Как добиться позитивного результата психологической консультации

Как добиться позитивного результата психологической консультации

Начинающему психологу в помощь — что делать с клиентом на первой встрече?

Эта статья для начинающих психологов, которые только собираются развивать свою частную практику и пока реальных встреч с клиентами не имели. Все, что написано ниже, — выжимка из моего личного опыта работы с людьми. За пару лет практики я выработала удобный для себя алгоритм проведения именно первой встречи с клиентом. На него я опираюсь с людьми, которые приходят ко мне на прием впервые. Сейчас хочу поделиться этим алгоритмом с начинающими коллегами, которым, возможно, что-то будет в нем полезно и интересно. Также я рассчитываю на то, что данная статья поубавит страх первой встречи с первым платным клиентом.

Итак, клиент приходит в назначенное время к вам. Большинство людей, впервые обратившиеся к психологу, немного (некоторые сильно) волнуются, когда приходят к вам на прием. Вы, как начинающих психолог, скорее всего тоже волнуетесь. Несмотря на страх, клиенту лучше всего улыбнуться, пригласить в помещение, указать место, где он может оставить верхнюю одежду и обувь, а также показать, куда ему нужно присесть. Начать разговор можно с чего-нибудь типа – легко ли нашли кабинет? – комфортно ли сидеть? Я вначале своей практики предлагала чай, кофе или стакан воды в жару – так мне было легче завязать беседу с клиентом и чуть отвлечься от своей тревоги. Можно также как бы в шутливой форме предложить клиенту удобнее расположиться в кресле, освоиться в нем и переключиться с улицы.

Далее я уточняю – впервые ли клиент у психолога, и что он знает про то, как психолог работает, почему выбрал именно меня?. Клиент на это что-то отвечает. Далее, чтобы снизить уровень тревожности клиента, я ему говорю следующую фразу: «Сейчас я вам расскажу, как сегодня пройдет наша с вами встреча, и что вас на ней ожидает». Клиент обычно соглашается и внимательно слушает, что я ему скажу. Я ему сообщаю следующее:

— Сегодня мы с вами будем работать час. Сначала мы поближе познакомимся – вы мне расскажите о себе, если вам что-то интересно узнать обо мне – зададите ваши вопросы, я на них постараюсь ответить. Далее вы мне расскажите свою историю. Я вас буду внимательно слушать, иногда останавливать для того, чтобы задать уточняющие вопросы. Мне это необходимо, чтобы лучше понять вас и вашу проблему. Если вы не станете возражать, то я буду во время вашего рассказа делать кое-какие пометки в своем блокноте, для того, чтобы случайно не забыть ценную информацию. Все, что вы мне рассказываете – конфиденциально. Вашу историю я никому не рассказываю, она остается в этом кабинете. Поэтому от того, насколько вы сможете мне довериться и быть честным со мной – будет зависеть наша работа. Затем мы вместе с вами определим, в чем все-таки заключается ваша проблема, и в чем вы видите мою помощь вам как специалиста. Ближе к концу нашей встречи я вам предложу какие-то варианты дальнейшего развития событий. (Специально говорю такую размытую фразу, так как не знаю пока, что за проблема и чего хочет клиент – то ли единичную консультацию, то ли более глубокую и долгосрочную работу).

После знакомства предлагаю клиенту перейти к истории. Я предлагаю ему начать с любого момента, и рассказать все, что он считает нужным, сообщить ту информацию о себе и своей жизни, которая, на его взгляд, поможет мне лучше понять суть проблемы. Обычно на эту часть сессии уходит больше всего времени. После того, как МНЕ становится более или менее понятна история клиента, я задаю ему вопрос – что же клиент хочет от меня, в чем он видит для себя помощь психолога? Как правило, клиенту трудно бывает ответить на этот вопрос. Чаще всего встречаются клиенты, которых что-то в жизни не устраивает, они чувствуют дискомфорт, страдания, но чем психолог может быть для них полезен – не всегда понимают. В этом случае я вместе с клиентом разбираюсь, чем я могу быть ему полезна, и мы формируем клиентский запрос. Далее, я рассказываю клиенту, в каких форматах работаю – говорю про консультирование и психотерапию, объясняю, в чем разница между ними. Затем, мы с клиентом выбираем, что больше ему подходит в данном случае. Мне больше нравится формат психотерапии, поэтому у меня получается преподнести его «вкуснее», чем консультирование. Описывая формат психотерапии, я говорю, что это более длительный и глубокий формат, чем консультирование. Объясняю, что моя задача состоит не в том, чтобы давать конкретные советы, а в том, чтобы помочь клиенту познакомиться с самим собой — своими чувствами, переживаниями, потребностями; обратить его внимание на те моменты, которые сложно человеку увидеть самостоятельно.

Далее мы договариваемся на определенное количество встреч. Это может быть 5, 10, 15 или больше, в зависимости от проблемы и желания клиента двигаться в ней. Допустим, если договорились на 10 встреч, то в этом случае я сообщаю клиенту, что 5 – ая встреча будет посвящена подведению промежуточных итогов, сделается срез работы, благодаря которому мы определимся – туда ли мы двигаемся, комфортно ли клиенту, есть ли какие-либо вопросы и пожелания и т.д. Про 10-ую встречу я говорю то же самое – мы посмотрим, добились ли каких-то результатов, пришли ли мы к чему-то важному, есть ли необходимость продолжать работу.

После того, как мы определились с форматом и количеством встреч, переходим к обсуждению правил. Здесь я сообщаю о том, что будет в случае пропуска и опозданий. Объясняю, что если клиент опаздывает, то время его сессии соответственно сокращается. А если пропускает встречу, не предупредив меня за определенное количество часов, то пропуск оплачивается клиентом на 100 %. Также я объясняю, что если клиент хочет прекратить наши отношения, то ему стоит прийти на последнюю встречу, чтобы попрощаться, подвести итоги и т.д. В моей личной практике все клиенты соглашались с данными условиями. Некоторые мои коллеги распечатывают договор и дают его изучить клиенту, я пока так еще не делаю, хотя признаю, что такой подход мне по душе и тоже собираюсь его внедрять.

В конце сессии я обязательно спрашиваю у клиента – есть ли у него какие-либо вопросы относительно формата, правил и т.д.

Обычно первая сессия уходит на знакомство с клиентом, его проблемой, формирование запроса и обсуждение формата и правил дальнейшей работы. Непосредственно терапевтическая работа начинается со второй встречи и здесь, конечно, все непредсказуемо.

Часто бывает, что первая встреча является одновременно и последней. Об этом клиент может сообщить еще по телефону, а также вначале сессии. Как правило, это клиент, который хочет за один час решить свою проблему. В этом случае, я могу предложить консультацию и продлить ее по желанию клиента до 1, 5 часа.

В конце первой встречи клиент оплачивает мои услуги, и я его провожаю к двери. Напоследок можно поинтересоваться – как ему первая встреча с психологом? Не страшно ли было? Обычно клиент уходит более радостный и воодушевленный, с надеждой на то, что сейчас его жизнь действительно начнет меняться.

Примерно так у меня проходят мои первые встречи с клиентами. Конечно же, встречаются и отклонения от шаблона, и тогда я импровизирую. Надеюсь, кому-то из молодых специалистов эта статья окажется полезной. Спасибо за просмотр!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *