Капризный ребенок, что делать?

Капризный ребенок, что делать?

Содержание

Мы все знаем, как в теории воспитывать ребенка. Но на практике все идет не так. Быть родителем это труд, титанический труд по умению воспитания детей. Нам родителям надо изучить тонкости воспитания ребенка. А это очень не просто, даже очень сложно, ведь придется воспитывать своего ребенка, которого мы очень любим.

Как часто бывает такое, что собираясь на работу, когда очень спишите, а ребенок начинает плакать, капризничать или биться в истерике. А может за ужином отказывается кушать, бросает ложку и плачет. Или еще ситуация, когда ребенок отказывается спать и закатывает истерику. Ситуаций много таких. И все с ними сталкивались. Возникает ощущение, что ребенок проверяет ваше терпение. И вас мучает вопрос, что происходит с вашим ребенком. И как долго это будет продолжаться. Давайте попробуем разобраться в этом вместе.

В возрасте от года до пяти лет у ребенка происходит перестройка организма, он уже больше понимает и острее переживает эмоциональные конфликты. Вот тогда и начинает ребенок капризничать. Поняв, что кроме слова «да», есть слово «нет».

Педиатры называют возраст от года до пяти » первым возрастом упрямства». Вот так мы родители и сталкиваемся с капризами, строптивостью и отказом ребенка выполнять наши требования. Притом истерики могут быть весьма не красивыми, ребенок может кидать все, что попадает под руку, топать ногами, кричать, ложиться на пол. Он делает все, чтоб своей истерикой достичь удовлетворения своих требований.

Почему ребенок капризничает

Причины таких истерик просты. Почему ребенок капризничает? Вот варианты ответа на этот вопрос.

Вариант первый.

Ребенок истерит, если его беспокоит что-то, болен. Маленькие дети не понимают и не могут чувствовать, что в их организме происходит. Это взрослый человек может понять, что он заболевает, ребенок нет.

Вариант второй.

Малыш привлекает к себе внимание. К сожалению, он выбрал именно истерику, чтоб пообщаться с вами. Ребенку не хватает общества родителей и их любви.

Вариант третий.

Истерикой ребенок пытается добиться от родителей, чего – то желаемого, это может быть прогулка, то что запрещают родители или покупки какой-то вещи.

Вариант четвертый.

Выражение протеста, против сильной опеки родителей. Желание быть самостоятельным. Обычно это протест против авторитарного воспитания.

Вариант пятый.

Нет никакой причины. Это конфликт ребенка с его внутренним — я.

Так же капризы ребенка могут быть из за ссор родителей, этим он выражает свой протест из за ругани, усталость, плохое настроение, а может, просто не выспался.

Давайте попробуем рассмотреть все эти варианты более подробно. И попытаемся понять что делать.

Ребенок заболел

Одна из причин истерик ребенка, что он заболел. Но так как ребенок не понимает, что с ним происходит и объяснить вам он не может, отсюда идут капризы.

Основной признак, что ребенок заболел, это изменение поведения. Снижается аппетит у ребенка, его сложнее становится накормить. Родители обычно замечают эти изменения в ребенке.

Измерьте температуру ребенка. Обратите внимание, есть ли насморк, кашель у малыша. Спросите у малыша, что у него болит и что его беспокоит. Уточните, болят ли уши у ребенка. Часто у эмоциональных детей болит живот, притом это не обязательно может быть каким — то заболеванием. Уточните, болит ли голова, у здоровых детей головная боль беспокоит редко. Проследите за стулом ребенка, нет ли рвоты. Осмотрите ребенка, нет ли у него сыпи. Способов выяснить заболел ли ваш ребенок много. Главное проявите терпение и говорите с малышом.

Больные дети очень капризны. И к больным детям не много инее отношение, все их капризы пытаются удовлетворить. Ребенок понимает, что когда он болеет, его желаниям родители потакают. И может потом манипулировать этим. Симулировав болезнь. Главное не переусердствовать в заботе к больному малышу.

Мало общения и внимания родителей

Малышу нужна родительская любовь. Тут главное держать грань, так как переизбыток заботы и внимания тоже череват. Ребенок начинает злоупотреблять им. Часто истерика ребенка означает одно, он хочет, чтобы на него обратили внимание.

Детское требование родительского внимания выражается в основном истерикой и капризами. Для избегания капризов проводите с ребенком много времени.

Дети чувствуют увереннее и защищенными себя в присутствии своих родителей. Мы много раз наблюдали, как в незнакомой обстановке ( в гостях например ) ребенок прячется за свою маму и держится за нее. Через какое то время, малыш начинает осматриваться по сторонам, изучает новую обстановку и уже потихоньку начинает отходить от мамы, к тем вещам, что привлекли его внимание. Начинает проявлять свой интерес и к взрослым.

Очень часто мы жалуемся на нехватку свободного времени. Выполняя домашние дела, общайтесь с ребенком. Дети чувствуют ложь и неискренность, неестественное поведение. Поэтому общаясь с детьми, будьте собой и проявляйте к ним настоящий интерес.

Обращайте внимание на ребенка, общайтесь с ним и тогда время, проведенное с ним, принесет вам радость. Устраивайте семейные праздники.

Родительский запрет

Ребенку в этом возрасте сложно понять такие слова как «можно» и «нельзя». Реакцией на запрет родителей могут быть слезы. Детям сложно понять, что можно, а что значит нельзя. Помочь разобраться ребенку в этом должны родители. Нужно всегда учитывать физиологические возрастные особенности ребенка и особенности психики. В годовалом возрасте часто дети слезами и криком просят интересующие предметы. Переключите внимание малыша, на что — то иное.

Часто родители покупают слишком много игрушек своему ребенку. Через какое — то время игрушки ребенку приедаются и ему не интересно в них играть. И тогда ребенок начинает стремиться к новому и запретному. Чтобы не допустить такого, старайтесь не давать игрушки все сразу, а еще лучше менять их время от времени.

После года у ребенка начинают резаться зубки, и в связи этого возникает потребность тянуть все в рот. В этот период надо внимательно осмотреть игрушки, чтобы они не были острыми, мелкими или непрочными. Так же надо обращать внимание на безопасность материала для игрушек. При покупке игрушек нужно обязательно уточнять у продавца сертификат качества.

У ребенка к трем годам появляется потребность познакомиться с окружающим миром. И стать полноправным членом семьи. Его интересуют все домашние дела и появляется потребность доказать свою значимость родителям. Родители в этот период начинают его ограничивать. Так как беспокоятся за свое любимое чадо. Но ребенку надо давать возможность изучать мир в котором он находится и живет. Родители должны ему в этом помогать.

Если вы заняты стиркой, дайте ему тазик и пусть он постирает свои носочки. Если вы готовите, то пусть ребенок поиграет и накормит свои игрушки. Ребенок всегда находится с вами и вы можете контролировать его действия и направлять его энергию в более мирное русло. Еще один плюс такого времяпровождения, вы объясняете ребенку мимоходом назначения предметов и как с ними надо обращаться. Так же покажите и объясните опасные зоны в квартире и что может быть.

Когда ребенок играет на улице со сверстниками, может возникнуть ситуация, что захочет такую же игрушку как у того мальчика или у девочки. Тут надо будет поговорить и объяснить малышу, что у него есть игрушки, а все игрушки по его первому требованию купить не возможно. Поиграйте потом с ребенком в магазин. Снабдите его игрушечными деньгами и покажите на примере, как быстро деньги могут закончатся и что делать, если нет денег.

Общайтесь с ребенком на равных. Если вы всегда с готовностью выслушаете малыша и поможете ему разобраться в важном для него вопросе, объясните и дадите совет. То ребенок будет расти более спокойным и уверенным в себе. И капризов будет намного меньше. Главное будьте последовательны в своих действиях и суждениях.

Самоутверждение

Чрезмерная родительская любовь и восторженное отношение к ребенку, развивает у детей себялюбие и эгоизм. Развивается так же завышенная самооценка и чрезмерное требовательность к другим. Очень часто такие дети устают от повышенной родительской любви и опеки. Такая усталость выражается в слезах, капризах и истериках, противостоянию всему что говорят взрослые.

Дети принимают заботу своих родителей всегда по разному, то как проявление любви к ним, то как подавление своих потребностей и как помеху. Для полноценного и гармоничного развития ребенка нужно придерживаться баланса между опекой и свободой. Чтобы ребенок чувствовал себя и защищенным и уверенным. И в то же время что ему дают право выбора и самостоятельного принятия решения, что его уважают родители и понимают.

Очень многие родители думают, что они сторонники демократического воспитания, но не всегда так оказывается на самом деле. Обычно детям и шагу не дают ступить, ограничивая их возгласами «Туда нельзя! В руки не бери это! Здесь играть нельзя!» и много другого, что слышит ребенок. Конечно, родители должны от неприятностей оберегать своих детей, но как часто это так необходимо? Почему не объяснить ребенку, что это нельзя по таким то причинам и если это делать, то будет то-то и то-то. Ведь это уже будет звучать иначе, не как ограничение действий, а что вот если это сделать, то….Детям нужно все узнавать и все пробовать самим, а без разбитых коленок и набивания шишек не получить этот опыт. Необходимо объяснять ребенку как поступать в тех или иных ситуациях. Только тогда ребенок вырастет самостоятельным и не будет держаться «за мамину юбку». В худшем случае ребенок вырастет инфантильным.

Что делать, если ребенок капризничает?

Потакать ли капризам?

Часто очень воспитывая детей, родители жертвуют своими интересами, личными делами или даже работой. Но тут надо понимать, какие жертвы необходимы, а какие вы просто уже из своего эгоизма «быть супермамой или суперпапой» кладете на алтарь воспитания. Не нужно приносить жертв при воспитании ребенка, вы этим его и попрекаете же. Но разве ребенок вас просил об этих жертвах? Как часто он слышит от вас: » Вот если бы тебя не было бы, я….» тут каждый продолжит сам фразу, или «Если бы не ты я бы ..» Задумайтесь, оценит ли ребенок это когда вырастет и скажет ли вам спасибо. Ведь можно все совмещать как делают многие.

Другая крайность родителей все самое дорогое и вкусное только ребенку. При том подчеркнуто и демонстративно. Ребенок хоть и маленький, но поверьте он все понимает и что можно этой же самой сладостью поделиться, разделить на всех членов семьи. Не растите эгоиста, который привыкнет и будет от вас потом требовать только все самое лучшее и дорогое и вкусное. И думать будет только о своих потребностях, а не о том, что у вас нет денег или есть другие приоритеты. Вы ведь сами с детства ему это внушали.

Ребенка надо учить делиться, чтоб он не стал и жадным, думал не только о себе, но и о других тоже. Воспитывайте ребенка правильно.

Надо разумно выстроить систему воспитания. И ее должны придерживаться все члены семьи и родители и бабушки с дедушками.

  • Любовь это не только нежность, но она выражается и в требовательности

Требовательность обязательна в воспитании. Ребенок должен знать, что есть не только его «хочу и не хочу», но и есть слово «надо». Это надо объяснять ребенку с раннего возраста. Что есть не только его желания, но и необходимость чего то для других членов семьи. Что есть разумные требования, которые малыш должен выполнять. Тогда и адаптация к детскому садику у такого ребенка пройдет быстрее и не так болезненно, и учеба в школе. Ребенок давно уже знает слово «надо» . И он уже растет более организованным и дисциплинированным.

Важно очень для родителей избегать оценок суждений в адрес своего ребенка. Критиковать можно действия малыша, но ни как ни ребенка.

  • Единство требований воспитания к ребенку

Очень важно выработать совместные требования к ребенку, чтобы не было ситуаций, когда один родитель разрешает, а второй это же самое запрещает. Бывает и иная ситуация, когда идет противоречивость в требованиях к ребенку, то малыш начинает приспосабливаться к данной ситуации и у него развивается приспособленчество. Ребенок быстро понимает из кого можно вить веревки и манипулирует этим родителем.

Так же нельзя в присутствии ребенка спорить о правильности вашего воспитания его, обвиняя друг друга в ошибках воспитания. Так вы подрываете свой родительский авторитет. Ваш малыш верит, что его мама и папа самые лучшие, не разрушайте его веру в это. Ребенку мучительно болезненно слышать что-то плохое о его родителях. Или видеть ссорящихся родителей.

Обычно своим образом жизни и своим поведением родители подают пример своему ребенку, и требования к нему если едины, то авторитет родителя будет признан малышом и это поможет избежать вам очень многих проблем.

Как реагировать на истерики

В этой статье мы уже рассмотрели возможные действия на ситуации, когда ребенок капризничает.

Но бывает такая истерика, с приступами ярости, когда ребенок все швыряет вокруг, буквально захлебывается в плаче и даже может упасть в обморок. Такой обморок не наносит вред его здоровью. Но допускать таких истерик не желательно. Надо их прекращать, не доводя своего ребенка до такого критического состояния.

Подобные истерики говорят о том, что ребенок переживает настоящий сильный внутренний конфликт.

Как вести себя родителям в таких ситуациях: попытаться понять, обязательно отметить возможные рамки поведения и высказать сочувствие.

Спросите у малыша, что случилось, попытайтесь вместе с ним разобраться в ситуации и найти компромисс. Расскажите ребенку, почему вы не можете принять его требования, что есть какие — то границы допустимого. Главное не повышайте интонацию, говорите четко и не проявляйте нетерпения. Так же покажите ребенку, что вы его любите и очень сочувствуете его переживаниям. Объясните что и взрослые очень часто не могут делать все что хотят. Отвлеките ребенка, предложите поиграть в игру или почитать ему книжку.

Многие родители думают, что если ребенок капризничает, его надо держать в строгости. Но они не задумываются, что капризы ребенка часто связаны с тем, что малышу не хватает родительского тепла.

Когда малыш отказывается спать, это может быть признаком повышенной возбудимостью нервной системы ребенка. Положите рядом с малышом его любимую игрушку, спойте ей песенку, проверьте уснула ли его игрушка. Можете почитать сказку, или поставить аудиозапись сказки.

Конфликты внутренние малыша могут выражаться в регрессии. Он начинает то плохо говорить, то просит соску, то покормить требует с ложечки. Не надо пугаться и тем более стыдить ребенка, это типичная реакция ребенка на мучающие его противоречия. Так ребенок прячется от неприятных и непонятных него ситуаций.

Пробуйте общаться с юмором с малышом. Приучите его любить и понимать шутки и другие развлечения. Очень часто детские капризы и истерики можно сгладить шутками. Смех поможет вам справиться с капризами.

Причины детской раздражительности

1. Накопилось слишком много неизрасходованной энергии

Если ребёнок долго находился без активного движения, например смотрел спектакль или неподвижно сидел во время переезда в машине, ему обязательно надо выплеснуть всё, что собралось за это время. Для ребёнка противоестественно долго находиться в статичном положении. Он подобен реке, которая бурлит и должна быть в движении.

Что делать. Дайте ему возможность побегать, попрыгать, полазить. Любые физические упражнения помогут снять этот вид напряжения.

2. Ребёнок возбуждён и испытывает неприятные эмоции

Малыш может испугаться, а вы этого даже не заметите. Или рассердиться, или обеспокоиться чем-то. И, конечно, все эти эмоции будут прорываться наружу в виде плохого настроения. Не каждый взрослый способен контролировать свои чувства и не выплёскивать негатив на окружающих. Что уж говорить о детях.

Несмотря на то что взрослым детские поводы для расстройств часто кажутся несерьёзными, нужно внимательно и уважительно к ним относиться. Не стоит убеждать ребёнка, что это пустяк. Раз причина вызвала такую реакцию, значит, она заслуживает внимания.

Что делать. Скажите, что понимаете его. Что вы тоже испугались бы (рассердились) и, может, даже сильнее. А потом постарайтесь переключить его внимание на что-то позитивное.

3. Ребёнок испытывает голод или жажду

Казалось бы, что может быть проще — понять, что ваш малыш проголодался. Но основная сложность в том, что не все дети осознают желание есть или пить. Они чувствуют дискомфорт, но не понимают почему.

Что делать. Регулярно спрашивайте, предлагайте, а иногда и настаивайте. Особенно это касается напитков в жаркий день.

4. Ребёнок испытывает усталость

Причин, вызывающих усталость у детей, много. Помимо физических (долгая ходьба или продолжительные активные игры), есть и эмоциональные. Ребёнок устаёт, если ему не интересно происходящее или если действие длится очень долго. Также ребёнок может устать от избытка положительных эмоций. Часто родители пребывают в растерянности, если после посещения парка с аттракционами, мороженого и всевозможных развлечений ребёнок бурчит и злится. А разгадка проста: много хорошего тоже плохо.

Что делать. Необходимо дать ребёнку возможность отдохнуть или переключиться с одного вида деятельности на другой.

5. Ребёнок заболел

Иногда бывает так, что утром малыш весёлый, общительный. А потом вдруг всё меняется, как будто резко переключили тумблер. Он начинает капризничать, плакать, сопротивляться.

Что делать. Присмотритесь к малышу. Потрогайте лоб, измерьте температуру и, если есть основания, обращайтесь к врачу.

6. Ребёнок хочет настоять на своём

Все хотят чувствовать свою значимость, и дети в том числе. Даже самые маленькие — уже личности со своим мнением и взглядами. Дети желают хоть изредка управлять ситуацией и самостоятельно принимать решения. Куда пойти, что надеть, какие игрушки взять с собой, какой маршрут выбрать, что заказывать в кафе. Это повышает их самооценку.

Что делать. Согласитесь с ребёнком, если для вас это не принципиально. Если же то, на чём ребёнок настаивает, вы не можете принять, объясните почему.

7. Ребёнок копирует взрослых

Каждый человек уникален, со своим набором качеств, и нет двух одинаковых людей. Но окружение корректирует нас, как морская вода камни. Неосознанно мы подражаем друг другу и становимся похожи.

Как-то я слышала об одном эксперименте, проведённом американскими психологами. В изолированную комнату пригласили двух человек с хорошим настроением. Они познакомились и начали общаться. В комнату зашёл третий — с плохим настроением. Он молча сел на свободный стул и никак себя не проявлял. Не двигался, не разговаривал, не принимал участия в беседе. Тем не менее вскоре у двух других участников эксперимента настроение испортилось.

Для детей семья и близкое окружение подобны такой комнате. Если мама и папа раздражены, нервничают или злятся, то ребёнок очень скоро будет делать то же самое. Дети чувствительны к нашим настроениям, они всё впитывают.

Что делать. Следите за собой и контролируйте свои эмоции.

Полезные советы

Иногда случается так, что дети требуют постоянного внимания к себе, пристают и не дают шагу без них ступить.

Вот наиболее частые причины такого поведения:

  • Скучно. Попробуйте сменить занятие ребёнка или найдите для него подходящую компанию.
  • Не терпится поделиться важной мыслью. Просто выслушайте.
  • Хочется похвалы. Обратите наконец-то внимание на то, что ребёнок так долго пытается показать или рассказать, и похвалите.

Важно отличать обоснованное требование от каприза и действовать соответственно. Если ребёнок эгоистично требует, чтобы мир вращался только вокруг него, объясните, что он не прав. Он должен учитывать интересы всех членов семьи так же, как это делают они.

В конфликтной ситуации всегда начинайте с объяснений и по возможности давайте выбор. Только потом ребёнка можно заставлять. Иногда приходится и поругать, но делать это стоит в самую последнюю очередь.

Когда вы что-то объясняете детям, важно убедиться, что они вас понимают правильно и вы имеете в виду одно и то же.

Однажды мы собрались ехать на море. Вечером решили, утром выехали. Трёхлетнему сыну сказали о поездке уже в машине, так как не хотели расстраивать, если что-то сорвётся.

Услышав, что мы едем на четыре дня на море, сын начал плакать и кричать: «Я не хочу! Поворачивай назад! Едем домой!» Мы в растерянности остановились возле придорожного кафе. Он съел пирожное, побегал, немного успокоился. Потом мы договорились, что доедем до моря и только посмотрим на него. Если ему там не понравится — сразу же поворачиваем назад.

И вот когда мы прибыли на место и заселились в апартаменты, настроение ребёнка резко изменилось. Он начал веселиться, напевать, достал из рюкзака игрушки и принялся их раскладывать. И тут выяснилось, что сын решил, что мы будем жить возле моря на песке, как герои мультфильма, который он недавно смотрел. И это его очень напугало. А мы поселились в доме с кроватями, и его такой отдых вполне устраивает. Для нас этот случай стал хорошим уроком: надо всегда уточнять, правильно ли мы понимаем друг друга.

Если же ситуация накаляется и терпение вот-вот лопнет, постарайтесь сделать паузу, прежде чем ругать ребёнка. Сосчитайте до десяти. Спросите себя: «Зачем? Кому станет от этого лучше?»

И научитесь говорить «нет». Делайте это редко, но твёрдо. Скажите, что понимаете его желание, а затем объясните коротко и понятно, почему вы не можете сейчас сделать то, что хочет он. Ребёнок поймёт. Если же он продолжит настаивать (что часто делают дети), используйте его же приёмы. Просто повторяйте: «Нет, нет, нет».

Малыш отказывается ото всего, что ему предлагается, не хочет засыпать, кушать, отказывается от похода в садик, у него наблюдаются приступы большой ярости, он пинает ногой котенка, кусает сестричку, грубит и огрызается с мамой, и вы не можете ни дать этому всему объяснения, ни придумать, что с этим делать.

Чудесного средства от таких капризов просто не существует на сегодняшний день, ведь в принципе эти проявления нормальны в развитии каждого ребенка в определенном возрасте.

Почему?

Приступы злости являются выражением внутреннего конфликта, который переживает ваш ребенок: он разрывается между желанием независимости и потребностью цепляться за вас. Эти желания не опасны и не означают, что у вашего малыша плохой характер.

Кстати, если драма разразилась в публичном месте, не нужно пугаться. Некоторые мамочки от растерянности пытаются уволочь вопиющие чадо с чужих глаз долой, рискуя оторвать ему руки.

Даже если вам мерещатся недовольные гримасы, поймите, что большинство из присутствующих испытали вашу ситуацию на своей шкуре, а кто-то и не раз. Эту секунду в целом мире есть только вы и ваша кровиночка орет, которую нужно как можно быстрее привести в чувство. Вот и займитесь этим, вместо того чтобы сердиться.

Ребенок — новичок в мире. С одной стороны, ему все интересно, с другой — у него совершенно нет опыта. Он не знает, что огнем можно обжечься, с высоты — упасть, ножом — порезаться.

Лучший опыт, разумеется, личный, но далеко не каждый родитель сможет равнодушно наблюдать, как его чадо лезет в розетку. И тут про непослушных детей важно знать следующее: чем больше запретов, тем более неуправляемым будет казаться родителям малыш.

Не часто, но бывает, что мы просто не можем найти к своему ребенку правильный подход. И сразу навешиваем на него ярлык «вредный ребенок». Пробуем разные методы воспитания, но результата как не было, так и нет.

Вредным ребенком называем упрямого, капризного и своенравного малыша. А эти качества появляются и начинают укореняться уже в трехлетнем возрасте. Этот тот период, который часто называют кризисом 3-х лет.

Малыш уже начинает осознавать себя как некую личность в огромном мире. Отделяется от мамы, характер начинает меняться. Очень часто в худшую сторону.

Причины детской вредности

Ребенок начинает вредничать не просто так. На то есть определенные и вполне конкретные причины.
Почти все взрослые диктуют малышу постоянно, что ему следует делать, а что категорически запрещается. Чаще всего воспитательный процесс в семье состоит из постоянных запретов и назиданий.

Устраивают в семье с маленьким человеком так называемую «школу собаководства», надресировывая ребенка на желаемые результаты.

Желания же ребенка совершенно при этом не учитываются. Естественной реакцией ребенка на такие призывы является отказ и нежелание подчиняться требованию взрослого.

Следующая причина вредного поведения ребенка — недостаточное внимание к ребенку. Родителям некогда проводить с малышом время за совместными делами. И своей вредностью ребенок пытается привлечь внимание взрослых к себе.

Очередная причина проявления вредности — ребенок видит, как ведут себя взрослые, но просят его делать иначе. Вредный ребенок же — это зеркало, в котором мы, родители, можем видеть то, как мы сами поступаем в повседневной жизни. Вредный ребенок совершенно не понимает, как можно поступать иначе.

Ведь мы сами делаем так, а он просто копирует наше поведение и привычки. Взрослые всегда должны помнить о том, что лучшим средством воспитания является личный пример. Бесполезно требовать от малыша делать то, чего родители сами не делают, и наоборот.

Как бы банально это не звучало, но слова не должны расходиться с делом. Если учите ребенка не обижать животных — не толкайте своего кота.

И последняя причина проявления непослушания и упрямства — очень болезненная для самого малыша — это его способ защититься. Когда малыш постоянно поругаем, он как-то пытается сам себя защитить. Ведь такие большие взрослые его обижают. Как же он может справиться с обидой и страхом. И тогда он начинает тоже выражать свой гнев, ругается и даже пытается ударить большого человека.

Сохраняйте спокойствие: когда ваш «вредный ребенок» плохо себя ведет, постарайтесь не кричать и не терять самообладание.
Большая часть действия малыша направлены на привлечение вашего внимания.

Родители, особенно молодые мамы и папы, еще не понимают, что малышу может быть обидно и одиноко, когда его постоянно учат и ругают. Откажитесь от запретов, научитесь советоваться и договариваться с крохой по любому вопросу.

Выслушивайте его постоянно. Будьте рядом и не показывайте своего неудовольствия, даже если вам что-то не нравится в малыше. Помните, вы смотритесь в него как в зеркало. Это ваши дела и поступки.

И если это вам не нравится, значит, вам надо самим в себе что-то поменять. И тогда малыш не преминет перенять ваше поведение и будет делать так, как вам понравится.

Если понравилась статья, поддержите пятой звездочкой

Почему ребёнок вредничает?

Каковы причины плохого поведения ребёнка? Советы для родителей непослушных детей.

Душа ребёнка — чистая доска.

По ней сперва родители ходили,

А после — воспитатели следили <…>

Ребёнок рос, и жгла его тоска,

Ломал с досады пахнущую ветку

И всё грозился мир привлечь к ответу,

И что-то первозданное искал…

А. Сагратян

Философы (Аристотель, Джон Локк) не случайно сравнивали сознание маленького ребёнка с чистой доской, на которой можно писать всё, что душе угодно. Малыш при рождении попадает в мир, не зная правил поведения в нём, не различая хорошее и плохое, не умея взаимодействовать с окружающими. Всему этому учат ребёнка взрослые, как бы вкладывая в его сознание информацию.

Присмотритесь к своему чаду: вы не узнаёте в его поступках, жестах и словах себя? Сами того не замечая, мы демонстрируем малышу образец для подражания. Любое неосторожно брошенное взрослым слово подхватывается и запоминается ребёнком, для того чтобы позже появиться в речи маленького человечка. То же происходит с действиями и эмоциями. Если вам кажется, что ребёнок не совсем правильно ведёт себя по отношению к другим людям, подумайте о том, какой пример вы сами подаёте ему

Рассмотрим несколько самых распространённых причин, которые могут спровоцировать плохое поведение ребёнка.

Пример взрослых. У малыша возникает внутренний дискомфорт при непосредственном общении с другими людьми, когда они дают понять, что его общество им неприятно.

Что делать? При ребёнке следите за собой, своими друзьями и близкими: запретите им резкие высказывания, не ссорьтесь, не вступайте в конфликты. На улице обходите стороной ссорящихся людей. Не кричите на ребёнка, если он что-то натворил. Ваш громкий голос вряд ли вызовет раскаяние малыша. Прежде чем выяснять отношения с кем-либо, сделайте глубокий вдох, медленно сосчитайте до 5, а затем по возможности спокойно и без лишних эмоций объясните свою точку зрения. Гордитесь тем, что можете сохранять хладнокровие во время разговора. И ребёнка учите спокойствию, выдержке и умению решать проблемы без криков.

Чаще улыбайтесь. Радуйтесь мелочам — ясной погоде, пению птиц, грибному дождику, хорошим оценкам старших детей в школе, покупке интересной игрушки, весёлой игре. Радуйтесь вместе с ребёнком.

Чрезмерное увлечение телевизором. Телевизор давным-давно стал «лучшим» другом семьи, заменив прогулки на свежем воздухе и общение. Даже если мы не разрешаем ребёнку смотреть телевизор, он имеет возможность время от времени поглядывать на голубой экран. Папа и дедушка смотрят новости и теледебаты с участием разных деятелей, которые не очень следят за своими словами, и, бывает, громко и грозно ругаются. Некоторые телевизионные новости мало чем уступают фильмам ужасов. Мамы и бабушки жить не могут без сериалов. Что остаётся ребёнку? Сидеть и играть на полу под звуки вечно работающего телевизора. Несомненно это накладывает свой отпечаток на детскую психику.

Родной брат телевизора компьютер также может оказывать негативное влияние на малыша. Конечно, очень удобно усадить ребёнка перед монитором, загрузив познавательно-развлекательную игру или включив мультик, и заниматься своими делами. Однако современные дети с техникой на «ты» и «бродить» по Интернету умеют очень хорошо. А в Интернете за информацией, не рассчитанной на детей, далеко ходить не надо.

Что делать? При ребёнке не смотреть фильмы и передачи, содержащие элементы агрессии. Внимательно следить за содержанием мультфильмов, которые смотрит малыш, и книг, которые ему читают. Минимизировать общение ребёнка с компьютером.

Нехватка родительской любви. Родители, конечно, любят малыша. Стараясь обеспечить его материально, много работают. Но если ребёнку недостаточно того количества времени, которое с ним проводят близкие, он может решить, что его не любят и быть от этого несчастным.

Что делать? Чаще говорить ребёнку о своей любви, демонстрировать её. Называйте малыша ласковыми словами, дарите небольшие подарки, старайтесь проводить с ним больше времени. Если ребёнок провинился, скажите примерно следующее: «Я люблю тебя, но твой поступок мне не понравился». Малыш не захочет расстраивать родителей и постарается больше их не огорчать.

Неполная семья. Подобная ситуация возникает по разным причинам и негативно сказывается на психологическом здоровье ребёнка даже при условии материального комфорта в доме. Любому малышу необходимы двое — папа и мама. Если одного из них не хватает, то второй родитель переживает, пытается любыми способами, часто в ущерб общению с ребёнком, обеспечить семью всем необходимым и, конечно, ещё раз устроить свою личную жизнь. Вам кажется, что плохое настроение, приступы депрессии и страха хорошо маскируются вами и совершенно не заметны. Однако вы не правы. Дети очень чутки и моментально улавливают настроение. Ваша неуверенность и неудовлетворённость превращаются в агрессивное поведение ребёнка. Причём агрессия может быть направлена не обязательно в вашу сторону.

Что делать? Старайтесь жить в ладу с собой. Не позволяйте себе негативных высказываний в адрес людей, с которыми вам пришлось расстаться. Иначе ваше мнение помешает ребёнку нормально общаться с ними, причём как со взрослыми, так и с детьми.

Демонстрируйте малышу вашу любовь к нему, водите его в гости к друзьям и близким, приглашайте в гости друзей вашего ребёнка, не акцентируйте его внимание на отсутствии второго родителя. Отвлекайте малыша от грустных мыслей, заняв его любимой игрой.

Вседозволенность. В настоящее время популярность приобрело так называемое японское воспитание. Заключается оно, по мнению некоторых родителей, в отсутствии запретов и разрешении ребёнку делать всё, независимо от того, мешают его действия окружающим или нет. Суть же японского воспитания весьма отличается от подобного понимания. Японцы разъясняют детям последствия каждого поступка: «Хочешь отбирать игрушки? Потом никто не станет с тобой дружить. Дети будут избегать тебя. Останешься один, никому не нужный». Тогда как мы говорим нашим детям: «Хочешь бегать? Пожалуйста. При этом толкаешься? Не страшно. Вырастешь — поймёшь, как себя надо вести». Но сейчас малышу необходимо учиться общаться с другими людьми, а когда он вырастет, менять манеру поведения, сложившуюся в детстве, будет поздно. Привычка… Когда капризам ребёнка потакают с пелёнок, когда он не знает слова «нельзя», в будущем неминуем конфликт с окружающими.

Однако даже при правильной трактовке «воспитания по-японски» может возникнуть непонимание со стороны «неяпоноориентированных» людей. Живём мы в обществе, и поэтому вынуждены считаться с укоренившимися взглядами на воспитание.

Что делать? С рождения воспитывать малыша в соответствии с принятыми в обществе нормами и правилами. Дать понять, что существуют вещи, которые не следует делать ни при каких обстоятельствах. И ни после истошного крика, ни после грандиозного скандала льзя не будет (включать плиту, бить маленьких детей и обижать животных, бросать в родителей игрушки и тому подобное всегда будет нельзя).

Отсутствие у ребёнка опыта общения со сверстниками. Не зная, как правильно взаимодействовать со сверстниками, малыш отбирает у них игрушки и дерётся. Он не понимает, что существуют другие способы (попросить, что-то объяснить) и действует очень агрессивно.

Что делать? Учить ребёнка знакомиться, выражать просьбу, бесконфликтно общаться. Вводить в лексикон малыша вежливые слова, самим употреблять их.

Избыток энергии у ребёнка. Дети — удивительные создания, они постоянно в движении. Взрослые уже отдыхают, а малыш по-прежнему бодр. Переиграв во все доступные ему игры и сломав мимоходом пару игрушек, ребёнок переключает внимание на вещи взрослых. Нам кажется, он специально разбил чашку, дёрнул кошку за хвост и распустил бабушкино вязание. На самом деле малыш просто нашёл применение своей активности. А детская неугомонность в сочетании с любознательностью часто приводит к полнейшему беспорядку.

Что делать? Направлять энергию ребёнка в продуктивное русло. Придумывать для него новые активные игры и занятия. Позволять ему время от времени «хулиганить» под вашим чутким руководством.

Чрезмерная опека взрослых. Каждый родитель хочет защитить своего ребёнка от негативных воздействий. Взрослые понимают, что собака может укусить, с качелей можно запросто упасть, а катаясь с горки, приобрести синяки. Поскольку малыш ещё не знает даже таких простых вещей, мы стараемся оградить его: «Не трогай собаку — укусит», «Не лезь на горку — упадёшь». Так уж получается, что ограждать приходится практически от всего. Как быть малышу, которому родители запрещают всё на свете? Сидеть тихонько в уголке и катать машинку? А может, лучше громко заявить о своих правах? Запретят — буду кричать или драться!

Что делать? Позволяйте ребёнку делать то, что он хочет, если желаемое не противоречит нормам поведения и не опасно для его здоровья. В случае, если ребёнку что-то запрещается, отвлеките его каким-либо способом — игрой, считалочкой, предложите другое интересное занятие взамен запрещённого. Предостережение формулируйте следующим образом: «Чтобы не упасть, держись крепко», «Не надо гладить чужих собак, они могут обидеться. Мы пойдём в гости, вот там ты поиграешь с Бимом».

Многочисленные требования и запреты. Родители стремятся воспитать ребёнка как можно лучше. Послушные дети нравятся всем. Отсюда возникает множество требований к подрастающему человечку: мыть руки перед едой, не играть дома в мяч, не лазать по деревьям, не пачкать новые штанишки или платьице, не грубить взрослым… Малышу кажется, что взрослые придумывают многочисленные запреты и правила, чтобы усложнить ему жизнь. Нельзя скатиться с горки — запачкаешься; погладить кошку — поцарапает; смотреть телевизор — вредно для здоровья; съесть конфету тоже проблематично — испортятся зубы; поиграть с родителями практически невозможно — им некогда…

И в определённый момент в ребёнке скорее всего проснётся бунтарь. Новые штанишки обязательно испачкаются, конфеты исчезнут из конфетницы, хрупкие дорогостоящие предметы разобьются… мячиком.

Что делать? По возможности разрешать ребёнку делать то, что он хочет. В случае частичного или полного запрета разъяснять его причины: «Сегодня не будем пускать кораблики в луже, я на тебя надела красивые штанишки. Посмотри какие, с вышитым медвежонком! А вдруг мы их испачкаем? Завтра мы с тобой наденем непромокаемые брючки, резиновые сапоги и обязательно попускаем кораблики». Разумеется, вам придётся сдержать обещание. А у ребёнка сформируется правильное представление о мотивах, заставляющих вас запрещать то или иное его действие.

Эмоциональная чувствительность ребёнка. Впечатлительные и эмоциональные дети принимают близко к сердцу происходящие в жизни события, ярко и остро их переживают. Даже неосторожно сказанное слово может вывести их из равновесия и заставить нервничать.

Что делать? Внимательно следите за тем, что слышит ребёнок. Во время эмоционального всплеска разговаривайте с малышом спокойно, не повышая голоса. Учите ребёнка спокойствию и выдержке. Хвалите, когда он проявляет эти качества. Дайте понять малышу, что окружающий мир удивителен, разнообразен и не стремится его обидеть.

Неуверенность и страхи ребёнка. Когда мы чего-то боимся или не понимаем что происходит, мы раздражаемся, не можем контролировать свои эмоции. Защитные механизмы психики ребёнка работают по такому же принципу.

Что делать? Поговорите с малышом. Попытайтесь узнать о его мыслях, желаниях. Спросите, что снилось ночью. В снах могут отражаться реально существующие проблемы. Дайте ребёнку чёрный карандаш и попросите что-нибудь нарисовать. Чёрный цвет спровоцирует изображение пугающих ребёнка предметов. Узнайте, что нарисовано, почему изображённый на рисунке предмет или персонаж не нравится малышу. Вместе придумайте, как победить страшилу. Нарисуйте рядом богатыря или фею, которые смогут это сделать, или большую коробку, в которую поместите чудище.

Главный принцип в общении с малышом на данную тему — ненавязчивость и отсутствие давления на него. Если он отказывается говорить или начинает нервничать, сразу прекращайте разговор.

Обращайте внимание на смену настроения ребёнка, выясните её причину. Заметьте момент перемены настроения и попытайтесь восстановить ситуацию, которая была до этого. Где вы находились, что делали, кого увидели, что сказали, кто прошёл мимо, что изменилось в природе и т. д. Развеселите малыша, отвлеките от грустных мыслей, поиграйте в любимую игру или почитайте смешной рассказ.

Мы перечислили типичные причины, вызывающие у ребёнка внутренний дискомфорт и как следствие появление у него негативных черт характера. Выявление и исправление проблем займёт некоторое время, потребует приложения определённых усилий.

Рекомендуем посмотреть:

Ребенок и улица. Роль семьи в формировании личности ребенка

Консультация для родителей «Общение детей со сверстниками»

Ответственность родителя и педагога в жизни ребёнка

Половое воспитание детей в семье

Адаптация младших школьников к обучению в среднем звене

Редко какие родители не знакомы с капризами ребенка: в той или иной степени эта проблема затрагивает каждую семью. В одних семьях капризы случаются редко и проходят без особых трудностей — в других же, они становятся тяжелым испытанием для всей семьи и нервной системы родителей. Существуют общие рекомендации психологов и педагогов о том, как бороться с капризами ребенка. В сегодняшней статье мы поговорим более детально об одном из непростых периодов в жизни детей и их родителей — возрасте 3 лет.

Как бороться с капризами ребенка в 3 года

  • Капризы это результат проявления конфликта

Когда интересы сторон расходятся, каждый отстаивает свою точку зрения — все это приводит к конфликту. А конфликты в нашей жизни неизбежны. Даже внутри себя мы, взрослые, часто конфликтуем с собой. В 2-3 года ребенку кажется, что многие вещи он уже может делать самостоятельно; родители же с позиции своего опыта считают своим долгом научить малыша правильному поведению, потому и настаивают на своем видении. В конфликте все люди ведут себя по-разному. И очень хорошо, если человек обладает разными стратегиями поведения в конфликте, применимыми к конкретной ситуации. Научите ребенка пользоваться всеми стратегиями в конфликте: он может настаивать на своем, прибегать к договору, компромиссу, а может и уступить вам.

Как бороться с капризами ребенка в 3 года? Осознайте, что вы его партнер и помощник в изучении мира и разных способов общения с людьми. Давайте ребенку разнообразную реакцию на его капризы и позволяйте ему самому по-разному проявлять свои эмоции на появляющиеся в его жизни трудности. Не получилось надеть колготки, как задумывалось — можно и поплакать, а взрослый поможет принять крохе эту неудачу.

  • В борьбе с капризами оставаться взрослым

Капризы и упрямство трехлетнего ребенка испытывают нервную систему родителей, в ответ взрослый иногда перестает быть в своей роли взрослого и спускается на одну ступень с ребенком. При сильной усталости он может забыть про главную функцию родителя —защищать и заботиться о крохе, а потому сам становится ребенком: переходит на крик, может отшлепать, обидеться или сказать неприятные слова. Когда родители ощущают себя взрослыми, мало какие детские уловки их раздражают. Ни размазанная по столу каша, ни разлитая вода на полу не станут поводом для того, чтобы он начал сердиться. Но как только родитель выходит из своей взрослой роли, тут же приходит раздражение и злость. Иной раз бывает, что терпения уже не хватает, к тому же кроме заботы о детях у взрослых существует масса других проблем. Тогда сдержаться от раздражения довольно сложно.

Если родители понимают, что эмоции берут над верх, следует сделать паузу: можно пойти умыться, выпить чай, включить музыку и сделать пару физических упражнений — иными словами переключиться с того, как бороться с капризами ребенка, на что-то иное. Полезен мысленный диалог с собой. Стоит мысленно поинтересоваться у самого себя, почему возникла злость? Может потому, что у вас неприятности на работе, а еще вы хотели бы иметь больше личного времени. Не корите себя в том, что вы плохая мать или отец, примите себя и свои эмоции в этой ситуации — от этого должно стать немного легче.

  • Сочетание ролей заботливого родителя и обладающего властью

Ребенку будет плохо как с бесхарактерным, так и с властным родителем. Первый будет все разрешать и позволять, боятся капризов ребенка и капитулировать при первой возможности. Второй будет доминировать над ребенком, не давая ему малейшей самостоятельности и личного пространства. Для психологического развития ребенка важно, чтобы родитель мог как направить, так и прислушаться к мнению ребенка и даже уступить ему в чем-то.

  • Отказывать ребенку исходя из заботливого отношения к нему, а не опираясь на жесткость и принципиальность

Правильно, когда взрослые что-то запрещают ребенку, опираясь на родительский авторитет. При этом важно сохранять с ребенком отношения, построенные на доверии и внимании к нему. Если вы запретили ребенку смотреть мультфильм, безусловно, он может расстроиться. Попытайтесь понять его чувства, пожалейте его, обнимите. Можете попытаться перевести его внимание на другую задачу, например, помочь вам приготовить ужин для папы. В ситуации, когда родители не чувствуют возможность запретить что-то ребенку, они будут вынуждены прибегнуть к негативным, в том числе и силовым, методам. В ход могут пойти обвинения: «Ты ужасно капризный, совершенно меня не слушаешься!». С позиции ребенка это уже не проявление заботы, а нападение, которое вызывает у него обиду и еще больший протест. Так же родителям не следует уступать с позиции «слабого»: «Как ты меня достал своими капризами! Делай что хочешь…» Родители как бы перекладывают свою ответственность на ребенка. А к ней ребенок еще не готов.

  • Для того чтобы успешно бороться с капризами ребенка необходимо, чтобы он выслушал наши аргументы

Если позволяет обстановка, следует попробовать уладить назревающий конфликт: помочь может тактильный контакт, предложение игры, попытка увлечь чем-то интересным. Если ребенок уже вошел в кураж, иногда уже даже не помня причину каприза, родителям лучше переждать, пока эмоции ребенка выплеснутся наружу. При этом лучше всего попытаться не обращать внимания на маленького капризулю, а уж тем более, не время для воспитательных речей и требования прекратить каприз. После разрешения конфликта важно примирение — тем самым вы покажете ребенку, что никакие ссоры не разрушат вашу любовь и вы по-прежнему самый близкий и родной для него человек.

  • Реакция ребенка на внутреннее состояние родителей

Удивительным образом дети определяют наше беспокойство, считывают нашу мимику, а затем могут перенять настроение родителей. Еще один способ борьбы с капризами ребенка — работа над собой и своим душевным равновесием.

  • Капризы у ребенка в 3 года — хоть и тяжелое, но временное явление

Помните о том, что скоро все скандалы останутся в прошлом и к вам вернется милый и покладистый ребенок. Важно, чтобы во время борьбы с капризами ваши отношения с ребенком не пострадали, а вышли на новый уровень.

В 2,5 года у малышей начинается «переходный возраст». Дети отрицают очевидные вещи, стараются спорить со взрослыми. Любимые фразы детей в это время: «нет», «не хочу», «не буду». «Как разглядеть за частыми слезами малыша более серьезные проблемы, как отучить ребенка капризничать, почему малыш ноет, психует и истерит по мелочам?» – эти вопросы занимают молодых мам все чаще и чаще.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как отучить ребенка ныть?

ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: кризис 3 лет у ребенка

Упрямый возраст

Первые протесты капризный ребенок проявляет в 2-3 года, это важный эмоционального развития. Психологи называют это время «кризисом трех лет». Дети 3-4 лет стараются отделить собственное «я» от мамы. Речь трехлетки еще не развита, поэтому малыши используют иные способы проявления эмоций и упрямства: крик, слезы, падение на пол и порча имущества. Истерики становятся более частыми. Это самое лучшее время, чтобы перестроить систему взаимоотношений в семье и скорректировать методы воспитания.

Только к 4 годам дети осознают свою самостоятельность, имеют любимые занятия и предпочтения в еде. Малыши — уже довольно самостоятельные личности. Большинство из них посещают детский сад и с помощью речи формулируют свои желания. Дети этого возраста капризничают гораздо реже. Вспышки упрямства – это скорее копирование модели поведения в семье. Именно поэтому не стоит ругаться при малышах и уж тем более включать детей во взрослые конфликты. Капризный четырехлетний ребенок уже должен насторожить родителей, частые истерики – повод для посещения невропатолога и детского психолога.

В 4-5 лет капризы ребенка свидетельствуют о недопонимании в семье, неумении идти на компромиссы (рекомендуем прочитать: Евгений Комаровский об истериках у ребенка в 4 года). Некоторые пятилетние дети привлекают к себе внимание родителей слезами, потому что не знают других способов сообщить взрослым о собственных переживаниях.

Почему появляется «не хочу»?

Лучше всего объясняют истерики маленького ребенка бабушки: «Почему ваш ваш ребенок опять капризничает? Избаловали, вот он и вертит вами теперь как хочет!». Некоторые родители и впрямь идут на поводу у чада, чтобы успеть за современным ритмом жизни: «Пойдем уже скорее, а потом купим тебе то, что скажешь» или «Одевай все что хочешь, только не плачь!». В таких ситуациях малыш довольно быстро понимает, что истерикой и упрямством можно добиться от родителей исполнения своих желаний. Для решения проблемы капризов важно понять их истинную причину. Иногда родители принимают за капризы реакцию ребенка на завышенные родительские требования. Часто малыш действительно не знает, как можно выполнить то или иное требование родителя.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как вовремя перевоспитать избалованного ребенка?

Стандартные причины

Почему же мы так часто сталкиваемся с капризами? Есть несколько видимых причин возникновения истерик у детей:

  1. Проверка родителей на прочность. Первые истерики малыша пугают маму и папу. Повторяя их снова и снова, малыш по всем законам психологии проверяет реакцию родителей и определяет границы дозволенного: как отреагирует мама, если перевернуть тарелку с супом, что будет, если укусить папу в гневе? Истерики – это способ проверить авторитет старших и то, насколько серьезны запреты родителей.
  2. Боязнь нововведений. К чувствительным и эмоциональным детям необходим особый подход. Такие дети опасаются всего нового. Новое блюдо, или «переезд» в свою кроватку могут сопровождаться слезами и категоричным отрицанием. Капризный двухлетний ребенок не соглашается идти на новую площадку – пообещайте, что будете рядом с ним и вместе поиграете в песочнице. Почувствовав себя в безопасности, малыш обязательно пойдет на компромисс.
  3. Обычный отказ. Имеет место в старшем возрасте. За первые несколько лет жизни родители привыкли решать за малыша абсолютно все: что надеть, что поесть, когда нужно пойти ко сну. В четырехлетнем возрасте ребенок уже может определить, нравится ли ему тот или иной наряд или блюдо, а что не нравится совсем. Если мнение малыша и мамы не совпадают, может возникнуть протест. Возможно, пришло время прислушаться к ребенку в некоторых вопросах?

Последствия воспитания

  1. Результат гиперопеки. Некоторые родители стремятся оградить свое чадо от разных жизненных проблем: мамы и бабушки долго кормят ребенка с ложечки, а для прогулки используют исключительно коляску. Попытки призвать такого малыша к самостоятельности бывают встречены протестом. В этом случае капризы маленького ребенка связаны с тем, что он не понимает, почему мама не выполняет свои «прямые обязанности» — перестала кормить маленького и одевать его.
  2. Попытка привлечь внимание. К двум годам дети уже прекрасно понимают, что нужно сделать, чтобы привлечь родительское внимание. Если взрослые каждый раз жалеют малыша после истерик, то в скором времени топанье ногами и крики станут частыми гостями в этом доме. Капризный двухлетний ребенок прекрасно понимает, что своим поведением он моментально привлекает внимание взрослых.

Как справляться с капризами?

Победить капризы маленького ребенка бывает непросто. Особенно явно это проявляется, когда мама торопится, а малыш еще чем-то занят и идти никуда не собирается. Ребенок, видя раздражение, будет упрямиться еще сильнее. В большинстве случаев конфликт заканчивается в пользу взрослых, а чадо через слезы и нервы все-таки собирается и идет вслед за мамой. Если такие ситуации повторяются — настало время изменить правила общения в семье и научить малыша выражать свои эмоции более эффективным и взрослым способом – словами. Самое главное в преодолении капризов — родительский самоконтроль. Не стоит повышать голос, это только усилит бунт. Постарайтесь не нервничать, чтобы не демонстрировать сыну или дочери свою беспомощность. Если вы хотите быстрее успокоиться, подумайте, насколько мужественным и решительным стал ваш малыш. Он отстаивает свое мнение и уже ведет спор со взрослым человеком.

Капризный ребенок в год, в полтора, два и даже три года – нормальное явление, но если пятилетнее чадо устраивает истерики – это уже повод для посещения невропатолога и детского психолога. Врач проверит развитие малыша и даст рекомендации по воспитанию и взаимодействию с ним. ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как отучить ребенка от бутылочки в 2-3 года?

Советы психологов

Существует несколько правил, которые помогут справиться с таким сложным переходным возрастом. Советы помогут мамам «нехочух» бороться со вспышками упрямства:

  • Проверьте свои требования к малышу, возможно, некоторые запросы действительно завышены. Может быть, малыш уже способен решить, какую кофту надеть на улицу, или ему действительно не нравится томатный сок.
  • Необходимо разработать четкую систему запретов. На первое время достаточно 4-5 строгих «нельзя». Например, нельзя подходить к уличным собакам или к зажженной плите, а также другие запреты в соответствии с возрастом. Правила не нарушаются ни под каким предлогом. Эти «нельзя» должны подтверждать все члены семьи, в том числе и бабушка с дедушкой.
  • Малышу сложно каждый день выполнять родительские наставления: чтобы ребенок не взбунтовался, предлагайте ему варианты: «Какую игрушку возьмем на прогулку, слона или машинку?» Попросите у малыша совета и он с удовольствием пойдет на компромисс.
  • Развивайте в детях самостоятельность. Не стоит делать за малыша то, что он сам в состоянии сделать. Вместо того чтобы одевать чадо, поручите ему самостоятельно надеть брюки. Лучше выйти на прогулку на 15 минут позже, но пусть малыш оденется сам.
  • Не реагируйте на капризы ребенка. Лучший способ преодолеть истерику – не обращать на нее внимания. Дома можно оставить чадо в комнате, а самой заняться другими делами. Без повышенного внимания малыш успокоится гораздо быстрее. Если истерика застала вас среди людей, нужно постараться как можно быстрее найти уединенное место подальше от раздражающей обстановки, затем переключить внимание малыша на что-нибудь более интересное.
  • Проводите анализ ситуации. Каждая вспышка упрямства — это нереализованная потребность малыша. В столь юном возрасте дети не могут хотеть чего-то плохого. Может быть, капризному малышу просто не хватает внимания или общения — взрослым стоит об этом задуматься.
  • Хвалите малыша за поведение, которое вам нравится. Хвалите искренне, описывая все хорошее, что сделал малыш.

Вечерние капризы

Если ребенок капризничает и плачет в вечернее время, либо истерики начинаются перед отходом ко сну — это свидетельствует об эмоциональном перевозбуждении малыша. Эмоции, накопленные за день, не позволяют быстро расслабиться и уснуть. Особенно это относится к гиперактивным и легковозбудимым деткам. Часто вечерние слезы возникают у детей, отказывающихся от дневного сна. Для исключения вечерних капризов можно придерживаться следующих рекомендаций:

  • Обязательно гуляйте вместе в течение дня. Благотворно на сон влияют вечерние прогулки (за 1-1,5 часа до сна).
  • Проветривайте детскую комнату перед сном. Оптимальная температура воздуха в детской комнате по мнению доктора Комаровского составляет 18-22 градуса.
  • За три часа до сна не разрешайте ребенку играть в активные игры: прятки, догонялки. Не стоит смотреть на ночь мультфильмы.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что предпринять, если ребенок сильно плачет?

  • Для вечернего времяпровождения хорошо использовать настольные игры или совместное чтение книг. Спокойные игры помогут предотвратить капризы маленького ребенка вечером.
  • Если у малыша нет аллергии, то перед сном можно принимать ванны с добавлением отваров из трав. Хорошо для вечерних ванн применять отвары мяты, череды или ромашки.
  • С разрешения педиатра вместо обычных напитков можно давать травяные чаи. В вечерний чай заваривают фенхель, лимонник или мяту. Готовые сборы можно приобрести в аптеке. Успокоительный чай можно пить не ранее, чем за 2-3 часа до сна.

Как перехитрить капризулю?

Большинство родителей пытается отучить своих малышей капризничать. Существует несколько способов перехитрить и успокоить маленького капризулю:

  1. Поговори со мной, дружок! Когда все доводы исчерпаны, а ребенок еще капризничает, попробуйте подключить подставное лицо. Любимая игрушка малыша – лучший помощник. Возьмите в руку зайчика или мишку, заговорите от его имени: «Привет, малыш! Ты такой грустный! Мне тоже грустно, пойдем гулять?» После пары предложений малыш начнет прислушиваться. Это самый легкий способ прекратить капризы двухгодовалого ребенка.
  2. Меняйте тему. Если вы чувствуете, что назревает протест и малыш отчаянно не хочет что-то делать, не нужно бороться, лучше просто смените тему. Спросите у малыша, с кем он играл на площадке, о новых друзьях, интересных куличиках, вспомните про собаку. Пары минут увлеченного разговора достаточно, чтобы переключить внимание, а потом снова вспомнить о водных процедурах.

Альтернативные методы

Когда стандартные способы успокоить малыша не помогают, можно попробовать что-нибудь новое. Есть и альтернативные методы предотвратить истерики:

  1. Все наоборот. Наилучший способ угостить малыша чем-нибудь полезным – сказать, что есть это никак нельзя. Например, как угостить ребенка рыбкой? Под любым предлогом заманить чадо на кухню и сделать вид, что вы его не замечаете, но при этом что-то едите. Увидев малыша, спрячьте тарелку. Такие действия наверняка заинтересуют ребенка и проявят интерес к еде. Хотите повести ребенка в парк – говорите, что в парк сегодня никак нельзя. Так вы сможете предупредить капризы своего ребенка.
  2. Праздник непослушания. Тяжело постоянно жить под запретами. Время от времени устраивайте ребенку праздники. В один из выходных сообщите ребенку, что сегодня он может делать все что угодно. В этот день согласуйте с ребенком меню, время и место прогулки, по возможности подарите небольшой презент. Вечером поговорите с малышом по душам, спросите, понравился ли ему сегодняшний день. Пообещайте устраивать такие праздники один раз в неделю, но при условии, что в остальные дни малыш будет слушаться (рекомендуем прочитать: почему ребенок не слушается и что делать?). Капризы маленького ребенка будут становиться более редкими .
  3. Бои подушками. Капризный ребенок не может выплеснуть негативные эмоции. Если выхода из ситуации нет, вызовите ребенка «на бой» Для этого понадобятся 2 небольшие подушки или мягкие игрушки. С помощью пятиминутной «драки» малыш выплеснет агрессию, все обиды будут забыты.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как быть, если ребенок плачет в детском саду?

Следуя этим правилам и ориентируясь на настроение малыша, мама всегда сможет договориться с маленьким капризулей. Справляться со вспышками упрямства в самом начале гораздо легче, чем успокоить чадо после истерики.

Капризный ребенок – это всего-навсего повод, побуждающий взрослое воспитывающее окружение малышей задуматься о собственных действиях, устремленных на воспитательное воздействие, а также напоминание о значимости для детей родительского внимания. Зачастую капризность детей свидетельствует о попустительстве их взрослого окружения. Взрослая среда родственников, занимающаяся воспитанием малышей, позволяет крохам вести себя в таком духе, не подчиняться требованиям и завоевывать желаемое при помощи плаксивости и истерик.

Однако существует противоположная сторона ребяческой капризности, которая может указывать на присутствие хронического недуга или о появлении острого процесса. Кроме того, детское неповиновение, капризы и плачи зависят и от темперамента, сиюминутного эмоционального настроя крох и общего физического состояния. Как правило, со всевозможными проявлениями детской капризности в свое время соприкасаются абсолютно все родители в процессе педагогического воздействия и становления детских личностей.

Ребята, начиная с самых ранних детских лет, выражают собственные желания по-разному. Одни посредством использования некоторых общих жестов, а другие прибегают к «вымогательству», используя при этом исключительно доступные для них средства, а именно слезы, разбрасывание вещей, крики. Другими словами, детский каприз является стремлением малыша получить желаемое, при условии, что он соматически здоров.

Капризный ребенок 2 года

Капризность и изредка истеричное поведение считаются, по сути, естественным способом и практически единственной возможностью, посредством которой чадо старается продемонстрировать свои внутренние ощущения. Подобным поведением дети пытаются объяснить, что не так с ними.

По какой причине неожиданно ребенок 2-х лет стал капризным и плаксивым? Как вести себя родным и каким образом можно помочь малышу?

В двухлетнем периоде капризность взаимосвязана с потребностями детей (например, пить, кушать) или ощущением ими дискомфорта (например, обувь меньшего размера жмет ногу). Нередко проявления капризности могут иметь связь и с внутренним состоянием ребят. В случае болезни они могут ощущать беспокойство, болевые ощущения, которые дети не в состоянии даже понять, а объяснить взрослым – и подавно. При любых непонятных дискомфортных ощущениях малыши, в первую очередь, стараются их подавить, вследствие чего требуют выполнения то одного «хочу», то другого. Однако дискомфорт не уходит, поэтому они ударяются в слезы. Подобное поведение родители могут расценивать, как каприз.

Нередко после перенесенного недуга дети продолжают капризничать, требуя к своей персоне такого же повышенного внимания, которое было и во время их болезни. Вследствие чего для множества родителей насущным становится вопрос, как воспитывать капризного ребенка? Для этого воспитывающим взрослым необходимо уяснить, что двухлетняя кроха уже способна адекватно воспринимать запреты, запоминать правила и их выполнять. Поэтому рекомендуется родителям избрать линию поведения, которая будет базироваться, в первый черед, на последовательности и единстве.

Последовательность в воспитательном воздействии означает, что один раз запретив что-либо малышу в дальнейшем необходимо придерживаться этого.

Единство – заключается в согласованности стратегии воспитания между всеми участниками данного процесса. Другими словами, если папа за какие-то действия наказал малыша, то маме следует поддержать папу. В случае если она не согласна с его действиями, следует обговорить сложившуюся ситуацию, но только, чтобы малыш не слышал.

Также нужно учитывать, что капризные дети любят публику. Поэтому если оставить ненадолго малыша одного в комнате, истерика затихнет сама собой. Таким поведением родители демонстрируют свою позицию, которая является четким сигналом для малыша, что подобными действиями он не сможет ничего добиться. Следовательно необходимость себя вести подобным манером исчезнет.

Капризный ребенок 3 года

В случае детских капризов в 3 года родителям, для начала, рекомендуется вспомнить, что они гораздо старше собственных чад, а значит и умнее. Поэтому не нужно играть с крохой в игру под названием «кто кого переспорит». Можно уступить малышу в какой-то мелочи, чтобы отстоять собственную позицию в чем-то более значимом.

Также прежде, чем ругать малышей, когда они капризничают, нужно разобраться с причинами, отвечающими на вопрос, почему ребенок стал капризным? Главным образом, проблема капризности трехлетнего возраста заключается во взрослении малышей и преодолении ими естественного кризиса развития. В трехлетнем периоде крохи часто делают все навыворот, будто бы назло старшим. Подобным поведением они просто стремятся отстоять собственное право на независимость и отделить собственную персону от матери. Поэтому, зная такую особенность малышей, можно использовать ее в своих интересах. Например, разрешив крохе делать то, что не хотели бы разрешать. На фразу малыша: «я не пойду мыться», ответить: «хорошо, тогда папа пойдет лежать в ванне и играть игрушками вместо тебя».

Во избежание затяжных истерик, вследствие неудовлетворенного каприза, можно воспользоваться еще одной характерной чертой ребят трехлетнего возраста – их стремительную переключаемость на новые действия. Поэтому, если родитель замечает, что ребенок зациклился на одном из «хочу» психологи рекомендуют незамедлительно постараться переключить внимание. Своевременное переключение внимания малышей приведет к пониманию ими, что истериками от взрослых ничего не добьешься. Вследствие чего необходимость в истериках отпадет за ненадобностью.

Также рекомендуется взрослому окружению стараться не заострять внимание на вызывающем поведении крох. Так как детям неважно хорошее или нехорошее внимание направлено в их сторону, главное, что оно есть.

Таким образом, если вдруг ребенок стал капризным, то не нужно паниковать, прежде всего, необходимо понять причину такого поведения, а затем попытаться использовать его в собственных целях, при этом без применения бесполезных криков.

Капризный ребенок 4 года

Четырехлетние малыши уже довольно самостоятельные личности. Они ходят в дошкольное учреждение, имеют любимые занятия, у них есть собственные предпочтения. А также четырехлетние дети уже достаточно большие, чтобы при помощи слов сформулировать свои «хочу», выразить ощущения и потребности.

Тогда почему ребенок стал капризным в 4 года? Возможно, его капризность является своеобразным копированием модели поведения традиционной для данной семьи? Ведь, если таким образом между собой взаимодействуют взрослые, то чего же можно ожидать от их чада? Поэтому нужно стараться, чтобы малыш не присутствовал при ссорах и конфликтных ситуациях родни. Также не следует общаться с ним на повышенных тонах.

Истерики, показное непослушание, капризность трехлетнего периода являлись для детей своеобразной пробой манипуляций родителями. Аналогичное поведение в четырехлетнем возрасте свидетельствует, что такая манера себя вести стала уже привычной. Ведь для малышей четырех лет капризность является проверенным способом добиться желаемого от старших. Так зачем же им пренебрегать?

Нередко при помощи капризов ребенок всего лишь пробует привлечь родительское внимание. Наряду с этим чрезмерно заласканные дети также часто бывают капризными. Избыточное внимание, перерастающее в гиперопеку, утомляют детей, вследствие чего они становятся неуправляемыми и добиваются своего истериками.

Капризный непослушный ребенок в большинстве случаев – это результат неправильного воспитательного воздействия на крох в раннем возрастном периоде. Однако нередко причиной подобного поведения выступает возрастной негативизм.

Воспитание четырехлетнего капризного ребёнка не отличается кардинально от воспитательного воздействия на трехлетнего капризулю, но усилий для коррекции устоявшейся манеры поведения и терпения необходимо задействовать гораздо больше. Поэтому главным оружием в борьбе с детской капризностью должна быть последовательность в запрещенных вещах и разрешенных, а также единство воспитательной стратегии.

Капризный ребенок 5 лет

Если капризность трехлетнего возраста принято считать нормой, то подобное поведение дошкольников свидетельствует о педагогической запущенности. И, в первый черед, в этом виноваты родители и все прочие взрослые, активно принимающие участие в воспитании малыша. Поэтому постоянные капризы дошкольника должны родителей подтолкнуть к размышлениям о правильности выбранной модели воспитания.

Нередко капризы в пятилетнем возрасте могут указывать на зреющее недопонимание между ребенком и его взрослым окружением.

Непомерная настойчивость на грани упрямства и чрезмерная плаксивость детей при стремлении добиться желанного, в большинстве своем, является следствием неправильно выстроенных взаимоотношений с ними. И тут речь не ведется исключительно об их избалованности. Ведь нередко капризы пятилетнего дошкольника показывают то, что он просто не умеет по-иному сообщить о собственных переживаниях. Скорее всего, истерика для него является привычным средством, направленным на привлечение внимания родителя. Также потакание всем желаниям детей и незамедлительное исполнение их требований может восприниматься малышами в качестве проявления родительской любви.

Часто родители, будучи чрезмерно загружены работой, при помощи удовлетворения капризов малышей стремятся компенсировать дефицит времени, уделяемого им. Однако подобная стратегия не только не способна решить проблему, но и ведет к вседозволенности, отсутствию границ и избалованности. Таким малышам будет довольно сложно адаптироваться к школьной среде.

Как воспитывать капризного ребенка 5-ти лет? Прежде всего, взрослому окружению дошкольника необходимо научиться говорить ему четкое «нет» при этом, вразумительно аргументируя причину отказа.

Капризный непослушный ребенок 5-ти лет нуждается в том, чтобы старшие донесли до него, что капризность и непослушание являются не лучшими средствами получить желаемое. А также продемонстрировали данный постулат на практике, удовлетворяя лишь те желания, которые выражены спокойным тоном в виде просьбы и игнорируя те, которые сопровождаются криком, плачем, топаньем ног.

Капризный ребенок — что делать

Многие родители жалуются на то, что ребенок стал капризным и плаксивым. Чрезмерная плаксивость и непослушание детей представляют собой довольно распространенное явление, которое легко поддается коррекции при условии выполнения родителями простых рекомендаций.

В первый черед взрослым следует выяснить причину подобного поведения и исключить наличие соматического заболевания. Если ребенок стал капризным, но при этом абсолютно здоров, то его капризность является ответной реакцией на окружающую среду, родительское поведение, их методы воспитания и т.п. Поэтому взрослым необходимо научиться реагировать грамотно на проявление детского неподчинения и капризности:

— не следует в качестве воспитательной меры использовать крик и ругань;

— иногда лучше уступить крохе в меньшем, чтобы запретить в большем;

— необходимо предоставить малышу право на проявление самостоятельности;

— наилучшим методом борьбы с капризностью считается общение с детьми, поэтому необходимо стараться больше уделять времени общению на равных, без использования менторского тона;

— перед тем, как наказывать кроху за капризное поведение, следует разобраться в мотивах его действий;

— также следует стараться договариваться с малышом, а не добиваться от него нужных действий, давя родительским авторитетом или криком;

— любой запрет необходимо доступно аргументировать малышу;

— нужно научиться различать детские капризы (в одном случае каприз может свидетельствовать об исследовательской деятельности малыша, а в ином – желание делать наперекор).

Ребенок стал капризным — что делать? Для формирования гармонично-развитой личности малыша родителям необходимо понимать, что дети не являются их личной собственностью, что не существует одинаковой модели поведения для всех детей, каждая кроха индивидуальна и поэтому требует такого же подхода. Далеко не всегда капризность свидетельствует о непослушании или упрямстве, часто она может извещать о внутреннем дискомфорте, дефиците родительского внимания, гиперопеке и т.д.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *