Как формировать характер?

Как формировать характер?

Каждая личность обладает индивидуальным характером. Как же он формируется? Большую роль в его становлении играет среда, в которой вырос человек. Именно с детства закладывается основа будущего характера индивида. Воспитание, полученное человеком, оставляет глубокий след как на нем самом, так и на всей его жизни. Плохое воспитание ,как правило, приводит к печальным последствиям, хорошее же может стать причиной формирования достойной личности.

В литературном мире много примеров, доказывающих важность правильного воспитания в становлении человеческой натуры. В качестве аргумента могу привести произведение Д. И. Фонвизина «Недоросль». Главный герой Митрофанушка рос в семье, в которой мать держала весь дом в своих руках. В воспитании сына именно она сыграла важную роль. Лелея и опекая его, Простакова всегда относилась к нему с чрезвычайной снисходительностью. Все это привело к тому, что он вырос избалованным и глупым юношей. Митрофанушка представляет собой результат плохого воспитания, основанного на чрезмерной опеке матери. Таким образом, автор иллюстрирует плоды неправильного воспитания.

В противоположность выше изложенному аргументу можно привести произведение Л. Н. Толстого «Война и мир». Несмотря на то, что все дети в семье Ростовых росли в атмосфере заботы, доброты и любви, они стали достойными членами общества. Это связано с тем, что родители знали меру в проявлении ласки, с детства прививали детям лучшие качества человека. Они смогли обеспечить духовное развитие детей в правильном направлении. Действительно, автор в произведении показывает, что они стали благородными и добрыми людьми. Толстой демонстрирует важность правильного воспитания в жизни человека.

Подводя итоги, можно сказать, что воспитание играет ключевую роль в становлении характера личности. Правильное воспитание – это большая и трудная работа, приводящая к достойным результатам. Именно поэтому ему должно уделяться особое значение.

257 слов

Каждый из нас имеет свой характер, свои жизненные ценности, идеалы и установки поведения. Человек рождается таким не сразу, а становится, проходя этап взросления. Как правило, это происходит внутри семьи, где взрослые прививают те или иные качества детям. Именно в семье человек обретает свой образ мысли, привычки в поведении и общении с окружающими. Это все и составляет его характер.

По сути дела, становление характера человека происходит в рамках семьи. Этот процесс напрямую зависит от поведения взрослых людей: мамы и папы, бабушек и дедушек. Подобное можно наблюдать не только в реальной жизни, но и на страницах книг. Например, в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» читатель знакомится с юношей Митрофаном, обладающим весьма не привлекательным характером. Он расхлябанный, ленивый, эгоистичный, не приученный к труду и учебе.

Митрофан – настоящий «маменькин сынок». Его слабый характер установился таким посредством поведения матери, госпожи Простаковой. Делая все дела за сына, принимая за него решения, она позволила стать ему таким, каким он стал.

А вот в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» читатель видит человека с совершенно противоположным характером. Григорий Мелехов, воспитанный своим отцом в строгости, привыкший к самостоятельности в решениях, вырос твердым духом мужчиной. Взрослые давали Мелехову все, что полагается: это и любовь, и доверие, и некоторая строгость. Они привили ему самые важные жизненные ценности: любовь, семья, забота о близких людях, симпатия к Родине. Именно благодаря старшим Мелеховым Григорий обрел сильный характер с лучшими человеческими качествами.

Разумеется, становление характера человека происходит в семье благодаря поведению взрослых опекунов. Нельзя отрицать, что на характер человека влияют и другие факторы: СМИ, окружение друзей, различные ситуации в масштабах страны. Однако, важным звеном в процессе прививания того или иного характера, является именно поведение самых близких людей – мамы и папы.

Формирование характера человека

В переводе с греческого, слово «характер» означает «печать, чеканка». То есть, конкретное для человека определение его социальных качеств. Отношение к окружающим людям, основанное на психическом стержне личности, проявляется в поведении, особенно в ситуациях, близким к экстремальным.

В основном формирование характера человека обусловлено генетически, фактор воспитания имеет мощную силу, но она не является решающей. В раннем детстве детей в основном холят, исполняют все их желания, используют систему поощрений и наказаний. Какие-то навыки закрепляются на уровне безусловных рефлексов: что-то делать нельзя, а что-то, наоборот, нужно. Но формирование характера ребенка не ограничивается воспитательным фактором. То, что для одного малыша не значит ровным счетом ничего, для другого – представляет собой трагедию. В отношении к миру важнейшими факторами являются врожденные безусловные рефлексы, так называемые инстинкты:

  • Пищевой;
  • Оборонительный;
  • Ориентировочный;
  • Родительский.

Степень проявления инстинктивной деятельности человека влияет на формирование характера, причем независимо от темперамента. Добрые люди не всегда толстые, также и худые не обязательно должны страдать язвенной болезнью.

Насколько выражены инстинкты, настолько и развиты рефлексы безусловные, которые целиком и полностью находятся под контролем коры больших полушарий.

Факторы формирования характера

Формирование характера, как это ни странно, начинается во внутриутробном периоде развития и зависит от состояния здоровья матери. На поведении плода сказывается общий гормональный фон будущей мамы. Главные гормональные факторы формирования характера зависят от количества синтезируемого адреналина. Это гормон стресса, выделение которого в кровь, естественно, влияет на развитие ребенка. Ночные смены, занятия спортом, интенсивная физическая нагрузка до периода родов способствуют значительному количеству стрессового гормона. Ребенок рождается не всегда закалённым, но часто уставшим от бурных эмоций задолго до своего рождения.

Обратная ситуация, когда беременная весь срок вынашивания ребенка находится в полусонном, пассивном состоянии, плод получает гормоны, направленные на переваривание пищи, сон и покой. Разумеется, подобное состояние плода обязательно скажется на формировании характера ребенка.

В первые месяцы жизни человек подражает своим родственникам. Поступки и формы поведения малыша зависят от психологических реакций родителей, бабушек, дедушек. От двух до десяти лет формирование характера проходит особую, сенситивную (чувственную) стадию. Ребенок воспринимает и перенимает стиль поведения окружающих:

  • Взрослых людей между собой;
  • Взрослых с детьми;
  • Детей между собой.

В этом возрастном периоде формирование характера человека переживает стадию закладки основных нравственных установок. У малыша появляется чувство критичности к действиям окружающих людей. К двенадцати годам жизни сформировывается основное ядро характера, включающее отношение к истине. Насколько правильно ребенок понимает «правду», настолько «воспитанным» он станет впоследствии.

Период так называемого «переходного возраста» знаменуется обостренным чувством справедливости, которую дети воспринимают по-разному. Тем не менее, реакции негативизма характерны почти для всех подростков. Проявления их разнятся. В этом возрасте формирование характера практически завершается. Ни образование, ни дальнейшее воспитание, ни смена окружения – практически ничто уже не влияет на развитие качеств характера человека. Ядро личности не претерпевает кардинальных изменений до конца жизни.

Однако такие факторы формирования характера, как поощрение и наказание (в гораздо меньшей степени), продолжают оказывать корректирующее влияние на поведение человека. Личностные реакции во взрослом периоде жизни зависят от внешнего информационного поля, включающего следующие виды:

  • Мнение людей об индивидууме;
  • Поступки окружающих;
  • Идеология общества;
  • Художественные персонажи: их мысли, суждения, поступки;
  • Кино;
  • Средства массовой информации, включая сеть интернет.

И у взрослых людей, можно сказать, происходит дальнейшее формирования характера при условии переоценки собственного поведения. Самовоспитание способно смягчить проявления агрессии, пассивности, неприятия мнения окружающих. Тем не менее, в экстремальных жизненных обстоятельствах снова проявляются инстинктивные проявления натуры. Поэтому люди, активно занимающиеся самовоспитанием, как правило, избегают подобных жизненных ситуаций.

Особенности формирования характера

Черты характера человека предопределяются его наследственностью. Основной эмоциональный фон психических функций закладывается во внутриутробном периоде развития плода. Ребенок в это время получает точно такую же по составу кровь, которая циркулирует в организме матери. Впоследствии, при грудном вскармливании, малыш получает те же самые гормоны с материнским молоком. В этом периоде жизни особенности формирования характера во многом зависят от эмоционального настроя кормящей женщины.

Ядром личности человека является его отношение к окружающему миру и внешними проявлениями: поступками, эмоциями, активными или пассивными действиями. Воспитательный фактор играет немаловажную роль в формировании характера, но не является определяющим. Система поощрений и наказаний способствует развитию и закреплению условных рефлексов, которые находятся под контролем коры больших полушарий головного мозга. Чем выше у человека интеллект, тем сильнее срабатывает тормозная система, отменяющая неблаговидные в обществе поступки.

Тем не менее, не следует забывать, что истинные черты характера видны только в экстремальных ситуациях, когда проявляются врожденные рефлексы.

Характер и его формирование

Характер (греч. «charaktety> — печать, чеканка) — совокупность устойчивых психических черт личности, влияющая на все стороны ее поведения, обуславливающая ее устойчивое отношение к окружающему миру, другим людям, деятельности, самой себе и выражающая индивидуальное своеобразие личности, проявляющееся в стиле деятельности и общении.

Характер — стержневое психическое свойство личности, накладывающее отпечаток на все стороны жизнедеятельности человека.

Характер формируется на основе темперамента под влиянием условий жизни. В характере черты темперамента содержатся в преобразованном виде. Они поняты и приняты либо не приняты человеком.

Формирование характера.

Некоторые черты характера, которые являются устойчивыми в течение всей жизни человека, обнаруживаются уже у детей раннего возраста, например у дошкольников. Это значит, что истоки характера человека и первые признаки его стабилизации следует искать в самом начале жизни.

Основную роль в формировании и развитии характера ребенка играет его общение с окружающими людьми. Сенситивным периодом жизни для становления характера можно считать возраст от 2—3 до 9—10 лет, когда дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками, открыты для воздействий со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и во всем.

Стиль общения взрослых друг с другом на глазах у ребенка, способ обращения с ним самим весьма важны для становления характера. Особенно это относится к обращению родителей с ребенком, в первую очередь матери. Раньше других в характере человека закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им качества: эгоистичность, черствость, безразличие к людям. Имеются данные о том, что начало формирования данных черт характера уходит в глубь дошкольного детства, к первым месяцам жизни и определяется способом обращения матери со своим ребенком (первая стадия личностного развития по Э.Эриксону).

Те свойства характера, которые наиболее ярко проявляются в труде — трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость, другие «деловые» качества, — складываются несколько позже, в раннем и дошкольном детстве. Они формируются и закрепляются в играх детей и доступных им видах домашнего труда.

В начальных классах школы оформляются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Этому способствует расширение сферы общения ребенка с окружающими за счет множества новых школьных друзей, взрослых — учителей.

В подростковом возрасте активно развиваются и закрепляются волевые черты характера, а ранняя юность закладывает базовые нравственные, мировоззренческие, основы его.

К окончанию школы характер человека можно считать в основном сложившимся, и то, что происходит с ним в дальнейшем, почти никогда не делает характер человека неузнаваемым для тех, кто с ним общался в школьные годы.

Для формирования характера решающее значение имеет социальное воспитание, включение личности в коллективы. Один из физиологических механизмов формирования характера — динамический стереотип. Характер формируется и утверждается под влиянием воздействия среды, деятельности и воспитательных воздействий от других людей. Кроме того, с возрастом все большую роль играет самовоспитание, однако оно обусловлено соответствующей мотивацией — потребность самовоспитания прежде всего должна быть осознана Характер не только формируется в деятельности и общении, но и сам влияет, обусловливает осуществление разных видов деятельности и процессы общения.

Формирование характера и пути его воспитания

Формирование характера начинается с раннего детства. Уже в дошкольном возрасте обрисовываются первые контуры харак­тера, начинает складываться привычный образ поведения, опреде­ленные отношения к действительности. Черты коллективизма, настойчивости, выдержки, смелости в дошкольном возрасте фор­мируются прежде всего в игре, особенно в коллективных играх с правилами. Большое значение имеют простейшие виды доступ­ной дошкольнику трудовой деятельности. Выполняя некоторые несложные обязанности, ребенок приучается уважать и любить труд, чувствовать ответственность за порученное дело.

Под влиянием требований родителей и воспитателей, их лич­ного примера у ребенка постепенно складываются понятия о том, что можно и чего нельзя, и это начинает определять его поведение, закладывает основы чувства долга, дисциплины.

С поступлением в школу начинается новый этап формирова­ния характера. Ребенок сталкивается с рядом строгих правил и школьных обязанностей, определяющих все его поведение в школе, дома, в общественных местах. Эти правила, обязанности развивают у школьника организованность, систематичность, це­леустремленность, настойчивость, аккуратность, дисциплиниро­ванность, трудолюбие. Исключительно важную роль в формиро­вании характера играет школьный коллектив. В школе ребенок вступает в отношения содружества и взаимопомощи с товарища­ми. У него развивается сознание долга и ответственности перед коллективом класса, школы, чувство товарищества, коллекти­визм.

Особенно интенсивно развиваются черты характера у подрост­ков. Подросток в значительно большей мере, чем младший школьник, участвует в жизни взрослых, к нему предъявляют более высокие требования. Подросток в учебной и обществен­ной деятельности уже гораздо больше начинает руководство­ваться мотивами общественного порядка, в частности чувством долга.

Очень большое значение для формирования характера имеет труд учащихся в школьных мастерских, на пришкольном участке, в учебно-производственных комбинатах, а также общественно полезный труд по озеленению, охране природы и т. д. Именно в процессе коллективного труда развиваются лучшие черты направ­ленности и воли личности.

Решающее влияние на характер ребенка оказывает воспита­ние. Не существует детей, характер которых нельзя было бы пе­ревоспитать и которым нельзя было бы привить определенные положительные качества, устранив даже как будто бы уже уко­ренившиеся у них отрицательные черты.

Важнейшее средство воспитания характера — труд.В серьез­ном и общественно значимом труде, связанном с преодолением трудностей, воспитываются лучшие черты характера: целеустрем­ленность, коллективизм, настойчивость.

Трудно переоценить в воспитании характера роль единого, тесно спаянного, здорового и целеустремленного коллектива,отличающегося высокой идейной направленностью, объединен­ного общей целью, согласованностью и организованностью дейст­вий. Одобрение или осуждение коллективом поступков отдельных учащихся, серьезные требования коллектива играют важную воспитывающую роль. Коллектив разоблачает лень, трусость, эгоизм, предохраняет от самомнения, зазнайства.

Для более старших школьников один из путей формирования характера — самовоспитание. Однако у младших школьников учитель должен воспитывать стремление изжить у себя те или иные недостатки, нежелательные привычки, выработать полезные привычки.

В воспитании характера особенно важен индивидуальный подход. Индивидуальный подход требует выбора и осуществления таких воспитательных мероприятий, которые соответствовали бы особенностям личности школьника и состоянию, в котором он в данное время находится. Одного следует строго предупредить, другого — мягко пожурить, а третьему достаточно укоризненного взгляда. Одного ученика надо похвалить, чтобы поднять его веру в свои силы; по отношению к другому этого не следует делать, чтобы не развивать его самомнения, зазнайства. Для того чтобы воспитывать характер школьника с учетом индивидуальных осо­бенностей, следует хорошо знать их, т. е. всесторонне и глубоко изучать индивидуальность ученика.

Формирование характера. Пути его воспитания.

Формирование характера. Пути его воспитания.

Слово – «характер» греческого происхождения и в переводе обозначает «черта», «примета», «особенность». Характер – это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, показывающих отношение человека к окружающему миру и выражающихся в его поведении, поступках. Это отношение, закреплённое в привычных формах поведения

С характером неразрывно связаны и способности.

Физиологическая основа характера – сплав черт типа нервной системы и сложных устойчивых систем временных связей, выработанных в результате индивидуального жизненного опыта. Воспитания. Характер не наследуется и не является врождённым, постоянным и неизменным свойством личности. Черты характера принято делить на две группы:

1.Первую группу составляют те черты характера, в которых выражена направленность личности, т.е. система отношений ( к коллективу, к труду, к другой личности, к себе) к действительности.

2. Вторую группу составляют волевые черты характера. В зависимости у человека развития волевых черт характера говорят о сильном и слабом характере. К волевым чертам относят целеустремлённость, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержку, дисциплинированность.

Формирование характера начинается с самого детства. Начинает складываться привычный образ поведения, определённые отношения к действительности. Под влиянием родителей, среды начинают складываться понятия о том, что можно, а что нельзя. С поступлением в школу у ребёнка начинается новый этап формирования характера. Ребёнок сталкивается с новым рядом строгих правил. Эти правила, обязанности определяются и определяют его поведение дома, в школе, в общественных местах. Развивают организованность, систематичность, трудолюбие.

А. С. Макаренко постоянно подчеркивал, что наиболее важным является постоянное упражнение в правильном поступке, своего рода «гимнастика поведения», закрепление правильных форм поведения. Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог и должен был проявить мужество. Тепличное воспитание, устраняющее все трудности на жизненном пути ребенка, никогда не может создать сильного характера.

Формирование характера не ограничивается периодом детства и юности. Характер формируется в течение всей жизни человека и зависит от особенностей его жизненного пути, от всех видов общественного воздействия на него. И в зрелом возрасте, под влиянием тех или иных событий в жизни данного человека, под воздействием общественного развития, происходят значительные изменения как в характере в целом, так и в отдельных чертах человека.

Велико значение в воспитании характера личный пример педагога. Как правило, поведение сильнее влияют на формирование характера, чем нравоучения. Особенно недопустимо расхождение между словами и делами педагога.

Совершенно необходимо принимать во внимание мотивы поступков, так как различия в мотивах определяют и различия в воспитательных мероприятиях, которые должны быть осуществлены учителем в ответ на тот или иной поступок учащегося. Индивидуальный подход требует опоры на то положительное, что уже есть у каждого ребенка в области его интересов, отношений к людям, к отдельным видам деятельности и т. д. Всемерно развивая уже имеющиеся ценные черты, поощряя положительные поступки, педагог легче может добиться преодоления отрицательных черт характера у детей.

Литература:

1.Ю.К.Бабанский. Педагогика.

2.В.А.Крутецкий. Психология.

3.И.Р.Федюнина. Педагогика в лицах.

Развитие характера человека: особенности, условия и основные факторы

Характер

Проблемы, связанные с формированием и развитием характера человека, интересовали и античных философов, и средневековых ученых, и современных психологов и психоаналитиков. Все они пытались найти ответы на многие вопросы, связанные с особенностями развития характера: что же оказывает наибольшее влияние на развитие характера человека, какие факторы играют в этом процессе ведущую роль, какие условия являются решающими в его формировании.

Для того, чтобы понять, что же оказывает влияние на формирование и развитие характера, необходимо сначала развести эти понятия. Так, под развитием понимается процесс, который направлен на определенные изменения (качественные и количественные). В психологии развитие рассматривается в качестве сложного инволюционно-эволюционного поступательного движения, в процессе которого происходят различные изменения в человеке (в его поведении, деятельности, личности, интеллектуальной и эмоционально-волевой сфере), причем эти изменения могут носить как прогрессивный, так и регрессивный характер. Развитие характера, как и любое развитие, представляет собой процесс возникновения изменений (необратимые, направленный и закономерные), которые приводят к появлению качественный, структурных и количественных преобразований его черт и особенностей проявления.

В отличие от развития, под формированием понимается целенаправленное и четко организованное овладение личностью определенными, достаточно устойчивыми качествами, особенностями и чертами, которые являются необходимыми для успешного выполнения различных видов деятельности. Что же касается формирования характера, то в этом случае имеется в виду процесс становления достаточно устойчивых черт (психологические образования) и все это происходит в силу воздействия различных условий, которые объективные и создаются именно с этой целью. Эти условия созданы специально для того, что бы в результате многоразового повторения действий и поступков они впоследствии закреплялись и переходили в так называемую типичную модель поведения человека.

Психологические особенности развития характера

Характер развивается и формируется на протяжении всего индивидуального жизненного пути человека под воздействием различных условий. Особое влияние на развитие черт характера оказывают процесс воспитания и активная деятельность человека, труд и работа, социум и межличностные контакты, личностная направленность и позиция. Но к такому выводу ученые пришли не сразу, ведь достаточно долгое время считалось, что на развитие характера человека воздействует лишь его врожденные особенности.

Для многих античных философов основой для формирования характера являлась врожденность человека. Так, например, Сократ, говорил о том, что не в человеческой власти быть хорошим или же дурным, а Аристотель отмечал, что добродетель или порок – это врожденные свойства. Лишь философы Нового времени начали задумываться о том, что кроме врожденности есть и другие факторы, которые влияют на особенности развития характера. Существенный вклад в изучение процесса развития характера внес Иммануил Кант, который видел его в двух плоскостях:

  • характер физический (задается человеку только природой, обуславливается задатками и темпераментом);
  • характер моральный (или внутренний), который формируется под воздействием внешних факторов поведения.

Немецкий философ Артур Шопенгауэр, в отличие от И. Канта, отдавал предпочтение идеи врожденности и неизменности характера человека, который имеет строгую определенность во всех его проявлениях и изменить его невозможно, так как он зависит от времени и пространства. Философ был уверен в том, что ни внешние факторы, ни процесс воспитания никаким образом не влияет на особенности развития характера (по его словам все это неспособно превратить черствого человека в более чувственного и сострадательного).

Идея о наследственности как о ведущем факторе, определяющем развитие характера, принадлежала английскому философу Герберту Спенсеру. Он под характером понимал определенный человеческий опыт, который был завещан предками. Философ подчеркивал, что со временем и под воздействием среды характер у потомков может измениться, но для этого необходимо много времени (как минимум несколько веков).

Поворотным моментом в понимании сущности развития и формирования характера стали идеи Джона Локка, который отстаивал концепцию воспитания. Именно в воспитании ученый видел ведущий и наиболее мощный фактор развития характера человека (хотя не упускался из виду и природный характер детей, их наклонности и способности). Дж. Локк заметил, что поведение человека и проявление его характера зависит от мотивов (которые являются одной из составляющих направленности личности). Главное, к чему пришел Локк, это то, что психофизическая природа человека и внешние условия выступают в единстве своего влияния на особенности развития характера.

В последние 100 лет психологи (и практики, и теоретики) все чаще настаивали на том, что врожденные особенности (биологическое начало в человеке) не являются приоритетными в формировании и развитии характера. Они подчиняются в большей степени внешним условиям влияния и процессу воспитания (при этом именно воспитанию отдается ведущее значение, так как его называют самым важным социальным фактором, который и обуславливает весь процесс развития характера). По мнению многих ученых, формирование и развитие характера зависит от целого ряда воспитательных воздействий на человека:

  • через физическое воспитание;
  • через трудовое воспитание;
  • через морально-нравственное воспитание;
  • через воспитание в процессе обучения;
  • с помощью личного примера;
  • через воспитание привычек;
  • благодаря самовоспитанию и саморазвитию.

Этапы развития характера

Характер человека развивается с первых дней его жизни и претерпевает различных изменений на протяжении всего жизненного пути. В самом начале (младенчество и ранний возраст) ведущим фактором является подражание поведению и поступкам взрослым, в дошкольном и младшем школьным возрастом наряду с наследственностью на формирование и развитие характера влияет воспитание, а в подростковом возрасте бразды правления в данном процессе берет самовоспитание личности. Необходимо отметить, что характер может целенаправленно и сознательно изменяться и совершенствоваться самим человеком (это происходит благодаря изменениям в социальном поведении человека, в общественной деятельности, в общении и межличностном взаимодействии), и все эти изменения могут происходить на любом возрастном этапе жизни человека.

Впервые серьезные попытки выделить основные этапы развития характера были предприняты известным австрийским психологом и психиатром, основоположником психоанализа Зигмундом Фрейдом (Фройдом). Он выделил 5 основных стадий (или этапов) формирования характера человека: оральная (первый год жизни), анальная (период от 1 года до 3х лет), фаллическая (3-5 лет), латентная (с 6 лет до начала полового развития) и генитальна (начиная от подросткового возраста и заканчивая смертью человека). Предложенные Фрейдом этапы формирования характера описаны в таблице

Этапы развития характера человека по З. Фрейду

Этапы Возрастной период Какие черты характера формируются, при фиксации на конкретной стадии
оральный 0-1 год инфантильность, зависимость, манипулятивность, зависть, подозрительность
анальный 1-3 года упрямство, бережливость (даже скупость), чистоплотность, аккуратность, жестокость, педантичность, скрупулезность
фаллический 3-5 лет неуверенность в себе, робость, застенчивость, замкнутость, молчаливость
генитальный от 11-12 лет и до конца жизни социализация/социальная дезадаптация, эффективность/пассивность в деятельности

В психологии принято делить этапы развития характера на возрастные периоды, в каждом из которых есть свои ведущие факторы и условия его формирования. Итак, характер начинает формироваться с первых дней жизни крохотного существа – младенца. В этом возрасте для ребенка важным является непосредственное эмоциональное общение с родителями, благодаря которому происходит развитие всех его психических процессов (и познавательных, и эмоционально-волевых) и свойств (в том числе и характера). Именно поэтому в этом возрасте для малыша важна не только забота о нем, но и любовь и ласка родителей.

В раннем возрасте и дошкольном периоде ребенок в основном изучает модели поведения окружающих взрослых путем подражания им. Поэтому в этот период характер формируется благодаря не только врожденным особенностям детей (функции головного мозга, особенности ВНД), но и с помощью прямого обучения (в игровой форме) с последующим эмоциональным подкреплением (похвала, одобрение, поддержка). Главное условие развития характера – это социальная среда (семья, дошкольное образовательное учреждения, социальные контакты в системах «взрослый-ребенок», «ребенок-ребенок», «взрослый-взрослый»).

Необходимо подчеркнут, что первичные черты характера закладываются именно в дошкольном возрасте, поэтому очень важным является доверие, открытость и доброта в общение с малышами (ребенок, подражая, применяет эти черты в своем поведении, а взрослые должны их закреплять системой поощрение/наказание). Среди самых первых черт характера, которые закладываются в этом возрасте стоит выделить:

  • доброта/эгоистичность;
  • отзывчивость/безразличие;
  • общительность/замкнутость;
  • аккуратность/неряшливость;
  • трудолюбие/лень.

Следующий этап формирования характера – младший школьный возраст. В это время появляются новые черты и поддаются коррекции ранее сформированные. Особое значение здесь имеет оценка поступков и действий ребенка со стороны взрослых, ведь именно этим способом формируется его самооценка. В начальных классах у детей формируются такие черты характера как ответственность, пунктуальность, настойчивость, аккуратность, трудолюбие и т.д. Наибольшее влияние на то, будут ли ранее сформированные черты закрепляться или разрушаться, имеет сам процесс и условия обучения ребенка.

В подростковом возрасте активно происходит морально-нравственное развитие ребенка, что в свою очередь существенно влияет на формирование и развитие характера. В это время активнее развиваются волевые черты. А в раннем юношеском возрасте (старшеклассники) формируются морально-нравственные основы личности. Здесь особое влияние на развитие характера оказывают:

  • личностное отношение человека к другим, к себе;
  • уровень самооценки и уверенность в собственных силах;
  • средства массовой информации и глобальная сеть интернет.

На этом этапе развития характер основные его черты практически уже сложены, в дальнейшем происходит их закрепление или же их замещение и некоторая трансформация.

В не зависимости от того, на каком этапе развития характера находиться человека, на этот процесс обязательно воздействует информационное поле, а именно:

  • мнение и суждение других людей;
  • личный пример значимых людей и их поступки (то же самое касается и негативных форм поведения как вариант того, что является недопустимым);
  • книги (а точнее описанные в них действия и поступки героев);
  • кино, телевиденье и СМИ;
  • культурное и идеологическое развитие общества, государства.

Во взрослой жизни человека формирование характера не прекращается, а переходит на новый, более осмысленный этап. Так, происходить закрепление более рациональных черт характера и тех, которые необходимы для достижения успеха и в семье, и на работе (ответственность, выдержка, целеустремленность, упорство, настойчивость и т.д.).

Основные факторы развития характера

Для того, чтобы понять какие факторы оказывают наибольшее влияние на формирование и развитие характера, необходимо различать понятия «факторы» и «условия». Под факторами понимают определенные рычаги воздействия (это особые движущие силы или «двигатель») на процесс формирования характера, а условия – это те обстоятельства, в которых происходит сам процесс развития.

Среди ученых всегда существовала своеобразная «война» за приоритетные факторы развития характера, ведь в различные времена представители разных психологических направлений пытались отстоять свою точку зрения на эту проблемы. Так, например, В.С. Соловьев главное условие формирования «нравственного» характера видел в единстве, а также в постоянном взаимодействии природных условий и среды, а И.А. Ильин среди основных факторов выделял семью и школу. Основоположник педагогической антропологии К.Д. Ушинский утверждал, что основные факторы развития характера и его формирования это социальная среда, особенности процесса воспитания и активная деятельность самого человека.

П.Ф. Каптерев выделял три категории факторов, формирующих характер:

  • естественные (темперамент, особенности строения тела, пол и пр., то есть все те, которые даны человеку природой и практически не изменяются);
  • культурные (влияние социума, семьи, школы, профессии, государственного строя и уровня общественного развития);
  • личный фактор (самовоспитание, саморазвитие, самосовершенствование личности, то есть когда человек является автором самого себя).

Также стоит обратить внимание на идеи И.А. Сикорского, который выделял следующие факторы развития характера ребенка:

  • воспитательная среда (семья);
  • позитивная атмосфера (веселое настроение и бодрость духа);
  • расположение (похвала, одобрение, поддержка, доверие);
  • врожденные особенности нервно-психической организации.

Анализируя все факторы, которые оказывают влияние на развитие характера человека, необходимо напомнить, что наибольшее значение они имеют в детском, подростковом и юношеском возрасте. И именно в детском возрасте, по мнению П.Ф. Лесгафта, на развитие характера личности влияют:

  • все те ощущения, которые испытывает ребенок;
  • душевные волнения, которые он переживает;
  • люди, которые его окружают;
  • вид деятельности, который он выполняет (особое место занимает труд, как наиболее серьезная и последовательная работа).

Таким образом, характер человека обуславливается множеством факторов, различными условиями и объективными обстоятельствами жизненного пути самой личности, но эти обстоятельства создаются и изменяются в результате поступков, поведения и деятельности человека. Поэтому можно смело говорить о том, что человек сам берет активное участие в процессе развития и формирования своего характера и сам должен нести ответственность за все свои действия и поступки.

Чтобы понять, какие факторы влияют на формирование характера, необходимо разобраться с тем, о чем идет речь. Психология по-прежнему развивается как наука, поэтому сверять словари очень полезно. Характер человека чаще всего означает сочетание индивидуальных черт, наиболее заметных, составляющих основу личности. Причем они должны проявляться постоянно, стабильно, а не в исключительных ситуациях.

Как происходит формирование черт характера?

Необходимо отметить, что процесс формирования характера в настоящем является предметом научного диспута. Существуют 2 основные теории: сторонники первой утверждают, что главной является генетическая предрасположенность, которая может по-разному проявляться в зависимости от жизненных обстоятельств. Что же касается представителей второй точки зрения, то они считают, что определяющим факторов в формировании характера является воспитание.

В научной среде и то, и другое в целом признается. Спор идет о том, что же является доминирующим. И это далеко не единственная дискуссия. Так, ученые активно обсуждают, может ли сам человек сформировать и развить характер уже во взрослом возрасте? И до какой степени?

В целом выделяют следующие факторы, влияющие на формирование характера:

  • генетический;
  • воспитание;
  • окружающая ребенка среда;
  • события, произошедшие в подростковом возрасте;
  • самовоспитание;
  • яркие события, которые способны повлиять на характер уже взрослого человека.

Фото как формируется характер

Это ключевые моменты, и их значение в той или иной степени признают все ученые. Но как именно они влияют на человека? Давайте разберемся.

Генетические факторы формирования характера

Многое у человека – врожденное. В частности, это:

  • темперамент (учтите, что далеко не все психологи согласны с его наличием);
  • восприятие собственного пола;
  • ориентация;
  • естественные для конкретного человека биоритмы (сова, голубь или жаворонок);
  • бытие интровертом или экстравертом;
  • характерные реакции на стресс.

Выше перечислено далеко не все, но достаточно, чтобы было понятно, насколько мы зависим от врожденных качеств. Отдельные исследователи считают, что формирование национального характера тоже происходит на основе генетической близости.

Изменить вышеописанное нельзя. Задача человека по мере развития – узнать и понять себя, а также научиться удовлетворять собственные потребности.

Процесс формирования характера в детстве

Воспитание – это очень важный элемент в создании личности. Он позволяет сформировать положительные черты характера человеку максимально естественным образом. Например, родители могут научить ребенка быть пунктуальным и аккуратным.

Стоит учесть, что для формирования характера в процессе развития личности на этом этапе важны все, с кем малыш общается. То есть не только родители, но и старшие родственники, друзья семьи, воспитатели, преподаватели в школе, одноклассники. Большое значение имеет здоровая среда.

Иногда бывает так, что даже серьезные позитивные факторы, влияющие на формирование характера, не способны убрать какой-то недостаток. Периодически родители не могут понять, что они сделали не так. Но далеко не всегда дело в них. При формировании черт характера стоит учитывать еще свободный выбор самого ребенка.

Человек с первых лет своей жизни становится личностью и начинает принимать самостоятельные решения. Ребенок – это не объект, а субъект. И несмотря на позитивный пример и корректное воспитание, он может сделать собственный выбор. Понимание этого увеличивает шансы на позитивный результат.

Как именно формируется черта характера?

Обычно черта человеческого характера формируется на основе определенных склонностей, которые есть у человека. При этом окружение может помогать в этом процессе (поощрять, предоставлять нужную информацию, показывать пример), мешать (наказывать, выражать отрицательное отношение) или оставаться нейтральным.

В основе черты человеческого характера лежат не только склонности, но и сделанные выводы и выборы. И чтобы они действительно оказали серьезное влияние, это должны быть решения, которые изменили поведение человека, его отношение к самому себе, к какому-то явлению или понятию, к окружающему миру как таковому.

Разобрать данный процесс можно на примере чистоплотности. Например, у человека есть врожденная брезгливость, усиленная реакция на то, что кажется ему опасным. Формирование может происходить следующим образом:

  1. Родители регулярно напоминают малышу о необходимости мыться и чистить зубы.
  2. Старшие родственники рассказывают и наглядно показывают негативные последствия плохой гигиены.
  3. Уже подросток становится свидетелем сильной ссоры между друзьями, возникшей из-за нечистоплотности одного из них. Это производит сильное впечатление, которое подкрепляет мнение о важности аккуратности.

Здесь в качестве факторов влияния на характер человека выступили последовательно сначала врожденная склонность, потом – родители и старшие родственники, дальше – поразившее событие. В приведенном примере все способствует формированию черты личности. Однако в реальной жизни так бывает очень редко. Чаще всего происходит следующее:

  1. Рождается ребенок с усиленным рефлексом на все, что может быть опасно.
  2. Родители стараются привить ему чистоплотность и объясняют, какая угроза исходит от грязи.
  3. Старшие родственники контролируют чистоплотность малыша.
  4. Когда ребенок вырастает, за его аккуратностью перестают следить.
  5. Отец семейства может столкнуться с трудными жизненными обстоятельствами, которые заставят мужчину пересмотреть приоритеты. Он начнет больше времени тратить на заработок денег и меньше – на уход за собой и домом.
  6. В подростковом возрасте часть друзей может сильно уделять внимание чистоплотности. А другая часть – игнорировать необходимость быть аккуратными.
  7. В результате быть или не быть аккуратным – это выбор личности, которая может принять как то, так и другое решение.

Вторая описанная ситуация более правдоподобна. Но в любом случае окончательный выбор все равно остается у личности. Если человеку сильно не нравится собственный характер, то в сознательном возрасте он может даже усилием воли его изменить. Например, привить себе чистоплотность, начать по-другому относиться к конкретным явлениям.

Факторов, влияющих на характер, довольно много. И для эффективной работы с собой их все нужно учитывать. Однако окончательное решение по поводу себя всегда принимает сам человек. А это значит, что мы выбираем, какими быть.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *