Логический анализ текста

Логический анализ текста

ЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

— применение средств математической логики для обсуждения и решения филос. и методологических проблем, для уточнения и формализации языковых выражений. Выражение проблемы в формализованном языке придает ей точность и определенную ясность, что иногда способно облегчить поиск ее решения. При этом часто оказывается, что формальное выражение проблемы не вполне адекватно ее содержательному пониманию. Тогда мы пытаемся улучшить это выражение и сделать его более адекватным. Одновременно происходит и более глубокое содержательное усвоение анализируемой проблемы. Напр., когда А. Тарский строит точное формальное определение понятия истины, он применяет понятие истины к предложениям. Это дает повод поставить вопрос о том, чему мы приписываем понятие истины — предложениям или суждениям. Обсуждение этого вопроса позволяет более глубоко понять природу суждения и предложения, а также яснее осознать смысл понятия истины.
Основы метода Л.а. были заложены в трудах Г. Фреге и Б. Рассела. Однако широкое распространение он получил в трудах представителей логического позитивизма, которые провозгласили, что основной задачей философии является Л.а. языка науки. Несмотря на значительные успехи в решении отдельных проблем, достигнутые Р. Карнапом, Г. Рейхенбахом, К. Гемпелем и др., представители логического позитивизма в общем не смогли использовать все эвристические возможности метода Л .а., т.к. в силу своих гносеологических установок ограничивали базис этого метода средствами экстенсиональной логики. В настоящее время метод Л.а. часто используется на различных этапах филос. и методологических исследований: для более четкой постановки проблем, для выявления скрытыхдопущений той или иной т.зр., для уточнения и сопоставления конкурирующих концепций, для их более строгого и систематического изложения, и т.д. Однако следует помнить об ограниченности этого метода и об опасностях, проистекающих из его применения. Точность выражений, к которым приводит метод Л.а., часто сопровождается обеднением содержания. Простота и ясность формального выражения некоторой проблемы иногда может порождать иллюзию решения там, где еще требуются дальнейшие исследования и дискуссии. Трудности формального представления и заботы о его адекватности могут увести от обсуждения собственно филос. или методологической проблемы и заставить заниматься техническими вопросами, лишенными филос. смысла. Так и случилось со многими методологическими проблемами логического позитивизма. Если же помнить обо всем этом и рассматривать формальное выражение философско-методологических проблем и понятий не как конечный результат, а как вспомогательное средство более глубокого филос. анализа, как некоторый промежуточный этап в ходе филос. исследования, то такие формальные выражения иногда могут оказаться полезными (см. ЭКСПЛИКАЦИЯ ).

11. Приемы логического анализа текста. Устранение логических ошибок в тексте.

Логичность, т.е. следование законам правильного мышления, — естественное свойство нормального сознания. Вполне можно и мыслить, и говорить, и даже писать, не зная и при этом не нарушая правил логики.

Но, к сожалению, природный дар правильно, безошибочно мыслить и писать достается не всем. Для редактора, чья обязанность профессионально оценить смысловые и литературные качества материала и грамотно, четко объяснить автору, в чем недостатки его рукописи, знание основных законов правильного мышления, владение методикой логического анализа текста — навык, который в значительной степени упрощает и ускоряет работу с текстом, а общение с автором делает аргументированным и профессиональным. Кроме того, владение методами логического анализа помогает правильно прогнозировать силу воздействия текста на аудиторию, поскольку оно зависит не только от выразительности, яркости речи, но и от того, какие мысли в тексте выражены и как они связаны между собой. Логические погрешности текста возникают по различным причинам: это и нечеткость мышления, и неоформленность темы, и пробой недосмотр, и неучет нежелательных побочных ассоциаций и интерпретаций.

Анализ логической основы любого текста — одна из задач углубленного чтения, и состоит она в выявлении и сопоставлении между собой и с широким контекстом основных его смысловых единиц. Они относятся к разным уровням смысловой и синтаксической структуры речевого произведения. Перечислим их. Логическое имя, или понятие, — мысль, в которой обобщаются и выделяются предметы по их существенным признакам. В речи понятию может соответствовать слово, словосочетание, а иногда и предложение. Суждение — мысль, в которой утверждается или отрицается существование предмета, его свойство или отношения между предметами. В речи суждению может соответствовать предложение или, если суждение представлено в свернутом виде, словосочетание. Логические связки — служебные средства языка, фиксирующие определенный тип смысловых отношений между понятиями и суждениями. Понятия, суждения и связки — это простейшие единицы логического анализа текста, его основа.

Их выявление требует некоторых навыков. Дело в том, что единицы мышления и единицы речи, в которых они выражены, не всегда совпадают, скажем, в одном предложении — основной синтаксической единице речи — может быть в свернутом виде заключено несколько суждений — основных смысловых, логических единиц. Так, в одном простом предложении: Склоняется мерцающий и светящийся диск солнца — заключено три суждения: одно выражено грамматической основой диск склоняется, второе и третье — словосочетаниями с определениями светящийся диск и мерцающий диск. И именно сопоставление этих свернутых суждений позволяет выявить логическое противоречие.

Верно и другое: далеко не все члены предложения бывают реально необходимы в анализе логической основы текста. И тогда, чтобы обнажить ее, надо отвлечься от малозначимых подробностей.

Предметом логического анализа являются также единицы надфразового уровня — фрагменты текста, которые выделяются в речи на основе ее смыслового единства, общего способа изложения, многочисленных межфразовых связей, наконец, композиционного чтения.

Проследим методику логического анализа на нескольких простейших примерах. Первый этап — выделение основных логических единиц текста (имен, суждений и связок) и при необходимости приведение суждений к возможно более простой форме.

Второй этап — соотнесение логических единиц между собой и с контекстом в узком смысле слова — с темой текста и в широком — с системой наших знаний о мире. Таким образом, производится проверка истинности и суждений, и связок.

Оценивая правомерность логических связок, следует иметь в виду, что их употребление может отражать различные точки зрения на явления, и если эти точки зрения не противоречат действительности, то они правомерны. Например, в заголовке «Холеры нет, зато менингит наступает» связка зато, обозначающая явление, компенсирующее ка-кое-то другое и оцениваемое обычно как позитивное, может показаться неправомерной (что же хорошего в менингите?). Но посмотрим на явления с точки зрения медиков и журналистов: для них эта злая ирония.

Выделение логических связок требует повышенного внимания начинающего редактора, поскольку в языке существует несколько способов их выражения и понятия «синтаксическая связка», т.е. в первую очередь союз, и «логическая связка» не совпадают. Помимо всевозможных сочинительных и подчинительных союзов к категории связок относятся любые вводные слова. Они выполняют функции либо текстообразующие — обозначают смысловые отношения между мыслями (во-первых, а стало быть, напротив и др.). либо модальные — обозначают различные оттенки авторского отношения к содержанию и оформлению речи {по мнению многих, может быть, к счастью, мягко говоря и др.). К связкам относятся различные частицы (даже, только, именно и др.), предлоги обстоятельственных значений (благодаря, несмотря на, вопреки, при и др.) и, наконец, знаки препинания, поскольку к функции последних также относится передача смысловых и грамматических отношений частей высказывания.

По способу выражения логического значения все связки делятся на эксплицитные (союз потому что, знак двоеточия) — их смысл однозначно передается словом или знаком, и имплицитные, неявные (союз и, точка, запятая, точка с запятой) — их смысл выводится из соотношения логических единиц, соединенных ими.

Понятия и их отношения в тексте

Понятие — это элементарная структурная единица мышления, мысль, отражающая какой-либо реальный или воображаемый объект. В действительности ему соответствует класс предметов, а в речи — слово или словосочетание. Важнейшие логические признаки понятия — содержание (набор существенных для отражаемого объекта признаков, позволяющих отличить последний от других) и объем (совокупность объектов с признаками данного понятия). Четко зафиксированное содержание ведет к столь же четко зафиксированному объему, и наоборот: неясное содержание — к недостаточно определенному объему. Например, не знал четко, что значит «хороший текст», мы не сможем решить, относится ли конкретное произведение к хорошим.

Понятия связаны между собой различными отношениями. Главное из них — включение, когда одно понятие полностью входит в другое. Скажем, понятие домашняя птица включает понятие с меньшим объемом курица и само входит в понятие с большим объемом птица. Расширяя или сужая круг рассматриваемых объектов, мы совершаем операции обобщения или ограничения понятий. Таким образом могут образовываться цепочки уточняющих друг друга понятий: редактор — русский редактор — русский редактор XIX века — М-Е, Салтыков-Щедрин.

Кроме включения понятия могут вступать в отношения равнообъемности. В языке равными объемами обладают, например, синонимы или перифразы: Л.Н. Толстой — автор «Войны и мира». Понятия могут быть внеположенными (если мы не находим ни одного объекта в их объемах: стол — лампа). Частный случай внеположенности — контрарность, когда понятия расположены по разные стороны какой-либо понятийной шкалы и между ними можно обнаружить промежуточные звенья (добрый — злой, а посередине в чем-то добрый, в чем-то злой), и контрадиктарность, когда внеположенные понятия образуются отрицанием: добрый — не добрый.

Важнейшая логическая операция с понятиями — логическое деление — применяется всегда, когда требуется исследовать или описать какой-либо предмет. Например, все предложения русского языка делятся на простые и сложные, на втором уровне деления простые предложения делятся на одно- и двусоставные, а сложные на союзные и бессоюзные, на третьем уровне союзные сложные предложения делятся на сложноподчиненные и сложносочиненные и т.д. Чтобы логическое деление было правильным, оно должно соответствовать следующим требованиям: проводиться на одном логическом основании, быть последовательным, члены деления должны быть соразмерны и взаимоисключаемы.

На уровне сверхфразового единства — группы предложений, связанных грамматически и тематически, — правила логического деления становятся основой перечисления основных признаков предмета: В последней трети 19 века усадьба стала местом паломничества художников, поэтов, актеров. В начале 20 сюда приезжают и представители нового поколения.

Логический анализ текста


При разучивании вокального произведения необходимо обязательно сделать логический анализ текста. С помощью логического анализа текста исполнитель сможет лучше понять замысел автора и правдиво передать содержание произведения. Анализ текста важен и для лектора, и для актера, и для преподавателя. Благодаря логическому анализу текста их выступления будут более убедительными, а речь – грамотной и выразительной.

Логические паузы и речевые такты

Устная речь делится на предложения и фразы.
Фраза – это смысловая часть, которую составляет одно или несколько слов. Смысловые группы слов в средине фразы — это так называемые речевые такты. Они состоят из слов, образующих группу, относящуюся к главным членам предложения — подлежащему, сказуемому, или к дополнению, определению, обстоятельству. В речевых тактах интонационно выделяются определенные слова. Такое выделение называется логическим ударением.
Речевые такты разделяются между собой паузами. Паузы могут быть разными по продолжительности и называются логическими паузами. В речевых тактах слова произносятся единым целым, как одно слово.

Логические паузы и их разновидности

‘ — люфт пауза – короткая пауза для добора воздуха или для эмоционального выделения определенного слова. Например, «Да это же ‘ Бах! А не Моцарт!» В музыке, в частности, в вокале, мы говорим «цезура», когда нужно отделить одно построение от другого.
| — пауза, разделяющая речевые такты и предложениями, связными по смыслу
|| — более долгая пауза между предложениями
||| — долгая пауза, разделяющая предложения, смысловые части

Законы логики речи

Существуют определенные законы логики речи. И эти законы должны знать вокалисты, актеры, спикеры. Речевые законы помогают понять, правильно передать и озвучить мысль автора. В основе – правила морфологии, синтаксиса, изучающих взаимосвязи слов, составляющих предложения. Смысловые связи помогают объединению слов в группы и словосочетания. Например, «В среду в музыкальной школе состоится академический концерт».

Смысловые связи слов в данном предложении следующие:
Состоится концерт – связь подлежащего (концерт) и сказуемого (состоится).
Слово «академический» группируется по смыслу с подлежащим «концерт». Поэтому эти слова произносятся одним речевым тактом – «состоится концерт».
«В среду» группируется по смыслу со сказуемым «состоится».
«В музыкальной школе» тоже группируются со сказуемым «состоится» — «в музыкальной школе состоится». Между этими речевыми тактами – логические паузы:
В среду | в музыкальной школе | состоится академический концерт.
1 такт 2 такт 3 такт

Особое внимание следует уделять речевым закономерностям в сложных предложениях. Разберем пример:
«Дети, которые учатся в музыкальной школе, более общительные и эмоциональные, чем их сверстники, не занимающиеся музыкой»

Смысловая связь: Главное предложение «Дети более общительные и эмоциональные», ему подчиняется предложение «которые учатся в школе»:
Дети, || которые учатся в музыкальной школе, || более общительные |и эмоциональные, || чем их сверстники, |не занимающиеся музыкой.

Логические паузы и их распределение

Логические паузы делаются в предложениях между группами подлежащего и сказуемого, перед союзом «и». На обязательное присутствие логических пауз указывают двоеточие, точка с запятой, тире, точка, запятая (за редким исключением, разберем чуть ниже).

Пример:
«Ученики, родители и преподаватели – внимательно слушали выступление скрипача». Предложение делится на следующие речевые такты:
Ученики, | родители | и преподаватели- || внимательно слушали | выступление скрипача.
1 такт 2 такт 3 такт 4 такт 5 такт

«Музыкальное произведение, | написанное в пятнадцатом веке, || исполняется | на протяжении многих веков || и входит | в концертные программы | известных музыкантов.

Рассмотрим еще пример:
«Ученик, выслушав указания преподавателя, начал играть более эмоционально и с правильным ритмическим рисунком»
Ученик, || выслушав указания преподавателя, ||начал играть более эмоционально | и с правильным ритмическим рисунком».

Исключения

Не отделяются логическими паузами:
— Обращения, стоящие в средине и в окончании фраз: «Спасибо, музыка, тебе | за радость и печаль». Слово «музыка» не выделяется в данном случае логической паузой.
Однако, если обращение в начале фразы, оно выделяется речевой паузой. Пример: «Музыка,|| как много смысла |в этом слове».
— В сложноподчиненных предложениях, которые связывают слова: для того, чтобы; потому, что; т о, что; все, что. Пример: «Я играю вам, дорогие друзья, || для того, чтобы вы прочувствовали стройность |и логичность построения формы». В данном случае обращение «дорогие друзья» также не выделяется логической паузой. Фраза «Для того, чтобы вы почувствовали стройность» группируется в один речевой такт.

Логические ударения

Мы поговорили о расстановке логических пауз и разделении речевых тактов паузами. Руководствоваться при этом нужно логикой мышления.
А сейчас остановимся на логических ударениях. В речевых тактах, обычно, главными словами выступают подлежащее, сказуемое. В зависимости от текста могут выделяться местоимения, обстоятельства, числительные, прилагательные. Но главными словами никогда не выступают и не выделяются голосом частицы и союзы.

Для определения логических ударений нужно проанализировать текст и познакомиться с содержанием. А также следует знать общие правила постановки ударения.

Правила логических ударений

.
— Часто логическое ударение приходится на последнее слово в речевых тактах – фразе. Если важного слова нет в начале или в середине фразы, то выделение голосом последнего слова подчеркивает смысловую неразрывность мысли: «Дети изучают в музыкальной школе сольфеджио». Если для нас важно указать место, то нужно написать так: «Дети изучают сольфеджио в музыкальной школе».

.
— В названиях, образованных несколькими словами, акцентирование приходится на последнее слово: «Начальное учебное заведение музыкальная школа» — логическое ударение приходится на последнее слово «школа».

.
— Выделяются голосом перечисления и противопоставления:

«Звучали нежно скрипки, им мягко отвечали виолончели».
«Мелодия звучала некоторое время, но неожиданно затихла».
«С дыханием играем, с дыханием поем».

.
— В сочетании двух существительных, когда второе в родительном падеже – логическое ударение ставится на втором слове: учащиеся вокального отдела, заседание педагогического совета.
Однако, если необходимо уточнение – ударение меняется на более важное слово – учащиеся фортепианного отдела, а не хорового.

.
— Словосочетание прилагательного перед существительным – ударение на втором слове: великий композитор, зарубежная литература, проникновенная музыка.

.
— В словосочетании определение после существительного – логическое ударение ставится на определении: «Музыка, || проникновенная и трогательная, звучала со сцены».

.
— Если слово повторяется несколько раз, то его нельзя произносить на одной динамике. – «Дыхание, дыхание, дыхание – оно очень важно для всех». При нарастании динамики последующее слово произносится с энергией, и самое яркое слово – последнее в этой группе. Если же происходит затухание динамики, то первое слово будет самым ярким.

.
— В группе подлежащего и сказуемого ударение ставится на сказуемом, если для нас важно действие. Если же важен предмет – ударение ставится на существительном – «Композитор пишет музыку, а поэт – сочиняет слова».
«Композитор сочиняет музыку, а музыкант – исполняет».

Вот такие правила нужно знать лектору, вокалисту, актеру.
Применяйте законы логического анализа текста, и ваша речь будет грамотной, выразительной и убедительной. И успех будет сопутствовать Вам.

Семинарское занятие 6. Основания деонтической логики. Логический анализ вопросов и ответов

План

1. Предмет исследования деонтической логики. Структура нормы. Виды норм.

2. Законы и принципы деонтической логики.

3. Понятие логики действия. Структура действия.

4. Логика вопросов и ответов.

5. Зависимости между основными деонтическими модальностями.

Цель занятия: пропедевтическое изучение основ специальных логических теории – деонтической (нормативной) и эротетической логики.

Основные понятия и категории: “норма”, “система норм”, “команда”, “императив”, “вопрос”, “оценочное высказывание”, “закон деонтической непротиворечивости”, “закон деонтической полноты”, “принцип Юма”, “программа”, “алгоритм”, “логика действия”, “агент действия”, “результат действия”, “бездействие”, “контекст действия”, “интенциональность”, “оператор Вригта”, “модус”, “деонтическое высказывание”, “деонтическая модальность”, “модальный оператор”, “юридическая санкция”, “нормативный режим”, “интеррогатив”, “предпосылка вопроса”, “субъект вопроса”, “пресуппозиция”, “метаответ”, “эхолахия”.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие вы знаете виды норм и нормативных действий?

2. Что такое императив?

3. Какие вы знаете законы деонтической логики?

4. В чем состоит сущность “принципа Канта”?

5. Чем монадические системы норм отличаются от диадических?

6. Чем отличаются теоретические и практические размышления?

7. Какие существуют аспекты действия?

8. Что такое результат действия и контекст действия?

9. Какие вы знаете интенциональные состояния? Назовите интенциональные состояния, наиболее важные для характеристики действия.

10. Назовите основные деонтические модальности.

11. Какими знаками обозначаются основные деонтические модальности?

12. Каким образом деонтические высказывания связаны с дискриптивными?

13. Какому принципу должен соответствовать целесообразный нормативный приказ?

14. Как можно определить деонтические модальности одну через другую?

15. Раскройте содержание понятий “либеральный нормативный режим”, “деспотический нормативный режим ”.

16. Из каких компонентов состоит вопрос?

17. На какие виды делятся вопросы по компетенции отправителя и по познавательной функции?

18. Чем инквизитивные вопросы отличаются от делиберативных?

19. Назовите основные требования к корректному вопросу.

20. Какие Вам известны способы ухода от ответа?

Логический анализ вопроса

Вопросительная форма в языке выражает потребность в устранении некоторой неопределенности. Вопросы не возникают на пустом месте. Знание, от которого отталкивается вопрос, служит его предпосылкой. С точки зрения логики вопрос не является суждением, поскольку он не содержит утверждения, которое можно оценить как истинное или ложное. Логический анализ вопроса осуществляется по его предпосылке, сформулированной в виде суждения. Например, в вопросе: «Кто открыл Америку?» — предпосылкой будет утверждение: «Человек (в частности, европеец) открыл Америку» или «Америка была открыта». В данном случае предпосылка представляет собой утверждение об известном факте. Это характерно для восполняющих вопросов, которые всегда содержат вопросительное слово (что, кто, когда, где и т.д.). Уточняющие вопросы в формулировке содержат частицу «ли» и называются «ли-вопросами». Предпосылкой уточняющего вопроса обычно выступает утверждение об отношении субъекта к факту. Например, предпосылкой вопроса: «Колумб ли открыл Америку?» — будет суждение: «Колумб, как конкретная историческая персона, имеет отношение к факту открытия Америки».

Главное условие логически корректной постановки вопроса — истинность его предпосылки. Вопрос тривиально некорректен, если предпосылка вопроса содержит неопределенные, неясные термины. Например: «Кто в мире самый лучший?» Если предпосылка содержит понятая, незнакомые данной аудитории, то вопрос тоже выглядит некорректным (или бессмысленным). В этом случае ему должно предшествовать предварительное пояснение терминов.

Вопрос нетривиально некорректен, если в его предпосылке содержится ложное утверждение. На такой вопрос нельзя дать истинный ответ. Например: «Когда будет построен вечный двигатель?» Его предпосылка: «Вечный двигатель можно построить» — ложна. В анализе вопроса можно сформулировать ряд предпосылок — суждений, которые образуют общую предпосылку вопроса в виде конъюнкции (сложного суждения). При этом важно иметь в виду, что для заключения о корректности поставленного вопроса все члены такой конъюнкции должны быть истинными, поскольку только тогда можно говорить об истинности сложного предпосылочного суждения. Постановка вопроса и поиск информации для ответа на него присущи любому коммуникативному процессу. Развитие внутреннего и внешнего диалога предполагает вопросно-ответную логику

Ответ представляет собой новое суждение, дополняющее или уточняющее прежнее знание в соответствии с поставленным вопросом. Строго говоря, предпосылка вопроса фиксирует именно то знание, которое уточняется. Поиск ответа на поставленный вопрос предполагает обращение к некоторой теоретической или эмпирической области, которую называют «областью поиска ответа». Поиск ответа на восполняющий вопрос («что-вопрос») связан с выбором истинного суждения из множества возможных суждений. Такие вопросы, не ограничивающие поле поиска ответа, называют открытыми. Например, ответ на вопрос: «Когда произошло последнее землетрясение в Армении?» — предполагает обращение к данным о последних землетрясениях. Этот круг сведений представляет собой в данном случае область поиска ответа.

Уточняющие «ли-вопросы» сразу ограничивают область поиска ответа выбором одной из альтернатив. Например, вопрос: «Действительно ли Я совершил преступление?» — в предпосылке содержит указание на отношение N к факту преступления, что и должно быть уточнено в ответе. Следовательно, поиск ответа определен альтернативой «да» или «нет», совершил или не совершил. Поэтому уточняющие вопросы называют также закрытыми или альтернативными. Форма «ли-вопроса» предполагает краткие ответы, что удобно для манипулирования и введения в заблуждение. Примером может служить вопрос референдума: «Вы за независимость или против?» Неопределенность и неуверенность в ответе возникают из-за необходимости кратко отвечать «да» или «нет» и неясности, что имеется в виду под независимостью. Контекст может быть разным у отвечающих и спрашивающих.

Точность и определенность ответов во многом зависят от корректности вопроса. На расплывчатый, двусмысленный вопрос трудно получить точный ответ. Двусмысленные понятия и многозначные слова нередко используют в улавливающих (провокационных) вопросах, ответ на который заведомо известен. Пример провокационного вопроса дает известный софизм «Рогатый». На вопрос: «Продолжаешь ли ты носить рога?» — независимо от Ответа («да» или «нет») отвечающий неявно признает за истину, что у него есть рога, поскольку именно это суждение содержится в предпосылке вопроса. Точно так же, отвечая положительно или отрицательно на вопрос: «Продолжаешь ли ты бить своего отца?» — человек, в сущности, признает, что он бьет своего отца.

Виды ответов. По отношению к действительности различают истинные и ложные ответы. По способу выражения и поиску информации ответы могут быть прямыми и косвенными.

Прямые ответы предполагают непосредственное обращение к области поиска ответа. Косвенные ответы предполагают обращение к более широкой области знания, чем зафиксированная вопросом область поиска ответа. Из косвенного ответа путем вывода получается прямой ответ.

Пример 1. Является ли кит рыбой?

Прямой ответ Косвенный ответ
Нет, кит — не рыба. Кит — млекопитающее, поэтому кит — не рыба. Вывод строится на том основании, что’ млекопитающие и рыбы — два непересекающихся вида класса.

ТЕМА № 5 Умозаключение

5.1 Дедуктивные умозаключения. Силлогизмы.

Умозаключение — форма мышления, в которой на основании определенных правил из одного, двух и. более суждений (посылок) образуется новое суждение, называемое заключением. Переход от посылок к заключению — логический вывод. В правильно построенных дедуктивных умозаключениях истинность заключения необходимо следует из истинности посылок, выражающих знание большей общности.

По характеру выводов умозаключения могут быть необходимыми и вероятностными. Необходимыми являются умозаключения, в которых на основании истинных посылок нельзя сделать ложное заключение. Необходимый характер вывода обеспечивается соблюдением определенных правил вывода. В таком случае говорят о логическом следовании заключения из посылок. Вероятностными называют умозаключения, в которых из истинных посылок можно получить как истинное, так и ложное заключение. Например, из того, что все самолеты — летательные аппараты и воздушные шары — тоже летательные аппараты, еще не следует, что воздушные шары — самолеты.

Структура умозаключения включает посылки (исходные суждения), заключение и правила вывода, фиксирующие логическую связь посылок и заключения.

Схема умозаключения:

Посылки (исходные суждения)

Заключение (новое суждение)

Схемы вывода по правилу противопоставления для стандартных форм категорического суждения:

А Е I О
Все S суть Р Ни один S не суть Р Некоторые S суть Р Некоторые S не суть Р
Ни один не-P не суть S Некоторые не-P суть S Не противопоставляется! Некоторые не-Р суть S

Логический анализ текстов

Логических термина (чайнворд)

1. Соединение простых силлогизмов. 2. Разновидность умозаклю­чения. 3. Элемент суждения. 4. Рассуждение, противоречащее логике. 5. Способ исследования. 6. Суждение, обосновывающее тезис доказа­тельства. 7. Латинский термин, обозначающий понятие, раскрываю­щее содержание определяемого понятия. 8. Преднамеренное наруше­ние логического правила. 9. Логический класс, или… 10. Модальный… 11. Логическая характеристика класса предметов. 12. Разновидность аргументации. 13. Что предполагает постановка вопроса? 14. Один из элементов доказательства. 15. Условный знак, применяемый в логике. 16. Наука о мышлении. 17. Один из двух или нескольких членов стро­гой дизъюнкции. 18. Логический прием, противоположный синтезу.180

Глава 7. Упражнения для самостоятельной работы

7.4. Логический анализ текстов

19. Предмет семиотики. 20. Совокупность предметов, имеющих неко­торые общие признаки. 21. Один из терминов суждения. 22. В мате­матической логике — формула, для которой существует доказатель­ство. 23. То же, что в п. 6. 24. Один из видов условно-раздели­тельного умозаключения. 25. Умозаключение от частного знания к частному. 26. Знаковая система. 27. Логическая ошибка в опреде­ление и доказательстве. 28. Обоснованное предположение. 29. По­ложение, принимаемое без доказательств. 30. Суждение, противоре­чаще,; тезису. 31. Логический прием, противоположный анализу.

32. В логике — необходимая связь мыслей в процессе рассуждения.

33. Принятый в математической логике знак отрицания.

Упражнение^

3 приведенных текстах выделите тезис, аргументы, вид обоснова- я ния, укажите виды суждений, разберите их по составу.

судебного шума, успокоить мой слух, утомленный злословием споров на форуме. Неужели ты думаешь, что может хватить у меня материма, когда ежедневно мне приходится здесь говорить по делам столь различным, если бы свой дух не воспитывал я на поэзии? Может ли выдержать ум столь напряженный труд, если бы он не нашел облегченья в занятиях этой наукой? Я, по край­ней мере, открыто скажу про себя, что этим занятиям я искренно предан… За всю свою жизнь моя помощь в тяжелый момент или в трудном положении кому-либо из вас ни в деле гражданском, ни в уголовном не заставила ждать; не удержала меня ни жажда досуга, не отвлекли удовольствия, не заставил промедлить, нако­нец, даже сон. Поэтому кто же мне бросит слово упрека, кто спра­ведливо решится меня уколоть, если все то время, какое иной из­ведет для собственных дел, для праздничных зрелищ, для других удовольствий, наконец просто для отдыха душою и телом, сколь­ко иные истратят его на пиры без конца, на игру в кости иль мяч, — если это время я сам для себя употребляю для того, чтобы вернуться к занятиям дней моей юности? И это тем более мне должны вы позволить, что мой талант как оратора, каков бы он ни был, вырос из этих занятий, и в минуты опасности при судебных процессах он всегда приходил на помощь друзьям»1. 16.2. «По личному мнению подсудимого, все его действия носили отпе­чаток энергии человека, вступившего в новую деятельность оду­шевленным лучшими и самыми горячими желаниями искоренить беспорядки, накопившиеся в последние десятилетия. Иначе смот­рит на эти действия Харьковская палата, усматривающая в них на­силие и злоупотребление властью. Среднего пути между этими двумя взглядами нет, и, по изучению существа дела, я присоеди­няюсь не ко взгляду Протопопова, а ко взгляду палаты. Власть имеет сама в себе много привлекательного. Она дает об­леченному ею сознание своей силы, она выделяет его из среды безвластных людей, она создает ему положение, с которым надо считаться. Для самолюбия заманчива возможность приказы­вать, решать, приводить в исполнение свою волю и, хотя бы в очень узкой сфере, карать и миловать; для суетного самомне­ния отраден вид сдержанной тревоги, плохо скрытого опасения, искательных и недоумевающих взоров… Поэтому люди, относя­щиеся серьезно к идее о власти, получая эту власть в свои руки,

16.1. » Ты спросишь, Граттий, меня, почему же так сильно я восхища­юсь этим поэтом? Потому, что дает он моей душе отдохнуть от

1 Марк Тулий Цицерон. Речь за поэта Архия // Римская литература в из­бранных переводах. М., 1939. С. 127—128.182

Глава 7. Упражнения для самостоятельной работы

7.5. Ответы к чайнворду -33 логических термина.

обращаются с ней осторожно, а вызванные на проявление ее в благородном смущении призывают себе на память не только свои права, но также свои обязанности и нравственные задачи. Но бывают и другие люди. Обольщенные прежде всего созерца­нием себя во всеоружии отмежеванной им власти, они только о ней думают и заботятся — и возбуждаются от сознания своей относительной силы. Для них власть обращается в сладкий на­питок, который быстро причиняет вредное для службы опьяне­ние. Вино власти бросилось в голову и Протопопову»1.

16.3. «Палата не приняла во внимание объяснений Протопопова о своей молодости… И правильно сделала! По закону земским начальником можно быть с 25 лет, как и мировым судьею, судеб­ным следователем и присяжным заседателем. Этот вопрос обес­печивает известный житейский опыт, вдумчивость и выдержку, необходимые для того, чтобы пользоваться властью, проявление которой отражается на судьбе других людей. Протопопов на пять лет — ему было в 1890 году 30 лет — ушел вперед от этого срока Ко­гда же признает он себя зрелым человеком, считая 30-летний воз­раст еще таким, к которому применимо мерило, созданное жизнию для молодости, смотрящей на все неопытными, отуманенными легкомысленною радостью существования глазами? Не менее не­основательна и ссылка его на новизну дела и незнание, чем руково­диться в своих действиях. Приступая к новому делу по собствен­ному желанию, он должен был изучить закон, который считал себя призванным исполнять. Закон этот очень не велик. На подробней­шее изучение по нему своих прав и обязанностей достаточно од­ной недели. Да и содержание его в большей части ничего нового не представляет для того, кто выдержал экзамен из уголовного и гра­жданского судопроизводства и должен был знать, что такое Миро­вой Устав и Уложение о наказаниях. Характерные стороны народ­ного быта тоже должны быть известны подсудимому. Он мест­ный помещик, а следовательно, знаком с народом не из книжек. Не помешала же .новизна дела мировым посредникам первого призыва с честью исполнить свои обязанности2.

16.4. «…Буду говорить Только о состоянии культуры в нашей стране и, главным образом, о гуманитарной, человеческой ее части. Я внимательно изучал предвыборные платформы депутатов.

1 Речь А. Ф. Кони ,по делу В. Протопопова // Смолярчук В.И. Гиганты и чародеи слова. С. 171.

2 Там же. С. 185-186.

Меня поразило, что в подавляющем большинстве из них даже не было слова «культура»…

Между тем без культуры в обществе нет и нравственности. Без элементарной нравственности не действуют социальные зако­ны, экономические законы, не выполняются указы и не может существовать современная наука-Низкая культура нашей страны отрицательно сказывается на нашей общественной жизни, государственной работе, на наших межнациональных отношениях, так как национальная вражда одной из причин имеет низкую культуру. Люди высокой куль­туры не враждебны к чужой национальности, к чужому мнению и не агрессивны. Незнание элементарной, формальной логики, элементов права, отсутствие воспитанного культурой общест­венного такта отрицательно сказывается даже на работе нашего Съезда. Я думаю, это не надо пояснять.

К сожалению, в отношении культуры действует еще «остаточ­ный» принцип. Об этом свидетельствует даже Академия наук Советского Союза, где гуманитарной культуре отведено послед­нее место. Посмотрите справочник Академии наук. Места рус­ской культуре в нем почти нет.

О крайне низком состоянии культуры в нашей стране свиде­тельствует, во-первых, состояние памятников культуры и исто­рии. Это перед глазами у всех, я не буду об этом говорить. Во-вторых, это состояние библиотек и архивов. О последних, кстати сказать, было хорошо написано в предпоследнем номере «Советской культуры». И так дело обстоит как в самых крупных библиотеках, так и в мелких, сельских. В-третьих, состояние му­зеев, состояние образования, в первую очередь — среднего и на­чального, где закладывается культура человека»‘.

7.5. Ответы к чайнворду «33 логических термина»

Аксиома. Алогизм. Альтернатива. Анализ. Аналогия. Антитезис. Аргумент. Гипотеза. Дефиниенс. Довод. Доказательство. Закон. Знак. Класс. Круг. Логика. Метод. Множество. Модус. Негатор. Оператор. Ответ. Полисиллогизм. Род. Связка. Синтез. Символ. Софизм. Субъ­ект. Тезис. Теорема. Трилемма. Язык.

1 Лихачев Д. С. Выступление на Съезде народных депутатов СССР // Из­вестия, 1989. 1 июня.

ЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА

Интонационно-логический анализ текста — живая творческая работа, это погружение в мир мыслей и чувств автора.

1. Фразы должны быть разделены на речевые такты грамматическими и логическими паузами (слова в них объединяются по смыслу).

2. В каждой фразе исполнителем должны быть четко выделены главные по смыслу слова.

3. В длинных фразах, в больших периодах группа главных слов должна отделяться от группы слов второстепенных для соотнесения отдельных частей фразы.

4. Более важные по смыслу фразы должны быть выделены (т.е. должно быть логическое соотношение фраз в целом).

5. Исходя из понимания основной идеи анализируемого произведения, следует выяснить и выделить узловые пункты всей линии действенного развития содержания. Передавая каждую фразу в логической связи с предыдущим текстом, продумывая перспективу развития мысли, мы заранее рассчитываем силу голоса и намечаем интонационный рисунок текста: видим, где нужно оставить «резерв» для усиления голоса, а где усилить его максимально.

Логико-аналитическая работа избавит устную речь от многоударности, заслоняющей значительностью каждого слова смысл фразы и главную мысль целого отрывка; избавит от неверных или резких силовых ударений, искажающих мысль, убережет от пауз, дезорганизующих слушателя в восприятии перспективы мысли во фразе и отрывке.

а) После первого прочтения произведения или отрывка важно определить его тему.

б)Следующее повторное прочтение подчинено уяснению главной мысли развивающейся в отрывке темы.

в)Затем следует обратиться к выяснению смысловых отношений между фразами, устанавливая их в строгом соответствии с главной мыслью. В процессе осмысления взаимозависимости фраз в отрывке полезно вставлять между соседними фразами вопросы, союзы и союзные слова и отмечать установленные смысловые отношения соответствующими знаками препинания, ставя их в скобках, рядом со знаками автора. В каждом конкретном случае чтец должен решить, какое значение имеет данная фраза,


1) разъясняет ли она предыдущее,

2) что-то противопоставляет сказанному раньше или

3) является итогом уже сказанного.

Разберемся в перспективе отрывка из повести А. С. Пушкина «Дубровский». Знаки, подлежащие замене, подчеркнем; в скобках поставим знаки, отражающие смысловые отношения между фразами:

Но лучшею шуткою почиталась у Кирила Петровича следующая.(:) Проголодавшегося медведя запрут, бывало, в пустой комнате, привязав его веревкою за кольцо, ввин­ченное в стену. (,) (Веревка была длиною почти во всю комнату, так что один только противоположный угол мог быть безопасным от нападения страшного зверя). (,) При­водили обыкновенно новичка к дверям этой комнаты, неча­янно вталкивали его к медведю, двери запирались, (—) и несчастную жертву оставляли наедине с косматым пус­тынником. (;) Бедный гость, с оборванной полою и до крови оцарапанный, скоро отыскивал безопасный угол, но принужден был иногда целых три часа стоять, прижавшись к стене, и видеть, как разъяренный зверь в двух шагах от него ревел, прыгал, становился на дыбы, рвался и силился до него дотянуться. (—) Таковы были благородные увесе­ления русского барина!

Тема отрывка: барская забава Троекурова. Разберемся в перспективе этого отрывка. Первые две фразы соединены пояснительной связью. Внимание слушателя после первой фразы сосредоточивается на описании подробностей «шутки» Троекурова, и вполне естественно здесь должна прозвучать интонация двоето­чия. Третья фраза передает очень важную деталь в устройстве комнаты с медведем, но она прерывает перечень подробностей в описании, поэтому должна прозвучать как вводная, и мы за­ключаем ее в скобки, поставив после нее запятую. Перечисление заканчивается фразой: «несчастную жертву оставляли наедине с косматым пустынником». Запятая перед ней не передает всей степени той экспрессии, которая заключена в этих словах. Поэтому ее следует заменить выполняющим эту функцию знаком тире: «двери запирались — и несчастную жертву оставляли наедине с косматым пустынником». Дальше следует фраза о том, что чувствовал гость в сложившейся ситуации, а следовательно, голос после слова «пустынником» не может идти к завершаю­щему рассказ снижению, и письменная точка в устном рассказе заменяется точкой с запятой. В следующей фразе противопоставляются относительная безопасность бедного гостя и его страш­ные зрительные впечатления. Психологическая емкость их углубляется последней фразой, которую автор заканчивает вос­клицательным знаком: «Таковы были благородные увеселения русского барина!» Экспрессия возмущения, накапливаемая в последовательном рассказе, находит здесь свое завершение.

РЕЧЕВЫЕ ТАКТЫ

Вот текст, который произносит плотник Пигва в роли Пролога в комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь»:

Пролог

Не думайте. Коль мы не угодим, Что может быть. У нас желанья мало Искусством скромным вас занять своим.

Мы не жалеем своего труда Вас оскорбить. Не входят в наши цели Вас развлекать. Явились мы сюда Не с тем. Чтоб вы об этом пожалели, Актеры здесь. Их стоит показать, Чтоб вы узнали все, что надо знать.

Речь его феноменально бессмысленна и, конечно, производит прямо противоположное, чем ему бы хотелось, впечатление. «Этот молодец не очень-то считается со знаками препинания»; «он пустил свой пролог, как необъезженного жеребца; он не знает, где ему остановиться. Недостаточно говорить, надо еще говорить правильно»; «… он сыграл свой пролог, как ребенок играет на флейте: звук есть, но управлять им он не умеет. Его речь похожа на спутанную цепь: все звенья целы, но в беспорядке.» — иронически переговариваются слушатели.

Попробуйте прочитать этот текст, восстановив его смысл. Вы увидите, что паузы возникнут в иных местах, а многие из них станут короче и исчезнут вовсе. Это говорит о том, что паузы несут важную смыслоразличительную функцию. Они делят фразу на речевые такты.

Смысловые группы внутри предложения называются речевыми тактами, или синтагмами (речевыми звеньями). В устной речи каждый речевой такт отделяется от другого остановками, так называемыми логическими паузами, которые отделяют не связанные по смыслу друг с другом слова. Внутри речевого такта не может быть паузы, и все входящие в него слова произносятся слитно, плавно, как одно слово (Если же для более яркой передачи какого-либо понятия требуются паузы между составляющими его словами, то эти паузы должны быть меньшей длительности, чем выделяющие понятие в целом.) Паузы могут совпадать со знаками препинания — грамматическими паузами, но могут быть и там, где на письме таковых нет.

В речевом звене слова группируются по смыслу вокруг одного, наиболее важного, значительного слова.»

В предложении могут быть слова, которые по смыслу легко соединяются как с одним, так и с другим словосочетанием данного предложения. Тогда одно и то же предложение с разными логическими паузами может прозвучать в нескольких смысловых вариантах.

«Отец укрыл его /плащом своего брата» или «Отец укрыл его плащом /своего брата».

«Очень огорчили / ее слова / отца» или «Очень огорчили ее / слова отца»

«Я занимал его / стихами своего приятеля» или «Я занимал его стихами /своего приятеля»

«Гости /новые танцы затеяли» или «»Гости новые /танцы затеяли»

«Мы снабжали его / книгами наших товарищей» или «Мы снабжали его книгами /наших товарищей»

«Для недруга / балтийцев натиск страшен» или «Для недруга балтийцев / натиск страшен»

«Как удивили / его слова / брата!» или «Как удивили его / слова брата!»

«Как обрадовали его / успехи отца! » или «Как обрадовали / его успехи / отца!»

«Кабинет / истории московской школы № 123. » или «Кабинет / истории / московской школы № 123»

«Недавно / побывавший в Австралии ученый / выступил с лекцией» или «Недавно побывавший в Австралии ученый / выступил с лекцией»

«На днях / готовившие спектакль восьмиклассники / показали свою работу» или «На днях готовившие спектакль восьмиклассники / показали свою работу»

А) В ПРОСТОМ РАСПРОСТРАНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ, если подлежащее выражено не местоимением, группа слов, относящихся к подлежащему, всегда будет отделена паузой от группы слов, поясняющих сказуемое.

«Они шли рядом /по кромке Марсового поля/ утонувшего в сугробах» Тут подлежащим является местоимение и произносится без паузы.

«Скоро / луна и звезды / потонут в густом тумане»

Смысловые связи слов этого предложения (фразы) будут следующие:

1. Луна и звезды потонут — это связь двух подлежащих со сказуемым.

Все остальные слова группируются по смыслу вокруг сказуемого «потонут». 2. Скоро потонут. 3. Потонут в тумане. 4. Потонут в густом тумане.

Чтобы верно донести смысл этой фразы, мы не можем объединить стоящие рядом, но не связанные по смыслу слова «скоро» и «луна». «Скоро» связано со словом «потонут», следовательно, чтобы соединить их, мы должны разъединить не связанные по смыслу слова — «скоро» от слова «луна» и «по­тонут» от слова «звезды». Слова, не связанные по смыслу друг с другом, отделяются паузами, которые называются логиче­скими, так как они способствуют верной передаче мысли фразы.

Чтобы точнее определить место логических пауз, нужно помнить, что в русском языке слова одного словосочетания в предложении не всегда стоят рядом. Так, в нашем примере словосочетание «скоро потонут» разделено подлежащим «луна и звезды». Смысл предложения становится понятен, когда в нашем сознании ясно определятся как целые словосочетания, так и их части.

В более распространенном простом предложении речевых звеньев больше и выделять их сложнее: надо учитывать дополнительные оттенки мысли, наличие разнообразных по содержанию речевых звеньев, которые могут состоять только из второстепенных членов предложения.

Когда ошибочно разъединяют тесно связанные по смыслу слова или объединяют слова, относящиеся к разным речевым тактам, в речи возникает бессмыслица. Например, подчиняясь ритму стихотворной строки и не вдумываясь в смысл фразы, учащиеся часто допускают ошибку во фразе из «Евгения Онегина». Игнорируя паузу, подсказываемую запятой, они объединяют слово «в кармане» со словосочетанием «истинный француз», разрушая тем самым связь слов «привез в кармане»; а не делая паузу после слова «куплет», произносят непонятное «куплеттатьяне»:

«Как истинный француз / в кармане

Трике привез куплет / Татьяне»

Особенно важно уметь отделять группу подлежащего и сказуемого В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С НЕОБЫЧНЫМ ПОРЯДКОМ СЛОВ, чаще всего встречающимся в стихотворной речи. Русскому языку свойствен свободный порядок слов. Одно и то же предложение можно сказать, по-разному располагая слова, например:

«Студент / сдаетэкзамен».

Экзамен /сдает / студент.

Студент /экзаменсдает.

студент — подлежащее, сдает — сказуемое, экзамен — дополнение. Первый пример является предложением с прямым порядком слов (подлежащее стоит перед сказуемым, определение — перед определяемым словом, дополнение — после того слова, которое оно дополняет, обстоятельства располагаются свободно), а два других организованы необычно, в них порядок слов иной, он носит название инверсии. Чтобы разобраться в логических паузах инверсированного текста, следует восстановить обычный порядок слов, это облегчит выявление смысловых связей между словами.

Рассмотрим пример инверсионного предложения:

И над отечеством /свободы просвещенной/ Взойдет ли, наконец, /прекраснаязаря.

Восстановим обычный порядок слов: Прекрасная заря просвещеннойсвободы / взойдет ли, наконец, над отечеством.

Теперь ясно видно, что слово «над отечеством» не может быть соединено со словами «свободы просвещенной», так как оно относится к группе сказуемого и входит в сочетание: «взойдет ли над отечеством». Это слово должно быть отделено логической паузой от слов «свободы просвещенной».

Б) ЧАСТИ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ всегда отделяются друг от друга логическими паузами, хотя пауза не обязательно оказывается точно на стыке между ними.

«С т о р о ж е в ы е м о г и л ь н ы е к у р г а н ы, / которые там и сям высились над горизонтом и безграничной степью, / г л я д е л и с у р о в о и м е р т в о».(А. Чехов)

Основной смысл заключен в выделенных частях главного предложения, поэтому очень важно суметь выделить логические отношения между отдельными элементами фразы. Актер, как и каждый художник, мыслит образами. Поэтому если на экране его внутреннего зрения благодаря аналитико-синтетической работе возникнут прежде всего суровые сторожа-курганы, он не сможет не увидеть их в определенном пространстве — безграничной степи, замкнутой линией горизонта,-—именно это рисует придаточное предложение, от которого в процессе ана­лиза он отвлекся, соединяя части главного предложения.

«Калужская деревня /,напротив,/ большей частью окружена лесом, /избы стоят вольней и прямей, /крыты тесом;/ ворота плотно запираются,/ плетень на задворке не разметан и не вываливается наружу, /не зовет в гости / всякую прохожую свинью…» (И.С. Тургенев «Хорь и Калиныч»)

«Взбираясь по лестнице,/ ведшей к Петровичу,/ которая, надо отдать справедливость, была умощена водой, /помоями/ и проникнута насквозь тем спиртуозным запахом, /который ест глаза,/ и, как известно, присутствует неотлучно на всех черных лестницах петербургских домов, /- взбираясь по лестнице, /Акакий Акакиевич/ уже подумывал о том,/ сколько запросит Петрович,/ и мысленно положил не давать больше двух рублей». (Н.В.Гоголь «Шинель»)

В) ЗНАК ПРЕПИНАНИЯ означает за некоторым исключением обязательную логическую паузу.

«Полно робеть, закрываться перчаткою,

Ты уж не маленький. // Волосом рус,

Видишь, стоит изможден лихорадкою,

Высокорослый больной белорус»

Часто читают этот текст, не делая логической паузы на точке во второй строке, после слова «не маленький», и, таким образом, слова «волосом рус» становятся вторым определением в первом предложении и звучат как нелепое доказательство достаточной зрелости Вани в оценке жизненных явлений. Сохранение же точки относит это определение к портрету белоруса.

«Выпряг народ лошадей — / и купчину С криком ура! по дороге помчал…»

Невнимание к знаку тире после слова «лошадей» делает слово «купчину» вторым дополнением к глаголу «выпряг», отчего вся фраза превращается в нелепость: «Выпряг народ лошадей и купчину».

Г)ПЕРЕД СОЧИНИТЕЛЬНЫМ СОЮЗОМ И пауза бывает почти всегда:

1) минимальная, когда этот союз стоит между отдельными словами;

2) большая, когда он соединяет распространенные члены предложения, и еще большая, когда он соединяет части сложного предложения.

«Она начинала понимать собственное сердце / и признавалась (,) с невольной досадой, / что оно не было равнодушно / к достоинствам молодого француза». (А.С.Пушкин «Дубровский»)

3) После союза И ,стоящего перед деепричастным оборотом, пауза не соблюдается:

«Отвернулся и (,) обходя лужи, побрел к багажному отделению». (Ю.Казаков «На полустанке»).

Д) В СТИХАХ не забывайте о паузе в конце каждого стиха (строки).

ПАУЗЫ

Грамматические (связанны со знаками препинания) Отделяющие знаки препинания Для отделения одних частей текста от других
Выделяющие знаки препинания Парные знаки для выделения, подчёркивания отдельных слов/выражений , , — — () «»
Логические (Паузы между речевыми тактами). Иногда логическая пауза совпадает с грамматической паузой, иногда не совпадает соединительные (мысль продолжается в своем развитии, голос при произнесении фразы в этих паузах остается на известной высоте, как бы предупреждая о незаконченности высказывания) Самой короткой соединительной паузой яв­ляется люфтпауза, или едва заметная пауза для добора воздуха – физиологическая пауза. люфтпауза обозначается знаком апострофа ‘
Соединительная пауза между речевыми тактами обозначается одной вертикальной чертой — /.
Более дли­тельная пауза между речевыми тактами или предложе­ниями. Пауза, указывающая, на завершение части высказывания, и одновременно на возможное продолжение высказывания, обозначается двумя чертами — //.
разделительные (служат передаче законченности мысли, голос на этих паузах опускается вниз и дает понять, что мысль закончена) разделительная логическая пауза, которая обозначает границы предложений, смысловых и сюжетных компо­зиционных кусков. Пауза, заканчивающая высказывание, завершающая мысль, обозначается тремя вертикальными чертами — ///
Логические (смысловые) паузы бывают: 1) Действительные паузы выражаются перерывом в звучании. В письменной речи они чаще обозначены пунктуацией (на месте точки, тире, точки с запятой и т. д.), возникают на границах абзацев, фраз, стихотворных строк. Действительные паузы бывают и перед соединительным союзом и, в особенности тогда, когда он встречается в сложной фразе (после союза и, стоящего перед деепричастным оборотом, пауза не соблюдается). 2) Мнимые (интонационные) –при мнимых паузах нет перерыва в звучании, но границы синтагм отмечены интонационным перепадом. Это выражается изменением тонального контура («перелом» в мелодике, иди прекращение падения тона и начало нового подъема); изменением темпа. Мнимая пауза возникает и на стыке смысловых ударений. Например: «Встает заря I во мгле холодной» (А. С. Пушкин) Мелодике русской речи свойственна льющаяся плавность, и логическая пауза не всегда характеризуется перерывом в речи, осуществляется она не только остановками большей или меньшей длительности (действительные паузы), но очень часто только сменой высоты голоса (мнимые паузы). Частые остановки в речи утяжеляют ее, вызывают подчеркнутую акцентировку слов, а это лишает речь выразительности и красоты. Паузы могут быть осуществлены изменением голосовой мелодии. Научиться владеть ею необходимо, это делает речь кантиленной, мысль не рвется, не прерывается бесконечными остановками, а устремляется вперед, развивается. «Скоро / луна и звезды / потонут в густом тумане» В логической интонации голос на слове «скоро» (первый такт) пойдет вверх, на первом слове второго такта — «луна» будет снижение голосового тона, и, только сливаясь со вторым словом такта — «звезды», голос снова несколько поднимется, а затем понизится на слове «потонут», начинающем третий такт, чтобы закончить мысль фразы падением вниз; как говорил К.С. Станиславский, «голос упадет на дно». Мелодия развивающейся мысли требует навыка не снижать голосового тона, держать голос на определенной высоте до завершения мысли, которое всегда отмечается понижением голосового тона. Поэтому в звучании развивающейся мысли начало каждого последующего такта будет выше начала, но ниже конца предыдущего такта. Последний речевой такт произносится все с большим понижением к последнему слову.
Психологические Пауза на месте многоточия. Пауза по воле чтеца. Эта пауза даёт жизнь мысли, помогает выяснить подтекст 1. Психологическая пауза на границе синтагматического членения увеличивает длительность перерыва в звучании (т.е. совмещение реальной грамматической и психологической паузы). При этом, если обе паузы оказываются еще и перед словом с логическим ударением, то выразительность приему обеспечена, чем успешно пользуются такие мастера слова, как Э.Радзинский: 2. Психологическая пауза компенсирует отсутствие обязательной грамматической, что создает благоприятные условия для восприятия текста: 3. Использование дикторских пауз с целью достижения большей ясности, отчетливости звучания. Например, устранение помех при восприятии звучащего текста в случае скопления одинаковых согласных:

Приведем пример деления фраз на синтагмы смысловыми паузами. В случае их совпадения с грамматическими паузами мы не будем их специально отмечать. В случае несовпадения поставим грамматический знак пунктуации в скобки (когда смысловая пауза отсутствует). При отсутствии знака препинания обозначим смысловую паузу вертикальной чертой.

«На Старице | по берегам — песчаные дюны, заросшие чернобыльником и чередой. На дюнах | растет трава, ее зовут I живучкой. Это плотные серо-зеленые шарики, похожие на туго закрывшуюся розу. Если вырвать такой шарик из песка | и положить корнями вверх, он начинает медленно ворочаться, как перевернутый на спину жук, расправляет с одной стороны лепестки, упирается на них | и переворачивается опять корнями к земле». (К. Паустовский, «Мещерская сторона»)

УДАРЕНИЯ

Закономерность русской речи: во фразе наиболее ярко, рельефно выделяется ударное слово последней синтагмы. Это — фразовое ударение, оно отмечает границу фразы. Сильнее фразового ударения логическое ударение. Оно может приходиться на любой такт во фразе и даже на любое слово в зависимости от цели высказывания.

Логическое (или смысловое) ударение— это опора мысли, это «указательный палец», который выделяет главное слово в фразе или группу слов в предложении. Каждая группа слов (синтагма) должна иметь ударение, притом одно. Ударение придает выразительность группе слов.

Наличие более чем одного логического ударения в простом предложении допускается в ряду однородных членов, если нужно подчеркнуть каждый из них:

«Пушкинский черновик — это драгоценный документ, в котором зафиксированы все стадии творческого процесса, сохранена вся его последовательность, все постепенные наслоения»

Логическое ударение чаще всего достигается

1) повышением или понижением тона — тональное ударение.

2) с помощью логических пауз перед выделяемым словом, после него или двумя паузами: до и после вы­деляемого слова.

3) замедлением ритма

Ораторы для выразительности ударного слова удлиняют ударный гласный, растягивают слово, делают выразительную (психологическую) паузу перед словом, повышают тон на ударном гласном выделенного слова (самый высокий подъем тона). Более сильного эффекта воздействия говорящий достигает тогда, когда пользуется одновременно несколькими способами. Словосочетание «убивают тысячи» выделено движением тона, растягиванием и психологической паузой:

Логическим признается смысловое ударение, максимально сильно акцентируемое, четко выделенное интонационно и выполняющее функцию выделения:

а) психологического сказуемого

б) нового во фразе

в) функцию акцентуации элементов скрытого либо явного противопоставления .

Например, во фразе «Мы были в Эрмитаже» логическое ударение может быть на любом слове, в зависимости от того, что содержит в себе новое понятие (рему), является скрытым или явным противопоставлением.

«Мы были в Эрмитаже» (а не вы).

«Мы были в Эрмитаже» (да, это уже случилось),

«Мы были в Эрмитаже» (именно там, а не где-либо еще).

Фраза может состоять из одного или нескольких речевых звеньев. Эти звенья неоднородны по своей значимости; следовательно, и ударные слова разных речевых звеньев неодинаковы.

Слова, несущие основную мысль фразы, выделяются сильнее; слова, являющиеся центрами «дополнительных» речевых звеньев, выделяются менее акцентированно. Одно из ударных слов является основным ударным словом всей фразы – главное логическое ударение фразы, остальные ударные слова выделяются в меньшей степени – второстепенные логические ударения фразы. Так же как в живописи существуют тона, полутона, светотень, так точно в искусстве речи существуют целые гаммы разных степеней ударений, которые надо скоординировать так, чтобы малые ударения не ослабляли, а, напротив, сильнее выделяли слово, чтобы они не конкурировали с ним, а делали одно общее дело по строению и передаче трудной фразы

«Собираясь уходить / и пожимая Циолковскому руку, / Никита сказал: // «если завтра приду за вами, / поедетена вокзал, / прочитать лекцию ///».

В первом такте мы выделим слово » уходить «, во-первых, потому что оно стоит в конце такта, во-вторых, потому, что оно вбирает в себя смысл всего высказываемого в такте — » уходя «. Во втором такте незначительно выделяется слово » руку » — потому что оно стоит в конце такта и, кроме того, слова » пожимая руку » означают » прощание «.

Чтобы узнать, какие слова являются главными в речевом такте, можно также попытаться отбросить слова, без которых можно обойтись, и оставить как бы скелет фраз. Этот прием называется » скелетирование » текста.

В живой разговорной речи в конкретной ситуации, в определенном контексте «позиция логического ударения оказывается вполне определенной. При этом оно всегда совпадает с синтагматическим либо фразовым ударением, «поглощая» их. Такое ударение называют «смысловое ударение» для обозначения всех перечисленных видов ударения — и логического, и синтагматического, и фразового. Теоретически смысловое ударение может падать на любое слово. Художественная речь имеет много «указателей», пренебрежение которыми делает речь актера искусственной. М. В. Панов в качестве примера предлагает вспомнить пушкинскую строфу:

«Я помню чудное мгновенье…»

Здесь, справедливо утверждает известный ученый, все ударения падают на последние такты в каждой стихотворной строке, и невозможно перенести их на иное место (например, выделив «Я», или «помню» и т. д.). Здесь сама структура текста ведет исполнителя, наиболее точно выявляя смысл.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *