Когнитивно поведенческий психотерапевт

Когнитивно поведенческий психотерапевт

Описание программы: важная особенность в том, что, пройдя курс, человек становится психотерапевтом самому себе, получает эффективные навыки решения своих внутренних проблем и конфликтов, узнает секреты эффективной психотерапии.

Когнитивно-поведенческая психотерапия (КПТ) – одно из ведущих направлений психотерапии в современном мире. Её эффективность доказана в научных исследованиях. По результатам многих исследований она признана самым действенным и научно обоснованным из всех психотерапевтических подходов. На курсе вы узнаете теорию, методы и техники когнитивно-поведенческой психотерапии, поймете философию когнитивного подхода к психическим расстройствам, научитесь справляться с такими проблемами как панические атаки, страхи и фобии, депрессии, зависимости и др. Кроме того, вы получите навыки осознанности и совладания с собственными тревожными состояниями, что, несомненно, позволит вам улучшить качество собственной жизни. Немаловажно, что обширный материал предлагается в краткосрочном и емком формате.
Принципиальная особенность программы заключается в том, что основы КПТ рассматриваются в широком психологическом и клиническом контексте, что позволит слушателям применять полученные знания в жизни, а специалистам ⁠– в любом направлении психотерапии и консультирования.
Что Вас ждет:
— КПТ тревожных состояний, страхов, панических атак
— КПТ зависимостей (алкоголь, курение, социальные сети и др.)
— КПТ депрессивных расстройств
— методы поведенческой психотерапии (учимся управлять свои телом, расслабляться, регулировать напряжение, снимать тревогу и стресс)
— теория и практика КПТ, техники и приемы; базовые установки людей с психологическими проблемами; долженствование, оценочная зависимость, катастрофизация, непереносимость фрустрации
— концептуализация, реатрибуция, методы работы с дисфункциональными установками, убеждениями, ошибками мышления
— представление и анализ клинических психотерапевтических случаев, примеров

— современные интегративные направления третьей волны когнитивно-поведенческой терапии, концепт mindfulness, споры вокруг медитации в психотерапии

— ПРАКТИКА: домашние задания, контроль навыков, ответы на ваши вопросы
— предоставление и рекомендации литературы по темам курса
По окончании выдается сертификат о прохождении программы.
Данная программа будет полезна и информативна не только специалистам (практикующим психологам и психотерапевтам), но также всем, кто страдает от страхов, тревоги, депрессивных и зависимых состояний, просто интересуется психологией, тем, кто нацелен на глубокое понимание и гармонизацию взаимоотношений с людьми в собственной жизни.

Название цикла: Современная когнитивно-поведенческая психотерапия.

Объем цикла: 144 уч. часа.

Сроки проведения: 08 июня — 08 октября 2019 г.

Стоимость: 20 тыс. руб. (возможна рассрочка на 4 месяца) ; при оплате до 08 марта — 15 тыс. руб., при оплате до 08 апреля — 16,5 тыс. руб.

Уважаемые коллеги! Дорогие друзья!

Приглашаем врачей, психологов и других специалистов, работающих с людьми, принять участие в дистанционной образовательной программе «Современная когнитивно-поведенческая психотерапия»!

В программе могут принять участие: врачи-психотерапевты, психиатры, психиатры-наркологи, врачи других специальностей, клинические (медицинские) психологи, социальные и практические психологи, психологи других специальностей, студенты старших курсов психологических и медицинских факультетов.

По итогам освоения программы будет выдано удостоверение о повышении квалификации установленного образца! Часть часов может быть зачтена в программы профессиональной переподготовки по специальностям «Психотерапия» (для врачей) и «Клиническая (медицинская) психология» (для психологов).

В программе

Модуль 1. Основы когнитивно-поведенческой психотерапии. Организация психотерапевтического процесса в когнитивно-поведенческой психотерапии. В рамках этого модуля будут рассмотрены:

  • место когнитивно-поведенческой психотерапии среди других направлений психотерапии (показания и противопоказания, а также ограничения и возможности);
  • философия и теоретические основы когнитивно-поведенческой психотерапии (цели и задачи, основные принципы, понимание нормы и патологии, основные этапы работы);
  • коммуникация в когнитивно-поведенческой психотерапии (привлечение и приобщение пациента к философии метода, позиция психотерапевта, контакт и психотерапевтический контракт в современной когнитивно-поведенческой психотерапии);
  • теоретическая база поведенческой терапии на основе трех видов научения: классического, оперантного и социального научения.

Модуль 2. Базовые техники когнитивно-поведенческой психотерапии. В рамках данного модуля Вы освоите «джентельменский набор» техник КПТ, который позволит Вам уверенно действовать в большинстве терапевтических ситуаций:

  • технологии отслеживания и фиксации автоматических негативных мыслей;
  • технологии отслеживания и фиксации промежуточных мыслей;
  • технологии выявления глубинных дисфункциональных когниций;
  • принципы и техники проработки дисфункциональных когниций;
  • техники работы с дисфункциональными переживаниями;
  • принципы и техники формирования домашних заданий.

Модуль 3. Медицинская модель когнитивно-поведенческой терапии: использование поведенческих, когнитивных и опыт-ориентированных технологий в психотерапии пациентов различных клинических групп. В рамках этого модуля будут рассмотрены:

  • показания, противопоказания, роль и место КПТ в лечении и реабилитации пациентов разных клинических групп (проблемы и расстройства адаптации, неврозы, личностные расстройства, психосоматические заболевания, болезни зависимости, психические заболевания и органические поражения головного мозга);
  • осознанное сочетание поведенческих и когнитивных техник психотерапии с опорой на логику оказания помощи, мишени и индивидуальную программу психотерапии.

Модуль 4. Психологическая помощь, консультирование и психологическая поддержка в рамках когнитивно-поведенческой терапии. Применение когнитивно-поведенческой терапии для воздействия на отдельные мишени психотерапии. В рамках этого модуля будут рассмотрены:

  • личность и фиксированные формы поведения в работе когнитивно-поведенческого терапевта;
  • консультирование и психологическая поддержка в КПТ;
  • повышение качества рефлексии — диагностика расстройства и анализ поведения (условий, контекста, внешней среды, внутренних и внешних факторов);
  • работа с мотивацией и формирование личной ответственности в КПТ (информирование об условиях изменений — установление причинно-следственных связей между когнициями, чувствами, симптомами и фиксированными формами поведения);
  • преодоление алекситимии в КПТ;
  • комплаенс-терапия в рамках КПТ;
  • формирование новых моделей поведения;
  • формирование навыков самоменеджмента (самонаблюдения, самооценивания, самоподкрепления, самопомощи).

Мы ждём вас, дорогие коллеги!

Контактные данные:

Телефон: +7 812 467-47-90
Электронная почта: client@ipmp-spb.ru

О программе

Когнитивно-поведенческое направление психотерапии к настоящему времени имеет длинную историю, включая историю развития отдельных методов терапии (поведенческие модели Э. Торндайка, Дж. Уотсона, Б. Скиннера, А. Бандуры, когнитивные модели А. Эллиса и А. Бэка и др.), историю интеграции в целостное направление (когнитивно-поведенческое) не только на уровне отдельных техник, но и на уровне методологии, историю развития и переосмысления направления с заимствованием подходов из смежных психотерапевтических и философских систем (третья волна КПТ).

В настоящее время когнитивно-поведенческую психотерапию многие специалисты рассматривают как наиболее научно-обоснованное (т.е. имеющее наибольшее количество исследований, подтверждающих эффективность) и технологически выверенное направление психотерапии. Методы когнитивно-поведенческой психотерапии все чаще не только входят в арсенал современного психотерапевта, но и занимают в нем ведущее, если не единственное место.

Как многие модные тенденции в области психотерапии, когнитивно-поведенческое направление, увы, не избежало печальной славы «терапии всего». Так, в случае отсутствия у специалиста ориентации на клиническую практику, а порой и должной клинической подготовки, когнитивно-поведенческая психотерапия применяется без должного понимания границ и возможностей входящих в нее методов и техник.

Фактически, такая психотерапия становится «безграничной» и рассматривается своими носителями в качестве панацеи. К счастью, до тех пор, пока специалист удерживается в рамках консультирования, особого вреда нет. Но как только на прием приходят пациенты, требующие лечения, ситуация меняется! Любой метод имеет определенные ограничения и показания к применению в клинической практике. Методы когнитивно-поведенческого направления, несмотря на широкий спектр показаний, не исключение.

Наш цикл поможет специалистам в области психотерапии не только разобраться в современной когнитивно-поведенческой психотерапии, но и освоить особенности применения этого высокоэффективного инструмента помощи к пациентам различных клинических групп на различных этапах лечения и реабилитации. Отдельной изюминкой выступят особенности применения когнитивно-поведенческой терапии при оказании помощи здоровым людям, а также особенности ее использования для точечного воздействия на отдельные мишени психотерапии.

Об Институте и команде, курирующей данную образовательную программу

Мы — команда Санкт-Петербургского Института психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского. На протяжении многих лет наш Институт является лидером по подготовке психотерапевтов и медицинских психологов в России и странах постсоветского пространства. В наш преподавательский состав входят доктора и кандидаты наук, практики в области психотерапии и медицинской психологии.

Научно-методический куратор программы (в области клинических аспектов применения КПТ) НАЗЫРОВ Равиль Каисович

Врач-психотерапевт, врач-психиатр, врач психиатр-нарколог.

Доктор медицинских наук, ректор Института психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского, экс-президент Российской Психотерапевтической Ассоциации (РПА), главный редактор «Российского психотерапевтического журнала», автор 14 монографий и учебников, в т.ч. учебников для вузов «Клиническая психология» и «Психотерапия» (СПб, 2012 г.).

Научно-методический куратор программы (в области методологии, методов, методик и техник КПТ) ЗАЛЕВСКИЙ Генрих Владиславович

Доктор психологических наук, Заслуженный деятель наук РФ, член-корр. РАО, действительный член Международной академии психологических наук, член Всемирной федерации психического здоровья, Российской Психотерапевтической Ассоциации, когнитивно-поведенческий психотерапевт, супервизор. Автор свыше 300 публикаций по проблемам медицинской (клинической) психологии, в том числе монографии «Личность и фиксированные формы поведения» (2007), учебных пособий: «Введение в клиническую психологию» (2010, 2012, 2013), «Основы бихевиорально-когнитивной психотерапии и консультирования» (2002, 2006, 2013), «История клинической психологии» (2012), «Введение в профессию. Клиническая психология» (2012). «Психологическая супервизия» (2008, 2010, 2013).

Ведущий преподаватель программы

БУБНОВА Ирина Викторовна

Клинический (медицинский) психолог. Когнитивно-поведенческий терапевт.

Куратор направления «Клиническая (медицинская) психология» Института психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского. Автор более 20 научных трудов, в том числе монографии «Клиническая психотерапия в наркологии».

Обучение полностью дистанционное и будет реализовано с применением современных технологий и видов данной формы обучения. Дистанционный формат удобен для специалистов, которые проживают как в Санкт-Петербурге, так и других регионах нашей необъятной Родины, поскольку, несмотря на взаимодействие «через экран», обладает рядом преимуществ по сравнению с традиционным подходом к обучению.

  • Большая свобода в распределении времени обучения— дистанционная программа реализуется на протяжении 4 месяцев (по сравнению с двумя неделями очной программы, отводимыми на изучение той же темы с тем же количеством учебных часов), что позволяет осваивать материал и выполнять задания без спешки, в удобном для Вас темпе!
  • Возможность учиться без отрыва от практики— не секрет, что психологи являются фанатами своего дела, и каждый день в отрыве от наших пациентов оставляет маленький рубец на сердце. Дистанционный цикл позволяет Вам осваивать новые компетенции и тут же применять их в реальной практике, гибко совмещая профессиональную и учебную деятельность!
  • Экономия денежных средств— в условиях современной рыночной экономики повышение квалификации порой оказывается существенным вложением денежных средств, требующим переосмысления других важных статей бюджета. В случае дистанционного обучения у Вас не будет необходимости оплачивать проживание в чужом городе и транспортные расходы, что позволит придерживаться привычного качества жизни и распределить сэкономленные средства на значимые для Вас задачи!
  • «С любимыми не расставайтесь»— даже для жителей Санкт-Петербурга очное обучение предполагает погружение в программу с девяти утра до пяти вечера ежедневно на протяжении двух недель. В случае же командировки из другого города такая форма подразумевает еще более явную разлуку с возлюбленными, друзьями, детьми и родителями, нарушение привычного образа жизни. Учеба на дистанционном цикле позволит Вам осваивать новые компетенции без тягостного чувства тоски по дорогим Вашему сердцу людям!

В данном цикле применяются все основные технологии дистанционного формата образования

Вебинары позволяют сохранить «живой» формат передачи материала и дают Вам возможность задать интересующие вопросы и тут же получить на них ответы!

Видеолекции — в ходе изучения каждой из тем Вы получите доступ к уникальным видеолекциям, записанным преподавателями специально для Вас!

Аудио-слайды позволяют формировать новые представления о важной для Вас теме в любое удобное время — в транспорте, перед сном или даже на рабочем месте. Лучшие преподаватели Ленинградской школы психотерапии подготовят для Вас информацию по актуальным темам и лично озвучат каждый слайд!

Презентации будут особенно удобны тем, кто предпочитает получать информацию в наиболее лаконичном виде и самостоятельно изучать ее, формируя общие представления и дополняя их впоследствии другими формами обучения!

Конспект литературы предназначен для желающих получить максимально развернутое представление об избранной теме и понять не только концептуальные подходы, но и исторические и научные предпосылки их формирования!

Практика применения знаний необходима для формирования умений, навыков и развития профессиональных компетенций.

Участие в цикле обеспечит начинающим специалистам уверенный старт в профессиональной деятельности, а профессионалам в области когнитивно-поведенческой психотерапии позволит углубиться в прикладные вопросы ее применения для помощи своим пациентам и клиентам.

Ориентировочное расписание занятий

Модуль 1. Основы когнитивно-поведенческой психотерапии. Организация психотерапевтического процесса в когнитивно-поведенческой психотерапии

Формат

Название

1

Вебинар 1

Место когнитивно-поведенческой психотерапии среди других направлений психотерапии. Философия и теоретические основы когнитивно-поведенческой психотерапии

2

Вебинар 2

Теоретическая база поведенческой терапии на основе трех видов научения: классического, оперантного и социального. Контакт и психотерапевтический контракт в современной когнитивно-поведенческой психотерапии

3

Тема 1

Место когнитивно-поведенческой психотерапии среди других направлений психотерапии (показания и противопоказания, а также ограничения и возможности)

4

Тема 2

Философия и теоретические основы когнитивно-поведенческой психотерапии (цели и задачи, основные принципы, понимание нормы и патологии, основные этапы)

5

Тема 3

Коммуникация в когнитивно-поведенческой психотерапии (привлечение и приобщение пациента к философии когнитивно-поведенческой психотерапии, позиция психотерапевта, контакт и психотерапевтический контракт в современной когнитивно-поведенческой психотерапии)

6

Тема 4

Теоретическая база поведенческой терапии на основе трех видов научения: классического, оперантного и социального научения

Модуль 2. Базовые техники когнитивно-поведенческой психотерапии

Формат

Название

1

Вебинар 1

Технологии отслеживания и фиксации автоматических негативных мыслей, промежуточных мыслей; технологии выявления глубинных дисфункциональных когниций

2

Вебинар 2

Принципы и техники проработки дисфункциональных когниций, техники работы с дисфункциональными переживаниями

3

Тема 1

Технологии отслеживания и фиксации автоматических негативных мыслей, технологии отслеживания и фиксации промежуточных мыслей

4

Тема 2

Технологии выявления глубинных дисфункциональных когниций

5

Тема 3

Принципы и техники проработки дисфункциональных когниций

6

Тема 4

Техники работы с дисфункциональными переживаниями; принципы и техника формирования домашних заданий

Модуль 3. Медицинская модель когнитивно-поведенческой терапии: использование поведенческих, когнитивных и опыт-ориентированных технологий в психотерапии пациентов различных клинических групп

Формат

Название

1

Вебинар 1

Осознанное сочетание поведенческих и когнитивных техник психотерапии с опорой на логику оказания помощи, мишени и индивидуальную программу психотерапии

2

Вебинар 2

Показания, противопоказания, роль и место когнитивно-поведенческой терапии в лечении и реабилитации пациентов разных клинических групп: проблемы и расстройства адаптации, неврозы, личностные расстройства, психосоматические заболевания, болезни зависимости, психические заболевания и органические поражения головного мозга

3

Тема 1

Осознанное сочетание поведенческих и когнитивных техник психотерапии с опорой на логику оказания помощи, мишени и индивидуальную программу психотерапии

4

Тема 2

Показания, противопоказания, роль и место когнитивно-поведенческой терапии в лечении и реабилитации пациентов разных клинических групп: проблемы и расстройства адаптации, неврозы

5

Тема 3

Показания, противопоказания, роль и место когнитивно-поведенческой терапии в лечении и реабилитации пациентов разных клинических групп: личностные расстройства, психосоматические заболевания

6

Тема 4

Показания, противопоказания, роль и место когнитивно-поведенческой терапии в лечении и реабилитации пациентов разных клинических групп: психические заболевания и органические поражения головного мозга

Модуль 4. Психологическая помощь, консультирование и психологическая поддержка в рамках когнитивно-поведенческой терапии. Применение когнитивно-поведенческой терапии для воздействия на отдельные мишени психотерапии

Формат

Название

1

Вебинар 1

Личность и фиксированные формы поведения в работе когнитивно-поведенческого терапевта. Консультирование и психологическая поддержка в когнитивно-поведенческой терапии. Формирование навыков самоменеджмента (самонаблюдения, самооценивания, самоподкрепления, самопомощи)

2

Вебинар 2

Применение когнитивно-поведенческой терапии для воздействия на отдельные мишени психотерапии: повышение качества рефлексии, работа с мотивацией и формирование личной ответственности, преодоление алекситимии, комплаенс-терапия, формирование новых моделей поведения, преодоление «резистентности» к психотерапии

3

Тема 1

Личность и фиксированные формы поведения в работе когнитивно-поведенческого терапевта

4

Тема 2

Консультирование и психологическая поддержка в когнитивно-поведенческой терапии. Формирование навыков самоменеджмента (самонаблюдения, самооценивания, самоподкрепления, самопомощи)

5

Тема 3

Применение когнитивно-поведенческой терапии для воздействия на отдельные мишени психотерапии: повышение качества рефлексии, работа с мотивацией и формирование личной ответственности

6

Тема 4

Применение когнитивно-поведенческой терапии для воздействия на отдельные мишени психотерапии: преодоление алекситимии, комплаенс-терапия, формирование новых моделей поведения, преодоление «резистентности» к психотерапии

*Институт оставляет за собой право изменить содержание программы в пределах 10% занятий, а также изменить ответственных за преподавание отдельных занятий при сохранении общего качества образования.

В программе:

  • философия и методология когнитивно-поведенческой терапии;
  • технические приемы когнитивно-поведенческой терапии;
  • возможности и ограничения когнитивно-поведенческой терапии;
  • особенности применения когнитивно-поведенческой терапии по отношению к пациентам различных клинических групп;
  • психологическое консультирование с использованием когнитивно-поведенческой терапии.

Завершив программу, Вы сможете:

  • выявлять дисфункциональные убеждения Вашего пациента (клиента) на различных уровнях;
  • влиять на эти убеждения для достижения консультативных и терапевтических целей;
  • обоснованно применять когнитивно-поведенческую терапию;
  • дифференцированно применять когнитивно-поведенческую терапию по отношению к пациентам различных клинических групп (при наличии базовой клинической подготовки!);
  • использовать техники когнитивно-поведенческой терапии для решении отдельных психологических задач, проблем и трудностей.

«Расстраивают человека не факты и события, а то, как он смотрит на них»

Эпиктет

Контактные данные:

Телефон: +7 812 467-47-90
Электронная почта: client@ipmp-spb.ru

Санкт-Петербургский Институт психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского, осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии от «13» мая 2014 года № 0988, выданной комитетом по образованию Правительства г. Санкт-Петербурга.

Все Программы разработаны и утверждены на основании требований к образовательным программам дополнительного профессионального образования в соответствии с Федеральным законом РФ № 273-ФЗ от 29.12.2013 «Об образовании в Российской Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. № 966 «О лицензировании образовательной деятельности»; Приказом Министерства образования и науки РФ от 01.06.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».

Фундаментальность парадигмы:

Поведенческая психология S (стимул) — R (реакция)

Когнитивная психология S (стимул) — O (организм) — R (реакция)

Нейропсихология и нейрофизиология

Психолингвистика и психосемантика

Нарративный подход и лингвистический анализ Л. Витгенштейна

Философский базис

Философский базис КПТ:

Новая эффективная философия – New Effective Philosphy:

Запад – Античность – стоицизм: Эпиктет, Марк Аврелий, Сенека, Зенон

Эпикур – ответственный гедонизм

Экзистенциализм (Ж-П Сартр, П. Тиллих, М. Хайдеггер)

Общая семантика (А. Коржибски, В. Джонсон)

Философия науки (Т. Кун)

Феноменология (Э. Гуссерль)

Восток – Будда и Лао Цзы

Влияние других психологических школ:

А. Адлер

К. Хорни

Ф. Хайдер

Г. Салливан

Г. Келли

Трилогия разума:

Когниция – обработка информации, аргументация, мышление, узнавание, познание, память, понимание

Конация – целенаправленное действие, мотивация, воля, инстинкты, желания

Аффект – эмоции, чувства, настроение

Когнитивными (познавательными) функциями называются наиболее сложные функции головного мозга, с помощью которых осуществляется процесс рационального познания мира и обеспечивается целенаправленное взаимодействие с ним: восприятие информации; обработка и анализ информации; запоминание и хранение; обмен информацией и построение и осуществление программы действий

Когнитивные функции:

ВОСПРИЯТИЕ (перцепция) – активный процесс поиска требуемой информации, выделения существенных признаков, сличения их между собой, создания адекватных гипотез и последующего сличения этих гипотез с исходными данными;

ПРАКСИС – способность приобретать, сохранять и использовать разнообразные двигательные навыки;

ВНИМАНИЕ – избирательная направленность на тот или иной объект;

ПАМЯТЬ — способность фиксировать факт взаимодействия со средой (внешней или внутренней), сохранять результат этого взаимодействия в форме опята и использовать его в поведении;

РЕЧЬ — способность обмениваться информацией с помощью высказываний;

ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ ФУНКЦИИ – набор высокоуровневых когнитивных процессов, позволяющий планировать текущие действия в соответствии с поставленной целью, изменять реакцию в зависимости от контекста, избирательно уделять внимание нужным процессам и контролировать результат поведения.

МЫШЛЕНИЕ сложная форма психической деятельности, обеспечивающая опосредованное и обобщенное познание объективной реальности с помощью сопоставления получаемой информации, нахождения общего и различий, и вынесения суждений и умозаключений.

Когнитивно-поведенческая психотерапия:

– это активный, директивный, ограниченный во времени, структурированный подход. В основе данного подхода лежит теоретический посыл, согласно которому эмоции и поведение человека в значительной степени детерминированы тем, как он описывает для себя и структурирует реальность. Представления человека (вербальные или образные «события», присутствующие в его сознании) определяются его установками и умопостроениями (схемами), сформированными в результате прошлого опыта.

3 базовых положения:

Когниции влияют на поведение и эмоции;

Человек может отслеживать свои мысли и имеет возможность работать над их изменением;

Желаемое изменение в поведении и эмоциях может быть достигнуто посредством изменения мышления.

3 самые популярные школы КПТ:

Рационально-эмотивно-поведенческая психотерапия (А. Эллис)

Когнитивная терапия (А. Бек)

Терапия Реальностью и Теория Выбора (У. Глассер)

В работах Бека выделяются три уровня мышления:

1) произвольные мысли;2) автоматические мысли;3) базовые убеждения (установки) и когнитивные схемы.

Третий уровень является наиболее глубоким и поэтому наименее осознаваемым, произвольные мысли – наоборот, наиболее поверхностны и легко осознаваемы, автоматические мысли занимают промежуточное положение. Автоматические мысли отражают содержание более глубокого уровня – убеждений и схем.

Базовые убеждения не могут быть названы нормальными или патологическими, их можно разделить лишь на адаптивные или дезадаптивные. Более того, одно и то же базовое убеждение, в зависимости от ситуационных особенностей, в разное время может быть как адаптивным, так и дезадаптивным. Дезадаптивные убеждения приводят к возникновению выявляемых при анализе автоматических мыслей когнитивных ошибок.

Взаимосвязь мышления, эмоций и поведения была известна ещё древнегреческим философам-стоикам. Они знали, что способ, которым человек интерпретирует свой опыт, предопределяет то, как он будет себя чувствовать и как действовать. А. Бек использовал этот факт как фундамент для построения высокоструктурированной и краткосрочной методики когнитивной психотерапии.

Поскольку эмоции и поведение человека во многом определяются его мышлением (когнициями), то, меняя мышление, можно изменить эмоциональное состояние и повлиять на поведенческую активность человека. Поэтому главное значение в когнитивной психотерапии придаётся изменению процесса обработки информации человеком, трансформации мышления клиента.

Бек считал, что существенной разницы между нормальными и патологическими эмоциями и поведением не существует, и что наблюдаемые при психических расстройствах дисфункциональные эмоции и поведение представляют из себя не принципиально новое явление, а лишь чрезмерно усиленные нормальные адаптивные процессы.

Когнитивные ошибки – это искажения мышления, которые возникают при обработке информации клиентом, мешают логично мыслить и способствуют возникновению и сохранению психопатологических расстройств. К числу наиболее распространённых когнитивных ошибок относятся следующие:

Можны П., Шлепецки М. — Когнитивно-бихевиоральная терапия психических расстройств [2015, PDF, RUS]

Предисловие
Глава 1. Введение
Глава 2. Основные характеристики КБТ
Глава 3. Теория КБТ
3.1. Теория научения
3.1.1. Экспериментальные модели
3.1.1.1. Условный рефлекс и классическое обусловливание
3.1.1.2. Контекстное обусловливание
3.1.1.3. Оперантное обусловливание
3.1.1.4. Формирование
3.1.1.5. Выученная беспомощность
3.1.2. Теория социального научения
3.1.2.1. Обучение путем подражания
3.1.2.2. Субсидиарное классическое обусловливание эмоциональных реакций
3.1.2.3. Оценка собственной способности
3.2. Когнитивные процессы
3.2.1. Когнитивные события
3.2.2. Теория личностных конструктов
3.2.3. Когнитивные схемы
3.2.4. Когнитивные ошибки
3.2.5. Ранние малоадаптивные схемы
3.2.6. Режимы
3.2.7. Когниции и эмоции — релятивная десинхронизация
3.3. Модель психических расстройств
3.3.1. Предыспонирующие факторы
3.3.2. Преципитирующие факторы
3.3.3. Проявление психического расстройства
3.3.4. Модифицирующие факторы
3.3.5. Поддерживающие (перпетуирующие) факторы
Глава 4. Структура КБТ
4.1. Когнитивно-бихевиоральное обследование
4.2. Первичное обследование
4.2.1. Проведение первичного обследования
4.2.2. Противопоказания для начала КБТ
4.3. Подробное обследование
4.3.1. Методы обследования
4.3.2. Когнитивно-бихевиоральный разговор
4.4. Измерение
4.4.1. Самонаблюдение
4.4.2. Анкеты по самооцениванию
4.4.3. Информация от других людей
4.4.4. Прямое наблюдение за поведением
4.5. Бихевиоральный анализ
4.5.1. Описание проблемного поведения пациента
4.5.2. Триггеры, контекст и модифицирующие факторы
4.5.3. Последствия проблемного поведения
4.5.4. Как пациент научился данной модели поведения
4.6. Когнитивный анализ
4.7. Функциональный анализ
4.8. Формулировка проблемы
4.9. Определение проблемы
4.10. Цели
4.11. Терапевтический план
4.12. Окончание лечения
Глава 5. Структура сеанса КБТ
Глава 6. Терапевтические отношения в КБТ
6.1. Фазовая модель процесса КБТ
6.2. Установление и поддержание терапевтических отношений
6.3. Перенос и контрперенос
6.4. Психогенная ятрогения
Глава 7. Методы КБТ
7.1. Привлечение (включение) пациента к лечению
7.2. Бихевиоральные методы
7.2.1. Обучение мышечной релаксации
7.2.1.1. Прикладная релаксация
7.2.1.2. Аутогенная тренировка по Шульцу
7.2.2. Тренировка контролируемого дыхания
7.2.3. Воздействие
7.2.3.1. Воздействие в естественных условиях
7.2.3.2. Интероцептивное воздействие
7.2.3.3. Воздействие в воображении
7.2.4. Предотвращение защитной реакции
7.2.5. Наблюдение за деятельностью и ее планирование
7.2.5.1. Наблюдение за деятельностью
7.2.5.2. Планирование деятельности и самовознаграждение
7.2.5.3. Постепенное увеличение сложности заданий
7.2.6. Методы создания нового поведения
7.2.6.1. Обучение по образцу
7.2.6.2. Формирование цепочки и побуждение
7.2.6.3. Ролевые игры
7.2.7. Методы изменения сущеыцствующего поведения — оперант-ное обусловливание
7.2.7.1. Укрепление существующего поведения
7.2.7.2. Устранение нежелательного поведения
7.3. Когнитивные методы
7.3.1. Обучение
7.3.2 Методы воздействия на внимание
7.3.2.1. Отвлечение внимания
7.3.2.2. Остановка мыслей — техника «Стоп»
7.3.2.3. Остановка мыслей с помощью совладающей карточки
7.3.3. Самоинструктирование
7.3.4 . Когнитивная реструктуризация
7.3.4.1. Взаимная связь эмоциональной реакции и автоматических мыслей
7.3.4.2. Определение автоматических мыслей
7.3.4.3. Изучение обоснованности автоматических мыслей
7.3.4.4. Поиск сбалансированной / альтернативной мысли
7.3.4.5. Проверка обоснованности негативных автоматических мыслей в реальных ситуациях (бихевиоральные эксперименты)
7.3.4.6. Обычные проблемы при оспаривании автоматических мыслей
7.3.5. Выявление и изменение дисфункциональных когнитивных схем
7.3.5.1. Идентификация дисфункциональных схем
7.3.5.2. Определение терапевтических целей
7.3.5.3. Разъяснение пациенту когнитивного профиля
7.3.5.4. Исследование обоснованности основных (глубинных) и промежуточных убеждений
7.3.6. Изменение когнитивных процессов в воображении
7.3.6.1. Повторение представления и перенасыщение
7.3.6.2. Управляемое изменение представления
7.3.6.3. Проекция времени
7.3.6.4. Декатастрофизация представления
7.3.6.5. Создание утешительного представления
7.3.6.6. Создание преувеличенного представления
7.3.6.7. Практикование представления
7.3.6.8. Представление будущего
7.3.7. Изменение когнитивных схем в воображении
7.3.7.1. Начало воображения
7.3.7.2. Представление безопасного места
7.3.7.3. Воображение воспоминания из детства
7.3.7.4. Возвращение в безопасное место
7.3.7.5. Воображение, связывающее прошлое с настоящим
7.3.7.6. Диалоги в воображении
7.3.8. Изменение когнитивных схем с помощью ролевых игр
7.3.9. Изменение схем с помощью написания писем
7.3.9.1. Письма другим людям
7.3.9.2. Письма с другой стороны
7.4. Комплексные терапевтические программы
7.4.1. Обучение социальным навыкам
7.4.2. Обучение решению проблем
7.4.2.1. Определение и описание проблемы
7.4.2.2. Мозговой штурм
7.4.3. Обучение управлению гневом
7.4.4. Обучение совладанию с тревогой
7.4.5. Обучение эмпатии
7.4.6. Обучение когнитивному вниманию
7.4.7. Обучение стрессоустойчивости
7.4.8. Обучение управлению эмоциями
7.4.9. Обучение управлению импульсами
7.4.10. Обучение снижению повышенной чувствительности
7.5. Групповая КБТ
7.5.1. Распределение пациентов по группам
7.5.2. Индивидуальная подготовка пациентов для групповой работы
7.5.3. Проведение групповой когнитивно-бихевиоральной терапии
7.5.4. Структура сеансов при групповой терапии
Глава 8. Практическое применение КБТ
8.1. КБТ аффективных расстройств
8.1.1. КБТ депрессивного расстройства
8.1.1.1. Основные данные о депрессивном расстройстве
8.1.1.2. Взгляд КБТ на депрессивное расстройство
8.1.1.3. Терапевтические подходы при депрессивных расстройствах
8.1.1.4. КБТ депрессивного расстройства
8.1.1.4.1. КБТ осмотр при депрессивном расстройстве
8.1.1.4.2. Оценка и измерение при депрессивном расстройстве
8.1.1.4.3. Проблемы и цели, план лечения депрессивного расстройства
8.1.1.4.4. Проведение первичного (ориентировочного) осмотра при депрессивном расстройстве
8.1.1.4.5. Терапевтические интервенции в рамках КБТ депрессивного расстройства
8.1.1.4.6. Проблемы в лечении депрессивных расстройств
8.1.1.5. КБТ и психофармакотерапия при депрессивном расстройстве
8.1.1.6. Казуистика — депрессивное расстройство
8.1.2. КБТ биполярного аффективного расстройства
8.1.2.1. Основная информация о биполярном аффективном расстройстве
8.1.2.2. Взгляд КБТ на биполярное аффективное расстройство
8.1.2.3. Лечение биполярных аффективных расстройств
8.1.2.4. Фармакотерапия и другое биологическое лечение БАР
8.1.2.5. Специфические психотерапевтические подходы для БАР
8.1.2.6. КБТ подход при биполярных аффективных расстройствах
8.1.2.7. КБТ и психофармакотерапия
8.2. КБТ тревожных расстройств
8.2.1. Паническое расстройство
8.2.1.1. Основные данные о паническом расстройстве
8.2.1.2. Паническое расстройство с точки зрения КБТ
8.2.1.3. Лечение панического расстройства
8.2.1.4. Метод КБТ при паническом расстройстве
8.2.1.5. КБТ и психофармакотерапия панического расстройства
8.2.1.6. Казуистика
8.2.2. Генерализованное тревожное расстройство
8.2.2.1. Основная информация о генерализованном тревожном расстройстве
8.2.2.2. Генерализованное тревожное расстройство с точки зрения КБТ
8.2.2.3. Лечение генерализованного тревожного расстройства
8.2.2.4. КБТ подход при генерализованном тревожном расстройстве
8.2.2.5. КБТ и психофармакотерапия при генерализованном тревожном расстройстве
8.2.2.6. Случай генерализованного тревожного расстройства
8.2.3. КБТ агорафобии
8.2.3.1. Основная информация об агорафобии
8.2.3.2. Агорафобия с точки зрения КБТ
8.2.3.3. Лечение агорафобии
8.2.3.4. КБТ подход к агорафобии
8.2.3.5. КБТ и психофармакотерапия агорафобии
8.2.3.6. Пример агорафобии — 1
8.2.3.7. Пример агорафобии — II
8.2.4. КБТ социальной фобии
8.2.4.1. Основные сведения о социальной фобии
8.2.4.2. Социальная фобия с точки зрения КБТ
8.2.4.3. Лечение социальной фобии
8.2.4.4. КБТ подход при социальной фобии
8.2.4.5. КБТ и психофармакотерапия социальной фобии
8.2.4.6. Пример социальной фобии
8.2.5. Специфические фобии
8.2.5.1. Основная информация о специфических фобиях
8.2.5.2. Специфическая фобия с точки зрения КБТ
8.2.5.3. Лечение специфических фобий
8.2.5.4. Когнитивно-бихевиоральный подход при специфических фобиях
8.2.5.5. КБТ и психофармакотерапия специфических фобий
8.2.5.6. Пример специфической фобии
8.3. КБТ обсессивно-компульсивного расстройства603
8.3.1. Основные сведения об обсессивно-компульсивном расстройстве
8.3.1.1. Клинические проявления обсессивно-компульсивного расстройства
8.3.1.2. Диагноз обсессивно-компульсивного расстройства
8.3.1.3. Эпидемиология обсессивно-компульсивного расстройства
8.3.1.4. Этиопатогенетические факторы обсессивно-компульсивного расстройства
8.3.1.5. Дифференциальная диагностика и коморбидность обсессивно-компульсивного расстройства
8.3.1.6. Развитие обсессивно-компульсивного расстройства
8.3.2. Обсессивно-компульсивное расстройство с точки зрения КБТ
8.3.2.1. Бихевиоральные факторы обсессивно-компульсивного расстройства
8.3.2.2. Когнитивные факторы обсессивно-компульсивного расстройства
8.3.2.3. Межличностные факторы обсессивно-компульсивного расстройства
8.3.2.4. Модель КБТ обсессивно-компульсивного расстройства
8.3.2.5. Исследование эффективности КБТ при обсессивно-компульсивном расстройстве
8.3.3. Лечение обсессивно-компульсивного расстройства
8.3.4. КБТ подход при обсессивно-компульсивном расстройстве
8.3.4.1. КБТ обследование при обсессивно-компульсивном расстройстве
8.3.4.2. Оценка и измерение обсессивно-компульсивного расстройства
8.3.4.3. Проблемы и цели, план лечения при обсессивно-компульсивном расстройстве
8.3.4.4. Терапевтические вмешательства при обсессивно-компульсивном расстройстве
8.3.4.5. Проблемы лечения обсессивно-компульсивного расстройства
8.3.5. КБТ и психофармакотерапия обсессивно-компульсивного расстройства
8.3.6. Пример обсессивно-компульсивного расстройства
8.4. КБТ посттравматического стрессового расстройства
8.4.1. Основные данные о посттравматическом стрессовом расстройстве
8.4.1.1. Клинические проявления посттравматического стрессового расстройства
8.4.1.2. Диагноз посттравматического стрессового расстройства
8.4.1.3. Эпидемиология посттравматического стрессового расстройства
8.4.1.4. Этиопатогенетические факторы посттравматического стрессового расстройства
8.4.1.5. Дифференциальная диагностика и коморбидность посттравматического стрессового расстройства
8.4.1.6. Развитие посттравматического стрессового расстройства
8.4.2. Посттравматическое стрессовое расстройство сточки зрения КБТ
8.4.2.1. Бихевиоральные факторы посттравматического стрессового расстройства
8.4.2.2. Когнитивные факторы посттравматического стрессового расстройства
8.4.2.3. Межличностные факторы посттравматического стрессового расстройства
8.4.2.4. Модель КБТ посттравматического стрессового расстройства
8.4.2.5. Исследование эффективности КБТ посттравматического стрессового расстройства
8.4.3. Лечение посттравматического стрессового расстройства
8.4.4. КБТ подход к посттравматическому стрессовому расстройству
8.4.4.1. КБТ обследование при посттравматическом стрессовом расстройстве
8.4.4.2. Оценка и измерение посттравматического стрессового расстройства
8.4.4.3. Проблемы и цели, план лечения посттравматического стрессового расстройства
8.4.4.4. Терапевтические вмешательства при посттравматическом стрессовом расстройстве
8.4.4.5. Проблемы в лечении посттравматического стрессового расстройства
8.4.5. КБТ и психофармакотерапия посттравматического стрессового расстройства
8.4.6. История болезни
8.5. КБТ ипохондрического расстройства
8.5.1. Основные сведения об ипохондрическом расстройстве
8.5.1.1. Клинические проявления ипохондрического расстройства
8.5.1.2. Диагноз ипохондрического расстройства
8.5.1.3. Эпидемиология ипохондрического расстройства
8.5.1.4. Этиопатогенетические факторы ипохондрического расстройства
8.5.1.5. Дифференциальная диагностика и коморбидность ипохондрического расстройства
8.5.1.6. Развитие ипохондрического расстройства
8.5.2. Ипохондрическое расстройство с точки зрения КБТ
8.5.2.1. Бихевиоральные факторы ипохондрического расстройства
8.5.2.2. Когнитивные факторы ипохондрического расстройства
8.5.2.3. Межличностные факторы ипохондрического расстройства
8.5.2.4. Модель КБТ ипохондрического расстройства
8.5.2.5. Исследование эффективности КБТ ипохондрического расстройства
8.5.3. Лечение ипохондрического расстройства
8.5.4. КБТ подход при ипохондрическом расстройстве
8.5.4.1. КБТ обследование ипохондрического расстройства
8.5.4.2. Оценка и измерение ипохондрического расстройства
8.5.4.3. Проблемы и цели, план лечения ипохондрического расстройства
8.5.4.4. Терапевтические вмешательства при ипохондрическом расстройстве
8.5.4.5. Проблемы при лечении ипохондрического расстройства
8.6. КБТ инсомнии (нарушений сна
8.6.1. Описание расстройства
8.6.1.1. Клинические проявления инсомнии
8.6.1.2. Диагностика инсомнии
8.6.1.3. Эпидемиология инсомнии
8.6.1.4. Этиопатогенетические факторы инсомнии
8.6.1.5. Дифференциальная диагностика и коморбидность инсомнии
8.6.1.6. Развитие инсомнии
8.6.2. Точка зрения КБТ на инсомнию
8.6.2.1. Бихевиоральные факторы инсомнии
8.6.3.2. Когнитивные факторы инсомнии
8.6.2.3. Межличностные факторы инсомнии
8.6.2.4. Модель КБТ инсомнии
8.6.2.5. Исследования эффективности КБТ инсомнии
8.6.3. КБТ подход при инсомнии
8.6.3.1. КБТ обследование при инсомнии
8.6.3.2. Оценка и измерение
8.6.3.3. Проблемы и цели, план лечения инсомнии
8.6.3.4. Лечебные интервенции при инсомнии
8.6.3.5. Проблемы при лечении инсомнии
8.6.4. КБТ и психофармакотерапия первичной бессонницы
8.6.5. История болезни
8.7. КБТ шизофрении
8.7.1. Описание шизофрении
8.7.1.1. Клинические проявления шизофрении
8.7.1.2. Диагноз шизофрении
8.7.1.3. Эпидемиология шизофрении
8.7.1.4. Этиопатогенетические факторы шизофрении
8.7.1.5. Дифференциальная диагностика и коморбидность шизофрении
8.7.1.6. Развитие шизофрении
8.7.2. История применения психотерапии при шизофрении
8.7.3. Эффективность психотерапии при шизофрении
8.7.4. КБТ обследование при шизофрении
8.7.4.1. Способы и содержание обследования
8.7.4.2. Список проблем
8.7.4.3. Формулировка проблемы
8.7.5. Применение КБТ при шизофрении
8.7.5.1. Терапевтические программы «жетонной системы», оказывающие влияние на поведение хронически больных шизофренией
8.7.5.2. Обучение социальным навыкам
8.7.5.3. Когнитивно-бихевиоральная терапия острых психотических симптомов — бреда и галлюцинаций
8.7.5.4. Когнитивная реабилитация
8.7.5.5. Семейная когнитивно-бихевиоральная терапия шизофрении
8.7.5.6. Краткосрочные психообразовательные программы
8.8. КБТ расстройства пищевого поведения
8.8.1. Основные сведения о расстройстве пищевого поведения
8.8.1.1. Клинические проявления и диагностика нарушения пищевого поведения
8.8.1.2. Эпидемиология расстройства пищевого поведения
8.8.1.3. Развитие и коморбидность расстройства пищевого поведения
8.8.1.4. Этиология расстройства пищевого поведения
8.8.2. Лечение расстройств пищевого поведения
8.8.2.1. Эффективность КБТ при расстройствах пищевого поведения
8.8.2.2. Бихевиоральные методы
8.8.2.3. Точка зрения КБТ на расстройства пищевого поведения
8.8.2.4. Особенности проведения лечения
8.8.3. Методы КБТ при лечении расстройства пищевого поведения
8.8.3.1. КБТ обследование
8.8.3.2. КБТ расстройств пищевого поведения
8.9. КБТ ожирения
8.9.1. Описание расстройства
8.9.1.1. Клинические проявления ожирения
8.9.1.2. Диагностика ожирения
8.9.1.3. Эпидемиология ожирения
8.9.1.4. Этиопатогенетические факторы ожирения
8.9.1.5. Дифференциальная диагностика и коморбидность ожирения
8.9.1.6. Развитие
8.9.2. Точка зрения КБТ на ожирение
8.9.2.1. Бихевиоральные факторы
8.9.2.2. Когнитивные факторы
8.9.2.3. Межличностные факторы
8.9.2.4. КБТ модель ожирения
8.9.2.5. Исследование эффективности КБТ ожирения
8.9.3. Терапевтические подходы
8.9.3.1. КБТ обследование
8.9.3.2. Оценка и измерение
8.9.3.3. Проблемы и цели, план лечения
8.9.3.4. Терапевтическое вмешательство
8.9.3.5. Проблемы при лечении ожирения
8.10. КБТ зависимости
8.10.1. Что такое зависимость?
8.10.1.1. Клинические проявления зависимости
8.10.1.2. Диагностика зависимости
8.10.1.3. Эпидемиология зависимости
8.10.1.4. Этиопатогенетические факторы и модели зависимости
8.10.1.5. Дифференциальный диагноз и коморбидность зависимости
8.10.1.6. Развитие зависимости
8.10.2. Точка зрения КБТ
8.10.2.1. Бихевиоральная теория
8.10.2.2. Когнитивная теория
8.10.2.3. Когнитивно-бихевиоральная модель зависимости
8.10.3. КБТ подход при зависимости
8.10.3.1. КБТ обследование
8.10.3.2. Цели, структура сеанса и лечебный план
8.10.3.3. Терапевтические интервенции
8.10.3.4. Проблемы, возникающие при лечении, и другое
8.10.4. КБТ и психофармакотерапия
8.10.5. Проект рекомендаций к лечению
8.10.6. Пример
8.11. КБТ сексуальной дисфункции
8.11.1. Основные сведения о сексуальной дисфункции
8.11.1.1. Нормальная сексуальность
8.11.1.2. Нормальное сексуальное поведение
8.11.2. Отдельные сексуальные дисфункции
8.11.2.1. Расстройство сексуального влечения
8.11.2.2. Расстройство сексуального возбуждения
8.11.2.3. Расстройство оргазма
8.11.2.4. Сексуальные расстройства, связанные с болью
8.11.2.5. Сексуальная дисфункция, вызванная соматическим заболеванием
8.11.3. Лечение сексуальной дисфункции — психотерапевтические методы
8.11.3.1. Терапия эректильной дисфункции
8.11.3.2. Лечение преждевременной эякуляции
8.11.3.3. Терапия женской сексуальной дисфункции — аноргазмия, фригидность и аверсивность
8.11.3.4. Сексуальная терапия
8.12. КБТ детей
8.12.1. Основные сведения
8.12.1.1. Описание и диагностика
8.12.1.2. Распространенность и развитие
8.12.1.3. Дифференциальный диагноз и коморбидность
8.12.1.4. Этиопатогенетические факторы
8.12.2. Точка зрения КБТ
8.12.2.1. Бихевиоральные факторы
8.12.2.2. Когнитивные факторы
8.12.2.3. Когнитивная терапия детей до 12 лет
8.12.2.4. Когнитивная терапия с участием подростков
8.12.2.5. Наиболее распространенные проблемы при когнитивно-бихевиоральной терапии детей и подростков
8.12.2.6. Терапевтические интервенции
8.12.3. Терапевтические интервенции при наиболее распространенных психических расстройствах в детском возрасте
8.12.3.1. Лечение тревожных расстройств в детском возрасте
8.12.3.2. Лечение расстройств поведения
8.12.3.3. Лечение гиперактивности и импульсивности
8.12.3.4. Лечение депрессии
8.12.3.5. Лечение расстройств, связанных с проявлением агрессии
8.12.3.6. Применение отдельных методов при различных расстройствах в детском возрасте
8.12.3.7. Исследование эффективности КБТ детей
8.12.4. Фармакологическое лечение
8.12.5. История болезни
8.13. Применение КБТ в соматической медицине
8.13.1. Введение
8.13.2. Обзор болезней
8.13.3. Диагностика
8.13.4. Точка зрения КБТ на соматические болезни
8.13.4.1. Бихевиоральные факторы
8.13.4.2. Когнитивные факторы
8.13.4.3. Межличностные факторы
8.13.4.4. КБТ модель лечения соматического заболевания
8.13.5. Эффективность лечения
8.13.6. КБТ ПОДХОД
8.13.6.1. КБТ обследование
8.13.6.2. Оценка и измерение
8.13.6.3. Проблемы и цели, план лечения
8.13.6.4. Лечебные интервенции
8.13.6.5. Проблемы при лечении
8.13.7. КБТ подход при лечении синдрома раздраженного кишечника
8.13.7.1. Описание расстройства
8.13.7.2. Точка зрения КБТ на синдром раздраженного кишечника
8.13.7.3. КБТ подход
8.13.8. Методы КБТ при сердечнососудистых заболеваниях, вызванных ишемической болезнью сердца
8.13.8.1. Описание расстройства
8.13.8.2. Точка зрения КБТ
8.13.8.3. КБТ подход
8.13.9. КБТ подходы для пациентов с сахарным диабетом
8.13.9.1. Описание расстройства
8.13.9.2. Точка зрения КБТ
8.13.9.3. КБТ подход
8.13.10. КБТ подход к онкологически больным пациентам
8.13.10.1. Описание заболевания
8.13.10.2. Точка зрения КБТ
8.13.10.3. КБТ подход
8.13.11. КБТ подход к синдрому Туррета
8.13.11.1. Описание расстройства и клинические примечания
8.13.11.2. Точка зрения КБТ
8.13.11.3. КБТ подход
8.14. КБТ хронической боли
8.14.1. Хроническая боль — описание расстройства
8.14.1.1. Клинические проявления
8.14.1.2. Диагноз хронической боли
8.14.1.3. Эпидемиология хронической боли
8.14.1.4. Этиопатогенетические факторы хронической боли
8.14.1.5. Дифференциальный диагноз и коморбидность хронической боли
8.14.1.6. Развитие
8.14.2. Точка зрения КБТ на хроническую боль
8.14.2.1. Бихевиоральные факторы хронической боли
8.14.2.2. Когнитивные факторы хронической боли
8.14.2.3. КБТ модель хронической боли
8.14.2.4. Исследование эффективности КБТ хронической боли
8.14.3. КБТ подход при лечении хронической боли
8.14.3.1. КБТ обследование при хронической боли
8.14.3.2. Оценка и методы при хронической боли
8.14.3.3. Проблемы и цели при хронической боли
8.14.3.4. Терапевтические интервенции при хронической боли
8.14.3.5. Проблемы при лечении
8.14.4. КБТ и психофармакотерапия хронической боли
Глава 9. Заключение
Глава 10. Дополнительные материалы — формы, оценочные шкалы, вопросники и анкеты
Основная информация
Основная информация — Лист 2
Основная информация — Лист 3
Основная информация — Лист 4
Анкета жизненной истории
Запись лечебного сеанса
Профиль проблемы
Профиль проблемы
Перечень вопросов
Список целей
Анализ проблемы
Оценка
Проблемы
Цели
Решение рабочих и домашних заданий, социальные отношения и хобби
Шкала нарушения жизни Шихана
Форма для оценки улучшения
Определение и выполнение домашних заданий
Анкета избегающего поведения
Анкета страха
Анкета страха — II
Шкала симптомов социальной фобии Лейбовица
Шкала оценки тяжести обсессивно-компульсивного
расстройства Йеля-Брауна
Шкала тревоги Бека
Шкала депрессии Бека
Анкета депрессивных симптомов
Шкала безнадежности
Анкета
Ежедневное планирование и запись деятельности
Запись мыслей
Анкета адаптации в паре
Схема автобиографии

История терапии

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), называемая также когнитивно- бихевиоральная терапия, зародилась в 50-60х годах двадцатого века. Основоположниками когнитивно-поведенческой терапии являются А. Бэк, А. Эллис и Д. Келли. Ученые изучали восприятие человеком различных ситуаций, его мыслительную деятельность и дальнейшее поведение. В этом и заключалось новшество – слияние принципов и методов когнитивной психологии с бихевиористскими. Бихевиоризм – направление в психологии, специализирующееся на изучении поведения человека и животных. Однако, открытие КПТ не означало, что подобные методы никогда не применялись в психологии. Некоторые психотерапевты использовали когнитивные возможности своих пациентов, разбавляя и дополняя таким образом поведенческую психотерапию.

Когнитивно-поведенческое направление в психотерапии не случайно начало развиваться именно в США. В то время в США была популярна поведенческая психотерапия – позитивно настроенная концепция, считающая, что человек может создавать себя сам, а в Европе, напротив, господствовал пессимистичный в этом плане психоанализ. Направление когнитивно-бихевиоральной психотерапии было основано на том, что человек выбирает поведение, основываясь на собственных представлениях о действительности. Человек воспринимает себя и других людей исходя из собственного типа мышления, который, в свою очередь, получается посредством обучения. Таким образом, неверное, пессимистичное, негативное мышление, которому человек обучился, несет за собой неправильные и негативные представления о действительности, что приводит к неадекватному и разрушительному поведению.

Модель терапии

Что такое когнитивно-поведенческая терапия и в чем она заключается? Основой когнитивно поведенческой терапии являются элементы когнитивной и поведенческой терапии, направленные на корректировку действий, мыслей и эмоций человека в проблемных ситуациях. Ее можно выразить в виде своеобразной формулы: ситуация – мысли – эмоции – поступки. Для того, чтобы разобраться в сложившейся ситуации и понять свои собственные действия, нужно находить ответы на вопросы – что вы подумали и почувствовали, когда это произошло. Ведь в итоге получается, что реакцию предопределяет не столько сложившаяся ситуация, сколько ваши собственные мысли по этому поводу, из которых складывается ваше мнение. Именно эти мысли, порой даже бессознательные, и приводят к появлению проблем – страхов, тревог и других болезненных ощущений. Именно в них и находится ключ к разгадке многих проблем людей.

Главной задачей психотерапевта является выявление ошибочного, неадекватного и неприменимого к происходящему мышления, которое необходимо скорректировать или полностью изменить, прививая пациенту приемлемые мысли и схемы поведения. Для этого проводится терапия из трех этапов:

  • логический анализ;
  • эмпирический анализ;
  • прагматический анализ.

На первом этапе психотерапевт помогает больному анализировать возникающие мысли и чувства, находит ошибки, которые нужно скорректировать или убрать. Второй этап характеризуется обучением пациента принятию наиболее объективной модели реальности и сравнению воспринятой информации с действительностью. На третьем этапе пациенту предлагаются новые, адекватные жизненные установки, исходя из которых нужно научиться реагировать на события.

Когнитивные ошибки

Неадекватные, болезненные и отрицательно направленные мысли бихевиоральный подход рассматривает как когнитивные ошибки. Такие ошибки достаточно типичны и могут возникать у разных людей в разных ситуациях. К ним можно отнести, например, произвольные умозаключения. В этом случае человек извлекает выводы, не имея подтверждений или даже при наличии противоречащих этим выводам фактов. Существует также сверхобобщение – обобщение на основе нескольких происшествий, подразумевающее выделение общих принципов действия. Однако, ненормальным здесь является то, что подобное сверхобобщение применяется и в таких ситуациях, в которых этого делать не следует. Следующей ошибкой идет селективное абстрагирование, при котором избирательно игнорируется определенная информация, а также происходит выдергивание информации из контекста. Наиболее часто такое происходит с негативной информацией в ущерб позитивной.

К когнитивным ошибкам также относится и неадекватное восприятие значимости события. В рамках этой ошибки может происходить как преувеличение, так и преуменьшение значимости, что, в любом случае, не соответствует действительности. Такое отклонение, как персонализация, также не приносит ничего положительного. Люди, склонные к персонализации, расценивают как связанные с ними действия, слова или эмоции других людей, когда на самом деле они не имели к ним никакого отношения. Максимализм, который называют также черно-белым мышлением, также считается ненормальным. При нем человек разграничивает произошедшие вещи на полностью черные или полностью белые, что мешает видеть суть действий.

Базовые принципы терапии

Если вы хотите избавиться от отрицательных установок, следует запомнить и понять некоторые правила, на которых основывается КПТ. Самое главное – это то, что ваши отрицательные чувства в первую очередь вызваны именно вашей оценкой того, что происходит вокруг, а также самого себя и всех окружающих. Значение произошедшей ситуации не стоит преувеличивать, нужно смотреть внутрь себя, в стремлении понять движущие вами процессы. Оценка действительности обычно субъективна, поэтому в большинстве ситуаций можно кардинально переменить отношение с отрицательного на положительное.

Важно осознать эту субъективность даже тогда, когда вы уверены в правдивости и правильности ваших умозаключений. Это частое явление несоответствия внутренних установок с действительностью нарушает ваше спокойствие, так что лучше постараться избавиться от них.

Также очень важно для вас понимать, что все это – неправильное мышление, неадекватные установки – можно изменить. Типичное мышление, выработанное вами, можно подвергнуть коррекции в случае небольших проблем, а в случае серьезных – полностью исправить.

Обучение новому мышлению проводится с психотерапевтом на сеансах и самостоятельных занятиях, что в последствии обеспечивает умение пациента адекватно реагировать на возникающие события.

Методики терапии

Наиболее важным элементом КПТ в психологическом консультировании является обучение пациента правильному мышлению, то есть критической оценке происходящего, использованию имеющихся фактов (и их поиску), пониманию вероятности и анализу собранных данных. Этот анализ также называют опытной проверкой. Такую проверку пациент осуществляет самостоятельно. Например, если человеку кажется, что все постоянно оборачиваются на него на улице, стоит просто взять и посчитать, а сколько людей действительно это сделают? Эта несложная проверка позволяет достигать серьезных результатов, но только в том случае, если ее выполнять, и выполнять ответственно.

Терапия психических расстройств подразумевает использование психотерапевтами и других методик, например, методики переоценки. При ее применении пациент выполняет проверку на вероятность возникновения данного события из-за других причин. Проводится как можно более полный анализ множества возможных причин и их влияния, что помогает трезво оценить произошедшее в целом. Деперсонализация используется в когнитивно-поведенческой терапии для тех пациентов, которые чувствуют себя постоянно в центре внимания и страдают от этого.

С помощью заданий они понимают, что окружающие чаще всего увлечены своими делами и мыслями, а не пациентом. Важным направлением является также устранение страхов, для которого используют сознательное самонаблюдение и декатастрофикацию. Такими методами специалист добивается от больного понимания, что все плохие события заканчиваются, что их последствия мы склонны преувеличивать. Еще бихевиоральный подход подразумевает повторение нужного результата на практике, его постоянное закрепление.

Лечение неврозов с помощью терапии

Когнитивно-поведенческая терапия используется для лечения разнообразных заболеваний, чей список обширен и необъятен. В целом, используя ее методы, лечат страхи и фобии, неврозы, депрессии, психологические травмы, панические атаки и другую психосоматику.

Методов когнитивно-поведенческой терапии очень много, а их выбор зависит от конкретного человека и его мыслей. Например, существует техника – рефрейминг, при котором психотерапевт помогает больному избавиться от жестких рамок, в которые он себя загнал. Для того, чтобы лучше понимать себя, больному может предлагаться ведение своеобразного дневника, в который записываются чувства и мысли. Такой дневник будет полезен и доктору, так как он сможет таким образом подобрать более подходящую программу. Психолог может обучать своего пациента позитивному мышлению, заменяющему сформировавшуюся негативную картину мира. Бихевиоральный подход имеет интересный способ – смену ролей, при которой пациент смотрит на проблему со стороны, как будто она происходит у другого человека, и старается дать советы.

Для лечения фобий или панических атак поведенческая психотерапия использует имплозивную терапию. Это так называемое погружение, когда больного намеренно заставляют вспомнить произошедшее, как бы пережить заново.

Также используют систематическую десенсибилизацию, которая отличается тем, что пациента предварительно обучают способам релаксации. Такие процедуры направлены на уничтожение неприятных и травмирующих эмоций.

Лечение депрессии

Депрессия – распространенное психическое расстройство, одним из ключевых симптомов которой является нарушение мышления. Поэтому необходимость применения КПТ в лечении депрессий неоспорима.

В мышлении людей, страдающих от депрессий, были обнаружены три типичные схемы:

  • мысли о потере близких людей, разрушении любовных связей, потере самоуважения;
  • отрицательно направленные мысли по поводу самого себя, ожидаемого будущего, окружающих;
  • бескомпромиссное отношение к себе, предъявление неразумно жестких требований и рамок.

В решении проблем, вызванных подобными мыслями, и должна помогать поведенческая психотерапия. Например, для лечения депрессий применяются техники инокуляции стресса. Для этого пациента учат осознавать происходящее и разумно бороться со стрессом. Врач учит больного, а потом закрепляет результат самостоятельными занятиями, так называемыми домашними заданиями.

А вот с помощью техники реатрибуции можно показать больному несостоятельность его отрицательных мыслей и суждений и дать новые логические установки. Применяются для лечения депрессий и такие методы КБТ, как стоп техника, при которой больной учится останавливать негативные мысли. В момент, когда человек начинает возвращаться к подобным мыслям, нужно возводить условный барьер для негатива, который не будет их допускать. Доведя технику до автоматизма, можно быть уверенным – такие мысли больше не будут вас беспокоить.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *