Личность по маслоу

Личность по маслоу

Непорожняя В.В.
Самоактуализирующаяся личность стремится к развитию, имеет высокую мотивацию развития. Она принимает свои чувства, импульсы, эмоции и желания такими, как они есть.
Людям, у которых преобладает мотивация развития личности, не свойственно «стремление к покою». У таких людей удовлетворение потребности усиливает, а не ослабляет мотивацию, подвигая на новые достижения. Им присуща высокая мотивация достижения. Они поднимаются над самими собой и вместо того, чтобы хотеть все меньше и меньше, хотят все больше и больше — знаний, например. Человек, вместо того, чтобы обрести покой, становится более активным. Утоление жажды развития разжигает, а не ослабляет ее. Развитие, само по себе становится восхитительными приносящим удовлетворение процессом.
У самоактуализированного человека целенаправленная деятельность занимает менее10% его времени. Деятельность может приносить удовлетворение сама по себе или иметь ценность только потому, что благодаря ей достигается желанное удовлетворение. В последнем случае она теряет свою ценность и не доставляет удовольствия если становится неэффективной или безуспешной. В большинстве случаев она вообще не доставляет удовольствия — его доставляет лишь достижения цели.
Самоактуализирующиеся люди самореализуются, наслаждаясь самой жизнью вообще и практически всеми ее аспектами, в то время как остальные люди в большинстве своем наслаждаются лишь отдельными моментами триумфа, достижения цели или высшими пиками переживаний.
Самоактуализирующимся личностям, в отличие от других, свойственно именно динамическое стремление к развитию, а также постоянное напряжение «ради далекой и зачастую недостижимой цели». Здесь будоражащий и возбуждающий «мотив развития» ставится в противолполжность «мотиву ликвидации дефицита», который толкает к снятию напряжения и достижению покоя и равновесия.
А.Маслоу предпринял обширное исследование самоактуализирующихся людей с целью выявить характерный комплекс их психологических особенностей. В результате были выделены 15 основных черт, присущих самоактуализирующимся людям:
1.Более адекватное восприятие действительности, свободное от влияния актуальных потребностей, стереотипов и предрассудков, интерес к неизведанному. В самоактуализации человек, достигший удовлетворения основных потребностей, гораздо менее зависим и скован, более автономен и сам определяет направление своего движения.
2.Принятие себя и других такими, какие они есть, отсутствие искусственных, защитных форм поведения и неприятие такого поведения со стороны других.
3.Спонтанность проявлений, простота и естественность.Такие люди соблюдают установившиеся ритуалы, традиции и церемонии, но относятся к ним с должным юмором. Это не автоматический, а сознательный конформизм лишь на уровне внешнего поведения.
4.Деловая направленность. Такие люди заняты обычно не собой, а своей жизненной задачей или миссией. Обычно они соотносят свою деятельность с универсальными ценностями и склонны рассматривать её под углом зрения вечности, а не текущего момента. Поэтому все они в какой-то степени философы.
5.Они нередко склонны к одиночеству и для них характерна позиция отстранённости по отношению ко многим событиям собственной жизни. Это помогает им относительно спокойно переносить неприятности и быть менее подверженными воздействиям извне. Самореализующимся людям другие люди практически не нужны, зато могут становиться помехой. У них существует пристрастие к раздумиям в одиночестве.
6.Автономия и независимость от окружения; устойчивость под воздействием фрустрирующих факторов. Такие люди гораздо более самостоятельны и самодостаточны. Они подчиняются прежде всего внутренним, а не общественным детерминантам или детерминантам окружения. Этими детерминантами являются законы их собственной внутренней природы, их потенциальные возможности и способности, их творческие импульсы, их потребность познать самих себя и стать более целостными людьми, лучше понять, кем они являются на самом деле,чего они на самом деле хотят, в чем состоит их призвание или какой должна быть их судьба. Автономность или относительная независимость от окружения означают также стойкость перед лицом неблагоприятных внешних обстоятельств, типа невезения, ударов судьбы, трагедий, стрессов и лишений.
7.Большая свежесть восприятия;нахождение каждый раз нового в уже известном. Богатство эмоциональных реакций.
8.Предельные переживания, характеризующиеся ощущением исчезновения собственного «Я». Более частые прорывы на пик переживания. Эти переживания помогают изменять к лучшему мнение человека о самом себе, вносят изменения в его отношение к другим людям и его общение с этими людьми. Они высвобождают творческие способности, спонтанность, экспрессию, неповторимость индивида. Они присутствуют в мотивации развития, так как человек помнит пиковое переживание, как очень значительное и желанное событие и жаждет его повторения.
9.Чувство общности с человечеством вцелом.
10.Дружба с другими самоактуализирующимися людьми: узкий круг людей, отношения с которыми весьма глубокие. Отсутствие проявлений враждебности в межличностных отношениях. Поскольку они в меньшей степени зависят от других людей, они меньше страшатся их, меньше им лгут, менее враждебны по отношению к ним, меньше нуждаются в их похвале и привязанности. Они меньше озабочены почетом, престижем и наградами.
11.Демократичность в отношениях. Готовность учиться у других. Уважение к другим людям.
12.Устойчивые внутренние моральные нормы. Самоактуализирующиеся люди ведут себя нравственно, они остро чувствуют добро и зло; они ориентированы на цели, а средства всегда подчиняют этим целям. У них обостренное чувство справедливости, они тонко чувствуют неправду и фальшь.
13.»Философское» чувство юмора. Они относятся с юмором к жизни в целом и к самим себе, но никогда не считают смешной чью-либо ущербность или невзгоды.
14.Креативность (созидательность, творчество), независящая от того, чем человек занимается, и проявляющаяся во всех действиях самоактуализирующейся личности. Творчество предполагает открытое, без стеснения и искреннее выражение и отображение своих чувств и идей. Самоактуализированная личность никогда не боится попасть в неловкое положение, когда «творит» свои идеи, поступки, поведение, а также не станет стесняться или оглядываться на общественное неодобрение при создании конкретных произведений искусства, такие, как музыка, стихи, картины, литературное творчество и прочее. Люди искусства могут вполне являться самоактуализированными личностями.
15.Более выраженная автономность и противостояние к приобщению к какой-либо культуре. Они не принимают безоговорочно ту культуру, к которой они принадлежат. Они не конформны, но и не склонны к бездумному бунтарству. Они достаточно критично относятся к своей культуре, выбирая из неё хорошее и отвергая плохое. Они не идентифицируются со всей культурой, ощущая себя в большей степени представителями человечества в целом, чем представителями своей страны. Поэтому они нередко оказываются в изоляции в той культурной среде, которую они не желают принять.
По В.Франклу, самоактуализированной личности присущи такие основные две способности:
-способность к самотрансценденции и
-способность к самоотстранению.
Первая способность выражается в направленности человека на что-то, существующее вне его, в постоянном выходе человека за пределы самого себя.
Вторая-в его возможности подняться над собой и над ситуацией, посмотреть на себя со стороны; по М. М. Бахтину — объективация.
Человек выступает в мире, прежде всего, как субъект. «Своими действиями я непрерывно взрываю, изменяю ситуацию, в которой нахожусь, а вместе с тем непрерывно выхожу за пределы самого себя». В работах 20-х годов С. Л.Рубинштейн связывал идею субъекта с самодетерминацией, самодеятельностью. В наше время философская характеристика категории субъекта в понимании С.Л.Рубинштейна даётся следующим образом: «Субъект в своём познании, и в своём действии, и в своём отношении к другому субъекту уничтожает (каждый раз специфическим способом) внешность, внеположенность объекта и другого субъекта, преодолевает его обособленность, обнаруживает (познанием), преобразует (действием), усиливает своим отношением к нему сущность другого человека» (К. А. Абульханова-Славская. 1989, 10).
Самоактуализация личности учителя в педагогической деятельности определяется психологическим содержанием этой деятельности. По мнению В.А. Сластенина и Е.В.Андриенко, она может осуществляться как спонтанный процесс: педагог реализует свои возможности, не думая об этом и не осознавая самого этого процесса. Вместе с тем это и управляемый процесс. Управляемость связана с осознанием субъектом собственных индивидуальных свойств и путей их профессиональной актуализации. Необходимость перехода от спонтанности к управляемости порождается противоречием, существующим между субъективной и объективной целесообразностью действий учителя. Названные противоречия разрешаются через рационализацию механизмов регуляции, заложенных в структуре индивидуальных особенностей личности применительно к конкретным видам педагогической деятельности.
Авторы рассматривают самоактуализацию как особую специфическую деятельность учителя, направленную на осознание собственных профессионально значимых личностных особенностей, адекватное и активное проявление их в педагогической деятельности с учетом требований, которые данная деятельность предъявляет специалисту. Самоактуализация изучается в двух аспектах: со стороны ее компонентов -цель (профессиональное саморазвитие), мотивы (оптимальные для данного индивида способы деятельности), процесс достижения цели (обучение), результат (научение и приобретение индивидуального опыта профессионального саморазвития), и со стороны результатов — состояний личности. Рассмотрение самоактуализации учителя через состояние личности представляется нам весьма плодотворным.
Кроме того, весьма значимым в деятельности учителя является определение влияния самоактуализации на формирование индивидуального стиля деятельности.
Рассматривая индивидуальный стиль педагогической деятельности педагога, можно обнаружить как на основе педагогических взаимодействий, в движении с этапа на этап, осуществляемом под воздействием внутренне осознанных противоречий и характеризуемом именно качественными скачками в умениях и способностях, идет изменение его структурно-динамических компонентов.
Сейчас нужно более глубоко и разносторонне рассматривать проблему соотношения личности и социума, индивидуального и общечеловеческого в образовании: выбор учителем технологий обучения и воспитания должен в равной степени учитывать культурные требования общества и индивидуально-психологические нормативы личности.
Следует отметить существующий в обществе социальный образец — образ учителя как субъекта. Если в технике есть вполне оправданный культ стандарта, в науке о природе тоже есть много общих законов, то в мире людей нужен культ индивидуального подхода: схемы мышления, приводящие к успеху в области наук о природе и в технике, не всегда уместны в применении к человеку, который изобразительно борется за сохранение индивидуальной и групповой качественной определенности, за условия существования и развития. Все вышесказанное позволяет констатировать, что не существует единой стратегии для учителей в развитии их индивидуального стиля педагогической деятельности: стратегии саморегулируемого развития стиля деятельности каждого педагога уникальны.
Индивидуальные способности, притязания учителя могут провоцировать его либо обгонять, опережать принятые в профессии нормы, либо не считаться с ними и активно бороться за свои индивидуальные эталоны и критерии эффективности педагогической деятельности.
Это позволяет сформулировать следующие утверждение: задача внешнего воздействия в данной ситуации заключается в обеспечении условий для активизации механизмов саморегулируемого развития индивидуального стиля педагогической деятельности учителя конкретизацией его возможностей, порождаемых изменениями внешней социальной среды. Интенсивность познания и освоения новых ценностей определяется прежде всего профессионально-ориентированными установками учителя, его мотивацией, степенью удовлетворенности педагогической деятельностью. Признание и принятие изменившихся психолого-педагогических приоритетов стимулирует творческий поиск педагога, способствует утверждению перспективных подходов, технологий, систем отношений в педагогическом процессе.

2. Самоактуализация (а. Маслоу). Характеристики самоактуализирующейся личности

Самоактуализация – стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.

Согласно А. Маслоу, самоактуализация – желание стать всем, чем возможно; потребность в самосовершенствовании, в реализации своего потенциала. Ее путь труден и связан с переживанием страха неизвестности и ответственности, но он – путь к полноценной, внутренне богатой жизни (см. личность самоактуализуемая).

15 основных черт, присущих самоактуализирующимся людям:

1. Более адекватное восприятие действительности, свободное от влияния актуальных потребностей, стереотипов и предрассудков, интерес к неизведанному. В самоактуализации человек, достигший удовлетворения основных потребностей, гораздо менее зависим и скован, более автономен и сам определяет направление своего движения.

2. Принятие себя и других такими, какие они есть, отсутствие искусственных, защитных форм поведения и неприятие такого поведения со стороны других.

3. Спонтанность проявлений, простота и естественность. Такие люди соблюдают установившиеся ритуалы, традиции и церемонии, но относятся к ним с должным юмором. Это не автоматический, а сознательный конформизм лишь на уровне внешнего поведения.

4. Деловая направленность. Такие люди заняты обычно не собой, а своей жизненной задачей или миссией. Обычно они соотносят свою деятельность с универсальными ценностями и склонны рассматривать её под углом зрения вечности, а не текущего момента. Поэтому все они в какой-то степени философы.

5. Они нередко склонны к одиночеству и для них характерна позиция отстранённости по отношению ко многим событиям собственной жизни. Это помогает им относительно спокойно переносить неприятности и быть менее подверженными воздействиям извне. Самореализующимся людям другие люди практически не нужны, зато могут становиться помехой. У них существует пристрастие к раздумиям в одиночестве.

6. Автономия и независимость от окружения; устойчивость под воздействием фрустрирующих факторов. Такие люди гораздо более самостоятельны и самодостаточны. Они подчиняются прежде всего внутренним, а не общественным детерминантам или детерминантам окружения. Этими детерминантами являются законы их собственной внутренней природы, их потенциальные возможности и способности, их творческие импульсы, их потребность познать самих себя и стать более целостными людьми, лучше понять, кем они являются на самом деле, чего они на самом деле хотят, в чем состоит их призвание или какой должна быть их судьба. Автономность или относительная независимость от окружения означают также стойкость перед лицом неблагоприятных внешних обстоятельств, типа невезения, ударов судьбы, трагедий, стрессов и лишений.

7. Большая свежесть восприятия; нахождение каждый раз нового в уже известном. Богатство эмоциональных реакций.

8. Предельные переживания, характеризующиеся ощущением исчезновения собственного «Я». Более частые прорывы на пик переживания. Эти переживания помогают изменять к лучшему мнение человека о самом себе, вносят изменения в его отношение к другим людям и его общение с этими людьми. Они высвобождают творческие способности, спонтанность, экспрессию, неповторимость индивида. Они присутствуют в мотивации развития, так как человек помнит пиковое переживание, как очень значительное и желанное событие и жаждет его повторения.

9. Чувство общности с человечеством в целом.

10. Дружба с другими самоактуализирующимися людьми: узкий круг людей, отношения с которыми весьма глубокие. Отсутствие проявлений враждебности в межличностных отношениях. Поскольку они в меньшей степени зависят от других людей, они меньше страшатся их, меньше им лгут, менее враждебны по отношению к ним, меньше нуждаются в их похвале и привязанности. Они меньше озабочены почетом, престижем и наградами.

11. Демократичность в отношениях. Готовность учиться у других. Уважение к другим людям.

12. Устойчивые внутренние моральные нормы. Самоактуализирующиеся люди ведут себя нравственно, они остро чувствуют добро и зло; они ориентированы на цели, а средства всегда подчиняют этим целям. У них обостренное чувство справедливости, они тонко чувствуют неправду и фальшь.

13. «Философское» чувство юмора. Они относятся с юмором к жизни в целом и к самим себе, но никогда не считают смешной чью-либо ущербность или невзгоды.

14. Креативность (созидательность, творчество), не зависящая от того, чем человек занимается, и проявляющаяся во всех действиях самоактуализирующейся личности. Творчество предполагает открытое, без стеснения и искреннее выражение и отображение своих чувств и идей. Самоактуализированная личность никогда не боится попасть в неловкое положение, когда «творит» свои идеи, поступки, поведение, а также не станет стесняться или оглядываться на общественное неодобрение при создании конкретных произведений искусства, такие, как музыка, стихи, картины, литературное творчество и прочее. Люди искусства могут вполне являться самоактуализированными личностями.

15. Более выраженная автономность и противостояние к приобщению к какой-либо культуре. Они не принимают безоговорочно ту культуру, к которой они принадлежат. Они не конформны, но и не склонны к бездумному бунтарству. Они достаточно критично относятся к своей культуре, выбирая из неё хорошее и отвергая плохое. Они не идентифицируются со всей культурой, ощущая себя в большей степени представителями человечества в целом, чем представителями своей страны. Поэтому они нередко оказываются в изоляции в той культурной среде, которую они не желают принять.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ЛИЧНОСТИ: РАЗНООБРАЗИЕ ПОДХОДОВ

Зеленцова Татьяна Викторовна

старший преподаватель, магистр психологии ИнЕУ,

г. Павлодар, Республика Казахстан

E-mail: zelentshov1111@mail.ru

Исторически сложилось так, что психология здоровья претендует на условную новизну, в отличие от психологии болезней, которая оформилась как одно из направлений психологической науки — клинической психологии. Только в рамках гуманистической психологии (Э. Фромм, Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл) была раскрыта проблематика здоровой личности. «Мне кажется, что проблема психологического здоровья настолько актуальна сейчас, что любые предположения, любые гипотезы, любые данные, даже самые спорные, могут иметь эвристическую ценность», — писал А. Маслоу .

В конце 1970-х гг. прошлого века, в общем своде психологических дисциплин выделилась психология здоровья (Health Psychology). Началось ее утверждение в качестве самостоятельной сферы психологических исследований. Гуманитарная парадигма допускает существование разных точек зрения о критериях здоровой личности, модели который существенно обогатили рациональный взгляд на проблему психического здоровья. А. Маслоу указывал: «Я предполагаю, что уже в недалеком будущем мы получим своего рода теорию психологического здоровья, генерализованную, обще-видовую теорию, которую можно будет применить ко всем человеческим существам независимо от того, какая культура их взрастила, в какую эпоху они живут» .

Теоретические модели психологического здоровья представляют собой варианты развития и конкретизации более общих представлений о человеческой реальности. Их сопоставление помогает осветить исходную философскую систему координат. В истории философии отчетливо видны основные линии раскрытия сущности человеческого Я. Первое направление (XVIII—XIX вв.) связано с идеями видных представителей немецкой классической философии — И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля, Л. Фейербаха, которые рассматривали проблему человека с точки зрения соотношения (диалектики) родовой и индивидуальной сущности. При этом индивидуальную сущность они признавали вторичной по отношению к общеродовой, а устремленность к родовой сущности считали высшим предназначением человека: с присвоением родового начала индивид реализует возможность становиться и быть человеком. Крайней формой данного выражения стали труды К. Маркса и Ф. Энгельса о приоритете общественного над индивидуальным, поглощение человеческой индивидуальности коллективным, развитие тоталитарного жизнеустройства, при котором безлично-общественное доминирует над личным.

Социоцентрической парадигме противостоит направление философии индивидуализма, авторами которой стали М. Штирнен, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Н.А. Бердяев, Х. Ортега — и Гассет, С. Кьеркегор, К. Ясперс, Н. Аббаньяно, которые утверждали приоритет самобытности человека, его совершенствование как личности, желания «быть самим собой». Но, замкнувшись на себе, персоноцентризм в реальной жизни предстает в форме самообожания, чувства одиночества, потерянности, отчаяния, проявляется в отрицании всякой морали, корыстолюбии и вседозволенности.

Психологическое здоровье человека интегрирует аспекты внутреннего мира и способы внешних проявлений личности в единое целое. Психологическое здоровье является важной составляющей социального самочувствия человека, с одной стороны, и его жизненных сил, с другой. Вместе с тем, многие проблемы, возникаю­щие у человека, не являются показателем психического нездоровья и могут быть решены другим не медицинским путем (улучшение памяти, внимания, мышления; формирование необходимого уровня коммуникаций; самопрезентаций; стремление к реализации своих возможностей; решение внутриличностных и межличностных конфликтов; освобождение от тревожности, стрессов, фрустраций, различного рода психических зависимостей и др.) .

В истории психологии, в русле теории психологического здоровья преемственно рассматриваются две ориентации. Первая — социоцентрическая (Э. Фромм, В. Франкл, Б. Братусь), в основе которой ученые ссылаются на то обстоятельство, что человек в отличие от животного не снабжен набором инстинктов и врожденных навыков, которые позволили бы ему автоматически осуществить родовую природу. Человеком надо стать. Поэтому психологическое здоровье характеризуется как процесс восхождения человека к вершинам человеческой сущности. Вторая — персоноцентрическая (Г. Олпорт, К. Роджерс, А. Маслоу), исходит из того, что человеческой природе присущи позитивные силы (потребности самоактуализации), направляющие к здоровью и росту. Психологическое здоровье является результатом обретения индивидом самого себя и проявляется в ощущении подлинности бытия. Разные пути размышления приводят ученых к схожим представлениям о том, какими качествами дожен обладать психологически здоровый человек. Социоцентрическая и персоноцентрическая установки своеобразно переплетаются и переходят друг в друга в предпринятых психологами попытках описания духовной целостности, способствующей формированию психологического здоровья.

Возникли новые представления о психическом здоровье. Так, по мнению М. Джеход, в структуру входят такие компоненты, как положительное отношение к себе; оптимальное развитие, рост и самоактуализация личности; психическая интеграция (аутентичность, конгруэнтность); личная автономия; реалистическое восприятие окружающих; умение адекватно воздействовать на других людей и др.

Понятие «психическое здоровье индивида» широко используется в гуманистическом направлении психологи, в рамках которого была предложена новая концепция «позитивного психического здоровья». В работах К. Голдштайна, А. Маслоу, К. Роджерса, В. Франкла и др. Она базируется на истинно человеческом жизнеосуществлении. Так, видный представитель этого направления А. Маслоу, соглашаясь с К. Гольдштайном в своих последних работах «Психология бытия» и «Дальние пределы человеческой психики» отмечает, что «патологические нарушения психического здоровья — неврозы и психозы, есть следствие ошибочного, неверного развития личности. Психически здоровые индивидуумы — это люди зрелые, с высокой степенью самоактуализации, имеющие реальные жизненные дости­жения и развившие свои личностные возможности . По его мнению, показателями психического здоровья являются полнота, богатство развития личности, ее потенций и стремление к гуманистическим ценностям — наличие и развитие таких качеств как принятие других, автономность, спонтанность, интенциональность, альтруизм, креативность и др. Близкие идеи развиваются в «метапсихологии» (Д. Андреева), логотерапии (В. Франкл), социальной логотерапии (С.И. Григорьев и др.)

В советской психологии (А.Н. Леонтьев) развивает положение о том, что личностные смыслы — это те формы и способы, которые занимают центральное место в формировании отношений человека. Они являются стержнем жизнедеятельности, наполняясь ценностным содержанием и определяют линии развития смысловой сферы, создают «смысловое поле» для становления и проявления субъектности . Таким образом, во внутреннем мире человека потребности отражаются в форме желаний и стремлений, а личностные ценности — в форме идеалов, интересов, смыслов. Личностные ценности в связи с тем, что они ограничиваются конкретной ситуацией, переживаются как групповые, формируя систему отношений личности.

Развивая это положение, Е.Р. Калитеевская и В.И. Ильичева пишут о том, что психическое здоровье — это мера способности человека трансцендентировать свою социальную и биологическую детерминированность, выступать активным и автономным субъектом собственной жизни в изменяющемся мире .

Религиозное, философское, психологическое учение о трехсос­тавной сути человека — телесной, душевной, духовной — является основание для построения образов субъективной реальности, представления человека как индивида, субъекта, личности, индивидуальности, универсальности. Образы субъективной реальности составляют онтогенетические ступени ее становления и развития: оживление, одушевление, персонализацию, индивидуали­зацию, универсализацию. Принцип развития — это динамическое преобразование систем связей и отношений в процессе социализации (отождествления человека с другими) и индивидуализации (обособление человека от общества). В антропологическом подходе человек представлен целостно и основу его психологического здоровья составляет нормальное развитие субъективной реальности в онтогенезе (ориентировочные возрастные нормы психического здоровья). Индивидуальная норма, по замечанию Г.А. Цукерман и В.И. Слободчикова, есть то лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного человека при соответствующих условиях развития .

При содержательном раскрытии категории психологического здоровья можно использовать определение «человечность», данное А. Маслоу. «Психическое здоровье традиционно интерпретируется как собственная жизнеспособность индивида, как жизненная сила, обеспеченная полноценным развитием и функционированием психического аппарата, как умение выживать, приспосабливаться и расти в изменяющихся, не всегда благоприятных для большинства условиях, и являются предпосылкой здоровья психологического. Психологическое здоровье, в свою очередь, характеризует индивида как субъекта жизнедеятельности, распорядителя своих собственных сил и способностей» .

Соответственно, психологическое здоровье — это состояние, характеризующее процесс и результат нормального развития субъективной реальности в пределах индивидуальной жизни; максима психологического здоровья есть интеграл (т.е. единство, полнота и цельность) жизнеспособности и человеческого индивида .

На основе саморазвития, совершенствования самобытия и возникает человечность индивида — существенная характеристика психологического здоровья. Она выражается в жизнестойкости, основанной на любви к жизни и воле к ее совершенству во всех областях. «Жизнь и дух, — писал К. Юнг, — представляют собой две силы или необходимости, между которыми находиться человек. Дух наделяет его жизнь смыслом и возможностью величайшего расцвета. Жизнь же необходима духу, ибо истина, если она нежизнеспособна, ничего не значит» . Субъектность, как одно из качеств психического здоровья, определяет путь нормального развития как развития, ведущего человека к обретению им родовой человеческой сущности — отношению к другому человеку как ценности, потребности в позитивной свободе, осмысленности жизни, активной позиции в мире.

Список литературы:

1.Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека; эталоны, представления, установки. М.: Академия, 2001. 352 с.

2.Леонтьев Д.А. Что такое экзистенциальная психология // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 1997. С. 40‑55

3.Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Евразия, 1997. 322 с.

4.Цукерман Г., Слободчиков В. Мы, взрослые и остальные люди // Семья и школа. 1990. № 2. С. 33‑36.

5.Шувалов А.В. Гуманитарно —антропологические основы теории психологического здоровья // Вопросы психологии.2004. № 6. С. 18‑33

6.Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М.: Прогресс, 1993. 352 с.

Психическое и психологическое здоровье. Главные различия

Мы редко задумываемся над тем, что означает слово «здоровье». Для одних – это отсутствие болезней тела или страшных заболеваний. Но в данное понятие входит не только отличное самочувствие или физическое состояние, но также благополучие в эмоциональном и психологическом плане. Это такой тип взаимодействия с внешним миром, при котором личность ощущает счастье и удовлетворенность. Это гармония внутри и снаружи, баланс, который дает шанс нормально жить. Психологическое здоровье важно разграничивать с психическим благополучием.

Психическое здоровье являет собой стабильность работы психики, что дает возможность личности оставаться адекватной в обществе. Неадекватность поведения говорит о заболеваниях и отклонениях в психике. Иными словами, психологическое и психическое состояние – это разные понятия, которые не дополняются одно другим. При абсолютно здоровой психике люди чувствуют внутренний долгий дискомфорт, апатичность, враждебность, депрессию. А вот бодрые люди, которые всегда в прекрасном настроении, иногда являются психически ненормальными.

Итак, психологическое здоровье – это благополучие личности, адаптивность, склонность к действию, а не переживанию. Сюда же относится отличное расположение духа, принятие себя и окружающих, творчество, ответственность, самостоятельность и т.п. С другой стороны находятся разрушающие проявления личности, которые мешают приятным эмоциям, они заставляют человека чувствовать общую неудовлетворенность, обиду, вину.

Если человек нездоров психологически, то он действует по привычным схемам, не желает менять что-то, неправильно воспринимает неудачи и удачи.

Но не стоит считать, что благополучие в психологическом плане и позитивные качества характера – это одно и то же, поскольку нормы позитивных черт в обществах мира отличаются. Это не пример идеальной личности, а стремление к себе и к другим. Здоровая психологически личность понимает, что с ней происходит, ощущает целостность. Получается, такой человек не считает остальных угрозой для себя.

Психологическое здоровье по Маслоу

По теории Маслоу психологическое здоровье не просто наполняет личность субъективным чувством благополучия, но являются верным само по себе. В таком смысле оно над болезнью. Оно не просто лучше, оно правдиво, поскольку здоровая личность может увидеть больше истины. Недостаточность такого здоровья не только угнетает личность, это своеобразная разновидность слепоты, патологии мысли.

Целиком здоровых людей мало, но они есть. Если человек желает этого, старается постичь абсолютное здоровье, то это реальная цель. Лучше жить в здоровом, адекватном доверительном обществе, чем в неприязни и неадекватности. Это важно для каждого из нас. Необходимо стремиться постичь психологического здоровье, равновесие духа и тела.

Тот факт, что люди бывают здоровыми и то, что они существуют (хоть и в малом количестве) вселяет веру и надежду, желание стремиться к большему, расти, как личность. Подобная вера в возможности души и природы человека подталкивает нас к строительству здорового общества.

Так, как мы следим за собственным телом, важно следить за душевным состоянием. Дабы достичь физического здоровья, мы придерживаемся здорового образа жизни, занимаемся спортом, следим за диетой и т.д. Чтобы достичь здоровья в психологическом понимании, потребуется труд и работа. Это понимание себя, самовоспитание, способность принимать решения, выделять другие варианты действий. Это готовность к новому, действенное применение собственных ресурсов.

Безусловно, чтобы идти в верном направлении и развиваться требуется сначала узнать собственную личность, собственные слабые места, ресурсы. В этом помогают специальные методики, которые направлены на изучение личности, интеллектуальности, характера. Все это поможет построить жизненные перспективы, правила, которые способствуют росту личности, помогают осознать собственные возможности и реально оценить достижения.


Психические расстройства в разные периоды жизни затрагивают каждого четвёртого жителя планеты. Они не обязательно должны быть видны невооружённым взглядом: даже сам больной может не замечать симптомы депрессии или обсессивно-компульсивного расстройства. Настолько они бывают размыты и неопределённы.

Как же тогда понять, требуется ли вам помощь? Рассказываем о главных признаках психического здоровья. Если вы чего-то не досчитались, значит, нужен доктор.

1. Вы знаете, ради чего просыпаетесь по утрам

Вы способны работать и получать удовлетворение от работы. У вас есть мечты и цели. Вас не мучает постоянное ощущение пустоты, бессмысленности собственной жизни. Да, трудности и смены ориентиров порой случаются – но в целом вам совсем не кажется, что вы зря пришли в этот мир.

2. Вы ходите в душ, чистите зубы и меняете одежду

Собственная гигиена может стать трудностью для человека с депрессией, начальной стадией шизофрении и ещё некоторых заболеваний. Если вы вдруг перестали видеть смысл в ежедневной рутине по уходу за собой – это тревожный сигнал.

3. Вы адекватно реагируете на раздражители

Здоровый человек не будет плакать из-за вопроса «Как дела?» и неделями переживать из-за того, что на него косо посмотрели на улице.

4. Вы ведёте себя с людьми так же, как и всегда

Человек с расстройством может потерять способность испытывать любовь. Всё, что делают близкие, будет вызывать раздражение – вплоть до открытой враждебности. Болезнь может заставлять избегать любого общения, даже необходимого (например, работы в офисе).

5. Вам не кажется, что вы видите то, чего другие не видят

И речь не о том, что ваш коллега – круглый дурак, а женщины им восхищаются. Скорее о том, что за вами следят. Это может вызывать желание защититься, запереть все двери в доме, зашторить окна и купить шляпу, под которой не видно лица.

6. Вы испытываете весь спектр эмоций

От любви до ненависти, от тревоги до счастья. Если что-то вдруг пропадает (например, чувство страха) – это повод забеспокоиться.

7. У вас нет симптомов недомогания, которым врачи не могут найти причину

Иногда «душевные» проблемы проявляются физически: болью, расстройством желудка, бессонницей, учащенным сердцебиением. Если анализы показывают, что вы полностью здоровы, стоит проконсультироваться с психотерапевтом или психиатром.

С какими ещё симптомами стоит обратиться к специалисту? Рассказываем в статье «Как понять, что пора к психотерапевту?».

Понравился наш материала? Расскажите друзьям:

Психология здоровой личности: 15 признаков по Маслоу

Абрахам Маслоу сказал, что психология, рассматривающая только ущербности, сама становится ущербной. Он посвятил свою жизнь тому, чтобы исследовать лучшее, что видел в людях. Поэтому свою серию постов о здоровой личности я начну именно с разбора теории отца гуманистической психологии. Вот, кстати, и он:

Маслоу задался вопросом, по какому же признаку отнести личность к здоровой? В ходе исследовательской работы он пришёл к выводу, что главным признаком здоровой личности является самоактуализация — стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. Самоактуализирующийся человек устремлен к совершенству, ко все более полному развитию своих уникальных возможностей, обычный же человек устремлен к удовлетворению тех из своих базовых потребностей, которые еще не получили должного удовлетворения. По сути, в теории Маслоу здоровая и самоактуализирующаяся личность — практически синонимы. В своей книге «Мотивация и личность» он говорит, что существуют люди больные (невротики, психотики), нормальные и здоровые (самоактуализирующиеся) — стоит помнить об этом, Маслоу частенько любит сравнивать данные группы.
Даже выжимка из многостраничного труда «Мотивация и личность» получилась достаточно объёмной, поэтом не привожу здесь рассуждений и доказательств — лишь результаты исследований. Если что-то вызывает у вас сомнения или вопросы — добро пожаловать в комментарии! Вместе будем думать. Поверьте, можно долго углубляться в теорию, но лучше я перейду к описанию пятнадцати признаков, по которым можно отнести личность к самоактуализирующейся, то есть здоровой. Наверняка вы заметите, что многие качества связаны и взаимодополняют друг друга — всё верно, так и есть.
Признаки здоровой личности по теории Абрахама Маслоу:
1. Эффективное восприятие реальности и комфортные взаимоотношения с ней.
Здоровые люди оценивают реальность и строят прогнозы на основе фактов, а не личных потребностей, страхов и желаний или общественных стереотипов. Следовательно, восприятие реальности здоровыми людьми более объективно, а в своих прогнозах они более точны.
Они с лёгкостью разоблачают ложь и манипуляции.
Здоровых людей притягивает и манит неизвестность. Они не суеверны. Неуверенность, сомнения, состояние неопределенности, столь мучительные и тягостные для большинства обычных людей, стимулируют самоактуализирующуюся личность, побуждают ее к исследованию и познанию.
2. Приятие себя, других и природы.
Здоровый человек принимает себя и других со всеми недостатками и изъянами. Для него характерно отсутствие самодавлеющего чувства вины и стыда. Он принимает свои потребности, поэтому у него хороший аппетит, крепкий сон, он умеет получать удовольствие от секса. Кстати, логичным продолжением вышесказанного является пониженная способность испытывать отвращение.
Самоактуализирующиеся люди лишены защитных невротических и прочих искусственных форм поведения и, кстати, «терпеть не могут позёров» — фраза прямиком из книги Маслоу.
3. Спонтанность, простота и естественность.
Здоровые люди спонтанны, но эта спонтанность больше проявляется в образе мышления, эмоционального реагирования и идей, нежели в поведении. Они соблюдают общественные нормы скоре из уважения к другим людям, а не из страха или стыда.
Соблюдение норм подобно накидке, которую они легко могут сбросить, что и происходит, когда они, например, занимаются любимым делом, отстаивают принципиальную точку зрения или находится в окружении близких людей. Обычный человек, принимающий общественные стереотипы бездумно, может в такой момент посчитать здорового аморальным и странным, поэтому здоровые часто чураются близкого общения с теми, кому не могут доверять в полной мере.
Благодаря спонтанности они прекрасно осознают свои потребности, побуждения и события внутренней жизни в целом.
4. Центрированность на проблеме. Служение.
Здоровый человек занят не собой, а своим делом. Почти у каждого из них есть призвание, которому они служат и отдаются без остатка, не тратя времени на самоанализ.
В общем-то, с собой здоровые уже разобрались и им нет необходимости заниматься самокопанием. К тому же, как вы помните, они хорошо осознают свои мысли, эмоции и поступи без сложного анализа.
Их интересуют вопросы философии и морали, поэтому они все немного философы и способны сохранять философский взгляд даже на самые тяжёлые ситуации.
5. Отстранённость, потребность в уединении.
Все здоровые люди с лёгкостью переносят одиночество и даже любят его.
Они способны сохранить отстранённую позицию, даже когда вокруг бушуют страсти.
Они не склонны вступать в созависимые отношения.
Кстати, отстраненность самоактуализирующегося человека может стать причиной затруднений в его общении с обычными людьми, которые склонны интерпретировать её как холодность, снобизм, недружелюбие или даже враждебность. На самом же деле, здоровая личность просто защищает себя от нездорового влияния извне.
Отстранённость — это, конечно же, не глобальная и абсолютная характеристика, если такой человек чувствует, что должен вмешаться — он это сделает, если разозлится — будет эмоционально отстаивать свою правоту.
6. Автономия: независимость от культуры и окружения.
Самоактуализирующиеся люди свободны в своих действиях, независимо от физического и социального окружения. Эта автономия позволяет им полагаться на свой собственный потенциал и внутренние источники роста и развития.
Также независимость от среды даёт большую устойчивость перед лицом трудных жизненных ситуаций.
Скажем так, обыватели нужнаются в других людях, чтобы удовлетворить свои потребности в люблви, безопасности и уважении. Источники удовлетворения самоактуализирующегося человека находятся внутри него самого и никак не опосредованы социумом. Эти люди достаточно сильны, чтобы не зависеть от мнения других людей; они не ищут одобрения, похвалы, не ищут даже любви. Признание, популярность, слава, почести, любовь – не так уж существенны для них; все эти вещи не идут ни в какое сравнение с гложущей их потребностью в саморазвитии, с неутолимым стремлением к внутреннему росту.
7. Свежесть восприятия.
Здоровый человек обладает свежим взглядом на вещи, что позволяет ему не только воспринимать весь мир в его неповторимости, но и видеть новое даже в хорошо знакомых вещах. Эта особенность определяет и эмоциональное реагирование: такие люди всегда готовы радоваться и удивляться, они редко жалуются на скучную, однообразную жизнь.
У них обострено чувство прекрасного.
Секс и все связанные с ним плотские удовольствия – не только возможность испытать чувственное удовлетворение, но и источник возвышенных, обновляющих и воодушевляющих переживаний, подобных тем, что дарят им музыка и природа.
8. Высшие переживания.
Здоровые люди склонны испытывать пиковые переживания: волнение, вдохновение, умиротворение, благодать. Для этого им не нужно никаких искусственных стимуляторов. Для таких состояний характерно ощущение гармонии со всем миром и выход за пределы собственного «Я».
9. Чувство общности с человечеством в целом.
Для здоровых людей характерно чувство общности с человечеством в целом, человеколюбие, склонность к состраданию. Отношение самоактуализирующегося человека к другим людям можно описать как братское: да, он может испытывать к ним негативные чувства, но ощущению общности это не мешает.
10. Избирательность и глубина межличностных отношений.
Здоровый человек разборчив в отношениях, у него не очень много друзей. Обычно он стремиться общаться с людьми, находящимися с ним на примерно одном уровне развития. При этом близкие отношения самоактуализирующихся личностей обычно значительно глубже, чем отношения личностей обычных.
Всё это не мешает чувству общности, описанному в предыдущем пункте: самоактуализирующийся человек стремиться быть благожелательно настроенным даже к тем, с кем общаться не хочет.
11. Демократичность.
Самоактуализирующиеся личности уважают других людей независимо от их расы, религии, класса, возраста и так далее. Они лишены предубеждений на этот счёт.
Именно демократичность лежит в основе такой особенности самоактуализирующейся личности, как их готовность к обучению. Они не боятся показаться несведущими, они готовы учиться у всякого, кто может открыть им что-то новое. Самоактуализирующимся людям свойственно восхищаться теми, кто знает или умеет что-то лучше них, даже если это далеко от их сферы интересов.
При этом, самоактуализирующийся человек прекрасно знает цену разным способностям и разным людям. Можно сказать, что для них все люди равны в плане прав на уважение и доброе отношение, но не в плане способностей или достижений.
12. Разграничение средств и целей, устойчивые морально-нравственные принципы.
У здоровых людей существуют чёткие моральные и нравственные принципы, причём выработанные на основе собственного опыта и здравого смысла, а не принятые как данность общества. Обычные люди, не говоря уже о невротиках, могут считать здоровых аморальными, но это не так — просто мораль здоровых может отличаться от морали всех остальных в данном окружении.
Когда самоактуализирующийся человек планирует что-то сделать, то его больше заботит вопрос средств, методов, а не цель. Цель, достигнутая методами, которые ему не нравятся, обычно пересматривается до тех пор, пока методы не станут согласовываться с индивидуальной моралью.
13. Философское чувство юмора.
Самоактуализирующимся людям свойственно мягкое, ироничное, неуловимо высмеивающее человеческие пороки чувство юмора. Они способны посмеяться над собой и над жизнью в целом, но редко хохочут до упада и их никогда не забавляет чьи-то горе и неполноценность.
14. Креативность.
Все без исключения здоровые люди обладают способностью к творчеству. При этом совершенно не важна сфера, в которой они творят. Подобную креативность легче всего сравнить с творческой непосредственностью ребёнка — смелостью и наивностью в творении.
Такая креативность не обязательно связана с писательством, музицированием или живописью. Это, скорее, особый способ взаимодействия с реальностью, дающий свежесть восприятия и смелость поиска собственных путей.
15. Сопротивление культурным влияниям.
Самоактуализирутощиеся люди находятся в гармонии с культурой своего общества, сохраняя определенную внутреннюю независимость от нее. Благодаря автономности их мышление и поведение слабо поддаются социальному и культурному влияниям. Такое сопротивление окультуриванию не означает, что самоактуализирующиеся люди нетрадиционны или антисоциальны во всех сфеpax человеческого поведения. Например, в том, что касается одежды, речи, пищи и манеры поведения, если это не вызывает у них явных возражений, они не отличаются от других. Они не тратят энергию на борьбу с существующими обычаями и правилами. Однако они могут быть чрезвычайно независимыми и нетрадиционными, если затрагиваются какие-то основные их ценности. Поэтому те, кто не дает себе труда понять и оценить их, иногда считают самоактуализирующихся людей непокорными и эксцентричными.
Вот и все признаки здоровой личности, выделенные Маслоу. Стоит понимать, что нельзя оценивать каждый из признаков как ноль или единицу, то есть по наличию/отсутствию. Нас, скорее, интересует степень выраженности каждого из признаков у конкретной личности. Сам Маслоу исследовал три тысячи студентов колледжа и тольк одного (!) признал полностью здоровой личностью. Конечно, этого было недостаточно для исследований, поэтому он ввёл понятие относительно здоровой личности, у которой достаточно сильно выражены большинство из перечисленных признаков.
Предысторию этого поста можно прочитать здесь: Небольшой психологический анонс
Продолжение следует!
Использованная литература:
Абрахам Маслоу — «Мотивация и личность»
Хьелл, Зиглер — «Теории личности»
Мещеряков, Зинченко — «Большой психологический словарь»

15 Характеристик самоактуализировавшейся личности по Маслоу:

1. Более эффективное восприятие реальности. Реальность воспринимается такой, какой она есть, а не такой, какой ее человек себе придумал.

2. Принятие себя, других и природы. К примеру – нет страха от того, что у женщины появились морщины или впереди смерть. Нет сверхкритичности к другим людям.

3. Непосредственность, простота и естественность. Люди не психотики, не склонны нарушать социальные нормы и согласны с тем, что социальные нормы нужно выполнять. Но если необходимо, они могут перешагнуть через эти нормы.

4. Центрированность на проблеме. Если речь идет о том, что нужно решить какую-то проблему, то уходят в сторону мелкие детали, излишние переживания, и остается только то, что поможет решить данную проблему, что нужно максимум сосредоточиться на проблеме.

5. Независимость, как потребность в одиночестве. Трепетное отношение к личной жизни, нет публичных рассказов о личной жизни. Они ведут себя, как интроверты, в обществе. Сдержанны, не болтают лишнего. Быстро приходят в себя после потерь близкого человека.

6. Автономия, как независимость от культуры и окружения. Не интересует престиж, не присутствует мотив восхищения других.

7. Свежесть восприятия. В повседневном обычном они видят что-то новенькое.

8. Вершинные пиковые или мистические переживания. Этим людям не нужны исскуственные стимуляторы, чтобы пережить пиковые переживания.

9. Присущ общественный интерес (в Адлеровском смысле). Долг помогать людям.

10. Глубокие межличностные отношения. Это люди, которые близки по духу.

11. Демократичный характер. Нет предубеждений. При этом есть чувство собственной элитарности.

12. Размежевание средств и целей. Личность никогда своим жизненным кредо не сделает фразу о том, что для достижения целей все средства хороши.

13. Философское чувство юмора. Юмор доброжелательный, нет сарказма и непристойностей.

14. Креативность и творчество. – Одно из центральных понятий Маслоу.

15. Сопротивление окультуриванию. Если видят, что во влиянии извне есть разрушение их норм, они начинают оказывать сопротивление.

1. Структура и основные составляющие общения

Три аспекта общения:

1. Перцептивный аспект общения. Общение основано на первых этапах общения – это всегда процесс взаимного восприятия людей друг друга.

2. Коммуникативный – связано с тем, что общение – это практически всегда передача информации, не обязательно вербальной.

3. Интерактивный аспект общения. Его выделение обусловлено тем, что общение – это не только обмен информацией, но и обмен действиями.

1. Перцептивный аспект общения. Связано с ошибками первого восприятия. Мы привыкаем к тому, что есть в нашей жизни – общение, без которого невозможно существования. Зачастую мы общаемся так непроизвольно, как дышим, не думая о том, насколько общение важно. Оказывается, люди привыкают общаться, что не замечают этого. Начинаем понимать, что есть закономерности в общения, которые человек нарушает, сталкиваясь с непониманием.

Если ситуация нейтральная, то зачастую мы правильно оцениваем человека с первого взгляда, бегло. Но если нам необходимо в будущем общаться с человеком, мы часто делаем ошибки первого восприятия:

Ошибки первого восприятия:

1. Мы находимся под влиянием фактора превосходства

2. Действует фактор привлекательности

3. Фактор отношения к нам.

Самоактуализация

См. также: Самореализация и Самопознание

Самоактуализа́ция (от лат. actualis — действительный, настоящий; самовыражение) — стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.

В некоторых направлениях современной западной психологии самоактуализация выдвигается на роль главного мотивационного фактора в противовес бихевиоризму и фрейдизму, считающим, что поведением личности движут биологические силы, а его смысл заключается в разрядке создаваемого ими напряжения и приспособлении к среде. Подлинная самоактуализация предполагает наличие благоприятных социально-исторических условий.

В психологии и педагогике гуманистического направления утверждается, что только с помощью самоактуализации человеку возможно реализовать себя, обрести смысл своего существования, стать тем, кем он способен стать, «а не тем, кем ему навязывают быть окружающие».

По мнению А. Маслоу, самоактуализация — это стремление стать всем тем, что возможно; желание в самосовершенствовании, саморазвитии, в воплощении в жизнь своего потенциала. Такой маршрут нелегок, его сопровождает чувство страха и тревоги в связи с неизвестностью и ответственностью, но он ведет к насыщенной, наполненной, внутренне богатой жизни. По мнению К. Роджерса, самоактуализация — это та великая движимая сила, которая заставляет человека постоянно развиваться, начиная с самого рождения до смерти, включая его творческие порывы. Самоактуализирующийся человек — «полностью функционирующая личность»; его черты очень схожи с чертами ребёнка: он так же самостоятельно изучает и оценивает мир, беря пример со взрослых.

Д. А. Леонтьев, являясь представителем гуманистического направления отечественной психологии, говорит: «Самоактуализация — процесс развертывания и созревания изначально заложенных в организме и личности задатков, потенций, возможностей». Также он цитирует А. Маслоу, отмечая: «Разные авторы называют ее по-разному: самоактуализация, самореализация, интеграция, психическое здоровье, индивидуализация, автономия, креативность, продуктивность, — но все они согласны в том, что все это синонимы реализации потенций индивида, становление человека в полном смысле этого слова, становление тем, чем он может стать».

Понятие «самоактуализация» имеет два основных значения. Первое: его можно применить в рамках мотивации, то есть как мотив для наибольшей реализации личностных возможностей. Второе: это финальный период становления личности (согласно теории личности А. Маслоу). После закрытия всех основных потребностей (физиологических, потребности в безопасности, социальных) человек может подойти к самым высоким уровням осознания, где он понимает проблемы и задачи окружающего мира и не борется с ними. Индивиды, достигшие уровня самоактуализации, испытывают полное принятие себя со своими недостатками и затруднениями и тянутся к творчеству на протяжении всего периода жизни.

> См. также

  • Потребности
  • Гуманистическая психология
  • Гуманистическая педагогика
  • Счастье

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *