Как развить ответственность

Как развить ответственность

Как развивать ответственность

Подводя итоги закончившегося октября, я с сожалением вынужден признать, что мне не хватило ответственности. К сожалению, руководства по развитию этого качества для взрослых в интернете я не нашел. Поэтому пришлось писать руководство самому себе.

Надеюсь, оно поможет и вам.


Сначала давайте разберемся, а что такое ответственность? Словарь дает такую трактовку: «субъективная обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия». На йоге, где одна из ценностей — это осознанность жизни, мне говорили, что слово «ответственность» идет от корня «вед» и обозначает «ведаю, что творю». Звучит красиво, но лингвисты говорят, что корнем является ветео (совет), которое уходит к βουλή, что с древнегреческого означает воля. Вот как раз воля — это способность сознательно управлять своей жизнью. Так что тренер по йоге был близок к истине.

Учитесь признавать свои ошибки. Это, наверно, самое сложное. В тот момент, когда тебя хвалят или благодарят, каждому из нас это приятно. Только вот когда мы слышим критику или порицания, то ведем себя совсем по-другому. Очень трудно не начать обороняться, стараясь сделать виноватым другого. А ведь куда правильнее сказать «Извини» и описать в чем именно ты раскаиваешься. Как раз тут ты развиваешь понимание поступков.

Еще сложнее извиниться, если тебя уличили во лжи. Ведь тогда надо будет сказать правду, а не просто предложить пути разрешения ситуации.

Проводите границы ответственности. Очевидно, что вы не можете быть в ответе и за всех, и за всё. Поэтому регулярно стоит размышлять, а где проходит граница? Мы каждый в ответе в первую очередь за себя. Поэтому на этом примере давайте попробуем провести границы.
Попробуем ответить на вопросы:

  • Кто отвечает за мои мысли, поступки, слова? Однозначно я сам.
  • Кто отвечает за моё здоровье? Если долго относится к нему безответственно, то настанет момент, когда отвечать будет врач. А пока я.
  • Кто отвечает за мою репутацию? Я и мои близкие.
  • Кто отвечает за мой уют? Женатый мужчина ответит — моя жена.
  • И так далее.

Проводить границы стоит не только в отношении себя. При этом помните: «очень многие вещи находятся не в зоне нашего влияния, а значит мы не можем за них отвечать». Вы не можете брать на себя ответственность за последствия землетрясения – вы же не Господь Бог. Вы отвечаете только за то, как потратить 10$ – пожертвовать их или купить новую книгу.

Формулируйте правила и придерживайтесь их. Принимать решения всегда трудно. А зачастую еще и долго. Именно поэтому люди придумали правила, законы, мораль. Но мы все разные, кто-то может больше, кто-то меньше. Поэтому придерживаться чужих правил не всегда верно. Более того, чужие правила зачастую конфликтуют не только с нашим представлением о правильном, но и друг с другом.

В заключение перефразирую слова Антуана де Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за то, что сотворили».

Термин «ответственный человек» стал весьма популярным в наше время. Его можно наблюдать даже в объявлениях о вакансии в качестве обязательного требования к кандидату. Как свойство личности слово «ответственность» нельзя найти даже в больших толковых словарях. Тем не менее, многие люди имеют свое мнение относительно его значения. Характеристика ответственного человека – понятие весьма субъективное. Давайте же разберемся, что такое ответственность.

Ответственность – это умение и желание личности вкладывать свое время, деньги или часть свободы для достижения определенной цели. В отдельных случаях термин может включать также способность понести наказание за свои поступки. В подобных ситуациях ответственность подразумевает некую справедливость личности в том, как она относится к себе. Человек соглашается с тем, что его поступки заслуживают некоторого порицания, и готов нести ответственность за них.

Этот термин довольно-таки древний, он встречается во многих языках. Что интересно, во всех случаях он связан с умением реагировать или отвечать на что-либо, а также ассоциируется с определенным наказанием. Изначально кара являла собой вполне осязаемое понятие. К примеру, убийство наказывалось некоторой компенсацией морального и материального ущерба.

Сегодня чувство ответственности больше ассоциируется с умением человека держать данное слово, а также принимать решения, при котором личность действует не только в собственных интересах. Понятие ответственности значительно шире, нежели термин «обязательность». Тем не менее, второй является неотъемлемой составляющей первого.

Ответственность имеет место лишь тогда, когда существуют отношения двух и более людей. То есть, такого понятия, как ответственность, не существует вне социума. Тогда же, когда речь идет о том, что человек ответственно что-то делает конкретно для себя, то все равно подразумевается личностное качество, сформированное в обществе. Есть явная прямая зависимость между теснотой связи личности с другими людьми и вероятностью того, что человек будет ответственным. Чтобы это качество сформировалось, нужен опыт ответственных отношений и развитая рефлексия деятельности. Потому данное свойство может быть только у реально действующей личности.

Ответственность, как и самокритичность, неотъемлемое качество, которое должно быть присущее любому лидеру. Тем не менее, в наше время сформировано некорректное отношение к понятию лидера. Везде и всюду пропагандируется идея, что каждый человек должен стремиться быть впереди или во главе какой-либо группы людей. К сожалению, подобная пропаганда является ловушкой для ответственных людей, у которых отсутствуют навыки и задатки управления. Из-за этого им приходится страдать и терять свое здоровье, занимаясь делом, которое, по сути, не является их стезей. Это актуально в особенности для молодых мужчин, которые в раннем возрасте зарабатывают ряд болезней, переживая серьезный стресс на работе.

Таким образом, ответственность представляет собой социальное понятие, и она подкрепляется какими-либо действиями. При этом мера ответственности должна формироваться каждой личностью конкретно для себя с оглядкой на свои возможности.

Уровни личной ответственности

  • Нулевой уровень ответственности подразумевает, что вы играете роль иждивенца. Вы полностью отстраняетесь от какой-либо ответственности, поскольку считаете, что чья-то забота о вас является само собой разумеющейся обязанностью. Такой человек не задумывается о том, как стать более ответственным, поскольку ему комфортно в его настоящем положении.
  • Первый уровень ставит вас в позицию исполнителя. Такой человек практикует принцип «работа не волк». Обычно такие люди не делают ничего до того момента, пока им не скажут что-либо сделать. Если же исполнителя не подталкивать на какие-то действия, то он так и будет находиться в отправной точке.
  • Второй уровень ответственности подразумевает то, что человек занимает позицию специалиста. Такие люди выполняют свою работу качественно, но при этом не вкладывают в нее душу. Они рассматривают свое занятие как способ заработка и не более. Не стоит ждать от такого человека какой-либо инициативы. Такие люди не заинтересованы в том, чтобы помочь или подсказать что-то. Нужно понимать, что специалист в любой момент может покинуть вас, если найдет более выгодное занятие. Такие люди довольно часто используют фразу «Мне за это не платят», тем самым ограничивая себя от дел, которые не входят в список их полномочий.
  • Третий уровень занимает ответственный сотрудник. Даже если такая личность в настоящий момент недостаточно качественно выполняет свои функции, она стремится развиваться и приобрести необходимые навыки. Поэтому в будущем ответственный сотрудник непременно станет профессионалом в своей области. Ему важны результаты своей работы, он достаточно инициативен и открыт для обмена опытом. Такой человек относится к своему занятию с интересом. Бизнес его работодателя он рассматривает как свой собственный. Каждый сотрудник, работающий с ним плечом к плечу, воспринимается им как член семьи. Ответственный сотрудник никогда не говорит: «Мне за это не платят». Когда ему поручают какое-то дело, он его выполняет, а после говорит с начальством о том, чтобы эта работа оплачивалась и ему, и коллегам.
  • Четвертый уровень ответственности занимает локальный руководитель. Такая личность представляет собой управленца, который организовывает работу подчиненных для реализации поставленных целей. Этот человек берет ответственность за себя и за других. Он не боится давать распоряжения и принимать серьезные решения, от правильности которых зависят судьбы многих. Локальный руководитель меньше любит работу, поскольку ему приходится делегировать ее своим подопечным, которые делают ее хуже, чем он. Однако правильнее поручать ее сотрудникам, а не выполнять самому. Локальный руководитель занимается организацией рабочего процесса на доверенном ему участке.
  • Пятый уровень предназначен для директора, который руководит начальниками более низкого уровня. Этот человек несет ответственность за бизнес в целом, при этом отдавая принятие тактических решений в руки своих подопечных. Ему же остается формировать стратегию. Человек этого уровня способен открыть новые направления или закрыть действующие. Он является профессионалом, принимающим серьезные решения. Однако уровень его ответственности ограничивается исключительно получаемой зарплатой и престижной должностью.
  • Шестой уровень ответственности свойственен только владельцу бизнеса. Именно этот человек организовывает дело, в которое вкладывает свои деньги, время и душу. Он способен отвечать за результат своих действий не только финансами, но и жизнью. Владелец рассматривает собственный бизнес как своего ребенка, которого он растил не один год. Он подбирает директора, который сможет эффективно управлять его делом, однако в любой момент он может заменить его на другого. Что интересно, владелец крупной компании редко засвечивается на людях. Он является своего рода шеей генерального директора, которая направляет последнего в нужную сторону. Владелец бизнеса не задает себе вопрос: «Как стать ответственным человеком?». Он ответственен по определению, поскольку от него зависит благополучие целого штата сотрудников и его собственное финансовое состояние.

Не стоит рассматривать вышеперечисленные уровни как должности. Они представляют собой уровни развития личности. К примеру, человек, занимающий должность директора крупного предприятия, с личностно-психологической стороны может быть обыкновенным специалистом или исполнителем. В то же время его секретарь в психологическом плане вполне может оказаться владельцем. Часто встречаются мужчины, которые на работе проявляются себя как эффективные руководители, а дома превращаются в иждивенцев или исполнителей. Нередки случаи, когда женщины-домохозяйки берут на себя всю ответственность, выбирая для себя роль владельца семьи. При этом они воспитывают своего мужа как главу семьи.

Развитие личной ответственности

Воспитание чувства ответственности заключается в том, чтобы приучить себя видеть свои обязательства, а также уметь выполнять их и расплачиваться за последствия. Причем плата может выражаться во времени или в деньгах. Вы должны уметь платить за собственные ошибки даже тогда, когда нет желания делать это.

Так как развить ответственность сразу бывает непросто, можно выполнять следующие задания для приобретения этого качества:

  • В первую очередь необходимо сделать ответственность одной из своих ценностей. Вам нужно осознать, что это качество являет собой очень важный социальный навык, который дает шанс заметно улучшить свою жизнь. Развитие ответственности личности – процесс, который требует только вашего желания. У вас должно появиться стремление воспитывать в себе это качество. Приобретите ответственность за свою семейную жизнь. Тогда вы сможете осознать, к примеру, что автором любой обиды, которая возникает в отношениях, являетесь только вы.
  • Можно практиковать развитие личной ответственности, задавая себе вопросы о том, что можете вы сделать сейчас и какие у вас есть возможности. Очень полезно заменять требования типа «я хочу» на вопросы о том, что необходимо сделать для того, чтобы получить то, что я хочу.
  • Развить ответственность можно, если чаще спрашивать себя: «Что мне следовало бы сделать, чтобы быть ответственным в полной мере за свои действия?»
  • Так как развить чувство ответственности в одиночку не всегда просто, можно выбрать себе наставника (напарника), который будет поощрять и штрафовать вас при необходимости. Лучше подбирать такого человека, который сможет адекватно оценивать ваше развитие и контролировать жизнедеятельность. Напарник будет мотивировать следовать определенной трудовой дисциплине, не откладывая при этом какие-то задания на потом.
  • Не будет лишним отправлять отчеты о своем развитии напарнику дистанционно с определенной периодичностью. Достаточно делать это 2 раза в неделю. Можно придумать штрафы за несоблюдение сроков и методы поощрение за ответственный подход к этому вопросу. Делая это в течение двадцати одного дня, вы сможете в некоторой степени выработать в себе полезную привычку.

Теперь вы знаете, что значит быть ответственным человеком. Прилагая усилия, вы вскоре заметите определенные изменения в своей жизни. Развитие личностной ответственности по вышеуказанному сценарию позволит в ближайшее время увидеть хорошие результаты.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Психология личности человека, который успешен, уверен в себе и доволен жизнью, предполагает широкую зону ответственности. Именно благодаря тому, что люди сами принимают решения, строят отношения, делают выбор, ошибаются и исправляют их, им удается многого достичь в личной и профессиональной областях. Таких людей называют сильными личностями, с ними советуются, они являются авторитетными, ответственными людьми.

Как понять, что у человека не сформирована ответственность? Психология личности в таком случае будет отличаться желанием не решать проблемы, а избегать их, обвинять других людей в неудачах, делать вид, что ничего не происходит, ждать, когда проблема решится сама, или кто-то поможет это сделать. Безответственность сопровождается привычкой давать обещания и тут же забывать о них, расхождением в словах и поступках, попытками переложить ее на других людей.

Дословно это понятие можно перевести как «не давать ответа» на все, что происходит в жизни. Учитывая то, что каждый проживает свою жизнь сам, то и отвечать за все, что в ней случается, человек тоже должен сам, а не винить в неудачах других людей, обстоятельства, друзей, родителей, страну.

Быть ответственным — это значит понимать свои желания, мысли и поступки, ставить цели и делать шаги для их достижения, видеть, к чему приводят те или иные действия, учиться на ошибках, делать выводы. Психология человека так устроена, что он в силах отличать свою ответственность от ответственности других людей или обстоятельств. Это означает понимать, что иногда нет возможности повлиять на ход событий и изменение планов. В таком случае важно не разочаровываться и не опускать руки, а думать, как можно исправить ситуацию в рамках своей ответственности. Как сформировать это чувство и сделать так, чтобы оно прочно закрепилось в чертах характера, можно узнать, прочитав эту статью.

Избавьтесь от привычки давать обещания

Люди, которые находятся в отношениях, могут давать друг другу обещания. Когда человек что-то обещает, значит, у него были мотивы это сделать. Никто не заставляет людей обещать и не выполнять — они делают это сами. В глазах окружающих людей их невыполнение делает человека безответственным. Речь идет о тех словах, которые были сказаны и почти тут же забыты.

При желании развить чувство ответственности, нужно отказаться от привычки давать обещания, которые могут быть невыполненными. Вспомните все, что когда-то было сказано, но не сделано. Какие для этого были причины? Начать нужно с определения мотива — почему обещания были даны? Было ли желание что-то сделать для другого настоящим, искренним, или это была потребность показать свою компетентность и значимость? В первом случае данные обещания чаще всего исполняются, во втором они могут быстро забываться. Постарайтесь не обещать сразу, скажите, что подумаете, оставьте себе время все взвесить и давайте обещание тогда, когда будете твердо уверены, что сможете выполнить его.

Кто везет, на том и едут. Проведите диагностику

Безопасность семьи, в том числе финансовая — это его ответственность. Атмосфера в отношениях и «погода в доме» — ее ответственность. Если мужчина не выполняет свою часть обязательств, его супруга вынуждена брать заботу о благополучии семьи на себя. В результате, разрываясь между работой и домом, женщина теряет силы, энергию и здоровье. Мужчина деградирует, ведь для него работа — это возможность доказать себе и другим свою значимость.

Вы задумались, на ком лежит ответственность в вашей семье, или просто узнали себя? Хотите понять, почему так получилось?

Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно сделать простое упражнение

Возьмите два листа бумаги и ручку. Разделите первый лист вертикальной чертой пополам. В первой колонке подробно опишете то, что делает для семьи ваш мужчина. А во второй — то, что делаете вы.

Что делает он

Что делаю я

Выбрасывает мусор

Готовлю еду

Учит уроки с ребенком

Покупаю продукты

Теперь посчитайте, сколько пунктов в первой колонке, а сколько — во второй. Идеально, если вклад мужчины в семейные дела и заботы в два раза превышает ваш. Если это не так, важно определить причину дисбаланса.

Для этого возьмите второй лист и так же разделите на две колонки. В первой напишите, какие эмоции привносит в семью мужчина. А во второй — какие эмоции привносите вы.

Эмоции, которые он привносит

Эмоции, которые я привношу

Стабильность

Счастье

Уверенность

Ощущение спокойствия

Оптимально, когда эмоциональный вклад мужчины в семейную атмосферу в два раза меньше, чем ваш. Только при такой пропорции мужчина будет чувствовать надежный тыл и возьмет ответственность за семью.

Если оказалось, что вы недодаете мужу эмоций, то нет странного в том, что у него не хватает мотивации для движения вперед и желания заботиться.

Если же тест показал, что вы больше вкладываетесь в семью и финансово, и эмоционально, пора принимать меры. Эти рекомендации помогут вам восстановить энергетический баланс в семье и сделать вашего мужчину сильным и ответственным.

Как передать ответственность мужчине?

Совет №1: переложите на мужчину базовое обеспечение семьи

Подсчитайте прожиточный минимум вашей семьи — суммируйте расходы на квартплату, питание, одежду, бензин и т. п. Какую часть в процентном отношении оплачиваете вы, а какую — ваш мужчина? Если 90 — 100% расходов берет на себя муж, это идеальная ситуация. Если же его вклад меньше — начинайте потихоньку передавать ему финансовую ответственность. Начните, например, с просьбы оплачивать интернет или телефон.

Совет №2: не таскайте тяжести

Женщина не должна носить ничего тяжелее дамской сумочки! Поэтому прекращайте таскать баулы и чемоданы, передвигать мебель и выполнять другую неженскую работу. Если ваш муж не спешит вам помочь — попросите соседа, знакомого или проходящего мужчину.

Совет №3: перераспределите бытовую нагрузку

Проанализируйте, как в вашей семье распределена бытовая нагрузка. Составьте список общих дел и того, за что каждый отвечает индивидуально. Важно, чтобы вопросами воспитания детей занимались и муж, и жена, и при этом у каждого была хотя бы одна зона персональной ответственности, в которую другой не вмешивается.

Совет №4: избавьтесь от страха бедности

Перестаньте экономить из страха остаться без средств. Мужчина ощущает ваш страх как недоверие к его силе и возможностям. Так он теряет уверенность в себе. Не берите подработки, не жалейте своего мужчину. Верьте в его таланты и ум, в то, что он справится с любыми проблемами. Искренне считайте его опорой и защитой, напоминайте ему об этом, если он вдруг спасовал перед трудностями.

Совет №5: создавайте накопления

Создайте финансовую подушку безопасности, с помощью которой семья сможет спокойно прожить не меньше полугода. Солидная сумма позволит чувствовать себя увереннее в кризисной ситуации и спокойно ждать, пока мужчина решит все финансовые вопросы.

Совет №6: не сообщайте о своих доходах

Сегодня женщины нередко зарабатывают столько же или даже больше мужчин. Если ваш доход превышает доход мужа — никогда не говорите ему об этом. Это не только уязвляет самолюбие, но и ставит жирный крест на стремлении достичь профессиональных успехов. Мужчина должен ощущать себя лидером, а деньги дают ему это чувство.

Совет №7: позвольте себе расслабиться

Семья — замкнутая энергосистема, и когда один из партнеров активизируется, другой расслабляется. Но если женщина в расслабленном состоянии наполняется энергией, то мужчина наоборот — теряет ее. Позвольте себе расслабиться и наслаждаться, а мужчине — действовать и преодолевать препятствия.

Возможно, поначалу следовать этим советам будет непросто. Скорее всего, вы столкнетесь с нежеланием мужа менять поведение и брать ответственность за благополучие семьи. Важно не сходить с выбранного пути, запастись терпением. В ваших силах помочь семье взять новый старт!

Если вы чувствуете, что в семье нарушен баланс «брать — давать», но не можете понять, как его настроить, приходите на занятия в Академию либо запишитесь на индивидуальную консультацию по этому вопросу.

Блог Академии открыт для авторов-экспертов. Если вы хотите написать статью, прочитайте редакционную политику. Мы рады вашим материалам !

Как воспитать у ребенка ответственность: 3 главных принципа

В широком смысле под ответственностью мы понимаем готовность отвечать за что-либо: за отношения, за порядок в прихожей, за домашнего питомца, за свои поступки, слова и обещания. В общем, это способность, которая связана с желанием человека управлять своим кусочком вселенной, что для детей, вроде бы, должно звучать заманчиво. Ответственность — это оборотная сторона свободы: ты хозяин, ты управляешь ситуацией, значит и последствия расхлебывать тебе.

Традиционное «воспитание», в котором не учитывались всякие психологические тонкости, состояло в том, что ребенка призывали к ответственности, объясняя ему, какой он в сущности безответственный, безалаберный и легкомысленный человек: «Ботинки порвал, книжку забыл, долго собирался и всюду опоздал! Тьфу!» Неудивительно, что многие шарахаются от любой ответственности, ведь это слово давно стало синонимом головомойки: ага, говорят про ответственность, сейчас будут ругать. Вместо чувства ответственности, которое почему-то должно просыпаться после домашнего скандала, возникают другие эмоции: чувство вины, тревоги, недовольства собой. Исторически люди использовали вину как кнут, который должен поднимать к эталону, на котором блестят всевозможные добродетели. Подразумевалось, что если ребенка поругать, он тут же раскается и захочет исправиться.

Это тупиковый путь для формирования ответственности. В 21 веке можно смело утверждать, что дети — это не маленькие взрослые, что самобичевание не идет им на пользу, что до ответственности они дорастают вместе с развитием своей эмоционально-волевой сферы в благоприятных условиях, а значит, воспитывать ответственность нужно небольшими и вполне конкретными шагами.

Обучение жизненным навыкам

О том, что формирование ответственности связано не волшебными фокусами в голове ребенка, а с приучением к самым обычным бытовым привычкам, говорят многие специалисты, например, психотерапевт Карен Раскин, автор книги «The 9 Key Techniques for Raising Respectful Children Who Make Responsible Choices» («9 ключевых методов воспитания вежливых детей, которые принимают ответственные решения» — прим.ред.):

  • Выделяйте маленькие зоны, в которых малыш может действовать самостоятельно, постоянно совершенствуя свой навык.
  • Не нагружайте его гигантским списком дел, вещи должны быть понятные и логичные. Даже двухлетка может помыть руки перед едой, вытереть бумажной салфеткой разлитое молоко, собрать шишки, которые вывалились из карманов его курточки и попытаться отлепить свой пластилин от папиного кошелька.
  • Время от времени позволяйте ребенку помогать вам в быту, пусть это пахнет генеральной уборкой и переводом продуктов, дело того стоит.

Возможность выбора

Ответственность немыслима без осознанного выбора, поэтому имеет смысл с младых ногтей предоставлять ребенку пространство для личного решения. Он может выбрать себе книгу для чтения, игру или наряд в садик: штаны под юбку, шапка в виде зевающего лося, плащ супермена — ну и что? Один раз воспитательница как-нибудь это переживет. Кстати, когда пойти на горшок, и доедать ли этот вкуснейший бабушкин суп — тоже зона ответственности ребенка, не давите. Пусть он разберется с сигналами собственного тела. Растет дошкольник и растут варианты выбора: он может решить, что где разместить в своей комнате, как сложить свою одежду в шкаф, посещать ли общественное мероприятие с хороводом. Возможно, к школе ребенок оценит, насколько интересно принимать самостоятельные решения и будет собирать портфель без чужой помощи, наполняя его лишь самым необходимым — учебниками, камешками, рогатками.

Он сам может выбрать наряд в садик: штаны под юбку, шапка в виде зевающего лося, плащ супермена — ну и что? воспитательница переживет. Чувство собственного достоинства

В психологии считается, что ответственность завязана на самооценке. Работает это примерно так: у человека возникает чувство компетентности и контроля, некая уверенность в том, что он может справиться с возникшими проблемами, и тогда он радостно берет на себя важное дело. Когда он видит, что дело спорится, а золотая рыбка уже неделю не бедствует и не всплывает кверху брюхом, ребенок чувствует гордость за свои достижения, еще больше растит самооценку и готов взять на себя новую задачу — попытаться пришить пуговицу к кукольным штанам.

Это не значит, что вся семья круглосуточно должна причмокивать языком и восхищаться ребенком: «Что за красавец, что за молодец!» Мы можем поддерживать детские начинания более эффективным способом: обеспечить собственный позитивный настрой и четкую обратную связь: «Семен! Спасибо! Ты очень помог мне загрузить стиральную машину. К сожалению, тюбик с краской был лишним в барабане. Давай попробуем загрузить машину еще раз». Говорите о последствиях детских дел, но не бейте по самооценке, она здесь страшно важна.

Совместная деятельность и домашние обязанности

Кроме образовательного, есть и иной смысл в приглашении детей к совместных делам. Например, ввинчивая вместе с папой гайки от стеллажа, ребенок чувствует, что его ценят, ощущает гордость и общность с трудовыми резервами семьи.

Американские исследователи из колледжа Уэлсли в штате Массачусетс провели исследование, анализируя статьи и письма читателей в журналах для родителей в период с 1920-х годов до 2006-го, и без всякого удивления обнаружили, что за последнее столетие детские домашние обязанности постепенно исчезли и заменились на пару тривиальных забот: унести тарелку в мойку после ужина и пойти учить уроки. Между тем, именно домашние хлопоты помогают детям развивать эмпатию, вносить свой вклад в благополучие близких и развивать ответственность, считает один из авторов работы ассистент-профессора Маркелла Резерфорд. Не бойтесь поручать ребенку изготовление бутерброда или мытье чашки, иногда это окажется полезнее, чем развивающие занятия по тригонометрии.

Не бойтесь поручать ребенку приготовление бутерброда или мытье чашки — иногда это может оказаться полезнее, чем развивающие занятия по тригонометрии три раза в неделю. Формирование ожиданий

Упрекая ребенка в безответственности, мы выдаем самосбывающееся пророчество. Дети очень верят родительским ярлыкам и стараются соответствовать. Если парень постоянно теряет варежки, забывает на площадке машинки, не помнит, куда дел пластмассовое ружье, вместо того, чтобы придумывать рифмы к «растеряше», помогите ему. Изобретите секретные приемы суперагентов, которые осматривают песочницу, покидая ее, загибают пальцы, пытаясь сосчитать варежки или оборудуют свои автомобили веревочками, которые можно связать с ботинками. Если ребенок умеет читать, потренируйтесь в составлении списков, расписаний и нумерованных пунктов «что я проверяю перед выходом на улицу». В общем, вместо порции осуждения программируйте решения проблем.

Вопрос вместо указания

Людям, привыкшим к армейским порядкам, проще раздавать приказы: «Стой-сь, равняй-сь, кровать заправить!» Но любящие родители, которые несмотря на утреннюю спешку, интересуются у ребенка, какую из гигиенических процедур он забыл выполнить, выиграют в долгосрочной перспективе. Это же не они отправляют маленького человека чистить зубы, а он сам вспомнил, сам пошел и сам почистил… Да и еще и зеркало на радостях помыл.

Не переборщить

Домашние дела, самостоятельность и зоны ответственности — хороши, но они должны соответствовать возрасту и способностям ребенка. Если загружать детей непосильными задачами, есть риск вызвать ощущение несостоятельности, а то и панику. Золушке однажды приказали за ночь перебрать мешки с зерном, но эта проблема может выглядеть пустяком по сравнению с предложением загрузить посудомойку, которая в два раза больше вашего помощника. Смотрите на ребенка, на то, с чем он легко справляется, на то, что ему пока не удается, и делайте выводы.

Воспитание и развитие ответственности

Фильм «Майор Пэйн»

Кадет Стоун, принимайте управление взводом!

Ответственность, как социальный навык, объективно нужна ребенку — в этом случае он закладывает себе фундамент успешной взрослой жизни. Однако субъективно, по крайней мере в детстве и для людей с инфантильным мировосприятием ответственность выглядит мало привлекательно и скорее как нечто внешнее, зачем-то навязываемое взрослыми.

Многие дети не хотят взрослеть, потому что не видят в этом ничего привлекательного. Зачем? Ведь ребенком быть выгоднее?

Что с этим делать? Не пасовать и делать свое родительское дело. Ответственность, как один из важнейших социальных навыков, можно развивать, а при его отсутствии — воспитать.

Ответственность чаще берет на себя тот, у кого есть представление об ответственности, представление о том, что от меня в ситуации конкретно требуется, что от меня ждут. Кроме этого, важна способность это сделать (наличие необходимого опыта, умений и навыков), наличие привычки это делать или наличие той или иной мотивации. Воспитание ответственности — привитие вначале способности, а потом желания и привычки брать на себя трудные моменты жизни. Как любой навык, навык ответственности нуждается во внешней поддержке и в умении (готовности) человека учиться — как на своих, так и на чужих ошибках.

Ответственным — не рождаются, ответственным — становятся. Общая техника безопасности: развивать ответственность нужно и правильно, важно только помнить, сколько ответственности в какой ситуации правильно взять на себя. Развитие ответственности — давать (себе или другому) все время возрастающие нагрузки, сохраняя при этом каждый раз успешность. Развивая желание и способность нести груз ответственности. Держать общее направление поможет статья Уровень личной ответственности

Любая способность развивается в процессе тренировки, поэтому ответственность развивается тогда, когда человек так или иначе берет или на него нагружают ответственность. Не надо перегружать ребенка ответственностью, но и нельзя отступать перед нежеланием ребенка взрослеть и брать на себя дополнительные нагрузки. Приемы:

  • Поставить (себя или другого) в ситуацию, когда нет другого жизненного выхода, кроме как оказаться ответственным. Хочешь выжить — бери на себя работу ответственности. Обстоятельства требуют. Приходит понимание: за тебя никто ничего не сделает. Помогает опыт самостоятельности: или накормишь себя, или останешься голодным.
  • Нагрузить ответственностью. Назначить ответственным в ситуации, когда неудобно отказаться. Смотри видео «Кадет Стоун, принимайте управление взводом!»
  • Обменять на права. Новые, привлекательные права даются в обмен на ту или иную новую ответственность.
  • Поставить (себя или другого) в ситуацию, когда ответственность оказывается внутренне (морально) обязательной. Остался без родителей, рядом младший брат, еще более бестолковый, чем ты — но все-таки брат. Результат — беру за него ответственность. История Как я решил стать завхозом…
  • Не забыть взять ответственность на себя помогает фоновое: «Если бы я любил». Отвечать за близких и любимых людей естественно, такая ответственность не висит грузом и не давит, а воспринимается легко. Осуществляется просто: каждый раз, когда произошло что-то неприятное или трудное спрашивать себя — а если бы рядом был бы мой отец? мой брат? мой близкий друг? как бы я тогда поступил? и дальше поступать созвучно своим ответам.

Формирование ответственности в онтогенезе

Анализ литературы по проблеме ответственности указывает на то, что в своем онтогенетическом и филогенетическом развитии ответственность проходит ряд этапов.

Согласно некоторым теориям развития, например теории рекапитуляции С. Холла, в основе детского развития лежит своеобразное повторение стадий исторического развития человечества, другими словами онтогенез повторяет в своем развитии путь филогенеза .

В литературе, посвященной данной проблеме, встречаются различные подходы к рассмотрению онтогенеза ответственности и механизмов её формирования на различных возрастных этапах.

Зарубежные психологи отмечают, что уже на этапе раннего детства у растущего человека формируется чувство долга. Согласно Э. Эриксону, начальный этап формирования ответственности очерчивается возрастным периодом онтогенеза от 1 до 6 лет. При этом наиболее активное формирование этого свойства происходит в период с 3 до 6 лет, когда у ребенка чувство инициативности начинает превосходить чувство вины .

На стадии инициативы — вины (с 3 до 6 лет) у детей появляется дополнительная ответственность за себя и за то, что составляет их мир (игрушки, домашние животные, братья и сестры). При этом Э. Эриксон указывает на то, что формирование ответственности на данном этапе зависит от того, как родители относятся к проявлению у него собственного волеизъявления. Дети, чьи самостоятельные действия поощряются, чувствуют поддержку своей инициативы .

По мнению Ж. Пиаже, переход от объективной ответственности (подчинение нормам и требованиям, исходящим из вне) к субъективной (когда правила устанавливаются на основе взаимного сотрудничества и кооперации) происходит к 9-11 годам .

На стадии «морального реализма» ребенок некритично принимает все требования взрослого, как неизменные и неприкосновенные. Хорошо то, что соответствует этим требованиям, плохо то, что им не соответствует. Моральное развитие при этом Ж. Пиаже рассматривает как процесс адаптации ребенка к требованиям социальной среды .

Д. Макрей показала, что даже по отношению к вербальным задачам Ж. Пиаже дети реагируют по-разному в зависимости от того, затрагивает или не затрагивает их эмоционально тот или иной рассказ. В эксперименте Морриса перед детьми ставилась моральная дилемма, после чего задавалось два вопроса: 1) что они должны сделать; 2) что они действительно бы сделали на месте персонажа рассказа. В обоих случаях дети по-разному решали эту задачу, причем противоречие увеличивалось с возрастом. Этот результат ещё раз доказывает, что знание детьми правил, ещё не демонстрирует их освоенность и принятие. В раннем возрасте дети уже освоили те требования, которые им предъявляют (на уровне «должен»). Особое значение имеет их принятие как необходимости, что и составляет суть ответственности. Исследования Армсби и Л. Кольберг, развивший идеи Ж. Пиаже о стадиях морального развития, доказал, что уже в 6 лет 75% исследованных детей способны судить о последствиях поступка с учетом его намерения. Следовательно, возрастные границы ответственности были сдвинуты на 3 года. Это важно, так как именно этот период развития ребёнка связан с началом включения его в учебную, следовательно, коллективную деятельность.

Соприкасается с концепцией Л. Кольберга рассмотрение генезиса ответственности А. Блази. Он выделяет 4 основные стадии развития ответственности :

1. Стадия самозащиты. Ответственность связана с объяснением результатов действий и поступков. Дети здесь выражают готовность быть ответственным за положительные последствия действий и получать одобрение, но отказываются признавать свою ответственность за негативные результаты поступков.

2. Стадия конформизма. Ответственность связана с осознанием своей вины, несостоятельности в условиях совместной деятельности и ролевого общения. Она проявляется именно в конкретных действиях индивида в процессе социальных отношений. На этой стадии дети в первую очередь стремятся в случае конфликта, принять то решение, которое принимает группа. Они отказываются нести индивидуальную ответственность и признавать вину, если её не признала группа. Ярко прослеживается конфликт между стремлением к независимости и необходимости следовать мнению группы.

3. Стадия самосознания. Ответственность связана с самоконтролем и самодисциплиной. Ребенок уже не контролирует своё внимание на действии как таковом, он старается осознать отношение между правилом, нормой и действием, чтобы дать более адекватную оценку своему поведению. Дети стараются понять смысл причин и последствий своих поступков, понять намерения героев рассказа.

4. Стадия ответственности «Я». Ответственность связана с оценкой всех черт личности. Эта внутренняя ответственность, через которую индивид оценивает себя как нравственно-зрелую личность. На этой стадии дети организуют своё поведение на основе формирования моральных убеждений.

Если сравнивать эти стадии с видами ответственности, выделенными Пиаже, то можно сказать, что на первых двух из них реализуется в основном объективная ответственность, а на последующих стадиях — субъективная.

Согласно психоаналитическому подходу моральное развитие представляет собой постепенное подавление стремления к максимальному удовлетворению потребностей («принцип удовольствия») требованиями реальности, моральными нормами поведения. С точки зрения 3. Фрейда к 4-5 годам (генитальная стадия) ребенок, будучи беспомощным и зависимым от взрослых, вынужден принимать все их требования. Процесс усвоения требований рассматривается как имитация и идентификация. У ребенка при отождествлении себя с требованиями взрослых формируется внутри личности «инстанция», которая начинает требовать то, что ранее требовалось извне. Собственное моральное поведение начинается после появления «Я» и представляет собой «интроекцию» моральных норм родителей . Другими словами, психоанализ рассматривает генезис ответственности как элементарный перевод внешних требований вовнутрь, что абсолютно противоречит идее активности человека, как субъекта деятельности.

Подобные тенденции объяснения механизмов морального развития наблюдаются в теории бихевиоризма. В рамках бихевиоризма изучением морального развития ребенка занимались X. Айзенк, А. Бандура и Р. Уолтерс . Айзенк при ответе на вопрос, почему человек начинает подчинять свои импульсы требованиям общества, выдвигает следующую гипотезу. Его теория, которая ваяется классическим примером бихевиоризма, рассматривает моральное сознание как условный рефлекс, возбуждающий у субъекта тревожность в ответ на определенные типы ситуаций и действий. Когда ребенок нарушает принятую в обществе норму, он получает наказание. Оно продуцирует боль и страх, которые отрицательно «подкрепляют» данный тип действия. Более глубокую интерпретацию морального развития дает А. Бандура и Р. Уолтерс. Они отмечают, по само по себе наказание не ориентирует ребенка на то, как правильно надо делать. В основе формирования морального поведения, согласно их точке зрения, лежит «социальное научение» — имитация ребенком действий взрослых при отсутствии прямого подкрепления.

В отечественной литературе так же встречаются разнообразные взгляды на процесс онтогенетического развития ответственности, но при этом активность личности является основополагающим фактором при объяснении формирования этого личностного свойства. Так С.И. Дмитриева указывает, что ответственность как внешне заданная необходимость характеризует ранние этапы развития личности, ответственность как осознанная необходимость появляется в подростковом периоде, ответственность как потребность формируется в период ранней юности .

С.М. Богданов выделяет три основных стадии и этапы формирования социальной ответственности личности. На первой стадии создается социальная возможность действия (определенные общественные условия и психобиологическое созревание человека, возникновение у индивида деятельной способности для совершения поступка). Вторая стадия связана с началом формирования собственно ответственности как качества личности. Это период определенной зрелости человека, когда у него появляются систематизированные знания, складываются убеждения, представления об окружающем мире, окончательно оформляется самосознание, самоконтроль. Специфика третей стадии заключается в том, что ответственность развивается на собственной адекватной основе.

Этапы возникновения и развития ответственности, как отмечает С.М. Богданов, в основном соответствуют ступеням социальной зрелости личности, под которой понимается определенный уровень сознания и его выражение в действиях. По его мнению, в период дошкольного и младшего школьного возраста, закладывается эмоциональный фундамент ответственности, оформляются волевые качества, усложняется её деятельность. Третий этап развития ответственности Богданов связывает с началом самостоятельной жизни человека .

Е.В. Субботский анализировал вопрос перехода у дошкольников моральных норм из «только знаемых» в «реально действующие» нормы поведения. Автор делает вывод, что верные знания, имеющиеся практически у всех детей, не обеспечивают сами по себе соблюдения дошкольниками правил поведения. В дошкольном возрасте существует много видов деятельности, в которых отношения детей носят характер кооперации. Ребенок включается в систему отношений с другими детьми, регулируемую строго фиксированными правилами и нормами. Поэтому он не только подчиняет свое поведение нормам и правилам, но и активно воздействует посредством этих норм на поведение других детей. В этом автор видит механизм формирования чувства долга и ответственности .

B.C. Мухина особое место в развитии нравственных чувств личности отводит шестилетнему возрасту. В 6 лет в ситуациях неопределенности ребенок, окруженный своими сверстниками, уже может отстоять своё мнение. «Здесь начинает отрабатываться первоначальная основа важнейшей характеристики истинной личности — самостоятельность, ответственность» .

Кроме того, в литературных источниках указывается на невозможность точного определения возраста, наиболее чувствительного к формированию ответственности. Так, В.Г. Маралов, рассматривая генезис социальной ответственности критерием которой, с его точки зрения, является мера возложения на себя ответственности личностью указывает, что её «нельзя привязать к какому-то конкретному возрастному периоду; она развивается у отдельного ребенка неравномерно, в одних сферах быстрее, в других медленнее; одни формы активности детей начинают доминировать раньше, другие отходят на задний план» .

Таким образом, при рассмотрении онтогенеза ответственности трудно однозначно выделить определенный возраст, в котором ответственность проходит наиболее важный этап формирования.

Несмотря на противоречивые указания на возраст, в котором происходит наиболее активное становление ответственности как свойства личности, теоретически можно отследить определенную логику развития ответственности.

Используя идею А.Г. Асмолова об установке как стабилизаторе деятельности, можно выделить следующую систему смысловых образований, отражающих процесс становления ответственности в ходе онтогенеза . «Хочу» > «Надо» > «Должен» > «Необходимо».

В раннем детстве, когда об ответственности говорить рано, ребенок находится под властью непосредственных желаний. Смысловые установки, соответствующие этому уровню можно обозначить словом «хочу». Поведением ребенка управляют потребности. В дальнейшем ребенок учится сначала слепо подчиняться требованиям родителей, исходящим извне. В этом случае можно говорить о послушании и не критическом понимании и исполнении требований. В данном случае смысловую установку этого периода можно обозначить через высказывание «надо». Следующим этапом становления ответственности является «осознанное послушание». Ребенок понимает, почему необходимо выполнять те или иные требования со стороны взрослых. Данный период можно обозначить как зачатки развития ответственности, на котором происходит освоение ребенком навыков подчинения внешним требованиям, в виде послушания. При этом наблюдается постепенная интериоризация внешних требований во внутренние требования личности ребенка к самому себе. Индикатором успешного прохождения данной стадии является высокая степень дисциплинированности и исполнительности. Можно отметить нормосообразное поведение, которое сопровождается нравственно-смысловыми переживаниями личности, в виде чувства долга, совести. Появляется способность к саморегуляции поведения. Установкой данного периода является высказывание «должен», в основе которого лежит мотивация долженствования, формирующаяся к 6-7-летнему возрасту. В этом возрасте ребенок учится подчинять своё «хочу» мотиву «надо». Именно данное новообразование возраста побуждает к действию не на основе непосредственных желаний, а благодаря сознательно принятому намерению .

В данном случае, при появлении непосредственной мотивации, поведение ребенка может быть описано по схеме «захотел — осознал — сделал».

На этом возрастном этапе, в период активного становления ответственности можно говорить об объективной ответственности. Об истинной, субъективной ответственности можно говорить в том случае, когда человек настолько усвоил требования общества, что не только вынужден их исполнять, но, и предпринимает инициативные действия для их реализации. Происходит слияние инициативы и ответственности. Установка «должен» перерастает в установку «необходимо». Только при добровольном принятии необходимости возникает субъективная форма ответственности, когда «человек оценивает предъявляемые внешней средой требования, соотносит их со своими возможностями и способностями, и только после этого принимает решение о принятии ответственности» .

Изучая становление ответственности системно, мы все же признаем значимость ее деятельностной части, основываясь на позиции В.П. Прядеина, поскольку без внешнего проявления, без реализации себя в конкретных делах и поступках о наличии ответственности у субъекта, говорить, не приходится.

В.П. Прядеин под ответственностью понимает не только совокупность готовности, установок и предрасположенность индивида действовать определенным образом, но и непосредственную реализацию задуманного, поведение субъекта в ситуации ответственной деятельности.

Вероятно, одно из основных отличий ответственного действия от всех других, выполняемых субъектом, — наличие контроля и оценки сделанного не только со стороны субъекта действия, но и со стороны отдельных лиц, групп, учреждений, инстанций и общества в целом. Не случайно субъект, прежде чем приступить к выполнению ответственного действия, прогнозирует возможную реакцию на свои поступки со стороны окружающих .

Таким образом, мы рассмотрели становление ответственности в онтогенезе, теоретическую модель формирования ответственности, обозначив младший школьный возраст (7 лет) как сензитивный для формирования ответственности. Все это открывает возможности корректного воздействия со стороны родителей, педагогов, психологов на конкретный возрастной период с целью эффективного формирования ответственности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *