Материализация это в философии

Материализация это в философии

Материализм и идеализм в Античной философии.

Античная философия древних греков и римлян зародилась в конце VII в. до н. э. и просуществовала до начала VI в. н. э., когда император Юстиан в 529 г. закрыл последнюю греческую философскую школу — Платоновскую Академию.

В древнегреческой философии, как и в любой другой, в том числе и современной, было два прямо противоположных направления: материализм (линия Демокрита) и идеализм (линия Платона).

Выдающимся представителем материализма был, прежде всего, Гераклит, вошедший в историю как Эфесский, по названию города, в котором он родился. Основной вопрос философии — отношение мышления к бытию — Гераклит решал материалистически, признавая за материей ее первичность по отношению к духовному. В основе всего существующего, считал он, лежит материальное первоначало — огонь, который, переходя из одного состояния в другое, находится в вечном движении и изменении. Благодаря борьбе образующих его противоположностей огонь служит основой развития всего мира.

Материалисты древнегреческой философии доказывали, что возникновение и развитие окружающего нас мира — это естественный, а не сверхъестественный процесс. Они в то далекое время отвергали разного рода мистические подходы к проблеме происхождения материального мира. В этом состоит их историческая заслуга.

Исключительна значимость учения Гераклита о развитии. Утверждение о всеобщей текучести вещей, изменяемости явлений — его великая догадка в диалектическом мышлении. «Все движется», «все течет», ничто не остается неподвижным и постоянным, все без исключения изменяется и превращается. В двух его известных фрагментах читаем: «Нельзя войти в одну и ту же реку дважды и нельзя тронуть дважды нечто смертное в том же состоянии, но, по причине неудержимости и быстроты изменения, все рассеивается и собирается, приходит и уходит»; «Мы входим и не входим в одну и ту же реку, мы те же самые и не те же самые».

Интересные идеи Гераклит высказал и в области теории познания. Оно, — по его учению, представляет собой прежде всего познание объективной реальности, космос в его вечном изменении. При этом надо отметить, что Гераклит придавал большое значение как чувственному, так и рациональному познанию. Человек должен прислушиваться к природе, но в то же время в процессе познания обращаться к своему разуму.

Другим выдающимся мыслителем-материалистом древнегреческой философии был Демокрит, ученик одного из создателей античной атомистики Левкиппа. Величайшей заслугой Демокрита является его учение об атомистике. В основе мироздания, согласно его воззрениям, лежит атом как первооснова развития мира. Атомы, т. е. наименьшие, далее неделимые физические частицы, неизменны. Они вечны, находятся в постоянном движении и отличаются друг от друга лишь формой, величиной, положением и порядком. Наряду с атомами, по утверждению Демокрита, существует и пустота , в которой и движутся атомы.

Принцип движения материи составляет основу всей атомистической системы. Атомы находятся в вечном движении, атом — движущаяся материя. Только благодаря движению и происходит возникновение и развитие мира. Не было бы ни возникновения, ни изменения вещей, если бы не существовало вечного и непрерывного движения.

Благодаря движению атомов в пустоте, которая является не причиной, а условием движения, слагаются атомные массы, возникают и другие миры. Демокрит, следовательно, в своих взглядах не ограничивался земным миром. Так как число атомов, а также протяженность пустого пространства бесконечны, то существует и множество миров, которые постоянно возникают и погибают. Бесконечные миры существуют, по Демокриту, не только в последовательной смене одних другими, но и одновременно, находясь вместе с тем на различных стадиях своего развития.

Интересны взгляды Демокрита и в теории познания. Если его предшественники отвергали чувственную ступень, акцентируя внимание на рациональном познании, то Демокрит идет дальше своих предшественников. В познании есть два вида, утверждал он: логическое рассуждение, которое дает достоверное знание, а также чувственное познание: зрение, слух, запах, вкус, осязание. В то же время следует отметить: Демокрит склоняется к выводу, что истинное знание дает разум человека.

Материализм древней Греции — важнейший этап его развития. Вместе с тем надо иметь ввиду, что ему присущи и такие характерные черты, как созерцательность, метафизичность, механицизм и стихийность .

Материализм в древней Греции, как отмечалось выше, не был единственным и господствующим направлением в философии. Параллельно с ним существовало прямо противоположное философское направление-идеализм, «линия Платона».

Платон, ученик основоположника объективного идеализма Сократа, родился в Афинах. Главным в наследии Платона является учение об идеях. Платоновские идеи не есть просто понятия, т. е. чисто умственные представления, это, скорее, целостность, сущность. Идеи — не мысли, а то, по поводу чего мысль думает, когда она свободна от чувственного, это подлинное бытие, бытие в превосходной степени. Идеи — сущность вещей, т. е. то, что каждую из них делает тем, что она есть. Платон употребляет термин «парадигма», указывая, что идеи образуют перманентную модель каждой вещи (чем она должна быть). Мир идей, следовательно, образует в своей совокупности «истинное бытие», а чувственный, материальный мир Платон считал вторичным по отношению к нему.

Существует не вещь реально видимая и осязаемая, а идея вещи — вот главное в идеализме Платона. Материю он признает небытием, реально существует только идея. Однако полностью мир вещей Платон не отвергал. Движение, развитие, изменение чувственных вещей объяснялось взаимодействием бытия (идей) и небытия (материи).

Реально существующий мир Платон, таким образом, подменял миром идей, на вершине которого находится идея бога как высшего добра. В этом отношении показательно космологическое учение Платона, которое носит мистический, теологический характер. Признавая творение мира богом, Платон обосновывает взгляд, согласно которому существует лишь один мир, который управляется демиургом — творцом.

Теория познания Платона в своей сути прямо противоположна взглядам древнегреческих материалистов. В ее основе лежит учение о бессмертии души. Для достижения истины, говорил Платон, нет никакой необходимости обращаться к чувствам, к ощущениям, наоборот, надо полностью отрешиться от них и, погрузившись в глубины своей души, постараться, чтобы она вспомнила то, что видела в мире идей. Источник знаний — в воспоминаниях души.

Диалектику Платон сводил к искусству, умению задавать вопросы и отвечать на них. Согласно его учению, движение и изменение является предметом, о котором нельзя составить строгого знания, а можно иметь только «мнение».

Античная диалектика.

Античная философия, богатая и глубокая по своему содержанию, сформировалась в Древней Греции и Древнем Риме. Согласно наиболее распространенной концепции античная философия прошла, как и вся культура античности, несколько этапов.

Первый — зарождение и формирование. В первой половине VI в. до н. э. в малоазиатской части Эллады – в Ионии, в г. Милете сложилась первая древнегреческая школа, получившая название милетской. К ней принадлежали Фалес, Анаксимандр, Анаксимен и их ученики.

Второй — зрелость и расцвет (V-IV в.в. до н.э.). Этот этап развития древнегреческой философии связан с именами таких мыслителей, как Сократ, Платон, Аристотель. В этот же период происходит становление школы атомистов, пифагорейской школы, софистов.

Третий этап — закат греческой философии в эпоху эллинизма и латинской философии периода Римской республики, а затем упадок и конец древней языческой философии В этот период наиболее известными течениями эллинистической философии стали скептицизм, эпикуреизм и стоицизм.

По содержанию философской мысли также выделяют:

Раннюю классику (натуралисты, досократики) Главные проблемы — «Физис» и «Космос», его строение.

Среднюю классику (Сократ и его школа; софисты). Главная проблема — сущность человека.

Высокую классику (Платон, Аристотель и их школы). Главная проблема – синтез философского знания, его проблем и методов и др.

Эллинизм (Эпикур, Пиррон, стоики, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий и др.) Главные проблемы – мораль и свобода человека, познание и т.п.

Античная философия характеризуется обобщенностью зачатков научного знания, наблюдений за явлениями природы, а также достижений научной мысли и культуры народов древнего Востока. Для данного конкретно-исторического типа философского мировоззрения характерен космоцентризм. Макрокосмос — это природа и основные природные стихии. Человек — своеобразное повторение окружающего мира – микрокосмос. Высшее начало, подчиняющее себе все человеческие проявления – судьба.

Материализм

Материали́зм (от — вещественный) — философское воззрение, в соответствии с которым материя, материальная субстанция является онтологически первичным началом, а идеальное (понятия, дух и т.п.) — вторичным.

В вечном споре материализм представляет собой противовес идеализму.

Для материализма характерна опора на науку, доказательность и проверяемость утверждений.

История материализма

Развитие материализма можно проследить во всей истории западной мысли от самого её возникновения и встретить повсюду в истории философии. В античности наиболее последовательно проводили материалистическую линию Левкипп, Демокрит, Эпикур и Лукреций Кар. Для античного материализма, особенно для Эпикура, характерен упор на личное самосовершенствование человека: освобождение его от страха перед богами, от всех страстей и приобретение способности быть счастливым в любых обстоятельствах.

Бурного расцвета материализм достигает в эпоху французского Просвещения, но он в этот период остаётся механистическим и редукционистским (то есть склонён отрицать специфику сложного, сводя его к простому). Определяющее влияние на европейскую философию он приобретает в XIX веке.

Соединение гегелевской диалектики и материализма началось почти одновременно в России и в Западной Европе (Маркс, Энгельс). Диалектический материализм Маркса, Энгельса и Ленина, в отличие от всех остальных видов материализма, не сводит материю только к веществу: материя для него — это «…философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» (Ленин В. И. Полное собрание сочинений, том 18, стр. 131).

Исторический материализм — часть марксистской философии; исходит из того, что общественное сознание в конечном счёте определяется общественным бытием. Очень сильно повлиял на западную

мысль, особенно на М.Вебера, хотя тот и отрицал универсальность историко-материалистической методологии, постоянно полемизируя с марксизмом.

Влиятельные современные теории

В XX веке в западной философии материализм развивался в основном как механистический, но у ряда западных философов-материалистов сохранялся и интерес к диалектике.

В отличие от античного материализма, материализм сейчас уделяет много внимания духовному развитию человека.

К материализму часто относят натурализм, поскольку он не отводит человеку особого места в природе; эмпиризм, который расценивает как реальное только то, что может быть воспринято посредством естественно-научных методов; неопозитивизм, с самого начала отклоняющий объяснение духовно-душевной сущности дел. Однако позитивизм и неопозитивизм материализмом всё же назвать нельзя, потому что он отвергает саму постановку вопроса о самостоятельном существовании какого-либо бытия вне познающего мышления; считает возможным только анализ ощущений и систематизирующего их языка. Отчасти материалистична также философия Б.Рассела и его школы: хотя Рассел и отрицает понятие субстанции, мышление он считает классом событий в мозгу человека.

Материализм конца XX и начала XXI века представлен философским направлением «онтологической философии», лидером которого является американский философ Барри Смит. Философский материализм именно потому можно назвать самостоятельным направлением философии, что он разрешает ряд проблем, постановка которых исключена другими направлениями философского познания.

Еще одной в принципе продолжающей и в какой-то мере расширяющей материалистическое представление концепцией можно назвать принцип «Семантического экстернализма», в котором содержание высказывания объясняется как «внешне обусловленное».

Содержание

Материализм (от лат. materialis — вещественный), — научное философское направление, противоположное идеализму в решении основного вопроса философии. Различают материализм как стихийную уверенность всех людей в объективном существовании внешнего мира и как философское мировоззрение, представляющее собой научное углубление и развитие точки зрения стихийного материализма.

Философский материализм утверждает первичность материального и вторичность духовного, идеального, что означает извечность, несотворённость мира, бесконечность его во времени и пространстве. Считая сознание продуктом материи, материализм рассматривает его как отражение внешнего мира, утверждая таким образом познаваемость природы.

В истории философии материализм, как правило, было мировоззрением передовых классов и слоёв общества, заинтересованных в правильном познании мира, в усилении власти человека над природой. Обобщая достижения науки, материализм способствовал росту научного знания, совершенствованию научных методов, что, в свою очередь, оказывало благотворное влияние на успехи человеческой практики, на развитие производительных сил.

В процессе взаимодействия материализма и специальных наук изменялись вид и формы самого материализма. Первые учения материализма появляются вместе с возникновением философии в рабовладельческих обществах древних Индии, Китая и Греции — за несколько веков до нашей эры — в связи с прогрессом в области астрономии, математики и других наук. Общая черта древнего, во многом ещё наивного, материализма (Лао Цзы, Ян Чжу, Ван Чун, школа локаята, Гераклит, Анаксагор, Эмпедокл, Демокрит, Эпикур и др.) состоит в признании материальности мира, его существования независимо от сознания людей. Его представители стремились найти в многообразии природы общее первоначало всего существующего и происходящего (элемент). Заслугой древнего материализма было создание гипотезы об атомистическом строении материи (Левкипп, Демокрит). Многие древние материалисты были стихийными диалектиками. Однако большинство из них ещё не проводили чёткого различия между физическим и психическим, наделяя свойствами последнего всю природу (гилозоизм). Развитие материалистических и диалектических положений ещё сочеталось в древнем материализме с влиянием мифологической идеологии.

В средние века материалистические тенденции проявлялись в форме номинализма, учений о «совечности природы и бога» и раннепантеистических ересей.

В эпоху Возрождения материализм (Телезио, Бруно и др.) часто был облечён в форму пантеизма и гилозоизма, рассматривал природу в её целостности и во многом напоминал материализм античности.

Дальнейшее своё развитие материализм получил в 17–18 вв. в странах Европы (Бэкон, Галилей, Гоббс, Гассенди, Спиноза, Локк). Эта форма материализма возникла на почве зарождающегося капитализма и связанного с ним роста производства, техники, науки. Выступая в качестве идеологов прогрессивной в то время буржуазии, материалисты вели борьбу со средневековой схоластикой и церковными авторитетами, обращались к опыту как учителю и к природе как объекту философии. Материализм 17–18 вв. связан с бурно прогрессировавшими тогда механикой и математикой, что обусловило его механистический характер. В отличие от натурфилософов-материалистов эпохи Возрождения материалисты 17 в. стали рассматривать последние элементы природы как неодушевлённые и бескачественные. Другой особенностью материализма этой эпохи было стремление к анализу, к разделению природы на более или менее обособленные, не связанные друг с другом области и объекты исследования и рассмотрение их вне развития.

Среди представителей материалистической философии этого периода особое место занимают французские материалисты 18 в. (Ламетри, Дидро, Гельвеций и Гольбах). Оставаясь в целом на позициях механистического понимания движения, они вслед за английским материалистом Толандом рассматривали его как универсальное и неотъемлемое свойство природы, полностью отказались от деистической непоследовательности, присущей большинству материалистов 17 в. Много элементов диалектики свойственно материализму Дидро. Органическая связь, существующая между всяким материализмом и атеизмом, у французских материалистов 18 в. выступила особенно ярко.

Вершиной в развитии этой формы материализма на Западе был «антропологический» материализм Фейербаха. Вместе с тем у Фейербаха наиболее ярко проявилась присущая всему домарксовскому материализму созерцательность.

В России и других странах Восточной Европы во второй половине 19 в. дальнейшим шагом в развитии материализма явилась философия революционных демократов (Белинский, Герцен, Чернышевский, Добролюбов, Маркович, Ботев и др.), опиравшаяся на традиции Ломоносова, Радищева и др. и в ряде отношений поднявшаяся над узким горизонтом антропологизма и метафизического метода.

Высшей и самой последовательной формой материализма стал созданный Марксом и Энгельсом к середине 19 в. диалектический материализм. Теоретическими источниками им служили гегелевская диалектика и материализм Фейербаха, а через него и французский материализм 18 в. Взаимопроникновение материализма и диалектики в марксистской философии 19 в. произвело революционный переворот в истории всей человеческой мысли, т. к. были созданы подлинно научный единый взгляд на природу, общество и мышление, теория и метод познания и революционного преобразования действительности. Важнейшей стороной этого революционного переворота было распространение материализма на понимание общественной жизни, создание материалистического понимания истории (исторического материализма).

В дальнейшей истории материализма уже резко обозначились две принципиально различные линии: развитие диалектического и исторического материализма, с одной стороны, и ряд упрощённых и вульгаризированных разновидностей материализма — с другой. Среди последних наиболее типичным был вульгарный материализм, приближающийся к позитивизму; к последнему тяготеют и те разновидности материализма, которые возникли на рубеже 19–20 вв. как искажение диалектического материализма (механистическая ревизия марксизма и др.), а также так называемый «научный материализм» (Дж. Смарт, М. Бунге и др.).

Во второй половине 19 в. материализм в его зрелых формах оказался несовместимым с узкоклассовыми интересами буржуазии. Буржуазные философы обвиняют материализм в аморализме, непонимании природы сознания и отождествляют материализм с примитивными его разновидностями. Отвергая атеизм и теоретико-познавательный оптимизм материализма, некоторые из них вынуждены были тем не менее в интересах развития производства и естествознания допускать отдельные элементы материалистического мировоззрения. Иногда идеалисты изображают свои учения как «подлинный» и «наиболее современный» материализм (Карнап, Башляр, Сартр). С другой стороны, среди учёных в прошлом было немало таких, которые, декларативно признавая идеализм или по-позитивистски чураясь «всякой философии», в специальных научных исследованиях фактически занимали позиции материализма (естественноисторический материализм Геккеля, Больцмана и др.) Для современных передовых учёных характерна эволюция от естественнонаучного к сознательному, а в конечном счёте к диалектическому материализму (Ланжевен, Жолио-Кюри и др.).

Материализм играет важную методологическую роль во всех областях научного познания, применительно ко всем проблемам философии и теоретическим проблемам естественных и общественных наук. Он указывает науке правильный путь к познанию действительного мира. Когда наука сталкивается с каким-нибудь сложным, ещё нерешённым вопросом, то материалистическое мировоззрение заранее исключает его идеалистическое объяснение и ориентирует на поиски реальных законов развития, действительных ещё непознанных связей. Только тогда, когда учёные, хотя бы иногда и бессознательно, идут по материалистическому пути в поисках ответа на нерешённые вопросы науки, они приходят к крупным открытиям, к конструктивному выходу из кажущегося тупика. Отвергая идею творения «из ничего», материализм выдвигает требование искать естественные причины изучаемых явлений. Но выполнять последовательно это требование материализм может, только опираясь на идею развития и всеобщей связи, т. е. на диалектику.

Разделы: Философия

Материалист это человек мыслящий конкретикой

Давайте для начала распределим обязанности между материалистом и идеалистом. С полной ответственностью можно утверждать, что он есть почти в каждом из нас, но не потому, что многие желают жить благополучно и обеспеченно, а потому что пытаются этого достичь, но большинство так и остаются Маниловыми – то есть мечтателями, а он у нас был идеалист.

Материалист не мечтает он ставит конкретную цель(купить машину через год, купить дом) и добивается ее. Отличительная черта материалиста от всех других людей, также страстно желающих достатка, заключается в ответе на вопрос: готов ли он жертвовать ради этого?Идеалист ответит «Нет». Материалист всегда ответит: «Да!».

Материалист. Идеалист.

То, что для идеалиста обязанности, для материалиста конкретная цель в цифрах. В свою систему ценностей он включает только те, что стимулируют его на достижение большей выгоды. Материалист амбициозен и всегда хочет добиться большего, чем у него уже есть и мотивируется фразой: » я МОГУ это сделать!». А все чувства и эмоции, которые мешают, до поры отодвигаются на задний план. Идеалист ставит чувства и эмоции на первое место.

Материалист реально смотрит на вещи и живет в предлагаемых обстоятельствах. Распределяет свои обязанности исходя из даты, сроков, результата. Просто все чего он хочет, имеет денежное выражение. Значит материалист зарабатывает деньги, а если не получается, при крайнем выражении своего типа – ворует, берет взятки. И в этом он честен и перед собой и перед обществом.

Он интересен – этот тип. И достоин уважения. Хотя бы потому, что экономики всех развитых стран держаться именно на материалистах. Их принято называть «средний класс». Раньше в него входили купцы, мануфактурщики. Сейчас – частные предприниматели, топ – менеджеры, известные деятели культуры и шоу-бизнеса.

Ещё раз повторюсь, то, что другие называют обязанности, у материалиста всё оцифровано и выражено в конкретике. Известных фамилий можно перечислить много. Тут и предприниматели прошлого: Щукин, Третьяков, Мамонтов, Морозов. Современники: Б. Гейтс, Д.Сорос, Р. Абрамович. Выражение материалиста «Ничего личного, чисто бизнес». Но вот с литературными героями – материалистами выходит незадача.

Если для идеалиста составить график, наметить цели, определить даты достижения подцелей это обязанности, то для материалиста это смысл жизни. Оказывается, писатели (в массе своей идеологи) их не любят и представляют в отвратительном и смешном виде ( «Скупой рыцарь», «Мертвые души», «Гроза»). Они однобоко представлены как жадные, недалекие, черствые дельцы.

Но материалист живой и нечто человеческое ему не чуждо. Например, купец Лопахин из Вишневого сада А.П.Чехова. Дед и отец Лопахина «были рабами», а он выбился в люди, стал богат. Он сочувствует хозяевам сада, но не понимает их переживаний. Ведь делу еще можно помочь, разбить сад на дачные участки и сдавать в аренду. Зачем нужна красота, если есть нечего? Для Лопахина красиво то, что и глаз радует и доход приносит «Я весной посеял маку тысячу десятин и теперь заработал сорок тысяч чистого. А когда мой мак цвел, что это была за картина!». И здесь нет переживаний, которые испытывает идеалист. Деятельная натура Лопахина очень узнаваема. Именно такие люди, сделавшие себя с нуля, многого добившиеся, но сохранившие душевные порывы становятся меценатами и спонсорами.

Таков О.Тиньков. Торговал техникой, потом создавал пищевые производства, открывал рестораны, развивал одноименную марку пива. Его мотивация понятна как у всех материалистов: «Хотите знать, с чего я начинал? С воли к жизни. Жить я хотел, а не прозябать. Хотел переехать в квартиру, хотел ленинградскую прописку… Все денег стоило». Он не привязывается к своим детищям: создает, развивает и продает с баснословной прибылью. Сейчас Тиньков увлечен электронной банковской коммерцией. Разбогател – и может себе позволить.

Точно также и Лопахин – захотел и купил Вишневый сад. Итак, подводя итог, скажем: материалист этот тот, кто предпочитает больше высокую зарплату и хороший соцпакет, чем воплощение идей, семейные ценности, эмоции как идеалист . Он карьерист, потому что власть приносит деньги. Если нет достойного заработка, он уедет на вахту или откроет свой бизнес, а прибыль вложит в недвижимость и это не обязанности это стратегия жизни.

Материалиста очень просто определить из разговора, если он говорит про:

Деньги(сбережения)
Деньги (зарплата)
Акции
Драгоценности
Инвестиции
Работа
Карьера
Имущество
Бизнес-схема
Бизнес-идея
Собственный бизнес
Бренд
Личный автомобиль
Собственное жилье
Награда
Связи
Влиятельные друзья
Социальный статус
Место в иерархии
Долги
Финансовые обязательства
Наследство
Коллекция
Образование
Профессия
Опыт
Квалификация
Достаток
Перспективы
Бизнес-информация

То перед вами материалист.

Мой Скайп OlegVZobnin
Мой телефон 8 800 505-02-36 Звонок по России бесплатный.

материалист

Смотреть что такое «материалист» в других словарях:

  • материалист — а. м. 1. Последователь, сторонник материалистической философии. БАС 1. Филозофы, Материалисты называемые, кои утверждают что души наши и вообще все духи состоят из материи; или лучше сказать, отрицают бытие душ и духов. Эйлер ПП 2 2. // Сл. 18 7… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • МАТЕРИАЛИСТ — (нем. лат., от лат. materia вещество). 1) приверженец материализма, приписывающий все отправления ума, нравственный закон и врожденные человеку истины материи. 2) человек чувственный, стремящийся к удовлетворению своих низменных потребностей. 3)… … Словарь иностранных слов русского языка

  • МАТЕРИАЛИСТ — МАТЕРИАЛИСТ, материалиста, муж. 1. Последователь философского материализма, человек с материалистическим мировоззрением. Французские материалисты 18 века. 2. Деловой человек, практик (разг.). 3. Человек, заботящийся о выгодах, поглощенный… … Толковый словарь Ушакова

  • материалист — реалист, прагматик Словарь русских синонимов. материалист сущ., кол во синонимов: 3 • прагматик (3) • … Словарь синонимов

  • Материалист — Материалист ♦ Matérialiste «Я часто замечал контраст между материалистами и спиритуалистами, – сказал Ален. – Первых отличает решительность, вторых – вялость мысли» (Речь от 29 июня 1929 г.). Сам он, правда, не был материалистом, но он очень … Философский словарь Спонвиля

  • МАТЕРИАЛИСТ — МАТЕРИАЛИСТ, а, муж. 1. Последователь материализма. 2. Человек, относящийся к действительности реалистически, оценивающий её трезво. Разумный м. 3. Человек, крайне практический по своим интересам, заботящийся об узколичных житейских выгодах,… … Толковый словарь Ожегова

  • материалист — • истовый материалист … Словарь русской идиоматики

  • материалист — МАТЕРИАЛИСТ1, а, м Человек последователь философской теории, признающей первичность материи, бытия по отношению к сознанию. // ж материалистка, и, мн род. ток, дат. ткам. Пушкин, как и любой другой одаренный поэт, был одновременно и материалистом … Толковый словарь русских существительных

  • материалистӣ — мансуб ба материализм: ҷаҳонбинии материалистӣ … Фарҳанги тафсирии забони тоҷикӣ

  • Материалист — I м. 1. Приверженец материализм . 2. Представитель материализм . II м. разг. Тот, кто отличается практичностью своих интересов и заботой в первую очередь о личных житейских выгодах и удобствах. Толковый словарь… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • Материалист — I м. 1. Приверженец материализм . 2. Представитель материализм . II м. разг. Тот, кто отличается практичностью своих интересов и заботой в первую очередь о личных житейских выгодах и удобствах. Толковый словарь… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

МАТЕРИАЛИЗМ И ИДЕАЛИЗМ В ПСИХОЛОГИИ

МАТЕРИАЛИЗМ И ИДЕАЛИЗМ В ПСИХОЛОГИИ — два главных философских направления, борьба к-рых воздействует на развитие психологической мысли на протяжении всей ее истории. Материализм исходит из принципа первичности материального бытия, вторичности духовного, психического, к-рое рассматривается как производное от внешнего мира, независимого от субъекта и его сознания. Поскольку в развитии научного знания о психике решающую роль играет выявление ее закономерных зависимостей от того, что психическим не является (внешней среды, телесного субстрата), то именно материализм выступает в качестве движущей силы прогресса психологии. В древности материалистические представления проявлялись в различных учениях о душе как частице стихий природы: огня (Гераклит), воздуха (Анаксимен), атомов (Демокрит) и др. Наряду с воззрениями философов, материалистически объяснявших психические процессы, важное значение имели взгляды врачей на зависимость характера человека от смеси в организме различных компонентов (учение о темпераменте). Столь наивная материалистическая ориентация не могла помочь объяснить способность субъекта постигать внечувственные (абстрактные) истины, подчинять поступки этическим идеалам, превращать в объект анализа собственное сознание. Эти реальные свойства человеческой психики были истолкованы идеализмом (Платон, Плотин, Августин) как порождения особой бестелесной сущности — души, господствующей над всем земным, материальным. Такой подход теснейшим образом связал идеалистическую философию с религией, к-рая веками служила социальным интересам эксплуататорских классов. В Новое время крупные успехи базирующегося на материализме естествознания стимулировали расцвет психологической мысли, выработавшей в XVII в. свои важнейшие теории: о рефлексе, о восприятии как продукте воздействия внешних объектов на головной мозг, об ассоциациях и их телесном механизме, об аффектах (страстях). Все эти процессы трактовались Р. Декартом, Т. Гоббсом, Б. Спинозой материалистически. Такое понимание было развито в XVIII в. французскими (Ж. Ламетри, К. Гельвеции, Д. Дидро, П. Кабанис) и английскими (Д. Гартли, Дж. Пристли) материалистами, в противовес взглядам к-рых выдвигались учения о первичности ощущений по отношению к внешним предметам (Дж. Беркли, Д. Юм), о представлениях как изначальных актах души (И. Гербарт) и др. В середине XIX в. принципиально новая форма материализма, соединившая его с диалектикой, была создана К. Марксом и Ф. Энгельсом, разработавшими методологические принципы, на основе к-рых в дальнейшем развивалась советская психология. Диалектический материализм отверг различные концепции, игнорирующие активность сознания, его способность не только отражать мир, но и преобразовывать его в процессе общественно-исторической практики. Диалектико-материалистическое объяснение психики противостоит как идеалистическому, так и вульгарно-материалистическому, к-рое, будучи разновидностью редукционизма, сводит психические процессы к нервным. Вместе с тем существует тесная связь между диалектико-материалистическим подходом к психике и стихийным материализмом естествоиспытателей. Благодаря их открытиям в середине XIX в. были экспериментально установлены первые важные закономерности психики (Вебера — Фехнера закон, законы работы зрительной системы (Г. Гельмгольц), типы времени реакции (Ф. Дондерс) и др.), к-рые наряду с открытиями в биологии (Ч. Дарвин) и физиологии (К. Бернар, И. М. Сеченов) привели к выработке собственного категориального аппарата психологии, в силу чего она обособилась в самостоятельную науку. Поскольку указанный процесс происходил в условиях господства в странах капиталистического Запада идеалистической философии, он неадекватно преломился в концепциях, исходивших из интроспективного понимания сознания (В. Вундт, Ф. Брентано), Иное направление этот процесс получил в России в последовательно материалистическом учении Сеченова, синтезировавшем достижения естественнонаучного исследования психики в мировой науке. Рубеж XIX и XX вв. отмечен кризисом психологии, на развитии к-рой негативно сказалось влияние идеалистической философии (махизма, прагматизма). В дальнейшем главные достижения психологии были обусловлены ее связью с физиологией, кибернетикой и другими науками, где доминируют стихийно-материалистические тенденции. Советская психология последовательно реализует философско-методологические принципы диалектического материализма.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *