Как развить волю

Как развить волю

Содержание

Развитие воли у человека

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра социологии

Реферат на тему:

Развитие воли у человека.

Омск 2010

Введение………………………………………………………..3

Воля как фактор самовоспитания……………………………..4

Волевая регуляция поведения…………………………………7

Развитие воли у человека………………………………………9

Жизненный цикл развития личности………………………..11

Заключение……………………………………………………13

Список используемой литиеретуры…………………………14

Введение

Нередко, принимая какое-то решение и понимая необходимость действовать,

человек не спешит выполнить его. Многие из нас, проснувшись утром и понимая, что надо вставать, не сразу делают это и нежатся в постели хоть несколько минут. Даже психологи не всегда могут объяснить, почему люди иногда ничего не предпринимают для осуществления своих планов, решений, удовлетворения даже остро необходимых потребностей. Когда люди, обладающие необходимыми знаниями, придерживающиеся близких убеждений и взглядов на жизнь, с разной степенью интенсивности приступают к решению стоящей перед ними задачи или когда при

столкновении с трудностями одни из них прекращают свои попытки, а другие действуют с удвоенной энергией – эти явления связывают с такой особенностью психики как воля.

Развивать волю — дело не быстрое, но вполне реальное. Чтобы сделать из себя суперволевого человека, возможно, нужен отдельный талант, но просто укрепить свою волю, стать в достаточной мере волевым человеком — может каждый.

Данная тема важна тем, что сильная воля нужна каждому человеку.С этим никто не будет спорить,поэтому нужно учиться её развивать.

Воля как фактор самовоспитания

ВОЛЯ – сознательная целенаправленная активность человека, предполагающая преодоление внешних и внутренних препятствий на пути к достижению поставленной цели. Возникнув исторический в процессе труда и общественной деятельности, воля, по словам И.М.Сеченова, выступает деятельной стороной разума и моральных чувств. Она тесно связана с характером человека и играет важную роль в процессе познания и преобразования им природы, общества и самого себя.

Волевые действия причинно предопределены условиями жизни и связаны с ними потребностями человека. Например, если человек замерзает в степи, и поблизости нет места, где можно согреться, он ставит перед собой цель – найти теплое укрытие и, преодолевая внешние и внутренние препятствия (пургу, темноту, расстояние, недостаток сил, боль в обмороженных участках тела), упорно идет к намеченной цели. Следовательно, воля человека не свободна от среды, условий его жизни, объективных обстоятельств. В процессе волевого акта препятствия, возникающие на пути к цели, преодолеваются с помощью волевого усилия – нервно-психического напряжения человека, мобилизующего его физические и духовные силы на преодоление этих препятствий. «Большая воля, — писал А.С. Макаренко, — это не только умение чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить себя отказаться от чего-то, когда это нужно». Если сильная воля помогает человеку выжить в сложной, экстремальной обстановке, то безволие, отчаяние в подобной ситуации может привести его к гибели.

Физиологической основой волевого акта являются условные нервные связи человека со средой, которые детерминированы внешними влияниями и осуществляются через речь, мышление и сознание. Источником любого волевого акта является неудовлетворенная биологическая или социальная потребность человека. В своем развитии волевой акт проходит ряд этапов, составляющих его структуру. На 1-м этапе (влечение) человек, осознавая неудовлетворенность своей потребности, еще не видит целей, достижение которых могло бы привести к ее удовлетворению («Знаю, что жить так больше нельзя, а как жить – не знаю»). На 2-м этапе (желание) цель уже ясна, а средства ее достижения нет («Я знаю, чего хочу, но не знаю, как добиться»). 3-ий этап волевого действия (хотение) состоит в определении и осознании путей, средств и способов достижения намеченной цели. Этапы «желания» и «хотения» в волевом акте составляют период выбора цели и средств, при определении которых часто наблюдается борьба мотивов. Человек взвешивает все «за» и «против» той или иной цели и пути, ведущего к ее достижению, и в конце концов останавливается на определенной цели и конкретном способе ее достижения (принимает решение). Этот окончательный выбор является результатом победы одних мотивов над другими. Если достижение желанной цели – сложный и отдаленный во времени процесс, то человек, приняв решение, намечает план действий по его реализации. Дальнейшее развитие волевого акта приводит к главному его этапу – исполнению принятого решения и завершается оценкой волевого действия. Реализация решения требует от человека проявления различных качеств сильной воли: решительности, целеустремленности, самообладания, настойчивости, дисциплинированности, смелости, мужества и благородства.

Решительность – способность принимать без затянувшейся борьбы мотивов обоснованные и твердые решения и быстро переходить к их осуществлению. Она нужна всем людям и особенно представителем тех профессий, чья работа часто требует проявления этого волевого качества: летчикам, военачальникам, машинистам, монтажникам, спасателям и многим другим. Нерешительному человеку трудно принять решение в случае желания или хотения, но не переходит в исполнение.

Целеустремленность – это направленность движения к цели. Волевое усилие, реализующее движение к цели, есть настойчивость, упорство – способность личности, во что бы то ни стало, невзирая ни на какие препятствия, достигать поставленной цели.

Такое волевое качество, как самообладание (или выдержка, выносливость, терпение), выражающиеся в способности преодолевать в своем стремлении к цели внутренние препятствия, помогает человеку преодолевать чувство страха, болезнь, вредные привычки, усталость, ненужные в данный момент желания.

Признаком сильной воли человека является смелость – способность преодолевать препятствия с риском для жизни, физического благополучия или нравственного спокойствия. Смелость проявляется и в том, что человек, убежденный в правоте, открыто высказывает и отстаивает свою точку зрения в споре, даже если она и не совпадает с мнением большинства.

Наличие всех качеств сильной воли и есть – мужество – высшая характеристика воли. Мужественный человек всегда целеустремлен и решителен, настойчив, смел, дисциплинирован и наделен самообладанием. Социальная значимость сильной воли зависит от нравственного содержания тех целей, к которым стремится человек, реально достижимы, то волевое усилие, направленное на их достижение, оказывается устойчивым; если же цели не имеют должного логического и научного обоснования, то есть, несостоятельны, нереальны, то и сила воли оказывается неустойчивой. Вот почему, воспитывая сильную волю у подрастающего поколения, мы должны одновременно формировать осознанное мировоззрение и высокую нравственность. Такое воспитание сделает волю человека общественно полезной и непоколебимой в достижении высоконравственной цели: жить для людей и себя.

Для воспитания воли, как ни парадоксально, требуется одно – систематическое проявление самой воли. Не упражняя себя в выборе полезных целей, в систематическом проявлении волевого усилия, направленного на преодоление препятствий, воспитывать волю практически невозможно.

Воля возникает как результат жизненной практики, воспитания и самовоспитания личности. Воспитывать ее у ребенка нужно с раннего возраста. В возрасте до 3 лет, когда ребенок уже достаточно хорошо овладевает движениями своих рук, ног, туловища, научается выполнять многие требования взрослых на основе понимания их речи, формируются предпосылки волевых (произвольных) действий, которые отличаются от непроизвольных (импульсивных) осознанностью и целенаправленностью. Выделяют 3 основных направлений в развитии воли у дошкольника: развитие целенаправленных действий, формирование нравственных целей и мотивов действий, повышение регулирующей роли речи в выполнении действий. Следует похвалить ребенка за проявленное волевое усилие, помочь при затруднении, а при неудаче – выразить уверенность в конченом успехе, помочь добиться его. Развитию воли способствую различные виды деятельности дошкольника и, прежде всего – игра.

Для преодоления себя, изменения своего образа жизни, человеку нужна сильная воля – волевое усилие.

Встречаются и нарушения волевой деятельности. К наиболее распространенным следует отнести абулию (вялость, безынициативность, ослабление воли) и различные формы апраксии (нарушение произвольных, целенаправленных двигательных актов, сложных волевых действий, связанное с расстройством речи и понятийного мышления).

Волевая регуляция поведения

Функцией волевой регуляции является повышение эффективности соответствующей деятельности, а волевое действие предстает как сознательное, целенаправленное действие человека по преодолению внешних и внутренних препятствий с помощью волевых усилий.

На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, как сила воли, энергичность, выдержка и др. Их можно рассматривать, как первичные, или базовые, волевые качества личности. Такие качества определяют поведение, которое характеризуется всеми или большинством описанных выше свойств.

Волевого человека отличают решительность, смелость, самообладание, уверенность в себе. Такие качества развиваются обычно несколько позже, чем названная выше группа свойств. В жизни они проявляются в единстве с характером, поэтому их можно рассматривать не только как волевые, но и как характерологические. Назовем эти качества вторичными.

Наконец, есть ещё третья группа качеств, которые, отражая волю человека, связаны вместе с тем с его морально-ценностными ориентациями. Это – ответственность, дисциплинированность, принципиальность, обязательность. К этой же группе, обозначаемой, как третичные качества, можно отнести те в которых одновременно выступают воля человека и его отношение к труду: деловитость, инициативность.

Волевое действие, необходимость в человеке возникает тогда, когда при проявлении осуществления мотивированной деятельности появилось препятствие. Волевой акт связан с его преодолением. Необходимо осознать, осмыслить суть возникнувшей проблемы.

Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание. Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, памяти, мышления, речи. Развитие указанных процессов от низших к высшим означает признание человеком волевого контроля над ними.

Волевое действие всегда связано с сознанием цели деятельности, ее значимости, с подчинением этой цели выполняемых функций. Иногда возникает необходимость придать какой-либо особый смысл, и в этом случае участие воли в регуляции деятельности сводится к тому, чтобы отыскать соответствующий смысл, повышенную ценность данной деятельности. В случае необходимо бывает найти дополнительные ситуации выполнения, доведения до конца уже начатой деятельности, и тогда волевая смыслообразующая функция связывается процессом выполнения деятельности. В третьем случае может явиться научение чему-либо, и волевой характер приобретает действия, связанные с учением.

Волевая регуляция может включиться в деятельность способом из этапов ее осуществления: инициации деятельности сбора средств и способов ее выполнения, следование намеченному плану или отклонения от него, контроля исполнения. Наконец, волевая регуляция контроля исполнения действия состоит в том, что человек сознательно заставляет себя тщательно проверять правильность выполненных действий тогда, когда сил на это уже не осталось.

Развитие воли у человека

Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны – это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой – обретение человеком контроля над своим поведением, с третьей – выработка волевых качеств личности. Все эти процессы начинаются с того момента жизни, когда ребенок овладевает речью и учится пользоваться ею, как эффективным средством психической и поведенческой саморегуляции. Внутри из каждого этих направлений развития воли по мере укрепления происходят свои, специфические преобразования, постепенно поднимающие процесс и механизмы волевой туляции на более высокий уровень. К примеру, внутри познавательных процессов воля сначала выступает в форме внешне-речевой регуляции и только затем – в плане внутриречевого процесса. В области формирования волевых качеств личности, развитие воли можно представить, как движение не от первичных к вторичным и далее – к третичным волевым качествам.

5 простых способов развить силу воли

Исследования показали, что сила воли подобна мышечной силе: она убывает при интенсивном использовании. Психолог Роберт Баумейстер (Robert Baumeister) заводил добровольцев в комнату, наполненную ароматами свежей выпечки, и предлагал им две чашки: в одной была редиска, а в другой — шоколадное печенье. Одну группу попросили есть только овощи, а другой разрешили попробовать и печенье.

После этого все добровольцы решали сложные головоломки. Люди, которые ели только редиску, сдавались в среднем за 8 минут, а те, кто закусывал сладостями, тратили по 20 минут на попытки.

Баумейстер предположил, что у нас есть какой-то запас внутренних сил. Добровольцы из первой группы потратили его часть на то, чтобы отказаться от печенья, и на решение головоломок настойчивости уже не хватило. Но в таком случае нельзя ли как-то увеличить этот запас? Психологи утверждают, что можно. Чтобы развить силу воли, нужно совершенствовать способности к концентрации и самоконтролю.

1. Делайте что-то иначе

Привычные действия мы выполняем на автомате, так мы экономим время и силы. Но сейчас нужно совсем другое. Необходимость концентрироваться на выполняемом может стать хорошей тренировкой силы воли. Простейший пример — попробуйте почистить зубы левой рукой. Вам придётся напрячь внимание, контролировать движения руки.

Примеров вещей, которые можно делать иначе, множество: надевайте сперва левую, а затем правую штанину, переставьте мебель, завязывайте шнурки на другой узел, измените маршруты своих прогулок… Все эти действия, даже самые бессмысленные, формируют новые нервные связи в мозге, а это стимулирует нестандартное мышление.

2. Примите вызов

Отличный способ развить силу воли — взять обязательство в течение какого-то времени делать что-то важное и нужное, но не очень приятное. Можно начать с простого: в течение 30 дней каждое утро аккуратно застилать свою постель, или умываться холодной водой, или делать записи в дневнике. Задачки посложнее: утренняя зарядка, регулярный бег, здоровое питание.

Возможно, вы уже пытались делать что-то из этого и ничего не вышло. Но сейчас вам нужно продержаться всего 30 дней (можете выбрать и меньший срок). На это время вас наверняка хватит. Главное — никаких отговорок и оправданий, вы ведь не только зарядку делаете, но и силу воли тренируете!

3. Обращайте внимание на внутренний диалог

Контролировать эмоции, особенно в стрессовых ситуациях, сложно. Овладеть этим искусством получается не у всех. Для начала обращайте внимание, что вы говорите себе, когда сталкиваетесь с отрицательными эмоциями. Скажите «Стоп!», возьмите паузу, признайте свои негативные чувства, назовите их и постарайтесь повернуть внутренний диалог в позитивное русло.

4. Сосредоточьтесь на чём-то одном

Уверен, что у вас много целей и желаний, но нужно выбирать. Известная пословица о двух зайцах применима и к силе воли: вашего упорства может просто не хватить на несколько направлений. К тому же многочисленные исследования показали, что многозадачность наносит вред продуктивности. Старайтесь концентрироваться только на одной задаче и не переходить к другим, пока не решите её. Не менее важно исключить все отвлекающие факторы: телефон, пустые разговоры, несрочные электронные письма и так далее.

Вы сильнее, чем думаете и способны на большее, чем ожидаете от себя.

Кристофер Макдугл (Christopher McDougall), «Рождённый бежать»

5. Будьте последовательны

Тренировка силы воли — это множество маленьких побед, которые в конце концов приводят к желаемому результату. Происходит это не сразу, но эффект накапливается, как снег в горах.

Австралийские учёные Меган Оатен (Megan Oaten) и Кен Ченг (Ken Cheng) просили добровольцев тщательно контролировать какие-то сферы жизни. В одном случае это были финансы, в другом — обучение, в третьем — физическая активность. Те, кто справился с заданием, улучшили свои показатели не только в контролируемой области: они стали меньше отвлекаться, выполняя сложные задания, есть более здоровую пищу и потреблять меньше алкоголя. То есть приобретённые навыки самоконтроля помогли им изменить жизнь в целом.

Эти пять способов развития силы воли доступны каждому. А какие приёмы использовали или до сих пор используете вы?

Зачастую люди слишком оптимистично оценивают свои способности и умения. Почти во всем, кроме одного — самоконтроля. Мы считаем, что способны на многое и при этом признаем, что не умеем контролировать себя.

Сила воли — это один из самых важных навыков. Тот, кто сумеет устоять перед ежедневными искушениями, какими бы они ни были, достигнет невероятных успехов. Как ее развивать? Вот 7 способов развития и тренировки силы воли.

1

Развивайте фундаментальные привычки

Каждый не прочь найти волшебную пилюлю, которая решит все проблемы. В области силы воли такой не существует, однако есть то, с чего нужно начать. Это фундаментальные привычки.

Первое — физические упражнения. Казалось бы, что особенного в том, чтобы бегать или поднимать штангу? Но все развивает не только дисциплину в тренажерном зале. Это также делает вас более осознанным в плане питания. Помогает лучше распоряжаться заработанными деньгами. Делает более продуктивными на работе. Позволяет быть более терпеливым с близкими людьми. Физические упражнения приводят к развитию других, часто не связанных, привычек. Когда постоянно занимаетесь, то это влияет на дисциплину и в других сферах вашей жизни.

Не хотите заниматься или не можете заниматься спортом? Развивайте другую привычку: питайтесь правильно, употребляйте овощи и фрукты. Заведите дневник, осмысливайте и планируйте свою жизнь с его помощью. Словом, найдите любую полезную привычку и систематически работайте над ее развитием. Это будет также закалять и силу воли.

2

Выполняйте важные задачи как можно раньше

Это основа тайм-менеджмента и, собственно, принцип для любого разумного человека.

Современные исследования показывают, что сила воли — конечный ресурс. В конце дня вы более склонны «сорваться», чем утром. Речь идет обо всех плохих привычках. Что еще немаловажно — накапливая усталость, вы снижаете силу воли глобально. Вот почему человеку нужна перезагрузка в виде отдыха, медитации, смены деятельности и т.д.

Все это приводит к очень простому совету: сначала делайте самые важные вещи. По мере того, как будет продолжаться ваш день, будет намного сложнее эффективно справляться с делами.

3

Улучшайте силу воли без применения силы воли

Гуру продуктивности Тимоти Феррис говорит, что сила воли переоценена. Как мы уже знаем, у нас ее ограниченный запас, поэтому целиком и полностью полагаться на нее — не самая лучшая идея.

Однако это вовсе не значит, что нельзя ее тренировать и улучшать. В каком случае сила воли расходуется очень медленно? Когда мы формируем привычки. Это нелегкое дело, но при помощи некоторых трюков всего можно достичь. Формируйте свою среду таким образом, чтобы вам не нужно было себя заставлять что-либо делать: не покупайте печенье или как минимум уберите его с глаз долой, чтобы не съесть много.

У вас ограниченное количество энергии, поэтому нужно снизить ее затраты при помощи привычек. Выкладывайтесь только в самых сложных и важных делах.

4

Используйте силу воли, чтобы улучшить силу воли

Сила воли как мышца: когда она истощена, вы устаете и сдаетесь. Но с тренировками эта мышца становится сильнее. Нужно лишь знать, какие действия позволяют развивать ее. Начните с самоконтроля, а не сразу испытывайте свою силу воли на выработке сложных привычек.

Удивительно, но одно исследование показало, что изменение осанки может улучшить вашу силу воли. Стоило испытуемым сесть прямо и прекратить сутулиться, как они стали проявлять больше самоконтроля и начали справляться с задачами, которые не имели никакого отношения к положению тела.

5

Основы: еда и сон

Хоть этот пункт и находится на пятом месте, он является основным. Хотите увеличить запас силы воли? Правильно питайтесь и достаточно спите. Не переедайте, не жертвуйте сном ради других дел. Это и будет отличным началом.

6

Прокрастинация может улучшить силу воли

Вы не должны говорить «нет» каждому искушению. Вы просто можете отложить их. И правда, хватит откладывать только дела, начинайте откладывать и удовольствия. Исследования показывают, что мысль «Не сейчас, потом» гораздо мощнее, чем «Нет, ты не можешь это сделать». Соответственно, отказавшись от забавы, вы сэкономите изрядное количество силы воли.

Все, что угодно, кроме ситуаций, когда вы сдаетесь, может улучшить мышцу силы воли. Отвлекайтесь не от важных дел, а от вероятных развлечений.

7

Если чувствуете, что ничего не получается, то это нормально

Итак, вы собираетесь поддаться искушению. Это не пораженчество, это реальность. Важно лишь то, что вы чувствуете после этого. Чувствуете желание грызть себя из-за того, что дали слабину? Этого нельзя делать ни в коем случае.

Самообвинение снижает самоконтроль. Сострадание к себе и сравнения себя настоящего с собой прошлым наоборот повышает. Еще недавно вы даже не пытались, а сейчас имеете определенные успехи. Ну не чудесно ли?

Самокритика связана с понижением мотивации и самоконтроля. Она также является предвестником депрессии. В итоге ситуация становится хуже, чем была раньше.

Утешьте себя, скажите себе несколько добрых слов. Но это не все: тут же принимайтесь за еще одну попытку. Никаких «я так устал и заслужил отдых». Сострадание к себе в данном случае применимо лишь для того, чтобы взять себя в руки, и продолжить развитие.

Желаем вам удачи!

>Развитие воли — психология

Воля и ее основные признаки. Теории воли. Волевая регуляция поведения. Развитие воли (стр. 1 из 4)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА И БИЗНЕСА

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Воля и ее основные признаки. Теории воли. Волевая регуляция поведения. Развитие воли.

Реферат

студентки гр.

Владивосток

1 Воля и ее основные признаки

Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий, обладающее рядом признаков: наличие усилий и продуманного плана для выполнения того или иного волевого акта; усиленное внимание к такому поведенческому действию; отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его исполнения; состояние оптимальной мобилизованности личности, концентрации в нужном направлении.

Проявление воли находит свое отражение в следующих свойствах (качествах):

— сила воли – степень необходимого волевого усилия для достижения цели;

— настойчивость – умение человека мобилизоваться для длительного преодоления трудностей;

— выдержка – умение сдерживать чувства, мысли, действия;

— решительность – умение быстро и твердо претворять в жизнь решения;

— смелость – умение быстро и твердо претворять в жизнь решения;

— самообладание – умение контролировать себя, подчинять свое поведение решению поставленных задач;

— дисциплинированность – сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку;

— обязательность – умение вовремя выполнять возложенные обязанности;

— организованность – рациональное планирование и упорядочение своего труда и др.

Воля присутствует во многих актах человеческого поведения, помогая преодолевать сопротивление, а также другие желания и потребности на пути к намеченной цели. Чаще всего человек проявляет свою волю в следующих типичных ситуациях:

— необходимо сделать выбор между двумя или несколькими одинаково привлекательными, но требующими противоположных действий мыслями, целями, чувствами, несовместимыми друг с другом;

— несмотря ни на что, необходимо целенаправленно продвигаться по пути к намеченной цели;

— на пути практической деятельности человека возникают внутренние (боязнь, неуверенность, сомнения) или внешние (объективные обстоятельства) препятствия, которые необходимо преодолеть.

Иными словами, воля (ее наличие или отсутствие) проявляется во всех ситуациях, связанных с выбором и принятием решения.

Основные признаки волевого акта:

а) приложение усилий для выполнения волевого акта;

б) наличие продуманного плана осуществления поведенческого акта;

в) усиленное внимание к такому поведенческому акту и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его исполнения;

г) нередко усилия воли направлены не только на победу над обстоятельствами, сколько на преодоление самого себя.

В качестве основных функций воли выделяют:

— выбор мотивов и целей;

— регуляцию побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации;

— организацию психических процессов в систему, которая адекватна выполняемой человеком деятельности;

— мобилизацию физических и психических возможностей при достижении поставленных целей в ситуации преодоления препятствий.

Воля предполагает самоограничение, сдерживание некоторых достаточно сильных влечений, сознательное подчинение их другим, более значимым и важным целям, умение подавлять непосредственно возникающие в данной ситуации желания и импульсы. На высших уровнях своего проявления воля предполагает опору на духовные цели и нравственные ценности, на убеждения и идеалы.

Еще один признак волевого характера действия или деятельности, регулируемой волей, — это наличие продуманного плана их осуществления. Действие, не имеющее плана или не выполняемое по заранее намеченному плану, нельзя считать волевым.

Волевое действие — это сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом.

Существенными признаками волевого действия являются усиленное внимание к такому действию и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его выполнения.

Имеется в виду, что волевое действие обычно сопровождается отсутствием эмоционального, а не морального удовлетворения.

Напротив, с успешным совершением волевого акта обычно связано как раз моральное удовлетворение от того, что его удалось выполнить.

Нередко усилия воли направляются человеком не столько на то, чтобы победить и овладеть обстоятельствами, сколько на то, чтобы преодолеть самого себя. Это особенно характерно для людей импульсивного типа, неуравновешенных и эмоционально возбудимых, когда им приходится действовать вопреки своим природным или характерологическим данным.

Ни одна более или менее сложная жизненная проблема человека не решается без участия воли. Никто на Земле никогда еще не добился выдающихся успехов, не обладая выдающейся силой воли. Человек в первую очередь тем и отличается от всех остальных живых существ, что у него, кроме сознания и интеллекта, есть еще и воля, без которой способности оставались бы пустым звуком.

2 Теории воли

В настоящее время в психологической науке нет единой теории воли, хотя многими учеными и предпринимаются попытки разработать целостное учение о воле с его терминологической определенностью и однозначностью.

Традиционно воля определяется как сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Среди наиболее популярных направлений в исследовании проблемы воли выделяются так называемые гетерономные и автономные (или волюнтаристские) теории воли.

Гетерономные теории сводят волевые действия к сложным психическим процессам неволевого характера — ассоциативным и интеллектуальным процессам. Г. Эббингауз приводит пример: ребенок инстинктивно, непроизвольно тянется к пище, устанавливая связь между пищей и насыщением.

Обратимость этой связи основана на таком явлении, при котором, почувствовав голод, он будет целенаправленно искать пищу. Подобный же пример можно привести из другой области — психологии личности.

По Эббингаузу, воля — инстинкт, который возникает на основе обратимости ассоциаций или на основе так называемого «зрячего инстинкта», сознающего свою цель.

Для других гетерономных теорий волевое действие ассоциируется со сложной комбинацией интеллектуальных психических процессов (И. Гербарт).

Предполагается, что сначала возникает импульсивное поведение, затем на его основе актуализируется действие, вырабатываемое на основе привычки, а уже после этого — действие, контролируемое разумом, т.е. волевое действие.

Согласно этой точке зрения, каждый поступок является волевым, т.к. каждое действие разумно.

Гетерономные теории имеют достоинства и недостатки. Их достоинством является включение фактора детерминизма в объяснение воли.

Тем самым они противопоставляют свою точку зрения на возникновение волевых процессов точке зрения спиритуалистических теорий, полагающих, что воля есть некая духовная сила, не поддающаяся никакой детерминации.

Недостатком этих теорий является утверждение, что воля не субстанциональна, не имеет собственного содержания и актуализируется только в случае необходимости. Гетерономные теории воли не объясняют явлений произвольности действий, феномен внутренней свободы, механизмов образования волевого действия из неволевого.

Промежуточное место между гетерономными и автономными теориями воли занимает аффективная теория воли В. Вундта. Вундт резко возражал против попыток выводить побуждение к волевому действию из интеллектуальных процессов. Он объясняет волю с помощью понятия аффекта.

Самое существенное для возникновения волевого процесса — активность внешнего действия, которое непосредственно связано с внутренними переживаниями. В простейшем волевом акте Вундт выделяет два момента: аффект и связанное с ним действие.

Внешние действия направлены на достижение конечного результата, а внутренние — на изменение других психических процессов, включая эмоциональные.

Теории автономной воли объясняют этот психический феномен исходя из законов, заложенных в самом волевом действии. Все теории автономной воли можно разделить на три группы:

— мотивационный подход;

— подход свободного выбора;

— регуляционный подход.

Мотивационный подход означает, что воля, так или иначе, объясняется с помощью категорий психологии мотивации. В свою очередь он делится на:

1) теории, которые понимают волю как сверхчеловеческую, мировую силу:

Воля как мировая сила, воплощенная в человеке, была предметом исследования Э. Гартмана, А. Шопенгауэра, Г.И. Челпанова. Шопенгауэр считал, что сущностью всего является мировая воля. Она — совершенно иррациональный, слепой, бессознательный, бесцельный и притом никогда не прекращающийся и не ослабевающий порыв.

Она универсальна и является основанием для всего существующего: порождает все (путем процесса объективации) и управляет всем. Лишь творя мир и глядясь в него, как в зеркало, она получает возможность осознавать себя, прежде всего в том, что она есть воля к жизни. Воля, существующая в каждом человеке — просто объективация мировой воли.

Значит, учение о мировой воле является исходным, а учение о человеческой воле — вторичным, производным. Шопенгауэр представляет разные способы избавления от мировой воли. Общим является положение о том, что все способы реализуются через духовную деятельность (познавательную, эстетическую, нравственную).

Оказывается, что познание, эстетическое созерцание способно избавлять от «служения» мировой воле. Большое внимание он уделяет нравственным способам.

Определение понятия воли в психологии, свойства и структура

Главная > Психология > Определение понятия воли в психологии, свойства и структура

Воля — это, пожалуй, одно из самых сложных понятий в мире психологии.

Вера в себя и собственные силы, умение себя дисциплинировать, проявление решительности в необходимое время, мужество и терпение — это все явления, которые воссоединяются в одно целое, образуя главную героиню нашей статьи. Психология охватывает несколько толкований понятия воли. В нашей статье мы постараемся узнать об этой таинственности как можно больше.

Что такое воля: определения

  1. Воля представляет собой осознанное регулирование каждым индивидуумом своих поступков и действий, выполнение которых требует моральных и физических затрат.
  2. Воля — это форма психического отражения, в которой отражаемым объектом выступает поставленная цель, мотивация её достижения и существующие объективные препятствия для реализации; отражённым принято считать субъективную цель, борьбу противоречий, собственное волевое усилие; результатом проявления воли является достижение цели и удовлетворение собственных желаний.

    Стоит отметить, что препятствия, с которыми приходится сталкиваться человеку, являются как внутренними, так и внешними.

  3. Воля — это сторона сознания, которая является своеобразным рычагом деятельности и регуляции начала, призванное создавать усилия и удерживать их в течение такого времени, сколько это необходимо.

Короче говоря, можно объединить все вышеизложенное и сделать вывод, что воля — это умение каждого человека, которая проявляется в самодетерминации и саморегуляции им собственной деятельности и разнообразных психических процессов.

Воля и её основные признаки

  1. Основное волевое свойство заключается в умении не только правильно ставить цели, но и достигать их. Короче говоря, если вы целеустремлённый человек, который привык достигать своих целей, то вы наделены хорошо развитыми волевыми качествами.
  2. Вторым признаком проявления волевых качеств является решительность.

    Если у человека развито это качество, то он способен молниеносно, но при этом обдумано подходить к выбору своих целей, не забывая о методах их реализации.

  3. Настойчивость — это правильная мотивация, которая способна не только помочь вам в достижении поставленной цели, но и существенно укрепит вашу волю.

    В психологии настойчивых людей позиционируют как тех, которым по силам трезво оценивать сложившиеся ситуации, отыскав в ней то, что поможет достичь желаемых целей.

  4. Выдержка. Благодаря этой характеристике человек в той или иной степени затормаживает все функции, порой, спуская все на нет.
  5. Самодисциплина и самостоятельность.

    Если человек в своей жизни способен без чьей-либо помощи поставить перед собой цель и идти к принятому решению, то у него хорошо развиты волевые качества.

Виды и характеристика воли

Современная психология подразделяет это явление на три наиболее распространённых вида в психике человека:

  1. Свободная или же духовная воля. Эта черта характера в большей степени развита у глубоко верующих людей. Почему бы в качестве примера на не привести образ жизни монахов. Они самостоятельно приняли серьёзное решение, оставив все материальные ценности за пределами своей жизни.
  2. Естественное волевое качество играет роль рычага, которой позволяет делать выбор, мыслить, придерживаться своих взглядов и принципов, а также контролирует поведение.
  3. И заключительный вид — это вынужденные волевые качества, которые возникли в результате навязывания мыслей, убеждений, решений. В этом случае вы вынуждены придерживаться установленного плана в результате со сложившимися обстоятельствами в вашей жизни.

Развитие воли в характере человека

Эта отличительная черта характера человека отличает нас от поведения прочих живых существ на планете. Принято полагать, что это сознательное качество, которое образовалось вследствие образования социума и общественного труда. Воля тесно взаимодействует с познавательными и эмоциональными процессами, которые проходят в человеческой психике.

Ей подвластно проявлять всего две функции:

  • тормозную;
  • побудительную.

Функционирование первого качества проявляется в виде сдерживания тех поступков, которые противоречат вашим предубеждениям, признакам, нормам морали и прочее.

Что касается второго качества, то он побуждает нас к активным действиям и реализации поставленных целей.

Благодаря совокупности этих двух, взаимодействующих между собой функций, у каждого человека есть возможность развивать у себя волевые качества, преодолевать жизненные трудности, которые стоят на пути собственной реализации и счастья.

Стоит отметить, что, если качество жизненных условий, начиная с рождения, были неблагоприятными, то вероятность того, что у ребёнка будут хорошо развиты волевые качества — мала.

Но верьте и знайте, что мужество, настойчивость, решительность и дисциплинированность всегда можно развить, благодаря кропотливой работе над собой.

Для этого необходимо уделять время различным видам деятельности, подавляя внешние и внутренние препятствия.

Перечень факторов, которые способствуют торможению развития волевых качеств у детей:

  • избалованность;
  • жёсткие родители, которые полагают, что подавление решений ребёнка пойдёт ему на пользу.

Характеристики воли

  • Тесная взаимосвязь с понятием и мотивом «надо»;
  • Формирование четкого интеллектуального плана, который позволяет идти к реализации задуманного;
  • Осознанная опосредствованность;
  • Взаимодействие с иными психическими процессами, например: эмоции, внимание, мышление, память и прочее.

Воля в структуре характера и её воспитание

Самовоспитание и развитие собственных волевых качеств является неотъемлемой частью самосовершенствования каждой личности, исходя из чего, необходимо разработать правила и программы по разработке самовоспитания «силы воли».

Если силу воли рассматривать как самопроизвольное управление, то оно должно включать в себя самостимуляцию, самодетерминацию, самоконтроль и самоинициацию. Давайте рассмотрим каждое понятие более подробно.

  • Самодетерминация (мотивация)

Детерминация или, как мы привыкли говорить, мотивация — это обусловленность поведения человека, которая была побуждена определёнными факторами или причинами.

В произвольном поведении человека причина действия и поступка таится в самом человеке. Именно он отвечает за реакцию организма на раздражитель.

Однако, принятие решения является более сложным процессом, который охватывает больше протекающих явлений.

Мотивация — это процесс формирования намерения действовать или бездействовать. Сформированный фундамент своего поступка называется мотивом. Довольно часто, чтобы постараться понять причину действий другого человека, мы задаёмся вопросом, а какой мотив побудил человека к совершению этого поступка.

Подведя итоги всего вышеизложенного, хочется отметить, что у одного человека все составляющие волевых качеств проявляются неоднородно: одни лучше, другие хуже.

Это свидетельствует о том, что воля неоднородна и в зависимости от различных жизненных ситуаций.

Следовательно, можно полагать, что единственной для всех случаев силы воли нет, в обратном случае она бы проявлялась одним человеком либо крайне успешно, либо стабильно плохо.

Но это не говорит о том, что нет смысла заниматься самосовершенствованием и воспитанием своей силы воли. Следует полагать, что на пути можно встретиться с существенными трудностями, поэтому необходимо обзавестись терпением, мудростью, тактом и человеческой чуткостью.

Психология

РАЗВИТИЕ ВОЛИ У ЧЕЛОВЕКА

Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях.

С одной стороны — это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой — обретение человеком контроля над своим поведением, с третьей — выработка волевых качеств личности.

Все эти процессы онтогенетически начинаются с того момента жизни, когда ребенок овладевает речью и научается пользоваться ею как эффективным средством психической и поведенческой саморегуляции.

Внутри каждого из этих направлений развития воли по мере ее укрепления происходят свои, специфические преобразования, постепенно поднимающие процесс и механизмы волевой регуляции на более высокие уровни. К примеру, внутри познавательных процессов воля вначале выступает в форме внешне-речевой регуляции и только затем — в плане внутриречевого процесса.

В поведенческом аспекте волевое управление вначале касается произвольных движений отдельных частей тела, а впоследствии — планирования и управления сложными комплексами движений, включая торможение одних и активизацию других комплексов мышц.

В области формирования волевых качеств личности развитие воли можно представить как движение от первичных к вторичным и далее — к третичным волевым качествам.

Еще одно направление в развитии воли проявляется в том, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, требующие приложения значительных волевых усилий в течение достаточно длительного времени.

Например, школьник еще в подростковом возрасте может поставить перед собой задачу развить у себя такие способности, к формированию которых у него нет выраженных природных задатков.

Одновременно он может поставить перед собой цель заняться в будущем сложным и престижным видом деятельности, для успешного выполнения которого необходи-

мы такого рода способности. Есть немало жизненных примеров того, как люди, ставшие известными учеными, художниками, писателями, добивались поставленных целей, не обладая хорошими задатками, в основном за счет повышенной работоспособности и воли.

Развитие воли у детей тесным образом соотносится с обогащением их мотивационной и нравственной сферы.

Включение в регуляцию деятельности более высоких мотивов и ценностей, повышение их статуса в общей иерархии стимулов, управляющих деятельностью, способность выделять и оценивать нравственную сторону совершаемых поступков — все это важные моменты в воспитании воли у детей.

Мотивация поступка, в которую включается волевая регуляция, становится сознательной, а сам поступок произвольным.

Такое действие всегда совершается на базе произвольно построенной иерархии мотивов, где верхнюю ступень занимает высоконравственное побуждение, дающее моральное удовлетворение человеку в случае успеха деятельности. Хорошим примером такой деятельности может служить сверхнормативная деятельность, связанная с высшими нравственными ценностями, совершаемая на добровольной основе и направленная на пользу людям.

Совершенствование волевой регуляции поведения у детей связано с их общим интеллектуальным развитием, с появлением мотивационной и личностной рефлексии.

Поэтому воспитывать волю у ребенка в отрыве от его общего психологического развития Практически невозможно.

В противном случае вместо воли и настойчивости как несомненно положительных и ценных личностных качеств могут возникнуть и закрепиться их антиподы: упрямство и ригидность.

Особую роль в развитии воли у детей по всем перечисленным направлениям выполняют игры, причем каждый вид игровой деятельности вносит свой, специфический вклад в совершенствование волевого процесса. Конструктивные предметные игры, появляющиеся первыми в возрастном развитии ребенка, способствуют ускоренному формированию произвольной регуляции действий.

Сюжетно-ролевые игры ведут к закреплению у ребенка необходимых волевых качеств личности. Коллективные игры с правилами кроме этой задачи решают еще одну: укрепление саморегуляции поступков.

Учение, появляющееся в последние годы дошкольного детства и превращающееся в ведущую деятельность в школе, наибольший вклад вносит в развитие произвольной саморегуляции познавательных процессов.

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах

Т е м а 1. Понятие о воле.

  1. Основные признаки воли как психологического яштения.
  2. Значение воли в организации деятельности и общения человека.
  3. Первичные волевые качества личности.
  4. Вторичные и третичные волевые качества личности.

Т е м а 2. Теории воли.

  1. Общее состояние дел в современных теоретических исследованиях воли.
  2. Волевая регуляция поведения как его переосмысление.
  3. Волевое действие, его способности и необходимость возникновения.
  4. Участие воли в разных этапах осуществления деятельности.
  5. Воля и мотивация.
  6. Воля и рефлексия.

Т е м а 3. Волевая регуляция поведения.

  1. Усиление мотивации как главная функция волевой регуляции поведения.
  2. Связь волевой регуляции поведения с борьбой мотивов, потребностями и целями человека.

Т е м а 4. Развитие воли у человека.

  1. Основные направления развития воли.
  2. Игры детей и их значение в развитии воли.
  3. Становление волевых качеств личности.

Темы для рефератов

  1. Понятие, признаки и проявление воли у человека.
  2. Основные направления и пути развития воли.

Темы для самостоятельной исследовательской работы

  1. Становление волевой регуляции поведения у детей.
  2. Теоретический анализ волевого действия.

ЛИТЕРАТУРА

Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. — Т. 3. — М., 1983. (Проблема воли и ее развития в детском возрасте: 454—465.)

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. — Т. II. — М., 1989. (Воля: 182-211.)

Страхов И. В. Психология характера. — Саратов, 1970. (Волевые и эмоциональные черты характера: 15—36.)

Котырло В. К. Развитие волевого поведения у дошкольников. — Киев, 1971. (Проблема воли в психологии: 11—31. Основные понятия психологической теории воли: 32—51.)

Левитов Н. Д. Психология характера. — М., 1969. (Воля как компонент характера: 42—54.)

Общая психология. — М., 1986. (Вот: 385-400.)

Высоцкий А. И. Волевая активность школьников и методы ее изучения; Учебное пособие. — Челябинск, 1979. (Общая характеристика волевой активности школьников: 4—26. Методы изучения волевой активности школьников: 26—67.)

Ладанов И. Д. Управление стрессом. — М., 1989. (Тренировка воли: 43—69. Саморегуляция, Владение собой: 83—119)

Хрестоматия по вниманию. — М., 1976. (Теория волевого внимания (Н.Н.Ланге): 107-144.)

Экспериментальные исследования волевой активности. — Рязань, 1986. (Основные подходы к психологическому исследованию волевой активности личности: 3—23.)

Пути формирования воли.

Прежде всего, успех этого процес­са зависит от родителей. Исследования показывают, что родители, стремящиеся дать ребенку всестороннее развитие и предъявляющие к нему достаточ­но высокие требования, могут рассчитывать на то, что у ребенка не будет проблем с волевой регуляцией деятельности.

Воля формируется в игровой деятельности:

Ø Конструктивные предметные игры, появляющиеся первыми в возрастном развитии ребенка, способствуют ускоренному формированию произвольной регу­ляции действий.

Ø Сюжетно-ролевые игры ведут к закреплению у ребенка необходимых волевых качеств личности.

Ø Коллектив­ные игры с правилами кроме этой задачи решают еще одну: укрепление саморегуляции поступков.

Важную роль в воспитании волевых качеств играет школа. Школа предъявля­ет к ребенку ряд требований, без выполнения которых не может нормально осу­ществляться само школьное обучение, но при этом также происходит формирова­ние определенного уровня дисциплинированности. Большое значение для воспитания воли у школьников имеют лич­ность учителя и школьный коллектив.

Не менее важно физическое воспитание ребенка, а также ознакомление его с художественными ценностями. Таким образом, весь процесс воспитания ребен­ка определяет успешность формирования волевых качеств личности.

Формирование волевых характерис­тик не прекращается и в более старшем возрасте, когда молодой человек присту­пает к самостоятельной, трудовой деятельности, в ходе которой волевые качества достигают наивысшего развития. Волевые качества человеком приобретаются в первую очередь само­воспитанием.

Приемы самовоспитания.

1. В основе рефлексия как осознание необходимости вмешаться – или смысл как механизм саморегуляции. Сформированность ценностной мотивации (высший уровень) предопределяет меньшую необходимость волевой регуляции (всегда борьба между низшим и высшим уровнями – не выспался – надо вставать)

2. Антиципация – способность представить возможный результат (цель) до его осуществления и его способ решения.

3. Целый ряд способов достижения цели: самоубеждение, самовнушение, самоприказ, самоконтроль, обращение к чувству собственного достоинства, анализ возможных последствий.

· Начинать нужно с приобретения привычки преодолевать сравнительно незначительные трудности, препят­ствия.

· Чрезвычайно опасны любые са­мооправдания. Это ложь не только для других, но и для самого себя.

· Трудности и препятствия необ­ходимо преодолевать.

· Принятое однажды решение все­гда должно быть исполнено до конца.

· Отдельную цель необходимо дро­бить на этапы, намечать ближайшие препятствия, достижение которых со­здает условия для приближения к ко­нечной цели.

· Максимально строгое соблюдение режима дня, распорядка всей жизни.

· Систематическое занятие спортом, умение побеждать трудности при за­нятиях физической культурой — тре­нировка не только мышц, но и воли.

· И, пожалуй, самое главное в вос­питании воли — это самовнушение.

Следует всегда помнить: воля, как всякое другое качество, нуждается в тренировке.

Диапазон проявления воли крайне велик. Крайняя степень слабоволия находится за гранью нормы психики:

Абулия– отсутствие побуждений к деятельности, влечений

Апраксия – отсутствие произвольной регуляции движений и действий (не подчиняются заданной программе, волевого акта нет)

Слабоволие, с которым сталкиваемся мы, имеют причиной определенные условия воспитания, коррекция безволия возможна, но лишь на фоне изменения социальной ситуации развития личности.

Знание психологических основ эмоций и воли позволяет строить и сопровождать процесс их развития средствами учебно-воспитательного процесса. В целом, позволяет педагогу грамотно воспитывать личность обучающегося.

Что такое сила воли? В психологии есть определение: воля – это способность к планомерным действиям, направленным на достижение поставленной цели. Некоторые ученые называют силой воли навык подавления негативных переживаний. Мы знаем, что только волевой человек способен двигаться вперед, игнорируя внутреннюю боль, злость, тревогу и страх. Он развил в себе навык подавления этих эмоций. Попадая в неприятную ситуацию, он ощущает негативные эмоции в течение первых нескольких минут, однако затем эти они постепенно ослабевают и даже превращаются в своеобразный «мотиватор».

Маршмеллоу-эксперимент

В 60-х годах прошлого века исследователь Уолтер Мишел, которого иногда в шутку называют «Отцом самоконтроля», вместе со своими студентами провел ставший теперь классическим «эксперимент с маршмеллоу». Маленькие дети должны были зайти в помещение, где им предлагалось сделать выбор: получить зефир или печенье; либо подождать в течение 20 минут, чтобы потом получить два зефира или две печенки. Ученые выяснили, что их поведение в экспериментальной ситуации предопределяло и дальнейшую взрослую жизнь. Те, что проявляли больше упорства и могли заставить себя ждать печенье, получали и более высокие оценки в школе. А в возрасте 27-32 года они не страдали от ожирения, быстрее добивались профессиональных целей, легче справлялись со стрессами и трудностями. Когда было проведено сканирование головного мозга у представителей обеих категорий (волевых и «слабаков»), то оказалось, что у них существенно отличаются мозговые участки, отвечающие за склонность к перееданию и другим дурным привычкам.

Ученые на основании этих экспериментов смогли вывести основной метод, при помощи которого каждый может укрепить свою силу воли: нужно мысленно «охлаждать» соблазны настоящего, а будущую цель – наоборот, «подогревать». Метод эффективен независимо от того, сколько вам лет.

Для того чтобы освоить навыки самоконтроля, нужно заранее подготовить для себя нужную инструкцию. Отказ от соблазна не сможет произойти по мановению волшебной палочки – ведь в этот решающий момент будет доминировать только «вредная» стратегия. Когда же мы срываемся, то наша психология хорошо защищает нас от лишнего самоедства:

  • да, сегодня я накричал на жену, потому что был плохой день на работе;
  • я съела пол торта, так как не могу справиться со всеми этими проблемами;
  • это не моя ошибка, это он виноват.

И такие самооправдания существенно снижают наши шансы на то, что в дальнейшем мы сможем научиться контролировать мимолетные импульсы.

Зачем нам нужен самоконтроль

Психолог Рой Баумайстер, занимающийся исследованием силы воли, говорит: «Одна из основных причин тех трудностей, с которыми вынуждено постоянно сталкиваться современное общество – многочисленные зависимости, домашнее насилие, недостаток образования, нежелательные беременности и, конечно же, долги – это плохо развитый навык самоконтроля у людей. Психологи сумели определить два типа качеств, которые дают человеку неоспоримые преимущества – это уровень умственных способностей и навыки самоконтроля. По поводу уровня интеллекта было определено немало фактов, однако до сих пор осталось неясным, каким образом его можно повысить. Но вот умение контролировать себя может развить каждый».

Сила воли как результат адаптации.

Древние люди могли противостоять жестоким природным условиям, только если объединялись в сообщества. Отдельный индивидуум выжить в те времена не мог. Считается, что сила воли как качество, присущее, человеку, зародилась именно тогда – ведь чтобы ладить с остальными, внутренние импульсы нашим пращурам приходилось постоянно сдерживать. И способность теперешнего человека управлять своим состоянием является результатом адаптации к постоянно меняющимся и подчас довольно жестким условиям окружающей среды.

Что истощает волевой резерв?

Одно из самых удивительных открытий, которое поразило ученых, заключается в том, что сила воли во многом похожа на мышцу, и ее можно с тем же успехом тренировать. Даже если мышца дряблая, то при регулярных тренировках постепенно происходит её рост. Точно также дела обстоят и с умением себя контролировать. Кроме того, исследователям удалось открыть еще один любопытный факт: наш запас может истощаться такими факторами, о которых мы даже не могли подумать.

Унылое утреннее совещание, неудачные попытки произвести впечатление на первом свидании – подобные факторы быстро поглощают наш запас воли. Всякий раз, когда приходится принимать какое-либо решение – даже самое что ни на есть банальное – мы используем часть энергии из своего волевого «резервуара», тем самым его истощая. Исследователь Кэтлин Вонс подчеркивает: мы не отличаемся от своих предков низким уровнем самоконтроля. Отнюдь, сила воли современного человека такая же, как была века, назад. Но различие в том, что сегодня нас окружает слишком много различных искушений.

Топливо для развития воли: медитация.

Силу воли можно развить, если на регулярной основе заниматься тренировкой мозга. Ученые, исследовавшие данный феномен, утверждают, что уже после трех часов занятий медитацией существенно увеличивается способность концентрировать внимание на одном предмете.

Келли МакГонигал, профессор Стэндфордского университета и одна из передовых исследовательниц феномена воли, утверждает: медитация позволяет существенно улучшить кровообращение в области префронтальной коры головного мозга. А это позволяет повысить самоконтроль и максимально реализовать мозговой потенциал.

Способы развития воли

Какие еще методы помогают повысить уровень владения собой и развить волю? Рассмотрим несколько методов.

  1. Постоянно концентрироваться на поставленной цели. Чтобы активизировать волевой потенциал, напоминайте себе, почему именно сейчас важно сделать (не сделать) данное действие. Если постоянно приходится заниматься незначительной работой, от результатов которой ничего не зависит – вряд ли получится развить самоконтроль.
  2. Любить то, чем занимаетесь. Вряд ли можно преодолевать себя в течение достаточно длительного промежутка времени, если в дело не приносит удовольствия. Пытаться накачать «волевую мышцу» без страсти и любви к делу – это все равно что качать реальные мускулы и не давать организму нужного питания.
  3. Ставить перед собой реальные задачи – те, что вам по силам выполнить. К примеру, составьте для себя план дня, который будет состоять из простых и выполнимых задач. С утра – небольшая разминка, после этого – приход в офис без опоздания; отход ко сну в 22 часа и ни минутой позже, утренний подъем – в 6 утра и т. д.
  4. Тренировать тело. Работа над физической формой хорошо помогает укрепить волевую «мышцу». Здесь подойдет любые типы упражнений – бег, плавание, карате, танцы. Само по себе решение начать заниматься спортом уже требует приложения волевых усилий.
  5. Использовать волю. Чтобы сила воли увеличивалась, необходимо заставлять себя делать что-либо, когда желания совершенно нет. Иными словами, чтобы развить навыки самоконтроля, следует постоянно в чем-либо практиковаться. Ставьте перед собой такие задачи, которые предполагают совершение регулярных усилий – например, работа над каким-либо проектом.
  6. Дать обещание. Представьте себе, что вам придется рассказать 10 людям о своих планах освоить программирование. Конечно, среди аудитории найдутся такие люди, которым будет все равно; будут и те, кто станет вас искренне поддерживать; однако непременно найдутся и злобные завистники. Согласитесь, что если достичь цели не удастся, то будет очень неприятно разочаровать тех, кто возлагал на вас надежды и порадовать противников?
  7. Заставлять себя заниматься делами. Принудительное включение в работу – один из самых лучших методов развития воли. Заставляйте себя садиться за нудную курсовую работу, когда совсем не хочется садиться за компьютер, а вокруг столько интересных вещей. Наводите порядок в захламленной кладовке, когда хочется развалиться на диване. Если дело не доставляет никакого удовольствия, как раз оно и является отличным «полигоном», на котором можно поупражнять силу воли. Не ждите момента, когда все равно придется заняться этой работой. Начните уже сейчас – дело будет сделано вовремя, а способность к самоконтролю повысится.
  8. Живо и образно представить себе все те трудности, которые наступят завтра, если не преодолеть «волевой паралич» сегодня. Вообразите, что произойдет с вами и с вашими близкими. Можно составить письменное описание этой трудности. Постарайтесь ощутить все те эмоции, которые будут вас сопровождать, если сегодня вы не соберете волю в кулак и не начнете действовать.
  9. Используйте визуализацию и в позитивном ключе. Представьте себе, как вы живо и бодро шагаете по направлению к поставленным целям, как вам хорошо удается мобилизовать всю свою энергию ради конечного результата. Вообразите, как хорошо у вас получается управлять собственными импульсами, и какой отклик это вызывает у тех, кто дорог вам.
  10. Выполняйте абсолютно бессмысленную работу. Данную методику впервые описал В. Джеймс, и она заключается в том, что нужно использовать навык самоконтроля в тех вещах, которые простому обывателю покажутся полной бессмыслицей. Классический пример такого упражнения – каждый день в течение пятнадцати дней разбрасывать и снова собирать коробок спичек.

Всем пока.
С уважением, Вячеслав.

Способность сознательно управлять своим поведением, или воля, играет важную роль в нашей жизни. Без нее невозможно стать по-настоящему значимым человеком и добиться успеха, поэтому вопрос о том, как развить силу воли, является весьма актуальным. Это сложное психическое явление, представляющее собой совокупность свойств личности, и начинать его развитие нужно с самоанализа, с осмысления тех волевых качеств, на которые следует обратить внимание в первую очередь. Тем более развитие каждого из этих качеств требует своего специфического подхода.

Волевые качества личности и их развитие

Формирование способности к сознательному управлению своим поведением начинается с самого раннего детства, когда у малыша только появляются зачатки произвольных действий. Даже в 3 года ребенок способен сдерживать некоторые свои импульсивные порывы, понимать необходимость определенных действий, даже если ему этого не хочется.

Особенно интенсивно развитие волевых качеств идет в подростковом возрасте, и к 18-20 годам они должны иметь достаточно высокий уровень. Однако в реальности такого часто не бывает, и человек обладает лишь отдельными из этих качеств или они слабо проявляются. Встречаются и вовсе безвольные индивиды.

Так или иначе, развитие силы воли – это в первую очередь выявление и решение проблем с отдельными волевыми качествами.

Инициативность

Поговорка о том, что труднее всего сделать первый шаг, верна. Ведь для этого необходимо преодолеть собственную инертность, страх и лень. Инициативность – это способность самостоятельно без давления извне принимать решения и выполнять их. Умение заставить себя действовать самостоятельно без всяких внешних стимулов – это очень важное качество, необходимое для достижения успеха. К сожалению, люди далеко не всегда обладают им и ждут, когда им «на блюдечке с голубой каемочкой» принесут престижную работу, хорошую зарплату, грандиозные проекты, где можно не только заработать, но и продемонстрировать свои способности и т. д. Вот тогда уж они покажут себя во всей красе.

Эти безынициативные люди не ленивы, они просто инертны и могут всю жизнь ждать волшебного стимулирующего «пинка». Но взявшись за дело, они вполне способны быть настойчивыми и упорными. Из подобных людей получаются неплохие исполнители, но они не создадут ничего своего.

Для того чтобы развить такое важное волевое качество, как инициативность, нужно найти для себя по-настоящему интересное дело. Такое дело проще всего начинать самостоятельно, потому что интерес – хороший стимул.

Для инициативности также важно развитие творческого потенциала, потому что богатое воображение и креативность способны породить яркие новые идеи и планы, которыми хочется заниматься и которые побуждают к активности и инициативности.

Самостоятельность

Работать под чужим руководством, по кем-то составленным инструкциям скучно, но проще, чем самостоятельно. И, кстати, можно с чистой совестью поругать этого «кого-то» и объяснить причины своих ошибок криво составленной инструкцией.

А вот действовать самостоятельно, по собственному плану значительно сложнее и требует немалых волевых усилий. Причем трудности не только материальные и физические, но и психологические, так как ответственность и за успех, и за неуспех ложится исключительно на вас.

Часто подростки, не желающие подчиняться требованиям учителей и родителей и проявляющие своеволие, считаются недисциплинированными. Наверное, это так. Но более важно то, что они стремятся к самостоятельности, которая, увы, не приветствуется в их возрасте. Поэтому и у взрослых это качество развито слабо или вовсе отсутствует, а оно очень важно и необходимо для каждого человека, стремящегося быть не просто пешкой в чужой игре.

Как можно развить самостоятельность взрослому? Понятно, что на основной работе сложно бывает проявлять это качество – не все руководители любят слишком самостоятельных подчиненных. Но развивать самостоятельность можно в разных видах деятельности. И вообще, даже решение о том, чтобы заняться чем-то еще, кроме работы, нужно принимать самостоятельно. Например, можно заняться фрилансом и начать подрабатывать в интернете, посвятить свободное время спорту или творчеству, организовать выставку своих работ или тематическую группу в одной из социальных сетей. Да много что можно сделать, чтобы почувствовать себя не винтиком в чужом механизме, а самостоятельной личностью.

Настойчивость

Принятие решений иногда требует серьезных усилий, но на этом волевой акт не заканчивается. Чтобы выполнить намеченное, тоже часто требуется много сил и терпения. Есть очень инициативные и вполне самостоятельные личности, которые быстро «загораются», рождают новые интересные идеи, организуют собственные проекты, но надолго их активности не хватает. Этим людям недостает энергии, которая необходима для поддержания длительной активности и является основой настойчивости. Кстати, это слабое место многих творческих личностей. Поэтому, даже имея высокий творческий потенциал, не все становятся выдающимися писателями, музыкантами, художниками.

Где же найти эту энергию и как развить у себя настойчивость? Уровень энергии во многом зависит от индивидуально-психологических свойств человека, например, от темперамента. Холерики быстро «вспыхивают» и так же быстро «прогорают», а флегматики демонстрируют буквально чудеса настойчивости, но у них проблема с инициативностью.

Именно настойчивость, упорство в достижении поставленной цели чаще всего связывают с понятием «сила воли». И развить ее можно, только систематически убеждая себя в необходимости доводить до конца любое начатое дело. Лучше не начинать вообще, если вы не уверены в собственных силах и терпении. Но каждое дело должно быть закончено. И рано или поздно это войдет в привычку, станет для вас нормой поведения.

Можно еще посоветовать постоянно стимулировать себя, представляя результат ваших усилий, думать о том, как это будет здорово, приятно, как можно будет гордиться собой и похвалиться друзьям, и какую выгоду вы получите, завершив дело.

Самоконтроль и самообладание

Воля проявляется не только в преодолении внешних трудностей, но и в решении внутренних проблем, в том числе связанных с нерешительностью, страхом, желанием отсидеться в тихом спокойном уголке. Эти чувства есть у каждого человека, и часто они выступают в качестве очень сильных мотивов, побуждающих нас к пассивности, инертности. Именно самоконтроль помогает отказаться от столь привлекательного покоя и в ситуации выбора мотивов предпочесть наиболее значимые и важные.

А самообладание защищает от импульсивных, необдуманных поступков, помогает сдерживать сиюминутные желания. Уровень самообладания во многом зависит от развитости рационального контроля и способности управлять эмоциональной сферой. Поэтому развитие данного качества тесно связано с умением регулировать проявление эмоций, не только контролировать их, но и подавлять ненужные и спонтанные всплески.

Очень хорошо помогают развивать самоконтроль и выдержку занятия спортом, где большую роль играет привычка преодолевать себя, свою усталость, боль, лень.

Еще несколько советов по развитию силы воли

Воля очень тесно связана с рациональной сферой и способностью сознательно анализировать свои действия и их последствия. Поэтому и управление волевыми процессами лежит в сфере разума. Классические психологические тренинги, которые формируют поведенческие навыки, здесь не слишком эффективны. Но несколько советов психолога помогут вам укрепить силу воли:

  • Никогда ничего не делайте спонтанно, под влиянием эмоций. Приучайте себя анализировать возможные последствия своих поступков.
  • Принимая важное решение, сначала оцените свои силы и возможности и только потом начинайте действовать.
  • Приучайте себя к самостоятельности не только на уровне исполнения, но и на уровне принятия решений. Чем чаще вы будете проявлять инициативу, тем больше она станет для вас привычной и даже привлекательной.
  • Ощущая потребность в чем-то, всегда анализируйте мотивы: что подталкивает вас к свершению поступка, насколько значимы или мелочны эти побуждения. Работают ли они на ваш успех или связаны только с сиюминутными желаниями.
  • Старайтесь быть последовательными. Поставив перед собой задачу, всегда добивайтесь ее решения. Даже если это не слишком значимая задача.

Для развития силы воли важна и деятельность, которую выбирает человек. Есть занятия, которые и сами по себе способствуют развитию волевых качеств. Это в первую очередь спорт и творчество. Они требуют от человека самоотдачи, упорства и настойчивости.

Важную роль в любом деле играет заинтересованность, поэтому старайтесь ставить перед собой не только нужные, но и привлекательные цели, которые хочется достигнуть. Они, как маяк, способны осветить даже самый трудный путь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *