискомфорт от мокрой холодной одежды заставит его в другой раз быть осторожнее. Если ваш сын потерял мяч или сломал велосипед, просто не спешите с покупкой новых вещей. Пусть послоняется во дворе без дела, попросит чужой велосипед, убедится, что без мяча труднее сколотить вокруг себя компанию… Это научит его быть бережливее. Метод естественных последствий служит не только наказанием за проступки, но и помогает скорректировать характер, привычки, поведение ребенка. Это касается и медлительных детей. Если из-за своей несобранности ребенок опоздает на интересную экскурсию или не успеет подготовиться к приходу гостей, то в другой раз воспоминания о фиаско заставят его мобилизоваться. Хотя бы в рамках тех возможностей, которыми его наделила природа. Однако у метода «естественных последствий» есть определенные нюансы.

1. Он годится только в тех случаях, когда последствия хоть и неприятны, но безопасны для ребенка и окружающих.

2. Последствия не должны быть слишком отдалены во времени. Хотя, чем старше ребенок, тем больше может быть этот интервал. Но вряд ли будет эффективно ждать, пока комната малыша ясельного возраста полностью зарастет грязью и он поймет важность поддержания порядка. А вот со старшеклассником уже можно поставить такой эксперимент.

3. Последствия должны быть очевидны для ребенка. Говорить трехлетке: «Это ты потому так капризничаешь, что слишком много смотришь телевизор», — не имеет никакого смысла. Лучше просто не давать ему смотреть телевизор и занять чем-то другим, более полезным.

4. Наблюдая, как ребенок испытывает на себе «естественные последствия», не злорадничайте. Если он у вас совсем маленький, просто скажите ему, что вам сейчас некогда заняться «ликвидацией», пусть он немного подождет. Более старшему объясните, чем чревато то, что он сделал (или, наоборот, не сделал), и чего вы хотите добиться, не кидаясь сразу же ему на помощь. Но и не будьте слишком занудливы, не переусердствуйте в многочисленных «вот видишь». Он видит, не сомневайтесь.

5. И, конечно же, вы должны быть уверены, что ребенок действительно был в состоянии избежать наступивших последствий. Только тогда наказание станет справедливым жизненным уроком, а не обернется горькой обидой на родителей.

Обсудить на форуме >>

Вернуться в раздел >>

Теория свободного воспитания и метод естественных последствий по работе Ж. Ж. Руссо «Эмиль или о воспитании»

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Узнать цену Поделись с друзьями

Роман «Эмиль» отразил общие взгляды Руссо на мир. Автор критически освоил и переработал достижения французской педагогики и педагогической мысли европейской цивилизации, начиная с Античности и кончая эпохой Просвещения. В «Эмиле» Руссо подверг критике существовавшую практику организованного воспитания. Он показал кастовость, ограниченность, неестественность воспитания и обучения в сословных школах, заявил об антигуманном характере воспитания, принятого в аристократической среде, когда ребенок находится под присмотром гувернера или в пансионате, будучи оторванным от родителей. Герой романа Эмиль — некий символ, носитель идеи. Этим можно объяснить те парадоксальные ситуации, в которые он попадает по воле автора.

Главным естественным правом человека Руссо считал право на свободу. Вот почему он выдвинул идею свободного воспитания, которое следует и помогает природе, устраняя вредные влияния. В связи с этим Руссо выступил против авторитарного воспитания.

Средством нового воспитания объявляется свобода или природная жизнь вдали от искусственной культуры. Главное и наиболее сложное искусство наставника — уметь ничего не делать с ребенком – таков руссоистский парадокс свободного воспитания. Педагог должен не показывать и разъяснять, а терпеливо следить, чтобы в сельской тишине неспешно созревал новый человек. Руссо считал, что на ребенка воздействуют три фактора воспитания: природа, люди, общество. Каждый из этих факторов выполняет свою роль: природа развивает способности и чувства; люди учат, как ими пользоваться; общество обогащает опыт. Все вместе они обеспечивают естественное развитие ребенка. Задача воспитателя — привести в гармонию действие этих сил. Наилучшим воспитанием Руссо полагал в первую очередь самостоятельное накопление жизненного опыта. Достаточный запас такого опыта может быть приобретен к двадцати пяти годам, возрасту возмужания человека, когда он, будучи свободным, способен сделаться полноправным членом общества. Великий гуманист выступал за превращение воспитания в естественный, активный, исполненный оптимизма процесс, когда ребенок живет в радости, самостоятельно слушая, осязая, наблюдая мир, духовно обогащаясь и удовлетворяя свою жажду познания. Под естественным воспитанием Ж.-Ж. Руссо понимал развитие ребенка с учетом возраста, на лоне природы. Общение с природой укрепляет физически, учит пользоваться органами чувств, обеспечивает свободное развитие. Таким образом, естественное воспитание, по Руссо, — это живительный процесс, в котором, с одной стороны, учитываются детские склонности и потребности, а с другой — не упускается из виду необходимость готовить ребенка к общественным отношениям и обязанностям. Внутренней мотивацией такого педагогического процесса становится стремление ребенка к самосовершенствованию.

Отвергая наказания, Руссо выдвигает метод «естественных последствий». Свобода ребенка может быть ограничена только вещами. Ребенок, сталкиваясь с природой, несомненно, поймет, что надоподчиняться ее законам. Те же соображения должны быть положены и в основу отношений к людям. Если ребенок ломает все, к чему ни прикоснется, — не сердитесь, стремитесь только устранить от него все то, что он может испортить. Вот он сломал стул, которым пользовался, не торопитесь давать ему новый. Пусть он почувствует все неудобства отсутствия стула. Если ребенок разбивает стекло в окне своей комнаты, не вставляйте нового, «лучше схватить ему насморк, чем вырасти безумным». Но если ребенок продолжает бить стекла, рекомендуется запирать его в темной комнате, это Руссо считал не наказанием, а «естественным последствием» проступка ребенка.

Метод естественных последствий

За свои решения ребенок должен платить сам, обучаясь на собственных ошибках. Если нежелательное поведение ребенка считать поведением ошибочным, считать ошибкой, то чем теснее связь между нежелательным поведением и негативными последствиями, которые ребенок за него получает, тем лучше. Ребенок получает возможность научиться на последствиях своего собственного поведения. На собственных ошибках. Он учится при этом ответственности.

Если ребенок не поел — никто позже подкармливать его не будет, он останется голодным.

Если ваш ребенок не делает то, что нужно, часто существует лишь одно естественное последствие: Вы должны негрубым физическим воздействием ему в этом «помочь». Когда семимесячный младенец крутится во время одевания памперса, вы его придерживаете. Когда двухлетка приближается к опасному месту, вы берете его и уносите. Отказывается трехлетка идти по лестнице в направлении спальни? Его можно толкать в правильном направлении, тянуть или нести. Отказывается надевать пальто, когда вы спешите? Вам ничего другого не остается, как «помочь силой».

В нашей семье вопрос «добровольно или силой?» стал поговоркой. Способ применения силы по всей видимости был для наших детей не очень то и страшен, иначе моя шестилетняя дочка не так часто бы спрашивала: «Мамочка, я сегодня себя хорошо вела. Не могла бы ты меня силой отвести в постель?» Иногда эта «помощь» не так уж и легка. Часто связана с криком и плачем наших детей. У нас появляется ощущение, что мы применяем насилие и навязываем нашу волю. В таких ситуацих особенно сложно сохранять спокойствие и не потерять над собой контроль. Но именно это и является решающим.

В следующей таблице представлено типичное поведение и возможные логические последствия:

Все логические последствия результативны только при одном условии: «Пусть за вас говорят ваши действия, но не слова.»

Вполне можно подталкивать ребенка, спокойно и уверенно, в сторону двери, пока вы при этом молчите или лишь коротко оповещаете: «Я помогу тебе дойти до ванны». Желание хорошенько наорать при этом очень велико: «Каждый вечер одно и то же! Я уже сыт по горло! Ты можешь хоть раз сам дойти до ванны? Все нервы мне измотал.» Вы замечаете, как легко срываются с наших губ подобные фразы? Вы не замечали, что бессловесные поступки оказываются гораздо действенней?

До тех пор, пока вы сопровождаете свои действия по воспитанию ругательствами или упреками, у вас мало что получится.

Еще некоторые примеры подобных часто употребляемых, но излишних комментариев:

В этих примерах молчание – золото. А вот комментарии превращают логическое последствие уже в наказание. Все недостатки типичных родительских ошибок проявляются тут. Промолчать тяжело, но без труда не вытянешь и рыбку из пруда.

Часто имеет смысл позволить наступить логическим последствиям плохого поведения, чем заранее предупреждать о них.

Представьте себе, мама Сабрины уже вначале игры скажет: «Если ты опять начнешь плакать, я прекращу с тобой играть». Или отец Томаса, накрывая на стол: «Если ты снова прольешь сегодня молоко, будешь убирать сам». Или мама Каролы объвляет заранее: «Если ты ничего сейчас не съешь, до самого ужина ничего больше не получишь». Родители подчеркивают нежелательное поведение еще до того, как оно проявилось. Молчание тут подходит гораздо больше. Если вы вообще что-то говорите, то не забывайте следующее правило:

Подчекивайте логические последствия хорошего поведения. Акцентируйте внимание на позитивном.

«Если ты успокоишься, то можешь сама выбрать себе прическу». «Если ты сейчас поторопишься, ты успеешь еще вовремя прийти в школу». «Если ты будешь играть спокойно, мы сможем доиграть до конца». «Если ты вовремя дойдешь до туалета, то тебе не надо будет переодеваться так часто, и целый день ты будешь носить сухую одежду».

Правильное наказание должно быть для ребенка логическим следствием его собственного поведения. Самый лучший, самый гуманный и эффективный метод наказания — естественный (еще его называют методом «естественных последствий», а впервые его описал Жан-Жак Руссо).

Естественное наказание срабатывает само собой: если ты отказался надеть варежки, у тебя замерзают руки. Правда, двухлетнему малышу еще не под силу установить связь между нежеланием надевать рукавички и тем, что пальчикам на улице стало больно от холода. Тем не менее уже в раннем возрасте ребенок сталкивается с некоторыми неприятными последствиями своих поступков. В таких случаях можно просто обратить внимание малыша на этот факт, то есть связать для него причину и следствие. При этом, конечно, нет необходимости наказывать ребенка дополнительно. Например, если он страдает оттого, что не может найти в общей «игровой» свалке любимую машинку, не спешите бросаться на поиски. Если до этого вы уже неоднократно пытались привлечь его к уборке игрушек, сейчас с полным правом можете сказать: «Видишь, как жалко, что машинка не находится. Вот если вечером ты все свои машины завезешь в гараж (то есть в ящик для игрушек или другое предназначенное для «автопарка» место), будет хорошо видно, где какая, и они не потеряются».

Поначалу не рассчитывайте на безоговорочное понимание. После одного эпизода в детской не наступит вожделенный идеальный порядок. Однако такой образ действий намного лучше, чем типичный: сначала — ругань и скандал на тему «Вечно ты все теряешь! Не буду тебе больше игрушек покупать! И вообще сейчас все соберу и в помойку выкину!», а потом, без перехода: «Вот тебе твоя машинка! Сам зашвырнул, а мама ищи!», и под занавес — вы все равно ползаете на четвереньках и собираете игрушки, накапливая в душе злость и раздражение.

Постепенно ребенок сам учится устанавливать причинно-следственные связи между своими поступками и их результатами. Он может сколько угодно возить по столу чашку, полную сока, и пропускать мимо ушей родительские замечания, типа: «Осторожно! Разольешь!» В лучшем случае он будет флегматично отвечать вам: «Не разолью». И продолжаться это будет до тех пор, пока он, наконец, не обольется с ног до головы холодным, липким соком. Как в данном случае поступить вам?!

Ваши действия могут быть следующими:

— Хватаете малыша под мышку, несете в ванную, переодеваете, отмываете, вытираете. Эта процедура сопровождается, в зависимости от ваших личных пристрастий, привычек и состояния нервной системы, криком, шлепком, упреками или монотонной лекцией на тему: «Ведь я же тебе говорила! А ты маму не слушал!» и т. п. В завершение, скорее всего, вы поставите провинившегося строптивца в угол, лишите его сладкого, а вечером вместо сока дадите ему кипяченого молока. В дальнейшем всякий раз, когда пухлые шаловливые ручонки потянутся к той самой чашке, вы будете покрикивать: «А ну, не смей трогать! В прошлый раз уже доигрался! Хватит! Больше не позволю!»

— «Облился-таки? Возьми, пожалуйста, тряпку и вытри поскорее пол, пока сок не высох, — потом трудно будет отмывать. Нет, извини, переодеть я тебя пока не могу — очень занята!» Все. Занавес.

Позвольте, скажете вы, а где ж тут наказание?!

А вы представьте себя в мокрой, холодной, липкой от сока одежде. Приятно? Не очень-то. Вот вам и наказание — вполне, между прочим, соразмерное «преступлению». А главное, естественно и логично связанное с ним, просто напрямую из него вытекающее. Если дитятко полчаса побудет в таком виде, испытывая ощутимый дискомфорт, это не причинит вреда его здоровью. Зато принесет определенную пользу, обогатив опытом. Скорее всего, не с первого раза, но достаточно быстро он усвоит, почему именно с чашками, тарелками и их содержимым имеет смысл обращаться аккуратно.

Для вас такой образ действий тоже намного предпочтительнее. Вы оградите себя от чувства вины, которое неизменно появляется после того, как мы устраиваем детям скандал, потому что не приходится ни кричать, ни шлепать, ни истязать нежную детскую душу долгими нравоучениями. Конечно, на деле и такая реакция осуществляется не так легко, как это описано в статье. Ведь ребенок наверняка не будет молча терпеть: он будет ныть, хныкать, жаловаться или выражать свои чувства более энергичным образом. Например, настойчиво будет требовать, чтобы его переодели и обязательно пожалели. Поэтому необходимо выдержать характер, запастись терпением и пережить эти шумные полчаса. Кроме того, если так же разумно, спокойно и последовательно вы будете вести себя во всех прочих подобных ситуациях, когда малышу случается провиниться, его реакция, скорее всего, не будет слишком бурной. Дети хорошо чувствуют справедливость.

Только не нужно акт педагогического мужества сопровождать многократно повторяемой присказкой: «Я же тебе говорила!» Это можно сказать один раз, причем не в упрек, не для подтверждения собственной правоты, а просто в порядке напоминания и закрепления полученной информации. В следующий раз, когда ребеночек пожелает развлечься с чашкой сока, не грех напомнить ему о «мокром деле». Но не для того, чтобы попрекнуть его и заставить испытывать чувство вины, а лишь для того, чтобы напомнить о возможных неприятных последствиях шалостей с посудой.

Инструкция по применению

  • Разумеется, использование данного метода допустимо только в тех случаях, когда последствия совершенно безопасны для жизни и здоровья ребенка. Возможные травмы, пожары, наводнения не могут рассматриваться как полезные последствия детских провинностей.
  • Используя данный подход, не забывайте учитывать возраст ребенка. Двухлетний малыш уже способен сделать нужные выводы из истории с соком, но еще не готов правильно оценить последствия своего отказа от вкусной и полезной пищи, поэтому можно объяснять ему, что люди, питающиеся одними «Чупа-чупсами», в результате заболевают. Не стоит, правда, рассчитывать, что он быстро примет к сведению эту информацию, откажется от сластей и станет сам следить за своим сбалансированным питанием. Впрочем, подобная ситуация была бы нарушением и первого пункта, о безопасности.
  • «Естественное последствие» должно наступать как можно скорее после совершенного «противоправного» деяния. Этот показатель напрямую зависит от возраста: маленький ребенок должен увидеть и оценить результаты своего проступка сразу же, иначе вся история потеряет смысл и никаких полезных выводов он не сделает. Если он попробовал схватиться за горячий утюг и обжегся — для вас связь достаточно очевидна, но не забудьте объяснить все про горячие утюги малышу. По мере взросления ребенка интервал между «преступлением» и «наказанием» может увеличиваться.
  • Сводите к минимуму свою роль. Наказание на то и естественное, что «организовано» самой природой вещей, а не вами. Если вы будете принимать слишком деятельное участие в таком событии (подробно рассказывая, почему именно так не следовало поступать, подчеркивая, что вы сто раз предупреждали, обещая какие-то неприятности на будущее и т. д.), вы рискуете свести на нет всю ценность такой «воспитательной» ситуации. Внимание ребенка опять будет сосредоточено не на реальном событии и том опыте, который можно отсюда извлечь, а на вас — и, скорее всего, очень скоро проступок повторится вновь.
  • Наконец, непременно убедитесь в том, что ребенок на самом деле мог не совершать того, что совершил. Наказание должно быть справедливым. Если тот же сок разлит по неловкости, из-за того, что малышу действительно трудно было удержать в руках тяжелую кружку, то «состава преступления» здесь нет. В этом случае наказывать не кого и не за что, и вы с чистой душой можете переодеть ребенка в сухую одежду.

1. Номинальная

2. Ассоциация

3. Кооперация

4. Автономия

5. Коллектив

!Question 22

На начальной стадии развития детского коллектива требования к его членам предъявляются …

Выберите один ответ.

активом

членами коллектива друг к другу

администрацией образовательного учреждения

педагогом

Методы воспитания 82.44 /100

!Question 1

Приказания, указания, инструкции относятся к …

Выберите один ответ.

прямым педагогическим требованиям

формам наказания

формам внушения

косвенным педагогическим требованиям

!Question 2

Установите соответствие между методами воспитания и их характеристикам

Подражание Повторение и воспроизведение действия, поступков, намерений, мыслей, чувств.

Убеждение Система логических доказательств, требующая осознанного отношения к ней того, кто ее воспринимает.

Внушение Основано на некритическом восприятии и предполагает неспособность ребенка сознательно контролировать поток поступающей информации

!Question 3

Существенными признаками понятия «метод воспитания» являются …

Выберите правильные варианты ответа:

способ воспитания

наличие материальных средств воспитательного воздействия

противоречивость воспитания

достижение поставленных целей

взаимосвязанная деятельность воспитателя и воспитанников

!Question 4

Установите соответствия между группой методов и методами воспитания

Анкетирование,самонаблюдение Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании

Пример,рассказ Методы формирования сознания личности

Наказание,поощрение Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности

Упражнение,поручение Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности

!Question 5

Организация выполнения воспитанниками определенных действий в целях формирования хороших привычек называется …

Выберите один ответ.

убеждением

наказанием

поощрением

приучением

!Question 6

Наказание относится к группе методов …

Выберите один ответ.

убеждения

исследования

развития

стимулирования

!Question 7

Поощрение как метод педагогического воздействия — это…

Выберите один ответ.

выражение отрицательной оценки действий воспитанников

развитие стремления к лидерству

выражение положительной оценки действий воспитанников

предупреждение нежелательных поступков

!Question 8

Совокупность средств, методов и процессов, необходимых для создания целенаправленного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами, называется …

Выберите один ответ.

социализацией

администрированием педагогического процесса

обучением

педагогической системой

!Question 9

К методам стимулирования и мотивации воспитанника относится…

Выберите один ответ.

упражнение, поручение, требование

требование, пример, объяснение

рассказ, дискуссия, беседа

поощрение, наказание, соревнование

!Question 10

Упражнение относится к методам…

Выберите один ответ.

организации деятельности и опыта ученика

контроля

формирования сознания

стимулирования

!Question 11

Конкретное проявление определенного метода воспитания на практике называется _____ воспитания.

Ответ: приемом

!Question 12

Установите соответствие между видами воздействия на воспитанника и их характеристиками

косвенное Педагог направляет свои усилия не на ученика, а на его окружение, изменяет обстоятельства жизни ребенка

Непреднамеренное Осуществляется ситуативно, как реакция на конкретные обстоятельства

Прямое Непосредственное обращение к воспитаннику, предъявление ему опреленных требований или предложений

Преднамеренное Осуществляется по целевой программе, когда педагог заранее моделирует и планирует ожидаемые изменения

Question 13

Демонстрация образца поведения педагогом или родителем относится к методу…

Выберите один ответ.

примера

упражнения

требования

внушения

!Question 14

К методам педагогического стимулирования и коррекции поведения и деятельности относятся ….

Выберите правильные варианты ответа:

соревнование

внушение

наказание

поощрение

убеждение

!Question 15

Поощрение относится к группе методов…

Выберите один ответ.

развития

стимулирования

убеждения

контроля

!Question 16

На стремлении ребенка к подражанию основан такой метод социального воспитания, как …

Выберите один ответ.

убеждение

упражнение

приучение

пример

!Question 17

К методам организации деятельности и формирования опыта общественного поведения относятся …

Выберите правильные варианты ответа:

педагогическое требование

беседа

создание воспитывающих ситуаций

поручение

поощрение

!Question 18

К методам наказания следует отнести …

Выберите правильные варианты ответа:

замечание

поручение

приучение

выговор

общественное порицание

!Question 19

Установите соответствия между методами и приемами воспитания

Метод принуждения приказ

Метод организации поведения показ

Метод убеждения объяснение,беседа

!Question 20

К средствам первичной социализации, способствующим вхождение нового поколения в человеческое общество, относится …

Выберите один ответ.

игра

трудовая деятельность

обучение

профессиональная ориентация

!Question 21

К методам формирования сознания личности относится…

Выберите один ответ.

поручение, наказание, соревнование

поощрение, наказание, контроль

упражнение, пример, требование

беседа, пример, объяснение

!Question 22

Различные виды деятельности, орудия труда и предметы культуры, включенные в процесс воспитания, называются _____ воспитания.

Ответ: средствами

!Question 23

Просьба, совет, намек относятся к …

Выберите один ответ.

формам внушения

прямым педагогическим требованиям

формам поручения

косвенным педагогическим требованиям

Question 24

Метод естественных последствий является частным случаем …

Выберите один ответ.

поощрения

соревнования

наказания

требования

Question 25

Упражнения как метод воспитания способствует формированию…

Выберите один ответ.

единства сознания и поведения

положительного отношения к труду

важных двигательных умений и навыков

опыта взаимодействия с окружающими

Question 26

К методам поощрения следует отнести …

Выберите правильные варианты ответа:

одобрение

награждение

метод естественных последствий

объявление благодарности

поручение

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *