Кто такой бехтерев

Кто такой бехтерев

реферат  Деятельность Владимира Михайловича Бехтерева

Нажав на кнопку «Скачать архив», вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.
Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку «Скачать архив»

Рубрика Медицина
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 15.12.2014
Размер файла 26,3 K

Подобные документы

  • Эпидемиология и патогенез анкилозирующего спондилоартрита. Классификация стадий болезни Бехтерева: центральная (кифозный и ригидный тип), ризомелическая, периферическая и «скандинавская». Способы лечения: снятие болевого синдрома и снижение воспаления.
    презентация , добавлен 28.12.2014

  • Описание анкилозирующего спондилоартрита как хронического заболевания с поражением опорно-двигательного аппарата человека. Центральная, периферическая и скандинавская формы Болезни Бехтерева. Изменения позвоночника при заболевании и общие методы лечения.
    презентация , добавлен 01.02.2016

  • Распространенность анкилозирующего спондилоартрита в России. Этиология, патогенез болезни Бехтерева. Ее формы, стадии развития, клинические симптомы, отличие от дегенеративных заболеваний позвоночника. Диагностика и методы лечения анкилоза суставов.
    презентация , добавлен 23.05.2015

  • Болезнь Бехтерева как хроническое системное воспалительное анкилозирующее заболевание суставов осевого скелета. Эпидемиология и этиология заболевания. Теория молекулярной мимикрии. Патоморфологические проявления болезни. Клиника ранней и поздней стадии.
    презентация , добавлен 27.05.2014

  • Анкилозирующий спондилоартрит (болезнь Бехтерева), периферическая форма, двухсторонний сакроилеит IV ст. по Дейлу, прогрессирующие течение. Туберкулёз позвоночника и особенности болевого синдрома в спине. Дифференциальный диагноз. Лечение и рекомендации.
    история болезни , добавлен 16.03.2009

  • Принципы амбулаторно-поликлинической, скорой и неотложной, терапевтической, хирургической и травматологической, стоматологической, онкологической, противотуберкулезной и наркологической помощи. Организация экспертизы временной нетрудоспособности.
    презентация , добавлен 16.02.2015

  • Краткая классификация боевых повреждений черепа и головного мозга. Клиника и диагностика огнестрельных ранений. Оказание первой медицинской помощи. Эффективные способы гемостаза при ранениях головы. Состав специализированной нейрохирургической группы.
    контрольная работа , добавлен 11.03.2014

  • Краткая биография В.П. Филатова. Учеба в Московском университете. Защита диссертации по офтальмологии. Работа в Одесском научно-исследовательском центре глазных болезней. Разработка метода пересадки роговицы. Создание учения о биогенных стимуляторах.
    презентация , добавлен 19.06.2017

  • Фазы возбуждения и торможения. Умеренная тахикардия и артериальная гипертензия. Патологические рефлексы и эпилептиформные припадки. Алгоритмы оказания неотложной наркологической помощи. Нарушения психической сферы. Неврологические нарушения.
    лекция , добавлен 04.04.2007

  • Особенности оказания медицинской помощи сельскому населению. Проблемы и перспективы ее развития. Характеристика медико-санитарной сети сельского здравоохранения. Принципы организации работы лечебно-профилактических учреждений и распределения койко-мест.
    презентация , добавлен 24.10.2014

реферат на тему «Деятельность Владимира Михайловича Бехтерева» — посмотреть текст

  • главная
  • рубрики
  • по алфавиту
  • вернуться в начало страницы
  • вернуться к подобным работам

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНСТИТУТА ПО ИЗУЧЕНИЮ МОЗГА И ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Следующий этап реализации комплексного подхода в школе В. М. Бехтерева приходится на первое десятилетие Советской власти. Октябрьская революция дала новый мощный импульс общественной и деловой активности В.М.Бехтерева. В.М.Бехтерев с энтузиазмом встретил Октябрьскую революцию и со свойственной ему кипучей энергией включился в обновление общества и страны, будучи убежден в том, что «…на переломе истории нельзя стоять на перепутье и ждать, нужна воля к действию, к строительству и созидательной работе» (Бехтерев 1919: 50). В.М.Бехтерев и некоторые другие деятели науки искренне поверили в революцию и изъявили желание сотрудничать с большевиками в деле создания небывалого, лучшего, как мечталось, общества. Он много сделал для становления советской науки как в теоретическом, исследовательском, так и в организационном отношении. Его научно-организационная деятельность по созданию новых лабораторий и институтов в области человекознания сочеталась с интенсивной теоретической работой над основами рефлексологии.

Любому делу, которое затевал Бехтерев, он придавал большой смысл и государственный масштаб. О нем писали: «Этот универсализм, этот колоссальный размах и необъятная ширина подхода, вместе с изумительной чуткостью к запросам современности и большими организационными и общественными задатками, являются наиболее характерными особенностями деятельности Владимира Михайловича» (Памяти Владимира Михайловича Бехтерева

1929: 11). Это так, и научная биография ученого свидетельствует о невероятной плодотворности его жизненного пути. Вдумайтесь, после окончания Военно-медицинской академии, за 46 лет работы В. М. Бехтерев написал более 700 статей и книг (в том числе выдающийся, гигантский труд «Проводящие пути головного и спинного мозга»), создал стройную теорию объективной психологии, организовал 32 научных, научно-практических и учебных заведения, основал 10 научных и научно-популярных журналов (Владимир Михайлович 1926: 420). Он выступил с несметным количеством научных докладов и популярных лекций, лично лечил больных (оперировал тоже), занимался воспитанием беспризорников, увлекался гипнозом, вместе с известным артистом Л. Дуровым применял внушение к животным, писал стихи и драмы1. Уже в пожилом возрасте женился во второй раз. В 1922 г. с научными целями поднимался на воздушном шаре. Бехтерева называли богатырем русской науки. Думая о нем, начинаешь верить, что в принципе человек за свою сравнительно короткую жизнь может все успеть, все испытать и сполна насладиться жизнью.

Бехтерев был молод в свои шестьдесят и семьдесят лет, полон сил и замыслов. К тому периоду относятся яркие и точные портреты и характеристики, данные ему сотрудниками и учениками. «Человек несколько ниже среднего роста, крепкого сложения, несколько склонный к полноте; длинные обильные седоватые волосы головы и борода обрамляли резкие черты лица; остро смотрящие глаза, живая игра мимики, почти всегда бодрое настроение придавали его внешности вид импонирующий своим высоким интеллектом. Ум трезвый, реальный, чуткий и восприимчивый к действительности. Он обладал редким даром наблюдательности и критическим темпераментом. Эта наблюдательность в первую очередь сказывалась в его научной деятельности; обнаруживая одаренность в различных направлениях, интересовался многими вопросами, охотно дискутировал на разные научные темы.

Одно из наиболее ценных его достоинств — это умение быстро ориентироваться в самых различных вопросах, схватывать самое существенное, делать широкие и ценные обобщения. Однако он обнаруживал большой интерес не только в отношении науки, но и к социальным и политическим вопросам.

Он проявлял большую инициативу, активность, предприимчи-

1Сохранилась рукопись его пьесы «Назаре революции» (Баталов 1969).

вость. Его активность и энергия были примерны, и он стяжал себе много успеха и почестей; он был всегда молод, горел юношеским пылом и верил в будущее. Он был логическим мыслителем и выражался точно и логически, говорил деловито и ясно, не обнаруживая собственно ораторского таланта. Обладал он прекрасной памятью. Музыке и художеству он был чужд, писал, однако, стихи и обладал литературным дарованием» (Пинес 1934: 49).

«В его манере излагать нет цветистости, претенциозности блестящего оратора… Необыкновенно мягкий, внимательный и обаятельный, Бехтерев никогда не дает чувствовать своего неизмеримого превосходства» (Можайский, 1925). «Необычайно трудоспособный, энергичный, инициативный, страстно любивший науку и посвятивший ей всю свою жизнь, Владимир Михайлович заражал этими качествами окружающих, являясь для них живым примером. Он для каждого, кто к нему обращался, умел найти тему для научной работы и умел заставить работать… В течение всей своей жизни В. М. Бехтерев был искателем нового в науке. «Жадность» к науке была характерной чертой его личности. Крупнейший научно-общественный деятель и большой патриот, он был неразрывно связан с жизнью и интересами своей страны, своего народа» (Осипов 1947: 17, 90).

В научной литературе особо отмечено, что В. М. Бехтерев был одним из тех, кто искал союза с марксизмом. Как вспоминает участник теоретических дискуссий двадцатых годов А. А. Смирнов, «важную положительную роль в становлении молодой марксистской психологии… играли выступления В.М.Бехтерева» (Смирнов 1978: 25). По оценке Б. Г. Ананьева, в период перестройки психологической и других наук на основах марксизма «у сторонников революции и материализма… не было другого революционного оружия в борьбе против остатков идеалистической субъективной психологии, кроме рефлексологии Бехтерева, возникшей именно в этой борьбе еще в дореволюционные годы» (Ананьев 1959: 182).

После революции в науке в целом и в психологии в частности происходили бурные процессы обновления. Подводя итоги первого советского десятилетия в психологии, К. Н. Корнилов писал: «Психология за эти истекшие десять, вернее, даже пять лет пережила колоссальнейшее идеологическое движение. Такого обилия выброшенных на общественный рынок идей, часто противоречивых, может быть, и ошибочных, даже ненужных, мы не наблюдали никогда еще в истории русской психологии» (Корнилов 1927: 215).

Процесс идеологической перестройки науки длился несколько лет, пройдя этапы борьбы с идеализмом (1917-1924) и так называемым механизмом (1925-1931). Этот период совпал с грандиозными переменами в стране и событиями гражданской войны, НЭПа, начала индустриализации и коллективизации. Кампания по «марк-сизации» науки была направлена на унификацию ее идейных оснований путем насильственного устранения разнообразия научных течений. Марксизм-ленинизм внедряли в научную среду административными, вплоть до репрессивных, средствами. В 1922-1923 гг. по указанию Ленина большая группа русских ученых, интеллигентов, явно не готовых «перековаться» в марксистов, была выслана из страны, в том числе некоторые бывшие преподаватели Психоневрологического института Н.О.Лосский, П.А.Сорокин, С.Л.Франк. Об этом событии есть исторические исследования и публикации, например (Макаров, Христофоров 2003).

В то же время В. М. Бехтерев пытался соотнести свою рефлексологическую теорию с философией марксизма и находил определенную их общность и даже родственность (Бехтерев 1925; Бехтерев, Дубровский 1926). Он выступал с полезными практическими инициативами по организации просвещения народа, борьбы с беспризорностью детей, профотбора, обучения работников и т.д. В.М.Бехтерев был признан руководством страны и получал поддержку в своих начинаниях. На Всесоюзном съезде по психоневрологии в 1924 г. прозвучали высокие оценки рефлексологии: «Революционной советской современности с научной рефлексологией, в общем и целом, —по пути» (Новое в рефлексологии 1925: VII). Но уже в середине двадцатых годов Бехтерев попал под огонь критики как «механист», а после его смерти рефлексология была отброшена как «ложное и вредное учение», «враждебное марксизму».

Но это позже, а в мае 1918 г. В. М. Бехтерев обратился к советскому правительству с проектом Института по изучению мозга и психической деятельности и нашел понимание и поддержку2. Положительное заключение относительно целесообразности открытия нового института дали видные русские ученые, в том числе Г. И. Челпанов. В его письме сказано: «…учреждение подобного Института в России весьма желательно, так как Институт может иметь огромное научное и практическое педагогическое значение.

2 Проект создания Института мозга в системе Психоневрологического института возник еще в 1916 г., был передан царскому правительству, но до его реализации дело тогда не дошло.

Можно быть уверенным, что в руках такого всемирно известного исследователя, как академик Бехтерев, деятельность Института будет вполне успешна» (Письмо-ответ Г. И. Челпанова от 5 июня 1918 г. в научный отдел Народного Комиссариата по просвещению.— Центральный государственный архив СПб. Ф. 2555. Оп. 1. №48).

Постановлением Государственной Комиссии по Просвещению от 17 мая 1918 г. Институт был признан государственным учреждением. Ему предоставили бывший дворец Великого князя Николая Николаевича Романова, на Петровской набережной, д. 2. В настоящее время в этом великолепном обновленном дворце размещается Аппарат Представителя Президента России в Северо-Западном округе3.

В Пояснительной записке В. М. Бехтерева, направленной в Государственную комиссию по Просвещению, Институт мозга характеризуется как новый этап развития Психоневрологического института. Создание нового учреждения должно было, по мысли Бехтерева, служить активизации и концентрации исследований мозга и психики, что имело бы большое значение для педагогической, медицинской и юридической практики. Как и Психоневрологический институт, Институт по изучению мозга и психической деятельности имел целью «всестороннее изучение психики вообще, в частности разнообразных проявлений психической деятельности человека, его психического развития и патологических уклонений в психической деятельности, а также разработку весьма важных в общественном смысле вопросов научно-практического характера, стоящих в тесной связи с общественной психологией, педагогической психологией, профессиональной психологией, умственной гигиеной, криминальной антропологией, вопросами о гипнозе и внушении, о вырождении и, наконец, лечении душевных и нервных болезней» (курсив мой. — Н.Л.) (Материалы Института по изучению мозга и психической деятельности, которые были представлены Гос. комиссии по Просвещению 10 июня 1918 г. — Там же). Как

3В июне 1984 г. мне удалось побеседовать со старой сотрудницей Института мозга Л. Ю. Богомаз. Она вспоминала об институте и его сотрудниках, в частности о том, что Музей мозга (Пантеон) находился в бывшей столовой Великого князя, а танц-зал превратился в конференц-зал, рядом с музеем нервной системы находился кабинет Бехтерева. В примыкающем к дворцу жилом здании жили некоторые сотрудники и аспиранты Института мозга. В наши дни дворец перестроен и переоборудован. И вряд ли в нем можно найти следы бехтеревского института.

видно из приведенного фрагмента, новый институт замышлялся в виде комплексного учреждения с явным преобладанием психологических направлений исследований в его программе

В первом, временном, Уставе Института мозга и психической деятельности (действовал до 1922 г.) говорилось, что он является государственным ученым и высшим научно-практическим учреждением, состоящим в ведении Народного комиссариата просвещения. Новый институт стал ядром научного и научно-практического отделов Психоневрологического института, а затем вошел в состав Психоневрологической академии4. Он подхватил эстафету комплексных исследований, начатых Бехтеревым до революции.

Как указывал сам В. М. Бехтерев, «основной задачей Института является 1) всестороннее изучение личности, ее развития и деятельности как в форме нормальных, так и в форме патологических проявлений; 2) выяснение и разработка способов а) воспитания, б) организации труда и в) охраны личности трудящихся в целях достижения ценных в культурном и общественном отношении результатов; 3) распространение соответствующих знаний» (курсив мой. — Я. Л.) (Бехтерев 1921а: 442).

Как и в Психоневрологическом институте, принцип комплексности в Институте мозга воплотился прежде всего в его структуре. Однако здесь степень связи между структурными единицами была выше, поскольку они буквально находились под одной крышей, и сотрудничество специалистов из разных отделов специально было организовано. По плану 1918 г. в институте предусматривались три научно-исследовательских отдела — 1) мозга, 2) рефлексологии и экспериментальной психологии, 3) прикладной рефлексологии и психологии. Были также организованы научно-практические отделы труда и воспитания.

По проекту Бехтерева отдел мозга должен был включать подотделы анатомии, физиологии и биохимии мозга. В отделе рефлексологии предусматривались подотделы рефлексологии, экспериментальной психологии, индивидуальной рефлексологии и психологии,

4В состав Академии входили Патолого-рефлексологический институт, Детский обследовательский институт им. А. С. Грибоедова (заметим, это не писатель, а дефектолог), Отофонетический институт, Институт социального воспитания, Вспомогательно-клинический институт им. акад. В. М. Бехтерева (позднее Психоневрологическая школа-санаторий для беспризорных), Институт глухонемых, Центральная вспомогательная школа, Педологическими институт (позднее Педологическое отделение Института мозга) и другие (Осипов 1947 и др. источники).

коллективной рефлексологии и психологии, сравнительной психологии народов, зоорефлексологии. Наконец, в прикладном отделе планировались подотделы педагогической рефлексологии и психологии с учением об одаренности, подотделы патологической рефлексологии и психологии с вопросами воспитания умственно и нравственно дефективных детей, школьной, умственной и нервной гигиены, профессиональной рефлексологии и психологии, а также гипноза и внушения. Планировались лаборатории анатомии, физиологии и биохимии, а также ряд лабораторий по рефлексологии — общей, экспериментальной и прикладной. По первоначальному, самому крупномасштабному, плану Бехтерева в институте предполагалось создать музеи при всех отделах, амбулаторию для лечения гипнозом, лабораторию профессиональной психологии и библиотеку (Институт 1919).

Организаторской фантазии Бехтерева не было предела. В отчете института за 1919 г. (Там же 1919) говорилось, что Отдел воспитания приступил к организации во дворце Сакен-Альтенбургских на Каменном острове Художественного детского дома, где будут размещены Музей психологии детского творчества, Детская опера и Детские концерты, Художественные детские чтения, другие отделы, в которых будут представлены как произведения творчества детей, так и взрослых для детей (игрушки, детская литература и прочее).

Таким образом, предполагалось развернуть научно-практическую работу по эстетическому воспитанию. В бурные, революционные годы в России подобных начинаний было много, как никогда.

Планы Бехтерева соответствовали духу времени и характеру ученого. Далеко не все из первоначального замысла удалось осуществить в полном объеме. Замысел требовал больших ресурсов, которых науке всегда не хватало и не хватает. Структура и деятельность института менялись неоднократно, и по внешним идеологическим, политическим причинам и по логике развития, по мере становления других научных учреждений в стране, взявших на себя часть задач, которые первоначально предписывались Институту мозга.

Несмотря на разруху, голод, холод, нехватку оборудования и всех прочих ресурсов, малочисленность кадрового состава (в первый год его существования в нем работали всего семнадцать научных сотрудников, включая В.М.Бехтерева), Институт с первых дней развернул исследовательскую работу. Большинство его под-

разделений занималось психологическими проблемами, причем их круг был довольно широк: с одной стороны, он замыкался зооре-флексологией, а с другой — психологией народов. Институт должен был изучать не только строение и физиологию мозга, но и поведение в различных социальных условиях.

В. М. Бехтерев придавал принципиальное значение генетическому подходу как в плане изучения индивидуального развития человека, так и в плане филогенеза (отсюда неизменное участие зоопсихологии в комплексном исследовании). По отчетам института можно понять, что в его Педологическом, «Младенческом» отделе продолжались исследования, аналогичные тем, что были в Педологическом институте в 1910-х годах. В 1925 г. проводились наблюдения за восемью воспитанниками в возрасте до одного года. Раз в неделю они подвергались непрерывному круглосуточному наблюдению с регистрацией всех видимых реакций через каждые десять секунд. Эти записи сравнивались с протоколами аналогичного наблюдения за поведением детенышей животных. Таким образом, был предвосхищен метод сравнительного изучения человека и животного, который впоследствии был применен в 1930-х годах крупным зоопсихологом Н. Н. Ладыгиной-Коте, а в послевоенные годы Н. А. Тих.

Характер и объем реакций детей в обычных условиях их жизни сопоставлялся с данными гистологии коры головного мозга, антропометрии, биохимии крови, т. е. с объективными показателями функционирования и структуры мозга и организма (Отчет о деятельности Государственного рефлексологического Института по изучению мозга за 1924/25 год. — Центральный государственный архив СПб. Ф.2555. Оп. 1. №782). В отчетных документах не раз отмечалось, что именно в Педологическом отделе развита коллективная работа, где она стала «почти единственно возможной формой исследования в силу сложности изучаемых объектов и применяемых методов исследования» (Отчет Института мозга за 1923-24 гг. — Государственный исторический архив СПб. Ф.2265. Оп. 1. №973).

Мы специально отмечаем моменты коллективности, потому что они обязательны для комплексных исследований, являются их организационными атрибутами. В начале 1920-х годов объединение сотрудников нескольких лабораторий имело место в деятельности прикладных отделов труда и воспитания. Еще в сентябре 1918 г. в институте была организована Комиссия по обсле-

дованию труда, состоявшая из представителей отделов рефлексологии, экспериментальной психологии, коллективной рефлексологии, педагогической психологии, нервной, умственной гигиены, биохимии (Кашкадамов В. П. Итоги 5-летней деятельности Института по изучению мозга и психической деятельности. — Архив РАН (СПб.). Ф.805. Оп. 1. №90/1923/; Институт 1919). В том же 1918 г. начала действовать институтская лаборатория по обследованию труда на Точном машиностроительном заводе (где работали Н. М. Добротворский, А. О. Петров, Г. Е. Шумков).

Шла гражданская война, а неугомонный В.М.Бехтерев ходатайствовал перед правительством о создании Института труда. Из-за недостатка средств и сил этот замысел Бехтерева тогда не был воплощен в жизнь. Вместо Института труда в Институте мозга был, как уже говорилось, отдел труда, а в 1927 г. выделилось профессиональное консультационное бюро с целью изучения профессий и рынка труда, экспертизы профессиональной пригодности, формирования профессиональной направленности подростков и т. д. О масштабах деятельности бюро свидетельствует тот факт, что уже в первый год его существования было обследовано 5563 человека (Кларк, Кушинников, Билибин 1928)5.

Какие исследования выполнялись в самые первые годы существования Института мозга? Какие достигнуты результаты? Каким образом осуществлялся принцип комплексного подхода в че-ловекознании? Судя по отчетам, тематика их была весьма разнообразной. Результаты первого периода жизни Института отражены не только в отчетах, но и в многочисленных публикациях^, в журналах «Вопросы изучения и воспитания личности», «Вестник знания», «Новое в рефлексологии и физиологии нервной системы» и других. В отчете за период с июля 1919 по январь 1921 г. ука-

5 В кратком отчете о первом годе работы бюро сообщаются интересные подробности его деятельности. Психотехники использовали тесты на общее умственное развитие, двигательную сферу, чувствительность анализаторов, изучали житейскую осведомленность тогдашних подростков и убедились в ее низком уровне. Например, измерения показали умственный коэффициент комсомольских работников: у областных комитетчиков — 8,6; окружных—6,2; рай-комовских — 5,9; сельских — 3,2. Были обнаружены факты несоответствия зачисленных в вузы уровню обучения в них, в связи с чем А. Ф. Кларк высказал мысль о необходимости не только классового, но и интеллектуального отбора в советские вузы и вообще необходимости психологической службы («академической профконсультации») для студентов (Кларк, Кушинников, Билибин 1928; Кларк 1929).

зываются следующие направления и виды научной работы: исследование химического состава мозга умерших от голода, сыпного тифа; экспериментальное изучение влияния на нервную систему факторов вырождения (алкоголизм; наркотики, никотин; инфекции); изучение навыков у животных разных биологических классов и видов — от земноводных до млекопитающих; условия работы и работоспособность радиотелеграфистов; изучение трудновоспитуемых детей, характера дошкольников; изучение влияния ритмики на состояние общей и индивидуальной психологии ребенка, изучение детской одаренности и интересов, физической и социально-психологической деформации личности под влиянием профессии. В Институте мозга впервые занялись проблемой эффективности совместной деятельности, проводили опыты по умственной работоспособности дошкольников в условиях индивидуальной и коллективной работы (Отчет 1921).

В планах и отчетах 1925-1926 гг. фигурируют такие темы, как «Влияние промежутков времени между применяемыми сочетательными раздражителями на прочность сочетательного рефлекса», «О неугасимых сочетательных рефлексах», «О влиянии личности на коллектив и коллектива на личность»; изучение конституции детей, «Некоторые отличительные особенности в развитии нервной деятельности младенцев по сравнению с животными», разработка методики исследования общей одаренности (Рефлексологический институт по изучению мозга. 12/Х-26-12/12-22. — Центральный государственный архив СПб. Ф. 2555. Оп. 1. №1089). Как видно из документов и публикаций, в начальный период становления института исследования велись широко и еще не были скоординированы между собой. Консолидации коллектива и координации исследований Института мозга способствовала специальная Ученая конференция, организованная В. М. Бехтеревым. «В целях объединения деятельности и обсуждения научных задач этих учреждений (т. е. группировавшихся вокруг Института мозга. — Н.Л.), а также для обсуждения результатов научных исследований, проводившихся в Институте, и других научных докладов, при Институте учреждена Ученая конференция, в состав которой входят как все научные собрания самого Института, так и представители объединенных с Институтом учреждений» (Материалы Института по изучению мозга и психической деятельности, которые были представлены Гос. комиссии по Просвещению 10 июня 1918 г. — Центральный государственный архив СПб. Ф. 2555. Оп. 1. №48). С июля 1919 по январь

1921 г. было проведено 45 заседаний совместно с Обществом психологии, рефлексологии, неврологии и педологии, где, в частности, были заслушаны научные доклады В.М.Бехтерева «Общие основы рефлексологии труда», «О бессловесном внушении животным», Г. Е. Шумкова «Естественный эксперимент в изучении эмоций в военно-боевой обстановке», П. А. Сорокина «Предмет рефлексологии социальных групп, ее методика и задачи», В. П. Кашкадамова «Опыт полного исследования личности» и др. (Отчет 1921). За первые пять лет существования института на Ученых конференциях было сделано 240 докладов по всем направлениям исследований (Кашкадамов В. П. Итоги 5-летней деятельности Института по изучению мозга и психической деятельности. — Архив РАН (СПб.). Ф. 805. Оп. 1. №90/1923/). Можно думать, что участие сотрудников различных отделов в этих заседаниях формировало не только их организационное единство, но и междисциплинарное мышление, а также межпредметные связи в исследованиях.

Как и ранее в Психоневрологическом институте, в Институте мозга всю работу коллектива координировал и направлял его директор В. М. Бехтерев. Он непосредственно руководил несколькими отделами, участвовал в исследованиях разных лабораторий, делал доклады на Ученой конференции, вел практическую лечебную и педагогическую работу. На все он находил время, всему уделял личное внимание. Например, еженедельно проводил этико-биогра-фические беседы о жизни замечательных людей с воспитанниками Вспомогательного клинического института, проповедуя культуру «социального героизма», идеал благородной героической личности (Бехтерев 1926а). Он же устраивал лечебные сеансы гипноза, на которые приходили страждущие алкоголики, сеансы проводились прямо на газоне возле здания Института.

С первых лет своего существования Институт мозга был очагом человекознания и центром практической работы с людьми. В практическом плане работала Комиссия по обследованию труда. Многое было сделано для народного образования и борьбы с беспризорностью детей. При институте была создана Постоянная Комиссия по сексуальному воспитанию, Комиссия по изучению личности выдающихся современников. Сразу же после открытия института в 1918 г. его сотрудники стали читать циклы научно-популярных лекций: А.В.Гервер «Современные виды неврастении», Н. А. Белов «Живой организм с точки зрения мирового равновесия», А. С. Звоницкая «Курс социологии с различных точек зрения»

(Институт 1919). В первом полугодии 1919 г. были организованы курсы для учителей.

В институте была создана Комиссия по изучению личности выдающихся современников. В связи с этим Бехтерев предложил устроить так называемый Пантеон СССР со специальным музеем — выставкой мозга выдающихся людей (Письмо В. М. Бехтерева Председателю ВЦИК М. И. Калинину. — Архив РАН (СПб.). Ф.805. Он. 1-1927. №6. Л. 10. 1927). В двадцатые-тридцатые годы в Пантеоне мозга хранились и изучались мозг химика Д.И.Менделеева, востоковеда В. В. Бартольда, юриста А. Ф. Кони, биолога В.М. Шимкевича, самого В.М.Бехтерева, его брата юриста Н. М. Бехтерева и других. В институте мозга была коллекция портретов видных психиатров и психологов, Музей сравнительной анатомии центральной нервной системы, преобразованный позже в Музей эволюции нервной системы и сравнительной психологии, функционировала большая научная библиотека.

В начале тридцатых годов Институт мозга издавал два журнала—»Вопросы изучения и воспитания личности» и «Обозрение психиатрии, неврологии и рефлексологии им. В. М. Бехтерева». Кроме того, издавались сборники «Новое в рефлексологии и физиологии нервной системы», «Новое в дефектологии», «Новое в генетической рефлексологии и невропатологии младенчества», «Вопросы профконультации и профотбора», «Методологические проблемы рефлексологии».

Институт мозга и психической деятельности в первый период существования завоевал авторитет не только в СССР, но и в мире. Были установлены связи с родственными учреждениями Германии, Франции, США и других стран, а именно с Цюрихским, Берлинским, Амстердамским, Венским институтами мозга, родственными кафедрами и лабораториями в Бреславле, Франкфурте, Лейпциге, Киле, Париже, Нью-Йорке. Посетивший Институт мозга итальянский профессор Мингацинни оставил такой отзыв о нем: «Поскольку я знаком с научным миром Европы, я никогда не видел столь грандиозного Института, который бы так успешно соединял античный синтез и современный анализ» (Отчет о деятельности Государственного рефлексологического Института по изучению мозга за 1924/25 год. — Центральный государственный архив СПб. Ф.2555. Оп. 1. №782).

В феврале 1927 г. В. М. Бехтереву исполнилось 70 лет, а в октябре того же года было присвоено звание Заслуженного деятеля на-

уки РСФСР. Этот юбилей был отмечен научной общественностью. Бехтерев был избран Почетным членом Итальянской Академии наук. И вдруг в декабре 1927 г. Бехтерева не стало. Смерть настигла ученого в расцвете творческих сил, полным энергии и новых планов. В его кончину невозможно было поверить. По воле покойного его тело кремировали, урну с прахом доставили из Москвы, где скончался Бехетерев, в Ленинград и установили в музее Института мозга. Мозг, согласно завещанию, передали в Пантеон мозга как экспонат и объект изучения. Бехтерев как истинный ученый был предан науке целиком, без остатка, в переносном и прямом смысле слова.

На траурном митинге в Москве выступал председатель Всесоюзного центрального исполнительного комитета (ВЦИК) М. И. Калинин. От имени руководства СССР он отдал Бехтереву последние почести и сказал, что покойный академик соединял науку со строительством социализма (Известия. 27 декабря 1927 г.).

Эта высокая официальная оценка, однако, не соответствует таинственным обстоятельствам скоропостижной смерти Владимира Михайловича, причиной которой, как думают, явилось преднамеренное отравление, осуществленное сотрудниками ОГПУ по приказу Сталина. Будто бы Бехтерев был приглашен на врачебную консультацию к Сталину. Выйдя от пациента, он произнес вслух нелицеприятный и политически фатальный диагноз — паранойя, и тем самым подписал себе смертный приговор. Об этом поговаривали, но достоверно никто ничего не знал и не знает. Эта история весьма правдоподобна. Остается горько сожалеть, что Владимир Михайлович Бехтерев, богатырь русской науки, ушел из жизни, не завершив своих грандиозных проектов по комплексному изучению человека6.

Бехтерев Владимир Михайлович

(1857-1927) русский психиатр и невропатолог

Владимир Михайлович Бехтерев родился в небольшом удмуртском селе Сорали Елабужского уезда Вятской губернии. Его отец, Михаил Бехтерев, был становым приставом, мать, Надежда Львовна, происходила из купеческой семьи.

Владимир был третьим и самым младшим ребенком в семье. Первые годы его жизни прошли в постоянных переездах. Отца с повышением перевели в Глазов, где семья поселилась в собственном доме. Вскоре старший Бехтерев получил новое повышение по службе и стал начальником отделения по надзору за политическими ссыльными. С одним из них, польским журналистом К. Тхижевским, Владимир занимался иностранными языками, готовясь к поступлению в гимназию. В 1864 г. он вместе с матерью приехал в Вятку, где успешно выдержал экзамены и был принят сразу во второй класс гимназии. Но успех был омрачен неожиданным заключением врачей, обнаруживших у его отца чахотку. Бехтеревым пришлось вновь переехать, на сей раз в Вятку, где отец купил дом, и семья начала обустраиваться на новом месте. Вскоре отец Владимира умер, но мать сумела добиться, чтобы ее детей учили в гимназии «за казенный счет».

Владимир становится в гимназии одним из лучших учеников, он досрочно проходит программу обучения и получает аттестат зрелости, когда ему еще не исполнилось 17 лет. Летом 1872 года он приехал в Петербург и стал студентом Медико-хирургической академии. По итогам вступительных экзаменов он получил право на бесплатное обучение с единственным условием: закончив учебу, он должен был стать военным врачом.

Свою будущую профессию Владимир Бехтерев избрал случайно. На втором курсе от перегрузки у него случилось нервное расстройство, и он оказался в академической клинике, которой руководил один из крупнейших русских врачей-психиатров Иван Михайлович Балинский. После выздоровления Бехтерев начинает посещать студенческий семинар Балинского.

Вместе с Владимиром Бехтеревым в Академии учился будущий физиолог Иван Петрович Павлов. После окончания учебного заведения их дружба не прерывалась до самой смерти Бехтерева, хотя отношения между ними скорее напоминали соперничество.

В 1877 году началась русско-турецкая война, и, несмотря на то что студенты старших курсов не подлежали призыву, Бехтерев добился разрешения отправиться на фронт. Он работал врачом в составе медицинского отряда, организованного на средства предпринимателей братьев Рыжовых, участвовал во всех крупных сражениях. На следующий день после взятия Плевны, Владимир Бехтерев заболел малярией, и после пребывания в эвакогоспитале его отправили на лечение в Петербург.

Выйдя из больницы, Владимир Бехтерев узнал, что, как участник военных действий, он может продолжить обучение бесплатно и без сокращения срока. Однако он не воспользовался полученной привилегией и досрочно сдал все экзамены вместе с сокурсниками, не прерывавшими учебы. В 1878 г. Бехтерев блестяще защитил дипломную работу, посвященную лечению редких форм туберкулеза. Ученый совет рекомендовал ее к печати и присудил автору именную премию.

Владимир Михайлович Бехтерев не смог воспользоваться правом защитить докторскую диссертацию без предварительной сдачи экзаменов, так как ему нужно было продолжить военную службу. Учитывая научные заслуги молодого врача, руководство Академии смогло договориться о продолжении им службы в качестве стажера в академической клинике душевных и нервных болезней. Бехтерев вошел в число учеников Балинского. Параллельно с работой в клинике он преподавал в Академии.

В 1878 году он женился на своей землячке Н. Базилевской. Вскоре у супругов рождается сын Евгений, а за ним — дочь Ольга. Через неделю после ее рождения, Владимир Бехтерев блестяще защищает диссертацию и получает степень доктора медицины и звание приват-доцента. Его диссертация была посвящена установлению связей между психическими нарушениями и клиническими симптомами. Он сформировал признаки, по которым можно было установить наличие того или иного психического заболевания.

Помимо присуждения докторской степени, Бехтереву предоставили право совершить заграничную командировку. Он отправился в Германию, где хотел пройти стажировку у крупнейших немецких неврологов Вестфаля и Менделя. Приехав в Берлин, Владимир Бехтерев узнал, что немецкое правительство ограничивало сроки пребывания иностранцев в столице шестью неделями. Тогда он переезжает в Лейпциг, где начинает работать в клинике П. Флексига. Под руководством ученого, Бехтерев впервые обращается к исследованию физиологии нервных процессов. Он опубликовал несколько статей в немецких журналах, где заложил основы новой науки, названной нейрофизиологией.

Флексиг высоко оценил работу русского ученого и предложил Бехтереву продолжить стажировку в Париже, у известного ученого Жана Мартена Шарко. Однако, приехав в Париж, Владимир Михайлович Бехтерев получил письмо от министра народного просвещения А. Делянова, который предлагал ученому занять должность профессора и заведующего кафедрой душевных болезней в Казанском университете. К тому времени он входит в круг крупнейших ученых Европы.

Владимир Бехтерев соглашается и пробыв летом 1885 года в Париже всего несколько недель, возвращается в Россию. В Казани он становится во главе одного из крупнейших в стране психоневрологических центров, благодаря выделенным властями средствам открывает лабораторию и клинику. Постепенно Бехтерев создает оборудованную по последнему слову техники нейрофизиологическую лабораторию, в которой разрабатываются уникальные методы лечения психических болезней.

Талантливый ученый изучает строение головного мозга, а свои наблюдения обобщает в книге «Проводящие пути мозга» (1892), которая сразу же была переведена на основные европейские языки. По его инициативе в Казани учреждается кафедра невропатологии, во главе которой становится ученик Бехтерева профессор Л. Даркшевич.

Однако семейная жизнь ученого складывается не так благополучно, как научная карьера. Вскоре поле переезда в Казань от туберкулеза умирает его старший сын. Но через некоторое время у него рождается сын и дочь.

В 1893 г. Владимир Михайлович Бехтерев получает приглашение от начальника петербургской Военно-медицинской академии возглавить кафедру душевных и нервных болезней. Переехав в Петербург, ученый сосредотачивается на изучении физиологии мозга. В руководимой им клинике он организует первое в стране нейрохирургическое отделение. Вокруг ученого собирается коллектив перспективных молодых исследователей, возникает уникальное научное содружество, в котором хирурги работают бок о бок с психиатрами. Впервые в мире Бехтерев демонстрирует случаи хирургического излечения психических заболеваний. Кроме того, он организует при клинике ряд специализированных лабораторий, в которых проводятся исследования по анатомии и физиологии мозга, по экспериментальной психологии. По инициативе ученого организуются специальные лечебные мастерские, в которых работают больные. Он доказал, что трудовая деятельность может стать важнейшим средством для лечения психических расстройств.

В 1895 г. ученый выпускает второе издание книги «Проводящие пути мозга», за которую его выдвигают на премию имени К. Бэра, высшую награду по естественным наукам Российской Академии наук. Бехтерев обращается в Академию с письмом, в котором соглашается принять премию только в том случае, если она будет разделена с И. Павловым, чья работа также была выдвинута. Президиум Академии принимает решение объединить первую и вторую премии и присудить ученым по специальной награде в размере 700 рублей.

Параллельно с признанием в России растет и международная известность Бехтерева. Он становится членом ряда крупнейших научных обществ и европейских академий наук. 15 мая 1899 года ему присуждают звание академика Военно-медицинской академии.

В конце XIX в. руководимая ученым клиника становится крупнейшим как в России, так и в Европе центром по подготовке врачей-невропатологов и психиатров. В ней работают стажеры из разных стран мира и изо всех уголков страны. При клинике выходят несколько научных журналов и ежегодные выпуски научных отчетов.

Трудоспособность Владимира Бехтерева была поистине поразительной. Он ежегодно публиковал около двадцати научных работ, преподавал, совершал ежедневные обходы и еженедельно вел амбулаторный прием. Под его руководством были разработаны уникальные методы диагностики заболеваний головного мозга. Любопытно, что еще в 1907 г. работавший в клинике Бехтерева врач Г. Вихрев построил первый в мире рентгеноскоп — прибор, позволявший получать стереоскопические рентгеновские изображения. Бехтерев оценил открытие и предсказал ему большое будущее, но в то время уровень развития науки не позволял создать полноценный аппарат. Лишь много лет спустя он будет построен в США и назван томографом.

С началом русско-японской войны, Владимир Михайлович Бехтерев направляет своих учеников на Дальний Восток для нейрохирургической помощи раненым.

В 1905 году скоропостижно умирает начальник Военно-медицинской академии, и Ученый совет единогласно голосует за назначение Бехтерева на этот пост. Уже в первые месяцы пребывания на новой должности он принимает решение восстановить в Академии всех студентов, ранее исключенных за участие в революционных действиях. Опасаясь волнений, власти не решились отменить приказ Бехтерева, однако в январе 1906 г. военный министр все же отстранил его от должности, мотивируя свое решение тем, что административная деятельность отвлекает ученого от научных исследований.

Бехтерев с головой уходит в научную работу, выпуская свой фундаментальный труд «Основы учения о функциях мозга». В этой работе он устанавливает соответствие системы условных рефлексов с работой различных отделов мозга, разрабатывает методику комплексной диагностики головного мозга, с помощью которой врачи последующих поколений успешно лечили больных. Работа была выдвинута на премию Бэра, но Бехтерев не получил ее из-за отрицательного отзыва И. Павлова, который не принял концепцию коллеги, считая ее слишком революционной.

Свободное время Владимир Бехтерев обычно проводил на даче в местечке Куоккала. Там он познакомился со знаменитым русским художником Ильей Репиным, который написал портрет ученого.

После завершения войны с Японией Бехтерев смог добиться осуществления своего давнего замысла — организовать Психоневрологический институт. Со временем он стал одновременно учебным и научно-исследовательским учреждением. Бехтерев собрал коллектив, состоявший из крупнейших русских ученых. В институте читали лекции физиолог Николай Введенский, историк Евгений Тарле, химик Д. Цвет, биологи Г. Вагнер и М, Ковалевский.

Когда в 1911 году некоторые преподаватели покинули государственные вузы в знак протеста против политики тогдашнего министра народного просвещения Льва Кассо, многие из них стали работать у Бехтерева. Властям не понравилось подобное развитие событий, и при первой же возможности, которая представилась в 1913 году, когда Владимиру Михайловичу Бехтереву исполнилось 56 лет, ему было предложено подать рапорт об отставке с военной службы, что означало уход из Академии. Одновременно он был вынужден прекратить работу в Женском медицинском институте, его пытались уволить и из Психоневрологического института, но приказ Кассо вызвал единодушный протест всего коллектива, и власти не стали настаивать на выполнении решения.

Бехтерев оставался во главе института вплоть до 1918 года, когда по решению советского правительства учреждение было переименовано в Институт мозга.

Уйдя из академии, ученый выпустил двухтомный труд «Общая диагностика болезней нервной системы», где обобщил свой огромный опыт. Многие годы эта работа была настольной книгой невропатологов и психиатров.

После прихода к власти большевиков, Владимир Бехтерев работал в научных советах при Наркомпросе и Наркомздраве. В институте Бехтерева были открыты курсы по подготовке военных фельдшеров для Красной Армии.

Ученый продолжал печатать научные труды. В 1918 г. он выпускает книгу «Общие основы рефлексологии», в которой применяет наблюдения Павлова к человеку. Вскоре Бехтерев становится президентом Психоневрологической академии.

Весной 1923 года он отправляется в заграничную командировку, причем по дороге останавливается в Москве, где консультирует Владимира Ильича Ленина, у которого незадолго до этого произошел обширный инсульт, вызвавший потерю речи и паралич.

В 1925 году в Москве и Ленинграде отмечали 40-летие научной деятельности Бехтерева. Вскоре после юбилея он теряет жену — она умирает от воспаления легких. Чтобы поддержать его, к Бехтереву переезжает старший брат Николай. Пытаясь заново устроить свою семейную жизнь, знаменитый ученый женится на одной из своих сотрудниц.

В декабре 1927 г. он приехал в Москву, где открывался съезд невропатологов и психиатров. Утром 24 декабря ученого неожиданно вызвали в Кремль для консультации. Лишь много лет спустя стало известно, что в этот день он осматривал Иосифа Сталина и поставил ему безжалостный, но верный диагноз — параноидальная шизофрения. Вечером Владимир Бехтерев приехал на банкет по случаю открытия съезда, а на следующий день внезапно умер от острого кишечного отравления. Хотя врачи настаивали на вскрытии, тело ученого в срочном порядке кремировали и отправили в Ленинград. Урну с прахом установили в созданном еще в 1925 году музее при институте. Лишь много лет спустя она была захоронена на Волковом кладбище.

Дело Владимира Михайловича Бехтерева продолжили его потомки. Дочь его сына Петра — Наталья Петровна Бехтерева — стала врачом-невропатологом и за разработку новых методов лечения она была избрана членом Академии наук СССР.

Бехтерев, Владимир Михайлович

Владимир Михайлович Бехтерев


В. М. Бехтерев среди слушателей Императорской Военно-медицинской академии (1912)

Дата рождения

20 января (1 февраля) 1857

Место рождения

  • Сарали, Елабужский уезд, Вятская губерния, Российская империя

Дата смерти

24 декабря 1927 (70 лет)

Место смерти

  • Москва, СССР

Страна

  • Российская империя
  • РСФСР
  • СССР

Научная сфера

Психиатрия, Неврология

Место работы

ИМХА,
Казанский университет

Альма-матер

Императорская медико-хирургическая академия (1878)

Учёная степень

доктор медицины (1881)

Научный руководитель

Вильгельм Вундт

Известные ученики

Людвиг Пуусепп

Награды и премии

Цитаты в Викицитатнике

Произведения в Викитеке

Владимир Михайлович Бехтерев на Викискладе

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Бехтерев; Бехтерев, Владимир.

Влади́мир Миха́йлович Бе́хтерев (20 января 1857, Сарали (ныне Бехтерево, Елабужский район) — 24 декабря 1927, Москва) — выдающийся русский психиатр, невропатолог, физиолог, психолог, основоположник рефлексологии и патопсихологического направления в России, академик. Тайный советник, генерал-майор медицинской службы царской армии.

В 1907 основал в Санкт-Петербурге психоневрологический институт — первый в мире научный центр по комплексному изучению человека и научной разработке психологии, психиатрии, неврологии и других «человековедческих» дисциплин, организованный как исследовательское и высшее учебное заведение, ныне носящее имя В. М. Бехтерева.

Биография

Владимир Бехтерев родился в семье мелкого государственного служащего в селе Сарали, Елабужского уезда, Вятской губернии 20 января (1 февраля) 1857 года (был крещён 23 января 1857 г.). Являлся представителем древнего вятского рода Бехтеревых. Образование получил в вятской гимназии (1873)

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 30 января 2019 года.

и С.-Петербургской медико-хирургической академии. По окончании курса (1878), Бехтерев посвятил себя изучению душевных и нервных болезней и для этой цели работал при клинике проф. И. П. Мержеевского.

Дом в Вятке, где прошли детские годы Бехтерева

В 1879 году Бехтерев был принят в действительные члены Петербургского общества психиатров. А в 1884 г. был командирован за границу, где занимался у Дюбуа-Реймона (Берлин), Вундта (Лейпциг), Мейнерта (Вена), Шарко (Париж) и др.

По защите докторской диссертации (4 апреля 1881) утверждён приват-доцентом Петербургской медико-хирургической академии, а с 1885 года состоял профессором Казанского университета и заведующим психиатрической клиникой окружной казанской лечебницы. Во время работы в Казанском университете создал психофизиологическую лабораторию и основал Казанское общество невропатологов и психиатров. В 1893 году возглавил кафедру нервных и душевных болезней Медико-хирургической академии. В том же году основал журнал «Неврологический вестник». В 1894 году Владимир Михайлович был назначен членом медицинского совета министерства внутренних дел, а в 1895 году — членом военно-медицинского ученого совета при военном министре и тогда же членом совета дома призрения душевнобольных. С 1897 года преподавал также в Женском медицинском институте.

В. М. Бехтерев на фотографии К. Буллы.

Организовал в Петербурге Общество психоневрологов и Общество нормальной и экспериментальной психологии и научной организации труда. Редактировал журналы «Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии», «Изучение и воспитание личности», «Вопросы изучения труда» и другие.

В ноябре 1900 года двухтомник Бехтерева «Проводящие пути спинного и головного мозга» был выдвинут Российской академией наук на премию имени академика К. М. Бэра. В том же году Владимир Михайлович был избран председателем Русского общества нормальной и патологической психологии.

После завершения работы над семью томами «Основы учения о функциях мозга» особое внимание Бехтерева как ученого стали привлекать проблемы психологии. Исходя из того, что психическая деятельность возникает в результате работы мозга, он считал возможным опираться главным образом на достижения физиологии, и, прежде всего, на учение о сочетательных (условных) рефлексах. В 1907—1910 годах Бехтерев опубликовал три тома книги «Объективная психология». Ученый утверждал, что все психические процессы сопровождаются рефлекторными двигательными и вегетативными реакциями, которые доступны наблюдению и регистрации.

Был членом редакционного комитета многотомного «Traite international de psychologie pathologique» («Интернациональный трактат по патологической психологии») (Париж, 1908—1910), для которого им написаны несколько глав. В 1908 году в Петербурге начинает работу основанный Бехтеревым Психоневрологический институт. В нём были открыты педагогический, юридический и медицинский факультеты. В 1916 году эти факультеты были преобразованы в частный Петроградский университет при Психоневрологическом институте. Сам Бехтерев принимал активное участие в работе института и университета, возглавлял хозяйственный комитет последнего.

После Октябрьской революции Бехтерев ходатайствовал о переводе университета в Мраморный дворец. Профессор Б. Е. Райков, тогдашний проректор университета, писал в своих воспоминаниях:

Бехтерев обратился к нему с просьбой о расширении территории университета и о переводе его с неудобной и грязной окраины в центр города, и говорил попросту: «У вас теперь много освободилось хороших зданий от прежних хозяев, так дайте и нам. Наш университет заслужил это право. Что бы вы могли нам предложить?» Гринберг ещё более смутился, засуетился и сказал, что он это вполне понимает и сочувствует и постарается, чтобы нашему вузу был отведен один из дворцов, надо только подумать, какой. Этот разговор, при котором я присутствовал в качестве представителя администрации Университета, очень окрылил Бехтерева. «Довольно побираться и жить на гроши! — говорил он мне. — Теперь-то мы развернем дело!» Действительно, через некоторое время Бехтереву предложили занять под Университет Мраморный дворец, принадлежавший до революции великому князю Константину Константиновичу Романову, а именно восточный корпус, выходящий на Суворовскую площадь. «Мало,— категорически заявил Бехтерев.— Давайте оба корпуса!»
Через несколько дней наш Хозяйственный комитет во главе с Бехтеревым уже осматривали Мраморный дворец с его бесчисленными роскошно обставленными комнатами. «Вазы, картины и прочее нам не нужны! — говорил Бехтерев, проходя по зданию в генеральском пальто, но без погон, с развевающейся седой бородой. — …Да и мебель у нас своя — попроще, попроще, без бронзы».

Могила Бехтерева на Литераторских мостках в Санкт-Петербурге.

В мае 1918 года Бехтерев обратился в Совнарком с ходатайством об организации Института по изучению мозга и психической деятельности. Вскоре Институт открылся, и его директором до самой смерти являлся Владимир Михайлович Бехтерев. В 1927 году ему было присвоено звание заслуженного деятеля науки РСФСР.

В возрасте около 70 лет женился вторым браком на племяннице Ягоды Берте Яковлевне Гуржи (урождённая Арэ, Латвия, Валкский уезд, 1887—1937). Внучка Владимира Михайловича, Наталья Петровна, в своих воспоминаниях указывает, что та была её «гувернанткой, плохо говорившей по-русски».

Умер внезапно 24 декабря 1927 года в Москве. Похоронен на Литераторских мостках на Волковском кладбище в Ленинграде.

После своей смерти В. М. Бехтерев оставил собственную школу и сотни учеников, в том числе 70 профессоров.

Версии о причинах смерти

В. М. Бехтерев умер спустя несколько часов после того, как он, по официальной версии, отравился едой — консервами либо бутербродами. Это отравление произошло после консультации, которую он дал И. В. Сталину. Теория с диагнозом Ленину представляется не очень вероятной, поскольку последний умер почти на четыре года раньше Бехтерева. По мнению правнука В. М. Бехтерева, С. В. Медведева, директора Института мозга человека РАН:

То, что его убили, вещь очевидная. А история связана с Лениным, что Бехтерев поставил ему диагноз сифилис мозга (он как раз собирался ехать на международный конгресс, где мог рассказать, и, скорее всего, это и послужило)… доказать ничего нельзя: если система хочет убрать доказательства, она делает это хорошо.

Согласно другой версии, В. М. Бехтерев был отравлен на следующий день после того, как в ходе медицинского осмотра Сталина по поводу сухорукости (Сталин тщательно скрывал свою частичную сухорукость, старался не раздеваться при людях и редко показывался даже врачам, поскольку в ту пору сухорукость считали наследственным заболеванием блудных людей) попутно поставил ему психиатрический диагноз «тяжелая паранойя». На эту тему есть рассказ Л. Фейхтвангера «Рассказ о физиологе докторе Б.» (1934, в СССР был опубликован в 1968 году; Сталин там не упоминается, вместо него есть персонаж, названный Диктатором).

Семья

  • Бехтерев, Пётр Владимирович — сын. Арестован 22 сентября 1937 г. 23 февраля 1938 г. приговорен по ст. ст. 58-6-7-8-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 23 февраля 1938 г. Его жена, врач Зинаида Васильевна Бехтерева осуждена на 8 лет ИТЛ.
  • Бехтерева-Никонова, Ольга Владимировна — дочь.
  • Бехтерева, Наталья Петровна — внучка.
  • Никонов, Владимир Борисович — внук.
  • Медведев, Святослав Всеволодович — правнук.
  • Бехтерев А. А. — правнук, почётный председатель Ассоциации организаций здравоохранения «Медицинский центр Бехтерев» (Санкт-Петербург).
  • Медведева, Наталья Святославовна — праправнучка, врач-психиатр.
  • Прапраправнук, прапраправнучка (дети Н. Медведевой).
  • 9 сентября 1879 г. Бехтерев заключил брак с Натальей Петровной Базилевской, с которой был знаком с гимназической скамьи еще в Вятке. Они имели шестерых детей: родившийся в 1880 г. Евгений вскоре умер, в 1883 г. родилась Ольга, в 1887 г. – Владимир, в 1888 г. – Петр, в 1890 г. – Екатерина, в 1904 г. – любимая дочь Мария.

Адреса

В Петербурге:

  • 1896—1913 годы — Боткинская улица, 9 (ныне — дом 17).
  • Осень 1914 — декабрь 1927 года — набережная реки Малой Невки, 7б (ныне — дом 25, особняк).

В Выборгской губернии в деревне Ино (ныне — посёлок Смолячково (Курортный район Санкт-Петербурга) в его владении был земельный участок площадью 31,8 гектара на берегу Финского залива, где им было построено несколько дач; основная — «Тихий берег» (Tyyniranta) — памятник истории.

  • Дом В. М. Бехтерева в Кирове — памятник истории.

Память

  • По улице Бехтерева в Москве расположена крупнейшая в Москве 14-я городская психиатрическая больница имени В. М. Бехтерева, которая обслуживает все округа Москвы, особенно ЗАО Москвы.
  • Именем В. М. Бехтерева назван Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт. Выпускается журнал «Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева». Перед зданием института установлен бюст В. М. Бехтереву.
  • В честь учёного были выпущены почтовые марки и памятная монета:
  • Почтовая марка СССР, 1952 год

  • В. М. Бехтерев на почтовой марке Почты России, 2007 год

  • Памятная монета Банка России посвящённая 150-летию со дня рождения В. М. Бехтерева

  • улица Бехтерева в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Воронеже, Ржеве, Казани, Астрахани, Липецке, Барнауле, Челябинске, Донецке (Украина), Одессе (Украина), Минске (Беларусь), Алма-Ате (Казахстан)
  • Мемориальные доски в Санкт-Петербурге: наб. р. Малой Невки, д. 25 (арх. А. И. Гордеев, 1951); ул. Бехтерева, д. 3, НИИ психоневрологии им. В. М. Бехтерева (арх. Ф. А. Гепнер, 1958); ул. Боткинская, д. 17, Военно-медицинская академия (арх. Ф. А. Гепнер, 1958)
  • Бехтеревское Санкт-Петербургское общество психиатров
  • Ассоциация организаций здравоохранения «Медицинский центр Бехтерев» (Санкт-Петербург)
  • Республиканская клиническая психиатрическая больница имени академика В. М. Бехтерева (Казань)
  • Кировская областная клиническая психиатрическая больница имени В. М. Бехтерева (Киров)
  • Медицинский колледж имени В. М. Бехтерева (Санкт-Петербург)
  • Золотая медаль имени В. М. Бехтерева (научная награда Российской Академии наук, присуждается Отделением физиологии РАН)
  • В 1956 году именем ученого было названо село в Елабужском районе Татарстана, уроженцем которого он являлся.
  • 26 января 2007 года в городе Елабуга В. М. Бехтереву был открыт памятник.
  • В городе Минск, на улице Бехтерева находится психоневрологический диспансер, который обслуживает весь город.

Документальный фильм

Академику В. М. Бехтереву посвящён документальный фильм А. Жукова и И. Голубевой «Смерти нет. Тайна академика Бехтерева» (2008, оператор С. Дадашьян).

Научный вклад

Физиологические рефлексы Бехтерева (лопаточно-плечевой, рефлекс большого веретена, выдыхательный и др.) позволяют определить состояние соответствующих рефлекторных дуг, а патологические (тыльностопный рефлекс Менделя — Бехтерева, запястно-пальцевой рефлекс, рефлекс Бехтерева — Якобсона) отражают поражение пирамидных путей.

Одно из зданий Республиканской клинической психиатрической больницы им. академика В. М. Бехтерева (г. Казань)

Описал некоторые болезни и разработал методы их лечения («Постэнцефалитические симптомы Бехтерева», «Психотерапевтическая триада Бехтерева», «Фобические симптомы Бехтерева» и др.). Бехтеревым была описана «одеревенелость позвоночника с искривлением его как особая форма заболевания» («Болезнь Бехтерева», «Анкилозирующий спондилит», 1892). Бехтеревым выделены такие заболевания, как «хореическая падучая», «сифилитический множественный склероз», «острая мозжечковая атаксия алкоголиков». Создал ряд лекарственных препаратов. «Микстура Бехтерева» широко использовалась в качестве успокаивающего средства.

Многие годы исследовал проблемы гипноза и внушения, в том числе при алкоголизме.

Более 20 лет изучал вопросы полового поведения и воспитания ребёнка. Разработал объективные методы изучения нервно-психического развития детей.

Многократно критиковал психоанализ (учения Зигмунда Фрейда, Альфреда Адлера и др.). Но вместе с тем способствовал проведению теоретических, экспериментальных и психотерапевтических работ по психоанализу, которые осуществлялись в возглавляемом им Институте по изучению мозга и психической деятельности.

Кроме того, Бехтерев разрабатывал и изучал связь между нервными и психическими болезнями, психопатии и циркулярный психоз, клинику и патогенез галлюцинаций, описал ряд форм навязчивых состояний, различные проявления психического автоматизма. Для лечения нервно-психических заболеваний ввел сочетательно-рефлекторную терапию неврозов и алкоголизма, психотерапию методом отвлечения, коллективную психотерапию.

Публикации

Кроме диссертации «Опыт клинического исследования температуры тела при некоторых формах душевных заболеваний» (СПб., 1881), Бехтереву принадлежат многочисленные работы:

  1. по нормальной анатомии нервной системы;
  2. патологической анатомии центральной нервной системы;
  3. физиологии центральной нервной системы;
  4. по клинике душевных и нервных болезней
  5. по психологии (Образование наших представлений о пространстве, «Вестник психиатрии», 1884).

В этих работах Бехтерев занимался изучением и исследованием хода отдельных пучков в центральной нервной системе, состава белого вещества спинного мозга и хода волокон в сером веществе и вместе с тем, на основании произведённых опытов, выяснением физиологического значения отдельных частей центральной нервной системы (зрительных бугров, преддверной ветви слухового нерва, нижних и верхних олив, четверохолмия и пр.).

Бехтереву удалось также добыть некоторые новые данные по вопросу о локализации различных центров в мозговой коре (напр. по локализации кожных — осязательных и болевых — ощущений и мышечного сознания на поверхности мозговых полушарий, «Врач», 1883) и также по физиологии двигательных центров мозговой коры («Врач», 1886). Много работ Бехтерева посвящено описанию малоисследованных патологических процессов нервной системы и отдельным случаям нервных заболеваний.

Сочинения

  • Сознание и его границы. — Казань, 1888.
  • О локализации сознательной деятельности у животных и человека. — СПб., 1896.
  • Значение органов равновесия в образовании наших представлений о пространстве. — СПб., 1898.
  • Невропатологические и психиатрические наблюдения. — СПб., 1900.
  • Внушение и его роль в общественной жизни. — 2-е изд. — СПб.: Изд. К. Л. Риккера, 1903. — 144 с.
    • Bechterew, W. M. La suggestion et son rôle dans la vie sociale; trad. et adapté du russe par le Dr P. Kéraval. — Paris: Boulangé, 1910.
  • Основы учения о функциях мозга. — Вып. 1-7. — СПб, 1903—1907.
  • Психика и жизнь. — 2-е изд., доп. — СПб, 1904.
  • Объективная психология. — СПб, 1907-10.
  • Гипноз, внушение и психотерапия. — СПб., 1911.
  • Общая диагностика болезней нервной системы, ч. 1-2. — СПб, 1911-15.
  • Коллективная рефлексология. — Пг., 1921.
  • Общие основы рефлексологии человека. — М.-Пг., 1923.
  • Проводящие пути спинного и головного мозга. — М.-Л., 1926.
  • Мозг и его деятельность. М.-Л., 1928.
  • Избранные произведения с систематическим указателем трудов и выступлений автора и его ближайших учеников. — М., 1954.

Примечания

  1. Encyclopædia Britannica
  2. БЕХТЕРЕВ • Большая российская энциклопедия — электронная версия. bigenc.ru. Дата обращения 13 марта 2019.
  3. 1 2 3 Овчаренко В. И., 2000.
  4. Бехтерев, Владимир Михайлович // Военная энциклопедия : / под ред. В. Ф. Новицкого . — СПб. ; : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1911—1915.
  5. Райков Б. Е. На жизненном пути: автобиографические очерки. В 2-х кн. СПб.: Коло, 2011. Кн. 1. С. 570.
  6. Могила В. М. Бехтерева на Волковском кладбище. volkovka.ru. Дата обращения 16 января 2013. Архивировано 19 января 2013 года.
  7. Надгробие В. М. Бехтерева. litmostki.ru. Дата обращения 16 января 2013. Архивировано 19 января 2013 года.
  8. Мороз О. П. Последний диагноз // Литературная газета. — № 39 (5209). — 28.09.1988.
  9. Шерешевский А. М. Загадка смерти В. М. Бехтерева Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В. М. Бехтерева. — № 2. — 1991.
  10. Репортаж: 150 лет со дня рождения академика Владимира Бехтерева. Телерадиокомпания «Петербург» (5-tv.ru) (1 февраля 2007). — (текст и видео). Дата обращения 16 января 2013. Архивировано 19 января 2013 года.
  11. Медведев Р. А. Становление сталинизма: Сталин во главе ВКП(б) (О Сталине и сталинизме. Исторические очерки). // Знамя. — 1989. — № 5 — С. 160.
  12. Бальдыш Г. М. Бехтерев в Петербурге — Ленинграде. — Л.: Лениздат, 1979
  13. Усадьба академика В. М. Бехтерева «Тихий Берег».
  14. НИПНИ им. В. М. Бехтерева.
  15. Памятник ученому-невропатологу Бехтереву В. М.
  16. Список публикаций на Google citations. scholar.google.com. Дата обращения 16 января 2013. Архивировано 19 января 2013 года.
  17. Список публикаций в мировых библиотеках (англ.). — по версии VIAF. Дата обращения 14 января 2013. Архивировано 19 января 2013 года.

Историография и ссылки

В. М. Бехтерев в Викицитатнике

В. М. Бехтерев в Викитеке

В. М. Бехтерев на Викискладе

В. М. Бехтерев в Викиновостях

  • Акименко М. А.. Психоневрология — научное направление, созданное В. М. Бехтеревым. Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева, том 1, № 1. Media Medica (old.consilium-medicum.com) (16 мая 2004). Дата обращения 14 января 2013. Архивировано 19 января 2013 года.
  • Акименко М. А., Деккер Н. В. М. Бехтерев и медицинские школы Лейпцигского университета. Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева, том 3, №1. Media Medica (old.consilium-medicum.com) (12 июня 2006). Дата обращения 14 января 2013. Архивировано 19 января 2013 года.
  • Бехтерев, Владимир Михайлович в библиотеке Максима Мошкова
  • Сайт посвящённый В. М. Бехтереву
  • Бехтерев В. М. Роль внушения в общественной жизни. Природа. 1990. №7. n-t.ru. — Речь на годичном собрании Императорской военно-медицинской академии 18 декабря 1897 г.. Дата обращения 16 января 2013. Архивировано 19 января 2013 года.
  • Биографические материалы о В. М. Бехтереве с проекта Хронос. Хронос (hrono.ru). Дата обращения 16 января 2013. Архивировано 19 января 2013 года.
  • Биографическая статья в словаре «История психологии в лицах» (недоступная ссылка)
  • НИПНИ им. В. М. Бехтерева
  • «Страждущий мальчик» — фрагмент психографии Владимира Михайловича Бехтерева (художественно-психологическое исследование Владимира Леви).
  • Биография В. М. Бехтерева на сайте «Юридическая психология»
  • Биография и основные труды В. М. Бехтерева на сайте НПЭБ. elib.gnpbu.ru.
  • Великий экспериментатор: Владимир Михайлович Бехтерев — научная библиотека Новосибирского Государственного Университета

Словари и энциклопедии

Генеалогия и некрополистика

Нормативный контроль

BIBSYS: 90577814 · BNF: 130746955 · GND: 117579548 · ISNI: 0000 0001 1061 5920 · LCCN: n86103268 · LNB: 000013895 · NKC: nlk20000079334 · NLP: A12293891 · NTA: 07120671X · NUKAT: n99046428 · РГБ: 000056885 · LIBRIS: 39360 · SUDOC: 085860654 · VIAF: 49359648 · WorldCat VIAF: 49359648

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *