Катарсис

Катарсис

Катарсис

У этого термина существуют и другие значения, см. Катарсис (значения). В Викисловаре есть статья «катарсис»

Ка́та́рсис (др.-греч. κάθαρσις — «возвышение, очищение, оздоровление») — нравственное очищение, возвышение души через искусство, возникающее в процессе сопереживания и сострадания.

  1. Понятие в античной философии; термин для обозначения процесса и результата облегчающего, очищающего и облагораживающего воздействия на человека различных факторов.
  2. Понятие в древнегреческой эстетике, характеризующее эстетическое воздействие искусства на человека. Термин «катарсис» употреблялся многозначно; в религиозном значении (очищение духа посредством душевных переживаний), этическом (возвышение человеческого разума, облагораживание его чувств), физиологическом (облегчение после сильного чувственного напряжения), медицинском.
  3. Термин, применявшийся Аристотелем в учении о трагедии. По Аристотелю, трагедия, вызывая сострадание и страх, заставляет зрителя сопереживать, тем самым очищая его душу, возвышая и воспитывая его.
  4. В современной психологии (в частности, в психоанализе, психодраме, телесно-ориентированной терапии, символдраме) катарсис понимают как индивидуальный или групповой процесс высвобождения психической энергии, эмоциональной разрядки, способствующий уменьшению или снятию тревоги, конфликта, фрустрации посредством их вербализации или телесной экспрессии, ведущих к лечебному эффекту и лучшему пониманию себя.

История понятия

В философской литературе понятие катарсиса имеет более полутора тысяч различных толкований. Традиционно трактуется как категория древнегреческой философии и эстетики, обозначающая сущность и эффект эстетического переживания, связанного с очищением души .

Понятие катарсиса впервые использовалось в древнегреческой культуре для характеристики некоторых элементов мистерий и религиозных праздников. В греческом религиозном врачевании катарсис — освобождение тела от какой-либо вредной материи, души — от «скверны» и болезненных аффектов.

Было унаследовано древнегреческой философией и употреблялось в ней в различных значениях (магическом, мистериальном, религиозном, физиологическом, медицинском, этическом, философском и др.). Представления о катарсисе были перенесены из религиозно-медицинской сферы в область теории искусств ещё до Аристотеля. Гераклит, по свидетельству стоиков, говорил об очищении огнём. В традиционном понимании термин восходит к древнему пифагорейству, которое рекомендовало музыку для очищения души. Пифагорейское учение о катарсисе оказало влияние на Платона и Аристотеля. Платон выдвинул учение о катарсисе как об освобождении души от тела (вар. — очищение духа от тела), от страстей или от наслаждений.

Катарсис у Аристотеля

Аристотель отмечал воспитательное и очистительное значение музыки, благодаря которой люди получают облегчение и очищаются от аффектов переживая при этом «безвредную радость».

По учению Аристотеля, трагедия «при помощи сострадания и страха производит катарсис подобных (то есть сострадания, страха и родственных им) аффектов» («Поэтика», VI). Истолкование этих слов представляет значительные трудности, так как Аристотель не объясняет, как он понимает это «очищение», а греческое выражение «катарсис аффектов» (κάθαρσις τῶν παθημάτων) имеет двоякий смысл и может обозначать: 1) очищение аффектов от какой-либо скверны; 2) очищение души от аффектов, освобождение от них.

Однако системный анализ применения термина «катарсис » (κάθαρσις ) у Аристотеля и других античных теоретиков убеждает в том, что катарсис следует понимать не в этическом смысле, как нравственное очищение аффектов (Лессинг и др.), а в вышеупомянутом медицинском (Бернайс и др.). Все люди подвержены ослабляющим аффектам, и, согласно учению Аристотеля, одной из задач искусства является безболезненное возбуждение этих аффектов, приводящее к катарсису, то есть к разряжению, в результате которого аффекты оказываются как бы удаленными из души.

Трагедия, возбуждая в зрителе сострадание и страх, производит разряжение этих аффектов, направляя их при этом по безвредному руслу эстетической эмоции, и создает чувство облегчения, подобно тому как в греческом религиозном врачевании энтузиастические (кликушеские) состояния излечивались посредством исполнения перед больными энтузиастических мелодий, которые вызывали повышение аффекта и последующий катарсис в его области.

По некоторому утверждению, связь понятия катарсиса с трагедией у Аристотеля является частью его определения трагедии, вызывающей наибольшее количество споров.

Толкования нового времени

Новый импульс в своём развитии идея аристотелевского катарсиса получила в эпоху Возрождения. Идея воспитательного воздействия трагедии развивалась как средство очищения страстей человека. В то же время получило развитие так называемое гедонистическое понимание катарсиса, то есть восприятие высшего эстетического переживания непосредственно ради удовольствия.

Позже Г. Лессинг истолковывал понятие катарсиса этически, немецкие учёные XIX в. Я. Бернайс — по образцу медицинского очищения (то есть облегчения), Э. Целлер — чисто эстетически и т. д., тем самым продолжая полемику о толковании аристотелевского катарсиса либо как просто устранения каких-либо аффектов, либо как их гармонизации. В. Шадевальдт толковал понятие катарсиса как потрясение, а А. Ничев — как освобождение от ложных мнений.

С конца XIX века понятие катарсиса получило значительное распространение в психологии и психотерапии. В решающей мере это было обусловлено использованием его в теории и психотерапевтической практике И. Брейера и З. Фрейда. Суть метода заключается во введении пациента в гипнотическое состояние, в котором возможно получение информации о патологических воспоминаниях и различных травмирующих переживаниях. В результате реакции пациента на возникшие воспоминания происходит освобождение от патогенных эффектов, а также возможно устранение истерических симптомов. В учении Фрейда термин «катарсис» употреблялся для обозначения одного из методов психотерапии (а именно отреагирования), приводящего к очищению психики от глубинных конфликтов и к облегчению страданий пациентов. Ряд современных психотерапевтических методик и приёмов ориентированы на достижение катарсиса.

Примечания

    • Катарсис // Словарь иностранных слов. — 15-е изд., испр. — М.: Русский язык, 1988. — С. 220. — 608 с. — 200 000 экз. — ISBN 5-200-00317-2.
    • Катарсис, Катарсис // Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С. А. Кузнецов. — СПб.: Норинт, 1998
    • Катарсис // Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. — 2-е изд., доп. — М.: Русский язык, 2000. — С. 312. — 856 с. — (Библиотека словарей русского языка). — 5000 экз. — ISBN 5-200-02699-7.
    • Катарсис // Научно-информационный «Орфографический академический ресурс АКАДЕМОС» Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН.
    • Зарва М. В. Катарсис // Русское словесное ударение. Словарь. — М. : НЦ ЭНАС, 2001. — 600 с. — 6000 экз. — ISBN 5-93196-084-8.
  1. Райх В. Характероанализ: Техника и основные положения для обучающихся и практикующих аналитиков. — М., 1999.
  2. Рудестам К. Групповая психотерапия. — СПб., 1999.
  3. Долгов К. М. Катарсис // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
  4. http://www.ksu.ru/uni/sank/db/filebase/files/733.doc
  5. Теоретическая поэтика: понятия и определения. Хрестоматия. Сост. Н. Д. Тамарченко
  6. Владимир Карев. «Катарсис» // Альманах «Киносценарии» : Москва, Госкино СССР. — 1988. — № 3. — С. 41—64. — ISSN 0206-8680.

Литература

  • Аристотель. Поэтика / Перев. Н. И. Новосадского. — Л., 1927. — С. 111—113.
  • Ахманов А. С., Петровский Ф. А. Вступительная статья // Аристотель. Об искусстве поэзии. — М., 1957.
  • Бычков В. В. Эстетика. — М.: Гардарики, 2005.
  • Катарсис: метаморфозы трагического сознания / Сост. и общ. ред. В. П. Шестакова. — СПб.: Алетейя, 2007.
  • Иванов В. Дионис и прадионисийство. — 1923.
  • Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. — М., 1930. — Т. 1. — С. 728—734.
  • Лосев А. Ф., Шестаков В. П. История эстетических категорий. — М., 1965. — С. 85–99.
  • Лосев А. Ф. История античной эстетики: Итоги тысячелетнего развития, кн. II. — М., 1994. — С. 76–87.
  • Рабинович Е. Г. «Безвредная радость»: О трагическом катарсисе у Аристотеля // Mathesis. Из истории античной науки и философии. — М., 1991.
  • Троцкий И. М. Катарсис // Литературная энциклопедия: В 11 т. — М.: Изд-во Ком. Акад., 1931. — Т. 5. — Стб. 156—157
  • Фрейд 3. О клиническом психоанализе. — М., 1991.
  • Владимир Карев «Катарсис», альманах «Киносценарии», 1988, № 3. Москва, Госкино СССР, 1988, № 3, стр. 41—64, ISSN 0206-8680.
  • Гройсман А. Р. Основы психологии художественного творчества. – М., 2000.
  • Василюк Ф. Е. Психология переживания.
  • Катарсис. Метаморфозы трагического сознания. СПб., 2007.

Катарсис – это групповой или индивидуальный процесс, в котором совершается высвобождение психической энергии и импульсов, что способствует уменьшению внутренних конфликтов личности, с помощью их вербализации и телесной экспрессии. С греческого языка катарсис значение — это очищение, оздоровление. Также это состояние возвышенности, вызванное глубоким эмоциональным потрясением. Если поискать в литературе то, что такое катарсис определение можно найти неоднозначное. В древнегреческой эстетике катарсис означает эстетическое влияние искусства на душу человека.

Понятие катарсис в психологии (символдраме, психодраме, телесно-ориентированной терапии) — это метод, благодаря которому происходит эмоциональная и чувственная разрядка, способствующая уменьшению уровня тревоги или полному её снятию, ослаблению фрустрации, что, в конечном счёте, приводит к лучшему пониманию себя и совершает всеобщее благоприятное лечебное воздействие на личность.

В психотерапии катарсисом называют одну из фаз лечения, находясь в которой пациент восстанавливает в памяти события, произошедшие ранее в жизни, и повлиявшие на возникновение психоневротического заболевания. Таким образом, клиент очищает свою психику.

Психоанализ понятием «катарсис» обозначает прием психотерапевтического воздействия, состоящего в разрядке и реагировании ранее вытесненного в подсознание аффекта, который стал причиной невротического конфликта.

Значение катарсис в религиозном греческом врачевании – это процесс освобождения тела от вредной материи.

В древнегреческой культуре катарсис означает определенные элементы мистерий. Катарсис является эмоциональным состоянием, возникшим у зрителя античной трагедии, вследствие сопереживания главному герою, судьба которого обычно заканчивалась смертью. Только такое состояние вызвано не реальными событиями, а символическим воспроизведением. Настолько искреннее сопереживание человека трагедии, имело воспитательные цели.

Древнегреческий философ Аристотель занимался изучением понятия «катарсиса» и использовал его в своих учениях. По Аристотелю трагедия способна вызывать в человека чувство сострадания и страх, принуждает зрителя сопереживать, чем и способствует очищению его души, воспитывая и возвышая его.

В философии античности катарсис – это термин, обозначающий процесс и эффект облегчения, очищения и облагораживающего влияния на человека нескольких различных факторов.

В этическом отношении катарсис – это состояние возвышенного человеческого разума, переживание возвышенных чувств и влечений к добру.

В физиологическом значении катарсисом является облегчение через сильное чувственное напряжение.

В связи с разносторонним употреблением термина, можно обобщенно сказать, что значит катарсис – это духовное очищение, которое происходит благодаря определенным переживаниям.

Катарсис, что это такое

Для понимания, что такое катарсис, определение понятия нужно искать в истории. В истории философии значение катарсиса встречается очень много раз самыми различными толкованиями. Но это понятие имеет также традиционное определение и трактуется в качестве категории в древнегреческой эстетике и философии, обозначающей сущность и воздействие эстетического переживания, имеющего связь с очищением души от аффективных состояний. Употребление этого понятия началось с древнегреческой культуры, в которой катарсис характеризует отдельные компоненты греческих религиозных праздников.

Катарсис наделяли лечебными свойствами, считали его освобождением тела от различных болезненных аффектов и «скверны».

Понятие катарсис было воспринято древнегреческой философией и использовалось в самых разных смыслах – мистериальном, магическом, медицинском, физиологическом, эстетическом, этическом, философском и в других значениях.

Представления о сущности понятия были перенесены из области религиозной и медицинской в сферу искусства, что было сделано еще до времен Аристотеля. Философ Гераклит в своем учении об огне и по свидетельству стоиков определял, что катарсис – это очищение души огнём. Традиционное понимание данного понятия походит от времен древнего пифагорейства, на то время, они рекомендовали музыку, как средство для очистки души. Такое мнение послужило основой для взглядов философов Платона и Аристотеля. Первым Платон в своем учении выдвинул идею об освобождении души и тела, вернее очищении духа от тела, телесных страстей и наслаждений.

В античной литературе можно проследить, что значит катарсис для Аристотеля. Философ надавал воспитательные и очистительные свойства музыке, с помощью которой человек способен получить облегчение для души и очиститься от аффектов, при этом переживая «безвредную радость».

По Аристотелю трагедия посредством ощущения сострадания и страха способствует очищению таких же аффектов – сострадания, страха и других подобных им. Об этом можно прочесть в произведении автора «Поэтика».

Дать точное и единое толкование этих слов не возможно, поскольку сам Аристотель не дает объяснений своего понимания понятия «очищения». Поскольку «катарсис аффектов» из греческого переводится, как в первом случае – очищение аффектов от любой скверны, во втором – очищение души человека от аффектов, предусматривающее непостоянное освобождение от них.

Но системный анализ употребления понятия катарсис у Аристотеля и остальных античных философ указывает на то, что его следует понимать не в этическом значении, как нравственное освобождение от аффектов, а в медицинском смысле.

Каждый человек подвержен ослабляющему воздействию аффекта, и согласно мнению Аристотеля, одним из заданий искусства есть безболезненное возбуждение аффектов, приводящих к разрядке, которая временно удаляет аффекты из души.

Просмотр трагедии действует возбуждающим образом на зрителя, вызывая в нем сострадание и страх, осуществляет разряжение данных аффектов, при этом направляя их безвредным течением эстетических эмоций, и создавая ощущение облегчения. Подобно, тому, как греческие религиозные врачеватели лечили энтузиастические состояния исполнением энтузиастической музыки, которая возбуждала повышение аффекта и развитие катарсиса. Связь духовного очищения с трагедией в теории Аристотеля является частью определения самой трагедии, вокруг которой существует большое количество споров.

Далее рассмотрим, что значит катарсис в определении нового времени. Идея аристотелевского «очищения» получила новый импульс в развитии эпохи Возрождения. В это же время появилось еще одно направление – гедонистическое, по которому катарсис – это восприятие эстетического переживания ради личного удовольствия.

Немного позже философ Г. Лессинг придал данному понятию этический смысл. Немецкий учёный Я. Бернайс истолковывал его, как облегчение (по медицинскому образцу). Э. Целлер придавал чисто эстетическое значение. Философ В. Шадевальдт понимал под ним потрясение. А. Ничев говорил о данном понятии, как об освобождении от ложных соображений.

В конце девятнадцатого века термин начал использоваться в психологии и психотерапии. Катарсис это в психологии И. Брейера и З. Фрейда – метод, который они активно использовали в своей психотерапевтической практике. Данный метод заключался во введении человека в гипнотическое трансовое состояние, через пребывание в котором можно получить информацию о травмирующих переживаниях и патологических воспоминаниях. От возникновения реакции пациента на всплывающие воспоминания осуществляется освобождение от патогенных аффектов и устранение симптомов истерии.

В теории Фрейда катарсис является методом отреагирования, с помощью которого происходит очищение психики человека от внутренних глубинных конфликтов, что в результате приводит к облегчению состояния пациента. В своих исследованиях по излечению истерии методом отреагирования, Зигмунд Фрейд стал убеждаться в том, что сам гипноз не может быть исцелением, поскольку, несмотря на положительный эффект, устойчивого результата не наблюдалось и процент повторных обращений сохранялся слишком высоким.

Отказом З. Фрейда от гипноза послужило то условие, что не все пациенты одинаково хорошо поддавались воздействию гипноза, большая часть из них только частично, а остальные вовсе нет. Прекратив лечение гипнозом, он начал заниматься другой психологической техникой. З. Фрейд разработал метод, который основывался на свободных ассоциациях, (когда человек называет первые, возникающие в голове образы).

Многие современные психотерапевтические приёмы ориентируются на достижение катарсиса. Такое очищение происходит через создание в воображении иллюзий. Человек, переживающий глубокое напряжение и негативные эмоции должен освободиться от них. Иначе, они будут сидеть в нем, и все больше угнетать, вызывая психосоматические симптомы. Поэтому по психоаналитической теории, чтобы освободиться от какой-то болезни, нужно пережить определенные эмоции.

Возобновление негативных эмоций с целью освободиться от них – это суть психотерапевтического лечения методом катарсиса. Для высвобождения негативной психической энергии необходимо неоднократно оживлять в сознании болезненные воспоминания, снова и снова переживая травмирующую ситуацию. Процесс воспоминания является очень сильным психическим напряжением, поскольку человеку приходится их доставать из самых глубин своей души.

Несмотря на длительную историю понятия «катарсис» и его широкое применение, единственного четкого сформулированного определения так и не дано. Его границы до сих пор колеблются от общекультурного понимания, как «просветления» до медицинского понимания, как «облегчения».

Как известно, это слово в античной греческой трагедии обозначало очищение, просветление через страдание. В этом же значении его употреблял еще Аристотель. В практику психоанализа катарсис был введен Фрейдом в смысле вскрытия через интенсивные эмоциональные переживания причин неврозов и следующего за этим облегчения-исцеления. Примерно в этом же смысле этот термин стал использоваться в большинстве направлений и школ западной психотерапии. Не стал исключением и Морено с его психодрамой. Однако здесь понятие катарсиса получило дополнительное широкое толкование. В психодраме катарсис должны испытать не только клиент и даже не только все участники конкретного психодраматического этюда, но и все остальные участники, являющиеся, по замыслу Морено, активно сопереживающими зрителями.

Можно сказать, что катарсис по Морено ближе к своему первоначальному смыслу античной трагедии, главной целью которой и было совместное активное сопереживание и финальное облегчение-просветление (разрядка эмоционального напряжения) и актеров и зрителей.

Однако если в греческой трагедии катарсис — явление вторичное по отношению к сюжету, у Фрейда — одно из средств психоанализа, то у Морено сам процесс катарсиса становится главной задачей участников психодрамы (первичный эффект) и активных зрителей (вторичный эффект), оказывая на них психотерапевтическое воздействие.

В психоанализе катарсис всегда рассматривается вместе с инсайтом. Это слово (insight) переводится с английского как «неожиданное озарение».

Инсайтом можно назвать состояние Архимеда, когда он, сделав неожиданное открытие, закричал в восторге: «Эврика!» Этот термин употребляется во многих направлениях современной психотерапии и обозначает неожиданное понимание клиентом своей проблемы или изменение взгляда на себя, расширяющее возможности решения проблемы.

Обычно (особенно в психоаналитических направлениях) инсайт происходит в результате катарсиса. В этом же смысле он понимается и в психодраме, атмосфера и динамика которой и должны привести участников (или хотя бы отдельных из них) к катарсису, а через него к инсайту. Хотя в большинстве случаев процессы идут как бы параллельно и взаимосвязано.

Практика психодрамы состоит из нескольких важных этапов и включает в себя, помимо распределения ролей, еще три стадии развития самой психодрамы.

Первая стадия.

Здесь основная нагрузка выпадает на режиссера. В его задачи входит:

  • ? добиться физического раскрепощения всех участников психодрамы, преодоления (типичной для начинающих актеров) двигательной зажатости;
  • ? постоянное поощрение, стимулирование проявления спонтанности невербального (двигательного, мимического) и вербального (словесного) проявления эмоций;
  • ? целенаправленная концентрация внимания участников группы на решении общей задачи с соблюдением принципа «здесь и теперь».

Для раскрепощения «актеров» «режиссеры» психодрамы часто используют различные разминочные упражнения. Это могут быть самые разные движения типа подвижных игр или элементов групповой гимнастики, аэробики, которые с помощью режиссера сопровождаются созданием и усилением атмосферы игры, творческой свободы, шуток. Затем могут быть сыграны элементы пантомимы в парах, в тройках и т.п., попытки передать мысли мимикой и жестами и разгадать их.

При этом участники должны знать, что чем быстрее и полнее они обретут раскованность и спонтанность (естественность «неумышленного» реагирования), тем быстрее и эффективнее наладится процесс психодрамы, который поможет решению их проблем. Однако слишком часто повторять это не нужно, так как излишнее старание «быть естественными» как раз и будет мешать обретению истинной естественности и спонтанности.

Вообще, как и во всех видах неавторитарной групповой терапии, режиссер психодрамы должен вмешиваться только в случае явной необходимости («не надо дуть в надутые паруса», если групповой процесс сам налаживается — не вмешивайтесь) и по возможности незаметно, не поучая, а вдохновляя. Режиссер должен всячески поощрять смелость свободного, необдуманного проявления эмоций в словах и жестах, не бояться выглядеть смешными и т.п.

Вторая стадия.

После обретения участниками определенной раскованности и создания активной творческой атмосферы в результате правильно проведенной разминки начинается основная часть психодрамы.

Сначала режиссер определяет, кто из участников будет играть роль протагониста. Он может сделать этот выбор самостоятельно или вовлекая в обсуждение кандидатуры других членов группы и тем самым поддерживая творческую активность всех участников.

Режиссер просит протагониста выбрать достаточно важную для него тему, рассказать всем общую идею того спектакля, который он хотел бы разыграть. Он напоминает, что протагонист излагает лишь общее направление, а развитие действия в психодраме должно быть спонтанным (как и действия всех ее участников) и не связанным заранее детализированным сценарием.

Затем выбранный главный герой — протагонист — подбирает себе одного или нескольких (в зависимости от замысла режиссера) партнеров, которые будут его вспомогательными Я. Объяснив вспомогательным Я их задачи, протагонист начинает разыгрывать намеченное действие, стараясь как можно более естественно, спонтанно выражать свои мысли и чувства.

Режиссер, как уже говорилось, вмешивается лишь в случае необходимости, подправляя процесс в нужном направлении к катарсису и инсайту.

Сам Якоб Морено характеризовал задачи режиссера психодрамы следующим образом: «Мы не должны разрушать стены (чтобы вывести участников из тупика. — А.Р.), мы просто должны трогать ручки множества дверей для того, чтобы понять, какая из них открыта». Под разрушением стен Морено имеет в виду излишне активное вмешательство режиссера в процесс психодрамы, когда участники заходят в тупик и не знают, как развивать действие дальше.

Действительно, в такой ситуации интерес к психодраме со стороны как участников, так и зрителей падает, и у режиссера возникает соблазн вмешаться и наглядно показать, что клиенты не зря обратились к нему и данному методу. Обычно такое вмешательство останавливает развитие действия, т. е. «разрушает стены» образовавшегося тупика, а не стимулирует участников искать из него выход.

Поэтому режиссер сначала подбадривает заблудившихся и остановившихся участников просто положительной эмоциональной атмосферой, а в случае затянувшегося застоя и угрозы потери веры в свои силы (а то и в метод психодрамы) режиссер начинает неявно подталкивать участников к различным дверям, стимулируя их самих попробовать, какая дверь открыта и ведет к выходу из тупика.

Третья стадия.

Это завершающая стадия психодрамы, которая, как и большинство видов групповой терапии, заключается в совместном обсуждении и анализе поведения всех участников. В это обсуждение следует вовлекать (ненасильственно) всех участников, так как такие обсуждения помогают не только улучшить работу, лучше узнать себя и других, но и стимулируют активность группового взаимодействия и эмпатийного взаимопонимания.

Несмотря на многочисленные вариации, основными практическими методиками психодрамы считаются: монолог, метод двойника, обмен ролями, отображение. Монолог — это высказывание протагониста или его вспомогательного Я. Высказывая в монологе выбранную (важную для него) тему, он не только старается ее как можно точнее довести до слушателей, но и по ходу, еще раз осмысливая ее и видя реакцию аудитории, начинает лучше разбираться в ней сам.

Методика двойника заключается в том, что один из выбранных протагонистом, терапевтом или группой участник становится дублером протагониста. Он внимательно следит за монологом протагониста и готовится продолжить за него поиск решения проблемы, как только тот начнет застревать в ней.

В некоторых вариантах этого метода двойник старается понять и высказать за протагониста то, что тем недосказано. Разумеется, это требует способности к эмпатийно- му взаимопониманию с протагонистом на уровне идентификации его с собой. Мы стараемся регулярно менять как двойников, так и самих протагонистов так, чтобы каждый из участников почувствовал себя как в той, так и в другой роли.

Возможно более активное участие других членов группы в виде вспомогательных Я, дополняющих то, что, по их мнению, не высказал двойник за протагониста.

Следует помнить, что двойник всегда выступает не от своего лица, а только за протагониста как его внутренний голос, одна из субличностей и т.п.

Желательно поощрять различные типы двойников: серьезные, ироничные, бесцветные (т. е. полностью подражающие протагонисту), страстные (усиливающие чувства протагониста), скептики и т.п. Это позволяет как протагонисту, так и самому двойнику и всем участникам с различных сторон увидеть не только протагониста, но и свои собственные мысли и чувства. Ведь по мнению представителей практически всех видов психотерапии, для психического здоровья необходимо как можно более полное и разностороннее восприятие себя, других, окружающей действительности.

Периодически в психодраме желательно проводить обмен ролями. Протагонист становится двойником или одним из вспомогательных Я, и наоборот. Это позволяет научиться лучше понимать других, а через это (по механизму обратной связи) и самого себя.

Предложения со словом «катарсис»

Введите слово и нажмите «Найти синонимы». Поделиться, сохранить:

Мы нашли 20 предложений со словом «катарсис». Также посмотрите синонимы «катарсис».

  • Я первым готов признать, что автор, пишущий, чтобы достичь катарсиса, оказывает читателю плохую услугу.
  • Потом использовал гипноз в целях катарсиса.
  • Во время финального трагического монолога колобка, в миг несказанного катарсиса, на сцену въехал экскаватор и разрушил все декорации.
  • Но Турбин также своей гибелью давал белой идее спасительный катарсис.
  • Для своего «Танца» я принёс Берта Кемпферта, «Тюльпаны из Амстердама», Чеслава Немэна, «Катарсис», Высоцкого «Утреннюю гимнастику».
  • Открытие, прозрение, катарсис, какой-то важнейший момент уже вашей личной биографии.
  • Картины, вызываемые таким образом в памяти, зачастую обладали эффектом катарсиса.
  • Цели литературного творчества можно определять по-разному: познание мира, катарсис, самовыражение, игра.
  • Только подлинная трагичность, основанная на понимании природы зла, дает катарсис.
  • Карикатура, пародия, гротеск в современной культуре” (2002), “Катарсис.
  • https://sinonim.org/
  • В частности, раскрыл важнейшее качество искусства: духовное возвышение, очищение («катарсис») посредством сострадания.
  • Был ли это Катарсис, нужно ли было его продолжать?
  • Придут катарсис, смех, слезы, радость и горечь узнавания себя в той или иной ситуации.
  • О медикотерапевтическом истолковании катарсиса см.
  • Не перенесен ли катарсис за постигаемую нами грань уже в непостижимое для эвклидовского ума.
  • К надежде трагедия ведет через катарсис.
  • Теперь я понимаю, что это начался мой катарсис.
  • Может быть, развязкой без катарсиса стал танец Шен Те.
  • Зрители-современники Шекспира испытывали катарсис во время спектакля «Отелло», в момент, когда мавр душит свою возлюбленную.
  • Даже третьеразрядное американское кино обеспечивает нужный катарсис.

Источник – ознакомительные фрагменты книг с ЛитРес.

Мы надеемся, что наш сервис помог вам придумать или составить предложение. Если нет, напишите комментарий. Мы поможем вам.

  • Поиск занял 0.062 сек. Вспомните, как часто вы ищете, чем можно заменить слово? Добавьте sinonim.org в закладки, чтобы быстро искать синонимы, антонимы и предложения (нажмите Ctrl+D), ведь качественный онлайн словарь синонимов русского языка пригодится всегда.

>
катарсис — определение

Словари » Словарь примеров употребления в прессе (Русский) » К »

катарсис — определение

А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
(Символ или цифра)

катарсис катарсис Примеры

x x
Примеры употребления слова «катарсис» в прессе

1. Решены они средствами и приемами, известными еще в 70-80-х годах прошлого века, но только называется все это «современной хореографией». Юноша в белом трико и шифоновой пелерине самовыражался в номере «Катарсис», другой страдал в миниатюре «Стаканчики» (под пение Аллы Баяновой: «Стаканчики граненые — разбилась жизнь моя»). (Вечерняя Москва, 29-06-2005)
2. И они достигли ожидаемого успеха. Великолепно прошла выставка картин Инки Романек, когда на открытии слепые дети испытали настоящий катарсис. (Вечерняя Москва, 15-06-2005)
3. И это самая что ни на есть «полная гибель всерьез», за которой — одно лишь небытие, и никакой катарсис невозможен по определению. «Мне кажется важным сделать это произведение очень простым, понятным», — говорит режиссер в премьерном буклете. (Культура, 02-06-2005)
4. За одну ночь я прочитал «Униженных и оскорбленных», где он говорит о катарсисе, о том, что нужно выговариваться и даже плакать… (НГ-ExLibris, 23-06-2005)
5. Иначе он не переживет катарсис. Кино я понимаю как противоядие, как прививку от зла. (Московские новости, 24-06-2005)
6. Любовь и поэзия, трансцендентальность и катарсис — словом, все то, чего недостает постановке, в полный голос звучит в гергиевском оркестре. Единственной ложкой дегтя оказались периодически фальшивящие духовые, очевидно, слишком уж заезженные маэстро на репетициях. (Культура, 02-06-2005)
7. Передо мной рыдала, переживая катарсис, дама в возрасте. Мужичонка, из тех, что украдкой подбирают бутылки, орал: «Боря, ты гений!» Трио обнявшихся окраинных мальчуганов в бусиках тянулось на цыпочках: «Боря, мы тебя любим!» Моисеев, перекрикивая «плюсовую» фонограмму, проникновенным речитативом повторял: «Питер!», «Любовь!», «Девочки!», «Мальчики!», «Боря!», «Ручки!» При слове «ручки» поле отвечало воплем и лесом рук с зажженными зажигалками. (Огонек, 29-06-2005)
8. Вести чадо к специалисту?.. — Да, безусловно, — считает психолог центра практической психологии «Катарсис» Марина ПАНФИЛОВА. (Собеседник, 29-06-2005)
9. Катарсис сегодня? Рассмотрим тенденцию роста цен на примере Северного округа столицы, самого активного по продажам в период с конца ноября 2004 года по весну нынешнего года. (Версия, 27-06-2005)
10. Это мой личный катарсис. Очищение моей души и освобождение. — И теперь вы лучше понимаете собственных детей? — Не думаю. (Трибуна, 17-06-2005)
11. В театре его принято называть словом «катарсис». Когда-то он был необходимой принадлежностью древнегреческой трагедии, а потом, с развитием прогресса, стал исчезать из театрального обихода вслед за самим понятием «трагедия». (Итоги, 05-07-2005)
12. Об ошибках, которые оно сделало, о его вине перед собственными детьми. Это мой личный катарсис. (Вечерняя Москва, 16-07-2005)
13. Могло бы быть и лучше, но дело в том, что был катарсис. Когда играл Золтан Лантош или Klezmer Band, когда пела Андреа Рошт… (Вечерняя Москва, 15-06-2005)
14. Это и есть тот катарсис, ради которого зритель просиживает у экрана 50, 100, 200 вечеров… В жизни ведь тоже приходится долго ждать, пока добро одержит крошечную, но несомненную победу над злыми мальчиками. (Огонек, 12-07-2005)
15. По его мнению, несмотря на то, что фильм, безусловно, талантлив, ему не хватает любви. Но есть также мнение авторов, что через культурный шок обязательно должен приходить экзистенциальный катарсис. (Тверская, 13, 30-06-2005)
16. Те, кто видел другие работы Чернякова, ждут, что вот сейчас произойдет некое преображение, некий катарсис, как было в финалах «Китежа» или «Аиды». (Культура, 02-06-2005)
17. Не за автора — за себя. Маленький, но катарсис. (НГ-ExLibris, 30-06-2005)
18. Но мелкость, а временами и диковатость «мечт» была столь несоразмерна эмоциональным и физическим затратам на их осуществление (не говоря уже о финансовых затратах организаторов шоу), что катарсис ну никак не получался. Оставался один лишь грубый и лапидарный вопрос: «И на хрена все это?» Дмитрий Дибров, по всей видимости, тоже мучился этим вопросом. (Известия (московский выпуск), 08-07-2005)
19. Таким образом, происходит катарсис. Я человек, который задает вопросы людям, а они сами должны искать ответ. (Тверская, 13, 21-06-2005)
20. Американское кино на фоне огромного количества туфты умудряется вдруг простыми ходами воздействовать на зрителя и вызывать катарсис. Есть режиссеры, умеющие делать только масштабное кино или только психологическое. (Огонек, 12-07-2005)
21. Я не ставил бы перед собой такой задачи — спасти человека. Русское искусство строилось всегда на катарсисе, очищении. (Культура, 28-07-2005)
22. Вторая — восхищение. Наверное, даже катарсис, если вспомнить, что катарсис — это потрясение и очищение через страдание. (Независимая газета, 15-07-2005)
23. Выть хочется от тоски, но эмоция эта непродуктивна, она вызывает торможение, духовный ступор, а не катарсис, не просветление. Поэт на то и поэт, чтобы находить свежие решения, неожиданные ходы — даже при обращении к старым темам. (Литературная газета, 13-07-2005)
24. У нее дочь слепая, и она делает картины, которые можно «видеть» пальцами. Я там был — катарсис был и у меня. (Вечерняя Москва, 15-06-2005)
25. Катарсис. «Лабиринты» прозвучат в июне еще два раза. 16 июня Иван Соколов играет их в концертном зале ДОМ, 25-го — в Рахманиновском зале. (Культура, 09-06-2005)

Катарсис – это личностный или групповой процесс, который переживается как «очищение» или «высвобождения» таких энергий, импульсов и переживаний, которые стали причиной глубоких психологических перестроек индивида (иногда — коллективного сознания в целом).

Добивается это многими способами, но в основном, с помощью вербализации и телесных действий. Иногда, катарсисом может называться состояние «над ситуацией» в случае глубоких эмоциональных потрясений. Но, такое определение чаще встречается в художественной литературе.

Подходы к понятию в психологии

Если за основу берётся смысл определения с точки зрения «очищения», то некоторые нюансы всё равно могут разнится. Так, символдрама, психодрама, телесно-ориентированная терапия называют катарсисом сам метод, благодаря которому достигается такая разрядка. А делается это для того, чтобы накопившаяся отрицательная энергия, сильные негативные переживания по поводу чего-либо, не мешали дальнейшей работе.

Пример из жизни. Мы все знаем, что сперва должна пройти сильная эмоциональная реакция (аффект) на значимые события, прежде чем мы «возьмём себя в руки» и начнём трезво оценивать ситуацию. То же самое достигается с помощью катарсиса, самая что ни на есть разрядка в ситуации сильных переживаний. Правда, эти переживания могут быть отсрочены во времени, быть не в данный момент. С помощью этих методов психологии, они «вынимаются» в настоящие переживания. Таким образом, снимается постоянное внутреннее напряжение, беспричинное беспокойство. Поэтому, катарсис отлично зарекомендовал себя не только как начало большой коррекционной работы, но и как отдельный ситуативный метод.

В психотерапии катарсисом принято называть фазу «припоминания» тех значимых психологических событий, которые привели к возникновению невротических переживаний, повлияли на глубинные установки личности. Таким образом, клиент восстанавливает причинно-следственные связи между важным происшествием и своей проблемой, таким образом очищаясь от ненужных домыслов и иллюзий.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *