Личность в онтогенезе

Личность в онтогенезе

Развитие личности в онтогенезе

Оглавление

Введение …………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения личности в

    современных и зарубежных исследованиях

    1.1.Понятие и структура личности в психологии……………..6

    1.2.Развитие личности в онтогенезе……………………………..9

    1.3.Возрастная периодизация…………………………………..15

Выводы по 1 главе………………………………………………………….19

Глава 2. Особенности развития личности человека

    2.1. Этапы формирования личности……………………………20

    2.2. Методы изучения……………………………………………23

Выводы по главе 2 ……………………………………………………31

Заключение …………………………………………………………….33

Список литературы……………………………………………………35

Приложение …………………………………………………………….37

Введение

Актуальность исследования. Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка природы самого человека. В каких разнообразных направлениях не велись поиски, какое множество концепций не было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас. Существенная трудность состоит в том, что между всеми нами очень много различий. Люди различаются не только своим внешним видом, но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. Эти громадные различия усложняют, если не делают вообще невозможным, решение задачи по установлению того общего, что объединяет представителей человеческой расы. Не считая того, что у этих людей одни и те же ткани и органы, трудно себе представить, какие общие свойства «человеческой натуры» могут их объединять. А когда горизонты научного поиска расширяются до исследования различных культур, мы обнаруживаем еще большее разнообразие основополагающих ценностей, устремлений и стилей жизни.

Многие науки – предпринимали попытки понять всю сложность человеческого поведения и саму сущность человека. Актуальной эта проблема остается и на сегодняшний день.

Какие-то из этих путей оказались тупиковыми, в то же время другие направления находятся на пороге своего расцвета. Сегодня проблема стоит остро как никогда, поскольку большинство серьезных недугов человечества – стремительный рост численности населения, глобальное потепление, загрязнение окружающей среды, ядерные отходы, терроризм, наркомания, расовые предрассудки, нищета – являются следствием поведения людей. Вполне вероятно, что качество жизни в будущем, как, возможно, и само существование человеческой цивилизации будут зависеть от того, насколько мы продвинемся в понимании себя и других.

Становление личности не простое сцепление случайностей, а закономерный процесс развития. Люди издавна стремились изучить эти закономерности, понять характер развития психики человека. Понимание поведения человека во всей его многоплановости — сложная задача. Развитие личности в онтогенезе изучалось многопланово отечественными и зарубежными учеными.

Развитие человека — очень сложный, длительный и противоречивый процесс. Изменение в нашем организме происходят на протяжении всей жизни, но особенно интенсивно меняются физические данные и духовный мир человека в детском возрасте. Развитие не сводится к простому накоплению количественных изменений и прямолинейному поступательному движению от низшего, к высшему. Характерная особенность этого процесса — диалектический переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик личности.

Проблемами формирования личности занимались как зарубежные, так и отечественные ученые. Среди зарубежных исследователей известны работы З.Фрейда, Э.Эриксона, К.Роджерса, К.Юнга, А.Адлера. В отечественной психологии проблеме личности уделяется большое внимание в работах А.П.Леонтьева, А.В.Петровского, Л.С.Выготского и т.д. В этих работах диалектически проанализирован комплекс принципиально важных вопросов о формировании личности в различных его психологических аспектах.

Разнообразие теоретических подходов к самосознанию личности обусловливает необходимость проведения анализа данной проблематики.

Объект исследования: процесс развития личности.

Предмет исследования: условия формирования личности в онтогенезе

Цель работы: рассмотреть этапы формирования личности в онтогенезе.

Задачи исследования:

• Выявить теоретические основы понятия личности в психологии;

•Рассмотреть периодизацию развития личности на основе анализа теоретических и практических данных психологической литературы;

• Выделить механизмы формирования личности;

• Определить методы изучения личности;

• Рассмотреть особенности формирования и становления личности в онтогенезе.

Гипотеза: процесс формирования личности проходит ряд этапов.

Методологической основой исследования явлются работы как отечественных авторов – Л.И.Божович, И.И.Чесноковой, А.Г.Спиркина, И.С.Кона, В.В.Столина, М.И.Лисиной и др., так и зарубежных – У.Джемса, Э.Эриксона, К.Роджерса, Р.Бернса и др.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

в работе проанализирован, обобщен, систематизирован найденный теоретический и практический материал по данной проблеме.

Практическая значимость работы определяется возможностью использования методик исследования личности в практической деятельности педагогов.

Методы исследования:

— теоретические (анализ литературы по данной проблеме, обобщение, выделение главного);

— эмпирические (опрос, наблюдения, проективные).

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы. Общий объём работы составляет 35 печатных листа.

Глава 1. Теоретические аспекты изучения личности в современных и зарубежных исследованиях

1.1.Понятие и структура личности в психологии

В психологии имеются разные подходы к пониманию личности.

Личность может быть описана со стороны своих мотивов и стремлений, составляющих содержание ее «личного мира», т. е. уникальной системы личностных смыслов, индивидуально своеобразных способов упорядочения внешних впечатлений и внутренних переживаний.

Личность описывается и как деятельное «Я» субъекта, как система планов, отношений, направленности, смысловых образований, регулирующих выход ее поведения за пределы исходных планов.

Личность рассматривается и как субъект персонализации, т.е. потребности и способности индивида вызывать изменения в других людях. Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития. Личностью является человек, у которого есть своя позиция в жизни, к которой он пришел в итоге большой сознательной работы. Такой человек не просто выделяется благодаря тому впечатлению, которое он производит на другого; он сам сознательно выделяет себя из окружающего. Он проявляет самостоятельность мысли, небанальность чувств, какую-то собранность и внутреннюю страстность. Глубина и богатство личности предполагают глубину и богатство ее связей с миром, с другими людьми; разрыв этих связей, самоизоляция опустошают ее. Личностью является лишь человек, который относится определенным образом к окружающему, сознательно устанавливает это свое отношение так, что оно проявляется во всем его существе. Личность есть специфически человеческое образование, которое «производится» общественными отношениями, в которое индивид вступает в своей деятельности. То обстоятельство, что при этом меняются и некоторые его особенности как индивида, составляет не причину, а следствие формирования его личности. Личность — это социализированный индивид, рассматриваемый со стороны его наиболее существенных социально значимых свойств. Личность есть такая целеустремленная, самоорганизующаяся частица общества, главнейшей функцией которой является осуществление индивидуального способа общественного бытия

Личность каждого человека представляет собой очень сложное и зачастую весьма противоречивое сочетание различных черт (качеств, свойств и особенностей). Это своеобразная совокупность различных черт личности обладает следующими важнейшими особенностями:

Личность есть единое целое всех ее различных черт. При этом каждая черта личности неразрывно связана с другими и поэтому она приобретает совершенно разное, порой прямо противоположное, значение в зависимости от сложившегося у этой личности сочетания ее черт .

Индивидуальность – совокупность особенностей, отличающих одного человека от другого. Сюда входят как индивидуально неповторимые особенности функционирования организма, так и те, которые относятся к уникальным свойствам личности.

Личность – это целостная индивидуальность в ее социальном содержании, качестве.

Направленность – важнейшее свойство личности, в котором выражается динамика развития человека как общественного существа, главные тенденции его поведения.

Потребность – испытываемая человеком нужда в определенных условиях жизни и развития.

Мотивы – связанные с удовлетворением определенных потребностей побуждения к деятельности, отвечающие на вопрос: «Ради чего она совершается?». Мотив предполагает знания о тех материальных и идеальных объектах, которые способны удовлетворить потребность, и в тех действиях, которые способны привести к ее удовлетворению.

Мотивация — относительно устойчивая и индивидуально неповторимая система мотивов.

Темперамент — характеристика индивида со стороны нервно динамических особенностей его психической деятельности.

Способности – психические свойства, являющиеся условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей.

Эмоциональность – совокупность качеств, описывающих динамику возникновения, протекания и прекращения эмоциональных состояний; чувствительность к эмоциогенным ситуациям.

Активность – мера взаимодействия субъекта с окружающей действительностью; интенсивность, продолжительность и частота выполняемых действий или деятельности любого рода.

Саморегуляция – регуляция субъектом своего поведения и деятельности. Побуждения – мотивационный компонент характера.

Воля – потребность в преодолении препятствий; сознательная мобилизация личностью своих психических и физических возможностей для преодоления трудностей и препятствий, для совершения целенаправленных действий и поступков.

Призвание – качество личности, в структуру которого входят способности к данной деятельности; оно соотносится и со склонностями и с характером.

Формирование личности в онтогенезе

Жизненный путь человека — это история формирования и развития личности в определенном обществе. В процессе общественного воспитания и образования, т.е. в процессе формирования людей данного поколения, складываются «типичные характеры эпохи», социально ценные свойства поведения, основы мировоззрения и готовность к труду.

Индивидуальная изменчивость всех этих свойств человека как личности определяется: взаимодействием основных компонентов статуса (экономического, правового, семейного, школьного);
сменой ролей и систем отношений в коллективах (макро и микрогруппах);

Особое значение имеет специфическое влияние социального развития личности на интенсификацию вербальных, речемыслительных процессов мозговой деятельности человека. Однако такое влияние истории становления личности на онтогенетическую эволюцию индивида возникает только на определенной стадии онтогенеза и постепенно возрастает по мере накопления жизненного опыта и социальной активности личности. Это объясняется тем, что начало личности наступает намного позже, чем начало индивида.

Индивид «начинается» задолго до рождения, и новорожденный ребенок приходит во внешнюю среду с определенной историей развития. Начало индивида имеет глубокие истоки в филогенезе и наследственности, передающиеся через родительскую пару.

Установлено, что с первых недель жизни ребенка весьма интенсивно, причем с нарастающей скоростью, образуется масса сенсомоторных навыков и механизмов поведения, ориентации в окружающем мире и общения с людьми.

С момента рождения человек зависит от социальных условий существования, воспитания и оздоровления. Он формируется как одушевленное существо, психическая эволюция которого является, может быть, более важным, чем физическая, показателем нормальности онтогенетического развития и готовности к специфическим человеческим механизмам поведения (прямохождению, артикуляции, моторной речи, социальным контактам, предметной деятельности в форме игры).

Вскоре после рождения происходят события, имеющие важное значение для формирования его будущей личности — становление общения в ходе контактов с близкими взрослыми. Общение имеет прямое отношение к развитию личности детей, потому что, даже в своей исходной непосредственно-эмоциональной форме, оно приводит к установлению связей ребенка с окружающими людьми и оказывается первым компонентом «целокупности» общественных отношений, которые и составляют сущность личности.

Однако, социальная обусловленность развития и наличие сложного, индивидуально приобретенного нервно-психического аппарата ещё недостаточны для утверждения, что новорожденный или младенец личность, что начало личности — это моменты рождения, гуления, лепета, появления первых избирательных реакций на человека. Нельзя считать более убедительным и тот факт, что типологические свойства нервной системы и темперамент, ровно как и задатки, считающиеся природной основой личности, проявляются в эти периоды достаточно явно. Все эти генотипически обусловленные свойства человека как индивида первоначально существуют независимо от того, какая личность, с каким набором социальных характеристик будет им обладать. Можно считать установленным, что на основе самых различных типов нервной системы может быть сформирован один и тот же тип характера, ровно как контрастные свойства характера могут обнаружиться у людей с одним и тем же типом нервной системы. Лишь в ходе развития формирующегося человека эти свойства включаются в общую структуру личности и ею опосредуются.

На первых этапах формирования личности нейродинамические свойства влияют на темпы и направления образования личностных свойств человека. Однако сами личностные свойства человека связаны с современным для данного общества и народа укладом жизни, с историей общественного развития.

Формирование начальных свойств личности связано с образованием комплекса социальных связей, регулируемых нормами и правилами, освоением средств общения с их знаковым аппаратом, предметной деятельности с её социальной мотивацией, осознанием семейных и других ролей.

Подобно тому, как начало индивида — долгий и многофазный процесс эмбриогенеза, так и начало личности — долгий и многофазный процесс ранней социализации индивида, наиболее интенсивно протекающий на втором-третьем годах жизни человека.

В дальнейшем становление свойств личности протекает неравномерно и гетерохронно, соответственно последовательности усвоения ролей и смены позиций ребенка в обществе.

Точки отсчета для начала онтогенеза и истории развития личности разделены многими месяцами жизни и существенно различными факторами. «Личность» всегда моложе «индивида» в одном и том же человеке. История личности, хотя и отмечается датой рождения, однако начинается много позже. Особенно ранними её вехами является поступление ребенка в детский сад, и что особенно важно, в школу, что обусловливает более широкий круг социальных связей и включение в систему институций и общностей, свойственных современности. Под влияние социальной среды и воспитания складывается определенный тип отражения, ориентации в окружающей сфере и регуляции движения у ребенка, вырабатывается сознание, т.е. самая общая структура человека как субъекта деятельности.

Таким образом, личностью не рождаются, личностью становятся (А.Леонтьев, С.Рубинштейн). Появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, в результате чего приобретается особое социальное качество — он становится личностью.

Формирование и развитие личности в онтогенезе

С тезисом о том, что личностью человек не рождается, а становится, соглашается сейчас большинство психологов. Но точки зрения на то, по каким законам развивается личность, значительно расходятся. Это касается понимания движущих сил развития, закономерностей и этапов развития, принадлежности, специфики и роли в этом процессе кризисов развития личности, возможностей ускорения развития и других вопросов.

Проблемами развития и формирования личности занимались Л. С. Выготский, А.Н.Леонтьев, Л.И. Божович, О.В.Запорожець, Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, О.РЛурия и другие. Следует отметить, что именно Д.Б.Эльконин, Л.И. Божович и О.В.Запорожець сделали наибольший вклад в разработки психологической теории детского развития. Поэтому в дальнейшем мы будем опираться главным образом на их труда.

Д.Б. Эльконин разработал концепцию психического развития, в которой объединил две линии: познавательный и личностное развитие детей от рождения до окончания школы. Согласно его теории, развитие познавательной сферы ребенка и его личности идет в русле различных ведущих деятельностей, последовательно сменяющих друг друга в онтогенезе. Первым видом деятельности, с которого начинается формирование личности ребенка еще до развития у нее коммуникативной функции, выступает ее непосредственно-эмоциональное общение с матерью и другими окружающими людьми. Затем формы общения развиваются в ролевой игре, совместной учебной и трудовой деятельности детей, раскрывая новые возможности для совершенствования личности. В это время происходит преимущественное развитие у детей мотивационно-потребностной сферы (сфера «хочу»).

Другую группу ведущих деятельностей составляют те, в середине которых происходит преимущественно развитие познавательной сферы и соответствующих способностей людей. Это манипуляционно предметная деятельность ребенка раннего возраста, игры с предметами детей школьного возраста, обучение и труд в школьном детстве. Это сфера «могу», «умею».

Если все разновидности общения и деятельности детей расположить в порядке их становления, то получается такой возрастной ряд:

1. Непосредственно-эмоциональное общение (возраст младенца).

2. Предметно-манипулятивная деятельность (ранний возраст).

3. Сюжетно-ролевая игра (дошкольный возраст).

4. Учебная деятельность (младший школьный возраст).

5. интимно-личностное общение (подростковый возраст).

6. Учебно-профессиональная деятельность (ранний юношеский возраст).

Таким образом, от рождения до ранней юности (до окончания школы) ведущие деятельности предметного плана последовательно и периодически сменяют друг друга, с одной стороны, и формы общения — с другой, что обеспечивает последовательный развитие познавательных процессов и самой личности.

Весь процесс детского развития от рождения ребенка до окончания школы Д.Б.Эльконин разделил на три возрастных этапа: раннее детство (дошкольное), младший школьный возраст (от 1 до 4-5 классов), средний и старший школьный возраст (5-8 и 10-11 классы). Каждый из этих этапов состоит из двух периодов, начинающихся с ведущей деятельности общения, направленного на развитие личности, а заканчиваются выходом на первый план деятельности, связанной с формированием познавательной сферы.

Один этап от другого разграничивают моменты, которые можно назвать «критическими периодами развития». В этих обстоятельствах возникает несоответствие между познавательными (операционно-техническими) возможностями ребенка и его личностью.

Систему взглядов Д. Б. Эльконина на формирование личности развил и продолжил Д.И. Фельдштейн. В центре его внимания находится социальное развитие личности, который понимается как взаимосвязанный процесс социализации и индивидуализации, то есть привлечение ребенка к единым для всех социальных норм и вместе с тем ее постепенное превращение в неповторимую личность. Признавая выдвинутую Д.Б.Эльконина тезис о том, что развитие личности опережает становление познавательной сферы ребенка, Д.И.Фельдштейн формулирует закономерность, которую он называет «механизмом обратной силы». Суть ее заключается в том, что новообразования одного плана, например, личностного, входят в противоречие с той сферой деятельности, где они были сформированы (например, в общении), но получают возможность для реализации в другой сфере.

Д.И.Фельдштейн также внес некоторые изменения в уволен о периодизации детского развития по сравнению с концепцией Д.Б. Эльконина. Вместо трех возрастных этапов, разделенных на два периода каждый, он выдвигает гипотезу о двух фазах развития с четырьмя периодами каждый. Возрастная периодизация Д.И. Фельдштейна выглядит так:

I фаза — до 10 лет:

1-й период — до 1 года; 2-й период — от 1 года до 3 лет; 3-й период — от 3 до 6 лет; 4-й период — от 6 до 8 лет.

II фаза — от 10 до 17 лет:

1-й период — от 10 до 15 лет; 2-й период — от 15 до 17 лет. В середине каждого из шести выделенных периодов отмечаются по три фазы развития:

— Развитие одной определенной стороны деятельности;

— Максимальная реализация, кульминация развития этой стороны деятельности;

— Насыщение данного вида деятельности и актуализация другой стороны деятельности.

Понять роль детства в развитии личности чрезвычайно трудно, если не принимать во внимание, какое место этот период жизни занимает во всем процессе личностного развития человека. В этом плане следует обратиться к теории развития личности, разработанной Э. Эриксону.

Развитие личности, согласно этой теории, разумеется как закономерная смена этапов, в течение каждого из них происходят качественные преобразования внутреннего мира, отношений и поведения человека, в результате чего она как личность приобретает нечто новое, характерное для данного этапа развития.

Личностные новообразования, по Э. Эриксону, возникают не просто так — их появление на определенной стадии готовится всем процессом предшествующего развития личности. Новое в ней может возникнуть и утвердиться лишь тогда, когда в прошлом для него были созданы соответствующие психологические и поведенческие условия.

Э. Эриксон, исходя из своей концепции, выделил восемь стадий развития личности:

1. Раннее детство (от рождения до 1 года). Развитие ребенка определяется почти исключительно через общение с ним взрослых, в первую очередь матери. На этой стадии уже могут возникнуть предпосылки к проявлениям в будущем стремление к людям или отчуждение от них.

2. Поздний период младенца (от 1 года до 3 лет). У ребенка происходит формирование таких личностных качеств, как самостоятельность, уверенность в себе, но их становления также в значительной степени зависит от характера общения и отношений взрослых с ребенком. До трех лет ребенок приобретает определенных личностных форм поведения — ребенок этого возраста уже личность.

3. Раннее детство (от 3 до 5 лет). Развивается живое воображение, активное изучение окружающего мира, подражание взрослым, включение в поло-ролевого поведения.

4. Среднее детство (от 5 до 11 лет). Устанавливается выраженное чувство долга и стремление к достижениям, развиваются познавательные и коммуникативные умения и навыки. Происходит активное усвоение инструментальных и предметных действий, ориентация на задачу.

5. Половое созревание, подростковый возраст и юность (от 11 до 20 лет). Происходит жизненное самоопределение, развитие временной перспективы — планов на будущее, активный поиск себя и экспериментирование в разных ролях, четкая половая поляризация в формах поведения, формирования мировоззрения.

6. Ранняя взрослость (от 20 до 40-45 лет). Стремление к контактам с людьми, желание и способность к посвящение себя другим людям. Рождения и воспитания детей. Любовь и работа. Удовлетворенность личной жизнью.

7. Средняя взрослость (от 40-45 до 60 лет). Творчество. Продуктивная и творческая работа над собой и другими людьми. Зрелое, полноценное, разнообразное жизни, удовлетворенность семейными отношениями, родительская гордость за детей. Обучение и воспитание нового поколения.

8. Поздняя взрослость (свыше 60 лет). Полнота жизни. Постоянные размышления над прошлым, его оценка. Способность смириться с неизбежным.

Следует указать, что в каждой из выделенных стадий развития личности указываются только отдельные моменты, которые объясняют его ход, и лишь некоторые, характерные для данного возраста, личностные новообразования.

В отечественной психологии принято считать, что развитие личности происходит в процессе его социализации и воспитания. Под социализацией основном понимают процесс, в ходе которого человеческое существо с определенными биологическими задатками путем усвоения системы знаний, норм и ценностей приобретает качеств, необходимых для ее жизнедеятельности в обществе. В таком понимании социализация — это процесс развития человека как социального существа, становление его как личности. Сущность процесса социализации заключается в том, что человек постепенно усваивает социальный опыт и использует его для адаптации к социуму.

Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью. Вместе с тем социализация не является механическим отображением непосредственно прочувствованного или полученного в результате наблюдения социального опыта. Усвоения опыта носит субъективный характер: восприятие одних и тех же социальных ситуаций может отличаться. Разные личности могут выносить из объективно одинаковых ситуаций различный социальный опыт, что является основой другого процесса — индивидуализации. Социализация и индивидуализация — это не два противоположных процесса. В процессе социализации человек приобретает собственной индивидуальности, социальный опыт не только усваивается, но и активно прорабатывается, становясь источником индивидуализации личности.

Психическое развитие ребенка в онтогенезе

Психическое развитие ребенка в онтогенезе — Развитие ребенка представляет собой постоянный переход от одной возрастной ступени к другой, связанный с изменением личности ребенка.

Для самого ребенка окружающая действительность как бы разделена на две сферы: и . А поэтому деятельность ребенка происходит в двух системах: и .

Система в действительности является системой . Общественно выработанные способы действий с предметами не даны непосредственно как некоторые физические характеристики вещей. На них не написано общественное происхождение и способы действий с ними, средства их воспроизведения. Поэтому овладение вещью невозможно путем адаптации. Необходимым становится особый процесс усвоения ребенком общественных способов действий с каждой вещью, предметом. При усвоении общественно выработанных способов действий с предметами и происходит формирование ребенка как члена общества.

В системе взрослый выступает перед ребенком не только со стороны своих индивидуальных качеств, а как носитель определенных общественных по своей природе деятельностей, осуществляющий определенные задачи, вступающий при этом в разнообразные отношения с другими людьми и сам подчиняющийся определенным нормам. Но в самой деятельности взрослого человека внешне не указаны ее задачи и мотивы. Поэтому становится необходимым особый процесс усвоения задач и мотивов человеческой деятельности и тех норм отношений, в которые вступают люди в процессе ее осуществления.

В связи с тем что индивид на протяжении своей жизни входит не в одну референтную для него общность и ситуации успешной или неуспешной адаптации, индивидуализации и интеграции в социальной среде немалократно воспроизводятся, у него складывается достаточно устойчивая структура личности.

Процесс развития личности еще более усложняется в связи с тем, что социальная среда в действительности не является стабильной и индивид на своем жизненном пути оказывается последовательно и параллельно включен в общности, различающиеся по своим социально — психологическим характеристикам. Принятый и одной референтной группе, он оказывается отвергнутым в другой и т. д. Кроме того, сами референтные для него группы находятся обычно в процессе развития, к которому он может приспособиться только при условии собственного активного участия в нем.

Все это делает возможным утверждать, что личность формируется в группах, иерархически расположенных на ступенях онтогенеза, и характер развития личности задается уровнем развития группы, в которую личность включена и в которой она интегрирована. Наиболее благоприятные условия для деятельностного формирования ценных качеств личности создает группа высокого уровня развития — коллектив. Поэтому был прав А. С. Макаренко, который утверждал, что личность развивается в коллективе и через коллектив.

Периодизацию развития личности в онтогенезе, исходя из указанных критериев, можно представить в виде следующей модели.

Первые три периода образуют эпоху детства, для которой характерно доминирование процесса адаптации (Адап.) над процессом индивидуализации (Инд.). Для эпохи отрочества — периода среднего школьного возраста — характерно доминирование процесса индивидуализации над процессом адаптации. Для эпохи юности — периода старшего школьного возраста — характерно доминирование процесса интеграции (Инт.) над процессом индивидуализации (Инт.~>Инд.).

Социальное развитие личности в онтогенезе происходит по двум связанным линиям: социализации (овладение общественным опытом, его присвоение), и индивидуализации (приобретение самостоятельности, относительной автономности). Но личностью ребенок становится в результате осуществления самоуправления, когда он начинает организовывать свою собственную жизнь и определять так или иначе свое собственное развитие. На первых порах он осуществляет это с помощью взрослых, а затем самостоятельно.

В организуемой обществом деятельности — как предметно — практической, так и направленной на развитие взаимоотношений — создаются условия для развития человека как личности. На всех межвозрастных переходах исходным является новый уровень социального развития ребенка, который определяет тенденции усиления то одной, то другой стороны деятельности, социальной позиции личности.

Различаются два типа рубежей межуровневого социального развития личности ребенка — промежуточные и узловые.

Промежуточные рубежи между периодами онтогенеза (-1, 6, 15 лет) связаны с актуализацией предметно — практической стороны деятельности, в процессе которой ребенок осваивает социальный опыт, вырабатывает способы обращения с предметами, оценивает свои действия, утверждает позицию среди других. Узловые рубежи между этапами онтогенеза ( — 0, 3, 10, 17 лет) связаны с актуализацией деятельности по усвоению норм человеческих взаимоотношений, стремлением проявить себя, получить признание окружающих, занять в обществе соответствующее место.

Промежуточные и узловые рубежи возникают в процессе социального развития несколько раз, закономерно следуя один за другим, но они качественно разнятся на разных уровнях развития личности по объему и содержанию. Так, у годовалого ребенка означает появление понимания, что есть , а У шестилетнего — рассмотрение себя среди других, конкретных людей, стремление походить на других. Если у трехлетнего ребенка означает , то у десятилетнего уже происходит осознание общества как объективно существующей социальной организации, где его выступает наравне с другими.

К 3 годам ребенок завершает первый цикл знакомства ,с человеческим миром. С этого узлового рубежа начинается новый уровень социального развития, когда не только общество определяет отношения с ребенком, но и он, вычленив свое , начинает все более активно вступать в отношения с другими людьми, обществом. К б годам у ребенка появляется ориентация на общественные функции людей, нормы их поведения и смысл деятельности. Если у ребенка 5 лет еще отсутствует субъективное отношение к социальным ценностям, осознанное понимание их смысла (они находятся еще в узком кругу интимно — личностных отношений), то у шестилетних детей появляется уже более широкое понимание социальных связей, вырабатывается умение оценивать поведение детей и взрослых, осознание своей принадлежности к детскому коллективу.

У 6-9-летнего ребенка происходит появление теоретического отношения к действительности, произвольности психических процессов, внутреннего плана действий. Между 9 и 10 годами начинается третий уровень социального развития, когда ребенок не только осознает себя субъектом, но испытывает потребность реализовать себя как субъекта, вступить в широкий круг общественных отношений. От 9 лет к 10 годам возрастает количество детей, мотивирующих свою учебную деятельность чувством долга, и уменьшается количество детей, которым интересно, нравится учиться.

В 15 лет вычленяется новый промежуточный рубеж социального развития (). Если в первом полугодии 14-летнего подростка больше всего интересует самооценка и принятие его другими, то уже у 15-летнего основное место занимают вопросы развития способностей, выработки умений, интеллектуального развития. Если в 14 лет только для примерно пятой части подростков актуально стремление представить свое будущее, то в 15 лет в первом полугодии таких подростков уже более половины, а во втором полугодии это стремление проявляется у четырех подростков из пяти.

От 15 до 17 лет идет развитие абстрактного и логического мышления, рефлексии собственного жизненного пути, стремления к реализации себя.

Наиболее крупными ступенями социального развития личности от рождения до зрелости являются фазы ее становления: на первой (от 0 до 10 лет) — собственно детства — происходит становление личности на уровне еще неразвитого самосознания; на второй (от 10 до 17 лет) — фазе отрочества — происходит активное формирование самосознания, социальной позиции ответственного субъекта.

Развитие деятельности- основы развития личности — осуществляется как спиралевидный, постоянно насыщаемый процесс, каждый следующий момент которого снимает и содержит достижения предыдущих периодов, обеспечивая формирование новых образований.

Здесь были приведены наиболее распространенные варианты периодизации детского развития. Вообще периодизация может строиться на разных основаниях, хотя основные и кризисные периоды определяются разными авторами примерно одинаково.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *