Конформность и конформизм

Конформность и конформизм

Социальное влияние: конформизм и конформность личности Текст научной статьи по специальности «Психология»

УДК 316.32/37 ББК 60.524.251:60.53 Х 55

Н.В. Хлабыстова,

старший преподаватель кафедры социологии, правоведения и работы с персоналом Кубанского государственного технологического университета, г. Краснодар, тел.: +79184398419, e-mail: hlabystova_1@mail.ru

Д.С. Хохлов,

студент факультета строительства и управления недвижимостью Кубанского государственного технологического университета, г. Краснодар, тел.: +79180281275, e-mail: vityazds@gmail.com

СОЦИАЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ: КОНФОРМИЗМ И КОНФОРМНОСТЬ ЛИЧНОСТИ

(Рецензирована)

Аннотация. В статье изучаются сущность конформизма и конформности, приводятся классификации данных понятий, а также рассматриваются факторы, влияющие на конформизм и конформное поведение личности. Описывается мотивационное подчинение личности социальному влиянию.

Ключевые слова: личность, конформизм, конформность, мотивация, социальное влияние.

N.V. Khlabystova,

D.S. Khokhlov,

SOCIAL INFLUENCE: CONFORMISM AND CONFORMALITY OF THE PERSONALITY

Keywords: personality, conformism, conformality, motivation, social influence.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В повседневной жизни человеку постоянно приходится принимать решения в выборе поведения, но всегда субъект их принимает самостоятельно. Одним из видов влияния на принятие решений

и поведение индивида является конформизм.

Социальное влияние, или конформизм — это пассивное согласие индивида с общественными нормами, с взглядами и мнениями,

которые существуют в группе, в которую входит индивид. Конформизм можно также определить как следование образцам поведения, имеющим значительную силу влияния на индивида при отсутствии собственного мнения в каких-либо ситуациях (мнение группы, нормы и традиции группы и т.п.).

Неразрывно с понятием конформизма связано понятие конформность. Конформность определяет степень социального влияния на поведение индивида. Она может иметь различную природу своего происхождения: так, она может быть внутренней или внешней .

Внутренняя, истинная, конформность проявляется в тех случаях, когда мнение индивида действительно изменяется, он находится в согласии с группой и с самим собой, принимает «новое» мнение как собственное и в дальнейшем придерживается его уже независимо от наличия рядом группы.

Внешняя конформность представляет собой демонстративное согласие с группой, но при этом индивид продолжает придерживаться своего первоначального мнения. Как правило, внешняя конформность проявляется осознанно, с целью избежать конфликтов или разногласий.

Это далеко не единственная классификация конформности, так, Э. Аронсон в работе «Общественное животное» различает: подчинение, идентификацию, ин-тернализацию .

«П ° о

В той или иной степени социальному влиянию подвержен каждый человек. Это объясняется психологической потребностью людей в одобрении, в ощущении собственной принадлежности к группе, общему делу и рядом других причин. По результатам исследований, проведенных по данной тематике, можно привести следующие факторы, влияющие на уровень конформности человека .

Во-первых, это личностное своеобразие самого человека. Согласно

исследованиям, наибольшая конформность проявляется в подростковом и юношеском возрасте, затем степень её проявления снижается и остается на постоянном уровне.

Также следует отметить, что на ранних этапах исследований феномена конформизма указывалось то, что женщины больше подвержены влиянию, чем мужчины. Однако при проведении исследований конформизма на ранних этапах изучения данного явления выводы строились на основе предубеждения о повышенной социальной восприимчивости женщин, их эмоциональной гибкости, а также о стремлении мужчин к достижению высокого статуса и, как следствие, оказании ими повышенного влияния на окружающих. Впоследствии мужчинам и женщинам в исследованиях отводились одинаковые роли. Причем при исследовании конформизма у женщин учитывалось, что обсуждаемая проблема должна быть близка именно женскому полу. Полученные результаты приравняли мужчин и женщин в степени проявления конформности.

Вторым фактором является характеристика самой проблемы. Чем более индивид осведомлен в области данной проблемы и уверен в своем мнении, тем ниже степень его конформности. Особенно остро это проявляется при проявлении информационного влияния группы, о котором будет упомянуто позже.

Третьим фактором является культура. Действительно, для стран Запада проявление конформности приравнивается к отсутствию собственного мнения, к излишней податливости и слабости и воспринимается негативно. В то же время существуют страны, где, наоборот, конформное поведение индивида показывает его тактичность, стремление к гармонии в межличностных отношениях и представляет собой положительное и желательное явление.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Помимо данных факторов, в каждой ситуации существуют

социальные условия, которые оказывают влияние на степень конформности человека, но уже для каждого конкретного случая индивидуально.

Так, например, исследования С. Аша , И.С. Кона показали, что уровень конформности растет по мере увеличения группы от 3 до 5-7 человек, после чего незначительно снижается и остается на одном и том же уровне. Это значит, что при большой численности группы становится не важно, насколько эта численность велика: социальное влияние группы на индивида оказывается в одинаковой мере.

Делая вывод, что определенная численность группы есть одно из условий проявления конформизма, важно отметить также тот факт, что размер группы тесно связан со степенью её близости с индивидом. При равной численности в двух разных группах, к одной из которых человек относится доверительно, а вторая для него по большей части незнакомые люди, очевидно, что к первой индивид будет относиться более доверительно, будет прислушиваться к мнению большинства и менять своё мнение в пользу группы. Таким членам группы не нравятся разногласия внутри группы, и, опасаясь быть отвергнутыми людьми, которые человеку симпатичны, он предоставляет им определенную власть над собой и своим мнением. Однако это справедливо для тех людей, которые ищут признания группы и всеми силами стараются отнести себя к ней. Те, кто оказался в составе группы, из которой они готовы выйти в любой момент, как правило, меньше подвержены её влиянию и имеют большую сопротивляемость давлению.

М. Дойчем и г. Джерардом были выделены два основных типа социального влияния группы: нормативное и информационное.

Нормативное влияние подразумевает необходимость «быть как все», чтобы не быть отвергнутым,

избежать конфликтов, сохранить хорошие отношения с людьми, заслужить похвалу или одобрение.

Информационное влияние имеет место в той ситуации, когда человек испытывает недостаток определенной информации. В таком случае он начинает ориентироваться на мнение большинства, рассчитывая на то, что оно является верным источником.

Часто в повседневной жизни человек сталкивается с обоими видами влияния одновременно. Например, если человек хочет высказать свое одобрение в группе, но не знает, как это сделать, и не хочет выглядеть глупо, что есть нормативная составляющая влияния, а затем поведение окружающих указывает ему на способ проявления своего одобрения, то есть оказывает на него информационное влияние.

Таким образом, с учетом того, что конформизму подвержен каждый человек в той или иной степени, причем степень это зачастую зависит не только от него самого, но и от различных внешних факторов и условий проявления конформизма, можно сделать вывод, что конформизм — это мощнейший способ влияния.

Преимущественно этот способ влияния проявляется в группах со стороны большинства, но возможен также случай, когда меньшинству удается противостоять давлению группы .

Это зависит, в первую очередь, от самого меньшинства и его позиции. Так, позиция меньшинства может не отличаться от позиции большинства в существенной мере, но являться более радикальной, а может быть ровно противоположной позиции большинства.

Для изменения мнения большинства (то есть перенаправления конформизма на группу) необходимо, чтобы меньшинство не просто входило в состав группы, но и обладало определенным статусом в ней, имело возможность высказать свою позицию.

При этом группа проходит через несколько этапов принятия «чужой» точки зрения, сперва ее отвергая, затем начиная сомневаться и задаваться вопросом, не существует ли каких причин, по которым меньшинство окажется право. В конце концов, группа начинается сомневаться в собственной позиции и способности адекватно определить правильный ответ, т.е. ее первоначальная позиция перестает ей казаться единственно верной. Таким образом, рушится сплоченность и единомыслие группы, на фоне чего степень конформизма резко возрастает, позволяя меньшинству заставить остальных пересмотреть свое мнение.

В данной ситуации весь успех меньшинства упирается в возможности воздействия на большинство. Так, при наличии средств обширной пропаганды, процесс пересмотра позиции большинства проходит намного интенсивнее. Соответственно, шансы на успех тем выше, чем выше социальный статус меньшинства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Более того, социальный статус является настолько сильным катализатором, что может уменьшить количественный состав меньшинства до одного человека.

Подверженность человека влиянию индивида с более высоким социальным статусом, т.е. подчинение авторитету, относится к одной из распространенных форм социального влияния. Это значит, что здесь также существуют различные факторы, влияющие на проявление конформности.

Во-первых, это фактор опасности получить социальное наказание за неподчинение. Довольно часто в повседневной жизни человек показывает конформное поведение, подчиняясь индивиду с более высоким социальным статусом, чтобы избежать наказания, по аналогии с нормативным влиянием в группе.

С. Милгрем в эксперименте выявил ещё один фактор:

подчинение авторитету как способ переложить ответственность за свое поведение на лицо с более высоким социальным статусом, которое заставляет проявлять конформность. В какой-то степени это такой же способ обезопасить себя, только преследующий цель избавить индивида от личной ответственности. Подчиняясь авторитету, человек осознает себя как определенную ступень в иерархической лестнице, полагая, что в таком случае ответственность за его поведение несет тот, кто находится на более высокой ступени этой иерархии.

С. Милгрем провел эксперимент в Йельском университете и впервые описал его спустя 12 лет, в 1963 году. Изначально целью эксперимента было выяснить, насколько далеко будут заходить люди в причинении страданий другим, невиновным людям, если того требует авторитетное лицо.

Участие в эксперименте принимали три человека: экспериментатор, «жертва» и сам испытуемый. Испытуемому заявлено, что эксперимент проводится для изучения влияния боли на память человека. Его задание — тестировать память «жертвы», заставляя запоминать пары слов, а за каждую ошибку полагался удар током, причем с каждой ошибкой экспериментатор требовал повышать напряжение. Разумеется, на самом деле «жертва» только изображала болевые ощущения.

Данный эксперимент наглядно демонстрирует, что индивид подчиняется человеку с более высоким статусом, причем, делая это, полагает, что вся ответственность за поступки индивида лежит на человеке, который давал приказы.

Результаты эксперимента оказались шокирующими и превзошли все ожидания С. Милгрема. 65% испытуемых дошли до самого высокого напряжения, несмотря на крики жертвы и просьбы прекратить. Лишь 12,5% остановились

сразу, как только жертва начинала подавать первые признаки недовольства. Остальным 22,5% для того, чтобы остановить, понадобилось ещё некоторое время.

Такой результат вызвал оживленные дискуссии в научном сообществе. Выдвигалось несколько гипотез о возможных причинах таких результатов эксперимента, но все они не получили доказательств. Так, предполагалось, что результат зависел от авторитета университета, что на результат влияет пол испытуемого, что испытуемый недооценивал вред, который наносит «жертве», или вовсе предполагалось, что участники эксперимента имеют психические отклонения. Однако результаты говорят сами за себя — испытуемые были обычными людьми, такими же, как и все, и именно поэтому результаты эксперимента пугают и доказывают чрезвычайно мощное действие конформизма, показывают пагубность такого слепого подчинения.

Такая внутренняя позиция крайне опасна, так как приводит к некритическому и беспрекословному подчинению авторитету, лицам с более высоким социальным статусом, даже если их указания противоречат требованиям закона, нравственности и установкам самого человека.

Конформизм как мощнейший способ влияния на людей наглядно представляет случай, произошедший в ресторане «Макдональдс» в г. Маунт Вашингтон, штат Кентукки, США в 2004 году. 9 апреля 2004 года неизвестный позвонил администратору ресторана Донне Саммерс, представившись сотрудником полиции, и сообщил, что одна из сотрудниц подозревается в краже. Описав её внешность, «полицейский» приказал задержать подозреваемую. Следуя указаниям полицейского, администратор задержала девушку, раздела и оставила под присмотром своего парня. Офицер продолжил раздавать

указания, которые выполнялись Саммерс и её парнем беспрекословно, несмотря на их явно абсурдное, извращенное содержание. После задержания телефонного шутника, Дэвида Стюарта, примерного семьянина с 5-ю детьми, выяснилась его причастность к более чем 70-ти подобным морально-этическим преступлениям, совершенным им за десять лет. Представляясь офицером полиции, он заставлял людей в различных публичных местах задерживать других людей, проводить незаконные обыски, раздевать и подталкивать к изнасилованию.

Данные происшествия демонстрируют безропотное подчинение авторитету, не ставя под сомнение его подлинность или адекватность, что есть истинный конформизм. Интересен тот факт, что по решению суда Дэвида Стюарта привлечь к ответственности так и не удалось за отсутствием доказательств его прямой причастности к действию других людей. Люди, совершавшие противоправные действия, перекладывали ответственность на плечи некоего офицера из телефонной трубки, полагая, что отвечать за их поступки придется ему, но в итоге сами попали под суд.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стоит отметить, что степень конформности зависит от характера ситуации, как объективной, так и переживаемой субъектом. Нельзя разделить людей на конформистов и нонконформистов. Реакция индивида на социальное давление будет различной в зависимости от конкретных социальных условий. Так, имеет значение значимость группы или личности для человека и его положение в группе, важность обсуждаемых вопросов и т.д. Социальное влияние группы или личности на индивида будет ощущаться тем сильнее, чем важнее для человека принадлежность к данной группе или авторитетнее личность. Существенная разница — разойтись во мнении с незнакомыми или малознакомыми людьми

или с родителями, друзьями, коллегами по работе в решении важного вопроса. Расхождение во мнении с авторитетным лицом, значимым коллективом, принадлежность к которому важна для ролевой структуры личности, затрагивает не только ее ценностные ориентации, но и ее самоуважение.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что конформизм является результатом действия множества различных факторов, в том числе социально-психологических, в силу чего выявление причин конформизма в каждом случае есть сложная исследовательская задача, как и его прогнозирование. Проблема конформизма имеет высокое значение не только применительно к взаимоотношениям личности и относительно небольшой группы, но и в гораздо более широком социальном контексте. Конформизм является мощнейшим способом влияния на людей и их сознание, может проявляться и со стороны авторитетного меньшинства, особенно вооруженного определенными средствами пропаганды. Предрасположенность всех людей к конформизму, в той или иной степени, делает его опасным и губительным для индивидуальности каждого человека, готового слепо следовать за чужим мнением и подчиняться.

Чрезмерно выраженный конформизм в целом — явление психологически пагубное. Человек, слепо следующий за мнением группы, меньшинства или авторитета, постепенно теряет собственные взгляды и становится легко управляемым. В ином случае пагубное влияние конформизма может быть выражено в виде реализации человека как приспособленца, способного на лицемерное поведение, многократно меняющего свое поведение и мнение в соответствии с тем, что ему более выгодно, и лишающегося собственных взглядов.

Несмотря на это, конформизм как способ влияния в определенной ситуации может дать положительный результат. Например, являясь мощным механизмом сплочения отдельных групп и общества в целом, конформизм может помочь группе в достижении какой-либо цели, если она в этом действительно заинтересована. Помимо этого, конформизм служит инструментом для передачи социального наследства, культуры, традиций и образцов поведения, так как большинство из вышеперечисленного навязывается индивиду обществом в детстве, подростковом возрасте и юношестве, когда степень конформизма чрезвычайно высока.

Примечания:

1. Кондратьев М.Ю., Ильин В.А. Конформизм // Азбука социального психолога-практика. Москва: Пер Сэ, 2007. 464 с.

2. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. 7-е изд. М., 1998. 517 с.

3. Майерс Д. Социальная психология. 7-е изд. СПб: Питер, 2005. 794 с.

4. Тернер Дж. Социальное влияние. СПб: Питер, 2003. 256 с.

5. Милгрем С. Эксперимент в социальной психологии. СПб: Питер, 2000. 336 с.

1. Kondratiev M.Yu., Ilyin V.A. Conformity // The ABCs of Social psychologist practice. M.: Per Se, 2007. 464 pp.

Конфо́рмность — изменение в поведении или мнении человека под влиянием реального или воображаемого давления со стороны другого человека или группы людей. Зачастую в качестве синонима используется также слово конформизм (от позднелат. conformis — «подобный», «сообразный»). Но последнее в обыденном языке означает приспособленчество, приобретая негативный оттенок, а в политике конформизм является символом соглашательства и примиренчества. Поэтому в социальной психологии разделяют эти два понятия, определяя конформность как чисто психологическую характеристику позиции индивида относительно позиции группы, принятие или отвержение им определенного стандарта, мнения, свойственного группе, меру подчинения индивида групповому давлению. Причём давление может исходить как от конкретного человека или малой группы, так и со стороны общества в целом.

Конфо́рмность — свойство личности, выражающееся в склонности к конформи́зму (от позднелат. conformis — «подобный», «сообразный»), то есть изменению индивидом установок, мнений, восприятия, поведения и так далее в соответствии с теми, которые господствуют в данном обществе или в данной группе. При этом господствующая позиция не обязательно должна быть выражена явно или даже вообще существовать в реальности.

Проявления нравственно-правового конформизма в адвокатской среде Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

Грамматиков В. В.

ПРОЯВЛЕНИЯ НРАВСТВЕННО-ПРАВОВОГО КОНФОРМИЗМА В АДВОКАТСКОЙ СРЕДЕ

II. ПРАВО

7. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА, ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ

7.1. ПРОЯВЛЕНИЯ НРАВСТВЕННО-ПРАВОВОГО КОНФОРМИЗМА В АДВОКАТСКОЙ СРЕДЕ

Грамматиков Валентин Владимирович, соискатель ученой степени кандидата юридических наук, кафедра теории и истории права и государства

Место учебы: Волгоградский государственный университет

talisman55@rambler.ru

Аннотация

Задача: Настоящая статья направлена на исследование специфики нравственно-правового конформизма, проявляющегося в адвокатской среде, его особенностей, своеобразия, источников происхождения, причин, степени общественной опасности.

Модель: При написании статьи использовались диалектико-материалистический подход к изучению проблематики, аналитический метод, структурно-функциональное, сравнительно-правовое, формально-логический подходы. Выводы: Нравственно-правовой конформизм адвоката проявляется в форме установки на «профессиональное бездействие» (невыполнение обязанностей, непринятие мер, которые требуются для защиты прав и законных интересов доверителя) или в ошибочности представлений о своей роли в правозащитной деятельности, как субъекта реализации чисто исполнительских, технических задач, то есть в «исполнительском функционализме».

Рамки исследования/возможность последующего использования результатов научной работы: Результаты приведенного исследования применимы (могут быть учтены) при подготовке и повышении квалификации адвокатов, а также при профилактике правонарушений в адвокатской среде. Практическое значение: Результаты указанного исследования могут изменить содержание методик по подготовке и повышению квалификации адвокатов.

Социальные последствия: Исследование призвано оказать влияние на государственную правовую политику, связанную с предупреждением и устранением деформации правосознания в обществе, в том числе и в адвокатуре. Оригинальность/ценность: Исследованию нравственно-правового конформизма адвоката, его особенностей и причин в научной литературе уделено мало внимания. Результаты изучения данного негативного явления правовой действительности могут применяться преподавателями юридических факультетов высших учебных заведений при подготовке студентов-юристов, членами адвокатского сообщества и органами его самоуправления.

Ключевые слова: адвокат, правосознание, конформизм, правовая психология, правовая идеология, совесть.

THE MANIFESTATIONS OF THE MORAL AND LEGAL CONFORMITY IN THE LAW ENVIRONMENT

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Study place: Volgograd State University

talisman55@rambler.ru

Keywords: lawyer, legal, conformism, legal psychology, legal ideology, conscience.

Нравственно-правовой конформизм является разновидностью деформации правового сознания, традиционно выделяемой в научной литературе, поми-

Бизнес в законе.

Экономико-юридический журнал

3’2016

мо правового нигилизма, негативно-правового радикализма, правового инфантилизма и спекулятивно-правового популизма , .

Под конформизмом (от позднелат. сопЮгт1Б — подобный, сообразный) в научной литературе понимается приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, господствующих мнений, отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритичное следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления . Данному типу поведения и мышления свойственна приверженность тому, что принято окружающими или властью, а также желание, привычка, установка вести себя также как все. Как все — жить, говорить, думать, одеваться и реагировать на различные жизненные ситуации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В психологической науке выделяются следующие ситуации, связанные с соотношением конформности и соблюдения норм права:

1) человек одобряет правовые нормы и подчиняется им в силу согласия с их содержанием;

2) не одобряет, но подчиняется;

3) не одобряется и не подчиняется;

4) согласен с содержанием правовых норм, но не подчиняется им .

По определению В.Н. Коробки, «нравственно-правовой конформизм представляет собой такую форму деформации профессионального правосознания, которая характеризуется пассивным принятием существующего порядка, отсутствием адекватной оценки правовых принципов, ценностей права и морали» . Как указывает Н. Н. Вопленко, он характеризуется безучастным восприятием правовой действительности, подлаживанием под сложившиеся стандарты нравственно-правового поведения, стремлением угодить коллегам по работе и начальству, некритическим отношением к маргинальным требованиям и актам практической деятельности .

В научной литературе подчеркивается, что проявления нравственно-правового конформизма наблюдаются:

— в расчете на покровительство и защиту со стороны вышестоящих инстанций и коллег по работе в случае того или иного проступка, уверенность в «праве на ошибку», неизбежности нарушений законности и безнаказанности собственных противоправных действий;

— в ориентации на некритическое подчинение любым требованиям, исходящим из вышестоящих инстанций и от влиятельных лиц, в податливости указаниям и давлениям, которые расходятся с законами, ведомственными приказами, должностными инструкциями .

Приведенные выше точки зрения ученых относительно названной разновидности аномалии правосознания применимы и к адвокатской специальности, но с поправкой на то, что адвокатура представляет собой элемент гражданского общества, функционирующий независимо от государственной и муниципальной власти.

Как справедливо отмечается, социальная вредность нравственно-правового конформизма объясняется также игнорированием проблемы борьбы за права и свободы личности, уходом от других актуальных вопросов активной правовой жизни общества . Сказанное особенно актуально для адвоката. Адвокатская деятельность представляет собой квалифицированную юридическую помощь, оказываемую на профессиональной основе, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию. Члены адвокатского сообщества осуществляют представительство интересов доверителей в гражданском, административном, конституционном судопроизводствах, в Европейском суде по правам человека, а также консультирование по различным вопросам, связанным практически со всеми отраслями права. Процессуальное законодательство в основном базируется на принципе состязательности сторон. Учитывая изложенное, адвокат часто сталкивается с необходимостью преодолеть сопротивление или даже давление со стороны процессуальных оппонентов, иных заинтересованных лиц, органов государственной и муниципальной власти, не всегда соблюдающих действующее законодательство. В такой ситуации от представителей исследуемой социально-профессиональной группы требуется активная позиция по юридическому делу, бескомпромиссное следование долгу, зову совести, соблюдение действующего законодательства, этических норм. Между тем, нравственно-правовой конформизм способен парализовать реализацию функционального предназначения адвоката. Деформация в данном случае проявляется в форме установки на «профессиональное бездействие», невыполнение обязанностей, непринятие мер, которые требуются для защиты прав и законных интересов доверителя. «Адвокат-конформист» нацелен на то, чтобы действовать с минимальной затратой сил, энергии и времени или, если позволяет ситуация, вовсе ничего не делать. Изучаемая разновидность аномалии правосознания может также проявиться в ошибочности представлений о своей роли в процессе или при осуществлении правозащитной функции иным образом, как субъекта претворения чисто исполнительских, технических задач. Подобный феномен в научной литературе принято называть «исполнительским функционализмом» . Такой «специалист», например, обеспечивая только свою явку по делу, по которому участие адвоката обязательно, легализует присутствием лишь итог его рассмотрения, но ожидаемой и должной юридической помощи клиенту не оказывает.

Нравственно-правовой конформизм адвоката может совмещать в себе черты правового инфантилизма и спекулятивного популизма, ибо безынициативность лица иногда основывается на недостаточных профес-

Грамматиков В. В.

ПРОЯВЛЕНИЯ НРАВСТВЕННО-ПРАВОВОГО КОНФОРМИЗМА В АДВОКАТСКОЙ СРЕДЕ

сиональных знаниях или выражаться в «игре» на публику, в удовлетворении социальных ожиданий ближайшей и такой же пассивной социальной среды . Независимо от конкретного содержания и проявлений данного вида деформации, у представителя адвокатуры, избравшего конформистский стереотип поведения, снижается стимул для совершенствования навыков, что в конечном итоге может привести к про-бельности правовых знаний. Вместе с тем, адвокатская деятельность требует большого напряжения, в том числе и эмоционального, терпения, добросовестности, высокой ответственности, которые представитель изучаемой специальности с поврежденным правосознанием не пожелает или окажется неспособным показать. В данном случае также обесцениваются юридические ценности и правовые идеалы. Учитывая изложенное, при нравственно-правовом конформизме негативным изменениям подвергаются как правовая психология, так и правовая идеология.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Адвокат-конформист» в своем поведении руководствуется стремлением не портить отношения с «влиятельными людьми» (судья, прокурор, следователь, оппонент с высоким социальным статусом) или угодить им, нежеланием выделяться, прилагать усилия для надлежащего исполнения долга, преодолевать профессиональные трудности и так далее. «Пассивность и безынициативность — главные черты конформизма» .

Конформистская жизненная позиция адвоката отражается на результатах его работы, а именно: в значительной мере снижается активность в поиске и добывании нужной для работы информации (доказательств), в выдвижении на базе ее синтеза, анализа и опыта рабочих версий (гипотез), в приведении составляемых процессуальных документов в специальную, законом предусмотренную форму, а также при организации собственного труда и труда других людей для решения стоящих задач. Таким образом, негативному воздействию подвергается поисковая, реконструктивная, организационная и удостоверительная стороны адвокатской деятельности. Правовед нежелающий квалифицированно исполнять обязанности, возложенные на него законом, ставит под угрозу реализацию и социального предназначения профессии. Отсюда следует, что адвокат, подверженный означенному искажению правового сознания, также не соответствует профессиограмме данной специальности.

Проявление подобной деформации правосознания описано Федеральной палатой адвокатов Российской Федерации. При предъявлении обвинения и при ознакомлении с материалами уголовного дела адвокат М. убедил доверителя, что ему надо признать вину и попросить особый порядок судебного разбирательства, хотя А. рассказал защитнику обстоятельства произошедшего и пояснил, что его вины в

открытом хищении чужого имущества нет. При этом М. пояснил, что так, как он говорит, будет лучше, а в суде он предпримет меры, чтобы доверитель не был лишен свободы. Кроме того, адвокат не возражал против оглашения показаний А. в ходе допроса подозреваемого, хотя они были получены с нарушением закона. Им также не обжалованы действия председательствующего, когда в нарушение ст.ст. 294, 295 УПК РФ суд возобновил следствие 20.12.2012 г. после удаления в совещательную комнату при отсутствии оснований и ходатайств сторон под надуманным предлогом, что защитник и подсудимый заявили о невиновности. Совет адвокатской палаты принял решение статус адвоката М. прекратить . В приведенном выше дисциплинарном проступке адвоката содержаться также признаки правового нигилизма и правового инфантилизма. На практике редко встречаются те или иные виды повреждений правового сознания в «чистом» виде. Похожее поведение представителя адвокатуры слало предметом рассмотрения и в совете Адвокатской палаты г. Москвы. Адвокат Ш. не исполнил свои профессиональные обязанности перед доверителем К., что выразилось в следующем: в игнорировании неоднократных призывов своего доверителя К. совместно выработать позицию защиты от предъявленного обвинения; в отказе ознакомиться с собранными доверителем документами в свою защиту; в неизучении включенных в дело следствием доказательств, сочтенных подзащитным сфальсифицированными; в сведении разъяснения процессуальных прав доверителя К. к ссылке на статью 51 Конституции РФ; в незаявлении по итогам ознакомления с материалами уголовного дела никаких ходатайств, несмотря на непризнание подзащитным К. своей вины в инкриминируемом ему преступлении; в скреплении своей подписью в протоколе не соответствующих действительности сведений о разъяснении обвиняемому положений части 5 статьи 217 УПК РФ. Он был привлечен к дисциплинарной ответственности в виде прекращения статуса . В действиях (бездействии) адвоката Ш. также среди прочего прослеживаются конформистские наклонности.

На основании изложенного можно сделать следующие выводы.

1. Нравственно-правовой конформизм адвоката представляет собой негативное и социально вредное отклонение от нормы рационально-психологических подструктур его профессионального правосознания и связанных с ними сфер, проявляющееся в приспособленчестве, пассивном и безынициативном принятии существующей правовой действительности, господствующих мнений, отсутствии собственной позиции, беспринципном и не-

Бизнес в законе.

Экономико-юридический журнал

3’2016

критичном отношении к принятым стандартам и стереотипам поведения, способное привести к «профессиональному бездействию» и «исполнительскому функционализму».

2. Социальная вредность указанной разновидности деформации правового сознания заключается в том, что ставится под угрозу главная цель адвокатской деятельности — оказание квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

3. Нравственно-правовой конформизм адвоката проявляется в форме установки на «профессиональное бездействие» (невыполнение обязанностей, непринятие мер, которые требуются для защиты прав и законных интересов доверителя) или в ошибочности представлений о своей роли в правозащитной деятельности, как субъекта реализации чисто исполнительских, технических задач, то есть в «исполнительском функционализме».

4. Он может совмещать в себе черты правового инфантилизма и спекулятивного популизма.

5. При данной аномалии правосознания изменениям подвергаются как правовая психология, так и правовая идеология.

6. «Адвокат-конформист» в своем поведении руководствуется стремлением не портить отношения с «влиятельными людьми» или угодить им, нежеланием выделяться, прилагать усилия для надлежащего исполнения долга, преодолевать профессиональные трудности и так далее.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Нравственно-правовой конформизм адвоката приводит к его несоответствию профессиограмме.

Список литературы:

1. Вестник Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации. 2014. № 3 (46).

2. Вопленко Н.Н. Очерки общей теории права. Волгоград: Изд-во ВолГУ. 2009. 898 с.

3. Конформизм // Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во «Большая Российская энциклопедия»; СПб: Изд-во «Норинт». 1999. 1456 с.

4. Коробка В.Н. Деформация профессионального правосознания следователей органов внутренних дел. Дис. … канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону. 1999.

5. Яковлев А.М. Преступность и социальная психология. Социально-психологические закономерности противоправного поведения. М.: Изд-во Юридическая литература. 1971. 248 с.

РЕЦЕНЗИЯ

научного руководителя на статью соискателя ученой степени кандидата наук кафедры теории и истории права и государства Волгоградского государственного университета В. В. Грамматикова «Проявления нравственно-правового конформизма в адвокатской среде»

Статья демонстрирует знание автора проблематики деформации профессионального правосознания и специфики ее проявления в среде социально-профессиональной группы адвокатов. В ней достаточно широко и плодотворно используется научная литература, действующее законодательство, а также правоприменительная практика по данному вопросу. Между тем, правосознание адвоката и формы (виды) его негативных изменений в общей теории права изучены недостаточно хорошо. Учитывая это, актуальность избранной автором темы исследования, ее новизна и практическая значимость не вызывает сомнений. Им на основе анализа дисциплинарной практики, своеобразия адвокатской деятельности и правового сознания, изучаемой профессии, выделены характерные особенности нравственно-правового конформизма адвоката и его истоки. Его замечания и выводы выглядят довольно своеобразными и теоретически обоснованными. Стиль изложения текста не вызывает нареканий. Все это свидетельствует о возможности и полезности опубликования данной работы в открытой печати. Указанная статья ранее не публиковалась.

Доктор юридических наук, профессор, профессор Волгоградского института бизнеса

Н.Н. Вопленко

Правовой конформизм в российской федерации. Причины возникновения, проявление конформного. Поведения и необходимость решения проблемы

История России богата знаменательными событиями, среди которых нельзя не отметить победоносные войны, великие достижения науки, шедевры изобразительного искусства, архитектуры, литературы и музыки. Помимо перечисленного, существует и менее приятные страницы в истории нашего народа, а именно кровавые страницы ХХ века.

За одно только двадцатое столетие наш народ на всех этапах развития России стал свидетелем: двух революций, трижды меняющийся власти, серии кровопролитных войн, как мировых, так и гражданских, череды не только политических, но и социальных, культурных, экономических неурядиц. Предпосылками данных последствий по праву можно считать стагнационное состояние правовой культуры граждан; примитивное интеллектуальное развитие их большинства; проведение губительной политики со стороны власти, преследовавшие слепую цель – догнать и перегнать западные державы, пусть даже ценой огромных людских потерь; культ государства – узурпатора, породившего безвольного, стоящего с протянутой рукой, дрожащего перед властью вассала, который, по своей сути, является идеальной моделью гражданина, в полной мере этого слова угодного для такого государства. Ядро причины заключается именно в доминировании серых масс общества над рецессивными личностями, иными словами, причиной является конформизм или конформное поведение членов общества.

Данная проблема злободневна для современного общества, так как именно в наши дни конформизм достиг условного апогея, а, следовательно, мы стоим перед угрозой потери самого важного и главного – потери индивидуальности, оригинальности, личности….

Профессор психологии мичиганского Хоуп-колледжа Дэвид Майерс занимался исследованием рассматриваемой нами темы, в результате которого пришел к выводу о том, что проявление конформного поведения – это не только совершение поступков, идентичных поведению других, но и подверженность влиянию этих «других». Иными словами, наедине с самим собой вести себя совершенно по иному, чем в социуме.

Таким образом, конформизм (от лат. conformis – подобный, сообразный) представляет собой проявление активности личности, которое отличается реализацией отчетливо приспособленческой реакции на групповое давление. .

Известный ученый Милгрэм в своих экспериментах определил пределы, до которых люди готовы следовать приказу обладающего определенным властным статусом человека, также изучил условия, порождающие покорность. В своих дальнейших работах он, изменяя социальные условия, наблюдал нетипичные реакции испытуемых – от полного отказа подчинения до абсолютного подчинения в 93 из 100 случаях. Определяющими послушание являются такие факторы, как эмоциональная удаленность жертвы, присутствие «носителя власти» и его легитимность, институционнальность власти и раскрепощающее влияние тех, кто не подчинился..

Не только в рамках специально проводимого эксперимента, но и в реальной жизни происходят типичные казусы из практики психиатров, когда один из пациентов (в дальнейшем именуемый как D.), стоя на краю обрыва, грозился броситься вниз, а доводы психиатра больной игнорировал, специалисту оставалось надеяться лишь на скорый приезд полицейского и эксперта по кризисным ситуациям. Однако до их прибытия на месте трагедии случайно оказался другой полицейский, который был не в курсе данной ситуации. Вытащив мегафон и направив его в сторону собравшихся на обрыве людей, он прокричал: «Какой глупец оставил свой “Понтиак-универсал” посреди дороги?! Я чуть не врезался в него! Кто хозяин?! Сейчас же отгоните его на обочину!» Услышав приказ, D в ту же секунду отошел от края обрыва, перегнал свой «Понтиак» и без сопротивления сел в машину полицейского, который и повез его в ближайшую больницу..

В социальной психологии выделяют 2 вида социального конформизма, один из которых представляет собой некритическое принятие и следование господствующим моральным устоям, стандартам и стереотипам массового сознания, то есть, по сути, является адекватным конформизмом, который имеет место быть. Например, если подростка окружают начитанные, воспитанные сверстники, то автоматически он будет стремиться быть такими, как они. И это проявление по праву можно считать положительным аспектом конформного поведения. Но, к сожалению, мы становимся свидетелями, а зачастую многие из нас участниками, негативного проявления конформизма, преимущественно выражающегося в отсутствии собственного мнения или ввиду страха в воздержании от его высказывания. На мой взгляд, данное проявление связано, прежде всего, с историческим аспектом сложившегося менталитета россиян. Попробуем подробно рассмотреть данное положение. Каждый из нас представляет условные хронологические рамки исторических вех истории России:

1. дореволюционный период (до 1917г), 2. советский период (с 1917г-1993г), 3. демократический период ( с 1993г по н. время).

Каждый из вышеуказанных периодов ознаменован кардинальной сменой государственного устройства, следовательно, для каждого периода характерна своя идеолого-политическая система взглядов, в соответствии которой и складывается жизнь народа. На протяжении исторического развития Отечества от Царской Руси до Советской России государство проводило политику тотального контроля, минимизации свободы обычного рядового жителя страны, насаждения угодных властям взглядов, определенных политических течений и деформации знания, также проводило особую карательную процедуру за неповиновение или за какое-либо проявление инакомыслия.

На основании вышеизложенного, мы можем сделать вывод о том, что общество есть не что иное, как театр, государство выполняет роль кукловода, а граждане, по сути, являются марионетками. А как показывает практика, управлять таким контингентом людей не составляет трудности. Уже сложилась такая догма, что жители страны глупы, слепы, поэтому покорны и верны.

Яркими примерами, иллюстрирующими конформное поведение, могут стать следующие ситуации, основанные на реальных событиях. Более того, данные примеры являются нарушением конституционных прав, а именно нарушение части 3 статьи 29 Конституции РФ. .

Пример первый: ни для кого не секрет, как проводятся выборы в РФ, к примеру, выборы депутатов по одномандатному округу. Задумывались ли вы, когда-нибудь о том, как одни избирательные участки добиваются практически 100% явки избирателей, а другие в лучшем случае только 20%-30%. А производится это достаточно легко, с помощью искусственно прозелитированных избирателей. Голосующие берут открепительные удостоверения со своих избирательных участков и голосуют, там, где скажет руководство, а руководство манипулирует путем угроз.

Пример второй: как известно, любой уважающий себя руководитель какого-либо предприятия, организации должен состоять в партии, к примеру, «N», (этот стереотип у нас еще с советских времен). Соответственно он требует в обязательном порядке 100% вступления от своих подчиненных в эту же партию «N», стимулируя, например, разовым премиальным вознаграждением. За отказ же от вступления в партию «N» или наличие партийного билета другой партии руководство грозит появлением проблем или же вовсе увольнением с работы.

Анализируя вышеуказанные примеры, мы приходим к выводу о том, что хотя de jure мы живем в относительно демократическом обществе, где, по сути, должен господствовать плюрализм практически во всех сферах общественной жизни в соответствии со статьей 13 Конституции РФ, de facto мы так и остались на прежней ступени, на которую забрались еще в советское время. Наше сознание не поменялось, и большинство людей, как и раньше, желая угодить руководству, идет наперекор собственным взглядам и совести.

Что же касается путей решения данной проблемы, то, на наш взгляд, таким адекватным вариантом может стать общероссийское повышение правовой культуры граждан путем привлечения их к изучению права, а также к активному участию в политической и правовой жизни страны с ранних лет. На наш взгляд, необходимо ввести в школьный курс обязательное изучение основ права, а не факультатив для гуманитарного направления, что мы имеем на сегодняшний день. Ведь гражданин, располагающий базовым уровнем знания права, будет не так уязвим для довлеющих масс, мнение которых отлично от его собственных и более того, которое является неправомерным.

Конформизм, как социальное явление, очень опасен, ведь именно последствия конформного поведения является основной причиной таких антиобщественных проявлений, как массовые драки, организованная преступность, нерелигиозные объединения или такие известные в обществе факторы как секты, терроризм, и многие, многие другие проявления противоправности, связанные со склонением к делинквентности..

Список литературы:

1. Конституция РФ принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года-Москва: К65 Проспект, 2013. -32 с.

  1. ДэвидМайерс. Социальная психология. Издательство: Питер., 2002 С.181.
  2. Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. К64 Азбука социального психолога-практика. — М.: ПЕР СЭ, 2007год. — 464 с
  3. Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. 2003.

47. Конформизм и групповое давление

Конформизм – социально-психологическое явление изменения поведения или убеждения под влиянием давления группы.

Конформизм является одним из феноменов групповой динамики.

Виды конформизма:

1) уступчивость или внешний публичный конформизм – подчинение мнению группы при сохранении несогласия с ее позицией;

2) одобрение или внутренний личный конформизм – изменение поведения и убеждений под воздействием группы в результате внутреннего принятия ее позиции;

3) нонкомформизм или негативный конформизм – реактивное сопротивление групповому давлению. Проявляется в упрямой, неконструктивной позиции человека, даже по общепринятым вопросам.

Изучением конформизма занимались М. Шериф и С. Аш, которые в ряде экспериментов установили, что существуют различные уровни конформизма.

Уровни конформного поведения:

1) подчинение на уровне восприятия – изменение восприятия испытуемого под воздействием подставной группы;

2) подчинение на уровне оценки – признание испытуемым своей оценки ошибочной и присоединение к мнению группы, которое считается правильным;

3) подчинение на уровне действия – осознание испытуемым неправоты группы, но согласие с ней из-за не желания вступать с ней в конфликт.

Конформизм в определенной степени присущ каждому человеку, однако степень его проявления зависит от ситуативных и личностных факторов.

Ситуативные факторы конформности:

1) сложное задание или некомпетентность – чем меньше индивид уверен в своих силах, тем конформней его поведение;

2) количественный состав группы – конформизм выше при количестве членов группы от трех до семи. Увеличение численности группы более семи человек не ведет к увеличению степени конформизма;

3) качественный состав группы (их эрудиция и профессиональная принадлежность и пр.);

4) авторитетность человека, высказывающего противоположное мнение. При этом подчинение авторитету тем сильнее, чем ближе и легитимнее авторитет. Особенно высокую конформность вызывает институциализированный авторитет – авторитет формального статуса руководителя в данной организации;

5) сплоченность и единодушие группы. При этом, если в группе имеются люди поддерживающие испытуемого, то эффект давления группы снижается;

6) публичность ответов также увеличивает уровень конформизма;

7) работа на совместное вознаграждение повышает конформизм;

8) значимость принадлежности к группе увеличивает степень конформности.

Личностные факторы конформности:

1) возраст: наиболее подвержены конформизму люди в возрасте до 25 лет;

2) пол: у женщин конформизм несколько выше, чем у мужчин, что связано, как с выполняемыми ими социальными ролями в обществе и семье, так и со статусными различиями, стремлениями и потребностями;

3) культура: степень конформности населения в странах европейской и североамериканской культуры ниже, чем в странах азиатской культуры, утверждающей ценности коллективизма;

4) профессия: конформность зависит от необходимости в рамках профессиональной деятельности подчиняться начальству. Так высокий уровень конформности наблюдается у военных, участников оркестра и т. д.;

5) статус индивида: люди с высоким статусом обладают меньшей конформностью, чем люди с низким и средним статусом. Наиболее подвержены групповому влиянию индивиды со средним статусом.

Теории конформизма:

1) информационная теория Леона Фестингера строиться на том, что не возможно проверить всю поступающую информацию, поэтому приходится полагаться на мнение других людей, когда оно разделяется многими;

2) теория нормативного влияния основывается на том, что конформизм связан с желанием индивида обладать некоторыми преимуществами, даваемыми членством в группе.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Исследования, посвященные конформизму

Музафер Шериф в 1937 году занимался изучением возникновения групповых норм в условиях лаборатории. В темной комнате располагался экран, на котором появлялся точечный источник света, после он в течение нескольких секунд двигался хаотично и потом исчезал. Человек, который подвергался испытанию, должен был заметить, на какое расстояние смещался источник света, если сравнивать с первым его появлением. В начале эксперимента испытуемые проходили его в одиночестве и самостоятельно пытались ответить на поставленный вопрос. Однако на втором этапе уже три человека находились в темной комнате, и они согласованно давали ответ. Было замечено, что люди изменяли мнение относительно усредненной групповой нормы. И на дальнейших этапах проводимого эксперимента они стремились продолжать придерживаться этой самой нормы. Так Шериф первый с помощью своего эксперимента доказал, что люди имеют склонность соглашаться с мнениями других, часто доверяют суждениям и взглядам посторонних, в ущерб своих собственных.

Соломон Аш в 1956 году ввел понятие конформизма и огласил результаты своих экспериментов, в которых участвовали подставная группа и один наивный испытуемый. Группа, состоящая из 7 человек, принимала участие в опыте, который был направлен на изучение восприятия длины отрезков. В ходе него нужно было указать один из трех отрезков, который был нарисован на плакате, соответствующий эталону. В течение первого этапа подставные испытуемые по одному почти всегда давали правильный ответ. На втором этапе вся группа собиралась вместе. И члены подставной специально давали неправильный ответ, но наивному испытуемому об этом было неизвестно. Категорическим мнением все подставные участники эксперимента оказывали сильное давление на мнение испытуемого. Судя по данным Аша, около 37% всех прошедших испытание все-таки прислушивались к неправильному мнению группы и тем самым проявляли конформизм.

В дальнейшем Аш и его ученики организовали еще много экспериментов, варьируя предъявляемый для восприятия материал. Ричард Крачвильд, к примеру, предлагал оценить площадь круга и звезды, подговорив при этом подставную группу, чтобы те утверждали, что первая меньше чем вторая, хотя звезда была равна кругу по диаметру. Несмотря на такой неординарный опыт, отыскались люди, которые проявили конформизм. Можно смело утверждать, что при проведении каждого своего эксперимента Шериф, Аш, Крачвильд не использовали жесткого принуждения, не было наказаний за противостояние мнению группы или поощрений за согласие с групповыми взглядами. Однако люди добровольно присоединялись к мнениям большинства и тем самым проявляли конформизм.

Условия возникновения конформизма

С. Милграм и Э. Аронсон считают, что конформизм – это феномен, который в большей или меньшей степени возникает при наличии или отсутствии следующих условий:

• он возрастает, если задание, которое необходимо выполнить, довольно сложное, или испытуемый некомпетентен в этом вопросе;

• численность группы: степень конформизма становится наибольшей, когда человек сталкивается с одинаковым мнением трех и более людей;

• тип личности: человек с заниженной самооценкой в большей степени подвержен влиянию группы, в отличие от личности с завышенной;

• состав группы: если в составе есть эксперты, ее члены являются значимыми люди, и если в ней присутствуют люди, относящиеся к одной и той же социальной среде, то конформность повышается;

• сплоченность: чем сплоченнее группа, тем больше она имеет власти над своими членами;

• наличие союзника: если у человека, который отстаивает свое мнение или сомневается во мнении остальных, появляется хотя бы один союзник, то тенденция к подчинению давлению группы падает;

• авторитет, статус: человек, который имеет наибольший статус, обладает и наибольшим влиянием, ему легче оказывать влияние на других, ему больше подчиняются;

• публичный ответ: человек более подвержен конформизму, когда он должен выступить перед остальными, а не тогда, когда он записывает свои ответы в тетрадь; если мнение высказывается публично, то его, как правило, стараются придерживаться.

Типы поведения, связанные с конформизмом

По мнению С. Аша, конформизм – это отказ человека от значимых и дорогих для него взглядов для оптимизации процесса адаптации в группе, это не просто любое выравнивание мнений. Конформное поведение, или конформизм, показывает степень подчинения индивида давлению большинства, принятия им определенного стереотипа поведения, стандарта, ценностных ориентаций группы, норм, ценностей. Противоположным этому является самостоятельное поведение, которое устойчиво к групповому давлению. Различаются четыре типа поведения по отношению к нему:

1. Внешний конформизм – это явление, когда нормы и мнения группы человек принимает только внешне, внутренне же, на уровне самосознания, он не соглашается с ней, но вслух об этом не говорит. Вообще же это и является истинным конформизмом. Такой тип поведения характерен для человека, приспосабливающегося к группе.

2. Внутренний конформизм имеет место быть, когда человек на самом деле усваивает мнение большинства и согласен с ним полностью. Тем самым проявляется высокий уровень внушаемости личности. Такой тип является приспосабливающимся к группе.

3. Негативизм проявляется, когда человек всячески сопротивляется групповому мнению, очень активно пытается отстаивать свои взгляды, показывает свою независимость, доказывает, спорит, стремится к тому, чтобы его мнение стало в конце концов мнением всей группы, не скрывает этого желания. Этот тип поведения свидетельствует о том, что индивид не хочет приспосабливаться к большинству, а стремится приспособить их к себе.

4. Нонконформизм – это самостоятельность норм, суждений, ценностей, независимость, неподверженность групповому давлению. Такой тип поведения характерен для самодостаточного человека, когда мнение не меняется из-за давления большинства и не навязывается другим людям.

Современные исследования конформизма делают его объектом изучения четырех наук: психологии, социологии, философии и политологии. Поэтому есть необходимость отделять его как явление в социальной сфере и конформное поведение как психологическую особенность человека.

Конформизм и государство

Конформизм – это феномен, который играет важную роль, являясь одним из механизмов, отвечающих за принятие группового решения. Известно, что любая социальная группа имеет степень терпимости, которая относится к поведению ее членов. Каждый из них может отклоняться от принятых норм, но до определенного предела, при этом его позиция не подрывается, и не наносится ущерб чувству общего единства.

Государство заинтересовано в том, чтобы не потерять контроль над населением, поэтому оно относится к этому явлению положительно. Вот почему конформизм в обществе очень часто культивируется и насаждается господствующей идеологией, системой воспитания, СМИ, службами пропаганды. К этому предрасположены в первую очередь государства с тоталитарными режимами. Тем не менее в «свободном мире», в котором культивируется индивидуализм, стереотипность мышления и восприятия также является нормой. Общество старается навязать своему члену стандарты, стиль жизни. В условиях глобализации конформизм выступает как стереотип сознания, воплощаемый в распространенной фразе: «Так живет весь мир».

>Виды конформизма

Характеристика видов конформного поведения

Конформизм – это довольно сложное социально-психологическое явление, которое исследуется с точки зрения его многогранности и многоаспектности. На сегодняшний день исследователи выделили несколько видов конформного поведения, которые мы далее охарактеризуем.

Сегодня существуют следующие виды конформизма:

  1. Внешний конформизм;
  2. Внутренний конформизм;
  3. Пассивный конформизм;
  4. Активный конформизм;
  5. Осознанный конформизм;
  6. Бездумный конформизм.

Определение 1

Внешний конформизм – это вид конформного поведения, при котором человек подчиняется общим идеям и ценностям лишь внешне. Таким образом, он избегает проблем, с которыми может столкнуться в случае неповиновения власти или окружающим. При этом, внутреннее он все еще остается верен своим идеям и принципам, но не стремится демонстрировать это в жизни.

В противовес внешнему конформизму исследователи выделяют внутренний конформизм. Он характерен людям, которые действительно изменили свои взгляды и внутреннюю позицию в соответствии со внешними обстоятельствами и требованиями большинства членов группы. В этом случае человек может достичь внутренней гармонии (если его установки изначально совпадали с принятыми установками), или же он просто отказывается от своих идей и поддается общественности, осознавая бесполезность и бесперспективность своих мыслей.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

С другой стороны, авторами выделяется пассивный и активный конформизм. Пассивный конформизм рождается внешним давлением извне. На человека оказали влияние – он сразу же подчинился, не желая сталкиваться с нападками и проблемами со стороны. Активный конформизм исходит со стороны самого человека. Даже если позиция, которая будет более популярна, не объявляется и не спускается сверху, то человек стремится полностью погрузиться в ситуацию и почувствовать, к чему она может привести, и как на нее отреагирует общественность.

Это же касается осознанного и бездумного конформизма. Если человек осознает, что ему придется подчиниться каким-либо идеям и правилам, то в данном случае конформизм будет осознанным. Важную роль играет также и тот фактор, что индивид понимает последствия своих действий, может взвесить все «за» и «против». Бездумный конформизм наоборот заставляет человека стихийно принимать сторонние нормы и принципы жизни, мировоззрения, не задумываясь о последствиях как для самих себя, так и для окружающих.

Характеристика конформизма

Конформизм является довольно осознанной формой социального поведения людей, при которой он находится под достаточно серьезным психологическим воздействием. Это приводит к тому, что человек вынужден принять общие социальные установки, чтобы не быть изгнанным из своей социальной группы. По сути, конформизм – это согласие с общепринятыми установками и ценностями. При этом, человек не заявляет открыто о своем мнении, даже если оно, по его мнению, более верное и приемлемое в складывающихся условиях.

По мере исследования конформизма как социального и психологического явления, исследователи сталкивались с рядом вопросов. Например, по какой причине люди проявляют конформизм, почему иногда они ведут себя конформно, а иногда они не проявляют такое поведение, почему некоторые не боятся высказать свое мнение и принять статус «нонконформизма», есть ли такие типы личности (с точки зрения психологии), которые в большей степени подвержены конформизму?

В ходе исследований они добились того, чтобы получить конкретные ответы на заданные вопросы. Во-первых, авторами было установлено, что степень конформизма может возрастать, если задача, которая поставлена перед группой, сложна и не входит в компетенции индивида. Таким образом, человек не уверен, что у него достаточно опыта и знаний для решения данного вопроса, поэтому он предпочитает соглашаться с мнением большинства, чтобы избежать личных ошибок. Во-вторых, влияние группы на индивида напрямую зависит от того, насколько человек значим для своей группы, а также насколько группа важна для самого человека. Если эта группа для него – референтная, то соответственно она будет оказывать на него более сильное воздействие. В такой группе человек будет вести себя более конформно, чем в индифферентной группе, где он будет ощущать свое превосходство и более высокий уровень знаний и компетенций.

Выделим еще несколько моментов. Если человек напрямую зависим от соответствующей группы, то под ее влиянием он будет вести себя более конформно. Это будет происходить по причине того, что человек дорожит группой и боится потерять свое место внутри нее. Если он не зависит от группы, то ему будет проще проявлять нонконформизм или, в конце концов, выйти из состава сообщества, поскольку оно не будет иметь для человека большой ценности. Если в группе человек не находит поддержки, то он будет более склонен к конформному поведению. Обычно он становится «ведомым», подчиняется мнению большинства, игнорирует свои потребности и желания в том, чтобы заявить о себе и о собственном мнении.

Таким образом, конформное поведение человека является довольно сложной и актуальной проблемой, которая встала в центре исследований ряда ученых из разных областей. Это и психологи, и медики, а также психотерапевты, биологи. Для них изучение конформного поведения является важной частью, поскольку этот тип поведения раскрывает многие особенности жизни человека, его характера, деятельности, направленности мировоззрения. На степень конформности влияет также религия человека, его статус в обществе и в конкретной группе. Мы уже определили, что чем выше статус человека и уровень его компетенций, тем менее он подвержен конформности. Также следует уточнить, что конформному поведению чаще подвержены женщины и дети, а вот мужчины реже подчиняются чужому мнению, поскольку могут самостоятельно отстоять свою позицию. Таким образом, конформность – это феномен современной науки, который изучается во всей его многоаспектности и многогранности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *