Истина или истинная?

Истина или истинная?

Определения

В философии

Самое известное определение истины было высказано Аристотелем и сформулировано Исааком Исраэли; от Ибн Сина оно было воспринято Фомой Аквинским и всей схоластической философией. Это определение гласит, что истина есть интенциональное согласие интеллекта с реальной вещью или соответствие ей (лат. conformitas seu adaequatio intentionalis intellectus cum re). В частности, в Сумме Теологии Фома пишет: «истина состоит в согласованности ума и вещи» (veritas consistit in adaequatione intellectus et rei).

В общей философии, общественно-гуманитарных и естественных, технических науках под истиной подразумевают соответствие положений некоторому критерию проверяемости: теоретической, эмпирической.

В философии понятие истины совпадает с комплексом базовых концепций, позволяющих различить достоверное и недостоверное знание по степени его принципиальной возможности согласовываться с действительностью, по его логической противоречивости/непротиворечивости, по степени его соответствия априорным принципам.

В марксизме

Марксизм не отрицает существования вечной или абсолютной истины как динамической целостности бытия во всей своей полноте, и в своей гносеологии рассматривает процесс постижения абсолютной истины в контексте диалектической взаимосвязи абсолютной и относительной истины. В. И. Ленин в своей работе «Материализм и эмпириокритицизм» утверждал, что «человеческое мышление по природе своей способно давать и даёт нам абсолютную истину, которая складывается из суммы относительных истин. Каждая ступень в развитии науки прибавляет новые зёрна в эту сумму абсолютной истины, но пределы истины каждого научного утверждения относительны, будучи то раздвигаемы, то суживаемы дальнейшим ростом знания» (ПСС, Т. 18, с. 137). Ленин характеризовал истину, как надклассовое и надысторичное содержание наших представлений.

В логике

В логике, для которой значение истинности суждений и умозаключений является одним из преимущественных предметов изучения, критерием истинности выступает логическая правильность: относительная полнота формальных аксиоматических систем и абсолютное отсутствие в них противоречий .

В науке

В разделах науки (физике, химии, истории, социологии и др.) категория истины обладает двойственной характеристикой. С одной стороны, истина есть в традиционном понимании цель научного познания, а с другой — это самостоятельная ценность, обеспечивающая принципиальную возможность научного знания совпадать с объективной реальностью, как минимум быть комплексом базовых решений теоретических и практических задач.

История понятия

Впервые философское понятие истины введено Парменидом как противопоставление мнению. Основным критерием истины признавалось тождество мышления и бытия. Наиболее разработанной теорией истины в античной философии выступала концепция Платона, согласно которой истина есть сверхэмпирическая идея (вечный «эйдос истины»), а также вневременное свойство остальных «идей». Причастность человеческой души миру идей связывает душу с истиной, знание которой есть результат воспоминания души о своём пребывании в мире вечных идей, когда она ещё не соединилась с телом. В средневековой философии Августин, опиравшийся на взгляды Платона, проповедовал учение о врождённости истинных понятий и суждений (в XVII в. эта концепция развивалась Рене Декартом). Начиная с XIII в. была распространена теория Фомы Аквинского, придерживавшегося учения Аристотеля и развивавшего это учение с позиции гармонического единства познающего разума и верующего (христианского) мышления.

До сих пор наиболее распространенной концепцией истины является корреспондентская или классическая концепция истины. Её основные положения сформулированы Аристотелем, главное из них сводится к формуле:- истина есть соответствие вещи и интеллекта (лат. veritas est adaequatio rei et intellectus). В классическом смысле истина — это адекватная информация об объекте, получаемая посредством чувственного и интеллектуального изучения либо принятия сообщения об объекте и характеризуемая с позиции достоверности. Более упрощенная трактовка совпадает с таким тезисом:- истина есть адекватное отображение действительности в сознании.

Понимание истины как соответствия знаний и вещей было свойственно в античности Демокриту, Эпикуру, Лукрецию. Классическая концепция истины признавалась Фомой Аквинским, Г. Гегелем, К. Марксом и другими мыслителями. В частности, французские философы-сенсуалисты (например, Э. Кондильяк) определяли истину, постулируя её в своих формулах в принципе как адекватное отображение действительности и тем самым присоединяясь к приверженцам корреспондентской теории. Общая ориентация на классические воззрения присуща также и некоторым философам XX в. (А. Тарский, К. Поппер и др.).

В классической концепции действительность трактуется, главным образом, как объективная реальность, существующая независимо от нашего сознания. Действительность включает в себя не только воспринимаемый мир, но и субъективную, духовную сферу. Особым образом здесь следует сказать о познании; его результат (истина), а также сам объект познания понимаются неразрывно связанными с предметно-чувственной деятельностью человека. Позднее к этому прибавилось понимание истины не только как статичного явления, но и как динамичного образования или процесса.

Некоторые сторонники классической концепции трактовали истину более возвышенно, но также и более неопределенно. Они понимали истину как свойство субъекта, совпадающее с его согласием с собой, комплексом априорных форм чувственности и мышления (И. Кант) или даже в виде вечного, вневременного, неизменного и безусловного свойства идеальных объектов (Платон, Августин). Сторонники таких воззрений составляли достаточно многочисленную группу философов. Они видели истину в идеале, в некотором недостижимом пределе. Это понимание долгое время господствовало, имея таких последователей как Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц, И. Фихте и другие мыслители.

В границах ещё одного направления, эмпиризма, истина понималась как соответствие мышления ощущениям субъекта (Д. Юм в XVIII в., Б. Рассел в XX в.), либо в качестве совпадения идей и поступков со стремлениями личности (У. Джемс, Х. Файхингер). Р. Авенариус и Э. Мах понимали истину как согласованность ощущений. М. Шлик и О. Нейрат рассматривали истинность как последовательную связь предложений науки и чувственного опыта. Конвенционалисты (например, А. Пуанкаре) утверждали, что дефиниция истины и её содержание носят условно-договорный характер.

С конца XIX в философии усиливается иррационалистический подход к пониманию истины. Ф. Ницше считал иллюзией существование абсолютной истины и связывал возникновение этой иллюзии с волей к власти, особенностями субъективного опыта, идеями вечного изменения, возвращения, становления и переоценки ценностей. Ж.-П. Сартр считал, что сущность истины есть свобода; экзистенциалисты в целом противопоставляли объективной истине представление о личной истине, в границах которой интуитивно раскрывается бытие в его подлинности.

Согласно наиболее распространенным воззрениям в западной философии середины XX в. истина есть особый идеальный объект (Ж. Маритен, Н. Гартман и др.). Такое понимание истины неразрывно связано с пониманием бытия как трансцендентного, сверхчувственного и рационально до конца не постижимого феномена.

Одним из важных итогов философских исследований выступает различие между абсолютной и относительной истиной:

  • абсолютная истина — это полное, исчерпывающее знание о мире как о сложно организованной системе.
  • относительная истина — это неполное, но в некоторых отношениях верное знание о том же самом объекте; правда .

Возникший в XX веке неопозитивизм разделяет истины на эмпирические (подтверждаемые опытом) и логические (не зависящие от опыта, априорные). Представители так называемого социально-психологического направления (Томас Кун, Пол Карл Фейерабенд) в противовес неопозитивистской трактовке научной истины как эмпирической подтверждаемости предложили вообще аннулировать понятие научной истины, особые нападки с их стороны вызывало понятие объективности истины. В некотором смысле, доводя эту точку зрения до логического завершения теоретики постмодернизма Жак Деррида, Жиль Делез изображали познание как процесс вечной погони за истиной как иллюзией или симулякром (Ж. Бодрийяр). Для постмодернизма истина не может быть безусловной догмой, абсолютом, сковывающим творческое мышление, а только относительной, конвенциональной, обозначающей некоторый результат соглашения между участниками диалога. С точки зрения аналитической философии (Витгенштейн, Людвиг), истина представлена как значение, имеющее множество контекстов (плюрализм контекстов) и определяемое структурой языка как элемент языковой игры, не имеющей прямого отношения к реальности.

Также необходимо выделить тезис о конкретности истины. Конкретность истины в марксистской концепции есть зависимость знания от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, от условий, места и времени, совокупности исторического опыта, на основании которого знания существуют и развиваются. В содержание этого тезиса входит идея, которая была востребована в сравнительно позднее время при достижении понимания мира как динамичного целого, изменяющейся материальной системы. Марксизм рассматривает конкретность истины не как неизменный факт, а как относительное явление, в контексте общего процесса познания, диалектической взаимосвязи гносеологических категорий абстрактного и конкретного, как движение по спирали, отрицание отрицания, восхождение от абстрактного к конкретному и обратно. Марксизм рассматривает абстракцию не только как наиболее общее понятие или категорию, но и как неизбежно одностороннее восприятие действительности, которое требует уточнения по мере накопления конкретного опыта, открытия новых природных взаимосвязей. В свою очередь, расширение смыслового содержания абстрактных понятий на основе нового конкретного опыта позволяет по-новому рассмотреть полученные факты, их обобщить и открыть новые общие закономерности.

Уровни понимания истины

Теоретическое осмысление истины

Все теории можно разделить на дающие реальное определение истине и устанавливающие правила употребления слова «истина».

Истина одна и сама обозначает всё. Никакие определения, теории и обозначения не есть самою истиною, ибо истина сама определяет реальное бытие и действительность. Разнообразные определения не могут ограничить саму истину, а лишь являют обнаружение существования истины и цель их — познание смысла и сути полноты целостной истины.

  • Теории истины (концепции истины), дающие определение истине:
    • Классическая линия понимания истины:
      • Корреспондентская концепция: истина — это соответствие мысли (высказывания) и действительности (вещи), представление, предельно адекватное или совпадающее с реальностью (Аристотель, средневековая философия, философия Нового времени, Гегель); способы установления соответствия мысли и действительности:
        • Авторитарная концепция: истина — это убеждение и/или доверие авторитету (средневековая философия, богословие)
        • Теория истины как очевидности: истина — это «ясное и отчётливое представление» (Р. Декарт, Ф. Брентано, Э. Гуссерль)
        • Теория истины как опытной подтверждаемости (Дж. Локк, М. Шлик)
        • Семантическая теория истины: поскольку высказывание о высказывании порождает семантические парадоксы, вводится запрет на определение понятия истины в теории, использующей данное понятие; требуется построение метатеории, задающей условия понимания истины для исходной теории (А. Тарский)
        • «Натуралистическая» теория истины: в «натуралистической» философии истина — это идея, соответствующая законам Природы (А.Н.Костенко)
    • Неклассические концепции:
      • Конвенциональная теория: истина — это результат соглашения (А. Пуанкаре, Т. Кун)
      • Когерентная теория: истина — это характеристика непротиворечивого сообщения, свойство согласованности знаний (Р. Авенариус, Э. Мах). Истина требует, чтобы элементы должным образом соответствовали всей системе. Требуется, чтобы суждения в когерентной (целостной) системе поддерживали друг друга. Поэтому полнота и всесторонность основного набора понятий является критически важным фактором в оценке достоверности и полезности целостной системы. Распространенным принципом когерентной теории является идея, что истина — это прежде всего собственность системы утверждений, и может быть присвоена отдельным утверждениям только при условии их согласованности с целой системой.
      • Прагматическая теория: истина — это полезность знания, его эффективность, то есть истинным является сообщение, позволяющее достичь успеха (Ч. С. Пирс)
  • Теории истины (концепции истины), устанавливающие правила употребления термина «истина» при разворачивании исследований:
    • Дефляционная теория (концепция избыточности (redundancy)): слова «истина», «истинный», «истинно» излишни, поскольку избыточны для процесса познания: если делать утверждение об истинности некоторого предложения, то приходится высказывать само это предложение, отрицание же предложения означает его простое отрицание (А. Айер, М. Даммит и др.)
    • Перформативная теория: слова «истина», «истинный», «истинно» являются перформативами в рамках теории речевых актов (П. Ф. Стросон)

Религиозный смысл истины

Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

В буддизме

В буддизме истина преимущественно связана с практическим достижением состояния сознания, в котором реальность видится такой, «как она есть» (ятхабхутам). Отдельно от соответствующей трансформации психики человека истина в буддизме не рассматривается.

Четыре благородные истины (чатвари арьясатьяни), четыре истины Святого — одно из базовых учений буддизма, которого придерживаются все его школы (исключение составляют буддисты восточно-азиатских школ, уделяющие внимание Сутре сердца, в которой отрицаются Четыре благородные истины). Четыре благородные истины сформулировал сам Будда Шакьямуни и кратко их можно изложить так: существует страдание; существует причина страдания — желание; существует прекращение страдания — нирвана; существует путь, ведущий к прекращению страдания, — восьмеричный путь.

Дальневосточная буддийская школа дзэн утверждает, что истина не может быть выражена в словах. Профессор философии Д. Т. Судзуки выразил процесс нахождения истины в традиции дзэн следующим образом: «Истина непосредственно раскрывается перед вашим взором. Вот и всё, чего вы ещё хотите?».

В даосизме

Из высказываний Лао-цзы:

«Высказанная вслух истина перестаёт быть таковой, ибо уже утратила первичную связь с моментом истинности». «Знающий не говорит, говорящий не знает».

В индуизме

По убеждению сторонников индуизма, истина познается только через целостный опыт восприятия. Причём не столько индивидом, сколько сущностью мира. Через созерцание «Я» внешнего «Я» внутренним и наоборот. Истина не может быть выражена в силу своей многогранности.

В исламе

Позиции, во многом схожей с позицией иудаизма, придерживались сторонники ислама, убежденные в том, что слова, донесенные до правоверных пророком Мухаммедом и изложенные в сурах Корана, — это ключ к блаженному существованию после смерти тела. Отступление от данных слов неминуемо ведёт к погибели. Таким образом, в иудаизме и исламе истина — это спасительный Закон.

В иудаизме

Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного или нескольких участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел. Эта отметка установлена 31 января 2017 года.

В конфуцианстве

Одним из базовых понятий в конфуцианстве является дао:

道 (dào) — Дао-путь, Путь, истина, способ, метод, правило, обычай, мораль, нравственность.

В христианстве

Христианство истиной называет не некоторую абстрактную универсальную идею или какое-либо ныне существующее материальное явление (формирование), а основополагающую живую личность Иисуса Христа — Бога-Слова — Логоса, который изрёк: «Я есмь путь, истина и жизнь» (Ин. 14:6). В этом смысле примечательно поведение Понтия Пилата, скептически спросившего Христа: «Что есть истина?» и не выслушавшего ответа от самой Истины (Ин.18,37-38). Следует заметить и другие слова Христа об истине, а именно, о тех случаях, когда истина попирается: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нём истины. Когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он лжец и отец лжи» (Ин.8,44). Этим подчеркивается, что направленность свободной воли разумных существ определяет их причастность либо к истине и к вечной жизни (вечному бытию), либо ко лжи — вечной смерти и небытию. После грехопадения прародителей все люди подвержены влиянию диавола, поэтому псалмопевец Давид (с некоторым удивлением) восклицает: «Всяк человек — ложь» (Пс.115,1-2). Воскресение Христово рождает надежду на исправление человеческой природы. Таким образом, в христианстве истина — это спасительная Личность Иисуса Христа.

Примечания

  1. Истина // Философия: Энциклопедический словарь / под ред. А. А. Ивина. — М.: Гардарики, 2004. — 1072 с. — ISBN 5-8297-0050-6.
  2. Карлос Вальверде Философская антропология. Глава «Истина, уверенность, заблуждение»
  3. Раздел 2. Является ли справедливость Бога истиной?
  4. Истина
  5. Абсолютная и относительная истина // Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов.— E.: Советская энциклопедия, 1983. — 840 с.
  6. Алексеев П. В. Ленин // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
  7. Елизавета Александровна Конюхова. Актуальные вопросы познания истины (рус.) // Научный журнал NovaInfo.Ru. — 2015. — № №39-2.
  8. Об истине // Ницше Ф. Песни Заратустры. Веселая наука. — СПб: Азбука, 1997
  9. Чудинов Э. М. Природа научной истины. — 2 изд. — М.: УРСС, 2010. — 312 с. ISBN 978-5-397-01376-5
    • Швырёв В. С. Восхождение от абстрактного к конкретному // Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов.— М.: Советская энциклопедия, 1983. — 840 с.
    • Спиркин А. А., Зиновьев А. А. Восхождение от абстрактного к конкретному // Философская энциклопедия. В 5-х т.// Под ред. В. Ф. Константинова. М.: Советская энциклопедия,
  10. Гегель Г. В. Ф. Кто мыслит абстрактно? // Знание – сила. — № 10. — 1973. — С. 41-42
  11. Лекция 11, семестр 10,, 18. 2.2006 // Лекций по философии науки прочитанных профессором МФТИ Ю. И. Семёновым в 2005—2006 учебном году
  12. 1 2 3 Концепции истины // Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»: учебное пособие / Под редакцией З. А. Медведевой. — Кемерово: КемТИПП, 2008.
  13. Классическая концепция истины и её альтернативы // Рябоконь Н. В. Философия УМК. — Мн.: Изд-во МИУ, 2009
  14. 1 2 Касавин И. Т. Истина//Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Степин. — М.: Мысль, 2000—2001. — ISBN 5-244-00961-3.
  15. Лепехов С. Ю. Буддийская философия как идейная основа буддийской цивилизации // Проблемы новейшей историографии философии зарубежного Востока / Отв. ред. Г. Б. Шаймухамбетова. — М., 1998. — С. 21—22. — 105 с. — ISBN 5-201-01985-4.
  16. Торчинов, 2000, с. 67—69.
  17. Померанц, 1972.
  18. Судзуки, 1993, с. 30.
  19. Кохановский В., Яковлев В. История философии
  20. Армстронг К. История Бога: Тысячелетние искания в иудаизме, христианстве и исламе
  21. Осипов А. И. Что есть истина ч.1 (г. Москва. ДК Бауманского, 2013.04.10)
  22. Мень А. В. Сын Человеческий//»Смена», 1990, № 6-12 текст книги

Литература

  • И. Т. Касавин. Истина. // Новая философская энциклопедия.
  • Истина // Православная Богословская Энциклопедия. Том 5. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник» за 1904 г.
  • Батищев Г. С. Истина и ценности // Познание в социальном контексте. — М.: ИФ РАН, 1994.
  • Бердяев Н. А. Философская истина и интеллигентская правда // ]
  • Бердяев Н. А. Истина Православия на портале «Философия в России»
  • Блинов А. К. Дефляционная теория истины
  • Благо и истина: классические и неклассические регулятивы. — М.: ИФ РАН, 1998.
  • Болдачев А. В. Эмоционально-познавательная концепция истины
  • Карлос Вальверде Философская антропология. Глава «Истина, уверенность, заблуждение»
  • Вейнгартнер П. Фундаментальные проблемы теорий истины. М.: Росспэн. 2005.
  • Гадамер Х. Г. Что есть истина? // Логос. Философско-литературный журнал. Вып. 1. М., 1991. С. 30-37.
  • Даммит М. Э. Э. Истина на портале «Философия в России»
  • Дэвидсон Д. Метод истины в метафизике на портале «Философия в России» и в Открытой российской электронной библиотеке
  • Желнов М. В. «Сущность свободы как истина» и «Сущность истины как свобода» (Идеи Ф. Шеллинга и М.Хайдеггера в наши дни) на портале «Философия в России»
  • Касавин И. Т. Истина // Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Степин. — М.: Мысль, 2000—2001. — ISBN 5-244-00961-3.
  • Куликов, С. Б. Онтологические предпосылки смысловых вариаций понятия истины (на материале западной философии). Автореферат дис. … канд. филос. наук. 09.00.01 — Томск, 2004. — 16 с.
  • Осипов А. И. Путь разума в поисках истины. — М.: Издание Сретенского монастыря, 2002 копия книги
  • Остин Дж. Истина на портале «Философия в России»
  • Дзэн / Померанц Г. С. // Дебитор — Евкалипт. — М. : Советская энциклопедия, 1972. — (Большая советская энциклопедия : / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 8).
  • Соболева М. Е. Истина: свойство, оператор, событие? // Вопросы философии. № 2. 2008.
  • Стросон П. Значение и истина (недоступная ссылка с 15-05-2013 — история) // Аналитическая философия: Становление и развитие. — М., 1998. — С. 213—230.
  • Судзуки Д. Т., Кацуки С. Дзэн-Буддизм: Основы Дзэн-Буддизма. Практика Дзэн. — Бишкек: МП «Одиссей», 1993. — 672 с. — (Библиотека Восточной религиозно-мистической философии). — ISBN 5-89750-046-0.
  • Тарский А. Понятие истины в языках дедуктивных наук // Философия и логика Львовско-Варшавской школы. М.: РОССПЭН, 1999.
  • Тарский А. Семантическая концепция истины и основания семантики / Пер. А. Л. Никифорова.
  • Торчинов Е.А. Введение в буддологию. Курс лекций. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. — 304 с. — ISBN 5-93597-019-8.
  • Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть I. Вопрос 16: Об истине; Вопрос 17: О лжи // Фома Аквинский. Сумма теологии: Часть первая: Вопросы 1—64 / Пер. А. В. Аполлонова. М.: Издатель Савин С. А., 2006.
  • Фома Аквинский. Дискуссионные вопросы об истине.
  • Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности в библиотеке Максима Мошкова
  • Хайдеггер М. Учение Платона об истине // Историко-философский ежегодник. 1986. М.: Наука, 1986. С. 255—275 .
  • Цыплаков Д. А. Религиозная и научная истина: аспекты секуляризации // Научно-теоретический журнал «Религиоведение». — 2011. — № 1. — С. 66—72.
  • Чудинов. ЭПрирода научной истины — М.: Издательство политической литературы, 1977
  • «Pedersen, Nikolai, Jang Lee Linding and Wright, Cory, «Pluralist Theories of Truth», The Stanford Enciclopedia of Philosophy (Spring 2013 Edition), Edward, N. Zalta (ed.), URL= <http://plato.stanford.edu/archives/spr2013/entries/truth-pluralist/>

ЕДИНСТВО ИСТИНЫ И ПОЛЬЗЫ

Наука — это сфера творческой деятельности, направлен­ной на получение, обоснование, систематизацию и оценку новых знаний(понятий, законов, теорий) о природе, обще­стве, человеке. Понятие «наука» означает также совокуп­ность систематизированных знаний в какой-либо отрасли, например математической, исторической.

Научное знание, утверждают ученые, обладает «двойной ценностью». Во-первых, оно самоценно, т. е. ценно само по

себе. Это качество придает ему объективность истинности полученного знания. К науке обращаются, чтобы понять и объяснить. Во-вторых, ценность научного знания опре­деляется его полезностью для человеческой деятельности. Оно открывает перспективу целеполагания на основе пред­видения возможных результатов деятельности, совершенст­вования средств деятельности и интеллектуального развития самого человека.

Непременным условием развития самоценности и полез­
ности науки является дерзание («Дерзай знать!» — девиз на­
уки), стремление ученых вырваться из плена сложившихся
представлений, умение сочетать получение новых знаний с
их применением для блага людей («Знать, чтобы делать!»).
«Вся история человечества — это история знаний. Они i
сделали человека тем, что он есть сегодня. На протяже­
нии тысячелетий люди учились генерировать знания, ;
накапливать, создавать на их основе новые знания, пе- ;
редавать их потомкам». —

Е. Велихов, академик РАН > Постепенное становление науки как социального инсти­тута относится к XVII—XVIII вв. В этот период появляют­ся капитальные труды по астрономии, физике, математике, развиваются приемы наблюдения и эксперимента в области естествознания. Одновременно формируется внутренняя со­циально-организационная структура науки как автономного социального института (наличие материальных средств, про­фессионализм, сеть коммуникаций), призванного генериро­вать достоверные новые знания и несущего ответственность за поддержание должного уровня исследований. Вырабаты­ваются социальные нормы, регулирующие деятельность уче­ного, научных сообществ; общество признает вклад ученых в развитие науки и производства, это признание облегчает продвижение ученых по лестнице научной карьеры. О госу­дарственном и общественном признании науки свидетельст­вует возникновение национальных академий наук в Англии, Франции, России. Так научная работа превратилась в про­фессию, научно-исследовательская деятельность — в устой­чивую общественную и культурную традицию.

ФУНКЦИИ НАУКИ

С развитием науки выявлялась и возрастала ее много­функциональность. Двойная ценность науки лежит в основе двух ее главных функций: познавательной (теоретическое проникновение в сущность реальных явлений) и практичес ки-деятелъностной (участие в преобразующей деятельности человека и общества). Науке свойственны и другие функ­ции. Рассмотрим часть из них.

Культурная функция. Добытые наукой знания, объяс­нения тех или иных аспектов действительности входят в содержание материальной и духовной культуры. Достаточ­но назвать открытия М. В. Ломоносова и Д. И. Менделее­ва, И. П. Павлова и С. П. Королева, Н. М. Карамзина и В. О. Ключевского, чтобы подтвердить характеристику на­уки как авторитетной культурной силы. Неотъемлемой час­тью культуры является образование, содержание и формы которого складываются под сильным влиянием науки.

Рассматриваемая функция нередко трактуется как куль­турно-мировоззренческая. Как вы уже знаете, мировоззре­ние представляет собой интегрированную систему философ­ских, естественно-научных, экономических, социальных, политических и других идей, взглядов, определяющую от­ношение человека к миру.

Фундаментальные научные открытия обогащают содер­жание названных идей, взглядов. Благодаря этому совер­шенствуется понимание сущности окружающего мира, поло­жения и назначения человека в мире. Подчеркивая значение этой функции, ученые утверждают: «То, что дей­ствительно делает науку великой, заключается в том, что она объясняет мир».

Социальная функция реализуется по нескольким направ­лениям. Во-первых, исходя из возрастания роли личности, углубленно исследуются жизнь и деятельность человека, пу­ти достижения наиболее благоприятных условий для разви­тия способностей, продуктивных интересов индивида. Великий российский ученый В. И. Вернадский особо вы­делял «науки о духовном творчестве человеческой личности в ее социальной обстановке, науки о мозге и органах чувств, проблемах психологии или логики…».

Во-вторых, наука непосредственно включается в процес­сы социального развития и управления ими. Так, данные науки привлекают при решении экологических проблем, разработке концепций, программ, планов, прогнозов хо­зяйственного и социального развития, при формулировании законодательных актов.

В-третьих, наука помогает определять пути и способы практического использования добытых знаний. Эта способ­ность науки по мере укрепления ее связи с техникой стала рассматриваться в качестве самостоятельной функции. Ее ученые характеризуют как превращение науки в производи тельную силу общества. Раньше техника и производство часто опережали науку, давая ей готовый материал для ана­лиза и обобщения, ставили перед наукой задачи, в решении которых заинтересована практика. Превращение науки в производительную силу опиралось на опережающее разви тие науки. Наука не только отвечала на запросы производ-

ства, но и стала фундаментом для развития его современ­ных отраслей. Глубокие и широкие научные исследования определяют пути совершенствования техники.

БОЛЬШАЯ НАУКА

С превращением науки в непосредственную производи­тельную силу связан переход от «малой науки» к «большой науке», становящейся ведущим фактором развития общест­венного производства.

Вошедший в мировой обиход термин «большая наука» ученые характеризуют как новую обширную сферу научной и научно-технической деятельности, теоретических и при­кладных исследований и разработок. Массовый характер приобретает привлечение ученых в производственные лабо­ратории и конструкторские отделы предприятий и фирм, где они решают конкретные задачи, диктуемые потреб­ностями времени. Эти потребности являются постоянным источником новых идей, указывающих пути научно-техни­ческого прогресса (НТП) — единого, взаимообусловленного поступательного развития науки и техники.

Приведем некоторые данные, характеризующие совре­менную науку. В начале XX в. в мире было 100 тыс., а в конце века — свыше 5 млн научных работников. Такие вы­сокие темпы привели к тому, что около 90% всех ученых, когда-либо живших на Земле, являются нашими современ­никами.

Мировая научная информация в XX в. удваивалась за 10—15 лет, постоянно издается несколько сотен тысяч жур­налов (около 10 тыс. в 1900 г.), 90% всех предметов, соз­данных человеком и окружающих нас, придуманы в XX в. Объем мирового промышленного производства в конце XX в. был в 20 раз выше, чем в начале века.

В рамках «большой науки» оформилась классическая схема перехода от идеи до конечного продукта, от появле­ния нового знания до его практического использования. Эта схема такова: фундаментальная наука — прикладная наука — опытно-конструкторские разработки. Затем новый продукт внедряется в массовое производство. Так наука наряду с генерированием новых знаний стала генерировать новые технологии. Принцип единства истины и пользы по­лучил дальнейшее развитие.

Наибольшую значимость приобретают исследования, на­правленные на обеспечение инновационного развития. Инновация — это нововведение, т. е. создание, использова­ние и распространение новых средств, продуктов, процессов: технических, экономических, культурных, организацион­ных.

Приведем некоторые примеры исследовательских реше­ний важных проблем постиндустриального общества. Открытия в электронике, оптике, химии позволили создать и развить мощнейшую систему печатных и электронных средств массовой информации, оказывающих глубочайшее воздействие (позитивное и негативное) на умы и чувства личности, на жизнь человечества.

Сравнительно недавно слово «лазер» мало кто знал. Но после открытий, сделанных лауреатами Нобелевской пре­мии А. М. Прохоровым и Н. Г. Басовым, оно стало извест­но многим. Разработка проблем, связанных с лазером, его многообразным применением в биологии, астрономии, сред­ствах связи и других сферах, потребовала перехода на со­вершенно новые технологии, которые прежде не существо­вали ни в одной стране мира.

Содружество фундаментальных, прикладных наук и про­изводства обеспечило успех таких крупнейших инноваций, как атомная энергетика, космонавтика, создание электрон­но-вычислительных машин, информатика.

Исследования ученых дают основание выделить, кроме функций, наиболее общезначимые черты современной на­уки. Одной из них, по оценкам ряда ученых, стала все охватностъ науки. «Наука, — говорил естествоиспытатель, член Петербургской академии наук К. М. Бэр, — вечна в своем источнике, не ограничена в своей деятельности ни временем, ни пространством, неизмерима по своему объему, бесконечна по своей задаче». Нет такой области, которая могла бы на длительное время отгородиться от нее. Все, что происходит в мире, подвластно наблюдению, рассмотрению, исследованию. Это положение, по мнению других ученых, имеет ограничения. Вторжение науки в ряд областей может вызвать негативные последствия. Сюда можно отнести по­пытки клонирования человека, ряд исследований в области биотехнологий. Поэтому, считают сторонники этой точки зрения, на некоторые направления научных поисков должен быть наложен запрет.

Другая черта науки — она принципиально не завершена. Осознание незавершенности науки способствует появлению различных научных школ, гласной и негласной конкурент­ной борьбе за эффективное и быстрое проведение исследова­ний.

Продуктивное развитие науки требует оптимального со­четания индивидуального поиска и деятельности крупных творческих коллективов. Новые фундаментальные проблемы нередко решались в одиночку крупными учеными (напри­мер, теория относительности А. Эйнштейна), а иногда и не­большой группой исследователей. Здесь особенно важна инициатива ученого, его озарение. Поиск нового, соединен-

ный с талантом, — важный фактор продвижения в науке. Но подавляющее большинство научных исследований совре­менной эпохи требует организации больших коллективов и вдумчивой координации исследований, а также наличия оборудования, созданного на основе высоких технологий.

Современная наука дифференцированна. Она насчиты­вает около 15 тыс. дисциплин. Это объясняется многообра­зием явлений изучаемого наукой реального мира, ростом информации, специализацией ученых по сужающимся ис­следовательским областям. Дифференциация научного зна­ния должна сочетаться с его интеграцией. «Растекание реки знаний неизбежно, — писал отечественный ученый, академик Н. Н. Моисеев, — оно диктуется необходимостью высокого профессионализма, детальных знаний… но в не меньшей степени нужны и интеграционные исследования, поскольку необходим комплексный разноплановый анализ, опирающийся на данные различных наук, требующий син­теза знаний».

В минувшем веке отечественная наука заняла лидирую­щие позиции в мире по ряду ведущих направлений: косми­ческие исследования, квантовая физика, математика и др.

В последние десятилетия российская наука испытывает значительные трудности: недостаточное финансирование, ус­таревшее оборудование, низкая оплата труда ученых, отток кадров в зарубежные страны. Предприниматели, государст­венные структуры не обеспечивают быстрого и эффективно­го использования новейших инновационных разработок рос­сийских ученых. Все это ведет к тому, что Россия в сфере мировой науки утрачивает ранее завоеванные позиции. Пре­одоление этих трудностей — ближайшая задача государст­ва, коллективов ученых и общества в целом. Главное — по­высить эффективность науки, усилить ее роль в создании инновационных продуктов, координировать деятельность научных учреждений и вузов, увеличить финансирова­ние науки, обеспечить существенное повышение зарплаты ученых, создать благоприятные условия для привлечения молодежи в науку. Полезно сблизить интересы бизнеса и прикладной науки: наука должна удовлетворять производ­ственные запросы крупных фирм, а они — пополнять ее бюджет.

Современное общественное развитие свидетельствует о том, что наука формирует перспективные направления раз­вития цивилизации и концентрирует на них собственные силы. Свидетельство тому — переход к постиндустриально­му, информационному обществу, который был бы невозмо­жен без новейших научных достижений.

11-Л Н Боголюбов, 11 кл

ЭТИКА НАУКИ

Этика ученых, науки складывается на основе вечных ценностей, ориентации на общее благо; профессионально специфических научных норм; понимания свободы и соци­альной ответственности ученых в условиях возрастания ро­ли науки во всех сферах жизни, в решении глобальных про­блем. С древности ученые не только проявляли интерес к проблемам морали, но и часто своими жизненными взгляда­ми, поступками формировали моральные нормы, как собст­венные, так и научного сообщества.

Справедливая заповедь «Не навреди!», провозглашенная отцом медицины Гиппократом около 2,5 тыс. лет тому на­зад, была, вероятно, первым профессиональным моральным обязательством ученого, в котором лаконично охарактеризо­вана его ответственность перед человечеством.

Экономист Адам Смит был и автором книги «Теория нравственных чувств», в которой назвал совесть вершителем всех наших действий.

Сплав высоких моральных категорий — добра и совес­ти — образовал новое качество — добросовестность, ставшее одним из первейших требований к научному труду. Добросовестность проявляется:

— в тщательном продумывании и безукоризненно точном
проведении всех этапов исследований;

— в доказательности новых научных знаний, в их неод­
нократной проверке;

— в научной честности и объективности, в стремлении к
истине; ученый не может считаться ни со своими симпа­
тиями и антипатиями, ни с какими-то другими обстоятель­
ствами (вспомните изречение Аристотеля: «Платон мне
друг, но истина дороже»);

— в том, чтобы не вводить в науку скороспелые, необос­
нованные новации.

Уважение к творцам науки прошлого, опора в своей
деятельности на полученные ими результаты — норма вы­
работанной учеными этики. И. Ньютон говорил, что все его
научные достижения были сделаны благодаря тому, что он
стоял на плечах гигантов — своих предшественников.
| «Наука должна быть самым возвышенным воплоще-
f нием отечества, ибо из всех народов первым будет все-
| гда тот, который опередит других в области мысли и
> умственной деятельности».
I Л. Пастер (1822—1895),французский микробиолог

Выдающиеся достижения большой науки XX— начала XXI в. привели к возрастанию как гуманизирующего влияния науки, так и социальной ответственности ученых за их деяния. Научно-технический прогресс не только обо-

гащает мир открытиями, но и опасен бедами, так как не­редко плоды научных открытий могут нанести людям вред. Так, НТП — одна из главных причин экологического кри­зиса, а развитие некоторых отраслей военного производства опасно для жизни людей. К чести ученых, они первыми не только выразили тревогу, но и активно включились в про­фессиональные и массовые экологические движения, пер­выми заговорили о необходимости прекращения гонки вооружений и об опасности термоядерной катастрофы. Социальная ответственность, активная позиция в защите че­ловека и планеты — неотъемлемая часть этики науки. Российский ученый-биохимик В. А. Энгельгардт писал: «В случае глобальных проблем, кризисов ученым не раз придется обращаться к своей совести, призывать чувство от­ветственности, чтобы найти правильный путь преодоления возникших угроз».

В наступившем XXI веке особенно значима социальная ответственность ученых, призванных предвидеть последст­вия практического использования достижений науки. Ученые могут раньше других и наиболее аргументированно противо­стоять возможным опасностям. Для этого в эпоху глобализ­ма и растущей универсальности науки нужны совместные действия ученых мира, необходима, как писал В. И. Вернад­ский, «совокупность общечеловеческих действий».

■■Основные понятия:наука, этика науки.

■■Термины: «большая наука», инновации.

Проверьте себя

1) Что такое наука? Почему ее характеризуют как двой­ную ценность? 2) Каковы функции науки, в чем они проявляются? 3) Каковы признаки науки как социального института? 4) Когда и почему возникла «большая наука», чем она отличается от предшествующих этапов развития на­уки? 5) В чем состоит незавершенность науки? 6) Почему для развития науки необходимо сочетание индивидуального творчества и деятельности крупных научных коллективов? 7) Каковы основные положения этики ученых? 8) В чем со­стоит социальная ответственность ученых, чем объясняется возрастание роли науки в современном обществе?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Охарактеризуйте сущность науки, пути ее связи с об­
ществом.

2. Как вы понимаете слова английского ученого А. Тойн-
би о том, что «сознание — мать технологии», наука и тех­
нология «обручились друг с другом и шагают вместе»?
Когда и как, по вашим представлениям, проходило это «об­
ручение», в чем сегодня его сущность и значение?

11*

3. Аргументированно, с приведением примеров докажите
взаимосвязь, взаимопроникновение различных функций на­
уки.

4. Ученые утверждают: наука и техника в XX столетии
стали подлинными локомотивами истории. Согласны ли вы
с этим утверждением?

5. В чем заключается влияние науки на развитие произ­
водства, культуры?

6. Привлекая свои знания по химии и биологии,
объясните, как эти науки влияют не совершенствование
сельскохозяйственного производства.

7. Исходя из имеющихся у вас знаний, анализа явлений
повседневной жизни, определите, в чем состоят трудности в
развитии современной российской науки и как их можно
преодолеть.

8. Какие, на ваш взгляд, отрасли науки получат наиболь­
шее развитие в первой половине XXI в.? Свое мнение аргу­
ментируйте.

Поработайте с источником

Прочтите фрагмент статьи современного отечественного философа В. Ж. Келле.

Постиндустриальная наука XXI в. — величайшее дости­жение человеческого интеллекта, которое способно и возне­сти человечество к новым вершинам, и погубить его. Но как повернется ход событий, зависит от человека, от общества, а не от науки.

Будем надеяться, что в новом столетии возобладает ра­зум, а не безумие, гуманность, а не взаимная ненависть, наука, а не обскурантизм.

Применительно к отечественной науке можно сказать только одно: еще не все потеряно. Но время не ждет. Стратегический выбор Президентом сделан: Россия отверга­ет «сырьевой» путь и вступает на инновационный, а под­держка фундаментальной науки наконец-то объявлена госу­дарственным приоритетом. Теперь страна стоит перед другой альтернативой: или эта стратегия станет основой реальной политики государства, будет создана и станет эффективно действовать национальная инновационная сис­тема, и начнется преобразование производства на основе вы­соких технологий со всеми вытекающими отсюда экономи­ческими и социальными последствиями, или стратегический выбор останется лишь на бумаге, а российская наука не только не перейдет к производству новых технологий, но, напротив, начнет постепенно угасать, как сфера познава­тельной деятельности.

Будем надеяться, что этого не произойдет. Конечно, ос­лаб экономический и научно-технический потенциал стра-

ны. Но и теперь она начинает не с нуля. Имеются опреде­ленная индустриальная база, развитая система образования, фундаментальная наука, культура с ее великолепными тра­дициями. Все эти институты поддерживают человеческий потенциал России — духовный и интеллектуальный.

Несмотря на эмиграцию, утечку умов, страна располага­ет высококвалифицированными кадрами специалистов, про­фессионалов в самых различных областях деятельности. Не секрет, что Россия обладает и мощным творческим потенци­алом. Нельзя также сбрасывать со счетов и тот факт, что народ получил свободу, страна стала открытой. Все это да­ет основание полагать, что Россия справится со своими не­дугами, болезнями, проявлениями социальной деградации, что будет расти не число самоубийств, а рождаемость, сни­жаться не жизненный уровень, а уровень преступности. В прошлом наша родина не раз с достоинством выходила из очень тяжелых ситуаций, безусловно, она сумеет подняться и сегодня, если у нее хватит силы, ума, воли, таланта, ак­тивности, чтобы двигаться по пути инновационного разви­тия.

Келле В. Ж. От производства знаний к производству технологий// Вызов познанию: стратегии развития науки в современном мире. — М., 2004. — С. 84.

ШИН Вопросы и задания к источнику. 1) Опираясь на свой жизнен­ный опыт, знания по различным предметам, приведите аргументы в поддержку положения о том, что современная наука — величай­шее достижение человеческого интеллекта. 2) Раскройте на кон­кретных примерах утверждение, что наука способна и вознести человека к новым вершинам, и погубить его. 3) Что такое иннова­ционное развитие, национальная инновационная система, в чем состоит их роль в преобразовании производства на основе высоких технологий? 4) Почему поддержка фундаментальной науки являет­ся государственным приоритетом? Как это сегодня реализуется в России? 5) Как вы понимаете утверждение о том, что Россия сде­лала свой стратегический выбор, страна отвергла развитие по «сырьевому» пути и выбрала инновационный? 6) В чем заключа­ется человеческий потенциал России? В чем проявляется его вли­яние на экономику, науку, производство? 7) Как вы думаете, на чем основана высказанная в документе надежда на торжество разума и гуманности, на то, что Россия справится со своими не­дугами?

§ 32. Образование

Вспомните:

что такое постиндустриальное, информационное общест­во? В чем состоит деятельность в сфере духовной куль­туры? В чем заключаются сущность науки и ее функ­ции?

Подходит к концу ваше обучение по программе общего среднего образования. Вы освоили систему знаний, со­ставляющую основы естественных и гуманитарных наук, накопили личный опыт. Сегодня вы избираете дальнейший жизненный путь. Рассмотрим одну из существенных про­блем нашего времени — проблему соотношения личности, общества и образования. В центре проблемы — противоре­чие между интересами современного человека, общественны­ми запросами и целями, содержанием образования. Суть противоречия — отставание образования от потребностей личности и динамично развивающегося общества.

Образование как социальный институт отвечает потреб­ностям личности и общества в приобретении знаний; является системой учреждений, обладающей материальны­ми средствами, коммуникациями; выполняет в соответствии с нормативными актами функции передачи социального опыта, включения индивида в различные сферы жизне­деятельности общества, приобщения его к культуре. Школа несет ответственность перед обществом и государством за до­ступность, качество образования, его соответствие современ­ным научным воззрениям.

Дата добавления: 2016-01-20; просмотров: 385;

>5. Социокультурные ориентиры науки

5.1. Истина и польза

Наука – это технология производства знаний о мире. Как и во время производства, так и в науке необходимо обеспечивать качество производимой продукции. Истина – главная качественная характеристика, которой должна обладать научная продукция и которую наука обязана обеспечить всеми имеющимися у нее средствами. Для ученого истина есть величайшая ценность, к которой он стремится в своей работе.

Достижение истины может быть страстью, высшей целью, императивом всей жизни ученого. Но истина как таковая не есть безусловная ценность в отличие, например, от добра и прекрасного.

Истина может быть носительницей ценности, но в отличие от добра и прекрасного она не является самой ценностью. Истина может иметь ценность, а может и не иметь.

В повседневной жизни для человека истина может быть как ценностью, так и ценностью или антиценностью, она может расцениваться как полезная или как вредная. Бывает, что человек не хочет ее знать. Цель. Может быть как ее открытие, так и сокрытие – утаивание или искажение (например, дезинформация врага).

Отдельной личности может быть интересно все, что угодно. Ученый может посвятить всю свою жизнь изучению бактерий или галактик, древних рукописей или тeкущей рыночной конъюнктуры, средств лечения насморка или способов создания смертоносного оружия сверх разрушительной силы. Но любое научное исследование требует затрат времени и средств. И когда за «чистую» научную истину приходится платить слишком дорогую цену, число искателей ее уменьшается – хотя бы просто потому, что цена оказывается им «не по зубам»: не хватает средств на ее поиск.

Общество (народ, государство, та или иная социальная группа) проявляет заинтересованность только в тех истинах, которые считает в каком-то отношении нужными и чем-то полезными, а к прочим относится безразлично иди даже выступает против их признания, если считает, что это принесет вред, общество не станет идти на затраты, если они не обещают ему ничего, кроме истины. Истинное, но не нужное, не интересное никому знание просто не находит потребителей, готовых заплатить за труд по его добыче.

В прошлом, в эпоху «преднауки» (до XVI в.) научные занятия были в основном частным делом достаточно богатых людей, которые были в состоянии обходиться имеющимися в их личном распоряжении ресурсами. Античные философы, за редким исключением (таким исключением были софисты, зарабатывавшие на жизнь учительством), даже считали зазорным получить деньги за свою деятельность. Средневековые ученые-схоласты были большей частью монахами и священниками, и церковь готова была их содержать постольку, поскольку они занимались богословием и религиозным образованием. Наука, понимаемая тогда, как часть философии и теологии, была культурной формой, адепты которой увлекались ею, главным образом, ради собственного удовольствия – что-то вроде интеллектуальной игры.

Научная революция XVI-XVII вв. не только преобразовала содержание науки, но и сделала невозможным ее дальнейший рост в форме чисто «любительского» дела. Становясь на твердую почву эксперимента, наука начинает требовать все больше затрат на свое развитие. Ей нужны ученые-профессионалы, и притом во все большем числе. Ей необходимы средства для лабораторий и лабораторного оборудования, музеев, библиотек и т. п. Наука, таким образом, становится областью труда, которая уже не может существовать как частное дело одиночек-любителей. Она требует поддержки со стороны общества и государства.

Но получить такую материальную поддержку наука может, лишь доказывая свою полезность для общества. Поэтому происходит сдвиг в социокультурных ориентирах науки: перед учеными рядом с задачей поиска истины встает задача служения общественной пользе.

«Чистая» истина остается внутринаучной ценностью, но право ученого на стремление к ней обосновывается вненаучной, общественной ценностью полезных результатов, которые может дать познание истины.

В классический период развития науки ученые считают практическое применение результатов науки желательным, но не обязательным следствием своих исследований. Но чем явственнее наука проявляет свою способность быть полезной, особенно для развития промышленной техники, тем больше общество требует от нее продвижения в этом направлении. Прикладные исследования и разработки получают со стороны государства и промышленников гораздо более щедрую поддержку, чем фундаментальная наука. Если в сознании научного сообщества главным ориентиром науки должен быть поиск истины, а польза – лишь «побочное» следствие этого поиска, то в общественном сознании наоборот – научная истина ставится на службу пользе. Для ученых на первом плане «» науки, а для общества – ее «пло». Между наукой и обществом «пробегает черная кошка».

Отмеченное противоречие постепенно проникает и в научное сообщество. Затрагивая мотивы научной деятельности, оно становится источником конфликтов среди ученых. Одними движут идеалы бескорыстного и беззаветного «служения истине», свободного от всякой мирской суеты и меркантильных соображений, а другими идеалы не менее благородного «служения пользе», ориентированного на благо людей. А нередко сталкиваются и не столь возвышенные мотивы: у одних – честолюбие и узкопрофессиональный интерес к своему делу, у других – стремление заработать на чем угодно, лишь бы за это побольше платили. Оба мотива иногда приводят к полному равнодушию и даже бесчеловечно жестокому отношению к людям, которые приносятся в жертву «прогрессу науки».

Адепты «чистой» науки стремятся повлиять на общественное мнение, доказывая, что фундаментальные исследования тоже социально полезны. И не только в том смысле, что содействуют общему росту знаний, развитию мировоззрения и культуры. Они нужны, в конечном счете, такие и в практически-утилитарных целях, ибо они, хотя непосредственно и не приносят немедленной пользы, но обеспечивают научный задел, на котором далее базируются прикладные исследования и разработки.

Однако напряженность между наукой и обществом не так-то легко снять. Эта напряженность сохраняется в постклассический период развития науки, а в наше время даже усиливается в связи с ростом дороговизны фундаментальных исследований.

Как заметил еще Ф. Бэкон, «развитие наук и вознаграждение зависят не от одних и тех же людей. Ведь приращение наук совершается, как бы то ни было, большими талантами, а плата и вознаграждение за науки зависит от толпы или от знатных мужей, которые за редкими исключениями едва ли достигли средней учености. Мало того, успехи этого рода лишены вознаграждения и благоволения людей, но даже и народной похвалы. Ибо они лежат выше понимания преобладающей части людей, и ветер общего мнения легко опрокидывает их и погашает их» (Бэкон Ф. Новый органон // соч.: в 2 т. Т.2. М., 1978, с. 53-54).

В настоящее время общественные затраты на науку распределяются между фундаментальными исследованиями, прикладными исследованиями и разработками в пропорции 1: 10:100 соответственно. Примерно в той же пропорции находится и численность кадров науки, занятых в этих областях. То есть поиск «чистой» научной истины обходится обществу в 100 раз дешевле, чем получение непосредственно практически полезных результатов науки. Таким образом, основная масса работников современной «большой науки» и выделяемых на нее средств сосредоточено на утилитарности направления ее развития. Это значит, что в ее социокультурной ориентации принцип «служения пользе» имеет приоритет над принципом «служения истине».

Сущность истины в философии

Истина – весьма абстрактное и относительное понятие. Ученый, верующий или простой обыватель в понятие истины всегда дополнительно вкладывает свой особый смысл. В гуманитарных науках, например, в философии у истины может быть такое определение: истина – верное отражение объективной действительности в сознании человека, воспроизведение её такой, какой она существует сама по себе, вне и независимо от человека и его сознания. В религиоведении истину можно рассматривать как один из главных элементов какой-либо религиозной концепции. То есть, каждая религия толкует истину по-своему. В естественных науках свое понимание истины: истина – проверяемое утверждение. Из выше изложенного следует, понятие истины – субъективно.
Но. Так или иначе, существует некоторое общее понятие истины, так называемая абсолютная истина, которая, как бы, является общей основой для всех. Ее смысл может быть следующий: абсолютная истина есть такое знание, которое полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. В науке и философии это может быть такое знание, которое способно ответить на любой вопрос природы и человека. В религии истиной может быть некоторое божественное знание, который является мерилом всех вещей и ее откровения, при определенном толковании, могут так же ответить на любой вопрос природы и человека. Однако, сформулированное выше понятие абсолютной истины это только свойство самой этой абсолютной истины, какова истина и что она из себя представляет в действительности – ответа нет. И неизвестно, достижимо ли, вообще, познание абсолютной истины как таковой…
Может быть, истина – это некоторая абстракция, возникшая в ходе духовного развития человечества, и в объективной действительности никакой истины нет и быть не может?! Допустим, что можно так предположить: существование истины – плод нашего абстрактного мышления. Но все равно, понятие истины и ее поиск возникает, как бы, естественным образом, и источником ее возникновения являются фундаментальные вопросы бытия человека, на которые он не в состоянии дать вразумительный ответ. Человек не может дать ответ на такие вопросы: зачем он живет в мире, каков глубинный смысл существования человеческой цивилизации и природы, что будет после смерти… Если даже попытаться ответить на такие вопросы с позиции чистой науки, в стиле, человек это высокоорганизованная материя и его смысл существования описывается законами биологии и эволюции. А существование и развитие Вселенной полностью описывается законами астрофизики. Все равно на более глубоком уровне рассмотрения возникают новые вопросы: а почему возникла материя, каков ее смысл, почему и зачем существует человек, и т.д. и т.п. Вот тут опять возникают эти самые фундаментально неразрешимые вопросы. Получается, при ответе на одни вопросы, возникает ряд других более сложных вопросов. И получается как бы глубоко мы не “копали” вновь и вновь приходится давать ответы на новые возникающие вопросы. И есть чувство, что, не смотря на успехи науки мы так и не получили ответа на самые сокровенные вопросы бытия. Вот отсюда и следует смысл истины как абсолютного знания, которое должно дать ответит на все то, что мы понять не в состоянии. Поэтому поиски и рассуждения об истине не прекращаются, несмотря на возможную и кажущуюся ее недостижимость.
Наверно, поиск истины и убежденность в том, что она есть и может дать ответ на все вопросы исходит из свойства человеческого разума, стремящегося к полноте познания. Так устроен человеческий разум, он знает, что если есть вопросы, то на них обязательно должны быть ответы, а значит, существует и абсолютное знание с обретением которого, эти вопросы легко могут быть разрешимы раз и навсегда.

В чем смысл жизни?

Каждый человек задается мыслью, для чего я живу на Земле? И пытается понять, в чем смысл человеческой жизни.
Многие тысячи лет человечество пыталось дать ответ на вопрос в чем смысл жизни?
Смысл жизни заключается в следующем: каждый человек в Земной жизни должен выполнить программу, заложенную в него Богом. Программы у всех людей разные, поэтому смысл жизни у всех разный.
Человек пришел в этот мир, чтобы познавать, улучшать и совершенствовать его. В этом его предназначение. И кроме того человек должен обогатиться душевно, то есть совершенствовать свое духовное развитие.
У каждого в Земной жизни своя дорога — одному уготовано стать царем или президентом, другой добьется большого успеха, как ученый, третий станет великим писателем, четвертый врачом, кто-то станет богатым, а кто-то останется на грани выживания и т. д.
Всем людям хочется обрести семейное счастье, познать настоящую любовь, иметь вокруг себя преданных друзей. Человек хозяин своей судьбы, кузнец своего счастья. И каждый из нас, ежедневно, ежечасно, ежеминутно вынужден принимать те или иные решения, которые меняют его судьбу в ту или иную сторону. Цель жизни каждого человека сделать как можно больше добрых дел и постараться уберечься от черных дел. Кому-то нужно много денег, кому-то семья, кому-то власть. Беда в том, что большинство людей, хотят для счастья материальные блага, и лишь единицы задумываются о духовном росте и совершенстве.
Человек должен понять, что он не возьмет с собой в могилу все то, чем он так дорожит на Земле, зато возьмет все то, что воспитает в себе, что сделает его лучше.Смысл человеческой жизни заключается в том, чтобы дарить любовь, добро и душевное тепло, а взамен получать радость, улыбки и человеческую благодарность. Надо быть терпимее и добрее к окружающим, любить этот мир, наслаждаться каждым прожитым днем и для того, чтобы быть счастливым отдавай столько, сколько получаешь и давай что-то, чтобы получить.
Материальный мир нам дан для развития. А мы его используем для наслаждения, удовлетворяя свои желания и инстинкты и не развивая человеческие качества.
Оглянитесь вокруг. Жизнь прекрасна. Полюбите всех и все живое. Главная защита для человека — это доброта души. И главная его задача никому не причинять зла, ни прямо, ни косвенно, только счастье.
Все материальное, что окружает вас-это иллюзия, это лишь условия для жизни Вашего материального тела, и все они вместе с телом однажды обратятся в прах.
Человек должен прожить свою жизнь достойно. Учитесь из всего извлекать пользу и жизненный опыт, и тогда вы поймете для чего вы живете на Земле.
Я считаю, что человек должен знать, что вся жизнь это суета, что все трудности это лишь испытания которые люди должны выдержать с достоинством. Нужно больше считать, задумываться над происходящими событиями. Я думаю, что человек должен занимать правильную активную позицию в жизни, нужно быть великодушным к людям и прежде чем кого – то винить в чем – то, надо начинать с себя. Каждый человек сам решает, как ему жить. Поэтому мне бы хотелось, чтобы в сегодняшней жизни как можноменьше было зла, горя, насилия, чтобы люди изменились и имели высокую духовность, берегли и улучшали эту жизнь. Чтобы наша жизнь стала лучше, надо чтобы у наших людей появилась реальная цель в жизни, цель с которой люди будут идти всю свою жизнь.
И все-таки я считаю, что смысл человеческой жизни у каждого человека свой и ни мне судить о других людях, как человек считает нужным прожить свою жизнь, так он её и проживет. Но, если вы вложите в свою душу любовь, доброту, знания, то вы обретёте то ценное, ради чего следует жить. Вы получите такое моральное удовлетворение, которое заменит вам все материальные блага. Будьте добрей, умней, бескорыстней и у вас будет всё на этой земле.

Истина. 6 или 9?

От угла взгляда зависит то, что мы увидим. Шестёрку или девятку. При чём в большинстве случаев наше мнение будет однозначным, если мы будем видеть цифру лишь с одной стороны. Более того, мы даже не предполагаем, что у одного и того же предмета может быть другое значение\название\признаки качества. Вы же, увидев 6, не задумываетесь над тем, что это может быть 9. Однако, когда мы владеем информацией о предмете, мы не удивляемся тому, что девятка может быть одновременно и шестёркой. Равно, как монета имеет «орла» и «решку» одновременно.

В чём суть истины?

Это лишь самый наглядный пример, и он утрирован конечно, дабы показать суть вопроса. Хочу поделиться с вами одной интересной притчей. Она хорошо раскрывает смысл данной темы, и показывает, насколько важно для нашего общества понимание того, что такое истина и какое место она занимает в социуме.

Китайская притча о правоте

Как-то раз двое монахов гуляли по саду даосского монастыря. Вдруг один из них увидел на их пути ползущую по земле улитку. Второй монах, его духовный брат, по недосмотру чуть было не раздавил ее, но первый монах вовремя его остановил.

Он нагнулся и поднял животное. “Смотри, мы чуть не убили эту улитку. А ведь это животное представляет жизнь и через нее Дао, которому надо следовать. Эта улитка должна жить и продолжать циклы реинкарнации”. И он осторожно выпустил улитку в траву. “Глупец! — рассердился другой монах. — Спасая эту никчемную улитку, ты подвергаешь угрозе грядки с салатом, которые выращивает наш садовник. Ради спасения жизни какой-то улитки ты уничтожаешь труды одного из наших братьев”.

За их спором с любопытством наблюдал третий монах, который оказался поблизости. И поскольку они не могли прийти к согласию, первый монах предложил: “Давай обратимся с этим вопросом к нашему настоятелю, он мудрый, пусть он и решит, кто из нас прав”, — и они отправились к настоятелю, с ними отправился и третий, которого заинтересовал этот спор.

Первый монах рассказал, как он спас священную жизнь, которая вмещает тысячи будущих или минувших существований. Настоятель слушал, кивая головой, потом объявил: “Ты прав, так и надо было поступить”. Второй монах возмутился. “Как же так? Разве хорошо спасти улитку, которая обгладывает овощи? Улитку надо было раздавить и спасти огород, который каждый день дает нам вкусную пищу!” Настоятель выслушал, кивая головой и сказал: “Это верно. Так и надо было поступить. Ты прав”.

Тогда третий монах, который до сих пор молчал возмутился: “Но их точки зрения противоположны! Разве оба они могут быть правы?” Настоятель долго смотрел на него. Потом покачал головой и сказал: “Это верно. И ты тоже прав”.

Каждый монах имеет своё мнение, у обоих своя точка зрения. И каждый из них прав. И это несмотря на то, что они все ведут примерно похожий образ жизни, и наверняка имеют примерно похожие жизненные ценности, исповедуют одну религию и т.д., но всё же имеют свою отличную от друг друга правоту.

Истина сама себя защищает. (с) Цицерон Марк Туллий.

Что это значит? Как понять тогда, что такое истина, как познать её, если любой возможный вариант ответа на любой вопрос и есть истина? Исходя из цитаты (Вы с ней можете соглашаться, можете не соглашаться, это Ваше право, но сути это не изменит), можно сделать такой вывод.

Истина одна, но истина неоднозначна.

Дело в том, что смысл и суть истины заключается в её многогранности. Нашу жизнь нельзя упаковать в рамки математической точности и конкретики. Любой философский, психологический, мистический и другой вопрос, относящийся к нематериальной реальности, имеет множество граней, значений, однако не перестаёт быть собой.

Почему же это так важно для развития нашего общества? Один из самых простых примеров — юношеский максимализм. Когда подросток не желает принимать ничего, кроме того, что ему интересно в данный момент. Когда увлечение какой-то одной субкультурой влечёт за собой отрицание всех остальных с жёстким конфликтным негативом в адрес тех, кто «на другой стороне».

Я помню лет 15 назад мы с друзьями стали увлекаться рок-музыкой. При этом ругали попсу, рэп, а так же не скрывали своего негативного настроя по отношению к сверстникам, слушающих другую музыку. Конечно мы этим переболели и поняли, что неважно, какую музыку слушает человек, важен сам человек. Более того, мы и сами стали находить что-то хорошее в той музыке, которую когда-то не любили. И теперь например я очень люблю и классику и блюз (хотя когда-то считал эту музыку скучной), слушаю и рэп, и поп и т.д., и нахожу в каждом стиле что-то хорошее, НО (!) я не отказался от рока! Навсегда эта музыка будет для меня самой любимой. Просто со временем я понял, что никто не запрещает мне слушать и наслаждаться разной музыкой.

К тому же мнению я пришёл и в вопросе о вере. Да, я православный и верю в Христа, но это ничуть не мешает мне допускать возможность того, что вселенная появилась из-за Большого взрыва, как я могу утверждать в этом вопросе что-то конкретное, если нет единственного верного факта, который исключил бы все остальные версии? Эту тему я развивал в другой статье (Причина верить), тут мы не будем отходить от основного вопроса.

К сожалению замечаю, что многие взрослые солидные люди напоминают как раз тех подростков, которые не хотят даже слышать ничего, что идёт в разрез с их мировоззрением. Принимают в штыки даже не разобравшись в сути.

Важно понимать, что никто не может отобрать у Вас Ваш взгляд на некоторый вопрос. Не менее важно и то, что в нашем обществе должна быть свобода мнения, и другой человек так же имеет право на свой, отличный от Вашего, взгляд на определённую проблему, ситуацию.

У нас не будет здорового цивилизованного общества, крепких семей, воспитанных детей до тех пор, пока мы не научимся уважать чужую точку зрения. А уважать её возможно лишь в том случае, если человек может допустить, что позиция оппонента может быть так же верна, как и его собственная, сохраняя при этом индивидуальное мнение.

Я считаю, что суть истины в её неоднозначности и многогранности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *